История создания романа Мастер и Маргарита – редакции и публикации

Дьявол уступил Мастеру. Как создавался роман Булгакова

13 февраля 1940 года Михаил Булгаков внес последние авторские правки в рукопись романа «Мастер и Маргарита». К тому времени писатель уже несколько месяцев находился в тяжелом состоянии, у него была болезнь почек.

Не то название

Исследователи творчества Булгакова насчитывают как минимум три варианта романа. Работать над книгой Булгаков начал в 1928 (или 1929) году, она должна была стать «сатирической фантасмагорией» и «романом о дьяволе», но в дальнейшем замысел менялся. Отдельные ранние наработки писатель в окончательную версию включил: например, разрезающую повествование повесть о Пилате и Христе или самое начало, действие которого происходит на закате на Патриарших прудах.

От первого варианта «Мастера и Маргариты» остались пара порванных тетрадей с черновиками и такие же разорванные листы, остальное Булгаков сжег в 1930 году. Второй вариант он создавал до середины тридцатых: в нем уже появились в качестве героев Мастер (или Поэт) и Маргарита. Основным стал тот текст, над которым Булгаков работал в 1936-1938 годах. Именно в него он вносил правки до самой смерти.

С названием писатель долго не мог определиться. В первых вариантах главным героем был дьявол (Булгаков писал, что сжег «черновик романа о дьяволе»), и потому автор называл будущий роман по-разному: «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом», «Великий канцлер», «Гастроль (Воланда)», «Он явился» (или «Он появился»), «Копыто консультанта». В общем, это были намеки на личность центрального персонажа, а потому, видимо, Булгакова эти варианты не устроили. Название «Мастер и Маргарита» появилось в 1937 году, когда уже сложились общие очертания фабулы, а работа над текстом шла весьма интенсивно.

Публикация после смерти

Сложно сказать, насколько была возможна публикация «Мастера и Маргариты» в конце 1930-х годов. Скорее всего, роман не прошел бы через цензуру сталинского времени. Так, в 1940 году не состоялось издание избранных работ Булгакова, подготовленных Еленой Сергеевной Булгаковой, вдовой писателя.

Кроме того, к моменту смерти Булгакова рукопись выглядела как множество листов и тетрадей с напечатанным текстом и рукописными исправлениями. В предисловии к изданию романа в 1989 году писательница и литературовед Лидия Яновская писала, что это были «очень сложные порою узлы поправок, вставок, отсылок и перестановок».

Елена Сергеевна Булгакова посвятила подготовке рукописи к изданию почти всю жизнь, а время публикации пришло только во время хрущевской оттепели. При этом о самом романе литературная общественность того времени была осведомлена, кто-то даже читал машинописный вариант. Вениамин Каверин упомянул о «Мастере и Маргарите» в предисловии к «Жизни господина де Мольера» Булгакова (книга вышла в 1962 году). Ну а первый вариант — очень сокращенный — был напечатан в журнале «Москва» в 1966 году.

Тогда же роман был опубликован за рубежом, в Италии, с разрешения Главлита, то есть официально. А в СССР полный текст «Мастера и Маргариты» был опубликован в 1973 году благодаря Константину Симонову, являвшемуся председателем Комиссии по литературному наследию Михаила Булгакова. Это случилось уже после смерти Елены Сергеевны: она скончалась в 1970 году.

Воланд и дьявол

Происхождение Воланда и его свиты тоже не вполне ясно. Правда, с Воландом проще: это тот самый дьявол, с романа о котором и началась история создания «Мастера и Маргариты». По большей части он вобрал черты Мефистофеля, а вообще Булгаков делал выписки о том, «кто хочет зла, но вечно совершает благо», из многих источников: среди них были, например, очерки Михаила Орлова «История сношений человека с дьяволом», изданные в России в начале XX века.

Члены свиты, такие, как Азазелло (демон Азазель) или кот Бегемот, тоже пришли прямиком из различной оккультной литературы. Правда, сама свита у посетившего Москву дьявола появилась много позже, уже во второй редакции романа, да и подсказки писателя, раскиданные по тексту, не очень помогают идентификации этих обаятельных персонажей. К примеру, хотя о Коровьеве известно, что он рыцарь, который сочинил неудачный каламбур, разговаривая о свете и тьме, кто он такой, когда жил и долго ли оплачивал «свой счет», все равно непонятно. Непонятно и кто стал прообразом этого шутника, если такой был.

Мастер и Маргарита

Существуют разные версии того, кто послужил прототипом для заглавных героев романа. Например, согласно одной из них, Мастером мог быть Максим Горький. Впрочем, в основном исследователи творчества писателя считают, что образ Мастера автобиографичен, а в первых вариантах книги были ясные указания на то, что этот персонаж — сам Булгаков. Например, у него были серьезные трения с литературной критикой того времени (критик Латунский из романа). Упоминания о сожженном «черновике романа о дьяволе» были сделаны писателем в письме правительству СССР после запрета постановки пьесы «Кабала святош» и закрытия других спектаклей и нападок в прессе. Этот эпизод есть и в «Мастере и Маргарите» (правда, «рукописи не горят»). Впрочем, свой роман — вторую часть Мертвых душ» — сжигал и Гоголь, которого тоже называют среди тех, кто мог стать прообразом Мастера.

Читайте также:
Души мертвые и живые в поэме Гоголя - кто является мертвыми душами

Любопытно, что той самой последней правкой, которую Елена Сергеевна внесла в рукопись со слов мужа, были как раз слова Маргариты, сказанные в сцене похорон Берлиоза: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?» Булгаков скончался через месяц, 10 марта 1940 года, на 49-м году жизни, завещав вдове, Елене Сергеевне Булгаковой, заботу о своей самой известной работе, которой он отдал двенадцать лет.

История романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”

70 лет назад, 13 февраля 1940 года, Михаил Булгаков закончил роман “Мастер и Маргарита”.

Михаил Булгаков писал свой роман “Мастер и Маргарита” в общей сложности 12 лет. Замысел книги складывался постепенно. Сам Булгаков время начала работы над романом в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом.

Известно, что замысел романа возник у писателя в 1928 году, а в 1929 году Булгаков начинает роман “Мастер и Маргарита” (тогда еще не имевший этого названия).

После смерти Булгакова в его архиве остались восемь редакций романа.

В первой редакции роман “Мастер и Маргарита” имел варианты названий “Черный маг”, “Копыто инженера”, “Жонглер с копытом”, “Сын В”, “Гастроль”.

18 марта 1930 года, после получения известия о запрете пьесы “Кабала святош”, первая редакция романа, доведенная до 15‑й главы, была уничтожена самим автором.

Вторая редакция “Мастера и Маргариты”, создававшаяся вплоть до 1936 года, имела подзаголовок “Фантастический роман” и варианты названий “Великий канцлер”, “Сатана”, “Вот и я”, “Шляпа с пером”, “Черный богослов”, “Он появился”, “Подкова иностранца”, “Он явился”, “Пришествие”, “Черный маг” и “Копыто консультанта”.

Во второй редакции романа уже фигурировали Маргарита и Мастер, а Воланд обзавелся своей свитой.

Третья редакция романа, начатая во второй половине 1936 года или в 1937 году, вначале называлась “Князь тьмы”. В 1937 году, вернувшись еще раз к началу романа, автор впервые написал на титульном листе название “Мастер и Маргарита”, ставшее окончательным, поставил даты 1928‑1937 и более не оставлял над ним работу.

В мае – июне 1938 года полный текст романа впервые был перепечатан, авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя. В 1939 году были внесены важные изменения в конец романа и дописан эпилог. Но затем уже смертельно больной Булгаков диктовал жене, Елене Сергеевне, поправки к тексту. Обширность вставок и поправок в первой части и в начале второй говорит о том, что не меньшая работа предстояла и дальше, но выполнить ее автор не успел. Булгаков прекратил работу над романом 13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до своей кончины.

Роман “Мастер и Маргарита” не был завершен и при жизни автора не публиковался.

Впервые роман был опубликован только в 1966 году в журнале “Москва” в сокращенном журнальном варианте. То, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, заслуга жены писателя Елены Сергеевны Булгаковой, которая сумела сохранить рукопись романа.

Булгаковские места в Москве

Основные события булгаковского романа “Мастер и Маргарита” разворачиваются в Москве, которая представлена в романе в таких эпизодах, как “Вечер в доме литераторов”, “События в жилтовариществе”, “На Садовой”, “Сеанс волшебной магии в Варьете”.

Булгаковская Москва – это и Патриаршие пруды, и особняк Рябушинского ‑ Литературный институт, и особняк Маргариты на Остоженке, и “подвал Мастера” – Дом Пашкова, и гостиница Метрополь, и варьете, и знаменитый ” Дом Грибоедова”, и, конечно же, “нехорошая квартира на Садовой, 302‑бис”, и гастроном на Арбате, Александровский сад, Дорогомиловское кладбище, Лубянка, дом у Каменного моста, Торгсин на Смоленском рынке, Театр детских кукол в Замоскворечье, Брюсов переулок и др.

Патриаршие пруды. С аллей возле Патриарших прудов начинается знаменитый роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Еще в XVII в. в усадьбе патриарха на Козьем болоте существовали три пруда. В начале XIX в. два пруда были засыпаны. С тех пор уцелевший пруд хранит в своем названии память о “своих собратьях”.

Торгсин. Слово “торгсин” ‑ это сокращение от словосочетания ” торговля с иностранцами”. Потом такие магазины назвали “Березка”. Дом, где первый этаж занимал крупнейший московский Торгсин, появился после революции, его строили с 1928‑го по 1933 год (архитекторы Маят и Олтаржевский) с элементами конструктивизма.

Читайте также:
Анна Павловна Шерер - характеристика, описание внешности, атмосфера

Мансуровский пер., 9. Дом, где жил Мастер. По воспоминаниям современников, когда‑то этот дом принадлежал артисту Малого театра Топленинову, у которого Михаил Афанасьевич часто бывал в гостях и которому ‑ одному из первых ‑ прочитал свой роман.

Дом Драмлита. Лаврушинский пер., 17. Дом Драмлита Булгаков перенес из Лаврушенского переулка на Арбат. Но описан в романе именно этот дом, где жили официальные, номенклатурные писатели и критики, в числе коих и некий Литовский, стараниями которого были запрещены пьесы Булгакова. Литовский стал прообразом критика Латунского, квартиру которого разгромила Маргарита.

Театр Варьете ‑ вымышленный театр в романе “Мастер и Маргарита”, где происходит сеанс черной магии Воланда с последующим разоблачением. Прототипом Театра Варьете послужил Московский мюзик‑холл, существовавший в 1926‑1936 годах и располагавшийся неподалеку от Нехорошей квартиры по адресу: Б. Садовая, 18. Ныне здесь находится Московский Театр Сатиры. А до 1926 года размещался цирк братьев Никитиных, причем здание специально было построено для этого цирка в 1911 году по проекту архитектора Нилуса.

Рядом же есть сад “Аквариум”, где Варенуха повстречался с Бегемотом и Азазелло.

“Дом Грибоедова” ‑ в романе “Мастер и Маргарита” ‑ здание, где помещается возглавляемый Михаилом Александровичем Берлиозом МАССОЛИТ ‑ крупнейшая литературная организация. Булгаков запечатлел так называемый Дом Герцена (Тверской бульвар, 25), где в 20‑е годы размещался ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ. В ресторане “Дома Грибоедова” отразились черты не только ресторана Дома Герцена, но и ресторана Клуба театральных работников.

Нехорошая квартира ‑ квартира №50 в доме 302‑бис по Садовой улице ‑ квартира в центре Москвы, где поселились «дьявольские» персонажи романа Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Прототипами” “нехорошей квартиры” были две квартиры (50 и 34) в доме №10 по Большой Садовой улице, где Булгаков жил со своей первой женой (детали интерьера заимствованы из респектабельного дома 13 по Пречистенке, где две квартиры на верхнем этаже занимал родственник знаменитого ювелира Фаберже, и где не раз бывал Булгаков, любуясь высоким потолком с люстрой, на которой потом будет качаться Бегемот). Дом описан как дом “302‑бис”. Ни на одной из Садовых улиц в Москве не было и нет дома с таким большим номером. Этот вымышленный большой номер должен был подчеркнуть нереальность происходящего.

Здание было построено в 1903 году архитектором Милковым для московского купца и владельца табачной фабрики “Дукат” Ильи Пигита. Здание отмечено мемориальной доской, напоминающей, что здесь разворачивалось действие известного романа и несколько лет жил сам его создатель.

С 1980‑х гг. “Булгаковская квартира” стала одним из излюбленных мест литературного паломничества в Москву. 15 мая 2004 года в доме №10 по адресу улица Большая Садовая на первом этаже был открыт “Культурно‑просветительский Центр, музей “Булгаковский Дом”.

1. От “Великого канцлера” к “Мастеру и Маргарите”

За мной, читатель! Кто сказал тебе,
что нет на свете настоящей, верной,
вечной любви? Да отрежут лгуну его
гнусный язык!
М. Булгаков. Мастер и Маргарита

Я — мистический писатель.
М. Булгаков. Правительству СССР

Двенадцать лет были отданы М. Булгаковым работе над “Мастером и Маргаритой”. Шесть 1 редакций текста насчитывают ныне литературоведы… И это обязывает пристальней вглядеться в “закатный роман”, в его героев, вдуматься в его содержание. Вслед за Н.В. Гоголем автор “Мастера и Маргариты” мог бы повторить: “Они [произведения. — В.К.] писаны долго, в обдумывании многих из них прошли годы, а потому не угодно ли читателям моим тоже подумать о них на досуге и всмотреться пристальней”.

Прежде чем “всмотреться пристальней” в булгаковский текст, вспомним кратко историю создания и публикации романа — во многом автобиографического. Мы невольно отмечаем черты автора в его герое, а героя — Мастера — в его авторе. Причем общие черты существуют не только на уровне событийном, но и на уровне творческом, духовном. В 1930-е годы судьбы автора и его героя “складывались” параллельно, перекликаясь, влияя друг на друга.

С 1928 по 1940 год, до последних дней жизни автора, шла работа над текстом произведения: все более уникальной и масштабной становилась грандиозная архитектура романа, определялись центральные герои, отбирались ключевые эпизоды, шли напряженные поиски названия, которое выражало бы не просто центральные идеи романа, но его “душу”, его пафос.

История создания романа была драматичной. Из письма М. Булгакова к Правительству СССР от 28 марта 1930 года мы знаем, что первую редакцию писатель в отчаянии сжег сам в 1930 году: “Ныне я уничтожен… Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие. И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе… Все мои вещи безнадежны”.

Читайте также:
Характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита

Итак, вначале это был роман о дьяволе, скорее сатирический роман: в первых двух редакциях не было Мастера и Маргариты, не было параллельного развития действия двух романов — античного и современного. Правда, Иешуа присутствовал, но о нем рассказывал “странный незнакомец” в главе “Евангелие от Воланда”. В первых редакциях и сам дьявол был традиционнее, чем в окончательном варианте: Воланд выступал в привычном облике искусителя и провокатора (он, например, подучивал Иванушку растоптать изображение Христа).

Уже в 1931 году замысел существенно меняется: появляются Маргарита и ее спутник (пока еще безымянный). В 1934 году была закончена третья редакция, которая представляет собой нечто целое, хотя роман еще далек от окончательного вида. Но его контуры (привычные для нас) просматриваются: Мастер и Маргарита занимают в романе все более важное место.

Окончательного варианта заглавия все еще нет. В числе возможных названий присутствуют: “Черный маг”, “Великий канцлер [т.е. канцлер ада. — В.К.]”, “Сатана”, “Вот и я”, “Шляпа с пером”, “Черный богослов”, “Он появился”, “Подкова иностранца”, “Он явился”, “Происшествие”, “Копыто консультанта” (авторская запись в рукописной тетради 1932 года). Ныне опубликованы рукописи, отражающие работу М. Булгакова над романом, под общим названием “Великий канцлер” 2 . Черновые варианты позволяют проследить, как и в каком направлении шла работа над образами и мотивами произведения.

Конечно, в черновых вариантах нет еще той классической отточенности фраз, цельности и завершенности, к которой мы привыкли в каноническом тексте романа. Например, в “Великом канцлере” просьба Маргариты на балу у Воланда о возвращении ей Мастера выглядит следующим образом:

— Да, да, верните его, — умильно попросила Коровьева Маргарита.

— Нет, это не по его части, — отозвался хозяин дома, — это дело Фиелло…

[Мастер появился. — В.К.] Маргарита, узнав хорошо знакомый вихор и зеленоватые эти глаза, приподнялась и с воплем повисла на шее у приехавшего… [выделено мной. — В.К.]

В окончательном варианте мы видим совсем иную, хорошо знакомую нам Маргариту, — в ней теперь нет никакого заискивания, никакой половинчатости чувств, это гордая, любящая, страстная женщина с поистине королевским достоинством, которой отдает дань уважения сам Воланд и его свита:

[Коровьев. — В.К.] — Алмазная донна, на сей раз советую вам быть поблагоразумнее! А то ведь фортуна может и ускользнуть!

— Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, — сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой.

[Появился Мастер. — В.К.] Маргарита сразу узнала его, простонала, всплеснула руками и подбежала к нему… Она целовала его в лоб, в губы, прижималась к колючей щеке, и долго сдерживаемые слезы теперь бежали ручьями по ее лицу. Она произносила только одно слово, бессмысленно повторяя его:

Как мы помним, М. Булгаков, открывая вторую часть своего романа, обещал читателю показать “верную, вечную любовь”: “За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!” Свое обещание автор выполнил — страницы в его романе, посвященные любви, — одни из самых памятных в мировой литературе.

В ноябре 1937 года была начата и в 1938 году набело перепечатана последняя редакция романа, получившего окончательное название “Мастер и Маргарита”. Последовавшая затем авторская правка не прекращалась до самой смерти писателя. В последнее время, когда М. Булгаков был тяжело болен, правку под его диктовку продолжала Елена Сергеевна. В 1939 году были написаны Эпилог и сцена явления Левия Матвея Воланду с решением судьбы Мастера.

По свидетельству мемуаристов, последний раз Булгаков работал над романом 13 февраля 1940 года (умер писатель 10 марта 1940 года). Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: «Когда в конце болезни он уже потерял речь, у него выходили только концы или начала слов. Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на подушке на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что-то нужно, что он чего-то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье — лимонный сок, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: “Твои вещи?” Он кивнул с таким видом, что и “да”, и “нет”. Я сказала: “Мастер и Маргарита”? Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что “да, это”. И выдавил из себя два слова: “Чтобы знали, чтобы знали”».

Читайте также:
Конфликт поколений в драме А.Н. Островского «Гроза» ℹ проблема взаимоотношений в пьесе, примеры споров, аргументы на тему разногласий из литературного произведения

Исполнить эту предсмертную волю автора было нелегко. П.С. Попов, один из ближайших друзей и первый биограф М. Булгакова, написал после смерти писателя его жене: “Гениальное мастерство всегда останется гениальным мастерством, но сейчас роман неприемлем. Должно будет пройти 50–100 лет” 3 .

В период с 1946 по 1966 год Елена Сергеевна Булгакова несколько раз пыталась опубликовать роман, но безуспешно. Напечатан роман был в журнале “Москва” в 1966 (№ 11) и 1967 (№ 1) годах с многочисленными цензурными купюрами. Было сделано в общей сложности 159 купюр: 21 в первой части и 138 во второй (примерно 12%) текста, в основном пострадали страницы, относящиеся к римской и советской тайной полиции, а также указывающие на сходство древнего и современного мира; ослаблялась роль и нравственная сила “истины” Иешуа и т.п. 4

Если кратко попытаться обозначить путь, который прошел М. Булгаков в своей работе над романом, то его можно обозначить как путь от злободневной сатиры к философии, к общечеловеческим, “вечным” проблемам.

Читайте также другие статьи по творчеству М.А. Булгакова и анализу романа “Мастер и Маргарита”:

Амон Ра: верховный бог Древнего Египта

Культура Древнего Египта многогранна и уникальна. Даже спустя много веков она не устаёт впечатлять современных людей, прежде всего, своим высоким уровнем развития, технологиями, а также многими другими вещами.

Древнеегипетские боги – это тема, заслуживающая отдельного внимания. Центральной фигурой в египетском пантеоне божеств является Амон Ра.

Происхождение бога Амона

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Абсолютно во всех мировых государствах, жители которых верили в языческих божеств, присутствовал культ Солнца. Именно Солнце представляло в язычестве самое главное и важное божество. Подобное совершенно не удивляет, ведь дневное светило дарило тепло и свет, ассоциировалось с началом нового дня, способно было обеспечить богатый урожай.

Язычники проявляли большое почтение и уважение к солнечным богам, считали, что они верховные божества, прародители всех остальных. Древний Египет ничем не различался от прочих народностей в этом вопросе.

У древних египтян бог Солнца – Амон Ра также почитался как главный бог в пантеоне. Ему положено было молиться и приносить жертвы абсолютно всем: начиная от царственных фараонов и заканчивая простыми смертными.

По легенде, изначально существовали два солнечных бога – Амон и Ра, а впоследствии они слились друг с другом, и возникло единое божество — Амон Ра.

Отцом Амона является первоначальный хаос Нун. Могучая сила Амона Ра позволила ему покинуть хаос. Произошло данное знаменательное событие в области, в которой впоследствии появился город Гермополь. Появившись на свет, Ра справился с силами тьмы и зажёг свет из лотосового цветка. Правда, у этой красивой легенды есть и иные вариации, касающиеся происхождения солярного бога. Какая из них является верной, установить невозможно.

Так, согласно ещё одному мифу, бог вылупился из гусиного яйца. А другая гласит, что Амон пришёл с востока как жук-скарабей, катящий перед собой солнечный диск. По иным сказаниям считается, что данное божество создало земную сушу, придя в этот мир в образе сокола.

Интересно также, что внешность Амона меняется. Сохранившиеся до наших дней изображения бога демонстрируют его нам как гигантского кота или сокола. Ещё есть варианты человека, имеющего птичью либо баранью голову, увенчанную солнечным диском.

Амон Ра стоит во главе гелиопольской группы божеств. Данный пантеон образуется 9 богами, все они приходятся родственниками друг другу. Ра создал:

  • сына Шу – олицетворение воздушной стихии;
  • дочку Тефтун – ответственную за влагу с жарой.

Те же, в свою очередь, родили:

  • Геба (стихия земли);
  • Нут (небеса).
  • Осириса – является правителем царства мёртвых;
  • Исиду – обеспечивает на земле плодородие;
  • Сета – имеет власть над природными стихиями;
  • Нептиду – женское божество царства умерших.

В дневное время суток Амон Ра плавает на божественной солнечной лодке по небесному Нилу, давая свет земле. А когда Солнце прячется за горизонтом, плывёт по подземным водам Нила, где постоянно сражается с могущественным чудищем – змеем Апопом. Но поутру он вновь попадает на небосвод. Сражение Амона и Апопа начинается ровно в полночь и завершается к рассвету.

Египтяне начали активно поклоняться Ра при правлении четвёртой династии фараонов. Пятая династия ещё сильнее укрепила культ божества, начали считать, что цари – это дети Ра. Слово «Ра» обозначает «солнце», поэтому так и назвали верховное божество Древнего Египта. А так как фараоны почитались как солнечные дети, то в их имена в обязательном порядке добавляли приставку «ра».

Читайте также:
Литературные загадки для малышей и школьников с ответами

Мифология

Ознакомившись с древнеегипетскими мифами, вы невольно проникнетесь симпатией к богу Амону Ра. Мифология характеризует его как справедливого и доброго бога, который, даже рассердившись, быстро остывает и исправляет свои ошибки.

Ра сотворил мир и правил людьми в качестве фараона. В то время люди жили счастливо, наслаждаясь благодатью Божьей. Но длилось это недолго – ровно до тех пор, пока Ра не состарился. Его кости превратились в золото, а ум стал более ветхим. Хитрой правнучке Исиде удалось обмануть деда, выведав его второе имя. Тогда-то он утратил контроль над людьми, которые перестали подчиняться воле бога.

Амон сильно разозлился на человечество и пожелал стереть его с лица Земли. Заручившись поддержкой прочих божеств, он проклял людей, чтобы они захлёбывались собственной кровью. Начались разные войны, людей съедала воинственная Сехмет, представавшая в облике львицы.

В одной из обнаруженных гробниц находилась «Книга небесной коровы», рассказывающая, что солнечный бог вовремя опомнился и спас тех, кто уцелел, дав Сехмет выпить красного ячменного пива. Сам же сел на спину своей внучки Нут, принявшей облик коровы, и навсегда покинул землю, уйдя на солнечный небосвод.

На небе Амону было скучно, да и его милосердное сердце успело отойти от злости. Поэтому каждое утро он стал выезжать на ладье в небеса, чтобы подарить человечеству свет. А ночью, после триумфальной победы над чудовищным змеем, в течение одного часа Амон общался с душами, находящимися в царстве мёртвых и с богами там же. Он позволял им властвовать над людьми, а они взамен должны были слушаться его. Ещё Ра избирал парочку счастливчиков, которых брал в свою лодку на день.

А теперь обратимся к мифам древних славян. В них рассказывается, что с божественным Ра решила посоревноваться в красоте и величественности его дочка Рада. Она по итогу проиграла отцу – он подтвердил звание лучшего на небесах. А Раде досталось звание признанной красавицы на Земле.

Экранизации

В 1994 году на экранах появляется фантастический фильм «Звёздные врата» режиссёра Роланда Эммериха. В нём древнее божество изобразили в виде инопланетянина, напавшего на Землю и захватившего её. Главная роль в фильме досталась Джею Дэвисону.

Угнетённым людям приходилось на протяжение нескольких тысяч лет терпеть власть чужака. Но однажды они организовали восстание. Тогда Ра отправился на заброшенную планету Абидос. Правда, в 20 веке туда прилетела научная экспедиция землян. По итогу бог погибает от ядерного взрыва.

Есть и ещё один фильм, связанный с Амоном Ра. Его жанр – приключения, режиссёр Алекс Пройас. Называется «Боги Египта» (2016 год), в нём играть солнечного бога доверили Джеффри Рашу.

Интересные нюансы

  • В Древнем Египте сохранились 75 памяток, касающихся Амона Ра. Данные реликвии обнаруживают в гробницах Рамессидов (фараоны двадцатой династии). Небольшие пирамидки со всех сторон декорированы с помощью солнечной ладьи и молитв богу. Считалось, что подобные предметы помогут умершему лучше чувствовать себя в загробном мире.
  • В честь бога Амона назвали активный вулкан на Ио (является спутником Юпитера).
  • Образ египетского Божества присутствует не только в фильмах, но и в компьютерных играх. К примеру, есть две известные игры «Age of Mythology» и «Dungeons & Dragons». Во второй имеет место выдуманная реальность, где Амон властвует над пантеоном Мулхоранда.
  • Тур Хейердал, выступающий норвежским археологом и путешественником, назвал в честь Амона Ра две свои лодки – «Ра» и «Ра II». Причём первая была возведена по древнеегипетским папирусам, хотя и не выдержала путешествия. Над «Ра II» потрудились уже получше, исследователю удалось доплыть на ней от Марокко в Барбадос. Тем самым Тур сумел доказать, что древним мореплавателям было реально совершать трансатлантические переходы. Значит, они могли путешествовать и по Новому Свету.

В завершение хочу предложить вам просмотр тематического видео:

Амон – “бог богов” Древнего Египта

Поклонение солнцу встречается у многих народов древности, однако египтяне смогли превратить его культ в особенное направление, что отражено в мифах. Жители Древнего Египта изначально поклонялись светилу Ра, однако позднее “превратили” его в бога Амона, о котором и пойдёт речь.

Это божество имеет необычную историю – из покровителя тьмы небес Амон обратился в солнечное божество, отождествлявшееся с фараонами и их земной властью. Его почитали не только в Фивах, что были центром поклонения богу, но и по всему Египту, Амон был защитником многих правителей. Как выглядел самый сияющий из богов египтян? Почему поздние мифы используют имя “Амон-Ра”? Какие предания связаны с Амоном?

Читайте также:
Математические загадки в стихах и прозе для детей

Внешность и предназначение Амона

Амон – бог поистине загадочный. Чего стоит одно только его имя, ведь в переводе оно значит “скрытый, незримый”. Но разве солнце мы не можем видеть? Нет, дело в том, что имя Амона было дано божеству ещё во времена зарождения его культа. Изначально Амон считался покровителем незримой (тёмной) части небес. На более ранних изображениях бог нередко имеет облик гуся или барана, что были его священными животными.

Зародившись в Фивах, почитание Амона стало распространяться по всей стране. Постепенно менялся и облик божества. В эпоху Среднего царства египтяне уже вполне ясно сложили в своём представлении человеческий облик бога. Чаще всего на древних фресках он предстаёт перед нами высоким стройным мужчиной, голову которого украшает корона из двух перьев, направленных вертикально.

Фреска с изображением Амона в Заупокоенном Храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, Луксор, Египет
© Olaf Tausch / ru.wikipedia.org

Амон как великий создатель

Немало тайн связано и с родословной Амона. Информации в мифах по этому поводу не так много, а порой она и вовсе противоречива. Одни предания называют его супругой богиню Мут, что воплощала силы материнства, другие легенды говорят о его браке с Усерет, покровительницей защиты и справедливости.

Но меня больше всего заинтересовали другие сказания. В некоторых древних текстах рассказывается, что Амон имел две ипостаси – как мужскую, так и женскую. Эта “вторая половинка” одного божества выступала и в качестве его жены, о чём говорит её имя – Амаунет.

Рамзес III, держащий за волосы своих врагов, и бог Амон.
Рельеф из Мединет-Абу, также известный как Погребальный храм Рамзеса III, Луксор, Египет
© Alyssa Bivins / ru.wikipedia.org

О том, что мифы, говорящие о двух разнополых образах Амона имеют основу, рассказывают и упоминания об этом боге. Уже в ранний период развития Египетского царства Амон показан как великий создатель. Я думаю, именно с появлением такой ипостаси бога он стал постепенно преобразовываться из невидимого небесного покровителя в солнечное божество, вершащее судьбы людей и всей земли.

Противостояние жрецов и фараонов

Довольно быстро Амон превратился в верховное божество, а имя его стало использоваться в форме бог Амон-Ра. Это говорило о непосредственной связи между главными творцами жизни, богами солнца, что были едины, хотя и имели разные облики.

Хочу заметить, что немалую роль в распространении культа Амона сыграли его жрецы. Титул “Божественной Супруги” носила главная жрица храмов Фив, где располагались святилища Амона. Поклоняясь своему божеству и укрепляя его влияние, жрецы сумели стать могущественными людьми, чья власть была практически безграничной – не меньше, чем у самих фараонов.

Один из древнеегипетских правителей, Эхнатон, решил изменить ситуацию, совершив религиозную революцию. Имя Амона стиралось, его почитатели преследовались, словно преступники. Несмотря на все старания, после смерти Эхнатона культ Амона вернулся к прежним масштабам – теперь уже с надписей и гробниц стирали имя фараона-“еретика”.

Амон — сокрытый бог небес / © Aisha Ullah / aishaullah.artstation.com

Почитание бога Амона-Ра

До нашего времени дошло совсем немного мифов об Амоне, но это не умаляет его значимости в жизни египтян. Порой его называли “богом богов”, что указывает на поклонение фараонов солнечному божеству (а ведь правители считались земным воплощением богов).

В преданиях рассказывается о необыкновенных способностях Амона. Он родился из пустоты, создав себя сам. Египетские мифы говорят, что основой для сотворения стали четыре основных стихии, элементы которых незримый дух Амона использовал как творец.

Бронзовая статуэтка Амона – одного из богов египетского пантеона, 664-332 года до н.э.
Частная коллекция / © alexanderancientart.com

Первоначально Амон был богом ветра и воздуха, что вполне согласуется с легендой о способностях демиурга. Своим дыханием ветер сумел объединить разные стихии, превратив их в Амона.

Кроме этого, Амон стал ярким примером синкретизма в верованиях древних египтян. Его суть заключалась в объединении качеств разных богов, что находили слияние в определённом божестве. Так, например, нельзя не отметить сходства Амона и Мина, покровителя плодородия. Оба бога носят корону с перьями, оба отвечают за продление рода, возрождение сил земли, урожай.

Амон изображался с перьями шути на головном уборе
© Javier Cruz Domínguez / javiercruzdominguez.artstation.com

Не меньше общего у Амона с Птахом, что был особенно почитаем в Мемфисе, но наиболее выраженное родство у бога с великим Ра. Как и его солнечный собрат, Амон был создателем жизни, появившимся из хаоса и первоначальной пустоты.

Празднества, проводимые египтянами в честь этого бога, принадлежали к наиболее пышным и красочным торжествам. Одним из них был Опет, что приходился на пик разлива Нила. В этот день огромную сияющую статую Амона провозили на ладье через весь Египет. Простым людям (не жрецам или фараонам) можно было увидеть Амона лишь в этот день. Ещё одним торжеством в честь бога становился «Праздник Долины», когда проходило шествие через погребальные храмы прежних правителей.

Читайте также:
Старый дед и внучек - анализ, персонажи, основная мысль, тема

Амон был одним из самых важных божеств в Древнем Египте
Статуэтка датируется примерно между 680 и 640 годами до нашей эры
Местонахождение: Художественный музей Уолтерс, Балтимор, США
© art.thewalters.org

Из-за Амона в Древнем Египте развернулось нешуточное противостояние между жрецами и царями, что не хотели уступать власть служителям божества. Но виноваты в этом только люди, а не бог. Предания об Амоне говорят о том, что он был верным защитником для людей, добрым покровителем и, в конце концов, солнечным светом, дающим жизнь всему на земле.

Египетский бог солнца Ра

Ра (или Рэ) — древнеегипетский бог солнца. К эпохе V династии (XXV-XXIV века до Рождества Христова) он стал одним из главных богов египетской религии, отождествляясь в первую очередь с полуденным солнцем.

Описание

При более поздних египетских династиях Ра был объединен с богом Гором (Хором) в культе Ра-Хорахти («Ра, который есть Гор двух горизонтов»). Считалось, что он правит всеми частями мира: небом, землёй и преисподней. Ра ассоциировался с соколом или ястребом. Когда в эпоху Нового царства возвысился культ бога Амона он слился с Ра как Амон-Ра. В период Амарны фараон Эхнатон подавил культ Ра ради другого солнечного божества, Атона, обожествленного солнечного диска, но после смерти Эхнатона поклонение Амону-Ра было восстановлено.

Культ чёрного быка Мневиса, воплощения Ра, имел свой центр в Гелиополе, к северу от которого располагалось особое кладбище для принесенных в жертву быков.

Египтяне верили, что все формы жизни были созданы Ра, который вызывал каждую из них к существованию, произнося их тайные имена. Человек был создан из слез и пота Ра, поэтому египтяне называли себя «Скотом Ра». В мифе о Небесной Корове рассказывается, как люди составили заговор против Ра и, как он послал своё око, в виде богини Сехмет, чтобы наказать их. Затем Ра унял яростную Сехмет, напоив её вместо крови пивом, смешанным с красной краской.

Ра и солнце

Для древних египтян солнце было прежде всего источником света, тепла и роста живого. Это делало его очень важным божеством — владыкой всего, им созданного. Солнечный диск считался телом или оком Ра. Ра был отцом Шу и Тефнут — бога ветра и богини дождя. Богиня Сехмет, изображаемая в виде свирепой львицы, родилась из огня Ока Ра.

Ра в подземном мире

Согласно древнеегипетской мифологии, Ра путешествует на двух солнечных лодках: утренней — Манджет (Лодке миллионов лет) и вечерней — Месектет. В них он совершает свой путь по небу и по Дуату — Преисподней. Находясь в лодке Месектет, Ра принимает вид с головой барана, отождествляемый с богом Атумом. В поездках на солнечной лодке Ра сопровождают божественные энергии: Сиа (восприятие), Ху (повеление) и Хека (магическая сила). Иногда члены Эннеады (Девятерицы главных египетских богов) помогали ему в этих путешествиях. Бог Сет победил стремившегося проглотить Ра змея Апофиса, а бог Мехен защищал Ра от чудовищ подземного мира.

Апофис, бог хаоса, огромный змей, каждую ночь пробует остановить лодку Ра, проглотив её или заворожив гипнотическим взглядом. Ночная лодка Месектет несёт Ра через подземный мир обратно на восток. Древнеегипетские мифы о Ра представляли восход солнца в виде его повторного рождения богиней неба Нут. Таким образом, Ра приписывалось постоянное возрождение и обновление, что усиливало его связь с творческими силами.

Ра — как Создатель

Древние египтяне поклонялись Ра как Богу-Творцу. Это сторона его культа была особенно сильна в Гелиополе. Считалось, что Ра создал человека из своих слёз во время плача. Почитатели Ра говорили, что он создал и самого себя, тогда как приверженцы другого древнего культа — бога Пта считали, что создателем Ра был Пта. В одном отрывке из Книги Мертвых, Ра режет самого себя, и его кровь превращается в две духовных персонификации: Ху (волю) и Сиа (ум). Ра признавался также создателем времён года, месяцев, растений и животных.

Облик и изображения Ра

Бог Ра представлялся в различных формах. Обычным его изображением был человек с головой сокола и обвитым змеёй солнечным диском поверх неё. В других случая Ра изображался как человек с головой жука (Хепри), или человек с головой барана. Ра также имел вид упитанного барана, жука, птицы Феникс, цапли, змеи, быка, кошки, льва.

Читайте также:
Коровьев - характеристика персонажа в Мастер и Маргарита

Считалось, что в Подземном мире он принимает обличье барана. В этой форме Ра называли «бараном запада».

В некоторых произведениях египетской литературы, Ра описан как пожилой царь с золотой плотью, серебряными костями и волосами из лазурита.

Культ Ра

Главным культовым центром Ра был Иуну («Место обелиска») позже называвшийся греками Гелиополем («Городом Солнца»). Сейчас это один из пригородов Каира. В Иуну он отождествлялся с местным богом солнца Атумом. Как Атум или Атум-Ра он считался главой Эннеады («Девятерицы» главных богов), в которую входили также Шу и Тефнут, Геб и Нут, Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Праздник «встречи Ра» отмечался 26 мая по григорианскому календарю.

Его культ в Гелиополе стал усиливаться примерно со II династии фараонов, провозгласившей Ра солнечным богом. Фараоны IV династии считались воплощениями этого бога на земле и называли себя «сынами Ра». Почитание Ра ещё возросло при V династии, когда Ра стал государственным божеством и фараоны воздвигали особые пирамиды, обелиски и солнечные храмы в его честь. Правители V династии утверждали, что каждый из них рождается от самого Ра и жены гелиопольского первосвященника. Эти фараоны тратили громадные суммы на храмы Солнца. Тогда стали появляться первые Тексты пирамид, придававшие Ра всё больше значения в путешествии фараона через подземный мир.

В эпоху Среднего царства, Ра стали активно сочетать с другими важными божествами, особенно с Амоном и Осирисом.

Во время Нового царства, поклонение Ра стало сложнее и величественнее. Стены гробниц испещрялись подробными текстами, которые повествовали о путешествии Ра через подземный мир. В них уверяли, что Ра перевозит в своей лодке молитвы и благословения живых вместе с душами умерших.

Служение Ра сопровождалось гимнами, молитвами и заклинаниями с целью помочь этому богу и его солнечной лодке восторжествовать над змеем Апопом.

Утверждение христианства в Римской империи положило конец поклонению Ра в Египте. Культ Ра теперь стал возбуждать лишь академический интерес, даже среди египетских жрецов.

Бог Амон Ра. Главный бог Древнего Египта

Амон Ра, среди всего множества египетских божеств, считался верховным богом-творцом. Амон Ра — бог плодородия и жизни. В то время как большинство египетских богов были «рождены» в разные моменты истории Древнего Египта, и многие из них пользовались популярностью, Амон, похоже, присутствовал в мифологии и культуре египетского народа почти с самого начала возникновения этой таинственной цивилизации.

Во всех странах и городах, государствах и поселениях, где поклонялись языческим богам, самым воспетым был культ солнца. Солнце для язычников было верховным и самым важным божеством. Это не удивительно, ведь солнце приносило тепло и свет, олицетворяло начало нового дня и согревало поля, давая хороший урожай. Боги солнца были самыми почитаемыми и уважаемыми у язычников, как правило, считались верховными богами, прародителями всех богов, но назывались во всех культурах по-разному. Ничем в этом плане не отличался от других древних народов и Древний Египет.

Богу солнца поклонялись поголовно все, от простого народа до фараонов. Мало кто знает, что первоначально было два бога солнца: Амон и Ра. Позже произошло слияние этих двух богов и появилось единое божество – Амон Ра.

У Амона было много имен и он исполнял несколько ролей в египетской мифологии, и египтяне часто поклонялись семье Амона вместе с ним. Его изображения встречаются по всему Египту, как и легенды о нем.

Но все же о двух богах Древнего Египта.

Древнеегипетский бог солнца Ра

По легенде, днем Ра плывет на божественной солнечной ладье по небесному Нилу, освещая землю, а вечером плывет по подземному Нилу, где вынужден каждый раз одолевать могущественное чудовище змея Апопа, а на рассвете возвращаться снова на небо. Битва между Ра и Апопом начинается в двенадцать часов ночи и заканчивается к рассвету. Культ бога Ра начинает сформировываться во время правлении фараонов четвертой династии и считается всеобщей религией. При правлении фараонов пятой династии, культ бога солнца еще больше закрепился, и данных царей считали детьми Ра. Ра в переводе со всех языков означает солнце. Поскольку фараонов считали детьми солнца, то в их имена обязательно включали слог «ра».

Почему бог солнца стал главным богом у египтян? Все очень логично. Считалось, что Ра сотворил мир, был праотцом всех богов и их царем, очень часто Ра изображался в обличии фараона, но с головой сокола. Сначала мир был огромным океаном, в котором правил бог Нун. Нун сотворил самого Ра. Ра создал бога ветра, бога земли и богиню неба. Он приказал богу ветра Шу поднять небеса и землю и разделить их на две части. От слов Ра родились люди и животные, и на земле, и в воде, позднее из глаз Ра вышли люди. Первоначально бог солнца жил со своими творениями на земле, приняв образ человека, позднее ушел на небеса.

Читайте также:
Преступление и наказание - краткое содержание по главам и частям

Древние египтяне придавали огромное значение очам бога Ра. Глаза его изображались везде, где только можно и считались оберегающими амулетами. Очень часть очи Ра изображались не как глаза, а, например, в виде змеи или воина. Каждому глазу приписывались собственные магические свойства, казалось, что глаза бога Ра живут отдельной от него самостоятельной жизнью.

На изображениях бог Ра в руках держит посох и египетский крест с петлей – «анкх». Этот крест символизировал жизнь, бессмертие, вечность и мудрость, считался защитным знаком. Еще одним символом бога Ра считалась пирамида, чаще всего этот символ носили на теле в качестве амулета. Ра изображали не только в неодушевленных символах. Великого бога солнца отождествляли со священной птицей феникс, считалось, что подобно этой птице, Ра каждый вечер сгорает, а к рассвету восстает из пепла. Бог Ра в Древнем Египте (картинки позволяют в этом убедиться) был почитаемым и уважаемым Богом.

Древнеегипетский бог солнца Амон

Величайший Ра был не единственным солнечным богом Древнего Египта. Первоначально бог солнца Амон считался богом только в одном из Египетских городов, а именно в Фивах.

Со временем он приобрел статус общенародного бога солнца. Амон представлялся жителям Египта в виде человека, носившего корону с двумя золотыми перьями и закрученную тонкую бородку. В руках он держал скипетр и анкх. Подобно богу Ра, культ Амона тоже был велик, особенно после выхода его за пределы города Фивы. Амон в Фивах считался прародителем всех богов, началом всей вселенной.

Амон, так же как и Ра путешествовал на своей лодке по небу и подземному миру. Когда он плыл по небу, то освещал мир, когда спускался под землю, боролся с силами тьмы. Священным животным этого бога считались гусь и баран, которые являлись символами мудрости. Амон был самым почитаемым богом у фараонов, позднее ему стали приписывать покровительство войны и силы.

Древнеегипетский бог солнца Амон Ра

А как зовут бога солнца в Египте сейчас? Конечно это сочетание двух имен великих богов Амона и Ра. В шестнадцатом – семнадцатом веках до нашей эры, во время Среднего царства культ бога солнца Амона настолько силен, что Амон становиться верховным государственным богом, правителем всех богов. Но другой бог солнца Ра прочно укрепился в умах и религии древних египтян. В связи с этим происходит слияние двух могущественнейших богов в одно божество – Амона Ра. Амон Ра обладал чертами обоих богов, их влиянием, силой и величием. Египтяне возвели в Фивах храм Амона Ра, куда ходили и фараоны, и простые люди.

Древние люди изображали Амона Ра, как правило, в виде мужчины, иногда в виде человека с головой барана или полностью в виде барана. Как и Амон, Амон Ра держал в руках крест с петлей, который являлся символом жизни и бессмертия.

Амон Ра, в отличие от своих половин по отдельности, был доброжелательным богом, способным и желающим протянуть свою божественную руку помощи любому нуждающемуся. Раньше загробным миром считалось царство мертвых, где царил вечный холод и тьма. Лишь избранные могли попасть на небо в царство Ра. Новый культ Амона Ра уравнял в религиозных правах все слои общества Египта, теперь в небесное царство после смерти мог попасть любой человек от фараона и жреца до человека самого низшего социального сословия. Новый бог солнца представлялся в роли заботливого и справедливого отца, создателя всего живого и покровителя всего сущего. Но несмотря ни на что, бог Амон Ра в Древнем Египте, первостепенно, оставался богом правителей, богом фараонов.

Во время Нового царства почитание Амона Ра достигло максимального подъема, однако, в эпоху Позднего царства его превознесение начинает медленно сходить «на нет». Только в Фивах его будут всегда почитать, как и прежде.

Восприятие бога Амона в других культурах

Богу Амону было присвоено звание «Царь богов» Верхнего Египта.

Ученые обнаружили несколько разных вариантов написания его имени в египетской литературе. Некоторые из различных вариантов написания: Ам, Амен, Амон, Амоун, Аммон и Хамон.

Другие страны приравнивали бога Амона к своим собственным божествам. Так греки приравнивали Амона к Зевсу, а римляне — к Юпитеру.

Читайте также:
Герой нашего времени - краткое содержание по главам и частям романа

Роли бога Амон Ра

  1. Первой ролью Амона было покровительство древнего египетского города Фивы, где проживал правящий фараон и его королевская семья. Именно здесь он соединился с богом солнца Ра, и оба стали известны как египетский бог Амон-Ра.
  2. Амон-Ра был царем богов Верхнего Египта и одним из самых важных богов в Египте.
  3. Египтяне дали Амон-Ра роль творческой силы, ответственной за всю жизнь на земле, на небесах и в туате (подземном мире).
  4. Амон был также отцом фараона.

Семья бога Амон

  • Амон был частью триады Тхе вместе с Мутом и Хонсу (триада была группой из трех богов, включая мать, отца и ребенка).
  • Жена (как Амон): Амунет, мать-богиня.
  • Жена (как Амон-Ра): Мут, богиня Фив, женщина-двойник Амона-Ра.
  • Сын: Хонсу, лунный бог возрождения и исцеления

Почитание бога Амон Ра

История развития богослужения Амону захватывающая. После того как фараоны перенесли свою столицу в Фивы, Амон стал главным богом. Во время восемнадцатой династии он ассимилировался с Ра.

Многие из царей Восемнадцатой династии заказали фрески, на которых Амон-Ра стал их отцом. Именно так правители, чья легитимность была под вопросом, доказывали свое право на власть. Когда Хатшепсут начала править своим пасынком, Тутмосом III, она заказала фрески, на которых изображено, как Амон-Ра удочеряет ее. Она использовала эти фрески, чтобы узаконить свое царствование и оставаться фараоном до самой смерти.

По мере развития восемнадцатой династии культ Амона-Ра рос в богатстве и могуществе. Уже вскоре культ соперничал с фараоном по силе и авторитету. Этот факт способствовал решению Эхнатона объявить Атона единственным богом в Египте. Он перенес столицу в новый город, но как только он умер, священники Амона-Ра вновь обрели свою власть. Фивы снова стали столицей, и культ Амона-Ра продолжал набирать силу.

Храмы бога Амон

Храмы, посвященные Амону, были построены по всему Египту, а Рамзес II построил или перестроил несколько из них. Три из этих храмов находятся в Дейр-эль-Медине, Луксоре и Карнаке:

  • Дейр-эль-Мединарасположен на западном берегу Нила, напротив Фив и недалеко от Долины Царей. Рамзес II построил этот храм и два, посвященных другим членам Триады Тевина.
  • Храм Амона в Луксоребыл построен около 1500 г. до н.э. и до сегодняшнего дня был активным религиозным объектом. Два названия Луксорского храма — «Место уединения» или «Южный Опет». Этот храм находился в самом сердце древних Фив, и процессная дорога соединяла его с Карнаком.
  • Храмовый комплекс в Карнаке является крупнейшим храмовым комплексом, построенным людьми, а его Великий Храм Амон — его жемчужина. Поколения фараонов добавляли или перестраивали части этого храма. Криосфинксы (сфинксы с головами баранов) пересекают один из процессных путей. Несколько дворов, обелисков и пилонов, вырезанных иероглифами, являются частью этого храма. Несколько храмов являются частью этого комплекса, в том числе посвященные Атону. Эхнатон построил его в течение первых пяти лет своего правления, прежде чем он перенес столицу в Амарну.

Символы бога Амон

Египетское произведение искусства ассоциирует несколько символов с Амоном:

  • Баран (криосфинкс: сфинкс с головой барана);
  • Гусь;
  • Иногда фрески Амона показывают его как обезьяну или льва.

Его изображения

  • Изображения и статуи Амона обычно показывают его как человека с синей или черной кожей.
  • Он носит головной убор с двумя перьями, а перья имеют чередующиеся цвета: красный и зеленый или красный и синий.
  • Амон носит несколько ювелирных украшений, включая широкий воротник или ожерелье и браслеты.
  • Его одежда — или килт, или туника с украшенными лямками.
  • Амон держит анх в правой руке и скипетр в левой руке, а иногда бычий хвост свисает с его туники.
  • Амон также изображен с различными головами животных. Иногда у него голова ястреба с солнечным диском, окруженным змеем на вершине. Другие изображения показывают Амона с головой барана.

Важные факты о боге Амон

Амон Ра был богом-творцом, которому поклонялись через Египет.

Фараоны были «сыном Амона».

Его культ получил достаточно власти и богатства, чтобы угрожать фараону.

Женщины, которые были «женой бога Амона», занимали важные места в культе.

Некоторые фараоны использовали Амона, чтобы узаконить свое правление.

Фивы были центром его поклонения.

Некоторые из величайших храмов Амона были в Фивах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: