Функциональные стили речи русского языка ☑ классификация и особенности, примеры применения в разных сферах жизни

Речевые стили — краткий обзор всех стилей

Стили речи изучают еще на уроках русского языка в школе. Этой теме посвящены даже вопросы на ЕГЭ. Каждый стиль речи уместен в определенной ситуации, поэтому их можно различить по характерным особенностям и признакам.

  1. Стили речи и их особенности
  2. Понятие функционального стиля
  3. Функционально-смысловые типы речи
  4. Разговорный стиль
  5. Официально-деловой стиль
  6. Публицистический стиль
  7. Научный стиль
  8. Основные подстили научного стиля
  9. Художественный стиль

Стили речи и их особенности

Стиль речи — это устойчивая общность определенных речевых приемов и языковых элементов, которая будет уместна при подаче той или иной формы информации. Человек может общаться неформально с другом, поддерживать деловой разговор с коллегами или начальством, рассказывать сказку ребенку.

Стиль речи подбирается исходя из условий и задач общения и зависит от того, где, с кем и о чем идет разговор.

Всего выделяют 5 стилей речи: 4 книжных и 1 разговорный. Каждый из них обладает своими особенностями — приемами речи. Отличаются слова, словосочетания, типы предложений, возможность применения нейтральных выражений, эмоциональных высказываний, эпитетов и так далее.

Стили проявляются и при разговоре, и при письме.

Понятие функционального стиля

Функциональный стиль (языковой жанр, функциональная разновидность языка) — это употребление литературного языка в определенной сфере человеческой деятельности. Стили можно отличить между собой по характерным приемам речи, языковым, морфологическим и синтаксическим особенностям. Функциональный стиль организован несколькими уровнями языковых средств.

В классической классификации присутствует 5 функциональных стилей речи:

Разговорный стиль являет собой обособленный вид, не имеющий подвидов. Остальные 4 разновидности объединяются в книжно-письменный стиль.

Функционально-смысловые типы речи

Функционально смысловыми типами речи называют способы, схемы и словесные структуры, которые используются в зависимости от назначения речи и ее смысла. Традиционно принято выделять 3 типа речи:

Текст-описание используется при перечислении свойств, признаков, характеристик предмета или явления. В начале текста, как правило, автор указывает на предмет, а затем подробно его описывает, применяя эпитеты, сравнительные обороты, противопоставления. Характерной особенностью этого типа речи является возможность при желании значительно сократить текст, не потеряв при этом смысловую нагрузку.

Повествовательный текст имеет главную функцию рассказать о каком-то событии, детально перечисляя ход его развития. Для текста характерны глаголы и явный динамизм, а также наличие завязки, кульминации и развязки.

Задача текста-рассуждения — рассказать о некоторых событиях и явлениях путем установки взаимосвязи или причинно-следственной связи между ними. В тексте всегда есть тезис, размышления и умозаключения, а также вывод.

Разговорный стиль

Разговорный стиль люди применяют при общении друг с другом чаще всего. Основное предназначение — обмен информацией. Он используется в устной речи (диалоги, монологи), при написании писем и записок в письменной речи.

Ключевые особенности разговорного стиля:

  1. Непринужденность и неподготовленность.
  2. Неофициальность.
  3. Высказывание собственного мнения или отношения к тому, о чем идет разговор.
  4. Употребление сокращений («Маш», «Сан Саныч»), просторечий («умничать»), слов в переносном смысле («окно» в значении перерыв), оценочных слов (ловкач, красавчик, развеселый).
  5. Употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме и с увеличительными суффиксами (ложечка, большущий).
  6. Употребление фразеологизмов (ни свет, ни заря), междометий (ах, ой), вводных слов, обращений.
  7. Преобладание в синтаксисе простых, неполных, вопросительных, восклицательных предложений, слов-предложений.

Ключевая черта разговорного стиля — использование нелексических средств языка: ударений, интонации, ритма, темпа, пауз.

Официально-деловой стиль

Официально-деловое общение ассоциируется с бизнесом и деловыми коммуникациями. Этот стиль речи уместен в экономике, международных отношениях, юриспруденции, в официальных учреждениях, политике и других сферах, где требуется поддержание официозного характера общения.

Классическим примером применения официально-делового стиля является составление официальных документов: международных договоров, заявлений, объяснительных, деловых бумаг, судебных исков и других.

Признаки официально-делового стиля:

  1. Устойчивость и замкнутость.
  2. Использование речевых стандартов, характерных для определенной ситуации, и шаблонов.
  3. Лаконичность и стандартное изложение.
  4. Преобладание повествовательных предложений.
  5. Использование канцеляризмов, аббревиатур, сложных предложений.
  6. Прямой порядок слов.
  7. Отсутствие или минимальное количество оценочных и эмоциональных высказываний.

Официально-деловой стиль подразделяется на документально-официальный и обиходно-деловой. Первый применяется при составлении законодательных документов и различных актов в международной практике. Обиходно-деловой характерен для общения внутри предприятия или между разными учреждениями, служебных коммуникаций.

Общение в официально-деловом стиле является частью делового этикета.

Публицистический стиль

Публицистический стиль речи известен по языку СМИ. Его применяют для описания и подачи информации в журналах, газетах, на телевидении и радио, а также при публичных выступлениях. Основное предназначение публицистики — донести информацию понятным языком до широких масс.

Особенности публицистического стиля:

  1. Неоднородность стилистических средств.
  2. Сочетание особой терминологии и эмоционально окрашенных высказываний.
  3. Применение при необходимости терминов из всех сфер знаний (наука, технологии, медицина) вместе с разговорной речью.
  4. Использование для освещения любой темы.
  5. Использование особых грамматических форм: применение единственного числа в значении множественного («Как человек овладел огнем?»), использование множественного числа слов, которые в таком виде не употребляются (власти, поиски, свободы), глаголов настоящего времени.
  6. Использование производных предлогов (с учетом, в свете, по причине).
  7. Допустим обратный порядок слов для вынесения темы на первое место («Политика: что мы еще не знаем о власти?»).
  8. Обилие риторических вопросов.

Публицистический стиль включает три жанра: аналитический (статья, обзор, рецензия), информационный (репортаж, интервью, отчет), художественно-публицистический (очерк, эссе).

Научный стиль

Научный стиль речи применяется в сфере науки и образования.

При чтении текста, написанного научным стилем, человек должен найти для себя ответы на вопросы, не обращая внимания на особенность языка. Задача такого текста — донести основную мысль.

В научном стиле используют короткие, емкие фразы, преподносимые короткими предложениями. Переход между предложениями должен быть максимально плавным и естественным.

В речи почти не используют местоимения, слова-паразиты, но большое количество повторов допустимо. Также используют книжные слова с абстрактным и обобщенным значением, общенаучные термины, узконаправленные термины, специфические словосочетания (например, демографический кризис), прилагательные, сложные предложения, выстроенные при помощи сложных предлогов, вводные слова, деепричастные и причастные обороты, отглагольные существительные.

В научном стиле выделяют три подстиля: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный. Некоторые исследователи придерживаются другой, более широкой классификации.

Основные подстили научного стиля

Собственно научный стиль речи используется специалистами конкретной области. Для них характерно употребление строгой терминологии, «сухое» изложение фактов. В этом подстиле информация передается точно, последовательно, подтверждается аргументами и преподносится кратко и лаконично. Примеры: диссертация, научный доклад, научная статья, монография.

Читайте также:
Пейзаж в романе Толстого Война и мир, пример сочинения

В научно-учебном стиле составлены учебники и учебные пособия по отдельным дисциплинам. В отличие от первого подстиля, здесь информация может быть подана в виде схем, таблиц, примеров, графиков, рисунков, всегда дополнена пояснениями, потому что рассчитана только на тех, кто учится.

Научно-популярный подстиль отличается от двух других тем, что целевой аудиторией являются неспециалисты данной области. В этом случае материал подается проще, чтобы читатель (слушатель) имел лишь некоторые представления о конкретной науке или дисциплине. Текст при этом легко воспринимается, потому что автор стремится изложить сложные для понимания факты в доступной форме. Существенным признаком является переплетение научной терминологии с художественными приемами речи.

Некоторые специалисты отдельно выделяют научно-деловой (научно-информативный) подстиль, который сочетает признаки научного и официально-делового стилей. Его применяют для написания автореферата диссертации, составление реферата научно-исследовательской работы.

Также иногда выделяется научно-технический подстиль, применяемый для описания научных технологий, методик, научных разработок и исследований, научно-публицистический, научно-мемуарный.

Художественный стиль

Художественным стилем оперируют писатели, деятели литературы и искусства. Его цель — передача эмоций, чувств, описание художественных образов и явлений. Художественный стиль чаще встречается в письменной речи (романы, стихотворения, повести), устно его употребляют при чтении пьес.

Отличительные особенности художественного стиля:

  • Слияние автора и того, кто повествует в произведении (рассказчика).
  • Обилие стилистических приемов речи (метафоры, сравнения, метонимия), фразеологизмов, архаизмов, историзмов и прямой речи.
  • Экспрессивно-эмоциональная форма изложения.
  • Применение разных речевых стилей в одном произведении.
  • Использование многозначных слов.
  • Функция передачи речи часто скрыта, основная цель — вызвать эмоциональную реакцию у читателя и создать настроение.
  • Допускается применение разговорного стиля (например, в диалоге героев произведения).

Русский язык разнообразен во всех своих появлениях. Стили речи нужны не только филологам и людям, которые близки к литературе, потому что всем необходимо понимать, когда уместны те или иные высказывания, словоформы, термины, выражения и приемы речи.

Функциональные стили речи и их особенности: таблица

Функциональные стили речи — это системы языковых единиц различного уровня, которые используются для достижения определенных коммуникативных целей. Легко освоить их особенности и без затруднения распознавать поможет изложенная ниже информация.

Функциональные стили речи в русском языке: особенности

В процессе развития языка происходит процесс распределения его коммуникационных единиц согласно сфере, где они чаще всего применяются. Так возникают стили речи.

Так, в разговорной речи люди могут использовать сленг, короткие и неполные предложения, содержание которых понятно из контекста или обстоятельств, при которых происходит коммуникация. В разговоре речь эмоционально окрашена. В ней могут использоваться просторечные слова, диалектизмы и пр.

Фото: medium.com: UGC

Эти языковые средства никогда не появятся в, например, научном или официально-деловом стиле, как и наоборот. Было бы смешно, если бы молодой человек, объясняясь в любви, использовал бюрократические штампы, а исследователь, вместо терминологии, использовал красочные метафоры, чтобы описать феномен деления ядра.

Стили речи: примеры текстов и особенности

Стили речи в русском языке строго дифференцированы. Каждый из них решает четко очерченные коммуникативные задачи, используется в определенной среде, имеет своего адресата. Согласно этим требованиям, подбирается лексика, используются определенные грамматические и синтаксические единицы и формы.

Фактически стиль речи — это набор коммуникативных единиц, строго регламентированный целями общения. С их помощью могут создаваться:

  • законы и инструкции;
  • поэмы и романы;
  • энциклопедии и словари;
  • статьи в СМИ, интервью, реклама.

Один из них (разговорный) используют в устной речи для решения бытовых вопросов.

В каждом из этих стилей реализуется определенная функция языка:

  • познавательная (гносеологическая);
  • информационная;
  • эстетическая;
  • описательная.

Фото: kuroku77777.blogspot.com: UGC

Стили речи легко распознать. Главное — знать их особенности:

Как понять женщину: полезные советы

  • Художественный стиль — стиль литературы (романов и повестей, поэтических произведений, драматургии).

Он отличается эмоциональностью и выразительностью. Главная задача — создать художественный образ, вызвать эстетическое переживание. Поэтому в художественном стиле используется как общепринятая лексика (зафиксированная в словарях), так и маркированная (варваризмы, диалектизмы, жаргонизмы и арго, сленг). Здесь встречается и научный термин, и разговорные формы речи.

  • Публицистический стиль — стиль общественной информационной системы — СМИ.

Главная задача языковых средств, которые используются в этом стиле, — проинформировать о каком-то событии, воздействовать на сознание читателя или слушателя, формировать общественное мнение, побуждать человека и общество к действиям.

Средства, которые использует публицистика, отличаются синтетичностью: для реализации определенных задач и в зависимости от жанра журналисты могут оперировать научными терминами и художественными метафорами, канцелярскими штампами и разговорными формами.

Самостоятельные и служебные части речи с примерами

  • Научный стиль — стиль учебников, монографий, научных статей.

Его средства отличаются рационализмом, логикой, четкостью, строгостью и регламентированностью значений. В научном стиле преобладают термины.

  • Официально-деловой стиль — стиль бюрократии: законодательных актов, дипломатической переписки, делопроизводства.

Его средства используют как в устной, так и письменной речи. Здесь царствуют речевые клише и канцелярские штампы. Все слова используются в прямом значении.

  • Разговорный стиль — стиль живого устного общения.

Такая форма общения в основном диалогическая. Она отличается непосредственностью и импровизацией. Поэтому для этого стиля характерны паузы, повторные вопросы, короткие эмоционально окрашенные предложения. Используются специфические грамматические формы: конденсаты (например, подсобка в значении ‘подсобная комната’) синонимы-дублеты (например, мореход — ‘мореплаватель’).

Типы речи и их признаки, примеры

Каждый стиль речи русского языка применяется в определенной области. Они отличаются темами, которые раскрывают, жанрами, фразеологией, грамматическими и синтаксическими формами.

Стили речи: таблица

Составить четкое и наглядное представление о специфике того или иного стиля речи поможет таблица:

Стили речи и типы речи

Раздел ОГЭ: 8.3 Стили и функционально-смысловые типы речи.

Стили речи — это её разновидности, которые используются в той или иной сфере общественной жизни: в обыденном общении, в официально-деловых отношениях, в средствах массовой информации, в сфере науки, в художественной литературе.

В зависимости от сферы употребления выделяют следующие функциональные стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.

Разговорный стиль

Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.

Основная функция разговорного стиля — функция общения, обеспечиваю­щая повседневные, бытовые связи между людьми.

Читайте также:
"Каникулы" краткое содержание рассказа Рэя Брэдбери, анализ произведения, главные герои, основная мысль и вопросы

Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики, часто с просторечной окраской.

Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.

Основные функции официально-делового стиля — регламентировать отноше­ния между обществом и государством, между государствами, между граждана­ми в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и право­вых отношений; информативная функция.

Характерные черты официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точ­ность, конкретность, строгость, безличность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики. Для официально-делового стиля характерно на­личие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложе­ния материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наи­менований, наличие сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Жанры официально-делового стиля в зависимости от сферы функционирования: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, кон­тракты, договоры и т. д.

Тип речи официально-делового стиля — преимущественно рассуждение.

Вид речи — чаще всего монолог.

Публицистический стиль

Сфера употребления публицистического стиля — общественная жизнь, поли­тика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям — об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus — общественный).

Основная функция — обсуждение насущных социальных, общественных во­просов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Области функционирования: средства массовой информации, публичные вы­ступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, докла­ды, дискуссии.

Характерные черты стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, чёткость, логич­ность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для ши­рокой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.

Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книж­ной и разговорной лексики; риторические приёмы (вопросы, восклицания, об­ращения), эмоциональная окрашенность речи.

Жанры публицистики: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фелье­тон, доклад, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная)и т. д.

Тип речи — преимущественно рассуждение.

Форма речи — письменная или подготовленная устная.

Вид речи — монолог, диалог, полилог.

Научный стиль

Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиу­мах; в научной литературе.

Основная функция — осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.

Характерные черты: официальность, подготовленность речи, сочетание пись­менной и устной форм, объективность, логичность, доказательность, точность (однозначность), обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источни­ки, цитаты.

Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, дис­сертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произ­ведение, дискуссия и т. д.

Основные подстили научного стиля
Разновидности Собственно научный Научно-учебный Научно-популярный
Цель Выявление и описа­ние новых фактов, закономерностей, открытий Обучить, описать факты, необходи­мые для овладения знаниями Дать представление о науке, заинтересовать читателя
Адресат Учёный, специалист в данной области науки Учащийся, будущий специалист Любой человек, инте ­ресующийся той или иной наукой

Художественный стиль

Художественный стиль — самый богатый стиль речи, т. к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, — он становится явлением искусства, средством создания художественной образности.

Главная функция — эстетическая. Художественный стиль, используя разно­образные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в душе читателя эмо­циональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Другие функции: отражение, преображение всех сторон действи­тельности, использование их как объекта творчества; воздействие на читателя.

Разновидности художественного стиля: стиль литературного направления, литературной школы, рода литературы (эпос, лирика, драма), индивидуальный стиль писателей, поэтов.

Характерные черты: образность, эстетичность, индивидуальность, исполь­зование стилистически окрашенной лексики, изобразительно-выразительных средств (тропов, фигур речи, звукописи, цветописи), привлечение средств дру­гих стилей, особенно разговорного.

Основные жанры (по родам литературы): эпос — роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня; лирика — стихотворение, поэма, элегия, песня, по­слание; драма — трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.

Таблица: Функционально-смысловые типы речи

Конспект урока «Стили речи и типы речи».

Следующая тема: «Отбор языковых средств в тексте».

Анализ пьесы «Дядя Ваня» (А. П. Чехов)

Пьесы Чехова представляют собой нечто уникальное в русской литературе. Пожалуй, именно этот писатель довёл психологизм русской классической литературы до его исторического пика. Пьеса Чехова «Дядя Ваня» по праву считается одним из лучших творений писателя и одной из лучших русских драм, актуальность которой со временем нисколько не убывает. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

История создания

Творческая история написания «Дяди Вани» началась с другой пьесы Чехова – «Леший», рассказывавшей о жизни интеллигентов в провинциальном имении и их конфликте вокруг продажи леса. Однако Чехов оказался не удовлетворен итоговым результатом, а потому решил, взяв за основу «Лешего», создать принципиально другую пьесу.

Несмотря на серьезные различия, в «Дяде Ване» прослеживаются некоторые детали из «Лешего». Имение в глухой провинции, отставной профессор с финансовыми затруднениями, его противостояние по этому вопросу с одним из центральных персонажей, деятельность Астрова по спасению лесов. Всё это, пусть и не явно, но выявляет определённую связь между двумя пьесами.

Направление и жанр

«Дядя Ваня» является произведением реалистического направления в литературе. В своей пьесе Чехов стремится достоверно отобразить живую действительность. Его персонажи максимально проработаны, диалоги натуралистичны, а многочисленные детали создают нужную автору атмосферу. Мы можем поверить, что описанная Чеховым ситуация могла произойти в реальной жизни.

Однако модернизм оставил свой отпечаток на драматургии Чехова. Для своего века он был новатором, его не понимали. Многие зрители видели лишь буквальный сюжет и оставались разочарованными: где конфликт? Где интрига? Но вместо этого автор, ставший одним из родоначальников театра абсурда (модернистского направления в театре), предложил публике глубинный психологический и социальный конфликт, который герои переживали внутри себя. О нем говорили лишь случайные реплики и жесты, звуки и движения. Лишь спустя столетие драмы Чехова стали более понятными зрителю, ведь весть о появлении модернизма и переосмысления традиционного театра дошла до большинства образованных людей.

Читайте также:
Легенда об Арионе краткое содержание читать за несколько минут

Как и в случае с другими пьесами Чехова, достоверно определить жанр «Дяди Вани» представляется довольно трудной задачей. Сам писатель дал своей пьесе такое определение: «Не драма, не комедия — просто сцены…». На сегодняшний день принято считать «Дядю Ваню» трагикомедией. Произведение наполнено большим количеством комичных сцен и диалогов, но они служат лишь прикрытием для довольно трагичного сюжета о непростой человеческой судьбе и разочаровании в жизни.

Композиция и конфликт

Композиция пьесы классическая. Она поделена на четыре действия.

  1. Первое действие – экспозиция, призванная познакомить нас с персонажами и раскрыть предысторию.
  2. Второе действие – завязка, обозначающая зарождение конфликта.
  3. Третье действие – кульминация, когда конфликт достигает своего пика в самой яркой сцене пьесы.
  4. Четвёртое действие – финал, в котором конфликт разрешается, а все сюжетные линии приходят к логическому завершению.

Особенность конфликтов, создаваемых Чеховым, заключается в том, что все они не явные. На протяжении пьесы ситуация в имении не меняется каким-либо коренным образом. Всё идёт, как обычно, но в воздухе постепенно накапливается напряжение, порождённое долго накапливаемыми противоречиями между персонажами. Как результат, кульминация в третьем действии, взрыв кажется чем-то неожиданным, но вполне закономерным.

Так же особенность конфликтов, создаваемых Чеховым, заключается их моральной серости. Довольно трудно понять, какая сторона конфликта является добром, а какая — злом. Пьеса даёт огромный простор для фантазии и рассуждений. Как правило каждый читатель приходит к своему выводу, непохожему на выводы окружающих.

Суть: о чём?

Профессор Серебряков вынужден из-за финансовых трудностей переехать в имение своей почившей первой жены, где заведуют его шурин – Иван Войницкий и помогающая ему дочь Серебрякова от первого брака — Софья.

Войницкий переживает мировоззренческий кризис, разочаровавшись в своей жизни и профессоре Серебрякове, которого он ранее боготворил и всячески поддерживал деньгами во вред себе и имению. Теперь же Иван считает Серебрякова ничтожеством и мошенником.

На фоне этого разворачивается и любовный треугольник между женой профессора – Еленой, доктором Астровым и Софьей, который, однако, ни к чему не приводит, а только лишь ещё больше раздражает Ивана, который явно неравнодушен к Елене.

Внезапно Серебряков собирает семейный совет, на котором предлагает продать имение Войницких, а на полученные деньги купить более доходный земельный участок. Иван приходит в ярость и отказывается продавать имение сестры. Между ним и профессором начинается словесная перепалка, которая заканчивается тем, что Войницкий дважды стреляет из ружья в профессора, но промахивается.

Пьеса заканчивается примирением Войницкого и Серебрякова, который с женой уезжает в Харьков. Иван и Софья остаются в имении, пообещав и дальше снабжать профессора деньгами.

Главные герои и их характеристика

Система образов в пьесе «Дядя Ваня» выстроена в виде строгой иерархии. Есть трутни и лентяи, которых содержат ничем не примечательные труженики, глубоко несчастные в своем кабальном труде. Многомудрый Литрекон объединил их в одну таблицу.

герои пьесы «дядя ваня» характеристика
иван войницкий (дядя ваня) уже не молодой мужчина — добрый, покорный и слабовольный неудачник. на протяжении всей своей жизни только отдавал и был дойной коровой для всего семейства. отказался от своей части наследства, чтобы семья смогла купить имение для сестры. когда сестра вышла замуж, он управлял её имением, выжимая из него последние соки, чтобы обеспечить профессора деньгами. на момент начала пьесы иван предстаёт перед нами полностью разочаровавшимся в своей жизни человеком, он считает, что зря потратил свои лучшие годы на содержание профессора, которого считает бездарностью. по ходу пьесы эмоциональное состояние войницкого ухудшается, что приводит сначала к попытке убийства серебрякова, а потом к краже морфия у астрова с целью покончить жизнь самоубийством. в конце пьесы войницкий, по всей видимости, смиряется со своей судьбой и продолжает влачить своё незавидное существование.
софья серебрякова дочь профессора от первого брака. добра, скромна и трудолюбива. испытывает чувства к доктору астрову, который не отвечает её взаимностью. является последней отрадой дяди вани, поддерживающей в нём жизнь. в конце пьесы остаётся вместе с войницким в имении и произносит монолог о тяжёлой жизни, после которой их ждёт покой и рай. она некрасива, живет в глуши, работает за двоих и все деньги отдает отцу. но все же она старается сохранить веру в жизнь, хоть и с помощью алкоголя.
михаил львович астров врач и владелец имения. деятельный, умный и энергичный человек, занимающийся посадкой новых лесов. в то же время жалуется на усталость и притупление чувств. местность, где не с кем поговорить, действует на него удручающе. разочарован в жизни, не способен на глубокие чувства, чем и объясняет свою холодность к софье.
елена андреевна серебрякова жена профессора. красивая, но пустая и скучная женщина 27 лет. полюбила серебрякова из-за его авторитета и научной деятельности, однако вскоре поняла, что любовь эта была ошибкой. страдает в браке с капризным и холодным профессором, который годится ей в отцы. чувствуя напряжение в имении, елена очень тревожится, но не может ничего с этим поделать
профессор серебряков пожилой профессор. по словам дяди вани, мошенник и лжеучёный, однако прямых подтверждений этому нет. капризен и самодоволен, но оправдывает это своим почтенным возрастом. он часто ноет, жалуется и привлекает внимание. эгоист. оказался способным разработать план по спасению финансового положения своей семьи, но не ставит в грош заслуги родственников. принимает их жертвы как должное, а сам живет на широкую ногу.

Тематика пьесы «Дядя Ваня» весьма современна, ведь сотни зрителей вновь и вновь заполняют театральные залы, чтобы увидеть ее.

  • Любовь – Чехов показал, что в реальности, как правило, не места настоящей любви. Чувства его персонажей притуплены ежедневной рутиной и постоянной заботой о деньгах. Те чувства, которые люди принимают за любовь, обычно оказываются ложными и не приносят людям ничего, кроме разочарования. Но под эгидой любви один человек без зазрения совести использует другого.
  • Семья – семейная жизнь также изображена в пьесе довольно неприглядно. В семье Серебряковых царят холод и отчуждение, что не удивительно, ведь в мире, где нет настоящей любви, едва ли может появиться здоровая семья. Это понятие лишь служит прикрытием для взаимного использования друг друга.
  • Природа – из «Лешего» в «Дядю Ваню» перекочевал мотив охраны природы. Уже в самом начале двадцатого века Чехов, как и многие, беспокоился об окружающей среде, страдавшей под прессом промышленной эры.
  • Жизненные ценности – персонажи пьесы живут максимально бесцельной жизнью. Что погрязший в самодовольстве Серебряков, что сломленный годами тяжёлого труда Войницкий. Все персонажи кажутся нам потерянными, не понимающими, что для них главное в этой жизни. Лень Елены и труд Сони одинаково бессмысленны, ведь ни одна, ни вторая не чувствуют в этом своего предназначения.
  • Идеализация авторитетов – Елена и Иван в своё время обманули сами себя, простодушно вручив свои жизни в руки профессора, после чего ощутили жестокое разочарование, когда реальность оказалась не такой, какой они её себе представляли.
  • Труд – Чехов явно жалеет людей, которые целые дни проводят в тяжёлых трудах, плоды которых они не могут вкусить. И хоть такой образ жизни вызывает у него неприятие, дядя Ваня и Софья в его глазах достойны сочувствия и покоя после смерти.
  • Красота – красота в мире пьесы обречена на медленное увядание. Елена Серебрякова, губящая свою жизнь в браке с профессором, Софья, которая потратит все свои силы на бессмысленный труд, леса, гибнущие под топорами лесорубов – всё это символизирует наступление новой эры, в которой не останется места красоте и счастью.
Читайте также:
Робинзон Крузо - краткое содержание по главам, характеристика

Проблемы

Проблематика пьесы «Дядя Ваня» не менее интересна современному зрителю и читателю:

  1. Экология – через персонажа Астрова Чехов выражает свою обеспокоенность вырубкой лесов. Деятельность доктора по спасению окружающей среды показана, как достойное дело. Он затрагивает не столько материальный вред природе, сколько его социальное воплощение. В месте, где нет красивых пейзажей и свежего воздуха, не могут жить счастливые люди.
  2. Пошлость – жизнь, изображённая в пьесе, заслуживает осуждения. Лишённое мыслей, творчества, красоты и искренности бесцельное существование, по мнению Чехова, является самым ужасным, что только может стать с человеком. Ни один из героев не нашел своего места и предназначения, поэтому им скучно жить.
  3. Равнодушие – персонажи пьесы практически начисто лишены эмпатии. Их совершенно не волнуют проблемы окружающих. Все их силы направленны только на удовлетворение своих потребностей.
  4. Тоска – произведение пронизано чувством беспросветной тоски и бессмысленности жизни. Все персонажи тяготятся ею и скучают без дела, которое могло бы стать достойным применением их сил.
  5. Мещанство – в пьесе показаны люди, которые всю жизнь тратят на бессмысленный труд, а свободное время — только на самих себя. Они ограничены бытовыми аспектами жизни и зацикленны на своей персоне. Осуждение такого мещанского быта стало лейтмотивом многих писателей рубежа девятнадцатого и двадцатого веков.
  6. Приспособленчество – персонажи пьесы не борются с обстоятельствами, а прогибаются под них. По мнению Чехова, такое поведение никогда не принесёт человеку счастья.
  7. Разочарование в жизни – почти все персонажи пьесы разочарованы своим местом в мире и недовольны своей судьбой. Эту проблему Чехов очень часто поднимал в своём творчестве.

Основная идея

Чехов изобразил в своей пьесе вырождение русской интеллигенции, которая из локомотива, двигавшего русское общество в будущее, превратилось в новых паразитов – мещан, которых не интересует ничего, кроме них самих. Смысл пьесы «Дядя Ваня» заключается в том, что ограниченность интересов и узость взглядов порабощают человека и опустошают его душу. Пошлый эгоизм, сытое мещанство, дистанцирование от вопросов и проблем общества — все это сводит человеческую личность к минимуму базовых функций.

Также Чехов показал трудность человеческой жизни, и то разложение, которому подвергается человек, который перестаёт бороться и покорно плывёт по течению. Главная мысль Чехова остается неизменной: жизнь — это активность в мышлении, чувстве и действии, а не праздное пребывание на обочине.

Критика

Как и многие творения Чехова, «Дядя Ваня» не был сразу понят и принят читателями и критиками, которые не оценили новаторства писателя.

Я внимательно перечел «Дядю Ваню» и с грустью должен сказать Вам, что Вы, по моему мнению, испор­тили «Лешего». Вы его окромсали, свели к конспекту и обезличили. У Вас был великолепный комический негодяй: он исчез, а он был нужен для внутренней симметрии, да и шалопаи этого пошиба, с пышным и ярким оперением, у Вас выходят особенно удачно. Для пьесы он был дорог, внося юмористическую нотку. Второй, по-моему, еще более тяжкий грех: изменение хода пьесы. Самоубийство в 3-м и ночная сцена у реки с чайным столом в 4-м, возвращение жены к докто­ру — все это было новее, смелее, интереснее, чем теперешний конец. (А.И. Урусов)

Незаконченность как идея пьесы есть в то же время и форма чеховского творчества. Краски все бледно­ватые, не докончены ни фигуры, ни сцены, ни положения. Это лишает талантливое произведение г. Чехова того успеха, которого оно по праву заслуживает. Драматическое произведение заключается в смене положе­ний, ярких и определенных, и требует письма немного грубого и декоративного. Полутени пропадают, а остается впечатление утомительного однообразия. Из ст.: Кугель А.Р. Дядя Ваня // Театр и искусство. 1898. 2 авг. (Цит. по: Флемминг, с. 296).

Зато люди из творческой среды еще тогда поняли и восторженно встретили художественное своеобразие новой драматургии:

На днях смотрел «Дядю Ваню», смотрел и — плакал как баба, хотя я человек далеко не нервный, пришел домой оглушенный, измятый вашей пьесой, написал вам длинное письмо и — порвал его. Не скажешь хорошо и ясно того, что вызывает эта пьеса в душе, но я чувствовал, глядя на ее героев: как будто меня перепиливают тупой пилой. Ходят зубцы прямо по сердцу и сердце сжимается под ними, стонет, рвется. Для меня — это страшная вещь, Ваш «Дядя Ваня», это совершенно новый вид драматического искусства, молот, которым Вы бьете по пустым башкам публики. Все-таки она непобедима в своем туподушии и плохо понимает вас и в «Чайке» и в «Дяде». (М. Горький)

Я видел «Дядю Ваню», по моему мнению, это лучшая русская пьеса за последние 20 лет, я поставлю ее много выше «Чайки», мне она кажется даже чем-то совсем особенным; в «Чайке» чувствуешь театр, сцену, а в «Ване» сама жизнь и оттого сначала как-то даже дико и странно. А потом, как вглядишься, чувствуешь трепетанье живой жизни… Но пьеса слишком интеллигентна, средней публике, массе, едва ли по плечу… Н.И. Коробов, доктор, товарищ Чехова по университету, 17 января 1900 г.

Читайте также:
Размышления у парадного подъезда - анализ, история, тема и смысл

Интересную реакцию маститых критиков из политической среды описал режиссер-постановщик пьесы — легендарный Немирович-Данченко:

Любопытно по невероятному упрямству отношение к «Дяде Ване» профессоров московского отделения Театрально-литературного комитета. Стороженко писал мне в приписке к одному деловому письмецу: «Говорят, у вас “Дядя Ваня” имеет большой успех. Если это правда, то вы сделали чудо». Но так как чудесам профессора не верят, то они говорили в одном кружке так: «Если “Дядя Ваня” имеет успех, то это жульни­ческий театр».

Никак не могу уловить смысла этого эпитета. Веро­ятно, у Стороженко предположение, что публика наша проводится сначала в какие-то кулуары, где ее опаи­вают гашишем и одуряют морфием.

В предпоследний раз (10-й), в среду, в театре (пере­полненном) были великий князь с великой княгиней и Победоносцев. Вчера я с Алексеевым ездили к великому князю благодарить за посещение. Они говорят, что в течение двух дней, за обедом, ужином, чаем, у них во дворце только и говорили что о «Дяде Ване», что эта странная для них действительность произвела на них такое впечатление, что они ни о чем больше не могли думать. Один из адъютантов говорил мне: «Что это за пьеса “Дядя Ваня”? Великий князь и великая княгиня ни о чем другом не говорят».

Итак, «жульнический» театр (черт знает, как глупо) всколыхнул даже таких господ, которые и сверчка-то отродясь живого не слыхали.

А Победоносцев говорил (по словам великого князя), что он уже много лет не бывал в драматическом театре и ехал неохотно, но тут до того был охвачен и подавлен, что ставит вопрос: что оставляют актеры для семьи, если они так отдают себя сцене?!

Всякий делает свои выводы…

При жизни Чехова пьеса не обрела большой популярности, опередив своё время. Лишь в советское время литературоведы оценили по достоинству драматургию Чехова. Интересно, что даже Л.Н. Толстому не понравилась пьеса, хотя он очень высоко ставил творчество Чехова:

Толстому не понравился мой любимейший «Дядя Ваня», хотя он очень чтит и ценит вас как писателя… «Где драма?» — вопил гениальный писатель, — «в чем она?», «пьеса топчется на одном месте»…». Затем Толстой заявил, что Астров и дядя Ваня – дрянь люди, бездельники, бегущие от дела и деревни, как места спасения… А.А. Санин, режиссер, январь 1900 г.

В наши же дни «Дядя Ваня» и другие пьесы Чехова являются общепризнанными шедеврами русской драматургии.

Краткое содержание «Дядя Ваня»

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 252.

Пьеса «Дядя Ваня» Чехова была написана в 1896 году. Первоначально произведение называлось «Леший», однако результат не устроил автора, и он внес значительные изменения в рассказ о русской интеллигенции. Так появилась знаменитая драма «Дядя Ваня», в которой Антон Павлович мастерски расставил акценты на нравственных и социальных проблемах российского общества.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Дядя Ваня» по действиям, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

  • Войницкий Иван Петрович (дядя Ваня) – умный, глубоко порядочный человек, способный на жертвы ради других, опекун Сони.
  • Серебряков Александр Владимирович – ученый, профессор в отставке, эгоистичный, капризный, брюзгливый мужчина.
  • Астров Михаил Львович – доктор, талантливый, мыслящий человек, переживающий за свою страну, народ.
  • Софья Александровна (Соня) – дочь Серебрякова от первого брака, умная, практичная, жертвенная девушка.
  • Елена Андреевна – молодая супруга Серебрякова, умная, красивая, но совершенно ленивая, праздная женщина.

Другие персонажи

  • Телегин Илья Ильич – разорившийся помещик, крестный Сони, глубоко несчастный в личной жизни человек.
  • Марина – старая нянюшка, добрая, ласковая, милосердная женщина.

для самых крутых –

Краткое содержание

Действие первое

В усадьбе Александра Васильевича Серебрякова за чашкой чая беседуют старая нянюшка Марина и врач, Михаил Львович Астров. Они припоминают, сколько времени уже знакомы друг с другом, и доктор сокрушается, что за эти «десять лет другим человеком стал» : постарел, стал менее чувствительным, пристрастился к водке. Он жалуется своей внимательной слушательнице, что «от утра до ночи все на ногах» , без единого выходного, окружающая его «жизнь скучна, глупа, грязна» , и он утратил смысл своего существования.

Выходит Войницкий и рассказывает, что с приездом профессора Серебрякова их привычный уклад изменился не лучшим образом. Теперь вся семья вынуждена подстраиваться под ученого, у которого совершенно нет никакого режима.

Войницкий продолжает обсуждать своего родственника, который переселился в именье первой жены только потому, что жить в городе ему не по карману. Профессор уже четверть века «пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве» . Он «вечно жалуется на свои несчастья» и многочисленные болезни, но при этом пользуется большим успехом у женщин.

Войницкий вспоминает, что его сестра, покойная супруга Серебрякова, любила мужа больше жизни, а «его вторая жена, красавица, умница» добровольно «отдала ему молодость, красоту, свободу, свой блеск» .

К разговору о супружеской верности присоединяется Телегин, чья жена сбежала от него на следующий день после свадьбы. Он до сих пор любит ее и помогает финансово ей и ее детям, которых она прижила от другого мужчины.

Астров остается на ночлег в имении и в разговоре затрагивает свою любимую тему – сохранение лесов и приумножение природных богатств. Соня рассказывает, что «Михаил Львович каждый год сажает новые леса» и даже получил за это медаль и грамоту.

Елена Андреевна замечает, что девушка влюблена в интересного доктора. Войницкий признается Елене Андреевне в любви и просит не отвергать его.

Действие второе

Серебряков утомляет свою молодую супругу жалобами на свой возраст и слабое здоровье. Он говорит о своей «старости таким тоном» , точно все в этом виноваты.

Читайте также:
Варвара и Катерина ℹ сравнительная характеристика героинь пьесы А.Н. Островского "Гроза", отношения с близкими, сходство и отличия в образах

Серебряков продолжает жаловаться Елене Андреевне на скучную жизнь «в этом склепе» , вынужденное общение со скучными людьми, удаленность от блестящей светской жизни… Елена Андреевна начинает терять терпение. Лишь старой верной нянюшке удается успокоить профессора, который, как и все пожилые и капризные люди, очень нуждается в жалости.

Наедине с Войницким Елена Андреевна сетует на то, что ей очень тяжело находиться в этом доме, где все раздражены и ненавидят друг друга. В свою очередь, Иван Петрович принимается изливать молодой женщине признания в своих чувствах. Заметив, что ее собеседник пьян, Елена Андреевна покидает его.

Войницкий анализирует прожитые годы и сожалеет о том, что многое в его жизни было напрасным, бессмысленным.

Входят Астров и Телегин с гитарой. За рюмкой коньяка мужчины принимаются дискутировать на философские темы.

Соня укоряет дядю Ваню за то, что тот «опять напился с доктором» . Когда он уходит, девушка общается с Астровым, который делится с ней своими сокровенными мыслями. Он не удовлетворен, поскольку презирает «жизнь, уездную, русскую, обывательскую» . Доктор признается, что никогда не любил и не полюбит более.

Действие третье

Войницкий сообщает все домашним, что их хочет собрать профессор, чтобы сообщить какую-то важную новость. Елена Андреевна жалуется на скуку, на что Соня отвечает, что всегда можно заняться полезным делом – было бы желание. «Скука и праздность заразительны» , и нужно всеми силами бороться с ними.

Соня делится с мачехой своей неразделенной любовью: вот уже шесть лет она любит Астрова, но он не обращает на нее никакого внимания. Елена Андреевна предлагает поговорить с доктором «осторожно, намеками» .

В приватной беседе Михаил Львович делится, что не испытывает ровно никаких чувств к Соне. Елена Андреевна просит его уехать и появляться в усадьбе как можно реже, чтобы не тревожить своим видом влюбленную девушку.

Доктор признается в своей любви к Елене и умоляет ее о свидании. Невольным свидетелем этой сцены становится Войницкий.

Серебряков собирает родственников и сообщает, что намерен продать имение, вырученные «деньги обратить в процентные бумаги и на излишек, какой останется, купить дачу в Финляндии» . Дядя Ваня возмущен, ведь он уверен, что имение принадлежит Соне. Он сообщает, что только благодаря его усилиям удалось выплатить все долги за имение, на котором он каторжно работает вот уже двадцать пять лет. Находясь во власти сильных чувств, он достает револьвер и пытается убить ненавистного ему профессора.

Действие четвертое

Обсуждая предстоящий отъезд четы Серебряковых в Харьков, нянюшка Марина и Телегин рады: наконец жизнь в доме пойдет «как было, по-старому» .

Войницкий обескуражен своей меткостью: «стрелять два раза и ни разу не попасть!». Боясь, чтобы дядя Ваня не сделал ничего лишнего, рядом с ним постоянно находится Астров. Доктор настойчиво просит его вернуть то, что он взял у него – пузырек с морфием.

Войницкий мечтает переписать жизнь с чистого листа, но понимает: в его сорок семь лет сделать это уже невозможно. Соня призывает любимого дядю последовать ее примеру: просто жить и терпеть, пока жизнь «не окончится сама собою» . Ей удается уговорить его отдать доктору морфий.

Астров уговаривает Елену Андреевну остаться, но женщина решительно настроена покинуть поместье. Прощаясь, Серебряков мирится с дядей Ваней. Они заверяют друг друга, что «все будет по-старому» .

Покидает поместье и Астров. Соня с дядей принимаются разбирать запущенные дела. Девушка рассуждает о том, как они будут усердно трудиться, безропотно принимая жизненные испытания, чтобы после смерти наконец увидеть «жизнь светлую, прекрасную, изящную» .

Заключение

Благодаря точному подбору характеров главных персонажей автору удалось отобразить духовную жизнь интеллигенции на фоне российской действительности конца XIX столетия.

После ознакомления с кратким пересказом «Дяди Вани» рекомендуем прочесть пьесу Чехова в полной версии.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Кратко «Дядя Ваня» А. П. Чехов

В «Дяде Ване» Антон Павлович выводит на сцену сразу нескольких таких скромных, незаметных людей, вся жизнь которых стала служением.

Смысл пьесы – просто, без пафоса и героики рассказать о жизни обыкновенного «маленького человека».

Очень краткий пересказ пьесы «Дядя Ваня».

Действие «Дяди Вани» происходит в деревне, в небольшом имении, находящемся в собственности дочери профессора Александра Владимировича Серебрякова – Сони.

Размеренное существование небогатого помещичьего дома, где проживали Соня, ее дядя Иван Петрович Войницкий (он же – дядя Ваня), бабушка Сони Мария Васильевна, обедневший дворянин Телегин и старая няня Марина, резко меняется после приезда туда знаменитого профессора Серебрякова с супругой Еленой Андреевной.

Ранее все члены семьи жили по строгому распорядку, работали, отдыхали и ясно видели цели и смысл своей жизни, не испытывая сомнений.

Отныне режим дня сбивается, как сетует старая нянька, чай пьют в 2 часа, а обедают в семь вечера. Жизнь членов семьи начинает крутиться вокруг профессора и его молодой жены, которые почти праздны, всем недовольны и заражают окружающих своей апатией.

Даже приезжающий к Серебрякову по вызову (лечить ревматизм) доктор Астров, чрезвычайно деятельный человек, становится вял и равнодушен, периодически попивает «горькую».

В ходе действия выясняется, что в тихом омуте кипят нешуточные страсти: дядя Ваня осознает, что жизни его и его матери были напрасно положены к ногам «великого» профессора, которому они ночами переводили книги, а днем выжимали последние крохи из полуразоренного имения, чтобы отослать знаменитому родственнику деньги.

Он разочарован, при этом пытается озарить жизнь свою новым смыслом: влюбившись в Елену Андреевну, признается ей в чувствах.

Его племянница Соня, некрасивая, тихая, но очень умная и трудолюбивая девушка, которая тоже постоянно работала на отца-профессора, влюбляется в доктора Астрова.

Он нравится ей цельностью натуры, целеустремленностью, попытками хоть чуточку исправить этот мир, сделать его лучше. Соня признается мачехе и просит ее узнать, что думает по этому поводу Астров.

Ситуация для всех героев складывается неутешительно: Серебряков мучается от старости и болезни, а больше того от осознания собственной никчемности, которую он боится признать открыто, его жена Елена Андреевна вовсе живет без всякого смысла и целей, ей признаются в любви Войницкий и Астров, и обоих она отвергает, ссылаясь на чувство долга, а на самом деле, вероятно, не ощущая в себе смелости что-либо изменить.

Читайте также:
«Лиса и Тетерев» краткое содержание русской народной сказки для читательского дневника, анализ произведения, характеристика главных героев, основная мысль и смысл

Ситуацию усугубляет чувство вины перед Соней: Астров, который нравится девушке, любит Елену Андреевну, «роскошную женщину».

Кульминацией становится сцена, когда профессор объявляет о своем решении продать имение и купить себе и жене дачу в Финляндии. Судьба остальных членов семьи его не очень волнует.

Войницкий срывается: стреляет в профессора, однако промахивается. Тогда, не чувствуя больше никакого желания жить, он крадет у доктора склянку с морфием, чтобы покончить с собой. Но ему мешают Астров и Соня.

В конце герои остаются «при своем»: Серебряков и Елена Андреевна уезжают в Харьков, имение остается в собственности Сони, которая вместе с примирившимся со своей судьбой дядей Ваней вновь принимается работать.

Соня и Иван Петрович снова налаживают прежнюю систему. Быт становится размеренным, вырученные деньги опять аккуратно высылаются профессору. Герои пережили настоящую грозу, которая прошла, не принеся облегчения.

Главные герои и их характеристика:

  • Войницкий Иван Петрович – еще крепкий мужчина 47 лет, дворянин, образованный человек, порядочный, честный, всю жизнь положил на восстановление и очищение от долгов отцовского имения, а после вновь живет не для себя, а содержит профессора и его супругу, поддерживает старую мать.
  • Софья Александровна (Соня) – юная девушка, дочь Серебрякова от первого брака, умница, с открытым и добрым сердцем, но некрасивая.
  • Елена Андреевна – женщина в расцвете красоты, 27-летняя жена Серебрякова, неплохо образованная (закончила консерваторию), но совершенно не знающая, зачем и для чего живет. Она ничем не занята, не имеет определенных интересов: недаром Чехов, характеризуя героиню, не указал больше ничего, кроме ее возраста.
  • Серебряков Александр Владимирович – некогда считавшийся очень талантливым профессор, книгочей, настоящий кабинетный ученый. Правда, на поверку выясняется: он не создал ничего своего, все его труды – лишь компиляция чужих мыслей. Стар, годится в отцы своей жене, ревнив и ворчлив из-за болезни и осознания подступающей дряхлости.
  • Астров Михаил Львович – врач, мужчина лет 37, еще красивый и полный сил, увлеченный возрождением лесов, чем занимается в редкие свободные часы. Но пьет, устав от однообразия жизни и растрачивания своих сил почти впустую: он мало чем может помочь людям, действуя в одиночестве.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Войницкая Мария Васильевна – пожилая помещица, мать Ивана Петровича Войницкого, захваченная идеями решения «женского вопроса», которыми заинтересовалась еще в молодости. Не замечает, что мир вокруг изменился, по-прежнему погружена в свои книги. Влюблена в профессора, своего зятя, не видит, что творится в душе у единственного сына.
  • Марина – старушка-няня, преданная семье. Очень добрая, бесхитростная, любит всех членов семьи: Серебрякова, Ивана Петровича, Соню, даже приживала Телегина, всех жалеет. Оплот прежнего, разрушающегося мира.
  • Телегин Илья Ильич – живет в доме из милости. Обнищавший помещик, лишившийся денег и имущества из-за любви к детям, которым отдал все. Жена его ушла к другому. Примирился с легким презрением и снисходительностью, с которыми все к нему относятся.
  • Работник – прислуживающий в доме человек, вероятно, крестьянин, в чьи обязанности входит выполнение функций лакея.

Краткое содержание пьесы «Дядя Ваня» подробно по действиям.

Действие 1.

В первом действии читатель знакомится с главными и второстепенными персонажами пьесы. За чаем сидят Марина, Войницкий, приходит Астров, которого вызвали лечить ревматизм у Серебрякова, решившего переехать жить в именье первой жены.

Беседуют о том, что раньше жизнь была размеренной и упорядоченной, наполненной смыслом, до приезда профессора Серебрякова. Войницкий сетует: раньше он с Соней охотно занимался делами, а с приездом четы Серебряковых бросил все на племянницу и няню и проводит время в праздности.

Словно в доказательство его слов приходят мужики, с которыми он разбираться не хочет. Отправляется это делать няня.

Астров рассуждает о том, что всю жизнь он занят, ни единой свободной минуты. Приходится бороться с болезнями, нищетой, косностью и узостью забитого и замученного нуждой российского мужика.

Никакой помощи ниоткуда. Такая беспросветность за 10 лет превратила его из цветущего молодого человека в пьющего разочарованного всем мужчину.

Однако Астров не сдается: он пытается сам воздействовать на окружающий его нищий, вымирающий мир: сажает лес, любуется каждой спасенной березкой. Это поддерживает его и придает смысл его существованию.

Приходят супруги Серебряковы. Муж просит чаю в кабинет и уходит, чувствуя, что его не слишком принимает собравшееся общество. Жена остается.

Соня мирит разругавшихся дядю Ваню и бабушку, поспоривших из-за разного понимания происходящих событий. Бабушка живет прошлым, очарована профессором, а сын Иван пытается открыть ей глаза, объясняя, что, по сути, это такой же никчемный человек, как многие, что он всю жизнь лишь занимал чужое место, присваивал чужие мысли получал чужие регалии.

В конце действия дядя Ваня набирается смелости и признается в любви Елене Андреевне, словно последнему лучу надежды в его тусклой жизни.

Действие 2.

Второе действие разворачивается ночью. Мир погибает – маленький мирок помещичьей семьи рассыпается, точно карточный домик.

Серебряков и Елена Андреевна раздраженно беседуют у окна. Он стар и становится брюзглив, словно завидуя чужой молодости.

Требует заботы, изводит всех мелочными просьбами и нытьем. Капризен: сам вызвал доктора Астрова и потом отказался его принять, а тому пришлось оторваться от дел и ехать за много верст.

Входит Соня. Соня мягко укоряет отца, а затем появляется Марина, которая, жалея старика, уводит его спать.

Появляется пьяный Войницкий. Выпив, он становится решительным: требует ответа от Елены Андреевны. Говорит о своем разочаровании: о том, как когда-то обожал профессора, как работал на него, отдавая ему последнее, и как вдруг осознал его ничтожность.

Он как будто влюблен в Елену Андреевну, но и ее ненавидит за лень, за ее «ленивые мысли о погибели мира», за то, что она ничего не делает. Тем не менее предлагает ей свою любовь. Елена Андреевна в гневе отказывает.

Входит Астров, тоже пьяный. Говорит откровенно, что дом этот кажется ему неблагополучным, душным, что здесь он «не выжил бы месяца». Хочет еще выпить, но Соня не позволяет ему. Астров и Соня жмут друг другу руки.

Читайте также:
Антитеза - определение, значение слова, виды, роль в русском языке

Соня и Елена Андреевна остаются одни. Соня признается в своих чувствах к Астрову мачехе. Доктор – талантливый человек, добрый, прекрасный, убеждена девушка.

Елена Андреевна думает о своем: ей грустно оттого, что сама она «эпизодический человек», не умеет испытывать такие сильные чувства, живет поверхностно и бесцельно.

Действие 3.

Днем в гостиной встречаются дядя Ваня, Соня и Елена Андреевна. Войницкий не теряет надежды на любовь Серебряковой и уходит, чтобы нарвать ей букет роз.

Соня просит мачеху потихоньку узнать, какие чувства Астров испытывает к ней, Соне. Елена Андреевна искренне обещает. Входит Астров, Соня уходит.

Между Астровым и Серебряковой начинается серьезный разговор, в ходе которого выясняется: доктор не испытывает чувств к Соне, хотя уважает и ценит ее, как человека.

Любовь он испытывает не к бедной девушке, а к красавице Елене Андреевне. Он начинает рассказывать ей о своей картограмме, которую терпеливо составляет годами, где изображены зеленые насаждения, о том, как пытается спасти хоть клочок мира, доступный ему, от вымирания.

Однако замечает, что собеседнице это попросту неинтересно. Мысли и горячие мечты доктора понятны скучающей светской даме, но совершенно не трогают ее, оставляют ее равнодушной.

В этот момент входит дядя Ваня с букетом. Он видит сцену, когда Астров обнимает Елену Андреевну. Он сражен и окончательно разочарован.

Ситуация становится крайне напряженной: входит Серебряков. Он просит собраться всех жильцов дома, чтобы обсудить вопрос продажи имения.

По его мнению, это решило бы финансовые проблемы. При этом сам он с женой перебрался бы на дачу в Финляндию, а судьба прочих членов семьи его не волнует – он об этом не думает.

Идея продать имение совершенно потрясает дядю Ваню. Имение – это вся его жизнь, сюда вложены все силы. Это его и его племянницы дом, укрытие, свой мир. При этом Войницкий забывает даже о том, что сам отказался от имения в пользу Сони.

Он страстно хочет сохранить плод своих трудов – но не для себя, а для той же Сони, для престарелой матери, для няни, которым некуда больше идти.

В состоянии аффекта он хватает револьвер и производит несколько выстрелов в Серебрякова. Все мимо. Дядю Ваню успокаивают, он сдается, отступает.

Действие 4.

Буря в доме улеглась. В начале сцены Телегин и Марина производят последние приготовления к отъезду четы Серебряковых.

Те уезжают в Харьков, понимая, что оставаться в имении после случившегося больше не смогут.

Войницкий все еще нервно возбужден. Он ходит по дому, требуя, чтобы его оставили в покое.

Но Астров неотступно следует за ним, зная, что дядя Ваня тайно вытащил из его докторского саквояжа бутылочку с морфием. Войницкий хочет покончить с собой, не видя смысла в дальнейшем существовании.

Спасает положение Соня: она просто говорит дяде, чтобы тот вернул морфий. Дядя Ваня сдается.

Он понимает, что в его жизни осталась любовь к этой серьезной девочке, племяннице, которую нельзя оставить одну в чужом холодном мире, полном таких высоко мнящих о себе эгоистов, как ее отец профессор Серебряков.

Астров готовится к отъезду, беседует с Соней. Девушка жмет Астрову руку – они объяснились, они остаются друзьями. Соня мужественно приняла свой жребий.

Все разъезжаются. Жизнь маленького имения входит в прежнюю колею: Соня и дядя Ваня принимаются за ежедневную рутинную работу, чтобы и дальше продолжать кормить и обеспечивать чету Серебряковых, праздно проживающих жизнь.

В конце пьесы Соня произносит короткий монолог, обращенный к дяде, о необходимости служения другим и о счастье. Оно обязательно придет к каждому – но уже за пределами жизни земной, в том мире, где гаснут мирские страсти и душа расправляет крылья.

Кратко об истории создания произведения.

Пьеса «Дядя Ваня» была написана Чеховым, по сути, в два этапа. Первым стало создание произведения «Леший», а затем писатель почти полностью переработал сюжет, приблизив его к окружающей реальной жизни.

Началом работы над произведением, таким образом, можно считать 1889 год (год создания «Лешего»), а окончанием – 1896 год. Чехов опирался на рассказы приятелей и на собственные дневниковые записи.

Современники легко находили прототипы героев пьесы. Соня, Телегин, профессор Серебряков – многие называли реальных людей, с которых, как им казалось, Чехов «срисовывал» этих персонажей.

Но главный герой – дядя Ваня – ни с кем конкретным не ассоциировался. Скорее всего, для Чехова он стал собирательным образом, в котором писатель соединил черты своих знакомых и, быть может, родственников.

«Дядя Ваня» – написанная в типично чеховском стиле трагикомедия, заставляющая читателя задуматься о смысле собственной жизни.

Анализ пьесы Чехова «Дядя Ваня»

Автор: Guru · Опубликовано 02.04.2017 · Обновлено 08.10.2017

Драматургия Чехова — революционный прорыв в истории русского театра. Писатель отошел от классической традиции и начал творить в русле модернизма, экспериментируя с формой и содержанием своих работ. Одним из таких примеров является пьеса, посвященная безотрадной жизни и экзистенциальному бунту Ивана Войницкого.

История создания

В 1889 году драматург пишет комедию «Леший», но вскоре решает коренным образом переделать пьесу. Хотя ее уже поставили в таком виде, и премьера прошла успешно, автора не удовлетворял результат. Чего-то «Лешему» явно не доставало. Так появляется известный нам вариант «Дядя Ваня». Окончательно Чехов завершил работу в 1896 году.

В новом тексте были широко использованы выдержки из дневника Чехова. Он заносил туда наблюдения из жизни, а затем переносил их в художественную явь. Кроме того, он полностью изменил структуру пьесы. Так, с «Лешего» началась история создания «Дяди Вани». «Первый блин» казался ему неудачным произведением, поэтому он сразу же после премьеры снял его с репертуара, и сделал из него нечто новое, самобытное, то, что критики потом назовут «лучшей работой Чехова». Но это будет далеко не сразу. Свежий взгляд автора на театр ругали и не принимали в обществе: постановка «Чайки», например, в том же 1896 году провалилась. После этого писатель решил переделать «Дядю Ваню» в повесть, но замешкался, и ее напечатали уже в виде пьесы. Однако, несмотря на резонансную и неоднозначную карьеру драматурга, к нему начали стекаться предложения о постановке новой комедии.

Читайте также:
Сочинение Нет уз святее товарищества по произведению Тарас Бульба

В героях драмы друзья автора видели реально существующих прототипов. А. Епифанский писал:

В Сумах вам могут указать на героев Чехова… Назовут Соню, профессора Серебрякова, Вафлю…

М. П. Чехов в дочери Серебрякова видел их сестру Марию Павловну. О своих догадках он сообщает в эпистолярном жанре:

Ах, какая это превосходная пьеса! Насколько не люблю „Иванова“, настолько мне нравится „Ваня“. Какой великолепный конец! И как в этой пьесе я увидел нашу милую, бедную, самоотверженную Машету!

В. Я. Лакшин утверждает, что Серебряков – вылитый народник С. Н. Южаков.

Смысл названия произведения указывает на простоту, обыденность, обыкновенность изображенной трагедии. Иван Петрович так и остался «дядей Ваней», реализовавшись лишь в качестве члена семьи и опекуна племянницы. Только для Сони он существовал, как личность. Все остальные видели его исключительно в качестве приказчика. Герой попросту не заслуживал в их глазах называться как-то иначе. В этом непризнании скрыта психологическая драма главного героя, разрешившаяся выстрелом, промахом и смирением на грани с отчаянием.

Основная проблематика

В пьесе «Дядя Ваня» особенно остро стоит проблема экологии. Авторские взгляды на нее до читателя доносит Астров, тонкий ценитель природы и романтик в душе. Он возмущен тем, что леса вырубаются ради выгоды, а не в пользу людям. От прогресса им не становится лучше: все так же распространен тиф, живут в нищете дети, болеют их матери, а отцы надрываются и умирают на непосильно тяжелой работе. Социальные проблемы населения не решаются, зато финансовые интересы господ удовлетворяются бескомпромиссно.

Герой искренне переживает о гибели прелести всего живого и внутренней красоты души. Между ними он видит нерасторжимую связь. Прогресс сулит лишь комфорт существования, но не энергию жизни, которую люди черпают в природе.

Также очевидна проблема разочарования в идеале и напрасного служения ложной цели. Осознание тщетности поклонения перед ничтожным идолом застигло героя врасплох, причем в возрасте, когда уже ничего нельзя исправить. Он не смог сбросить с себя это служение даже в крайней степени разочарования. Мнимая избранность поработила его волю, и он понял, что жизнь уже не повернуть вспять, значит, и менять ничего не следует. Герой разуверился в себе – и это психологическая проблема, кризис среднего возраста. Критически оценивая себя, он осознал свое ничтожество и…покорился ему.

Проблема духовной нищеты и практической бездеятельности, присущая дворянскому сословию, тоже не осталась без внимания в комедии «Дядя Ваня». В образах Елены и ее супруга автор изобличает сибаритство и внутреннюю пустоту, которые прикрывает одна кичливость. В таких тонах изображается «опора государства» и «гордость страны», дворянское сословие. Чехов опасается, что такие «опоры» только подтачивают основы государственности и не могут быть полезными своей стране.

Тематика

Смысловое богатство драмы Антона Павловича – уникальная черта его творчества. Поэтому спектр тем, затронутых им в произведении, чрезвычайно широк.

  • Трагическое самопожертвование маленького человека во имя фальши — главная тема «Дяди Вани» Чехова. В этом выражается преемственность в русской литературе, где авторы продолжают описывать глобальные и общечеловеческие вопросы из поколения в поколение. Всего себя отдавали и Акакий Акакиевич из «Шинели», и Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», и Макар Девушкин из «Бедных людей» Достоевского. Несчастные и недооцененные судьбы были разбиты, но на восстание осмелился лишь Войницкий Чехова. Он стал раскованнее своих предшественников, но все равно не сумел довести бунт до логического завершения, так как природную робость души ему не перебороть. В этом было бы его нравственное падение.
  • Гибнущая красота и ее особенная эстетика овевают всю книгу. С ней же связана и тема экологии. Леса безжалостно вырубаются, все живое, что находило там пристанище, умирает безвозвратно. Люди вроде Астрова понимают всю чудовищность этого варварского истребления природы, страдают вместе с ней, но ничего не могут поделать.
  • Отношение к природе является для автора показателем духовного богатства. Профессор и ему подобные, кроме себя, ничего не видят. Чехов противопоставляет равнодушие и эгоизм этих слепцов чуткости, естественности и мягкости настоящих людей – Сони, Ивана и Астрова. В них скрыто подлинное душевное благородство, без которого человек погружается в пучину себялюбия и перестает замечать мир вокруг. Теряя способность любить что-то помимо себя, он сеет лишь губительную пустоту вокруг, сравнимую разве что с вырубленным лесом. Ведь природу люди тоже губят от внутренней нищеты.

Действующие лица

Чеховский список персонажей никогда не бывает случайным: в сухом перечне имен и должностей уже скрывается конфликт, уже зарождается драма. Так в «Дяде Ване» профессор контрастирует с «честным приказчиком» Иваном Петровичем.

  1. Серебряков Александр Владимирович — профессор в отставке, отец Сони, когда-то женатый на сестре Ивана.
  2. Софья Александровна (Соня) — племянница Ивана Петровича, дочь профессора, тоже бескорыстно трудящаяся во имя его преуспеяния.
  3. Елена Андреевна — жена Серебрякова, 27 лет. Мачеха Сони.
  4. Войницкая Мария Васильевна — мать Ивана Петровича и бабушка Сони.
  5. Войницкий Иван Петрович — дядя Ваня, шурин профессора и опекун Сони.
  6. Астров Михаил Львович — врач, сосед Войницкого.
  7. Телегин Илья Ильич — разорившийся помещик
  8. Марина — престарелая няня
  9. Работник

Характеристика героев

  1. Дядя Ваня. 48-летний Иван Войницкий — кроткий, добрый и трудолюбивый человек, но благодаря расточительности и эгоизму своего шурина он остался без гроша за душой. Все свои силы он направил на то, чтобы помочь профессору в служении науке. Он верил, что вместе с ним изменяет мир, делает его лучше для людей. Поэтому его смело можно назвать идеалистом, оторванным от реальности. Чем-то его отрешенность от семейных дрязг, мелочности и себялюбия напоминает святость князя Мышкина из «Идиота» Достоевского: оба мужчины предпочитают посвятить себя бескорыстному служению всему живому вне зависимости от его характера. Однако иллюзии Ивана рассеялись, и даже тогда он готов направить оружие на себя. Его нравственный кризис проходит острую стадию безболезненно благодаря целительному влиянию Сонечки, имя которой означает «мудрость» и напоминает нам такую же самоотверженную героиню из «Преступления и наказания» Достоевского.
  2. Соня. Юная дочь Серебрякова – честная труженица вроде своего дяди. Она отказалась от личных радостей и высоких амбиций, свойственных юности, и кропотливо трудилась ради блага отца, который даже не пожелал самостоятельно воспитать ребенка. Но ей не нужно взаимности, ее любовь жертвенна по определению. Повседневность и быт затягивают ее молодость, но добродетель и принципиальность делают Соню красивой изнутри. Девушка мила и рассудительна, явно симпатизирует Астрову, который умеет разглядеть прелесть сердца, а не только смазливость лица.
  3. Профессор Серебряков. Бездеятельный и праздный эгоист. Будучи абсолютно бездарным, он умудряется пускать пыль в глаза, но ничего при этом из себя не представлять. Судьба явно благоволит ему: женщины его любят, семья возвела чуть ли не в ранг божества, а окружающие трепещут перед силой его красноречия. Серебряков сеет вокруг себя пустоту, ведь для созидания ему не хватает способности к любви. У него нет цели, в мире он именно прозябает, паразитируя на трудах других людей. За десятки лет безропотного служения дядя Вани он ни разу не поднял его жалование, ни разу не осведомился о его личных планах. Профессор лишь проматывал все доходы от имения и жаловался на подагру.
  4. Елена Андреевна. Образ Елены косвенно связан с мифом о Елене Троянской, роковая прелесть которой играючи погубила сотни жизней. Так и героиня Чехова опустошает сердца всех мужчин, встречающихся ей на пути. Ее красота — искусственная, праздная, не настоящая, ведь относится только к внешности женщины, а не к ее духовности. В человеке все должно быть прекрасно, говорит Чехов, а Елена этот принцип грубо нарушает, поэтому оказывает тлетворное влияние на обстановку в доме. Она же увлекает Астрова, разрушая его отношения с Соней. В этом любовном треугольнике запечатлена грубая правда жизни: мужчина ошибается, предпочитая прелесть лица красоте души. Разрушительная, роковая, жестокая сила героини сметает и выбрасывает все искреннее и настоящее, но не может создать себе даже слабого подобия этого. Их союз с Астровым обречен на неудачу.
  5. Астров. Этот образ выражает авторскую точку зрения на все происходящее, в его словах скрыты те смысловые акценты, которые Чехов не любил расставлять очевидно. Михаил Львович очень рассудителен и умен, его душа обладает чуткостью к прекрасному. Он физически ощущает гибель красоты, но не может противостоять этой гибели в себе. Встреча с Еленой вырубает его внутренние леса, выкорчевывает его нравственную чистоту с корнем. Так, герой увлекается бездушной женой профессора, и забывает добродетельную Соню, изменяя своим же собственным принципам. Непоследовательность драматург ему не простил, и Астров остается несчастным и разочарованным в себе.
Читайте также:
Анализ главы Фаталист в романе Герой нашего времени - значение

Смысл пьесы

Финал произведения можно назвать безысходным. Все покидают имение, и все возвращается на круги своя: Соня и ее дядя остаются одни, их труд возобновляется в прежнем режиме. Героиня навсегда рассталась с Астровым и смирилась со своим положением вслед за опекуном. Бунт его не дал никаких результатов, напротив, жить с осознанием бессмысленности жизни стало невыносимо.

Что же тогда хотел донести до нас Чехов? Почему не помог, не возвысил своих положительных персонажей над жестокой реальностью? Бунт Ивана даже не подарил читателям ощущения справедливой мести. Но суть финала пьесы заключается в другом: упоминание о «жизни светлой, прекрасной, изящной» должно вдохновить нас оглянуться вокруг и заметить, наконец, тех, кто ее достоин, и вместе с ними делать окружающий мир лучше, чтобы прийти в эту новую жизни обновленными людьми. Множество незаметных тружеников, отдающих всю свою энергию ради счастья других, достойно лучшей доли. Это призыв реализовать справедливость в жизни, пока не поздно, а не в книгах, где кара писателя все равно запоздала: Войницкому уже поздно начинать жить по-другому.

Больше всего автор ценит в человеке способность к созиданию и красоту души, которые невозможны без чистоты помыслов. Только такой гражданин может своим трудом изменить страну к лучшему, только такой семьянин в силах воспитать новых людей в радости и любви, только такая личность способна гармонично развиваться и вдохновлять на прогресс других. К этому надо стремиться каждому из нас.

Новаторство Чехова драматурга

При жизни автора часто упрекали в нарушении устоявшихся канонов театра. Тогда это ставили в вину, а сейчас – превозносят. Например, новаторская композиция в «Дяде Ване» — повествование без разделения пьесы на явления — относится к открытиям Чехова. Ранее драматурги не нарушали композиционного правила оформления и добросовестно формировали список действующих лиц, участвующих в каждом явлении. Так делал и Антон Павлович, но со временем он не побоялся поэкспериментировать с консервативным видом искусства, внеся в русский театр ветер перемен, дух эпохи модернизма, соответствующий времени. Новаторство Чехова-драматурга не было оценено по заслугам при жизни писателя, зато сполна вознаграждено его потомками. Благодаря ему русская литература ни чуть не отставала от общемировой культурной тенденции, даже во многом опережала ее.

Что касается содержания, здесь Чехов тоже отражает новую тенденцию – кризис реализма. В его драмах действие растворяется в повседневности, герои – в бесконечных отступлениях от темы, смысл – в нарочитой абсурдности изображенного бытия. Например, «Дядя Ваня» — про что это? Автором изображена какая-то сумбурная история без морали и финала, где робкий и смирный герой, казалось бы, ни с того, ни с сего пытается убить родственника и завладеть его женой. С точки зрения логики, это полный бред. Но жизнь гораздо шире того, во что мы пытаемся ее загнать, и человеком порой движут более тонкие и менее очевидные психические процессы, которых мы подчас не в силах понять.

Диалоги, обращенные в никуда, тоже не способствуют пониманию. Герои Чехова говорят, не слыша, отвечая лишь собственным мыслям. Их слова не стоит воспринимать буквально: в них важно именно то, что не сказано. Так же скрыт и настоящий конфликт, ведь персонажи не имеют черно-белой окраски. Таким образом, драматург раскрывает проблемы личности в пьесе «Дядя Ваня» по-новому, не тривиально, заставляя нас острее воспринимать происходящее на сцене и сильнее задумываться над ним.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: