Характеристика Грушницкого в романе Герой нашего времени

Грушницкий — образ и характеристика героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Грушницкий — один из главных героев повести Михаила Юрьевича Лермонтова «Княжна Мери», входящей в состав романа «Герой нашего времени». Печорин в этой повести изображён в среде людей своего круга, которые способствуют раскрытию его характера. Один из таких людей — Грушницкий.

Повесть написана в форме дневника Печорина, именно он и даёт читателям характеристику Грушницкого.

Грушницкий является как бы «кривым зеркалом» Печорина, его карикатурой, и оттеняет характер главного героя. Он обладает многими качествами Печорина, но если у того эти качества подлинные, то у Грушницкого — подделка и поза.

Однако есть у них одно качество, безусловно присущее обоим, — это эгоцентризм. У Печорина он уже неискореним, а у Грушницкого обусловлен молодостью. Со временем этот недостаток мог бы сгладиться или вовсе исчезнуть.

Характеристика образа Грушницкого помогает лучше понять главного героя романа — Печорина.

Личность

Автор не указывает полного имени героя, в повести он представлен только по фамилии. По происхождению Грушницкий дворянин. Его родители небогаты, владеют деревней в одной из российских губерний.

Грушницкий носит чин юнкера, служит всего год. Он одет в толстую серую солдатскую шинель, чтобы выглядеть настоящим героем и вызывать интерес у женщин. С Печориным он познакомился в действующем отряде, где был ранен в ногу и отправлен для лечения на воды. Через неделю туда же прибыл Печорин. Они встретились как сослуживцы и приятели.

Внешность

Грушницкому 20 лет, хотя выглядит он несколько старше. Молодой человек отличается хорошим сложением и смуглостью лица. У него чёрные волосы и усы, которые он часто крутит левой рукой.

За военные подвиги он награждён георгиевским крестом. Получив офицерское звание, стал носить армейский пехотный мундир.

Характер и способности

Грушницкий получил соответствующее его дворянскому статусу воспитание: соблюдает приличия (не напрашивается в дом княгини Лиговской), знает французский язык, но танцует недостаточно хорошо.

Когда молодой человек сбрасывает с себя маску разочарованности и романтической загадочности, то становится милым и забавным — так считает Печорин.

Грушницкий отличается слабохарактерностью, плохо разбирается в людях. Это не удивительно, ведь он ещё очень молод и не имеет жизненного опыта. У Печорина же другое объяснение: «…он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Это не совсем справедливое замечание: во-первых, «целая жизнь» Грушницкого — это всего 20 лет, из них на сознательную жизнь приходится намного меньше; во-вторых, сам Печорин целую жизнь занимается одним собой, но при этом хорошо разбирается в людях.

Самодовольство, уверенность в своих достоинствах характеризуют молодого человека не слишком умным. Он также самолюбив и тщеславен. Его эгоцентризм проявляется в том, что он не умеет слушать других и вникать в их проблемы, на первом месте у него собственное «Я». Его речь обычно вычурна, наполнена стандартными фразами, приготовленными на все случаи жизни. Он любит говорить громко, производя эффект на окружающих, рисоваться и играть роль. Обычно это роль страдальца или человека возвышенных страстей.

Грушницкий считает себя храбрым, но Печорин, видевший его на поле боя, имеет другое мнение: «… он махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость. »

К низким чертам характера Грушницкого относятся его мстительность, подлость, способность к клевете и обману. Он идёт на обман сознательно, хотя при этом внутренне сопротивляется, понимая, что это недопустимо. За клевету по отношению к княжне Мери Печорин вызывает Грушницкого на дуэль и убивает его.

Грушницкий и Печорин

У этих героев много общего: дворянское происхождение, образование, воспитание, служба на Кавказе. В чертах характера также много сходства: гордость, самолюбие, мстительность… Печорин честно говорит о себе: «…я стал злопамятен…». А Грушницкий доказывает это своими действиями.

Но и разности в их характерах достаточно: внешняя непроницаемость и умение скрывать свои чувства у Печорина — выразительность лица у Грушницкого; сдержанность, холодность и немногословность Печорина — эмоциональность, любовь к высокопарным речам Грушницкого; знание людей Печориным — неумение разбираться в людях Грушницким; скрытность Печорина — открытость Грушницкого; умение из любой ситуации извлекать пользу для себя у Печорина — неумение использовать своё положение у Грушницкого.

Читайте также:
Княжна Элен Курагина - характеристика героини Война и мир, описание

Многие отрицательные черты характера Грушницкого преходящи и обусловлены молодостью: склонность к позе, актёрству, подражание романтическим героям. Это всё прошло бы со временем. Но некоторые качества спровоцировал в нём Печорин. Например, когда между юнкером и княжной Мери начала проявляться симпатия, не следовало бы вмешиваться в их отношения, но в Печорине взыграла ревность, и он начал ухаживать за княжной, хотя не испытывал к ней никаких чувств, ему просто хотелось развлечься таким образом, подразнить Грушницкого. Получилось, что в очередной раз он ломает жизнь двух людей, а Грушницкого вообще лишает жизни. Печорин не мог найти себе серьезной деятельности и потому постоянно искал случая для удовлетворения своих мелких страстей. Проявленная им низость поступка вызвала дальнейшие низкие поступки Грушницкого.

Излишняя доверчивость молодого офицера тоже навредила ему: он поверил убеждению Печорина, что княжна влюблена в него. Драгунский капитан смог склонить его на подлую дуэль, использовав досаду молодого человека на то, что княжна предпочла его Печорину. В его душе шла борьба, убийцей и подлецом он быть не хотел и с трудом согласился на эту подлость, но жажда мести победила.

Трагический исход жизни Грушницкого был неизбежен в результате его встречи с Печориным, который разрушал всё, что было на его пути. «Я лгал; но мне хотелось его побесить», — говорит он об отношении к молодому человеку. Только и всего – побесить. Поиграть на чужих чувствах, унизить.

Вывод

Образ Грушницкого очень реалистичен. В нем показан тип романтика не по внутреннему состоянию, а по подражанию, следованию за модой. Этот вид романтизма был довольно распространён в то время, когда кумирами молодёжи были Дон Жуан и Чайльд-Гарольд Байрона, Вертер Гёте, Наполеон и т. д. Отсюда и его замкнутость на самом себе, его неумение вести диалог. Отвечая на чей-то вопрос или возражение, такие люди продолжают собственную речь, не вслушиваясь в слова собеседника. Но это, как уже было замечено, прошло бы с возрастом. Грушницкий всё-таки не обладал такими разрушительными чертами характера, какие были у Печорина. Когда он в своём дневнике описывает состояние княжны Мери после его признания в отсутствии любви к ней, обращают на себя внимание такие страшные его слова: «… она проведёт ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира… А еще слыву добрым малым и добиваюсь этого названия!»

Грушницкий — одна из жертв Печорина.

Характеристика образа Грушницкого может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Характеристика и образ Грушницкого в романе Лермонтова Герой нашего времени сочинение

Грушницкий – один из второстепенных персонажей в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Грушницкому двадцать лет, но выглядит на двадцать пять. Имеет смуглую кожу, привлекательное лицо, короткие черные кудрявые волосы и усы, которые он вечно теребил левой рукой.

Родом он из небогатой дворянской семьи. Родители его живут в деревне.

Грушницкий недавно стал военным: только год на службе. Сначала он был при звании юнкера, но позже становится офицером. Это очень тщеславный человек и романтик. Всю жизнь хотел быть романтическим героем в чьей-либо жизни. Грушницкий все время носил свою военную форму, чтобы нравится дамам и иметь вид страдальца.

Держался на вид всегда смело и уверенно, но это только на вид. В бой он всегда бежал впереди, размахивая шашкой, но глаза его все время были зажмурены. На службе получил ранение в ногу и был отправлен на лечение на воды. Там молодой человек встретил своего хорошего знакомого Печорина и познакомился с молодой княжной Мэри, в которую позже влюбился.

Княжна Мэри и Грушницкий проводили много времени вместе. Ее мать не считала это чем-то серьезным, так как не видела в нем хорошего кандидата в мужья своей дочери. Грушницкий всегда старался производить хорошее впечатление на дам, что у него и получалось.

Сам по себе он был очень глупый, но любая его эмоция: будь то страдание или отчаяние – выглядели забавно. К нему относились такие качества, как самовлюбленность и месть. Также этот молодой человек был способен на подлость из-за низкой самооценки и слабохарактерности.

Читайте также:
Характеристика Ноздрева - внешность, образ героя Мертвых душ

После того, как Печорин от скуки и зависти влюбил в себя княжну Мэри, Грушницкий стал мстить. Он стал распускать всякие грязные слухи о девушке, что сильно подпортило ее репутацию в обществе. Позже вызвал Печорина на дуэль. Но дуэль эта не должна была быть по плану Грушницкого честной, то есть Печорин в любом случае должен был умереть, а Грушницкий выжить. Но Григорий узнал об этом и на дуэли сказал, что все знает и предложил своему бывшему другу отменить дуэль, либо перезарядить пистолеты. Но тот отказался от отмены дуэли и был убит.

Лермонтов не любил Грушницкого. Он не пытался даже показать его с хорошей стороны. Вполне логично, что у Грушницкого жизнь закончилась именно так.

Вариант 2

Одним из основных персонажей произведения является молодой офицер Грушницкий, приятель и сослуживец главного героя Печорина.

Автор представляет Грушницкого в качестве небогатого дворянина в возрасте двадцати лет с хорошим телосложением, выразительными чертами лицами, смуглой кожей и темными волосами.

Грушницкий хорошо образован, владеет в совершенстве французским языком, воспитан, умеет соблюсти приличия, установленные в обществе, считает себя единственным и неотразимым. Молодой офицер умеет произвести впечатление на женщин, которые считают его милым и забавным юношей, отличающимся остроумием. Речь Грушницкого быстра и вычурна, богата пышными и громкими фразами о бессмысленных вещах. Он испытывает наслаждение от произведенного им эффекта, так как тщеславно мечтает стать героем красивого романа, который, по его мнению, у него обязательно произойдет. Это является проявлением его романтического фанатизма, изображая возвышенные страсти, и ощущения собственной исключительности.

Но при этом молодой человек не обладает умственными способностями, достаточно глуп и самовлюблен в силу возраста и отсутствия жизненного опыта, не отличается храбростью, поскольку участвует в боевых сражениях зажмурив глаза.

Из-за юных лет Грушницкий плохо разбирается в характерах окружающих его людей и, поскольку отличается самовлюбленностью, не чувствует опасности, которая исходит от главного героя. Кажущийся милейшим человеком, Грушницкий проявляет во время происходящих в романе событий свои многочисленные негативные качества, выражающиеся в чувстве мести, подлости и предательстве. Отвергнутый княжной Мери, юноша начинает распускать о ней нелицеприятные слухи, которые приводят к дуэли главного героя с Грушницким. Перед началом поединка трусливый Грушницкий портит оружие противника, и только волею случая Печорин обнаруживает неисправность.

Финалом дуэли становится смерть Грушницкого от пули Печорина, но ущемленный и униженный юноша не осмеливается принести извинения перед девушкой за клеветническую информацию о ней.

Раскрывая образ Грушницкого в произведении, автор акцентирует внимание, что характерные молодому офицеру черты угадываются и в образе главного героя романа, который также наслаждается от скуки, играя человеческими чувствами, что приводит к трагическим и драматическим последствиям.

Сочинение на тему Грушницкий в романе Герой нашего времени

Если Печорина Лермонтов писал как героя своего времени, то Грушницкий, вероятно, представлял собой антигероя. Эта роль включает в себя не только положение в самой книги, где Грушницкий выступает антагонистом и противоположностью протагонисту. Лермонтов делает образ юнкера в чем-то собирательным и через него передает суть того каким поверхностным и неразвитым может быть представитель военного класса.

На протяжении всего романа писатель иронизирует над Грушницким и не создает у читателя к нему никакой симпатии, даже наоборот, провоцирует некоторое презрение. Тем не менее, молодому юнкеру возможно сопереживать, когда понимаешь пустоту его души. Он хотел только производить впечатление и интересовался только собой, но ничего не понимал в людях.

Именно поэтому Грушницкого так легко используют и княжна и драгунский капитан. Конечно, эти люди тоже увлекаемы своими страстями и эмоциями, однако, этот факт не является для них препятствием к управлению эмоциями и побуждениями Грушницкого. Он в свою очередь практически полностью пуст внутренне и только подражает другим или руководим мнением других.

Возможно, только его чувство к Мери является искренним, но и оно не глубоко. Перед нами простой пример влюбленности, которая увлекает как очарование чего-то чарующего и приятного, но не проникает в глубину личности как выстраданное и преданное чувство.

Читайте также:
Дон Кихот краткое содержание романа Мигеля де Сервантеса

Также и дружба с Печориным не является искренней, точнее, искренняя только внешне, а в действительности представляет собой полнейшее лицемерие.

Мне кажется, в чем-то Лермонтов угадал фигуру антигероя на все времена и тут не следует делать скидку на молодость Грушницкого, и в его возрасте бывают вполне зрелые люди, которые на самом деле могут претендовать на звание героя. Грушницкий мог бы набраться опыта в дальнейшем, если бы не погиб, но в сути своей он бы остался неисправим, об этом с насмешкой и писал Лермонтов.

Характеристика Грушницкого

В главе «Героя нашего времени» под названием «Княжна Мери» читатель встречает молодого небогатого дворянина лет двадцати, чьё имя так и остается нераскрытым. Этот герой, приехавший из провинции, отслужил уже год и стал юнкером. Именно служба ещё до событий романа связывает его с Печориным. Когда-то они были друзьями, но воссоединение закончилось трагично.

Грушницкий хорош собой: у него тёмные кудри и усы, выразительное смуглое лицо, крепкое телосложение. Он воспитанный и образованный молодой человек, который плохо танцует, но безупречно владеет французским. Он слаб характером и глуп, но всё же приятен в общении. Из вышесказанного видна отчётливая противоречивость. Грушницкий описан весьма подробно и многие из данных ему М.Ю.Лермонтовым характеристик кажутся противоположными друг другу. Юнкер имеет награду за военные заслуги, несмотря на то, что автор описывает его слабохарактерным трусом; он способен на обман, жестокость, мстительность и тщеславие, хотя при этом проявляет вежливость, романтичность и кажется забавным.

Грушницкий начал показывать себя исключительно с худшей стороны, когда его отвергла княжна Мери. Они с ней общались уже достаточно долго, и он производил хорошее впечатление. В целом у юнкера сложные отношения с женщинами и нет опыта, но он давно мечтал стать для какой-нибудь девушки героем. Отказ оказался болезненным для него, ведь молодой человек по натуре слабо заинтересован в других людях; он без меры самоуверен и преисполнен гордыней. К тому же, он хотел отомстить Печорину за то, что он очаровал княжну, не имея серьёзных намерений, лишь от скуки. Грушницкий распускает о Мери грязные слухи, а после даже решается на подлость и тайком приводит в неисправное состояние оружие противника. Лишь по счастливой случайности Печорину удаётся узнать о предательстве бывшего друга, случившемся у него за спиной. Печорин в этот момент проявляет благородство: несмотря на обиду, он предлагает отменить дуэль, но юнкер идёт до конца, не испытывая мук совести по поводу произошедшего. Он хотел, чтобы история закончилась позором княжны Мери и бесчестной расправой над Григорием. Но Грушницкий погиб во время дуэли, которую сам организовал, и не извинился за причинённое зло даже в последние мгновения жизни.

М.Ю.Лермонтов провёл некую параллель между образом Печорина и Грушницкого. Оба молодых человека играют с чувствами других людей и оба умирают в расцвете лет. Их безразличие к чувствам окружающих могут привести лишь к трагическому финалу.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Грушницкого в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

В теплый летний день нет ничего лучше, чем отправиться на свое любимое озеро. На водной глади отражается окружающий лес, поют лягушки, около берега стаями плавают мальки.

Вероятно, мечты все-таки являются индивидуальным свойством каждого человека. Хотя могут быть похожими или даже вообще идентичными, к примеру, такие мечты как разбогатеть или стать популярным

В произведении А.П. Чехова «Палата № 6» Михаил Аверьяныч является второстепенным персонажем.

Я очень сильно люблю свою маму. Она у меня самая красивая. Каждое утро ее можно увидеть сильно растрепанной, только что проснувшейся, такой какой ее сделала природа.

Пейзаж Тишина написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1898 году. Картина относится к позднему периоду его творчества. В это время Исаак Левитан посвятил несколько своих произведений вечерним сумеркам

Образ и характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени» Лермонтова

Образ

Имя Грушницкого неизвестно. Выглядел лет на 20 с небольшим. Дворянин. Выходец из провинции. Родители парня простые люди, без чинов и золотых запасов в сундуках.

Черноволос. Легкие завитки волос вносили в его образ романтичную нотку. Кожа смуглая. Носит усы. Черты лица выразительны. Хорошо сложен.

Читайте также:
Анализ Премудрый пескарь Салтыкова-Щедрина - тема, идея

Ходил Грушницкий, слегка прихрамывая на одну ногу. Ранение на службе привело его в Пятигорск на лечение. Хромота не доставляла юноше неудобств. Он не стеснялся ее, наоборот, чувствовал себя героем, вернувшимся с войны. Ему нравилось, как реагируют на его появление женщины, проникаясь к нему искренним восхищением.

Образ персонажа

Появление юнкера в романе было необходимо для выстраивания любовного треугольника, состоящего из него, Мери и Печорина. Михаил Юрьевич дает понять, что княжна питала благосклонность к Грушницкому. Но через некоторое время все изменилось: когда появился Печорин, молодой человек оказался в тени, он превратился в неудачливого соперника.

Несомненно, такие перемены не могли осуществиться без участия главного героя: он рассказал Мери о никчемности юнкера как личности, о его внутренней опустошенности, таким образом открыв девушке глаза. В дальнейшем Грушницкий становится незваным посетителем в ее жилище, а также надоедливым собеседником. Она начинает считать его пустой и презренной личностью. Безусловно, такое положение вещей довольно сильно задевает юнкера, поскольку Печорин уязвил его самолюбие и понизил его значимость в глазах любимой девушки. Грушницкий и Мэри с тех пор не общались так доверительно, как ранее, она перестала его звать в гости.

Это явилось спусковым крючком, после чего персонаж раскрылся в полной красе. Он был своеобразной карикатурой на Печорина, что раздражало главного героя. Можно даже составить сопоставительный анализ для наглядности — он поможет многое понять лучше.

Именно посредством восприятия Григория разворачивается образ Грушницкого:

  • модник;
  • «мученик»;
  • недовольный жизнью мужчина;
  • отличается высокопарным слогом;
  • притворяется возвышенной личностью;
  • стремится производить эффект;
  • склонен снимать с себя ответственность.

Несмотря на его негативные характеристики, юнкер демонстрирует «антитезу» главного героя. Он желал стать основным действующим лицом произведения, но через свои действия он возводит в этот ранг именно Печорина. Следовательно, этот не слишком значимый, казалось бы, персонаж, занимает важное место в книге, показывая посредством своего портрета поведение большой части социума XIX столетия.

Характер

Воспитан. Образован.

Получил хорошее образование и достойное воспитание. В совершенстве владеет французским языком. Начитан.

Вечный романтик

, витающий в облаках и придумывающий различные любовные истории, где главным героем становился он.

Любит женщин.

Женщины его слабость, но в общении с прелестными созданиями юноша терялся. Он не умел проявлять знаки внимания, ухаживать, засыпать комплиментами. Поэтому был им неинтересен и казался скучен. В случае с Мери это проявляется особо ярко.

Способен вонзить нож в спину любого, кто встанет на пути в достижении поставленных целей. Пример этому поступку клевета на Печорина и дуэль, где он, зная, что противник безоружен, все равно соглашается принять в ней участие.

Самовлюбленный.

Слышит и слушает только себя. В разговоре перебивает, не дает высказаться другим до конца. Любит произносить длинные тирады. Совершенно не знает людей, их психологию. На любой случай у него припасен десяток пышных фраз, которыми при случае можно бравировать.

Любит производить впечатление на окружающих. Это его любимое занятие. Не искренен в словах и поступках. Пустомеля.

Сочинение на тему Грушницкий в романе Герой нашего времени

Если Печорина Лермонтов писал как героя своего времени, то Грушницкий, вероятно, представлял собой антигероя. Эта роль включает в себя не только положение в самой книги, где Грушницкий выступает антагонистом и противоположностью протагонисту. Лермонтов делает образ юнкера в чем-то собирательным и через него передает суть того каким поверхностным и неразвитым может быть представитель военного класса.

На протяжении всего романа писатель иронизирует над Грушницким и не создает у читателя к нему никакой симпатии, даже наоборот, провоцирует некоторое презрение. Тем не менее, молодому юнкеру возможно сопереживать, когда понимаешь пустоту его души. Он хотел только производить впечатление и интересовался только собой, но ничего не понимал в людях.

Именно поэтому Грушницкого так легко используют и княжна и драгунский капитан. Конечно, эти люди тоже увлекаемы своими страстями и эмоциями, однако, этот факт не является для них препятствием к управлению эмоциями и побуждениями Грушницкого. Он в свою очередь практически полностью пуст внутренне и только подражает другим или руководим мнением других.

Читайте также:
Футуризм - определение, история и причины возникновения

Возможно, только его чувство к Мери является искренним, но и оно не глубоко. Перед нами простой пример влюбленности, которая увлекает как очарование чего-то чарующего и приятного, но не проникает в глубину личности как выстраданное и преданное чувство.

Также и дружба с Печориным не является искренней, точнее, искренняя только внешне, а в действительности представляет собой полнейшее лицемерие.

Мне кажется, в чем-то Лермонтов угадал фигуру антигероя на все времена и тут не следует делать скидку на молодость Грушницкого, и в его возрасте бывают вполне зрелые люди, которые на самом деле могут претендовать на звание героя. Грушницкий мог бы набраться опыта в дальнейшем, если бы не погиб, но в сути своей он бы остался неисправим, об этом с насмешкой и писал Лермонтов.

Трагичный финал

Дуэли можно было избежать, изменив трагический ход событий. Достаточно было извиниться и попросить прощения за клевету и распускаемые грязные слухи у своего противника – но это было выше сил для Грушницкого. Он считал, что на земле им с Печориным тесно, и кто-то один должен уйти.

Судьба столкнула их лбами на узкой тропинке. Уступать дорогу не в их правилах. Оба слишком уперты и слишком ненавидели друг друга. Печорин убивает его, но делает это без капли сожаления. Ему бы торжествовать, видя поверженного врага, но чувства радости он не ощущал. Наверное, представив, как на месте убитого мог оказаться сам.

Чего добился Грушницкий за свою жизнь. Ничего. Стать героем романа, как хотел, ему не удалось. Грязный, никчемный человек. Ничего кроме жалости к себе не вызывающий. Слабое звено.

Грушницкий – отражение Печорина

В образе Грушницкого угадываются все те черты, которые присущи и Печорину, и именно в этом смысл этого персонажа. Печорин смотрит на себя как бы со стороны, и ему не нравится собственное отражение. Ведь он, как и Грушницкий, изначально не имеет злых намерений, играет с людьми, но от скуки, а не от желания сделать их несчастными. Тем не менее его эгоизм так же, как и самовлюблённость Грушницкого, приводит к трагическим последствиям. Не потому ли он не испытывает торжества, когда видит окровавленное тело сослуживца между скал? Как будто там лежит он сам.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Краткая характеристика

Впервые характеристику Грушницкого читатель может увидеть со слов самого главного героя, Печорина. Он описывает Грушницкого как позера, который специально использует пышные фразы в разговоре, чтобы придать самому себе важности. В дальнейшем эти качества персонажа читатель увидит и сам, а к ним добавится еще подлость и трусость, как которые Грушницкий в итоге поплатится.

Примечательно, что в Грушницком отражается характер самого Печорина. Григорий относится к бывшему приятелю снисходительно и высокомерно, но не замечает, что видит самого себя через немного искаженное, но все же «зеркало».

Цитатная характеристика

Грушницкий – один из самых противоречивых персонажей романа. В нем самовлюбленность и острая гордость сочетается с ранимой душой и стремлением быть любимым за тот образ, который ему, на самом деле, не соответствует. Лучше понять этого героя можно с помощью цитатной характеристики из романа:

Юнкер стремиться построить вокруг себя загадочный и привлекательный образ. Он очень сентиментален:

«…Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма…»

Для Грушницкого его образ и самолюбие представляют особенную ценность. Для него очень важно поддерживать собственную важность в глазах общества:

«…особенно самолюбие его оскорблено…»

Стремление выделиться очень заметно в речи Грушницкого, он пользуется сложными и вычурными словами:

«…Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий…»

Юнкер так стремился создать себе романтический образ страдающего героя, что не замечал, как комично он выглядит:

«…Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении…»

Таким образом, главное, что можно сказать о Грушницком – он позер. Он еще совсем юн, и поэтому не смог найти настоящего места в жизни, а только стремился нарисовать себе как можно более привлекательный образ, который тут же рассыпался от его же поступков.

Читайте также:
Трагедия совести в драме А.Н. Островского «Гроза» ℹ анализ произведения, характеристика образа Катерины, проблема героини

История создания

Роман «Герой нашего времени» признан новым явлением в литературе 19 века и провоцирует массу дискуссий среди литературоведов. С течением времени описанный в произведении сюжет не теряет актуальности, демонстрируя специфику поколения, к которому принадлежит Печорин.

Первая половина 19 века богата на события. В книге описывается реакция народа на восстание декабристов 1825 года и его подавление.

Автор описывает персонажа, который имеет передовые мысли. Ввиду того, что не соответствует времени, он везде не к месту, хотя обладает талантами. Лермонтов обрисовывает в книге сложное положение, в котором оказались люди с живым и подвижным сознанием. Они угнетены сомнениями и неверием, а мораль, традиционная для поколения их отцов, отвергнута и попрана. Нравственные нормы и ценности требовали пересмотра, поэтому Печорин представлял страдальцев своего поколения. Люди его возраста не могут применить накопленные личностные ресурсы.

Лермонтов изображал действительность, используя новые средства художественной выразительности. Привычное противостояние героя и его антипода в романе представлено благодаря Печорину и Грушницкому. Характеристики этих героев позволяют в полной мере оценить социальные особенности молодого поколения того времени. Раскрытие одного характера посредством других и стало главным инструментом Лермонтова в произведении.

Экранизации

Роман «Герой нашего времени» неоднократно экранизировали. В 1927 году режиссер Владимир Барский снял фильмы по трем отдельным главам: «Княжна Мери», «Бэла», «Максим Максимыч». Это было черно-белое кино, отображающее события, описанные в произведении. Георгий Давиташвили сыграл роль Грушницкого.

В 1955 году Исидор Анненский снял художественный фильм «Княжна Мери». Роль Грушницкого исполнил Леонид Губанов.


Андрей Миронов в образе Грушницкого

К произведению вернулся Анатолий Эфрос в 1975 году. Режиссер поставил фильм-спектакль «Страницы журнала Печорина» по мотивам романа. В роли Грушницкого – Андрей Миронов.

Александр Котт в 2006 году пригласил к работе над многосерийным проектом Юрия Колокольникова, а Роман Хрущ в 2011 году в ленте «Печорин» снял Илью Щербинина.

Социальный статус

По началу юнкер

я пари держу, что она не знает, что ты юнкер

Впоследствии становится офицером.

Пришел Грушницкий и бросился мне на шею: он произведен в офицеры

За полчаса до бала явился ко мне Грушницкий полном сиянии армейского пехотного мундира

Родом Грушницкий из не очень богатого рода в глубинке. Имеет неплохое образование и воспитание

накануне отъезда из отцовской деревни

громко отвечал мне по-французски

знаешь, как то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится

Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, – сказал Грушницкий с негодованием

Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно»

Анна Ахматова в своём творчестве часто использует сочетание личных отношений и гражданских мотивов. Не является исключением ее произведение «Мне голос был. Он звал утешно». Анализ стихотворения поможет понять смысл и тему, вложенные автором. Разбор произведения по плану облегчит подготовку к сочинению в 11 классе.

  1. История создания
  2. Тема и проблематика
  3. Композиция, жанр и средства выразительности

История создания

Произведение Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно» является потоком мыслей поэтессы о насущном. Автор описывает то, что творилось у неё на душе в момент написания и то, что происходило с обществом в то время. В 1917, когда поэтесса написала своё стихотворение, в России был разгар революции. Однако в литературе это произведение считается интерпретацией того, что было в стране в начале XX века. Анна Ахматова застала изматывающий голод и красный террор. Она с горестью понимала, что может не пережить вместе со своим сыном это время.

В тот период поэтессе практически не на что было жить, так как её всё реже и реже публиковали в журналах. И это случилось тогда, когда у женщины на руках был маленький пятилетний сын. Муж Ахматовой, поэт Гумилев, на тот момент жил во Франции. Он пытался договориться, чтобы поэтесса смогла эмигрировать к нему. Однако к этому времени они уже были в состоянии разлада, их семейная жизнь как таковая прекратилась, поэтому Ахматова отказалась от такого предложения.

Однако, вероятнее всего, именно Гумилёв послужил прообразом таинственного голоса в стихотворении.

Тема и проблематика

Основная тема произведения заключается в описании кровавой войны и любви к своей Родине. На первом плане стихотворения оказывается сама поэтесса, которая описывает Россию, голос и столицу.

Читайте также:
Тени сизые смесились анализ стиха Тютчева - сюжет, настроение

В первых строфах Анна Ахматова описывает образ своей Родины. Она повествует читателю о том, как простой народ с трепетом ждал немецких солдат, которые принесут за собой бесчисленную гибель и разрушения. Поэтесса подмечает ещё и тот факт, что переворот оказал своё влияние не только на общество, но и на церковь: «покинул дух византийства». Неожиданно для читателей начинается описание столицы России. Ахматова сравнивает её с распутной девицей. Вероятнее всего, такое мнение сложилось после революционных событий тех лет.

В третьей строфе читателю представляется образ голоса. Сама лирическая героиня точно не говорит или не знает, кому он принадлежит. Она вспоминает те моменты, когда голос хотел, чтобы поэтесса уехала из России. Он даже был согласен на то, чтобы убрать всю боль, которая осталась в памяти у женщины. Однако героиня настолько верна своей родине, что не стала даже слушать вариант об эмиграции. Она закрыла уши, чтобы не осквернять свой патриотизм и дух. Поэтесса без раздумья сделала свой окончательный выбор.

Стих построен на той мысли, что настоящий патриот никогда не откажется от своей родной страны, несмотря на всё происходящее в ней. Любовь к родине не зависит от обстоятельств, продиктованных властью.

Проблематика произведения:

  • Проблема чести и бесчестия.
  • Проблема нравственного выбора.
  • Проблема патриотизма.
  • Роль войны в истории государства.

Главной мыслью произведения является то, что нельзя поддаваться искушению и предавать свою родную страну в тяжёлые для неё времена. Хотя бо́льшая часть интеллигенции не принимала участия в самих боевых действиях и не приходить на помощь белой армии. В основном люди становились жертвами обстоятельств. Однако те, кто не эмигрировал из страны проявляли прямое сопротивление новой власти.

Таким образом люди показывали, что никакая ситуация не способна заставить их предать свою родину. Никто не мог сподвигнуть настоящего патриота позорно бежать из страны. Бо́льшая часть эмигрантов до конца жизни считали, что предали Россию, и хотели вернуться на родину. Анна Ахматова предчувствовала такой исход, поэтому наотрез отказалась от предложения навсегда оставить свою страну.

Однако за спокойствием поэтессы скрывается страх за собственную жизнь и за жизнь своего маленького сына.

Композиция, жанр и средства выразительности

Само произведение является монологом. Стихотворение разделено на смысловые части: повествование о событиях в стране, описание образа голоса и реакция героини на предложение. Жанром произведения стала гражданская лирика. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб.

Для более красочного и чувственного описания всех событий Анна Ахматова в своих произведениях употребляет следующие средства выразительности:

  • Метафоры: «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал»; «приневская столица, забыв величие своё… не знала, кто берёт её».
  • Эпитеты: «приневская столица», «скорбный дух».
  • Сравнение: «как опьяневшая блудница».

Краткий анализ стихотворения Анны Ахматовой поможет понять истинный смысл, который заложила поэтесса в произведение.

Полезные материалы по теме:

Анализ стихотворения «Мне голос был» Ахматовой

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 42.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 42.

Множество стихотворений А. Ахматовой поражает тесным сплетением личных и гражданских мотивов. Образцом этого пласта её лирики является произведение «Мне голос был», написанное сразу после Октябрьской революции 1917 года в России. Изучают его в 11 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом «Мне голос был» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1917 г., в период революции. Позже было включено в сборник «Белая гвардия».

Тема стихотворения – кровавые исторические события и верность Родине.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирической героини, который по смыслу можно разделить на три части: рассказ об исторических событиях, строки, посвящённые таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», raquo;, «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет её», «из сердца выну чёрный стыд».

Эпитеты«дух суровый византий&;, «приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух».

Сравнения – столица, «как опьяневшая блудница».

История создания

Стихотворение «Мне голос был» – крик души поэта, который вырвался под давлением событий в личной жизни и в жизни русского народа. Произведение появилось в 1917 г., когда в России свершилась революция. В русской литературе оно известно как оригинальная интерпретация событий начала ХХ века. Анна Андреевна была очевидицей голода и красного террора. Она прекрасно понимала, что вместе с сыном тоже может стать жертвой мятежных событий.

Читайте также:
Литературные загадки для малышей и школьников с ответами

В то время А. Ахматова жила очень бедно, ведь её почти не публиковали, а на руках остался пятилетний ребёнок. Николай Гумилёв, муж поэтессы, тогда жил во Франции. Он пытался похлопотать о переезде супруги к нему, но она отказалась. Видимо, Гумилёв и стал прообразом таинственного голоса.

В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы – кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения лирическая героиня. Из её уст звучит характеристика других образов стихотворения: России, столицы и голоса.

Первые строфы – метафорические описания Родины лирической героини. Она рассказывает, как народ ждал немецких «гостей», чувствуя, что те принесут с собой гибель. Героиня замечает, что переворот повлиял даже на церковь, и её покинул «дух византийства» . Очень резко героиня отзывается о столице России, сравнивая её с распутной девицей. Эта ассоциация, видимо, тоже навеяна революционными событиями.

В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Лирическая героиня не говорит, кому он принадлежит, а, может, просто не знает этого. Она вспоминает, как голос пытался уговорить её оставить Россию. Он даже обещал отмыть руки женщины и стереть её боль. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня, не раздумывая, сделала свой выбор: она закрыла уши, чтобы не осквернять свой дух такими словами.

В анализируемом стихотворении Ахматова реализовала идею, что искренняя любовь к Отчизне неподвластна обстоятельствам, продиктованным историей или обществом.

Композиция

Композиция произведения простая. Оно создано в форме монолога лирической героини, который по смыслу делится на части: рассказ об исторических событиях, строки, посвящённые таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.
Написаны строки произведения четырёхстопным ямбом, использована перекрёстная рифмовка АВАВ.

Жанр произведения – лирическое стихотворение: здесь даны самые сокровенные мысли и чувства лирической героини.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Ахматова использовала средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд ».

«Мне голос был» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, тема, композиция

Множество стихотворений А. Ахматовой поражают тесным сплетением личных и гражданских мотивов. Образцом этого пласта ее лирики является «Мне голос был». Изучают его в 11 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом «Мне голос был» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1917 г., в период революции. Позже было включено в сборник «Белая гвардия».

Тема стихотворения – кровавые исторические события и верность Родине.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирической героини, который по смыслу можно разделить на три части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд».

Эпитеты«приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух».

Сравнения – столица, «как опьяневшая блудница».

История создания

Стихотворение «Мне голос был» – крик души поэтессы, который вырвался под давлением событий в личной жизни поэтессы и в жизни русского народа. Произведение появилось в 1917 г., когда в России бушевала революция. В русской литературе оно известно как оригинальная интерпретация событий начала ХХ века. Анна Андреевна была очевидицей голода и красного террора. Женщина прекрасно понимала, что она с сыном тоже может стать жертвой мятежных событий.

Читайте также:
Бедные люди, Достоевский: читать онлайн бесплатно

В то время А. Ахматова жила очень бедно, ведь ее почти не публиковали, а на руках остался пятилетний ребенок. Николай Гумилев, муж поэтессы, тогда жил во Франции. Он пытался похлопотать о переезде супруги к нему, но женщина отказалась. Видимо, Гумилев и стал прообразом таинственного голоса.

В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы – кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения лирическая героиня. Из ее уст звучит характеристика других образов стихотворения: России, столицы и голоса.

Первые строфы – метафорические описания Родины лирической героини. Женщина рассказывает, как народ ждал немецких «гостей», чувствуя, что те принесут с собой гибель. Героиня замечает, что переворот повлиял даже на церковь, и ее покинул «дух византийства». Очень резко женщина отзывается о столице России, сравнивая ее с распутной девицей. Эта ассоциация, видимо, тоже навеяна революционными событиями.

В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Лирическая героиня не признается, кому он принадлежит, а, может, просто не знает этого. Она вспоминает, как голос пытался уговорить ее оставить Россию. Он даже обещал отмыть руки женщины и стереть ее боль. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня, не раздумывая, сделала свой выбор: она закрыла уши, чтобы не осквернять свой дух.

В анализируемом стихотворении поэтесса реализовала идею о том, что искренняя любовь к Отчизне неподвластна обстоятельствам, продиктованным историей или обществом.

Композиция

Композиция произведения простая. Оно создано в форме монолога лирической героини, который по смыслу делится на части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные таинственному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.

Жанр произведения – гражданская лирика. Написаны строки произведения четырехстопным ямбом. Поэтесса использовала перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Ахматова использовала средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «приневская столица, забыв величие свое… не знала, кто берет ее», «из сердца выну черный стыд».

Эпитетов меньше, но они помогают придать мыслям завершенности и нужных эмоциональных оттенков: «приневская столица», «край глухой и грешный», «скорбный дух». Сравнение в тексте всего одно – столица, «как опьяневшая блудница».

Стихотворение и анализ «Мне голос был…»

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернялся скорбный дух.

Краткое содержание

С. Дали. Размышления. 1925

Прежде чем писать о содержании стихотворения, следует сделать важное историческое пояснение. Произведение повествует о переживаниях Ахматовой после революционных событий 1917 г. В этот непростой для страны период многие поэты и писатели осознанно покидали пределы Родины, чтобы за рубежом переждать невзгоды в виде голода, холода и повсеместной разрухи. Многие представители творческой интеллигенции предпочли навсегда остаться за рубежом.

В данном стихотворении Ахматова максимально точно описывает чувство смущения, охватившее человеческую душу в подобной исторической ситуации. Лирическая героиня (поэтесса) слышит голос, способный навсегда избавить её от множества насущных проблем, указывающий верный путь к лёгкой и беззаботной жизни за пределами Родины. Осознавая всю привлекательность предложения, героиня абсолютно не прельщается этим голосом: она распознаёт в нём подобие змея-искусителя, чарам которого не поддаётся. Будучи человеком, искренне любящим свою Родину, лирическая героиня заботится о чистоте своей души, поэтому стремится сохранить свою совесть и внутренний мир в неприкосновенности.

История создания

Данное произведение можно расценивать, как крик души Ахматовой, вырвавшийся под давлением бурных и кровавых событий в жизни русского народа и в личной жизни поэтессы. Стихотворение появилось на свет в 1917 г., в самый разгар революционного мятежа. Важно заметить, что Анна Андреевна оказалась реальной свидетельницей красного террора и страшного голода – событий, охвативших страну. При этом, поэтесса осознавала, что она, вместе с единственным сыном Львом, в любой момент может стать не просто очевидицей, а реальной жертвой мятежных событий. В то страшное время Анна Андреевна жила в огромной нужде: её произведения давно не публиковались, а на руках был пятилетний сынишка.

Читайте также:
Андрей Болконский и Пьер Безухов - что объединяет персонажей

Супруг Ахматовой, Николай Гумилёв, в это ужасное время проживал в спокойной и сытой Франции. Он всячески пытался выхлопотать разрешение на переезд жены с сыном в Париж, но безрезультатно. Литературоведы полагают, что именно Гумилёв явился прообразом таинственного голоса, звучащего в голове лирической героини.

Жанр, направление, размер

Перед нами произведение, написанное в жанре гражданской лирики. Стихотворный текст выдержан в рамках литературного направления «акмеизм», постулатам которого в то время следовала Ахматова. Для акмеистов была важна лексическая предметность, чёткость мысли и конкретика чувств. Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная, мужская и женская.

Композиция

Композиционное «здание» произведения возведено в форме патриотической исповеди лирической героини. Можно вычленить следующие семантические части:

  1. Первая часть – повествование об исторических событиях в стране.
  2. Вторая часть – повествование о таинственном голосе.
  3. Третья часть – описание реакции романтической героини на услышанное.
Образы и символы

Ахматова, в своём произведении создаёт несколько ярких смысловых образов:

  • образ лирической героини – центральный. Героиня полностью идентична поэтессе. Ей довелось жить в сложную пору «бури и натиска», когда повсеместно царят революционные голод и разруха. Героиня слышит голос, призывающий бросить неприглядную Отчизну и уехать туда, где сытно, безопасно и красиво. Но на это заманчивое предложение она отвечает категоричным отказом. Перед нами предстаёт образ талантливой женщины, эмоциональной, смелой но, при этом, крайне разумной и ответственной. Лирическая героиня способна проанализировать реальное положение вещей и сделать осознанный выбор;
  • образ любви к Отчизне – центральный. Лирическая героиня уверена, что истинная любовь к Родине не подвластна никаким сторонним обстоятельствам, продиктованным социумом, либо историческими событиями отрицательного толка. Для героини понятие Родины – это неизменное чувство, дарованное от рождения;
  • образ голоса – центральный. Поэтесса не признаётся, кому именно принадлежит голос, звучащий в её голове. Она вспоминает о том, как этот голос уговаривал её оставить Родину навсегда, обещая смыть с рук «боль поражений и обид». Но генетическая связь с Отчизной и преданная любовь к ней оказались гораздо выше всех, обещанных голосом, благ новой жизни на чужбине. Поэтому, сделав свой выбор, женщина решительно закрывает руками уши, чтобы голос «недостойной речью» не мог осквернить её «русский дух». В произведении голос символизирует искушение и обман.
Темы и настроение

В своём лаконичном стихотворении Анна Андреевна поднимает две важных темы – преданность Отчизне и кровавые исторические события. Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями любви к Родине, отваги и надежды на светлое будущее. В эпицентре поэтического повествования находится романтическая героиня. Именно из её уст звучит исчерпывающая характеристика двух других образов стихотворения – России и голоса. Героиня предана своей стране и не желает слышать то, что пытается внушить ей голос.

Основная идея

Основная мысль, которую стремится донести до своих читателей Ахматова, заключается в следующем утверждении: в человеке самое ценное, что есть – это душа. Именно душа значимее всего остального мира. Поэтому человек, принимающий данный факт, не будет обращать никакого внимания на отсутствие бытового комфорта. Все поступки и решения такого человека являются прямым следствием его внутреннего, душевного мировосприятия. Поэтому, невзирая на нищету и голод, один человек «равнодушно и спокойно» закрывает уши, не желая осквернять свой слух. А другой человек бросает свою страну и следует за голосом на чужбину.

Средства выразительности

С целью полноценного раскрытия темы и донесения до читателей основной идеи произведения, Ахматова использует следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «край глухой и грешный», «скорбный дух»;
  • метафоры – «когда в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал», «дух суровый византий», «из сердца выну черный стыд»;
  • сравнение (в тексте всего одно) – столица, «как опьяневшая блудница».
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: