Характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита

Образ и характеристика Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова (1928–1940) – книга в книге. В рассказ о визите сатаны в Москву начала ХХ века вписана новелла по мотивам Нового Завета, которую якобы сочинил один из булгаковских персонажей – мастер.

В конце два произведения соединяются: мастер встречает своего главного героя – прокуратора Иудеи Понтия Пилата – и милосердно решает его судьбу.

Воланд – загадочный черный маг, оборачивающийся в конце концов самим сатаной.

Внешнее описание

О годах Воланда писатель не пишет точно, лишь указав читателю, что это мужчина за сорок. На самом деле сложно сказать, сколько лет дьяволу, ведь он бессмертен, и его возраст может быть бесконечно большим. Внешность ключевого персонажа также неопределённа. Каждый раз он появлялся перед людьми в разном образе, и все, кто его видел, давали своё описание Воланда, не похожее на прежние. Известным фактом является хромота мессира, полученная в качестве наказания от ведьмы, но причины, по которой провинился, он не называет.

В романе Воланд охарактеризован внешне следующим образом:

  1. Это идеально выбритый мужчина выше среднего роста с тёмными волосами, такими же несимметричными бровями и кривым ртом.
  2. Отдельно стоит сказать о глазах, поскольку они разного цвета. Левый — чёрный, а правый — зелёный с золотым отблеском, способный заглянуть в самую душу собеседника.
  3. Зубы украшены платиновыми коронками с одной стороны и золотыми — с другой.
  4. Лицо покрыто загаром, как после отдыха на юге.
  5. Кожа сухая, а лоб исчерчен глубокими морщинами.
  6. Голос мессира — низкий с хрипотцой.

Что касается одежды, то она всегда была по случаю. На торжественных мероприятиях Воланд появлялся в классическом дорогом костюме, перчатках и заграничных туфлях. В домашней же обстановке, напротив, выглядел неряшливо и неаккуратно — в засаленном халате, старой пижаме и стоптанных домашних туфлях. Когда сатана принимал своё истинное обличье — он был во всём чёрном: сутане, накидке, перчатках и туфлях.

Воланд в романе Мастер и Маргарита

Особенностью романа Булгакова является практически полное отсутствие в нем Господа. Высшее положительное начало в нем проявляется только через образ Спасителя-Иешуа, но он выглядит сначала земным и вполне простым человеком, хотя и с неординарными взглядами, и только в завершении предстает в свете.

Тем не менее, роман Булгакова, безусловно, является романом об инфернальных сущностях и о дьяволе.

На самом деле такое не удивительно, ведь именно дьявол, согласно учениям, является властителем этого мира. Господь в этом смысле предстает трансцендентным, как далекая и высшая награда, которая достижима только путем практически полного исключения себя из мира при жизни.

Тут нужно напомнить, в романе главные герои не обретают Царства Небесного, хотя и поступают положительно, являются в какой-то степени примерами достойных людей, но и они оказываются поглощенными сатаной.

Собственно Воланд отсылает читателя к Фаусту, где дьявол называет себя Воландом перед людьми. Каноническим образом Воланд у Булгакова не является злом в привычном и повседневном смысле этого слова, да он способен на различные проделки, но по большей части, все они являются следствием поведения самих людей.

Также следует вспомнить о роли дьявола и его свиты в религии, они созданы по попустительству Господа, дабы наказывать грешников, Воланд сначала беседует с людьми, и только увидев какие-то греховные склонности, воздает по заслугам.

Внешность Воланда представляется довольно скупо. Согласно некоторым исследователям, автор копировал некоторых известных ему людей и привносил различные детали в облик, но такое рассмотрение требует глубокого и детального исследования.

Если говорить кратко, то Булгаков изображает сатану простым человеком с немного нестандартной внешностью, такой как глаза разного цвета и небольшая асимметрия лица.

Повадки Воланда аристократические, он склонен к простым и ясным поступкам, при этом обладает сдержанностью в общении с другими людьми и собственной свитой и даже не проявляет существенной иронии, хотя и мог бы.

На самом деле, хотя Воланд презрительно говорит о милосердии, он сам поступает довольно милостиво по отношению к другим людям. Тем не менее, такое поведение, конечно, обуславливается просто его функцией, которая позволяет действовать только в рамках ответа на грехи, но не со собственной воле.

Характеристика Воланда

В романе «Мастер и Маргарита» главный герой изображён как интереснейший архетип. Подобного ему не было как в российском, так и зарубежном литературном искусстве.

Противоречивые качества

Из-за обладания неоднозначными чертами его персона воспринимается двояко. Наличие противоположных качеств делает главного героя носителем как сатанинского, так и божественного начал. Это можно объяснить нечёткостью границ между злом и добром, поэтому невозможно уверенно разделить поступки Воланда и его свиты на «белые» и «чёрные».

В начале произведения Михаил Булгаков скрывает от читателя истинный образ мессира. Это сделано умышленно, чтобы создать дополнительную интригу. И только потом открыто проявляется сущность загадочного Воланда, раскрывается его дьявольский облик.

В различных ситуациях писатель показывает ключевого персонажа в непривычных ипостасях:

  • волшебника;
  • могучего мага;
  • предсказателя и провидца.

Источник образа

Прототипом Воланда является Мефистофель из легендарного произведения И. В. Гёте. Кроме того, внешние данные героя Булгаков создавал по «Истории сношения человека с дьяволом» (автор М. Н. Орлов) и статье о демонологии, изложенной в «Энциклопедическом словаре» (Брокгауз и Ефрон). Вдохновлённый этими литературными источниками, Михаил Афанасьевич наделил своего персонажа:

  • хромотой;
  • косоглазием;
  • кривым ртом;
  • несимметричными тёмными бровями;
  • тростью с головой пуделя в качестве набалдашника;
  • беретом, лихо заломленным за ухо и др.
Читайте также:
Литература - предмет, задачи, изучение, понятие, определения

Но булгаковский Воланд только внешне похож на привычные образы сатаны, описанные в литературе. В остальном он совершенно другой. Автор своеобразно интерпретирует провокацию дьявола. Традиционно сатана стремится всколыхнуть все тёмные стороны души человека и сделать их доминирующими. Воланд же осуществляет провокации с целью исследовать истинную сущность людей. Так, на сеансе чёрной магии в варьете в собравшихся зрителях проявляются как плохие стороны (алчность), так и хорошие (милосердие).

Сочинение про Воланда из романа Булгакова

В произведении Воланд является проводником и неким звеном между миром реальным и мистичным. Как правило, он берет на себя роль наблюдателя, избегает агрессивного вмешательства в явления и процессы.

Это вполне логично. Ведь для того, чтобы менять события и творить «чудеса» существуют его подчиненные – Азазелло, кот Бегемот и др. Сам же Воланд предпочитает молча оценивать их деятельность и ее последствия, находясь в сторонке. Но адепты и сами отлично справляются.

Персонаж чем-то схож с Сатаной. Образ прописан весьма иносказательно. Во-первых, Воланд способствовал помешательству некоторых москвичей, разум которых оказывался слишком хрупким для того, чтобы осознать присутствие сверхъестественных событий. Однако назвать его отрицательным героем язык не поворачивается.

Мало того, в Воланде есть даже некая тяга к справедливости. Ведь он наказывает только лишь тех, кто имеет моральные недостатки. Преследует людей нечестивых, подлых и мерзких, некоторых из которых даже можно охарактеризовать, как низких, жалких, ничтожных.

Соответственно, герой предстает перед читателем неким «Робин Гудом из мира магии», «молчаливым мстителем», «гласом темной справедливости», «адским ангелом отмщения».

Способности «темного владыки» безграничны. Он заранее знает обо всем, что может случиться, помнит то, что происходило тысячи лет назад, видит намного больше, чем «простые смертные». Именно поэтому человеческие поступки его смешат.

Однако пара Мастера и Маргариты сумела «умилить» его. Проникнувшись искренней любовью, самозабвенностью и страданиями героев, Воланд дарует им свободу.

Это характеризует его не только как мрачного, мистичного героя, наделенного высшей степенью власти и тягой к справедливости, но и как милосердного. Впрочем, любой правитель обязан иногда быть снисходительным по отношению к своим подданным.

К чертам Воланда также можно причислить таинственность, загадочность, флегматичность, прозорливость, умение видеть людей насквозь и.т.д.

Воланд отличается от Дьявола тем, что не искушает людей, а испытывает их путем сложных жизненных обстоятельств. Как правило, все проверки нестандартные и яркие. Что же касается реакции людей, она тоже отличается.

«Финальной точкой», которую темный владыка ставит при столкновении с любым представителем человеческого рода, является предоставляемый им выбор: герой предлагает личности, наконец, определиться, на чью сторону встать?

Варианта два – Свет или Тьма.

Окружение мессира

Давать оценку обществу, наводить порядок, наказывать провинившихся и вершить возмездие помогает свита Воланда. В неё входят:

  • ломака-регент Коровьев.
  • кот Бегемот.
  • Фагот.
  • демон Азазелло.
  • ведьма Гелла.

Писатель виртуозно экспериментирует в создании помощников властелина тени. Обычно в литературе тёмные персонажи воплощают страх, зло и испуг. А свита Воланда ассоциируется скорее с шутками, иронией и каламбурами. Таким художественным приёмом Булгаков хотел подчеркнуть, насколько абсурдными бывают ситуации, которые москвичи сами и создают, а также выделить серьёзного и мудрого мессира в окружении шутов.

Воланд даёт помощникам задания, выполняя которые они обнажают все пороки общества, наказывают виновных обывателей и сжигают следы согрешений, как бы проводя очищение. Эта участь постигла завсегдатаев ресторана «Грибоедов» и членов МАССОЛИТа. Таким образом, у людей появился второй шанс для воздвижения нового святилища культуры и побуждения москвичей к творчеству.

Описание проделок окружения Воланда играет важную роль в контексте отражения исторической реальности 30-х годов. Свита не манипулирует сознанием человека, чтобы заставить его согрешить. Она сбрасывает с его глаз пелену, маскирующую действительность, обнажая нравственные вопросы, окутанные паутиной лжи и низости общества того времени.

Свита Воланда выполняет функцию «перекрёстка» двух дорог: добра и зла, а человеку нужно лишь выбрать, по какой из них пойти. Воланд в этой ситуации является справедливым мудрецом и вершителем судеб.

Цель приезда в столицу

Погружаясь в события романа, читатели пытаются понять, зачем Воланд приехал в Москву. Литераторам целью визита он называет работу над старинными рукописями чернокнижника, администрацию варьете информирует, что намерен дать сеансы чёрной магии, версией для Маргариты является проведение музыкального весеннего бала. Ответов у профессора Воланда много, как и его имён и обличий. Правдивый ответ на вопрос, для чего мессиру понадобилось приезжать в Москву, получил только заведующий буфетом варьете Соков. Ему профессор сказал, что хочет понаблюдать за жителями города, для чего и организовал представление.

Воланду нужно было понять, произошли ли в человечестве существенные изменения за столетия. Он сделал вывод, что в целом люди похожи на прежних с той же легкомысленностью и жаждой денег, только квартирный вопрос их испортил.

Популярные сочинения

  • Сочинение Правда ли, что весна лучшее время года (6 класс)
    Каждое время года по-своему прекрасно и имеет свои прелести. Весной природа просыпается. Дни становятся теплее. Вокруг все постепенно одевается в зеленый цвет. Расцветают первые цветы.
  • Сочинение Три смерти в повести Тарас Бульба
    Произведение «Тарас Бульба» написал всеми известный писателем, Николаем Васильевичем Гоголем. Это произведение затрагивает казачество, а главным героем этого произведения является сам Тарас Бульба
  • Любовь к Родине — сочинение-рассуждение
    Родину, как и родителей, не выбирают. Она просто есть и ее нужно ценить и уважать. Если человек не будет любить свой родной дом, то как он сможет любить тех, кто с ним рядом?
Читайте также:
Толстой Война и мир - краткое содержание романа, анализ и описание

Справедливый дьявол

В «Мастере и Маргарите» одной из основных является тема добра и зла. И Воланд прибыл в столицу, чтобы показать людям различия между этими понятиями. Здесь он встретил многих будущих обитателей тёмного загробного мира:

  • мнимых служителей искусства, для которых важны лишь квартиры, дачи и материальная нажива;
  • работников общепита, ворующих и реализующих просроченные продукты;
  • продажную администрацию;
  • родственников, которые радуются смерти близких, когда речь идёт о наследстве;
  • низких людей, продолжающих есть, услышав о смерти коллеги.

Все носители жадности, коварства, лицемерия, взяточничества и предательства понесли жестокое, но справедливое наказание. А персонажи, сохранившие сердце и душу чистыми, были прощены и даже вознаграждены. Так, Мастеру и Маргарите было позволено покинуть земной мир и избавиться от проблем, страданий и несправедливости, а Понтий Пилат в конце романа ожидает Иешуа, чтобы поговорить и убедиться, что казни не было.

Мессир отнюдь не является богоборцем и врагом человеческого рода. Несмотря на ортодоксальное толкование, согласно которому дьявол не принимает истины, Воланд к ней причастен. Он определённо разделяет понятия добра и зла, хотя традиционно для дьявола они являются относительными.

Кроме того, у ключевого персонажа есть сила для кары людей за совершённые злодеяния, сам при этом он никого не оговаривает, но наказывает инсинуаторов и доносчиков.

Тема «тёмного» и «светлого» в романе звучит везде, вплоть до мелочей. К примеру, шапочка, сшитая Маргаритой для любимого, была чёрного цвета. Он символизирует тишину и спокойствие. Появилась она у Мастера, когда того постигла череда неприятностей, поэтому для него чёрный — стал цветом покоя. А буква «М» из жёлтого шёлка ассоциируется со славой и божественной властью.

Характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

Уважаемые читатели нашего интернет-журнала Литеровед, предлагаем вам сочинение на тему «Характеристика Воланда в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)», в котором раскроем все характерные черты одного из самых загадочных и запоминающихся героев гениального произведения М.А. Булгакова.

Есть книги, которые на долгие годы становятся спутниками человека. Они словно не подвластны старению и увяданию, а остаются всегда молодыми и актуальными. Каждое новое поколение, перечитывая эти книги, всякий раз открывает для себя что-то новое и важное, что помогает глубже понимать не только прошлое и настоящее, но и тот мир, в котором им посчастливилось родиться и жить, то есть понимать жизнь со всеми ее тайнами и секретами. Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, бесспорно, можно отнести к числу именно таких произведений. Оно дорого для читателей глубиной мысли, своим немеркнущим художественным очарованием, захватывающим сюжетом и правдивостью изображенных картин.

В романе много героев, но одним из самых ярких и загадочных персонажей произведения является Воланд. Произведение изначально задумывалось как роман о дьяволе, о чем свидетельствуют первые названия произведения: «Копыто инженера», «Черный маг», «Сын Гибели», «Гастроль Воланда», «Жонглер с копытом». И только после нескольких редакций автором были включены в повествование образы Мастера и Маргариты, и произведение получило название, которое привычно для современного читателя, — «Мастер и Маргарита».

Воланд – это и есть тот самый дьявол, нечистая сила, повелитель зла. В романе о нем говорят как о князе тьмы и духе зла.

Впервые в романе повелитель тьмы появляется на Патриарших прудах в образе иностранца чуть старше сорока лет. Вид у незнакомца был ухоженный: лицо с немного кривым ртом, глубокими морщинами на облысевшем лбу и острым подбородком гладко выбрито, одет модно и со вкусом. На нем был дорогой костюм серого цвета, ноги обуты в заграничные туфли, подобранные в цвет костюма, серый берет на голове был лихо заломлен за ухо. Под мышкой незнакомец нес трость с черным набалдашником, похожим на голову пуделя. Он был высокого роста, будто возвышался над всеми прохожими. Автор отмечает, что на зубах у него были коронки, с одной стороны платиновые, с другой – золотые.

В другой раз читатель видит героя в домашней обстановке. На нем грязная, длинная, заплатанная на плече ночная рубашка, на ногах стоптанные ночные остроносые туфли. Халат его был засаленный и старый. Вместо трости герой использовал шпагу, на которую опирался. Однако настоящий наряд сатаны состоит из длинного черного плаща, подбитого огненной материей, черных туфель, длинной острой шпаги с золотой рукоятью и черных перчаток. В любой одежде сатана выглядит внушительно и завораживающе.

Описывая портрет Воланда, писатель делает особый акцент на глаза героя, несколько раз отмечая, что один глаз черный, а другой зеленый. Такая особенность органов зрения наталкивает читателя на мысль о двойственности внутреннего мира героя, в нем сочетаются человеческие и сверхчеловеческие качества. Действительно, он, как и простые смертные, подвержен болезням и слабостям. Перед балом он жалуется на боль в колене, которая, по его мнению, досталась ему от «очаровательной ведьмы», с которой он познакомился на Чертовой горе еще в шестнадцатом веке. Булгаковский герой умеет быть серьезным, задумчивым, но может и остроумно шутить, паясничать, иронизировать. Однако Воланд умеет и знает то, что не умеет и не знает ни один человек: герой может перемещаться во времени, он знает и прошлое, и будущее всех людей на планете, поэтому может предсказывать им, например, смерть, как председателю МАССОЛИТа Михаилу Александровичу Берлиозу. Воланд умеет читать чужие мысли и видит человека, как говорят, насквозь. Он сразу признается, что определил в Никаноре Ивановиче Босом, председателе домоуправления, плута и мошенника. И оказывается прав. Но самое главное – Воланд бессмертен, он живет вечно.

Читайте также:
"Леди Макбет" краткое содержание пьесы Уильяма Шекспира, история создания, анализ произведения, характеристика и описание главных героев, сюжет, основной смысл

Герой обладает удивительной способностью перемещаться во времени и пространстве. Когда-то он был на балконе у Понтия Пилата, пятого прокуратора Иудеи; беседовал с Кантом, великим мыслителем. Он приехал в Москву, чтобы узнать, насколько изменились люди с течением времени, что их волнует и заботит, как расставлены у них приоритеты в жизни. Для достижения этих целей он устраивает москвичам своеобразный экзамен в виде сеанса черной магии в театре-варьете, результат которого нисколько не удивил Воланда: за тысячи лет люди нисколько не изменились. У них в приоритете так же, как и раньше, материальные ценности, а нравственные, духовные задвинуты на вторые позиции. Гуляя по Москве 30-х годов двадцатого столетия, встречаясь с людьми, беседуя с ними, Воланд делает вывод, что человечество в большинстве своем все так же волнуют вопросы, связанные с выгодой, материальными благами, оно все так же легкомысленно, и хотя людям не чуждо милосердие, однако их безнадежно испортил квартирный вопрос.

Как мы уже сказали, Воланд – это сам дьявол. Но чем больше читатель знакомится с героем романа, тем больше он недоумевает, так как булгаковский Воланд предстает перед нами в совершенно ином образе. Люди привыкли, что дьявол – это воплощение зла, наглый обманщик, однако в произведении Воланд – замкнутый исследователь, терпеливый наблюдатель. Он не совершает никакого зла, а предоставляет человеку право выбора, от которого зависит, будет ли этот человек впоследствии наказан или нет. Сеанс черной магии в театре-варьете – это тоже своего рода наблюдение. Герою было интересно, какой выбор сделают современные москвичи: смогут ли отказаться от тех материальных ценностей, которые будут предложены на сцене, или же отнесутся к предложению команды черного мага с настороженностью. Воланд также наблюдает за Маргаритой после бала и ждет, попросит ли она за своего возлюбленного, Мастера, неожиданно исчезнувшего из уютной квартирки на Арбате, и за его сожженный роман, или сделает другой выбор. У Воланда каждый получает по заслугам. Он добр к Маргарите, которая вынесла все тяготы и достойно сыграла роль королевы бала у сатаны, поэтому дарит ей и ее возлюбленному вечный покой в царстве тьмы. А москвичей, забывших, что, кроме красивых нарядов и денег, есть в мире и другие, более важные и нужные, ценности, наказывает, оставив тех, кто решил приобрести на сеансе черной магии новые одежды, без выбранных нарядов. Он наказывает бездушных родственников, которые радуются смерти близких, если речь идет о получении наследства. Получают по заслугам и продажная администрация, и нечестные работники общепита, и мнимые литераторы, заботящиеся не о правдивости в искусстве, а о получении квартир, дач, путевок в санаторий и возможности посещать «Грибоедов». Не миновали наказания и Никанор Иванович Босой за доносительство и взятки, Степан Лиходеев – за пьянство. Так герой вершит справедливость.

Складывается впечатление, что характер Воланда состоит из положительных качеств: он никогда не лжет, предпочитая говорить правду, выполняет данные обещания, нет в нем излишней жестокости, кровожадности и порочности. Он вежливый, тактичный, благоразумный, умеет расположить к себе человека, очаровать его с первой минуты разговора. Ведя беседу, Воланд говорит мягко и дружелюбно, при этом часто улыбается или смеется, хотя глаза его остаются совершенно холодными, не выражают никаких эмоций. С ним интересно разговаривать, дискутировать, так как герой умен и начитан, знает несколько иностранных языков, умеет на них общаться. Он изъездил весь мир, побывал везде, поэтому много видел и знает, может подержать любую тему разговора.

Читая произведение, ловишь себя на мысли, что образ Воланда не внушает никакого страха, от него веет благородством и спокойствием. Читатель думает: в чем же подвох, может ли сатана быть таким положительным? И, закрывая последнюю страницу гениального произведения, отвечает на свой вопрос: наверное, может.

Образ Воланда, действительно, ни одного читателя не может оставить равнодушным: его можно любить или ненавидеть, его можно критиковать, им можно восхищаться, его можно бояться, но оставаться равнодушным совершенно невозможно. Это, действительно, один из самых загадочных, неоднозначных и привлекательных образов «закатного романа» великого русского писателя и драматурга М.А. Булгакова. Об этом свидетельствуют многочисленные критические статьи, научные и исследовательские работы, в которых авторы выражали свое видение этого загадочного, незаурядного образа.

Воланд (персонаж Булгакова)

Воланд (персонаж Булгакова)

Во́ланд — один из главных героев романа «Мастер и Маргарита». Прообразом персонажа стал рыцарь Voland (Faland) в поэме Гёте “Фауст”.

Содержание

Цитаты

«… ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зёленый. Брови чёрные, но одна выше другой.»

“Не спорю, наши возможности довольно велики, они гораздо больше, чем полагают некоторые не очень зоркие люди… Но какой смысл в том, чтобы сделать то, что полагается делать другому ведомству?” Милосердие — “ведомство” Иешуа Га-Ноцри.”

Характеристика героя

Описание данное Воланду в романе красноречиво. Однако не стоит забывать, что впоследствии у Воланда появляется хромота. И она является неотъемлемым атрибутом его внешности. Причин тут много. Но, особо стоит подчеркнуть то обстоятельство, что и Воланд и вся его свита — обладатели какого-то дефекта внешности. В чём тут причина? Причина проста.

Читайте также:
Письмо к женщине - анализ, основная тема и мысль, жанр

Наличие дефектов внешности есть не более чем глумление над библейскими правилами, взятыми из Ветхого Завета, а также над правилами, установленными в христианской церкви. Как известно, события романа, происходившие в Москве, равно как и бал, проведённый сатаной накануне Пасхи были ни чем иным, как масштабной чёрной мессой, посвящённой чёрной пасхе — исходу сил зла в мир. Следовательно, и Воланд, и каждый из членов его свиты выполняли свою роль в этом «священодействии», сатанинской литургии. Согласно книге Левит (гл. 21) не имеет права быть священником тот, у кого есть какой-либо физический недостаток, включая приобретённый. Как мы видим, Воланд на правах тёмного первосвященника имеет сразу несколько недостатков внешности: вставные зубы, кривой рот, разноцветные глаза, хромота. Причём, надо отдать должное своеобразной «деликатности» Воланда в объяснении этой хромоты. Однако, согласно раввинистической литературе, хромота дьявола отнюдь не ломота в костях (дух не может иметь телесные болезни), причина проще: на ангелов, как на содействующих Божественному священнодейству, распространены те же правила, что и на людей — отсутствие дефектов, в том числе и внешности. А во время низвержения сатаны и его сподручных из Царства, сатана повредил ногу и тем самым лишился навсегда права участвовать в богослужении пред Богом. В Православии есть ещё одно правило, которое касается крови: в храме не должно более проливать кровь, ибо кровь Христова, пролитая на Голгофе, была последней кровавой жертвой во искупление человечества. Не случайно если у священника пойдет кровь, будет порез или произойдет что-то ещё, что вызовет кровотечение, священник обязан приостановить службу, выйти из храма, и только тогда, когда течение крови закончится, продолжить службу с места её остановки. На балу сатаны мы видим обратную картину: Маргарита натёрла ноги до крови, продолжает «священодействовать» как королева бала; барона Майгеля убивают и его кровь используется как вино причастия и т. д.

Предполагаемые прообразы

Сатана

Сатаной Воланд напрямую назван в романе, так что эта интерпретация многим исследователям кажется наиболее очевидной. Вероятно, данный образ восходит к Мефистофелю из гётевского «Фауста», который в одном эпизоде представляется Воландом. Кроме того, примечательно и то, что прямое указание на данную интерпретацию образа содержится уже в эпиграфе к роману. Это строки из «Фауста» Гёте — слова Мефистофеля на вопрос Фауста, кто его гость.

Имя «Воланд» — ссылка на бога англо-саксонского языческого пантеона Велунда, который после распространения в Европе христианства приобрёл демонические черты. Другой вариант — к немецкому «Faland», что означает «Лукавый» (одно из имён Сатаны).

Сталин

Нет, недаром Булгаков пишет этот роман – «Мастер и Маргарита». Главным героем этого романа, как известно, является дьявол, действующий под именем Воланд. Но это дьявол особый. Роман открывает эпиграф из Гёте: «. так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Появившись в Москве, Воланд обрушивает всю свою дьявольскую силу на власть имущих, творящих беззаконие. Воланд расправляется и с гонителями великого писателя – Мастера. Под палящим летним солнцем 1937 года, в дни московских процессов, когда другой дьявол уничтожал дьявольскую партию, когда один за другим гибли литературные враги Булгакова, писал Мастер свой роман. Так что нетрудно понять, кто стоял за образом Воланда.

Отношение Сталина к самому М.А. Булгакову и его творчеству известно из статьи Сталина в защиту Булгакова, опубликованной в газете «Правда», а также из его устных выступлений на встрече Сталина с группой украинских писателей, которая состоялась 12 февраля 1929 года [2] [3] .

Второе пришествие Христа

Существует версия, что образ Воланда имеет многие христианские черты. В частности эта версия основывается на сравнении некоторых деталей в описаний Воланда и Иешуа. Иешуа предстал перед прокуратором с большим синяком под левым глазом — у Воланда левый глаз «пустой, мёртвый». В углу рта Иешуа ссадина — у Воланда «угол рта оттянут к низу». Иешуа был сжигаем солнцем на столбе — «кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжёг загар». Разорванный голубой хитон Иешуа превращается в грязные тряпки, от которых отказались даже палачи — Воланд перед балом «одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече». Иисуса именуют Мессией — Воланда мессиром.

Также, эта версия иногда основывается на сравнении некоторых сцен романа с теми или иными библейскими цитатами.

Иисус говорил: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». Воланд появился во время беседы об Иисусе:

— Разрешите мне присесть? — вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.

Наконец, в разговоре Воланд свидетельствует о Христе: «Имейте в виду, что Иисус существовал». [4]

Читайте также:
«Судьба барабанщика» краткое содержание повести А. Гайдара, главные герои, основная тема произведения

Тем не менее, данная трактовка образа содержит ряд неточностей.

  1. Явная. Левий Матвей передаёт Воланду приказ от Иешуа о дальнейшей судьбе Мастера и Маргариты.
  2. Воланд показан свидетелем, а не участником ершалаимских сцен. По собственному признанию, при разговоре Иешуа и Пилата Воланд присутствует инкогнито, что можно понимать двояко. Однако вечером Пилат на миг видит таинственную фигуру среди теней.

Данную трактовку также можно признать достаточно спорной, поскольку необходимо учитывать ряд моментов, которые имеют важное значение при прочтении и понимании образов выведенных в романе. Согласно христианской точке зрения, антихрист — это лицо не столько противостоящее Христу, сколько его подменяющее. приставка «анти» имеет двойной перевод:

  • отрицание, противник
  • вместо, замещающий.

К тому же, не стоит забывать, что Иешуа — пародийный персонаж романа о Понтии Пилате, автором которого является сам Воланд. Следовательно, повторение некоторых элементов образа своего персонажа указывает на примеривание Воландом на себя образа Христа, пусть и в таком карикатурном виде. Отсюда понятны некоторые аллюзии, приведенные выше.

Не стоит забывать и то, что эта версия сильно расходится с полным контекстом Библии, согласно которой Второе Пришествие Христа случится после прихода власти антихриста и будет очевидным для всех людей: «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27).

Также стоит вспомнить, что Иван Бездомный защищается от Воланда иконой неизвестного святого.

Апостол Пётр

Однажды апостол Пётр получил от Иисуса гневную отповедь: «Отойди от меня, сатана!».

Имя «Пётр» означает «камень». Рука Воланда — «будто каменная», на пальце у него чёрный камень, на груди — каменный жук. Воланд наблюдает Москву с каменной террасы. После встречи с Воландом поэт Бездомный купается в воде, пахнущей нефтью — по латыни «петролеум». Воланд поселился на квартире ювелира Фужере — намёк на «волшебника камня» Петера Фаберже.

Апостол — бывший рыбак; Воланд с видом знатока рассуждает, что не бывает осетрины второй свежести. Апостол Пётр основал Римскую церковь — в книге много римских мотивов. Азазелло заявил, что «Рим лучше», финансовый директор Римский уехал в бывший Санкт-Петербург («город святого Петра»).

Апостол Пётр утверждал: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетённым басням последуя, но быв очевидцами его величия». Воланд: «Я лично присутствовал при всём этом». [5]

Данная трактовка также является весьма спорной, поскольку слова Христа к апостолу Петру были приложимы к вполне конкретной ситуации, а именно, к моменту, когда Петр просит Христа не идти навстречу суду и казни. Если вспомним, то в Гефсиманском саду Христос молит о том, чтоб не миновала Его чаша, уготованная ему как Спасителю – то есть, арест, суд, казнь, смерть и воскресение. Петр, по сути, просит Христа отказаться от жертвенной миссии. Отсюда и слова Христа к Петру – отойди от меня сатана (противник).

Образ Воланда в кинематографе

  • Густав Холубек — телесериал 1989 года (Польша)
  • Валентин Гафт — фильм 1994 года (Россия)
  • Олег Басилашвили — телесериал 2005 года (Россия)

Примечания

  1. Эдвард Радзинский. Сталин. – Москва, “Вагриус”
  2. Владимир СКАЧКО. Анти-Булгаков по наследству. «Мытци-нацики» никому не прощают таланта. — Kіевскій ТелеграфЪ. — 14 – 20 августа 2009 №33 (483), также [1]
  3. Новиков В.В.Михаил Булгаков – художник. — 2004, Русофил – Русская филология.
  4. Бузиновский С., Бузиновская О. Тайна Воланда: опыт дешифровки. — СПб.: Лев и Сова, 2007. — С. 6-11.
  5. Там же. С. 484-492.

См. также

  • Велунд
  • Мастер и Маргарита
  • Свита Воланда

Ссылки

Мастер · Маргарита · Михаил Александрович Берлиоз · Иван Николаевич Бездомный
Воланд, свита: Азазелло · Фагот (Коровьев) · Кот Бегемот · Гелла
Иешуа Га-Ноцри · Понтий Пилат · Каифа · Афраний · Степан Богданович Лиходеев · Григорий Данилович Римский · Иван Васильевич Варенуха · Никанор Иванович Босой · Аркадий Аполлонович Семплеяров · Алоизий Могарыч · Фрида · Барон Майгель · Козлоногий · Наташа · Марк Крысобой · Левий Матвей · Аннушка · Иуда

Александровский сад · Нехорошая квартира · Патриаршие пруды · МАССОЛИТ · Театр «Варьете» · Клиника профессора Стравинского · Иудея · Ресторан Грибоедов · Сад Аквариум

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Волан (значения)
  • Волах

Смотреть что такое “Воланд (персонаж Булгакова)” в других словарях:

Мастер (персонаж Булгакова) — Мастер литературный персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Содержание 1 Описание 2 Мастер в финале романа 3 … Википедия

Маргарита (персонаж Булгакова) — Маргарита литературный персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» … Википедия

Гелла (персонаж Булгакова) — Гелла Гелла персонаж романа «Мастер и Маргарита», женщина вампир из свиты Воланда. Внешне привлекательная рыжеволосая и зеленоглазая девушка. Имя для персонажа Булгаков почерпнул из статьи «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокг … Википедия

Иван Бездомный (персонаж Булгакова) — Иван Бездомный (Понырев, Иван Николаевич) литературный персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Содержание 1 Описание 2 Прототипы[1] 3 Образ Ивана … Википедия

Иешуа Га-Ноцри (персонаж Булгакова) — У этого термина существуют и другие значения, см. Иешуа Га Ноцри. Иешуа, по прозвищу Га Ноцри (ивр. ישוע הנוצרי) … Википедия

Читайте также:
Плюшкин Мертвые души - характеристика героя, описание образа

ВОЛАНД — Персонаж романа «Мастер и Маргарита», возглавляющий мир потусторонних сил. В. это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней» (все эти определения встречаются в тексте романа). В. во многом ориентирован на Мефистофеля… … Энциклопедия Булгакова

ВОЛАНД — центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928 1940), дьявол, явившийся в «час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах», чтобы справить тут, в Москве, «великий бал сатаны»; ставший, как ему и полагается, причиной… … Литературные герои

Мастер (персонаж) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мастер (значения). Мастер … Википедия

Маргарита (персонаж) — У этого термина существуют и другие значения, см. Маргарита (значения). Маргарита … Википедия

Гелла (персонаж) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гелла. Гелла … Википедия

Изображение помещиков в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

Образы помещиков в романе «Мёртвые души» изображены Гоголем необычайно ярко. Для этого автор использует портретные характеристики, описание обстановки жилищ героев. Упоминает и об их отношении к странному предложению Чичикова. Обладает индивидуальными особенностями и речь каждого из них.

Сначала главный герой решил посетить Манилова. Этот помещик – мужчина видный. Внешность у него привлекательная, а вот характер – неопределённый. Он хочет, чтобы его считали за человека культурного и образованного. Говорит мало, поскольку большую часть времени погружён в несбыточные мечты. Имеет слащавую речь. Хозяйством совершенно не интересуется. Во всех комнатах его дома чего-нибудь не достаёт. Например, в гостиной стоит шикарная мебель, обтянутая шёлковой тканью. Однако там же находятся и кресла, обитые рогожкой, поскольку красивой материи на них не хватило.

Заблудившись, П. И. Чичиков заезжает к помещице Коробочке. Её крестьяне приучены к порядку. Она бережлива, умеет хозяйничать, готова торговать всем подряд и знает цену деньгам. Но страдает жаждой накопительства. Продавая мёртвые души, Настасья Петровна боится продешевить.

С Ноздрёвым Павел Иванович встречается в трактире. Это – искатель приключений, драчун, игрок и пьяница. Говорит быстро, отрывисто. Часто перескакивает с одной темы на другую. Злоупотребляет бранными выражениями.

Он нагл, лжив, подл и бесчестен. По-хамски относится к людям. О псах заботится сильнее, чем о близких.

Потом Чичиков оказывается у Собакевича. Это тип злобного, жестокого и бездушного помещика-крепостника, стремящегося к наживе и не привыкшего упускать собственную выгоду. В его усадьбе всё добротное, однако несуразное. А самого хозяина писатель сравнивает с медведем.

Особенно хорошо Гоголю удался образ Плюшкина. Знакомству с данным персонажем предшествует описание пейзажа, полуразвалившихся изб и хозяйственных построек. Интерьер дома только подтверждает мысль о деградации этого помещика, о превращении его в «прореху на человечестве». Он, как Кощей, чахнет над своим «златом», сваленным в пыльную кучу в углу комнаты. Его скупость и жадность просто феноменальны. Плюшкин не только не помогает финансово ни дочери, ни внукам, но и себе отказывает во многом. Ходит в таких рваных обносках, что Чичикову даже трудно определить, личностью какого пола он является. Для угощения гостей хранит чёрствый кулич и настойку, в которой плавают дохлые мухи.

2 вариант

Поэма «Мёртвые души» – уникальное произведение Николая Гоголя. В нём автор показал недостатки российского общества. В произведении показана деградация человека, уничтожение его души. Для наглядного примера автор использовал дворянство: помещиков. В произведении каждый представитель этого класса сформировал свой быт, обладает неповторимыми чертами, имеет свою историю. Учитывая внешнее разнообразие, эти представители обладают одной общей чертой: владея душами живых людей, их души являются мертвыми.

Постараемся рассмотреть характер всех помещиков.

Первым делом Чичиков отправляется в поместье Манилова. Про таких людей говорят: «ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса». Все мысли человека занимают мечты о прекрасной жизни и пустые разговоры, которые не приносят пользы. Он не занимается практическими делами, не знает, что происходит у него дома. Этот человек постоянно заискивает перед высокопоставленными чиновниками, поэтому его душа мертва.

Следующим представителем является Настасья Коробочка. Исходя из говорящей фамилии помещицы, стоит отметить основную черту её характера – ограниченность мышления: помещица находится в «коробочке» своего создания. Настасья Филипповна хорошо ведёт своё хозяйство. Она не обладает значительными деньгами, но в любом деле она боится потерять потенциальную выгоду. Смысл жизни у помещицы заключается в накоплении денег, поэтому душа её мертва.

Ярким представителем среди помещиков Чичиков считал Ноздрёва. Он любит шумные компании, пьяные вечеринки, игры в карты, злачные места. Он проиграл своё имение, поэтому живёт в долгах. Постоянные скандалы и ругательства доставляют крепостным серьёзные неприятности. Он любит себя. Главной целью в жизни этого человека – постоянные гулянки, игра в карты и посещение злачных мест. Душа помещика мертва.

От помещика Ноздрёва, Чичиков прибывает к Собакевичу. Чичиков отмечает: «Чёртов кулак». Корыстный и зацикленный на материальных благах человек. Он замечательный хозяин, а его крестьяне проживают в комфортабельных условиях. Однако, душа этого человека тоже мертва. У неё потребности ограничиваются, съеденным количеством пищи.

Плюшкин – последний представитель в списке помещиков, которых посещал Чичиков. Его фамилия обозначает «сплющенность» его души. Плюшкин – скупой человек, он не поддерживает контакты с семьёй, а пытается накопить мусор в своём доме, носит оборванный халат и употребляет сухари. Автор называет такого представителя помещиков «прорехой на человечество».

Читайте также:
Смысл названия поэмы Гоголя Мёртвые души - основная тема, суть

Рассмотрев разных помещиков, у которых был Чичиков Павел Иванович, делаем вывод о значении поэмы «Мертвые души». Мертвыми душами считаются не физически умершие люди, которых хотел приобрести Чичиков, а помещики, владеющие этими людьми. В произведении отражены «живые» души, которые представлены простыми людьми. Подобными примерами Николай Васильевич Гоголь показал, что не всё потеряно. Ещё есть время для изменений, поэтому он показывает Русь в качестве «необгоняемой тройкой».

Также читают:

Картинка к сочинению Изображение помещиков в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Самую лучшую мою подругу зовут Лена, мы учимся с ней не просто в одном классе, но даже сидим за одной партой. Внешне мы с ней очень разные.

Русский композитор внес весомый вклад в музыку. Он сначала сочинял небольшие музыкальные произведения для фортепиано, но затем стали появляться и большие музыкальные формы

Каждое лето родители отправляют меня на каникулы к бабушке с дедушкой в деревню. Там есть большой лес и речка, где я люблю проводить время с дедушкой.

В повести Виктора Астафьева идет отображение жизни рыбаков, которых объединяет много общего. Герои живут в ладу с природой и активно пользуются ее дарами. Освещается угроза жизни главного персонажа

Невозможно было бы представить рассказ И. Тургенева “Бежин луг” без красочного описания природы. Изображение окружающего мира писателем необычно, так как неразрывно связано с судьбой человека

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”

В таблице представлена сравнительная характеристика помещиков, которая включает их характер, окружающую обстановку, портрет, отношение к странной просьбе Чичикова

Скачать:

Вложение Размер
mertvye_dushi_tablica.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Отношение к просьбе Чичикова

Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению)

Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно-синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой.

На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами

Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу

Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян

(попал случайно во время дождя)

Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины

Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее

Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями

Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций

Ноздрев (познакомился в городе, встретился в трактире в пути к Собакевичу)

Конюшня, где 2 лошади; пруд; псарня в отличном состоянии: был среди псов как отец семейства; плохие земли; в кабинете висели сабли и ружья, кинжалы, шарманка, трубки

Среднего роста, черные густые волосы, румяные щеки, белые зубы, черные бакенбарды, свеж

Играет в карты, лихач, кутила, любит погулять; дома больше дня не может усидеть; исторический человек, рассказывает небылицы, врёт

«Зачем они тебе? Верно, что-нибудь затеял? Пока не скажешь, не сделаю»; не верит объяснениям Чичикова, называет его мошенником, предлагает купить в придачу коня, собак, шарманку; затеял драку, Чичиков еле-еле убежал от него

(познакомился в городе, ехал по приглашению)

Большая деревня, два леса, деревянный дом с мезонином, крепкие прочные строения, решетки, картины с полководцами

Похож на медведя, фрак медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, цвет лица каленый, горячий

Плохо отзывается о городских чиновниках

«Извольте, я готов продать» (по сту рублей за штуку); «Да вот вы же покупаете, стало быть нужен»; долго торговался: 100-75-50-30-25 рублей; продал по 2, 5 рубля (два с полтиной)

Плюшкин (ехал понаслышке, услышал от Собакевича)

Большое село, ветхость, господский дом похож на дряхлого инвалида, окна были заставлены ставнями или забиты досками; темные холодные комнаты, беспорядок, в углу куча всякого хлама, одна пара сапог для всей дворни, крестьяне убегают от него; имеет больше тысячи душ, во всех углах двора сторожа

Нельзя было определить: баба или мужик; платье как женский капот, на голове колпак; лицо как у худощавого старика, подбородок выступал далеко вперед, маленькие глазки, высоко сросшиеся брови, грязный халат, на шее или чулок, или подвязка; деревянное лицо, нет зубов; мужики прозвали его «Заплатанной»

Ходил по улицам и всё, что ни попадалось ему, тащил к себе; когда-то был женат, сосед заезжал к нему, имел троих детей; жена умерла, старшая дочь вышла замуж за офицера, сын поступил на службу, младшая дочь умерла; превратился в скупого хозяина, морит крестьян голодом; жалуется на нищету, хотя все добро его гниёт

Предложение изумило его; обрадовался (будет доход), согласился продать 78 душ по 30 копеек

Образы помещиков в поэме «Мертвые души» Гоголя

Гоголь предлагает целую галерею образов русских помещиков. В каждом характере автор находит что-то типичное и особенное.

В целом, образы помещиков в поэме «Мертвые души» передают черты тех, кто заполнил Россию и не дает ей идти путем развития.

Манилов

У первого помещика нет имени, только фамилия – Манилов. Помещик попытался создать в российской глубинке подобие заграницы, но его желания остались намеком на архитектуру изысканности и продуманности настоящих мастеров. Суть характера – пустая праздность. Манилов погружен в мечты, строит неосуществимые проекты. Он создает подземные ходы, высокие башни, красивые мосты. В это время вокруг все ветшает и рушится. Крестьяне нищают, в барском доме пустуют комнаты, приходит в негодность мебель. Помещик живет без забот и труда. Внешне в поместье все идет своим чередом, от бездействия ничего не меняется, но все не вечно и от лени ничего не может появиться. Манилов – не единичен. Таких помещиков можно встретить в любом городе. Первое впечатление – приятный человек, но почти сразу с ним становится скучно и невыносимо. Понятие «маниловщина» стало бытовать после выхода поэмы. Таким словом объясняли праздный бессмысленный образ жизни, без цели и реальных действий. Такие помещики жили мечтаниями. Они поглощали то, что досталось в наследство, тратили труды крестьян, перешедших к ним. Господ не интересовало хозяйство. Они считали, что живут богатой внутренней силой ума, но лень поглощала их разум, и они постепенно отходили от настоящего дела, душа мертвела. Наверно, этим можно объяснить, почему классик выбрал Манилова первым образом. «Мертвая» душа живого человека стоит меньше тех, кто прожил свою жизнь в труде, даже после смерти полезен таким, как Манилов. Они могут «подольстить» с их помощью подлецам Чичиковым.

Коробочка

Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления. Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.

Ноздрев

Пьяница, игрок и драчун Ноздрев – следующий персонаж. Сущность его характера – подлость. Он готов «нагадить» любому, без разбора, смысла. Ноздрев не ставит перед собой определенных целей. Он беспорядочен, не собран и развязно нагл. Все вокруг помещика такое же: в конюшне кони и козел, в доме – волчонок. Он готов играть в шашки на мертвых, продает и меняет. В характере нет чести и честности, только ложь и обман. Общение с Ноздревым чаще завершается дракой, но это, если человек слабее. Сильные, наоборот, избивают помещика. Помещика не изменила любовь. Наверное, ее и не было. Жаль жену смутьяна. Она быстро умерла, оставив двух детей, которыми не интересуется. У детей есть нянька, по описанию она «смазлива», ей Ноздрев привозит с ярмарки подарки. Автор намекает на отношения между помещиком и нянькой, так как на бескорыстие и уважение от него вряд ли можно рассчитывать. О псах буян проявляет больше заботы, чем о своих близких. Гоголь предупреждает читателя, что Ноздревы долго не выведутся с Руси. Хорошо только то, что у Ноздрева хитрый Чичиков не смог купить мертвых душ.

Собакевич

Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика. Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь – барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка. Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей. Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.

Плюшкин

Образ этого помещика можно считать шедевром гениального автора. К чему приведет бесхозяйственность Манилова? Что станет с Коробочкой, увлеченной накопительством? Как будет жить спившийся буян Ноздрев? Все характеры нашли свое отражение в Плюшкине. Даже внешне совершенно несопоставимый с ним Собакевич живет в герое. Можно представить, с чего начиналось опустошение души Плюшкина, – с бережливости. Один помещик пошлее и «страшнее» другого, но Плюшкин – это итог. Жизнь его – череда бессмысленных дней, даже чахнущий над златом сказочный Кощей не вызывает такого отвращения, как пока еще живой человек. Плюшкин не понимает, для чего ему весь тот хлам, который он собирает, но отказаться от такого занятия уже не может. Особые чувства вызывают страницы, где описывают встречи помещика с дочерью и ее детьми. Дед разрешает посидеть внукам на коленях, поиграть пуговицей. Духовная смерть героя налицо. Отец не испытывает привязанности к близким. Он скуп и жаден настолько, что даже себя морит голодом. Черствый кулич, грязный напиток, куча хлама на фоне огромных куч гниющего зерна, полных закромов муки, испорченных рулонов сукна. Абсурд реальности и распад личности – трагичность русской жизни.

Крепостное право приводит к потере человечности в русских помещиках. Страшно осознавать, насколько мертвы их души. Умершие крестьяне выглядят живее. Образы помещиков один за другим предстают перед читателями. Их пошлость, распущенность пугает. Происходит вырождение дворянства и процветание пороков.

Интерьеры по книгам: анализ поэмы “Мертвые души”

“С громом выехала бричка на улицу. Не без радости был узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись головой в кузов, Чичиков понесся по мягкой земле в путь…”

Знакомые строки? Конечно, с них начинается путешествие гоголевского героя по русским поместьям.

Выбор произведения неслучаен. Характеры героев напрямую связаны с интерьерами. Автор считал, что человек начинает быть похожим на вещи, на то, что им накоплено.

Так ли это? Давайте посмотрим, совершив странствие по помещичьим домам вместе с Чичиковым.

Манилов — “Человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”

Весь интерьер героя неоднороден. Всё в доме (мебель, предметы декора, отделка) имеет какое-то “но”.

“В доме вечно чего-нибудь недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая верно стоила весьма недешево, но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты рогожею”.

Роскошь и элегантность сочетаются с неопрятностью и запущенностью.

“В иной комнате и вовсе не было мебели. Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги. “

Неопределенность в быту свойственна герою и в жизни. У него нет своего собственного мнения, для него удобнее бездействовать и просто мечтать.

“. Приятная комнатка… Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, несколько исписанных бумаг, но больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе.” Для автора эта претензия на изысканность, декорации, прикрывающие бесхозяйственность, невнимательность, лень Манилова и нежелание доводить все до конца.

“На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени. “

Таким образом, на всех вещах Манилова лежит отпечаток его личности: в них либо чего-то не хватает, либо есть что-то лишнее (бисерный чехольчик на зубочистку). По сути, в Манилове, как и в его интерьере, нет ничего отрицательного, но и ничего положительного тоже. Они оба пусты.

Коробочка — человек, опутанный “потрясающей силой мелочей”

Интерьер наполнен стариной: все без исключения вещи старые. Многие из них давно изжили свое, но все равно находят у хозяйки применение.

“Чичиков кинул вскользь два взгляда: комната была обвешана старенькими полосатыми обоями. ” Коробочка в отличие от Манилова не предается пустым мечтаниям, она расчетлива и занята только накоплением, погружена в мир хозяйственных интересов.

“За зеркала заложены разные старые мелочи: ..за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок. “

Предметы декора существуют в интерьере без какой-либо связи.

“В гостиной Коробочки также есть картины. картины с какими-то птицами. “

“. на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нáшивали при Павле Петровиче…”

Гоголь деталями обстановки подчеркивает мелочность, пустоту, чрезмерную бережливость хозяйки. Весь интерьер олицетворяет излишнее накопительство Коробочки.

Ноздрев — человек с своеобразной “широтой натуры”

Интерьер дома не впечатляет красотой и уютом. Автор уделяет внимание деталям, аксессуарам и предметам декора, которые показывают многосторонние увлечения Ноздрева от охоты до игры на шарманке.

“Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги. “

“. висели только сабли и два ружья – одно в триста, а другое в восемьсот рублей. Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков». “

“. Вслед за тем показалась гостям шарманка. ” Как и сам Ноздрев, его дом лишен какой-либо упорядоченности:

“. Потом показались трубки – деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшею и необтянутые, чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранный, кисет*, вышитый какою-то графинею. “

“. вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор с бутылкою рома“ В доме неопрятно, никто не следит за чистотой, что, кстати, не мешает Ноздреву.

“В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щетка не притрогивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна даже была на скатерти. “

Характер героя, его интересы и образ жизни полностью отражены в его интерьере. Беспорядок, ремонт, который никто не доводит до конца, кабинет, который не имеет ни одного предмета относящегося к работе, говорят о непредсказуемости, наглости, лихачестве и неудержимой энергии героя.

Собакевич — “средней величины медведь”

Дом представляет деревянную крепость: простой, крепкий, массивный и не совсем нарядный.

“. Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке. “

“Господский дом Собакевича внешне похож на дом из военного поселения – простой и совсем не нарядный. посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов. “

Для хозяина главный критерий в интерьере — удобство.

“. Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана. “

Внутри оформление жилище такое же грубое, неуклюжее, как и сам хозяин. Вся мебель выглядит как-то по “медвежьи”.

“. Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, – все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!». “

Собакевич мало похож на других помещиков. Он расчетливый хозяин, предприимчивый торгаш и прижимистый кулак. Через прочность, массивность в интерьере Гоголь показывает железный и непоколебимый характер героя, человека полного силы, здоровья и уверенности.

Плюшкин — “прореха на человечестве”

“Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком”.

Дом Плюшкина похож на странный длинный замок:

“. Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски. “

В своем стремлении сэкономить на всем помещик пренебрегает ремонтом в доме:

“. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. “

Хозяин не выкидывает ничего — вся старая, сломанная мебель хранится прямо в комнатах, из чего складвается впечатление, что это не жилое помещение вовсе.

“. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе. “

“. Мебель в комнате-кабинете Плюшкина составлена друг на друга, словно кто-то сейчас моет полы. ”

“. Плюшкин не выбрасывает сломанную мебель: на одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. “

В доме Плюшкина даже самое прекрасное становится безобразным.

“. По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. ” Весь дом героя — кладбище старых и не нужных вещей. Такое мрачное, холодное жилище является прямым отражением его безжизненной скупой души.

Как и характер Плюшкина, его дом убогий, скудный и мертвый. Он завершает портретную галерею помещиков. Плюшкин образец бесчувственности, жадности и накопительства доходящего до абсурда. Он, в какой то мере, и есть мертвая душа.

Интересно, не правда ли? Все-таки дизайн интерьера — не просто расстановка предметов, покупка мебели и трата времени и денег. Это то, что является частичкой нас, сложный и важный процесс. Ведь не только в реальной жизни, но и как мы увидели в литературных произведениях интерьер может рассказать много о хозяине дома, о его увлечениях, вкусах, предпочтениях.

Не бойтесь творить, создавать, экспериментировать как в дизайне, так и в жизни, ведь как говорил Гоголь: “Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить!”

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: