Капитанская дочка цитаты и афоризмы героев романа А.С. Пушкина

Аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» для итогового сочинения 2021-2022

Содержание:

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В повести Пушкина поднимается важный вопрос о необходимости нравственного ориентира на жизненном пути. Правильно выбранный нравственный принцип поможет человеку ориентироваться на жизненной дороге и находить верный путь к цели. Так, главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» руководствовался советом отца — «Береги честь смолоду». В жизни героя постоянно встречались ситуации выбора, и Гринев ни разу не изменил этому завету. В Белогорской крепости во время восстания Пугачева на его глазах казнят капитана Миронова и других защитников гарнизона. Тем не менее герой, зная, что может погибнуть, отказывается сохранить свою жизнь ценой измены присяге и офицерской чести. Мужество молодого офицера вызывает уважение даже у его врагов.

Защита своей чести и защита страдающих и униженных — явления одного порядка. Так понимает это Петр Гринев, заступаясь за Машу, которой нанес оскорбление Швабрин. Ради освобождения дочери капитана Миронова из рук ее мучителя, Гринев отправляется в ставку Пугачева и вновь рискует своей жизнью. Однако справедливость и спасение страдающих для героя важнее всего — поэтому он вновь вспоминает завет отца. Как воздаяние за твердость, мужество и честь, автор награждает Гринева счастливой семейной жизнью. Этим Пушкин показывает, как важно человеку руководствоваться высокими нравственными принципами на дороге жизни.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» показаны жизненные дороги многих героев. Каждый из них прошел через испытания и приобрел опыт на этом пути. Так, князь Андрей приходит от увлечения личностью Наполеона и мечтой о своем Тулоне к пониманию истинных ценностей бытия, идее прощения и принятия своей судьбы. На поле Аустерлица он осознает всю тщетность и честолюбие своего желания славы и понимает, что есть нечто высшее, чему должна быть доступна душа человека. Смертельно раненый в Бородинском сражении, он находит в себе силы простить измену Наташи и смириться. Не бывает легкой дороги у тех, кто постоянно в поисках истины, однако искать ее необходимо — такова мысль автора.

Другой герой, Пьер, также пережил увлечения идеями наполеонизма, масонства, вынашивал мысль убить Наполеона, участвовал в Бородинском сражении. А в эпилоге романа мы видим, что пришел он к идеям декабристов; Пьер — член тайного общества. Однако можно сказать, что все его искания на жизненной дороге были продиктованы одним чувством: страстным желанием делать добро, быть нужным своему Отечеству. Именно поэтому он оказывается в рядах декабристов. Так, жизненный путь человека идет через препятствия и заблуждения, но приводит его к достижению цели.

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума». На примере главного героя своей комедии автор показывает, как важно уметь отстоять свой жизненный выбор перед окружающими, не сломиться, не отказаться от своих идеалов. Для этого часто необходимо мужество и твердость характера. Человек выбирает свой путь самостоятельно, не оглядываясь на других. Только он несет ответственность за свой выбор. А суд людской всегда необъективен и неоднороден — невозможно угодить всем, на этом пути можно себя потерять. Поэтому нужно твердо идти своей дорогой, не обращая внимания на то, что говорят люди. Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» испытал на себе суд людской в полной мере. Оказавшись в фамусовском обществе, он сразу бросается в бой с консервативными взглядами помещиков-крепостников. Чацкий выступает против чинопочитания и низкопоклонства молчалиных, девиз которых «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Он осуждает крепостное право и преклонение перед иностранным, выступает против правила Фамусова «ну как не порадеть родному человечку». Нравственный принцип Чацкого — «служить бы рад, прислуживаться тошно». За один день своими пылкими речами он восстановил против себя всех, даже когда-то влюбленную в него Софью. На протяжении пьесы многие вступают с ним в спор — но Чацкий не отступает от своих идеалов. Герой не изменяет себе и тогда, когда собравшиеся начинают придумывать про него небылицы («шампанское стаканами тянул — нет, бочками сороковыми») и в итоге объявляют его сумасшедшим. Герой покидает негостеприимный дом Фамусова непобежденным. Именно так и должен вести себя человек, выбравший свою дорогу в жизни.
  • В. Каверин «Два капитана». В повести В. Каверина «Два капитана» главный герой однажды, будучи любознательным мальчиком, нашел сумку почтальона со старыми письмами. Оказалось, что это письма капитана Татаринова, отважного мореплавателя, отправившегося в экспедицию. «Святая Мария» потерпела крушение и все члены экипажа погибли. Однако Саня решает раскрыть тайну писем и узнать, кто виновен в этой трагедии. Путешествие в прошлое становится для него целью жизни. А судьба готовит ему встречи с теми, кто имеет непосредственное отношение к этой истории — дочерью капитана и его братом. Саня становится военным летчиком, его упорство и вера в успех помогают ему открыть место последней стоянки экспедиции Татаринова и восстановить справедливость. Теперь имя первооткрывателя новой земли на Севере станет известным географическому обществу, а имя его брата, Николая Ивановича, по вине которого погибли путешественники, покрыто позором. На пути к этому открытию главный герой обрел бесценный опыт, почувствовал настоящую цену жизни, узнал цену дружбе и предательству. Путешествие в прошлое не только открыло новые имена и тайны, но и определило жизненные ориентиры, а ещё связало два любящих сердца — Катю Татаринову и Саню.
  • И.А. Гончаров «Обломов». На примере трагической судьбы главного героя писатель показывает, к чему приводит пассивное отношение к жизни. Илья Ильич Обломов, типичный представитель дворян-помещиков, всю свою сознательную жизнь проводит на диване. Диван и халат стали символами его существования. То, что происходит за стенами его дома, для него не интересно, имением своим он не занимается, поэтому управляющий его бесстыдно обворовывает, а крестьяне бедствуют. Его активный и деятельный друг Штольц, зная о прекрасных душевных качествах Обломова, пытается его спасти, вырвать из тины повседневности и апатии. Но даже любовь к Ольге Ильинской, вспыхнувшая в сердце главного героя и озарившая на миг его существование, оказалась бессильна сдвинуть его с места. Обломов ощущает трагедию своей жизни, но в борьбе с самим собой терпит поражение. Он не сумел воспользоваться возможностью возрождения, которую подарила ему судьба, и возвращается на свой диван, к привычному прозябанию. Жизнь его вроде бы и идет, и в то же время стоит на месте. Автор показывает, как даже натура, богатая духовно, способная принести много пользы обществу, гибнет под влиянием лени и апатии, заканчивает свое существование, ничего не оставив миру. И. А. Гончаров призывает читателей помнить о необходимости развития, самосовершенствования, духовного роста — именно это жизненный путь, достойный человека.
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Жизнь героя поэмы «Мцыри» можно назвать коротким и трагическим путешествием ради высокой цели. Мальчик, спасенный русским генералом во время кавказской войны, прожил до юношеских лет в монастыре. Однако суровый уклад и размеренная жизнь в неволе не устраивали романтическую натуру героя. Он одержим мечтой о родине, о свободе. Бегство из монастыря и три дня, проведенные на воле, в итоге приводят его к гибели, но они же дают ему бесценный опыт свободы и силы страсти. «Что делал я на воле? — Жил!» — восклицает он в своей исповеди перед смертью. Мцыри понял самого себя, узнал во время сражения с барсом, что «мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов», однако понял и то, что не сможет найти дорогу домой. Вернувшись в свою тюрьму-монастырь, он не жалеет о своем побеге и готов заплатить за эти три дня своей жизнью. Судьба героя поэмы дает нам понять, какие ценности следует искать на жизненном пути и как относиться к неудачам и потерям.
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Дорога в жизни человека мыслящего — это всегда возможность приобрести необходимый жизненный опыт, узнать мир и познать самого себя. Повесть А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» представляет собой эпизоды народной жизни, рассказанные неравнодушным путешественником. Для повествователя встреча с ужасами и несправедливостями крепостного права стала нравственным потрясением. Встреча с крестьянином, вынужденным из-за большой семьи работать на помещика круглосуточно и без отдыха, зрелище плачевного состояния дорог и городских построек, знакомства с людьми, рассказывающими свои истории — все это наводит повествователя на размышления. О пагубности крепостничества для народа, о корыстолюбии, о необходимости просвещения, о причинах пьянства и разврата, о вреде чинопочитания. Но одновременно и о духовном богатстве русского народа, о природной красоте русских крестьянок, о том, в чем главное достоинство человека. Таким образом, путешествие дает возможность совершающему его осмыслить многое в своей жизни, получить ответы на непростые вопросы или, наоборот, задуматься о том, чему ранее не придавал значения.
  • Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В этой повести, написанной больше для взрослых, чем для детей, путешествие героя мыслится как путь к познанию самого себя и мира. Маленький принц знакомится с жителями других планет, и каждый из них — иллюстрация к определенному восприятию смысла жизни. Кто-то, как Король, видит его в безграничной власти, для Честолюбца важнее всего почитание и восхищение окружающих, Деловой человек занят подсчетами и присвоением всего, что можно учесть, Пьяница находится в плену своей страсти и в то же время страдает от нее. И лишь на одной планете герой встречает человека, занятого делом: Фонарщик единственный, кто не смешон, «потому что думает не только о себе». Путешествуя между мирами, Маленький принц приходит к пониманию важности заботы о своем доме, о тех, кто ему доверился. Его отношение к жизни изменилось, потому что он приобрел важный опыт и понимание истинных ценностей.
  • Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Сюжет знаменитого романа представляет собой рассказ о путешествии главного героя по реальной Испании, как сам он говорит, ради борьбы со злом и воскрешения «золотого века». Начитавшись рыцарских романов, Дон Кихот отправляется в странствие, подобно их героям, Его оруженосец Санчо Панса называет его Рыцарем Печального образа, потому что в сражениях часто с вымышленными врагами Дон Кихот терпит унижения, побои, насмешки окружающих. А его поединок с ветряными мельницами чуть не приводит героя к гибели. Дон Кихот не осознает различия реальной жизни современной ему Испании и воображаемого мира, где царствуют идеалы благородства и мужества. Однако образ благородного безумца привлекает стремлением защищать обиженных, вступаться за бесправных. Герой романа воспринимается как символ борьбы за идеалы справедливости, права, свободы. По избранному им пути Дон Кихот следует, не предавая своих идеалов, не обращая внимания на осуждение и издевательства окружающих, без раздумий вступая в бой с пороками — в этом его достоинство как личности и пример для читателей.
  • Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе». В фантастической повести Ч. Диккенса говорится о путешествии героя в собственное прошлое. Скупой и черствый старик Скрудж, кажется, забыл о любых человеческих побуждениях и чувствах: отказывается прийти на праздник к племяннику, выгоняет из дома пришедших просителей. Отказывается помочь своему клерку, у которого болен ребенок. Пожалуй, в его окружении нет ни одного человека, который любил бы его. Да и сам он никого не любит и никому не сочувствует. Перед Рождеством ему в снах поочередно являются три добрых Духа, которые переносят героя сначала в детство, затем в его юность, показывая, как растерял Скрудж все доброе и чистое в своей душе, как постепенно ожесточился и стал равнодушен к страданиям и боли других. Старику больно вспоминать о своем прошлом, и он просит Духов скорее вернуть его домой. Третий Дух — Будущего Рождества — показывает Скруджу его будущее: смерть старого скряги и человеконенавистника не вызовет слезы сочувствия ни в ком, воры разграбят его имущество. И не будет на свете человека, который вспомнит его с теплотой и поблагодарит за помощь. Увидев показанные Духами картины прошлого и будущего, Скрудж решает изменить, пока не поздно, свое настоящее: помогает клерку вылечить больного ребенка, идет на праздник к племяннику, раздает деньги неимущим — и начинает ощущать изменение отношения к нему. Так, путешествие в прошлое стало путем к возвращению героя в мир людей, к пониманию истинных ценностей жизни.
  • Даниэль Дефо «Робинзон Крузо». Знаменитый роман о мореплавателе, оказавшемся после кораблекрушения на необитаемом острове вдали от цивилизации, поднимает важный вопрос о силе человеческого духа и способности противостоять в одиночку ударам судьбы. Его герой с детства мечтал о мореплавании и реализовал свою мечту. Все неудачи и трудности первых морских путешествий не отвратили его от выбранного пути. Оставшись в живых после крушения корабля, Робинзон постепенно обживается на острове, используя полученные им знания для обустройства жилища и обеспечения себя пищей и одеждой. Он находит несколько зерен и постепенно засевает участок земли, обходя остров, обнаруживает пригодные к пище растения, учится обжигать глину и изготавливать посуду. Дневник, в который он записывает свои впечатления и наблюдения, становится для героя возможностью не забыть язык, не утратить способность к общению, не одичать. Двадцать восемь лет, прожитые им вдали от человеческого общества и привычных условий, были наполнены борьбой за жизнь, противостоянием пиратам и стихии. История Робинзона — доказательство могущества человеческого разума и воли, напоминание читателям о том, что никогда не следует опускать руки в борьбе за свою жизнь и свои убеждения. Какие бы препятствия ни встретились на дороге жизни — их нужно встречать с достоинством и верить в свою победу.
  • Читайте также:
    Стихи про коронавирус - читать онлайн на нашем сайте без регистрации

    Дополнительный материал к направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»:

    • Литература
    • Темы
    • Цитаты

    Материал для подготовки к итоговому сочинению

    Характеристика главных героев романа «Капитанская дочка» Александра Пушкина

    Александр Сергеевич Пушкин — самый настоящий мастер писательского слова. В своих произведениях он поднимает множество общественно важных тем, которые, как правильно, обычно не рассматриваются посредственными писателями. Доброта, честь, мужество, жертвенность истинной любви — все это и не только служит основой сюжета «Капитанской дочки». Александр Сергеевич действительно вложил душу в эту картину, что видно с первых страниц произведения!

    Характеристика героев романа «Капитанская дочка» Александра Пушкина

    Петр Гринев

    Петр Гринев — главный герой произведения. Родился в весьма благополучной семье. «Я природный дворянин», как говорит сам про себя Петр. Имел хорошее образование, знал несколько языков.

    Гринев отправляется на службу с благословления своего отца. «Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом». Однако, по дороге к месту службы он сбивается с пути. Это обстоятельство повлекло за собой знакомство с неизвестным на улице. Мужчина весь продрог в своей старой одежде, и Гринев, будучи человеком добрым и бескорыстным, отдает ему заячий тулуп.

    Молодой человек полностью отдавался службе, был ответственным и честолюбивым. У него вспыхивают чувства к молодой капитанской дочке, ради которой он готов был на все. Герой предстает перед читателем смелым и самоотверженным, не без доли самолюбования. Мог стать вспыльчивым и горделивым, что вызывало ссоры и перепалки с сослуживцами. Умел быстро признавать свои ошибки, если был не прав.

    Маша Миронова

    Маша Миронова — дочка капитана, под руководством которого служил Петр Гринев. Довольно привлекательная молодая девушка, покорившая сердце Гринева. Она родилась в небогатой семье, но никогда не стыдилась своего положения. Полюбила Петра «со всею доверчивостью молодости и любви». Однако, когда родители выступили против Гринева в качестве мужа для дочери, Маша решила отказаться от любви до тех пор, пока мать и отец не передумают. Ей было важно их одобрение.

    Читайте также:
    Азазелло - характеристика героя Мастер и Маргарита, описание

    Маша — неуверенная девушка, которая многого боится, но для спасения своего возлюбленного, она была готова броситься на врага, чтобы помочь Гриневу.

    Емельян Пугачев

    Емельян Пугачев — бунтовщик, историческая личность, существующая на самом деле. Во всех исторических хрониках Пугачев предстает в неприглядном свете, но Пушкин старается не сгущать краски, предлагая посмотреть на героя с другой стороны.

    Емельян был выходцем с Дона, любил простые человеческие радости, например, баню. Там он хвастался своими знаками на грудях: «на одной двуглавый орел величиною с пятак, а на другой персона его». Однако таким он открывался для друзей, для всех остальных Пугачев был страшным человеком, которого все боялись, но многие почитали. Наверное, эта смесь страха и восхищения притягивала к нему сторонников. Обзаведясь таковыми, он поднял восстание, которая распространилась на многие километры. Добралось оно и до Белгородской крепости, где служил Гринев. Узнав человека, который безвозмездно отдал ему тулуп, Пугачев сразу проникся симпатией к парню, не забыв доброго поступка. Пытался уговорить его перейти на свою сторону. С остальными же он был суров и непреклонен, был способен на убийство без тени сожаления.

    Конец его был предрешен: он был схвачен и публично повешен, как предатель и бунтовщик.

    Алексей Швабрин

    Алексей Швабрин — неоднозначный персонаж произведения. Сначала мы видим многообещающего офицера с хорошими корнями. Гринев и Швабрин сразу сходятся на этой почве, но спустя время герой начинает открываться с отрицательной стороны. Главная его отвратительная черта характера — лицемерие. Его слова и помыслы часто различались. Так, посягнув на верность императрице, он изменил свое мнение. Как только на горизонте появился Пугачев, Швабрин примкнул к нему, будучи уверенным в его скором восхождении на престол.

    Показав свою гнилую натуру, он уже не мог вернуться к людям, которых предал. В результате прекращения бунта, Швабрина, как сторонника Пугачева, схватили и казнили.

    Савельич

    Савельич — верный слуга Петра Гринева, который верой и правдой служил своему господину. Они часто пререкались с Гриневым, но Савельич продолжал находиться рядом с Петром.

    Читайте также:
    Доктор Живаго - краткое содержание романа, история создания

    Родители Маши Мироновой играют важную роль в произведении. Они потеряли свое состояние, но продолжали жить с честью и достоинством. Иван Кузьмич является не самым лучшим руководителем, поэтому подобную роль взяла на себя его жена — Василиса Егоровна. Это любящие люди, которые искренне желали счастья своей дочери. Иван Кузьмич был верен присяге до конца, из-за чего доблестный старый офицер был повешен Пугачевым.

    Екатерина Вторая

    Императрица впервые предстает перед читателями в образе обычной женщины в халате. Но образ меняется. Впоследствии она превращается в грозную и непреклонную, как и само самодержавие, хозяйку. Но все же она прислушалась к просьбам Маши Мироновой и помиловала Гринева.

    Капитан Миронов

    Глава Белогорской крепости, где служил Гринев. Иван Кузьмич Миронов — человек добрый и гостеприимный, служащий офицер, но не годный для командирской должности, несмотря на 40 лет «в погонах».

    Василиса Миронова

    Капитан, жена коменданта Ивана Кузьмича Миронова. Добрая и хозяйственная женщина, с легкостью управлявшая не только хозяйством, но и всей Белогорской крепостью. Ее казнили по приказу Пугачева.

    Иван Игнатьич

    Поручик, служит в Белогорской крепости и поддерживает дружбу с семьей Мироновых. Старый солдат, потерявший в бою один глаз. Добрый и бесхитростный старик.

    Бопре

    Вторичный персонаж. Воспитатель юного Петра Гринева. Служил в Германии, работал парикмахером во Франции. Пьяница и любитель женщин. Гринев преподавал фехтование.

    Зурин

    Иван Иванович Зурин, офицер, которого Гринев встречает в Симбирске, 35 лет. Он и Петр Гринев дружат. Игрок и бильярдист, азартный человек, жаждущий выпивки и женщин, но в то же время честный офицер.

    Отец Петра Гринева

    Андрей Петрович — офицер в отставке. Очень богатый дворянин. У него гордый и непреклонный характер, в воспитании сына проявляет твердость, стремится вырастить из него «настоящего мужчину».

    Мать Петра Гринева

    Авдотья Васильевна — добрая и отзывчивая женщина из небогатой дворянской семьи. Она терпеливая и любящая жена и заботливая мать, неустанно заботящаяся о своем сыне.

    «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин) — характеристики героев

    Исторический роман «Капитанская дочка» был написан Александром Сергеевичем Пушкиным в 1836 году. В нём рассказывается о судьбе главных героев, Петра Гринёва и Маши Мироновой, попавших в круговорот исторических потрясений, вызванных восстанием казаков под предводительством Емельяна Пугачёва. В этой статье представлены характеристики главных героев и других персонажей романа.

    Главные герои

    Пугачёв Емельян

    В романе «Капитанская дочка» Емельян Пугачёв — центральная фигура, к которой сходятся все сюжетные линии этого произведения.

    Образ Пугачёва, предводителя восстания яицких казаков, в изображении Пушкина многогранен. Этот человек жесток и великодушен, хвастлив и мудр, недоверчив и зависим от мнения своих сподвижников.

    Главная черта характера Пугачёва — свободолюбие. Знаменательна в этом смысле калмыцкая сказка об орле и вороне, рассказанная Пугачёвым Гринёву.

    Читайте также:
    "Кортик" 📚 краткое содержание повести А.Н. Рыбакова, характеристика главных героев, жанр, сюжет, основная мысль произведения

    Жестокость пугачёвцев и их предводителя показаны автором в сцене жестокой расправы над защитниками Белогорской крепости, не признавшими Пугачёва за государя Петра III.

    В этом же эпизоде проявилось и великодушие этого героя. Он вспомнил, что Гринёв в благодарность за то, что он вывел в метель их с Савельичем к жилью, подарил ему заячий тулуп, и помиловал Гринёва.

    Хвастливость и самолюбие Пугачёва видны в его словах Гринёву: «Я воюю хоть куда».

    Ум и осторожность этого героя, его недоверчивость к своим сподвижникам и зависимость от их мнения видны в эпизоде допроса Гринёва, задержанного в пути в Белогорскую крепость (он ехал туда, чтобы спасти Машу от Швабрина).

    Подробная характеристика Емельяна Пугачёва здесь.

    Гринёв Пётр Андреевич

    Пётр Андреевич Гринёв — выходец из семьи провинциальных дворян. До шестнадцати лет он «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Затем отец отправил его на военную службу, наказав помнить пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.

    Сын выполнил отцовское наставление: служа в Белогорской крепости, он попал в центр пугачёвского восстания, но это не помешало ему всегда следовать законам дворянской чести. В труднейших ситуациях Гринёв действует по велению сердца, а не по расчёту. Честность и искренность молодого человека проявились в том, что предводителю бунтовщиков Пугачёву он заявил, что служить ему не намерен, потому что присягу давал императрице.

    Храбрость Гринёва проявилась и в дуэли со Швабриным, и в том, как он ведёт себя с грозным Пугачёвым.

    По отношению к любимой девушке Пётр ведёт себя благородно. Он не пожелал, чтобы её вызывали на очную ставку со злодеями, поэтому не заявил следственной комиссии, что общался с Пугачёвым только затем, чтобы вызволить Машу Миронову из заточения.

    Подробная характеристика Петра Андреевича Гринёва здесь.

    Миронова Марья Ивановна

    То, что образ Маши Мироновой в романе «Капитанская дочка» является значимым, говорит само название этого произведения. Пушкин изобразил дочь капитана Миронова девушкой со светлой, чистой душой.

    В её поведении абсолютно нет искусственности, жеманства. Когда Гринёв признался ей в любви, она сказала, что тоже любит его. Благоразумная девушка отказалась выйти замуж за любимого из-за того, что его отец не дал благословения на этот брак. Она считает, что без благословения родителей Пётр не будет счастлив. Когда же после гибели родителей Маши Гринёв отправил её в деревню к своему отцу и матери, они, узнав девушку, полюбили её, и отец был уже не против того, чтобы сын женился на ней.

    Несмотря на кротость характера, девушка проявила твёрдую волю, когда решила помочь Петру, которому грозила суровая кара после подавления пугачёвского восстания. Маша поехала в Петербург, чтобы объяснить царице, что Гринёв не изменял своей присяге. Ей это удалось, и молодой человек получил свободу.

    На долю этой молодой девушки выпало много испытаний: гибель родителей, пленение её Швабриным, угроза лишиться любимого, несправедливо обвинённого в измене. Все эти беды Маше помогло перенести доверие к справедливости Бога и собственная твёрдость духа.

    Подробная характеристика Маши Мироновой здесь.

    Швабрин Алексей Иванович

    Алексей Иванович Швабрин — офицер, переведённый из гвардии в Белогорскую крепость за убийство во время дуэли. Этот персонаж романа не имеет ни одной положительной черты характера, хотя сначала он Гринёву понравился своим остроумием. Но это остроумие, колкие шутки были направлены, в основном, против Маши Мироновой, и Гринёву Швабрин стал неприятен. Когда Пётр узнал, что Швабрин сватался к Маше, и она ему отказала, он понял всю низость Швабрина, высмеивающего девушку.

    Швабрин не верит в Бога и, наверно, поэтому не боится вести себя подло. Его страсть к Маше выявила в нём все наихудшие черты: подлость, неблагородство, озлобленность.

    Этот негодяй изменил присяге императрице и стал предателем, перейдя на сторону бунтовщиков. Впоследствии он был арестован и сурово наказан.

    Подробная характеристика Алексея Ивановича Швабрина здесь.

    Другие персонажи

    Савельич (Архип Савельев)

    Савельич (Архип Савельев) — это крепостной человек. Раньше он был стремянным, а затем за трезвое поведение барин (отец Петра Гринёва) пожаловал его в дядьки своему пятилетнему сыну.

    Когда отец отправил 16-летнего Петрушу на службу в Оренбург, с юношей поехал и Савельич. Савельич сопровождает своего воспитанника во всех его приключениях. Он старается оградить Петра от неприятностей и опасностей. В эпизоде казни защитников Белогорской крепости Савельич проявил настоящую храбрость, попросив казнить вместо Гринёва себя. Но Пугачёв, узнав Савельича и Гринёва, подарившего когда-то ему заячий тулуп, помиловал их обоих.

    Родители Петра Гринёва

    Отец — Андрей Петрович Гринёв. Это представитель старинного дворянства. В молодости он служил в армии, а когда вышел в отставку в чине премьер-майора, стал жить в своей деревне в Симбирской губернии. Он отправил своего сына Петра в армию, когда тому было 16 лет. Послал Андрей Петрович его не в гвардейский Семёновский полк, а в армию, чтобы «понюхал порох». При прощании он, напутствуя сына, дал ему советы, как служить, и велел помнить пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.

    Читайте также:
    Бесприданница - краткое содержание по действиям и явлениям пьесы

    Мать — Авдотья Васильевна, дочь бедного дворянина. Она верная жена Андрея Петровича и любящая мать Петра Гринёва. Эта героиня является воплощением доброты и материнской любви.

    Родители Маши Мироновой

    Отец — Иван Кузьмич Миронов — капитан, комендант Белогорской крепости. Это добрый, честный человек. Он храбро сражается с бунтовщиками, защищая крепость и свою семью. Капитан Миронов с честью выполнил свой солдатский долг, отдав жизнь в неравной борьбе с пугачёвцами.

    Мать — Василиса Егоровна. Это сердечная, хлебосольная, властолюбивая и мужественная жена капитана Миронова, разделившая его участь.

    Екатерина II

    Маша Миронова приехала в Петербург, чтобы просить царицу помиловать Гринёва. Пушкин изображает Екатерину II в простодушно-сентиментальных тонах. Но она, как истинная государыня, независима и самостоятельна в своём царственном праве прощать. Поэтому царица помиловала Гринёва (тем более, что он сохранил верность присяге, допустив только мелкие отклонения от устава).

    Соратники Пугачёва

    Белобородов — беглый капрал, сгорбленный, тщедушный старик с седой бородкой. Он настаивал на пытке Гринёва, заподозрив, что он подослан к пугачёвцам оренбургскими командирами.

    Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей — высокий, дородный человек лет 45. У него густая рыжая борода, нос без ноздрей. Этот разбойник три раза бежал с каторги. Он стал противоречить Белобородову, сказав, что тот сам в могилу смотрит, и гостя (Гринёва) хочет погубить.

    Зурин Иван Кузьмич

    Иван Кузьмич Зурин — словоохотливый, весёлый человек лет 35. Он служил в гусарском полку, был ротмистром, ему нравилась разгульная жизнь. Зурин познакомился с Гринёвым в Симбирске, в трактире, научил его играть в бильярд и обыграл на 100 рублей (тогда это были большие деньги). После того как Пугачёв отпустил Гринёва и Машу, в одном городке им встретился Зурин. Он был уже майором и предложил отправить Машу к родителям Гринёва, а самому Петру остаться воевать против Пугачёва в его отряде.

    Хозяин постоялого двора

    Хозяин постоялого двора — яицкий казак лет 60. Он вёл с вожатым (Пугачёвым) иносказательный разговор об Яицком войске, усмирённом после бунта 1772 года.

    Генерал Андрей Карлович Р.

    Генерал Андрей Карлович Р. — начальник Петра Гринёва, старый друг его отца. Он решил, что делать в Оренбурге молодому человеку нечего, и отправил его служить в Белогорскую крепость.

    Максимыч

    Максимыч — молодой, статный казак, урядник в Белогорской крепости. Он перешёл с другими казаками на сторону бунтовщиков. Когда Гринёв был в Оренбурге и выехал за город перестреливаться с пугачёвскими наездниками, в одном из них он узнал Максимыча. Тот передал Петру письмо от Маши, сообщавшей, что Швабрин держит её под замком и принуждает выйти за него замуж.

    Иван Игнатьич

    Иван Игнатьич — кривой старичок, гарнизонный поручик, служил в Белогорской крепости. Он отказался присягать Пугачёву и был за это повешен.

    Сборник рассказов «Помощь идет» для читательского дневника

    Сборник рассказов «Помощь идет» был написан в 1934 году Борисом Житковым. Автор в этом произведении затрагивает тему подвига. Он повествует о людях, нуждающихся в помощи, и спасателях, которые помогали им в сложных ситуациях. Краткое содержание «Помощь идет» для читательского дневника позволит определить основную идею рассказа, а также замысел автора.

    Анализ произведения

    Действие развивается в ХХ веке в СССР. «Помощь идет» — сборника из рассказов «На льдине», «Обвал», «Наводнение».

    Краткий пересказ

    Наступила зима. Когда река основательно покрылась льдом, рыбаки сразу же собрались на рыбалку. Они взяли все необходимое и отправились на поиски рыбного места. Мужчины переправлялись по реке на санях.

    После того, как были сделаны лунки, опустили сети. В этот день стояла замечательная погода, отчего работа продвигалась слаженно. Вскоре мужчины наловили много горок рыбы, чем были очень довольны.

    Один из рыбаков решил возвращаться домой вместе со своим сыном, а остальные решили переночевать на реке, а утром продолжить рыбалку.

    Ночью разбушевался ветер. Да так, что оторвалась льдина, на которой находились мужчины, их понесло в открытое море. Все очень сильно перепугались, понимали, что их ждет ужасная участь. Спустя время они увидели на небе самолет, откуда бросили мешок. В нем были продукты и записка, где говорилось, что помощь скоро будет. Вскоре перед рыбаками появился пароход, и их спасли.

    В следующем рассказе рассматривалась историю девочки, которая подавилась косточкой от рыбы. Мама сразу дала ей корочку хлеба, но это ничего не изменило. Ее дочка стала еще сильнее кашлять, а из глаз потекли слезы. Послышался хрип, девочка задыхалась.

    Мама была напугана происходящим, вызвала доктора, который жил рядом с их домом. Мужчина сразу же выехал, но на пути его ожидали препятствия. Он ехал по дороге и неожиданно на дорогу посыпались камни, которые преградили проезжую часть. Врач собрался идти пешком, но в это время подъехала машина с рабочими. Они быстро смыли насосом камни в море, освободив путь. Мужчина добрался до места назначения, с помощью щипчиков достал кость.

    В третьем рассказе писатель рассказал историю капитана, спасшего людей. По реке шел буксир с баржами. Вскоре началось меняться течение, но изменять курс было нельзя, так как судно могло сесть на мель. Капитану сообщили, что правый берег был в зоне наводнения, и местные жители были в опасности. Мужчина жил там вместе со своей семьей. Его новость о наводнении сильно беспокоила, поэтому он решил пустить баржу полным ходом, чтобы поскорее добраться. Только из-за загруженности судно двигалось очень медленно.

    Читайте также:
    Высказывания о Тургеневе - современники о русском писателе

    Вскоре капитан услышал сигнал, ему необходимо было оказаться у берега. Он поставил баржу на якорь, а сам подплыл на буксире. На берегу насыпали землю, чтобы создать преграду. В разговоре с мужчиной выяснилось, что в барже были камни, которые в итоге помогли предотвратить наводнение и спасти людей

    План сюжета

    По краткому содержанию можно составить сжатый план пересказа. Он включает в себя следующие пункты:

    1. Сборы на рыбалку.
    2. Рыбная ловля.
    3. Поднялся ветер и оторвал льдину.
    4. Рыбаков понесло в открытое море.
    5. Вертолет с продуктами и запиской.
    6. Спасительный пароход.
    7. Девочка подавилась косточкой.
    8. Препятствия на пути врача.
    9. Дорога очищена.
    10. Спасение девочки.
    11. Капитан борется с течением реки.
    12. Ужасное известие.
    13. Переживания мужчины.
    14. Спасение местных жителей.

    Главная идея

    Основная идея этого произведения заключается в том, что люди должны помогать друг другу, приходить на взаимовыручку. На примере главных героев автор показал, что взаимопомощь должна быть не только близким, но и совершенно незнакомым людям. Спасатели делают доброе дело и достойны уважения. Они совершают настоящий подвиг.

    Если человек знает, что может хоть чем-то помочь, то он обязательно должен это сделать. В противном случае его долго будет мучить совесть. Недаром говорят, что спасти товарища — спасти себя.

    Этот рассказ учит следующему:

    • брать ответственность на себя;
    • быть смелым, отважным и решительным человеком;
    • помогать людям.

    К этому произведению прекрасно подходят пословицы: «Кто друг другу помогает, тот врага одолевает» и «Я тебе помогу, ты мне — это первый закон на войне».

    Отзывы читателей

    Я читала «Помощь идет» Житкова Б. совсем недавно, поэтому делюсь своими впечатлениями «по свежим следам». Писатель показал, как важна взаимопомощь в нашем обществе, без нее никуда. Людям не удалось бы выжить в одиночку, поэтому они должны выручать своих товарищей. Мне понравился капитан из последнего рассказа. Он проявил себя отважным и смелым человеком, был готов на все, чтобы спасти свою семью и местных жителей. В произведении есть о чем подумать и поразмышлять.

    Мне книга безумно понравилась. Рассказы поучительные, захватывающие и интересные. Основная мысль заключается в том, что мы должны помогать друг другу и заботиться о тех, кому это нужно. Недавно делала доклад на тему подвига, и приводила в пример героев этого произведения. В классе было такое бурное обсуждение поступков персонажей, что мы потом распечатали текст рассказа и анализировали его. Еще хочу порекомендовать истории про животных, написанные этим автором, а также рассказы «Вечер» и «Пожар в море».

    Я читал два рассказа Житкова: «Галка» в кратком содержании (для читательского дневника нужно было) и «Помощь идет» (полностью). Мне они оба понравились, автор затрагивает важные темы, поэтому в произведениях есть о чем подумать. Рекомендую.

    «Помощь идёт» читательский дневник

    «Помощь идёт» – это цикл коротеньких рассказов, зарисовок о мужественных спасателях, которые выручали людей, оказавшихся в сложных, экстренных ситуациях.

    Краткое содержание «Помощь идёт» для читательского дневника

    Название: Помощь идёт

    Число страниц: 16. Житков Б. «Помощь идёт». Издательство «Детгиз». 1959 год

    Жанр: Рассказ

    Год написания: 1934 год

    Время и место

    Действие рассказов происходит в 30-х годах ХХ столетия в Советском Союзе.

    Главные герои

    Андрей – опытный рыбак, ответственный, мужественный, решительный.

    Доктор – самоотверженный, человеколюбивый.

    Капитан – заботливый семьянин, который в минуту опасности забыл о близких и помог людям предотвратить наводнение.

    Сюжет

    Зимой море замерзло, и все мужчины в колхозе отправились ловить рыбу. Они погрузили в сани необходимые снасти и отправились подальше от берега в надежде отыскать рыбное место. Среди рыбаков оказался и Андрей со своим сынишкой Володей. Сани, на которых находился Андрей с товарищами, значительно оторвались от товарищей. Теперь, куда ни глянь, виднелся лишь искрящийся лёд.

    Рыбаки сделали лунки и принялись запускать сети. День был солнечный, пригожий, и мужчины работали весело, дружно. Володя не сидел без дела и помогал доставать из сетей пойманную рыбку. Спустя время на льду образовалось несколько больших горок мороженой рыбы.

    Андрей был доволен уловом и сказал, что пора собираться домой. Но его товарищи решили, что лучше переночевать, и утром опять приняться за рыбную ловлю: уж слишком хорошо она шла.

    Ночью поднялся сильный ветер, оторвал льдину, на которой находились люди, и стремительно нёс её в открытое море. Страх сковал рыбаков: все понимали, что впереди их ждёт верная смерть. Неожиданно в небе показался небольшой самолёт, из которого пострадавшим бросили мешок с продуктами и запиской о скорой помощи. Вскоре появился и пароход, и рыбаки были спасены.

    Маленькая Валя ела рыбу, но подавилась косточкой. Девочка принялась кашлять, из глаз её потекли слезы. Мама дала ей корочку хлеба, но это не помогло – Валя стала хрипеть, задыхаться.

    Читайте также:
    Литература - предмет, задачи, изучение, понятие, определения

    Мама очень испугалась и вызвала доктора. Он жил далеко, но, узнав о беде, тотчас сел в машину и отправился к Вале. Дорога шла вдоль побережья, и с одной стороны плескалось море, а с другой возвышались крутые скалы. Неожиданно перед доктором одна из скал рассыпалась на крупные камни, перегородив дорогу.

    Доктор собирался уже идти пешком к маленькой пациентке, но за его спиной показался грузовик, и шофер пообещал помочь. Рабочие вышли из грузовика и при помощи насоса быстро смыли обвал в море.

    Доктор поспешил к Вале, вытащил щипчиками косточку и рассказал ей о своём приключении.

    Есть такие реки, у которых течение может уходить то влево, то вправо. Как раз по такой реке шёл буксир с баржами. Капитана предупредили, что река взяла правее, и, идя по старому курсу, можно сесть на мель. Это значило, что правый берег оказался в зоне наводнения и всем жителям грозила серьёзная опасность. Как оказалось, семья капитана жили в небольшом домике у самой воды, и он очень переживал за жену и сына.

    Капитан поспешил к своим близким, но тут с берега поступил сигнал о помощи. На берегу суетились люди, которые строили вал для сдерживания реки. Капитан помог им, выгрузив с барж щебень. Когда опасность миновала, капитан послал телеграмму своей семье и узнал, что им тоже помогли добрые люди и спасли домик.

    Вывод и своё мнение

    Все рассказы Б. С. Житкова описывают ситуации, в которых может оказаться каждый из нас. И как важно при этом не думать только о себе, а оказывать посильную помощь, стараться сделать что-то полезное и для других людей. Взаимовыручка, неравнодушие к чужой беде, готовность бескорыстно помочь – это та основа, на которой держится полноценное человеческое общество.

    Главная мысль

    Только помогая друг другу, люди могут надеяться на счастливое будущее.

    Авторские афоризмы

    «…Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море…»

    «…а кругом было только море…»

    «…Держитесь! Помощь идёт…»

    «…Было ещё далеко. Но доктор всё равно хотел идти пешком…»

    «…Река бросится на поля и смоет все посевы. Будет голод…!

    «…Здесь вы помогли нашим, а там товарищи спасли ваших…»

    Толкование непонятных слов

    Колхоз – производственное объединение крестьян для коллективного ведения сельского хозяйства.

    Тулуп – длинная, не крытая сукном меховая шуба.

    Новые слова

    Мачта – большое вертикальное дерево посредине судна, служащее для прикрепления парусов.

    Прогалина – трещина, щель, просвет.

    Лунка – небольшое отверстие, прорубь.

    Буксир – самоходное судно для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений.

    Баржа – плоскодонное, преимущественно несамоходное грузовое судно.

    Мель – возвышение дна в море, реке, озере, затрудняющее судоходство.

    Рассказ «Помощь идет» для читательского дневника

    Произведение Житкова Бориса Степановича «Помощь идет» было написано в 1934 году. Жанр — рассказ. В нем раскрывается тема подвига и поступков людей. Это увлекательное повествование о спасателях, собрание маленьких рассказов в одной книге. Краткое содержание «Помощь идет» для читательского дневника позволит ознакомиться с сюжетом без его изменения и потери смысла.

    1. Анализ произведения
    2. Краткое содержание
    3. Действующие лица и основная мысль
    4. Отзывы о книге

    Анализ произведения

    Автор описал мужественных героев, которые спасали людей, помогали им в сложных ситуациях. Сюжет развивается в ХХ веке в Советском Союзе.

    Краткое содержание

    Книга состоит из сборника рассказов «На льдине», «Обвал», «Наводнение».

    В первой части описывается наступление зимы. Рыбаки отправились на рыбалку. Они собрали все необходимое, пошли искать рыбное место. Среди мужчин был Андрей со своим сыном Володей.

    Сани, в которых он ехал с приятелями, отстали от других товарищей. Вокруг был только лед. Рыбаки прорубили лунки, опустили сети. Стояла прекрасная погода, мужчины работали дружно. Мальчик помогал взрослым доставать пойманную рыбу. Со временем рыбаки наловили несколько огромных горок. Они были довольны уловом.

    Андрей решил возвращаться домой. Его приятели хотели остаться на ночевку, а утром снова продолжить ловлю. Ночью поднялся ветер, оторвал льдину, где находились рыбаки, понёс ее в открытое море. Мужчины испугались, понимали, что их ждет. Но вдруг на небе появился самолет, из него кинули мешок с продуктами.

    Также рыбаки нашли записку, что их скоро спасут. Через некоторое время в море появился пароход. Все были спасены.

    Во втором рассказе описывается девочка, которая ела рыбу. Она неожиданно подавилась косточкой и начала кашлять. Мать дала ей корочку хлеба, только это не помогло. У девочки текли слезы, она начал хрипеть и задыхаться.

    Мать сильно испугалась, вызвала врача. Доктор жил далеко от дома, но сразу же сел за руль. Он ехал по дороге, где с одной стороны было море, а с другой — скалы. Неожиданно со скалы посыпались крупные камни. Они прегради дорогу врачу. Мужчина собрался идти пешком, но тут подъехал грузовик, водитель обещал помочь. Из машины вышли рабочие, они с помощью насоса очень быстро смыли камни в море. Врач приехал к девочке, маленькими щипчиками вытащил кость и поведал о своих злоключениях.

    В другом рассказе описывается буксир, который шел с баржами по реке. В речке постоянно менялось течение. Капитана предупредили, что если не изменить курс, судно сядет на мель. Правый берег был в зоне наводнения, а местному населению грозила опасность.

    Читайте также:
    Смысл названия пьесы "Гроза" ℹ образная символика, текст сочинения 10 класс, многозначность названия произведения Островского

    Семья капитана как раз жила на нем. Мужчина сильно переживал из-за этого. Он пустил баржу полным ходом, но так как она была с грузом, шла очень медленно. Немного отплыв, капитан услышал сигнал, ему нужно было подъехать к берегу. Для этого мужчина поставил баржу на якорь, а сам поплыл на буксире.

    На берегу люди насыпали землю, чтобы создать стену. У капитана спросили, что в барже. Там были камни. В итоге их насыпали на берег, всех спасли.

    Действующие лица и основная мысль

    В рассказе представлены основные и второстепенные персонажи. К главным героям относят следующих лиц:

    1. Андрей — волевой и решительный мужчина.
    2. Доктор — добросердечный, самоотверженный, ответственный человек.
    3. Капитан — добропорядочный, заботливый, надежный семьянин.

    На примере героев «Помощь идет» Житков хотел показать, что взаимовыручка — важное качество, которое должно быть у каждого человека. Если помочь другим, в будущем можно рассчитывать на помощь этих людей.

    Рассказ учит следующему:

    • ответственности;
    • смелости;
    • отваге;
    • взаимопомощи;
    • думать не только о себе.

    Отзывы о книге

    Я читала рассказ Житкова «На льдине» в кратком содержании, так как в школе задали составить по нему презентацию, а сам текст распечатать. Но даже пересказ меня не оставил равнодушной. Очень сильно переживала за персонажей. Ветер понес льдину в открытое море, а на ней были рыбаки, но мужчин спасли. Думаю, что будет интересно всем. После я прочитала полностью рассказ онлайн, так как в библиотеке его не было.

    Из всех рассказов автора мне больше всего понравился «На льдине». Текст читается легко, при этом интересно. Временами у меня наступали слезы на глаза, так как я сильно переживала за героев, ведь они могли погибнуть. Недавно в классе мы записывали это произведение в читательский дневник. «На льдине» Житкова — тот рассказ, что нужно прочитать каждому. Он учит никогда не терять надежды и верить в лучшее. Советую.

    Мне нравятся следующие произведения Житкова: «Что я видел» (краткое содержание только читал), рассказы о животных, «Галка», «Шквал», «Как я ловил человечков», «Морские истории», «Пудя», «Пожар». Очень интересные книги, много пользы, так как в них есть чему поучиться. Рекомендую.

    «Помощь идет» — краткое содержание книги Б. Житкова для читательского дневника

    Краткое содержание «Помощь идёт» для читательского дневника

    ФИО автора: Житков Борис Степанович

    Название: Помощь идёт

    Число страниц: 16. Житков Б. «Помощь идёт». Издательство «Детгиз». 1959 год

    Жанр: Рассказ

    Год написания: 1934 год

    Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

    Кучминой Надеждой Владимировной.

    Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

    Отзывы о книге

    Я читала рассказ Житкова «На льдине» в кратком содержании, так как в школе задали составить по нему презентацию, а сам текст распечатать. Но даже пересказ меня не оставил равнодушной. Очень сильно переживала за персонажей. Ветер понес льдину в открытое море, а на ней были рыбаки, но мужчин спасли. Думаю, что будет интересно всем. После я прочитала полностью рассказ онлайн, так как в библиотеке его не было.

    Из всех рассказов автора мне больше всего понравился «На льдине». Текст читается легко, при этом интересно. Временами у меня наступали слезы на глаза, так как я сильно переживала за героев, ведь они могли погибнуть. Недавно в классе мы записывали это произведение в читательский дневник. «На льдине» Житкова — тот рассказ, что нужно прочитать каждому. Он учит никогда не терять надежды и верить в лучшее. Советую.

    Мне нравятся следующие произведения Житкова: «Что я видел» (краткое содержание только читал), рассказы о животных, «Галка», «Шквал», «Как я ловил человечков», «Морские истории», «Пудя», «Пожар». Очень интересные книги, много пользы, так как в них есть чему поучиться. Рекомендую.
    Владимир

    Сюжет

    Зимой море замерзло, и все мужчины в колхозе отправились ловить рыбу. Они погрузили в сани необходимые снасти и отправились подальше от берега в надежде отыскать рыбное место. Среди рыбаков оказался и Андрей со своим сынишкой Володей. Сани, на которых находился Андрей с товарищами, значительно оторвались от товарищей. Теперь, куда ни глянь, виднелся лишь искрящийся лёд.

    Рыбаки сделали лунки и принялись запускать сети. День был солнечный, пригожий, и мужчины работали весело, дружно. Володя не сидел без дела и помогал доставать из сетей пойманную рыбку. Спустя время на льду образовалось несколько больших горок мороженой рыбы.

    Андрей был доволен уловом и сказал, что пора собираться домой. Но его товарищи решили, что лучше переночевать, и утром опять приняться за рыбную ловлю: уж слишком хорошо она шла.

    Ночью поднялся сильный ветер, оторвал льдину, на которой находились люди, и стремительно нёс её в открытое море. Страх сковал рыбаков: все понимали, что впереди их ждёт верная смерть. Неожиданно в небе показался небольшой самолёт, из которого пострадавшим бросили мешок с продуктами и запиской о скорой помощи. Вскоре появился и пароход, и рыбаки были спасены.

    Читайте также:
    Шинель Гоголь - анализ, краткое содержание, тема, история создания

    Маленькая Валя ела рыбу, но подавилась косточкой. Девочка принялась кашлять, из глаз её потекли слезы. Мама дала ей корочку хлеба, но это не помогло – Валя стала хрипеть, задыхаться.

    Мама очень испугалась и вызвала доктора. Он жил далеко, но, узнав о беде, тотчас сел в машину и отправился к Вале. Дорога шла вдоль побережья, и с одной стороны плескалось море, а с другой возвышались крутые скалы. Неожиданно перед доктором одна из скал рассыпалась на крупные камни, перегородив дорогу.

    Доктор собирался уже идти пешком к маленькой пациентке, но за его спиной показался грузовик, и шофер пообещал помочь. Рабочие вышли из грузовика и при помощи насоса быстро смыли обвал в море.

    Доктор поспешил к Вале, вытащил щипчиками косточку и рассказал ей о своём приключении.

    Есть такие реки, у которых течение может уходить то влево, то вправо. Как раз по такой реке шёл буксир с баржами. Капитана предупредили, что река взяла правее, и, идя по старому курсу, можно сесть на мель. Это значило, что правый берег оказался в зоне наводнения и всем жителям грозила серьёзная опасность. Как оказалось, семья капитана жили в небольшом домике у самой воды, и он очень переживал за жену и сына.

    Капитан поспешил к своим близким, но тут с берега поступил сигнал о помощи. На берегу суетились люди, которые строили вал для сдерживания реки. Капитан помог им, выгрузив с барж щебень. Когда опасность миновала, капитан послал телеграмму своей семье и узнал, что им тоже помогли добрые люди и спасли домик.

    Анализ произведения

    Автор описал мужественных героев, которые спасали людей, помогали им в сложных ситуациях. Сюжет развивается в ХХ веке в Советском Союзе.

    Краткое содержание

    Книга состоит из сборника рассказов «На льдине», «Обвал», «Наводнение».

    В первой части описывается наступление зимы. Рыбаки отправились на рыбалку. Они собрали все необходимое, пошли искать рыбное место. Среди мужчин был Андрей со своим сыном Володей.

    Сани, в которых он ехал с приятелями, отстали от других товарищей. Вокруг был только лед. Рыбаки прорубили лунки, опустили сети. Стояла прекрасная погода, мужчины работали дружно. Мальчик помогал взрослым доставать пойманную рыбу. Со временем рыбаки наловили несколько огромных горок. Они были довольны уловом.

    Андрей решил возвращаться домой. Его приятели хотели остаться на ночевку, а утром снова продолжить ловлю. Ночью поднялся ветер, оторвал льдину, где находились рыбаки, понёс ее в открытое море. Мужчины испугались, понимали, что их ждет. Но вдруг на небе появился самолет, из него кинули мешок с продуктами.

    Также рыбаки нашли записку, что их скоро спасут. Через некоторое время в море появился пароход. Все были спасены.

    Во втором рассказе описывается девочка, которая ела рыбу. Она неожиданно подавилась косточкой и начала кашлять. Мать дала ей корочку хлеба, только это не помогло. У девочки текли слезы, она начал хрипеть и задыхаться.

    Мать сильно испугалась, вызвала врача. Доктор жил далеко от дома, но сразу же сел за руль. Он ехал по дороге, где с одной стороны было море, а с другой — скалы. Неожиданно со скалы посыпались крупные камни. Они прегради дорогу врачу. Мужчина собрался идти пешком, но тут подъехал грузовик, водитель обещал помочь. Из машины вышли рабочие, они с помощью насоса очень быстро смыли камни в море. Врач приехал к девочке, маленькими щипчиками вытащил кость и поведал о своих злоключениях.

    В другом рассказе описывается буксир, который шел с баржами по реке. В речке постоянно менялось течение. Капитана предупредили, что если не изменить курс, судно сядет на мель. Правый берег был в зоне наводнения, а местному населению грозила опасность.

    Семья капитана как раз жила на нем. Мужчина сильно переживал из-за этого. Он пустил баржу полным ходом, но так как она была с грузом, шла очень медленно. Немного отплыв, капитан услышал сигнал, ему нужно было подъехать к берегу. Для этого мужчина поставил баржу на якорь, а сам поплыл на буксире.

    На берегу люди насыпали землю, чтобы создать стену. У капитана спросили, что в барже. Там были камни. В итоге их насыпали на берег, всех спасли.

    Действующие лица и основная мысль

    В рассказе представлены основные и второстепенные персонажи. К главным героям относят следующих лиц:

    1. Андрей — волевой и решительный мужчина.
    2. Доктор — добросердечный, самоотверженный, ответственный человек.
    3. Капитан — добропорядочный, заботливый, надежный семьянин.

    На примере героев «Помощь идет» Житков хотел показать, что взаимовыручка — важное качество, которое должно быть у каждого человека. Если помочь другим, в будущем можно рассчитывать на помощь этих людей.

    Рассказ учит следующему:

    • ответственности;
    • смелости;
    • отваге;
    • взаимопомощи;
    • думать не только о себе.

    Зарисовка «На льдине»

    Зимой колхозники ловили рыбу. Для этого они нагрузили сани снастями и отправились искать место дальше от берега. Среди рыбаков оказался Андрей с сыном. Вместе с товарищами они значительно отстали. Вокруг них была только ледяная гладь и никого живого. В итоге рыбаки решили остановиться.

    Читайте также:
    Краткое содержание Три девочки и мораль - читать онлайн бесплатно

    Мужчины с радостью принялись за дело и начали делать лунки. Володя, сын Андрея, помогал доставать рыбу из сетей. Через некоторое время на льду лежало несколько кучей из подмерзшей рыбы. Андрей остался доволен уловом и предложил вернуться. Но другие рыбаки уговорили его заночевать на льду и утром снова приняться за ловлю. Он согласился, и они устроились на ночлег.

    Но позже поднялся сильный ветер и случилось непоправимое: оторвалась льдина с людьми и она ушла в открытое море. Утром рыбаки проснулись и поняли, что оказались в беде. Они испугались и понимали, что их ждет верная смерть. Андрей установил шест и завязал на нем красную рубашку. Терпящих бедствие увидели с небольшого самолета. С него скинули сумку с едой и запиской. Скоро за рыбаками прибыли пароход и все были спасены.

    Отзывы читателей

    Я читала «Помощь идет» Житкова Б. совсем недавно, поэтому делюсь своими впечатлениями «по свежим следам». Писатель показал, как важна взаимопомощь в нашем обществе, без нее никуда. Людям не удалось бы выжить в одиночку, поэтому они должны выручать своих товарищей. Мне понравился капитан из последнего рассказа. Он проявил себя отважным и смелым человеком, был готов на все, чтобы спасти свою семью и местных жителей. В произведении есть о чем подумать и поразмышлять.

    Мне книга безумно понравилась. Рассказы поучительные, захватывающие и интересные. Основная мысль заключается в том, что мы должны помогать друг другу и заботиться о тех, кому это нужно. Недавно делала доклад на тему подвига, и приводила в пример героев этого произведения. В классе было такое бурное обсуждение поступков персонажей, что мы потом распечатали текст рассказа и анализировали его. Еще хочу порекомендовать истории про животных, написанные этим автором, а также рассказы «Вечер» и «Пожар в море».

    Я читал два рассказа Житкова: «Галка» в кратком содержании (для читательского дневника нужно было) и «Помощь идет» (полностью). Мне они оба понравились, автор затрагивает важные темы, поэтому в произведениях есть о чем подумать. Рекомендую.
    Кирилл

    История «Наводнение»

    Несмотря на развитие цивилизации, многие природные явления таят опасность. Некоторые реки могут иметь течение, которое уходит то влево, то вправо. Именно по такой шел буксир с баржами. Капитана предупредили о необходимости сменить курс. Правый берег оказался в зоне затопления, и все жители были под угрозой. Семья капитана тоже там жила и он переживал за них.

    Капитан было отправился на помощь к близким, но он увидел, как люди строили временный вал. Он выгрузил щебень и помог им возвести преграду. После этого капитан отправил телеграмму и узнал, что с его женой и детьми все хорошо.

    Рассказы Бориса Житкова наполнены важными мыслями. В них нет плохих или хороших персонажей, сложных социальных проблем и философии. Но они наглядно показывают, как важно уметь помогать друг другу, поддерживать и не бояться справляться с трудностями.

    Самоотверженность капитана, смекалка Андрея и доброта доктора спасли людей. Именно с них нужно брать пример всем остальным.

    Действующие лица

    В сборнике рассказов Б. Житкова «Помощь идет» автор показал реальные ситуации, которые могут случиться с любым человеком. В таких условиях важно помнить, что нельзя оставаться равнодушным и всегда нужно помогать другим людям.

    Текст состоит из трех частей, каждая рассказывает об одной чрезвычайной ситуации: «На льдине», «Наводнение», «Обвал».

    В каждом из рассказов Житкова есть главный герой:

    1. Андрей — мужественный и решительный рыбак.
    2. Доктор — преданный своему делу и ответственный человек.
    3. Капитан — настоящий семьянин, но в минуты опасности вспомнил о долге и сделала все, чтобы предотвратить катастрофу.

    Читать «Помощь идет» Житкова можно в младшем школьном возрасте. В этом сборнике дети найдут для себя несколько ценных мыслей:

    • нужно всегда быть неравнодушным к чужой беде;
    • помогать стоит только бескорыстно;
    • важна взаимовыручка.

    Краткое содержание для читательского дневника не передает всех особенностей книги. Она небольшая по размеру и ее лучше прочитать целиком.

    Рассказ «Обвал»

    Девочка Валя ела рыбу. Неожиданно она подавилась косточкой и начала сильно кашлять. Мама дала ей корочку хлеба, но это не помогло. Малышка хрипела и задыхалась. Тогда мама вызвала доктора. Он жил далеко, но услышав о проблеме сразу отправился в путь. Добираться было тяжело, так как приходилось ехать через крутые скалы. Чуть стоило машине оступиться и она упадет в море.

    Неожиданно случился обвал и дорогу завалило камнями. Доктор собрался добираться пешком до маленькой пациентки, но неожиданно прибыл грузовик. Шофер и его рабочие быстро разобрали завал. Для этого они использовали насос, который смыл камни в воду. Доктор успел добраться до Вали, извлечь косточку и рассказать ей о своем приключении.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: