Футуризм в творчестве Маяковского – особенности и основные черты

Футуризм – стиль поэта В. Маяковского. Яни Сит

Взгляд на лит. стиль поэта Владимира Маяковского.
Автор публикации Яни Сит

Раннее творчество Маяковского удивит любого читателя. Большинство поэм его не переведены. Версия перевода “Послушайте”, представленная в данной публикации, является самой лучшей среди всех вариантов перевода этого стихотворения. Ритмика и музыка перевода by Maria Enzensberger with a foreward by Elaine Feinstein поразила всех литературоведов в мире. Эта версия наиболее точно передаёт индивидуальность поэта.

Творчество Владимира Маяковского стартовало в 1912 на Московском бульваре. Стихи родились в непринуждённой беседе с Давидом Бурлюком, студентом и другом поэта. Давид Бурлюк представил молодого Владимира Маяковского своим друзьям. Бурлюка считают *отцом Русского футуризма*. В это время в искусстве развивались течения кубизма в живописи и футуризма в поэзии. Гуро, Ларионов, Каменский, Гончарова, Татлин, Малевич публиковали всевозможные литературные иллюстрации,организовывали художественные выставки, публичные лекции и дебаты с целью нести новое искусство в жизнь.Кубо-Футуризм был освоен московскими футуристами в 1913 году, они нашли связь между футуризмом в поэзии и кубизмом в живописи.

В тот же 1913 году футурист Крученых (Kruchenykh) описал процесс так: “Футуризм в живописи использует части плоскости – диагональные секции и геометрические формы, особое освещение; поэты-футуристы работают с измельченными словами, частями слов, половинками слов, и создают новые словесные комбинации”. Поэзию Маяковского можно описать как *словесную живопись*, стихи его читаются как *кубизм в искусстве*. B это время он также активно работает в области рисунка, участвует в художественных выставках Ларионова в 1913 году. Примерно в том же году Маяковский и Татлин выпустили ссерию иллюстрированных брошюр. Второй типичный футуризм в творчестве поэта Маяковского – это урбанизм. Он писал стихи на городскую тематику, социальные, связанные с непосредственной жизнью людей, используя футуристический метод повествования: части слов, словесные комбинации, неологизмы. Ранние поэмы также характеризуются любовью поэта Маяковского к революции.

Любовь к четырём женщинам, самой любимой и дорогой из которых, всё-таки, была Лилечка Брик, разрыв с любимой, одиночество, революционные взгляды, предательство друзей, недоверие Сталина – всё это явилось слоённым пирогом из многих причин, из-за которых поэт совершил четыре попытки самоубийства. После революции тон поэзии Владимира Маяковского становится наиболее драматичным. Маяковский поставил несколько фильмов в этот период :
фильм “Молодая девушка и хулиган” сохранился. Наиболее примечательным стихотворением Маяковского явилось: “Послушайте”, переведённое почти на все языки мира. В нём отразилась боль и страсть поэта, его духовность, вера в гуманность и доброту, в красоту сердца человеческого. Разрешите представить Вам наилучший из переводов этого стихотворения великими мастерами литературного перевода Maria Enzensberger with a foreward by Elaine Feinstein.
*
перевод: Maria Enzensberger
with Elaine Feinstein

Listen,
if stars are lit,
it means there is someone who needs it.
It means that someone wants them to be,
that someone deems those speckles of spit
. magnificent.

And overwrought,
in the swirls of afternoon dust,
he bursts in on God,
afraid he might be already late.

In tears,
he kisses God’s sinewy hand
and begs him to guarantee
that there will definitely a star.

He swears
he won’t be able to stand
. the starless ordeal.

Later,
he wanders around, worried,
but outwardly calm.
And to someone else, he says:

“Now,
it’s all right.
You are no longer afraid,
are you?”

Listen,
if stars are lit,
it means there is someone who needs it.
It means it is essential
that every evening
at least one star should ascend
over the crest of the building.
1914

*У ЛЮБВИ ТВОЕЙ И ПЛАЧЕМ НЕ ВЫМОЛИШЬ ОТДЫХ!*!*

Любовь к Лиличке Брик, Веронике Полонской, переписка с живущей во Франции женщиной. Боль, одиночество, предательство друзей, униженный Сталиным патриотизм. Четыре попытки самоубийства.

. Перед моими глазами красивый молодой мужчина с сигаретой в зубах – мой Владимир Маякoвский!

Дым табачный воздух выел.
Комната –
глава в крученыховском аде.
Вспомни –
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
(“Лиличка!”)

***
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь
. отдых.
(“Лиличка!”)

***
Когда я училась в школе, изучала поэмы В. Маяковского “Владимир Ильич Ленин”
и “Хорошо!”, а также “Левый марш!”. Из любовной лирики ничего не было включено в программу. Сегодня я хочу представить Вам отрывки из любовной лирики
Владимира Маяковского.

***
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
(“Лилечка!”)

***
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
(“Лилечка!”)

***
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылелась из меня
и расплылась в шелесте.
“Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте. –
. Деточка,
все мы немножко лашади.
(“Хорошее отношение к лошадям”)

***
Но враг не сунется – В небо сторожно
глядит, не моргнув, Атлантический глаз.
То стынешь в блеске лунного лака,
То стонешь, облитый пеною ран.
(“Атлантический океан”)

***
Маяковского считают одним из основоположников футуризма по форме и стилю изложения мыслей в стихах. Для меня же он всегда был и будет святым поэтом, независимо к какому стилю критики причисляли его стихи.

***
Любит? не любит? Я руки ломаю
и пальцы
. разбрасываю разломавши
так рвут загадав и пускают
. по маю
венчики встречных ромашек.
(“Неоконченное”)

***
море уходит вспять
море уходит спать
Как говорят инцидент исчерпан
любовная лодка разбилась о быт
С тобой мы в расчёте
И не к чему перечень
взаимных болей, бед и обид.
(“Неоконченное”)

Читайте также:
Пьер Безухов - характеристика героя, жена графа, духовные искания

***
Гражданин фининспектор, “я выплачу пять,
все *нули* у цифры скрестя!
Я *по праву* требую пядь
в ряду *беднейших* рабочих и крестьян.
А если *вам кажется, *что всего дело’ов –
это пользоваться *чужими словесами,
то вот вам *товарищи, моё стило’,
и можете *писать* сами!
(“Разговор с фининспектором о поэзии”)

***
“Гражданин фининспектор! Простите за
. беспокойство.
Спасибо. *не тревожьтесь. я постою.
У меня к вам *дело* деликатного свойства:
о месте *поэта* в рабочем строю.
((“Разговор с фининспектором о поэзии”)

***
Есть ли наших золот небесней?
Нас ли сжалит пули оса?
Наше оружие – наши песни.
Наше золото – звенящие голоса.
(“Наш марш”)

*
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Всё равно
любовь моя –
тяжкая гиря ведь –
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
(“Лилечка”)
*

Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг!
http://www.stihi.ru/2004/09/28-982
автор Яни Сит
. Я знаю силу слов и знаю слов набат!
. Владимир Маяковский.

Где Лилия Брик, Владимир!
. Где спит Иосип Брик?
Где Вероника Полонская
. дышит любовью? –
Хочу заплакать истерически –
. В КРИК.
И твои четыре
. попытки самоубийства.
могла бы, верю, предотвратить.
Минутой молчания
. почтим поэта и человека.
Володя! Мне бы в твою эпоху жить!
Ты, такой сильный
. и такой слабый.
В зубах – сигарета,
. на сердце боль!
Не пожалел и тебя Сталин.
Летел ты с обрыва известности
. в неизвестность –
с тобою моё сердце доколь.
“Лошадь, не надо,
Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.”
Так верю я, в твоё воскрешение!
В твою нежность,
. прострелившую моё сердце!
Да, Володя, все мы
. немножко лошади.
И бьёт в нас непонимание
холодных,
. бездушных иноверцев.
Больно и обидно
. за твою судьбу так!
“Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.”
*

В эту поэту включены выдержки
из двух любимых стихов Маяковского:
“Лиличка!” и “Лошадь не надо.Лошадь,слушайте”
*

Словарь Литературоведческих Терминов., Москва, 1988:

Акмеизм – литературное течение в русской поэзии второго десятилетия двадцатого века. Акмеизм выделился из символизма. Акмеизм проповедовал ясный, свежий и “простой” поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, не обращались, как в символизме, к “таинственным мирам”. Название Акмеизм шло от греческого “akme” – “острие, высшая точка”, что указывало на стремление Акмеизма к особому точному образу.
К Акмеизму принадлежали или примыкали С. Городецкий, Н. Гумилёв, О. Мандельштам,
А. Ахматова и др.

Однако реальность, к которой настойчиво стремился Акмеизм., ограничивалась природой, картинами прошлого, галантной экзотикой, миром вещей и личными взаимоотношениями людей. Создав немало интересных лирических стихов, акмеисты поэтому не смогли стать вровень с запросами революционного времени, а в ряде случаев вступали с ним в противоречие. Слабости Акмеизма отметил в своей статье “Без божества, без вдохновенья” Александр Блок.

Символизм
Символ (от греч. symvol – условный знак). В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга в далеком месте. Символ – предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления. Так, в словах “Вакхической песни” Пушкина “Да здравствует солнце, да скроется тьма” солнце выступает как символ счастья, радости, разума. Буревестник у Горького – символ, предвещающий революционную бурю. Заключая в себе переносное значение, Символ близок тропу (в частности, сравнению, метафоре).

Индивидуальный характер имеет символ в творчестве символистов. Например, Символ Прекрасной Дамы у Блока. Символизм – это литературное направление (течение) конца ХIX – начала ХХ века. Символизм сложился во Франции уже в 70 -80-е годы ХIX века. Символ для символистов – это общепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передаёт не объективную суть явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределённое.

Многие символисты выражали идеи декаданса, отражая пессимистические настроения, создавая символы смерти, увядания. Но к символам прибегали и поэты, занимающие прогрессивные позиции, например, бельгийский поэт Эмиль Верхарн, автор поэтического сборника “Города-спруны”, немецкий драматург Г. Гауптман, автор драмы “Потонувший колокол”, бельгийский драматург М. Метерлинг, создатель драмы “Синяя птица”.

В России Символизм сформировался в 1890-1900-е годы (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб); позже в русле символизма выступили А. Белый, А. Блок, С. Городецкий, Вяч. Иванов. В эти десятилетия Символизм определял лицо многих журналов (“Весы”, “Золотое Руно”, “Аполлон”). Серьёзные исторические испытания (русско-японская война, революция 1905-1907 годов) ускорили размежевание среди русских символистов. Лучшие поэты – А. Блок, В. Брюсов, А. Белый – постепенно отходили от Символизма.

В. Брюсов и А. Белый проявили себя в последние годы творчества как художники гражданского склада. Поэма ” Двенадцать” А. Блока (1918), стоящая у истоков советской поэзии, соединяет черты как реалистической, так и символистской поэтики.

Словарь Литературоведческих Терминов.
Справочные материалы.
Материалы для журнала “Мастерство и Вдохновение”
———————————————————

Футуризм ( от лат. futurum – будущее). 1. Как литературное течение возникло в 1909 году в Италии (во главе с Маринетти), выступившие с проповедью формалистических новшеств в поэзии (отказ от синтаксической организации речи, введение неязыковых форм в текст: нотных и математических знаков и пр.).

Возникшее в России в 1910 году течение в литературе и живописи – кубофутуризм представлено прежде всего в творчестве И. Северянина (эгофутуризм), В. Маяковского, В. Хлебникова, братьев Бурлюков, В. Каменского.

Читайте также:
Cочинение на тему героизм к ОГЭ/ЕГЭ по русскому

Словарь Литературоведческих Терминов.
Справочные материалы.

******
Иллюстрация неизвестного художника.

Пруцков Н. И.: Литература конца XIX — начала XX века (1881–1917) Владимир Маяковский

Главные черты футуризма

  1. Основной идеей футуристов было полное отделение от “классической” культуры. Им было свойственно пренебрежение по отношению к традиционным правилам и канонам в искусстве. Они высмеивали старую школу даже в стихах.
  2. Они стремились совершить революцию в творчестве, поэтому нередко воспевали политические перевороты и бунты. Отсюда вытекает картина современного мира, изображенного постоянно в движении, меняющимся изо дня в день.
  3. Само творчество представлено как изобретение, продукт человеческого труда. На первый план выходит эстетика большого города и технического прогресса в противоположность естественному, природному миру, который так любили идеализировать поэты старой школы.
  4. Авторы экспериментировали со словообразованием, создавали причудливые словосочетания, неологизмы, размеры. Их творчество радикально отличалось от всего того, что было сделано ранее.
  5. Для идейно-тематического содержания работ футуристов характерна неприязнь к капитализму и всему, что с ним связано: господствующему классу, общепринятым моральным нормам, конформистской позиции церкви и т.д.

В. В. Маяковский-футурист. Проблемы кубофутуризма

1. Определения терминов «футуризм», «кубофутуризм». 2. Мотивы футуризма в лирике В. В. Маяковского. 3. Основные образы и художественные средства. 4. Проблемы кубофутуризма. Слова на свободе! Лозунг итальянских футуристов Двадцатый век принес множество нововведений. Кардинально менялись промышленность, техника, социальное устройство государства. Изменились культура и искусство, появилось множество кардинально новых течений и направлений. В частности, появились такие направления, как футуризм и кубофутуризм. В литературоведческом словаре эти термины взаимосвязаны и имеют следующее определение: «футуризм — направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Кубофутуризм — направление в искусстве авангарда в начале XX века, в живописи, соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччони) и французских кубистов (например, Брак). Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма (публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским) тесно переплетены в истории. В России «кубофутуризм» было также одним из самоназваний поэтической группы «Гилея», противопоставлявшим ее эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как «Мезонин поэзии» и «Центрифуга»). К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Бенедикт Лившици т. д. Многие из них выступали и как художники». Однако одна фигура из перечисленных выше оказалась особо значимой для развития футуризма в России. Эта фигура — Владимир Маяковский. Произведения Маяковского своеобразны, но органичны. Ярый приверженец футуризма, поэт часто вносил в свои стихи характерные для этого направления элементы: отсутствие живой природы и замена ее техникой, ускорение ритмов жизни, частое обращение к природе и динамике современного города. При этом чисто футуристом Маяковского назвать нельзя: в арсенале поэта огромное количество необычных и интересных приемов. За счет предельной конкретизации изображаемого мира стихотворения насыщены яркими, броскими и запоминающимися образами. В связи с тем, что для выражения индивидуального восприятия мира Маяковскому не хватало слов родного языка, он ввел множество неологизмов, часть из которых вошла в повседневный обиходный словарь. Оригинальностью отличается и собственно стихотворный стиль поэта. Здесь и рваные разрушенные строки, и отсутствие деления на классические двух- и трехстишия, и использование в стихотворном тексте неприемлемых ранее символов — арабских и римских цифр, нот, знаков препинания в несвойственном им значении. Ярким примером такого нестандартного произведения является стихотворение «Из улицы в улицу», в котором динамично и зримо описывается современный, шумный город: Улица. Улица через долго годов
Через железных коней с окон бегущих домов прыгнули первые кубы. Необычность графической записи стихотворения приковывает внимание: подобная кривизна строк вызывает ассоциации с кривыми переулками шумного города. Впечатление шума и динамики усиливается за счет четкого, держащего читателя в напряжении ритма строк — слогов. Но при этом привычное мировоззрение, понимание города нарушено. Здесь дома, выше колоколен: Лебеди шей колокольных, гнитесь в силках проводов… Миром правит человек-фокусник, тянущий «рельсы из пасти трамвая». Солнце забыто, его заменил фонарь: Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок. Подобную картину мира, донельзя искаженную, но динамичную и яркую, удобнее всего представлять в стиле авангарда, когда картина не передает четкие, фотографические изображения, но позволяет разглядеть эмоции художника, владевшие им при взгляде на определенный предмет. Образ города — большого, страшного, грязного — в творчестве Маяковского не единичен. Еще одним запоминающимся стихотворением может быть «Адище города». Само название может заинтересовать читателя за счет использования в нем окказионализма «адище». такой термин помогает понять масштаб описываемого пространства и состояние тревоги или ужаса, которое при этом возникает. Действительно, изображенный на закате, кажется, в преддверии смерти, город пугает. Хрупкий человек жалок и беспомощен перед величием этой громады: Сбитый старикашка шарил очки и заплакал, когда в вечереющем смерче проезжающий трамвай с разбега взметнул зрачки. Миром правит уже не человек, а созданная им техника. Природа беспомощна — всевидящее око солнца ослепло: «Где у раненого солнца вытекал глаз…». Лирический герой, то слабый, то, напротив, всемогущий («А вы могли бы»): Я смазал карту будня, плеснувши краску из стакана… При минимальном количестве действительно важных с житейской точки зрения описательных моментов, картина, возникающая у читателя при прочтении стихов Маяковского, оказывается на удивление яркой, динамичной. Язык произведений художника богат цветописью и звукописью, да и сами рваные строки позволяют добиться разных эффектов восприятия — то стихотворное описание медлительно и плавно, то — рвано, остро, грубо, то мягко и максимально реалистично. Так же и ритм — он может меняться в одном произведении несколько раз — от бешеного стука конских копыт к размеренному биению человеческого сердца и плавному шуму накатывающих на берег волн. Однако у футуризма, так же как и у любого другого направления в искусстве, существуют как ярые приверженцы, так и враги. Последние, выступая против представителей этого жанра, нажимали в основном на тот факт, что стихотворения футуристов слишком образны, иногда даже перенасыщены описаниями и эмоциональными картинами. При этом во многом восприятие футуризма (как и картин художников-кубистов) напрямую зависит от личных, индивидуальных впечатлений читателя (зрителя). В связи с тем, что люди обладают различным взглядом на жизнь, житейским опытом и способом восприятия мира, картина, стихотворение, мелодия для каждого будет сугубо индивидуальна. Отсутствие возможности вывести объективное мнение долгое время не позволяло футуризму стать заслуженно понятым литературным направлением. Однако в современном мире множество исследователей вновь обратилось к этому таинственному направлению, что обещает новые открытия в литературном мире.

Читайте также:
"Арион" ℹ анализ стихотворения А.С. Пушкина, история создания и легенда, центральный образ, главная тема и идея, жанр, основная мысль, сюжет

Особенности футуризма Маяковского

  1. Самое яркое отличие произведений Маяковского от других представителей футуризма заключается в преувеличении личности поэта, ему часто посвящаются хвалебные строки, он ставится выше других.
  2. Помимо отрицания и презрения ко всему, что было раньше, в работах Владимира Владимировича яро выражен протест к настоящему, он противопоставляет себя обществу и сложившемуся государственному строю. Взгляды и мысли поэта обращены к будущему.
  3. Красота заключена в городских пейзажах, бурной урбанистической жизни.
  4. Очень часто в своих произведениях Маяковский использовал метафоры (скрытое сравнение) для своих противопоставлений и звукопись (повторение одинаковых гласных или согласных).
  5. Ну и, конечно, не стоит забывать про его знаменитую “лесенку”, которая использовалась для выделения самых важных отрезков стихотворения.

Раннее творчество

Если говорить кратко, Маяковского считают одним из основателей футуристического направления в русской литературе. Он активно участвовал в работе по подготовке революции, за что был отправлен в Бутырскую тюрьму. За время заключения он написал целую тетрадь стихов. Исходя из воспоминаний Маяковского, это были произведения в стиле пролетарской поэзии, которые имели небольшой оттенок символизма.

После заключения поэт решил отправиться учиться. В училище живописи он познакомился с Бурлюком, который организовал группу поэтов-будетлян.

Футуризм Маяковского привлекает своим бунтарским анархистским задором, а также стремлением к ускорению жизненного темпа и формальному новаторству. С 1912 года стихотворения Маяковского начали печатать в футуристических сборниках. Он был ярким представителем этого течения.

Футурист Маяковский и другие литераторы сильно критиковали символистов. Но все же их произведения были частично похожи. Отличительной чертой работ символистов стал ярко выраженный урбанизм. Эти поэты в своём творчестве опирались на традиции литературы, изображая современное устройство государства как «страшный мир».

Такое веяние повлияло и на футуристов. В их интерпретации капиталистические города ещё ужаснее. Произведения Владимира Владимировича в ранний период творчества описывают город-гиперболу. Стих «Утро» это отчётливо передаёт.

Примеры из поэзии Маяковского

Будет луна. Есть уже немножко. А вот и полная повисла в воздухе. Это бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе. (“Лунная ночь”).

Небольшая пейзажная зарисовка, в которой примитивная констатация факта сменяется сложным религиозно-философским объяснением, это создано для нарушения баланса стихотворения, избавления от гармонии, чтобы читавшим было труднее воспринять написанное, — это один из способов выражения антиэстетизма. Кроме того, здесь очевиден издевательский тон автора, когда речь заходит о религиозных предрассудках, пытающихся объяснить природные явления. Иронично перечисляя их, поэт пропагандирует антиклерикальные настроения.

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я – бесценных слов мот и транжир (“Нате!”)

Здесь мы видим все отвращение, испытываемое поэтом к людям, он называет их попросту жиром, когда как себя он наоборот ставит выше остальных, представляясь носителем и владельцем слов и языка, да еще и тем, кто бесцеремонно швыряет их на ветер.

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (“Домой!”)

В данных строках происходит попытка донести до читавших одну из идей футуризма, про которую писалось выше, а именно приравнять искусство к продукту труда, а поэтов – к солдатам.

Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки.” (“Адище города”).

Ну и наконец, та самая игра со словами в попытках придать им абсолютно разные формы, не существующие в речи.

Маяковский: «талантливейший поэт советской эпохи»

Революционные потрясения 1917 года Маяковский встретил с большим энтузиазмом. 1918−1919 годы в биографии поэта были ознаменованы широким распространением темы революции. Владимир Владимирович пропагандировал идеи большевистской власти, негативно отзываясь о реалиях прошлого.

Новая власть поощряла творчество поэта, поддерживавшего революционные стихи. В годы НЭПа поэт много гастролировал по территории Советской России, часто издавался в прессе. Представители партийной верхушки положительно отзывались об авторе «Облака в штанах».

В 1922—1924 годы Маяковский посещал Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану.

Маяковский в фильме «Учительница рабочих». (wikipedia.org)

В Америке у поэта случилась краткая связь с одной русской эмигранткой (Элли Джонс), в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патрисия. Маяковский пользовался популярностью у женщин. Однако поэт официально не зарегистрировал ни одни свои отношения. Известно, что, кроме дочери Патриции, у Маяковского есть ещё и сын от связи с художницей Лилей Лавинской — Глеб-Никита, советский скульптор.

Читайте также:
Бесприданница - краткое содержание по действиям и явлениям пьесы

В 1920-е поэт учредил творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. Также Маяковский участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА».

Постепенно Маяковский стал разочаровываться в революции. Нэпманы и партийные деятели вызывали у поэта раздражение. Быт, с которым боролся Маяковский в творчестве всю жизнь, возвращался в Россию. Владимир Владимирович написал сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся», в котором высмеял бюрократизм новых хозяев мира:

В 1929 году, когда только начинался «Великий перелом», Маяковский активно участвовал в антирелигиозной кампании большевиков. Поэт вместе с Максимом Горьким, Николаем Бухариным и Анатолием Луначарским выступил на II съезде Союза безбожников, на котором поддержал идею об отказе от «заигрывания» с церковью. Поэт всю жизнь был воинствующим атеистом.

Трагедия «Владимир Маяковский». (wikipedia.org)

В начале 1930 года Владимир Владимирович много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Также поэту с трудом давалось написание поэмы «Во весь голос».

Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился из маузера. В своей предсмертной записке поэт оставил следующие слова: «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…».

Самоубийство Маяковского до сих пор у многих вызывает вопросы. Кто-то считает, что за смертью поэта стояли сотрудники НКВД, другие же говорят о неразделённой любви к «Лиличке» Брик, не дававшей лирику покоя до конца жизни. Среди последних стихотворений Маяковского есть произведение «Неоконченное», читая которое ощущается мотив разрыва с любимой женщиной (пунктуация авторская):

«…любовная лодка разбилась о быт

С тобой мы в расчете

И не к чему перечень

взаимных болей бед и обид…».

В 1935 году Иосиф Сталин так написал о значении творчества Владимира Маяковского для советской культуры: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям — преступление…».

Маяковский на съемках фильма. (wikipedia.org)

После смерти поэта-футуриста советская власть начала насаждать его стихи, по выражению Бориса Пастернака, «как картошку при Екатерине». Однако для многих людей творчество Маяковского остаётся актуальным и в наши дни.

Владимир Маяковский. (wikipedia.org) Обложка журнала. (wikipedia.org)

В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, пощади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.

Владимир Маяковский один из величайших поэтов 20 века. Споры о значении его творчества начались с момента появления его произведений и не закончились сейчас. Особенно обсуждалась связь Маяковского с футуризмом.

Маяковского привлекли их революционные идеи, и он пополнил их ряды. Поэт опубликовал свое стихотворение “Ночь” в 1912 году в нашумевшем сборнике футуристов “Пощечина общественному мнению”.

В этом произведении описывается ночной город, который отожествляется с игорным домом и пороками, которые там торжествуют. Автор использует такие метафоры как “багровый” вместо “вечер”, “белый “ вместо “день”, “зеленый” вместо “игральная доска”. Бульвары и площади становятся существами одушевленными и видят “синие тоги”. Толпа не принимает главного героя, и он чувствует себя одиноким.

Стихотворение “Нате” Владимир Владимирович Маяковский написал в 1913г.В этом стихотворении он показал отношения творца и толпы. Автор использовал в своем произведении грубую лексику, чтобы подчеркнуть презрительное отношение к своим слушателям: “ ваш обрюзгший жир”,”стоглавая вошь”. Автор сожалеет, что он рассказал “стихи и шкатулки” людям не способным понять и оценить его творчество. А завершает он свой монолог заявлением о своей свободе от бездушных людей:”А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется- и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам”.

Владимир Маяковский среди футуристов занимал особое место. Как поэт-гуманист он в своих произведениях писал о страданиях людей и их чувствах. Своими стихами он призывал бороться за счастье своих современников и их светлое будущее.

Другие темы:← Лирический герой Маяковского↑ МаяковскийМоё любимое стихотворение Маяковского → `

Поэтика русского футуризма

Для футуристов практически не имело значения содержание их работ, все ставки были сделаны на форму повествования, и чем она необычнее, тем лучше. Все свои идеи они пытались донести до читателей посредством диалога, именно поэтому большинство футуристских стихотворений сделаны в виде разговора, или же обращения к кому-либо. Все они писались с целью шокировать, эпатировать слушателей, в декламационном стиле (выразительное чтение, удобный ритм) для большего удобства публичных выступлений. Лирический герой был практически не важен, ему не уделялось достаточно внимания, куда интереснее была стремительно меняющаяся реальность вокруг него.

Манифест русского футуризма

Составлен был в 1912, призывает забыть все, что было до этого, избавиться от классических произведений под авторством Пушкина, Толстого, Горького и так далее и провозгласить футуристов единственными представителями их времени. Манифест требует уничтожить существующий русский язык, образ мыслей, сложившиеся ценности, чтобы заменить их на новые. Отрицает наличие здравого смысла и фальшивой красоты, предпочитая им эксперименты. Просит увеличить словарь с помощью произвольно составленных производных от уже имеющихся слов. Впоследствии текст манифеста увеличился, и в нем появились лозунги отделения искусства от государства, а также передача всех театров, музеев, художественных академий и так далее в руки самим деятелям искусства.

Автор: Сергей Воробьёв
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Повесть А. Гайдара «Судьба барабанщика» для читательского дневника

Аркадий Петрович Гайдар написал поучительную и увлекательную повесть, в которой рассказал о мальчике, оказавшемся подельником преступников против своей воли. Произведение вышло в свет в 1938 году под названием «Судьба барабанщика». Читательский дневник поможет ознакомиться с сюжетом книги без изменения ее сути и потери смысла. Действие разворачивалось в 30-х годах ХХ века, сначала в Москве, а затем в Киеве.

  1. Анализ произведения
  2. Краткое содержание
  3. Основная идея
  4. Действующие лица
  5. Отзывы читателей
Читайте также:
Краткое содержание Поход Аркадия Гайдара - читать бесплатно онлайн

Анализ произведения

Автор в повести раскрывает темы дружбы, верности, чести. Главному герою пришлось пережить много серьезных испытаний и неприятностей.

Краткое содержание

В столице жил 8-летний мальчик Сережа Щербачев. Он ходил в школу, играл на барабане. Его отец воевал, был в плену, после чего ушел в запас. Мама мальчика рано умерла. Через некоторое время отец вновь женился на красивой девушке Валентине. Она была заботлива с пасынком, дружелюбна.

Сначала они жили скромно и дружно, но после назначения отца директором магазина возникли сложности. Валентина стала критиковать мужа, что он мало зарабатывает. Она видела женщин, которые могут себе позволить все, стала желать того же, завидовать им.

Отец получал хорошие деньги, но при этом раздражался по любому вопросу, нервничал. Его молодая жена превратилась в сварливую и завистливую женщину. В доме сделали ремонт, после чего воцарилась хорошая обстановка в семье, но счастье было недолгим. Щербачев вскоре устал от упреков супруги и решил пойти на кражу. За это его арестовали. Новость об аресте мальчик узнал в тот же день, когда получил новую должность — его назначили старшим барабанщиком в отряде.

Старшему Щербачеву дали 5 лет тюремного заключения. Валентина недолго переживала и через 2 года привела в дом другого мужчину. Летом они поехали на Кавказ, а Сережу оставили одного. Мальчик стал жить свободной и беспризорной жизнью, попал в плохую компанию. Валентина оставила ему деньги, но они быстро закончились.

Однажды парень прочитал книгу, которая изменила его мировоззрение. Он решил, что всегда будет честным и порядочным человеком. Позже к мальчику приехал мужчина, который представился родным братом мачехи, он увез Сережу в Киев. Там Сережа познакомился со Славиком. Мальчишки быстро подружились, все свободное время проводили друг с другом. Новоиспеченный дядя зачастую расспрашивал мальчика про нового друга и его семью.

Однажды Сережа узнал ужасную новость — его «дядя» со своим другом хотели убить отца Славика из-за его работы над инженерным проектом. Сережа понял, что они шпионы и опасные преступники, поэтому хотел помешать им. Он достал оружие и начал стрельбу по ним. В результате перестрелки мальчик убил друга своего «дяди». Юношу тоже сильно ранили. Когда парень пришел в себя, ему сообщили, что милиция давно следила за преступниками и его «дядю» задержали.

Вскоре Сережа узнал, что отца досрочно освободили, он вернулся из тюрьмы, где пересмотрел свои взгляды на жизнь.

Основная идея

Повесть «Судьба барабанщика» в начале прошлого века вызвала бурю эмоций. На долю 13-летнего мальчика выпали трудности. В определенное время в нем проснулась совесть. Это видно из внутренних монологов и мыслей юноши. Автор показывает, как легко можно оступиться, сделать неверный шаг или принять неправильное решение. Человек должен нести ответственность за свои поступки и дела, понимать то, к каким последствиям может привести каждый шаг.

Не нужно мириться с преступниками.

На примере Сережи Гайдар показывает, что даже мальчик может противостоять злу. Следовательно, и в одиночку можно изменить общество в лучшую сторону. Необходимо прощать близких за их ошибки, распознавать истинных друзей, ценить семью.

Действующие лица

Главные герои повести «Судьба барабанщика» позволяют раскрыть важные проблемы общества того времени. Среди основных действующих лиц выделяют следующих:

  1. Сергей Щербачев — главный герой повести, 13-летний мальчик, преодолевающий сложности жизни. Несмотря ни на что, он нашел в себе силы и храбрость, встал на истинный путь.
  2. Отец мальчика — в прошлом командир и военнопленный, затем директор крупного магазина, был осужден за хищение государственного имущества. В тюрьме мужчина осознал свои ошибки и переосмыслил взгляды.
  3. Валентина — мачеха юноши. Сначала это молодая, добрая и красивая женщина, которая мечтала жить в достатке. Позже она стала сварливой, завистливой и злой.
  4. Дядя — мнимый брат Валентины, шпион и преступник.
  5. Старик Яков — подельник «дяди», бандит.
  6. Славка — ровесник и друг Сережи.

Главный герой повести сталкивается с добром и злом, но в итоге он делает верный выбор. Он имеет следующие черты:

  • честность;
  • доброта;
  • отзывчивость;
  • решительность;
  • смелость.

В повести 272 страницы, поэтому, если нужно вспомнить события книги, достаточно обратиться к краткому содержанию «Судьба барабанщика» для читательского дневника. Смысл и суть произведения не потеряются.

На основе прочитанного можно легко написать сочинение. В «Судьбе барабанщика» Гайдар показал столкновение двух миров, а также то, сколько проблем из-за этого может возникнуть. На основе характеристики главного героя читатель должен выбрать для себя лучшие качества, воспитывать их в себе.

Отзывы читателей

Книга понравилась, читал ее год назад. Недавно решил вспомнить сюжет и прочитал краткий пересказ в читательском дневнике. Очень удобно, не нужно заново перечитывать, да и смысл не теряется.

Прочитанная повесть натолкнула меня на размышления о жизни. Во многих книгах описывается картинка, когда добро побеждает зло. Но в этом произведении все описано намного глубже. Мальчик переломил себя, избавился от негативного окружения и встал на сторону добра. Он дал себе обещание и выполнил его.

Недавно ходил на спектакль «Судьба барабанщика», очень понравился. Решил прочитать книгу, она еще лучше. Буду читать и другие произведения Аркадия Гайдара.

Краткое Содержание «Судьба барабанщика» (А.П. Гайдар)

Краткое содержание повести «Судьба барабанщика», которую написал Аркадий Гайдар, помогает в короткое время понять основной смысл произведения и познакомиться с главными героями. Команда Литеровед.ру подготовила качественный материал, который поможет сократить время на прочтение произведения.

Читайте также:
Сочинение на тему: "Был ли иной путь у Катерины" ✒ рассуждение о жизни и судьбе главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза», причина выбора

Главные герои

  • Сережа – мальчик, которого обманным путем толкнули на преступление.
  • Валентина – мачеха мальчика.
  • «Дядюшка» — самозванец, который выдавал себя за брата мачехи.
  • Яков – старый преступник, напарник «дядюшки».
  • Юрка – мелкий мошенник, из-за которого Сережа попал в неприятную историю.
  • Славка – друг Сережи, с которым его заставили познакомиться.

Краткое содержание

Мальчик Сережа остается без матери – она утонула. Отец – бывший военный, переезжает с сыном в Москву. В скором времени он женится и у мальчика появляется мачеха Валентина. Женщина проявляет заботу, относительно мальчика, а так же заботится об отце.

В скором времени отцу Серёжи предлагают хорошую работу, он становится директором магазина. И, казалось бы, все должно наладиться, но все становится только хуже. Дома между мачехой и отцом начинаются постоянные скандалы, поскольку молодая женщина видит жизнь богатых людей. Ей хочется жить точно так же, поэтому она постоянно начинает упрекать отца в том, что он мало зарабатывает.

В скором времени их жизнь кардинально меняется. В семье появляются деньги, они делают хороший ремонт и покупают новые вещи. Мальчика назначают главным барабанщиком отряда. И вот, когда он спешит домой с этой прекрасной новостью, то узнает, что его отца забрали в тюрьму. Ему грозит пять лет за растрату.

Мальчик впадает в отчаяние. Спустя два года Валентина выходит замуж, так и не дождавшись отца.

Однажды она с новым мужем собирается поехать отдохнуть на Кавказ, но Сережу они с собой не берут. Она оставляет ему на месяц сто пятьдесят рублей.

К мальчику приходит местный хулиган, которому Сережа должен денег. С самого начала он обманывает его, сказав, что заплатил еще и за мороженное, которое Сережа не ел. Сережа отдает ему больше сумму, чем положено. Хулиган узнает, что Валентина оставила ему большую сумму и подталкивает Сережу к покупке фотоаппарата, рассказав какой он хороший. Сережа покупает фотоаппарат, но после узнает, что он не настолько хорош, и что нужно еще потратить тридцать рублей, чтоб он стал пригоден.

Сережа проводит вечера в сомнительной компании, с которой его знакомит все тот же хулиган. Там он впервые пробует пиво и рассказывает все о своей семье. Вечер мальчик запомнил очень плохо.

Наутро он понимает, что денег осталось совсем мало, а ему еще нужно прожить на них целый месяц. Вечером он отправляется в парк, где встречает свою подругу детства. Там он тратит оставшиеся деньги.

Утром ему необходимо выкупить фотоаппарат и рассчитаться с прачкой. Он начинает искать деньги. В надежде на то, что мачеха оставила какую-то сумму в закрытом ящике, он взламывает его. Внутри обнаруживается лишь пистолет. Тогда мальчик распродает часть вещей, в том числе и горжетку мачехи.

Ребенок не знает, как ему объяснить все это по приезду Валентине, поэтому не придумывает ничего лучше, чем изобразить кражу. Он оставляет дверь открытой. Придя домой, он обнаруживает в квартире постороннего человека, который выдает себя за брата Валентины. Некий «дядюшка» приводит с собой старика Якова, который у них практически поселился. Старик очень не нравится Сереже.

Мальчик находит книгу о барабанщике и восхищается его смелостью и отвагой. Он очень хочет быть похожим на него.

«Дядюшка» обнаруживает открытый ящик стола, за что очень ругает Сережу. Мальчик пишет письмо Валентине, где говорит о приезде родственника, но не успевает его дописать. «Дядя» находит письмо, которое тут же сжигает, объясняя это тем, что мальчик допустил в нем орфографические ошибки.

Дядя очень разозлился после истории с ящиком. Он сказал, что они с Яковом хотят уехать, но поскольку веры мальчику никакой не осталось, то он поедет с ними. Сережа был в не себе от счастья. Хоть «дядя» и предупредил его, что он должен будет во всем его слушаться. Мальчик начал собираться. Вечером «дядя» принес ему новые вещи, которым мальчик был несказанно рад.

Они уехали и прожили пару дней у приятеля «дяди». После этого они отправились на вокзал, где Сережа опять увидел мужчину, который подходил к хулигану-Юрке еще при первой их прогулке. После он видел его еще один раз, но уже в компании «дяди» и Якова. Мальчик не придал этому особого значения. Они сели в поезд и поехали.

Всю дорогу «дядя» рассказывал о достижениях и наградах Якова, требуя пересадить Якова в мягкий вагон. Всю дорогу они давали Сереже поручения, которые вводили мальчика в сомнения. Но он молча их выполнял, потому что дал слово «дяде» его слушаться. Прибыв на место назначения, мальчик понял, что «дядя» и Яков никто иные, как мошенники. Потому что в поезде они умудрились поменять сумку соседнему пассажиру, при этом заставив мальчика им помогать.

В Липецке Яков их покинул. Наутро они приехали с «дядюшкой» в Киев. Поселились они в детском доме, где проживала безумная старуха со своим сыном. В первый же вечер она очень напугала Сережу, но «дядя» успокоил его.

Он спросил у мальчика, хочет ли тот возвращаться домой? Сережа не хотел, потому что боялся нового мужа мачехи. Но и с «дядей» он тоже не хотел. Тогда тот пообещал Сереже, что отвезет его в Одессу в учебное заведение, где готовят мичманов. Мальчик очень обрадовался тому, что, по сути, посторонний человек так сильно о нем заботится.

Читайте также:
Толстой Война и мир - краткое содержание романа, анализ и описание

«Дядя» посоветовал Сереже познакомиться с кем-то из ребят, чтоб ему не было скучно. Даже подсказал с кем именно, указав на худенького мальчика, который что-то мастерил. Сережа познакомился со Славой. «Дядя» посоветовал ему поближе сдружиться с мальчишкой, потому что он хороший.

Сережа нашел заметку в газете, что его ищут. Скорее всего, вернулась Валентина, которая хочет теперь найти мальчика, чтобы наказать за взломанный ящик и проданные вещи. Мальчик настолько испугался, что его узнают, что пошел в парикмахерскую и побрился наголо.

Когда он пришел домой, то увидел, что дверь закрыта. Сережа думал, что дяди еще дома нет, а встречаться с хозяевами ему совсем не хотелось. Он влез через окно и подслушал разговор дяди с посторонним человеком. Из разговора мальчик понял, чтодядя – ему никакой не дядя. Мачеху его он знать не знает, а на квартиру ему указал какой-то знакомый. Так же он добавил, что планирует использовать мальчика в каком-то важном деле. Сережа испугался и вылез через окно на улицу, после чего опять постучал в дверь. Дядя обманул его, сказав, что уже спал. Сережа задумался над тем, с кем свела его судьба.

Сережа часто виделся со Славкой и познакомился с его отцом – выдающимся инженером. Дядя проводил мальчика к славке в гости, а зайдя – начал осматривать комнаты.

Славка подарил Сереже открытку, на которой был изображен мальчик, очень похожий на Сережу. В знак благодарности, Сергей подарил Славке свой нож. Слава сказал, что скоро уезжает до конца лета к своей маме.

Со Славкой повидаться так и не удалось. Дядя дал мальчику пятнадцать рублей, на которые он купил себе компас. Придя домой, он обнаружил старика Якова в саду. Сережа пробрался в дом, чтобы его никто не заметил. В портфеле Якова он увидел пистолет мужа мачехи, который лежал в закрытом ящике. Тут пришла старуха и мальчик спрятался. Старуха порылась у дяди в карманах и спрятала одну подвязку из портфеля Якова. Сережа тогда забрал пистолет и вторую подвязку. Он незаметно выбрался из дома и спрятал пистолет. Сережа сделал вид, что только возвращается домой и похвастался дяде новым компасом.

Дядя сказал, что они сегодня проводят Якова на пароход. Яков с дядей зашли в дом, но буквально через несколько минут выбежали обратно. Они обнаружили пропажу и теперь искали старуху.

Старуху долго расспрашивали, она отдала подвязку и монету, а пистолета у неё никакого не было. Когда дядя с Сережей отправились провожать Якова, то обнаружили, что Славка с папой едут на том же пароходе. Славка еще раз напомнил, чтоб Сережа на следующий день зашел к его бабушке за фонарем. Отец обязательно его привезет.

На следующий день Сережа хотел сдать пистолет в бюро находок, но поскольку тот находился в милицейском участке, передумал. Когда он пришел к бабушке Славки, то узнал, что отец так до сих пор и не приехал.

По дороге домой мальчик решил навести справки о мичманской школе в Одессе. Но когда пришел забирать ответ, то узнал, что такой школы в Одессе нет.

Мальчик узнает, что на обратной дороге на отца Славки было совершено покушение, и теперь он находится в больнице при смерти. Прибежав домой, все Сережины догадки подтвердились. В комнате лежала соломенная шляпа Якова, а значит, он уже вернулся.

Сережа хотел позвонить в Москву, но вернулся дядя с Яковом. Мальчик спрятался в развалинах беседки, и когда дядя с Яковом начали идти к нему, он вспомнил книгу об отважном барабанщике и понял, что не имеет права дать преступникам уйти. Он достал пистолет, который прятал здесь же, и начал стрелять. Яков пошатнулся, а дядя выхватил так же пистолет и выстрелил в мальчика.

Прошло достаточно много времени. Когда Сережа пришел в себя. Он находился в больнице недалеко от Киева. Дядя попал ему в горло. Поэтому Сереже было тяжело разговаривать. К нему приходил военный человек, с которым они вели разговоры.

Сережа рассказывал все без утайки. От военного он узнал, что Юрка-хулиган был всего лишь мелким мошенником. Мужчина, которого неоднократно видел Сережа – крупным вором. Яков – старый бандит. А дядя был настоящим шпионом. Больше военный ничего не сказал мальчику, хотя тому и было очень интересно.

Славкин отец оказался жив, да и сам Славка вскоре приехал навестить товарища. От Славки Сережа узнал, что убил Якова. Оказывается, за преступниками давно следили, и в то время, когда Славка стрелял по ним, дом уже был окружен.

Через какое-то время к мальчику подошла нянька и сказала. Что за ним приехали из дома. Мальчик думал, что за ним приехала Валентина. Но, когда вышел – счастья его не было предела. Ведь за ним приехал его отец!

Отец рассказал, что все это время ему было очень несладко. Он взрывал землю, за что его и освободили намного раньше срока. Теперь он является совершенно свободным человеком.

Оказывается, все это время Сережу разыскивал его отец. Он временно жил у своего друга, с дочерью которого Сережа встретился в парке.

Так и вернулись в Москву сын и отец. Они теперь были совершенно свободными и честными людьми, которые не стеснялись смотреть другим в глаза.

Краткое содержание «Судьба барабанщика»

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 335.

Повесть «Судьба барабанщика» Гайдара написана в 1939 году. В своём произведении писатель поднимает темы дружбы, верности, чести. Это рассказ об обычном мальчике, которому довелось пережить немало серьёзных испытаний.

Читайте также:
Василий Теркин - краткое содержание по главам, история поэмы

В произведении раскрывается основная проблема: человек может либо подчиняться обстоятельствам, либо сам строить свою судьбу.

Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Судьба барабанщика» на нашем сайте.

Главные герои

  • Сергей Щербачов – добрый, отзывчивый мальчик, который помимо своей воли оказался сообщником преступников.

Другие персонажи

  • Отец Сережи – в прошлом командир, затем директор крупного магазина, ставший ради молодой жены на скользкий путь.
  • Валентина – мачеха Сережи, молодая женщина, мечтавшая о «красивой» жизни.
  • Дядя – мнимый брат Валентины, взявшийся опекать Сережу, опасный шпион.
  • Яков – престарелый мужчина, матерый бандит, напарник «дяди».
  • Славка – друг Сережи, отца которого планировали убить преступники.

для самых занятых –

Краткое содержание

В Москве жил самый обыкновенный мальчик Сережа Щербачов, который ходил в школу, а в свободное время учился играть на барабане. Его отец «воевал с белыми, был ранен, бежал из плена, потом в должности командира саперной роты ушел в запас» , а мать умерла, когда Сереже было восемь лет. Спустя два года отец женился на молодой красавице Валентине. Поначалу семья жила скромно и дружно, но, когда отца назначили «директором большого текстильного магазина» , появились проблемы. Отец стал нервным, раздражительным, а Валентина, впервые увидев «красивую» жизнь, превратилась в сварливую, завистливую женщину.

Неожиданно в семье появились деньги, и в квартире сделали отличный ремонт. В доме опять воцарилось веселье, но только ненадолго – весной отца «забрала милиция и увезла в тюрьму» . Эту новость двенадцатилетний Сережа узнал как раз в тот счастливый день, когда его назначили старшим барабанщиком в отряде.

Отец был осужден на пять лет. Валентина долго не горевала и спустя два года привела в дом нового мужа. Летом они отправились на Кавказ, оставив мальчика совсем одного. Так у него началась совершенно свободная, беспризорная жизнь. Деньги, что оставила Валентина, «таяли с быстротой совсем непонятной» . И это не удивительно, ведь он первым делом потратил почти все, что у него было, на покупку нового фотоаппарата.

Спустя время к Сереже приехал родной брат Валентины и взял под свою опеку. Он забрал его к себе, познакомил с мальчиком по имени Славик. Ребята быстро сдружились и почти все время проводили вместе. При этом новоиспеченный дядя частенько ненавязчиво расспрашивал Сережу о Славике, его семье.

Однажды мальчик узнал страшную новость: его «дядя» и Яков запланировали убийство отца Славика, который работал «над какой-то важной военной машиной» . Сопоставив все факты, он понял, что мужчины были опасными преступниками, шпионами. Сережа решил помешать этим людям. Он достал револьвер и начал стрельбу по преступникам. В результате перестрелки он убил Якова, но и сам был серьезно ранен. Когда Сережа пришел в себя, он узнал, что милиция уже давно вела слежку за бандитами, и «дяде» не удалось скрыться. Но самой радостной стала новость о досрочном освобождении отца, который полностью переосмыслил свою жизнь.

Заключение

Произведение Гайдара учит не совершать необдуманных поступков, а также уметь прощать близких людей за допущенные ошибки. Кроме того, повесть учит вовремя распознавать истинных друзей и тех, от кого стоит держаться подальше.

После ознакомления с кратким пересказом повести «Судьба барабанщика» рекомендуем прочесть ее в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание повести «Судьба барабанщика» А. Гайдара

Повесть «Судьба барабанщика» Гайдара была написана в 1938 году. В своем произведении писатель поднимает тему дружбы, верности, чести. Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Судьба барабанщика» на нашем сайте. Это рассказ об обычном мальчике, которому довелось пережить немало серьезных испытаний на своем веку.

  1. Основные персонажи повести
  2. «Судьба барабанщика» очень кратко
  3. Короткий пересказ «Судьба барабанщика»
  4. Сюжет «Судьба барабанщика» с цитатами

Основные персонажи повести

  • Сергей Щербачев – добрый, отзывчивый мальчик, который помимо воли стал сообщником преступников.
  • Отец Сережи – в прошлом командир, затем директор крупного магазина, ставший ради молодой жены на сколький путь.
  • Валентина – мачеха Сережи, молодая и красивая женщина, мечтавшая о «красивой» жизни.
  • Дядя – мнимый брат Валентины, взявшийся опекать Сережу, опасный шпион.
  • Яков – престарелый мужчина, матерый бандит, напарник «дяди».
  • Славка – друг Сережи, отца которого планировали убить преступники.

«Судьба барабанщика» очень кратко

Краткое содержание «Судьба барабанщика» Гайдара для читательского дневника:

Серёжа оказывается в сложной ситуации: мама скончалась, отец снова женился и вскоре его посадили в тюрьму. Мачеха Валентина уехала с новым мужем на Кавказ. Мальчик остался один и попал в плохую компанию.

В дом Серёжи заявляются двое мужчин. Один из них представляется братом Валентины. Неожиданный родственник увозит мальчика в Киев, обещая пристроить в школу мичманов. Серёжа чувствует неладное и оказывается прав: вместо учёбы ему предлагают подружиться с мальчиком Славой, сыном военного инженера, которого подозрительный «дядя» и его сообщник планируют убить.

Когда-то Серёжа прочёл поучительную книгу про французского барабанщика, который не сдался в трудную минуту и спасовал перед опасностью. Судьба героя книги помогает мальчику принять верное решение. Мнимый дядя был арестован, а его сообщник убит.

Отца Серёжи выпустили из тюрьмы до срока. Он объяснил сыну, что встал не на тот путь, но теперь полностью раскаялся и начнёт новую, честную жизнь. Серёжа вернулся домой.

Гайдар призывает юных читателей внимательнее присматриваться к людям вокруг и не доверять всем подряд.

Читайте также:
Московские главы в романе Мастер и Маргарита, изображение мира

Это интересно: Рассказ «Чук и Гек» Гайдар впервые опубликовал в 1939 году. Историки литературы отмечают в произведении признаки традиционного святочного рассказа. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Чука и Гека». Предлагаемый пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Короткий пересказ «Судьба барабанщика»

Аркадий Гайдар «Судьба барабанщика» краткое содержание:

В одной деревне жил себе обыкновенный мальчик. Он ходил в школу, и всё у него было не плохо, даже учился играть на барабане. Отец рано овдовел, и привёл сыну мачеху Валентину.

Сначала семья жила скромно, но потом отец устроился на прибыльную работу. Он стал много зарабатывать, а вместе с тем и сильно нервничать. Валентина же превратилась в сварливую женщину, и постоянно что-то считала.

В одно прекрасное время отца арестовали за какие-то громкие мошеннические дела. Ему дали пять лет. Валентина сошлась с новым мужем, и так как у того не было своего жилья, он пришёл жить к Валентине. Недолго думая, молодожёны уехали на Кавказ и оставили мальчика одного.

С этих пор началась его беспризорная жизнь. Он быстро спустил все деньги, оставленные Валентиной, и приобрёл себе фотоаппарат.

Однажды приехал родной брат Валентины и взял мальчика под своё крыло. Он стал для него дядей. Он был весёлым и энергичным. Как-то с ним пришёл его боевой друг Яков, скользкий хитрый старик. Вся эта троица покинула дом Валентины и уехала на поезде.

Они поселились в доме какой-то сумасшедшей старухи, которая этого дядю очень любила, потому что он спас её от смерти.

Чтобы его новоиспечённому племяннику не было скучно, дядя познакомил его с мальчиком по имени Славик. Ребята сдружились, и стали проводить время вместе. Дядя частенько ненавязчиво, будто про между прочим, спрашивал, о чем они разговаривали.

Однажды дядя сказал мальчику, что отвезёт его в Одессу. Мальчик расстроился, но решил, что будет учиться в Одессе на мичмана.

Утром у него разболелась голова, и он не сразу понял, что очутился у дома Славика. Там он узнал страшную новость: отца Славы убили. Тогда сопоставив все факты, мальчик понял, что это его дядя вместе с противным Яковом причастны к гибели Славиного отца.

Позже на волю вышел отец, и рассказал, что это сын попал в компанию матёрых воров, и объяснил мальчику, что он сам стал не на ту дорожку. Именно за это он и был осуждён, но искупил трудом свою вину. Мальчик обнял отца, и был рад, что они снова вместе.

Рассказ учит тому, что нужно вовремя разобраться, кто есть друг, а от кого нужно держаться подальше.

Читайте также: Повесть «Тимур и его команда» Гайдар написал в 1940 году. В произведении автор затрагивает темы милосердия, нравственности, благородства, дружбы и помощи ближнему независимо от его возраста и статуса. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Тимура и его команды». Центральный персонаж повести – добрый, справедливый, решительный мальчик Тимур стал прообразом для многих последующих героев детской литературы, примером подростка с сильными лидерскими качествами.

Сюжет «Судьба барабанщика» с цитатами

«Судьба барабанщика» Гайдар краткое содержание с цитатами из повести:

В Москве жил самый обыкновенный восьмилетний мальчик Сережа Щербачев, который ходил в школу, а в свободное время учился играть на барабане. Его отец «воевал с белыми, был ранен, бежал из плена, потом по должности командира саперной роты ушел в запас», а мать рано умерла.

Спустя время отец повторно женился на молодой красавице Валентине. Поначалу семья жила скромно и дружно, но когда отца назначили «директором большого текстильного магазина», появились проблемы. Отец стал нервным, раздражительным, а Валентина, впервые увидев «красивую» жизнь, превратилась в сварливую, завистливую женщину.

Неожиданно в семье появились деньги, и в квартире сделали отличный ремонт. В доме опять воцарилось веселье, но только ненадолго – весной отца «забрала милиция и увезла в тюрьму». Эту новость Сережа узнал, как раз в тот счастливый день, когда его назначили старшим барабанщиком в отряде.

Отцу дали пять лет тюремного срока. Валентина долго не горевала, и спустя два года привела в дом нового мужа. Летом они отправились на Кавказ, оставив мальчика совсем одного. Так у него началась совершенно свободная, беспризорная жизнь. Деньги, что оставила Валентина, «таяли с быстротой совсем непонятной». И это неудивительно, ведь он первым делом потратил почти все, что у него было, на покупку нового фотоаппарата.

Спустя время к Сереже приехал родной брат Валентины, и взял под свою опеку. Он забрал его к себе, где познакомил с мальчиком по имени Славик. Ребята быстро сдружились, и почти все время проводили вместе. При этом новоиспеченный дядя частенько ненавязчиво расспрашивал Сережу о Славике, его семье.

Однажды мальчик узнал страшную новость – его «дядя» и Яков запланировали убийство отца Славика, который работал «над какой-то важной военной машиной». Сопоставив все факты, он понял, что мужчины были опасными преступниками, шпионами. Сережа решил помешать этим людям. Он достал револьвер и начал стрельбу по преступникам.

В результате перестрелки он убил Якова, но и сам был серьезно ранен. Когда Сережа пришел в себя, он узнал, что милиция уже давно вела слежку за бандитами, и «дяде» не удалось скрыться. Но самой радостной стала новость о досрочном освобождении отца, который полностью переосмыслил свою жизнь.

Заключение

Произведение Гайдара учит не совершать необдуманных поступков, а также уметь прощать близких людей за допущенные ошибки. Кроме того, повесть учит вовремя распознавать истинных друзей и тех, от кого стоит держаться подальше.

Читайте также:
Cочинение на тему героизм к ОГЭ/ЕГЭ по русскому

Это интересно: Аббревиатура «Р. В. С.» расшифровывается как «Революционный Военный Совет». В основе сюжета – наблюдения автора за событиями в Украине в 1919 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «РВС» для читательского дневника. Данная повесть (в некоторых изданиях ее называют рассказом) является первым произведением А. П. Гайдара, написанным для детей.

«Судьба барабанщика» читательский дневник

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 67.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 67.

«Судьба барабанщика» – увлекательная повесть о мальчике, который помимо воли оказался подельником опасных преступников, но после рассекретил их.

Краткое содержание «Судьба барабанщика» для читательского дневника

Название: Судьба барабанщика

Число страниц: 272. Гайдар Аркадий Петрович. Издательство «Речь». 2016 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1938 год

Время и место

Действие повести происходит во второй половине 30-х годов ХХ века в СССР, поначалу – в Москве, а затем – в Киеве.

Главные герои

Сергей Щербачёв – честный, добрый, отзывчивый мальчик, который по досадной случайности стал сообщником бандитов.

Отец Серёжи – в прошлом командир, затем директор магазина, оказавшийся за решёткой из-за кражи.

Валентина – мачеха Серёжи, молодая, добрая, красивая женщина, которая хотела жить в достатке.

Дядя – мнимый брат Валентины, опасный преступник.

Яков – подельник «дяди», опытный бандит.

Славка – ровесник Серёжи, его друг.

для самых рациональных –

Сюжет

Когда-то у Серёжи была полная семья – мама и папа, который командовал ротой сапёров. После смерти матери всё изменилось, и отец с сыном переехал из деревни в Москву. На новом месте отец женился во второй раз на молодой женщине по имени Валентина. Мачеха хорошо относилась к Серёже, заботилась о нём.

Поначалу семья жила хорошо, дружно. Отца Серёжи назначили директором крупного магазина, и Валентина открыла перед собой мир обеспеченных людей, которые могли себе многое позволить. Она принялась критиковать мужа за то, что тот мало зарабатывает. Устав от ежедневных скандалов, мужчина пошёл на преступление – хищение государственного имущества, и его посадили в тюрьму.

Серёжа остался жить с Валентиной. Дела у мальчика шли хорошо: его назначили барабанщиком отряда, и он был невероятно горд своей новой должностью. Валентина не собиралась тратить лучшие годы на ожидание мужа. Она нашла себе нового ухажёра и вместе с ним уехала, оставив Серёже сто пятьдесят рублей. Оставшись без надзора, мальчик попал в дурную компанию. Он быстро потратил деньги и, чтобы как-то прокормить себя, стал потихоньку продавать вещи.

Однажды на глаза Серёже попала книга об отважном французском солдате, барабанщике, который, несмотря на все жизненные трудности, остался честным человеком. Серёжа дал себе слово, что изменится и станет таким же достойным уважения, как и литературный герой.

Спустя некоторое время в доме появился незнакомый мужчина, который представился братом Валентины. Он поселился в квартире Серёжи вместе со своим товарищем Яковом. Вскоре вся троица отправилась в Киев, где новоявленный «дядя» и противный старик стали давать Серёже странные задания. Чтобы усыпить его бдительность, они даже пообещали пристроить его в школу для мичманов в Одессе, которой на самом деле никогда не существовало.

Подельники подговорили подростка завести дружбу со Славкой, чей отец работал инженером на заводе. Серёжа случайно подслушал разговор «дяди» и Якова и узнал, что они были шпионами и планировали завладеть секретной информацией, которой обладал отец Славки.

Серёжа решил помешать планам преступников. Раздобыв револьвер, он попытался застрелить их, но в нужный момент потерял сознание. Когда же Серёжа пришёл в себя, он узнал, что за шпионами уже давно наблюдала милиция и только ждала подходящего случая, чтобы поймать их с поличным. Яков был убит, а «дядя» оказался за решёткой.

Самой же большой радостью для Серёжи стало известие о досрочном освобождении отца. Они были очень рады видеть друг друга и с тех пор уже больше не разлучались.

Вывод и своё мнение

Серёже выпало немало суровых испытаний: смерть матери, арест отца, жизнь в одиночестве, работа на преступников. Однако мальчик смог с достоинством выйти из непростой ситуации, доказав всем и прежде всего самому себе, что является честным, хорошим человеком.

Главная мысль

Каждый может совершить ошибку, но нужно обладать смелостью и мужеством, чтобы признать её и исправить.

Авторские афоризмы

«…Счастье. Вот оно, большое человеческое счастье, когда ничего не нужно объяснять, говорить, оправдываться и когда люди уже сами всё знают и всё понимают…»

«…Дитё — оно дитё и есть. Сейчас умное, а отвернулся — смотришь, а оно ещё совсем дурак…»

«…Два раза подряд искренне с человеком прощаться нельзя…»

«…Не всякая, видно, и дружба навеки. »

Толкование непонятных слов

Белые – монархисты, противники советской власти.

Сапёр – специалист по обезвреживанию неразорвавшихся снарядов в условиях военных действий или в мирное время.

Вожатый – педагог, работающий с детским объединением.

Выжига – плут, пройдоха, прижимистый человек.

Новые слова

Банкет – званый обед или ужин в торжественных рамках, устраиваемый в честь определённого лица или события.

Маляр – рабочий, специалист, занимающийся покраской зданий, сооружений.

Рухлядь – пришедший в ветхость домашний скарб, пожитки, ветхая одежда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: