Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита – анализ, описание

Ершалаимские главы. Краткое содержание

Глава 2. Понтий Пилат

Во дворец Ирода Великого к прокуратору Иудеи Понтию Пилату приводят на допрос Иешуа Га — Ноцри. Иудейский Синедрион вынес ему смертный приговор, который должен утвердить Пилат, наместник римского кесаря в Иудее.

Во время допроса Пилат проникается симпатией к арестованному, который считает всех людей добрыми. Он смог таинственным образом помочь прокуратору, сняв жестокий приступ гемикрании, при котором болит полголовы.

Понтий Пилат решает, что Га- Ноцри — бродячий философ, который вовсе не подбивал народ на всякие беспорядки. Он хочет спасти Иешуа, объявив, что тот душевнобольной, и при этом поместив его в свою резиденцию в Кесарии Стратоновой.

Однако Понтию Пилату подают документ, свидетельствующий, что Иешуа произносил такие речи, которые должны быть квалифицированы как направленные против власти римского кесаря. Понтий Пилат пытается втайне от записывающего все секретаря подсказать Иешуа, чтобы тот скрыл этот факт.

Однако арестованный полагает, что правду говорить легко и приятно. Он говорит, что человечество перейдет в царство истины, когда не будет никакой власти человека над человеком. Понтий Пилат, как наместник власти кесаря, должен осудить Иешуа Га-Ноцри.

Однако он хочет спасти полюбившегося ему философа, пытаясь заставить первосвященника Каифу, президента иудейского Синедриона, помиловать Иешуа. На казнь осуждены четыре человека, и одного из них в честь праздника Пасхи Синедрион должен отпустить.

Однако все оказывается напрасным — на Каифу не действуют даже угрозы. Он говорит, что Синедрион планирует отпустить Вар-раввана. Понтий Пилат выходит на помост перед всей ершалаимской толпой и объявляет, что будет отпущен разбойник Вар-равван.

Глава 16. Казнь

Приговоренных к казни везут на Лысую гору. Процессию сопровождают многочисленные любопытные. Вскоре после распятия толпа, не выдержав палящего солнца, покидает место казни. Остаются только солдаты, бывшие в оцеплении.

На горе притаился ученик Иешуа, Левий Матвей, который до встречи с учителем был сборщиком податей. Он очень страдает оттого, что не смог избавить Иешуа от истязаний. Так, Левию Матвею не удалось заколоть учителя ножом, который он специально для этой цели украл в хлебной лавке.

Теперь ученик молит Бога, чтобы он послал Иешуа избавление. Однако смерть не приходит, и Левий Матвей проклинает Бога. Страдания мучают Иешуа менее других распятых, потому что он постоянно теряет сознание. Приближается грозовая туча. По приказу командира когорты распятым дают воды, поднеся ко рту губку.

Первому воду подносят Иешуа, и он просит, чтобы дали и другим. Затем несчастных убивают уколом копья в сердце, повелевая славить прокуратора за его великодушие.

Начинается гроза, на месте казни остается только Левий Матвей. Он снимает со столбов трупы и похищает тело Иешуа.

Глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду

Ершалаим накрыла страшная черная туча, и началась гроза. Прокуратор ждет вестей о казни. Он возлежит перед столом с яствами. Около прокуратора красная лужа, похожая на кровь: рассердившись на раба за то, что тот не смотрит в лицо, будто что-то украл, прокуратор разбил кувшин с вином.

Является начальник тайной службы прокуратора Афраний, он докладывает, что казнь свершилась и беспорядков в городе нет. Отвечая на вопросы Пилата, Афраний рассказывает, как вел себя Иешуа перед повешеньем: он отказался от положенного по закону напитка, заглядывал людям в глаза и улыбался растерянной улыбкой.

Иешуа ничего не проповедовал, но сказал, что одним из главных человеческих пороков он считает трусость. Кроме того, как передает Афраний, Иешуа сказал, что «благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь». «Кого?» — спрашивает глухим голосом Пилат. Афраний отвечает, что этого он не сказал.

Пилат велит Афранию тайно предать земле тела казненных и позаботиться о безопасности Иуды из Кириафа, которого, как он якобы слышал, должны зарезать этой ночью «тайные друзья Га-Ноцри», Афраний его хорошо понимает: прокуратор заказывает убить Иуду.

Глава 26. Погребение

Прокуратор ощущает страшную тоску и, понимая, что упустил что-то очень важное, безнадежно пытается исправить положение мелкими и ничтожными действиями. Некоторое утешение он находит лишь в общении с Бангой, своим любимым, верным и бесстрашным псом, боящимся только грозы.

Афраний между тем тайно навещает Низу, молодую женщину, в которую влюблен Иуда. Последний в это время идет ко дворцу Каифы, где получает плату за предательство Иешуа Га-Ноцри. В Ершалаиме праздничная ночь Пасхи.

В городе Иуду встречает Низа и назначает ему свидание в масличном саду в Гефсимании. Там Иуду встречают трое мужчин, среди которых Афраний, и убивают его, забрав кошелек с тридцатью
сребрениками. А Понтий Пилат ждет Афрания с известиями и засыпает.

Ему грезится, что он идет рядом с Иешуа по лунной дороге, они о чем-то спорят. Прокуратор счастлив, думая, что казни не было. Рядом с ним верный Банга. Понтий Пилат говорит Иешуа, что трусость — не один из самых главных человеческих пороков, а единственный главный. И еще он понимает, что теперь бы загубил свою карьеру, чтобы спасти ни в чем не повинного человека — философа и врача Иешуа Га-Ноцри. Пробуждение Понтия Пилата тем ужасней, чем прекрасней были его мечты.

Он просыпается и сразу вспоминает, что казнь была. Явившийся Афраний докладывает, что Иуда мертв, а конверт с деньгами и с запиской «Возвращаю проклятые деньги» подброшен Каифе.

Афраний говорит также, что тело Иешуа нашли у Левия Матвея, который не хотел его отдавать, но, узнав, что Га-Ноцри будет похоронен, смирился.

Ученика приводят к прокуратору , и Пилат просит его показать пергамент со словами учителя. Левий упрекает Пилата в смерти Га- Ноцри, тот замечает, что сам Иешуа не винил никого. Левий Матвей говорит, что убьет Иуду, но прокуратор сообщает ему, что сам уже сделал это.

Ершалаимские главы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — анализ, суть и описание образов

Главные герои Ершалаимских глав

В качестве главных героев в произведении Мастера выступают бродячий мыслитель по имени Иешуа и пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. В образе Иешуа Га-Ноцри без труда читается схожесть с Иисусом, а сами главы несколько похожи на события, которые описаны в Евангелие.

Читайте также:
«Помощь идет» краткое содержание книги Б. Житкова для читательского дневника, главные герои, основная мысль и тема произведения

Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри сохраняет божественные черты своего прототипа. Но Булгаков показывает его более приземленным, очеловеченным. Перед лицом гибели герой отстаивает высшую истину, в этом вопросе он бескомпромиссен. Он уверен, что нет на земле плохих людей, проповедует законы христианства.

Понтий Пилат

В ерашалаимских главах Понтий Пилат является представителем власти. Он вынужден допрашивать Иешуа. В начале он относится к нему с явным пренебрежением. Но в ходе разговора понимает, что герой во многом прав. Прокуратору предстоит сделать сложный выбор между совестью и карьерой. Боясь потерять власть, судья выносит смертный приговор. Но за обман самого себя и за несправедливое и незаслуженное лишение жизни честного человека, вынужден страдать целую вечность. Муки совести теперь всегда будут преследовать Понтия Пилата, не давая обрести покой.

Глава 16

Чтобы избавить Га-Ноцри от мучений, Левий Матвей хочет заколоть его ножом, но опаздывает. Злясь, проклинает и себя, и Бога.

Казнь троих приговорённых происходит на Лысой Горе. Их распинают на крестах, а через несколько часов закалывают копьём. Любопытные, наблюдавшие за процессом казни, расходятся по домам, не выдержав палящих лучей солнца. Когда чёрная туча, заволокла всё небо, ушли и солдаты.

Левий, не обращая внимания на хлынувший ливень, похищает мёртвое тело Иешуа и скрывается с ним.

Смысл Ершалаимских глав

Московская жизнь в романе Булгакова и Ершалаимские главы объединены важной идеей. Она заключается в поиске истины. Ершалаимские главы имеют глубокий философский смысл. Иешуа пропагандирует отсутствие власти, он не боится противопоставлять свои идеи человеку, который занимает гораздо более высокий статус и имеет власть над ним самим. В процессе поиска истины проходит значительная часть диалога героев. Понтий Пилат мог спасти Иешуа, он понимал, что так будет правильно. Но выбор, сделанный человеком власти, только доказывает правоту проповедника. Ограниченный властью и должностными обязанностями, Пилат не может помиловать ни в чем не повинного человека. Этот выбор стоит ему многого: сохранив земную власть Пилат теряет вечный покой. Истина оказывается на стороне совести, и проповедник даже погибая на кресте оказывается прав.

Вариант 2

В произведении Булгакова М.А. основной герой пишет свою книгу, то есть получается, как бы книга в книге. Главы, события которых происходят в Ершалаиме в книге «Мастер и Маргарита» сопоставляются с бытием в городе Москва.

Мыслитель Иешуа становится героем произведения Мастера, как и представитель иудейской власти Понтий Пилат. Те события, которые описаны в романе с чем-то схожи с теми, которые описываются в святой Евангелие.

Иешуа выступает в книге в роли Иисуса, но он более приземленный и очеловеченный. Перед смертью мужчина борется за высшую правду. Мыслитель уверяет, что в мире нет безнадежных и злых людей и отстаивает христианские заповеди.

В книге Мастера представителем власти Иудеи является Понтий Пилат. Он просто обязан допросить Иешуа. В ходе беседы, его изначальное пренебрежительное отношение претерпевает изменение, так как прокуратор видит правду в словах героя. Понтий Пилат стоит на распутье: ему требуется сделать выбор в пользу своей совести или карьеры. Побеждает в итоге желание власти и прокуратор выносит приговор о смерти героя. За свою ошибку ему приходится испытывать мучения совестью и не знать покоя нескончаемые века.

Жизнь в Москве в романе Михаила Афанасьевича Булгакова и Ершалаиимские главы объединяет одна перво идея – это нахождение истины. Эта часть книги наполнена глубоким смыслом. Мыслитель ратует за борьбу против какой-либо власти, он не страшится высказывать собственные мысли и идеи, личности, которая наделена большой властью. В разговоре между мужчинами идет поиск правды. Прокуратор, страшась, потерять свое земное могущество отправляет на казнь безвинного человека, за что и оказывается наказан вечными муками. Всегда истина будет выступать в защиту совести.

Мир Мастера разнится с Москвой автора того времени. В действительности важна финансовая авторитетность и властвует суета, в то время как в мире Мастера жизнь течет медленно и спокойно, принимаются решения о жизни и смерти не спеша в диалоге. Но и в столице каждый день совершаются решение о чей-то жизни и дальнейшей судьбе. Миры такие разные и одновременно очень похожие. Дилемма человека между обязанностью и совестью, нахождением правды бесконечен. Каждый самостоятельно делает свой выбор и берет за него ответ.

Ершалаимские главы несут не типичное решение в композиции романа и являются его важной частью, что существенно оказывает влияние на книгу в целом.

Другие сочинения: ← История создания романа «Мастер и Маргарита»↑ БулгаковОсновные темы романа Мастер и Маргарита →

Роль Ершалаимских глав в романе

В «Мастере и Маргарите» история о Га-Ноцри и Понтии Пилате является ярким противопоставлением современной автору Москве. В реальности царят беспокойство и материальные ценности, в то время как в Ершалаиме – степенная и размеренная атмосфера располагает к поиску истины в долгих беседах. Принятие решения имеет судьбоносный характер для обоих героев, но и в Москве в это время решаются судьбы. Контраст двух миров говорит не только о течении времени и разнице в восприятии мира. Он также наталкивает читателя на мысль, что темы, поднимаемые автором, действительно вечны. Противоборство добра и зла оказывается не таким уж и явным – грань между ними еле заметна. Выбор человека между честностью и властью, совестью и долгом, истиной и положением вечен. Каждый сам должен принимать решения и нести за них ответственность.

Таким образом, мы видим, что Ершалаимские главы – не просто неотъемлемая часть произведения Булгакова, а важное композиционное решение, прямым образом влияющее на смысл романа. Данная статья поможет написать сочинение на тему «Ершалаимский мир в романе «Мастер и Маргарита» и описать его основных героев, смысл и роль для всего произведения.

Читайте также:
Образ дороги в поэме Мертвые души - символический образ

Художественные особенности

Читать библейские части романа по ощущениям получается совсем иначе, нежели московские. Сатирическое описание порочной столицы и проделки воландовской свиты, презентация сеанса черной магии в театре Варьете и полет главной героини на метле — все это проглатывается на одном дыхании и имеет свою атмосферу. Античные главы в романе «Мастер и Маргарита» отличает даже особый авторский слог:

  • неспешный,
  • выдержанный,
  • безэмоциональный.

В изложении иудейских событий полностью отсутствует какая-либо авторская точка зрения и оценка происходящего.

Несмотря на то что история о Понтии Пилате и Иешуа заключена всего в нескольких частях произведения, она играет важнейшую роль как в рамочной композиции романа, так и в смысловой нагрузке книги. Примечательно, что отрывки из фантастического города распределены в тексте булгаковского творения особым образом:

  • Глава 2 «Понтий Пилат» — рассказана Воландом на Патриарших.
  • Глава 16 «Казнь» — снится Бездомному в психиатрической больнице.
  • Главы 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» и 26 «Погребение» были прочтены Маргаритой после того, как мессир возродил роман Мастера из пепла.

Тридцать вторая глава детища Михаила Афанасьевича трактуется литературоведами двойственно. Будучи соединением ранее не соприкасавшихся мест повествования — Москвы и Ершалаима, «Прощение и вечный приют» официально не считается пятой частью центра композиции, а относится к общей линии повествования. Мостами, связывающими Иудею и столицу на страницах книги, становятся Левий Матвей и Афраний.

Своего последователя Иешуа успевает отправить к Воланду с просьбой даровать вечный покой Мастеру и его преданной музе и возлюбленной.

Начальник секретной стражи при Понтии Пилате, будучи малоприметным персонажем, играет в произведении одну из самых мистических ролей. История с перстнем, полученным за расправу с Иудой, донесшим на Га-Ноцри, роднит его с Князем Тьмы, носящим похожее украшение на руке в московской реальности романа.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мастер и Маргарита»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мастер и Маргарита»
  • для самых любопытных — Анализ «Мастер и Маргарита» Булгаков

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Библейский прокуратор и герой романа

Многие детали образа прокуратора писатель заимствовал из поэмы о Понтии Пилате, написанной Г. Петровским в 1893 г. Он брал также детали образа из исторических хроник, описывающих сражение при Идиставизо. Упоминание об этой битве, произошедшей под руководством Германика в 16 году, говорит о храбрости Пилата, его достоинстве. Этот древний бой не выдуман. Битва действительно существовала. Но был ли Пилат в действительности участником сражений — неизвестно.

Конец Пилата, который в романе живет в горах и смотрит на луну, — это уже выдумка писателя. Она исходит из германского мифа о человеке, который живет на горном хребте и каждую пятницу спускается к реке отмыть руки, которые, как он чувствует, все еще в крови. Всадник Золотое копье и евангельский Пилат в действительности во многом разнятся. Это образы скопированные, но не идентичные.

Мастер отпускает в финале своего героя, дав ему тот лунный свет, о котором тот мечтал. И одновременно он отпускает свою тоску от неисполненного долга. Он не смог донести современникам истину о любви и распятии этой любви. И только теперь прощает сам себя.

Смысл событий в Москве и Ершалаиме

Автор романа «Мастер и Маргарита» ершалаимские главы обрисовывает детально и пафосно. Он описывает Великую эпоху, когда жили достойные люди, умеющие рисковать в битве, сражаться за свою правду. Здесь нет места смеху.

И также автор преднамеренно изображает беспорядки в Москве, происходящие с приездом Воланда и его свиты, в комическом плане. Ирония скрывает трагичность, которую не замечают жители города, Москвичи считают свои собственные души чем-то вторичным и не столь важным. Важным считается соблюдение государственного закона и доводы разума. Весь трагизм заключается в следующем:

  1. В самом начале председатель Массолита Берлиоз провозглашает — ему нужны доводы существования Иешуа. Тогда же Воланд ему возражает — никаких точек зрения не нужно, если кто-то существовал, то это ощущается сердцем, не разумом. И это трагично, потому как если в человеке нет души, тогда его можно признать угодным обществу или неугодным. И тех кто неугоден убрать любыми способами. Так произошло с Мастером, работа которого признана критиками неугодной. И нечто подобное происходит в Ершалаиме.
  2. Но если Иешуа свят и его гибель священна, он идет на казнь с улыбкой, зная, что гибнет за правду, то Мастер опускает руки. Он больше не борец и не жилец. Так как жизнь это и есть борьба. Мастера не пропускают к Свету. Как сообщается в разговоре между Воландом и учеником Левием Матвеем — «Мастер не заслужил Свет, а заслужил покой».
  3. В московском номере во время выступления людям раздают платья и деньги. Однако за всем этим наблюдает Воланд. Он видит тайные грехи и жадность москвичей. Ему не смешно от этого. Он понимает, что деньги раздать можно, а вот совесть так просто не получить.

Роли здесь распределены четко — свет не пропускает страдающего в свою обитель, а тьма не может принять к себе того, кто был готов жертвовать ради правды, пусть и не до конца. Поэтому удел Мастера на самом деле трагичен.

Это видно в фильме Владимира Бортко, его заключительная глава — это презентация трагичности удела писателя, решившегося описать евангелие, и его спутницы.

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе Островского сочинение

Катерина и Варвара яркие образы произведения «Гроза» написанное А.И Островским. Девушки не смотря на некоторые схожие черты характера по своему образу различны.

Читайте также:
Недоросль - краткое содержание по действиям и явлениям

Катерина и Варвара главные героини произведения. Объединяет их то, что обе девушки из одной семьи. Варвара дочь Кабанихи, властной, деспотичной женщины. А Катерина замужем за сыном Кабанихи, Тихоном, который является братом Варвары. Несмотря на то, что девушки являются друг другу родственницами, они еще и близкие подруги. Они близки в своих разговорах, доверяют друг другу свои тайны и секреты. Варвара очень трепетно относится к Катерине, любит, жалеет ее. А Катерина отвечает ей взаимностью. Обе девушки молоды, красивы, статны. Объединяет девушек тот факт, что обе они являются жертвами Кабанихи, властной богатой купчихи. Но помимо схожих черт, много в их образах различий.

Главной героиней пьесы является девушка Катерина Кабанова. Не зря автор выделяет ее от всех других персонажей, называя ее «лучом света в темном царстве». Она сильно отличается от других персонажей в произведении. Своей чистотой, скромностью, правильностью, она притягивает читателя. Девушка не стремится быть похожей на свою деспотичную свекровь, не хочет подчинять других своей воле, а хочет жить открыто, свободно и честно. Презирает унижение и вранье. И именно честность перед самой собой губит её жизнь. Своего мужа она не любила. Но потом встретился ей человек, к которому у нее проявились чувства. Это и приводит к трагичному концу произведения. Терзая себя тем, что она предала мужа, она бросается в воду.

Несмотря на то, что Варвара подруга Катерины они различаются чертами характера. Чтобы выжить в своей семье Варвара научилась обманывать и притворять, чего не умеет Катерина. Но, не смотря на это, Варвара сохранила в себе прямоту по отношению к другим. Катерина мечтательница по жизни, но её подруга не может понять ее в этом. Варвара считает, что нужно добиваться своего счастья и не терзать себя в этом, тем более, когда с твоим мнением не считаются. Она как и все в их доме терпит обиды ее матери, но учиться жить с этим. Варвара не страшится свою деспотичную мать, с легкостью находит выход над ее управой, она сбегает с женихом из дома.

Таким образом, в пьесе А. И Островского «Гроза» показаны яркие, но противоречивые друг другу образы. Характер каждой из девушек оттеняет друг друга. В сравнении нам раскрываются разные грани каждого образа.

2 вариант

В 1859 году Островский создал пьесу “Гроза”, в которой обличил пороки как временного периода, в который она была создана, так и людей. Главной героиней является Катерина, которая набожна, романтична. Но выйдя замуж за Тихона, она попала в дом Кабановых, где она попадает под постоянные упрёки хозяйки дома, угнетение. В доме также проживает сестра Тихона – Варвара, которая живёт в таких же условиях, как и его жена. Но с другой стороны она похожа на мать: такая же расчётливая, изворотливая и хитрая. Несмотря на такую схожесть, Катерина и Варвара имеют различия.

Девушки в детстве выросли в разных условиях. Катерина говорит про своё детство с воодушевлением и грустью, она скучает по тому времени. Мать любила, холила и лелеяла её, одевала как куклу, она была вольна делать всё что захочет. Девочка была весьма эмоциональна и могла легко поддаться эмоциям. Это она пронесла и во взрослую жизнь, но теперь уже не может уплыть на лодке через Волгу или убежать в лес. В таком воспитании Катерина чётко нарисовала в голове образ идеальной семьи, она хотела любить и быть любимой, чувствовать поддержку и опору в виде мужа и детей. В отличие от Катерины, Варвара выросла в доме Кабановых, где, казалось, всегда царил домострой. Девушка была достаточно свободолюбива, но эта вольность ограничивалась тем, что дом семьи был влиятельным в Калинове, и члены семьи всегда должны были соответствовать.

Таким образом, перед двумя героинями встаёт выбор: прогибаться под законы «тёмного царства», Домостроя, или жить как душе угодно. Катерина выбирает первое и губит свою душу. Она понимает свою обязанность подчиняться мужу, свекрови, заниматься домашними делами. Из-за этого во встречах с Борисом она видит страшный грех. Варвара же только снаружи прислушивается к законам Домостроя, на самом деле она всегда делает всё по-своему. Она привыкла врать, подстраиваться под обстоятельства и получать выгоду из этого. В одну ночь она поддаётся желанию и уходит гулять с Кудряшом до утра.

У обеих девушек есть возлюбленный. У Катерины это, к сожалению, племянник Дикого Борис. Она влюбляется в него, но уже тут начинается внутренний конфликт. Она не может поверить, что в ней загорелось желание изменить мужу. Во время командировки Тихона Катерина всё-таки поддаётся уговорам Варвары и идёт гулять с Борисом. После этого в душе девушки происходит раскол, она не может примириться с грехом и видит в самоубийстве единственный путь искупления. Даже после признания она думает, что люди будут смотреть на неё искоса. Для Варвары такое поведение обыденно, она бы никогда не оказалась в таком состоянии внутреннего противоречия. Главное, чтобы всё «шито-крыто» было. Главным для себя она ставит себя и свои желания и не противится им.

Таким образом можно сделать вывод, что Островский вводит противоположных героинь с целью более полного раскрытия характера Катерины. Но с другой стороны можно рассматривать их как “сестёр по несчастью”. Также Варвара частично виновата в смерти девушки, так как именно она предлагает главной героине поддаться чувствам и изменить мужу.

Сочинение Катерина и Варвара

Пьесу А. Н. Островского «Гроза» можно отнести к неувядающим творениям, способным оставаться востребованными на протяжении столетий. В чем же секрет актуальности этого произведения?

Написанная в 1859 году, пьеса до сих пор продолжает волновать сердца читателей своей искренностью, проблематикой и системой разноплановых образов.

Читайте также:
Капитанская дочка цитаты и афоризмы героев романа А.С. Пушкина

Пожалуй, очень весомыми фигурами в пьесе являются образы Катерины и ее золовки Варвары.

Катерина – жена Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Это очень мечтательная натура. С ностальгией вспоминает она о том, как хорошо, свободно жилось ей в родительском доме, где все ее любили и лелеяли.

Замужество не принесло ей ожидаемого счастья. Напротив, оно стало для нее наказанием. Правда, непонятно за какие грехи. Дом Кабановых для нее – это все равно что клетка для птицы с закрытой дверцей. Отношение матери к Катерине несопоставимо с тем, как относится к ней свекровь, привыкшая властвовать над всеми. Для невестки она становится настоящим палачом. Кабаниха и шагу не дает невестке ступить без поучений да упреков. И сына своего она пытается настроить против жены, указывая ему на недостатки и промахи Катерины.

Кабаниха и дочь свою Варвару поучает, да только та ее и не воспринимает. Варя слушает, что говорит мать, но не придает значения ее нравоучительным речам. Эта девушка нашла способ противостоять материнскому деспотизму и произволу через молчаливое противостояние. У нее своя тактика: делай, что и как хочешь, только чтобы никто не узнал об этом. Она и невестке старательно прививает те же мысли.

Однако Катерина не похожа на Варю, вставшую на путь обмана. Изменив Тихону, Катерина не в силах держать в себе эту тайну. Тяжелым камнем лежит она на сердце молодой женщины.

Почему же такая скромная, богобоязненная женщина, как Катерина, смогла предать мужа, найти ему замену, лишь только тот успел уехать из дома? Как решилась на такое?

Читая пьесу, читатель становится свидетелем душевных мук Катерины, оказавшейся перед нелегким нравственным выбором – быть с Борисом, которого она полюбила, или жить с безвольным мужем и терпеть издевательства свекрови. Подталкиваемая Варей, Катерина все же выбирает тайные встречи с любимым человеком.

Стало ли ей легче от того, что она сблизилась с Борисом? Очевидно, нет. Кроме того, ей теперь несравнимо хуже и тяжелее. К боли от унижений, которые ей приходилось терпеть от Кабановой, добавилось теперь и чувство стыда, несмываемого позора. Да и является ли Борис тем человеком, ради которого можно принять подобный грех на душу? Наверное, нет. Борис такой же безвольный и запуганный, как ее муж Тихон. Так стоило ли пачкаться?

Чистая душа Катерины не может принять такого позора. Она признается в содеянном во время грозы. Раскаты грома пугают бедную Катерину. Она считает, что это кара небесная, которая непременно ее поглотит.

В сцене признания Катерина проявляет решимость и смелость. Этими же качествами наделена Варвара. Однако у нее они подмешаны с хитростью. Варя всегда действует в своих интересах. Личная выгода для нее на первом месте. Под маской добропорядочности она проворачивает свои дела.

Катерина совсем другая. Отчаяние, нерешительность мужа, отсутствие в нем силы воли, тирания Кабанихи и, наконец, безвыходность ситуации подталкивают Катерину к греху, а затем толкают ее к волнам Волги.

Также читают:

Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе

Популярные сегодня темы

В сказке повествуется о детстве и ранней юности лебедя, вылупившегося из лебединого яйца, которое, по стечению неизвестных обстоятельств, оказалось не в лебедином, а в утином гнезде. Этот юный лебеденок

Произведение В. Астафьева «Васюткино озеро» – это интересная история из жизни простого деревенского мальчишки, которая сопровождается познавательными эпизодами, связанными с узнаванием многих подробностей посетителей тайги.

Произведение «Хорь и Калиныч» один из рассказов, который входит в цикл рассказов Тургенева «Записки охотника». Как известно, местность проживание влияет на людей, которые там проводят свои дни.

В разных семьях взаимоотношения строятся на различных принципах. В одних семьях они строятся на принципах любви, доверия, принятия и взаимопомощи.

К диким животным относятся представители животного мира, которые добывают себе сами еду, не пользуются помощью людей и обитают в жестоких, трудных условиях

Варвара и Катерина — сравнительная характеристика героинь пьесы «Гроза»

Характеры девушек

Литературные критики не противопоставляют образы девушек, и это правильно, ведь двух героинь нельзя назвать антиподами. У них близкие взгляды на некоторые вещи, хотя в отдельных сценах заметно противопоставление. Личность одной героини лучше проявляется на фоне другой, что легко понять, если сопоставить их действия в разных ситуациях. Своими поступками, высказываниями и нравственными убеждениями девушки оттеняют друг друга. Каждый образ интересен, если рассматривать его отдельно, но в связке выявляются новые, подчас неожиданные грани характеров.

Первая сцена, где зритель видит героинь в типичной для того времени обстановке, показывает, как по-разному ведут себя персонажи. Вот что происходит в пьесе:

  • Кабаниха сетует на то, «какова нынче молодёжь, не уважает старших»;
  • Тихон не протестует, а соглашается со строгой матерью;
  • Варвара потихоньку высказывает своё мнение, но так, чтобы остальные не слышали;
  • Екатерина открыто озвучивает свою позицию.

Варвара — родная дочь Кабанихи, Катерина — невестка этой женщины. Логичнее, чтобы первая не скрывала свою позицию, а вторая держалась более осторожно. На самом деле происходит наоборот. Варваре не чужды человеческие чувства, но она предпочитает, чтобы маменька о них не знала.

Катерина не думает об осторожности, она говорит прямо всё, что думает. Обвинения свекрови ей не понятны, она считает их несправедливыми.

Катя уверяет, что никогда не притворяется и не изображает из себя того, кем не является. Из уст девушки эти слова не звучат как претензия, скорее, они выглядят слабой попыткой оправдаться.

Плюсы и минусы характера Варвары

Очень много различных качеств соединил в себе образ Варвары. В пьесе «Гроза» она выступает очень реалистичной девушкой, даже слишком. Хорошо это или плохо – судить читателю. Также Варя является прямолинейной, но в то же время хитрой девушкой. В ней собрано достаточно большое количество прекрасных черт характера, но атмосфера фальши и обмана в родительском доме, оставила свой отпечаток на ее характере. «Делать можно все, лишь бы никто не знал» — это является жизненной позицией героини.

Читайте также:
Андрей Болконский и Пьер Безухов - что объединяет персонажей

План образа Варвары из пьесы «Гроза» несет в себе не только ее черты характера, но и ее мировоззрение, ее поведение в различных ситуациях, ее ошибки.

Варвара намного умнее и опытнее, чем Катерина. Хоть последняя — замужняя женщина. Варя намного лучше разбирается в жизни.

Глубина переживаний

Когда женщина уходит, Варвара набрасывается на Тихона с упрёками. Она считает, что мужу Кати не стоило молчать, он должен был встать на защиту супруги. Николай Островский изобразил Тихона не лишённым недостатков. При этом обе девушки по-разному воспринимают отрицательные черты его характера. Взаимоотношения между Варварой и Тихоном обычные, какими они и должны быть между братом и сестрой.

Катерина вряд ли любит своего мужа, однако она живёт с ним, потому что так принято. Измена — страшный грех и преступление против совести, вслед за проступком неминуемо последуют душевные терзания. Девушка видит все недостатки суженого, но благодаря широте души она мирится с ними и считает невозможным другой путь. Катя не нуждается в жалости, хотя именно это чувство испытывает по отношению к ней Варвара. Дочь Кабанихи отличается от других калиновцев, и всё же она не способна чувствовать так тонко и глубоко, как главная героиня.

Девушки воспитывались в разной обстановке. Это одна из причин, почему Варвара не может понять страданий Катерины. Ей ближе свобода, чем послушание. Супруга Тихона религиозна и почитает постулаты христианства, а в минуты отчаяния ей слышится церковный хор. Варвару нельзя назвать набожной, зато она хорошо знает изнанку жизни и обладает цепким умом. Эта девушка хитра, изворотлива, и именно она придумывает, как устроить свидание Кати с Борисом.

Лучший персонаж

Образы Катерины и Варвары идут рядом друг с другом. Их невозможно рассматривать отдельно друг от друга. Варя выслушивает все переживания Кати (хотя не может разделить большинство ее мыслей во время разговора) и пытается ей помочь так, как она может. Для главной героини становятся невозможными отчуждение и любовное горе, поэтому ее жизнь заканчивается драмой. И трудно сказать, был ли иной нравственный путь в этой судьбе.

Варя берет все в свои руки и сбегает с конторщиком Ваней Кудряшом из дома, где ее унижали. Судьбы складываются у девушек по-разному, но объединяет их следующее:

  1. Желание быть счастливыми.
  2. Жить в спокойствии и душевном равновесии.
  3. Добиться уважения к своей личности.

Кто их них положительный персонаж, решает каждый сам для себя. Ведь так же, как у Кати и Вари, у всех читателей разные взгляды на этот мир и жизненные установки. Свое мнение можно выразить, например, в сочинении.

Отношение к любви

По мнению дочери Кабанихи, нет ничего страшного в том, чтобы тайно встречаться любимым мужчиной. Ведь главное, чтобы о свиданиях не узнали окружающие. Живя в обстановке двуличия и лицемерия, дочка Кабанихи не ощущает себя запертой в клетке. Она не знает другого мира, и тот, где пребывает, кажется ей логичным и правильным. Наиболее яркие черты личности Варвары, через призму которых она относится к любви:

  • прагматичность;
  • цинизм;
  • лёгкость;
  • ветреность;
  • способность лгать;
  • умение скрывать свои чувства.

Катерина нежная и хрупкая, и к своим чувствам она относится трепетно, хотя и страшится их. Девушка раздумывает над своими переживаниями, пытается разобраться в себе, понимая, что измена и обман ей неприятны. У Вари другое мнение: ветреная особа идёт гулять с тем, кто ей нравится, и ничего, что сегодня это может быть один человек, а через несколько дней — другой.

Почему путь Варвары невозможен для Катерины? по пьесе Гроза (Островский А. Н.)

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» Варвара – подруга Катерины, именно Варваре первой она рассказывает о своих переживаниях и просит у неё помощи и совета. Почему Катерина не может перенять путь Варвары?

Во втором явлении второго действия описано, как Варвара удивляется переживаниям Катерины: «Ты какая-то мудрёная, бог с тобой! А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Она не чувствует ответственности за свои грехи пред собой и даже перед Богом, считает, что можно делать всё, что угодно, главное, чтобы об этом никто не узнал. Катерина так не может по нескольким причинам. Первая – она сильно верит в Бога и боится умереть грешной. Это становится ясным читателю в девятом явлении первого действия, где Катерина говорит: «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». И вторая причина – она просто не умеет обманывать, не может ничего скрывать.

Ещё одна причина того, что путь Варвары не возможен для Катерины, в том, что у девушек кардинально различаются образы жизни к которым они привыкли. Если Варвара привыкла жить в обмане, потому что в доме Кабановых никак по-другому существовать нельзя, и она это объясняет подруге: «Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живёшь! У нас ведь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». То Катерина всё детство прожила в любви, заботе, к неё не было принято лгать и обманывать, все стремились жить в мире, праведно.

Почему же Катерина не сбежала, как Варвара, из этого дома и не зажила счастливо? Потому что Катерина была одна. У неё не было никого, кто бы мог пойти с ней на такое. И муж, и любовник, и подруга – никто не мог оказать ей поддержку, спасти её, сбежать вместе с ней из этого ужасного дома. У всех были причины, которыми они были скованны.

Читайте также:
Стихи подруге - просто так, со смыслом, трогательные до слез

Хоть Катерина и решилась на свидания с Борисом Григорьичем, её душу мучило это, терзало, всё внутри неё противилось этому. Она чувствовала близкую смерть. Она не могла спокойно это пережить в отличие от Варвары. И никто не был способен спасти её и оказать нужную поддержку.

Развязка пьесы

Когда дочь Кабанихи придумала, как Кате можно незаметно пойти на свидание, супруга Тихона решилась отдаться своим чувствам. Она бы этого не сделала, но Варя от её имени назначила Борису встречу и была рада этому, ведь ей казалось, что теперь Катя будет счастлива. Можно встречаться с любимым и не рассказывать никому. Но для Катерины это оказалось неприемлемым. Она была полна решимости признаться в содеянном, иначе совесть не дала бы ей спокойно жить.

Когда началась гроза, Катерина не выдержала раскатов грома. Её сердце переполнял страх, а в душе был «ад». Вне себя от раздирающих эмоций девушка громко призналась свекрови что гуляла «все 10 ночей», пока отсутствовал Тихон. Варвара пыталась её остановить, но безуспешно. Ещё через несколько дядя Бориса наказал ему отправляться в Сибирь.

Катерина долго прощалась с возлюбленным. В разговоре с ним она призналась, что Тихон ей опостылел, а супружеские ласки не приносят удовольствия. Но молодой человек не реагировал на эти излияния, он вёл себя отстранённо и был холоден. По его словам, взять девушку с собой было невозможно. Когда Борис уехал, Катерина с громким криком бросилась с обрыва в воду.

Незадолго до этого Варвара тоже не выдержала притеснений со стороны Кабанихи. Вместе с Кудряшом она сбежала из родительского дома. В финальных поступках тоже видно различие между девушками. Одна выбрала жизнь, вторая предпочла смерть. Только Тихон остался мучиться рядом с жестокой Кабанихой.

Почему путь Варвары невозможен для Катерины? по пьесе Гроза (Островский А. Н.)

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» Варвара – подруга Катерины, именно Варваре первой она рассказывает о своих переживаниях и просит у неё помощи и совета. Почему Катерина не может перенять путь Варвары?

Во втором явлении второго действия описано, как Варвара удивляется переживаниям Катерины: «Ты какая-то мудрёная, бог с тобой! А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Она не чувствует ответственности за свои грехи пред собой и даже перед Богом, считает, что можно делать всё, что угодно, главное, чтобы об этом никто не узнал. Катерина так не может по нескольким причинам. Первая – она сильно верит в Бога и боится умереть грешной. Это становится ясным читателю в девятом явлении первого действия, где Катерина говорит: «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». И вторая причина – она просто не умеет обманывать, не может ничего скрывать.

Ещё одна причина того, что путь Варвары не возможен для Катерины, в том, что у девушек кардинально различаются образы жизни к которым они привыкли. Если Варвара привыкла жить в обмане, потому что в доме Кабановых никак по-другому существовать нельзя, и она это объясняет подруге: «Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живёшь! У нас ведь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». То Катерина всё детство прожила в любви, заботе, к неё не было принято лгать и обманывать, все стремились жить в мире, праведно.

Почему же Катерина не сбежала, как Варвара, из этого дома и не зажила счастливо? Потому что Катерина была одна. У неё не было никого, кто бы мог пойти с ней на такое. И муж, и любовник, и подруга – никто не мог оказать ей поддержку, спасти её, сбежать вместе с ней из этого ужасного дома. У всех были причины, которыми они были скованны.

Хоть Катерина и решилась на свидания с Борисом Григорьичем, её душу мучило это, терзало, всё внутри неё противилось этому. Она чувствовала близкую смерть. Она не могла спокойно это пережить в отличие от Варвары. И никто не был способен спасти её и оказать нужную поддержку.

Работа над произведением

Драму Николая Островского «Гроза» изучают в 10 классе. Школьники пишут по ней сочинение, заучивают диалоги и читают их вслух, а также находят цитаты, показывающие сходство героинь. Для сравнения Катерины с Варварой учащиеся составляют таблицу, где выписывают черты характера обеих девушек.

Темы для сочинений могут быть разными, например:

  • «Душевная драма главной героини»;
  • «Был ли у Катерины выход?»;
  • «В чём смысл названия пьесы?»;
  • «Нравы и быт калиновцев».

По итогам сочинений проводится беседа, школьники озвучивают выводы, приводят похожие примеры из других произведений и из жизни.

В качестве дополнительного задания преподаватель может предложить посмотреть картины, посвящённые персонажам драмы, и сравнить, как художники изображают одну и вторую девушку, других героев и окружающую обстановку.

Образ Варвары в пьесе “Гроза”. Сравнительная характеристика Катерины и Варвары

Варвара Кабанова является одним из нескольких главных персонажей в известной драме А. Н. Островского «Гроза». По сюжету, живет Варвара в городе Калинове, ей не нравятся многие порядки в этом городе, но она не стремится с ними бороться, она научилась жить по-своему, просто приспосабливаясь к чужим правилам. Образ Варвары в пьесе «Гроза» очень быстро привлекает внимание читателя. Эта девушка имеет сильный и стойкий характер, и, несмотря на то, что она не пытается противостоять своей матери, не собирается ей потакать.

Сходство героинь

автор подчёркивает немало сходств между ними:

  1. Обе девушки являются жертвами нападок Кабанихи.
  2. Героини отличаются свободолюбием, поэтому противопоставлены остальным калиновцам.
  3. «Тёмное царство» тяготит героинь, они стремятся вырваться из него.
Читайте также:
Робин Гуд краткое содержание и мораль легенды читать онлайн

Невестка относится к нападкам свекрови болезненно, принимая их близко к сердцу. Другая героиня, напротив, старается не обращать на это внимания. Безволие брата она резко осуждает. Островский рассказывает о том, каковы были отношения девушек. Сестра Тихона — это единственный близкий человек для главной героини.

9 стр., 4391 слов

Наташа Ростова — любимая героиня Л.Н. Толстого (по роману-эпопее «Война и мир»)

Сочинение: Наташа Ростова — любимая героиня Л.Н. … письме к А. Фету). Однако до конца жизни писатель остался верен другому своему предпочтению – любимой героине книги – Наташе Ростовой. Эта простая и добрая девушка … Ростовых царит атмосфера искренности, любви и взаимного уважения. Всё, что происходит в душе ребёнка, находит отклик в сердце родителей. Следуя за автором, мы встречаемся с Наташей …

Какая она – Варвара?

Варя является человеком реалистичным, она прекрасно понимает, что ее судьба зависит только от нее самой. Этим образ Варвары в пьесе «Гроза» существенно отличается от образа мечтательной Екатерины. Варвара понимает, что жизнь, которой живут люди в ее городе, уже не актуальна, поэтому она не боится критиковать слова своей матери. Это подчеркивает ее ум и характер.

Далее в пьесе перед читателем еще ярче раскрываются такие черты характера Вари, как мышление и проницательность. Она с легкостью догадывается, что замужняя Катерина тоскует по чужому мужчине. И пока та еще не до конца разобралась со своими желаниями, как Варя уже все поняла и начала строить планы.

Варвара достаточно прагматичная девушка. Она понимает, что не нужно ждать от окружающих ни жалости, ни сострадания и уж тем более беспрекословно выполнять чужие распоряжения. Но при этом ей удается не вступать в открытый конфликт с окружающими, создавая видимость приличия.

Катерина и Варвара в пьесе “Гроза”: сравнительная характеристика (противопоставление, сопоставление, героини-антиподы)

Варвара и Катерина.
Художник С. В. Герасимов

Катерина и Варвара являются двумя яркими женскими персонажами знаменитой пьесы “Гроза” А. И. Островского.

В этой статье представлена сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе “Гроза”: противопоставление, сопоставление, героини как антиподы.

Смотрите:
– Краткое содержание пьесы “Гроза”
– Все материалы по пьесе “Гроза”

Катерина и Варвара в пьесе “Гроза”: сравнительная характеристика (противопоставление, сопоставление, героини-антиподы)

Катерина и Варвара – две яркие героини пьесы “Гроза”. Несмотря на некоторые общие черты, образы Катерины и Варвары противопоставлены во многом и являются антиподами.

Для начала рассмотрим, в чем заключается сходство этих героинь. Во-первых, Катерина и Варвара являются членами одной семьи – семьи Кабановых. Катерина замужем за Тихоном, братом Варвары.

Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то!

Катерина. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.

Катерина и Варвара обе – молодые красивые девушки:

“Что, красавицы? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет.”

“Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите.”

“Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная. Только плачет да тает, как воск.” (о Катерине)

“. стала ее тиранить и на замок запирать.” (о Варваре)

Таковы общие черты этих героинь. В чем же противопоставлены образы Катерины и Варвары? Ответы на этот вопрос можно найти в их диалогах.

Катерина – пылкая мечтательница, а Варвара – очень “приземленная” натура, не способная понять мечтания подруги:

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина не умеет обманывать и притворяться. Варвара же научилась обманывать и делать все “шито-крыто”, чтобы выжить в собственной семье:

Катерина . Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу.

Варвара . Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Я вчера гуляла, так его видела, говорила с ним.

“Нет, не любишь. Да и не за что, надо правду сказать.” (Варвара о брате Тихоне)

“Ну, прощай. (Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого.) Завтра, смотрите, приходите пораньше!”

“А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!”

“Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную… Вот какую: чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком, кроме тебя. Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я…”

“Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…”

“Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, – говорит, – хуже будет!» Вот так и вышло.”

“Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу. что в могилу! В могиле лучше. “

Критика о сопоставлении Катерины и Варвары

“. Драма „Гроза”. поражает смелостью создания плана: увлечение нервной страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины — все это исполнено живейшего драматического интереса и ведено с необычайным искусством и знанием сердца.

Рядом с этим автор создал другое типическое лицо, девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, то есть повели ее веселым путем порока, с единственным, извлеченным из данного воспитания правилом: лишь бы все было шито да крыто.

Мастерское сопоставление этих двух главных лиц в драме, развитие их натур, законченность характеров, — одни давали бы произведению Островского первое место в драматической литературе. “

(С. З. Бураковский, книга “А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся”, 1904 г.)

Это была сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе “Гроза” Островского: противопоставление, сопоставление их образов, героини как антиподы.

Читайте также:
Главные герои Война и мир - характеристика персонажей, их ошибки

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в «Грозе»

В «Грозе» Варвара и Катерина являются двумя по-настоящему женскими образами. Эти две девушки воплощают в себе два различных подхода к жизни, к миру, к правилам игры. Однако было бы ошибкой противопоставлять образы Катерины и Варвары в «Грозе». По ряду причин этих двух героинь лучше рассматривать в неразрывной связи. Поступки одного героя красочнее иллюстрируют характер другого, как бы оттеняя его, и наоборот. Эти персонажи интересны сами по себе, но при анализе и детальной сравнительной характеристики Катерины и Варвары из «Грозы» Островского открываются новые грани каждого образа. Благодаря сравнению героинь «Грозы» можно намного лучше понять особенности характера каждого персонажа.

Что может сказать читатель о Варваре и Катерине, когда впервые видит героинь в наиболее привычной обстановке: Тихон покорно соглашается с матерью, а Кабаниха винит во всём Катерину, попутно жалуясь на жизнь? Девушки ведут себя по-разному. Можно заметить, что все реплики Варвары сопровождаются ремаркой «про себя». То есть девушка высказывает своё мнение и недовольство сложившейся ситуацией, но предпочитает, чтобы о её мыслях никто не знал: «Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают. Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!», «Варвара (про себя). Нашла место наставления читать». Катерина не боится сказать о своих чувствах открыто. Катя чувствует обиду от безосновательных обвинений в том, чего не совершала: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

Хотя логичнее предположить, что именно дочь, то есть Варвара, будет высказывать матери претензии. Тем не менее, когда Кабаниха уходит, Варвара, в отличие от Катерины, набрасывается на Тихона: что же это за муж, который не может защитить жену от тирании свекрови. Варваре противно смотреть на Тихона, она понимает, насколько он жалкий и безынициативный человек. Ей жаль Катю, которая вынуждена жить с Тихоном. Ошибочно полагать, что Катя не замечает недостатков Тихона, но она выше жалости к себе. И со стороны Варвары ей нужна вовсе не жалость.

Здесь открывается другая сторона персонажей, по-новому открываются образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по принципу мелочность — широта души. Варвара отличается от калиновцев, но всё же говорить о таком же глубоком понимании мира нельзя. Катя невероятно тонко чувствует мир, каждое дыхание, каждый луч солнца. Она религиозна, поэтому в её миропонимании большое значение имеют христианские образы-символы (например, ангелята и пение). Варвара, которая воспитывалась иначе, не может понять всей метафизики, она не способна погрузиться в сферу имманентного, не дано ей почувствовать себя вольной птицей, запертой в клетку. Нет, Варвара не так хорошо ощущает мир, зато она отлично знает жизнь. Дочь Кабанихи не питает иллюзий по поводу окружающих её людей, она решает играть по предлагаемым правилам, сохраняя при этом лицо. Её главный принцип — чтобы всё было «шито крыто», и никто ничего не узнал. Варвара кажется намного старше Катерины именно из-за такого прагматичного и даже в чём-то циничного отношения к жизни, которое не свойственно юному возрасту девушки. Возникает ощущение, что Варваре не нужно сочувствие, ведь она способна за себя постоять. А вот Катерине, хрупкой и нежной, нужно всего лишь понимание, которое никто не способен дать ей. Варвара слушает, но не слышит монологи Кати. И жизнь до свадьбы с Кабановым Варваре кажется такой же, как и после замужества: Варвара не понимает трагедии от утраты внутренней свободы.

Катерине свойственно больше рефлексировать на тему отношений и чувств. Любовь к Борису изначально страшит Катю, поэтому девушка старается отказаться от возникших переживаний. Для Варвары такая ситуация в принципе невозможна, потому что если ей нравится молодой человек, она гуляет с ним, а если понравится другой, то, соответственно, пойдёт гулять с тем. Она научилась скрывать это, поэтому предлагает такой вариант Кате. Но Катерина отказывается. Она понимает ответственность, которую влечёт за собой измена и ложь. Варваре тяжело видеть страдания девушки, поэтому она договаривается с Борисом о встрече от имени Кати.

Нужно упомянуть, что именно Варвара придумала способ как незаметно можно ускользнуть вечером из дому. Она сменила замок на калитке и подговорила служанку. Вряд ли бы Катерина проделала так много манипуляций и пустилась на столько ухищрений. Долгое время девушка не могла решиться на то, чтобы просто выйти к возлюбленному, взглянуть ему в глаза.

Варвара до последнего старалась уговорить Катю не рассказывать о тайных свиданиях с Борисом, но Катя была полна решимости признаться в содеянном. На эту ситуацию девушки смотрят с разных точек зрения. Для Варвары главным было собственное счастье, которое могло бы оборваться. А смолчав тайные встречи можно было бы продолжать. Катя Кабанова считала иначе. Для неё это были не просто ночные прогулки с тем, кто был ей симпатичен. Кате пришлось сделать тяжёлый выбор, понимая, что обман и измена являются грехами как в христианстве, так и в обществе. Дальнейшая ложь и скрывание своих чувств могло бы усугубить внутренний разлад героини. Девушка не могла жить в гармонии с собой, зная, что обманывает всех, в том числе и себя.

Читайте также:
Мне голос был - анализ, лирическая героиня, жанр произведения

Девушки стремятся к свободе, но для Варвары важнее свобода передвижения, свобода, которая реализуется в материальном мире, а Катерина стремится к свободе духа. В финале пьесы автор выводит из произведения обеих героинь. Катерина бросается в Волгу, обретая таким образом свободу. Варвара сбегает из дому. Почему же для Катерины невозможен путь Варвары? Потому что это всё равно было бы ложью себе, не обретение долгожданной свободы, а побегом. Катерину преследовали бы призраки прошлого, и мучила бы совесть.

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары — героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» — выдающееся произведение писателя, в котором показан протест против засилья самодурства и ханжества, царивших в купеческой среде в середине 19 века. На этот протест решаются главная героиня пьесы Катерина и сестра её мужа Варвара. Сравнительная характеристика Катерины и Варвары поможет лучше понять особенности их образов и причину их неприятия устоев и правил «тёмного царства».

Происхождение, детство, юность

Обе героини, Катерина и Варвара, — купеческие дочери. Воспитание получили в доме своих родителей. Катерина, вспоминая свою жизнь в родительском доме, говорит Варваре: «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле» (действие 1, явление 7).

Не знала она печали в родной семье, всего у неё было довольно, мать в дочери души не чаяла, наряжала, как куклу. К работе Катерину не принуждали, и она делала, что хотела: разводила в доме цветы, гуляла по саду, вышивала «по бархату золотом», слушала рассказы странниц, ходила в церковь.

Варвара росла в доме своей матери в похожей обстановке: и сад у Кабанихи есть, и странниц всегда привечает набожная Марфа Игнатьевна. К дочери Кабанова относилась хорошо, отпускала её со двора погулять, ласково приговаривая: «Гуляй, пока твоя пора не придёт. Ещё насидишься!» (действие 2, явление 9).

Отношение к порядкам в доме Кабанихи

Варвара, выслушав рассказ Катерины о детстве в родном доме, с удивлением заметила: «Да ведь и у нас то же самое». Но Катерина говорит: «Да здесь всё как будто из-под неволи». Она чувствует, что набожность Кабанихи неискренняя, ведь та нищим помогает, а на всех в доме постоянно ворчит. Атмосфера в доме Кабанихи тяжела для вольнолюбивой, искренней Катерины. Властная свекровь хочет, чтобы сноха была покорна по отношению к ней, а мужа своего боялась. «Сокрушила она меня… от неё мне и дом-то опостылел…» — говорит Катерина (действие 2, явление 10). В доме Кабанихи, в котором постоянно останавливаются странницы, всё время слышно ворчание хозяйки: она учит своих детей и сноху уму-разуму, учит соблюдать старые семейные традиции и домостроевский уклад.

Не по нраву порядки в доме матери и Варваре. Но эта непокорная, своевольная девушка нашла выход — стала лгать матери, чтобы та не надоедала своим ворчанием. Лжёт не только Варвара. Она увидела, что всё в их доме держится на обмане, и приспособилась к этому. «А по-моему — делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», — говорит Варвара Катерине.

Любовь

Раньше в патриархальных семьях девушек замуж выдавали не по любви, а по сговору. Многие люди так и жили, без любви к мужу или жене, зная только любовь к своим родителям и детям. А Катерина захотела романтической любви и полюбила Бориса, так непохожего на окружающих и обхождением, и одеждой, и манерой поведения. Она полюбила его, ни разу не поговорив с ним, не узнав, что это за человек, поэтому и не поняла, что он ничем не лучше её мужа Тихона и отличается от него только тем, что образованный.

Сначала Катерина противится своему влечению к Борису, но потом бросается в любовь к нему, как в омут. Борьба в этой молодой женщине между чувством долга супружеской верности и страсти к Борису и является предметом драмы «Гроза».

У Варвары есть любимый парень — конторщик купца Дикого Ваня Кудряш. Ей по нраву его весёлый нрав, смелость, бесшабашность. И Варвара, и Кудряш — жизнерадостные, неунывающие молодые люди, они осознают свои права на счастье.

Отношение героинь друг к другу

Катерина относится к сестре мужа хорошо, доверчиво рассказывает ей о своём детстве, раскрывает свою душу и даже признаётся, что полюбила другого человека.

Варвара защищает Катерину от упрёков мужа, заявившего жене: «…всегда мне за тебя достаётся от маменьки!» (действие 1, явление 6). Узнав, что Катерина мучается, считая за грех свою любовь к Борису, Варвара жалеет её и говорит, что, когда Тихон уедет, тогда можно встречаться с Борисом. Катерина в страхе отказывается от этого, на что Варвара говорит: «Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!» (действие 1, явление 7).

«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось ещё», — сочувствует Варвара Катерине (действие 2, явление 2).

Отношение к Кабанихе и Тихону

Свободолюбивой и жизнелюбивой Варваре не по нраву постоянное ворчание матери, хотя Кабаниха к ней меньше придирается, чем к сыну и снохе. Брата девушка не уважает за рабский характер, она говорит Катерине, что его не за что любить.

«А ещё говоришь, что любишь жену. Скучно мне глядеть-то на тебя» — заявляет сестра брату, услышав, как он упрекает Катерину, что из-за неё мать его «поедом ест, проходу не даёт» (действие 1, явление 6).

Катерина говорит Кабанихе, стараясь её задобрить: «Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». Но всё же, вероятно, это не так: уж очень сурова Кабаниха, не то что любящая родная мать.

Читайте также:
«Помощь идет» краткое содержание книги Б. Житкова для читательского дневника, главные герои, основная мысль и тема произведения

Катерине жалко робкого, приниженного властной матерью, Тихона. Чувствуя, что без мужа с ней может случиться беда, она просит его взять её с собой в поездку и слышит в ответ: «…с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь!»

«Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» — сокрушается Катерина (действие 2, явление 4). Она долго старалась уверить себя, что любит Тихона, но слова и поведение мужа не внушали ей даже уважение к нему.

Черты характера и поступки, в которых они проявляются

Характеры Катерины и Варвары абсолютно разные. Автор подчёркивает это, дав им значимые имена: Катерина в переводе с греческого означает «чистая», а Варвара — «дикарка», «иноземка» («иноземность» Варвары в том, что она ведёт себя, как язычница, а не как христианка).

У Катерины чувствительная, мечтательная натура. Мечтает она о романтичной любви, признаётся Варваре, что хотела бы кататься «на лодке, с песнями, либо на тройке хорошей» с любимым человеком. Она говорит Варваре, что предчувствует свою скорую смерть.

Катерина набожна, религиозна, но это не остановило её совершить грех прелюбодеяния. Это свидетельствует не о силе её характера, как считают некоторые, а о слабости. У неё не хватило силы воли противиться своему влечению к Борису.

Катерина боязлива, боится пророчества полусумасшедшей барыни, боится грозы, так как ей страшно явиться перед богом, не раскаявшись в своих помыслах лукавых.

У Катерины горячий нрав, который её и погубил. Она говорит Варваре, что, если уже не сможет терпеть жизнь в доме Кабанихи, то ничто её не удержит: «…не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь» (действие 2, явление 2).

Боязнь перед Божьим судом за грех стала причиной прилюдного раскаяния Катерины в неверности мужу. Далее у неё не хватило христианского терпения выносить упрёки свекрови за свой грех, и она бросилась в Волгу. Всё это свидетельствует, скорее всего, не о силе, а о слабости характера Катерины, не нашедшей в себе силы пострадать здесь, в этом мире, за свой грех.

Сходство характеров Катерины и Варвары состоит в свободолюбии этих героинь. Но, в отличие от Катерины, Варвара практична, расчётлива, реально смотрит на жизнь, наблюдательна и находчива, хитра. Она скрытна, научилась обманывать, знает, как обойти запреты своей суровой матери.

Жалея свою сноху за то, что она мучается, полюбив Бориса, Варвара взялась помочь им встретиться. Она попросила у матери позволения спать в саду вместе с Катериной, своровала у матери ключ от садовой калитки, заменив его другим, и помогла Катерине встретиться с Борисом у этой калитки. Но характер Варвары неоднозначен. Возможно, в этом случае, она действовала эгоистически, ведь это ей нужен ключ от калитки, чтобы по ночам встречаться с Кудряшом, а спать в саду ей одной, без Катерины, мать бы не разрешила.

Практичная девушка всё предусмотрела: направляясь гулять, оставила в саду прислугу Глашу, чтобы она подала сигнал, если Кабаниха направится ночью в сад. Но Варвара не могла предположить, что Катерина признается свекрови и мужу в измене. Кабаниха, узнав, что и Варвара ходила ночью на свидание, «стала её тиранить и на замок запирать» (действие 5, явление 1).Смелая и свободолюбивая девушка не стала терпеть такого угнетения со стороны матери и убежала из дому с Кудряшом.

Протест героинь против «тёмного царства»

Безотрадна жизнь Катерины в доме Кабанихи. В монологе молодая женщина сокрушается: «…горька неволя, ох как горька! Живу, молюсь, просвету себе не вижу!» (действие 2, явление 9).

Тяжело Катерине жить под властью деспотичной ханжи Кабанихи, а когда полюбила Бориса, стало ещё тяжелее. Старалась она делать всё, чтобы не нарушить мира в семье, старалась найти любовь и понимание у мужа, а когда не нашла, не пощадила себя и мужа, и безрассудно вступила в связь с Борисом, надеясь найти в его сердце родственный отзыв.

После возвращения мужа Катерина со всей ясностью осознала свой грех супружеской неверности, казнила себя и, под влиянием страха перед грозой (в её понимании, карой небесной), прилюдно призналась в своей неверности. Неволя в доме Кабанихи стала для Катерины ещё тяжелее, и она предпочла утопиться, чем мучиться упрёками свекрови. Примечательно, что Катерина поступила вопреки своим словам: «Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься» (действие 3, сцена 2, явление 3). Не смогла она вытерпеть «людского суда», не захотела быть жертвой властной свекрови, не захотела страдать и бросилась в Волгу.

Варвара, исповедующая полную внутреннюю свободу («делай, что хочешь»), тоже выразила свой протест против устоев «тёмного царства», требующих, чтобы было «шито да крыто». Совершив побег с Кудряшом, она уже будет жить так, как ей хочется, а не так, как требует ханжа Кабаниха.

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (таблица)

Общее между героинями

Различие между героинями

Вывод

В драме А. Н. Островского «Гроза», по словам Н. А. Добролюбова, есть «что-то освежающее и ободряющее», обнаруживающее «шаткость и близкий конец самодурства».

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары показывает причину различия протеста этих свободолюбивых героинь против гнёта «тёмного царства», и каждый сам может определить, какой из этих протестов более решителен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: