Игорь-Робинзон краткое содержание произведения С. Черного – читать онлайн

Игорь-Робинзон краткое содержание произведения С. Черного – читать онлайн

Саша Чёрный.

Игорь – Робинзон

Отец уехал по делам в Париж. Мама с экономкой ушли в соседнее местечко за покупками. Игоря не взяли, – до местечка три километра да обратно три. Жара, он «слабый», он устанет. И на надо! Слабый. А мама не слабая? Вчера по парку и вокруг пруда он километров восемнадцать рысью проскакал. Попробовала бы экономка за ним угнаться. И потом в сарайчике на вытянутой руке жестянку с краской десять секунд держал. Слабый.

Игорь заглянул на кухню, выпросил у кухарки кусок теста, вылепил из него бюст Гоголя и поставил на скамейку сохнуть на солнце. Но пришел индюк, выругался на своем индюшечьем языке, клюнул Игоря в кушак, а Гоголя съел. Дурак надутый!

На лужке за тополями паслась корова. Не очень-то с ней поиграешь в красном галстуке… У тореадора – шпага, а у Игоря только ореховый прут. И теленок ее тоже нелепое создание. Чуть увидит мальчика, сейчас же подойдет боком, защемит губами угол курточки, и давай сосать. Это новую- то курточку!

И вспомнил: у пристани на пруду – лодка. Можно покачаться, половить на английскую булавку рыбу, поднять адмиральский флаг – голубой носовой платок на пруте. Мало ли что можно.

Запрещено одному кататься на лодке. Но сидеть в лодке, когда она на замке и цепочке, – разговора об этом не было…

Побежал- побежал, наискось через парк, сквозь цепкую повилику, колючую ежевику, кусачую крапиву. Продрался к пристани, влез в лодку и стал воду ржавой жестянкой вычерпывать. Флаг поднял, на скамейку газетный лист подстелил – не удобно же адмиралу на мокрой доске сидеть,- сел и давай лодку раскачивать. Волны справа, волны слева, по тихому пруду зыбь побежала… Зажигательное стекло из кармана вынул и стал сквозь него вдаль смотреть, будто в подзорную трубу: на горизонте тучи, корабль трещит по швам, в парусах штормовой ветер гудит… «Свистать всех наверх!»

И докачался. Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду. Обернулся Игорь – пристань в пяти шагах качается – кланяется. До свиданья, адмирал!

Адмирал, однако, не растерялся, схватил со дна весло, еле поднял, хотел за пристань зацепиться – далеко… А легкий ветерок залопотал в тополях вокруг пруда и боком понес лодку на середину прямо к тенистому островку. Игорь веслом в одну сторону поболтал, в другую, весло упрямое, все норовит из уключины выскочить и мальчика рукояткой на скамейке опрокинуть. Бросил весло, притих и стал ждать, куда Бог вынесет. А сердце на весь пруд колотится.

Зашипела над лодкой зеленая лоза, кролики за кус¬там брызнули: лодка вздрогнула и остановилась. Остров!

Что делает в первые минуты мореплаватель, прибитый бурей к необитаемому острову? Осматривает свое владение. Игорь так и сделал. Со всех сторон вода. Посредине острова резная будка, в будке охапка старого сена. Под кустами можжевельника, у самых корней притаились испуганные кролики, – это их садовник сюда привез. Мальчик измерил остров: в длину двадцать пять шагов, в ширину пятнадцать. Много места, очень много, – чем меньше мальчик, тем просторнее ему кажется клочок земли… А вдруг там, под будкой, клад? Или вход в подземные катакомбы, которые тянутся до самого Парижа? Ай.

Он побежал к лодке, во поздно. Ведь он же ее не привязал, — вильнула носом в отплыла.

— Настя. Я потерпел кру-ше-ни-е!

Корова на лугу удивленно подняла морду. В парке насмешливо залопотал индюк. Кухня далеко, конечно, Настя не услышит.

Что же делать? Хныкать? Ни за что! Не могут же его здесь забыть надолго – надолго, пока у него не отрастет, как у Робинзона, большая борода… К закату вернутся, родители. хватятся Игоря — ну и как-нибудь догадаются, где он. А если не догадаются? Ночевать в будке, а темноте, без ужина? Чтобы холодный уж под рубашку забрался! Уснуть, конечно, и на дереве можно. В первую ночь Робинзон всегда на дереве спит. Ну, а если он свалится в воду?

— Настя! Я потерпел…

Нет, не стоит кричать. Только индюку удовольствие, – ишь как передразнивает.

Сел Игорь на пень и задумался. К ногам, сквозь шершавые ветви, подобрались кролики, понюхали пятки. Странный мальчик, ничего им не привез – ни капусты, ни морковки. Игорь очнулся, хотел погладить самого маленького черного. а они опять во все стороны так и дернули. Один серый толстяк так перепугался, что запутался в узловатых корнях и стал задними лапами о землю хлопать.

Прилетела оса. Почему у мальчиков нет крыльев? Минута – и был бы дома… Прилетела и стала вокруг носа Игоря кружиться. И сверху, и сбоку, – он пересел, а она снова и снова, хоть в воду от нее прыгай… Но Игорь догадался, вынул из кармана сладкую конфетную бумажку, положил на пень, – и оса оставил его в покое.

О! Что такое! На пруду наискось проточного канала струилась полоска воды, точно подводная лодка под самой водой плыла… Все ближе, все ближе к островку. Игорь присмотрелся: крыса. Ага! Значит, садовник прав, они, с мельницы приплывают сюда душить кроликов.

Читайте также:
Умом Россию не понять анализ стиха Тютчева: идея, тема и смысл

Он ей покажет! Схватил бесстрашно камень да в нее. Второй залп. Третий залп! Хитрая тварь быстро спрятало усатое рыльце под воду, и шагах в десяти заструилась обратно полоска к каналу. Удрала…

Ужасно! Вдруг она ночью приведет за собой целую флотилию крыс? Приплывут и обгрызут у сонного Игоря уши. Хорош он будет без ушей…

— Эй, там! Я на острове.

Ни звука. Теленок подошел к воде, боднул головой тополь и вдруг, задрав пробочником хвост, поскакал, брыкаясь, вдоль ограды парка.

Между островом и парком качается пустая лодка. Тополя кольцом обступили пруд и шелестят высокими вершинами. Хлопья тополевой ваты медленно кружатся над водой. Рыба плеснула хвостом… Вот ведь досада, – английская булавка в лодке осталась! Игорь вздохнул, но успокоился: щука большая, как бы он ее из воды вытянул? Пожалуй, она бы его сама в пруд стянула…

Ах, как тяжело быть Робинзоном! Пошел Игорь в будку и стал придумывать план спасения. Если бы было ружье, он бы выстрелил три раза. Сигнал бедствия! Или, если вверху над прудом покажется аэроплан, – он часто здесь пролетает, – можно будет крикнуть летчику:

— Спуститесь у большого дома за парком и скажите, что я здесь… И что я очень хочу есть.

Но ни ружья, ни аэроплана не было. Он согрелся на сене, закрыл заплаканные ( да, да-заплаканные) и задремал.

И приснилось ему, что из пруда вылез огромный зеленый крокодил, поставил передние лапы на остров и спрашивает у осы: « Эй, ты, жужжалка! А где здесь маленький мальчик? Я сегодня именинник, вот он у меня и пойдет на третье блюдо…» А оса прилипла к конфетной бумажке, рот сладким соком набила и, к счастью, ничего ответить не может. И крокодил стал сердито лаять…

Дернулся Игорь во сне, ударился плечом о косяк и проснулся… Боже мой, да это же пудель садовника лает!

Выбежал Игорь из будки, – в самом деле, на берегу пруда пудель, лохматый, черный друг, смотрит на пустую лодку и взволнованно лает. Увидал мальчика на острове да так и залился визгливой флейтой в собачьей истерике:

Ужасно взволновалась собака: как мальчик на остров попал? Почему пустая лодка по воде плавает? Как помочь?

А мальчик руками машет, свистит, зовет.

Бултыхнулся пудель в воду, что тут долго думать, – и поплыл, фыркая, к острову. Лапами загребает, голову вверх задрал.

Приплыл, встряхнулся и прямо к Игорю на грудь. Водой всего обрызгал, в нос лизнул, в ухо лизнул, – радуется. А Игорь и вдвое рад:

— Цезарь! Умница. Ну. теперь я не один на острове, ты у меня вместо Пятницы будешь.

Что за Пятница? Пудель Цезарь ведь Робинзона не читал, откуда же ему знать?

Обшарил Цезарь все углы, кролики глупые под кусты забились, дрожат, не понимают, что умный пудель их обижать не станет.

Что дальше делать? Смотрит собака на лодку, на мальчика, зовет с собой домой.

Да как доберешься? На спину к Цезарю сесть? Нельзя, – мальчик ведь тяжелее собаки.

И придумал Игорь, – беда всему научит. Вырвал из записной книжки стрничку и написал крупными буквами письмо садовнику:

«Шер Жибер! Совэ муа, силь ву пле. Же си сюр лиль!»

(Дорогой, Жибер! Спасите меня, пожалуйста. Я здесь, на острове!)

Показал собаке записку, показал ей на берег и привязал записку над головой пуделя к ошейнику.

— Ступай, ступай в воду! Беги к Жиберу и отдай ему записку…

Пудель понял, взвизгнул, лизнул снова Игоря в губы, – не бойся, мол, все исполню – и в воду, только брызги веером полетели. Доплыл, встряхнулся и исчез в парке.

Старый бельгиец – садовник сначала не понял, в чем дело. Прибежала его собака мокрая, головой в ноги тычется. Увидал он записку, развернул. Буквы корявые, почерк детский. Подписи нет. Какай остров? Кого спасти. Пожал плечами и бросил записку в смородину.

Но пудель на этом не успокоился. Тянет Жибера за фартук к пруду… Испугался садовник – ах, Боже мой, не случилось ли с Игорем беды, собака ведь мокрая… Побежал к пруду за собакой, за ним Настя переваливается, руками всплескивает.

Ах, как Игорь обрадовался.

— Monsieur, Жибер, перевезите меня домой, пожалуйста!

— Да как ты на остров попал?

— Да не знаю, сел в лодку. Лодка меня и привезла…а потом уплыла… Как её теперь достать?

Ну, садовник не глупее пуделя был. Достал из-за кустов вертушку с бечевкой, которой он грядки выравнивал, привязал к веревке камень, бросил в лодку – как раз под скамейку угодил – и притянул лодку осторожно к берегу. Потом уж дело пустое: сел в лодку с пуделем, в три взмаха догреб до острова и доставил

Игоря – Робинзона на берег, прямо к калитке парка.

Читайте также:
Зима недаром злится - анализ, размер стиха, жанр, основная тема

По дороге пожурил конечно: зачем в лодку сел без спроса? А если б в воду упал?

— Ничего, Monsieur, Жибер. Цезарь бы меня вытащил. Но ведь я же не упал!

Поговори – ка после этого с мальчиком…

Побежал Игорь в дом. Слава Богу, что никто еще не вернулся. Сел за стол и стал из картона большую золотую медаль для пуделя мастерить.

Надпись придумал такую:

«Пуделю Цезарю за спасение погибающего мальчика, который самовольно застрял на острове.

Краткое содержание «Игорь Робинзон»

Главные герои: Игорь (мальчик фантазер), Жибер (садовник), Цезарь (пудель)

Автор: Черный С. | Дата публикации: 1937 | Форма произведения: рассказ | Жанр: приключенческий | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: дети 6-12 лет | Время чтения: до 1 часа |

Темы: детство, смелость и трусость

Один дома

В один из летних жарких дней Игорь остался дома один. Мама с экономкой отправились в город, а его не взяли, сославшись на то, что он быстро устанет. Игорь не согласен с таким мнением, он считает себя очень сильным и выносливым, способным на длительные переходы.

От нечего делать Игорь лепит из теста голову Гоголя и ставит ее сушиться на солнце. Откуда ни возьмись, появляется индюк и склевывает его произведение.

На лугу пасутся корова с маленьким теленком, но они не представляют интереса для Игоря. Кроме того, теленок так и норовит зажевать его новенькую курточку.

Игры в лодке

Вдруг Игорь вспомнил, что на пристани есть лодка. И, хотя ему запрещено одному находиться возле воды, он решительно направляется туда. Он же не собирается кататься по воде, а просто посидит, может быть, даже и порыбачит.

Игорь забрался в лодку и поднял флаг. В этот момент он почувствовал себя адмиралом. Раскачав лодку, он наблюдает за кругами, которые пошли по воде. Засмотревшись, он не заметил, что цепь, на которой держалась лодка, оборвалась. Когда он опомнился, до берега было уже несколько метров.

Игорь сумел преодолеть панику и взялся за весла. Но, сколько бы он ни греб, ветер относил лодку по направлению к небольшому островку. Теперь Игорь испытывал чувство, уже больше похожее на страх.

Иллюстрация к рассказу. Неизвестный художник

Таинственный остров

Лодка ткнулась носом в берег, и от нее врассыпную кинулись перепуганные кролики. Игорь стал измерять остров шагами. В длину и в ширину получилось приблизительно двадцать шагов. Там же он наткнулся на деревянную будку. Игорь стал мечтать, что найдет на острове что-нибудь загадочное в виде клада, который может оказаться под этой будкой. Также ему хотелось обнаружить подземный лабиринт, который привел бы его к самому Парижу.

Вскоре мальчик увидел, что лодку далеко отнесло от берега, и он понял, что не сможет самостоятельно выбраться отсюда. Он стал звать на помощь кухарку Настю, но было очень далеко, и она его не услышала. Игорь надеется, что мама, вернувшись из города, обнаружит его пропажу и кинется на поиски. Больше всего он боится остаться здесь на ночь. Ведь тогда ему придется забраться в будку и спать на соломе, и не исключено, что туда приползет змея, или заберется крыса и откусит ему ухо.

Знакомство с обитателями острова

Игорь уже долгое время неподвижно сидел на берегу. Его окружили живущие на острове кролики. Но, как только он протягивал руку, чтобы погладить одного из них, они тут же разбегались в разные стороны. Прилетает оса, которая норовит сесть ему на лицо. Чтобы отвлечь ее, он достает и разворачивает конфету, на которую тут же садится надоедливое насекомое.

Игорь видит крысу, подплывающую к берегу и вспоминает, что садовник однажды рассказал ему, что крысы охотятся на кроликов. Мальчик кидается в крысу камнями, и она ретируется. Игорем овладевает все больший страх, что ночью сюда приплывет еще больше крыс.

Сон или явь?

Игорь все-таки засыпает на сене и видит сон, в котором оса беседует с крокодилом, вылезающим из воды. Внезапно крокодил начинает лаять, и Игорь просыпается. Он начинает осознавать, что лаял не крокодил, а черный пудель садовника Цезарь на противоположном берегу. Мальчик подходит ближе к воде и зовет собаку.

Встреча с Цезарем

Она бросается в воду и плывет к нему. Встрече радуются оба – и мальчик, и животное. Игорь пишет записку на французском языке, привязывает ее к ошейнику и отправляет собаку в обратный путь. Собака выполняет его поручение, садовник берет записку и поначалу ничего не понимает. Но, видя, что собака мокрая и тянет его к берегу, он бежит за ней. На противоположном берегу он видит Игоря. Садовник подтягивает к берегу лодку, которая плавает сама по себе, переезжает на тот берег и спасает Игоря.

Награда

Мама, к счастью, еще не вернулась. В благодарность за свое спасение Игорь вырезает из картона медаль и награждает Цезаря.

Рассказ саши черного игорь робинзон краткое содержание

Краткое содержание Игорь Робинзон Саша Черный для читательского дневника

Отец Игоря уехал в командировку, мама отправилась за покупками. Оставшись дома, мальчик не знает чем ему заняться. Он берет у кухарки тесто и лепит бюст Гоголя. Мальчик ставит слепленную фигурку на солнце, чтобы она высохла, но приходит индюк и съедает её. Увидев корову, пасущуюся на лужке, мальчик подумал, что с ней поиграть также не удастся.

Читайте также:
Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита - анализ, описание

И тут Игорь вспоминает, что на пристани стоит лодка, привязанная цепочкой. Он знает, что одному кататься запрещено, однако решает поиграть в ней. Забравшись в лодку, он сильно раскачал её. Цепочка оборвалась. Налетел легкий ветерок и стал уносить мальчика в лодке к тенистому островку.

Прибившись к берегу Игорь выбрался из лодки и осмотрел остров. Он увидел будку и испуганных кроликов, которых привез садовник. Вернувшись, он обнаружил, что лодка уплыла, он забыл привязать её.

Присев на пень, мальчик стал думать о доме и решил не плакать, ведь скоро вернуться родители и обязательно найдут его. На воде он увидел крысу, стремительно плывущую к берегу. Он вспомнил, как садовник рассказывал, что крысы приплывают душить кроликов. Игорь взял камень, и бросил в нее и она поплыла обратно.

Мальчик подумал, что Робинзоном быть сложно и решил придумывать план спасения. Он пожалел, что у него нет ружья, выстрелив из него он бы подал сигнал о бедствии.

Мальчик обрадовался, ведь теперь он на острове не один, теперь у него есть Пятница. Побегал пудель по кличке Цезарь по острову и смотрит на Игоря, мол домой пора. Игорь сообразил, он вырвал листок из блокнота и написал письмо о спасении садовнику. Отдал письмо Цезарю и объяснил, что его нужно передать хозяину.

Садовник читает записку и бежит к пруду, там он видит мальчика на острове. Он притянул лодку к берегу, сел в нее и забрал Игоря с острова. Прибежал Игорь в дом, и стал мастерить из картона большую золотую медаль для пуделя. В благодарность за свое спасение.

Своим рассказом автор еще раз доказывает читателю, что собака — друг человека.

Читать краткое содержание Игорь Робинзон. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Саша Черный. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Игорь Робинзон

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Женившись, доктор Ватсон стал реже видеться со своим другом. В один прекрасный вечер Шерлок Холмс навестил товарища и поведал ему о гении криминального мира

В произведениях Николая Дубова можно встретить самых разных персонажей, добрых и злых, умных и глупых, веселых и хмурых. Их характеры были мастерски переданы автором

В рассказе И.Бунина «Поздний час» идет речь о необычной встрече уже немолодого мужчины со своими прошлыми воспоминаниями. Его жизнь много лет проходит за границей, и сейчас герой очень скучает по прежним временам и родным местам, предается ностальгии.

Военный клипер под простым названием «Забияка» держал курс на юг. Атлантический океан переливался под лучами восходящего солнца. На судне шла утренняя уборка, слышались весёлые шутки матросов, покрикивание старого боцмана Матвеевича

Краткое содержание Саша Чёрный Игорь Робинзон

Мальчик Игорь остался дома один, так как папа и мама ушли по своим делам. Мама мальчика ушла в магазин за покупками, папа уехал в командировку. Мальчик остался один дома, ему стало скучно, и он решил поиграть. Пошёл на кухню нашел там тесто и сделал из его статую Гоголя.

Оставил на скамейке ее сохнуть, ну тут мимо проходил индюк и съел ее. Увидев корову на лугу, мальчик понял, что она играть с ним не будет. И тут он вспомнил про лодку, которая есть на берегу реки.

Мальчик прибежал к лодке взобрался в нее и стал играть. А лодка была привязана цепью. Но Игорь не придал этому значения. Пока он представлял, что плывет один сам в лодке, цепь оборвалась, и лодку понесло на середину реки.

Лодка принесла мальчика, к острову, недолго думая он выбрался на берег. Стал осматривать остров, нашел кроликов, и понял, что это тот остров, на который садовник привез много кроликов.

Они там живут, а крысы из соседних домов уходят и плывут на этот остров поживиться кроликами. Через время, закончив осмотр острова, Игорь вернулся к лодке, а ее нет, мальчик забыл ее привязать и она уплыла.

Мальчик сидел на берегу и вспоминал о доме. Тут увидел, что к нему плывет крыса, он забросал плывущую крысу камнями, она уплыла.

А на другой стороне реки мальчик увидел огромного пуделя. Мальчик позвал к себе пса, когда собака приплыла. При встрече пес был очень доволен. Пес прыгал и облизывал Игорю лицо и восторженно лаял.

Мальчик обкрадывался ведь это друг Пятница, как у настоящего Робинзона. Пёс стал показывать мальчику, что нужно возвращаться домой, но мальчик самостоятельно этого сделать не сможет.

Поэтому он написал письмо садовнику и положил его псу в ошейник. Через время пес приплывает к хозяину, тот находит письмо, читает его и бежит на помощь мальчику.

Садовник поплыл за Игорем. Приплыв на остров садовник повез Игоря на материк. Мальчик прибежал домой очень рад, ведь его быстро спасли. И вот смастерить специальную награду. В награду за то, что четвероногий друг его спас!

Читайте также:
Кутейкин - характеристика героя Недоросль, описание и образ персонажа

Это произведение в который раз подтверждает, что человек и собака дружат с испокон веков. И кроме этого произведение учит быт сильным в любых ситуациях. А так же стараться быть смелым и послушным, чтобы не попадать в сложные жизненные ситуации.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Саша Чёрный. Все произведения

Игорь Робинзон. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Данная статья представляет собой критический анализ пьесы Островского «Гроза». Автор статьи Добролюбов дает обобщенное, не вызывающее никаких сомнений утверждение о том, что Островский как никто другой понимает русскую жизнь

Рассказ автора начинается с повествования о своей няньке. Также автор повествует о своей семье и собственных европейских впечатлениях. Книга «Былое и думы» имеет 8 частей. В книге присутствуют старые очерки и публицистические статьи.

Данная опера состоит из трех актов, где и развиваются все события, которые происходят с актерами. Все происходит во времена когда правил Генрих Птицелов. Это примерно семнадцатый век.

Митя Королёв, которому было девятнадцать лет, работал в театре художником-декоратором. Он давно мечтал стать художником, но работа в театре увлекла его. Мать Мити умерла год назад от тяжёлой болезни, отец погиб на войне.

В произведении рассказывается о маленькой девочке Жене, которую мама послала за баранками. Но когда Женя отвлеклась, чужая собака съела ее баранки. Женя бросилась ее догонять и заблудилась.

Краткое содержание «Игорь Робинзон»

Главные герои: Игорь (мальчик фантазер), Жибер (садовник), Цезарь (пудель)

Автор: Черный С. | Дата публикации: 1937 | Форма произведения: рассказ | Жанр: приключенческий | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: дети 6-12 лет | Время чтения: до 1 часа |

Темы: детство, смелость и трусость

Один дома

В один из летних жарких дней Игорь остался дома один. Мама с экономкой отправились в город, а его не взяли, сославшись на то, что он быстро устанет. Игорь не согласен с таким мнением, он считает себя очень сильным и выносливым, способным на длительные переходы.

От нечего делать Игорь лепит из теста голову Гоголя и ставит ее сушиться на солнце. Откуда ни возьмись, появляется индюк и склевывает его произведение.

На лугу пасутся корова с маленьким теленком, но они не представляют интереса для Игоря. Кроме того, теленок так и норовит зажевать его новенькую курточку.

Игры в лодке

Вдруг Игорь вспомнил, что на пристани есть лодка. И, хотя ему запрещено одному находиться возле воды, он решительно направляется туда. Он же не собирается кататься по воде, а просто посидит, может быть, даже и порыбачит.

Игорь забрался в лодку и поднял флаг. В этот момент он почувствовал себя адмиралом. Раскачав лодку, он наблюдает за кругами, которые пошли по воде. Засмотревшись, он не заметил, что цепь, на которой держалась лодка, оборвалась. Когда он опомнился, до берега было уже несколько метров.

Игорь сумел преодолеть панику и взялся за весла. Но, сколько бы он ни греб, ветер относил лодку по направлению к небольшому островку. Теперь Игорь испытывал чувство, уже больше похожее на страх.

Иллюстрация к рассказу. Неизвестный художник

Таинственный остров

Лодка ткнулась носом в берег, и от нее врассыпную кинулись перепуганные кролики. Игорь стал измерять остров шагами. В длину и в ширину получилось приблизительно двадцать шагов. Там же он наткнулся на деревянную будку. Игорь стал мечтать, что найдет на острове что-нибудь загадочное в виде клада, который может оказаться под этой будкой. Также ему хотелось обнаружить подземный лабиринт, который привел бы его к самому Парижу.

Вскоре мальчик увидел, что лодку далеко отнесло от берега, и он понял, что не сможет самостоятельно выбраться отсюда. Он стал звать на помощь кухарку Настю, но было очень далеко, и она его не услышала. Игорь надеется, что мама, вернувшись из города, обнаружит его пропажу и кинется на поиски. Больше всего он боится остаться здесь на ночь. Ведь тогда ему придется забраться в будку и спать на соломе, и не исключено, что туда приползет змея, или заберется крыса и откусит ему ухо.

Знакомство с обитателями острова

Игорь уже долгое время неподвижно сидел на берегу. Его окружили живущие на острове кролики. Но, как только он протягивал руку, чтобы погладить одного из них, они тут же разбегались в разные стороны. Прилетает оса, которая норовит сесть ему на лицо. Чтобы отвлечь ее, он достает и разворачивает конфету, на которую тут же садится надоедливое насекомое.

Игорь видит крысу, подплывающую к берегу и вспоминает, что садовник однажды рассказал ему, что крысы охотятся на кроликов. Мальчик кидается в крысу камнями, и она ретируется. Игорем овладевает все больший страх, что ночью сюда приплывет еще больше крыс.

Сон или явь?
Встреча с Цезарем

Она бросается в воду и плывет к нему. Встрече радуются оба – и мальчик, и животное. Игорь пишет записку на французском языке, привязывает ее к ошейнику и отправляет собаку в обратный путь. Собака выполняет его поручение, садовник берет записку и поначалу ничего не понимает. Но, видя, что собака мокрая и тянет его к берегу, он бежит за ней. На противоположном берегу он видит Игоря. Садовник подтягивает к берегу лодку, которая плавает сама по себе, переезжает на тот берег и спасает Игоря.

Читайте также:
Фауст - краткое содержание по главам трагедии Гете, образ Маргариты
Награда

Мама, к счастью, еще не вернулась. В благодарность за свое спасение Игорь вырезает из картона медаль и награждает Цезаря.

Анализ стихотворения «Она сидела на полу» Тютчева

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 72.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 72.

Любовную лирику Ф. Тютчева следует читать в контексте биографии поэта, интимные стихотворения отображают его самые сокровенные переживания. Стихотворение «Она сидела на полу» относится к таковым. Его изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Она сидела на полу» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Она сидела на полу.

История создания – произведение было написано в 1858 г., в период, когда сердце поэта разрывалось между двумя женщинами – Еленой Денисьевой и женой Эрнестиной. Посвящены строки Эрнестине.

Тема стихотворения – страдания женщины от несчастливой любви.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, наблюдающего за страданиями женщины. По смыслу произведение делится на несколько частей: описание женщины с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытываемых лирическим героем.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры«любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело».

Эпитеты«знакомые листы», «горестные минуты».

Сравнения«как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

История создания

История создания произведения связана с любовью поэта к молоденькой девушке Елене Денисьевой. Познакомились они в 1849 году. Елена на 23 года была младше Тютчева, но возраст не стал помехой для развития сильных чувств. Елена узнала, что ждёт ребёнка. Скрывать отношения уже не получалось. Пара терпела осуждения общества, но любовь между Тютчевым и Денисьевой не угасла на протяжение 14 лет – до смерти Елены.

Элеонора Тютчева тяжело переживала измену мужа. Эмоции захлёстывали женщину, во время такого душевного надрыва она уничтожила письма, некогда написанные мужем. В них были и любовные стихотворения, которые навсегда развеялись с пеплом. Картину уничтожения писем как-то увидел Тютчев. Она навсегда осталась в его памяти. В 1858 году было написано данное стихотворение. Та, кому посвящено произведение, оказалась женщиной, обладавшей редким умением прощать. После смерти Денисьевой Тютчев вернулся в семью, Элеонора приняла любимого мужчину.

Поэт раскрывает тему несчастливой любви. Сцена, описанная в анализируемом произведении, не нова для русской литературы, особенность её в том, что она выхвачена из жизни. Внимание автора обращено не столько на события, сколько на эмоции и чувства героев.

В центре стихотворения два образа – женщина, которая сжигает письма, и её возлюбленный, наблюдающий эту печальную картину. Возлюбленный является лирическим героем.

В начале произведения рассказывается о женщине, которая перебирала письма. Героиня смотрела на них необычно, понимая, что возможности возвратить былое нет. Мы пока не знаем, кем были написаны строки, занавес этой тайны автор приоткрывает в четвёртом катрене. В ней читатель узнает, что женщина держала в руках любовные послания. Переписка, видимо, велась достаточно долгое время, о чём свидетельствуют строки: «О, сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой» .

Наконец, в последнем четверостишии появляется образ возлюбленного. Эти строки написаны от первого лица, так автор показывает, кто наблюдал за горьким расставанием с любовью. Лирический герой признается, что не осмеливался подойти к близкому человеку, попытаться успокоить, хотя и «пасть готов был на колени» . В тот момент он чувствовал лишь глубокую грусть.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог-воспоминание лирического героя, который стал свидетелем того, как его любимая сжигала письма. Разбор стихотворения по смыслу позволяет поделить его на несколько частей: описание женщины с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытываемых лирическим героем. Формально стихотворение состоит из четырёх катренов.

Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой с грустью рассказывает о пережитом. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Ф. Тютчев использовал перекрёстную АВАВ рифмовку.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности, поэтому их можно найти не в каждом стихе. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев.

В тексте есть метафоры – «любви и радости убитой» , « души смотрят с высоты на ими брошенное тело» ; эпитеты – «знакомые листы» , «горестные минуты» ; сравнения – «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Эмоции лирического героя подчёркиваются при помощи интонации. В третьей строфе, где его захлестывает волна воспоминаний, автор использует риторические восклицания.

Читайте также:
Эпилог Преступление и наказание кратко о самой сути

Анализ стихотворения «Она сидела на полу» (Ф. И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 31.01.2020 · Обновлено 31.01.2020

Особое место в поэтическом наследии Ф. И. Тютчева занимает любовная лирика, в которой нашли отражения личные переживания поэта и его непростые отношения с любимыми женщинами. Так, в тексте «Она сидела на полу» Тютчев рисует трагичную картину воспоминания об ушедшем чувстве. Многомудрый Литрекон предлагает подробный разбор стихотворения «Она сидела на полу» по плану, который позволит увидеть все своеобразие текста и глубже понять чувства лирических героев.

История создания

Стихотворение «Она сидела на полу» было написано Тютчевым в 1858 году, опубликовано было в том же году в журнале «Русская беседа».

Принято считать, что текст «Она сидела на полу» посвящен второй жене поэта, Эрнестине. После трагической гибели первой жены, Элеоноры, Тютчев вскоре женился на Эрнестине, с которой был давно знаком и даже имел любовную связь. Она была вдовой одного немецкого вельможи и могла спокойно располагать собой. Через десять лет счастливого брака история повторилась. Поэт познакомился с молодой красавицей, Еленой Денисьевой, которая была почти в два раза младше него, и быстро в нее влюбился. Отношения с Денисьевой продлились четырнадцать лет, до самой смерти женщины. Эрнестина любила Тютчева, и ей хватило мудрости сохранить брак, но измена мужа принесла ей немало страданий. Сплетни в обществе, осуждение, ревность — все это копилось бременем в душе женщины.

В стихотворении раскрывается сцена, когда Эрнестина в порыве отчаянья бросила в огонь часть написанных мужем любовных писем.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Она сидела на полу» можно отнести к любовной лирике, оно раскрывает личные чувства и страдания героев. Любовь в тексте предстает не как светлое и возвышающее, а как опустошающее чувство, навсегда остающееся в душе человека даже после угасания.

Текст написан в традиции Романтизма: лирический герой и лирическая героиня изображены в момент высшего напряжения чувств, каждый из них одинок перед лицом своих переживаний и терзаний. Они готовы на решительные действия, но не совершают их, потому что не видят в этом никакого смысла.

Написан текст четырехстопным ямбом. Поэт использовал перекрестную рифмовку с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Она сидела на полу» состоит из четырех строф-катренов.

  1. Две первые строфы обрисовывают жанровую сценку. Мы видим сидящую на полу женщину, разбирающую груду писем. В нескольких точно подмеченных деталях поэту удается описать ее сметенное состояние и разлитое по комнате нервное напряжение.
  2. Третья строфа открывает содержание писем, известное лирическому герою: «О, сколько жизни было тут невозвратимо-пережитой!». Можно догадаться, что письма – это то, что прежде связывало героя и героиню, то, воспоминание о чем вызывает теперь столько боли в душе женщины.
  3. Четвертая строфа переключает внимание на состояние самого героя. Он так же готов пасть на колени перед некогда любимой женщиной и перед призраком ушедшего чувства.

Образы и символы

Центральным образом стихотворения «Она сидела на полу» становится лирическая героиня, с описания которой начинается текст. В ее портрете нет никакой конкретики, не указывается имен, но можно понять, что перед нами женщина — любящая и страдающая. В ее облике подчеркнута одна деталь – «чудной взгляд», то есть странный взгляд человека, который много пережил и доведен до отчаяния. То, что героиня сидит на полу, также указывает на ее беспокойное состояние.

Сам лирический герой сначала представляется читателю холодным наблюдателем, но постепенно проявляется и его внутренний мир. Он помнит страсть, с которой писал эти письма, он видит, до какого отчаяния довели близкого человека его метания. «Страшно грустно» становится герою, и в этом усиливающем «страшно» сосредоточена невыразимая бездна грусти и сожаления.

Наконец, большое значение в произведении приобретает образ писем. Они сравниваются поэтом с «остывшей золой» и становятся символом ушедших чувств героев.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Она сидела на полу» может быть обозначена более подробно, если читатель даст знак о том, что ему необходимы преобразования в этом разделе. Многомудрый Литрекон с удовольствием это сделает.

  1. Основная тема стихотворения «Она сидела на полу» – угасшие между некогда близкими людьми чувства. Через образ писем поэт показывает, сколько было в жизни героев радости, жизни и любви и как больно теперь смотреть на отголоски прежнего счастья.
  2. Настроение стихотворения мрачное и болезненное. Любящая, но обманутая и надломленная героиня остается наедине с призраками прежних чувств и собственным отчаянием, а наблюдающий за сценой герой разделяет ее боль, но не имеет возможности что-либо исправить.

Проблематика текста «Она сидела на полу» обусловлена выбором темы.

  1. На первый план выходит проблема невзаимной или угасшей любви. Героиня смотрит на обращенные к ней любовные письма, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». В этом взгляде можно предположить горькую нежность к утраченному, боль и отчуждение.
  2. Чувство вины и безысходности — еще одна проблема, описанная в стихотворении. Лирический герой осознает, что причиной этой боли стали его чувства и его поведение. Он испытывал любовь и делился ею, а теперь молча стоит «в стороне», потому что в душе не осталось ничего, кроме страшной грусти, «как от присущей милой тени».
Читайте также:
Мещерская сторона - краткое содержание повести, описание героев

Основная идея

Смысл стихотворения «Она сидела на полу» сводится к тому, что любовь никогда не уходит бесследно. Даже остывая, она оставляет в душе человека грусть и боль.

Весь текст проникнут печальным настроением, а к финалу появляются мотив убитой любви и мотив смерти. Угасшие чувства сравниваются Тютчевым с «милой тенью», с призраком ушедшего человека.

Лирическая героиня не винит героя, но она доведена до отчаяния и опустошена его непостоянной любовью. Стихотворение изображает ее сильной женщиной, и оттого особенно страшно герою и читателю смотреть на ее страдания. Сам герой осознает, что причиняет любимому некогда человеку боль, но уже не испытывает былого чувства и ничего не может изменить. Такова главная мысль стихотворения «Она сидела на полу» — смерть чувства и боль от памяти.

Средства выразительности

Идею и настроение стихотворения Тютчев передает с помощью создания ярких образов и использования разнообразных средств выразительности. Тропы в стихотворении «Она сидела на полу» отражают мрачную палитру чувств героев:

  • Описать содержание перебираемых женщиной писем помогают эпитеты: «невозвратимо-пережитая» жизнь, «горестные» минуты, «убитая» радость.
  • Необыкновенно образные сравнения памяти об утраченных чувствах с «милой тенью», а любовных писем – с «остывшей золой» помогают поэту наиболее точно изобразить чувства центральных персонажей текста. «Остывшая зола» — это остатки огня, который некогда дарил тепло и жизнь, а сейчас служит лишь напоминанием о счастливом времени.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Она сидела на полу» раскрывает перед читателем трагичную историю ушедшей любви. Текст автобиографичен, поэтому поэту удается так тонко и пронзительно изобразить драму, развернувшуюся в душах героев.

Вся любовная лирика Ф. И. Тютчева необыкновенно экспрессивна, очень часто любовь предстает у него иррациональной силой, выжигающей души людей и разрушающей их судьбы. Именно такое чувство заставляет доведенную до отчаяния героиню разбирать на полу старые любовные письма, а героя – со «страшной грустью», но без прежней теплоты отрешенно наблюдать за этой картиной со стороны.

Она сидела на полу Тютчев

В основу тютчевской любовной лирики легли собственные отношения, эмоциональные искания, метания и переживания, нравственность и безнравственность. Все свои душевные порывы поэт выплёскивал на бумагу, и ему было что сказать. В его стихах можно найти и раскаяние, и муки совести, и сожаление. Талантливый человек, Фёдор Иванович, даже трагизм мог завернуть в изысканную литературную обёртку.

Таким образцом романтической лирики можно считать стихотворение «Она сидела на полу…». Это настоящее блестящее явление русской поэзии, как сказал Николай Некрасов.

История создания тютчевского стихотворения «Она сидела на полу…»


Это стихотворное творение Тютчевым было написано уже в зрелом возрасте. К этому времени у дипломата было положение в обществе, его знали как приличного семьянина, уважали как высокопоставленного чиновника. Мужчине было 47 лет.

В это время и врывается в его жизнь новое чувство, неожиданная любовь. Он влюбляется в Елену Денисьеву, которой едва исполнилось двадцать четыре года.

Вскоре выяснилось, что не только поэт испытывает к Елене Денисьевой пылкие и нежные чувства, его тоже любили. Между двумя совершенно разными людьми и по возрасту, и по взглядам вспыхивает бурный роман, который в результате привел к беременности Елены. Скрыть это уже было невозможно, и общество узнает о том, что произошло. Все обсуждают личную жизнь Тютчева, и осуждают его. Этот скандал в обществе дошел и до его семьи. Вскоре о его отношениях на стороне узнает жена. Элеонора принимает измену мужа очень болезненно и трагично. В эмоциональном порыве она начинает уничтожать письма мужа, которые он когда-то писал. В них содержались стихи, которые были посвящены только ей, и миру были неизвестны. Так была уничтожена большая часть переписки. К сожалению, эти тютчевские творения так и не были потом восстановлены.

Эту картину и увидел поэт, эта сцена уничтожения его писем долго стояла перед его глазами. Поэтому в 1858 году он пишет свое стихотворение «Она сидела на полу…», посвященное жене. Новая любовь в его жизнь принесла и счастье, и горе, и трагедию. Он не мог развестись с женой, но и не мог бросить Елену, поэтому роман продолжался, а мужчина буквально разрывался между двумя женщинами. Этот треугольник с женой и любовницей просуществовал целых четырнадцать лет, пока смерть Елены не вернула Тютчева в семейное лоно. Но всю свою оставшуюся жизнь он продолжал любить обеих, и был им обоим благодарен за то, что ему удалось пережить такие сильные чувства.

Сюжет тютчевского стихотворения

В этом произведении всего два основных персонажа. Автор, от лица которого ведется повествование всего текста, и он же лирический герой, и главная героиня. Женщина, сидя в своей комнате, разбирает письма, которые до этого свято хранила. Она поочередно берет каждое письмо, с каждым из них у нее связано какое-то воспоминание. Подержав немного его в руках, женщина бросает письмо. Лирический герой внимательно наблюдает за женщиной, пытаясь уловить те эмоции, которые она переживает.

Читайте также:
Образ дороги в поэме Мертвые души - символический образ

Поэт-философ мечтает передать все те эмоции, которые чувствует героиня в эту, переломную для нее пору жизни. Поэтому и использует лирик такую композицию. Всего четыре строфы, в каждой из которых отражено глубокое и тонкое чувство.

Основная тема всего тютчевского стихотворения «Она сидела на полу» — это любовная тема. Но автор поднимает и затрагивает в своем тонком и нежном стихотворении и проблему того, что человек сам приходит когда-нибудь к осознанию того, что сильные чувства уходят и уже они не вернуться. Поэтому он описывает действия главной героини в первых двух строфах. А вот третья и четвертая строфа позволяет описать уже внутреннее состояние главных героев.

Второе действующее лицо в тютчевском стихотворении «Она сидела на полу…» — это лирический герой, который находится недалеко от женщины и внимательно наблюдает за ней. Но он не совершает каких-либо действий и не пытается помешать женщине. Он сам переживает очень сильно, наблюдая за ней. И горькая грусть поселяется в его душе. Он видит, как женщина страдает, как тяжело ей, но помочь ей, или что-то изменить он не может. Поэтому порой его страдания доходят до полного отчаяния. Ошибки уже совершены и возврата не может быть.

Можно выделить в отдельный образ и письма, которые занимают центральное место в стихотворении. Их очень много, и все они подтверждение чувств, которые бушевали в душах супругов. Но теперь это всего лишь зола, которая даже успела остыть. Для героини эти чувства и эти письма – напоминания о том, что всё прошло, это память о любви, которая теперь не воскреснет.

Анализ тютчевского стихотворения

В композиции тютчевского стихотворения выделяется четыре строфы. Рассмотрим их более подробно. Первая строфа – это описание действий главной героини, которая, сидя на полу, разбирает дорогие сердцу старые письма. Уже то, что женщина сидела на полу, показывает ее эмоциональное состояние, ведь в этом ее и огромные страдания, и трагедия личной жизни, и беззащитность. Все эти письма превратились уже в большую груду, которая еще хранит воспоминания дорогих для героини дней. Красивая женщина берет по одному листочку, читает, а потом резко отбрасывает в сторону. Автор ясно показывает читателю, что когда-то это было дорого для женщины.

Во второй тютчевской строфе звучит трагедия человека. Автор использует грамматическую форму несовершенного вида и прошедшего времени. Это позволяет лирику создать атмосферу воспоминаний. Поэтому поэт-философ в конце второй строки и ставить задумчивое многоточие, создавая атмосферу воспоминаний, показывая, что история эта еще не закончена. Но можно это многоточие и по-другому читать: женщина страдает по той жизни, в которой она была счастлива и которая осталась в прошлом.

Третья строфа – это женские воспоминания, где героиня вспоминает те минуты, когда она была счастлива, но вернуть то время она уже не сможет никогда. Тютчев использует слова «жизнь» и «убитая», показывая, что возврата уже не может быть. В этом собраны все переживания женщины и трагизм ситуации.

В четвертой строфе Тютчев показывает и главного героя, который как раз является виновником женских страданий. Он, глядя на нее, тоже чувствует ту боль, которую переживает героиня, он сам готов повиниться перед ней, но понимает, что ничего уже не может изменить, что чувства уже остыли и воскресить их невозможно.

Средства выразительности

Невероятное количество различных художественных средств использовано автором в стихотворении «Она сидела на полу…». Это позволяет поэту добиться необычной певучести и чувственности.

В тексте встречаются многоточия, показывая, что автор не все и не всегда может выразить или объяснить словами. Невыраженные мысли и чувства остаются одной из изюминок тютчевской лирики. Написано это творение о любви четырехстопным ямбом, рифма перекрестная, идет постепенно чередование мужской и женской рифмы.

Критические оценки и отзывы

Свое мнение о тютчевском стихотворении Л.Толстой выразил всего лишь двумя буквами: «Т.Ч.», если их расшифровать, то означали они следующие слова: «Тютчев. Чувства». Он считал, что чувственному поэту удалось передать то, что не смог сделать до него никто другой: он передал чувства словами. Сам поэт говорил, что любовь всегда приносит муки и страдания, ведь это, по его мнению:

Анализ стихотворения “Она сидела на полу” Ф. Тютчева

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Она сидела на полу.
История создания – произведение было написано в 1858 г., в период, когда сердце поэта разрывалось между двумя женщинами – Еленой Денисьевой и женой Эрнестиной. Посвящены строки Эрнестине.

Тема стихотворения – страдания женщины от несчастливой любви.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, наблюдающего за страданиями женщины. По смыслу произведение делится на несколько частей: описание женщины с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытываемых лирическим героем.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры – «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело».

Читайте также:
Дуня Раскольникова - характеристика героини Преступление и наказание

Эпитеты – «знакомые листы», «горестные минуты».

Сравнения – «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Литературный анализ: стихотворение Тютчева «Она сидела на полу. «

Основными темами творчества Ф.И. Тютчева стали человеческие чувства и переживания, раздумья над смыслом жизни, изображение красоты русской природы. Стих «Она сидела на полу. » являет собой образец романтической лирики поэта.

Сюжет произведения

Если посмотреть на событийную канву стиха, то можно увидеть, что в нем очень много действий, чего обычно нет в поэтических текстах. В произведении два героя: лирический герой, от лица которого ведется рассказ, и героиня, за которой он наблюдает. Героиня разбирает старые письма, берет их в руки и бросает.

Творческая история

Без исследования творческой истории произведения невозможно сделать его анализ. Стихотворение Тютчева «Она сидела на полу. » посвящено второй супруге поэта, Эрнестине Федоровне. Оно было создано в конце 1850-х годов. Как раз в это время Тютчев испытывает самое глубокое любовное переживание в своей жизни. Он вступил в незаконные отношения с Еленой Денисьевой. Елена была гораздо младше Тютчева, но между ними вспыхнули настоящие чувства. Однако поэт был женат. Денисьева набралась смелости, чтобы быть с любимым. Ей пришлось разорвать все свои родственные и дружеские связи, ее не признавали в обществе. Она отдала все ради любви к Тютчеву. Поэтому стихотворения этих лет наполнены скорбью, страданием, как показывает анализ. Стихотворение Тютчева «Она сидела на полу. » не является исключением. Правда, в нем большее страдание испытывает, скорее, лирическая героиня, жертва любовного треугольника.

Идея стихотворения

Задачей поэта было показать то, насколько разрушительную силу имеет любовь. Даже почти угасшее чувство причиняет человеку величайшее страдание. Ведь в этом тексте героиня сжигает письма, которые некогда писал ей возлюбленный. Она вспоминает светлые минуты, которые были в их жизни. Но смотрит на письма так, будто это что-то невообразимо далекое и практически забытое.

Средства выразительности

Стихотворение «Она сидела на полу. » Тютчев создал, используя большое количество средств выразительности. Благодаря этому оно получилось очень ярким, красивым и чувственным. Основной прием, который использует автор — сравнение. «Как остывшую золу», «как души смотрят с высоты». Конечно, поэт не обошелся без своего любимого синтаксического средства — риторического восклицания. Оно помогает придать тексту большую эмоциональную насыщенность. Наблюдатель поражен тем, как героиня перебирает эти письма. В каждом ее движении чувствуются боль и страдание, душа разрывается, оттого что любовь прошла, она забыта.

Еще одно синтаксическое средство — инверсия. Неправильный порядок слов в предложениях позволяет автору расставить акценты, выделяя отрезки, важные по смыслу. Кроме того, инверсия позволяет создать особую ритмику текста.

Многоточия, которые стоят в конце строк, создают некое ощущение недосказанности. Не все, что сейчас на душе у лирического героя и героини, можно передать словами, что-то остается невыраженным. Это один из главных мотивов в творчестве Тютчева. «Невыразимое» впервые появилось в лирике Жуковского, впоследствии данный мотив был развит другими поэтами. Тютчев считал, что молчание порой говорит лучше, чем слова. Более того, слова бывают лживыми, нельзя глубокие человеческие переживания облачить в речевую форму, не исказив при этом смысла. Как показывает анализ, стихотворение Тютчева «Она сидела на полу. » данную мысль подтверждает именно благодаря многоточиям, некой мистификации внутреннего состояния персонажей.

Формальный анализ

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Оформить его ритм помогают пиррихии и спондей, которые присутствуют в каждой строке. Рифмуются каждые четыре строки. Рифма в строфе — перекрестная. Чередуются мужская и женская рифмы: «на полУ — золУ», «разбирАла — бросАла».

Эмоциональный отклик

Стихотворению «Она сидела на полу. » (год написания 1858) более полутора веков. Но какие же знакомые чувства описывает в нем Тютчев! Идут года и века, но неизменным остается одно: любовь в жизни человека — это самое большое переживание. Каждый стремится к тому, чтобы обрести это чувство, но не всегда оно приносит счастье. По мнению Тютчева, даже наоборот, любовь — это всегда мука и страдание, «борьба неравных двух сердец». Люди, влюбляясь, выносят смертный приговор своей второй половине. Можно разделять это мнение, а можно считать иначе. Но то, что описано в стихотворении, наверное, хотя бы раз в жизни испытывает каждый человек, пусть даже не так сильно. Угасшая любовь причиняет большую боль. Человек вспоминает все хорошие моменты, переживает заново. Порой даже по прошествии многих лет встреча с бывшим возлюбленным — это боль либо щемящее чувство печали о молодости, о пылкости и страсти. В стихотворении «Она сидела на полу. » Тютчев создает такое же ощущение в лирической героине, которое вызывают старые письма. Невольному свидетелю этой сцены передаются те же самые эмоции. В свою очередь, он как автор, от лица которого ведется рассказ, хочет передать их читателю.

Разобраться в настроении стиха позволяет подробный его анализ. Стихотворение Тютчева «Она сидела на полу. » — величайший образец психологической лирики.

Читайте также:
Есть в осени первоначальной - анализ стихотворения, история

История создания

История создания произведения связана с любовью поэта к молоденькой девушке Елене Денисьевой. Познакомились они в 1849 году. Елена на 23 года была младше Тютчева, но возраст не стал помехой для развития сильных чувств. Елена узнала, что ждёт ребёнка. Скрывать отношения уже не получалось. Пара терпела осуждения общества, но любовь между Тютчевым и Денисьевой не угасла на протяжение 14 лет – до смерти Елены.

Элеонора Тютчева тяжело переживала измену мужа. Эмоции захлёстывали женщину, во время такого душевного надрыва она уничтожила письма, некогда написанные мужем. В них были и любовные стихотворения, которые навсегда развеялись с пеплом. Картину уничтожения писем как-то увидел Тютчев. Она навсегда осталась в его памяти. В 1858 году было написано данное стихотворение. Та, кому посвящено произведение, оказалась женщиной, обладавшей редким умением прощать. После смерти Денисьевой Тютчев вернулся в семью, Элеонора приняла любимого мужчину.

История написания

История написания произведения может помочь читателю сделать правильный стихотворный анализ. «Она сидела на полу…» Тютчев написал уже в зрелом возрасте. Когда поэту было 47 лет, он был уважаемым человеком и счастливым семьянином. Но так случилось, что в этот момент Федор влюбился в девушку 24 лет — Елену Денисьеву. Его чувство оказалось взаимным, и между двумя людьми вспыхнул бурный роман, который безмятежно протекал до тех пор, пока не выяснилось, что Елена ждет ребенка. В обществе разразился грандиозный скандал, он не мог не коснуться законной супруги Тютчева — Элеоноры. Измену мужа она переживала очень болезненно. В момент отчаяния ею была уничтожена значительная часть переписки с Федором, которая содержала в себе большое количество стихов, посвященных именно ей. Произведения были безвозвратно утеряны. Это грустное событие описано поэтом в стихотворении «Она сидела на полу…». Ф. Тютчев написал его в 1858 году.

Любовь к Елене стала и радостью, и горем в жизни поэта. Он не смог развестись с женой, но отказаться от счастья с Денисьевой у него также не получилось. Так, просуществовал почти 14 лет. Тютчев прожил дольше обеих женщин, но свои чувства и благодарность он сохранил в своем сердце и к одной, и ко второй.

Поэт раскрывает тему несчастливой любви. Сцена, описанная в анализируемом произведении, не нова для русской литературы, особенность её в том, что она выхвачена из жизни. Внимание автора обращено не столько на события, сколько на эмоции и чувства героев.

В центре стихотворения два образа – женщина, которая сжигает письма, и её возлюбленный, наблюдающий эту печальную картину. Возлюбленный является лирическим героем.

В начале произведения рассказывается о женщине, которая перебирала письма. Героиня смотрела на них необычно, понимая, что возможности возвратить былое нет. Мы пока не знаем, кем были написаны строки, занавес этой тайны автор приоткрывает в четвёртом катрене. В ней читатель узнает, что женщина держала в руках любовные послания. Переписка, видимо, велась достаточно долгое время, о чём свидетельствуют строки: «О, сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой».

Наконец, в последнем четверостишии появляется образ возлюбленного. Эти строки написаны от первого лица, так автор показывает, кто наблюдал за горьким расставанием с любовью. Лирический герой признается, что не осмеливался подойти к близкому человеку, попытаться успокоить, хотя и «пасть готов был на колени». В тот момент он чувствовал лишь глубокую грусть.

Композиция

Стихотворение «Она сидела на полу» состоит из четырех строф-катренов.

  1. Две первые строфы обрисовывают жанровую сценку. Мы видим сидящую на полу женщину, разбирающую груду писем. В нескольких точно подмеченных деталях поэту удается описать ее сметенное состояние и разлитое по комнате нервное напряжение.
  2. Третья строфа открывает содержание писем, известное лирическому герою: «О, сколько жизни было тут невозвратимо-пережитой!». Можно догадаться, что письма – это то, что прежде связывало героя и героиню, то, воспоминание о чем вызывает теперь столько боли в душе женщины.
  3. Четвертая строфа переключает внимание на состояние самого героя. Он так же готов пасть на колени перед некогда любимой женщиной и перед призраком ушедшего чувства.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности, поэтому их можно найти не в каждом стихе. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев.

В тексте есть метафоры – «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело»; эпитеты – «знакомые листы», «горестные минуты»; сравнения – «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Эмоции лирического героя подчёркиваются при помощи интонации. В третьей строфе, где его захлестывает волна воспоминаний, автор использует риторические восклицания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: