Комедия Недоросль – смысл названия, в чём заключается трагизм

Главный смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Долг перед Отечеством

Для успеха любого дела правителю нужны кадры. И не просто рекрутированные, а хорошо подготовленные и обученные. Пётр Великий это понимал и ясно видел, что знать постепенно становится плохим помощником в реализации задуманных реформ из-за невежества и лени. А ведь именно на этих людей должна опираться власть.

И тогда царь стал наводить порядок и готовить будущую элиту страны. Почему он это делал? Просто видел: знатное происхождение не гарантирует формирования плеяды государственников. Все дворянские дети в законодательном порядке были обязаны пройти обучение до 15 лет. В этом возрасте сыновья должны были отправляться на государственную службу.

Мало того, Пётр I считал, что дворянин не должен быть бездельником. Именно поэтому он устраивал смотры, на которые обязаны были являться все знатные мужчины от мала до велика, и горе тому, кто рискнёт либо сам уклониться, либо сыночка спрятать!

По закону им даже смерть грозила. Но всё же никто казнён не был, а вот штрафы взимали, батогами били и ссылали, а имения отбирали и отписывали «на государя».

Таким способом царь-реформатор старался расшевелить «боярское болото». Милостью своей отмечал подданных не за высокородное происхождение, а по заслугам перед Отечеством. Как и следовало ожидать, подобные перемены понравились не всем. Находились и всячески отлынивавшие от исполнения государевой воли. Им хотелось ещё пожить в привычном ритме, как встарь бывало.

Но внук не стал последователем великого деда. При императоре Петре III вышел манифест 1762 г., коим государь пожаловал благородному дворянству российскому вольность и свободу. Это было практически позволение решать самостоятельно, служить на гражданке или в армии, или вообще нигде. Кроме того, после подписания документа дворянам было позволено выезжать за пределы государства свободно, но с оговоркой: в случае войны — вернуться незамедлительно и служить в армии.

Во время создания пьесы некоторые участники реформ ещё были живы. А дети их и внуки знали о петровских временах из рассказов старшего поколения, как говорится, из первых уст. И прекрасно понимали значение слова «недоросль». Почему комедия называется именно так, тоже всем было ясно, ведь именно 15-летний барчонок был главным героем этого сочинения.

Сочинение: Смысл названия пьесы «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

(408 слов) Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» — классицистическое произведение, написанное в 18 веке. В нем затрагиваются многие важные вопросы, такие, как проблемы воспитания, образования и крепостного права. Может показаться, что название пьесы носит односторонний характер, но это не так. В него заложен и иной, более глубокий и актуальный смысл.

Стоит начать с того, что недорослем в 18 веке называли молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего еще на государственную службу. Именно таким и является главный герой комедии Митрофан. Это показывает первый, а точнее, самый очевидный смысл названия пьесы. Ведь Митрофану действительно всего 15 лет: «Шестнадцать… исполнится около зимнего Николы…». Он нигде не работает, а его ежедневные занятия — это гонять голубей и играть «в чехарду с дворовыми мальчишками».

Однако образ главного героя, его характер и поступки уже давно приобрели «дурную славу», из-за чего слово «недоросль» получило другое нарицательное значение. Теперь под этим выражением скрывается сущность ленивого, грубого, необразованного и избалованного человека. Он ничего не умеет и не хочет научиться.

К Митрофану практически каждый день ходят учителя по разным дисциплинам, но мальчик из-за нежелания получать знания так и остался невеждой. Это видно из момента, когда Стародум проводил недорослю экзамен, чтобы проверить его успехи в изучении наук. Результаты были «впечатляющими». На вопрос, к какому роду относится слово «дверь», Митрофан отвечал: «Прилагательна… Потому что она приложена к своему месту». А про науку географию семья Простаковых будто слышит впервые: «…еоргафия…Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу». Это показывает крайнюю «темность» главного героя, будто его вообще ничему не учили.

Кроме этого, Митрофан — человек злого нрава, эту черту характера он перенял у своей матери. Теперь и недоросль обижает слуг, оскорбляет учителей, называя их «гарнизонными крысами», и даже кричит на свою няню Еремеевну, которая вырастила мальчика и готова хоть умереть за него: «Ну, еще слово молви, стара хрычовка!». Всё это из-за отсутствия хорошего воспитания, основанного на гармоничном сочетании порицания и одобрения. Митрофан никогда не имел никаких ограничений в желаниях, а любые его прихоти исполнялись. Слепо любя своего ребенка, мать Митрофана отчитывала Еремеевну, когда та пыталась предостеречь мальчика от переедания. Несмотря на осведомленность о сытости сына, Простакова говорит: «Так тебе жаль шестой, бестия?». Митрофан, получая все, становился избалованным человеком.

Таким образом, в смысл названия пьесы «Недоросль» заложены разные идеи. Во-первых, это указание на возраст Митрофана и степень его образованности. Во-вторых, это емкое отражение основной проблемы пьесы, а именно невоспитанности и злонравия главного героя. В-третьих, автор намекает нам, что многие представители дворянства, наделенные властью и богатством, остаются таким же «недорослями» на всю жизнь, потому что у них нет стимула развиваться из-за крепостного права.

Автор: Александра Ватаг

Сатирическая зарисовка с натуры

В своей пьесе Денис Иванович Фонвизин показал нравы провинциальных дворян. Однако это не портреты реальных людей, а собирательные образы. И многие персонажи получили от автора имена и фамилии далеко не просто так.

Всё начинается с семьи

В своём имении жили помещики Простаковы. Драматург не уточняет, в какой губернии развиваются события, подчёркивая тем самым, что подобное возможно встретить в любом краю.

Читайте также:
«Огурцы» краткое содержание рассказа Н. Носова для читательского дневника, анализ произведения, характеристика главных героев, основная мысль и тема

Глава семьи носил имя Терентий. Значение этого имени можно свести к слову «помощник». Женившись на властной и жестокой женщине из дворянского рода Скотининых, он стал бесхребетным подкаблучником и её помощником в безжалостных расправах над крестьянами. Будучи от природы робким и смирным, Простаков безропотно сносил унижение, оскорбления и даже побои от своей половины.

Оба родителя образованностью не отличались и даже читать не умели, а мать даже гордилась этим, пребывая в полной уверенности, что всякая учёба дворянам ни к чему. И отец, и мать безмерно любили своего единственного сына. Но порой родительская любовь калечит и судьбу, и душу ребёнка.

Смысл названия комедии Недоросль — Фонвизина

Недоросль – это комедийная пьеса Дениса Ивановича Фонвизина, написанная в 18 веке, в которой автор в сатирической форме высмеивает систему образования и воспитания в семьях дворян, посредством запечатления образов невоспитанных, корыстных и глупых людей. Каков же смысл названия данной пьесы?

Чтобы разобраться в причине, по которой автор назвал свое произведение так, нужно уточнить происхождение данного понятия исторически. Петром I Великим в 1714 году был дан указ о том, что все дворяне обязательно должны проходить обучение до своих 15 лет и иметь соответствующий документ, подтверждающий их образование. Без данного документа дворянам нельзя было вступать в брачные отношения. Молодых людей, не получивших пока образование, называли «недорослями». Император издал данный указ неслучайно, он выявил закономерность вырождения дворянского сословия, считал, что истинным дворянином должен считаться человек, трудящийся на благо государства. Но как передовому члену общества работать на благо своей страны без должного уровня образования? Об этом и заботился новый закон Петра.

К тому же, образование включает в себя не только учебные предметы, но и знания об этикете, о понятии добра и зла, о правильном и неправильном. Образование имеет своей целью воспитание дворянствующей молодежи благородной и честной, привитие нравственных принципов и осознания того, каковы интересы общества на данном этапе развития. Поэтому важность образования для дворянства особенно подчеркнута Петром.

Если обратиться к толковому словарю, «недоросль» имеет значение аналогичное вышесказанному – это личность, не достигшая совершеннолетия и еще не поступившая на службу. Так почему же сейчас, когда мы слышим «недоросль», в голову сразу приходит герой комедии Митрофанушка Простаков, глупый инфант и ленивец?

Смысл названия пьесы открывается, когда приходит осознание, что Митрофанушка – это собирательный образ всей дворянской прослойки того времени. Злонравные, неблаговоспитанные люди, не желающие получать знаний, абсолютно не самостоятельные, жаждущие лишь наживы, почестей и власти.

Митрофан оказывается же «недорослем» в первую очередь потому, что он не знает элементарных вещей, предметов школьной программы, которые преподаются ему достойными учителями (за исключением, конечно, Вральмана). Хоть, автор подчеркивает, юноша и имеет некоторые умственные способности, применять он их не намерен, в его интересы входит еда и собственное увеселение. Во время своего многострадального учения Митрофан произносит культовую фразу, ставшую девизом дворянской молодежи тех времен: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Также «недоросль» Митрофан и потому, что его моральный облик не позволяет думать о нем иначе. Он грубит своей кормилице-няне, ругает отца и мать (которая, к слову сказать, его беззаветно любит), дерзит учителям. Слабовольный тиран, не знающий, чего он хочет, не стремящийся ни к чему, не ценящий заботы родителей, ленивый, предпочитающий шататься по голубятням, чем заняться наукой. Он кажется читателю не зрелым юношей шестнадцати лет (каковым является в действительности по пьесе), а маленьким неразумным ребенком, отчасти от того, что к нему так постоянно обращается мать, и отчасти от того, что своей глупостью и малодушием он не позволяет себе выглядеть старше в глазах читателя.

Семья Простаковых и Скотининых, по задумке автора, отражает поколение воспитателей таких «недорослей». Семья для ребенка – это главная опора, это среда для жизни и роста. Ребенок впитывает моральные устои семьи, именно родителями воспитывается честь, прилежание к учению, благородство души. А в такой семье, как у Митрофана, невозможно было вырасти нравственно одухотворенным человеком, что наглядно отображается Фонвизиным в комедии. «Без наук люди живут и жили» — так отзывается об учебе мать семейства Простакова, подчеркивая, что в их семье нет и никогда не было образованных людей. Стремление таких Митрофанов сделать все что угодно, лишь бы не учиться, покинуть семью и поскорее создать свою, является абсолютно нецелесообразным и даже вредным для общества. Какое наследие оставит после себя такой неглубокий, зловредный, глупый человек? Однозначно, поколение таких же невежественных недорослей.

Жизненный опыт Митрофана наглядно показал, что ценится в людях не ум и душа, а высокое дворянское положение, финансовая обеспеченность – его мать, дядя, а впоследствии и он сам, отчаянно лебезили перед людьми, имеющими достаток.

Смысл названия комедии «Недоросль» отражен автором в самом содержании пьесы – выявить и выложить перед читателем недочеты в системе образования такой огромной социальной прослойки, как дворянство, а также показать, что эти недочеты ведут к другим проблемам: нравственным, духовным. Ведут к проблемам в воспитании, позволяющим невеждам-недорослям недостойно обращаться со своими подданными, со своими членами семьи, в конце концом с самими собой. Ведут даже к таким серьезным последствиям, как распад государства, ведь вся власть того времени была сосредоточена в руках дворян, а если все дворяне будут такими, как Простаковы и Скотинины? Последствия непредсказуемы и пугающи.

Читайте также:
Я научилась просто, мудро жить анализ - тема, идея стиха Ахматовой

Благодаря комедии Фонвизина, слово «недоросль», как и имя Митрофанушка, стало нарицательным для невежды, неуча, неглубокого человека без стремлений. Смысл названия лежит в расшифровке понятия, опирающегося на содержание этого сатирического произведения. Недоросший, недозрелый, недоучка, недовоспитанный, недоброжелательный, недобросовестный – все эти «недо», которые приходит на ум после анализа произведения Дениса Ивановича Фонвизина, являются четкой интеграцией слова «недоросль».

Сочинение на тему. Почему Митрофанушка стал недорослем?

Прочитав комедию Фонвизина «Недоросль», познакомившись с ее героями, лишний раз убеждаешься в том, какое огромное влияние оказывает общество, семья на воспитание человека, на формирование его характера, развитие интересов, его манеры поведения, речи.

Яркий пример тому – главный герой комедии Митрофанушка.

Единственный ребенок в семье, любимец матери, он вырос абсолютным невеждой, лодырем, бездельником, обжорой, озорником, эгоистом. Безграничная любовь матери, граничащая со вседозволенностью, сделала из обожаемого сына человека очень глупого, невежественного, ограниченного и самодовольного.

Причина его необразованности, невоспитанноти кроется в тех людях, среди которых он рос.

Митрофанушкина мать – госпожа Простакова – женщина необразованная, грубая, властная и в то же время нежно любящая мать. Ее отношение к сыну вызывает умиление. Конечно, госпожа Простакова понимает, что в новых условиях ее сыну нужно учиться, и она нанимает учителей.

Один из них недоучившийся семинарист Кутейкин, другой – отставной солдат Цыфиркин. Они знают немного. Их попытки научить Митрофана хотя бы этому немногому не имеют никакого положительного результата. Все их усилия безуспешны. А все потому, что главным воспитателем, не признающим никаких авторитетов, была и остается саамам Простакова со своей «твердой логикой» и такой же твердой моралью: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке(арифметике)». Ее невежество сыграло злую шутку: честным учителям (Кутейкину и Цыфиркину) она решительно предпочла бывшего кучера немца Вральмана за то, что «он дитя не неволит». Мало того, что сам не учит, но и других учить не дает.

Господин Простаков и дядя Скотинин также не могли положительно повлиять на Митрофана, так как сами не были людьми добродеятельными. Один безвольный, слово не может сказать без приказа жены, другой помешан на свиньях, которые для него дороже всех на свете. Оба абсолютно невежественные и безграмотные.

Вот такие люди и окружают нашего Митрофана.

Он сын своей матери: невежественный, бессердечный, не уважающий и не любящий никого. В конце комедии мать пытается найти опору в сыне в трудной ситуации, а он хладнокровно дает понять, чтобы она оставила его в покое. Что посеешь – то и пожнешь!

Откуда же взяться доброте и сочувствию у Митрофана, если он даже не знает, что это такое.

Все его окружение антидобродеятельно, и он их персонаж.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Примеры драгоценных книг из жизни
    Книги, играют не маловажную роль в развитии любой личности, даже сейчас в эпоху информационных технологий они являются основным источником знаний. Читая книги, мы познаем новые миры, и неизведанные глубины человеческой души
  • Образ и характеристика Хариты Огудаловой в пьесе Бесприданица Островского сочинение
    В произведении мы знакомимся с множеством персонажей и образов, созданных Островским, которые находятся преимущество в знатной области, то есть они, в большинстве своём знать.
  • Сочинение по рассказу Дары волхвов О. Генри
    Что не сделаешь ради любви! История одной молодой пары весьма поучительна. У них не было миллионов долларов, но они так любили друг друга, что готовы были отдать самое дорогое ради любимого человека
  • Гордость и гордыня: в чем отличие? сочинение
    В понятие гордость входит множество достоинств, таких как: успех, достижения, целеустремленность, упорство и т.д. Гордость подразумевает чувство радости, сочетаемое с чувством удовольствия
  • Сочинение Константин Треплев в пьесе Чайка Чехова (характеристика и образ героя)
    Чехов написал огромное количество разных произведений и многие из них изучаются в школе, как например «Чайка». Здесь главным героем стал молодой человек по имени Треплев Константин Гаврилович. Его отец был актером, которого знал весь мир.

Сочинения / По литературе / Какой смысл названия комедии Недоросль Фонвизина

Одна из выдающихся сатир и комедий «Недоросль», автор которой Денис Иванович Фонвизин, была написана в 18 веке в 1781году. Комедия носила политический и общественно социальный характер и вскоре стала одним из лучших достижений русской драматургии 18 века и обрела мировую известность, что конечно же принесло и самому автору славу.

В комедии остро затронуты проблемы взаимоотношений и воспитания того времени. Все произведение в образе Митрофанушки и его матери госпоже Простаковой описывает проблему воспитанности дворянства, их моральные устои, деспотичное и глумящиеся отношение дворянства по отношению к крепостным и прислуге.Само слово «недоросль» не носило глумливый характер, к примеру, при Петре I таким словом называли дворянских детей, которые еще не поступили на службу и не достигли совершеннолетия.

В комедии наоборот слово уже обретает нарицательный характер и отображает в себе смысл не доросшего морально и умственно человека.

По сюжету описывается глупая, злонравная и невежественная госпожа Простакова и ее сын Митрофан. Женщина не желает быть образованной и просвещать свой ум вместо этого она предпочитает занимать свое время расправой над своими подчинёнными. Единственный человек, которого она по-настоящему любит, холит и лелеет это её сын Митрофанушка.

Читайте также:
Тема природы в лирике Тютчева - особенности и своеобразие

Позже ребенку конечно нанимаются различные учителя, но не для того чтобы он был развитым или как то занять полезным его свободное время, а для того чтобы просто он не отстал от остальных дворянских детей. Естественно он слишком ленив, чтобы чему-либо обучаться и спустя несколько лет обучения уроки не приносят своих плодов, он остается также и глуп и не способен связать грамотно слов. Отец к воспитанию ребенка не прилаживает каких либо действий, так как он боится в чем либо возразить своей супруге и подчиняется её воле. В такой атмосфере мальчик полностью морально деградирует, он безжалостен, равнодушен и ищет во всем свою корысть.

Однако плоды такого воспитания не заставят себя долго ждать. Примером того служит случай, когда план по похищению и женитьбе на Софье срывается и у Простаковой отнимают имение. Сын, не долго думая, безо всякого зазрения совести отказывается от своей матери, так как от нее теперь не видит выгоды.

Название комедии особенно четко раскрыто в кульминационных действиях комедии. Когда Митрофану пора было заступить на службу, Стародум сомневается в его полезности отечеству.

Таким образом автор заявляет о главной проблеме своего времени. Подрастающее дворянство, которое должно стать в будущем опорой своему государству воспитывается не способным и не доросшим морально. Автор призывает к пересмотру политики относительно дворянства и к предотвращению разложения общества.

Основной смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина

Знаменитый писатель Денис Иванович Фонвизин был весьма просвещенным человеком. Его не устраивала действующая система образования и воспитания детей в некоторых дворянских семьях. Будучи сам дворянином, писатель старался привлечь внимание общественности к этой проблеме. Смысл названия комедии «Недоросль», написанной в 1782 году, в том, чтобы показать недостатки воспитания молодежи, которая через несколько лет станет управлять страной.

Государственная проблема

Согласно толковому словарю, недоросль — это молодой дворянин, не достигший своего совершеннолетия и не принятый на государственную службу.

В своем произведении автор в сатирической форме показывает недостатки воспитания и образования детей дворян. Происхождение понятия «недоросль» относится к правлению Петра I. Именно он в свое время издал указ, датированный 26 февраля 1714 года, где говорилось об обязательном обучении детей дворян в возрасте до 15 лет. В нем строго запрещалось давать офицерские звания лицам, не служившим рядовыми в полках гвардии, невзирая на их дворянское происхождение.

Этот указ был вызван тем, что, пользуясь высоким происхождением, часть дворян отказывалась служить в качестве простых солдат. По их мнению, командирские должности принадлежат высшему сословию по праву происхождения.

Но Пётр Алексеевич имел свой взгляда на этот вопрос. Сам государь обучался военному искусству с юных лет и не чурался звания солдата. Свой путь он начал от простого барабанщика в Преображенском полку и всюду проявлял старательность, не гнушаясь самой трудной работы. Таким отношением к делу государь подавал пример дворянскому сословию. Петр считал, что даже у царя должны быть мозоли, чтобы подчиненные, глядя на него, вырастали достойными помощниками и верными слугами Отечества.

Тех молодых людей, которые не хотели учиться стали называть «недорослями». Государь считал, что истинный дворянин должен быть лицом своего государства и трудится на его благо. Без соответствующих знаний сделать это затруднительно. Не имея специального подтверждающего документа, молодым людям нельзя было жениться. Вот почему Фонвизин назвал свою комедию «Недоросль».

Реформы, проводимые Петром I, требовали, чтобы управленцы были грамотными. Поэтому во всех губерниях открыли школы для обучения детей дворян, дьяконов и подьячих, от 10 до 15 лет. Государь сознавал, что по собственной воле родители не отдадут своих детей на обучение и поэтому запретил венчание без свидетельства об обучении. Но и это не слишком помогло. За первые десять лет число обучающихся не превысило полутора тысяч человек. Родители прилагали немыслимые усилия, чтобы обойти закон.

К тому же понятие образованности включало в себя не только умение писать и читать, но и знать этикет. Сюда же относилось способность различать добро и зло и правильность или неправильность действий. Главной целью образования является воспитание у молодежи дворянского сословия таких черт, как:

  • Благородство.
  • Честность.
  • Нравственность.
  • Сострадание.

Важность образования в том, чтобы с юных лет дворяне понимали значение нравственных принципов и осознавали приоритеты развития общества на этом этапе развития страны. Петр понимал значения проблемы для России и поэтому старался решить ее пусть и путем принуждения.

Сюжет пьесы

Слово «недоросль» означает, что юноша еще не созрел для взрослой жизни. Но Фонвизина вносит несколько другой смысл в название. Недоросль в пьесе — человек глуповатый и ленивый, который в принципе не хочет взрослеть. У автора Митрофанушка Простаков является собирательным образом дворянской молодежи того века. По мнению прозаика, их отличали следующие черты:

  • Невоспитанность.
  • Злобный нрав.
  • Нежелание работать.
  • Требование особого отношения к собственной персоне.

Митрофан — это именно тот юноша, кого называли недорослем в те времена. Он не знает не только обязательных предметов программы, но даже самых элементарных вещей. Его учителя за небольшим исключением, несмотря на все старания и рассказы о важности учения, не могут пробиться сквозь стену лени и нежелания трудиться. Имея хорошие умственные способности, этот молодой барин не желает их применять по прямому назначению. Для него важнее хорошо поесть и повеселиться. Коронная фраза героя «Не хочу учиться, хочу жениться» отражает настроение дворянской молодежи тех лет.

Митрофанушка, как привыкли называть его в семье не только грубит няне и учителям, но и неуважительно разговаривает с родителями. Они же души не чают в своем чаде. Слабовольный и не знающий, чего он хочет и куда стремится, этот юный тиран в свои шестнадцать лет кажется маленьким неразумным ребенком.

По мнению автора, семья Простаковых и Скотининых воспитывает людей недалеких и малообразованных. Ведь ребенок как губка впитывает мораль, царящую в семье. В таких семьях проблема заключается в том, что вместо привития желания учиться и расти нравственно, родители прививают детям презрение к образованию и желание жить за чужой счет.

Читайте также:
Высказывания о Тургеневе - современники о русском писателе

Мать Митрофанушки определяет свое отношение к воспитанию такими словами: «Без наук люди живут и жили». Поэтому стремление сына сделать все, чтобы не учится, она считает нормальным. Пусть деточка женится и живет в свое удовольствие думает она. Совершен неважно, что воспитать такой человек может только такое же невежественное поколение. Конечно, для нее он всегда будет называться не иначе как любимое дитятко. Ребенку, выросшему в такой среде, трудно вырасти самодостаточным человеком с высоким уровнем ответственности за свои поступки.

Смысл комедии заключен в названии пьесы. Это следует понимать, приступая к написанию сочинения на тему о важности творчества автора в русской литературе, что позволит понять, кто такой недоросль в комедии Фонвизина и какова его нравственная и духовная характеристика. Можно с уверенностью сказать, что представители молодого поколения дворян в то время отличались низким уровнем развития, за редким исключением, это отражено в проблематике пьесы. В этом смысле Митрофанушка — литературный «названый брат» Обломова из одноименного романа Гончарова. Но тот хотя бы в мыслях стремился изменить себя.

Благодаря этой комедии слово «недоросль» получило нарицательное значение, так же как и имя главного героя. Митрофанушка — это недоучка, у которого отсутствуют моральные принципы, нет понятия о хорошем воспитании и сострадании к слабым, а также отсутствует желание что-либо менять в этой жизни. Управлять государством он неспособен в принципе.

«Недоросль» Фонвизина: опасайтесь плодов злонравия

В 1781 году Д. И. Фонвизин написал произведение, ставшее причиной споров в дворянском сословии. Смысл комедии «Недоросль» заключается в противопоставлении просвещенности и глупости. Автор хотел показать, что будущее будет за образованными людьми с высокими моральными принципами. Произведение остается актуальным до сих пор, затрагивая тему значимости воспитания.

Краткое содержание и смысл комедии Недоросль

В пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» фамилии героев имеют смысл. Автор с помощью такого приема раскрыл характер персонажей. «Звучные» фамилии — особенность классического стиля в литературе.

Главные герои

Фонвизин тонко и точно подмечает недостатки героев с помощью их фамилий:

  • Вральман — обманул окружающих и притворился светским человеком.
  • Госпожа Простакова — глупая, деспотичная, корыстолюбивая барыня. Балует своего сына и мечтает женить его на Софье.
  • Митрофан — сын Простаковой, недоросль 16 лет. Невежественный, ленивый, грубый юноша.
  • Правдин — государственный служащий, представитель образованного дворянства. Приехал разобраться с беспорядками в деревне Простаковой.
  • Стародум — богатый дворянин с высокими моральными принципами. Честный человек, всего добился сам. Единственный родственник Софьи и ее опекун.
  • Софья — добрая, умная девушка. Живет у Простаковых, племянница Стародума. Любит Милона.
  • Милон — храбрый офицер с высокими представлениями о морали. Хочет сделать предложение Софье.
  • Скотинин — брат Простаковой. Малообразованный мужчина, везде ищущий выгоду.

Сюжет

Малообразованная госпожа Простакова души не чает в своем сыне Митрофанушке. Она старается уберечь его от любых трудностей. Даже в учебе барыня видит вред, и советует сыну учиться «для вида». Из-за такого воспитания Митрофан вырастает невежественным, ленивым, любящим праздно проводить время.

В доме Простаковых проживает девушка по имени Софья. Она — сирота, ее единственный родственник и опекун, Стародум, уехал в Сибирь. От него давно не было вестей, поэтому госпожа Простакова решила выдать Софью замуж за своего брата, Тараса Скотинина. Но Скотинин не любит девушку — его больше интересует ее приданое.

От Стародума приходит весточка: он сделал племянницу своей наследницей. Простакова меняет свои планы: теперь она хочет женить на ней Митрофана. В деревню приезжают солдаты. Постоялец Простаковых, чиновник Правдин, встречает своего давнего знакомого, офицера Милона.

Правдин рассказывает, что он приехал с тайной проверкой имения. Милон надеется встретить свою возлюбленную. Ей оказывается Софья, которая рассказывает о планах Простаковой. Неожиданно в деревню приезжает Стародум. Он хочет забрать племянницу в Москву, потому что нашел ей жениха.

Простакова пытается убедить Митрофана взяться за учебу. Но молодой дворянин не слушает ни маму, ни своих учителей, Кутейкина и Циферкина. Немец Вральман говорит, что не стоит учиться — от образования пользы нет.

Тем временем Стародум узнает, что выбранный им жених — это Милон, возлюбленный Софьи. Он благословляет молодых. Простакова узнает о намерении постояльцев уехать в Москву. Барыня решает похитить Софью, но ее планам мешает Милон. Офицер делает предложение девушке, и она отвечает согласием.

Правдин получает извещение о том, что деревня Простаковых переходит под его попечительство. Барыня в отчаянии, но ее утешает присутствие Митрофанушки. Но сын грубит ей, что очень расстраивает женщину. Правдин предлагает ему пойти на службу. Молодой дворянин соглашается, еще сильнее огорчая свою матушку.

На заметку! Стародум подводит итог истории фразой: «Вот злонравия достойные плоды!». В этой фразе и заключен основной смысл «Недоросля».

Объяснение сюжета

Смысл комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина заключается в высмеивании невежества. Автор акцентировал внимание на важности воспитания. Митрофан вырос глупым, ленивым, невежественным. Его мать считает, что образование — не главное в жизни. Простакова больше всего ценит власть и деньги.

Читайте также:
Лилечка, Маяковский: читать онлайн бесплатно

Митрофан многое позаимствовал из поведения матери. Он позволяет себе неуважительно относиться к окружающим. Юноша смелый только на словах, но на деле не может самостоятельно принять решение. Митрофан не готов вступить во взрослую жизнь из-за своей необразованности и моральной незрелости.

Смысл «Недоросля» Д. И. Фонвизина остается актуальным. Родители забывают, что они являются примером для своих детей. Ребенку нужно прививать правильные нравственные ценности. Важность родительского участия Фонвизин показал на примере Простаковой и ее сына.

Важно! Одна из тем сочинения — «Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль»». В 18 веке так называли несовершеннолетних дворян. После выхода пьесы, это слово стало нарицательным. Так стали называть глупых, невежественных юношей.

В чем суть концовки

Смысл последней реплики Стародума в «Недоросле» заключается в том, что Простакова пожинает плоды своего воспитания. У нее вырос эгоистичный, корыстный, ленивый сын. Он никого не любит, кроме себя. Поэтому неудивительно, что Митрофан отказывается помогать матери. Стародум утверждает, что от юноши не будет проку на службе. Фонвизин на примере недоросля показал моральный упадок дворянского сословия. Воссоединением Софьи и Милона писатель показал победу здравого смысла над невежеством.

Удивительно, насколько проблемы, поднимаемые в классических произведениях 19-20 веков, актуальны во все времена. Хорошо бы смысл «Недоросля» заставлял задумываться современных родителей. Ведь сегодня и тут и там растут «Митрофанушки», имеющие все блага по щелчку пальцев, считающие лишь материальное ценным. Достойные плоды злонравного воспитания.

Виды жанры эпических произведений

4.Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх РОДОВ : эпосу, лирике или драме. Литературный род – это обобщённое название группы произведений в зависимости от характера отображения действительности.

ЭПОС (от греч. “повествование”;-) – это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.

ЛИРИКА (от греч. “исполняемое под лиру”;-) – это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.

ДРАМА (от греч. “действие”;-) – обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму.

Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений.

Вид и жанр – понятия в литературоведении очень близкие.

Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии – водевиль и т.д. Строго говоря, литературный жанр – это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.

ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.
РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.
ПОВЕСТЬ – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.
РАССКАЗ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.
СКАЗКА – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.
БАСНЯ (от «баять» – рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):

ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.
БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.
КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.
ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.
ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.
ФАРС – жанровая разновидность комедии, это театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Читайте также:
Мцыри - краткое содержание поэмы, история создания, анализ

Эпические жанры литературы — признаки, черты и примеры произведений

Обновлено 23 июля 2021
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Эпические произведения сопровождают нас всю жизнь.

Мы думаем, что всё эпическое огромно и размашисто, но на самом деле даже маленькая детская сказка – осколок эпоса.

Какими жанрами представлен этот род литературы и как они менялись в течение времени – попробуем разобраться.

Определение и характеристика

В литературе выделяют несколько родов, которые исторически сложились на основе формальных и содержательных свойств литературного творчества. Работы писателей разделяют на лирические, эпические (эпос) и драматургические жанры. Также выделяют промежуточные лиро-эпические формы.

Эпос как род литературы отличается повествованием об исторических событиях от третьего лица. Различные эпические формы обычно охватывают продолжительный период прошлого. Творческие труды в этих жанрах характеризуются пространственной протяжённостью и событийной насыщенностью. Главный признак эпоса — объективность повествования.

Произведения изображают как частную жизнь определённых личностей, так и общественные явления. Авторы эпических жанров раскрывают человеческие характеры в процессе действия сюжета. В их трудах также можно увидеть отношение писателя к главным героям и миру, который они описывают с помощью конкретных художественных приёмов. Эпические формы разделяют на основные 3 группы:

  • крупные;
  • средние;
  • малые.

Большинству произведений характерна прозаическая форма. Кроме того, к эпическим жанрам относят фольклор: сказки, притчи и т. д.

Произведения в формах эпоса могут отличаться как большим, так и малым текстовым объёмом. Их разделяют на связанные по смыслу части. Однако эта особенность относится только к крупным и средним жанрам. Композиция включает завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Сюжетная линия может быть любой. Сюжет эпического сочинения строится по замыслу писателя и нередко удивляет неожиданной концовкой.

Эпос — это…

Эпос – это один из трёх (наряду с лирикой и драмой) родов литературы, описывающий масштабные исторические и социальные события, разворачивающиеся на протяжённом пространстве или времени.

Традиционно эпические жанры делят на:

  1. — крупные (эпопея, роман-эпопея, сага);
  2. — средние (роман, повесть);
  3. — малые (новелла, эссе, рассказ, очерк, этюд).

Отдельно принято говорить о фольклорном эпосе, «прадедушкой» которого считается древний миф. Он имеет богатую историю, которая уходит корнями в детство человечества.

Крупные и средние жанры

Крупные формы эпоса отличаются богатым социально-историческим фоном. Произведения обычно пишут в несколько томов. Творчество раскрывает частную жизнь нескольких поколений людей. В литературе выделяют два крупных жанра эпоса:

  1. Эпопея. В произведении описывается жизнь народа или социальной группы. Сюжетная линия характеризуется ключевыми историческими событиями, которые кардинально меняют судьбу главных героев. Автор рассказывает о частных жизненных историях, умело сцепляет эпизоды со сценами из жизни персонажей, тщательно прорисовывает их характеры и мышление. На такое способны только настоящие мастера, поэтому в жанре эпопеи существует мало выдающихся работ. Известным примером эпоса в произведениях крупной формы является «Война и мир» Л. Н. Толстого.
  2. Роман. Жанр рассматривает конкретный период или жизнь определённой личности. Роман отличается продолжительным описанием множества значимых событий, несколькими сюжетными линиями и различными группами героев, которые могут быть главными, второстепенными и эпизодическими. В произведениях раскрываются важные для общества проблемы. Романы отличаются по структуре, проблематике и эпохе. Среди известных произведений следует выделить труды «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Обломов» И. А. Гончарова.

К средней форме эпоса относится повесть. Произведения этого жанра не имеют определённого текстового объёма и занимают промежуточную позицию между крупным и малым эпосом. В повести автор уделяет больше внимания описанию героев, их психологическому состоянию и месту действия, а не движению сюжета.

В произведениях изображается естественное течение жизни. Сюжет отличается хроникальной формой: эпизоды нередко следуют друг за другом без связи между собой. Примеры повестей: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Степь» А. П. Чехова, «Деревня» И. А. Бунина.

Эпопея – значит «повествование»

Эпопея (от древнегреческого ἔπος – «слово, повествование» и ποιέω – «творю») – это обширное повествование, которое изложено либо в стихах, либо в прозе, и посвящено выдающимся историческим событиям, имеющим национальный масштаб. В общем смысле эпопеей называют сложную, продолжительную историю, включающую ряд событий крупного масштаба.

Предшественниками эпопеи были былевые песни, имевшие наполовину лирический, наполовину повествовательный характер. Они были вызваны подвигами племени или клана, приурочены к героям, вокруг которых сгруппированы. Подобные песни складывались в масштабные поэтические единицы, называемые эпопеями.

В эпопеях, относящихся к героико-романическим, их главные герои целенаправленно и активно участвуют в значимых исторических событиях, в процессе чего осуществляется становление их личности, как, например, в романе А. Н. Толстого «Петр I». Выделяют также и эпопеи «нравоописательные», которые повествуют о состоянии общества в комическом ключе, как, например, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле или «Мертвые души» Гоголя.

Малые формы

С малыми жанрами эпоса учащиеся знакомятся в 5 классе. Примеры эпических произведений: «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Тёмные аллеи» И. А. Бунина. Произведения в краткой форме отличаются сжатым объёмом, одной сюжетной линией и ограниченным количеством героев. Список малых жанров эпоса:

Читайте также:
Дуэль Безухова и Долохова в романе Война и мир - анализ эпизода

  1. Рассказ. Сочинения в этом жанре характеризуются малым числом персонажей и кратковременными событиями, которые описываются автором. Основа рассказа — изображение определённой сцены или явления. В этом жанре писали А. С. Пушкин, М. Горький, А. И. Куприн, Н. В. Гоголь и др.
  2. Новелла. Выступает разновидностью рассказа. Произведения характеризуются острыми сюжетами и неожиданной развязкой. Совокупность рассказов называется новеллистикой. Новелле характерны краткость, нейтральный стиль изложения и отсутствие психологизма. Новеллист уделяет мало внимания описанию персонажей. В произведениях главным является случай, который на какое-то время сводит героев и затем разлучает их. Популярные авторы новелл — Эдгар Алан По, Стефан Цвейг.
  3. Очерк. Для этого жанра сюжет не имеет большого значения. Автор обычно рассказывает о каких-то событиях от первого лица. Этот приём позволяет отразить в произведении собственные размышления, а также провести сравнения и аналогии. Очерки часто причисляют к научному или публицистическому стилю, однако им характерна художественная образность. Произведения в этом жанре публиковали А. С. Пушкин, В. Г. Короленко, Н. Г. Помяловский.

Малые эпические жанры легко читаются. В такой форме часто начинают писать будущие авторы романов и повестей. Небольшие рассказы и очерки помогают писателям осмыслить определённые проблемы, для которых они позже применяют более сложную трактовку в продолжительном повествовательном произведении.

Объединение в циклы

Эпические произведения стремятся к возможно более полному отображению жизненных реалий, поэтому они тяготеют к тому, чтобы объединяться в циклы. Иллюстрацией такой тенденции является роман-эпопея Джона Голсуорси под названием «Сага о Форсайтах».

Он представляет собой монументальную серию разноплановых произведений, описывающих жизнь состоятельной семьи Форсайт. В 1932 году за присущее Голсуорси искусство повествования, в котором вершиной является «Сага о Форсайтах», писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Примеры фольклора

Среди фольклорных жанров встречаются сочинения, которые могут быть не только в прозаической, но и в стихотворной форме, например, литературные сказки. Такие произведения основаны на традициях народных сказаний. Эпический жанр опирается на традиции фольклорных сказок. Он характеризуется одной сюжетной линией, вымышленными героями и сюжетами, изображением борьбы добра со злом и описанием народных обычаев.

Другой фольклорный жанр — притча. Эта форма отличается небольшим объёмом и поучительным характером. В произведении рассказывается о нравственном или религиозном поучении, которое основано на обобщении и применении аллегорий. Некоторые авторы вставляют притчу в крупные работы, чтобы наполнить их глубоким смыслом. Небольшие эпизоды могут служить размышлением писателя на тему душевный состояния или возрождения человека.

Былина выступает фольклорной эпической песней, в основе которой лежит героическое событие или интересный эпизод из русской истории. При написании произведений авторы часто используют тоническое стихосложение с двумя — четырьмя ударениями. Былины обычно описывают русских богатырей, их жизнь, стремления и героические поступки. Произведения характеризуются чувством свободы и независимым духом общества.

Басни тоже относятся к фольклорным жанрам эпоса. Для произведений характерны аллегорический смысл и сформулированный моральный вывод. Именно законченностью сюжетной линии басня отличается от притчи, с которой её часто путают. Для жанра свойственны единство действия, сжатое изложение и отсутствие детального описания героев или явлений, которое тормозит развитие сюжета. Обычно басня начинается с рассказа об определённом событии и заканчивается нравоучением. Иногда поучительная часть предшествует сюжету.

Более мелкие элементы

Согласно классификации родов литературы, к эпосу относятся следующие жанры – повесть и поэма. Эти два явления отображают противоположный подход к творчеству среди авторов.

Повесть занимает промежуточное положение между романом и малыми формами. Такое произведение может охватывать небольшой промежуток времени, в нем один главный герой. Интересно, что еще в XIX веке в нашей стране повестями назывались и рассказы, так как подобного термина русский язык еще не знал. Иными словами, так обозначалось любое произведение, которое уступало роману по объему. В иностранном литературоведении, например, в английском, понятие «повесть» синонимично выражению «короткий роман» (short novel). Иначе говоря – новелла. Классификация этого литературного явления аналогична той, которая применяется среди романов.

Если повесть относится к прозе, то в поэзии параллельно ей существует поэма, которая также считается произведением среднего объема. Стихотворная форма включает повествование, характерное для остального эпоса, однако имеет и собственные легко узнаваемые черты. Это нравоописательность, помпезность, глубокие переживания персонажей.

Подобный эпос, примеры которого можно найти в самых разных культурах, возник давно. Некой точкой отсчета можно назвать песни лирико-эпического характера, сохранившиеся, например, в виде древнегреческих гимнов и ном. В дальнейшем такие литературные произведения стали характерны для германской и скандинавской раннесредневековых культур. К ним также можно отнести и былины, т.е. русский эпос. Со временем эпический характер повествования стал костяком всего жанра. Поэма и ее производные – основные жанры эпоса.

В современной литературе поэма уступила доминирующее положение роману.

Лиро-эпический род литературы

Иногда в произведения эпических жанров писатели добавляют лирические черты. В случае с повестью основную часть дополняют предисловием (прологом) и послесловием (эпилогом). В них автор высказывает своё мнение о сложившихся обстоятельствах или разъясняет моменты, которые могли ввести читателя в заблуждение. Примеры лиро-эпических жанров:

  1. Баллада. Представляет сюжетный рассказ фантастического, сатирического, исторического, мифического или легендарного характера в поэтической форме. Балладу также относят к фольклору. Она строится на основе диалога героев. Сюжету несвойственно самостоятельное значение, однако изложение ярко окрашено лирическими приёмами. Произведения характеризуются наличием повторов (рефренов) и строгим ритмом. В балладах могут содержаться признаки, характерные для других жанров.
  2. Поэма. Крупное или среднее по объёму многочастотное стихотворение принадлежит конкретному автору. Сочинение отличается повествовательным или лирическим сюжетом. Произведение может быть романтического, героического, сатирического или критического характера.
  3. Стихотворение в прозе. Лирическое произведение в прозаической форме отличается небольшим объёмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием ритмической организации. Такое стихотворение выражает чувства, переживания и впечатления героя.
Читайте также:
Сочинение на тему: "Был ли иной путь у Катерины" ✒ рассуждение о жизни и судьбе главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза», причина выбора

В разных жанрах эпоса авторы могут использовать любые художественные средства. Хоть большинство трудов охватывает глобальные проблемы общества, эпические произведения способствуют глубокому проникновению во внутренний мир человека. Литературные работы в жанре эпоса играют немаловажную роль в формировании навыков речи у учащихся.

Утраченные работы

Отдельного разговора заслуживает наследие прошлого, не сохранившееся до наших дней. Причиной часто является банальное отсутствие задокументированного экземпляра книги. Поскольку часто сказания передавались в устной форме, со временем в них появлялось множество неточностей, а особенно неудачные и вовсе забывались. Множество поэм погибло из-за частых пожаров, войн и других катаклизмов.

Упоминания об утраченных реликвиях прошлого можно найти и в древних источниках. Так, римский оратор Цицерон еще в I веке до н.э. в своих произведениях жаловался на то, что были безвозвратно утеряны сведения о легендарных героях города на семи холмах – Ромуле, Регуле, Кориолане.

Особенно часто утрачиваются стихи на мертвых языках, так как нет носителей, которые могли бы передавать свою культуру и хранить память о прошлом народа. Вот только немногочисленный список этих этносов: турдулы, галлы, гунны, готы, лангобарды.

В древнегреческих источниках встречаются упоминания о книгах, оригиналы которых так и не были найдены либо сохранились в отрывках. Это «Титаномахия», повествовавшая о сражении богов и титанов еще до существования человечества. О ней, в свою очередь, упоминал в своих трудах Плутарх, живший в начале нашей эры.

Потеряно много источников Минойской цивилизации, жившей на Крите и исчезнувшей после загадочного катаклизма. В частности, это история о правлении царя Миноса.

Жанры литературы — описание, разновидности и особенности

Виды жанров в литературе

Из определения слова «жанр» становится ясно, что у каждого вида имеются свойства, которые отличают его от других. Все виды литературных произведений делятся по трём признакам: по форме, содержанию и родам.

В таблице ниже приведены литературные классы, жанры и поджанры.

Классификация литературных жанров
по форме по содержанию по роду
Видения Комедия: Эпический:
Новелла · фарс; · басня;
Ода · водевиль; · аполог;
Опус · интермедия; · былина;
Очерк · скетч; · баллада;
Повесть · пародия; · миф;
Пьеса · комедия положений; · новелла;
Рассказ · комедия характеров. · повесть;
Роман Трагедия · рассказ;
Скетч Драма · роман;
Эпопея Ужасы · роман-эпопея;
Эпос · сказка;
Эссе · эпопея.
Лирический:
· ода;
· послание;
· элегия;
· эпиграмма.
Лироэпический:
· стансы;
· баллада;
· поэма.
Драматический:
· драма;
· комедия;
· трагедия.

В основном произведения классифицируются по родам. В список признака «род» входит 4 вида: эпический, лирический, лироэпический и драматический. Чтобы не спутать один тип с другим, следует подробно разобрать свойства каждого.

Таблица

Приведенная ниже таблица «Жанры древнерусской литературы» включает в себя названия жанров с примерами из древнерусской литературы:

Жанр Произведение древнерусской литературы
Житие «Житие Александра Невского»
Слово «Слово о Законе и Благодати»
Поучение «Поучение Владимира Мономаха»
Повесть «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Хождение (хожение) «Хожение за три моря» (Афанасий Никитин)
Летописный рассказ Рассказ об ослеплении Василька Теребовольского
Летописное сказание Сказание о мести Ольги древлянам
Погодная запись Погодные записи из «Повести временных лет»

Любой жанр древней литературы чаще всего включал в себя значительные элементы публицистики.

Эпические

Одним из основных, а также одним из наиболее древних жанров является эпический. Термин «эпос» означает повествование о далеком прошлом, часто в таких произведениях содержатся героические рассказы о богатырях.

Эпические жанры по объему текста делятся на эпопею и роман-эпопею. Для эпопеи необходимы такие признаки, как описанные исторические события, во время которых развивается жизнь главных героев, наличие положительных персонажей и им противоположных, связь поколений и насыщенный сюжет.

Обычно в эпопее не даются подробные описания персонажей, упор делается на события и окружающий мир.

Примеры эпических произведений:

Л. Н. Толстой «Война и мир», М. Шолохов «Тихий Дон», Гомер «Илиада» и «Одиссея».

↑ Эпос. Определение. Свойства и признаки эпоса.

Наиболее естественными и правдоподобными сферами бытования литературных произведений, воспроизводящих жизнь в формах самой жизни, представляются эпос и драма, в основе которых лежит объективное отражение процессов общения человека с миром, протекающих во времени и пространстве. ЭПОС
— восходящий к древнегреческому слову «epos» (букв, слово, повествование, рассказ)литературный род, воссоздающий объективную картину мира, существующего вполне независимо от повествователя.
Имеется несколько значений термина эпос:
1) героический эпос («Слово о полку Игореве», «Песнь о Роланде»), 2) большое стихотворное произведение или эпопея («Одиссея», «Алпамыш»), былины и т.д. 3) эпос – род литературы, теоретическое понятие, а не историко-литературное.

Событийность

, свойственная эпическим произведениям, делает их предрасположенными к сюжетности. Эпос имеет определенные преимущества перед лирикой и драмой, обладая полной свободой в организации художественного времени и пространства и располагая универсальным арсеналом средств не только объективного изображения реальной действительности, но и субъективного выражения сознания автора и действующих лиц. Иными словами, эпос обладает уникальной
способностью поглощать в себя элементы и лирики, и драмы
, адаптируя их в общей повествовательной структуре.

В родовых эпических произведениях объективно повествуется о

тех или иных
жизненных явлениях и событиях
, раскрывающих определённые стороны человеческого общества, людские радости и горести. Воспроизведение жизненных событий в художественном произведении – главная особенность эпического рода. Герой произведения действует как будто свободно, согласно своей воле, а в действительности все его поступки взаимосвязаны с окружающими его условиями. Сюжет, конфликт, система характеров – отличительные признаки эпического рода.

Читайте также:
Философская лирика Тютчева - основные мотивы в творчестве

Эпическое произведение, не ограниченное ни объемом

,
ни регламентированной речевой структурой
, включает в себя и лирические отступления, и драматические формы монолога, диалога и полилога. Повествование в эпосе исходит обычно или от автора-повествователя, или от героя-рассказчика, или без персонализации, как бы от лица самой истины, автора всевидящего и всезнающего, или, наконец, от обобщенного представителя некоего социума, за речевой маской которого («сказом ») писатель скрывает свое истинное лицо, в результате чего способ повествования служит не только средством, но и предметом изображения.
Полная свобода эпического произведения в организации хронотопа, выражении авторского сознания, мыслей и переживаний персонажей, гибкое разнообразие способов повествования, универсальный ассортимент изобразительно-выразительных средств, отсутствие жесткой регламентации в их использовании совокупно обеспечивают ему неисчерпаемые возможности в осуществлении познавательной функции.

Лирические

Лирический жанр чаще написан в поэтической форме. Самый популярный подвид — лирическое стихотворение. Оно представляет собой небольшое по объему произведение, с помощью него автор стремится выразить свои эмоции, чувства, поделиться своими переживаниями с остальными.

Также популярными подвидами лирики являются послание и элегия. Элегия — грустное, скорбное стихотворение, содержащее философские раздумья. Послание представляет собой письмо в поэтической форме. Обычно оно направлено определенному человеку, либо группе людей с целью донести чувства автора.

Примеры лирических произведений:

А. С. Пушкин «Зимняя дорога», «К Чаадаеву», «Я вас любил» и др.; Н. А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Пророк» и др.; А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…», «Какая ночь, как воздух чист…», «Ласточки», «Фантазия» и др.

Махабхарат

Поэт: Веда Вьяса

Год: неизвестен

Махабхарата или Махабхарата — это древнеиндийский эпос, написанный на санскрите легендарным Махариши Вьясой. В первую очередь он сосредоточен на борьбе двух групп кузенов, Кауравов и Пандавов, за трон королевства Хастинапур. Их возглавляют их старшие братья Дурьодхана и Юдхиштхира соответственно. Конфликт завершается Великой битвой на Курукшетре, где многочисленные древние королевства присоединяются к одной из сторон. История Махабхараты имеет множество тем, самые известные из которых включают: Дхарма, долг и ответственность человека; и карма, действие человека и его последствия. Махабхарата передавалась через устную традицию на протяжении веков, прежде чем была окончательно переведена в текст. Это самая длинная из когда-либо написанных эпических поэм, состоящая из более чем 200 000 отдельных стихотворных строк. Примерно в десять раз длиннее Илиады и Одиссеи вместе взятых. Махабхарат содержит множество текстов, таких как Бхагавад-Гита, которая оказала влияние на многих великих мыслителей, включая Махатму Ганди, Олдоса Хаксли, Дж. Роберта Оппенгеймера и Николы Тесла .
Отрывок (перевод): — У вас есть право работать, но только ради работы. У вас нет права на плоды труда. Желание плодов труда никогда не должно быть вашим мотивом в работе. И никогда не поддавайтесь лени. Каждое действие совершайте с сердцем, сосредоточенным на Верховном Господе. Откажитесь от привязанности к фруктам. Будьте уравновешенными в успехах и неудачах: ведь именно эта уравновешенность и подразумевается под йогой. Работа, проделанная с тревогой о результатах, намного уступает работе, выполненной без такой тревоги, в спокойствии самоотдачи. Ищите прибежища в знании Брахмы. Те, кто эгоистично работает ради результата, несчастны.

Лироэпические

Лироэпический жанр – это тип произведений, написанный в лирическом стиле, но относящийся по содержанию к эпосу, либо наоборот. Он делится на поэму и балладу.

В поэме читатель наблюдает целый спектр переживаний различных героев, она имеет многокомпонентный развернутый сюжет и большое количество лирических отступлений. Уделяется пристальное внимание внутреннему миру главного персонажа. Примером такой книги могут послужить «Мертвые души» Н. В. Гоголя.

Баллады, в отличие от поэм, написаны не в прозе, а в стихах. Они имеют героический, исторический, либо же мифический сюжет. Примером баллады является произведение Василия Жуковского – «Людмила».

Примеры лироэпических произведений:

С. Есенин «Анна Снегина», М. Лермонтов «Мцыри», А. Блок «Двенадцать», А. Пушкин «Евгений Онегин».

Пан Тадеуш

Поэт: Адам Мицкевич

Опубликовано: 1834 г.

Адам Мицкевич считается народным поэтом в Польше, Литве и Беларуси. Он занимает центральное место в польской литературе и считается величайшим поэтом своей страны. Его величайший шедевр «Пан Тадеуш» фокусируется на вражде между двумя дворянскими семьями, осложненной любовью между титульным персонажем Тадеушем и дочерью конкурирующей семьи по имени Зося. Эта обстановка служит фоном для обсуждения вопросов польского национального единства и борьбы за независимость. Пан Тадеуш считается национальным эпосом Польши и книгу обязательно читают в польских школах. Более того, эпос переведен на 3 языка и адаптирован для теле- и кино-версий. Фильм Анджея Вайды, снятый в 1999 году, под названием «Пан Тадеуш: последний набег на Литву» получил высокую оценку критиков и ряд наград. Пан Тадеуш считается последней великой эпической поэмой в европейской литературе. В 2014 году он был включен в список Польши в программе ЮНЕСКО «Память мира».
Отрывок: — О Литва, моя Родина! ты как здоровье; Только он может по-настоящему оценить твою ценность Кто тебя потерял. Теперь я вижу и пою твою красоту Во всей красе, потому что я тоскую по тебе.

Читайте также:
Мцыри - краткое содержание поэмы, история создания, анализ

Драматические

Драматические жанры подразделяются на три типа.

Примеры драматических произведений по типам:

— состоят из грустного, либо же злого сюжета, при этом имеют место ситуации, вызывающие смех. Примеры: Д. И. Фонвизин – «Недоросль», А. С. Грибоедов «Горе от ума», Н. В. Гоголь «Женитьба» и «Ревизор», У. Шекспир «Много шума из ничего», В. Розов «В добрый час».

— все события ведут к печальному концу (гибель главного героя), так как главная задача данного жанра – вызвать слезы. Примеры произведений: У. Шекспир «Ромео и Джульетта» и «Гамлет», И. Тургенев «Муму», А. Кронин «Замок Броуди».

— в отличие от трагедии, здесь делается упор на внешний мир. Конец не всегда печален, но по ходу сюжета с героями происходят ситуации, заставляющие им сопереживать. Чаще в драмах описывается жизнь определенного человека, его словесно-физические действия. Примеры драм в литературе: В. Гюго «Отверженные», А. Чехов «Вишневый сад», Ф. Достоевский «Братья Карамазовы».

Каждый литературный жанр обладает уникальными признаками, но зачастую можно встретить их смешение в одном произведении. Чтобы точно определить стиль произведения, следует подробно изучить каждый жанр и непосредственно само произведение.

Эпические жанры литературы (определения, примеры)

В литературе, как и в других видах искусства, есть своя классификация. Все литературные произведения можно разделить на три типа: эпос, лирика и драма.

Эпические произведения представляют собой массив художественной литературы. К ним относятся такие жанры как: сказка, притча, басня, очерк, рассказ, новелла, повесть, роман, роман-эпопея.

Сказка (имеется в виду литературная) – прозаическое (реже стихотворное) произведение, которое имеет в своей основе народную сказку и опирается на фольклорные традиции. В ней видно яркое противопоставление добра и зла, частые повторы, вымышленный сюжет. Ярким примером являются сказки А.С. Пушкина.

Притча – малый эпический жанр, емкое повествовательное произведение, в котором присутствует нравственное или религиозное поучение, в виде аллегории. Многие писатели вставляли в свои произведения притчи, чтобы глубже раскрыть характер своих героев. Например А.С. Пушкин в «Капитанской дочке».

Басня – еще один малый эпический жанр, который содержит в себе нравоучение. Но в отличии от притчи в ней сюжет имеет концовку. В басне нет характеристики и описания элементов, которые могут затянуть повествование. Чаще всего басня состоит из двух частей: собственно событие, повествование и нравоучение, мораль.

Очерк – прозаическое произведение, отличительной особенностью которого является ярко выраженная роль авторского «я». Сюжет не играет особой роли, на первый план выходят авторские размышления. Повествование обычно ведется от первого лица. Яркий пример очерка – «Записки охотника» И.С. Тургенева.

Новелла – разновидность рассказа. Отличается быстрым развитием событий и непредсказуемой развязкой. В новелле нет психологизма, и используется нейтральный стиль изложения. Главным элементом является роковой случай, роль судьбы выходит на передний план. В качестве примера можно привести ранние новеллы Леонида Леонова.

Рассказ – прозаическое произведение малого размера, в котором изображается короткий промежуток времени с небольшим количеством героев. В центре сюжета событие, которое произошло с главным героем. Писатели часто прибегают к этому жанру, можно выделить И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.И. Куприна и др.

Повесть – прозаическое произведение, занимающее промежуточное положение по объему между рассказом и романом. Чаще всего в повести события описываются в хронологическом порядке, большое внимание уделяется описанию героев. Делается акцент на их внутренние переживания. Часто повесть строится как биография, например «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого.

Роман – большое по объему эпическое произведение, в котором задействованы целые группы героев: главные, второстепенные и эпизодические. Сюжет строится на нескольких сюжетных линиях и охватывает большой промежуток времени. Ярким примером является роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова.

Роман-эпопея – это масштабное произведение, в котором затрагивается судьба целого народа. Сюжет строится на переплетении частной жизни героев и картин общественной жизни. В отдельных судьбах героев отражается целая эпоха народной жизни. Массовые сцены сменяются домашней частной жизнью, создается обобщенная историческая картина. В русской литературе известны два таких произведения – это «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

Также читают:

Картинка к сочинению Эпические жанры литературы (определения, примеры)

Популярные сегодня темы

Известное и по праву легендарное произведение Гроза является одним из самых важных в школьной литературной программе. Все дело в том, что оно несет в себе важный смысл, который определяется наличием или отсутствием

Юрий Иванович Пименов всегда был художником, который стремился развиваться и идти в ногу со временем. Его произведения это отражение современности и реальности. Данная картина, а именно ее название говорит само за себя.

Решение Николая Васильевича Гоголя о том, чтобы оставить концовку с открытым концом, кажется весьма удачным, ведь сокрытый смысл, который он вложил в свою работу, сигнализирует о том

Войска переправляются с одного берега реки на другой. Для того, чтобы пересечь реку самим и переправить оружие, приходится использовать плоты. Очень сильно осложняет ситуацию

Образ Тришки в комедии Фонвизина «Недоросль» кажется читателю второстепенным, не очень важным и чуть ли ненужным, однако, на мой взгляд, Тришка играет огромную роль, хоть и появляется в комедии всего один раз.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: