“Филиппок” краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого для читательского дневника, анализ произведения, характеристика главных героев, мысль, жанр, основная тема

Краткое содержание Филиппок Толстого для читательского дневника

Год: 1875 Жанр: рассказ

Главные герои: мальчик Филиппок.

Основным персонажем произведения, названного писателем былью, является маленький мальчик, называемый всеми ласковым именем Филипок.

Писатель повествует о большом желании мальчика посещать школьные занятия, однако в силу возраста Филипку еще не позволяют ходить в школу с другими ребятами.

В один из дней, оставшись дома под присмотром старенькой бабушки, мальчик решает осуществить свою мечту и, дождавшись, когда бабуля задремлет, Филипок одевается и направляется к зданию школы. Правда, мальчику приходится надеть большую отцовскую шапку, поскольку своей он не смог обнаружить.

По пути к школе Филипок сталкивается с препятствиями в виде злых собак, пытающихся укусить незнакомого мальчишку, и чужих людей, искренне не понимающих появление на улице малыша без родителей.

Дойдя до школы, Филипок со страхом переступает ее порог, предварительно обнажив голову. Преодолевая стеснение, он входит в класс, в котором учится его старший брат Костя. Учитель с раздражением прерывает урок, не понимая причины появления ребенка, а растерянный Филипок только молча плачет. Дети объясняют учителю, что мальчик сильно хочет получать знания. Понимающий педагог решает оставить Филипка на занятиях, усадив его за парту рядом с братом.

Пример малыша, тянущегося к познанию нового и интересного, – главный смысл рассказа писателя. Всем нужно тянуться к знаниям.

Читать краткое содержание Филиппок. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Лев Толстой. Краткие содержания произведений

  • Акула
  • Альберт
  • Анна Каренина
  • Бедные люди
  • Бородинское сражение (Война и мир)
  • Булька
  • Власть тьмы
  • Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть
  • Война и мир
  • Война и мир 1 том
  • Война и мир 2 том
  • Война и мир 3 том
  • Война и мир 4 том
  • Война и мир Эпилог
  • Воскресение
  • Глава Наталья Савишна (Детство)
  • Два брата
  • Два гусара
  • Два товарища
  • Детство
  • Исповедь
  • Кавказский пленник
  • Казаки
  • Как гуси Рим спасли
  • Котенок
  • Крейцерова соната
  • Лев и собачка
  • Липунюшка
  • Орел
  • Ореховая ветка
  • Отец Сергий
  • Отрочество
  • Отрывок Петя Ростов из романа Война и мир
  • Пожар
  • После бала
  • Прыжок
  • Птичка
  • Севастопольские рассказы
  • Сказка Три медведя
  • Смерть Ивана Ильича
  • Старый дед и внучек
  • Три смерти
  • Филиппок
  • Хаджи Мурат
  • Холстомер
  • Чем люди живы
  • Юность

Картинка или рисунок Филиппок

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В рассказе повествуется про мальчика по имени Ваня. У Вани был старый велосипед. Ранее велосипед принадлежал его отцу. Отец отдал его в сломанном виде и сказал, что когда – то купил, велик на барахолке.

Пребывающий в доме престарелых 80-летний мужчина, листая записную книжку, вспоминает события минувших дней. История повествует об отношениях молодого парня Ноя и девушки из обеспеченной семьи Элли, проживающей в Северной Каролине.

Главный герой и по совместительству автор записок – вышедший в отставку коллежский асессор. Он проживает в маленькой комнате на краю Петербурга. Это место скорее напоминает подполье, в которое заточено тело и душа героя

1987 год. Анатолий Приставкин пишет повесть о детдомовцах «Ночевала тучка золотая». Суть сюжета произведения в том, что главные герои – близнецы Кузменыши отправлены из Подмосковья на Кавказ

Примчалась как – то муха к человеку, и просит его создать хвост. Надоедала она ему, надоедала, не выдержал человек, спросил, для какой цели мухе хвост. Муха заявила, что ей никак нельзя без него, ведь каждый зверь, что с хвостом

Рассказ Л. Н. Толстого «Филипок» для читательского дневника

Писатель затронул темы настойчивости, ответственности, принятия решений. «Филипок» для читательского дневника поможет выявить суть произведения, а также его главную мысль.

Сюжет

Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

Пока Филипок шел по своей улице, все было спокойно, но как только он вышел за пределы родной деревни, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашел в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся еще больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата, и пообещал, что договорится его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

Учитель попросил Филипка написать свое имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.



Популярные сегодня пересказы

  • Дон Жуан — краткое содержание романа Мольера
    Главным героем произведения является скандальный европейский дворянин, обожающий любовные похождения и победы в завоевании женского пола.
  • Краткое содержание книги Метаморфозы или Золотой осел Апулей
    В произведении рассказывается о неком торговце по имени Люций, с которым случилась неприятная вещь. Люций часто путешествовал, повидал много разных людей и красивых достопримечательностей.
  • Последний магнат — краткое содержание романа Фицджеральда
    Незаконченный роман Фитцджеральда рассказывает о жизни в Голливуде, в частности про лучших творцов киноискусства первой половины предыдущего века. Герои являются выдуманными, но, вполне возможно,
  • Воительница — краткое содержание повести Лескова
    В произведении повествуется о Домне Платоновне, которая была кружевницей. Женщина называла окружающих людей злыми и жестокими. Себе же она такой характеристики не дает.

Отзыв

Филипок, несмотря на свой возраст, оказался очень настойчивым и упрямым мальчиком. Он так хотел учиться вместе с ребятами, что его даже не испугали собаки, повстречавшиеся на пути. Учитель оценил его стремление к знаниям, и принял в класс.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок.

Филиппок кратко для читательского дневника

Сам толстой определил жанр Филипка, как быль. Как и во многих других рассказах Льва Николаевича, в этом главными героями, а точнее героем, являются крестьянские дети. Непосредственный, уверенный в себе мальчуган, вызывает сначала недоумение, а затем симпатию у всех взрослых героев произведения. Особенно ярким является эпизод общения Филипка и учителя. Как быстро Филипок осваивается и даже начинает хвастаться своими знаниями. Учитель понимает, что Филипок пришел в школу, не просто подражая старшим ребятам, а напротив стремясь удовлетворить свою тягу к знаниям.

Читайте также:
Летний вечер - анализ стихотворения Тютчева, история создания

Мораль произведения основная идея мысль

Тяга к знаниям может быть в любом возрасте. Ребенок растущий на правильных примерах, примет правильное решение.

Молитва

Одиннадцатая деталь : Филипок и в молитве «всякое слово произносил не так». Значит, его вера оказывается неосмысленным механическим бормотанием; молитве тоже надо учиться! Любая религия – тоже своего рода Учение.

В эпизодах с диалектным произношением Филипка и молитвой мы встречаем отголоски давно устаревшей полемики вокруг концепции, которую сейчас часто обозначают «Православие, самодержавие, народность»; она интересна только историкам. Но не утихают дискуссии между пуристами и антинормализаторами, споры между сторонниками «народной речи» (в частности, свободы сленга и мата в публичном общении и литературе: «народ так говорит!») и защитниками литературных и этических норм в речи. Возродившееся влияние религии и церкви тоже ставит перед обществом и государством ряд острых вопросов. Поэтому мысль Толстого вполне применима и к нашей жизни. Не отрицая народности и православия как начал русской жизни, великий писатель доказывает необходимость широкого народного просвещения и движения вперед, развития, а не застоя.

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филипок»

Конспект урока литературного чтения для 2 класс

Раздел:

Учебник

: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение» 2класс 1 часть, М.: «Просвещение», 2012

: познакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Филипок».

Задачи

: 1) развивать умение делить текст на части и составлять план; давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;

2) развивать речь, мышление, память;

3) воспитывать волевые качества, желание учиться.

Используемая литература:

  • С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. –М.:ВАКО, 2013
  • https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-dlya-klassa-perviy-raz-v-shkolu-lntolstoy-filipok.html
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/12/11/urok-chteniya-2-klass-filipok

Оборудование

: учебник, аудиозапись рассказа «Филипок»

  1. Организационный момент

-Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно!

2.
Актуализация знаний
-С каким великим русским писателем вы познакомились на прошлом уроке? (Лев Николаевич Толстой)

-Что вы запомнили из его биографии?

-С каким рассказом Л.Н.Толстого мы познакомились? (Старый дед и внучек)

-Вспомните, в чем заключается главная мысль этого рассказа? (Нужно уважать, почитать старших, заботиться о пожилых людях)

3.Введение в тему урока.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого. Мы перенесемся в то время когда он жил. Тогда было ещё очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, написал учебник для ребятишек и сам учил их. Для того, чтобы догадаться, о чем будет новый рассказ, рассмотрим иллюстрацию в учебнике.

-Кого вы видите на переднем плане? (Мальчика)

-Опишите мальчика. Какой он? (Ответы детей)

-Что вы видите на заднем плане? (Учеников)

-Кто изображен слева? (Учитель)

-Можете ли вы на основании иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы учащихся)

-Прочитаем название рассказа.

-О ком пойдет речь в рассказе? (О мальчике по имени Филипок)

-Автор называет его ласково, значит, речь пойдет о маленьком мальчике.

4.Первичное восприятие текста.

Чтобы узнать, что же случилось с Филипком, послушаем это произведение.

Слушание аудиозаписи.

5.Эмоционально-оценочная беседа.

-Понравился вам рассказ? Чем? (Ответы учащихся)

-Кто главный герой произведения? (Ответы учащихся)

-Какие черты характера вы можете отметить? (Ответы учащихся)

-Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? (В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе)

6.Словарная работа.

-В тексте нам встретились незнакомые слова. Попробуйте объяснить их.

Поденная работа –

работа, которая оплачивается по количеству проработанных дней.

Слобода

– большое село, деревня.

Постреленок

– непоседа, шалун, так обычно шутливо обращаются к детям.

Сенцы, сени

– в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Бедовый

– нижняя часть раскрывающейся спереди одежды

7.Чтение учащимися и анализ произведения

1) чтение первой части

-Что узнали о Филипке? (Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.)

— А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.)

— Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.)

2) чтение второй части

— Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)

— Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А еще лают собаки, когда бежишь.)

Филипок не шел, а бежал в школу — вот что важно! Да еще он был в отцовской старой шапке, в шубе.

— Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

— А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

— Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком.

3) чтение третьей части

-Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают из книги.)

-Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.)

-Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся).

-Как об этом говорит автор?

-Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал?

4) чтение четвертой части

-Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? («Я бедовый…»)

-Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться.

8.Составление плана произведения

-На сколько частей можно разделить рассказ? (предположения детей)

-Давайте вместе составим план.

-О чем сообщается в первой, вступительной части? (О мальчике Филиппе, его мать не отпускала в школу)

-Как можно назвать эту часть? (Скучно дома)

-Как завязываются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филипок отправляется в школу)

-Что приключилось с мальчиком по дороге? (На него напали собаки)

Читайте также:
Загадки про весну - для дошкольников, школьников 2, 3, 4 класса

-Что произошло потом? (Он встретил мужика и бабу, думал идти в школу или нет)

-Это – вторая часть. Какое название можно дать этой части? (Опасная дорога в школу)

-Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем)

-А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филипка? (ответы детей)

-Это – третья часть. Озаглавьте ее. (Встреча с учителем)

-Как развивались события дальше? (ответы детей)

-Чем закончился рассказ? (Филипок стал ходить в школу)

-Это – заключительная часть. Как ее можно назвать? (Филипок стал ходить в школу)

9.Итог урока

-Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

-Какая у Филипка была цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

-Мог ли писатель дать другое название рассказу? Как бы вы его озаглавили?

-Какая из предложенных пословиц подходит к этому произведению?

  • Один за всех, а все за одного.
  • Друзья познаются в беде.
  • Грамоте учиться всегда пригодится.
  • Добра желаешь – добро и делай.

10. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке: что понравилось, что получилось, какие выводы сделали?

11.Домашнее задание.

-Подготовить пересказ произведения по составленному плану.

О русском языке

едва наученный азбуке Филипок правильно складывает из букв свое имя, но произносит название буквы Ф странно.

В некоторых русских диалектах не было звука [ф] и его заменяли сочетанием [хв]. Теперь понятно, зачем Лев Толстой назвал своего героя Филиппом: уменьшительное имя получилось такое милое, округлое, ласковое, и со сказочными героями не перепутаешь, и диалектное произношение легко наглядно и понятно продемонстрировать. Филипок владеет родной речью только в ее необработанном культурой местном варианте, он не знает литературного языка, языка культуры и науки, делающего нас всех единым народом, независимо от особенностей нашей «малой родины». Это равноценно случаю, когда современный недоросль в восхищении находит только слово «клево» вместо «хорошо, правильно, красиво, мило, очаровательно, замечательно, умно…», а многих слов в текстах просто не понимает. Как диалекты сохраняли следы древнего деления будущей русской нации на множество племен, так и современные сленги делят нас на группы и группки по возрасту, образованию, роду занятий, делают человека чужаком в другом районе города и даже в своей родной семье. В этом смысле «народность» речи вовсе не служит единству русского народа. Так, может быть, православие нас спасет?

Бабушка на печке

Вторая деталь : бабушка лежит на печи, буквально и фигурально. Во-первых, современным детям надо показать хотя бы на картинке русскую печку с лежанкой, на которой лежать любили и старики, и дети, и кошки…

Современным ребятам на теплой традиционной лежанке тоже нравится:

Но есть и другая ассоциация: «лежать на печи» означает «бездельничать», а также «не предпринимать активных действий», «ничего не менять в своей жизни».

Вспомните сказочного Емелю, который едет к царю лежа на печи; в сказке он изображен вполне одобрительно: русский народ и до сих пор не очень любит людей, хлопочущих исключительно ради богатства, власти или славы.

Лев Толстой пишет быль, а не сказку, поэтому показывает совсем другую ситуацию: в семье Филипка взрослые работают, только бабушка, олицетворяющая, между прочим, древность, род, традиции, лежит на печи, как ей и положено. Маленькому Филипку тоже еще можно «лежать на печи», то есть не работать, ни о чем не заботиться, но он выбирает движение… Движение — главная тема рассказа, и это легко проследить по сквозной цепочке слов со значением «движение».

Читатель, это важно: наш герой легко преодолел первый страшный (и очень русский) соблазн – соблазн лени!

Читаем второй абзац:

Школа была за селом у церкви
. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь?

«Филиппок» — краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого для читательского дневника

Сюжет

Однажды, все ребята в деревне ушли утром на учебу в школу. Филипп хотел идти с ними, но мать сказала, что он еще мал. Родители ушли на работу, и мальчик остался один с бабушкой. Та уснула на печи, стало скучно. Взяв старую шапку отца, мальчик смело направился к школе. А она находилась за селом. В пути на Филиппка напали собаки, но добрый мужик отогнал их. Мальчик, не объяснив куда спешит побежал оттуда. В школе шел урок, было тяжело решится войти. Но обратно к собакам не хотелось. Войдя, Филлипок от страху не смог ответить на простые вопросы учителя. Вмешались ребята и рассказали, что это Костюшкин брат. Учитель посадил его возле брата, и пообещал, что договорится с матерью, чтобы Филипп постоянно был в школе. Мальчик говорил, что он ловкий, но учитель показал, что хвалится еще нечем. Так Филиппок стал учиться со старшими детьми.

Вывод (мое мнение)

Желание учится в раннем возрасте может повлиять на дальнейшую жизнь. Целеустремленность Филиппка была вознаграждена. Мальчик был смел и мужествен. Нападение собак не заставило бежать домой. И хотя он заплакал со страху перед учителем, победил себя. Учитель показал, насколько важно быть скромным.

Добавить в избранное

— крестьянский мальчик 5 лет, который очень хотел учиться в школе, как старший брат Костя. Он показывает упорство, смекалку, любознательность и решительность, почти как у взрослого человека.

— старший брат главного героя;

Сельский учитель

, который отогнал собак;

Краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого «Филипок»

Крестьянский мальчик Филиппок еще слишком мал, чтоб ходить в школу, поэтому мама велела ему сидеть дома. Оставшись в доме с бабушкой и заскучав, Филиппок все равно решил пойти в школу, где учился его старший брат.

Идти в школу нужно было далеко, через все село. На окраине на мальчика напали собаки, но какой-то прохожий их отогнал, и малыш продолжил путь.

Прибежав к школе, мальчик оробел, думал, что его прогонят. Но все же Филипок решился зайти.

Читайте также:
Сатира в комедии Недоросль - объекты, средства создания характеров

Мальчик увидел много ребят, которые шумно и весело себя вели, причем учитель не возражал. Он сразу обратил внимание на робкого Филиппка, стал спрашивать, кто он и откуда. Филипок оробел, но ребята подсказали, что это брат Кости.

Учитель пожалел мальчика и разрешил ему остаться на занятиях. Проверив его знания, учитель увидел, что Филипок немножко умеет читать, пишет свое имя, но путается в молитвах.

Мальчик пояснил: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!», и учитель это оценил. С этого памятного дня мальчик начал посещать занятия в школе.

Толстой привлекает внимание к природному познавательному интересу, который есть в детях. Филипок так сильно хочет учиться, что идет в школу наперекор матери.

Малыша не останавливают ни возраст, ни отсутствие шапки (взял отцовскую), ни расстояние, ни погода, ни собаки.

Учитель, увидев такое рвение, сможет использовать его по назначению и обучить мальчика в краткие сроки.

Сам Толстой придерживался такой же позиции касаемо обучения крестьянских детей. Он был противником жесткой дисциплины: учиться в школе в Ясной Поляне могли любые дети, на уроках было много свободы и личного общения. Писатель верил в то, что образование необходимо людям всех сословий.

Было интересно? Смотри еще:

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности

Рассказ «Филипок» Толстого был написан в 1875 году. Это история о маленьком крестьянском мальчике, который очень хотел учиться в школе вместе со старшими ребятами.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Филипка». Пересказ пригодится также и для читательского дневника.

Филипок: характеристика главного героя

В рассказе Л. Н. Толстого Филипок предстаёт перед читателем обычным ребёнком дошкольного возраста, проживающим в небольшой слободе вместе с матерью, отцом, старой бабушкой и старшим братом Костюшкой. Его мать занимается подённой работой, отец трудится в лесу, старший брат ходит в школу. Филипок любознателен, активен и завидует Костюшке, с самого детства тянется к знаниям, поэтому просит брата понемногу обучать его буквам и чтению. Как и многие младшие братья, он старается подражать старшему.

Благодаря любознательности и огромному желанию учиться главный герой вызывает у читателя симпатию: детям непременно захочется брать с него пример.

Кроме того, мальчику присущи такие качества характера, как смелость, решительность, целеустремлённость, отчаянность, настойчивость, упрямство, умение идти к цели и добиваться её. Возможно, другой ребёнок на его месте, услышав, что он ещё мал для школы, смирился бы с этим и просто стал ждать, когда подрастёт. Но не Филипок: он смело бросился навстречу препятствиям, которые поджидали его на пути. И хотя он демонстрирует непоседливость и непослушание, всё это — ради учёбы и знаний.

Несмотря на решительные действия Филиппа, во многом автор рисует его как обычного ребёнка-дошкольника: ему не чужды страх, волнение, сомнения, робость. Он боится собак, из-за испуга не может ответить на вопрос мужика, отогнавшего псов, сомневается, стоит ли заходить в школу, и, наконец, даже плачет при разговоре с учителем. Но когда все беды и волнения оказываются позади, к нему возвращаются его активность, бойкость и веселье.

Что касается внешности, то на основе текста произведения можно предположить, что Филипок очень маленький, низкого роста — даже полы его одежды волочатся за ним. В школу он пришёл в большой старой отцовской шапке.

Сам главный герой описывает себя так: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!». Он немного самоуверен и гордится своими качествами, но учитель останавливает его, советуя ему сначала получше поучиться. Уже в своём возрасте Филипок умён не по годам, а благодаря положительным качествам своего характера он уверенно идёт к новым победам.

Краткое содержание

Маленький мальчик по имени Филипп, которого все называли Филипок, очень хотел ходить в школу вместе со старшим братом Костей и его друзьями. Однажды он уже собрался, чтобы присоединиться к компании, но мать оставила его дома: Филипок был слишком мал для школы. Родители ушли на работу, и мальчик остался на попечении у бабушки. «Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула», и он решил отправиться в школу.

Школа находилась далеко, за селом у церкви. Пока Филипок шел по своей слободке, местные «собаки не трогали его, они его знали». Когда же он приблизился к чужим дворам, к нему подбежали большие злые собаки. Перепуганный Филипок «стал кричать, споткнулся и упал». Его спас мужик, который прогнал собак.

Филипок «пустился бежать во весь дух» в школу. Перед классом он остановился, потому что испугался учителя. Мальчик не знал, что делать: «назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится». Наконец, он набрался смелости и зашел в класс, где шумели ребята. Учитель строго спросил Филипка, что он тут делает, и мальчик окончательно растерялся. Он не мог ничего ответить, потому что «в горле у него от страха пересохло».

Ребята пояснили учителю, что «это Филипок, Костюшкин брат», который давно просится в школу. Мальчик сказал учителю, что он «страсть какой ловкий», и уже знает буквы благодаря брату. Учитель рассмеялся и разрешил Филипку ходить в школу вместе с другими ребятами.

Другие персонажи

Помимо главного героя, в произведении присутствуют и другие персонажи, и хотя они скорее второстепенные, благодаря их образам можно составить цельный рисунок жизни Филипка в слободе и его смелого поступка. К ним относятся:

  • Мать Филипка — добрая, работящая и заботливая женщина. Именно из-за заботы о своём ребёнке она не может просто так отпустить сына в школу, ведь, по её мнению, он ещё слишком мал. Она велит ему сидеть дома.
  • Сельский учитель — мудрый, понимающий человек. Носит красный шарф. Поначалу кажется очень строгим, из-за чего оробевший Филипок даже не может сдержать слёзы. Но потом учитель демонстрирует доброту и отзывчивость. Он поощряет тягу к знаниям, не отмахивается от нового ученика, а собирается помочь ему. А также он обещает, что поговорит с матерью Филипка, чтобы та отпускала своего сына в школу.
  • Костюшка — старший брат Филипка, ставший для него хорошим примером. Помогал младшему, обучая его читать, писать, складывать своё имя.
  • Баба с ведром — встретившись на пути Филипка в школу, своими словами подтолкнула засомневавшегося мальчика всё-таки отправиться в класс.
Читайте также:
Стихи на новый год смешные: подборка лучших и весёлых стихотворений

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

    Вопрос 1 из 10
    Кто является автором произведения «Филипок»?

      Максим Горький
  • Лев Толстой
  • Николай Гоголь
    • Сочинение «Моя школа» 3 класс

    «Филипок» – рассказ о маленьком любознательном мальчике, который так хотел учиться вместе с братом и другими ребятами, что решился в тайне от родителей отправиться в школу.

    Читательский дневник по рассказу «Филипок» Льва Толстого.

    Название произведения: Филипок

    Число страниц: 2

    Главные герои: Филипок, учитель.

    Характеристика главных героев:

    Филипок — маленький, но смелый мальчик.

    Украдкой пошёл в школу. Любопытный и умелый.

    • Филипок

    Автор по доброму относится к мальчугану и не порицает его за то, что он украдкой сбежал.

    Учитель — находчивый и добрый мужчина.

    Разрешил мальчишке посещать школу.

    Автор характеризует его, как рассудительного и добродушного человека.

    Краткое содержание рассказа «Филипок» для читательского дневника

    Жил-был в одной слободке мальчик Филипок, который собирался пойти в школу, но оказался слишком маленьким для этого.

    И мать его не пустила. Остался Филипок со своей бабушкой один в доме.

    Скучно было Филипку, и решил он сам пойти в школу.

    По дороге облаяли Филипка собаки, и испугался мальчик собак, убежал от них, добрался до школы.


    Краткое содержание басни толстого «лев и собачка»

    Тут, услышав шум ребят, вновь оробел Филипок, вдруг его отсюда погонят?

    Но набрался Филипок смелости и вошел в школу.

    Снял, как полагается шапку, а учитель в шарфе и кричит на него: Кто такой?

    Филипок от страха и замолчал, сказать слова не может.

    Учитель подумал, что он немой и хотел домой отправить.

    Но мальчик заплакал и пожалел его учитель.

    Да тут и ребята сказали, что Филипок, мол, это, а брат его Костюшка, тут же вот сидит.

    Посадил учитель Филипка рядом с братом.

    Потом обнадежил мальчика, пообещав упросить мать Филипка, чтобы впредь пускала она его, раз желание у мальчика есть.


    «мальчик с пальчик» краткое содержание сказки шарля перро

    А потом стал и буквы показывать. Только вот Филипок их уже знает. Откуда? А брат научил.

    Потом Филипок прочитал по просьбе учителя молитву, и так и стал с той поры ходить в школу.

    1. Филипка мал для школы

    3. Дорога в школу

    4. Встреча с учителем

    5. Занятие на лавке

    6. Филипок и школа


    Главная мысль:

    Тяга к учению должна быть у каждого человека, и даже самый маленький ребенок должен хотеть научиться чему-то новому.

    Пошел, встретил, написал.

    Разум превыше возраста.

    Краткий отзыв по рассказу Льва Толстого «Филипок»

    Мне понравился рассказ «Филипок» потому что его главный герой очень добрый и смешной мальчик, за которого переживаешь, желая успеха в его желании учиться в школе.

    Рассказ написан очень простым и понятным языком.

    1) Ученье свет, а неученье тьма.

    2) Человек сам кузнец своего счастья.

    Неизвестные ранее слова и их значения:

    Поденная работа — работа на один день с последующей оплатой;

    полы — нижняя часть верхней одежды;

    бедовый — смелый, смекалистый.

    Сюжет

    Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

    Пока Филипок шел по своей улице, все было спокойно, но как только он вышел за пределы родной деревни, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

    Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашел в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся еще больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата, и пообещал, что договорится его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

    Учитель попросил Филипка написать свое имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.

    Красный шарф

    Восьмая деталь : красный шарф, выделяющий учителя. Цвета вообще «олицетворяют дифференциацию, нечто явленное, разнообразие, утверждение света. Цвета, отражающие свет, например, оранжевый, желтый и красный, — активны, теплы, направлены на смотрящего… (https://www.onlinedics.ru/slovar/sim.html). Красный — это зенит цвета, у множества народов символизирующий активность, жизнь, и уж во всяком случае делающий его носителя центром внимания. В романе Толстого все Ростовы бесконечно краснеют, а все «белые» персонажи — маленькая княгиня с белыми зубками, Элен с белыми плечами, Анатоль в белом мундире, князь Андрей с белыми руками, — все они умирают. А еще перед битвой при Аустерлице Болконский видит с холма белых русских солдат на красной земле…

    – Ты что? – закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. – Да ты кто? – Филипок молчал. – Или ты немой? – Филипок так напугался, что говорить не мог. – Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. – А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

    – Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

    – Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

    Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

    – Ну-ка, сложи свое имя. – Филипок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. – Все засмеялись.

    – Молодец, – сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?

    Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! – Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? – Филипок сказал: знаю, – и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.

    С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

    Отзыв

    Филипок, несмотря на свой возраст, оказался очень настойчивым и упрямым мальчиком. Он так хотел учиться вместе с ребятами, что его даже не испугали собаки, повстречавшиеся на пути. Учитель оценил его стремление к знаниям, и принял в класс.

    Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок.

    Село, школа, церковь

    Третья деталь : «Школа была за селом у церкви».

    Селом в России XIX в. официально называлось только относительно крупное поселение, в котором есть церковь. Потому она и стоит за селом, что в нее ходят жители всех окрестных деревень. Но почему школа в этом описании привязана к церкви?

    Во-первых, в школу, как и в церковь, ходят дети из нескольких окрестных деревень.

    Во-вторых, на Руси кириллическая письменность была официально принята вместе с крещением, да и появилась она в прямой связи с восточно-православным религиозно-культурным выбором славянских народов; именно монастыри были оплотом древнерусской книжности, особенно в «татаро-монгольскую» эпоху. Наши крестьянские прапрадеды получали начальное образование в церковноприходских школах.

    В-третьих: наука и религия – два проявления духовной жизни человека, соперничают они или взаимодействуют. Даже самый упорный материализм – тоже проявление ментальности, то есть духовной жизни. И, наконец: читатель уже, конечно, заметил, что весь сюжет рассказа – это путь Филипка в школу; теперь понятно, что он становится и символической «дорогой к храму».

    Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное» Тютчева

    Средняя оценка: 4.6

    Всего получено оценок: 17.

    Средняя оценка: 4.6

    Всего получено оценок: 17.

    За строками многих пейзажей Ф. И Тютчев скрывал свои чувства. Эта особенность творчества отразилась и в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное», посвящённом памяти Елены Денисьевой, возлюбленной поэта. В школе его изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Как хорошо ты, о море ночное» по плану.

    Краткий анализ

    Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как хорошо ты, о море ночное.

    История создания – произведение было написано зимой 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г.

    Тема стихотворения – красота и звучание ночного моря.

    Композиция – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Формальная организация – четыре катрена.

    Жанр – элегия.

    Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

    Метафоры«тусклым сияньем облитое море», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою».

    Эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды».

    Олицетворения«ходит и дышит оно», «звезды глядят с высоты».

    Сравнения – море, «словно живое».

    История создания

    Для понимания смысла, скрытого между описаниями морской стихии, следует обратиться к истории создания стихотворения. Его Федор Иванович написал в память о Елене Денисьевой. Возлюбленная поэта умерла в 1864 г. Смерть женщины стала тяжелым ударом для Тютчева. Свою боль он пытался утолить разговорами о Денисьевой и сочинением стихов. Известно, что Елену поэт сравнивал с морской волной. Этим фактом литературоведы объясняют обращение к морю на «ты», которое мы видим в первой строке анализируемого произведения.

    Впервые стихотворение было напечатано в 1865 г. в литературно-политической газете «День». Ф. Тютчева возмутило, что редакция опубликовала текст со своими коррективами. Поэт еще раз опубликовал произведение (версию без редакционных правок) на страницах «Русского вестника» в 1865 г.

    В произведении автор развивает тему красоты и особого звучания ночного моря. В центре стихотворения – лирический герой и море. Их «беседе» никто не мешает, поэтому герой выражает искреннюю симпатию к стихии.

    В первых строках лирический герой обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-тёмным светом. Лирическому герою кажется, что море – живое существо, умеющее ходить и дышать.

    Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила – полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.

    Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью хотел бы потопить её в море.

    В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева – тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.

    Композиция

    Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостный монолог лирического героя, описывающий морскую красоту. Формально произведение состоит из четырех катренов.

    Стихотворный размер – трехстопный дактиль. Строки объединяются перекрестной рифмовкой АВАВ.

    Жанр – элегия, так в морском пейзаже отчетливо проявляются грустные нотки. Это грустные размышления лирического героя на философские темы.

    Средства выразительности

    Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Федор Иванович использовал художественные средства. В тексте есть метафоры – «тусклым сияньем облитое море», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою» ; эпитеты – море «лучезарно», «сизо-тёмно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звёзды» ; сравнение – море, «словно живое», олицетворения«ходит и дышит оно», «звёзды глядят с высоты».

    Шум морских волн передается при помощи аллитерации «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром» . Эмоции лирического героя подчёркиваются интонацией.

    «Как хорошо ты, о море ночное…» — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

    В пятидесятые года уже Тютчев перестает издавать стихи, а все более пишет политические рассказы. Начиная с шестидесятых годов у Федора становится трудный период в жизни в любви и творчестве. Последний его сборник 1868 года был провальным. Уже через 5 лет писатель умирает, похоронили его в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

    За свое творчество Тютчев оставил после себя более четырехсот стихотворений. Первые стихи писателя были напечатаны в таком сборнике, как Урания, здесь были первые три его произведения «К Нисе», «Песнь скандинавских воинов», «Проблеск».

    Его произведения долго не воспринимались читателем. Получил он популярность и признание благодаря тому, когда Тургенев написал о нем в Современнике. Там было указано, что Тютчев один из лучших поэтов нашего времени и одобрил его сам Пушкин. После этого, редакция Современника решила выдать произведения Тютчева одной книгой — «Стихотворения Ф.Тютчева. С.Петербург, 1854». Также редакция описала, что здесь и ранние его произведения, которые наверняка бы отвергли.

    В 1868 году вышло второе издание великого поэта, он так и называлось 2-е издание дополненное. В основном он отдал предпочтение теме природы. Он делал тему природы природой, подвижностью, мощностью все явлений естественности. Среди таких стихотворений и «Как хорошо ты, о море ночное…», его мы и рассмотрим более подробно в данной статье.

    История создания

    Писать Федор Тютчев начинает еще в 1810 году, когда ему едва исполнилось 7 лет. Это были короткие архаичные стишки, которые вызывали интерес у публики, но таких было очень много и у других молодых поэтов.

    Литературный шедевр «Как хорошо ты, о море ночное…» появилось в 1865-м, на 62-м году жизни великого русского писателя. Поводом для его написания была не только красота природы, до глубины души поражавшая автора и вызывавшая в нем бурю эмоций. Известно, что на протяжении многих лет Федор Тютчев был влюблен в Елену Александровну Денисьеву. Роман был пылким и страстным, однако в 1864 году возлюбленная поэта умирает, и это трагическое событие сильно отразилось на его внутреннем мире.

    Автору было невероятно тяжело смириться с такой утратой, боль никак не могла стихнуть и постоянно ранила его душу, а мучительные переживания ни на минуту не покидали. Федор Иванович постоянно искал того, с кем можно было бы поделиться своей печалью, кому поведать о любимой женщине и прекрасных моментах, пережитых вместе. Именно эта тема и стала основой написания стихотворения. Обращаясь к морской стихии на «ты», он сравнивает с ней свою возлюбленную.

    В творческой работе поэта условно выделяется две части:

    • в первой — присутствует описание морских просторов, красивейших ночных пейзажей, какие можно созерцать, стоя у берега;
    • во второй — поэт выражает и передает чувства лирического героя, который мечтает погрузиться в эту пучину, слиться с природой и волнами («О, как охотно бы в их обаянье всю потопил бы я душу свою…»).

    Вторым похожим стихотворением является «Сон на море» Тютчева, анализ которого демонстрирует романтический образ главного героя, познавшего утрату, боль и одиночество, разлад с самим собой. Все это заставляет автора искать утешение и пристанище в бушующей стихии.

    Считается, что произведение было создано в двух версиях. Впервые творчество Тютчева появилось в 1865 году в литературно-политическом издании «День». Однако редакция опубликовала стихотворение, внеся в него собственные коррективы. Возмущенный поэт передал первоначальный вариант в «Русский вестник», где текст уже вышел без изменений и дополнений, в оригинальном виде.

    Анализ стихотворения Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»

    Первый вариант стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…» появился на страницах литературно-политической газеты «День» в 1865 году. После публикации Тютчев выразил недовольство. По его словам, текст произведения редакция напечатала с рядом искажений. Так возникла вторая версия стихотворения, ставшая основной. С ней читатели познакомились в том же 1865 году благодаря журналу «Русский вестник».

    Произведение посвящено памяти Елены Александровны Денисьевой — возлюбленной Тютчева, скончавшейся в августе 1864-го от туберкулеза. Смерть обожаемой женщины, роман с которой длился на протяжении четырнадцати лет, поэт переживал крайне тяжело. По свидетельствам современников, он не стремился скрывать от окружающих людей сильнейшую боль утраты. Более того — Федор Иванович постоянно искал собеседников, с которыми можно было бы поговорить о Денисьевой. По мнению некоторых литературоведов, именно посвящением Елене Александровне объясняется обращение лирического героя к морю на «ты» в первом четверостишии. Известный факт — поэт сравнивал любимую женщину с морской волной.

    Стихотворение делится на две части. Сначала Тютчев рисует морской пейзаж. Море в его изображении, как и природа вообще, предстает одушевленным, одухотворенным. Для описания открывающейся перед лирическим героем картины используются олицетворения: море ходит и дышит, волны несутся, звезды глядят. Вторая часть произведения — совсем короткая. В последнем четверостишии поэт повествует о чувствах, испытываемых лирическим героем. Он мечтает слиться с природой, полностью погрузиться в нее. Это стремление во многом обусловлено увлечением Тютчева идеями немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга (1775-1854). Философ утверждал одушевленность природы, считал, что она обладает «мировой душой».

    Произведения Федора Ивановича, посвященные природе, — в большинстве случаев представляют собой признание в любви к ней. Поэту кажется несказанным наслаждением иметь возможность наблюдать за различными ее проявлениями. Тютчеву одинаково нравится любоваться июньской ночью, майской грозой, заснеженным лесом и так далее. Нередко свое отношение к природе он высказывает при помощи восклицательных предложений, выражающих восторг. Это можно заметить и в рассматриваемом стихотворении: Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном!

    Данное произведение — прекрасный образец пейзажной лирики, но так же в нем присутствуют и философские размышления. Композиционно стихотворение можно разбить на две части: описание стихии (1-3 строфа), описание чувств человека (последняя строфа).

    В первой строфе лирический герой обращается к морю, как к давнему приятелю, способному дышать, что подчеркивают олицетворения « ходит и дышит», восхищается его красотой через ряд эпитетов: «лучезарно, сизо-темно». Однако сравнение « словно живое», говорит о том, что лирический герой осознает, что это всего лишь стихия.

    Море таит в себе динамику «грохот и гром», его простор бесконечен, в отличии от жизни, у которой есть начало и конец, его простор волен, как свободна душа, освободившись от бренности тела. Море предстает перед нами ночью, т.е. оно несет в себе тайну, загадку, которую невозможно отгадать, ведь свет луны тусклый. Но именно этим стихия и пленит лирического героя. Море прекрасно, когда нет рядом ни души.

    Море величественно, оно объяло все, куда простирается взгляд, оно не стоит на месте, оно живет своей неугомонной жизнью, что подчеркивает ассонанс «р» в словах «гремя и сверкая». Используя тут же метафорический эпитет в описании звезд «чуткие», Тютчев подчеркивает, всю зыбкость увиденного момента. Дважды называя море зыбью, Тютчев показывает его переменчивость, мгновенную способность превратиться в бушующую стихию, так же как и человеческая душа. Душа лирического героя страдает, плачет, полна слез, поэтому появляется желание «потопить душу свою». Лирический герой неотделим от стихии, он слился с ней в последней строфе. Море же тоже волнуется, словно отзывается на человеческие переживания. Морская пучина в качестве смерти для лирического героя весьма притягательна, она прекрасна и этим обманчива для человека. Философское постижение лирическим героем мира в понимании ключевых вопросов бытия подчеркнуто риторическим вопросом.

    Большинство лирических произведений Федора Ивановича описывают восхищение и любовь к природе, данное стихотворение не является исключением. Поэт подчеркивает свое восприятие красотой моря риторическим восклицанием.

    Анализ стихотворения Как хорошо ты, о море ночное… по плану

    Тема и образы

    Центральной темой, которую автор пытается донести до читателя, является красота природы, особая загадочность ночной стихии. Главным образом в стихотворении Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» является романтичный герой, который пытается передать волнам свои чувства и горечь утраты любимой женщины.

    Автор отмечает, что при свете звезд водные просторы необычайны. Волны, накатывающие на прибрежную зону, манят лучезарностью, а дальние, наоборот, выглядят темными, почти черными и пугают таким оттенком и неизведанной пучиной. Поэт разговаривает с морем так, будто оно живое существо, внимательно слушающее его и хорошо понимающее: «В лунном сиянии словно живое и ходит, и дышит, и блещет оно…».

    Федор Иванович с восхищением описывает все то могущество, каким обладает водная среда. В отличие от произведения о море, которое есть также и у В. Жуковского, автор замечает природное единство и родство земной и небесной стихии: «Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звезды глядят с высоты…» Поэт очарован красотой и могуществом природы, при этом он умело передает свои переживания на фоне лунного пейзажа и неутихающих волн.

    Особые чувства у Тютчева вызывают:

    • спокойные и тихие небесные светила;
    • отсутствие людей в ночное время у берега;
    • противоположность бурных волн и умиротворенного неба.

    Тема любви к природе просматривается у писателя во многих его произведениях. С одинаковым восхищением он описывает не только водные просторы, но и луга, заснеженные поля, теплые июльские вечера и оттаивающие мартовские равнины. В каждом его произведении присутствуют слова умиления, теплоты и нежности.

    В произведении автор развивает тему красоты и особого звучания ночного моря. В центре стихотворения – лирический герой и море. Их «беседе» никто не мешает, поэтому герой выражает искреннюю симпатию к стихии.

    В первых строках мужчина обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-темным светом. Лирическому герою кажется, что море – живое существо, умеющее ходить и дышать.

    Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует мужчину то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила – полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.

    Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них, как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью соглашается потопить ее в море.

    В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева – тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.

    Жанр и композиция

    Стихотворение Тютчева «О море ночное» написано поэтом в жанре романтичной элегии. Наряду с описанием морского пейзажа отчетливо наблюдаются ноты грусти и тоски. В отдельных строках также присутствуют философские размышления. В качестве стихотворного размера выбран трехстопный дактиль, рифмовка — перекрестная.

    Чтобы более ярко и эмоционально передать настроение лирического героя и переживания, подлежащие описанию, лирик использует средства художественной выразительности:

    • метафоры («и ходит, и дышит, и блещет оно…», «звезды глядят с высоты»);
    • эпитеты («сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «море лучезарно»);
    • сравнения (море, словно живое).

    При помощи глагольных форм автору удается усилить мотивы разбушевавшейся стихии («гремя и сверкая»).

    Писать о природе Федору Тютчеву доставляло огромное удовольствие. Он умел обращать внимание на каждую деталь, подробно и красочно описать явления и удивительно точно передать состояние стихии. Читая его произведения, можно легко уловить и представить себе даже краски и оттенки, став частью воображаемой картины.

    Особенности композиции

    Данное стихотворение характеризуется целостностью, не подразделяется на смысловые фрагменты и является углубленным монологом основного персонажа, вдохновленного непокорностью морской стихии. Творение состоит из четырех четверостиший.

    В начале литературного произведения лирический герой обращается к непослушным волнам, отмечая, как их вид будоражит в ночное время. Прибрежная часть завлекает лучезарностью и неповторимостью, но дальние воды темны и непоколебимы, как и воля протагониста. Он не желает забывать погибшую возлюбленную и считает море живым собеседником, имеющим особую поступь.

    Во второй строфе мужчина восторгается неизмеримой силой бушующих вод, постоянно переливающихся и издающих грохот. Вдовец радуется тому, что никто не может его потревожить.

    Личности, привыкшие к суете, находятся слишком далеко от райского уголка. Небесные светила наблюдают за свирепством моря, заменившего преданных друзей лирического героя. Они противопоставлены упрямому водоему. Создается особый контраст, описывающий разные обстоятельства.

    В последнем четверостишии разговор ведется о душевных метаниях натуры, наслаждающейся природой. Ему совершенно ясно, что успокоения удалось добиться, уединившись и понаблюдав за окружающим миром.

    Это похоже на дивное сновидение. Протагонист, тем не менее, не намерен просыпаться и сталкиваться с суровой действительностью. Его душа терзается так сильно, что персонаж жаждет утопиться. Морские волны сохранят любую тайну, о которой никому не станет известно.

    Стихотворение Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»: тема и анализ

    Творчество Ф. Тютчева отличается особой многогранностью. В строках его произведений можно проследить, как поэт выражает собственные чувства и переживания. Подобную особенность можно увидеть при анализе стихотворения Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное». Произведение изучается школьниками в старшей школе.

    1. История произведения
    2. Тема произведения
    3. Литературные приемы

    История произведения

    Для отображения смысла, скрытого в отождествлении морской ночной красоты, важно ознакомиться с историей появления стихотворения. Оно было написано Федором Ивановичем в честь любимой Е. Денисьевой. Она скончалась в 1864 г. Ее уход из жизни был для поэта потрясением.

    Чтобы скрыть потерю, поэт сочинял стихи и разговаривал о возлюбленной со своими друзьями. Елена в произведении сравнивалась с морской волной. Этот факт литературоведам удалось засвидетельствовать при разговоре поэта с морской бездной на «ты», что хорошо просматривается в первой строчке стихотворения.

    Литературное творение вышло в свет в 1865 г. Оно опубликовано в небольшом размере в политическом вестнике «День». Ф. Тютчев был возмущен, что опубликованный редакторами текст имел множество несовпадений. Поэтому он вынес требования для переделывания материала. Через месяц стихотворение было напечатано в журнале «Русский вестник». Этот вариант и стал окончательным.

    Стихотворение создано в пейзажном и медитативном лирических стилях. Оно содержит черты философского рассуждения.

    Автор использует в стихотворении жанр лирики и романтический стиль изложения. В качестве основной темы присутствует соприкосновение человека с природной стихией.

    Тема произведения

    В произведении поэт сравнивает красоту с необычайным звучанием моря ночью. В центре стихотворения находится море и невидимый персонаж. Они словно обмениваются мыслями между собой, поэтому герой искренне восхищается стихией. Тютчев в анализе моря отображает:

    • В первых строках олицетворяется обращение мужчины к морю, который замечает его необычайность в ночной мгле. Морская гладь у берега притягивает лучезарным светом, а дальняя стихия пугает черным бликом. Лирический персонаж отождествляет море с воодушевленным предметом, который двигается и дышит.
    • В средних строфах описано восхищение величием стихии. В ней постоянно происходит движение с грохотаньем и громом. Мужчина восхищается одиночеством моря в ночное время. Спокойствие звезд является противоположностью волнам. Такое сравнение говорит о мятежной натуре морской стихии.
    • В последнем катрене прослеживается передача внутреннего состояния лирического персонажа. Он восхищается волнами, ощущает себя в их объятиях, словно во сне. Герой ощущает душевную тяжесть, которую он с удовольствием готов утопить в морской бездне.

    Литература наполнена образцами маринистских лирических эпизодов. Особенностью этого стихотворения является переплетение пейзажной лирики с переживаниями главного героя.

    Литературные приемы

    Для отображения внутреннего настроения лирического героя и передачи необычайности морского изобилия Тютчев использовал художественные подходы. Текст богат литературными оборотами:

    • метафорическими фразами — «ходит и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою»;
    • эпическими выражениями — море «лучезарно», «сизо — темно», «сияние тусклое», «ночное безлюдье», «чуткие звезды»;
    • сравнительными оборотами — море, «словно живое»;
    • аллитерациями — шум волны морской доносится до читателя при помощи «з», «с», «ш», «р». Читатель может слушать шум, подобный раскату грома, который вскоре должен стихнуть;
    • лексическими повторами — «как хорошо ты»;
    • краткими прилагательными, которые подчеркивают изменяющееся море;
    • тавтологическими оборотами, позволяющими выделить событие на фоне других словосочетаний: «праздник празднуешь»;
    • анафорами — «как», переплетенное с фразой «до какой степени, до чего», говорит о восхищении героя морской красотой

    Автор превозносит ночную мглу. Он вместе со звездами ведет наблюдение за морской пучиной. Тютчев и в других произведениях олицетворяет землю с небом. Поэт два раза сравнивает морскую гладь с зыбью. Он возвеличивает ее до морской стихии. При этом душа жаждет лишь одного, соединения с матушкой-природой. Автор подчеркивает величие подлежащего зыби контекстуальными синонимами: «зыбь великая, зыбь морская».

    Море олицетворяет разумное и живое существо в словах «ты волна моя морская» Тютчева. Анализ стихотворения показывает, как оно учит читателей постигать тайны природы, в которых поэт видит смысл жизни.

    Даже поэт К. Д. Бальмонт в своей статье, посвященной произведениям Тютчева и Фета, отображал неординарность поэзии современников и ее благозвучность. Он считал, что Федор Иванович особенно описывал природные явления в своих стихах, что позволяло читателям глубоко проникаться смыслом написанного.

    Автор множества литературных шедевров ушел из жизни 27 июля 1873 г. Но в память о нем осталось множество произведений. Характеристика стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное» показывает выразительность литературных средств, которыми поэт старается передать красоту ночного моря.

    «Как хорошо ты, о море ночное» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – эпитеты, тема, идея

    Краткий анализ

    Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как хорошо ты, о море ночное.

    История создания – произведение было написано зимой 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г.

    Тема стихотворения – красота и звучание ночного моря.

    Композиция – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Формальная организация – четыре катрена.

    Жанр – элегия.

    Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

    Метафоры – «ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою».

    Эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды».

    Сравнения – море, «словно живое».

    История создания

    Для понимания смысла, скрытого между описаниями морской стихии, следует обратиться к истории создания стихотворения. Его Федор Иванович написал в память о Елене Денисьевой. Возлюбленная поэта умерла в 1864 г. Смерть женщины стала тяжелым ударом для Тютчева. Свою боль он пытался утолить разговорами о Денисьевой и сочинением стихов. Известно, что Елену поэт сравнивал с морской волной. Этим фактом литературоведы объясняют обращение к морю на «ты», которое мы видим в первой строке анализируемого произведения.

    Впервые стихотворение было напечатано в 1865 г. в литературно-политической газете «День». Ф. Тютчева возмутило, что редакция опубликовала текст со своими коррективами. Поэт еще раз опубликовал произведение (версию без редакционных правок) на страницах «Русского вестника» в 1865 г.

    В произведении автор развивает тему красоты и особого звучания ночного моря. В центре стихотворения – лирический герой и море. Их «беседе» никто не мешает, поэтому герой выражает искреннюю симпатию к стихии.

    В первых строках мужчина обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-темным светом. Лирическому герою кажется, что море – живое существо, умеющее ходить и дышать.

    «Родная деревня» анализ стихотворения Тукая по плану кратко – история создания, тема, идея

    Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует мужчину то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила – полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.

    Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них, как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью соглашается потопить ее в море.

    В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева – тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.

    Анализ стихотворения «Сон на море» Тютчева

    Федор Иванович Тютчев к 1830 году нашел свой неповторимый поэтический голос. Многие темы и образы, положенные в основу стихотворения «Сон на море», позднее были разработаны им и доведены до совершенства.

    Стихотворение написано в 1830 году. В эту пору поэту 27 лет, он служит в Германии, много переводит, пишет. Это произведение — попытка соединить традицию европейского романтизма и русского классицизма. В нем чувствуется подражание немецким и английским поэтам, есть ощущение, что это — перевод смыслов чужого стихотворения.

    Язык архаичный и возвышенный, разделения на строфы нет, чтобы подчеркнуть горячечность бреда спящего на челне (лодке) лирического героя. Собственно, упоминаемая в 11 строке огневица — это и есть лихорадка с высокой температурой. По жанру — философская, фантастическая лирика, по размеру — четырехстопный амфибрахий со смежной рифмой.

    Поэт создает вереницу причудливых образов, символов, знаков. Сразу становится ясно, что странное путешествие совершает человек не заурядный, а чуткий и впечатлительный. Возможно, корабль затонул, немногие спасшиеся уже не первый день находятся в открытом море.

    Образ челна — типичен для поэзии первой половины XIX века. Море — метафора земной жизни. От нее поэт удаляется в космос, в область фантазий. Он смотрит на Землю сверху, она настолько далеко, что ни звука не долетает до него: безмолвной толпы. Он видит все чудеса природы, земной и потусторонний мир. Пейзажи, которые перед ним расстилаются, больше похожи на экзотику Востока. Среди эпитетов есть составные: болезненно-яркий, волшебно-немой. Неусеченные формы глаголов, как в устном народном творчестве: окликалися, врывалася.

    Сравнения: скалы, как кимвалы, как бог. Поэт чувствует себя частью воображаемого мира, но все же не его повелителем. Дважды употребляет выражение «хаос звуков». Лирический герой все еще жив в своем челне, он слышит плеск волн за бортом лодки, не удаляется в мир грез полностью. Олицетворения: пели валы, окликалися ветры. Этот сон нельзя назвать просто мечтанием, он связан с пограничным состоянием психики человека, терпящего бедствие.

    К своей поэзии Ф. Тютчев относился без пиетета. Стремился не печататься, а выразить себя, состояние мира, воплотить на бумаге свои предчувствия и видение будущего как России, так и всего человечества. Таким экспериментом было для него создание сомнамбулического стихотворения «Сон на море».

    И море и буря качали наш челн; Я, сонный, был предан всей прихоти волн — Две беспредельности были во мне, И мной своевольно играли оне, Вкруг меня, как кимвалы, звучали скалы, Окликалися ветры и пели валы — Я в хаосе звуков лежал оглушен, Но над хаосом звуков носился мой сон. Болезненно-яркий, волшебно-немой, Он веял легко над гремящею тьмой… В лучах огневицы развил он свой мир — Земля зеленела, светился эфир… Сады-лавиринфы, чертоги, столпы, И сонмы кипели безмолвной толпы — Я много узнал мне неведомых лиц, Зрел тварей волшебных, таинственных птиц… По высям творенья, как бог, я шагал, И мир подо мною недвижный сиял… Но все грезы насквозь, как волшебника вой, Мне слышался грохот пучины морской, И в тихую область видений и снов Врывалася пена ревущих валов…

    Средства выразительности

    Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Федор Иванович использовал художественные средства. В тексте есть метафоры – «ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою»; эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды»; сравнение – море, «словно живое».

    Шум морских волн передается при помощи аллитерации «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром». Эмоции лирического героя подчеркиваются интонацией.

    Анализ стихотворений«Левый марш» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – тема, идея, жанр

    Анализ стихотворений«Заблудившийся трамвай» анализ стихотворения Гумилева по плану кратко – тема, история создания , жанр, смысл

    Анализ стихотворения Тютчева «Сон на море»

    Оригинальная трактовка образа сна встречается уже в ранних тютчевских произведениях. Она связана с водной стихией — неукротимой, мощной, пугающей, но прекрасной и притягательной. Развивая образ, автор вводит мотив морского путешествия как погружения в фантастический мир, навеянный сном. Особое состояние, в котором оказывается рациональный человек, позволяет отринуть привычное и прикоснуться к тайнам бытия, скрытым за дневной суетой.

    Традиционная для тютчевской поэтики лирическая ситуация воспроизводится в стихотворении, датируемом 1830 г. Героя, находящегося на челне среди своих товарищей, одолевает сон. Легкая дремота не мешает различать звуки внешнего мира: субъект речи сообщает о шуме и звоне ветра, грохоте волн. Описывая окружающую ситуацию как «хаос звуков», поэт олицетворяет природные образы при помощи глагольных средств. Порывы ветра наделяются свойством поддерживать диалог, морские волны — петь. Изображение музыки бури дополняется сравнением, уподобляющим грохот звуку старинного ударного инструмента.

    Оглушительному шуму реальной ситуации противопоставлено безмолвие грез, в которые погружен герой. Оппозиция сна и действительности, организующая текст, насчитывает еще одну пару антитетических признаков. Сновидение и «гремящая тьма» реальности по-разному воздействуют на субъекта речи. Первое очаровывает и вдохновляет, вторая угнетает, заставляет искать пути для обретения душевного спокойствия.

    Фантастические видения рождают масштабную картину живописного мира. В его описании лидируют зрительные образы. Путешественник видит роскошные рукотворные сады, дворцы и башни, улицы, наводненные местными жителями. Среди последних встречаются необыкновенные персонажи — небывалые, «волшебные» звери и птицы. Важное значение отводится колористической гамме: зеленеющая земля и прозрачный, словно светящийся воздух противостоят угрюмым серым тонам морского пейзажа.

    Прямо заявлена позиция субъекта речи, который ощущает себя творцом воображаемого мира, равным античному богу. Амбициозное заявление подвергается сомнению: человеческая природа несовершенна, и этот факт утверждается при помощи разнородных художественных средств. Краски волшебного мира настолько ярки, что вызывают болезненные ощущения у героя. Окутанный дремотой, он не перестает слышать шум волн, настойчиво напоминающих о действительности.

    И море, и буря качали наш челн; Я, сонный, был предан всей прихоти волн. Две беспредельности были во мне, И мной своевольно играли оне.

    Вкруг меня, как кимвалы, звучали скалы, Окликалися ветры и пели валы. Я в хаосе звуков лежал оглушен, Но над хаосом звуков носился мой сон. Болезненно-яркий, волшебно-немой, Он веял легко над гремящею тьмой. В лучах огневицы развил он свой мир — Земля зеленела, светился эфир, Сады-лавиринфы, чертоги, столпы, И сонмы кипели безмолвной толпы. Я много узнал мне неведомых лиц, Зрел тварей волшебных, таинственных птиц, По высям творенья, как бог, я шагал, И мир подо мною недвижный сиял. Но все грезы насквозь, как волшебника вой, Мне слышался грохот пучины морской, И в тихую область видений и снов Врывалася пена ревущих валов.

    Еще стихотворения:

    1. Возложите на море венки. Есть такой человечий обычай — в память воинов, в море погибших, возлагают на море венки. Здесь, ныряя, нашли рыбаки десять тысяч стоящих скелетов, ни имен, ни…
    2. Не пенится море, не плещет волна, Деревья листами не двинут; На глади прозрачной царит тишина, Как в зеркале, мир опрокинут. Сижу я на камне; висят облака, Недвижные в синем просторе;…
    3. Вот она, стихия волновая, В беспокойной славе разливной! Словно набегая, обливая, Хочет познакомиться со мной. Но московской жизни мостовая Так меня втянула в норов свой, Что вот-вот и с моря…
    4. Искры, сверкания, блестки и блики. Море то серое, то голубое. Плачутся чаек призывные крики. Брызжет соленая пена прибоя. Вечные моря звучат поцелуи. Вечно им внемлют у белых развалин Узкие, темные,…
    5. О чем ты стонешь, сине море? Что пасмурно твое чело? Скажи ты мне, какое горе В твоих пучинах залегло? Ты плачешь, море, что не стало Тебе знакомых кораблей, Что смело…
    6. Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою. Что движет…
    7. Я когда-то состарюсь, память временем смоет. Если будут подарки мне к тому рубежу — Не дарите мне берег, подарите мне море, Я за это, ребята, вам спасибо скажу. Поплыву я…
    8. «Москва — Сухуми» мчался через горы. Уже о море были разговоры. Уже в купе соседнем практиканты оставили и шахматы и карты. Курортники толпились в коридоре, смотрели в окна: «Вскоре будет…
    9. Белая отмель. И камни. И шелест прилива. Море в полуденном сне с пароходом далеким. Крикнешь в пространство. Замрешь. Никакого отзыва. Сладко, о море, побыть на земле одиноким. Где-то гагара кричит…
    10. Мы подковали море и подкову прибили пирсом к грязи берегов… Последний краб запряг конька морского и был таков….
    11. За кормою вода густая — солона она, зелена, неожиданно вырастая, на дыбы поднялась она, и, качаясь, идут валы от Баку до Махачкалы. Мы теперь не поем, не спорим — мы…
    12. Колышется море; волна за волной Бегут и шумят торопливо… О друг ты мой бедный, боюся, со мной Не быть тебе долго счастливой: Во мне и надежд и отчаяний рой, Кочующей…

    Вы сейчас читаете стих Сон на море, поэта Тютчев Федор Иванович
    Читать стих «Сон на море» Тютчева Фёдора Ивановича нужно в контексте романтизма и символизма. В духе романтизма создан образ лирического героя: он одинок, его душа находится в разладе с миром, поэтому ищет пристанище среди бушующей стихии. Образ моря символизирует жизнь, а бури и волны — жизненные преграды.

    Не зря лирический герой пребывает на границе сна и яви, именно такое состояние дает возможность отделиться от внешнего мира, посмотреть на него со стороны и предаться творчеству. Текст стихотворения Тютчева «Сон на море» описывает сплетение эмоций и мыслей лирического героя с элементами морского пейзажа. Сплетение насколько органично, что море и лирический герой воспринимаются как одно целое.

    Произведение учат на уроках литературы в старших классах. На нашем сайте вы можете прочитать его онлайн или скачать полностью по ссылке.

    И море, и буря качали наш челн; Я, сонный, был предан всей прихоти волн. Две беспредельности были во мне, И мной своевольно играли оне. Вкруг меня, как кимвалы, звучали скалы, Окликалися ветры и пели валы. Я в хаосе звуков лежал оглушен, Но над хаосом звуков носился мой сон. Болезненно-яркий, волшебно-немой, Он веял легко над гремящею тьмой. В лучах огневицы развил он свой мир – Земля зеленела, светился эфир, Сады-лавиринфы, чертоги, столпы, И сонмы кипели безмолвной толпы. Я много узнал мне неведомых лиц, Зрел тварей волшебных, таинственных птиц, По высям творенья, как бог, я шагал, И мир подо мною недвижный сиял. Но все грезы насквозь, как волшебника вой, Мне слышался грохот пучины морской, И в тихую область видений и снов Врывалася пена ревущих валов.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: