“Гроза” краткое содержание пьесы А.Н. Островского, анализ произведения, характеристика и описание главных героев, основная тема и мысль

Анализ «Гроза» Островский

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 6024.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 6024.

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание картин Волжского простора и духоты калиновских нравов, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действия – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, её уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – драма.

Направление – Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых крутых –

В своём произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Её душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все её порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и её новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в непреклонном отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

Анализ «Грозы» включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинова. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с её новой семьёй. Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действия пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила греховный поступок по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершённым под воздействием внутренних страданий и проклятий выжившей из ума барыни, и её добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы».

Читайте также:
Мечта и реальность в романе Мастер и Маргарита, примеры и аргументы

По мнению самого Островского, «Гроза» является драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придаёт большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.

Анализ пьесы «Гроза» Островского

Пьеса Островского «Гроза» до сих пор вызывает споры, потому что роковой поступок героини ставит серьезные нравственные вопросы и подсвечивает противоречивость традиционных правил.

Краткий и полный анализ пьесы поможет раскрыть замысел автора с точки зрения средств выразительности.

Год написания — 1859, год публикации — 1860.
История создания — В основе пьесы – события личной жизни Островского. Прототипом главной героини стала его возлюбленная, замужняя женщина, актриса Любовь Косицкая. Она первой исполнила роль Катерины.
Жанр — народная драма, социальная драма, бытовая трагедия.
Направление — реализм.
Основная идея — Общество, в котором человек существует лишь как набор функций, а не как личность, не может быть счастливым и процветающим.
Тема — Критика русского патриархального общества, в котором все строится на унижении, страхе и страданиях.
Проблема — Общество готово уничтожить человека, который посмел выбрать для себя право не следовать общим правилам и жить счастливой жизнью.
Композиция — Завязка – описание обычаев и нравов города, тяжелая жизнь Катерины у Кабановых, развитие – любовная линия Кати и Бориса, кульминация – публичное признание Катерины в измене, развязка – самоубийство героини.

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Идея и пафос
  3. п.3. Основные герои, их место в образной системе
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Конфликт между старым и новым мышлением.

Проблема: Старшее поколение вместо того, чтоб стать опорой и поддержкой для молодых, старается подавить в них жизнеспособность, самостоятельность и силу.

2. Тема: Власть, находящаяся в руках невежественных темных людей.

Проблема: Власть в городе принадлежит купцам, для которых звон денег приятнее всего. Талантливые образованные люди, светлые духовные натуры не имеют подобного влияния.

3. Тема: Самореализация и польза для общества.

Проблема: Молодое поколение не имеет возможности сделать что-то полезное для общества, так как большая часть населения пребывает в невежестве, отрицает научное знание и все новое.
(образы Кулигина, Бориса, Катерины)

4. Тема: Нравственный выбор между личным счастьем и ролью в обществе.

Проблема: Катерина была выдана замуж без желания, но старается выполнить правило «стерпится – слюбится», хоть в этом нет радости и нравственного начала. Выбрав любовь, Катерина обретает личное счастье, но становится преступницей с точки зрения морали.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Гроза символизирует в пьесе не смертоносную стихию, посланную богом в наказание за человеческие грехи, это символ потрясения, обновления и очищения. Она символично перекликается с бурей в душе Катерины. Девушка решительно протестует против той жизни, которая ей уготована, она хочет любить, выбирать, что ей делать и как жить.

Это отражает переворот в сознании молодых людей, которые начинают замечать, что по старым законам жить невозможно.

Старшему поколению следовало бы задуматься о том, что не так с обществом, если молодые готовы пойти на смерть, только бы не жить по отцовским правилам.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Катерина — молодая замужняя женщина. Тяготится жизнью в семье Кабановых. Из любви и заботы родной семьи попала в состояние постоянного унижения, морального насилия. Протест Катерины – ее любовь к Борису, а после – признание в измене и самоубийство.
Борис Григорьевич — возлюбленный Кати, молодой, образованный, воспитанный человек. Зависит финансово от своего дяди, Савела Дикого, ждет, когда тот выплатит обещанное наследство.
Кулигин — изобретатель, любитель науки, мечтает изобрести вечный двигатель. Видит весь ужас нравов местного общества и постоянно привлекает к этому внимание.
Тихон Кабанов — муж Катерины, жалкий ничтожный пьяница, во всем подчиняющийся матери. Любит жену, но не может ее защитить от свекрови. Человек, утративший собственные желания и волю.
Марфа Игнатьевна Кабанова — купчиха, живущая по устаревшим заветам Домостроя, жестокая и грубая женщина. Не вызывает любви ни одного члена семьи, все боятся ее и ненавидят. Не дает жить самостоятельно своим детям, чем ломает их.
Варвара — сестра Тихона. Девушка, научившаяся благодаря матери обманывать и жить тайной жизнью. Видела страдания Катерины и помогала ей устроить личную жизнь, покрывая и защищая ее. Когда появилась возможность – сбежала от матери с женихом.
Савел Прокофьевич Дикой — купец, ценящий превыше всего деньги. Впадает в агрессию и истерику даже при попытке попросить у него денег. Третирует племянника Бориса и не хочет отдавать ему наследство. Самодур, хам, невежда.
Ваня Кудряш — работник конторы Дикого, бойкий парень, знающий, чего хочет. Жених Варвары Кабановой.
Феклуша — странница, богомолка, носительница «сказочного» мышления.
Барыня — сумасшедшая старуха, пугающая всех рассказами о наказании и геенне огненной.

Читайте также:
Рыжик краткое содержание и разбор главной мысли автора читать

п.4. Литературные приёмы

Поскольку пьеса не располагает большим количеством художественных средств (нет описаний, портретов, пейзажей), автор раскрывает события и героев через речь.

✓Самохарактеристика персонажей
(Катерина о себе: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой», «Такая я уж зародилась горячая!» и т.д.).
✓Отсылки к прошлому героя
(Борис: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели»; Катерина: «До смерти я любила в церковь ходить»).
✓Взаимная характеристика
(Кабаниха – о Диком: «А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами»; Кулигин – о Кабановой: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»).
✓Монологи, выдающие мысли и чувства героев
(Катерина, говорящая о птицах, монолог Кулигина о нравах в городе)
✓Речевое поведение
(возвышенная лексика в репликах Катерины; научные термины в речи Кулигина; робость и слабость в речах Тихона; много бранных слов в репликах Кабановой и Дикого)

п.5. Конфликт произведения

Внутренний конфликт наблюдается в сознании Катерины: желание любить того, кто ей по душе, борется с семейным долгом и ролью верной жены.

Внешний конфликт – социальный: прогрессивные здоровые убеждения молодежи сталкиваются с дикими устаревшими нравами и домостроевскими традициями. Катерина, Борис, Кулигин – носители нового типа мышления. В нем утверждаются такие ценности, как свобода личности, семья как опора и место развития, равноправные здоровые отношения в обществе.

Краткое содержание пьесы Островского «Гроза» по действиям, характеристика героев и анализ произведения

Островский написал драму под названием «Гроза» после поездки по городам Поволжья. Он отразил в произведении нравы, быт и обычаи жителей многих провинций.

Драма написана в 1859 году. В этот период было отменено крепостное право. Но автор не упоминает об этом событии. Основной акцент делается на конфликт, который возник в середине 19 века.

История создания

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» нравится многим людям. Автором является крупный культурный деятель. Его творчество навсегда закрепили в литературе.

Он вложил неоценимый вклад в развитие. Пьеса «Гроза» написана после длительного путешествия по Волге.

Благодаря морскому министерству была организована поездка, с Островским. Главной задачей этнографической экспедиции было изучить обычаи и нравы населения Российской Федерации.

Прототип города Калинов – многие приволжские населенные пункты. Они похожи друг на друга, но есть и уникальные черты.

Островский является опытным исследователем, и наблюдения и мысли он заносил в собственный дневник.

Особое внимание он уделял быту русских провинций, характеру людей. На основании этих записей и была написана драма «Гроза».

В 1859 году, когда Островский написал свою книгу, пропала коренная жительница Костромы. Ранним утром она ушла из дома, а потом ее достали из Волги.

Следствие выяснило, что в семье была напряженная обстановка. У девушки складывались напряженные отношения со свекровью, а муж не мог противостоять матери, поэтому не помогал разрядить обстановку.

В Костроме произведение «Гроза» издавали в виде отдельной книги. Во время постановки актеры старались максимально вжиться в образ, чтобы быть похожими на главных героев – Клыковы.

Местные жители старались определить то место, с которого девушка спрыгнула в воду. С.Ю. Лебедев является известным исследователем литературы, поэтому он нашел одинаковые совпадения.

Краткое описание героев для читательского дневника

В рассказе Островского описано не так много главных героев.

Рассмотрим:

Имя персонажа Краткая характеристика героев
Катерина Это главная героиня. Девушка рано вышла замуж по воле родителей. Ее воспитывали по строгим традициям, поэтому она считала, что жена должна обязательно уважать мужа и покоряться ему.

Первое время девушка пыталась полюбить своего мужа, но кроме жалости у нее не возникало больше никаких чувств.

Катерина была скромной, но ее сила характера не остается без внимания во время прочтения книги.

Содержание по главам

События драмы происходят в середине 19 века, в городе Калинов. Он расположен рядом с рекой Волга. Произведение разделено на несколько глав.

Кратчайший пересказ по действиям:

    В 1 действии жители города слышали о злом и жадном купце Диком. Он ругает племянника Бориса. Юноша признается, что терпит дядю ради его наследства.

Борису нравится Катерина Кабанова, которая вышла замуж за Тихона. В это время на прогулку вышла купчиха Кабаниха с дочерью, сыном и невесткой.

Она упрекает Тихона в том, что когда он женился, то мать отошла на второй план. Он успокаивает маму, и она уходит домой, а Тихон направляется в гости к Дикому.

Когда девушки остаются одни, Катерина признается, что втайне любит другого человека, считает это большим грехом.
Тихон собирается уехать в город на 15 дней, и Катерина просит его остаться дома или взять ее с собой. Когда они прощаются, Тихон уезжает.

Варвара всеми силами пытается помочь Катерине, чтобы она встретилась с Борисом. Она изловчается и ворует у матери ключи от калитки.

Катерина воспитывалась в строгости и не хочет обманывать своего мужа, но она имеет большого желания встретиться с Борисом.
В гости к Кабанихе приходит купец Дикий. Он хочет выговориться. Купец признается, что ему жалко дарить деньги работникам, даже когда они их заработали честным путем.

Борис втайне подходит к дому Кабанихи, чтобы увидеть Катерину. Варвара передает ему, что девушка ждет его возле оврага.

Когда юноша приходит в намеченное место, он видит Катерину. Молодые люди признаются друг другу, что любят друг друга.
Через 10 дней Варвара встречает Бориса и передает ему, что Тихон вернулся домой раньше. В это время Кабаниха, Тихон и Катерина прогуливаются по городу и встречают Бориса.

Когда девушка видит своего возлюбленного, то начинает плакать. Варвара намекает Борису, что ему лучше уйти.

Люди на улице предупреждают, что в скорости начнется сильная гроза, которая может привести к пожару. Когда Катерина слышит эти слова, то говорит мужу, что сегодня гроза убьет ее.

Рядом проходит женщина, которая называет девушку грешницей, и она признается, что 10 ночей ходила к Борису.
Тихон встречается с Кулагиным, рассказывает о новости. Варвара сбегает из дома с Кудряшом, Бориса отправляют в другой город на 3 года.

Кулигин советуют Тихону простить жену, но купчиха против. Служанка объявляет, что Катерина ушла из дома.

Девушка встречает Бориса на улице, который прощается с ней и уезжает в Сибирь.

Тихон видит свою жену в речке, хочет ее спасти, но мать запрещает ему это сделать. Тело Катерины выносят на берег, Тихон винит мать в гибели своей жены.

Полезное видео


Краткий анализ стихотворения «Узник» по плану

1. История создания

Стихотворение «Узник» было создано в 1822 году. Это непростое время, когда Пушкин находился в Южной ссылке.

Стихотворение передает стремление автора к свободе, его тоску по родине, переживания. Оно является художественно переосмысленным отражением реальной жизненной ситуации.

2. Литературное направление

Произведение относится к романтизму.

3. Род

По роду литературы это лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность «Узника» – лирическое стихотворение.

5. Проблематика

В произведении автор затрагивает проблему личной и творческой свободы, а точнее, – несвободы.

Через образ узника, сидящего за решеткой, и орла, зовущего его за собой, на волю, поэт передает собственные мысли, желания, устремления. Ничто и никто не может запретить человеку творить, если он хочет это делать.

6. Тематика

Пушкин затрагивает темы свободы творчества, свободы личности, борьбы за возможность жить и работать вольно, не оглядываясь на цензуру, критику, реакцию власти и публики. Все это передается в метафорических образах.

7. Идея

Идеей стихотворения становятся собственные взгляды поэта: никто и ничто не может запретить человеку творить так, как он считает нужным.

Стремление к свободе и воле останется в нем всегда, даже «за решеткой».

8. Пафос

В произведении отчетливо чувствуется тоска по дому, печаль человека, находящегося в заточении, горячее стремление к свободе.

9. Система образов

Вообще, все стихотворение построено на противопоставлении, много противоположных друг другу образов:

  • заключенный – вольный орел,
  • темница – небесные просторы, ветер, синие морские края.

За счет этого читатель практически на себе ощущает тоску узника, его желание оказаться на свободе, выйти из темницы.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем в нем является узник, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом за окном.

Орел – олицетворение свободы, вольной жизни. Лирический герой приравнивает его к своему товарищу, зовущему за собой, туда, в небесные просторы.

11. Лирический герой

Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор.

Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.

12. Сюжет

Стихотворение отличается незатейливым сюжетом. Некий узник сидит за решеткой и смотрит во двор. Там он видит орла, клюющего, но тут же швыряющего свою добычу.

Заключенному кажется, что птица понимает его состояние, что она ему верный товарищ. Он думает, что орел зовет его за собой, в небо, на волю. В конце он практически ощущает себя парящим рядом с птицей.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

«Узник» состоит всего из трех строф:

  • В первой нам представлена экспозиция и завязка.
    Узник сидит в темнице, смотрит в окно. Вдруг видит орла, который клюет пищу, бросает ее и поглядывает на заключенного.
  • Во второй строфе происходит развитие событий и кульминация.
    Узник наблюдает за орлом и начинает отождествлять себя с ним, воспринимает птицу как товарища. Ему кажется, что пернатый хищник – добрый и мудрый сообщник, полностью одобряющий желание лирического героя вырваться из заточения, оказаться на свободе. В этом четверостишии проступает главная мысль: «Давай улетим!».
  • Наконец, в третьей строфе читатель видит развязку.
    Узник представляет себя рядом с орлом, там, где гуляет «…лишь ветер да я». Они оба – вольные птицы, и полет их никто не может остановить.

14. Стихотворный размер, рифмы, строфика

«Узник» написан классическими катренами (то есть четверостишиями).

Пушкин использует такой размер как амфибрахий.

Рифмы везде парные (ААВВ), мужские (то есть с ударением на последний слог).

15. Художественное своеобразие произведения

Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.

Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.

Автор буквально говорит: чтобы ни случилось, я буду писать так, как считаю нужным, и никто не сможет мне запретить делать это.

Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.

16. Средства художественной выразительности

Антитеза: противопоставление воли и неволи.

Сравнение: узник сравнивает себя с вольной птицей.

Эпитеты:

  • сырой
  • молодой
  • грустный
  • вольные

Олицетворения:

  • орел – товарищ,
  • ветер гуляет.

Инверсии:

  • темнице сырой
  • орел молодой

17. Значение произведения

В произведении автор выразил собственные мысли о свободе творчества.

Потом эти идеи разовьются в других стихотворениях, и будут красной нитью проходить по всему творчеству поэта, которого постоянно притесняла, не одобряла или откровенно ругала цензура, правительство и публика.

18. Актуальность

Стихотворение отражает состояние автора на момент написания, хорошо передает через образы нюансы настроения. В этом смысле его можно назвать психологическим.

Оно актуально и на сегодняшний день, потому что жажда творчества и стремление выразить собственные переживания через художественные произведения свойственно человеку любой эпохи.

19. Моё отношение

Мне нравится этот стихотворение, потому что в нем автор сумел в иносказательной форме выразить собственные мысли о свободе и о том, что невозможно запретить творцу создавать.

Даже за решеткой он будет стремиться на волю, искать возможность вырваться.

20. Чему учит

Стихотворение учит вере в лучшее. Ведь, несмотря ни на что, внутренне мы всегда остаемся свободными, а это значит, что можем выбирать собственный путь и творить так, как считаем нужным. Оно очень смелое, красивое и глубокое.

Стихотворения «Узник» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Центральный образ представлен в виде орла – воплощения темы свободы. Краткий анализ «Узник» можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.
История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишинев.

Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить её его не могут ни стены, ни решетка.

Композиция – стихотворение состоит из трёх строф в форме катрена (четверостишия), условно можно выделить три части.

Жанр – лирическое стихотворение, относится к романтическому направлению

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).

Эпитеты– «в темнице сырой» , «…орёл молодой».

Метафоры– «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…».

Олицетворение – «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».

Главный герой

Жанр стихотворения отвечает направлению поэзии пушкинской эпохи – романтизм. Здесь в основе лежит чувственность, открытость, страстность. Орел молодой – пленник темницы. Кто такой герой узник? Есть несколько ответов на один простой вопрос:

  1. Преступник. Он оказался в темнице за противоправное действие. Но эта версия не очень убедительна. При чтении не создается впечатления, что человек – преступник. Его жаль, хочется освободить. Читатель полностью переходит на сторону невольника, значит, он не может быть преступником в обычном понимании этого слова.
  2. Несправедливо наказанный человек. Это объяснение так же не подтверждается текстом и интонацией.
  3. Герой, чувствующий себя как в темнице, находясь в мире людей. Эта версия наиболее приемлема.

Для романтического героя конфликт с окружением – главная проблема. Жанру стихотворения «Узник» удается показать реальную жизнь начала XIX века. Законы, правящие силы делали жизнь людей темницей. Свобода витала в умах, но не могла звучать вслух. Вырваться из темницы хотелось всем, но могли только те, кто не боялся заточения.

Важно! Идея стихотворения – вольнолюбие молодежи, заточенной в оковы нравственных устоев и политического порядка.

История создания

Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.

Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.

Смысл и тематика

Многие критики сходятся во мнении, что стихотворение несет в себе мощнейший романтический заряд, присущий юному возрасту писателя. Дата написания приходится на 1822 год, тогда Александру Сергеевичу было всего 22 года.

Главная тема стихотворного произведения — стремление к свободе, самовыражению. В каждой строчке просматривается сходство с судьбой автора. Он мучился во время ссылки, накладывающей ограничения на физическую свободу. За писателем постоянно следили, дабы максимально пресечь его творческую и духовную свободу в период плодотворного жизненного периода.

Александром Сергеевичем задеваются следующие темы:

  • Невозможность безукоризненно выполнять постановления начальства, довольствоваться простым положением чиновника.
  • Тоска по товарищам, родственникам поэта, оставшимся в родных краях.
  • Желание сбежать за границу (чего, к счастью для русской литературы, так и не произошло).
  • Ассоциация вольных птиц с поэтами и писателями, вдохновляющимися на творческую деятельность только при нахождении в состоянии полной свободы.
  • Ничтожность результатов и писательских трудов при соблюдении требований цензора.

Возможность отправиться в края, где синеют моря, гуляет ветер, Пушкин ассоциирует с необъятным миром творчества, фантазии, в который он так желает отправиться. Узник устал от рамок, ограничений и готов сорваться. Некоторые эксперты считают, что автором также затронуты более глубокие проблемы общественности того времени. Например, деспотичность политического режима, содержание в тюремных камерах и темницах совершенно невиновных людей.

Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решёткой в темнице сырой», и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.

Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за свободу. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жёсткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».

Стихотворения «Узник» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

1. Творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. 2. Своеобразие стихотворений «Узник» каждого из поэтов. 3. Сходство и различие стихотворений. А. С. Пушкина по праву считают «солнцем русской поэзии», его творчество так многогранно и богато разнообразными оттенками, как только может быть богато творчество истинного гения. М. Ю. Лермонтова очень часто называют последователем Пушкина, многие исследователи и просто поклонники его дарования утверждают, что если бы он прожил дольше, его творения могли бы затмить творчество Пушкина. Мне лично кажется, что и Лермонтов и его предшественник являются гениальными, самобытными писателями, конечно, каждый человек волен выбирать между ними, ценить то или иное произведение, сравнивать их. Стихотворение Пушкина «Узник» хрестоматийно, все мы знаем его наизусть. Оно написано от лица орла — гордой, свободолюбивой птицы, символа бесстрашия и героизма. Именно такой образ, заключенный в «темницу» вызывает наибольшее сочувствие. Орлу как никакой другой птице трудно примириться с заточением. Первые строки говорят нам о его судьбе: Сижу за решеткой в темнице сырой Вскормленный в неволе орел молодой. Мы понимаем, что орел не знал иной жизни, его посадили за решетку еще птенцом. Однако в глубинах его памяти всегда существует тоска по воле. Возможно о том, что существует иная, привольная жизнь, поведал другой орел: Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном. Пушкинский узник не только прозябает в неволе, что само по себе тяжело, он еще и вынужден наблюдать, как: Клюет и бросает и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Вольная птица сопереживает узнику, сочувствует, призывает покинуть свою темницу:

Зовет меня взглядом криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим». Чтобы у невольника не осталось сомнений, свободный орел добавляет: Мы — вольные птицы. Пора, брат, пора! Далее собрат орла рисует ему картины, которых несчастный узник никогда не видел. Он зовет товарища в те места, где бывал сам: Туда, где за тучей белеет гора, Туда где синеют морские края, Туда, где бываем лишь ветер, да я. Мы можем только догадываться, что творится в душе у пленника после таких рассказов. Вряд ли он сможет покинуть свою темницу и устремиться в те прекрасные дали, о которых ему поведал «грустный товарищ». Скорее ему предстоит сделать жестокий выбор между продолжением такого жалкого существования в неволе или смертью. Автор предоставляет читателям самим додумать финал этой печальной истории. И хоть мы не слышим жалоб узника, но представляем, что творится у него в душе. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Узник» также повествует о томящемся в неволе лирическом герое. Однако сразу хочется сказать, что в нем нет того щемящего трагизма, который пронизывает пушкинское произведение. Стихотворение начинается с призыва:

Отворите мне темницу! Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня! Далее узник делится своими мечтами о свободе: Я красавицу младую Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу, В степь как ветер улечу! — Герой не выглядит сломленным или подавленным. Напротив, в его душе живы воспоминания о вольной жизни, он способен мысленно перенестись за мрачные стены темницы, воскресить в памяти светлые и радостные картины. Однако герой отдает себе отчет, что в данный момент вольная жизнь для него под запретом: Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком. Черноокая далеко, — В пышном тереме своем. Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, на воле Скачет, весел и игрив, Хвост по ветру распустив. Герой осознает, что его мечты несбыточны. Заточенному в темницу узнику остается только вспоминать о светлых и радостных минутах свободной жизни. Конечно, он вызывает в читателе сочувствие, но вместе с тем мы понимаем, что скорее всего герой стихотворения несет заслуженное наказание. Возможно, он совершил преступление. Почему-то кажется, что он вполне мог оказаться разбойником, слишком много удали в его словах. А, возможно, узник был военным человеком и теперь томится в плену. Но и в этом случае подобное стечение обстоятельств можно было предполагать и ожидать. Финал стихотворения трагичен. Герой понимает, что для него нет выхода из мрачных стен темницы: Одинок я, нет отрады! Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем. Только слышно, за стенами Звучно-мерными шагами Ходит в тишине ночной Безответный часовой. Я считаю, что каждое из проанализированных стихотворений является шедевром поэтического творчества. И Пушкину, и Лермонтову удалось гениально изобразить тоску свободолюбивой души, заключенной в неволю. И каждое стихотворение красиво, насыщено разными художественными средствами. Пушкин и Лермонтов — это два истинных гения. И каждый силой своего безграничного таланта сумел воплотить одну и туже идею, создав два самобытных произведения.

Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. В нём отражены сокровенные мысли и чувства лирического героя. Данное произведение относится к направлению романтизм, на это указывает порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», гуляет ветер.

Стих состоит из трёх четверостиший. Размер – амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная, мужская рифма (с ударением на последнем слоге: сырой, молодой, крылом, окном).

Способ рифмовки – парный ААВВ.

Тема и жанр

Основная тема стихотворения «Узник» — неволя и заточение в тюрьме, поскольку идея была рождена в период нахождения Лермонтова под стражей. У автора возникает два непреодолимых чувства, вызывающих только боль и тоску:

  • одиночество, спровоцированное отсутствием возможности общаться с людьми, ведь никто не мог навещать поэта;
  • несбыточность мечты о свободе.

Жанр стихотворения — лирика. Оно написано четырехстопным хореем. Его размер позволяет передать весь трагизм произведения.

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своём произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.

Стихотворение построено на антитезе: в нём противопоставляются сырая темница – простору («темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…»).

Также используются тропы: олицетворения: «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…», эпитеты– «в темнице сырой» , «…орел молодой», метафоры– «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…».

Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создаётся динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.

Смысл произведения

В стихотворении «Узник» легко можно узнать самого Лермонтова, который в момент написания находится под стражей. Главной темой является жажда свободы. Чтобы почувствовать себя узником, не обязательно находиться в тюрьме и сидеть взаперти. Запреты в творчестве и выражении мысли – вот настоящее заключение для творца. Как раз, так и ощущает себя автор. Ведь тюремное заключение – это так же отсутствие возможности свободно писать и выражать свои мысли, за что он и оказался в заключении. Лермонтов принимает свое наказание, хотя совершенно не согласен с данной позицией.

Если сравнить «Узника» Лермонтова с «Узником» Пушкина, то видно огромный контраст. Пушкин описывает камеру, как вольное небо, то в стихотворении Лермонтова бескрайние просторы сужаются до размера камеры. У Лермонтова нет романтического описания тюрьмы, как у Пушкина. У него все более реалистично, что очень хорошо показывает всю трагичность ситуации и передает настроение всех узников.

Данное стихотворение выступает своего рода обвинением тем, кто не дает возможности творить свободному художнику, сковывая его и вгоняя в определенные рамки. Но в душе поэт не собирается мириться с этим, и продолжает рваться к свободе. Ведь для поэта свобода является самым важным в жизни, и любое её ограничение вызывает в нем бурный протест.

В своих мечтах он видит идеальный мир – бесконечно свободный, красивый. Но это всего лишь мечты. Он готов принять поражение, поскольку за свою достаточно короткую жизнь он постоянно находился в состоянии борьбы за независимость, свободу слова и мысли.

Жанр, направление, размер

Жанр пушкинского «Узника» — лирическое стихотворение. Внимание читателей полностью сосредоточено на мыслях, чувствах и переживаниях героя. Лирический субъект в произведении выступает в роли художественного двойника автора, отражает ощущения поэта от окружающей его действительности. Данный жанр редко подразумевает детальное описание значимых событий, он больше похож на абстрактную зарисовку, сделанную под воздействием определённого эмоционального состояния.

Стихотворение «Узник» Александра Сергеевича Пушкина можно отнести к романтическому направлению. Произведение затрагивает темы духовной и физической свободы. В тексте возникает романтическое двоемирие. Лирический субъект хочет стать вольным человеком. Читатели видят бунт против сдавливающих рамок привычной действительности, что является одной из характерных черт озвученного выше направления. Кроме того, творец уделяет особое внимание внутреннему миру героя, его переживаниям, душевному порыву.

Стихотворение «Узник» написано амфибрахием, трехсложной стопой, в которой ударный слог находится между двумя безударными. Данный размер не очень часто использовался Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт отдавал предпочтение лёгкому двусложному ямбу.

Основная идея

Анализируемое стихотворение очень метафорично. Оно отображает душевное состояние Александра Сергеевича Пушкина во время его южной ссылки. Сам поэт ощущал себя узником, который не мог вернуться в любимый город, встретиться с близкими и друзьями. Творец стремился выплеснуть все мысли и чувства на бумагу, тем самым облегчив свои душевные терзания.

В произведении Александр Сергеевич Пушкин говорит о том, что не нужно саму ограничивать себя, придумывать несуществующие рамки. Важно не забывать о надежде, не опускать руки, смерившись с печальной участью. Человеческие проблемы временны, они рано или поздно закончатся, перестанут нас волновать. Таков смысл стихотворения «Узник».

Главное никогда не сдаваться и помнить, что зачастую свобода — это лишь наше мировосприятие. За стенами темниц всегда существуют белые горы, морские края и вольный ветер. Мы должны стремиться к свободе, а не к жизни, полностью состоящей из ограничений. В этом главная мысль стихотворения «Узник».

Проблемы

Стоит уделить особое внимание и проблематике «Узника». Вы можете ознакомиться с основными проблемами, затронутыми автором в стихотворении.

  1. Проблема принятия своей участи
    очень хорошо проиллюстрирована Александром Сергеевичем Пушкиным. Молодой орёл смирился со своей несвободой. Он сидит под окном лирического героя, а значит, спокойно может улететь на волю. Его не ограничивает клетка. Однако птица привыкла к заточению. Человек, наоборот, очень хочет сбежать, выбраться из своей «сырой темницы». Его бунтующий дух не может привыкнуть к заключению. Лирический субъект отказывается принимать сложившуюся ситуацию, в его сердце всё ещё теплится огонёк надежды.
  2. Проблема несоответствия реальной действительности и идеальной фантазии
    . В данном пункте речь пойдёт о романтическом двоемирии. Герой находится «в темнице сырой», однако он жаждет поскорее убежать, мечтает о воле, в своих мыслях представляя свободную стихию, ветер, высокие горы. То место, где лирический субъект находится в момент, показанный читателям в стихотворении, полностью отличается от его идеальной картины мира. Но данный факт лишь раззадоривает бунтующую душу персонажа, заставляет его мечтать и верить в лучшее.

Анализ стихотворения «Узник» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 11.04.2020 · Обновлено 11.04.2020

Пушкинский «Узник» — это хрестоматийное стихотворение, которое мы все знаем ещё со школьного возраста. Произведение отражает одну из ключевых тем лирики поэта. Оно посвящено свободе человека. Данный текст гораздо более интересный и многогранный, чем читатели привыкли его воспринимать. Попробуем разобраться со всеми значимыми художественными аспектами, которые помогут нам лучше понять философский смысл «Узника». Многомудрый Литрекон представляет своим читателям полный анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина по плану.

История создания

Анализируемое нами произведение «Узник» написано в период, когда поэт находился в южной ссылке. Антикрепостнические настроения, которыми были пронизаны ранние тексты Пушкина, привлекли внимание царя. Творец должен был продолжить выполнять свои рабочие обязанности, но уже в другом месте, вдали от столицы.

На тот момент поэт пребывал в звании коллежского секретаря. Однообразная деятельность не привлекала Александра Сергеевича Пушкина. Он был лишён возможности находиться со своими друзьями и родственниками. Поэтому он был подавлен и уязвлен.

Незадолго до написания своего знаменитого «Узника» творец стал свидетелем очень трагичной картины. Она нашла своё полное отражение в тексте стихотворения. Во дворе кишиневского острога поэт увидел ручных орлов, которым специально подрезали крылья. Вольные и гордые птицы не имели возможности улететь, они превратились в заточённых узников.

Все эмоции, переживания, тяжёлые ощущения из-за своей вынужденной несвободы Пушкин отразил на бумаге. Так, в 1822 году и возникли известные всем нам строчки «Сижу за решеткой в темнице сырой».

Жанр, направление, размер

Жанр пушкинского «Узника» — лирическое стихотворение. Внимание читателей полностью сосредоточено на мыслях, чувствах и переживаниях героя. Лирический субъект в произведении выступает в роли художественного двойника автора, отражает ощущения поэта от окружающей его действительности. Данный жанр редко подразумевает детальное описание значимых событий, он больше похож на абстрактную зарисовку, сделанную под воздействием определённого эмоционального состояния.

Стихотворение «Узник» Александра Сергеевича Пушкина можно отнести к романтическому направлению. Произведение затрагивает темы духовной и физической свободы. В тексте возникает романтическое двоемирие. Лирический субъект хочет стать вольным человеком. Читатели видят бунт против сдавливающих рамок привычной действительности, что является одной из характерных черт озвученного выше направления. Кроме того, творец уделяет особое внимание внутреннему миру героя, его переживаниям, душевному порыву.

Стихотворение «Узник» написано амфибрахием, трехсложной стопой, в которой ударный слог находится между двумя безударными. Данный размер не очень часто использовался Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт отдавал предпочтение лёгкому двусложному ямбу.

Композиция

Произведение «Узник» состоит из трёх катренов. Повествование в стихотворении линейное.

  1. В первом четверостишии лирический субъект наблюдает за поведением молодого орла, который был вскормлен в неволе. Читатели видят, что герой находится «в темнице сырой». Он так же несвободен, как и гордая птица, клюющая кровавую пищу.
  2. Из второго четверостишия мы узнаем о бунтующем характере лирического субъекта. Персонаж проводит параллели между своей участью и судьбой орла. Ему кажется, что птица тоже хочет улететь, навсегда обрести свободу. В данном катрене появляются черты психологизма. Мы видим, как герой по-своему интерпретирует взгляд птицы. Лирический субъект верит, что не только он один испытывает душевные терзания из-за вынужденного заточения.
  3. Слова, которые жаждет вымолвить орёл в третьем четверостишии, отражают внутренний монолог героя, его мысли о побеге на волю. Данный катрен становится самым значимым, ведь в нём выражаются истинные переживания бунтующей души человека.

Идеальный мир, в который хочет сбежать персонаж, является отображением его представлений о первозданной свободе. Бескрайним морем невозможно управлять, стихия сама решает, как ей поступать. Вольный ветер нельзя подчинить. Белые горы возвышаются над всем окружающим пейзажем, они прекрасны в своей молчаливой неподвижности.

Образы

Подробнее разберём образный ряд стихотворения «Узник». Лирический герой — человек бунтующего, вольного характера. Ему безумно тяжело даётся заточение. Герой привык к свободе, поэтому хочет сбежать из сырой темницы. Он представляет в своей голове идеальный первозданный пейзаж. Мир, к которому стремиться персонаж, красив и обширен, в нём нет рамок и ограничений. Несомненно, лирический субъект — романтический герой. Ему хочется верить, что он не один страдает от сложившейся ситуации. Персонаж наблюдает за орлом и видит в нём товарища по несчастью. Слова, которые как нам кажется, «вымолвить хочет» гордая птица, на самом деле являются мыслями самого узника.

Образ орла тоже очень важен для понимания авторского замысла, ведь он помогает лучше понять чувства и переживания лирического субъекта. Существо, которое обычно символизирует силу и свободную стихию полёта, становится заложником людей. Птица вскормлена в неволе, поэтому она не может покинуть место, ставшее ей домом. Орёл одновременно похож на лирического героя стихотворения «Узник» и сильно от него отличается. С одной стороны, и человек, и его «грустный товарищ» становятся заложниками не по своей воле. Им обоим тяжело даётся отсутствие свободы. С другой же точки зрения, птица предоставлена самой себе, у неё есть возможность улететь, лирический субъект же — узник, находящийся за решеткой.

Символика

Все символы в произведении «Узник», так или иначе, раскрывают конфликт свободы и несвободы. Орёл, который обычно олицетворяет вольную жизнь, в тексте Пушкина предстаёт заложником людей. Он не может улететь, ведь его вскормили в неволе. Образ этого существа приобретает необычную трактовку. Молодая птица в стихотворении — символ моральной несвободы, придуманных рамок и границ, которых на самом деле не существует.

Описанный в третьем катрене пейзаж, наоборот, олицетворяет первозданную и вольную стихию. Лирического героя привлекают именно горы, море и ветер, потому что они всеобъемлющие, бескрайние. В идеальном мире нет никого, кроме одного человека, предоставленного самому себе.

Разберемся с тематикой произведения «Узник». Ниже представлены основные темы, которые появляются в анализируемом нами произведении.

  1. Тема свободы является одной из ключевых в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Она очень наглядно раскрывается в стихотворении «Узник». Лирический герой произведения несвободен, причём читатели могут трактовать его состояние и как моральные рамки, в которые человек загоняет сам себя, и как настоящее заточение, лишение вольного передвижения. Автор рисует нам романтический образ героя, не желающего находиться в заключении. Мысли о возможной свободе больше всего остального занимают персонажа, заставляют его мечтать об идеальном мире без каких-либо ограничений.
  2. Философская тема тоже прослеживается в анализируемом тексте. Здесь речь пойдёт о моральной и физической свободе. Орёл, выросший в неволе, уже не может улететь, даже если он этого по-настоящему захочет. Гордая птица скована рамками своих привычек, а не значимыми физическими ограничениями. С лирическим субъектом ситуация обстоит иначе. Герой привык к свободной жизни, поэтому ему так тяжело переносить вынужденное заточение. Он «сидит за решёткой», а значит, не имеет выхода наружу. Мы видим человека, который не ставит сам себе рамок и ограничений. Лирический субъект — пример физической несвободы.
  3. Тема одиночества не менее важна, чем две озвученные выше темы. Для начала, нам следует вспомнить, что поэт сочинил своё стихотворение, находясь в дали от близких ему людей. Этот факт отразился в образе лирического субъекта, близкого по духу самому творцу. Герой чувствует себя одиноко, находясь в заточении. Здесь его единственным товарищем является молодой орёл. Птица — друг по несчастью, существо, в котором можно найти хоть какую-то поддержку.

Проблемы

Стоит уделить особое внимание и проблематике «Узника». Вы можете ознакомиться с основными проблемами, затронутыми автором в стихотворении.

  1. Проблема принятия своей участи очень хорошо проиллюстрирована Александром Сергеевичем Пушкиным. Молодой орёл смирился со своей несвободой. Он сидит под окном лирического героя, а значит, спокойно может улететь на волю. Его не ограничивает клетка. Однако птица привыкла к заточению. Человек, наоборот, очень хочет сбежать, выбраться из своей «сырой темницы». Его бунтующий дух не может привыкнуть к заключению. Лирический субъект отказывается принимать сложившуюся ситуацию, в его сердце всё ещё теплится огонёк надежды.
  2. Проблема несоответствия реальной действительности и идеальной фантазии. В данном пункте речь пойдёт о романтическом двоемирии. Герой находится «в темнице сырой», однако он жаждет поскорее убежать, мечтает о воле, в своих мыслях представляя свободную стихию, ветер, высокие горы. То место, где лирический субъект находится в момент, показанный читателям в стихотворении, полностью отличается от его идеальной картины мира. Но данный факт лишь раззадоривает бунтующую душу персонажа, заставляет его мечтать и верить в лучшее.

Основная идея

Анализируемое стихотворение очень метафорично. Оно отображает душевное состояние Александра Сергеевича Пушкина во время его южной ссылки. Сам поэт ощущал себя узником, который не мог вернуться в любимый город, встретиться с близкими и друзьями. Творец стремился выплеснуть все мысли и чувства на бумагу, тем самым облегчив свои душевные терзания.

В произведении Александр Сергеевич Пушкин говорит о том, что не нужно саму ограничивать себя, придумывать несуществующие рамки. Важно не забывать о надежде, не опускать руки, смерившись с печальной участью. Человеческие проблемы временны, они рано или поздно закончатся, перестанут нас волновать. Таков смысл стихотворения «Узник».

Главное никогда не сдаваться и помнить, что зачастую свобода — это лишь наше мировосприятие. За стенами темниц всегда существуют белые горы, морские края и вольный ветер. Мы должны стремиться к свободе, а не к жизни, полностью состоящей из ограничений. В этом главная мысль стихотворения «Узник».

Средства речевой выразительности

Тексты Александра Сергеевича Пушкина всегда изобилуют многочисленными тропами, которые делают произведения более художественными, красивыми. Средства речевой выразительности помогают поэту акцентировать внимание читателей на определённых образах и деталях. Посмотрим, какие оттенки звучания придают стихотворению «Узник» использованные автором приёмы.

  1. С самой первой строчки текста мы встречаемся с инверсиями. В начальном катрене поэт выделяет слова «молодой» и «под окном», тем самым показывая нам, что орёл, которого видит лирический субъект, обладает всем необходимым для того, чтобы улететь на волю. Птица не заперта в клетке, у неё есть запас сил и жизненно необходимой энергии. Однако «грустный товарищ» не может покинуть описываемое в произведении место, ведь он там вырос.
  2. Александр Сергеевич Пушкин выносит существительное «окно» в конец строки и во втором четверостишии. Меняется лишь использованный поэтом предлог. Лирического героя и молодого орла разделяет только одно окно. Они находятся практически рядом. Птица и человек несут похожую ношу, не могут выбраться на волю. Персонаж чувствует, что их с орлом что-то роднит. Он называет птицу своим «грустным товарищем».
  3. Кроме того, в первом катрене появляется такой приём, как аллитерация. В последних двух строчках он выделяет звук «к», придающий стихотворению особое звучание.
  4. Произведение «Узник» строится на сильной антитезе. Сырая темница, полностью закрытое пространство, противопоставляется горам, морю и ветру, у которых нет никаких границ. Так поэт ещё раз обыгрывает конфликт свободы и несвободы.
  5. Как мы уже отмечали в других пунктах анализа, прямая речь в тексте, слова, которые хочет вымолвить орёл, являются мыслями лирического субъекта, его внутренним монологом. В последней строке второго четверостишия и первой строчке третьего катрена читатели могут увидеть анжамбеман. Автор делит высказывание на несколько частей, выделяя слово «улетим» (основная мысль, тревожащая героя).
  6. Восклицательные конструкции, использованные в монологе, увеличивают эмоциональность текста.
  7. Когда поэт рисует картину идеального мира для своего персонажа, создаёт первозданный пейзаж, он прибегает к троекратной анафоре. Этот приём показывает читателям, насколько сильно «узник» хочет сбежать из заточения, оказаться свободным.
  8. Кроме того, во втором четверостишии появляется сравнение. Орёл, словно разделяет проблему, «задумывает одно» с лирическим субъектом. Мы ещё раз обращаем внимание на то, как перекликаются образы птицы и человека.

Все перечисленные выше тропы помогают Александру Сергеевичу Пушкину раскрыть основной замысел произведения «Узник», придать повествованию художественную окраску и более детально раскрыть основные темы и проблемы текста.

Полный анализ стихотворения «Узник» (А.С. Пушкин)

Строки стихотворения «Узник», которые написал Пушкин А.С., давно стали хрестоматийными, поэтому полный анализ данного стихотворения от команды Литеровед будет полезным каждому ученику.

  1. История создания
  2. Жанр стихотворения, размер
  3. Композиция
  4. Образы
  5. Темы произведения
  6. Основная идея произведения

История создания

Стихотворение «Узник» имеет достаточно интересную историю создания. Александр Сергеевич на тот момент находился в южной ссылке, где занимал должность секретаря. Поскольку он был лишен самого для него дорогого – это дружбы и общения с товарищами, настроение его было очень подавленным. Мысли его так же терзали не самые радужные и веселые. Это легко понять, окунувшись в прочтение его творчества того периода жизни.

Повлияла на написание этого произведения увиденная им картина. Он увидел, как ручным орлам подрезают крылья, чтобы те не имели возможности улететь. Вольная и свободная птица была обречена на заточение.

Эти эмоции очень сильно запали в душу поэта и не давали ему покоя.

Именно их он и постарался выразить в 1822 году при написании стихотворения «Узник».

Жанр стихотворения, размер

Как и большое количество стихотворений данного творца – это лирика, поскольку передает чувства и эмоции автора. В лирическом герое можно узнать самого поэта, который испытывает подобные чувства.

Направление автор выбрал романтическое. В нем поднимается тема свободы, которую так сильно ценит Александр Сергеевич. Герой произведения мечтает о свободе. Эти мечты автор детализирует за счет описания его внутренних переживаний и порывов.

Размер же для написания поэт выбирает не свойственный ему – строки написаны трехсложной стопой, амфибрахием, располагая ударный слог между двумя безударными.

Композиция

Произведение состоит из трех четверостиший.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

В первой части мы видим то, как автор сравнивает себя с орлом. Вольная птица, выросшая в неволе, вызывает грусть. Так же и литературный герой, который находится в сырой темнице. Пушкин проводит параллель межу ними.

Как будто со мною задумал одно;

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Во второй части продолжается сравнение лирического героя с вольной птицей, которая будто так же мечтает о свободе, как и узник. Герою начинает казаться, что не один он мечтает о заветной свободе. Но и орел полностью разделяет его взгляды и желания их схожи. Их обоих не устраивает нынешнее положение дел, они не согласны проводить свои дни в заточении.

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я. »

В заключительном четверостишье автор словами орла передает нам свои желания. Именно здесь мы видим, что бунтующий голос внутри героя не угас. Он не смирился со своей участью, а жажда свободы его ослепляет. Используя то, как он всегда восхищался величием природы, автор передает нам то, как он видит свободный и прекрасный мир.

Образы

В образе лирического героя нам представлен своего рода бунтарь, который мечтает о свободе. Вольному человеку не место в темнице. Душа его разрывается на части от вынужденного заточения. Рисуя пейзаж – автор показывает, насколько важна для него свобода. Приписывая свои мысли орлу, ему кажется, что он не одинок в своих желаниях.

Второй же образ орла – очень хорошо подчеркивает всю глубину чувств и переживаний лирического героя. Именно орел – символ воли и свободы, в данном произведении становится заложником ситуации. Это еще больше показывает настроение стихотворения, и ещё лучше передает чувства автора.

Темы произведения

Главная тема – это тема, конечно же, свободы. Неоднократно Александр Сергеевич поднимает данную тему в своих произведениях. Здесь он передает все чувства через двух героев – орла и узника. Они оба находятся в заточении, и бредят свободой. В своих мыслях лирический герой рисует идеальный мир, в котором нет никаких рамок и препятствий.

Так же поднимается философская тема о свободе моральной и физической. В образе орла мы видим, что он вырос в неволе и быть в заточении для него уже дело привычки. Физически он свободен, но он продолжает находиться здесь.

С лирическим героем ситуация же полностью противоположная – он привык быть свободным человеком, но сейчас вынужден находиться в темнице. Тут показано физическое заключение, а не моральное. Потому что узник до сих пор мечтает о свободном образе жизни. Стены давят и угнетают его.

И последняя тема, которую поднимает поэт в произведении – это тема одиночества. Она является очень острой для автора, потому что на данном этапе жизни он так же очень одинок и находится вдали от родных ему людей. Это видно по чертам, которыми автор наделяет своего героя. Единственной родной душой узника является орел, который так же разделяет его мысли и мечты.

Основная идея произведения

Проведя анализ стихотворения, можно сказать, что основной мыслью стихотворения автор пытался показать наши собственные рамки и ограничения, которые мы строим сами себе. На момент написания данного произведения он так же находился в ссылке и ощущал себя узником. Рядом с ним не было никого – ни его родных, ни друзей. Его очень тяготило это, поэтому вся лирика, написанная в тот момент, передает нам его состояние.

Автор доносит до нас то, что не нужно самому себя ограничивать. Пусть в своих мечтах, но нужно продолжать оставаться вольным свободным человеком. Ведь кто может запретить нам мечтать? Правильно! Никто. Поэтому нужно всегда помнить то, что любые неурядицы временны, стоит немного потерпеть и наступит такая заветная и долгожданная свобода!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: