«Фантазёры» 📚 краткое содержание рассказа Н.Н. Носова для читательского дневника, анализ произведения, характеристика главных геров, основная мысль и тема

«Фантазёры» — краткое содержание рассказа Н.Н. Носова для читательского дневника

Творчество писателя Н. Носова знакомо многим читателям с детства. Некоторые из его произведений входят в образовательную школьную программу. Ученикам начальных классов предлагается разобрать рассказ «Фантазёры» для читательского дневника. Краткое содержание истории поможет детям лучше проанализировать сюжет, вникнуть в тему и понять её смысл.

Описание сюжета

Два лучших друга Мишутка и Стасик рассказывают друг другу истории, которые придумывают тут же. Причём каждый из мальчиков пытается выдумать такую небылицу, чтобы она оказалась лучше и интересней, чем у друга.

Сначала они фантазируют о своём росте, потом о приключениях с дикими животными. Один говорит, что ему голову откусила акула, когда он был в Африке. И что потом голова выросла новая. Второй утверждает, что побывал в животе у крокодила и остался невредим. Все их фантазии безобидные, назвать их враньём нельзя, поэтому друзья не обижаются друг на друга.

Их истории случайно подслушал мальчик Игорь. Он им сказал, что так врать каждый умеет, только пользы от этого нет никакой. Игорь рассказал им свою историю про то, что сам съел варенье, а остатками намазал губы спящей младшей сестры. Когда родители вернулись, то обвинили во всём девочку, а старшему брату дали ещё варенья.

Друзьям очень не понравилась история Игоря. Им было жалко его маленькую сестрёнку Иру, которая пострадала ни за что. Мальчики отказались дальше слушать рассказы нехорошего брата. Они на последние деньги пошли и купили одну порцию мороженого и собирались её разделить. Но в подъезде встретили заплаканную Иру.

Мальчикам стало жаль девочку, поэтому каждый из них предложил её отдать свою порцию мороженого. Но умная малышка проявила находчивость и решила разделить всё поровну на три части. Что ребята и сделали.

Персонажи рассказа

Оформляя разбор рассказа Носова «Фантазёры» для читательского дневника, важно понимать, кто из персонажей является главным героем, а кто второстепенным. В этом произведении действующих лиц всего четверо:

  • Стасик.
  • Мишутка.
  • Игорь.
  • Ира.

В этой книге главными героями являются два друга: Стасик и Мишутка. Именно вокруг них построено всё повествование рассказа. Они, несмотря на свою фантазию, положительные персонажи в этой истории. Остальные действующие лица, хоть и второстепенные герои, но очень важные для понимания главной мысли, которую автор вложил в эту историю.

Игорь — умный, но подлый мальчик. Он не понимает разницы между фантазией и откровенным враньём. Однако это не мешает ему оболгать младшую сестру перед родителями, применив изощрённый приём лжи. В этой истории Игорь однозначно отрицательный персонаж.

Ира — младшая сестра Игоря, которая несправедливо пострадала из-за вранья брата. Однако это не помешало девочке остаться доброй и справедливой. Она разделила порцию мороженого поровну, хотя могла бы съесть всё сама.

Краткий анализ произведения

Автор написал «Фантазёры» в 1957 году. Впоследствии произведение вошло в сборник детских рассказов Носова. Все истории, придуманные писателем, были просты и понятны советским школьникам. Это сегодня дети с трудом могут объяснить, что такое клякса, замазка или, почему раньше пугали милиционером. Даже картинки к рассказу Носова «Фантазёры» кажутся нынешним малышам довольно смешными.

Если предоставить современному школьнику младших классов, самостоятельно сделать аннотацию произведения, то ему будет довольно сложно. Это не означает, что нынешние дети глупее своих сверстников тех лет, просто они иначе мыслят. Например, для них будет непонятен смысл фрагмента, где дети делят мороженое на три равных части. Ведь всегда можно пойти и купить ещё две порции.

Именно поэтому так важно для понимания смысла сюжета краткое содержание «Фантазёров» Носова. В свободном пересказе можно с лёгкостью объяснить ученикам непонятные для них вещи, что, в свою очередь, поможет общему анализу произведения.

Если разобрать рассказ на сухом языке, то его краткий литературный анализ будет выглядеть следующим образом:

  • Год написания — 1957.
  • Автор — Николай Носов.
  • Количество страниц — 5.
  • Жанр — сатирический рассказ.
  • Композиция — классическая (завязка, основная мысль, развязка).
  • Тема — различие между фантазией и ложью.
  • Основная мысль — врать нехорошо.

По этому рассказу сняты несколько мультипликационных фильмов и даже один полнометражный детский фильм. Многие известные художники приложили руку к иллюстрациям знаменитых сборников рассказов для детей Носова. Благодаря этим рисункам герои «Фантазёров» стали не просто выдуманными персонажами, но и вполне реальными личностями.

Рассказ учит детей не врать и не совершать плохих поступков. Между строк в произведении можно прочитать мысль, которую автор хотел донести до подрастающего поколения — нужно уметь отличать фантазию ото лжи. Те дети, которые не смогут понять разницу, могут вырасти такими, как Игорь — подлыми и нехорошими людьми.

Отзывы читателей

Очень поучительный рассказ для детей младшего школьного возраста. Написан доходчиво и понятным языком.

Главные герои — хорошие мальчики. На их примере детям можно учиться отличать ложь от фантазии.

Носов — один из лучших детских писателей. Его рассказы всегда интересны и поучительны.

Рассказ Носова «Фантазеры» для читательского дневника

Одним из самых известных детских писателей считается Николай Носов. Его творчество знакомо многим детям. Некоторые произведения входят в учебную литературу. Ученики начальных классов изучают рассказ Носова «Фантазеры». Для читательского дневника подходит краткое содержание этой истории.

  1. Жизнь автора
  2. Анализ текста
  3. Главные герои
  4. Смысловое разделение
  5. Сюжетная линия
  6. Появление Игоря
  7. Добрый поступок
  8. Отзывы читателей

Жизнь автора

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года. Он появился на свет в семье эстрадного актера в городе Киеве. Писатель с самого детства проявлял интерес к творчеству — увлекался музыкой и театром. За свою долгую жизнь он успел поработать чернорабочим на кирпичном заводе. В это же время самостоятельно обучался по программе среднего образования.

В 1932 году Носов окончил ВГИК. Кроме того что он писал интересные рассказы, Николай Николаевич был сценаристов многих художественных фильмов. В 1976 году писатель скончался, и его похоронили на Кунцевском кладбище в Москве.

Анализ текста

В 1957 году писатель Н. Носов создал произведение под названием «Фантазеры». Через некоторое время его творение включили в сборник других детских рассказов. Каждая история, которую описывал писатель, была проста и понятна обычным советским детям. Современные дети искренне не понимают, что такое клякса, замазка и почему малышей пугали милиционером. Времена изменились и предпочтения тоже. Все сказки и рассказы этого великого писателя сегодня детям кажутся смешными, а картинки, рисунки и иллюстрации забавными.

Если в данный момент предложить современному ребенку сделать аннотацию к произведению, ему покажется это сложной задачей. Происходит это не потому, что сегодня школьники глупее, они просто думают совсем по-другому. Именно поэтому для понимания смысла рассказа его необходимо изучить более подробно.

Книга «Фантазеры» Носова относятся к жанру — сатирический рассказ. Текст имеет классическую композицию:

Читайте также:
Фауст - краткое содержание по главам трагедии Гете, образ Маргариты

  1. Завязка.
  2. Основная мысль.
  3. Развязка.

Краткое содержание «Фантазеров» Носова для читательского дневника поможет подготовиться к пересказу на уроках русской литературы. Эта добрая история учит детей добру. Автор хочет донести до своих маленьких читателей, что врать это нехорошо. Каждый должен отличать ложь от фантазии.

Главные герои

В тексте автор знакомит читателей с несколькими образами. Благодаря им происходит развитие интересных событий. К основным действующим лицам относятся:

  1. Стасик — веселый и незатейливый мальчишка.
  2. Мишутка — лучший друг Стаса.
  3. Игорь — вредный и подлый ребенок с соседнего дома.
  4. Ира — добрая и искренняя девочка. Сестренка Игоря.

Весь смысл произведения построен на увлечениях мальчиков, они любили часто рассказывать друг другу интересные и забавные истории. Иногда это были лишь их фантазии, которые далеки от правды.

Смысловое разделение

Для лучшего восприятия текста его нужно разбить на главы. Каждая часть содержит в себе смысловое значение, например:

  1. Фантазии мальчиков.
  2. Приход Игоря.
  3. Подлая история соседского мальчика.
  4. Встреча с Иришкой.
  5. Утешение девочки.

По этому плану можно кратко понять смысл рассказа и дать характеристику героям. Каждый должен сам сделать вывод о том, как нужно поступать.

Сюжетная линия

Все начинается с того как два лучших друга Мишутка и Стасик рассказывают истории о себе и о других людях. При каждой встречи они постоянно соревновались, у кого из них будет самая захватывающая небылица.

Во время очередной беседы дети считают себя большими и сильными. В своих фантазиях им по сто лет и только со временем они вновь становятся маленькими. Как-то Мишутка придумал историю о том, что на него якобы напала акула и откусила ему голову, теперь он ждет, пока отрастет новая. Его другу понравилась такая затея, и он ответил, что его сначала съел крокодил, а потом выплюнул.

Миша не останавливался и придумал новую историю о том, как однажды раздавил ногой автобус, посмеявшись, мальчик, признался, что он был игрушечным. Стасик не хотел отставать и похвалился тем, как летал на Луну. Но к сожалению, там он ничего не увидел, так как это путешествие было во сне.

Появление Игоря

В один из обычных дней, когда мальчики весело беседовали во дворе, к ним присоединился сосед Игорь. Он внимательно слушал их небылицы и в конце сказал, что они неинтересны, а вот его история правдивая и более захватывающая. Однажды Игорь и его сестренка Ира остались дома одни. Когда девочка спала, брат залез в шкаф и съел там половину банки варенья. Он знал, что мама будет его ругать и поэтому решил обмазать губы сестры вареньем. По возвращении домой мама отругала девочку, а Игорю разрешила доесть оставшееся варенье.

Добрый поступок

Соседский мальчик откровенно хвастался тем, что обманул родителей, подставил сестренку и еще награду за это получил. Стасику и Мишутке показалось это подлостью, они рассердились и ушли. По пути домой они зашли в магазин и купили одно мороженое на двоих. Зайдя в подъезд, мальчики увидели Иришу. Она стояла и плакала, ей было обидно, что брат так поступил с ней. Друзья решили поддержать девочку, и каждый предложил ей съесть его порцию мороженого. Ирочка была доброй и отзывчивой девочкой и поэтому предложила поделить десерт на три равные части.

Рассказ «Фантазеры» Носова учит чему-то доброму и светлому. Автор хочет сказать, что придумывать истории неплохо, а вот врать и подставлять других — подло. Произведение направлено на то, чтобы дети росли честными, добрыми и справедливыми.

После прочтения становится ясно, кто написал «Фантазеров». Только Николай Носов может так умело описать ситуацию, в которой сразу понятен главный замысел и основная мысль.

Отзывы читателей

Это произведение я читала еще в четвертом классе. Сегодня его нет в школьной программе, но я все считаю правильным внести его туда. Ведь «Фантазеры» это добрая история про обычных мальчишек, которые благодаря своей находчивости весело развлекались.

Да правильно сказано, сегодня дети не поймут, зачем делиться мороженым на троих, если можно пойти и купить еще. Мне нравится творчество Носова, я каждый день читаю своим детям его рассказы. «Фантазеры» и «Леденец» в нашей семье самые любимые творения этого писателя.

Носов великий писатель прошлых лет. «Фантазеры» — это одно из лучших его произведений, которое я бы рекомендовала прочесть каждому ребенку.

Фантазеры» краткое содержание для читательского дневника по рассказу Носова (1 класс); план

Год написания: 1938-1945 Жанр: рассказ

Главные герои: друзья Стас и Мишка, мальчишки, соседский мальчик постарше Игорь, его сестра Иришка

Рассказ Евгения Носова «Фантазеры» я прочитал несколько раз, потому, что он очень мне понравился. Это история о двух веселых и добрых мальчиках. Стасик и Мишутка очень любят придумывать всякие забавные и фантастические истории. У них такая своеобразная игра: кто кого переврет. Но это не вранье, не ложь, от которой бывает кому-то плохо. Ребята просто рассказывают друг другу разные сказки, тренируя собственное воображение и развивая речь.(для читательского дневника)

В своих фантазиях мальчишкам больше ста лет, они большие и сильные. Стасик и Мишутка могут переплыть моря и океаны, одним ударом в нос сразить злую акулу, ходить, оставшись без головы. Их выдумки смешные, добрые и безобидные. Дети часто добавляют к рассказанной истории правдивую деталь, которая меняет всю картину. Раздавленный ногой автобус был игрушечным. Полет на Луну происходил ночью и во сне. А съеденное ведро мороженого было маленьким и бумажным. Все меняется, когда к мальчикам на скамейке подсаживается Игорь соседский мальчишка.

Игорю не нравятся светлые сказки, придуманные ребятами. Он говорит, что от них никакой нет пользы. И рассказывает пример из своей жизни, который произошел вчера. Когда родители куда-то ушли вечером, Игорь залез без спросу в буфет и съел варенье из банки. А чтобы мама его не наказала, он испачкал вареньем рот младшей сестренке и все свалил на нее. Ира незаслуженно понесла наказание. Мама отругала девочку и не пустила на следующий день на прогулку. Маленькие Стас и Миша, в отличие от Игоря, видят разницу между враньем и фантазией. Им неприятен подлый поступок Игоря и он сам. Они прогоняют мальчишку из своей компании. Ребята покупают одно мороженое на двоих, потому, что у них не хватает денег. Но, не сговариваясь, хотят отдать эскимо Ире, увидев как она плачет. Они ведь знают, что Ира пострадала за чужую вину. Иришка тоже добрая девочка. Она предлагает поделить порцию мороженого на троих.

Читайте также:
Маргарита - характеристика и образ героини в романе Булгакова

Сюжет

Мишутка и Стасик – лучшие друзья, которые с удовольствием выдумывают всякие небылицы о себе и других людях. При этом они соревнуются между собой, кто из них нафантазирует самую невероятную историю.

Мальчики представляют себя отважными, сильными и большими. В своих фантазиях им вначале было больше ста лет, и только со временем они стали маленькими. Однажды Мишутка рассказал, как на него напала огромная акула, которая откусила ему голову, и теперь он ходит без нее, ожидая, пока вырастет новая голова. Стасику очень понравилась эта выдумка, и в ответ он рассказал, как его съел крокодил, но потом выплюнул.

В ответ Мишутка поведал, как однажды раздавил ногой автобус. Правда, он затем признался, что автобус был игрушечным. Стасик не хотел отставать, и похвастался тем, что летал на Луну. Вот только он ничего не смог там разглядеть, потому что летал во сне.

Однажды к друзьям присоединился соседский мальчик Игорь. Он внимательно послушал их выдуманные рассказы, но затем сказал, что они никуда не годятся, а вот его правдивая история куда интереснее. Как-то раз Игорь с младшей сестренкой Ирой остались одни дома. Девочка пошла спать, а Игорь тем временем взял в буфете варенье и съел сразу полбанки. Чтобы мама не ругалась, мальчик обмазал вареньем губы сестры. Мама вернулась, и отругала Ирочку, а Игорю разрешила доесть десерт.

Игорь похвастался перед друзьями, как ловко он обманул родителей – и выгоду получил, и наказания избежал. Однако мальчики были возмущены таким подлым поступком. По дороге домой они купили одно мороженое на двоих. В подъезде друзья повстречали заплаканную Ирочку, которой досталось за съеденное варенье. Чтобы утешить девочку, Мишутка и Стасик каждый предложили ей свою порцию мороженого. Ирочка была доброй девочкой, и предложила разделить мороженое на три равные части. Друзья так и сделали, и все были счастливы.

Главная мысь. Чему учит рассказ Фантазеры Носова

Рассказ «Фантазеры» учит нас видеть разницу между гадкой ложью и доброй фантазией. Врать нельзя, особенно, если от этого будет кому-то плохо. А мечтать можно. Ведь это развивает воображение. От мечты еще никому не было плохо. А еще это короткое произведение учит состраданию к тем, кто пострадал безвинно. Обман может привести к очень печальным последствиям. Поэтому важно быть честным с окружающими и с собой.

Голосов: 223
Читать краткое содержание Фантазеры. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Описание растения Огурец

Огурец обыкновенный представляет собой стелящееся по земле растение. Его стебель достигает длины 1-2 метра, и в случае отсутствия опоры вытягивается прямо на земле в произвольную сторону. При этом от стебля отходит большое количество цветков и ветвей, на которых располагаются листья. Благодаря этому грядка с огурцами представляет собой сплошное покрывало из зелени. Листья растения располагаются на верхнем ярусе, поглощая солнечные лучи, а под ними находятся переплетения шершавых стеблей, на которых и вырастают плоды.

Огурцы представляют собой вытянутые плоды зелёного цвета. Их размеры обычно составляют 10-20 см, хотя у разных сортов показатели могут различаться. Состоят они примерно на 96% из воды. В то время как оставшиеся проценты приходятся на витамины (в основном — B, C, PP), микроэлементы (калий, магний, фосфор, кальций), а также хлорофилл, пищевые волокна, эфирные масла и органические кислоты. Несмотря на большое содержание воды, в огурцах находится достаточное количество полезных веществ, чтобы считать растение ценной овощной культурой.

Рассказ Замазка Носова Н. читать с картинками

Однажды стекольщик замазывал на зиму рамы, а Костя и Шурик стояли рядом и смотрели. Когда стекольщик ушел, они отковыряли от окон замазку и стали лепить из нее зверей. Только звери у них не получились. Тогда Костя слепил змею и говорит Шурику:─ Посмотри, что у меня получилось.

Шурик посмотрел и говорит:─ Ливерная колбаса.Костя обиделся и спрятал замазку в карман. Потом они пошли в кино. Шурик все беспокоился и спрашивал:─ Где замазка?А Костя отвечал:─ Вот она, в кармане. Не съем я ее!

В кино они взяли билеты и купили два мятных пряника. Вдруг зазвонил звонок.

Костя бросился занимать место, а Шурик где-то застрял. Вот Костя занял два места.

На одно сел сам, а на другое положил замазку. Вдруг пришел незнакомый гражданин и сел на замазку. Костя говорит:─ Это место занято, здесь Шурик сидит.─ Какой такой Шурик? Здесь я сижу, ─ сказал гражданин.Тут прибежал Шурик и сел рядом с другой стороны.

─ Где замазка? ─ спрашивает.─ Тише! ─ прошептал Костя и покосился на гражданина.─ Кто это? ─ спрашивает Шурик.─ Не знаю.─ Чего ж ты его боишься?─ Он на замазке сидит.─ Зачем же ты отдал ему?─ Я не давал, а он сел.─ Так забери!Тут погас свет и началось кино.─ Дяденька, ─ сказал Костя, ─ отдайте замазку.─ Какую замазку?─ Которую мы из окна выковыряли.─ Из окна выковыряли?─ Ну да. Отдайте, дядя!─ Да я ведь не брал у вас!─ Мы знаем, что не брали. Вы сидите на ней.─ Сижу?!─ Ну да.


Гражданин подскочил на стуле.─ Чего ж ты раньше молчал, негодный?─ Так я ведь говорил вам, что место занято.─ Когда же ты говорил? Когда я сел уже!─ Откуда же я знал, что вы сядете?

Читайте также:
Характеристика Ноздрева - внешность, образ героя Мертвых душ

Гражданин встал и принялся шарить на стуле.─ Ну, где же ваша замазка, злодеи? ─ проворчал он.─ Постойте, вот она! ─ сказал Костя.─ Где?─ Вот, на стуле размазалась. Мы сейчас счистим.─ Счищайте скорей, негодные! ─ кипятился гражданин.─ Садитесь! ─ кричали на них сзади.─ Не могу, ─ оправдывался гражданин. ─ У меня тут замазка.Наконец ребята соскоблили замазку.─ Ну, теперь хорошо, ─ сказали они. ─ Садитесь.Гражданин сел.Стало тихо.Костя уже хотел смотреть кино, но тут послышался шепот Шурика:─ Ты уже съел свой пряник?─ Нет еще. А ты?─ Я тоже нет. Давай есть.─ Давай.Послышалось чавканье. Костя вдруг плюнул и прохрипел:─ Послушай, у тебя пряник вкусный?─ Угу.─ А у меня невкусный. Мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане.─ А замазка где?─ Замазка вот, в кармане… Только постой! Это не замазка, а пряник. Тьфу! В темноте перепутал, понимаешь, замазку и пряник. Тьфу! То-то я гляжу, что она невкусная!

Костя со злости швырнул замазку на пол.─ Зачем же ты ее бросил? ─ спросил Шурик.─ А на что мне она?─ Тебе не нужна, а мне нужна, ─ проворчал Шурик и полез под стул искать замазку. ─ Где же она? ─ сердился он. ─ Вот ищи теперь.─ Сейчас я найду, ─ сказал Костя и тоже исчез под стулом.─ Ай! ─ послышалось вдруг откуда-то снизу. ─ Дядя, пустите!─ Кто это там?─ Это я.─ Кто ─ я?─ Я, Костя. Пустите меня!─ Да я ведь не держу тебя.─ Вы мне на руку наступили!─ Чего ж ты полез под стул?─ Я замазку ищу.


Костя пролез под стулом и встретился с Шуриком нос к носу.─ Кто это? ─ испугался он.─ Это я, Шурик.─ А это я, Костя.─ Нашел?─ Ничего не нашел.─ И я не нашел.─ Давай лучше кино смотреть, а то все пугаются, в лицо ногами тыкают, думают ─ собака.

Костя и Шурик пролезли под стульями и уселись на свои места.Перед ними на экране мелькнула надпись: «Конец».Публика бросилась к выходу. Ребята вышли на улицу.

─ Что это за кино мы смотрели? ─ говорит Костя. ─ Я что-то ничего не разобрал.─ А я, думаешь, разобрал? ─ ответил Шурик. ─ Какая-то чепуха на постном масле. Показывают же такие картины!

Краткое содержание Замазка :

Костя и Шурик смотрят как стекольщик замазывает рамы, а потом отковыряли замазку и стали лепить зверей. Костя и Шурик пошли в кино и купили два пряника. Костик где-то застрял, Шурик положил на кресло замазку и на нее сел гражданин. Пришел Костик и мальчики стали просить вернуть им замазку, а гражданин возмущался, когда они очищали замазку от стула. Мальчики стали есть пряники, а Костик стал есть замазку. Костик бросил замазку на пол, Шурик полез ее искать и ему наступили на руку, а потом кино кончилось.

История создания

Рассказы о высоком милиционере – визитная карточка советского писателя . Год написания первых стихов о дяде Степе – 1935. Изначально поэма была опубликована в журнале «Пионер». Позже стихи о бравом великане вышли отдельной книгой. В 1939 году по мотивам произведения создали мультфильм с одноименным названием. Помимо стихов о дяде Степе в мультик вошли другие работы Михалкова.

В 1954 году в журнале «Пограничник» напечатали «Дядя Степа – милиционер». Сергей Михалков не планировал писать продолжение, но случайная встреча подтолкнула поэта поведать детям о дальнейшей судьбе Степана.

Автор поэмы встретил прототип собственного героя. Выезжая со двора, писатель нарушил ПДД. Мужчину остановил высокий милиционер. Разговорившись с приветливым представителем органов, Михалков выяснил, что до работы постовым тот служил на флоте. Так родилась идея для продолжения поэмы.

В 1964 году «Союзмультфильм» экранизировал «Дядю Степу – милиционера». Голос бравому служителю закона подарил певец и актер .

Стих «Дядя Степа и Егор», вышедший 1968 году, тоже появился не случайно. На встрече с маленькими читателями писателю задали вопрос о личной жизни героя. Михалков решил, что непременно расскажет, как же сложилась судьба Степана. Логичным завершением советского эпоса стала стихотворная повесть «Дядя Степа – ветеран». Заключительную часть опубликовали в газете «Правда» в 1981 году.

Носов. Краткие содержания произведений

  • Автомобиль
  • Белый гусь
  • Варька
  • Весёлая семейка
  • Витя Малеев в школе и дома
  • Дневник Коли Синицына
  • Дружок
  • Живая шляпа
  • Живое пламя
  • Замазка
  • Заплатка
  • Затейники
  • Клякса
  • Красное вино победы
  • Кукла
  • Метро
  • Милиционер
  • Мишкина каша
  • На горке
  • Незнайка в Солнечном городе
  • Незнайка на Луне
  • Огородники
  • Огурцы
  • Приключения Незнайки и его друзей
  • Приключения Толи Клюквина
  • Радуга
  • Ступеньки
  • Телефон
  • Три охотника
  • Тридцать зёрен
  • Трудный хлеб
  • Фантазеры
  • Федина задача
  • Шумит луговая овсяница

Носов «Живая Шляпа» для читательского дневника

Шляпа лежала на комоде, рядом с комодом играл котенок Васька. А два друга Вадик и Вовка сидели за столом и были заняты раскрашиванием картинок. Вдруг они услышали хлопок, а затем увидели лежащую на полу шляпу. Вовка решивший поднять шляпу, но как только подошел к ней, то тут же отпрыгнул. На вопрос Вадика, в чем дело, Вовка ответил, что ШЛЯПА ЖИВАЯ. Вадик не поверил товарищу, но как только подошел к шляпе, шляпа поползла к нему. Испуганные ребята забрались на диван, а шляпа выползла на середину комнаты, начала двигаться к дивану. Испуганные ребята бросились вон из комнаты. Испуганный Вовка засобирался домой. Сославшись на то, что очень боится живой шляпы. Ребята стали искать разумное объяснение, может кто то дергает шляпу за ниточки. Но пойти и проверить у них не хватило смелости. Тогда ребята решил вооружиться. В качестве оружия они взяли клюшку и лыжную палку. Приоткрыв дверь, ребята стали пугать шляпу, и та как им показалось, испугалась. Так установилось некое перемирие, Шляпа лежала возле стола, а ребята стояли в нерешительности в проеме двери и не решались войти. Тогда им в голову пришла идея набрать картошки и кидать в шляпу издалека. После нескольких попыток, ребятам удалось попасть в шляпу. В это же мгновение шляпа подскочила и закричала: Мяу!. А через секунду из под шляпы появился, сначала серый хвост, а потом и весь Васька. Оказалось, что шляпа упала на Ваську. Васька же ни чего не понимал, а только жмурился и фыркал.

Читайте также:
Преступление и наказание - краткое содержание по главам и частям

Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» (По драме А. Островского «Гроза»)

«Трагическая сторона конфликта Катерины с «темным царством»»

Драма А.Н. Островского «Гроза» была написана в то время, когда в обществе наиболее отчетливо обозначился главный конфликт эпохи — конфликт между личностью, отстаивающей свое право на свободу, и обществом, подав­ляющим эту личность. Этот конфликт — главный конфликт середины девятнадцатого века — отразился в драме в виде столкновения Катерины с «темным- царством». Сущность этого конфликта очень точно охарактеризовал Н.А. Доб­ролюбов: «В… личности мы видим уже возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни». Столкновение личности и общества было неизбежно накануне коренных реформ, потрясших все рус­ское общество, и Островский был первым из русских писа­телей, показавших всю трагичность этого столкновения. Всех героев драмы можно разделить на две группы: это хозяева «темного царства» и их жертвы. К первой груп­пе относятся Дикой и Кабаниха, ко второй — практичес­ки все остальные персонажи драмы.

Неизбежность конфликта между ними ощущается уже в самом начале пьесы. Мы видим, как Кулигин восхищается красотой великолепного пейзажа, открывающегося с высо­кого берега Волги, и тут же слышим, как бранит за что- то своего племянника Дикой и «пилит» своих домашних Кабаниха. Гармония природы как бы противопоставлена Жестоким нравам», царящим в человеческом обществе.

Савел Прокофьич Дикой, богатый купец, чувствует себя хозяином в городе. Его власть основана на силе денег, поэтому он может даже городничего снисходительно по- хлопать по плечу. Дикой чувствует свою силу, свою без- наказанность в мире «темного царства» и поэтому вдоволь куражится над теми, кто зависит от него: над своими домашними, Борисом, мужиками. Его можно охарактеризовать одним словом — «самодур». Но гораздо страшнее Ди. кого, как мне кажется, Марфа Игнатьевна Кабанова — Ка- баниха. Это тип домашнего тирана, она «как ржа железо» точит своего сына Тихона, дочь Варвару, сноху Катери­ну. Больше всего на свете она боится потерять власть над ними, боится, что они прекрасно смогут жить и без ее мелочной опеки. Кабанова и Дикой олицетворяют в дра­ме те темные силы, которые подавляли личность, унижа­ли достоинство человека, превращали замужнюю женщи­ну в безответную, забитую домашнюю рабыню.

Жертвами «темного царства» являются Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Но разрушающее влияние этой мерт­вящей среды сказалось на них по-разному. Тихон нахо­дится в полном подчинении у своей маменьки; он не сме­ет возразить ей, не смеет заступиться за Катерину, хотя понимает, что мать относится к ней несправедливо. И лишь гибель Катерины породила на мгновение протест в его сердце, но это был «бунт на коленях», а потом все пойдет по-старому. Борис, в отличие от Тихона, вырос в другой среде (в Москве); ему дико видеть местные обычаи и нравы. Он искренне полюбил Катерину; но он же ее и предал, отказавшись взять с собой в Сибирь. Его преда­тельство стало последним толчком, подтолкнувшим геро­иню к самоубийству.

Кудряш, как и Тихон, вырос в Ка­линове. Он давно понял, что в этом городе ценится толь­ко сила, и он умеет постоять за себя. Кудряш слывет в городе грубияном, и даже Дикой его побаивается. Кудряш сумел отстоять свою любовь — он бежит с Варварой. Вар­вара также смогла приспособиться к этой жизни. Она знает, что все в доме ее матери держится на лицемерии и обмане, и она научилась лгать. «Я тоже раньше не об­манщица была, да выучилась, когда надо стало», — гово­рит она Катерине. Ее принцип — делай все, что хочешь, лишь бы все было «шито да крыто». Но, когда обман рас­крывается, она вынуждена тайно бежать с Кудряшом ведь Кабаниха никогда не согласится выдать ее замуж за конторщика Кудряша. Поступок Варвары нельзя считать протестом против удушающих порядков «темного цар­ства»; это лишь способ сохранения своей минимальной свободы и своей личности.

«Темному царству» противостоит в драме Катерина. Хотя она происходит из той же купеческой среды и вос­питывалась в тех же условиях, что и Варвара с Тихоном, но сама атмосфера в семье Катерины была другой. Это была атмосфера любви, взаимопонимания, и поэтому, по­пав в дом Кабановой, в атмосферу страха и обмана, она чувствует себя как птица, попавшая в клетку. Образ птицы вообще не случайно связан с образом Катерины. Она го­ворит Варваре: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Вот так бы раз­бежалась, подняла руки и полетела». Но Катерина не может вырваться из клетки кабановского дома. Катерина не принимает атмосферу лжи и обмана дома Кабановых, и поэтому героиня мучается из-за того, что вынуждена об­манывать мужа, любить тайно, скрывать свои чувства. Но Катерина наделена не только чувствительной душой, но и сильным, решительным характером. «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» Героиня Островско­го сильно страдает из-за того, что ее лишили права лю­бить и быть любимой.

Тихон сам отталкивает от себя Ка­терину, и у нее, к сожалению, нет детей, ради которых она стерпела бы все. Поэтому Катерина так откликнулась на любовь Бориса, но эта любовь, кроме непродолжитель­ного счастья, принесла Катерине новые страдания. Ей не нужна «ворованная» любовь. Во время страшной грозы Катерина, боясь быть внезапно убитой и поэтому страшась предстать перед богом непричащенной, во всех своих гре­хах признается мужу, кается перед ним и перед людьми. Но после этого признания жизнь героини становится еще более невыносимой. Тихон простил ее, но никогда не про­стит ее Кабаниха за то, что Катерина призналась прилюд­но, «опозорила» семью. Для героини есть только один вы­ход — бежать с Борисом, но он малодушно предает ее, со­ветует ей «терпеть». И тогда для Катерины остается только один путь — броситься в Волгу, потому что вернуться до­мой еще страшнее, страшнее смерти, это значит обречь себя на медленную, мучительную смерть.

Читайте также:
Летний вечер - анализ стихотворения Тютчева, история создания

Н.А. Добролюбов написал в статье «Луч света в тем­ном царстве», что гибель Катерины — это «страшный вы­зов самодурной силе». Критик видит в Катерине «протест против кабановских понятий о нравственности». Героиня Пьесы Островского осмелилась бросить вызов всему «тем­ному царству», и в столкновении с ним она погибает. В этом и заключается трагическая острота конфликта КаТеРины с «темным царством» в драме «Гроза».

Гибель главной героини показана драматургом как следствие безвыходного положения в «темном царстве». Конфликт в пьесе построен на столкновении свободолюбивой Катерины с миром диких и кабановых, с законами, основанными на унижении и издевательстве.

Молодая женщина пошла против самодурства с сознанием права на жизнь, счастье, любовь. В порыве борьбы она готова умереть, если дух мракобесия не удастся сломить.

Романтическую мечтательность выработала в Катерине та обстановка, в которой она воспитывалась в детстве. Чувствительность и религиозность героини стали толчком к свершившейся трагедии.

Это одновременно и любящая, и страдающая женщина. Родившееся в ее мечтательной душе чувство к племяннику Дикого Борису явилось для нее величайшим потрясением, охватившим всю душу. Катерина понимает «греховность» своей страсти. Сначала она пытается подавить ее. Когда женщина просит мужа забрать ее с собой или взять с нее «страшную клятву», это борьба с собой, искренняя попытка спастись от греха. Катерина готова нарушить все устои и уклады «темного царства» ради любви и свободы, она целиком отдается естественному порыву.

После мучительных колебаний рождается решение последовать велению сердца. В душе героини побеждает страсть, которая одновременно и приводит к трагедии, и раскрывает богатство внутреннего мира Катерины. Любовь же Бориса испытаний не выдерживает: он уезжает по приказу дяди в Сибирь, оставляя Катерину на муки в доме свекрови. Героиня как-то успокаивается, просветляется в момент, когда самозабвенно выкрикивает слова признания в грехе. Это степень последнего отчаяния… Юная женщина, не имеющая ни в ком поддержки, очень одинокая в мире, где ее естественные потребности не могут быть удовлетворены, погибает. Своим поступком она не только попирает кабановские понятия о нравственности. Катерина открыто протестует против религиозных догматов, осуждающих самоубийство, утверждающих нерушимость церковного брака.

Мне кажется, что трагедия Катерины Кабановой — в ее обостренной совести, в какой-то святости, которые так не подходят для мира, в котором она живет. Смерть ее — печальный выход, потому как жить по совести, быть счастливой и свободной, как птица, не представляется возможным.

Судьба Катерины

Главная героиня Катя — самый яркий персонаж в произведении. Её образ представляет собой резкий контраст с остальными обитателями города. Она понимает, что отличается от других горожан, и ощущает в себе тягу к свободе, знаниям, любви.

Жизнь в отчем доме

Барышня выросла в хорошей семье в любви и заботе. Матушка её баловала, не принуждала к работе, позволяла делать всё, что хотелось. Жизнь её была беспечна, весела и беззаботна. Она любила гулять в парке, её поэтичная душа тонко чувствовала красоту природы. Девушка мечтательна, свободолюбива, правдива, романтична, ранима. Благодаря воспитанию она впитала в себя все вековые традиции русского народа:

  • покорность старшим и смирение;
  • набожность;
  • подчинение обычаям.

Не получившая образования, она чрезвычайно любила слушать рассказы о мире от странниц и богомолок, впитывая информацию и серьёзно воспринимая их религиозные предрассудки

Трудное взросление

Но, согласно законам того периода, её рано выдают замуж. Катерина честно пытается полюбить супруга и быть ему хорошей и верной женой. Но загнанная в рамки и постоянно третируемая бессердечной свекровью, она начинает чувствовать себя «птичкой в клетке». Ей нужна любовь, забота. Она желает детей, мечтает заботиться о них.

Но неумный и слабый муж полностью находится под материнским влиянием, не может оказать ей противостояние. Только потеряв жену, он открыто обвинил мать в её смерти, в чём и выразился протест Тихона.

Романтичная душа барышни не находит отклика в своих чувствах, не видит защиты от супруга. И понемногу в ней зреет духовный бунт.

И вдруг появляется Борис… Её сердце, истосковавшееся по любви, тянется к нему, видит в нём родственную душу и полагает, что он также непохож на других, как и она. Молодая женщина хочет перемен, счастья, семейного благополучия. Катерина честно пытается бороться с собой. При прощании с мужем, уезжающим по делам, она просит и молит не оставлять её одну, просит взять с собой. Она боится себя и чувствует, что её хрупкий мир пошатнулся. Но Тихон прилюдно, по указке матери, даёт ряд унижающих наставлений:

  • не груби и почитай свекровь;
  • не сиди сложа руки;
  • в окна не смотри;
  • на молодых не заглядывайся.

Судьба Катерины сложна. Будни полны постоянных конфликтов со свекровью. Кабаниха умело манипулирует сыном, закатывает скандалы и истерики, унижает молодую невестку, оскорбляет. Екатерина безуспешно пытается отстоять своё человеческое право на самостоятельность.

И вот тогда молодая женщина попадает под влияние сестры мужа Варвары. Варвара ­­­- яркий представитель обычного городского обывателя. Она не видит ничего плохого в обмане и всячески способствует сближению двух влюблённых.

Мораль Варвары — беспринципность. Она предлагает окунуться с головой в омут любви. Главное, чтобы никто не знал.

И влекомая неизвестным ей чувством, Катерина сдаётся. Но религиозные предрассудки отравляют её существование. Нежное, трепетное чувство к молодому человеку она воспринимает как страшный грех.

Трагичная развязка

Катерина не принимает устой общества своего времени, не хочет и не может жить во лжи. Она протестует и публично признаётся в своём грехе. Борис пытался отговорить её от неосторожного поступка и не берёт с собой уезжая.

После этого признания жизнь её становится невыносима. Остаётся только два пути: вернуться в дом Кабанихи или самоубийство. Она не видит выхода, не имеет сил дальше бороться, не понимает, что дальше делать, и в итоге всё это приводит её к гибели. В порыве жеста отчаяния она делает свой сознательный выбор и бросается в реку с высокого берега, в чём и выражается протест Катерины.

В сочинениях и конспектах современности можно встретить множество цитат из пьесы Островского, в которых заключается кратко выраженный глубокий смысл.

Почему люди не летают как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя так и тянет лететь. Вот так бы и разбежалась, подняла руки и полетела.

Самоубийство Катерины может вызвать двойственные чувства, одновременно взывая: «а докажите, что смерть Катерины — это протест против ущемления свободы личности». С одной стороны, такой поступок можно считать слабостью. Но она борется как может и не видит другого выхода. С другой стороны, можно ли молодой женщине в одиночку противостоять обществу, не увязнув в болоте «тёмного царства»?

Читайте также:
Стихи подруге - просто так, со смыслом, трогательные до слез

Протест Катерины против тёмного царства в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Калинов и его обитатели

Будучи неплохим знатоком человеческих душ и хорошо разбираясь в действительности той поры, автор в своём произведении чётко описывает социальную несправедливость и людские пороки. Он делит социальную среду на два противоборствующих лагеря — «тёмное царство» и «жертвы».

Высший свет города

Купечество немногочисленного приволжского городка Калинов погрязло в алчности и стремлении прийти к власти любым путём и представлено в пьесе «тёмным царством». На примере Кабанихи и Дикого показано, что для них характерно психологически подавлять окружающих, не считаясь с их интересами, и творить всё, что им заблагорассудится. Первостепенный критерий — деньги.

Эти люди грубы и жадны, но, столкнувшись с отпором от человека с равным статусом, они начинают относиться к нему более снисходительно, с большим уважением. Красочный пример тому — Кулигин. Пятидесятилетний часовщик-самоучка, в душе поэт, любящий природу, книги и людей. Он вечно что-то придумывает, хочет приносить пользу общественности и непрерывно спорит с Диким, отстаивая своё мнение, невольно вызывая у того уважение.

Низшее сословие

Стоящие на более низкой ступени социальной лестницы по отношению к купечеству и дворянскому сословию, являются «жертвами». Это личности, не видящие выхода из сложившейся ситуации, которых понемногу засасывает болото «тёмного царства», потихоньку убивая в них всё человеческое.

Судьба Катерины

Главная героиня Катя — самый яркий персонаж в произведении. Её образ представляет собой резкий контраст с остальными обитателями города. Она понимает, что отличается от других горожан, и ощущает в себе тягу к свободе, знаниям, любви.

Жизнь в отчем доме

Барышня выросла в хорошей семье в любви и заботе. Матушка её баловала, не принуждала к работе, позволяла делать всё, что хотелось. Жизнь её была беспечна, весела и беззаботна. Она любила гулять в парке, её поэтичная душа тонко чувствовала красоту природы. Девушка мечтательна, свободолюбива, правдива, романтична, ранима. Благодаря воспитанию она впитала в себя все вековые традиции русского народа:

  • покорность старшим и смирение;
  • набожность;
  • подчинение обычаям.

Не получившая образования, она чрезвычайно любила слушать рассказы о мире от странниц и богомолок, впитывая информацию и серьёзно воспринимая их религиозные предрассудки

Трудное взросление

Но, согласно законам того периода, её рано выдают замуж. Катерина честно пытается полюбить супруга и быть ему хорошей и верной женой. Но загнанная в рамки и постоянно третируемая бессердечной свекровью, она начинает чувствовать себя «птичкой в клетке». Ей нужна любовь, забота. Она желает детей, мечтает заботиться о них.

Но неумный и слабый муж полностью находится под материнским влиянием, не может оказать ей противостояние. Только потеряв жену, он открыто обвинил мать в её смерти, в чём и выразился протест Тихона.

Романтичная душа барышни не находит отклика в своих чувствах, не видит защиты от супруга. И понемногу в ней зреет духовный бунт.

И вдруг появляется Борис… Её сердце, истосковавшееся по любви, тянется к нему, видит в нём родственную душу и полагает, что он также непохож на других, как и она. Молодая женщина хочет перемен, счастья, семейного благополучия. Катерина честно пытается бороться с собой. При прощании с мужем, уезжающим по делам, она просит и молит не оставлять её одну, просит взять с собой. Она боится себя и чувствует, что её хрупкий мир пошатнулся. Но Тихон прилюдно, по указке матери, даёт ряд унижающих наставлений:

  • не груби и почитай свекровь;
  • не сиди сложа руки;
  • в окна не смотри;
  • на молодых не заглядывайся.

Судьба Катерины сложна. Будни полны постоянных конфликтов со свекровью. Кабаниха умело манипулирует сыном, закатывает скандалы и истерики, унижает молодую невестку, оскорбляет. Екатерина безуспешно пытается отстоять своё человеческое право на самостоятельность.

И вот тогда молодая женщина попадает под влияние сестры мужа Варвары. Варвара ­­­- яркий представитель обычного городского обывателя. Она не видит ничего плохого в обмане и всячески способствует сближению двух влюблённых.

Мораль Варвары — беспринципность. Она предлагает окунуться с головой в омут любви. Главное, чтобы никто не знал.

И влекомая неизвестным ей чувством, Катерина сдаётся. Но религиозные предрассудки отравляют её существование. Нежное, трепетное чувство к молодому человеку она воспринимает как страшный грех.

Трагичная развязка

Катерина не принимает устой общества своего времени, не хочет и не может жить во лжи. Она протестует и публично признаётся в своём грехе. Борис пытался отговорить её от неосторожного поступка и не берёт с собой уезжая.

После этого признания жизнь её становится невыносима. Остаётся только два пути: вернуться в дом Кабанихи или самоубийство. Она не видит выхода, не имеет сил дальше бороться, не понимает, что дальше делать, и в итоге всё это приводит её к гибели. В порыве жеста отчаяния она делает свой сознательный выбор и бросается в реку с высокого берега, в чём и выражается протест Катерины.

В сочинениях и конспектах современности можно встретить множество цитат из пьесы Островского, в которых заключается кратко выраженный глубокий смысл.

Почему люди не летают как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя так и тянет лететь. Вот так бы и разбежалась, подняла руки и полетела.

Самоубийство Катерины может вызвать двойственные чувства, одновременно взывая: «а докажите, что смерть Катерины — это протест против ущемления свободы личности». С одной стороны, такой поступок можно считать слабостью. Но она борется как может и не видит другого выхода. С другой стороны, можно ли молодой женщине в одиночку противостоять обществу, не увязнув в болоте «тёмного царства»?

  • Автор: А. Н. Островский
  • Произведение: Гроза
  • Это сочинение списано 86 900 раз
Читайте также:
Русские женщины кратко читать поэму и основную мысль произведения


Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая».

Катерина — натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев, она чувствует красоту природы и любит ее. «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. И нежная, поэтическая Катерина в этой мрачной а. Как гордая птица, которая не может жить в клетке, она погибает в доме Кабанихи.

Поэтичность и душевная чистота Катерины проявляются в каждом ее слове. «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» — говорит она, прощаясь с Тихоном. С какой естественной простотой и точностью передают эти слова ее состояние! Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе выхода. Глубокая человеческая тоска звучит в ее мечте о детях: «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать,- ангелы ведь это». Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!

Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой. Но как отличается искренняя, детски чистая религиозность Катерины от ханжеской религиозности Кабанихи! Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины — это поэтический мир сказочных образов. «…До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится»,- вспоминает она. В Калинове никто не молился так искренно, как Катерина. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится»,-говорит Борис, и Кудряш сразу безошибочно определяет, что речь идет о Катерине.

И в то же- время. религия — это клетка, в которую «темное царство» заперло душу Катерины. Ведь страх перед «грехом» мучит ее даже сильнее, чем гнет Кабанихи. И то, что она сумела побороть его, свидетельствует о нравственной силе Катерины.

В основе протеста Катерины против гнета «темного царства» лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя — вот имя ее главного врага. Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но «здесь», о. Неволя несовместима с ее свободолюбивой душой. «А горька неволя, ох, как горька!» — говорит она в сцене с ключом, и эта мысль приводит ее к решению увидеться с Борисом. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в «темном царстве» хуже смерти. И она предпочла смерть неволе. «Грустно, горько такое освобождение,- писал Добролюбов,-но что же делать, когда другого выхода нет».

В поведении Катерины проявился, по словам Добролюбова, «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя,- несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе». Добролюбов отмечал, что характер Катерины, составляющий «шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе», отражает новую фазу в развитии русской народной жизни. Настала необходимость в людях с решительным характером, которые воплотили бы общее требование правды и права в решительные действия. Катерина явилась первым в русской литературе типом такого человека. Поэтому Добролюбов и сравнил ее с лучом света, осветившим не только ужасы «темного царства», но и приметы его близкого конца.

Великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова говорила о сценическом воплощении образа Катерины: «Играю я эту роль смолоду, а только теперь понимаю, как надо ее играть. И совсем я не понимала раньше того, что Катерина — луч света в темном царстве. А надо, чтобы сквозь каждое ее слово, каждое движение где-то проглядывал этот сияющий луч, который стремится прорвать тьму. И пусть Катерина, не найдя дороги к светлой и радостной жизни, погибает: к этому концу ведет не беспомощность, не грусть и не внутреннее опустошение. Напротив — яркий порыв. И только сейчас ему нет выхода из темного царства, но когда-нибудь, скоро будет… Вот так задумал Катерину Островский, так ее и играть надо». Замечательные русские актрисы Л. П. Никулина-Косицкая — первая исполнительница роли Катерины, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова оставили в истории русского театра незабываемые, творчески своеобразные портреты Катерины.

Протест Катерины против деспотизма Кабанихи носил не только личный характер в условиях борьбы против крепостничества он имел большое революционное значение, хотя сама Катерина действовала совершенно бессознательно, отстаивая только свободу собственной личности.

Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза сочинение

Добросовестная, неподдельная, героиня не способна к фальши, вследствие этого в безжалостном мире, где царствуют кабанихи, ее жизнь очень трагична. Неповиновение Катерины перед деспотизмом Кабанихи — это нечто светлое, незапятнанное, против мрака, ереси и беспощадности «темного мира». Островский отдал это имя девушке в Екатерине, что значит «вечно чистая».

Она — поэтическая натура. Ее душа тянется к природе, которая тоже любит ее. Жестокие калиновцы не понимают ее сердечную натуру. В детстве девушка выращивала множество цветов. Сны ее были красивыми и сказочными. Душа Кати возвышенная, ее стремление лететь подчеркивает всю драматургию рассказа. Девушка пытается полюбить своего мужа и наладить отношения со свекровью. Об искренности чувств семья Кабановых не слышала. Героиня умирает в мрачной семье, как птица в запертой клетке.

Читайте также:
Дядя Степа - стихотворение С. Михалкова, краткое содержание

Перед смертью она бедняжка душевно прощается с Тихоном. Екатерина очень любила детей, считая их спустившимися ангелами с небес. Ах, если бы она проживала в других условиях, то непременно стала бы лучшей мамой и супругой, но у Кабановых все превратилось в страшную пустоту.

Женщина верила в высшие силы и в религию. Кабаниха считала это безумством, портившее души людей. Катя очень любила церковь и часто посещала службу. Ей не хотелось покидать священное место. Во время произношения молитвы, ее улыбка не переставала ослеплять окружающих своей искренностью.

Героиня отстаивает свободу своей личности. В этом лежит основа протеста Екатерины. Жизнь ее не сильно отличалась от прошлой, но все происходило по неволе. Отчаявшись, она встречается с Борисом. После решает погибнуть, чем жить в вечном мраке.

Дама русской натуры имеет сильный характер. Она предпочитает смерть, дабы не изменить себе. Ее русское составляющее оставляет свой шаг не только в творчестве Островского, но и во всех литературных поэзиях. На решительные действия способны толь такие, как Екатерина, увы, они встречаются очень редко. Она считается первой женщиной, сложившей подобные стереотипы. Для Добролюбова она солнечный лучик света, который освещает все ужасы в “темном царстве”.

Российская актриса рассказывала о своем перевоплощении в Катерину. Раньше она не понимала, чем героиня освещала лучом света “темное царство”. Теперь она знает, как нужно выступать в роли Екатерины.

Девушка не находит дорогу к светлой и удовлетворенной жизни и гибнет. Это происходит не от слабости, не от печали и не от внутреннего опустошения. Броский порыв характера толкает ее на такой поступок.

2 вариант

Александр Николаевич Островский, известный русский драматург, даже и не предполагал при написании «Грозы», какой же эффект произведет его пьеса на весь мир русской литературы. Об ее истинном значении спорили критики как девятнадцатого, так и двадцатого века, и одной из самых известных тем – «лучу света в темном царстве» – было уделено особенное внимание.

Известный публицист того времени, Николай Александрович Добролюбов первым высказал такую мысль, оформив ее как статью. Ее заголовок приобрел такую популярность, что стал общеизвестным фразеологизмом, обозначающим доброго, приятного человека в тяжелой обстановке, окружении. Насколько справедливым было такое суждение легко доказать, так как Островский определенно подразумевал такое значение главной героини.

То, что автор вкладывал в главную героиню такой смысл, становится понятно сразу, так как даже имя – Катерина – имеет значение «чистая» или «непорочная». Девушка искренне верит, что все люди добры и возвышенны, однако, выданная замуж, сталкивается с жестокой реальностью. Несмотря на такое отношение к себе от мужа и свекрови, она все равно пытается найти к ним подход, полюбить мужа и жить счастливо, но окружение обрубает все ее попытки на корню.

Религия становится некой «отдушиной» Катерины, ее спасением в этом месте, среди чужих людей. Именно ее лицо в момент молитвы, озаренное внутренним светом, привлекает к себе внимание всех окружающих, в том числе и Бориса, племянника Дикого. Однако именно религиозность не позволяет Катерине совершить грех, удерживает ее от измены и встречи с Борисом, так как греха девушка боится даже больше, чем гнева мужа и свекрови – Кабанихи.

В то же время, героиня сама говорит о том, что, по сути, жизнь ее здесь мало чем отличается от ее незамужней жизни. Она все так же молится, занимается рукоделием, но делает это все как будто «из-под палки», подневольно. Именно это подневольное существование больше всего давит на Катерину, и, желая изменить это, девушка решается на встречу с Борисом.

Протест Катерины выражается в первую очередь ее готовностью пойти против всего «темного царства»: всех консервативных помещиков, ее свекрови, мужа, тех, кто пытался удержать ее свободолюбивую натуру.

Девушка ясно понимала свою измену и ее непростительность, поэтому она честно призналась в этом. Ее искренность не нашла отклика, ее новая семья просто продолжала «душить» Катерину своими придирками, так что героине было легче умереть, чем поступиться своими принципами и продолжать жить в таком окружении. Ее смерть – самый настоящий протест против всего темного царства.

Сочинение Протест Катерины против темного царства

Протест этот был с самого начала, ведь Катерина – не такая, как жители этого жуткого города. Но она была слишком слаба, чтобы что-то изменить, а смогла лишь отдать свою жизнь. Я не считаю это правильным, но в той ситуации она не могла больше переносить несправедливости, угнетение, оскорбления.

Говоря про эту пьесу, Катерину всегда сравнивают с лучом солнца. Девушка, на самом деле, во всех смыслах светлая. Она молода, красива, оптимистична (в принципе). Она никому не жалуется, не ноет… Старается переносить все тяготы.

И всё-таки, не получив поддержки ни от кого, она практически задыхается. Её мучает эта ужасная свекровь, которой всё не так… Катерина не поднимает скандала. Но она и не решается уехать – изменить как-то свою жизнь. Наверное, в те годы это было б трудней. Просто переезд в новый городок не изменил бы ничего… Сбежавшей жене нигде б не были рады.

Сам образ Катерины – это протест. Она не старалась стать такой, как окружение. Не старалась специально. С другой стороны, среда эта не повлияла на неё – даже подсознательно. Катерина не стала сплетничать, красоваться, она не подлизывалась даже к свекрови! Её любовь к Борису, конечно, это тоже протест против условностей. Да, тут (в этой отдушине настоящего чувства) жена как бы совершает преступление, но ей бы следовало давно уйти от мужа, который так плохо к ней относился.

А этот городок, где она жила – такой же, как и её свекровь. Тут все (как на подбор) – тёмные, ограниченные, злые сплетники. Они и сами не живут, и другим не дают жить! Есть один изобретатель, но и от него мало толку. Все только и знают, что гулять в дорогих нарядах по главной улице – это, кроме сплетен, единственное развлечение.

Читайте также:
Весенние воды - анализ, история создания, жанр, тема и идея

Добролюбов написал целую книгу, посвященную героине этой пьесы. Там говорится, в том числе о том, что Катерину считали все в городе сумасбродной. Её никто не принимал… И Катерина не претендует своим протестом на то, чтобы изменить окружающих. Она сама выходит из «игры». И даже если её протест не смог «разбудить» горожан, то он тронул читателей.

Я очень сочувствую героине. Мне жаль, что она не смогла изменить свою жизнь, а получилось вырваться из этого темного царства лишь ценой собственной жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Протест Катерины против темного царства

Популярные сегодня темы

Нравственность это сложное и многогранное понятие. Нелегко сходу дать определение этому слову и феномену. Я думаю, что это совокупность положительных черт характера человека, его принципов, внутренних убеждений.

Евгений Базаров – главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», молодой человек, разночинец, нигилист. В своем произведении автор подробно раскрывает философские взгляды

Городничий города N, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, первостепенный и важный персонаж произведения. Именно благодаря нему развивается действие комедии: он сообщает чиновникам

Очень нежное, трогательное и грустное произведение «Ася» вышло из-под пера маститого русского писателя И.С. Тургенева в 1857 году.

Знаменитая поэма Александра Сергеевича Пушкина, посвященная полтавской виктории, была написана под впечатлениями поэта от другого знаменательного события в истории России – восстания декабристов.

Из опыта работы.Урок. Тема: Протест Катерины против «тёмного царства». В чём трагедия героини и случайна ли её гибель?
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Урок литературы в 10 классе. Протест Катерины против “тёмного царства”, в чём трагедия героини. (по пьесе Островского “Гроза”)

Скачать:

Вложение Размер
protest_kateriny_protiv_tyomnogo_tsarstva._v_chyom_tragediya_geroini_i_sluchayna_li_eyo_gibel.docx 23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 34. Тема: Протест Катерины против «тёмного царства». В чём трагедия героини и случайна ли её гибель?

  1. воспитывать чувство собственного достоинства, умение объективно оценивать поступки других людей, в том числе и литературных персонажей.
  2. развивать навыки связного монологического высказывания.
  3. обучать анализировать образ персонажа, выделять особенности речевой характеристики.

Такая уж я зародилась, горячая!

(Катерина. Из пьесы А.Н.Островского «Гроза»)

Постановка цели урока: на этом уроке мы поговорим об образе главной героини драмы Островского, выясним в чём заключалась её трагедия и подумаем, случайна ли её смерть?

II. БЕСЕДА С КЛАССОМ

А) Дома вы должны были охарактеризовать Катерину. Каковы же черты её характера?

Катерина не умеет врать, лицемерить, не склонная к обману кого бы то ни было, к притворству, ей свойственны кротость, верность. Но при всей своей кротости она является борцом: не может и не хочет покориться обитателям «тёмного царства», не хочет приспосабливаться к жизни путём лжи. Все её чувства и побуждения искренни, открыты.

Также следует учитывать и значение имени «Катерина».

Екатерина – имя имеет древнегреческие корни и происходит от слова «катариос», которое означает «чистая», «чистокровная», «непорочная», «безупречная», «простая», «чистейшая». Все значения имени реализованы в характере персонажа.

Читая, вы обратили внимание на отношение Катерины к труду, к религии, к семейной жизни. Что можно сказать об этом?

Живя в доме родителей Катерина любила трудиться, заниматься рукоделием, но этот труд был «не из-под палки». Отношение к вере, религиозность Катерины по большому счёту сводятся к чувству религиозного экстаза в церкви, когда на героиню производит впечатление внешняя сторона христианской религии: обрядовость.

В семейной жизни хотела найти любовь и гармонию, но этого не получается. Мужа не любит (хоть и старается), так как «любить его не за что», но жалеет. Следует учесть и тот факт, что Катерина выходила замуж не по любви, а, как и большинство девушек того времени, потому что Тихон был достаточно выгодной партией.

Итак, мы выделили и записали главные черты характера Катерины: кротость, не способность лгать, проявление чувства собственного достоинства; поговорили о её отношении к труду, религии и семье, теперь поговорим о том, какова была жизнь Катерины в доме родителей, до замужества? (д. 1, явл. 7)

«точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала», занималась рукоделием, ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала рассказы странниц и богомолок, гуляла в саду.

Катерина не раз говорит о полёте, сравнивает себя с птицей. О чём может это говорить?

Она хочет свободы. И полёт в данном смысле – это полёт души. Катерина ко всему ещё и свободолюбивая.

Какие новые качества мы можем выявить, проанализировав её монолог (д. 1, явл.7)? Мечтательность, поэтичность.

Б) Почему можем назвать Катерину поэтической натурой? Она рассказывает о посещениях церкви, о своих снах, рассказывает с воодушевлением, используя выразительные средства народно-поэтического языка, просторечия; её речь оживляют различный интонации, что является проявлением эмоций, впечатлений от увиденного, Катерина не стремится скрыть всё в себе, она открыта этому миру, также в речи много риторических вопросов и восклицаний, часто предложения незакончены, речь похожа на песню по своей мелодичности, на произведение народного творчества.

В) Жизнь в доме мужа (д. 2, явл. 3, явл. 10). Как живётся Катерине в доме Кабановых?

«я у вас завяла совсем», «да здесь всё как будто из-под неволи», «душно». Атмосфера, царящая в доме Кабановых, – страх. Всё основывается на приказаниях свекрови, которой свойственны ханжество, лицемерие.

Мы видим, как резко меняется жизнь девушки. Как пагубно воздействует на нее атмосфера дома мужа и всего города Калинова.

Почему Катерина обращает внимание на Бориса? Только ли от невыносимо жестких условий жизни, от бесконечного гнёта свекрови?

Катерина чувствует потребность любить – быть любимой и отдавать кому-то свою любовь. Но к мужу таких чувств не испытывает, как и он сам, детей у них нет, хотя она мечтает о детях.

На Бориса обращает внимание, потому что он отличается от других жителей города Калинова. Он интеллигентен, отчасти робок, образован, отличается от невежественного мужа. И вся жажда любви, независимости, воли проявляется в любви Катерины к Борису.

Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает? Предрассудки, нежелание лгать, хитрить, совершать грех.

Поборола ли их Катерина? Какая художественная деталь является символом её душевной борьбы, борьбы самой с собой?

Она победила все предрассудки, согласившись на встречу с Борисом. Но это далось Катерине нелегко. Символом внутренней борьбы является ключ от калитки.

Давайте посмотрим, как шла борьба героини с собой. Приведите цитаты, доказывающие это.

С одной стороны, она не хотела встретиться с Борисом, не хотела нарушить клятву, данную супругу. («Вот погибель-то!», «Бросить!»), но её жажда любви, свободы берёт верх («Видно сама судьба этого хочет.», «Да что я себя обманываю!») Таким образом, можем сказать, что любовь к Борису – это проявление воли. Отказ от неё (любви) предполагал бы полное подчинение миру Кабановых и Диких .

Но обретает ли Катерина свободу?

С одной стороны – да, она вольна делать, к чему призывает её «горячее сердце», а с другой – голос совести не оставляет героиню, вступив на путь измены она, натура чистая, уже погибла. Но и при том, нельзя не отметить ещё одну черту Катерины – решительность (« Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть режь меня!»).

Таким образом, можем сказать, что полюбив Бориса, согласившись на встречи с ним она уже заявила свой протест против затхлых моральных устоев Калиновского общества, она уже говорит о том, что пути назад нет. Разве сможет она вновь вернуться к прежней рабской, «душной» жизни?!

Г) Почему же кается Катерина? (д. 4, явл. 6)

Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?

В разговоре с Варварой Катерина говорит: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». «Такая уж я зародилась, горячая» – что значит эта фраза?

. Катерина – герой, руководствующийся сердцем. Поэтому и относится к ряду персонажей Островского, называемых «горячим сердцем».

К покаянию её привел голос сердца, а что ещё? Осознание того, что не миновать наказания, кары за грех. Также не может продолжать жить в одном доме с мужем и обманывать его.

В христианстве покаяние – очищение. Иногда некоторые из нас ходят в церковь на исповедь, покаяться в грехах, которые Господь отпустит, и к нам придёт очищение. Приходит ли очищение к Катерине?

Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче – не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам.

А как ведёт себя Борис? Он остаётся как будто в стороне от произошедшей драмы. Его поведение рационально, не делает опрометчивых выводов и не принимает необдуманных решений. Он оказался не в силах помочь Катерине изменить свою жизнь, освободить её от гнёта «тёмного царства».

Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса (д. 5, явл. 3). Здесь каждый проявляет свои качества в большей мере.

Борис безволен. Он безропотно подчиняется воле дяди, боясь потерять его благосклонность и, следовательно, долю в наследстве. Он идёт проститься «с местом», но не с Катериной. Сам называет себя «вольная птица» – полная противоположность Катерины. И Борис не рискует ради нее своей свободой. К тому же сетует на судьбу: «Лучше б бежать мне тогда». Не хочет взять Катерину с собой, она была бы в данной ситуации для него обузой, потому что Катерина страдает за двоих, а он исключительно за себя. Решительность молодой женщины («Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!») подчёркивает слабость, трусость её избранника: «Не застали б нас здесь!».

Борис уходит от Катерины со словами «Умерла бы поскорее». Зачем он так говорит, неужели он, безмерно любимый Катериной, желает ей смерти?

Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение её – забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может, так как в то время её могли вернуть через полицию.

Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть презираемой всеми?

Д) обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Как вы относитесь к её гибели? Разве это единственный выход? Обратите внимание на то, что девушка она была религиозной, а самоубийство – самый страшный грех! Неужели даже это не останавливает героиню пьесы Островского?

Смерть героини – это протест. Так как остаться жить значило бы смириться, подавить свои чувства, отказаться от воли, стать рабом самодуров, перечеркнуть своё чувство собственного достоинства – стать безвольным существом.

Таким образом, смерть Катерины – это протест против «тёмного царства», это утверждение силы свободы человека.

Сделаем вывод, отталкиваясь от всего, о чём говорили сегодня на уроке: в чём же трагедия Катерины, случайна ли её гибель?

Катерина не смогла смириться и подчиниться законам «тёмного царства». Вступив на путь измены она уже погибла. Такое положение вещей не для её чистой души. Самоубийство – и победа, и наказание. Мы можем осуждать героиню, можем ей сочувствовать, но иного выхода у неё не было.

(под запись): трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, это утверждение силы свободы человека, его победа над предрассудками, это утверждение воли и чувства собственного достоинства. Трагедия Катерины не в том, что при живом муже она отдала своё сердце другому человеку, а в том, что ей некому больше было отдать сжигающее её чувство. Бориса полюбила на «безлюдье». Её губит не запретная любовь к Борису, а поиск её. Смерть Катерины – неизбежный исход для «горячего сердца».

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Задания по группам:

  1. Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
  2. Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
  3. Третья группа: анализ д.5 – явл.2

Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: