Характеристика героев Бульба – описание персонажей произведения

«Тарас Бульба» — читательский дневник по повести Н. Гоголя

Повесть «Тарас Бульба» Николая Гоголя изначально была опубликована в составе цикла «Миргород» в 1835 году. А 1842 году была издана вторая, дополненная и переработанная писателем редакция произведения.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Гоголь Николай Васильевич
Название произведения: «Тарас Бульба»
Жанр: повесть
Год написания: 1835-1842 гг.
Издательство: Азбука-Классика
Год издания: 2010

Главные герои и их краткая характеристика

Тарас Бульба — старый казак, полковник. Очень храбрый, мужественный, горячий патриот Родины.
Остап — сын Тараса, 22 года. Мужественный, красивый, спокойный, гордый, честный.
Андрий — сын Тараса, 20 лет. Мужественный и смелый, влюбчивый эмоциональный, гордый.
Панночка — дочь воеводы Красивая, ветреная, гордая.
Янкель — жид, торговец. Корыстный, предусмотрительный, расчетливый.
Жена Тараса — добрая, любящая мать, несчастная женщина.

Время и место действия

Действие повести разворачивается на территории Украины в первой половине XVII века, когда Киев находился в составе Речи Посполитой. В основу произведения легла история казацкого восстания 1637—1638 годов, подавленного гетманом Николаем Потоцким. Подготавливая материал для повести, Гоголь по крупицам собирал исторические факты, включая информацию из личных архивов и необнародованных сведений. Однако, выкладывая мозаику истории Украины, писатель разбил сухие факты народным фольклором, искусно смешал исторические факты и художественный вымысел.

Краткое содержание и сюжет

Окончив обучение в киевской бурсе, Остап и Андрий вернулись домой. Старый Тарас решил, что не дело молодым сильным парням тереться дома возле материной юбки, и отвез их в Запорожскую Сечь – вкусить настоящую казачью жизнь.

В Сечи все знали старика Бульбу как отважного, опытного, бесстрашного воина. Он принялся показывать сыновьям Сечь, рассказывать о том, как здесь все устроено, и по каким неписаным правилам протекает здесь жизнь. Вскоре казаки узнали, что поляки стали притеснять украинцев, и стали собираться в военный поход.

Тарас решил воспользоваться случаем, и отправить с казачьим войском и своих сыновей, чтобы те попробовали силы в своем первом сражении. Подойдя к польскому городу Дубно, казаки окружили его со всех сторон, и принялись морить голодом местных жителей. Неожиданно Андрий узнал, что здесь находится прекрасная польская панночка, покорившая его сердце в Киеве еще два года назад. Андрий тайком пробрался в осажденный город. Встретив панночку, он совсем потерял голову от любви, и согласился переметнуться во вражеский стан ради своей возлюбленной.

Вскоре между поляками и казаками произошла решающая битва за город Дубно. В ходе жестокого боя Тарас неожиданно увидел своего Андрия , воюющего на стороне противника. Он без раздумий убил сына, посмевшего предать родину. Поляки одержали победу в сражении, в котором Тарас был ранен, а Остап оказался в плену.

Залечив раны в Сечи, старик Бульба отправился в Варшаву на поиски сына. Он попытался его спасти, но это ему не удалось, и он стал свидетелем жестокой казни Остапа. Вернувшись в Сечь, Тарас узнал о заключенном перемирии с поляками. Он был категорически против такого решения, и, собрав войско, принялся нападать на польские города. Безжалостно убивая поляков, Тарас Бульба пытался отомстить за смерть Остапа. Спустя время полякам удалось поймать отважного старого казака, и приговорить к смерти на костре. Но, даже умирая, Тарас Бульба прославлял свой народ и православную веру.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Сыновья Тараса Бульбы Остап и Андрий вернулись из бурсы, и отец почти сразу повез их в Сечь, учить воинскому делу. Казаки отправляются в поход на Польшу, чтобы постоять за православную веру. Казаки осаждают Дубно, а Андрий проникает в город, где встречается с панночкой, которую он полюбил еще в бурсе. Андрий выходит в бой против казаков вместе с поляками, и Тарас сам убивает своего сына. Тарас тайно едет в Варшаву и видит, как казнят Остапа. Тарас мстит полякам и гибнет на берегу Днестра, помогая спастись своим товарищам.

План пересказа

  • Приезд сыновей с учебы.
  • Отъезд на Запорожскую Сечь.
  • Осада Дубно.
  • Андрей выступает против казаков.
  • Отец убивает Андрея.
  • Остап в плену.
  • Казнь Остапа.
  • Гибель Тараса.

Основная мысль

Отчизна только тогда будет сильной и непобедимой, когда каждый ее сын будет готов отдать за нее душу и сердце.

Чему учит

Повесть учит любви к Родине патриотизму готовности идти на любые жертвы ради блага своей Родины и своих товарищей. Учит тому, что предательство Родины есть величайший грех. Учит мужеству смелости, отваге.

Отзыв и что понравилось

Мне очень понравилась эта повесть хотя все ее герои личности неоднозначные. В них сочетаются и темные и светлые стороны, просто потому, что они написаны словно реальные люди, со всеми их достоинствами и недостатками. Лично мне в повести больше всего понравился Остап смелый и решительный и вместе с тем прямой и честный.

Вывод и мое мнение

В своем произведении Гоголь мастерски изобразил важные качества настоящих мужчин: мужество, отвагу, решительность, целеустремленность. Именно такими качествами обладали главные герои повести, для которых понятие чести и свободы не было пустым звуком. Может показаться, что поступок Тараса, убившего сына-предателя, излишне жесток. Однако именно в нем проявилась цельная, несгибаемая, бескомпромиссная личность старого казака, который все сердцем любил родную землю.

Пословицы

  • Береги Родину как зеницу ока.
  • Родина — мать, чужбина — мачеха.
  • Кто за Родину горой тот истинный герой.
  • Бесчестье хуже смерти.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.

Цитаты из текста

«…Но неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот…»
«…Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу. »
«…Есть еще порох в пороховницах. »
«…Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна. »

Словарь новых и непонятных слов

Курень — административная единица у запорожцев, равная деревне в 100 домов.
Свитка — одежда, напоминающая кафтан с длинными полами.
Кулиш — походная похлебка, состоявшая из проса и сала.
Рада — высший совет товарищества запорожцев, орган законодательной и исполнительной власти.
Ляхи — устаревшее название поляков.
Очкур — шнур, стягивавший шаровары в области талии.
Шляхетство — древнее название польских дворян.

Читайте также:
Господа Головлевы - краткое содержание романа, история создания

Система персонажей

Главными героями в повести является семья Тараса Бульбы: он сам и его сыновья, Остап и Андрий.

Их связывают родственные отношения, но постепенно Тарас знакомит сыновей с принципами казацкого товарищества. Родственные отношения отходят на задний план.

Важным является собирательный образ казачества, который складывается из описания разных характеров и типов личности запорожцев.

Идея товарищества и братства — главная в повести.

Важен образ матери. Она олицетворяет собой тяжёлую женскую долю. Вся радость этой женщины сосредоточена в материнстве.

Но и этого лишена старая мать: провожая сыновей в Запорожскую Сечь, она словно чувствует, что никогда их больше не увидит. Не трудно представить горе старой женщины, потерявшей всех троих — мужа и сыновей.

Характеристика главных героев повести «Тарас Бульба»

Действие повести «Тарас Бульба» происходит в Запорожье. Отважные казаки сражаются за свои права, отстаивают свою свободу. В центре событий Тарас Бульба и его сыновья, ушедшие на войну ради собственных убеждений. Судьба каждого сложилась по-разному, но конец был один.

Характеристика Тараса Бульбы

Тараса Бульбу Гоголь представляет старым атаманом со своими принципами и законами. Сыновей своих не баловал, воспитывал в строгости. «Какая вам нежба? Ваша нежба – чистое поле да добрый конь». Решил взять их с собой на войну.
Готов был голову сложить ради отчизны. Человек с высокими моральными качествами и принципами. Жил боевыми действиями, защищая город долго не показывался дома. Между тем старался следить за взрослением сыновей, занимался их воспитанием и образованием.

Тарас — суровый человек, не любит нежности в свой адрес, и сам на ласки скуп. Мог ударить свою жену, «она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки».

На войне выяснилось, что Андрий — младший сын Тараса — способен на предательство ради любви. Он сражался против своего народа, примкнув к врагам. Этого Тарас Бульба простить не мог, поэтому принял тяжелое решение — убить собственного сына. «Я тебя породил, я тебя и убью» — фраза отца, предшествующая гибели сына от его рук.

Одна надежда старика — Остап, старший из сыновей. Однако, Тарас потерял и его. Остап был схвачен недоброжелателями и казнен. Самого Тараса ждала та же судьба, но прежде чем его схватили поляки, он успел указать пути для отхода своему войску. Так им удалось спастись.

Остап Бульба

Остап Бульба — старший сын Тараса. Окончив Киевскую школу, вернулся домой с братом, где их ждало испытание гораздо серьезнее. Урок жизни от отца, отправившего сыновей воевать.

Вспыльчивый юноша, мог подраться с собственным отцом из-за издевательств с его стороны над внешним видом. Тарасу нравился такой непреклонный характер. Самоотверженно добивался успехов во всем: начиная с учебы, заканчивая боевыми действиями. Остап всегда мечтал стать, как его отец: быть активным участником военных сражений.

Сочетал в себе военную выдержку с добрым сердцем. Он всегда сочувствовал своей матери, горько переживал смерть брата. На его просьбу о похоронах отец ответил категоричным отказом. Был многообещающим полководцем, но жизнь его оборвалась трагично: был взят в плен поляками и казнен. Во время казни знал, что отец рядом, но даже в такой момент держался мужественно. Погиб, защищая свою отчизну до последнего вздоха.

Андрий Бульба

Андрий Бульба — младший сын Тараса. Изобретательный юноша, который не жаждал войны, в отличие от брата и отца. Однако безропотно подчинился, когда возникла острая необходимость.

Андрий имел большое сердце, не лишенное способности любить. Учась в Киевской гимназии, он сблизился с панночкой и долго не мог ее забыть. Какого же было его удивление, когда во время боев он встречает ее служанку. Долго не думая, юноша собирает провизию и относит своей возлюбленной в осажденный город. Ради любви к этой женщине, Андрий забыл о долге, о родных, забыл обо всем. Молодой человек перешел на сторону врага, встав бок о бок против своих же товарищей.

В битве с родным отцом Андрий понес поражение. Тарас был непреклонен: он лишил жизни сына собственными руками и еще долго стоял над его телом. Не смог Тарас простить предательство; для него был неприемлемым отказ от Родины, даже ради любви.

Для полной характеристики главных героев стоит обратить внимание на их взаимоотношения с второстепенными персонажами.

Жена Тараса Бульбы — любящая мать, покорная жена. Терпела побои от собственного мужа, не в силах покинуть его. Ради детей она готова была вытерпеть многое. Когда мужчины приняли решение отправиться на войну, женщина долго не могла отпустить сыновей, боясь их больше не увидеть.

Панночка — «яблоко раздора» между Андрием и Тарасом. Влюбившись в нее, юноша оставил Родину и стал сражаться на стороне возлюбленной. Девушка привыкла всегда получать желаемое. Ловко манипулирую чувствами пылкого юноши, она обманом заставила того встать на свою сторону.

Янкель — мелкий спекулянт, ради денег готов на любую авантюру. Янкель рассказал Тарасу о предательстве сына. Помнит добро, способен на хорошие поступки: помог Тарасу присутствовать на казни Остапа, потому что тот в свое время спас Янкеля.

Чехов «Палата номер 6»: ошибочность жизненной философии Рагина

Произведения Антона Павловича Чехова отличаются глубиной мысли, пониманием человеческой природы, философским осмыслением жизни. Не стал исключением и рассказ «Палата номер 6», в котором в полной мере раскрыта нравственная проблематика, подняты многие важные социальные темы. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы и предстоящему ЕГЭ.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1892 год.
История создания – Толчком к написанию повести послужила поездка Чехова на остров Сахалин, где он изучал быт ссыльных и каторжников. Однако основная мысль повести нашла своё отражение и в реалиях России времён правления Александра III.

Тема – Равнодушие и безучастность всего общества. Невежество, нежелание брать ответственность за свои поступки, одиночество.

Композиция – Композиция простая, имеет традиционное построение: экспозиция (описание больницы и её обитателей), завязка (знакомство с доктором Рагиным), развитие событий (знакомство доктора с Громовым), кульминация (помещение Рагина в палату для душевнобольных), развязка (смерть доктора Рагина).

Читайте также:
Загадки для детей 6 лет с ответами на логику, смекалку и воображение

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

Жанр, направление

«Палата №6» написана в жанре повести, которая, как правило, по объему больше рассказа, но не дотягивает до полноценного романа. Характерны для повести злободневный сюжет, разворачивающийся вокруг одного главного героя, основной смысл, который раскрывается только в финале произведения, а также описываемые события, происходящие в современные для автора времена. Все это мы можем увидеть и в «Палате №6».

Повесть написана в направлении реализма, которое было популярно в русской литературе рубежа двух веков. Произведение обладает многими чертами данного направления: объективное изображение жизни и быта, ярко выраженные социальные проблемы, типические характеры, обстоятельства, ситуации, конфликты и язык, приближенный к живой речи.

История создания

Повесть А. П. Чехова «Палата номер 6» стала откликом писателя на жёсткий режим правления императора Александра III, при котором происходило подавление мыслящих людей и интеллигенции.

Большое влияние на Антона Павловича оказало и его путешествие на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин», а также ряд повестей, среди которых была и «Палата номер 6».

Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло своё отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключёнными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна. Однако жёсткое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещённый человек был абсолютно беспомощен. Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых компанейских — Главные герои «Палата номер 6»

Проблемы

В повести Чехов поднимает множество разных проблем. Он пишет о человеческом невежестве, жестокости, о всепоглощающем безразличии людей друг к другу. В «Палате №6» врачи безразличны к пациентам, судьи к подсудимым, даже друг Рагина Михаил Аверьяныч безразличен к нему. Чехов раскрывает все зло людского равнодушия, это основная проблема в книге. Оно правит бал во всех таких местах, оно же, в конце концов, убивает главного героя. Никто не пришел ему на выручку, потому что он за всю жизнь ни разу никому не помог, выстраивая систему оправданий.

Представлена и социальная проблематика. Мы видим больничный флигель, который требует ремонта, в котором не хватает лекарств. Это проблема халатности и вороватости чиновников. Мы видим бедных людей, у которых нет выбора, и которым приходится обращаться в этот самый флигель к безразличным докторам. Это проблема социального неравенства: ради бедняков никто ничего не сделает.

Автор поднимает и философские проблемы самоопределения и сущности бытия: что есть жизнь? Что нужно человеку для счастья? Эти проблемы часто затрагивают Рагин и Громов в своих спорах. Один говорит, что люди должны быть равнодушны ко всему, что их окружает, и в этом безразличии скрыта подлинная гармония. Другой утверждает, что человек создан для радости, свободы и любви, и его смысл в том, чтобы расти самому и развивать этот мир. Кто прав – решает читатель, автор лишь сухо рассказывает основные события.

В своём произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности. Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии. Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.

Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры. Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоём кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане. Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.

Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчёмной.

Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности. Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь. Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.

Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.

Тематика произведения

Жизнь маленького больничного флигеля наводит Чехова на необычные размышления. В результате Антон Павлович написал «Палата № 6», затрагивая одновременно несколько тем:

  1. Одиночество. Врач был очень одинок, мужчине было ни с кем общаться. Стараясь спастись от этого, доктор погубил собственную карьеру. Он не мог найти человека, с которым можно было бы спорить и беседовать на научные темы. Жил персонаж небогато, поэтому с него нечего было взять. Аналогичным образом размышляли практически все горожане. Также автор демонстрирует последствия такого образа жизни: люди уходят в мечты, совсем не видя жизни.
  2. Ответственность. К сожалению, все персонажи показывают полную безответственность друг к другу. Врач, чтобы сидеть на месте, не предпринимая никаких действий, приводит целые теории. Доктор искренне сочувствует больным, но не делает попыток вылечить хотя бы одного из них. Его приятель много проигрывает, погружая в бедность своих товарищей, занимая деньги, а затем не отдавая их.
  3. Пошлость. Город живет исключительно потребительскими целями. В беседах обсуждаются обывательские тематики. Там совершенно ничего делать, даже некуда сходить. Люди запираются в своих «футлярах», пренебрегая окружающим миром. Ввиду того что единственным собеседником является Михаил Аверьянович, читатели могут представить, насколько глупее другие жители этого города. Следует отметить, что городская элита живет исключительно со сплетнями, не имея духовной надобности просвещения. Человеческое бытие строится на устаревших догмах и примитивных ценностях.
  4. Призвание. Если бы персонаж самостоятельно выбрал себе путь в жизни, его деятельность оказалась бы гораздо полезнее. Однако герой поступил неправильно. В итоге он не сделал ничего полезного для себя, семьи или окружающих. Этим автор показывает, что каждый должен самостоятельно определять род занятий.

Антон Павлович неспроста выбрал объектом рассказа больничный флигель маленького города. Это помогло автору поднять множество сложных тем и ярче отобразить основную идею повести.

Композиция

Проводя анализ повести «Палата номер 6», необходимо подчеркнуть, что композиция отличается традиционным построением. В ней присутствуют все основные элементы сюжета:

  • экспозиция – знакомство с обстановкой психиатрической лечебницы и обитателями палаты номер 6;
  • завязка – подробное описание доктора Рагина, его жизненных принципов, особенностей его мировоззрения;
  • развитие событий – моральная усталость Рагина, его пресыщение работой, знакомство с Громовым;
  • кульминация – неожиданное водворение Рагина в палату для умалишенных, его переосмысление действительности;
  • развязка – смерть доктора.
Читайте также:
Максим Максимыч - характеристика героя, описание образа

Короткий пересказ «Палата номер 6»

Краткое содержание «Палата номер 6» Чехов:

В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там «воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец». В палате обитают пять человек.

Первый — «худощавый мещанин с рыжими блестящими усами и с заплаканными глазами». Он, видимо, болен чахоткой и целый день грустит и вздыхает. Второй — Моисейка, весёлый дурачок, «помешавшийся лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская». Ему одному дозволяется покидать палату и ходить в город побираться, но все, что он приносит, отбирает сторож Никита (он обожает во всем порядок, и потому нещадно бьёт больных).

Мойсейка любит всем услуживать. В этом он подражает третьему обитателю, единственному «из благородных» — бывшему судебному приставу Ивану Дмитриевичу Громову. Он из семьи зажиточного чиновника, которого с определённого момента начали преследовать несчастья.

Сначала умер старший сын — Сергей. Потом он сам был отдан под суд за подлоги и растрату и вскоре умер в тюремной больнице. Младший сын Иван остался с матерью без средств. Он с трудом выучился и получил должность. Но вдруг оказался болен манией преследования и попал в палату № 6. Четвёртый обитатель — «оплывший жиром, почти круглый мужик с тупым, совершенно бессмысленным лицом».

Кажется, что он потерял способность мыслить и чувствовать; он не реагирует, даже когда Никита его зверски бьёт. Пятый и последний обитатель — «худощавый блондин с добрым, но несколько лукавым лицом». У него мания величия, но странного свойства. Время от времени он сообщает соседям, что получил «Станислава второй степени со звездой» или какой-то совсем редкий орден вроде шведской «Полярной звезды», но говорит об этом скромно, как бы сам удивляясь.

После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. В ранней молодости он мечтал быть священником, но отец, доктор медицины и хирург, вынудил его стать медиком. Наружность у него «тяжёлая, грубая, мужицкая», но манеры мягкие, вкрадчивые, а голос тонок.

Когда он вступил в должность, «богоугодное заведение» находилось в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнёсся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в своё право изменять жизнь к лучшему. Сначала он работал очень усердно, но скоро заскучал и понял, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. «Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?».

От этих рассуждений Рагин забросил дела и стал ходить в больницу не каждый день. У него выработался свой образ жизни. Немного поработав, больше для вида, он идёт домой и читает. Через каждые полчаса выпивает рюмку водки и закусывает солёным огурцом или мочёным яблоком. Потом обедает и пьёт пиво.

К вечеру обыкновенно приходит почтмейстер Михаил Аверьяныч, бывший богатый, но разорившийся помещик. Он уважает доктора, а прочих обывателей презирает. Доктор и почтмейстер ведут бессмысленные разговоры и жалуются на судьбу. Когда гость уходит, Рагин продолжает читать. Он читает все подряд, отдавая за книги половину жалованья, но больше всего любит философию и историю. Читая, он чувствует себя счастливым.

Однажды Рагин решил навестить палату № 6. Там он знакомится с Громовым, беседует с ним и скоро втягивается в эти беседы, часто навещает Громова и находит в разговорах с ним странное удовольствие. Они спорят.

Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить со страданиями, называет философию доктора ленью и «сонной одурью». Тем не менее их тянет друг к другу, и это не проходит незамеченным для остальных. Вскоре в больнице начинают судачить о посещениях доктора. Затем его приглашают на объяснение в городскую управу.

Это происходит ещё и потому, что у него есть конкурент, помощник Евгений Федорыч Хоботов, завистливый человек, мечтающий занять место Рагина. Формально разговор ведётся о благоустройстве больницы, но на самом деле чиновники пытаются выяснить, не сошёл ли доктор с ума. Рагин понимает это и сердится.

В тот же день почтмейстер предлагает ему вместе поехать развеяться в Москву, Петербург и Варшаву, и Рагин понимает, что это также связано со слухами о его душевной болезни. Наконец ему прямо предлагают «отдохнуть», т. е. подать в отставку.

Он принимает это равнодушно и едет с Михаилом Аверьянычем в Москву. По дороге почтмейстер надоедает ему своими разговорами, жадностью, обжорством; он проигрывает в карты деньги Рагина, и они возвращаются домой, не доехав до Варшавы.

Дома все опять начинают докучать Рагину его мнимым сумасшествием. Наконец он не выдерживает и гонит из своей квартиры вон Хоботова и почтмейстера. Ему становится стыдно, и он идёт извиняться к почтмейстеру.

Читайте также:
Загадки про весну - для дошкольников, школьников 2, 3, 4 класса

Тот уговаривает доктора лечь в больницу. В конце концов его помещают туда хитростью: Хоботов приглашает его в палату № 6 якобы на консилиум, затем выходит якобы за стетоскопом и не возвращается.

Доктор становится «больным». Сначала он пытается как-то выйти из палаты, Никита его не пускает, они с Громовым начинают бунт, и Никита бьёт Рагина в лицо. Доктор понимает, что из палаты ему никогда не выйти. Это ввергает его в состояние полной безнадёжности, и вскоре он умирает от апоплексического удара. На похоронах были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка, его бывшая прислуга.

Описание персонажей повести

Главные герои

  • Андрей Ефимыч Рагин – заведующий больницы;
  • Иван Дмитрич Громов – пациент палаты № 6;
  • Михаил Аверьяныч – близкий приятель Рагина.

Второстепенные персонажи

  • Евгений Фёдорович Хоботов – уездный врач, присланный в помощь больнице;
  • Никита – сторож флигеля;
  • Сергей Сергеич – фельдшер;
  • Мойсейка – сумасшедший еврей, обитатель палаты;
  • Дарьюшка – кухарка Рагина.

Анализ произведения Чехова «Палата номер 6»

Творчество Чехова характеризуется философским осмыслением бытия, глубиной мысли, четким пониманием природы человека. Важнейшие социальные темы и нравственная проблематика в полной мере раскрываются в повести «Палата номер 6». Анализ произведения поможет школьникам подготовиться к уроку русской литературы и сдаче Единого государственного экзамена в дальнейшем.

  1. История написания
  2. Тематика произведения
  3. Жанр и композиция
  4. Проблематика повести
  5. Действующие лица

История написания

Свое произведение «Палата номер 6» автор называл откликом на жесткий режим императора Александра III. В период правления последнего происходило давление на интеллигенцию и инакомыслящих.

Огромное влияние на Чехова оказала поездка на Сахалин. Антон Павлович приехал на остров в 1890 году. Там он занимался изучением жизни ссыльных и каторжан. Итогом путешествия стала книга с одноименным названием, а также ряд произведений, в числе которых оказалась и «Палата № 6».

Изучение тяжелой жизни людей на каторге отразилось в произведении. Герои последнего очень похожи на надзирателей и заключенных, однако в целом атмосфера тяжелая и беспросветная. Важно понимать, что жестокое обращение с больными тесно переплетается не только с судьбой арестантов, но и с состоянием российского общества, где просвещенный человек оказывался абсолютно беспомощным.

Суть названия повести объясняется именно этим: «Палата номер 6» — страшное место, в которое отправляли инакомыслящих за попытки жить по собственному мировоззрению.

Тематика произведения

Жизнь маленького больничного флигеля наводит Чехова на необычные размышления. В результате Антон Павлович написал «Палата № 6», затрагивая одновременно несколько тем:

  1. Одиночество. Врач был очень одинок, мужчине было ни с кем общаться. Стараясь спастись от этого, доктор погубил собственную карьеру. Он не мог найти человека, с которым можно было бы спорить и беседовать на научные темы. Жил персонаж небогато, поэтому с него нечего было взять. Аналогичным образом размышляли практически все горожане. Также автор демонстрирует последствия такого образа жизни: люди уходят в мечты, совсем не видя жизни.
  2. Ответственность. К сожалению, все персонажи показывают полную безответственность друг к другу. Врач, чтобы сидеть на месте, не предпринимая никаких действий, приводит целые теории. Доктор искренне сочувствует больным, но не делает попыток вылечить хотя бы одного из них. Его приятель много проигрывает, погружая в бедность своих товарищей, занимая деньги, а затем не отдавая их.
  3. Пошлость. Город живет исключительно потребительскими целями. В беседах обсуждаются обывательские тематики. Там совершенно ничего делать, даже некуда сходить. Люди запираются в своих «футлярах», пренебрегая окружающим миром. Ввиду того что единственным собеседником является Михаил Аверьянович, читатели могут представить, насколько глупее другие жители этого города. Следует отметить, что городская элита живет исключительно со сплетнями, не имея духовной надобности просвещения. Человеческое бытие строится на устаревших догмах и примитивных ценностях.
  4. Призвание. Если бы персонаж самостоятельно выбрал себе путь в жизни, его деятельность оказалась бы гораздо полезнее. Однако герой поступил неправильно. В итоге он не сделал ничего полезного для себя, семьи или окружающих. Этим автор показывает, что каждый должен самостоятельно определять род занятий.

Антон Павлович неспроста выбрал объектом рассказа больничный флигель маленького города. Это помогло автору поднять множество сложных тем и ярче отобразить основную идею повести.

Жанр и композиция

При анализе произведения становится понятно, что оно относится к жанру повесть, ведь обладает чертами, которые характерны для этого направления: малый объем и количество персонажей, логически развивающиеся сюжетные линии. Как и большая часть произведений Антона Павловича, «Палата номер 6» относится к реализму.

Композиционная структура отличается классическим построением.

Там присутствуют все важные сюжетные элементы:

  1. Экспозиция. Автор знакомит читателей с обстановкой лечебницы и жителями палаты 6.
  2. Завязка — довольно подробное описание Рагина, особенностей мировоззрения и принципов мужчины.
  3. Развитие событий — усталость и перенасыщение Андрея Рагина работой, знакомство с Иваном Громовым.
  4. Кульминация — неожиданное появление Рагина в палате для душевнобольных, его переосмысление бытия.
  5. Развязка — смерть врача.

Проблематика повести

В повести автор рассматривает множество различных проблем. Он говорит о невежестве, жестокости и безразличии человека к окружающему миру. В произведении врачи наплевательски относятся к больным, судьи к подсудимым и пр. Даже Михаилу Аверьяновичу нет дела до товарища Андрея.

Писатель раскрывает зло человеческого равнодушия — это главная проблема книги. Злоба правит везде и в итоге убивает главного персонажа. Никто не пришел к нему на помощь, ведь за всю жизнь мужчина сам никому не помог, выстраивая теорию оправданий.

Социальная проблема также имеется в повести. Читателям демонстрируется флигель лечебницы, в котором постоянно не хватает лекарственных препаратов. Кроме того, само здание требует срочного ремонта — все это результат халатности местных чиновников. У пациентов нет выбора, поэтому они вынуждены обращаться к безразличным медикам.

Философские темы самоопределения и сути человеческой жизни часто поднимаются в спорах Андрея и Ивана. Один утверждает, что люди должны равнодушно относиться ко всему, что происходит вокруг, якобы в этом и состоит истинная гармония.

Второй считает, что человек создан для свободы и радости, его назначение заключается в саморазвитии. Кто из героев прав, может решить только читатель.

Действующие лица

В повести Антона Павловича «Палата номер 6» было несколько главных героев. Краткая характеристика каждого поможет читателю ближе познакомиться с ними:

Читайте также:
Высказывания о Тургеневе - современники о русском писателе

  1. Иван Громов — антагонист обывательского бытия. Добрый, интеллигентный мужчина с высокими моральными принципами. Это образованный персонаж, интересный собеседник. Он прекрасно разбирается в сущности окружающих людей. Герой — выходец из дворянской семьи, раньше работал судебным приставом и секретарем. Оказался в лечебнице для душевнобольных в результате несчастий в семье.
  2. Андрей Рагин — доктор в лечебнице. Пошел в медицину не по велению сердца, а по настоянию родителей. Это наложило огромный отпечаток на отношение героя к работе. Со временем безразличие привело к тому, что мужчина стал редко появляться на рабочем месте. Общаясь с Иваном, он поражается его здравомыслию, начинает чаще заходить в палату, чем вызывает недоумение со стороны руководства. Вскоре сам становится пациентом лечебницы. В конце произведения скончался от апоплексического удара.
  3. Михаил — почтмейстер, в свое время был зажиточным помещиком, но вскоре разорился. Уважительно относится к Андрею, часто навещает его, вступает в бессмысленные философские дискуссии. Отправляется с Рагиным в Москву, по дороге занимается пьянством и карточными играми.
  4. Никита — бессердечное существо, назвать которое человеком попросту не поворачивается язык — сторож лечебницы. Ради порядка избивает людей, вкладывая зверскую силу в эту процедуру. Помимо избиений, обворовывает больных.
  5. Евгений Хоботов — врач лечебницы, который с особым цинизмом и равнодушием относится к больным. Ему нет дела до боли пациентов. Высокомерный, подлый и лживый герой мечтает стать главным врачом, чтобы воровать еще больше.
  6. Семен — цирюльник, несколько раз в месяц приходит в лечебницу стричь больных.
  7. Дарьюшка — прислуга Рагина. Вместе с Михаилом была на похоронах Андрея.

Повесть Чехова «Палата № 6» затрагивает ряд важных проблем в обществе. Автор повествует о жизни душевнобольных и здоровых героев в психиатрической больнице, поднимает вопросы насилия над людской волей и угнетения разума человека.

Это произведение наглядно демонстрирует пороки общества, которые актуальны по сей день.

Анализ «Палата номер 6» Чехов

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 142.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 142.

Произведения Антона Павловича Чехова отличаются глубиной мысли, пониманием человеческой природы, философским осмыслением жизни. Не стал исключением и рассказ «Палата номер 6», в котором в полной мере раскрыта нравственная проблематика, подняты многие важные социальные темы. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы и предстоящему ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1892 год.

История создания – Толчком к написанию повести послужила поездка Чехова на остров Сахалин, где он изучал быт ссыльных и каторжников. Однако основная мысль повести нашла своё отражение и в реалиях России времён правления Александра III.

Тема – Равнодушие и безучастность всего общества. Невежество, нежелание брать ответственность за свои поступки, одиночество.

Композиция – Композиция простая, имеет традиционное построение: экспозиция (описание больницы и её обитателей), завязка (знакомство с доктором Рагиным), развитие событий (знакомство доктора с Громовым), кульминация (помещение Рагина в палату для душевнобольных), развязка (смерть доктора Рагина).

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

Повесть А. П. Чехова «Палата номер 6» стала откликом писателя на жёсткий режим правления императора Александра III, при котором происходило подавление мыслящих людей и интеллигенции.

Большое влияние на Антона Павловича оказало и его путешествие на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин», а также ряд повестей, среди которых была и «Палата номер 6».

Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло своё отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключёнными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна. Однако жёсткое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещённый человек был абсолютно беспомощен. Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.

для самых компанейских –

В своём произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности. Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии. Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.

Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры. Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоём кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане. Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.

Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчёмной.

Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности. Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь. Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.

Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.

Композиция

Проводя анализ повести «Палата номер 6», необходимо подчеркнуть, что композиция отличается традиционным построением. В ней присутствуют все основные элементы сюжета:

  • экспозиция – знакомство с обстановкой психиатрической лечебницы и обитателями палаты номер 6;
  • завязка – подробное описание доктора Рагина, его жизненных принципов, особенностей его мировоззрения;
  • развитие событий – моральная усталость Рагина, его пресыщение работой, знакомство с Громовым;
  • кульминация – неожиданное водворение Рагина в палату для умалишенных, его переосмысление действительности;
  • развязка – смерть доктора.
Читайте также:
«Судьба барабанщика» краткое содержание повести А. Гайдара, главные герои, основная тема произведения

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Палаты номер 6».

«Палата номер 6» написана в жанре повести, поскольку обладает всеми чертами, характерными для этого литературного жанра: небольшим объёмом и количеством героев, логически развивающимся сюжетом.

Как и большинство произведений А. П. Чехова, повесть принадлежит направлению реализм.

Анализ произведения «Палата номер 6» (А.П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 31.03.2021

Многие творения А. П. Чехова, обладающего необычайным талантом раскрывать в маленьких своих работах множество актуальных общественных и философских проблем, удивляют своей проницательностью и реалистичностью. Такой является и повесть «Палата №6». В этом произведении мы видим историю, которая способна задеть струны души человека. Автор повести передал в ней свои размышления на разные социальные и нравственные темы. Многомудрый Литрекон предлагает подробный разбор «Палаты №6», который поможет Вам полностью вникнуть в суть и смысл произведения.

История создания

Повесть «Палата №6» стала результатом протеста А. П. Чехова против жалкого образа жизни душевнобольных людей в России. В 1887 году писатель ознакомился с «Отчетом по осмотру русских психиатрических заведений» врача А. П. Архангельского. Большой интерес вызвала у него последняя часть документа, где говорилось об условиях содержания душевнобольных, которых успокаивают при помощи избиений, а сами больницы по описаниям больше походят на тюрьмы. В 1890 году Чехов отправился на остров Сахалин. На этом «каторжном острове» писатель своими глазами увидел весь ужас быта каторжников и ссыльных, был свидетелем отвратительного отношения надзирателей к заключенным, прочувствовал всю ту тяжелую, спертую и мрачную атмосферу подобных мест. Впечатления от узнанного и увиденного отразились в «Палате №6».

Впервые упоминает о повести А. П. Чехов в переписке с журналистом и издателем А. С. Сувориным в марте 1892 года. В письме он немного рассказывает о начатом им произведении, говорит, что в нем преобладают рассуждения и нет любовной линии, а также отмечает, что направление у повести либеральное. Закончил Чехов написание «Палаты №6» уже в мае 1892 года. А впервые напечатано произведение было в ноябрьском номере журнала «Русская мысль» того же года.

Жанр, направление

«Палата №6» написана в жанре повести, которая, как правило, по объему больше рассказа, но не дотягивает до полноценного романа. Характерны для повести злободневный сюжет, разворачивающийся вокруг одного главного героя, основной смысл, который раскрывается только в финале произведения, а также описываемые события, происходящие в современные для автора времена. Все это мы можем увидеть и в «Палате №6».

Повесть написана в направлении реализма, которое было популярно в русской литературе рубежа двух веков. Произведение обладает многими чертами данного направления: объективное изображение жизни и быта, ярко выраженные социальные проблемы, типические характеры, обстоятельства, ситуации, конфликты и язык, приближенный к живой речи.

Суть: о чем повесть?

Главный герой произведения – доктор Андрей Ефимыч Рагин. Он – воспитанный, образованный, доброй души человек, но, к сожалению, слабохарактерный. Он сознает, что место, в котором он работает, находится в таком плачевном состоянии, что даже сложно назвать его больницей, но не видит ни малейшего смысла предпринимать хоть какие-то попытки исправить или улучшить ситуацию. Поначалу он пытался лечить пациентов, но со временем приходит к выводу, что толку от этого мало, ведь всех людей в итоге ждет один конец – смерть.

Рядом с больницей стоит запущенный флигель, в котором располагается палата под номером 6. В ней лежат душевнобольные, до которых мало кому есть дело. Как-то раз Рагин заглянул во флигель и завел разговор с одним из пациентов – Иваном Дмитриевичем Громовым – молодым образованным дворянином с манией преследования. Дискуссия с больным так сильно заинтересовала доктора, что он стал постоянно наведываться во флигель. Конечно же, этот факт не обошел стороной персонал больницы, люди стали распускать сплетни о странной дружбе Рагина с пациентом палаты №6.

Вдруг Андрея Ефимыча вызывает к себе городской глава. Герой после понимает, что это была своеобразная проверка его на адекватность. Через неделю после нее доктору мягко намекнули, что надо было бы покинуть пост по собственному желанию. Герой уезжает с другом — почтмейстером Михаилом Аверьяновичем в небольшое путешествие, по возвращении из которого узнает, что теперь его должность главного врача занята молодым фельдшером Хоботовым, и ему срочно необходимо съехать с больничной квартиры. Почтмейстер в путешествии знал у него крупную сумму, но так и не отдал, поэтому все накопления Рагина пошли прахом.

Теперь он постоянно сидит дома, за который отдает свои последние гроши и даже влезает в долги. Ежедневно его навещают Михаил Аверьяныч и Хоботов, которые вскоре надоедают ему, и он с криком выгоняет их. После этого инцидента Хоботов хитростью завлекает Рагина в палату №6 и оставляет его в ней для лечения. Сторож Никита тем же вечером сильно избивает некогда своего начальника. Пролежав в палате №6 лишь одни сутки, герой умирает от инсульта.

Главные герои и их характеристика

Главным героем произведения по праву является главный врач Рагин, но немалую роль в повести играет и его «закадычный друг» больной Громов.

психически больной пациент палаты №6, страдающий манией преследования. ему примерно 33 года, по происхождению дворянин. около 15 лет назад в его жизни началась череда горестей и неудач. сначала у него умер совсем еще молодой брат, а через неделю арестовали его отца, который погиб в тюремной больнице от тифа. после этого иван дмитриевич вместе с матерью остались без дома и имущества. он стал подрабатывать учителем за гроши, после смерти матери сначала какое-то время от горя слонялся без дела, живя на одной воде и хлебе, а потом получил должность судебного пристава. все эти свалившиеся несчастья и послужили причиной разыгравшегося расстройства. с самой молодости герой был весьма хилый и болезненный. он образован, учился в петербургском университете, но учебу закончить не удалось из-за семейных обстоятельств. он очень начитан, но из-за болезни потерял всякий интерес к книгам. громов очень воспитанный, умный, мыслящий и искренний. но одновременно он мнителый, пугливый и несдержанный, ему трудно завести какие-либо отношения с людьми, из-за чего друзей у него нет. презирает людей, живущих в городе, «их грубое невежество и сонная животная жизнь кажутся ему мерзкими и отвратительными».

Читайте также:
Бог солнца в Египте - Амон Ра, миф и описание древнеегипетского бога

молодой врач, присланный на подмогу андрею ефимычу. он абсолютно безразличен и циничен по отношению к больным. его работа в больнице не приносит совершенно никакой пользы. надменный, чванливый и двуличный, он пытается хитростью подсидеть рагина, что ему успешно удается сделать.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика «Палаты № 6» весьма своеобразны:

  1. Пожалуй, основной темой повести является тема духовной нищеты. Весь провинциальный город полностью погряз в обывательщине и мещанстве. Его жители не видят смысла буквально ни в чем, каждый день проживают точно так же, как и предыдущий, не развиваются ни интеллектуально, ни духовно. Распускание сплетен, перешептывание за спиной – единственное развлечение, известное им. Весь этот маленький, тусклый и скучный городишко с его невежественными и тривиальными обывателями представляет собой своеобразный кокон, в котором правят устаревшие ценности и порядки. Сам главный герой говорит: «…в нашем городе совершенно нет людей, которые бы умели и любили вести умную и интересную беседу». Насколько плохи дела в этом месте становится понятно, когда единственным интересным собеседником для доктора становится душевнобольной человек.
  2. Из этой темы плавно вытекает другая, а именно — тема одиночества. Одиноки были и Андрей Ефимыч, и Иван Дмитриевич. Им попросту не с кем было разделить свои мысли и чувства, все обитатели города были им чужды и скучны, поэтому они и сблизились друг с другом на какое-то время. Скорее всего, именно одиночество, замкнутость и необщительность привели этих героев в палату №6.
  3. Далеко не центральной, но довольно-таки весомой является тема жизненного призвания. Доктор Рагин пошел в медицину вовсе не из-за желания помогать людям, а по настоянию отца. Сам же герой мечтал стать священником, посвятить свою жизнь религии. Но став врачом из-за напора родителей, Андрей Ефимыч не принес никакой пользы ни себе, ни больным, которым «повезло» лечится у него. Жизнь героя от этого стала еще больше бесцельной, тщетной и печальной.
  4. Кроме этого, в «Палате №6» раскрыто множество важных проблем. В самом начале произведения перед нами сразу же встает социальная проблема безответственности и несправедливости. Мы видим запущенный флигель и больницу, врачей, фельдшеров и медсестер, которые наплевательски исполняют свою работу. Чиновники тратят деньги на «ненужные постройки и лишние должности», хотя могли на эти средства «содержать две образцовые больницы». Но им безразличны проблемы бедных людей, которые вынуждены лечиться в этом ужасной заведении, почему-то названном больницей.
  5. Пересекается с вышеописанной проблемой еще одна – проблема безразличия. Как уже было сказано, медицинскому персоналу наплевать на больных, сторожу Никите наплевать на пациентов палаты №6, Михаилу Аверьянычу наплевать на своего, казалось бы, друга Андрея Ефимыча, да и самому главному герою наплевать и на больницу, и на пациентов, и на свою жизнь в общем. В городе правит всеобщее равнодушие. Никого не заботит кто-то другой, никто не придет на помощь другому, и именно такое отношение людей и губит героя произведения.
  6. Довольно важная проблема раскрывается в спорах между Рагиным и Громовым о сути страданий. Доктор считает, что «мыслящий, вдумчивый человек… презирает страдание», оно ему чуждо. Иван Дмитриевич же придерживается мнения, что только по-настоящему живой человек способен страдать, а тот, кто не испытывает никаких чувств – пропащий человек. Говоря об этом, он показывает на одного из обитателей флигеля – заплывшего жиром, ни на что не реагирующего, даже на побои со стороны сторожа, мужика. Громов утверждает также, что доктор никогда в своей жизни не страдал, поэтому так и философствует. Андрей Ефимыч в полной мере начинает понимать Ивана Дмитриевича только тогда, когда сам оказывается пациентом палаты №6. В первый же вечер он был избит Никитой, именно тогда впервые доктор понял, что такое настоящее страдание, у него проскользнула мысль «…что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди, казавшиеся теперь при лунном свете черными тенями… Он не знал, не имел понятия о боли…».

Смысл

Основная идея А. П. Чехова — это показать читателям, чем чревато безразличие. Мы видим небольшой серый уездный город, который находится в далеко не лучшем состоянии именно из-за наплевательского отношения ко всему людей, живущих в нем. Этот город является прообразом России времен Чехова. Таким образом, писатель хотел всколыхнуть в умах и душах своих современников мысль об изменении себя, об изменении отношения к окружающим людям, к своей родине, к жизни. Для этого он продемонстрировал читателям главного героя, которого на протяжении всего произведения окружают одиночество, жестокость и равнодушие, постепенно приводящие к его смерти.

Главной мыслью, которую хотел донести автор своим произведением является то, что общественные, нравственные и духовные проблемы затрагивают абсолютно каждого из нас, и мы ни в коем случае не должны отнекиваться от них, закрывать на них глаза. Не борясь с ними, любой из нас может так же, как и Рагин, оказаться в «палате №6»

Критика

Произведение имело оглушительный успех среди современников А. П. Чехова. Они отмечали правдоподобность характеров и событий, прозрачность и точность сюжета и важность поставленных вопросов и затронутых тем. Н. М. Ежов в письмах писателю писал, что журналы с повестью быстро скупались со всех прилавков магазинов по всей Москве.

Критик А. М. Скабичевский восторгался повестью, уверяя, что «Палата №6» является одной из самых лучших работ писателя, и после ее прочтения он целый день был под сильным впечатлением. С ним были солидарны также редактор и издатель В. Г. Чертков, писатель-юморист А. С. Лазарев (Грузинский) и писательница С. И. Смирнова-Сазонова.

Художник И. Е. Репин был совершенно поражен и очарован произведением, в своих письмах автору он искренне благодарит его за эту повесть. Л. Н. Толстой в своей оценке был краток и красноречив: «Какая хорошая вещь Чехова «Палата №6″…».

Читайте также:
Сочинение Любовь сильнее смерти по роману М.А. Булгакова

Писатель и публицист Н. С. Лесков смело утверждал, что в своей повести Антон Павлович показал истинную, неприкрашенную Россию: «В «Палате №6» в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата №6. Это — Россия… Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем это так. Палата его — это Русь!».

Характеристика главных героев повести Чехова «Палата №6»

История написания

Эта повесть является результатом протеста Антона Павловича против плачевного образа жизни душевнобольных пациентов в стране. В 1887 г. Чехов познакомился с «Отчетом по осмотру психиатрических больниц» доктора Архангельского. Огромный интерес у писателя вызвала одна из частей документа, в которой было указано о содержании душевнобольных, когда их успокаивали с помощью избиения. При этом непосредственно больницы по описанию больше были похожи на тюрьмы.

В 1890 г. Антон Павлович посетил о. Сахалин. На «каторжном острове» он сам увидел ужасную картинку быта заключенных, являлся свидетелем жестокого отношения тюремщиков к каторжникам, почувствовал всю тяжелую атмосферу этих мест. Впечатление от увиденного Чехов отобразил в повести «Палата № 6».

Впервые писатель упоминает о произведении в переписке с Булгаковым в марте 1892 г. В своем послании он рассказывает о начатом рассказе, говорит, что в нем не будет любовного сюжета, а преобладают размышления, отмечает, что направление повествования больше либеральное.

Завершает автор работу в мае 1892 г. А впервые издает в ноябре в газете «Русская мысль».

Жанр и композиция

Жанр относится к повести, поскольку произведение по размеру больше рассказа, но меньше романа.

Также для этого повествования характерен злободневный сюжет, который разворачивается вокруг одного из главных героев «Палаты № 6», основная суть, раскрывающаяся лишь в конце произведения, а также изображенные события, происходящие во времена жизни Антона Павловича.

Произведение написано в литературном направлении реализм, оно в то время было очень популярно в России. Повесть имеет множество черт для этого стиля: реальное описание жизни и быта, ярко выраженные общественные проблемы, типичная обстановка, условия и обстоятельства, характеры главных героев, конфликты и язык, который приближен к живой речи.

Краткое содержание

Произведение повествует о маленьком больничном флигеле, где расположена палата № 6, которая предназначена для душевнобольных. Главным персонажем является Андрей Ефимыч Рагин, он работает врачом в этой больнице. По своей натуре это добродушный, воспитанный и образованный человек, но в то же время лишен «веры в свое право», поэтому, невзирая на то что он совершенно неудовлетворен антисанитарией, которая царит в больнице, жестоким отношением к больным и тем, как работники воруют лекарства и государственные деньги, он ничего не делает, смиряясь с этими событиями.

В один из дней он заходит палату № 6, в которой Громов — один из больных — обвинил врача в недобросовестности и воровстве, вследствие этого между ними завязывается дискуссия. Разговор с Громовым настолько заинтересовал Рагина, что он начинает регулярно заходить в палату.

Через время по больнице ходит слух, что врач постоянно навещает душевнобольных, это узнает доктор Хоботов, давно претендующий на место Андрея Ефимыча, завидует ему, считая, что он скрывает огромное накопленное состояние.

Спустя определенное время Рагина увольняют, а позже признают душевнобольным и отправляют в палату № 6, в которой тот скоро умирает. Его же бывшие работники довели бедолагу до сердечного приступа.

Глава 4: Соседи по палате

4 глава повествует о других соседях Ивана Дмитриевича. Это оплывший жиром мужик с бессмысленным лицом и вечным смрадом и когда-то служивший на почте мещанин, который помешан на орденах и наградах. Он постоянно хвастается, что получил очередное отличие, и прячет воображаемую святыню, чтобы никто не украл.

Дни проходят однообразно, и, кроме сторожа, больные никого не видят. Их скудно кормят, также бедно содержат. Но недавно по больнице прополз слух, что палату начал посещать доктор.

Описание героев

Персонажей в «Палате номер 6» немного, но все герои представляют собой интересный, завершенный и целостный образ. В основном Чехов проводит сравнение Рагина и Громова, но также есть и другая группа действующих лиц, которые позволяют полноценно раскрыть смысл повести:

  1. Андрей Ефимович Рагин. Врач больницы пошел в медицину по желанию отца. Но сам хотел поступать в духовную семинарию. Честный, тонкий, воспитанный, образованный и благоразумный человек. Характер у него очень мягкий и покорный, из-за нерешительности у него не получается быть хорошим главврачом больницы. Каждый его день скучный: утром принимает пациентов, затем идет домой, часто к нему приходит Михаил Аверьяныч, с ним они или молча курят, или проводят философские беседы.
  2. Иван Дмитрич Громов. Душевнобольной пациент в палате № 6, страдает манией преследования. Он дворянского происхождения, ему около 33 лет. Недавно у него в жизни началась полоса неудач. Вначале скончался младший брат, после отца сажают в тюрьму, где он умирает от тифа. Затем Громов с матерью остались без дома. Он начал подрабатывать учителем, когда мать умерла, от горя сидел без дела, после получает работу пристава. Все произошедшие несчастья и были причиной нарушения психики.
  3. Евгений Федорович Хоботов. Врач, который был прислан на помощь Рагину. Он совершенно безразличен к пациентам. Его нахождение в больнице абсолютно бесполезно. Лицемерный и высокомерный, он хочет подсидеть Андрея Ефимовича, и это у него получается.
  4. Михаил Аверьянович. Почтмейстер, единственный приятель Рагина. Обанкротившийся дворянин. У него сложный и вспыльчивый характер, поэтому посетители боятся заходить на почту.
  5. Никита. Работает сторожем в больнице. Престарелый отставной офицер имеет устрашающую и грозную внешность. Бездушный и глупый как лось человек, уверен, что для порядка больных нужно бить. Измывается над душевнобольными, которых охраняет, без стыда избивает и обкрадывает их, не неся за это ответственности, потому чувствует себя вольно.

Глава 15: Тоска Рагина

В 15 главе рассказывается о жизни Андрея Ефимыча после поездки. Он поселился в трехоконном домике мещанки Беловой. Денег стало меньше, и на новые книги с журналами их уже не хватало. Он два раза ходил посетить Ивана Дмитрича, но тот отказывался разговаривать. Доктор много кому должен, и ему обидно, что за службу ему не дали пенсии или хотя бы единовременного пособия. На путешествие он истратил почти все свои накопления.

Читайте также:
Бог солнца в Египте - Амон Ра, миф и описание древнеегипетского бога

Его навещал Хоботов и считал своим долгом лечить его, но его средства были смешны и нелепы. Заходил и Михаил Аверьяныч, но долг так и не отдавал, постоянно прося отсрочки. Стоицизм не утешал больше Рагина, ведь страдания от нужды были ему нестерпимы.

Основная тематика

Жизнь маленького больничного флигеля натолкнула Чехова на необычные размышления. В повести писатель поднимает следующую проблематику:

  1. Одиночество. Врач был очень одиноким, ему не с кем было пообщаться, и, пытаясь спастись от этого, он губит карьеру. Никто не разделял с ним беседы, да и дела до Рагина не было никому, поскольку он был беден. А если нет денег, то что с человека можно взять? Так думали практически все работники больницы. Даже будучи в окружении, можно быть одиноким, если в этом обществе отсутствует взаимопонимание.
  2. Пошлость. Все люди в городе живут потребительскими и меркантильными целями, у них нет тем для общения. Здесь нечего делать, некуда пойти, нет чем заниматься. Все наглухо заперты в собственных футлярах, презирая окружающий мир. Если единственный вероятный собеседник — Михаил Аверьянович, можно задуматься, насколько хуже другие жители. Да и городская «элита» живет только сплетнями и интригами, им не требуется духовное развитие и просвещение, потому их жизнь построена на устаревших догмах и примитивных потребностях.
  3. Ответственность. К сожалению, все персонажи показывают полную безответственность друг к другу. Врач пытается оправдать собственную бездеятельность, он приводит разные философские аргументы по этому поводу, только бы ничего не делать. Доктор по-настоящему сочувствует больным, но палец о палец не бьет, чтобы помочь хоть кому-то.
  4. Призвание. Если бы Рагин самостоятельно выбрал для себя путь, его дальнейшая деятельность стала бы намного полезней. Потакая отцу, он выбрал неправильный путь. Вследствие этого он не приносит никому пользы. Этим писатель хотел сказать, что люди сами обязаны выбирать для себя род занятий, в противном случае толку от их действий совершенно не будет.

Автор неспроста выбрал объектом в произведении больницу в маленьком городе. Это дает возможность поднять множество тем и ярче отобразить главную идею повести.

Отрывок, характеризующий Палата № 6

Теперь он часто вспоминал свой разговор с князем Андреем и вполне соглашался с ним, только несколько иначе понимая мысль князя Андрея. Князь Андрей думал и говорил, что счастье бывает только отрицательное, но он говорил это с оттенком горечи и иронии. Как будто, говоря это, он высказывал другую мысль – о том, что все вложенные в нас стремленья к счастью положительному вложены только для того, чтобы, не удовлетворяя, мучить нас. Но Пьер без всякой задней мысли признавал справедливость этого. Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий, то есть образа жизни, представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека. Здесь, теперь только, в первый раз Пьер вполне оценил наслажденье еды, когда хотелось есть, питья, когда хотелось пить, сна, когда хотелось спать, тепла, когда было холодно, разговора с человеком, когда хотелось говорить и послушать человеческий голос. Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь, когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием, а выбор занятия, то есть жизнь, теперь, когда выбор этот был так ограничен, казались ему таким легким делом, что он забывал то, что избыток удобств жизни уничтожает все счастие удовлетворения потребностей, а большая свобода выбора занятий, та свобода, которую ему в его жизни давали образование, богатство, положение в свете, что эта то свобода и делает выбор занятий неразрешимо трудным и уничтожает самую потребность и возможность занятия. Все мечтания Пьера теперь стремились к тому времени, когда он будет свободен. А между тем впоследствии и во всю свою жизнь Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях и, главное, о том полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время. Когда он в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала темные купола, кресты Ново Девичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьевых гор и извивающийся над рекою и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, все заиграло в радостном свете, – Пьер почувствовал новое, не испытанное им чувство радости и крепости жизни. И чувство это не только не покидало его во все время плена, но, напротив, возрастало в нем по мере того, как увеличивались трудности его положения. Чувство это готовности на все, нравственной подобранности еще более поддерживалось в Пьере тем высоким мнением, которое, вскоре по его вступлении в балаган, установилось о нем между его товарищами. Пьер с своим знанием языков, с тем уважением, которое ему оказывали французы, с своей простотой, отдававший все, что у него просили (он получал офицерские три рубля в неделю), с своей силой, которую он показал солдатам, вдавливая гвозди в стену балагана, с кротостью, которую он выказывал в обращении с товарищами, с своей непонятной для них способностью сидеть неподвижно и, ничего не делая, думать, представлялся солдатам несколько таинственным и высшим существом. Те самые свойства его, которые в том свете, в котором он жил прежде, были для него если не вредны, то стеснительны – его сила, пренебрежение к удобствам жизни, рассеянность, простота, – здесь, между этими людьми, давали ему положение почти героя. И Пьер чувствовал, что этот взгляд обязывал его. В ночь с 6 го на 7 е октября началось движение выступавших французов: ломались кухни, балаганы, укладывались повозки и двигались войска и обозы. В семь часов утра конвой французов, в походной форме, в киверах, с ружьями, ранцами и огромными мешками, стоял перед балаганами, и французский оживленный говор, пересыпаемый ругательствами, перекатывался по всей линии. В балагане все были готовы, одеты, подпоясаны, обуты и ждали только приказания выходить. Больной солдат Соколов, бледный, худой, с синими кругами вокруг глаз, один, не обутый и не одетый, сидел на своем месте и выкатившимися от худобы глазами вопросительно смотрел на не обращавших на него внимания товарищей и негромко и равномерно стонал. Видимо, не столько страдания – он был болен кровавым поносом, – сколько страх и горе оставаться одному заставляли его стонать. Пьер, обутый в башмаки, сшитые для него Каратаевым из цибика, который принес француз для подшивки себе подошв, подпоясанный веревкою, подошел к больному и присел перед ним на корточки. – Что ж, Соколов, они ведь не совсем уходят! У них тут гошпиталь. Может, тебе еще лучше нашего будет, – сказал Пьер. – О господи! О смерть моя! О господи! – громче застонал солдат. – Да я сейчас еще спрошу их, – сказал Пьер и, поднявшись, пошел к двери балагана. В то время как Пьер подходил к двери, снаружи подходил с двумя солдатами тот капрал, который вчера угощал Пьера трубкой. И капрал и солдаты были в походной форме, в ранцах и киверах с застегнутыми чешуями, изменявшими их знакомые лица. Капрал шел к двери с тем, чтобы, по приказанию начальства, затворить ее. Перед выпуском надо было пересчитать пленных. – Caporal, que fera t on du malade. [Капрал, что с больным делать. ] – начал Пьер; но в ту минуту, как он говорил это, он усумнился, тот ли это знакомый его капрал или другой, неизвестный человек: так непохож был на себя капрал в эту минуту. Кроме того, в ту минуту, как Пьер говорил это, с двух сторон вдруг послышался треск барабанов. Капрал нахмурился на слова Пьера и, проговорив бессмысленное ругательство, захлопнул дверь. В балагане стало полутемно; с двух сторон резко трещали барабаны, заглушая стоны больного. «Вот оно. Опять оно!» – сказал себе Пьер, и невольный холод пробежал по его спине. В измененном лице капрала, в звуке его голоса, в возбуждающем и заглушающем треске барабанов Пьер узнал ту таинственную, безучастную силу, которая заставляла людей против своей воли умерщвлять себе подобных, ту силу, действие которой он видел во время казни. Бояться, стараться избегать этой силы, обращаться с просьбами или увещаниями к людям, которые служили орудиями ее, было бесполезно. Это знал теперь Пьер. Надо было ждать и терпеть. Пьер не подошел больше к больному и не оглянулся на него. Он, молча, нахмурившись, стоял у двери балагана. Когда двери балагана отворились и пленные, как стадо баранов, давя друг друга, затеснились в выходе, Пьер пробился вперед их и подошел к тому самому капитану, который, по уверению капрала, готов был все сделать для Пьера. Капитан тоже был в походной форме, и из холодного лица его смотрело тоже «оно», которое Пьер узнал в словах капрала и в треске барабанов. – Filez, filez, [Проходите, проходите.] – приговаривал капитан, строго хмурясь и глядя на толпившихся мимо него пленных. Пьер знал, что его попытка будет напрасна, но подошел к нему. – Eh bien, qu’est ce qu’il y a? [Ну, что еще?] – холодно оглянувшись, как бы не узнав, сказал офицер. Пьер сказал про больного. – Il pourra marcher, que diable! – сказал капитан. – Filez, filez, [Он пойдет, черт возьми! Проходите, проходите] – продолжал он приговаривать, не глядя на Пьера. – Mais non, il est a l’agonie… [Да нет же, он умирает…] – начал было Пьер. – Voulez vous bien?! [Пойди ты к…] – злобно нахмурившись, крикнул капитан. Драм да да дам, дам, дам, трещали барабаны. И Пьер понял, что таинственная сила уже вполне овладела этими людьми и что теперь говорить еще что нибудь было бесполезно. Пленных офицеров отделили от солдат и велели им идти впереди. Офицеров, в числе которых был Пьер, было человек тридцать, солдатов человек триста. Пленные офицеры, выпущенные из других балаганов, были все чужие, были гораздо лучше одеты, чем Пьер, и смотрели на него, в его обуви, с недоверчивостью и отчужденностью. Недалеко от Пьера шел, видимо, пользующийся общим уважением своих товарищей пленных, толстый майор в казанском халате, подпоясанный полотенцем, с пухлым, желтым, сердитым лицом. Он одну руку с кисетом держал за пазухой, другою опирался на чубук. Майор, пыхтя и отдуваясь, ворчал и сердился на всех за то, что ему казалось, что его толкают и что все торопятся, когда торопиться некуда, все чему то удивляются, когда ни в чем ничего нет удивительного. Другой, маленький худой офицер, со всеми заговаривал, делая предположения о том, куда их ведут теперь и как далеко они успеют пройти нынешний день. Чиновник, в валеных сапогах и комиссариатской форме, забегал с разных сторон и высматривал сгоревшую Москву, громко сообщая свои наблюдения о том, что сгорело и какая была та или эта видневшаяся часть Москвы. Третий офицер, польского происхождения по акценту, спорил с комиссариатским чиновником, доказывая ему, что он ошибался в определении кварталов Москвы. – О чем спорите? – сердито говорил майор. – Николы ли, Власа ли, все одно; видите, все сгорело, ну и конец… Что толкаетесь то, разве дороги мало, – обратился он сердито к шедшему сзади и вовсе не толкавшему его. – Ай, ай, ай, что наделали! – слышались, однако, то с той, то с другой стороны голоса пленных, оглядывающих пожарища. – И Замоскворечье то, и Зубово, и в Кремле то, смотрите, половины нет… Да я вам говорил, что все Замоскворечье, вон так и есть.

Читайте также:
«Судьба барабанщика» краткое содержание повести А. Гайдара, главные герои, основная тема произведения

Раскрытие проблем

В произведении писатель поднимает большое количество различных проблем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: