Есть в осени первоначальной – анализ стихотворения, история

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

История создания

Ф.И. Тютчев написал данное стихотворение в середине своего творческого пути. Он уже был признанным мастером слова, но все еще не считал свое хобби полноценным видом деятельности. Он занимал важный государственный пост и делал карьеру.

Произведение создано 22 августа 1857 года во время путешествия из родового имения Овстуг в Москву, а напечатано в периодическом издании «Русская беседа» в 1858 году.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» посвящено осени в самом её начале, как о короткой, но прелестной поре года.

Жанр, направление, размер

«Есть в осени первоначальной…» – лирическое стихотворение, принадлежащее к направлению «чистого искусства», пейзажной и философской лирике. В нём переплетается реализм, который выражается в точном описании пейзажа, с романтизмом, пронизанным упоением и восторженностью.

Размер стихотворения «Есть в осени первоначальной…» – ямб. Особенность произведения состоит в том, что в нём много пропусков ударений, что больше заметно в первой строфе. Рифмовка двух первых строф перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. В третьей строфе прослеживается опоясывающая рифмовка.

Композиция

Композиция стихотворения «Есть в осени первоначальной…» простая. Произведение состоит из 3 строф, каждая из которых несёт в себе законченную мысль.

  1. В первой строфе даётся картина самого начала осенней поры. Поэт поймал переход одного времени года в другое, описав его зыбкость и хрупкость.
  2. Во второй строфе читается светлая печаль о том, что всё пространство пустеет.
  3. В последней строфе писателем создаётся картина осени, полностью вступившей в свои права, но при этом атмосфера не гнетущая, а умиротворяющая.

Второе четверостишие

В полях пусто, нет людей, которые их обрабатывали, торопясь работали серпами, к которым прикладывается эпитет «бодрый», срезая пшеницу, быстро собирая урожай. Остался только необозримый от края до края простор, отдыхающие борозды и тонкая паутина, которая поблескивает на растениях и по народным приметам означает теплую продолжительную осень и холодную зиму.

А еще народ приметил, что начало осени всегда связано с отлетом птиц, поэтому в небе тоже пусто (у Тютчева воздух пустеет). Стихотворение написано в самые первые дни осени, которую народ тонко подразделял по сезонам: начало, золотая осень, глубокая осень, предзимье, первозимье. Это все можно отразить, делая анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Образы и символы

Лирический герой, кем выступает сам Ф.И. Тютчев, наблюдает за наступлением осени, выделяя её начало, как время плавного перехода из летнего зноя в осеннюю прохладу, дарящую нечто невидимо-эфемерное, прозрачное. Самое начало осени рождает в авторе тёплые и нежные чувства, которые он выражает с особым трепетом. Он желает, чтобы эти мгновения продлились как можно дольше. Но наступает пора, когда всё меняется, приходит настоящая осень, и поэта одолевает лёгкая грусть перед опустением и тишиной.

  1. «Короткая и дивная пора» – это образ бабьего лета в самом начале осени, когда ещё тепло и только-только начали опадать листья. Стоит ясная и спокойная погода, но, кажется, она в любую секунду может перемениться, поэтому поэт называет её «хрустальной».
  2. «Лишь паутины тонкий волос / блестит на праздной борозде» – для лирического героя это символ застывания природы в осеннем холоде, когда всё вокруг замедляется в ожидании зимы.
  3. «И льётся чистая и тёплая лазурь / на отдыхающее поле…» – в этих строках Ф.И. Тютчев показывает последние тёплые лучи, касающиеся земли, как образ уходящего тепла.

Федор Тютчев — стихи
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё — простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь — И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле…

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображении проницательного читателя. Каждое слово в лирическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом. В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Почти все его стихи — это оригинальные зарисовки различных времен года: читая стихи Ф. И. Тютчева, читатель может тотчас же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени. Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы — одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворение, восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания. Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние. В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода — мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние дни тепла.

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

Люди заканчивают свои привычные работы, связанные с наступлением нового сезона. Полным ходом идёт приготовление к зиме. Теперь уже поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…

Природа дарит человеку чудесную возможность отдохнуть перед наступлением зимних вьюг, порадоваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены и можно погрузиться в созерцание красот природы. Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияющей на настроение так ненавязчиво и легко. Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”. Что стоит за этими словами? Прежде всего поэт хочет показать свое восхищение всем, что его окружает. Вся природа наслаждается сменой сезонов, наступлением красивейшего времени года — осени. “Хрустальный день” — это удивительная неосязаемая драгоценность. К ней невозможно прикоснуться, её можно только ощутить. И сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! “Хрустальный день” в понимании читателя кажется удивительно красивым и прозрачным. Привычные очертания предметов и явлений в прозрачном воздухе начинают казаться еще более чистыми и нежными. Эта удивительно красивая “дивная” пора очень коротка. Не успеешь оглянуться, как возьмут своё холода. И окружающий мир потеряет столь волнующую яркость красок. Первые холодные дожди и ветра смоют прозрачность и лучезарность “хрустального дня”. И человеку останется только вспоминать об этой удивительной поре. Не случайно упоминается “паутины тонкий волос”. Волосок всегда может легко порваться. И так непременно произойдет, как только пройдет период, отпущенный природой на любование первоначальной осенью. Окружающая природа именно сейчас навевает мысли о свободе, ведь человека окружает ничем не скрываемый простор. Поле опустело. Но пустота эта не печальная, а, наоборот, радостная. Поле отдыхает, земля хорошо потрудилась, подарила людям великолепный урожай. Мягкие лучи солнца освещают все вокруг, подчеркивая и выявляя всю выразительность отдельных деталей. Летом солнце иссушает, оно слишком жестокое, поэтому от него хочется спрятаться. Осеннее солнце, наоборот, мягкое, ласковое. Хочется сполна насладиться его сиянием и теплом. Особую радость дарит вечер: ни ветерок, ни дождичек не омрачают великолепия окружающей природы. “Лучезарный вечер” словно сияет разными красками. Палитра природы удивительно богата. В ней множество цветов, оттенков и полутонов. Даже самый лучший художник не может сравниться с картиной, которую пишет сама осень. “Льется чистая и теплая лазурь”. Лазурь напоминает о чистом, нежно-голубом цвете. Именно таким предстает окружающий мир с наступлением ранней осени. В этом стихотворении воспевается осеннее спокойствие, которое также является отличительным признаком этого сезона. Тишина волнует, заставляет задуматься над человеческой жизнью. Созерцание красот окружающего мира — это одна из возможностей сделать человека хотя бы немного счастливее. Ранняя осень — это совершенно особая пора, она не похожа на все остальные времена года. Тютчев напоминает о лете в тот момент, когда говорит о “бодром серпе”. “Где бодрый серп гулял и падал колос”… Действительно, летом кипит работа, нет времени отвлечься и внимательно осмотреться вокруг. А осень позволяет человеку отвлечься от постоянного круговорота своих собственных дел и предаться созерцанию красот природы. Именно сейчас блестит на солнце паутина. И эта деталь выглядит совершенно отстраненной, но вместе с тем заставляет задуматься относительно незаметных, практически неощутимых деталей, которые обычно ускользают из поля зрения. Сейчас отдыхает не только человек, но и сама природа. Но этот отдых не имеет ничего общего с ленью и праздностью, это прежде всего награда за долгую и упорную работу. Поэт подчеркивает красоту, легкость окружающей природы. И использует для этого яркие образные средства. В стихотворении часто встречаются многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности. Именно так и должно быть на самом деле, ведь размышления об осеннем пейзаже никогда не могут быть связаны с бурными эмоциями. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.

Читайте также:
«Летят мои кони» 📚 краткое содержание повести Б. Васильева, анализ, главные герои и их характеристика, жанр произведения, проблемы

Федор Тютчев: есть в осени первоначальной. «Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Темы, проблемы и настроение

В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» главным образом представлена основная тема русской природы, которой восхищается автор. Ф.И. Тютчев имеет в виду её переменчивость, подразумевая и быстротечность времени, что подталкивает его всё больше и больше любоваться мимолётными картинами окружающего мира. В произведении он запечатлел такой короткий период осенний поры, почти неуловимый, к которому автор смог подобрать слова. Стихотворение имеет глубину, ощущая которую, можно соприкоснуться с чувствами поэта, с красотой жизни, рассеянной в природе.

Ф.И. Тютчев озвучивает несколько проблем в своём произведении. Их можно заметить по интонациям строк, по словам и даже по знакам препинания.

  • Автор вкладывает в стихотворение тему жизни и её смысла. Осень – это завершение года, то время, когда человек подводит итоги и строит новые планы, оценивает пройденные, безвозвратно ушедшие дни.
  • Поэт говорит о связи природы и человека. Осень для него – это увядание не столько естества окружающего мира, сколько человека. В понимания автора, осень – это приближение старости человека. Юность вместе с летом осталась позади, теперь наступила зрелость, а впереди старость – зима.
  • О крестьянском труде Ф.И. Тютчев пишет с уважением, говоря о том, что уборочная пора была сложной, но меж тем она принесла пользу и радость крестьянам. Осень в понимании поэта – это время, когда труженики могут перевести дух, и вместе с ними «отдыхающее поле» остаётся наедине с небом.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Федор Иванович Тютчев – непревзойденный русский поэт, современник Пушкина, Жуковского, Некрасова, Толстого, оставивший богатое творческое наследие. Смысл жизни для Тютчева в любви. Не только к женщине, но и природе, Родине, всему живому. Лирика его многогранна. В ней можно выделить: философские, гражданские, пейзажные и любовные мотивы.

Поэт восхищался природой родного края, тосковал о ней, когда работал и жил в Европе. Она находит глубокое отражение в его творчестве. Этот поэтический мир, воссозданный на основе личных впечатлений, настолько яркий и точный, что кажется, будто ты находился рядом с поэтом, когда тот любовался видами, описанными в тексте.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» появилось 22 августа 1857 года. В тот день поэт возвращался вместе с дочерью из поместья Овстуг в столицу. И был поражен окружавшим их пейзажем. Москва не могла похвастаться нетронутой, чистой, природной красотой. В большом городе не так заметны перемены в погоде. Истосковавшись по живописным просторам, восхищенный Федор Иванович тут же делает поэтический набросок в своем блокноте, который неизменно его сопровождал.

Читайте также:
"Чудесный доктор" 📚 краткое содержание и анализ произведения А. И. Куприна для читательского дневника, характеристика главных героев, история создания, сюжет, основная мысль

Лирическая пейзажная зарисовка дарит нам картину самого начала осени. Был конец августа, но уже чувствовались перемены в воздухе, погоде, деревья начинали одеваться в золото и медь. Лето отступило, но буквально на несколько шагов. Эту тонкую грань перехода от одного времени года к другому запечатлел поэт.

Стихотворение пронизано лиризмом, острым чувством предвкушения чего-то нового. Федор Иванович с внимательностью, свойственной только творческим людям, отмечает, что описанный период очень короткий, его не каждый сможет уловить. Еще не запущен процесс увядания, подготовки к зиме и окружающий мир дарит самые яркие краски на прощание.

Природа Тютчева одухотворена, наполнена образами. Наделение погодных явлений жизнью, осознанной деятельностью свойственно многим писателям. Одним из первых принцип художественного параллелизма использовал М. Ю. Лермонтов.

Автор знакомит нас с таинствами ранней осени. Даже самому поэту не хватает слов, чтобы отразить особенности увиденного времени и свой восторг. Он использует сравнение августовского дня с хрусталем. Он такой же прекрасный, в нем отражается весь мир, но в то же время хрупкий, мимолетный, его невозможно удержать, зафиксировать. А вечера еще более великолепны, они «лучезарны».

Еще не наступила календарная осень, но у природы свои законы. Уже не слышно пения птиц, собран урожай, поля отдыхают, немного тоскуя, что больше не востребованы. Серебрятся водоемы, над которыми встает туман по вечерам, он и придает им «лучезарность».

Ушел летний зной, ночи теперь прохладны. А журавли, собравшись в клин, с протяжными криками подались в сторону южных краев. О близкой осени говорит также «паутины тонкий волос». Воздух наполнен тишиной, покоем, кругом царит гармония. Природа замерла в тожественном ожидании, вот-вот наступит золотой сентябрь. Все понимают, что еще далеко до наступления снежных бурь, от этого еще приятнее, веселее на душе у людей, лесного зверья и других живых существ.

В этом стихотворении нет унылого пейзажа, который мы можем встретить у Фета. Поэт избавляет нас от описания умирающей природы и унылой поры. До этого еще далеко. Оголенные деревья, холодные дожди, ветер, срывающий последнюю листву – до всего этого еще есть время. Время, чтобы насладиться красотой, счастьем. Описанию способствуют средства художественной выразительности, подобранные поэтом.

Сам Тютчев редко видел русскую осень. Данный период он чаще встречал в Европе. Поэтому для него увиденное было особенно ценным.

Прочитанное стихотворение оставляет радость, умиротворение – эмоции, сходные с чувствами, испытанными самим автором.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Средства выразительности

Безусловно, в стихотворении «Есть в осени первоначальной. » можно выделить немало троп, которые создают ту гармоничную атмосферу природы, которую стремился передать Ф.И. Тютчев.

  1. Эпитеты: «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле», «чистая лазурь».
  2. Метафора: «пустеет воздух», «льётся лазурь».
  3. Сравнение: «день стоит как бы хрустальный».
  4. Олицетворение: «день стоит», «серп гулял».
  5. Разновидность метонимии – синекдоха: «серп гулял», «падал колос».
  6. Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё – простор везде…»

Многоточие в первой и последней строфе показывает то, что о природе можно говорить и писать бесконечно. Кроме того, в многоточии чувствуется, будто бы автор говорил непосредственно с читателем об изменении в природе и вдруг задумался о жизни и остановился, глядя на поле, о котором он произнёс последнюю строку своего стихотворения.

Автор: Диана Танцур

Образная система поэта

Она чрезвычайно гибка и сочетает конкретные, зримые приметы мира и личное впечатление, которое этот мир производит на автора. Стоит прочесть первое неспешное четверостишие, и ясная картина начинающегося бабьего лета, много раз всеми виденного и ожидаемого, встает перед глазами читателя.

Коротка первоначальная осень, но время это — дивное, то есть удивительное и прекрасное. Стоит «хрустальный» день, иначе говоря, необыкновенной чистоты и ясности, и как бы прозрачнейший кристалл накрыл и защитил его. От чего? Об этом будет сказано в конце произведения. И вечера потрясают красотой — лучезарностью (все пронизано светом неугасающего вечернего солнца, которое вечером не хочет уходить с небосклона, а задерживается на нем и расцвечивает всеми красками заката его голубизну). Об этом необходимо писать, делая Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Есть в осени первоначальной.
История создания: стихотворение написано в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву.

Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.

Композиция: стихотворение состоит из трёх четверостиший.

Жанр: лирическое стихотворение.

Стихотворный размер: размер стихов – ямб, рифма — перекрёстная.

Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь».

Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле».

Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный».

Олицетворения: «…серп гулял…».

Синекдоха: «…падал колос».

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» (Ф.И. Тютчев)

Провести анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» (Ф.И. Тютчев) – это значит понять настроение поэта.

Ф.И. Тютчев не любил осень, особенно российскую. Он говорил, что она наводит на него тоску и старался выезжать из страны на период дождей и темных вечеров. Но в 1857 году, в конце лета, он вместе с дочерью ехал из Овстуга в Москву. Поэта восхитили пейзажи уходящего лета, которые он встречал на пути. И еще в дороге зародились строки стихотворения, которое спустя год будет напечатано в журнале «Русская беседа». Тютчев настолько был охвачен вдохновением, что от волнения руки его дрожали, и половину стихотворения писала под диктовку его дочь.

В этом незамысловатом на первый взгляд стихотворении поэт раскрывает не только тему осенней природы, но и серьезную философскую: тема осени в человеческой жизнь. Но осень Тютчева особенная. Он не говорит о старости, для поэта осень – это период мудрости и зрелости, не менее прекрасный, чем молодость.

Мы можем видеть это из восхищенных строк о первоначальной осени. Именно о коротком периоде перехода из лета в осень пишет Тютчев в своем стихотворении: «Короткая, но дивная пора». В этот недолгий миг природа как бы застыла в ожидании настоящей осени. День поэт сравнивает с хрусталем, настолько прозрачен и чист воздух в эти последние летние мгновения, а вечера лучезарные, как будто солнце хочет отдать последние свои лучи тепла и света природе перед долгими осенью и зимой.

Читайте также:
Собачье сердце - краткое содержание по главам, главные герои

И вдруг после ласкового солнца читатель встречает образ опустевшего поля, на котором уже не работают крестьяне, и вместо этого кругом пустота и бесконечный простор. И тем более одиноким выглядит на перепаханном пустынном просторе одинокий «паутины тонкий волос», навевающий тоску по ушедшим теплым дням. Да и сама борозда теперь выглядит «праздной», долго еще к ней не вернутся люди. Повсюду тишина и пустота.

Начатое строками, наполненными приятным и ленивым теплом бабьего лета, стихотворение во второй строфе и в первых двух строках последнего четверостишья усиливает состояние безмолвности природы, опустевших полей:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь…

Воздух чистый и пустой, свободный от разных звуков. И разноголосья птиц больше не слышно, ведь все они уже улетели на юг или только готовятся к полету и больше не поют беззаботно.

Но уже в следующей строке Тютчев сообщает нам, что до первых зимних бурь еще далеко, а пока нужно наслаждаться тишиной и красотой природы.

И льется чистая и теплая лазурь

Композиция стихотворения простая. Оно состоит из трех строф, каждая из которых может быть самостоятельным произведением. Это произведение похоже на картину, на которой нарисовано бабье лето. Тютчев с помощью слова передает читателю красоту этого времени года, не создавая никакого определенного сюжета, и только намекает нам о том, что совсем недавно здесь кипела жизнь.

Но зато стихотворение богато на художественные средства выразительности. Эпитетами «хрустальный», «лучезарный» Тютчев раскрашивает последние летние дни в особенные краски. Они неяркие и чуть запыленные, но как будто прозрачные от чистого воздуха и лучей вечернего солнца. Эпитеты «бодрый серп» и «праздная борозда» не только красочно описывают природу, но и создают противопоставление между кипящей недавно жизнью и пустынным полем сейчас. Эти же эпитеты как бы оживляют природу и образы, ведь эти прилагательные больше характерны для характеристики живого существа.

Оживает природа и благодаря олицетворениям «день стоит», «серп гулял», «отдыхающее поле».

Благодаря метафорам «И льётся чистая и тёплая лазурь», «паутины тонкий волос» кажется, что свет от солнца так мягко ложится на поле и плавно расходится по нему, не создавая контраста. И на его фоне особенно отчетливо виден каждый волосок паутинки, застывшей в закатном блеске.

Стихотворение написано ямбом с чередованием коротких и длинных строк, и поэтому кажется, что рифма переливается так же, как паутинка в вечернем свете заката.

Тютчев видел гармонию в единении человека с природой, поэтому он с упоением наслаждается теми минутами уходящего тепла. Первоначальная осень – это период спокойной и вдумчивой жизни человека, без бури чувств, но еще и не дождливая, холодная серость пожилого возраста.

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводил в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится к пейзажной лирике.

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь – явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

  • Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.
  • Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.
  • Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов уходящего года, оценке его со стороны.

Тематика и идея произведения

После прочтения стихотворения «Есть в осени первоначальной», анализ которого сделать несложно по плану, невозможно поверить в то, что когда-то автор сравнивал осень с моментом неминуемой смерти, считал тоскливой, бессмысленной и навевающей невыносимую хандру. Но он не желает упоминать о своей ошибке и утверждает, что в это время природа словно замирает во всей своей непревзойденности, мужественно и терпеливо ожидая прихода беспощадной зимы.

Разговор ведется о характерных особенностях осенней природы. Принципы лирики Тютчева основываются на его стремлении не только отобразить великолепие окружающего мира, но и вспомнить о рассуждениях и намерениях людей, о которых не свойственно задумываться в будничной обстановке. Это лишь один из важных вопросов, обсуждаемых в произведении. Их несколько и каждый заслуживает обсуждения:

  1. Сопоставление человека с силами природы. Когда начинается осень, появляется надежда на беззаботное и перспективное будущее, но мысли о тяжелой зиме не исчезают навсегда. Взрослея, люди приобретают опыт, однако не могут забыть о безмятежных юношеских годах и совершенных ошибках.
  2. Влияние упорного труда на просветление личности. Работа тех, кто не наделен титулом и богатством, поистине тяжела, но без нее жизнь превращается в тоскливое существование и лишается осмысленности.
  3. Предназначение отдельной личности. Осенью подводятся итоги жаркого лета, становится ясно, какие ошибки необходимо исправить. Появляются мысли о грандиозных целях и скрытых талантах, неведомых окружающим.

Делая анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной», стоит выделить и то, что автор негативно воспринимал наступление осени, вспоминая, что жизнь не может быть вечной и беззаботной.

Даже вдохновленная натура может увянуть, словно зачахший цветок. Но проигнорировать незабываемые моменты времени года поэт не смог: ему казалось недопустимым молчать об изяществе природы, готовой к нещадным морозам.

Композиция

Стихотворение состоит из 3-х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают лишь при прочтении всего стихотворения как единого целого.

Читайте также:
Отношения Григория Печорина и Бэлы в романе Лермонтова

Стих написан разностопным ямбом. В первых двух четверостишиях рифмовка перекрёстная, а в третьем — кольцевая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность состояния природы.

Это лирическое стихотворение, здесь яркое эмоциональное начало. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, его восхищение тихими тёплыми осенними днями и вечерами. Тютчев — поэт «чистого искусства», не понимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Средства выразительности

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные средства:

  • Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде», которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.
  • Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».
  • Олицетворения: «…отдыхающее поле…», «…серп гулял…».
  • Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный», то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта, и для его читателя.
  • Синекдоху: «…падал колос»

В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать», представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.

Проблематика стихотворения

Автор пытается уделить внимание нескольким проблемам и делает видимый акцент на некоторых моментах. Их можно разделить на несколько тем:

  1. Отношение человека к природным силам. Наступление осени не менее очаровательно, чем пора юности и невинности, поэтому умиротворенная личность чувствует единение с природой. В произведении литератор упоминает о скорби и сожалении, восхищается красотой окружающего мира и в то же время тоскует по одурманивающей молодости.
  2. Смысл жизни каждой отдельной личности. Осенью, независимо от чьей-либо воли, происходит осмысление случившегося, изменение приоритетов, возникновение новых проблем, требующих незамедлительного решения. Близится не старость, а зрелость. Люди обретают уверенность и становятся расчетливыми. В стихотворении делается акцент на размеренности жизни.
  3. Труд, влияющий на жизнь. Автор с уважением относится к работе крестьян, поскольку она не является простой. Это не радостные хлопоты, а тяжелый труд, который проницательные работники считают благотворным и привычным. Закончив дела, можно расслабиться и отдохнуть.

Все пункты автор раскрывает в своих четверостишиях. Он говорит трепетно, чтобы читатель проникся строками. Стих «Есть в осени первоначальной» короткий, но чувственный.

Стихотворение и анализ «Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде,–

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Краткое содержание

Осень не была любимым временем года Федора Ивановича Тютчева, она навевала на него грустные мысли об угасании и неизбежном конце всего живого. Но, как и любой поэт, наделенный художественным воображением, он умел видеть и ценить прекрасное. Его не могло не восхищать золотое убранство лесов, переливающихся на солнце паутинок, разноцветье шуршащих под ногами листьев, ласковое тепло осеннего солнца.

«Золотая осень». Художник В. Поленов

Невероятно красивая и удивительная пора – конец августа. В народе она получила название бабье лето, когда погода еще балует последними теплыми деньками перед наступлением холодов. Тютчев очень выразительно характеризует этот период: «Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера». И, хотя на календаре еще лето, но уже не так заливисто поют птицы, поля не колосятся, потому что урожай собран, на водную гладь опускаются вечерние туманы, которые и придают вечерам ту самую лучезарность.

Именно в это переходное время возникают мысли о свободе, ведь героя окружает немыслимый простор. Поля тоже опустели, но эта пустота не вызывает грусти. Отдыхающее поле означает то, что люди на нем потрудились на славу и сняли богатый урожай. Все освещено мягкими, теплыми солнечными лучами, которые еще больше подчеркивают отдельные детали. Особенно радует наступление вечера. Все затихает, ни легкий ветерок, ни моросящий дождик не могут омрачить красоту осеннего пейзажа.

Слова поэта «далеко еще до первых снежных бурь» говорят о том, что он сознательно пропускает самую унылую осеннюю пору со слякотью, дождями, пронизывающими ветрами и оголенными деревьями. Он не хочет разрушать то праздничное впечатление, которое сложилось у читателя при виде золотого осеннего великолепия.

Анализ

История создания

Федор Иванович много времени проводил в разъездах, во время этих долгих путешествий у него была возможность созерцать окрестную природу. Но русскую осень он видел очень редко, потому что этот сезон обычно приходился на его пребывание в Европе. Поэтому увиденная им красота так вдохновила его. 22 августа 1857 года поэт со своей дочерью, покинув поместье Овстуг, возвращался в столицу. Окружающий пейзаж настолько восхитил поэта своей нетронутой, первозданной красотой, что он тут же достал блокнот и начал делать наброски будущего стихотворения.

Тютчев так торопился запечатлеть это великолепие, что от волнения у него дрожали руки, к тому же, ухабы на дороге не позволяли сосредоточиться. Тогда дочь взяла карандаш, и под диктовку Федора Ивановича сама записала текст стихотворения. Оно получилось необыкновенно легким и, словно, прозрачным. Поэту удалось уловить ту тонкую грань, которая разделяла два времени года – уходящее лето и наступающую осень. Это произведение было напечатано в 1858 году, в журнале «Русская беседа».

Персонажи и образы

В трех строфах стихотворения автор рисует картину умиротворенной, спокойной осенней природы, которая является центральным персонажем произведения. Здесь нет выраженного лирического героя, присутствует лишь его незримый образ, передающий читателю свои впечатления.

Читайте также:
В дурном обществе - краткое содержание повести по главам

Сначала идет погружение в общую атмосферу осенней поры, возникают вызываемые ею, чувства и ассоциации. Чистый прохладный воздух, мягкие тона остывающего солнца, скрывающегося за горизонтом – всем этим явлениям автор дает меткое определение – «дивная пора!»

Далее взгляд автора переносится на опустевшее поле, уже отдавшее свой урожай, и теперь спокойно отдыхающее от суеты полевых работ. Не звенят серпы и косы, еще недавно взметавшиеся над ним, и только одинокая паутинка, поблескивает в лучах заходящего солнца.

После этого приходит осознание, что вся эта красота преходяща и скоро исчезнет. Но, пока зима еще не накрыла все своей снежной шалью, можно наслаждаться этой недолгой прекрасной порой, дарящей последнее солнечное тепло.

Композиция

Композиция стихотворения линейная, последовательная. Структура определена тремя строфами, состоящими из одного длинного предложения. Каждая строфа представляет собой самостоятельную законченную зарисовку. Несмотря на это, целостность произведения ощущается только при полном его прочтении.

Жанровое направление стихотворения – пейзажная и философская лирика. Тютчев, будучи представителем поэзии «чистого искусства» не допускал даже мысли о том, что в поэтическом тексте могут присутствовать какие-либо социальные вопросы или общественные проблемы. Это произведение принадлежит сразу к двум литературным направлениям – реализму и романтизму. В нем представлены очень реалистичные картины окружающей природы, наполненные эмоциями самого автора.

Размер и средства художественной выразительности

В этом стихотворении Тютчев использует разностопный ямб. В первой и второй строфе рифма перекрестная, в третьей – опоясывающая. Мужские и женские рифмы чередуются друг с другом. Также наблюдается чередование длинных и коротких строчек, что создает ощущение непостоянства и скоротечности природных явлений.

Широко применяются поэтом средства художественной выразительности. Восхищение природой передают изящные эпитеты: «лучезарны вечера», «бодрый серп», «на праздной борозде»; метафоры: «и льется чистая и теплая лазурь», «паутины тонкий волос»; олицетворения: «день стоит», «серп гулял»; сравнения: «день стоит как бы хрустальный». Многоточия в конце первого и последнего четверостишия говорят о недосказанности, автор как бы предлагает читателю самому додумать и нарисовать собственную картину прекрасной осенней поры.

Проблематика и основная идея произведения

Данное стихотворение содержит несколько проблем. Во-первых, это тема смысла жизни. Осень – завершение года, в это время принято подводить итоги и планировать будущее, анализировать допущенные ошибки и делать соответствующие выводы.

Во-вторых, это связь человека с природой. Несмотря на то, что осень – это великолепное время года, ее, так или иначе, сменит зима. Если провести параллель с человеческой жизнью, на смену юности также приходит зрелость, которую сменяет неизбежная старость.

Третья тема – крестьянский труд, о котором очень уважительно отзывается Тютчев. Труд наполняет жизнь человека смыслом и, хотя, он нередко бывает очень тяжелым, его плоды приносят человеку радость и удовлетворение. Наступающая зима уже не будет голодной, потому что собранный урожай прокормит крестьянина до следующей весны. К тому же, бабье лето – это традиционное время для свадеб, появляются новые семьи, рождаются дети, все это говорит о продолжении жизни, человеческого рода. Стихотворение наполнено радостью и умиротворением, теми чувствами, которые автор испытал от созерцания осеннего пейзажа, и которыми захотел поделиться с читателем.

Рудин

В деревенском доме Дарьи Михайловны Ласунской, знатной и богатой помещицы, бывшей красавицы и столичной львицы, которая и вдали от цивилизации все ещё организует у себя салон, ждут некоего барона, эрудита и знатока философии, обещавшего познакомить со своими научными изысканиями.

Ласунская занимает разговором собравшихся. Это — Пигасов, человек небогатый и настроенный на цинический лад (его конёк — нападки на женщин), секретарь хозяйки Пандалевский, домашний учитель младших детей Ласунской Басистов, только что окончивший университет, отставной штабс-ротмистр Волынцев со своей сестрой, обеспеченной молодой вдовой Липиной, и дочь Ласунской — совсем ещё юная Наталья.

Вместо ожидаемой знаменитости приезжает Дмитрий Николаевич Рудин, которому барон поручил доставить свою статью. Рудину лет тридцать пять, одет он вполне заурядно; у него неправильное, но выразительное и умное лицо.

Поначалу все чувствуют себя несколько скованно, общий разговор плохо налаживается. Оживляет беседу Пигасов, по своему обыкновению нападающий на «высокие материи», на абстрактные истины, что зиждутся на убеждениях, а последние, считает Пигасов, вообще не существуют.

Рудин осведомляется у Пигасова, убеждён ли он в том, что убеждений не существует? Пигасов стоит на своём. Тогда новый гость спрашивает: «Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай».

Рудин очаровывает всех своей эрудицией, оригинальностью и логичностью мышления. Басистов и Наталья слушают Рудина, затаив дыхание. Дарья Михайловна начинает обдумывать, как она выведет своё новое «приобретение» в свет. Один Пигасов недоволен и дуется.

Рудина просят рассказать о его студенческих годах, прошедших в Гейдельберге. В его повествовании недостаёт красок, и Рудин, видимо, сознавая это, вскоре переходит к общим расхождениям — и тут он вновь покоряет слушателей, поскольку «владел едва ли не высшей музыкой красноречия».

Дарья Михайловна уговаривает Рудина остаться ночевать. Остальные живут неподалёку и отправляются по домам, обсуждая выдающиеся дарования нового знакомого, а Басистов и Наталья под впечатлением его речей не могут заснуть до утра.

Утром Ласунская начинает всячески ухаживать за Рудиным, которого она твёрдо решила сделать украшением своего салона, обсуждает с ним достоинства и недостатки своего деревенского окружения, при этом выясняется, что Михайло Михайлыч Лежнев, сосед Ласунской, давно и хорошо известен также и Рудину.

И в этот момент слуга докладывает о приезде Лежнева, навестившего Ласунскую по незначительному хозяйственному поводу.

Встреча старых приятелей протекает довольно холодно. После того как Лежнев откланивается, Рудин говорит Ласунской, что её сосед только носит маску оригинальности, чтобы скрыть отсутствие талантов и воли.

Спустившись в сад, Рудин встречает Наталью и затевает с ней разговор; он говорит горячо, убедительно, говорит о позоре малодушия и лени, о необходимости каждому заниматься делом. Рудинское одушевление действует на девушку, но не нравится Волынцеву, неравнодушному к Наталье.

Лежнев в компании Волынцева и его сестры вспоминает студенческие годы, когда он был близок с Рудиным. Подбор фактов из биографии Рудина не по душе Липиной, и Лежнев не заканчивает повествования, обещая в другой раз рассказать о Рудине больше.

За два месяца, что Рудин проводит у Ласунской, он становится ей просто необходим. Привыкшая вращаться в кругу людей остроумных и изысканных, Дарья Михайловна находит, что Рудин может затмить любого столичного витию. Она восхищается его речами, однако в практических вопросах по-прежнему руководствуется советами своего управляющего.

Читайте также:
Аллегория в литературе - определение и значения слова

Все в доме стараются исполнить малейшую прихоть Рудина; особенно благоговеет перед ним Басистов, тогда как общий любимец почти не замечает молодого человека.

Дважды изъявляет Рудин намерение покинуть гостеприимный дом Ласунской, ссылаясь на то, что у него все деньги вышли, но занимает у хозяйки и Волынцева — и остаётся.

Чаще всего беседует Рудин с Натальей, которая жадно внимает его монологам. Под влиянием рудинских идей и у неё самой появляются новые светлые мысли, в ней разгорается «святая искра восторга».

Затрагивает Рудин и тему любви. По его словам, в настоящее время нет людей, дерзающих любить сильно и страстно. Рудин своими словами проникает в самую душу девушки, и она долго размышляет над услышанным, а потом вдруг разражается горькими слезами.

Липина снова допытывается у Лежнева, что же собою представляет Рудин: Без особой охоты тот характеризует бывшего друга, и характеристика эта далеко не лестна. Рудин, говорит Лежнев, не очень сведущ, любит разыграть роль оракула и пожить за чужой счёт, но главная его беда в том, что, воспламеняя других, сам он остаётся холоден, как лёд, нимало не помышляя о том, что его слова «могут смутить, погубить молодое сердце».

И действительно, Рудин продолжает выращивать цветы своего красноречия перед Натальей. Не без кокетства говорит он о себе как о человеке, для которого любовь уже не существует, указывает девушке, что ей следует остановить свой выбор на Волынцеве. Как на грех, нечаянным свидетелем их оживлённой беседы становится именно Волынцев — и ему это крайне тяжело и неприятно.

Между тем Рудин, подобно неопытному юноше, стремится форсировать события. Он признается Наталье в любви и от неё добивается такого же признания. После объяснения Рудин начинает внушать самому себе, что теперь он наконец-то счастлив.

Не зная, как ему поступить, Волынцев в самом мрачном расположении духа уединяется у себя. Совершенно неожиданно перед ним возникает Рудин и объявляет, что он любит Наталью и любим ею. Раздражённый и недоумевающий Волынцев спрашивает гостя: для чего тот все это сообщает?

Тут Рудин пускается в длинные и цветистые разъяснения мотивов своего визита. Он желал добиться взаимопонимания, хотел быть откровенным. Теряющий над собой контроль Волынцев резко отвечает, что он совершенно не напрашивался на доверие и его тяготит излишняя откровенность Рудина.

Сам инициатор этой сцены тоже расстроен и винит себя в опрометчивости, которая ничего, кроме дерзости со стороны Волынцева, не принесла.

Наталья назначает Рудину свидание в уединённом месте, где никто бы не смог увидеть их. Девушка говорит, что она во всем призналась матери, а та снисходительно объяснила дочери, что её брак с Рудиным совершенно невозможен. Что же теперь намерен предпринять её избранник?

Растерянный Рудин в свою очередь осведомляется: что обо всем этом думает сама Наталья и как она намерена поступить? И почти сразу же приходит к выводу: необходимо покориться судьбе. Даже будь он богат, рассуждает Рудин, сумеет ли Наталья перенести «насильственное расторжение» с семьёй, устроить свою жизнь вопреки воле матери?

Такое малодушие поражает девушку в самое сердце. Она собиралась пойти на любые жертвы во имя своей любви, а её любимый струсил при первом же препятствии! Рудин пытается хоть как-то смягчить удар с помощью новых увещеваний, но Наталья уже не слышит его и уходит. И тогда Рудин кричит ей вослед: «Вы трусите, а не я!»

Оставшись один, Рудин долго стоит на месте и перебирает свои ощущения, признаваясь себе, что в этой сцене он был ничтожен.

Оскорблённый откровениями Рудина, Волынцев решает, что он просто обязан при таких обстоятельствах вызвать Рудина на дуэль, однако его намерению не дано осуществиться, так как приходит письмо от Рудина. Рудин многословно сообщает, что не намерен оправдываться (содержание письма как раз убеждает в обратном), и уведомляет о своём отъезде «навсегда».

При отъезде Рудин чувствует себя скверно: получается, будто его выгоняют, хотя все приличия и соблюдены. Провожавшему его Басистову Рудин по привычке начинает излагать свои мысли о свободе и достоинстве, и говорит так образно, что у молодого человека проступают на глазах слезы. Плачет и сам Рудин, но это — «самолюбивые слезы».

Проходит два года. Лежнев и Липина стали благополучной семейной парой, обзавелись краснощёким младенцем. Они принимают у себя Пигасова и Басистова. Басистов сообщает радостную весть: Наталья согласилась выйти замуж за Волынцева. Затем разговор переключается на Рудина. О нем мало что известно. Рудин последнее время проживал в Симбирске, но уже перебрался оттуда в другое место.

А в тот же самый майский день Рудин тащится в плохонькой кибитке по просёлочной дороге. На почтовой станции ему объявляют, что в нужном Рудину направлении лошадей нет и неизвестно, когда будут, правда, можно уехать в другую сторону. После некоторого размышления Рудин грустно соглашается: «Мне все равно: поеду в Тамбов».

Ещё через несколько лет в губернской гостинице происходит негаданная встреча Рудина и Лежнева. Рудин рассказывает о себе. Он переменил немало мест и занятий. Был чем-то вроде домашнего секретаря при богатом помещике, занимался мелиорацией, преподавал русскую словесность в гимназии. И везде потерпел неудачу, стал даже побаиваться своей несчастливой судьбы.

Размышляя над жизнью Рудина, Лежнев не утешает его. Он говорит о своём уважении к старому товарищу, который своими страстными речами, любовью к истине, быть может, исполняет «высшее назначение».

26 июля 1848 г. в Париже, когда восстание «национальных мастерских» уже было подавлено, на баррикаде возникает фигура высокого седого человека с саблей и красным знаменем в руках. Пуля прерывает его призывный крик.

«Поляка убили!» — такова эпитафия, произнесённая на бегу одним из последних защитников баррикады. «Черт возьми!» — отвечает ему другой. Этим «поляком» был Дмитрий Рудин.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Анализ романа «Рудин» (И.С. Тургенев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.03.2020 · Обновлено 16.03.2020

Читайте также:
Стихи к подаркам - читать онлайн прикольные, смешные, шуточные

В романе «Рудин» И.С. Тургенев отобразил традиционные мотивы тех лет: трагедия лишнего человека, бессмысленность праздной жизни, несчастная любовь. Во многом черты главного героя схожи с характером самого писателя: Тургенев так и не женился, хотя в него была очень сильно влюблена сестра писателя Л.Н. Толстого… Но обо всем по порядку: Многомудрый Литрекон представляет анализ «Рудина» по плану.

История создания

История написания романа «Рудин» сообщает читателю интересные факты о самом авторе:

  1. В 1855 г. Тургенев пишет письмо критику Боткину о том, что он планирует написать повесть, персонажи которой уже обдуманы. Интересен тот факт, что имя главной героини изначально было задумано как Маша. Липина была Пасынковой. А Лещовым в определенное время даже был Лежнев. Предполагаемое имя героини указывает на то, кому посвящен роман «Рудин». Видимо, автор описал свою несчастную историю любви. Он тесно общался с сестрой Толстого — Марьей Николаевной. Она любила Тургенева, и у них начался роман. Женщина решила развестись с мужем, но после развода Тургенев так и не сделал ей предложения, потому что уже завел другой роман — с Полиной Виардо, и содержал всю ее семью, включая мужа. Толстой был в ярости и даже вызвал Тургенева на дуэль, но она не состоялась. Переживая эту ситуацию, автор винил себя, поэтому написал роман «Рудин» и дал своему герою уничижительную характеристику.
  2. Первые отзывы о книге от Чернышевского и Некрасова были положительными. Однако через три-четыре года критика изменилась в худшую сторону. Тургенев, задетый такой оценкой, включил в произведение эпилог, где Рудин умирает на парижских баррикадах, как герой.
  3. Наталья Ласунская — первая классическая барышня, типаж которой потом назовут «тургеневская девушка». Это сильная, но внешне хрупкая героиня, которая беззаветно отдаётся любви, но не получает от мужчины достаточной эмоциональной отдачи и остается несчастной. Она является отражением тех редких девушек, которые встречаются не только в то время, но и сейчас.

Жанр и направление

Рудин — эпическое произведение Тургенева, жанр которого определить сложно. Проблема жанра тургеневского романа вообще и «Рудина» в частности рассматривается обычно, как переход от «старой манеры» (слова самого писателя) к новой, от повести к роману. Еще в начале XIX столетия появились романы Загоскина, Нарежного, Лажечникова, но в большой литературе в сущности не было произведения, которое так же неоспоримо могло быть причислено к жанру романа, как, допустим, «Анна Каренина». Поэтому сами писатели называли свои романы повестями и наоборот: точного понимания жанра не было, границы были размыты. Но сегодня принято считать, что «Рудин» — это роман, ведь для повести данное произведение слишком крупное. В этой книге писатель отражает социальную жизнь, исследует лишнего человека, открывает тип «тургеневской девушки».

Направление творчества Тургенева — реализм. Все события реальны, конфликт не выходит за рамки типичных обстоятельств, герои находятся в традиционных для себя условиях и отражают особенности своего сословия и положения.

Суть романа

Поскольку Тургенев имел похожие черты с Дмитрием (главным героем), ему было любопытно понять психологию героя, отобразить характерные проявления «лишнего человека». Действие романа происходит в разные временные сроки. Отличается лаконичностью, фактичностью и строгостью. Дмитрий Рудин приезжает в деревню, появляется в поместье Дарье Ласунской и знакомиться с Натальей (ее дочерью), его приезд — событие для всех. Как выясняется позднее, Дмитрий уже был знаком с соседом Ласунской – Михаилом Лежневым. За спиной Рудин нелестно отзывается о своем приятеле. Да и вообще не любит говорить о своем прошлом и вечно переводит тему на абстрактные рассуждения, которые покоряют весь салон Ласунской. Но Михаил знал его еще в юности и рассказал некоторым людям, что Рудин любит пожить за чужой счет и разыграть из себя знатока всего, чего он не знает. Так и происходит: Ласункая уговаривает Рудина жить у нее и дает ему денег. Наталья увлечена гостем и слушает его, затаив дыхание. Все его призывы к труду она принимает за чистую монету и верит каждому слову.

Ухажер Натальи, Волынцев, ревнует, но ничего не может поделать. Между Натальей, Волынцевым и Дмитрием образуется любовный треугольник. Волынцев давно ухаживает за Натальей, но она предпочитает Дмитрия. При этом Михаил рассказал, что новый знакомый семьи отличается ветреностью и несерьезностью. Волынцев пытается защитить Наталью от его влияния, но девушка все равно влюбляется и переживает разочарование: Дмитрий не готов к серьезным отношениям. Когда она призналась матери в своем намерении выйти замуж, та отказала ей в благословении. Узнав об этом, Рудин предложил ей покориться судьбе. Она восприняла это как трусость и убежала. Он лишь убеждает себя, что любит, но на самом деле — нет. Жар его чувства растрачен впустую. Он много говорит и знает, но ничего не делает. В итоге Рудин уезжает из поместья навсегда.

Спустя два года Наталья выходит замуж за Волынцева и забывает Рудина. Свою праздную и пустую жизнь он приносит в жертву на баррикадах, участвуя во французской революции.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон дополнит таблицу, если на то есть воля читателя. Он же перечисляет только главных героев романа «Рудин».

Дмитрий Рудин приезжает в деревню, появляется эффектно. Его эрудированность, логичность мышления, оригинальность и красноречивость в общении с Пигасовым выделяют все гости салона Ласунской (бывшая яркая светская львица) А Лежнев, бывший друг Дмитрия говорит о Рудине, как о человеке, воспламеняющем других, но внутри холодным как лед. Рудин прекрасно владеет ораторским искусством, но не может применить свои таланты. Он не живет по тем заветам, которые пропагандирует в свете. Поэтому все его слова ничего не значат. В любви проявляется вся его несостоятельность: первое же препятствие заставляет его отступить.
Наталья Ласунская дочь Дарьи, «тургенеская девушка» — нежная, скромная и целомудренная. По ее поступкам мы понимаем, что она смелая, цельная, способная на проявление своих чувств. Ради любви она готова пожертвовать всем, что у нее есть. Слова Рудина о труде, нравственной жизни и доброте находят отклик в ее сердце. Сильная девушка идет в своих чувствах до конца и не останавливается ни перед чем. Она говорит то, что делает и во что искренне верит.
штабс-ротмистр Волынцев Честный и прямодушный человек, смелый и сильный мужчина. Он любит Наталью и ради нее готов даже смириться с ее замужеством. В нем проявляется истинное благородство дворянина.
Читайте также:
Лилечка, Маяковский: читать онлайн бесплатно

Тематика романа «Рудин» перед Вами:

  1. Любовь. Рудин признается в любви к Наталье, Наталья отвечает взаимностью, но Рудин относится к своим словам поверхностно и не думает о последствиях своих слов, а потом отказывается от них. Наталья – юная девушка, не познавшая ни любви, ни разочарований, его слова она принимает близко к сердцу. Она умная и понимает, что слова просто так нельзя сказать и взять, когда захочется. Лежнев говорит о Наталье «Наталья – не ребенок», — а вот Рудин по сравнению с юной Натальей ведет себя как малодушный и трусливый мальчик. Но Рудин — рефлексирующий тип, он понимает, что сделал глупость и обидел девушку, отдавшую ему сердце, и поэтому сбегает из деревни.
  2. Быт и нравы дворянства. «Период идей дворянского просвещения, период Рудиных, сменился периодом идей народнических». Вполне естественно, что в романах Тургенева нет широких картин быта и нравов помещичьего и чиновничьего общества, как это встречается у Гончарова и у Писемского. Для Тургенева повседневный быт — всего лишь фон, а не один из главных объектов изображения.
  3. Лишний человек. Рудин, Онегин Пушкина, Обломов Гончарова – все это тип «лишнего человека». Что их объединяет? У них есть все данные, чтобы принести пользу этому миру, чтобы быть цельными и радовать людей вокруг себя. «Но они сделали всё или почти всё, ничего или почти ничего». Рудин может воспламенить всех, как верно сказал Лежнев, у него есть энергия и сила, чтобы свершить великие дела, но такие люди слабы духом, характером. Он бросает свои слова на ветер, не думает о юной Наталье и причиняет ей боль, но мы видим, что Наталья намного сильнее и уверенней в своей жизни, словах, поступках, чем Дмитрий. Дмитрий умирает как герой на баррикадах, этим Тургенев открывает вопрос: может, такие люди все же способны на что-то большее?

Проблемы

Проблематика романа «Рудин» интересна и по сей день:

  1. Разочарование в жизни. Рудин уезжает с горечью после расставания с Натальей. Как мы узнаем позже из его общения с Лежневым, он рассказывает, что много чем занимался, был чем-то вроде домашнего секретаря при богатом помещике, занимался мелиорацией, преподавал русскую словесность в гимназии… И везде потерпел неудачу, стал даже побаиваться своей несчастливой судьбы. Рудин поверхностно относится к делам, поэтому быстро перегорает и разочаровывается в сфере деятельности. Поэтому он ничего не достиг.
  2. Проблема применения себя и своих сил. Рудина ничего не увлекает, он не понимает, что ему нужно и что ему интересно, поэтому этот человек становится лишним в обществе. Он много говорит, много знает, но ничего не делает и ко всему относится легкомысленно. Поэтому все свои светлые порывы он растрачивает впустую.
  3. Трагедия лишнего человека. Рудин приезжает в деревню и очаровывает каждого. Он зажигает огонь во всех, особенно в Наталье, он говорит, как важно заниматься делом, что все еще впереди и влияет своим обаянием на каждого. Проходит несколько лет, и уже с Лежневым он говорит печально, спокойно и разочарованно. Нет того красноречия, а ведь прошло всего два года. Смерть Рудина на баррикадах заставляет читателя сопереживать ему и понять, что лишний человек страдает не меньше, чем жертвы его неприкаянности.
  4. Испытание любовью. Наталья Ласунская выдержала испытание, став только выше и сильнее в результате любовной горячки и разочарования в идеале. А вот Рудин не выдержал: он и сам понял, что проявил позорную слабость. С этого момента его жизнь начала катиться к закату. Герой нигде не находил покоя, везде был гоним и несчастен.

Главная мысль

Основная идея Тургенева в «Рудине» — это трагическая участь лишнего человека в обществе. Он говорил возвышенно, стремился к высоким целям, но ничего не мог сделать. Это пустоцвет, который красив внешне, но обречен на пустоту внутри. Этот тип вечен, и такие люди остаются глубоко несчастными, ведь они не глупы, но слабы и не способны на великие дела, к которым сами же они и призывают.

Автор обращает внимание читателя на разрушительность внутренней слабости: Рудин не только обрек себя на одиночество, но и разбил сердце Наталье. Но финальный аккорд в его судьбе говорит о том, что герой пытался изменить свою жалкую судьбу и внести вклад во что-то великое и светлое. Однако даже там Рудина считают всего лишь поляком, которого убили. Он не достиг и там тех высот, о которых красочно говорил. Но читателю стоит не критиковать и без того несчастного человека, осознавшего свое ничтожество. Он должен пожалеть того, кто не смог победить себя и жить так, как сам же проповедовал. Таков гуманистический смысл романа «Рудин».

Чему учит?

Тургенев показывает определённый тип человека, который отражает реальность того времени. Тогда одаренным людям было непросто добиться высот без капитала и связей, поэтому Рудиных было много. Автор заставляет задуматься о том, можно ли винить в таком положении одного лишь Дмитрия? Или это проблема всего общества? Увы, замкнутая и кастовая система распределения власти и денег ставит многих даровитых граждан в сомнительное положение. Они вынуждены перебиваться подаяниями и откладывать свои грандиозные планы на потом.

Автор учит и тех барышень, которые только слушают, а не смотрят на поступки. Пример Натальи весьма поучителен: девушка была наивна и отдала свое сердце за красивые слова. При этом она не замечала настоящей любви, которая все время была у нее под боком. Поэтому в выборе спутника жизни важно оценивать все стороны его натуры и не спешить с выводами.

Изменить Рудиных невозможно, ведь они, по сути, не глупы, они цельны, но по-своему, они слеплены из своих рассуждений, переспорить их довольно сложно. Можно лишь сделать вывод, что такие люди несчастны, и нам остается лишь проявить понимание и простить им холодное красноречие, лишенное опоры на опыт.

Критика

Критика в отношении «Рудина» изначально была положительной, но позже ветер переменился: Рудин стал символом вырождения поколения мечтателей из русского барства.

Например, критик Писарев, сравнивая роман Натальи Ласунской с чувствами другой тургеневской героини — Аси, резюмирует, что «и та, и другая наткнулась на вялое резонёрство и позорную слабость»

Характер Рудина очерчен автором недостаточно определенно: в первой половине романа автор рисует Рудина с отрицательной стороны, а во второй — изображает его человеком глубоко искренним, симпатичным неудачником. Таким образом, в художественном отношении образ Рудина не вполне удался Тургеневу. Отсюда произошло то, что критики приходят к разноречивым выводам относительно Рудина. Одни считают его обеспеченным тунеядцем, жалким продуктом русского барства, другие видят в нем восторженного идеалиста. Чтобы правильно понять характер Рудина, надо сначала указать те условия, среди которых мог сложиться такой характер.

Читайте также:
Письмо к женщине - анализ, основная тема и мысль, жанр

А вот критик С. Аксаков сопереживал главному герою и не винил его во всем, что с ним произошло:

У Константина Аксакова Рудин вызвал сочувствие; публицист увидел в нём «человека замечательного», с сильным умом, но при этом путающегося в жизни

Критик Григорий Бялый и вовсе оправдывал Рудина, выражая одобрение его способностям:

Григорий Бялый, назвав Рудина «лишним человеком», уточнил, что таковым герой является в самом прямом смысле слова: он относится к числу тех молодых людей, которые остаются чужими и в помещичьей среде, и на государственном поприще, и на военной службе — «для этого они слишком умны, слишком высоки».

По мнению литературоведа Лидии Лотман, герой, появившись в консервативном, с традиционным укладом мире, принёс с собой «исторический ветер, дыхание мировой жизни, отдаленные раскаты громов судьбы». Рудин выполняет задачу, возложенную на его поколение, которое должно было активизировать жизнь общества, пробудить в нём новые силы

Роман И.С. Тургенева «Рудин» о «лишнем человеке»

Роман «Рудин» написан в 1855 году. Впервые был опубликован в 1856 году в журнале «Современник». Эпилог, в котором автор описывает гибель главного героя, Тургенев дописал уже в 1860 году. Соответственно, эпилог стал включаться в текст во всех последующих изданиях.

История создания романа «Рудин»

Изначально Иван Сергеевич задумал свое произведение как повесть. Однако в процессе работы над ним, стало понятно, что получившийся текст ближе к жанру романа.

В июне 1855 года Иван Сергеевич в письме своему другу Василию Боткину сообщил о замысле нового произведения, основная канва которого и все персонажи им уже обдуманы. Единственное, в чем сомневался автор, сумеет ли он обрести собственный литературный почерк в крупном повествовательном жанре, ведь до этого момента Иван Тургенев в основном писал повести и рассказы.

В черновиках роман носил заголовок «Гениальная натура», главного героя звали Дмитрий Петрович Рудин, Ласунская носила имя Мария, а не Наталья, Липина была Пасынковой, а Басистов именовался Лещовым.

Спасское-Лутовиново. Здесь летом 1855 года был написан роман «Рудин»

В августе 1855 года Тургенев пригласил в Спасское-Лутовиново литератора Павла Анненкова, которому зачитал первоначальный вариант романа. По словам самого Ивана Сергеевича он трудился над этим произведением «так, как ещё ни разу в жизни не трудился». Через несколько дней после встречи с Анненковым Тургенев отправился в Тульскую губернию, где жила сестра Льва Николаевича Толстого Мария Николаевна со своим мужем Валеираном Петровичем. Их чета и стала первыми слушателями нового романа. Писатель внес ряд изменений в сюжет, на основе замечаний Марии Николаевны, в частности, изменил сцену встречи Рудина с матерью.

В конце декабря 1855 года цензурный комитет выдал разрешение Тургеневу на публикацию романа. И в январе 1856 года произведение было опубликовано в журнале «Современник» под названием «Повесть».

Начало романа «Рудин» в журнале «Современник»

В 1862 году Иван Тургенев перевел свой роман на французский язык, помог ему в этом Луи Виардо. Французский перевод произведения вышел в одном сборнике с «Дневником лишнего человека» и «Тремя встречами».

Краткое содержание романа «Рудин»

Действие романа происходит в 40-е годы XIX века. Дарья Михайловна Ласунская – обеспеченная барыня, которая в течение года ведет столичную жизнь, а на лето выбирается вместе со своими детьми на дачу. В своем загородном имении она стремится поддерживать атмосферу музыкально-литературного салона, а потому двери ее дома всегда открыты для образованных интеллигентных людей.

Одним из таких гостей стал Дмитрий Николаевич Рудин – молодой мужчина, лет 35-ти, пылкость и остроумие которого привлекает к нему всеобщее внимание. Рудин склонен к полемике, там, где он, всегда разворачиваются горячие споры. Дарья Михайловна также попала под обаяние Дмитрия Николаевича, в связи с чем тот был приглашен пожить в доме Ласунских некоторое время.

Первое появление Рудина у Ласунской. Иллюстрация Д. Н. Кардовского

Два с лишним месяца пребывания у Ласунских сделало Рудина «своим»: Дарья Михайловна обожала долгие разговоры с Дмитрием Николаевичем, сам гость много времени проводил с дочерью хозяйки Натальей, зачитывая ей вступления к своим будущим статьям и снабжая девушку интересными книгами. Учитель сыновей Д.М. Ласунской Басистов был в полном восторге от образованного гостя. Однако сосед Ласунских помещик Михайло Лежнев, который влюблен в Наталью Ласунскую, крайне раздосадован присутствием Рудина. Лежнев знает Дмитрия еще со времен учебы в университете и не в восторге от этих воспоминаний. Когда-то Лежнев полюбил хорошенькую девушку и рассказал об этом Рудину, тот стал активно вмешиваться в отношения пары, из-за чего свадьба молодых не состоялась. Также недолюбливает Рудина сосед Ласунских Пигасов.

Через некоторое время Дарья Михайловна забила тревогу: ей не нравились частые и долгие беседы Рудина и Натальи. Про себя Ласунская-старшая решила, что это общение вызвано скукой дочери загородом, и когда девушка вернется в город она увлечется насыщенной светской жизнью и забудет Дмитрия Николаевича. Но женщина ошиблась.

Рудин на баррикадах. Иллюстрация Д. Н. Кардовского

Одним летним днем Дмитрий Рудин признался Наталье в любви, и девушка ответила взаимностью, промолвив: «Я буду ваша». Мать, узнав об этом разговоре, прямо заявила дочери, что та сможет выйти замуж за Рудина, который не достаточно обеспечен по сравнению с Ласунскими, только через ее труп.

Дмитрий Рудин, обладая нерешительным характером, не предпринимает активных шагов, чтобы завоевать право быть с любимой. Узнав о реакции Дарьи Михайловны он пишет прощальное письмо Сергею Волынцеву (влюбленному в Наталью) и самой Наталье, после чего уезжает из имения Ласунских.

Через два года Наталья Ласунская выходит замуж за Волынцева. Рудин же все это время скитается по свету. В 1848 году до Ласунских доходят известия, что Дмитрий Николаевич погиб на парижских баррикадах во время французской революции.

Читайте также:
Лилечка, Маяковский: читать онлайн бесплатно

«Лишний человек» в романе Тургенева

Дмитрий Рудин в творчестве И. Тургенева стал олицетворением так называемого «лишнего человека». Данный термин возник в русской литературе в 40-е годы XIX века и обозначил талантливого, разносторонне развитого, но разочарованного во всех и вся человека. Обычно такие герои принадлежат к дворянскому сословию, хорошо образованы и весьма красноречивы, но дальше разговоров дело у них не идет.

«Лишние люди» настолько разочарованы в существующей системе, что не могут найти в себе силы предпринять какие-то активные действия. Вся их активность сводится к жарким спорам, критике и громким заявлениям, когда же дело доходит до реальных поступков, они, как правило, быстро покидают сцену и уезжают куда-нибудь. Именно таким читатель и видит Дмитрия Рудина. И именно эту нерешительность и чрезмерную рефлексию называют главными болезнями русской интеллигенции XIX века.

Испытание любовью

Как правило, «лишние люди» приносят неприятности не только самим себе, но и женским персонажам, которые имеют несчастие их полюбить. Не отошел от классической схемы и Иван Тургенев: его Рудин также не способен на решительный шаг, когда дело касается чувств.

Кадр из фильма Рудин 1977 год

Итак, Дмитрий Рудин своими речами и блестящим умом вызвал в Наталье Ласунской чувства, да и сам он увлекся девушкой. Однако, когда пришло время проявить характер и отстоять перед Дарьей Михайловной право быть с ее дочерью, Рудин оказывается растерянным, не находит в себе сил и смелости заявить о своей любви и взять ответственность за дальнейшую совместную жизнь с Натальей. Такое бездействие становится сродни предательству и обману.

Общественное значение «Рудиных»

При всем том Дмитрия Рудина нельзя назвать отрицательным персонажем. В отличие, скажем, от слишком сухого и практичного Лежнева или скептически настроенного Пигасова, Рудин своими пламенными речами вдохновляет окружающих, сеет в души добрые семена. Да, к сожалению, сам Рудин не способен претворить свои же призывы в действительность, но ему хорошо удается будоражить умы людей, заставлять их думать, искать ответы, не смиряться с текущем положением дел.

С Дмитрия Рудина Иван Тургенев начал поиски своего «идеального героя», который мог бы вывести Россию из застоя в новую жизнь.

Рудин. История создания

В январской и февральской книжках «Современника» за 1856 год был напечатан первый роман И.С.Тургенева «Рудин». Это было очень значительное событие в общественно-литературной жизни середины 50-х годов XIX века. Дворянский период освободительного движения продолжался до 60-х годов XIX века. Социальный состав передовой интеллигенции в 30-40-е годы оставался преимущественно дворянским. Это обстоятельство, а также неудача первого революционного выступления и тридцатилетие николаевской реакции были причиной того, что передовой человек времени оказался не только в противоречии с окружающей действительностью, но и в противоречии с самим собой.

В русской общественности складывался тип «лишнего человека». Люди такого типа не принимали существовавшего социального строя, горячо протестовали против угнетения личности, страстно пропагандировали идею свободы, искренне желали для себя большой деятельности во имя народа и, в то же время оставались мечтателями, плохо знали и понимали действительные нужды народа, туманно представляли подлинные пути преобразовательской деятельности, общую мечту о свободе не перерабатывали в последовательно практическую программу. Обеспеченное существование не закаляло их характера, они терялись в борьбе с трудностями, отстранялись от практической жизни. Главный герой первого романа Тургенева Дмитрий Рудин занимает очень значительное и своеобразное место в галереи типов «лишних людей».

Роман писался в переломную эпоху истории России. Крепостнические отношения стали уже таким тормозом экономической жизни и настолько усилили народное недовольство, что правительство оказалось больше не в состоянии сохранять незыблемым старый строй. Александр 11, вступивший на престол в конце 1855 года, объявляет о подготовке крестьянской реформы. В процессе острой идеологической борьбы формируется революционно-демократический лагерь, начинается второй этап освободительного движения. В условиях переходного времени с новой силой встает вопрос о передовом деятеле эпохи. Вступающее в борьбу молодое поколение разночинной интеллигенции должно было, прежде всего, выяснить, какое идейное наследие оно получает от лучших людей предшествующих десятилетий, на какие традиции оно может опереться. В этой связи вновь привлекает внимание тип «лишнего человека». Но время диктует несколько иной, чем в 30-40-е годы поворот этой темы. Необходимо подвести итоги, четко сказать о положительных началах передовой дворянской интеллигенции, противостоявшей николаевской реакции, и в то же время со всей трезвостью и суровостью оценить ее слабости, произнести беспощадный приговор над тем, что новым поколением должно быть критически преодолено и отброшено. Тургенев сумел ответить своим романом «Рудин» на эту общественную потребность. Тема «лишнего человека» привлекла Тургенева с первых лет творческой деятельности. С ней связан ряд произведений 40 – начала 50-х годов (поэмы, рассказы, повести, пьесы). В этот период Тургенева, в первую очередь, интересует психологический образ «лишнего человека». Писатель сосредоточивает внимание на его душевной неуравновешенности, рефлексии, нерешительности, как определяющей черте его характера. Показывает, как герой, широко образованный человек, страдает и от сознания практической ненужности тех сведений, которыми наполнена его голова, и от чувства отчужденности от общества, в котором он живет. Участь его печальна. Он не может устроить свое личное счастье, потому, что рефлексия, сомнения в себе, боязнь решительных поступков парализуют его действия, не дают возможности прямо и просто идти к цели.

Написан «Рудин» был быстро. Первый вариант был закончен в 7 недель. В общей сложности на создание произведения ушло полгода. Столь скорое его завершение, при сознании всей серьезности задачи, возможно, было лишь при условии больших предварительных размышлений, при использовании опыта работы над более ранними повестями.

Роман «Рудин», написанный в 1855 году, состоит из 12 глав и эпилога. Содержание его взято из помещичьей жизни сороковых годов XIX столетия. Эта жизнь уже во многом отличается от помещичьей жизни, описанной Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Видно, что молодое поколение далеко шагнуло вперед и вполне осознало ненормальность прежней затхлой, замкнутой жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: