Философская лирика Тютчева – основные мотивы в творчестве

Философская лирика Федора Ивановича Тютчева — основные темы, мотивы и проблематика

Периоды творчества

В усадьбе Брянского уезда Овстуг 23 ноября 1803 года родился мальчик Федя. Учился он дома и получил хорошее образование. Его отец был дворянином, а мать — дочь Льва Толстого — занималась домашним хозяйством.

Семья была многодетной, кроме Федора, родились четыре мальчика и одна девочка. Все дети обучались дома, но только один из них стал творческой личностью. Остальные связали свою жизнь с дворянским титулом и военным делом. Один из сыновей умер еще во младенческом возрасте.

Федор Иванович Тютчев начал писать стихи еще в детстве, ведь его наставником был поэт С. Раич. Мальчик под его руководством учил латынь, другие древние и иностранные языки, древнеримскую поэзию, самостоятельно переводил труды Горация. А членом Общества российской словесности он стал еще до зачисления в Московский университет.

Все его творчество можно разделить на три периода:

  • начальный — 20-е годы;
  • появление тревожных мотивов — 1830−1840-е;
  • мрачное восприятие жизни — 1850−1860-е.

В начальном периоде Тютчев создает условные стихотворения. Но позже в них появляются рассуждения и мысли о высшей материи. Поэт сумел объединить три темы: любовь, природу и философию.

Во втором периоде творчество становится более глубоким. Кроме описания природы и любовной лирики, появляются тревожные ноты. Изменяется эмоциональный окрас стихов. А третий период характеризуется мрачным восприятием действительности. Поэт все больше проникался безысходностью, не обращал внимания на счастливые моменты.

Современные критики объясняют, почему поэзию Тютчева называют философской. Дело в том, что поэт не гнался за славой и достатком, он писал только ради возможности выразить свои мысли, поделиться размышлениями с окружающими. Его стихотворения публиковались с помощью товарищей и родственников, сам автор редко принимал участие в подготовке и правках.

Творческий путь: сборники, циклы

Одна из первых поэтических публикаций появилась в 1836 г. в «Современнике», где А. С. Пушкин напечатал цикл из 24-х его стихотворений за подписью «Ф. Т. ». В следующее десятилетие произошел подъем его творчества.

Настоящий сборник стихотворений вышел только в 1854 году, когда поэтический талант Тютчева был раскрыт и с восторгом принят на Родине, но даже после этого поэт сторонился литературного мира и продолжал записывать строки на случайных салфетках и тетрадях.

Единственным сформированным полноценным циклом исследователи считают стихотворения, посвященные возлюбленной Тютчева, Е. А. Денисьевой. И хотя цикл называется «денисьевским», литературоведы еще спорят, не относятся ли некоторые произведения оттуда посвящениям законной жене Тютчева. В любом случае, этот цикл любовных посланий по душевной глубине, искренности, надрыву и философичности сравнивают со знаменитыми историями Паоло и Франчески, Ромео и Джульетты, Лейле и Маджуне.

Основные мотивы

Философская лирика всегда подразумевает размышления о смысле бытия, цели существования человека, жизненном предназначении. Все это описал Тютчев в своих стихотворениях. Его лирика отличается от работ других поэтов. Автор предстает перед читателем в образе философа, тонкого психолога, глубоко мыслящего человека, мастера метафор и сравнений. И до сих пор остается актуальной философская лирика Тютчева. Стихи его пронизаны проблемами и рассуждениями.

Независимо от тематики произведений, читатель всегда вслушивается в слова автора, а затем и задумывается над ними. Любое стихотворение Тютчева начиналось с мысли, которая проходила через него красной нитью и надолго оставалась в сердце человека. Поэт смешивал свои размышления с образами природы, сам проникался ими.

Он передавал свои эмоции и впечатления с помощью художественных приемов, делился с читателями взглядами на разные сферы жизни. Для Федора Ивановича творчество было способом выразить себя, выплеснуть то, что больше не могло накапливаться у него в душе. Он не думал о публикациях, критике и мнении окружающих.

Поэтический стиль

Во многом эти глубокие философские идеи предопределили и поэтический стиль Тютчева. Как мы выяснили ранее, композиционная особенность произведений Тютчева – это фрагментарность, сжатость, афористичность, наличие повторяющихся образов-дублетов.

Ю. Н. Тынянов утверждал, что творчество поэта являет собой переразложение жанров ораторского искусства и романтических фрагментов, таким образом, представляя собой уникальный сплав художественных средств. Наиболее частыми из них стали развернутые эпитеты и сравнения, метафоры, глубокая образность.

Своеобразные «маленькие оды» Тютчева стали переходным звеном между пушкинской и некрасовской эпохами, благодаря незаурядной личности и таланту поэта ставшие образцом удивительного лирического многообразия и поэтической философии.

Автор: Елизавета Весна
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Космос и хаос

Тютчев неразрывно связывает проблемы человека и всей Вселенной, описывает борьбу противоположностей, сопоставляет целостность мира и его разруху. Мотивы хаоса и космоса часто можно заметить в его лирике. Поэт много рассуждал об основах жизни, двойственности мироздания, проблематике существования человечества.

День Федор Иванович называл другом, исцелением скорбящей души, покровом для деятельности. Ночь в его лирике предстает бездной, мглой и страхами. Но в некоторых строках поэт сам себе противоречит. Он называет хаос родным, притягательным и прекрасным. Его характеристика дается в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?».

Хаос автор рассматривает как начало мироздания, из которого появилось все живое во Вселенной. День переходит в ночь и наоборот, и так продолжается уже миллионы лет. Светлая и темная сторона космоса связаны, они не могут существовать друг без друга.

Эта вечность кажется прекрасной поэту. Ведь и человеческая жизнь постоянно повторяется: одни умирают, а другие рождаются. Но и следующие поколения все так же будут видеть солнечный свет, ночное небо, вдыхать аромат цветов и морской бриз.

Список стихотворений, в которых кратко упоминаются хаос и космос:

  • «Сижу задумчив и один»;
  • «Последний катаклизм»;
  • «День и ночь».

Тютчев одновременно боялся и ждал тьмы. При свете дня он не мог полностью выразить свои мысли, но с приходом сумерек словно возрождался. Темная сторона его души со всеми страхами обнажалась ночью, позволяя заниматься творчеством.

Хаос он сравнивал с устройством цивилизации. Его борьба с космосом отражалась в общественной жизни, ведь в годы работы Тютчева устанавливался порядок в буржуазной Европе. Он не усмирял население, а только пробуждал его новыми потрясениями.

Читайте также:
Краткое содержание Соловей Г. Х. Андерсена - читать бесплатно онлайн

Последние годы жизни


Анна Тютчева — дочь Федора Тютчева. 1862. Фотография: Ипполит Робийяр / ftutchev.ru


Елена Денисьева с дочерью Еленой. 1862–1863. Фотография: ftutchev.ru


Федор Тютчев. 1867. Санкт-Петербург. Фотография: Сергей Левицкий / ftutchev.ru

С 1860-х Федор Тютчев часто болел. Елена Денисьева писала сестре: «Федор Иванович опять заболел и сильно: он в постели, и не менее как на неделю…». В 1864 году у них родился третий ребенок — сын Николай. Вскоре после этого Денисьева тяжело заболела и умерла. Тютчев писал об этом: «Пустота, страшная пустота… Даже вспомнить о ней — вызвать ее, живую, в памяти, как она была, глядела, двигалась, говорила, и этого не могу. Страшно, невыносимо…». В следующем 1865 году заболели и умерли два младших ребенка Тютчева и Денисьевой — Елена и Николай. Старшего сына Федора забрала к себе дочь поэта Анна Тютчева. В это время почти все стихи посвящал Тютчев погибшей возлюбленной, много размышлял о старости и близкой смерти.

«Жизнь, как подстреленная птица, Подняться хочет — и не может. Нет ни полёта, ни размаху – Висят поломанные крылья, И вся она, прижавшись к праху, Дрожит от боли и бессилья…»

Отрывок из стихотворения «О, этот Юг, о, эта Ницца!», 1864 год

В 1870-х ухудшилось и здоровье самого поэта. Вскоре после смерти Денисьевой у него умерла мать. Наум Берковский писал: «Тютчев был тяжело болен, но болезни своей признавать не хотел и порывался к деятельной жизни». Тютчев не уходил со службы и не слушал советов врачей, которые рекомендовали ему уехать в имение и пожить в спокойствии. В последние годы жизни поэт испытывал проблемы со зрением и речью, не мог писать, но продолжал диктовать стихи и статьи. Тютчев внимательно следил за франко-прусской войной и выписывал газеты, со всеми посетителями обсуждал свежие новости. В 1872 году он писал дочери: «По своему неисправимому легкомыслию я по-прежнему не могу не интересоваться всем, что происходит в мире, словно мне не предстоит вскоре его покинуть…». Вскоре умерла любимая дочь поэта Мария. Незадолго до смерти Тютчев сочинил свои последние стихотворения «Бессонница» («Ночной порой в пустыне городской…») и «Все отнял у меня казнящий Бог…».

Федор Тютчев умер 27 июля 1873 года в Царском селе. Поэта похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

Вечность Вселенной

Хотя хаос и космос вечны, основные философские вопросы лирики Тютчева касались и кратковременной жизни человека. Общество не всегда соблюдает законы природы, отказывается жить по ним. Из-за этого возникают проблемы, сталкиваются характеры. В своей лирике поэт писал о постоянной борьбе.

Стихотворения о вечном мире и жизни человека:

  • «Певучесть есть в морских волнах»;
  • «Наш век»;
  • «Дума за думой, волна за волной».

В первом произведении лирический герой предстает грустным. Его печалит, что человечество в погоне за призрачной свободой отказывается соблюдать законы мироздания. Нужно придерживаться порядка, чтобы не возникали проблемы, касающиеся всего мира.

Тютчев считал человеческую душу отражением мироздания. Она состоит из тьмы и хаоса, стремления созидать и разрушать. Как день и ночь сменяется настроение, события в судьбе. Хотя сначала общество тянется к свету, достигнув его, начинает роптать и бунтовать. Полученное не оправдывает ожиданий, человек хочет большего.

Поэта беспокоит ограниченность мыслей и сознания. Даже принадлежность к аристократическому классу не расширяет эти возможности. Автор сожалеет, что не может познать все тайны бытия. Но он смиряется с безграничностью природы, ее возвышением над человеком. Мир продолжает развиваться, не замечая смертей и страданий. Это беспристрастие огорчает и одновременно восхищает Тютчева.

При этом силы природы он отождествляет с человеческим духом. Ведь даже при физической ограниченности личность может развивать свое мышление, выходить за пределы тела. Поток мыслей поэт сравнивает с буйством моря. И в стихии, и в разуме постоянно происходят приливы и отливы, штормы и бризы. Есть те, кто умеет покорять непослушные волны. А другие подчиняются им, просто плывут по течению.

Описание природы

Тютчев — известный автор пейзажной лирики. В этом направлении он написал множество произведений. Все стихотворения пронизаны космической тематикой, поэтому в них проявляется определенная символичность. Поэт проводил анализ вечных тем, общества, интересовался вопросами начала бытия.

Описываемые объекты у Тютчева выступают не отдельно, а общей картиной. Важными направлениями для него были пейзажи и человеческая сущность. Автор старался объединить их в своих строках.

Он использовал красивые метафоры и эпитеты: всеобъемлющее море, лучистая река, опрометчиво-безумная гроза, золотой осенний вечер, полураздетый лес. Природа и человек для него — неотъемлемые составляющие Вселенной. Как льдины в холодном океане, люди плывут к определенной цели. Но все они приходят к общей границе — смерти. Они сливаются с роковой бездной, становятся единым целым.

Описанные Тютчевым картины природы наталкивают читателей на мысли о своем «Я». Жизнь — это всего лишь короткий миг, но он наполнен глубоким смыслом. Даже в простых событиях поэт наблюдает не случайности, а заранее предопределенные явления.

Незначительные ситуации могут влиять на ход истории. В природе ничего не происходит просто так. Радуга появляется, чтобы известить об окончании дождя. Влага питает землю, благодаря чему растут цветы и деревья. Шторм вспенивает море, очищает дно и берега. А солнечные лучи согревают все живое, прогоняют холод и сырость.

Читайте также:
Семья Курагиных в романе Толстого "Война и Мир - история семейства

Так происходит и в жизни человека. Неприятности закаляют дух, делают личность сильнее и выносливее. А отдых и маленькие радости позволяют расслабиться и почувствовать себя счастливым. Природа и человек неразрывно связаны, они находятся в постоянном взаимодействии.

Фёдор Тютчев — не дипломат, но мыслитель

Карьерные успехи Тютчева на дипломатическом поприще не были впечатляющими. В 1841 году его даже отправили в отставку и удалили из Министерства иностранных дел за нерадение по службе. Его главные достижения заключались в другом. Тютчев был человеком, умевшим находить общий язык с интеллектуалами по всей Европе, человеком, которого принимали на равных и в Англии, и в Германии, и во Франции главные мыслители того времени. Он был одним из самых уважаемых политических публицистов.


Портрет Тютчева. Ипполита Рехберг, 1838. (rbth.com)

Уже потом, согласно воспоминаниям людей, трудившихся в те годы в военных и внешнеполитических ведомствах в Британии, Германии, Франции, многие ссылались на статьи Тютчева, публиковавшиеся в европейской прессе, отмечая, что в них они впервые ощутили ток мировой истории и впервые разглядели очертания будущих европейских войн.

Любовная лирика

Интересные особенности философской лирики Тютчева заключаются в том, что даже страсть и привязанность заставляют поэта размышлять о вечном. Автор считает, что невозможно выразить чувства словами, ведь их запас слишком ограничен. Это также огорчает его и заставляет искать новый способ говорить о любви.

Взаимная страсть может не только возвеличивать души, но и свергать их в бездну. Чувства бывают искренними и чистыми, а порой они превращаются в губительные и пугающие. Любовь — это слияние душ, но в то же время и их постоянная борьба.

Тютчев считает, что страсть всегда двойственна. Возвышенные чувства он сравнивает с солнечными лучами, теплым ветром, морским бризом. Они успокаивают, придают сил, делают человека добрее и умнее. А роковая страсть в определенный момент погубит влюбленных. Она разрушает и жизнь, и душу, заставляет чувствовать себя преступником. Это неправильные чувства, но избежать их не получится. Сердцем человек управлять не может, он зависит от природы и космоса, высших сил.

Тютчев на себе испытал всю силу любви. У него были и светлые отношения, и запрещенные страсти. Первой женой поэта стала Элеонора Федоровна, которая подарила ему трех дочерей. Но брак был недолгим, автор женился во второй раз. Эрнестина Пфеффель родила Федору Ивановичу двух сыновей и дочь.

Но и вне официальных отношений у поэта были дети. Почти пятнадцать лет он встречался с Денисовой Еленой Александровной. Девушка стала матерью двух сыновей и дочки. Последние его отношения были с иностранкой Гортензией Лапп. Девушка родила двух детей, а после смерти Тютчева получала его пенсию в течение 20 лет — так завещал сам писатель.

Пророчество

Тема пророчества является важной в творчестве Тютчева. Но и она раскрывается по-особенному. Но это не предсказания пушкинского или библейского провидца — это прорицания пифии. Между ней и людьми должен существовать посредник, другими словами жрец. Поэт занимает скользящую позицию: он то жрец, то пифия. Тютчев иногда дает пророчествам истолкования, но они, как и жреческие, далеко не однозначны, не до конца ясны. Читатель должен мыслить самостоятельно, истолковывать (как в античности).

Поэзия Тютчева: темы, мотивы, жанры, циклы и своеобразие стиля

Автор: Guru · 27.08.2018

«Как звезды ясные в ночи – любуйся ими – и молчи». В своем бессмертном творении «Silentium!» Тютчев формулирует вывод из своих многолетних размышлений и готовит заповедь к потомкам, как нужно понимать красоту, любовь и жизнь в целом. Не анализировать, не пытаться воспроизвести, не копировать – молчи и запоминай момент, когда тебе представляется Прекрасное. И хотя Тютчев говорил о звездах, эти же слова применимы для его стихотворений. Чтобы понять лирику этого необыкновенного русского поэта, нужно немного: любуйся ими – и молчи.

Творческий путь: сборники, циклы

Одна из первых поэтических публикаций появилась в 1836 г. в «Современнике», где А. С. Пушкин напечатал цикл из 24-х его стихотворений за подписью «Ф. Т. ». В следующее десятилетие произошел подъем его творчества.

Настоящий сборник стихотворений вышел только в 1854 году, когда поэтический талант Тютчева был раскрыт и с восторгом принят на Родине, но даже после этого поэт сторонился литературного мира и продолжал записывать строки на случайных салфетках и тетрадях.

Единственным сформированным полноценным циклом исследователи считают стихотворения, посвященные возлюбленной Тютчева, Е. А. Денисьевой. И хотя цикл называется «денисьевским», литературоведы еще спорят, не относятся ли некоторые произведения оттуда посвящениям законной жене Тютчева. В любом случае, этот цикл любовных посланий по душевной глубине, искренности, надрыву и философичности сравнивают со знаменитыми историями Паоло и Франчески, Ромео и Джульетты, Лейле и Маджуне.

Художественный мир

Особенности

Поэтика Тютчева отчасти похожа на пеструю мозаику, и в том ее красота и уникальность. Учитывая, что в 1822 году он уехал в Мюнхен как член русского посольства и прожил за границей 22 года, подавляющее количество его писем, корреспонденции, остроумных заключений были написаны на французском языке. Возможно, именно проживание за рубежом и классическое дворянское воспитание привили Тютчеву некоторый архаизм, глубокую философичность, приверженность к «тяжеловесной» поэзии Державина и Ломоносова. Ю. Н. Тынянов даже считает, что небольшие стихотворения у Тютчева – это отголосок, распад формы оды того же Державина и Ломоносова, и поэтому чувства и композиция в таких «фрагментах» максимально напряжены.

Читайте также:
Загадки с именами прилагательными для 3 класса с ответами и картинками

Еще одной яркой чертой поэтики Тютчева можно назвать «дублеты» –одинаковые образы, которые повторяются из стихотворения в стихотворение:

Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон —
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружён.

Получается, мы наблюдаем постоянное перемещение образов по стихотворениям, где каждый раз они открываются с новой стороны, а также «фрагментарность» самой формы поэзии Тютчева. Они объединяют все его творчество в единое целое без возможности рассматривать каждое стихотворение отдельно. Необходимо прочитать как минимум весь сборник, чтобы определить для себя, что все-таки поэт вложил в многогранный образ той же «двойной бездны».

Темы и мотивы

Исследователи выделяют 4 основных темы поэзии Тютчева: гражданскую, философскую, пейзажную и любовную. Однако, как мы уже заметили, образы и приемы переплетаются в каждом стихотворении, и поэтому многие произведения объединяют в себе несколько поэтических тем.

Например, произведение «14-е декабря 1825» – центральное стихотворение гражданкой лирики поэта – посвящено декабристскому восстанию. Здесь явно прослеживаются аллюзии на пушкинское «К Чаадаеву»: «Поносит ваши имена» – «Напишут наши имена», «Как труп в земле схоронена» – «На обломках самовластья» и т. д.

Стихотворение «Над этой темною толпой» также похоже на вольнолюбивую лирику Пушкина, поэт плачет о «растлении душ и пустоте» в государстве в смутные времена:

…Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?

Вообще поэтике Тютчева свойственно настроение гибели, рока, трагического предопределения. Даже любовная лирика, которая, казалось бы, должна в сравнении выступать как более легкий и радостный жанр, пронизана пессимистическим настроением: «О, как убийственно мы любим», «Предопределение», «Последняя любовь». Важно отметить, что глубоким трагизмом насыщены именно последние любовные стихотворения поэта, написанные на смерть любимой женщины, Е. А. Денисьевой, в честь которой и назван цикл любовной поэзии Тютчева – денисьевский. После гибели возлюбленной, по воспоминаниям близких, Тютчев несколько лет оставался безутешным, а Тургенев, навестивший поэта, говорил о безжизненном голосе поэта; его одежда была «промокшею от падавших на неё слёз».

Еще один шедевр любовной лирики, стихотворение «Я встретил вас, и все былое» посвящено прекрасной Амалии Лерхенфельд, которая в юном возрасте ответила поэту отказом, но на склоне лет посетила старого друга. Любовь здесь уже не представляет источник страданий, теперь это чувство, которое и делает человека живым, не важно, взаимно оно или нет. Поэт просто счастлив лицезреть красоту и наслаждаться прекрасным чувством. Опять же, невозможно не заметить композиционное и смысловое сходство с пушкинским «Я помню чудное мгновение».

Стихотворение «Наш век» традиционно относят к философской лирике, но в нем также сильны мотивы гражданской поэзии:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…

По долгу службы имея возможность наблюдать и сравнивать жизнь в России и за рубежом, а также являясь свидетелем сложного периода существования империи, Тютчев философски анализировал историю, и потому многие философские и гражданские стихотворения близки по пафосу. К этому кругу произведений относится и любимая тема Тютчева — «космос и хаос». Проводя много времени в размышлении о месте и роли хаотического в миропорядке, о балансе дня и ночи, темного и светлого, Тютчев создает такие шедевры как «О чем ты воешь, ветр ночной? » и «Сижу задумчив и один».

Тютчев именовал себя «верным сыном Матери-земли», но это вовсе не отвлеченный образ. Земля в его поэзии отождествлялась с Родиной, и сам поэт признавался, что немецкий пейзаж мог вдохновить его только в том случае, если в ландшафте что-то напоминало родные просторы. Пейзажная лирика Тютчева музыкальна и образна, она наполнена точными и нетипичными эпитетами и сравнениями, чувственными деталями, что позволяет взглянуть на, казалось бы, давно воспетые пейзажи с совершенно другой стороны. «Летний вечер», «Утро в горах», «Снежные горы», «Весенняя гроза», «Море и утес», «Не то, что мните вы, природа» при всем торжестве образной и красочной поэзии являют собой глубокие философские размышления о первоначальности, бесконечности и цикличности мира:

Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества…

Образ лирического героя

Лирический герой Тютчева в основном отражает личность самого поэта, и это наиболее показательно в его любовных стихотворениях. Детали, аллюзии, намеки, скрытые в них, взяты из самой жизни поэта, его интимных переживаний и чувств. Так же, как сам автор, глубоко и трагически переживает эмоциональные потрясения его лирический герой. Он часто страдает от рока, ощущения предопределенности бытия, сверхразумной задачей мира, в котором человек – не просто деталь.

Его герой – мыслитель даже в любви. Он постоянно подвергает анализу даже чувства. Его страсть – это ограненный драгоценный камень, лишенный природного буйства, зато нашедший в огранке законченность.

Идеи Тютчева

Поэзия Тютчева пронизана космическими идеями и философскими теориями. В основе его философской лирики лежит попытка осмысления законов Вселенной, двусоставности мира, определением человеческой сущности как идеального микрокосмоса и так далее. Позже идеи Тютчева войдут в основу русского космизма.

Также он был первооткрывателем в сфере межличностных отношений людей. Пока другие поэты призывали читателей раскрыть свою душу, обнажить чувства и мысли, Тютчев был сторонником молчаливой сдержанности, духовного уединения человека. Только так можно остаться честным в отношении самого себя и не опошлить то, что люди называют внутренним миром.

Читайте также:
Афоризмы из пьесы На дне - цитаты Сатина, Луки, Бубнова

Поэтический стиль

Во многом эти глубокие философские идеи предопределили и поэтический стиль Тютчева. Как мы выяснили ранее, композиционная особенность произведений Тютчева – это фрагментарность, сжатость, афористичность, наличие повторяющихся образов-дублетов.

Ю. Н. Тынянов утверждал, что творчество поэта являет собой переразложение жанров ораторского искусства и романтических фрагментов, таким образом, представляя собой уникальный сплав художественных средств. Наиболее частыми из них стали развернутые эпитеты и сравнения, метафоры, глубокая образность.

Своеобразные «маленькие оды» Тютчева стали переходным звеном между пушкинской и некрасовской эпохами, благодаря незаурядной личности и таланту поэта ставшие образцом удивительного лирического многообразия и поэтической философии.

Особенности философской лирики Фёдора Тютчева: описание кратко

Фёдор Иванович Тютчев — выдающийся русский поэт XIX века, автор большого количества как стихотворений, так и произведений в прозе. Большое место в творчестве поэта было уделено философской лирике. Тютчев около двадцати лет жил в Мюнхене как российский дипломат от Коллегии иностранных дел. Был участником стихотворного кружка Белинского.

Краткая биография лирика

Фёдор Тютчев — один из самых ярких представителей золотого века русской поэзии и литературы.

Родился известный поэт и публицист в Орловской губернии в 1803 году. Начальное образование получал дома, как и многие другие представители дворянского класса. Интерес и к поэзии начали проявляться с малых лет, поддерживаемый своим наставником и учителем, увлёкся латынью и поэзией Древнего Рима. В 12 лет юный Тютчев уже переводил сложные поэмы Горация.

С 14 лет стал посетителем лекций в Императорском московском университете, куда заочно был принят в число студентов.

Окончив университет, юноша начинает свою карьеру в Коллегии иностранных дел, которая отправляет его работать в Мюнхен в качестве дипломата. Там поэт проводит значительную часть своей жизни.

Жизнь в Мюнхене, несомненно, повлияла на творчество поэта, именно тогда произведения юноши проявляли яркое художественное своеобразие. Большое внимание в своём творчестве он уделяет пейзажным мотивам. За границей поэт знакомится с Элеонорой Петерсон, которая становится главной музой и любовью всей его жизни. Она рожает Тютчеву трёх дочерей.

К сожалению, брак был довольно коротким — всего 12 лет. В 1838 г. после кораблекрушения жена поэта получает нервное потрясение, от которого умирает. Несмотря на то что поэт называл Элеонору своей главной любовью, уже в 1839 году он связывает себя узами брака с Эрнестиной Дёрнберг.

Ближе к середине XIX века Тютчев возвращается на родину, где получает должность старшего цензора. В это же время он вступает в литературный кружок Белинского, где, вместе с другими лириками и писателями развивает своё творчество.

Основные мотивы философской лирики

Кратко описав биографию поэта и основные этапы его творческого пути, становится ясно, что большая роль в его творчестве была отведена философии.

Изучая его творческий путь, можно выделить множество примеров и особенностей философской лирики. Тютчев обладал особенным влиянием на читателя, все его произведения заставляют вдумываться и размышлять, перечитывать и анализировать глубокую мысль поэта. В своём творчестве автор пытался передать читателю сообщение о важности Родины, о любви, знакомил со сложными философскими рассуждениями. И именно творчество Тютчева можно безошибочно распознать среди произведений других поэтов.

Темы произведений:

  • Космос и хаос. Именно в этих произведениях мир реальный и мир поэтический крепко связаны, также как человек связан с бесконечной Вселенной. Здесь Тютчев рассматривает космические мотивы, как фундамент жизни, отмечая явную двойственность мироздания. Отражал он эту тему и в образах дня и ночи, и в природных явлениях, и в человеческих эмоциях. День, по мнению поэта, обладает необычным целительным эффектом, а ночь же, наоборот, представляет собой хаос и тёмную бездну. Хаос, по мнению лирика, является частью мироздания, он прекрасен и притягателен, в его основе лежит весь мир.
  • Любовь — часть целого. Философская лирика отражается во всех произведениях поэта, в том числе и в тех, что посвящены любви. Основным мотивом в произведениях поэта — философа являлись признания. В «О как убийственно мы любим…» Тютчев показывает бурю эмоций, борьбу и спокойствие. И, по мнению автора, все эти поединки — роковые. Лирик показывает совершенно разную любовь: страдания и мучения, счастье и радость, страсть и нежность. Об этом как раз его знаменитый «Денисьевский цикл», включающий большое количество трогательных стихотворений о любви.
  • Природа как часть целого. В своих произведениях поэт пытается отразить извечную тему небытия, при этом описывая всё, что наблюдает в общих проявлениях, не циклясь на деталях. Именно поэтому пейзажную лирику Тютчева хочется выделить, ведь она характеризует связь природы и Вселенной, где природа — часть чего-то масштабного. Поэт-философ создаёт большое разнообразие образов, не уделяя внимания исключительно одной детали, а описывая всё вокруг. Во всех своих произведениях он выстраивает логическую цепочку взаимоотношений между человеком и природой, природой и Вселенной.

Но несмотря на это литературные критики всегда высоко оценивали творчество Фёдора Тютчева, отмечая его философичность. Тютчевская поэзия сочетала вечное и мирское, неразрывно связана с природой и темой космоса, она не ограниченная определёнными рамками. Лирик умел кратко выразить своё отношение к миру и существованию в нём.

Воланд в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание характера и внешности

Иван Бездомный,
Воланд (в центре) и Берлиоз.
Иллюстрация Г. Калиновского
Читайте также:
Тема судьбы в романе Лермонтова Герой нашего времени - проблема

Воланд является одним из самых ярких персонажей знаменитого романа “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Воланда в романе “Мастер и Маргарита”: описание внешности и характера героя.

Смотрите:
– Краткое содержание романа
– Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”

Образ и характеристика Воланда в романе “Мастер и Маргарита”

Воланд – это дьявол, воплощение нечистой силы, повелитель злых сил. В романе его также называют духом зла, князем тьмы и т.д.:
“. Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной. ”
“. держите их! У нас в доме нечистая сила. ”
“. Я к тебе, дух зла и повелитель теней. ”
“. передо мной сидит посланник дьявола. ” (Азазелло – посланник дьявола-Воланда)
“…потешавшим князя тьмы…”

Возраст Воланда – за 40 лет. Но это условные цифры. Настоящий возраст темных сил исчисляется тысячелетиями:
“. лет сорока с лишним. ”
“. ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году. ” (Воланд существовал и в 1571 году, и раньше)

“. Рот какой‑то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. ”
“. скривил и без того кривой рот. ”
“. Брови черные, но одна выше другой. ”
“. разные глаза, брови. “

У Воланда глаза разного цвета. Булгаков не завершил свой роман, поэтому в тексте есть разногласия. В одних эпизодах левый глаз – черный, в других эпизодах – правый:
“. Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. ”
“. Правый глаз черный, левый почему‑то зеленый. ”
“. закричал он, и левый зеленый глаз его, обращенный к Берлиозу, засверкал. ”
“. левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв. ”
“. профессора с пустым и черным глазом. ”
“. не спуская с Маргариты огненного глаза. “


У Воланда низкий, тяжелый голос:
“. приглушив свой низкий голос, сказал.
“. произнеся низким, тяжелым голосом и с иностранным акцентом следующие слова. ”
“. из спальни донесся низкий голос. ”
“. Дурак! – отчетливо сказал где‑то бас чрезвычайно похожий на бас консультанта. ”
“. неожиданно услышал тяжелый бас. ”
“. Голос Воланда был так низок, что на некоторых словах давал оттяжку в хрип. ”
“. над горами прокатился, как трубный голос, страшный голос Воланда. “

Воланд – вездесущее бессмертное существо. Он существует вне времени:
“. я лично присутствовал при всем этом. И на балконе был у Понтия Пилата. ”
“. Человек лично был знаком с Понтием Пилатом, чего же вам еще интереснее надобно. ”
“. Вздор! Лет через триста это пройдет. Мне посоветовали множество лекарств. ” (о больном колене)

Герой обладает неограниченными возможностями и силой:
“. обладает какою‑то необыкновенной силой. ”
“. насколько микроскопически малы их возможности по сравнению с возможностями того, в чьей свите я имею честь состоять. ”
“. Всесилен, всесилен. ”
“. А за деньгами он не постоит. миллионер. ”
“. всесильный Воланд был действительно всесилен. “

Он творит чудеса и невероятные “штуки”:
“. овладеть такой личностью, которая проделывает штуки вроде той, жертвой которой стал Степан Богданович, будет не так‑то легко. ”
“. каким‑то чудом мастер был возвращен к ней, что из пепла возник роман. “

Воланд – загадочное и незаурядное существо:
“. Загадочный профессор брезгливо скривил и без того кривой рот. ”
“. Он личность незаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом‑то самое интересное и есть. “

Он является очень вежливым существом:
“. спросил Воланд вежливо, но суховато. ”
“. Тот в ответ улыбнулся ей вежливо и равнодушно. ”
“. Ну, что же, если спокойнее, то и считайте, – вежливо ответил Воланд. “

Воланд ведет себя дружелюбно и порой мягко:
“. Незнакомец дружелюбно усмехнулся. ”
“. Виноват, – мягко отозвался неизвестный. ”
“. Зачем? – продолжал Воланд убедительно и мягко. “

Он нередко улыбается в разговоре:
“. Наконец Воланд заговорил, улыбнувшись. ”
“. Держу пари, – сказал Воланд, улыбаясь Маргарите. ”
“. отвечал Воланд, понимающе улыбаясь. ”
“. Вы хотите со мной поспорить? – улыбнувшись, спросил Воланд. “

Воланд иногда даже смеется и хохочет. Но его глаза при этом не смеются:
“. вскричал он, смеясь, но не сводя несмеющегося глаза с поэта. ”
“. иностранец ничуть не обиделся и превесело рассмеялся. ”
“. трясясь от хохота проговорил профессор. “

Он является умным, проницательным существом:
“. великий Воланд! Он выдумал гораздо лучше, чем я. ”
“. проговорил неизвестный, проницательно глядя на обоих литераторов. ”
“. заговорил посетитель, проницательно улыбаясь. “

Воланд одинок и холост:
“. мессир холост, как вы, конечно, сами понимаете. ”
“. Один, один, я всегда один, – горько ответил профессор. “

Воланд знает все о прошлом, настоящем и будущем:
“. таинственный консультант точно знал заранее всю картину ужасной смерти Берлиоза. ”
“. заранее знал о смерти Берлиоза и лично видел Понтия Пилата. “

Он знает множество языков и объездил весь мир:
“. О, я вообще полиглот и знаю очень большое количество языков, – ответил профессор. ”
“. где я только не бывал. “

Читайте также:
«Лиса и Тетерев» краткое содержание русской народной сказки для читательского дневника, анализ произведения, характеристика главных героев, основная мысль и смысл

Воланд ежегодно проводит “бал у сатаны”, где собираются самые разные грешники. Приехав в Москву, он тоже устраивает здесь свой традиционный бал:
“. Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей. Народу. ”
“. Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны. ”
“. она была на балу у сатаны. “

Свита Воланда состоит из нескольких персонажей. В свиту входят Коровьев, Азазелло, кот Бегемот и Гелла:
“. рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака – кот Бегемот. С Азазелло и Коровьевым вы уже познакомились, служанку мою Геллу рекомендую. “

Воланд и его свита наказывают людей за нехорошие поступки:

Воланд справедлив с теми, кто этого заслуживает:
“. Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я.
“. заговорил Воланд, – не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь. ”
“. итак, это не в счет, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя. “

Воланд оказывается добр к Маргарите и ее возлюбленному Мастеру:

Характеристика образа Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Михаил Булгаков написал удивительную историю о настоящей любви и самопожертвовании — «Мастер и Маргарита». Характеристика образа Воланда в романе довольно интересна, так как он выступает в качестве ключевой фигуры. Мессир принял участие в событиях сразу двух временных отрезков. Именно он стал вершителем судеб двух влюблённых, а также позволил мастеру достойно окончить его произведение.

  1. Внешний вид
  2. Характеристика мессира
  3. Свита и окружение
  4. Цель приезда
  5. Символика Воланда
  6. Справедливость сатаны
  7. Значение образа

Внешний вид

Описание Воланда (ударение на «о») в романе довольно подробное. Он выглядит как мужчина в возрасте примерно 40 лет. Но на самом деле дьявол бессмертен, поэтому сколько он прожил, не знает никто. Все персонажи, с которыми он повстречался, описывали профессора по-своему. Только в одном они совпадали — мессир хромал, так его наказала одна знакомая ведьма.

Внешний вид у него довольно интересный:

  • тёмные волосы;
  • несимметричные брови;
  • глаза разного цвета;
  • зубы покрыты коронками;
  • лоб в морщинах;
  • кожа сухая.

Воланд представлен как гладковыбритый мужчина среднего роста с тёмной шевелюрой и кривым ртом. У него разные глаза — левый чёрный, а правый зелёный. Его зубы с одной стороны украшены платиновыми коронками, а с другой — золотыми. Лицо покрыто загаром, а кожа на вид сухая. Мессир разговаривает низким голосом с хрипотцой.

Его одежда в течение всего романа менялась в зависимости от случая. На торжественных мероприятиях Воланд надевал классический дорогой костюм. А дома выглядел неряшливо: засаленный халат, стоптанные туфли, старая пижама. Когда сатана принял своё истинное обличье, то был в черной сутане, накидке, перчатках.

Характеристика мессира

Герой романа изображён как интересная личность. Он обладает неоднозначными чертами характера. В нем сочетается сатанинское и божественное начало. Невозможно разделить поступки Воланда на хорошие и плохие, так как не существует четкой границы между злом и добром.

Сначала автор не раскрывает истинный образ профессора, чтобы выдержать интригу. Но постепенно сущность мессира проявляется, и становится понятно, что это дьявол. При этом Булгаков время от времени показывает его в непривычных образах:

  • волшебника;
  • провидца;
  • могущественного мага.

Считается, что прототипом Воланда стал Мефистофель из произведения Гете. А портрет персонажа Булгаков писал из статьи о демонологии, а также из книги «История сношений человека с дьяволом». Его герой обладал косоглазием, хромотой, несимметричными густыми бровями. Но только внешне сатана был похож на привычные образы, описанные в различной литературе. В большинстве случаев дьявол пытается задеть все темные чувства человеческой души. A Воланд путем провокации исследует истинную сущность людей. Он раскрывает и плохие, и хорошие стороны жителей Москвы на представлении в театре Варьете.

Свита и окружение

Такой неоднозначный персонаж Булгакова, Воланд, вершил правосудие не в одиночку. У него были свои соратники, которые прислуживали и помогали ему. Это удивительные и неординарные личности. Свита Воланда:

  • Коровьев, или Фагот;
  • кот Бегемот;
  • Азазелло;
  • Гелла.

Хотя в литературе прислужники дьявола обычно сеют хаос, компания в романе Булгакова, скорее, связана с шутками и каламбурами. Воланд наделял своих помощников заданиями, которые помогли бы им раскрыть пороки и наказать виновных. Таким образом они очищают людей от их темных сторон.

Действия Фагота и Бегемота привели к пожару в доме Грибоедова. Но они дали людям второй шанс для воздвижения нового храма культуры и побудили их к творчеству. Азазелло выступал в качестве переговорщика, так как ему приходилось общаться с другими персонажами. А Гелла верно служила Воланду уже много лет, она была ловкой и умелой.

Свита Воланда совмещает в себе добро и зло. Она заставляет человека выбрать правильный путь, сбрасывает с его глаз пелену, которая скрывает действительность. Сам мессир в этом случае становится вершителем судеб.

Цель приезда

Только погрузившись в события романа, становится понятно, зачем профессор приехал в Москву. Литераторам он говорит, что его вызвали для расшифровки рукописей чернокнижника. А он является единственным, кто мог разобраться с этими книгами. Администрация театра думает, что мессир приехал для демонстрации сеанса черной магии. А Маргарита уверена, что его целью является проведение весеннего бала.

У Воланда много ответов, как обличий и имен. И только заведующий буфетом Сокол узнал настоящую причину приезда профессора в Москву. Он всего лишь хотел понаблюдать за жителями города и понять, насколько они изменились. Именно для этого он организовал представление в театре. Уже множество столетий дьявол знаком с человеческой душой. Он пытается исследовать её и понять причину совершения дурных поступков. А в Москве мессир пришел к выводу, что люди остались прежними. Они такие же легкомысленные, жаждут денег. Но больше всего их испортил квартирный вопрос.

Читайте также:
Котлован - краткое содержание, история создания, анализ, сюжет

Символика Воланда

Если давать характеристику Воланда из «Мастера и Маргариты», то можно заметить, что он использовал некую символику. Она ничем не помогала, но придавала ему более таинственный образ. Основные символы внешнего вида и поведения дьявола:

  • театральность;
  • чертовщина;
  • пудель;
  • луна.

Всем действиям Вологда присуща театральность. В его одежде и поведении есть много неестественных, ярких деталей. Он любит неожиданные появления и эффектные исчезновения, странные костюмы. Даже его бас звучит так, словно дьявол участвует в театральном спектакле.

С чертовщиной можно столкнуться практически в каждом событии, происходящем в романе. Многие персонажи повторяют слова, указывающие на тёмные силы.

Жители Москвы словно сами призывают сатану, а он отвечает на их приглашение. Но чертовщина больше связана с самими горожанами, чем с Воландом.

На протяжении всего романа за сатаной следует луна. Ее свет, как и в других литературных произведениях, всегда представляет темные силы. Ведь все плохие дела обычно вершатся под покровом ночи. Но в романе Булгакова луна представлена как разоблачающий элемент. Она выставляет истинную сущность людей и помогает вершить правосудие. Именно ее сияние делает Маргариту ведьмой, даже волшебный крем не возымел бы такого действия.

Согласно Википедии, черный пудель олицетворяет Мефистофеля. Но он встречается и в романе Булгакова. Собачья голова украшала рукоять трости Воланда. А также она была изображена на медальоне королевы и появилась на подушечке, которая стояла под ногой Маргариты.

Справедливость сатаны

В романе «Мастер и Маргарита» главная тема — это борьба добра и зла. Воланд приехал в столицу, чтобы объяснить значение этих понятий. Но вместо того, чтобы творить плохие дела, он встретил людей, которые в будущем могут стать обитателями темного загробного мира. Это были москвичи:

  • служители искусства;
  • работники общепита;
  • наследники умерших родственников;
  • продажная администрация.

Все жадные, лицемерные, коварные люди ответили за свои поступки. Воланд прибыл в столицу именно для того, чтобы наказывать подобных подлецов. Но персонажи, которые обладали чистой душой и добрым сердцем, были вознаграждены за это. Примером служит история Маргариты и Мастера.

И сатана, и Бог позволили им покинуть грешный земной мир, избавиться от всех проблем. Даже Понтий Пилат — герой религиозного романа — снова встретился с Иешуа и забыл о казни. У Воланда есть возможности для наказания людей за их злодеяния. Но сам он при этом никого не оговаривает. Зато карает всех доносчиков, шпионов и предателей.

Тема добра и зла пропитывают весь роман вплоть до мелочей. Она отражается в таблице ценностей каждого персонажа, но интерпретируется ими по-разному. К примеру, Маргарита вышила для своего возлюбленного желтым шелком чёрную шапочку. Для Мастера тёмный цвет ассоциируется с покоем и тишиной. А жёлтая буква «М» означает славу и божественную власть.

Значение образа

Воланд был создан Булгаковым, чтобы указать людям на их пороки. Тот, кто не умеет различать зло и добро, стать хорошим не сможет. Но приравнять справедливость профессора к доброте невозможно. Мессир просто указывал на ошибки, заставлял человека их исправлять или отвечать за них. Если люди смогли осознать свои поступки, перекрыть их добрыми делами, то они избегали мести сатаны. Римский и Бездомный наконец-то посмотрели на мир новым взглядом, они перебороли темную сущность своей души и начали жить по-другому.

А причастность Маргариты к дьявольскому балу и слабая воля Мастера не позволили им перенестись в свет. Но они оба жертвовали собой ради любви. За это Воланд наградил их вечным покоем в своём темном царстве: «Туда, туда! Там ждёт уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, Мастер, по этой!» (цитатный отрывок из романа).

Мессира невозможно причислить ни к абсолютному злу, ни к добру. Его поступки продиктованы только жаждой справедливости. А его образ в романе послужил своеобразным зеркалом для остальных персонажей. В нем они смогли разглядеть свои ошибки и пороки.

Профессор помог москвичам наладить свою жизнь, избавиться от плохих качеств.

Основная идея романа Михаила Булгакова — это обязательное наказание за все совершенные злодеяния. В каждой строчке произведения содержится это истина. Прошлое в нём соединяется с будущим, тьма пересекается со светом, а плохие поступки — с хорошими. Воланд в этой системе находится где-то посередине. Персонаж не олицетворяет ни рай, ни ад. Он только часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо.

Воланд – Мастер и Маргарита

ВОЛАНД — центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928-1940), дьявол, явившийся в «час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах», чтобы справить тут, в Москве, «великий бал сатаны»; ставший, как ему и полагается, причиной многих необычайных событий, которые произвели смуту в мирной жизни города и доставили немало беспокойства его обитателям.

В процессе создания романа образ В. играл ключевую роль. Этот персонаж был отправным пунктом художественного замысла, который затем претерпел множество изменений. Будущий роман о Мастере и Маргарите зачинался как «роман о дьяволе» (слова Булгакова из его письма «Правительству СССР», 1930). В ранних редакциях В., еще не нашедший своего имени, называемый то герр Фаланд, то Азазел, был главным лицом, поставленным в центре повествования. На это указывают едва ли не все варианты названия романа, отмеченные в рукописях с 1928 по 1937 год: «Черный маг», «Копыто инженера», «Консультант с копытом», «Сатана», «Черный богослов», «Великий канцлер», «Князь тьмы» и др. По мере того как расширялась «даль свободного романа» (получила развитие «античная» линия, появились Мастер и Маргарита, а также многие другие лица), В. утрачивал функцию героя. В «окончательной» редакции он был оттеснен с главных ролей и стал тритагонистом сюжета, после Мастера и Маргариты, после Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата. Утратив верховенство в иерархии образов, В. тем не менее сохранил очевидное первенство с точки зрения сюжетного присутствия. Он участвует в пятнадцати главах романа, тогда как Мастер появляется только в пяти, а Иешуа лишь в двух главах.

Читайте также:
Сентиментализм в литературе - основные темы и идеи, герои и характеры

Имя В. автор почерпнул из «Фауста» Гете: возглас Мефистофеля «Plate! Junker Voland kommt» («Дорогу! — черт идет!»; перевод Н.А.Холодковского; сцена «Вальпургиева ночь»). Источником образа для Булгакова послужила книга М.Н.Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904), а также статьи о сатане, о демонологии «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона.В изображении дьявола писатель использовал некоторые традиционные атрибуты, эмблемы, портретные описания: хромота, косоглазие, кривой рот, черные брови — одна выше другой, трость с набалдашником в виде головы пуделя, берет, лихо заломленный на ухо, правда, без пера, и проч. Тем не менее булга-ковский В. существенно отличается от образов сатаны, запечатленных художественной традицией. Как показывают исследования, эти отличия усиливались от одной редакции к другой. «Ранний» В. был намного ближе к традиционному типу искусителя, ловца человеческих душ. Он совершал святотатства и требовал кощунственных действий от других. В «окончательном» варианте эти моменты исчезли. Своеобразно интерпретируется Булгаковым провокация дьявола. Традиционно сатана призван спровоцировать все темное, таящееся в душе человека, как бы разжечь его. Смысл провокаций В. — исследование людей, каковы они на самом деле. Сеанс черной магии в театре-варьете (классическая провокация) обнаружил в собравшихся там зрителях как дурное (алчность), так и хорошее, показав, что милосердие иногда стучится в людские сердца. Последний вывод, убийственный для сатаны, булгаковского В. нисколько не уязвляет.

Мессир В., как его почтительно именует свита, состоящая из ломаки-регента Коровьева, Фагота, демона Азазелло, кота Бегемота и ведьмы Геллы, — отнюдь не богоборец и не враг роду человеческому. Вопреки ортодоксальному толкованию, отказывающему дьяволу в истине, ибо «он ложь и отец лжи» (Иоанн, VII, 44), В. причастен к истине. Он безусловно различает добро и зло: обычно же сатана — релятивист, для которого эти понятия относительны. Более того, В. наделен властью наказывать людей за зло, ими совершенное; сам ни на кого не клевещет, зато карает клеветников и доносчиков.

На всем протяжении романа В. не пытается улавливать души. Не нужны ему и души Мастера с Маргаритой, к которым он проявил столько бескорыстного участия. Строго говоря, В. не дьявол (греч. §1сфоХо^ значит «разбрасывающий»), понимаемый как злая воля, разъединяющая людей. В. решительно вторгается в судьбу Мастера и Маргариты, разлученных волею обстоятельств, соединяет их и находит им «вечный приют». Столь явное преступление дьявольских полномочий Булгаков обозначил в эпиграфе романа, взятом из «Фауста» Гете: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Философско-религиозным источником образа В. явилось дуалистическое учение мани-хейцев (III-XI вв.), согласно которому Бог и дьявол действуют в мире, выражаясь словами романа, каждый по своему ведомству. Бог повелевает горними сферами, дьявол распоряжается на земле, верша справедливый суд. На это указывает, в частности, сцена В. с глобусом, на котором тот видит все происходящее в мире. Следы манихейской доктрины явно обнаруживаются в диалоге В. с Левием Матвеем на крыше дома Пашкова. В ранней редакции решение судьбы Мастера и Маргариты поступало к В. в форме приказа, который приносил «неизвестный вестник», появившийся под шорох летящих крыльев. В окончательном варианте Ле-вий Матвей передает просьбу наградить Мастера и его возлюбленную покоем. Два мира, света и тени, сделались, таким образом, равноправными.

Сочинение Воланд в романе Мастер и Маргарита (Характеристика и образ) Булгакова 11 класс

Воланд, без преувеличения – центральная фигура романа. Именно о нем эпиграф: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», и, действительно, если посмотреть на дела Воланда, то в итоге он дает именно благо. Не то банальное мещанское «добро», к которому стремится большинство второстепенных персонажей и, которое оттеняется аристократическим достоинством фигуры сатаны, но именно благо в его подлинном смысле.

Конечно, сам Воланд – не благостный персонаж. Он не может предложить подлинного блага в конечном смысле. Даже Мастеру и Маргарите он дает только вечный покой.. но где?

Без преувеличения образ Воланда многогранен и, по сути, неуловим. Он меняется как узоры калейдоскопа. Такой тон задает автор с самого начала: «. рот кривой. правый глаз черный, левый почему-то зеленый, брови черные, но одна выше другой». Лицо его как бы ускользает от пристального взгляда, его подлинный облик непонятен. Сам герой представляется разными именами и профессиями, зачастую отражает представления о мире, того с кем общается. Поэтому во многом мы можем сравнить образ Воланда с подобием чистого зеркала, в котором отражается общество того времени. Сатана выявляет пороки людей и дает соответствующие последствия. Многие после этого вразумляются.

Читайте также:
Робинзон Крузо - краткое содержание по главам, характеристика

Булгаков, хотя и увлекался мистикой, был православным, а в православии непринято писать иконы Господа и также изображать Его любыми другими способами искусства. Поэтому единственной доступной для него фигурой представителя высших сил остается именно Дьявол. Он не обладает милостью Господа, поэтому так циничен. Да Воланд обличает пороки, но он также и искушает людей, подталкивает на совершение различных пакостей, за которые в дальнейшем и подвергает всяческим мытарствам. В итоге многие герои глубже узнают себя, становятся, как ни странно, на путь праведников. К примеру, Иван Бездомный. Вот какой трудный вопрос ставит в том числе Булгаков – если Господь попустительствует расхолаживанию людей, то дьявол наоборот помогает им становиться лучше, хотя и через страдания? Однако не совсем так, ведь Воланд обречен только на Царство тьмы и другим может предложить только его, хотя и под оболочкой благородства и аристократического достоинства.

Сочинение 2

В произведении Воланд является проводником и неким звеном между миром реальным и мистичным. Как правило, он берет на себя роль наблюдателя, избегает агрессивного вмешательства в явления и процессы.

Это вполне логично. Ведь для того, чтобы менять события и творить «чудеса» существуют его подчиненные – Азазелло, кот Бегемот и др. Сам же Воланд предпочитает молча оценивать их деятельность и ее последствия, находясь в сторонке. Но адепты и сами отлично справляются.

Персонаж чем-то схож с Сатаной. Образ прописан весьма иносказательно. Во-первых, Воланд способствовал помешательству некоторых москвичей, разум которых оказывался слишком хрупким для того, чтобы осознать присутствие сверхъестественных событий. Однако назвать его отрицательным героем язык не поворачивается.

Мало того, в Воланде есть даже некая тяга к справедливости. Ведь он наказывает только лишь тех, кто имеет моральные недостатки. Преследует людей нечестивых, подлых и мерзких, некоторых из которых даже можно охарактеризовать, как низких, жалких, ничтожных.

Соответственно, герой предстает перед читателем неким «Робин Гудом из мира магии», «молчаливым мстителем», «гласом темной справедливости», «адским ангелом отмщения».

Способности «темного владыки» безграничны. Он заранее знает обо всем, что может случиться, помнит то, что происходило тысячи лет назад, видит намного больше, чем «простые смертные». Именно поэтому человеческие поступки его смешат.

Однако пара Мастера и Маргариты сумела «умилить» его. Проникнувшись искренней любовью, самозабвенностью и страданиями героев, Воланд дарует им свободу.

Это характеризует его не только как мрачного, мистичного героя, наделенного высшей степенью власти и тягой к справедливости, но и как милосердного. Впрочем, любой правитель обязан иногда быть снисходительным по отношению к своим подданным.

К чертам Воланда также можно причислить таинственность, загадочность, флегматичность, прозорливость, умение видеть людей насквозь и.т.д.

Воланд отличается от Дьявола тем, что не искушает людей, а испытывает их путем сложных жизненных обстоятельств. Как правило, все проверки нестандартные и яркие. Что же касается реакции людей, она тоже отличается.

«Финальной точкой», которую темный владыка ставит при столкновении с любым представителем человеческого рода, является предоставляемый им выбор: герой предлагает личности, наконец, определиться, на чью сторону встать?

Варианта два – Свет или Тьма.

Образ Воланда

Несмотря на то, что в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд олицетворяет собой образ Дьявола, персонаж этот, подобно остальным героям романа, вовсе не так однозначен.

Воланд прибывает в Москву в 1935 году и представляется консультантом по черной магии, профессором в области чародейства, артистом. В своем романе Булгаков описывает его как человека, одетого в дорогую одежду, с тростью, лет сорока с небольшим, с глазами разного цвета.

Нескольким героям Воланд раскрывает свое истинное лицо повелителя тьмы. Воланд не является воплощением абсолютного зла, поскольку способен проявлять милосердие и совершать справедливые поступки.

Князь тьмы пребывает в Москву затем, чтобы увидеть москвичей массово, для чего и устраивает сеанс черной магии в Варьете. Воланд хотел понять, как изменились люди за последние несколько веков, и изменились ли вообще. Посмотрев со сцены в зрительный зал, оценив поведение зрителей, он приходит к выводу, что люди остались прежними. Это самые обычные люди, которые любят деньги, бывают легкомысленными, «квартирный вопрос только испортил их…».

Оценивать поступки людей, наводить порядок и совершать возмездие Воланду помогает его свита в лице Коровьева, Азазелло, Кота-Бегемота и Геллы. Шутовское поведение первых троих призвано оттенить серьезность и величие властелина тьмы, а также подчеркнуть абсурдность происходящих событий, участниками которых из-за своих собственных пороков, в том числе, из-за глупости, трусости, мелочности, невежества, становятся жители города.

Главные характеристики персонажа Воланда сводятся к его всесильности и справедливости. На протяжении всего романе князь тьмы не причинил зла ни одному человеку. Негатив исходит не от него, люди сами являются источниками своих бед. Воланд лишь наблюдает и констатирует пороки москвичей, наказывает за их грехи, воздает по заслугам. Таким образом, с помощью созданного им образа дьявола, пропуская сюжет через призму удивительных и таинственных событий, Булгаков рисует сатирическую картину общества того времени.

В своем романе автор обличает такие человеческие пороки как жадность, лицемерие, воровство, взяточничество и многое другое. За свои грехи горожане жестоко расплачиваются, однако наказание им воздается вполне справедливое. Другие герои произведения, наоборот, сумели сохранить в себе духовную чистоту, доброе сердце и светлую душу, и Воланд прощает им их ошибки, а некоторых щедро награждает. В этом и проявляется всесильность и высшая справедливость Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Благодаря обличительной роли этого персонажа, герои романа открываются перед читателем словно книга, на страницах которой начертаны все их чувства, мечты, поступки.

Читайте также:
Афоризмы из пьесы На дне - цитаты Сатина, Луки, Бубнова

Вариант 4

Воланд – практически главный герой романа. Это сам дьявол, который вершит правосудие в Москве, который сам видел события исторической части романа и рассказывает о них, который запросто общается со Светлыми силами…

В общем, это практически самый могущественный герой романа. Но он не так уж часто что-то делает сам, наказывает, творит волшебство. У него есть целая свита, вот разным её участникам он позволяет заниматься «рутиной». Например, в театре, где должно проходить его представление, «фокусник» садится в кресло и наблюдает за зрителями, делает выводы о современных москвичах.

Булгаков сделал своего героя не кровожадным, не безумным, а спокойным и благородным. Воланд умён, он не жаждет крови, но несёт справедливость. Именно он помогает Мастеру обрести покой, помогает Маргарите найти своего возлюбленного. И Воланд более человечен, чем можно предположить. У него даже болит колено! Он лечится, смеётся, что одна ведьма так отомстила ему. Воланд сам разговаривает с Берлиозом и Бездомным, притворяется, для развлечения, иностранцем. Для него оказывается важным наказать именно Берлиоза, который не верит в Иисуса, а соответственно, и в самого Воланда.

Внешний вид его благороден, но противоречив. Один глаз его зеленый – живой, другой – черный – мертвый. По акценту его можно принять то за немца, то за француза… Но эта игра быстро надоедает темному повелителю, дальше он уже не притворяется, не «прибедняется».

Почти всё время Воланд невозмутим. Он слишком много помнит и знает, чтобы уже удивляться. Его образ вызывает уважение у практически всех читателей. Я слышала, что христиане многие были возмущены, что Булгаков создал своего Воланда таким не отталкивающим, а интересным.

Сильный, значимый образ, который мне очень нравится. Но всё-таки, думаю, с таким лучше не связываться. От такой силы лучше держаться подальше… Все мы не без греха, мало ли! Это Маргарита и Мастер были в отчаянии.

Сочинение 5

Особенностью романа Булгакова является практически полное отсутствие в нем Господа. Высшее положительное начало в нем проявляется только через образ Спасителя-Иешуа, но он выглядит сначала земным и вполне простым человеком, хотя и с неординарными взглядами, и только в завершении предстает в свете. Тем не менее, роман Булгакова, безусловно, является романом об инфернальных сущностях и о дьяволе.

На самом деле такое не удивительно, ведь именно дьявол, согласно учениям, является властителем этого мира. Господь в этом смысле предстает трансцендентным, как далекая и высшая награда, которая достижима только путем практически полного исключения себя из мира при жизни. Тут нужно напомнить, в романе главные герои не обретают Царства Небесного, хотя и поступают положительно, являются в какой-то степени примерами достойных людей, но и они оказываются поглощенными сатаной.

Собственно Воланд отсылает читателя к Фаусту, где дьявол называет себя Воландом перед людьми. Каноническим образом Воланд у Булгакова не является злом в привычном и повседневном смысле этого слова, да он способен на различные проделки, но по большей части, все они являются следствием поведения самих людей. Также следует вспомнить о роли дьявола и его свиты в религии, они созданы по попустительству Господа, дабы наказывать грешников, Воланд сначала беседует с людьми, и только увидев какие-то греховные склонности, воздает по заслугам.

Внешность Воланда представляется довольно скупо. Согласно некоторым исследователям, автор копировал некоторых известных ему людей и привносил различные детали в облик, но такое рассмотрение требует глубокого и детального исследования. Если говорить кратко, то Булгаков изображает сатану простым человеком с немного нестандартной внешностью, такой как глаза разного цвета и небольшая асимметрия лица.

Повадки Воланда аристократические, он склонен к простым и ясным поступкам, при этом обладает сдержанностью в общении с другими людьми и собственной свитой и даже не проявляет существенной иронии, хотя и мог бы. На самом деле, хотя Воланд презрительно говорит о милосердии, он сам поступает довольно милостиво по отношению к другим людям. Тем не менее, такое поведение, конечно, обуславливается просто его функцией, которая позволяет действовать только в рамках ответа на грехи, но не со собственной воле.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Воланда в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

По жанровой направленности произведение представляет собой антиутопическую повесть, главной темой которой изображается построение идеального общественного строя, описанного на примере принудительной коллективизации.

Русский композитор внес весомый вклад в музыку. Он сначала сочинял небольшие музыкальные произведения для фортепиано, но затем стали появляться и большие музыкальные формы

Гордость и смирение – два понятия, взаимоисключающие друг друга. Гордость – обостренное чувство собственного достоинства. Смирение – понимание и признание собственной неполноценности или же ошибок.

Другие и я… Думаю, что так название скромней было бы! Всегда ведь, если подписываешь, к примеру, поздравительное письмо, то своё местоимение нужно в конец ставить. С другой стороны, мы на всё смотрим со своей точки зрения

Моя мама всегда говорила, что труд облагораживает человека. Я и сам привык никогда не сидеть без дела. Сейчас я стараюсь отлично учиться, чтобы в будущем получить профессию, которая мне по душе

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: