Госпожа Простакова – характеристика героини в комедии Недоросль

Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии “Недоросль” Фонвизина, описание характера

Меню статьи:

Госпожа Простакова – главная героиня комедии «Недоросль» Фонвизина. Этот образ автор наделил исключительно негативными качествами. Невежество, необразованность и невоспитанность Простаковой способны сделать несчастными всех окружающих, в том числе и горячо любимого Простаковой Митрофанушку.

Характеристика личности

Госпожа Простакова походит из старинного дворянского рода. Судя по всему, ее семья не была ни достаточно богатой, ни достаточно почитаемой среди других аристократов – Простакова не была образованной женщиной, а жажда власти повлекла у нее множество комплексов. Вполне вероятно, что Простакова даже не умеет читать – она просит Софью выполнять роль ее чтеца. Факт ее необразованности также подтверждается возмущенным комментарием женщины о том, что родители ни ее, ни брата (Тараса Скотинина) ничему никогда не учили, в то время как теперь необходимо Митрофанушку учить совершенно бесполезным наукам.

В целом можно сказать, что родители госпожи Простаковой были не самыми лучшими – их невнимательность к детям и халатность стали причиной смерти некоторых из них – «Нас, детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти Господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о Святой неделе с колокольни свалились; а остальные сами не стояли».

Семья Простаковой живет фактически в коммуникативной изоляции – кроме как с дядей Скотининым не происходит общение ни с одним из дворян.

Сама же госпожа Простакова обладает сложным характером. Она очень требовательна к окружающим, но эта требовательность ее избирательна.

Она готова придираться к крестьянам из-за мелочей, но при этом не принимать во внимание даже самые существенные промахи в поведении и развитии своего сына Митрофана.
Параллельно с этим качеством проявляется еще одно – отсутствие чувства меры.

У Простаковой по сути нет ни одного положительного качества – она жестока и безжалостна. Простакова не умеет и даже не пытается смотреть на мир и окружающих позитивно. В любой ситуации Простакова старается увидеть только негатив.

Речь Простаковой обличает ее невоспитанность и необразованность. Она часто коверкает слова. В ее лексическом запасе отсутствует слово «первый», вместо него она употребляет «первоёт», «ища» — в роли ещё, деушки — вместо девушки и «еоргафия» — вместо география.

В речи Простаковой редко можно встретить книжно-литературные обороты. Впервые они появляются в обращениях к Стародубу – в такой образ помещица старается создать вид любезности: «Гость наш бесценный! Да так ли бы надобно было встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе».

Наряду с напористым характером Простакова наделена трусливостью. Осознавая, что Стародуб не будет молча наблюдать за ее действиями, а намерен противостоять ей, к тому же, что это противодействие не будет всего лишь видимостью, Простакова бросается Стародубу в ноги с прощениями.

Простаковой руководит чувство личной выгоды, ради которого она готова пойти на любой поступок, даже преступный. Так, например, она пытается силой видать Софью замуж за Митрофана, ради получения денег девушки.

Отношение к окружающим

Умение находить общий язык с окружающими и быть с ними в хороших отношениях – это великий талант, которым госпожа Простакова, к сожалению не обладает.
Ее негативное восприятие действительности не позволяет ей наладить коммуникативный процесс с кем-либо.

Отношение к крестьянам помещиков всегда было сложным – несмотря на отсутствие официального разделения на социальные касты, формальное распределение на сословия в России того времени было обычным явлением и, естественно, крепостные, не находились в этой системе иерархии на почетном месте.

Многие дворяне относились к своим крепостным хуже, чем к животным – госпожа Простакова была одной из таких помещиц.

Предлагаем вашему вниманию анализ произведения “Недоросль”, которое написал Денис Фонвизин.

Она уже давно отобрала у крестьян все, что только можно было отобрать, и постоянно держала крепостных в страхе – по словам самой Простаковой, она не привыкла потакать крестьянам, а потому жестоко наказывает их даже за самые мелкие провинности.

Читайте также:
Образ Аксиньи в романе Тихий Дон - описание внешности, черты

Особенно достается Еремеевне – няне Митрофанушки. Помещица часто обзывает ее и ругает за все подряд, в том числе за то, что она расплакалась, не выдержав упреков. Простакова в упор не замечает попытки Еремеевны угодить и щедро вознаграждает женщину за качественную работу ругательствами типа «старая ведьма» и «собачья дочка».

Анализируя конфликтные ситуации, возникшие между Простаковой и ее крепостными, можно сделать вывод, что по отношению к слугам Простакова выступает тираном – ей все время кажется, что крепостные ведут себя непозволительно. Единственным действенным рычагом ведения хозяйства помещица считает пререкания и ругань. Она с гордостью рассказывает своему мужу о том, как усердно она бранилась со слугами весь день: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка».

По отношению к Соне женщина ведет себя не намного лучше. До тех пор пока Простакова думает, что Соня бедная девушка – помещица ведет себя грубо, она даже редко когда соблюдает правила приличия по отношению к девушке. Однако после того, как Стародум сделал девушку богатой наследницей, ситуация кардинально меняется – в Простаковой просыпается любезность. Теперь Соня в ее глазах не бедная родственница, требующая крыши над головой, а перспективная невеста и поэтому она обращается к ней уже не саркастично («сударыня», «матушка»), а проявляет воспитанность и нежность («Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»)

С мужем отношения у Простаковой также не идеальны – помещица не воспринимает своего супруга за человека достойного ее внимания и нежности – она постоянно оскорбляет его, в том числе в присутствии других людей. Простакова никогда не считается с мнением мужа и всегда оперирует исключительно личным мнением.

Так как Простакова низкого мнения о роли образования и не видит в нем смысла, то, соответственно, она не ценит и труд учителей Митрофана. Около года она не платит им жалования и считает это приемлемым.

Проблема воспитания

С образом госпожи Простаковой неотъемлемо связана проблема воспитания. Митрофан был единственным и долгожданным ребенком в семье. И поэтому избалованным. Простакова готова простить Митрофану любой проступок. Она его постоянно балует и не выдвигает ему никаких требований.

Простакова нанимает учителей Митрофанушке, потому, что указом Петра І все дворяне обязаны быть образованы, в противном случае они будут не допущены к службе. Простакова не понимает роли образования и принимает науку как бессмысленное мучение. Эту же мысль она волей-неволей прививает своему сыну – Митфоран не осознает важность образования и поэтому даже не пытается ничему научиться.

Кроме этого, Митрофан перенимает у матери и манеру общения – он ведет себя также грубо по отношению к окружающим. Для матери любимый сын исключение также не делает, но отпора со стороны Простаковой не следует – ее любовь к сыну безгранична.

Символизм фамилии

Произведение Д.Фонвизина написано в рамках классицизма. Одним из требований произведений такой стилистической направленности является символистическое наполнение личных имен героев. Другими словами имена и фамилии героев способны подчеркнуть некоторые черты характера персонажей. Такая же тенденция срабатывает по отношению к госпоже Простаковой.

Дорогие читатели! Предлагаем Вашему вниманию характеристику Митрофанушки в пьесе Дениса Фонвизина “Недоросль”.

В девичестве женщина носила фамилию Скотитина, что как ни есть лучше обличает ее сущность. Невежество, необразованность и необузданность Простаковой составляют суть ее «скотского» характера.

Фамилия по мужу помещицы в своей основе содержит слово «простак», то есть человек недалекого ума, что, в случае Простаковой, также соответствует действительности.

Подведем итог: большинство литературных критиков утверждали тот факт, что произведение Фонвизина выглядит откровенной сатирой на жизнь русского дворянства, и оно бы была бы очень обидным, если бы не было столь правдивым. Особенный трагизм этой ситуации в том, что такие Простаковы воспитывают будущее поколение, чем провоцируют деградацию общества.

Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии “Недоросль, описание, характер

Госпожа Простакова.
Художник Н. Муратов
Читайте также:
Белоснежка и семь гномов - краткое содержание, описание, мысль автора

Госпожа Простакова – одна из центральных героинь знаменитой комедии “Недоросль” Фонвизина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии “Недоросль”, описание характера героини, ее отношения к сыну Митрофанушке, мужу, крестьянам и т.д.

Смотрите:
– Краткое содержание комедии “Недоросль”
– Все материалы по комедии “Недоросль”

Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии “Недоросль, описание, характер

“. Я живу здесь уже три дни. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию. “

“. Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь. “

“. а я люблю, чтоб и чужие меня слушали. “

“. все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда. “

“. я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…”

“. вдруг из грубой и бранчивой* (*бранчивая – сварливая)

“. А ты, скот, подойди поближе. ” (Простакова – портному Тришке)

“. Ты же еще, старая ведьма, и разревелась. ” (Простакова – кормилице Еремеевне)

“. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка. “

“. оттого-то у нас в доме все и избаловано. “

Госпожа Простакова – бесчеловечная помещица:

“. Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. “

“. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы. “

“. Я уведомил уже о всех здешних варварствах. “

“. От таких-то животных пришел я свободить. “

“. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. “

“. Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно. “

“. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. “

“. Вот злонравия достойные плоды. “

“. а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома. “

“. Услышав, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости. ” (Софья о Простаковой)

“. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди. “

“. ур*д мой вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит. Уж так рохлею родился. ” (Простакова о своем муже)

“Митрофан: Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков: Ну, беда моя! Сон в руку. “

“. К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья. “

“. Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка. Мой век проходит. “

“. пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится. “

“. друг мой, ты хоть для виду поучись. “

“. Без наук люди живут и жили. “

“. конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. “

“. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. “

“. Ради сына готова драться хоть с отцом родным. “

“. За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному. “

“. Вить и я по отце Скотининых. “

“. Нас, детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти Господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о Святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли. “

“. Это что за наука? [. ] Слышишь, еоргафия. “

“. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай. “

“. какая-то дальняя родня увезла ее в свои деревни. “

“. Бог велел нам взять на свои руки девицу. “

Критика об образе госпожи Простаковой

“. Простакова, смесь грубой любви к сыну, нахальства и дерзости помещицы, вечно жившей в деревне, грозы своего мужа, человека кроткого и глупого. Для нее нет властей и законов; один брат ее, Скотинин, пользуется у нее авторитетом, да и то потому что он брат и здоровый детина, который может поколотить свою дражайшую сестрицу.
Простаков заелась и зажилась в деревне, свыклась с беспрекословным повиновением подчиненных, и оттого ее деспотизм с окружающими доходит до крайности.

Простакова, нежная мать, страстно любит своего сына, но любовью неразумной, животной; она готова со всеми передраться за Митрофанушку, но не понимает, что эта любовь губит сына. В глазах ее Митрофан будет ребенком, когда ему будет даже тридцать лет. ”

(С. С. Дудышкин, статья “Сочинения Фонвизина”, журнал “Отечественные записки”, 1847 г.)

“. хозяйка дома госпожа Простакова, урожденная Скотинина. Это лицо в комедии необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически. Зато она и вдвойне не комична: она глупа и труслива, т. е. жалка – по мужу, как Простакова, безбожна и бесчеловечна, то есть отвратительна по брату, как Скотинина. Она вовсе не располагает к смеху. “

(В. О. Ключевский, книга “Денис Иванович Фонвизин. Его жизнь и сочинения”, под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)

Это был цитатный образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии “Недоросль” Фонвизина, описание характера героини, ее отношения к сыну Митрофану, мужу, крестьянам и т. д.

Читайте также:
Правдин - характеристика героя Недоросль, описание образа

Госпожа Простакова

История создания героя, прототипы

Кадр из ф/с «Недоросль». Простакова — актриса Элла Далматова

«Характеры дураков в ней [комедии] – верные и ловкие списки с карикатур тогдашней действительности» — так Белинский писал о «Недоросле». Д. И. Фонвизин создавал образ Простаковой, наблюдая за современным ему классом помещиков. Этот образ, безусловно, собирательный. Помещица воплощает в себе черты многих крепостников-самодуров второй половины XVIII века. Одним из вероятных прототипов могла послужить печально известная «Салтычиха».

Описание героя

Госпожа Простакова – мать Митрофана, жестокая, грубая и невежественная помещица. К своим крепостным людям она относится, как к рабам, и считает, что может делать с ними все что угодно. Свою жестокость Простакова оправдывает дарованным указом о вольности дворянской. В ее понимании этот указ позволяет в рамках закона совершенно свободно распоряжаться крестьянскими жизнями.

Деспотизм и грубость Простаковой ярче всего характеризуют ее самоуверенные слова: «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».

Простакова уже давно господствует в семье. Своего безвольного мужа она фактически превратила в некое подобие крепостного человека. Мужчина беспрекословно ей подчинен. Косвенным образом (через сон Митрофана) становится известно, что Простакова даже избивает супруга.

Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987

Деспотичная помещица безнадежно глупа и низменна. В самом начале произведения она возмущается тем, что «девушки грамоте умеют». Свою безграмотность Простакова объясняет приличным «воспитанием»: «Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».

Невежество Простаковой ярко проявляется в сценах обучения Митрофана и демонстрации его знаний перед Стародумом. Мать с «легкостью» решает задачи для сына и заключает: «Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича…». Урок Кутейкина прерывает Вральман, а Простакова соглашается с ним: «Коли ученье так опасно для твоей [Митрофана] головушки, так по мне перестань». Наконец, после показа уровня «образованности» сына довольная мать делает главное заключение: «Без наук люди живут и жили».

Госпожа Простакова – невероятно жадная женщина, о чем свидетельствует множество примеров. Сшить кафтан для Митрофана она поручает дворовому Тришке, чтобы не платить портному. Для сына она за копейки нанимает самых никудышных учителей, да и им задерживает жалование.

«Надзор» Простаковой за имением Софьи имеет тайную цель каким-либо образом завладеть ее «деревеньками». Узнав о получении Софьей богатого наследства, Простакова сразу же решает выдать ее замуж за Митрофана. Помещицу не останавливает известие о том, что у девушки уже есть жених. В стремлении к богатству она решается на открытое насилие.

У госпожи Простаковой все же есть одно положительное качество, смягчающее этот крайне неприятный образ – беззаветная любовь к сыну. Впрочем, эта слепая любовь в сочетании с глупостью идет не на пользу Митрофана, а превращает его в неблагодарного эгоиста.

Читайте также:
Душевная драма Катерины Кабановой в пьесе А.Н. Островского "Гроза" ℹ значение образа героини в произведении, причины страданий девушки и последствия внутренней борьбы

Простакова. Иллюстрация Н. Муратова

Роль героя в произведении

Простакова играет главную роль в комедии. Прежде всего, помещица-самодурка – основной объект авторской критики. Простакова превращает жизнь своих крепостных крестьян в настоящий ад. Она безжалостно распоряжается судьбами подвластных людей и намерена выдать Софью замуж сначала за Скотинина, а затем за Митрофана. В любом случае девушка была бы обречена на несчастную жизнь.

К счастью, о творимых Простаковой беззакониях становится известно властям. Передача ее имения под опеку правительства является счастливой развязкой произведения.

Само название комедии тесно связано с госпожой Простаковой. Именно она виновата в появлении еще одного глупого и совершенно бесполезного «недоросля» – Митрофанушки.

Развитие героя по мере сюжета

Простакова неисправима. На протяжении всего произведения она остается собой. Деспотичный характер помещицы уже ничто не изменит. Автор доказывает это в финале. Вымолив у Стародума прощение, Простакова злорадно предвкушает, какому страшному наказанию подвергнет своих людей: «Теперь-то я всех переберу поодиночке».

Самодурка еще может перенести объявление указа о лишении имения. Гораздо более страшным ударом для нее становится отвержение любимым сыном: «И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!». Можно только предполагать, как скажется на характере Простаковой этот печальный результат воспитания Митрофана.

Отношение автора к герою

Как известно, убеждения самого Фонвизина в комедии выражают Стародум и отчасти Правдин. Вот как они характеризуют Простакову: «презлая фурия» с «адским нравом»; «от таких-то животных пришел я освободить [Софью]»; «бесчеловечие злой помещицы»; «нарушительница гражданского спокойствия»; «мастерица толковать указы!»; «госпожа бесчеловечная». Нельзя не признать справедливость всех этих эмоциональных оценок.

Сцена из спектакля Малого театра «Недоросль». 1987

Прототипы

Одним из возможных прототипов Простаковой ряд критиков считает московскую помещицу Д. Н. Салтыкову («Салтычиху»). В 1762 г. за причинение увечий и убийства крепостных она была приговорена сначала к смерти, а затем к пожизненному заключению. Дело «Салтычихи» долгое время горячо обсуждалось в русском обществе.

Экранизации

В 1987 г. в СССР был снят фильм-спектакль «Недоросль». Роль Простаковой в нем исполнила актриса Малого театра, Заслуженная артистка РСФСР Э. Н. Далматова. Элла Николаевна «облагородила» образ невежественной помещицы. Простакова в ее исполнении не внушает такого отвращения, как в самом произведении. В финале отвергнутая сыном мать даже вызывает жалость.

Наше краткое информативное видео — обязательно посмотрите для закрепления материала:

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

вторник, 16 июля 2019 г.

Брэдбери Р. “Мальчик-невидимка”

Жанр: фантастический рассказ

Главные герои сказки “Мальчик-невидимка” и их характеристика

  1. Старуха. Ведьма, колдунья. Одинокая, несчастная, грустная.
  2. Чарли. Дальний родственник Старухи. Веселый и беззаботный, проказливый мальчишка.

План пересказа сказки “Мальчик-невидимка”

  1. Закрытая дверь
  2. Как появился Чарли.
  3. Обещание невидимости
  4. Ритуал
  5. Чарли невидимка
  6. Огорчение мальчика
  7. Побег
  8. День на камне
  9. День голышом
  10. Чарли проявляется
  11. Чарли убегает
  12. Чарли снова невидим

Кратчайшее содержание сказки “Мальчик-невидимка” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Чарли прибежал к Старухе, когда его родители уехали, и он остался один.
  2. Старуха хотела сделать его своим сыном, но Чарли испугался и закрылся в лачуге.
  3. Старуха обещала его сделать невидимым и провела особый ритуал.
  4. Чарли был рад, но узнав, что невидимость надолго, расстроился.
  5. Он хулиганил и доводил Старуху, пока та не сказала, что он снова стал видимым.
  6. Чарли убежал домой, а Старуха легла спать с другим, действительно невидимым Чарли.

Главная мысль сказки “Мальчик-невидимка”
Одинокая старость вдвойне печальна.

Чему учит сказка “Мальчик-невидимка”
Рассказ учит сочувствию и состраданию, учит не забывать стариков, навещать их, больше с ними общаться. Учит любви и нежности. Учит никого не принуждать оставаться с тобой насильно.

Отзыв на сказку “Мальчик-невидимка”
Это очень грустный рассказ. Мне было очень жаль Старуху, которая была настолько одинока и несчастна, что выдумала для себя невидимого сына. Конечно, мальчику Чарли было скучно с ней и он хотел домой, поэтому даже выдуманная невидимость не смогла его удержать. Но на его месте, я бы иногда навещала Старуху, ведь она не хотела ему зла.

Читайте также:
Смысл названия пьесы "Гроза" ℹ образная символика, текст сочинения 10 класс, многозначность названия произведения Островского

Пословицы к сказке “Мальчик-невидимка”
Насильно мил не будешь.
Даже дуб в одиночестве засыхает.
Одному и поссориться не с кем.
Голова седая, да душа молодая.
Старость придет, веселье на ум не пойдет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Мальчик-невидимка”
Старуха растирала в порошок высушенную лягушку и ругалась. Чарли закрылся в доме и уже два дня ничего не ел. Готовый порошок должен был открыть замок.
Старуха подошла к дому и насыпала порошок в замочную скважину. Она подергала ручку, но дверь не поддавалась. Старуха высыпала остальной порошок, молясь, чтобы дверь открылась. Она слышала за дверью дыхание Чарли.
Чарли был ей то ли племянником, то ли двоюродным внуком, но когда его родители уехали, и бросили мальчика одного, Чарли шесть миль пробежал до дома Старухи.
А Старуха вскоре решила оставить Чарли у себя навсегда. Она провела несложный ритуал с иголкой и сверчком, но завершить его не успела. Испуганный Чарли убежал и заперся в ее лачуге.
Старуха пыталась разговорить мальчика, понимая, что испугала того. Она обещала научить Чарли делать разные полезные вещи – амулет из головы ласки для выгодных продаж, средства от пули из мышиного корня, обещала научить заговаривать кровь, лечить коней и многим другим необычным вещам.
Наконец она пообещала научить Чарли становиться невидимым и мальчик заинтересовался. Он повернул ручку двери и вышел из лачуги.
Старуха попросила Чарли поймать летучую мышь, и он ловко залез на дерево. Вскоре мышь была поймана, и когда взошла Луна Старуха начала ворожить. Она молилась богу, чтобы это ее колдовство удалось, ведь до сих пор ничего у нее не получалось.
Старуха ударила иголкой в правый глаз летучей мыши, завернула ее в тряпочку и сказала, чтобы Чарли носил амулет в кармане.
Мальчик сунул амулет в карман и Старуха стала беспомощно озираться. Она кричала, что не видит Чарли, а мальчик смеялся и говорил, что сам себя видит. Старуха сказала, что так и должно быть, иначе как невидимка мог бы ходить.
Старуха избегала смотреть на мальчика и спросила, что тот будет делать. Чарли отвечал, что будет бегать по хлебам, таскать кур и щипать красивых девчонок. Старуха попросила не делать зла ей и спросила, что Чарли будет делать с родителями, ведь не может он вернуться к ним невидимым. Чарли задумался и огорчился, но решил хоть немного побыть невидимкой, а завтра стать видимым.
Но Старуха сказала, что это не так просто, и невидимость будет сходить постепенно, сперва покажется одна нога, потом вторая, следом рука и так далее. И на все уйдет около года. Чарли огорчился и стал обвинять Старуху, а потом метнулся в лес и скрылся в кустах.
Старуха решила, что мальчик обязательно вернется, и у нее будет собеседник на весну и лето, а если он надоест, то она всегда может спровадить его к родителям.
Мальчик вернулся утром и Старуха сделала вид, что только проснулась. Она стала звать Чарли, но мальчик сидел молча и улыбался. Старуха стала жарить мясо, и Чарли схватил пару кусков. Старуха испуганно заозиралась
Весь день Чарли убегал от Старухи, а та злилась и все хотела признаться, что видит Чарли, и что невидимых мальчиков не бывает.
На следующий день Чарли стал безобразничать. Он делал вид, что хочет пнуть Старуху, плюнуть в нее, задушить, а в полдень прибежал совершенно голый. Мальчик плясал вокруг и Старуха не выдержала. Она сказала, что видит палец ноги, потом ухо и ноги по щиколотку. Старуха говорила, что проступает то рука, то тело и Чарли стал требовать вернуть голову. Но Старуха заупрямилась и стала говорить, что головы все еще нет. Но Чарли настаивал и Старуха сказала, что видит его голову и потребовала вернуть летучую мышь.
Чарли бросил ей летучую мышь и довольный помчался домой.
А Старуха потащилась в лачугу и рядом шел Чарли, теперь действительно невидимый. Вечером они сидели у костра и Старуха угощала Чарли свининой, а потом уснула рядом с Чарли. Пусть тот был сделан из сучьев и тряпок, но он был теплым, и это был ее сыночек.

Читайте также:
Характеристика Николая Ростова в романе Война и Мир - образ

Рассказ «Мальчик-невидимка»

Год издания рассказа: 1945

Рассказ Рэя Брэдбери «Мальчик-невидимка» это совсем небольшое произведение, которое в отличие от других рассказов писателя, нельзя отнести даже к фантастике. Это обыкновенный рассказ для детей, которых в творчестве одного из лучших фантастов мира превеликое множество. Рассказ «Мальчик-невидимка» учит нас ценить человеческое общество и возможность общения.

Рассказа «Мальчик-невидимка» краткое содержание

В рассказе Рэя Брэдбери «Мальчик-невидимка» читать можно о старухе с птичьими глазами. Она вот уже два дня пытается открыть дверь собственной лачуги, за дверями которой спрятался мальчик Чарли. Вся эта история началась неделю назад, когда родители Чарли уехали в какой-то город в Озарских горах, а мальчишку оставили одного дома. Спасаясь от одиночества, он преодолел шесть миль к дому старухи, которая была ему какой-то дальней родственницей. Старуха приняла его радушно и всего за два дня привязалась к мальчишке. Поэтому однажды вечером достала свою магическую иглу, кольнула себе плечо, раздавила кузнечика и схватив Чарли закричала: «Теперь ты мой сын навеки!». Мальчишка попытался убежать, но у него нечего не вышло. И вот теперь он заперся в лачуге старухи.

Пыль из засушенной жабы не помогла открыть ржавый замок и тогда старуха принялась за уговоры. Она ведь просила Чарли просто остаться, чтоб ей не было так скучно. А за это обещала его научить, как выгодно торговать, как сделать так, чтоб пуля его не брала, как исцелять коров и коз. Но мальчик не поддавался на уговоры. И лишь когда старуха предложила сделать его, как в книге Уэльса «Человек-невидимка», невидимкой в голосе мальчика пробудился интерес. Он согласился открыть дверь, поесть и даже слазил за летучей мышью, необходимой для колдовства, на дерево.

Старуха из рассказа «Мальчик-невидимка» Брэдбери уже давно поняла, что все ее колдовство не действует. Но в этот раз, дабы удержать Чарли, она проткнула уже мертвой летучей мыши глаз, замотала в платок и предложила положить Чарли в карман. Как только он это сделал, она сказала, что мальчик уже исчез. Но Чарли прекрасно видел сам себя, на что старуха ответила, что в противном случае то он не смог бы есть и ходить. Она попросила Чарли прикоснуться к ней и когда он коснулся сделала вид, как будто это неожиданно для нее.

Чарли был в восторге. Он грозился стащить белых кур с фермы, щипать красивых девчонок за ноги и пинать розовых свиней. Но старуха охладила его пыл. Ведь теперь он будет одиноким. Ни одна девчонка не захочет целовать того, кого не видит, люди будут толкать его, а могут и вовсе застрелить, стреляя на слух как отец Чарли. Мальчик потребовал расколдовать его, но старуха сказала, что для этого понадобится около года. И то, он будет появляться постепенно. Сначала, например, рука, затем, нога, а там глядишь и голова станет видимой. Чарли обиделся и убежал, но вскоре вернулся за запах жаренного бекона. Он строил рожи, делал вид как будто хочет ударить старуху. Ох и не просто ей было делать вид, как будто она его не видит. Иногда она все-таки реагировала на Чарли, но в таком случае делала вид, что это случайность. Но однажды, на следующий день к полудню, Чарли примчался совершенно голый. Старуха чуть ли сразу не раскричалась на него. Но затем подумав, он позвала его к себе и сказала, что он становится видимым. Вот уже видна нога и ухо, да и голова уже видна. Мальчик бросил старухе ее амулет с иглой в глазу и с криками: «Яхуу!» бросился домой.

Читайте также:
Как неожиданно и ярко - анализ стихотворения Тютчева, мысль и тема

Старуха осталась одна и теперь бродила по лесу с уже по настоящему невидимым Чарли. Она ему предлагала бекон, хоть и знала, что он его не возьмет. А вечером легла спасть с невидимым Чарли и совсем не важно, что он был сделан из тряпок и камешков. Они все говорили и говорили перед сном, пока пламя костра не стало медленно чахнуть.

Рассказ «Мальчик-невидимка» на сайте Топ книг

Рассказ Р. Брэдбери «Мальчик-невидимка» читать настолько популярно, что он попал в наш список лучших книг для детей. И учитывая, стабильно растущий интерес к рассказу, мы еще не раз увидим его среди топ 100 лучших книг, на страницах нашего сайта.

Мальчик-невидимка Купить TXT Купить Аудио

Рэй Брэдбери рассказ Мальчик Невидимка: краткое содержание

Всем любителям атмосферных литературных произведений знакомы рассказы американца Рэя Брэдбери. Одним из лучших литературных опытов можно назвать рассказ «Мальчик-невидимка», краткое содержание которого вы можете прочитать на нашем сайте.

  1. Суть рассказа
  2. Содержание
  3. Волшебное превращение
  4. Трудности перевоплощения
  5. Полезное видео
  6. Вывод

Суть рассказа

Лирические рассказы о детстве, фантазиях и переживаниях главного героя-ребёнка – это другая ипостась великого писателя-фантаста Брэдбери. Здесь отсутствуют инопланетные расы и сверхъестественные существа, зато раскрывается проблема человеческого одиночества. Причём, как в молодом, так и в старом возрасте. Но подано это в виде занимательного повествования и лёгкого сюжета.

Обратите внимание! В рассказе Мальчик-невидимка присутствует небольшая магическая составляющая, которая скорее толкает сюжет, нежели является его основой.

Основными проблемами являются:

  • простое желание иметь друга и собеседника,
  • самореализация среди сверстников в детском и подростковом возрасте,
  • страх остаться одному (как в юном, так и в пожилом возрасте)

Как часто бывает у Брэдбери, в рассказе присутствуют два персонажа: мальчик Чарли (ориентировочно 10-11 лет) и его бабушка.

Старуха занимается магией (скорее всего чёрной) и живёт в одиночестве. Внук желает исследовать все неизведанное, что приводит к неожиданным последствиям. Чтобы разобраться в подробностях, можно прослушать аудиорассказ Брэдбери «Мальчик-невидимка».

Это интересно! Брэдбери 451 градус по Фаренгейту: читаем краткое содержание

Содержание

Экспозиция произведения Брэдбери Мальчик-невидимка показывает нам старуху, которая колдует над очередным зельем. Ей необходимо сделать талисман для того, чтобы открыть старый ржавый замок. Далее показывают главного героя Чарли.

Мальчик прячется от своей странной бабушки, которая больше похожа на ведьму. Старуха всячески выманивает паренька из импровизированного укрытия. Чарли не выходил из запертой комнаты уже второй день и не горит желанием знакомиться ближе со странной родственницей.

Чарли оказался в её доме не совсем по своей воле. Родители уехали по неизвестным делам в Озаркские горы.

Малышу было страшно оставаться дома одному, поэтому он вспомнил о тётке (или бабке – доподлинно неизвестно), к которой решил наведаться до приезда мамы и папы. Одинокая женщина не хотела отпускать неожиданного гостя обратно.

Теперь племянник Чарли живёт в лесном домике почти неделю. Бабушка даже произнесла заклинание, которое сделало бы его сыном. Но, к счастью, ингредиенты зелья не попали на мальчика (основное условие исполнения обряда), и он заперся в лачуге.

Сначала старуха хотела выманить мальчика грубыми методами, угрожая, что оставит здесь навсегда (по-видимому, бабуля этого и добивается). Но когда стало понятно, что Чарли не желает слушать, женщина перешла к уговорам и предложениям.

Ведьма утверждает, что обучит дёшево покупать, а продавать задорого. Также различные манипуляции с животными (исцеление слепого коня, пригвождение зверя). Но всё это не интересует Чарли, пока не зашёл разговор о невидимости.

Это интересно! Александр Грин Бегущая по волнам: читаем краткое содержание

Волшебное превращение

Старуха никак не могла научиться колдовству. У неудачливой ведьмы постоянно что-то не получалось. Но сейчас появилась уверенность, что Господь даст ей эту возможность, а также простит бурную молодость. Для этого Чарли потребовалось поймать летучую мышь.

Животное было проткнуто иголкой. В кармане у незадачливого героя лежал завёрнутый в тряпочку амулет. Чарли обернул засохшую мышь тряпкой и постепенно начал исчезать.

Через несколько секунд колдунья не смогла рассмотреть своего юного родственника. Теперь он мальчик-невидимка.

Читайте также:
Родная земля - анализ, жанр произведения, основная тема

Персонаж начал махать ногами и руками. Но его не было видно. Перед глазами бабушки будто мелькал туман из светлячков. Однако сам Чарли мог видеть себя. Женщина объяснила, что это особенность заклинания. Кроме того, его можно потрогать.

Сначала новоиспечённый мальчик-невидимка воспринял своё превращение с воодушевлением. В его голове сразу пронёсся рой самых озорных мыслей. Впереди его ждали новые приключения, каждое из которых было интереснее предыдущего. Старуха поинтересовалась, что же он станет делать со своей новой способностью.

Это интересно! Антон Чехов Каштанка: читаем краткое содержание в режиме онлайн

Поначалу новая магическая возможность чрезвычайно веселит паренька из рассказа Брэдбери. Мальчик-невидимка планирует делать различные хулиганства (щипать девчонок, пнуть поросёнка). Бабушка предупреждает, что не стоит строить ей козни, иначе это может плохо закончиться. Мальчик-невидимка соглашается и уже спешит навстречу новым увлекательным историям.

Однако старуха замечает, что, когда мальчику наскучит это приключение, люди всё равно не будут его видеть. Машины перестанут объезжать, а дети прекратят общаться. Девочки не полюбят, а прохожие будут просто толкать и постоянно натыкаться.

Всё, что ему останется – лишь читать книги. Более того – как Чарли теперь вернётся к родителям? Ведь они тоже не увидят его. А отец и вовсе может насторожиться посторонним шорохом и выстрелить из ружья. Тогда мальчику-невидимке стало совсем не до шуток. Он запаниковал и потребовал возвратить его в нормальное состояние.

Трудности перевоплощения

Продолжаем далее читать сжатый вариант Брэдбери «Мальчик-невидимка». Бабушка сообщает, что возможно совершить обратное превращение. Но это очень долгий процесс. Сделать Чарли невидимым было тяжело, а превратить обратно – ещё труднее. Сначала будет видна одна рука, потом нога.

На полное проявление ребёнка в нормальном состоянии может уйти год, а то и более. Мальчик-невидимка решил, что бабка сделала его таким нарочно, чтобы не отпускать от себя. В слезах мальчик убегает из дома.

Старуха уверена, что Чарли вернётся, когда захочет есть. И тогда в одинокой лачуге будет собеседник, по крайне мере, до конца лета. А в середине осени, возможно, он и сам ей надоест. Тогда можно будет вернуть пропажу домой.

И действительно – Чарльз вернулся и молча сидел на большом камне. Женщина жарила свинину на костре и стала замечать, как невидимый юнец крадёт куски прямо из её рук. Тогда она поняла, что это шалит Чарли. Мальчик-невидимка бегал вокруг колдуньи и всячески дразнил её. Ведунья кричала, что видит его и вообще всё волшебство – это выдумка.

Это интересно! Изучаем краткое содержание рассказа Лескова Левша

Мальчик продолжал бегать и даже снял одежду. Но родственница заметила, что тело начало проявляться. А это значит, что заклинание перестаёт действовать. В течении трёх часов собиралась с мыслями – говорить ли тайну. Ведь если он станет видимым, то покинет дом и оставит её в одиночестве. Наконец, бабушка сообщила ему, что видит палец ноги, а затем и ухо.

Деталь за деталью малыш проявлялся на солнечном свету. Невидимой оставалась только голова. Но вскоре появился и этот недостающий элемент. Старуха с сожалением понимала, что сейчас ребёнок покинет её навсегда. В итоге приходится сообщить о том, что тело полностью стало видно. Осталось только забрать летучую мышь с иглой.

Рассказ Брэдбери Мальчик-невидимка подходит к логическому завершению. Как бы старуха не старалась удержать мальца в своём жилище, но ей это не удалось. В итоге ей начинает казаться, что он где-то рядом – у костра, у дерева. Причём бабушка не видела, а только слышала сломалась ветка, зажурчал ручей. Но, к сожалению, мальчик-невидимка вернулся к родителям, оставив старуху совершенно одну.

Женщина сделала человеческую куклу их хвороста и тряпок. Теперь «Чарльз» лежал рядом с ней на кровати. Костёр неторопливо горел, лаская ночь языками пламени. Разговор «матери» и «сына» продолжался почти до утра, пока розовеющий рассвет не потушил огонь.

Обратите внимание! Главная проблема рассказа Рэя Брэдбери «Мальчик-невидимка» – противопоставление юности и старости.

Читайте также:
Комедия Недоросль - смысл названия, в чём заключается трагизм

Полезное видео

Вывод

В молодости человек хочет приключений, и исследовать неизведанные уголки. Но пожилые люди нуждаются в опеке и поддержке. Поэтому бабушка была рада неожиданному визиту племянника. Однако такой неторопливый темп не подходит Чарли.

Подросток всеми силами старается вернуться домой. Таким образом, после непродолжительного общения, бабушка всё равно остаётся в одиночестве. Сколько она ни старалась силой удержать мальчика-невидимку, но ничего не получилось. Рассказ Брэдбери Мальчик-невидимка содержит в себе много философских мыслей и экзистенциальных проблем, завёрнутых в оболочку лёгкого рассказа о магии.

Рэй Брэдбери – Мальчик-невидимка

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рэй Брэдбери – Мальчик-невидимка краткое содержание

Мальчик-невидимка – читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Л. Жданов, перевод

Она ваяла большую железную ложку и высушенную лягушку, стукнула по лягушке так, что та обратилась в прах, и принялась бормотать над порошком, быстро рас-тирая его своими жесткими руками. Серые птичьи бусинки глаз то и дело поглядывали в сторону лачуги. И каждый раз голова в низеньком узком окошке ныряла, точно в нее летел заряд дроби.

— Чарли! — крикнула Старуха. — Давай выходи! Я де-лаю змеиный талисман, он отомкнет этот ржавый замок! Выходи сей момент, а не то захочу — и земля заколышется, деревья вспыхнут ярким пламенем, солнце сядет средь белого дня!

Ни звука в ответ, только теплый свет горного солнца на высоких стволах скипидарного дерева, только пушистая белка, щелкая, кружится, скачет на позеленевшем бревне, только муравьи тонкой коричневой струйкой наступают на босые, в синих жилах, ноги Старухи.

— Ведь уже два дня не евши сидишь, чтоб тебя! — вы-дохнула она, стуча ложкой по плоскому камню, так что набитый битком серый колдовской мешочек у нее на поясе закачался взад и вперед.

Вся в поту, она встала и направилась прямиком к лачуге, зажав в горсти порошок из лягушки.

— Ну выходи! — Она швырнула в замочную скважину щепоть порошка. — Ах так! — прошипела она. — Хорошо же, я сама войду. — Она повернула дверную ручку пальцами, тем-ными, точно грецкий орех, сперва в одну сторону, потом в другую.

— Господи, о Господи, — воззвала она, — распахни эту дверь настежь!

Но дверь не распахнулась; тогда она кинула еще чуток волшебного порошка и затаила дыхание. Шурша своей длин-ной, мятой синей юбкой, Старуха заглянула в таинственный мешочек, проверяя, нет ли там еще какой чешуйчатой твари, какого-нибудь магического средства посильнее этой лягушки, которую она пришибла много месяцев назад как раз для такой вот оказии.

Она слышала, как Чарли дышит за дверью. Его родители в начале недели подались в какой-то городишко в Озаркских горах, оставив мальчонку дома одного, и он, страшась одиночества, пробежал почти шесть миль до лачуги Ста-рухи — она приходилась ему не то теткой, не то двоюрод-ной бабкой или еще кем-то, а что до ее причуд, так он на них не обращал внимания.

Но два дня назад, привыкнув к мальчишке, Старуха решила совсем оставить его у себя — будет с кем погово-рить. Она кольнула иглой свое тощее плечо, выдавила три бусинки крови, смачно плюнула через правый локоть, ногой раздавила хрусткого сверчка, а левой когтистой лапой попы-талась схватить Чарли и закричала:

— Ты мой сын, мой, отныне и навеки!

Чарли вскочил, будто испуганный заяц, и ринулся в кусты, метя домой.

Но Старуха юркнула следом — проворно, как пестрая ящерица, — и перехватила его. Тогда он заперся в ее лачуге и не хотел выходить, сколько она ни барабанила в дверь, в окно, в сучковатые доски желтым кулачком, сколько ни ворожила над огнем и ни твердила, что теперь он ее сын, больше ничей, и делу конец.

— Чарли, ты здесь? — спросила она, пронизывая доски блестящими, острыми глазками.

— Здесь, здесь, где же еще, — ответил он наконец уста-лым голосом. Еще немного, еще чуть-чуть, и он свалится сюда на приступку. Старуха с надеждой подергала ручку. Уж не перестаралась ли она — швырнула в скважину лиш-нюю щепоть, и замок заело. “Всегда-то я, как ворожу, либо лишку дам, либо не дотяну, — сердито подумала она, — никогда в самый раз не угадаю, черт бы его побрал!”

Читайте также:
Еремеевна - характеристика и образ героини из комедии Недоросль

— Чарли, мне бы только было с кем поболтать вечера-ми, вместе у костра руки греть. Чтобы было кому утром хворосту принести да отгонять блуждающие огоньки, что подкрадываются в вечерней мгле! Никакой тут каверзы нет, сынок, но ведь невмоготу одной-то. — Она почмокала гу-бами. — Чарли, слышь, выходи, уж я тебя такому научу!

— Чему хоть? — недоверчиво спросил он.

— Научу, как дешево покупать и дорого продавать. Из-лови ласку, отрежь ей голову и сунь в задний карман, пока не остыла. И все!

— Э-э! — презрительно ответил Чарли. Она заторопилась.

— Я тебя средству от пули научу. В тебя кто стрельнет из ружья, а тебе хоть бы что.

Чарли молчал; тогда она свистящим, прерывистым ше-потом открыла ему тайну:

— В пятницу, в полнолуние, накопай мышиного корня, свяжи пучок и носи на шее на белой шелковой нитке.

— Ты рехнулась, — сказал Чарли.

— Я научу тебя заговаривать кровь, пригвождать к месту зверя, исцелять слепых коней — всему научу! Лечить коро-ву, если она дурной травы объелась, выгонять беса из козы. Покажу, как делаться невидимкой!

— О! — воскликнул Чарли.

Сердце Старухи стучало, словно барабан солдата Армии спасения.

Ручка двери повернулась, нажатая изнутри.

— Ты меня разыгрываешь, — сказал Чарли.

— Что ты! — воскликнула Старуха. — Слышь, Чарли, я так сделаю, ты будешь вроде окошка, сквозь тебя все будет видно. То-то ахнешь, сынок!

— Правда, буду невидимкой?

— А ты не схватишь меня, как я выйду?

— Я тебя пальцем не трону, сынок.

— Ну ладно, — нерешительно сказал он. Дверь отворилась. На пороге стоял Чарли — босой, по-нурый, глядит исподлобья.

— Ну, делай меня невидимкой.

— Сперва надо поймать летучую мышь, — ответила Ста-руха. — Давай-ка, мчи!

Она дала ему немного сушеного мяса, заморить червяч-ка, потом он полез на дерево. Выше, выше. как хорошо на душе, когда видишь его, когда знаешь, что он тут и никуда не денется, после многих лет одиночества, когда даже “доб-рое утро” сказать некому, кроме птичьего помета да сереб-ристого улиткина следа.

И вот с дерева, шурша между веток, падает летучая мышь со сломанным крылом. Старуха схватила ее — теплую, тре-пещущую, свистящую сквозь фарфорово-белые зубы, а Чарли уже спускался вниз, перехватывая ствол руками, и победно вопил.

В ту же ночь, в час, когда луна принялась обкусывать пряные сосновые шишки, Старуха извлекла из складок сво-его просторного синего платья длинную серебряную иголку. Твердя про себя: “Хоть бы сбылось, хоть бы сбылось”, она крепко-крепко сжала пальцами холодную иглу и тщательно прицелилась в мертвую летучую мышь.

Она уже давно привыкла к тому, что, несмотря на все ее потуги, всяческие соли и серные пары, ворожба не удается. Но как расстаться с мечтой, что в один прекрасный день начнутся чудеса, фейерверк чудес, алые цветы и серебряные звезды — в доказательство того, что Господь простил ее розовое тело и розовые грезы, ее пылкое тело и пылкие мысли в пору девичества. Увы, до сих пор Бог не явил ей никакого Знамения, не сказал ни слова, но об этом, кроме самой Ста-рухи, никто не знал.

— Готов? — спросила она Чарли, который сидел, обхва-тив поджатые стройные ноги длинными, в пупырышках, ру-ками, рот открыт, зубы блестят.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: