Евгений Онегин цитаты о любви главных героев романа А.С. Пушкина

Любовь в жизни Онегина и Татьяны: что она значит для каждого из главных героев

Содержание:

Знаменитый и самый большой роман Пушкина «Евгений Онегин» произвел настоящий фурор в литературном мире. Произведение написано в стихотворной форме. Работа над ним заняла более семи лет. Пушкин начал создавать великий роман в 1823 году, когда находился в ссылке в Кишиневе. Он рассказывает про любовь в жизни Онегина и Татьяны, которая не принесла счастья никому из героев. В истории безымянный автор, хороший друг Евгения, ведет рассказ.

В любовном произведении представлено развернутое описание дворянской жизни в девятнадцатом веке. Александр Сергеевич детально передал все нюансы обстановки, особенности характеров и манер представителей дворянского сословия. Композиция, сюжетная линия достаточно сложная, захватывающая, интригующая.

Главный герой – молодой дворянин Онегин. Он растрачивает свою жизнь на посещение балов, театров, ресторанов. Герой флиртует с женщинами, не испытывая никаких чувств. Его единственный приятель – Ленский, которого по сюжету романа он убивает на дуэли. Молодой человек не верит в любовь, не воспринимает институт брака, ценит свободу.

В кого был влюблен Евгений Онегин – анализ романа

До конца произведения остается непонятным, в кого был влюблен Онегин. Рассмотрим основные моменты из жизни главного героя:

  • На жизненном пути Евгения встречается девушка – Татьяна Ларина. Он позволяет ей полюбить себя, заставляет страдать, мучиться от своего чувства;
  • Женщина решается признаться в своих чувствах, отправив возлюбленному письмо, но Онегин отказывается от ее любви. К этому моменту Татьяна Ларина окончательно пустила его в свое сердце;
  • Она была мечтательной, романтичной натурой, верила в чистые, искренние чувства. Евгения тронула ее записка, но любовь в жизни Онегина отсутствовала;
  • Главный герой начинает флиртовать с любимой своего приятеля – Ленского. Для него эти ухаживания – способ отвлечься, однако Ольга серьезно относится к проявлению внимания;
  • Невеста Владимира влюбляется в Онегина, что приводит к дуэли между приятелями. Победителем остается Евгений, но это не приносит ему радости. Он осознает, что убил единственного приятеля совершенно бессмысленно. Терзания души заставляют его уехать;
  • Ольга находит нового возлюбленного, улана, становится его женой, уезжает с ним в полк;
  • Татьяна начинает осознавать, что любовь к Онегину была ошибкой. Она не может простить ему убийство жениха сестры. Девушка видит в нем эгоистичного, ветреного человека, разрушающего все вокруг.

На данном этапе романа главный герой не испытывает чувств ни к одной женщине. Он не считает возможным влюбиться, остается свободным.

Выдерживает ли Онегин испытание любовью – мнение автора

Спустя некоторое время Евгений возвращается в Петербург. На светском приеме он встречается уже с другой Татьяной. Ларина вышла замуж за важного генерала, превратилась в изысканную даму. Это настолько тронуло Онегина, что он решает написать ей письмо. Однако девушка не отвечает ни на первое, ни на последующие письма. Главный персонаж понимает, что влюблен в Ларину.

Последнее, на что надеется Евгений Онегин, – признание в любви. Он встречается с возлюбленной, но получает отказ. Пушкин поменял героев местами. Ранее с таким отказом столкнулась Татьяна, теперь пришла очередь Евгения.

Автор проверил, выдержит ли герой испытание любовью. Онегин не смог выстоять, его одолел страх, поэтому влюбленный отступает. Чтобы прозреть, ему понадобилось время, но он слишком поздно понял свои чувства. Александр Сергеевич детально описал упущенную, потерянную любовь.

Евгений Онегин – неразделенная любовь

Рассмотрим историю неразделенной любви главных героев романа поэтапно:

  • Страстные чувства охватывают Татьяну, для нее Евгений – долгожданный принц, герой романа. Она искренне влюбляется в дворянина;
  • Онегину нужна свобода, он отвергает девушку поучительной проповедью, исчезает;
  • Татьяна страдает, постепенно понимает, что Онегин не является тем принцем, которого она в нем видела;
  • Молодой человек возвращается, видит женщину замужем, в статусе светской дамы. Его одолевают чувства, он понимает, что влюблен;
  • Татьяна при встрече отвергает дворянина, признавая, что любит его и всегда будет любить, но она замужем – ничего не изменить;
  • Онегин уходит ни с чем, навсегда сохранив первое письмо девушки.

После этого случая персонаж меняет свое отношение к любви. Он осознает, что прожил свою жизнь неправильно, потерял самое дорогое.

Цитаты из романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

Одним из самых известных произведений А. С. Пушкина и в России, и за рубежом является его роман в стихах «Евгений Онегин», написанный в период с 1823 по 1830 год XIX века. Во многом непреходящей популярности романа способствует его статус неотъемлемой части обязательной школьной программы. Для написания качественного сочинения по произведению советуем прочитать роман, возможно, сначала не залпом, отрывками, а цитатами из «Евгения Онегина» воспользоваться для того, чтобы показать, что вы действительно знаете материал.

Евгений Онегин

Повествование ведется от лица друга главного героя романа, которым является Евгений Онегин, уроженец Санкт-Петербурга, 26 лет:

«… Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы…»

«…дожив без цели, без трудов, до двадцати шести годов…»

Онегин родился в знатной семье, постепенно разорившейся по вине главы семейства, стремившегося жить не по средствам, но обеспечившего сыну достойное, по меркам того времени, воспитание:

«…Долгами жил его отец, давал три бала ежегодно, и промотался наконец»

«… сперва Madame за ним ходила, потом Monsieur ее сменил»

Читайте также:
Дуня Раскольникова - характеристика героини Преступление и наказание

Результатом воспитания и обучения Евгения явилось его знание языков (французского, латыни, греческого), истории, основ философии и экономики, правил хорошего тона, умение танцевать:

«Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно»

«…философа в осьмнадцать лет…»

«Он знал довольно по-латыне, чтоб эпиграфы разбирать, потолковать об Ювенале, в конце письма поставить vale, да помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха»

«…дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней хранил он в памяти своей»

«…читал Адама Смита и был глубокой эконом…»

Поэзию Евгений не любит и не понимает, он при случае легко может сочинить эпиграмму на злобу дня:

«…Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита…»

«…Имел он счастливый талант…возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм».

Онегин отличается неусидчивостью, он в принципе не может долго заниматься чем-нибудь:

Молодой человек очень следит за собой, автор характеризует его как «денди» (термин XIX века, обозначающий знатного мужчину, придающего особое значение своему внешнему виду, современный аналог — «метросексуал»):

«…Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет…»

«…В своей одежде был педант, и то, что мы назвали франт. Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил…»

Все эти качества персонажа становятся залогом благосклонного к нему отношения в свете:

«Онегин был по мненью многих … ученый малый, но педант…»

«Свет решил, что он умен и очень мил»

Жизнь, полная развлечений, быстро прискучивает главному герою, на некоторое время единственной страстью Евгения остаются любовные приключения, но и они постепенно надоедают ему:

«Но в чем он истинный был гений, что знал он тверже всех наук, что было для него измлада и труд, и мука, и отрада, что занимало целый день его тоскующую лень, — была наука страсти нежной…»

«…Красавицы недолго были предмет его привычных дум, измены утомить успели…»

«…В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь…»

«Подобный английскому сплину, короче: русская хандра им овладела понемногу…»

Несмотря на то, что общество, в целом, наскучило главному герою, он считается с его правилами, что, в конечном итоге, стоило жизни Ленскому, ведь, даже осознавая бессмысленность и ненужность дуэли, Онегин не может от нее отказаться:

«…но дико светская вражда боится ложного стыда…»

«…но шепот, хохотня глупцов… И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир!»

На момент повествования молодой человек является последним наследником рода, к представителям которого относится он сам и его дядя:

Несмотря на промотавшего состояние отца, материальных ценностей, оставшихся в семье, по-видимому, хватает для того, чтобы обеспечить главному герою безбедное существование без необходимости служить, вести светский образ жизни:

«Томясь в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел…»

«…три дома на вечер зовут…»

«…почетный гражданин кулис…»

Онегин достаточно расчетлив. Узнав о скорой смерти дяди, Онегин не испытывает к нему сочувствия, однако вполне готов притвориться таковым, чтобы получить наследство:

«Прочтя печальное посланье, Евгений тотчас на свиданье стремглав по почте поскакал и уж заранее зевал, приготовляясь, денег ради, на вздохи, скуку и обман».

Его поведение в свете становится все более отстраненным и неучтивым:

«…когда ж хотелось уничтожить ему соперников своих, как он язвительно злословил…»

«…к его язвительному спору, и к шутке, с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм…»

«…надулся он и, негодуя, поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить…»

Постепенно мнение общества об Онегине трансформируется:

«…этот пасмурный чудак…»

«…чудак печальный и опасный…»

«Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон…»

«Он дамам к ручке не подходит…»

Сам себя он воспринимает как хмурого и равнодушного человека, стараясь даже преувеличить, говоря о собственной персоне:

«…всегда нахмурен, молчалив, сердит и холодно-ревнив! Таков я»

«…Начнете плакать: ваши слезы не тронут сердца моего, а будут лишь бесить его…»

«…Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, тотчас разлюблю…»

Однако в этом образе много показного, рисовки. Онегин умеет разбираться в людях и ценить их:

«…хоть он людей, конечно, знал, и вообще их презирал, — но (правил нет без исключений) иных он очень отличал и вчуже чувство уважал…»

«… мой Евгений, не уважая сердца в нем, любил и дух его суждений, и здравый толк о том о сем»

«Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт…»

Даже его «отповедь» юной Татьяне вызвана его нежеланием причинить ей еще большее страдание, чем боль отказа:

«…но обмануть он не хотел доверчивость души невинной…»

Он пытается быть с нею деликатным и пытается предостеречь девушку от неосторожных порывов в будущем, хотя доля рисовки и самолюбования в его словах все-таки присутствует:

«Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведет…»

На самом деле, он вполне способен испытывать сострадание и нежность:

«…ее смущение, усталость в его душе родили жалость»

«…взор его очей был чудно нежен…»

В отношениях с Ленским, понимая, что они слишком разные для настоящей дружбы, Онегин до поры щадит чувства поэта и не пытается высмеивать его восторженные представления о жизни:

«…Он охладительное слово в устах старался удержать…»

В его характере есть и благородство, и чувство собственного достоинства, и окружающие это признают:

«…Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь»

«Как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом?»

Читайте также:
Мещерская сторона - краткое содержание повести, описание героев

«…в тот страшный час вы поступили благородно…»

«…не в первый раз он тут явил души прямое благородство…»

По ходу произведения становится очевидно, что Евгений умеет любить и страдать:

«…Евгений в Татьяну как дитя влюблен…»

«…Онегин сохнет — и едва ль уж не чахоткою страдает»

Автор наделяет своего героя настойчивостью и решительностью:

«… Он подъезжает каждый день; за ней он гонится как тень…»

«…а он упрям, отстать не хочет, еще надеется, хлопочет…»

Онегин может быть по-настоящему строгим к самому себе:

«…наедине с своей душой был недоволен сам собой…»

«…в разборе строгом, на тайный суд себя призвав, он обвинял себя во многом…»

«В тоске сердечных угрызений…»

Умеет признавать свои ошибки:

Татьяна Ларина

Девушка из дворянской семьи, живущая в провинции:

«…простая, русская семья…»

«…ох, мой отец, доходу мало…»

Татьяна – старшая дочь. Автор называет ее не слишком красивой:

«Ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной не привлекла б она очей»

В детстве очень отличалась от сверстниц и поведением:

«Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой»

«Она ласкаться не умела…»

«Дитя сама, в толпе детей играть и прыгать не хотела…»

«Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала…»

«И были детские проказы ей чужды…»

В юности мечтательна и задумчива:

«Задумчивость, ее подруга… теченье сельского досуга мечтами украшала ей»

Любит слушать народные«страшилки», читать любовные романы и встречать рассвет:

«…страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей…»

«Ей рано нравились романы…»

«Она любила на балконе предупреждать зари восход…»

Она остро чувствует свою непохожесть:

«Вообрази: я здесь одна, никто меня не понимает…»

Девушка довольно умна, хоть и своенравна:

У Татьяны очень развита интуиция, вплоть до того, что ей снятся вещие сны:

«…вдруг Евгений хватает длинный нож, и вмиг повержен Ленский…»

Романтичная и восторженная, в Онегина влюбилась с первого взгляда лишь потому что:

Письмо ее к Евгению написано по-французски, в весьма экзальтированном тоне, с высокопарными «книжными» оборотами:

«Я знаю, ты мне послан богом, до гроба ты хранитель мой…»

«То в вышнем суждено совете…То воля неба: я твоя…»

«Твой чудный взгляд меня томил…»

«Кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель…»

Фактически она пишет не живому человеку, а придуманному образу, и в глубине души это сама понимает:

«Быть может, это все пустое, обман неопытной души!»

«Но мне порукой ваша честь…»

Следует, однако, отдать должное, ее смелости. Она пишет, несмотря на то что ей бесконечно страшно:

Со временем выясняется, что любовь, которую испытывает Татьяна к Евгению, не легкая, быстро проходящая влюбленность:

Она не просто лелеет в душе несчастную любовь, но пытается разобраться в характере Онегина, приходит в его покинутый деревенский дом, читает его книги:

«Потом за книги принялася»

«И начинает понемногу моя Татьяна понимать…того, по ком она вздыхать осуждена судьбою властной»

К ней сватаются, однако все женихи получают отказ:

«Буянов сватался: отказ. Ивану Петушкову — тоже. Гусар Пыхтин гостил у нас…»

На семейном совете решено ехать в Москву, на «ярманку невест», но Татьяна и там остается равнодушной к светской жизни:

«…Таня, точно как во сне, их речи слышит без участья…»

«…Татьяна смотрит и не видит, волненье света ненавидит; ей душно здесь…

Далеко не всем и она сама кажется привлекательной невестой:

«…ее находят что-то странной, провинциальной и жеманной, и что-то бледной и худой, а впрочем, очень недурной…»

«Архивны юноши толпою на Таню чопорно глядят и про нее между собою неблагосклонно говорят»

Девушка совсем не стремится к всеобщему вниманию, однако ее замечают:

«Один какой-то шут печальный ее находит идеальной…»

«…к ней как-то Вяземский подсел…»

«…об ней, поправя свой парик, осведомляется старик»

«А глаз меж тем с нее не сводит какой-то важный генерал»

Замуж она выходит по настоянию семьи, без любви, за человека, который ей не слишком нравится:

Со времени замужества светские манеры и без того замкнутой Татьяны приобретают оттенок ровной ко всем приветливости, за которую невозможно заглянуть:

«…Она была нетороплива, не холодна, не говорлива…»

«…беспечной прелестью мила…»

Не участвующая ни в каких интригах, не соревнующаяся ни с кем, Татьяна вызывает уважение общества, ею очень гордится муж:

«К ней дамы подвигались ближе; старушки улыбались ей; мужчины кланялися ниже…»

«…и всех выше и нос и плечи подымал вошедший с нею генерал…»

За время, прошедшее со времени первой встречи с Онегиным, Татьяна научилась, по его совету, владеть собой:

«И что ей душу ни смутило, как сильно ни была она удивлена, поражена, но ей ничто не изменило: в ней сохранился тот же тон, был так же тих ее поклон»

«…она сидит покойна и вольна»

Читайте также:
Характеристика Грушницкого в романе Герой нашего времени

Ее истинные чувства проявятся лишь в финальной сцене, когда она, страдая, выскажет Онегину наболевшее, упрекая его за прошлое и указывая ему на настоящие мотивы его нынешнего чувства к ней:

«Княгиня перед ним, одна, сидит, не убрана, бледна, письмо какое-то читает и тихо слезы льет рекой»

«Зачем у вас я на примете? Не потому ль, что в высшем свете теперь являться я должна; что я богата и знатна?… Не потому ль, что мой позор теперь бы всеми был замечен, и мог бы в обществе принесть вам соблазнительную честь?»

Теперь уже она проявляет благородство характера. Признавая, что продолжает любить Онегина, Татьяна напоминает и ему, и себе, что она должна хранить верность мужу:

«Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна»

Владимир Ленский

Молодой дворянин 18 лет привлекательной внешности, богат:

«…Красавец, в полном цвете лет…»

«…И кудри черные до плеч…»

«…и там же надписью печальной отца и матери, в слезах, почтил он прах патриархальный…»

Натура восторженная, вплоть до экзальтированности, не до конца сформировавшаяся:

«…и ум, еще в сужденьях зыбкой, и вечно вдохновленный взор…»

«…вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный, всегда восторженную речь…»

Приехал из Германии сразу в деревню, так как не приемлет правил, по которым существует высший свет:

«…он из Германии туманной привез учености плоды…»

«…я модный свет ваш ненавижу, милее мне домашний круг…»

Доверчивый и простодушный:

«…свою доверчивую совесть он простодушно обнажал…»

Верит в дружбу и преданность:

«…он верил, что друзья готовы за честь приять его оковы…»

«…есть избранные судьбами людей священные друзья…»

Сельским обществом воспринимается как завидный жених:

«…Ленский везде был принят как жених…»

Однако Владимир с детства был помолвлен с младшей дочерью соседей Лариных, Ольгой, и в момент повествования влюблен в нее и собирался на ней жениться:

«И детям прочили венцы друзья-соседы, их отцы…»

«…приехал Ольгин обожатель…»

«Ах, он любил, как в наши лета уже не любят…»

«…он верил, что душа родная соединиться с ним должна, что, безотрадно изнывая, его вседневно ждет она…»

«…чрез две недели назначен был счастливый срок»

Влюбленность его носит платонический характер:

«…в смятенье нежного стыда он только смеет иногда, улыбкой Ольги ободренный, развитым локоном играть иль край одежды целовать…»

«…а между тем, две, три страницы… он пропускает, покраснев…»

Уже после вызова на дуэль, увидев Ольгу и осознав, что она даже не понимает произошедшего, Ленский прощает ее и уже не мстит Онегину, а лишь хочет уберечь невесту от тлетворного влияния:

«…Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель огнем и вздохов и похвал младое сердце искушал…»

Ольга Ларина

Младшая сестра Татьяны:

Очаровательная круглолицая румяная блондинка кукольной внешности:

«…Глаза, как небо голубые…»

«Кругла, красна лицом она…»

«Ах, милый, как похорошели У Ольги плечи, что за грудь!»

По мнению Онегина, красива, но абсолютно неинтересна:

«В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне»

Ум младшей Лариной развит не особенно, она простодушна, до глупости:

«Пред этой ясностию взгляда, пред этой нежной простотой, пред этой резвою душой!»

В силу этого девушка не может оценить натуру Ленского и его к ней отношения:

«Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их»

Ольга – невеста Владимира Ленского, охотно проводит с ним время и поощряет его ухаживания, но вряд ли способна на сильное чувство, о чем довольно прямо говорит автор:

«В ее покое они сидят в потемках двое…»

«Они в саду, рука с рукой, гуляют утренней порой…»

«…Улыбкой Ольги ободренный…»

«Он был любим… по крайней мере так думал он…»

Ветрена, не умеет вести себя в обществе, компрометирует и себя, и своего жениха, флиртуя с другим:

«…и запылал в ее лице самолюбивом румянец ярче»

«Кокетка, ветреный ребенок!»

«Уж хитрость ведает она, уж изменять научена!»

Искренне не понимает проблематики ситуации:

«На встречу бедного певца прыгнула Оленька с крыльца, подобна ветреной надежде, резва, беспечна, весела, ну точно та же, как была»

«Зачем вечор так рано скрылись?» Был первый Оленькин вопрос»

В сцене прощания перед дуэлью Ольга, глядя в лицо Ленскому, сердце которого разрывается от тоски, всего лишь спрашивает «Что с вами?» и получив ответ «Так», без дальнейших вопросов отпускает его.

После гибели жениха на дуэли, девушка быстро влюбляется в другого и выходит за него замуж:

«Улан умел ее пленить, улан любим ее душою…»

По роману в стихах А. С. Пушкина снято несколько фильмов, П. И. Чайковский написал оперу, которая ставится на многих сценах мира, также создан мюзикл. Конечно, сложно сравнить их с оригиналом, но и они будут интересны для знакомства с великим произведением.

Афоризмы из романа «Евгений Онегин» по главам

Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» вошло в историю мировой и отечественной литературы не только благодаря новому для своего времени сюжету и героям, но и из-за своей формы и художественной ценности содержания. Поэт мастерски выписал не только характеры своих героев, но и оставил для предшественников ярчайшую и достоверную картину того мира, в котором жил сам. К тому же, будучи знатоком человеческих душ, в данном романе он так четко и лаконично подметил некоторые человеческие привычки и жизненные закономерности и облек в свои стихи, что они и по сей день не исчезли из нашей речи.

Читайте также:
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил читать

Афоризм — лаконично изложенная законченная мысль, зафиксированная в текстовой форме и в дальнейшем часто воспроизводимая другими людьми. Иными словами, афоризмами и являются те четкие и хлесткие наблюдения Александра Сергеевича, которых множество в его лирических отступлениях и авторских словах. Острый и ироничный ум поэта сделали первый в российской литературе роман в стихах одним из самых известных и цитируемых по сей день. Но порой мы используем пушкинские фразы даже не зная откуда они и кому принадлежат. В данной статье собраны самые популярные афоризмы и известные строки из романа «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина по главам.

1 глава

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь

(гл. 1, ст. 5, слова автора)

Эти строки – одна из самых популярных фраз, заимствованных у А.С. Пушкина. Данный афоризм можно употребить в качестве указания на то, что полученных знаний недостаточно, они неполны и поверхностны. Про своего главного героя А.С. Пушкин говорит точно так же: его поверхностных знаний на самые популярные в обществе темы было достаточно для того, чтобы прослыть человеком умным и блестяще образованным, но не более того.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей

(гл. 1, ст. 46, слова автора)

Эти строки в контексте романа были призваны дать характеристику не только Онегину, но и поколению молодых людей в целом. Зачастую недостаточный жизненный опыт и первые юношеские разочарования, неизбежно наступающие после столкновения с реальным миром, они принимают за константу и считают свои необоснованные суждения правдой жизни. Характерные для современников Онегина привычки идеализировать, все отрицать и ко всему относиться скептически в итоге приводят к особому поведению юных людей, к пренебрежительному отношению к окружающим и к уверенности в своей уникальности и особенности. Такое поведение повсеместно встречается и в современном мире, а значит, строки не утратили своей актуальности.

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей

(гл. 1, ст. 25, слова автора)

Чтобы понять суть сказанного, стоит обратиться к тому историческому контексту, в котором создавалось это произведение. Белинский в своей критике «Евгения Онегина» указывал на следующую особенность: русский человек все еще не может принять тот факт, что истинно национальным и народным русским романом может быть произведение не только про грубых мужиков и деревенский быт, но и про людей светских, пусть и одевающихся по европейской моде, но не перестающих быть русскими. Дворянство по-прежнему остается ведущим классом, неким транслятором образования и прогресса внутри своей родной страны, несмотря на внешний «иноземный» лоск. Конечно, есть в данных строках и более приземленный смысл: уделять внимание своей внешности может и должен любой. Независимо от должности, призвания и возраста опрятный человек всегда располагает к себе и проявляет уважение к своему окружению.

2 глава

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень

(гл. 2, ст. 13, слова автора)

Это одна из самых ярких цитат из произведения, строки, призванные показать насколько сильно отличаются друг от друга Онегин и Ленский. Эти юноши – полные противоположности друг друга и судьбами, и характерами, а саму фразу и сегодня используют для того, чтобы красочно указать на различия между кем-либо или чем-либо. В реальном мире, как и в произведении Пушкина, порой даже самые непохоже друг на друга люди находят общий язык, становятся друзьями или создают семьи. Как в природе противоположные по всем признакам вещи сосуществуют рядом, так и человеческий социум держится на контрастах и противопоставлениях так же, как и на сходствах и родстве.

Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья

(гл. 2, ст. 13, слова автора)

Несмотря на все различия Онегин и Ленский находят общий язык и проводят в компании друг друга довольно много времени. Если Ленский и считает Евгения своим другом, то для него Владимир лишь приятель, способный хоть немного развлечь и скрасить его будни, наполненные скукой и разочарованием. Молодым людям нечем заняться в деревне, поблизости нет больше достаточно образованных и интересных людей, способных находиться с ними «на одной волне». Этими строками Пушкин прямо указывает на причину их так называемой дружбы – скуку.

Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя

(гл. 2, ст. 14, слова автора)

А.С. Пушкин – проницательный и привыкший к размышлениям поэт, знаток человеческих душ. Он не только создает и постоянно расширяет портреты своих героев, но и анализирует как самого себя, так и свое окружение, вычленяет главные и самые яркие черты, создает своеобразную энциклопедию людских характеров, привычек и недостатков. Данные строки говорят об одной неизменной человеческой черте, присущей каждому – мы склонны идеализировать себя, ставить в центр мира, такова эгоистичная природа людей, особенность восприятия, которая без должного внимания и проработки может привести к печальным последствиям.

Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она

(гл. 2, ст. 31, слова автора)

Читайте также:
Собачье сердце - краткое содержание по главам, главные герои

Данные строки относятся не только к старшей Лариной, чью историю рассказывает читателям Александр Сергеевич, но и к человеческому обществу в целом. Подобно молодой девушке, привыкающей к жизни с нелюбимым мужем, к новому непривычному дому и чужому окружению, многие приспосабливаются к абсолютно новым стрессовым условиям и ситуациям. Такова человеческая психика: она подвижна и изменчива, ведь ради своего выживания люди порой идут на любые ухищрения. Так и Ларина, поначалу страдающая от своей новой жизни, научилась находить в ней моменты радости и удовлетворения.

4 глава

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей

(гл. 4, ст. 7, слова автора)

Эти строки давно стали излюбленной цитатой многих людей, а используется она повсеместно. Размышления Александра Сергеевича о женской любви достаточно точны и интересны, а также до сих пор актуальны, несмотря на то, что современные женщины разительно отличаются от девушек начала 19 века. Взаимоотношения порой бывают непредсказуемы и не поддаются законам логики из-за своей чувственной природы. И по сей день такие легкомысленные и по-своему жестокие к чужим чувствам молодые люди без особых усилий влюбляют в себя наивных дам, какими были многие барышни пушкинского времени.

8 глава

(гл. 8, ст. 29, слова автора)

Сегодня эти слова являются одной из самых популярных цитат о любви, ее можно услышать с экранов и в повседневной речи своего окружения. Многие даже не помнят откуда данные слова, но все прекрасно понимают их значение, которое не требует долгих объяснений. Любовь доступна каждому независимо от возраста, общественного положения и личных предпочтений.

Статьи в тему:

  • Композиция романа Евгений Онегин
  • План глав Евгения Онегина
  • Тест по «Евгению Онегину»
  • Анализ эпизода именины Татьяны
  • Лирические отступления в романе «Евгений Онегин»
  • Особенности письма Татьяны к Онегину
  • Анализ 7 главы «Евгения Онегина»
  • Анализ 8 главы «Евгения Онегина»
  • Анализ и сравнение писем Татьяны и Онегина

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:

ЗНАКОМИМСЯ ИЛЬ ВСПОМИНАЕМ. Крылатые фразы из романа «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» — одно из самых знаменитых произведений Александра Пушкина. Над романом поэт работал более 7 лет. Свою работу Пушкин называл подвигом, а по количеству затраченных усилий и времени он был сопоставим лишь с «Борисом Годуновым».

Удивительно, что два самых знаменитых произведения Пушкина создавались в ссылке, в одиночестве. Работу над «Онегиным» поэт начал, находясь в ссылке в Кишиневе, а «Годунов» — был написан во время ссылки в Михайловское…

С момента первой публикации романа в 1831 году прошло 186 лет. За это время он стал одним из самых культовых народных произведений, заняв первую строчку пушкинского наследия.

Сегодня не каждый из современников знает, что большинство крылатых выражений, афоризмов и цитат, употребляемых в наше время, взяты из «величайшей энциклопедии русской жизни» — из романа «Евгений Онегин».

Вспомним некоторые из них.

№1

« …Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь ,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть…»

Сегодня это выражение, как правило, употребляется в ироническом ключе, рассуждая о дилентатстве, о неглубоких, поверхностных познаниях в какой-либо области…

№2.

«Что вам дано, то не влечет
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу.

№3

Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.

Любимая и часто упоминающиеся фраза отечественными магами, колдунами, гадалками и прочими шарлатанами. Но вряд ли кто-нибудь из этих людей знает, что особенно популярной эта строка стала благодаря «арии Ленского» в постановке оперы П. И. Чайковского (1878).

№4

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей,
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.

Фраза стала по-настоящему народной. Современники обычно говорят не «легче», как у Пушкина, а «больше». Примечательно, что эту мысль, с тем же комментарием поэт высказал за год до создания романа (1822) в письме к своему брату, Льву Сергеевичу: «Чем меньше любишь женщину, тем вернее овладеваешь ею. Но это удовольствие достойно старой обезьяны 18-го столетия»…

№5

« А счастье было так возможно,
Так близко. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я…

Цитата из монолога Татьяны (Глава. 8, строфа 47). В этом монологе Татьяна признается в любви Евгению Онегину, но говорит о том, что она вышла замуж и, как верная жена, останется верна своему мужу.

Выражение стало особенно популярным после постановки на сцене оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Эти слова звучат в заключительном дуэте Онегина и Татьяны. Кстати, заканчивается монолог еще одним крылатым выражением:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.»

№6

« Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:

Читайте также:
Краткое содержание земля родная - читать пересказ книги Лихачева

В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной

В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.

Классический пример, когда фраза вырвана из контекста и сегодня в большинстве случаев употребляется не к месту. Если прочитать всю строфу от начала и до конца, то станет ясно, что Александр Сергеевич выражал свою мысль в ином ключе, схожую по смыслу с цитатой известного древнеримского поэта Овидия: «Безобразное явление — старческая любовь!»

В опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» эти строки вошли в арию Гремина, мужа Татьяны. Пушкин намеренно иронизировал по поводу пылких, юношеских чувств немолодого человека. Интересно, что сегодня на разницу в возрасте обращают внимание лишь тогда, когда одному из влюбленных далеко за 60 или 70. Когда 40-летний мужчина берет в жены 20-летнюю девушку — критики гораздо меньше…

Любопытно, что разница в возрасте между Александром Сергеевичем Пушкиным и Натальей Николаевной Гончаровой, на момент вступления в брак составляла 13 лет…

№7

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!»

Любимая фраза каждого московского экскурсовода, не теряющая своей актуальности. Да, Москва уже далеко не белокаменная, огромная и необъятная, дико современная, но восхищаться столицей мы никогда не перестанем.

В романе описывается, как мать Татьяны Лариной решила на зиму уехать в Москву, взяв с собой Татьяну. Поэт описывает приближение семейства Лариных к Москве.

№8

Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…

Как правило, фраза употребляется в шутливо-ироническом ключе: об амбициозном, тщеславном, заносчивом человеке. А также самоиронично: о своих далеко идущих планах, замыслах…

№9

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…

Эта фраза перекочевала в 21 век, немного уступив позиции другой фразе, которая еще хлеще выражает актуальность современного бытия: «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак».

№10

..Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.

Фразу о семейной жизни Пушкин позаимствовал из романа Шатобриана «Рене». В оригинале она звучит так: «Если бы я имел безрассудство еще верить в счастье, я бы искал его в привычке».

В понимании современных институтов брака и семьи, фраза все менее востребована и употребима, чем, к примеру, в середине 20-ого столетия. Современному человеку обретение душевного равновесия, покоя в привычном укладе семейного быта чертовски мало, и в некотором роде скучно. Об этом свидетельствует статистика последних лет —

по оценкам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), больше половины заключенных браков каждый год распадаются. Развод в современном обществе — естественное событие, норма. Каждый четвертый , а это, к слову, около 27% россиян, готов развестись.

А какие фразы из романа «Евгений Онегин» запомнились вам?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Сочинения по русской литературе. Все темы 2014 г.

Тема любви в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Тема любви является традиционной в русской литературе. Каждый писатель и поэт вкладывает в эту тему свой личный, субъективный опыт. Поэтому в русской литературе можно найти любовь, приносящую великое счастье, безответную любовь, любовь-страдание, любовь-разочарование, даже любовь-смерть.

Об истинной любви, ее очищающей и возвышающей силе идет речь в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Герой произведения, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», до встречи с Татьяной Лариной вел жизнь праздную, скитальческую и не всегда достойную. Он не задумывался о счастье, о смысле своего существования, он играет людскими судьбами, порой калеча их. Онегин не принимает на себя ответственности за свои деяния, которые производят воздействие на мысли и судьбы окружающих людей. Так погибает Ленский, разочаровывается в своих мечтаниях Татьяна, и ничто не дает нам права утверждать, что эти ключевые персонажи романа были единственными «окурками» под каблуком «модного повесы». Однако смотрим, что же происходит далее.

Искренняя любовь Татьяны трогает Онегина, привлекает к себе внимание. Татьяна в принципе заинтересовывает главного героя, однако он знает про себя, что не умеет любить, не способен на чувство. Онегин владеет только «наукой страсти нежной», а в случае с Татьяной эти знания неприменимы.

Героиня пишет своему возлюбленному письмо, потому что именно так поступали девушки из любимых ею романов и всегда были услышаны молодыми людьми. Татьяна строит модель жизни по книгам, да и образ Онегина она создала в своем воображении. На самом деле, девушка не знает, кто такой Евгений Онегин, она хочет, чтобы он был героем ее романа. Ей и в голову не приходит, что, может быть, нехорошо самой признаваться в любви молодому человеку, ведь в книгах об этом ничего не сказано.

Читайте также:
Григорий Данилович Римский - образ и характеристика героя

Онегин, ценя Татьяну, ее наивность и чистоту, даже после получения письма думает прежде всего о себе, а не о Татьяне. Он упивается своим благородством, тем, что не воспользовался неопытностью юной героини. Евгений преподносит девушке урок, не понимая, насколько жестоко звучат его слова. Можно сделать вывод, что Евгений Онегин на любовь не способен.

Вообще, герой не умеет считаться с чувствами других людей. Это качество проявляется и в любви, и в дружбе. Истинная любовь Татьяны не смогла возвысить героя, и он совершил ужасный поступок – убил на дуэли друга.

В принципе, с точки зрения психоанализа, смерть Ленского закономерна. В любом из нас живут и Ленский, и Онегин. То есть Ленский олицетворяет мечтательность и наивность – черты ребенка, а Онегин – расчетливость, может быть, даже цинизм, рассудочность – черты взрослого. И на определенном жизненном этапе наш Онегин убивает нашего же Ленского, чтобы, отступив от обаяния детства, наконец-то принять на себя ответственность и начать реализовываться как личность.

Смерть друга становится неизбежной для Онегина. Он и не пытается помириться с Ленским, внутренне отвергает попытки примирения и принимает вызов к барьеру. По закону дуэли того времени смысл поединка состоял в проверке смелости и стойкости – чтобы с честью выстоять под дулом пистолета. Онегин же нарушает данный кодекс, он стреляет, убивает, а потом в письме к Татьяне заявляет: «Несчастной жертвой Ленский пал». Жертвой чего? Тщеславия городского повесы, оскорбленного авторитета, гордыни. Пушкин довольно лояльно относится к своему главному герою, но не приукрашивает его поступков. Однако, как ни странно, смерть Ленского – это первый шаг к душевным переменам в Онегине.

Далее, уставший от деревенской скуки, подавленный сознанием совершенного убийства, Онегин отправляется в путешествие. Пушкин сравнивает его с байроновским Чайльд-Гарольдом – этакий романтический герой, скрытный, мрачный, зловеще обаятельный и смертельно скучающий. Однако эти эпитеты тут же получают свое опровержение.

Когда Татьяна приходит в заброшенный дом Онегина и начинает разбирать его книги, она видит пометки на полях, рисунки, у нее в корне меняется отношение к герою. Она вопрошает: «Уж не пародия ли он?» Нет, он человек из плоти и крови, человек, способный убивать, доставлять страдания. Она понимает, что любимый ею образ совершенно не соответствует реальности и что, может быть, реальность и не совсем достойна ее любви. Влюбленность разрушается, и это причиняет героине сильные страдания. Она не может успокоиться, не хочет ехать в Москву на «ярмарку невест», по сути, ей становится безразлична собственная судьба.

Ее рассеянная лень не пробуждает к открытому бунту, и она с достоинством принимает свой долг. «Для бедной Тани все были жребии равны, я вышла замуж…» – скажет потом она Онегину. В замужестве она обретает все, о чем так мечтала: из глуши лесных селений попадает в высший свет Петербурга, становится законодательницей зал, посещает модные салоны, устраивает вечера у себя. Нигде в тексте не сказано, что Татьяна не любит своего мужа. В целом, судьба любимой героини А. С. Пушкина складывается удачно.

А что ж Онегин? Помотавшись по свету, так и не обретя цели, не занятый трудом, ничем так и не сумевший увлечься, он оказывается волею судьбы в Петербурге и встречает там Татьяну. Но Татьяну совершенно преобразившуюся, княгиню, неприступную богиню «роскошной царственной Невы». И что же происходит? Увидев знакомого человека, вернее, его преображение, Онегин начинает попытки ухаживания, затем, не встретив поощрения, впадает в тяжелейшую хандру и запирается у себя дома, предварительно в письме к Татьяне раскрывая свои намерения и чувства.

Пушкин иронизирует над романтичной маской героя: «Чуть с ума не своротил». Но время бежит, а ответа нет. «Дни мчались, в воздухе нагретом уж разрешалася зима. И он не сделался поэтом, не умер, не сошел с ума», – то есть Пушкин, как реалист, заставляет героя принять ответственность за свои слова и деяния.

Татьяна отказывает Онегину, отвергает его любовь. Ранние черновики романа дают понять сомнительность испытываемых героем чувств, несмотря на проникновеннейшее, страстное послание к Татьяне, ставшее бесспорной вершиной русской лирики, – это Пушкин, это не Онегин.

Так кто же действительно меняется? Татьяна. Потому что именно она любила и любит Онегина; даже удостоверившись в его слабой сущности, открыв для себя его недостатки, она спустя годы так же его любит. И меняется. И мы видим эти разительные перемены. Все просто, как и все гениальное. В этом основной смысл и ирония содержания романа великого русского гения А. С. Пушкина.

Сочинения по русской литературе. Все темы 2014 г.

Тема любви в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Тема любви является традиционной в русской литературе. Каждый писатель и поэт вкладывает в эту тему свой личный, субъективный опыт. Поэтому в русской литературе можно найти любовь, приносящую великое счастье, безответную любовь, любовь-страдание, любовь-разочарование, даже любовь-смерть.

Об истинной любви, ее очищающей и возвышающей силе идет речь в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Герой произведения, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», до встречи с Татьяной Лариной вел жизнь праздную, скитальческую и не всегда достойную. Он не задумывался о счастье, о смысле своего существования, он играет людскими судьбами, порой калеча их. Онегин не принимает на себя ответственности за свои деяния, которые производят воздействие на мысли и судьбы окружающих людей. Так погибает Ленский, разочаровывается в своих мечтаниях Татьяна, и ничто не дает нам права утверждать, что эти ключевые персонажи романа были единственными «окурками» под каблуком «модного повесы». Однако смотрим, что же происходит далее.

Читайте также:
Григорий Данилович Римский - образ и характеристика героя

Искренняя любовь Татьяны трогает Онегина, привлекает к себе внимание. Татьяна в принципе заинтересовывает главного героя, однако он знает про себя, что не умеет любить, не способен на чувство. Онегин владеет только «наукой страсти нежной», а в случае с Татьяной эти знания неприменимы.

Героиня пишет своему возлюбленному письмо, потому что именно так поступали девушки из любимых ею романов и всегда были услышаны молодыми людьми. Татьяна строит модель жизни по книгам, да и образ Онегина она создала в своем воображении. На самом деле, девушка не знает, кто такой Евгений Онегин, она хочет, чтобы он был героем ее романа. Ей и в голову не приходит, что, может быть, нехорошо самой признаваться в любви молодому человеку, ведь в книгах об этом ничего не сказано.

Онегин, ценя Татьяну, ее наивность и чистоту, даже после получения письма думает прежде всего о себе, а не о Татьяне. Он упивается своим благородством, тем, что не воспользовался неопытностью юной героини. Евгений преподносит девушке урок, не понимая, насколько жестоко звучат его слова. Можно сделать вывод, что Евгений Онегин на любовь не способен.

Вообще, герой не умеет считаться с чувствами других людей. Это качество проявляется и в любви, и в дружбе. Истинная любовь Татьяны не смогла возвысить героя, и он совершил ужасный поступок – убил на дуэли друга.

В принципе, с точки зрения психоанализа, смерть Ленского закономерна. В любом из нас живут и Ленский, и Онегин. То есть Ленский олицетворяет мечтательность и наивность – черты ребенка, а Онегин – расчетливость, может быть, даже цинизм, рассудочность – черты взрослого. И на определенном жизненном этапе наш Онегин убивает нашего же Ленского, чтобы, отступив от обаяния детства, наконец-то принять на себя ответственность и начать реализовываться как личность.

Смерть друга становится неизбежной для Онегина. Он и не пытается помириться с Ленским, внутренне отвергает попытки примирения и принимает вызов к барьеру. По закону дуэли того времени смысл поединка состоял в проверке смелости и стойкости – чтобы с честью выстоять под дулом пистолета. Онегин же нарушает данный кодекс, он стреляет, убивает, а потом в письме к Татьяне заявляет: «Несчастной жертвой Ленский пал». Жертвой чего? Тщеславия городского повесы, оскорбленного авторитета, гордыни. Пушкин довольно лояльно относится к своему главному герою, но не приукрашивает его поступков. Однако, как ни странно, смерть Ленского – это первый шаг к душевным переменам в Онегине.

Далее, уставший от деревенской скуки, подавленный сознанием совершенного убийства, Онегин отправляется в путешествие. Пушкин сравнивает его с байроновским Чайльд-Гарольдом – этакий романтический герой, скрытный, мрачный, зловеще обаятельный и смертельно скучающий. Однако эти эпитеты тут же получают свое опровержение.

Когда Татьяна приходит в заброшенный дом Онегина и начинает разбирать его книги, она видит пометки на полях, рисунки, у нее в корне меняется отношение к герою. Она вопрошает: «Уж не пародия ли он?» Нет, он человек из плоти и крови, человек, способный убивать, доставлять страдания. Она понимает, что любимый ею образ совершенно не соответствует реальности и что, может быть, реальность и не совсем достойна ее любви. Влюбленность разрушается, и это причиняет героине сильные страдания. Она не может успокоиться, не хочет ехать в Москву на «ярмарку невест», по сути, ей становится безразлична собственная судьба.

Ее рассеянная лень не пробуждает к открытому бунту, и она с достоинством принимает свой долг. «Для бедной Тани все были жребии равны, я вышла замуж…» – скажет потом она Онегину. В замужестве она обретает все, о чем так мечтала: из глуши лесных селений попадает в высший свет Петербурга, становится законодательницей зал, посещает модные салоны, устраивает вечера у себя. Нигде в тексте не сказано, что Татьяна не любит своего мужа. В целом, судьба любимой героини А. С. Пушкина складывается удачно.

А что ж Онегин? Помотавшись по свету, так и не обретя цели, не занятый трудом, ничем так и не сумевший увлечься, он оказывается волею судьбы в Петербурге и встречает там Татьяну. Но Татьяну совершенно преобразившуюся, княгиню, неприступную богиню «роскошной царственной Невы». И что же происходит? Увидев знакомого человека, вернее, его преображение, Онегин начинает попытки ухаживания, затем, не встретив поощрения, впадает в тяжелейшую хандру и запирается у себя дома, предварительно в письме к Татьяне раскрывая свои намерения и чувства.

Пушкин иронизирует над романтичной маской героя: «Чуть с ума не своротил». Но время бежит, а ответа нет. «Дни мчались, в воздухе нагретом уж разрешалася зима. И он не сделался поэтом, не умер, не сошел с ума», – то есть Пушкин, как реалист, заставляет героя принять ответственность за свои слова и деяния.

Читайте также:
Характеристика Грушницкого в романе Герой нашего времени

Татьяна отказывает Онегину, отвергает его любовь. Ранние черновики романа дают понять сомнительность испытываемых героем чувств, несмотря на проникновеннейшее, страстное послание к Татьяне, ставшее бесспорной вершиной русской лирики, – это Пушкин, это не Онегин.

Так кто же действительно меняется? Татьяна. Потому что именно она любила и любит Онегина; даже удостоверившись в его слабой сущности, открыв для себя его недостатки, она спустя годы так же его любит. И меняется. И мы видим эти разительные перемены. Все просто, как и все гениальное. В этом основной смысл и ирония содержания романа великого русского гения А. С. Пушкина.

Краткое содержание рассказа «Тихое утро» Ю. П. Казакова

Рассказ «Тихое утро» Казаков написал в 1954 году. Это поучительная история о двух друзьях, которым пришлось пережить немало страшных минут во время рыбалки у глубоководного омута, где, по преданию, жил огромный осьминог. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Тихое утро» для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

  1. Основные персонажи рассказа
  2. «Тихое утро» очень краткое содержание
  3. Короткий пересказ «Тихое утро»
  4. Сюжет рассказа «Тихое утро» Казаков
  5. Видео краткое содержание Тихое утро

Основные персонажи рассказа

«Тихое утро» главные герои:

  • Яшка – деревенский мальчуган, самостоятельный, уверенный в себе, добрый, отважный.
  • Володя – городской мальчик, приехавший на каникулы в деревню из Москвы, беспомощный, невнимательный мальчик, который ничего не знал о живой природе.

«Тихое утро» очень краткое содержание

Ю. П. Казаков «Тихое утро» краткое содержание для читательского дневника:

Как бы ни было тяжело, Яшка встаёт спозаранку: одевается, завтракает, копает червей и бежит будить своего нового приятеля из Москвы — Володю. Утолив жажду колодезной водой мальчишки отправляются на рыбалку к омуту, который считается самым «рыбным» местом.

Первую рыбу Яшка упустил, но совсем скоро вытащил из воды огромного леща. Неожиданно ком земли из-под ног Володи сползает в омут. Городской парнишка оказывается в воде и отчаянно барахтается. Яшка бросается на помощь и вытаскивает его на берег.

Чтобы очистить его лёгкие от воды, Яшка поднимает ноги Володи вверх и трясёт его, как может. Изо рта тонувшего парнишки течёт вода, по его мышцам проходит судорога, он стонет и приходит в себя. Осознав, что всё позади, Яшка пускается в рёв. Вслед за ним взревел и Володя.

Выводы:

Сначала двух непохожих мальчишек связало общее дело — страсть к рыбалке. Теперь, после несчастного случая на воде, их дружба обязательно станет намного крепче. Вряд ли рассудительный Володя сможет забыть, как его приятель бросился в опасный омут, чтобы его выручить.

Короткий пересказ «Тихое утро»

Краткое содержание «Тихое утро» Казаков:

Ранним утром, ещё до пробуждения петухов, деревенский мальчишка Яшка проснулся, чтобы пойти на рыбалку. Он тщательно собрался: надел старые штаны и рубаху, позавтракал, накопал червей, приготовил удочки.

Выйдя на улицу, он увидел, что всё вокруг скрыто густым туманом, ничего не было видно. Яшка побежал вниз по тропинке к сеновалу, на котором ночевал его новый знакомый Володя. Володя приехал в колхоз на каникулы из Москвы.

Яшка свистом позвал товарища, но тот всё ещё спал, и не откликнулся. Тогда он позвал его по имени, и Володя вышел. Мальчик был сонный, весь помятый. Яшка разозлился на него за то, что он не встал пораньше и не был благодарен Яшке за то, что тот берёт его с собой на рыбалку.

Всю дорогу Володя очень страдает, от того, что он не похож на уверенного в себе Яшку. По пути мальчишки останавливаются попить воды из старого колодца. Ребята приходят к омуту, который поражает своей мрачностью. Яшка пугает Володю, что здесь нет дна, и в этом бочаге никто не купается. Городскому мальчику становится не по себе от рассказов деревенских ребят об осьминогах, якобы обитающих на дне этого водоёма.

Мальчишки приступают к ловле рыбы. Яшка профессионально забрасывает удочку и с раздражением наблюдает, как Володя цепляется удилищем за ветлу. В это время у Яшки начинает клевать рыба, но срывается. Злости его нет предела. Позже он всё же сумел вытащить леща. Но в это время начинает клевать у Володи, и тот, пытаясь поймать удочку, падает в омут. Он начинает тонуть.

Яшка в панике собирается бежать за помощью, но понимает, что этого нельзя делать, иначе Володя погибнет тем временем. Он бросается в омут, чтобы спасти товарища. Володя вцепляется в Яшку мёртвой хваткой, и мальчишки едва не тонут вместе. Яшка отбивается от Володи, выплывает на берег, но понимает, что не может оставить мальчика тонуть. Он возвращается за ним, но Володя уже не показывается на поверхности.

Яшка ныряет, находит мальчика и вытаскивает того в бессознательном состоянии на берег. Володя приходит в себя, но ничего не может сказать, кроме отдельных звуков и бульканья. Яша, глядя на товарища, чувствует к нему беспредельную нежность. Он счастлив, что спас друга. Но в тот же момент мальчики осознают, что могло произойти. Яшка и Володя вместе плачут от пережитого потрясения.

Читайте также:
Ирония в литературе - определение, примеры скрытой насмешки

Вода в омуте успокаивается, рыба с крючка сорвалась и уплыла. Поднялось тёплое солнце, освещая всё вокруг. И лишь вода в бочаге была по-прежнему мрачной.

Заключение:

Это очень просто написанный рассказ о том, как один мальчик спас другого, когда тот тонул, при этом едва не ушел на дно сам. Это произведение рассказывает о моменте взросления человека. Два мальчика, впервые столкнувшись лицом к лицу со смертью, поняли, что она гораздо страшнее басней об осьминогах. Когда все было позади, они смотрели на природу вокруг и осознавали, как прекрасно все то, что они едва не потеряли. А вокруг них разгоралось тихое летнее утро.

Это интересно: «Пугало» — рассказ Николая Лескова, написанный 1885 году, вошедший в цикл «Святочные рассказы». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Пугало» для читательского дневника. Автор создает реалистичные картины помещичьего и крепостного быта тех лет, когда он был ребёнком (начало 1840‑х гг.). Определённое место уделяется народным поверьям и легендам.

Сюжет рассказа «Тихое утро» Казаков

«Тихое утро» Казаков краткое содержание произведения:

Деревенский мальчик по имени Яшка проснулся ранним утром, еще до первых петухов. Он оделся, позавтракал, приготовил удочки и червей. На улице все вокруг было окутано таким густым туманом, что ничего не было видно, но Яшка отлично знал дорогу. Он бегом спустился по тропинке к сеновалу, где ночевал его новый приятель Володя, приехавший на каникулы из Москвы.

Яшка позвал друга свистом, но тот даже не думал просыпаться. И лишь когда он настойчиво позвал мальчика по имени, тот вышел. Володя был весь помятый, заспанный, и его вид очень разозлил Яшку – он считал, что Володя должен был проснуться, как и он, пораньше, и тщательно подготовиться к предстоящей рыбалке.

По дороге к реке Яша снисходительно пояснял Володе, далекому от сельской жизни, звуки, которые раздавались в округе: это трактор приступил к работе, то звенели дрозды, а это свистели утки. Володя завидовал своему новому другу, и в сравнении с ним чувствовал себя глупым и беспомощным.

По пути ребята остановились у старого колодца выпить воды. Когда они спустились к заветному омуту, Яша тихонько объяснил товарищу, что это страшное место, которое пользуется дурной славой среди местных жителей. По словам Яшки, омут настолько глубокий, что вода в нем была ледяная, а на самом дне жил огромный осьминог. Именно поэтому в этом омуте никто из местных ребят никогда не купался. От этих рассказов Володе стало не по себе, но он постарался не подать вида.

Расположившись на берегу, мальчики закинули удочки. Яшку раздражала беспомощность городского друга, который долго не мог справиться со своей удочкой. Злость Яши еще больше усилилась, когда у него сорвалась рыба. Впрочем, ему вскоре повезло, и он вытащил на берег крупного леща. У Володи в этот момент также начало клевать, и он, бросившись к удочке, упал в воду.

Увидев, как Володя барахтается в омуте, Яшка решил, что его затягивает на дно осьминог. Он собрался было бежать в деревню за помощью, но понял, что мальчик наверняка утонет, пока он будет бегать туда и обратно. Набравшись смелости, Яша прыгнул в омут и подплыл к тонущему другу. Однако Володя так крепко вцепился в него, что мальчики чуть было не пошли вместе ко дну.

Яша с трудом отбился от друга и подплыл к берегу. Когда он оглянулся назад, Володи уже не было на поверхности. Немедля ни секунды, Яша нырнул в омут, нашел Володю и вытащил его на берег. Он принялся трясти его, давить на живот и разводить в стороны руки. Володя еще долго не мог прийти в себя, и вместо слов издавал лишь булькающие звуки. От пережитого потрясения друзья расплакались.

Главная мысль:

Настоящим героя является тот, кто смог преодолеть собственный страх. Преодолеть собственный сильный, «настоящий» страх совсем непросто. Особенно, если речь идет о ребенке. Так, Яшка, как и все местные мальчишки, очень боялся осьминога, который, по преданию, жил в омуте. Однако ради спасения тонущего друга он преодолел свою фобию, и совершил настоящий героический поступок.

Читайте также: Рассказ «Сашка» Кондратьева, написанный в 1979 году, во многом является автобиографичным произведением. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Сашка» по главам. В его основу легли воспоминания писателя, который воевал в стрелковой бригаде и лично принимал участие в ожесточенных боях под Ржевом. Пересказ повести будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Видео краткое содержание Тихое утро

Сюжет увлекательного произведения Юрия Казакова о возможности существования настоящей дружбы между совершенно непохожими детьми раскроет краткое содержание рассказа «Тихое утро» для читательского дневника.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: