Композиция романа Герой нашего времени – жанр, структура

2921. Жанр, направление, стиль и композиция романа Герой нашего времени Лермонтова Русский язык

Сочинение — Жанр, направление, стиль и композиция романа Герой нашего времени. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1838—1840 годах. Роман был заявлен в оригинальном стиле, состоящий из нескольких повестей и связанных между собой главным персонажем Г.Печориным. Михаил Юрьевич Лермонтов воссоздал новаторский жанр в литературе 30 годов под названием социально-психологический роман. Этот вид жанра, в итоге, стали наследовать многие известные писатели.

Роман «Евгений Онегин» был взят за основу для написания образа в романе Михаила Лермонтова.

Роман в прозе «Герой нашего времени» — роман с глубоким смыслом для размышления и печальный конец необыкновенной личности в обстановке России 30-х годов XIX века. Реальность романа состоит в постановке самых важных вопросов злободневности и образ классического образца эпохи — «лишнего человека».

В романе «Герой нашего времени» духовная жизнь выступает на первом месте, а внешняя обстановка жизни является фоном, в котором развивается сюжет.Такая задумка Михаила Юрьевича Лермонтова, показывает, что эволюция и духовная жизнь главного персонажа в этом произведении является главным. Для показания своего замысла автор использует диалоги, внутренние монологи. Духовный мир главного героя раскрывается как явление эпохи.

«Герой нашего времени» несхож с русскими романами XIX века. Главной композицией данного романа является нарушение последовательности хронологических событий и у каждого события индивидуальное направление. Тем, что автор меняет порядок глав, он раскрывает сложную натуру Печорина.

Жанр и композиция данного романа дает возможность сделать выводы, что повести, составная часть романа, служат отражением тем и сюжетов, свойственных литературе того времени.

В первой повести «Бэла» читатель узнает об обычном русском офицере Максим Максимыче, тот тесно знаком с Печориным. Максим Максимыч до самого конца не может разгадать поведение своего знакомого, но не осуждает его, а наоборот – сочувствует.

Во второй повести «Максим Максимыч», читателю становится известно, что Григорий Александрович Печорин внезапно умер по пути из Персии, и рассказчику попался его журнал, в котором Печорин сознавался в своих плотских грехах и горечи жизни.

В остальных повестях романа речь пойдет уже о дневнике Григория Александровича. В дневнике речь идет о происходящих событиях случившихся с ним до того как встретил Бэлу и познакомился с Максимом Максимычем.

Все образы в произведении, а особенно женские раскрывают личность «героя времени».

Затем читатель знакомится с дневниками Печорина, которые являются исповедью, из этого читатель познает «обнаженную» душу главного персонажа, понимает его характер и поведение. Печорин безжалостно раскрывал собственные недостатки и пороки.

В романе, композиция и стиль играют важную роль в понимании как можно сильнее и всесторонне раскрыть душу героя, его образ, ведь прототипом главного персонажа является самая мелкая душа человека. Обнаженная душа, в которой нет тщеславия. Подтверждением этому служит предисловие «История души человеческой…».

Роман «Герой нашего времени» сыграл огромную роль в развитии литературы. Хоть Михаил Юрьевич Лермонтов и взял пример с романа «Евгений Онегин», но они отличаются во многом друг от друга. В романе М. Ю. Лермонтов показал разногласие и сложность «героя времени», этим самым Лермонтов заложил основы для разработки этой темы для других писателей проживавших в XIX века. Но другие писатели, в отличие от Лермонтова, видят в таком типе человека недостатки, а не достоинства.

Характерным для романа «Герой нашего времени» стало внимательное отношение к миру личностных переживаний героев, и реалистичное описание поступков героев в стремлении поисков ценностей. Проблема поиска «героя времени» в романе М. Ю. Лермонтова остается злободневной и в наше время.

«Герой нашего времени» анализ произведения Лермонтова – жанр, тема, смысл, история создания романа

Великий литературный гений М. Ю. Лермонтов известен не только как выдающийся поэт, но и гениальный писатель, создавший множество прозаических произведений. Одним из величайших произведений автора является его роман, в котором отображены исторические события того времени, психологизм героя, ставшего поистине ярким представителем той эпохи. Предлагаем краткий анализ произведения по плану, материал которого может пригодиться для работы на уроках литературы в 9 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Герой нашего времени.

Год написания – 1838 – 1840 гг.

История создания – Интересна сама история создания этого произведения. Когда автор, прочитав «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, вдохновившись его идеями, решил написать что-либо подобное, поражающее умы своих современников, Лермонтов создал «Героя нашего времени».

Тема – Темой своего романа автор решил взять противоречия души отдельного героя, ищущего смысл жизни.

Композиция – Особенности композиции романа состоят в том, что он создан из нескольких повестей, события которых не соблюдены в хронологической последовательности.

Читайте также:
Аришка-Трусишка - краткое содержание, основная тема и мысль

Жанр – Жанр «Героя нашего времени» можно отнести к психологически – социальному роману, в котором соединены несколько жанров – это и очерк, повесть, рассказ, новелла, объединенные в одно целое.

Направление – Романтизм.

История создания

Сама история создания «Героя нашего времени» не хранит точной документальной даты, когда этот роман был начат.

Автор долго думал над созданием романа, и работал над ним продолжительное время. Ему хотелось утвердиться на литературном поприще, создав произведение, которое смогло бы удивить его современников. Впечатления, произведенные на писателя от прочтения «Евгения Онегина» Пушкина, придали уверенности в собственных силах, и настроили на творческий лад.

Находясь в ссылке на Кавказе, побывав во многих казачьих станицах, селениях горцев, писатель определил сюжетную линию своего замысла, и начал работу. Созданные части романа публиковались как отдельные произведения, полностью роман вышел в печать в 1840 году, что и стало годом написания.

Название книги автор сделал говорящим – “Герой нашего времени” В образе Григория Печорина Лермонтов хотел показать мысли и чувства того поколения, собрав в нем характеристики молодых людей той эпохи – в этом смысл названия книги!

Каждый его современник может быть Печориным!

Основная тема «Героя нашего времени» – лишний человек. Печорин намного умнее и дальновиднее остальных, но в этом его беда. Окружающие его люди, может быть, не так умны и дальновидны, но они живут настоящими чувствами: они любят, страдают, сочувствуют. Печорин считает себя выше всего этого: он холодный, расчетливый и циничный молодой человек, не подвластный эмоциям.

Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» было создано в эпоху «безвременья». Социально – политическая подоплека этого романа ясно дает понять, что государство, уничтожившее деятельных и прогрессивных молодых людей, стремящихся к изменению устаревшего уклада жизни, в последующем поколении убило все стремления.

На смену деятельным декабристам, взывающим к светлым идеалам, пришло новое, потерянное поколение, разочаровавшееся в высоких стремлениях в служении родине, и пресыщенное светской жизнью.

Смысл «Героя нашего времени» – это показательное отображение эпохи, предостережение будущему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.

Проблематика отношений Печорина с обществом раскрывает разные грани его характера, герой вызывает как антипатии, так и симпатии к своей личности, в этом и проявился психологизм всего произведения в целом.

Композиция

Проводя в «Герое нашего времени» анализ произведения, необходимо разобрать композицию романа. Главная его особенность – хронологическая несогласованность эпизодов. Части романа следуют не по порядку, действия, которые в них происходят, совершенно непоследовательны. Таким выразительным способом автор выражает основную мысль романа. Такая неординарная идея автора приводит читателя к выводу, что судьба человека не зависит от окружающих событий и их последовательности, а находится в зависимости лишь от его разума.

Непоследовательное расположение каждой главы приводит к тому, что читатель раскрывает потаенные уголки души Печорина, проникается его сознанием, и глубиной его проблем.

В построении сюжета романа нет экспозиции, как и общей кульминации. Каждая из глав живет собственной жизнью, имея свое строение. В каждой отдельной повести существует своя кульминация, общей является лишь развязка, то есть, смерть главного героя.

Композиция романа очень сложная по своему построению, сочетание разных жанров повествования под одной «шапкой» стали новым шагом в литературном творчестве. Именно такое построение романа, глубокое и постепенное вникание в сущность Печорина, вызвало неподдельный восторг читающей публики.

Критики отметили сходство героев Печорина и Онегина. То, чему учит произведение поэта, остается всегда актуальным – найти смысл жизни и целеустремленно следовать к цели.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Героя нашего времени».

Романтическое направление присутствует во всех повестях, его жанровое своеобразие, включающее в себя несоответствие хронологии, характеристика героя, данная с разных позиций – все это определяет произведение писателя как социально-психологический роман. В состав романа вошли повести разных жанров литературы, такие как: путевой очерк, где присутствуют элементы новеллы, и повести в виде дневника, и светская повесть. Ранее в русской литературе использовался такой метод – создание нескольких повестей, входящих в сборник под авторством одного рассказчика, Лермонтов преобразил и дополнил этот способ, преобразив цикл нескольких повестей в одно общее произведение. Так возник психологический роман.

Сочинение: Особенности композиции в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

(695 слов) Михаил Юрьевич Лермонтов является новатором в отечественной литературе. Ведь он создал психологический роман «Герой нашего времени», в котором перед читателем предстаёт совершенно новая композиционная структура, которую по достоинству оценили многие критики. Попробуем разобраться, почему писатель отказался от привычного расположения повестей в своём известном произведении.

Читайте также:
«Судьба барабанщика» краткое содержание повести А. Гайдара, главные герои, основная тема произведения

Как признавался сам Лермонтов, создавая свой роман, он задумывался о каждой строчке. Работая над произведением, автор поставил перед собой задачу — продемонстрировать читателю многогранный портрет его современника. Он хотел показать реального человека с сильными и слабыми сторонами. Главный герой, наделенный многими талантами и добродетелями, под воздействием высокомерия и себялюбия смог воплотить в жизнь лишь одни порочные мысли, а достойные помыслы. Это весьма показательный итог для «потерянного поколения» — потомков декабристов, которые так и не смогли реализовать себя в условиях тирании.

В первую очередь, Михаил Юрьевич отказался от обычного расположения повестей потому, что хотел рассказать о жизни персонажа так, чтобы читателя заинтриговала личность героя. Объяснение дурных и хороших поступков Печорина он приберег на потом, чтобы публика сначала томилась, силясь разгадать загадку характера самостоятельно. Так, в первой главе произведения говорится о том, что Печорин похитил Бэлу. Вскоре она стала любовницей героя. А затем персонаж вовсе утратил интерес к героине. Также из первой главы читатель узнает, что Бэлу случайно убил Казбич, который был в нее влюблён. Похищение и охлаждение героя к бедной девушке сразу настраивают читателя на осуждение, но в то же время интригуют его: смельчак и гордец, романтический герой, чье сердце так непостоянно — вот что цепляет публику с первых же страниц.

Вторую часть писатель назвал «Максим Максимыч». Здесь повествуется о событиях, произошедших уже спустя несколько лет после гибели Бэлы. Листая страницы, читатель узнает, что Печорин погибает по пути в Персию. Также во второй главе упоминается о дневнике главного героя. Благодаря ему, читателю открываются события, произошедшие с Печориным до того момента, как он встретил Бэлу. Именно эти главы являются самыми интересными. Зная Печорина со стороны, мы вдруг получаем доступ к его душе. И вот читатель уже не может оторваться от книги…Так, в «Тамани» главный персонаж оказался в увлекательном приключении с контрбандистами. Авантюрный сюжет не только развлекает читателя, но и заставляет задуматься: почему герой видит свое предназначение лишь в том, чтобы быть слепым орудием судьбы? Мы нападаем на след истинного недуга Печорина — хандры. Глава «Княжна Мери» — это уже исповедь больного. В городе Кисловодск Печорин встретил Мери Лиговскую и нарочно играл на ее чувствах. Там же он он вновь встретил свою большую любовь — Веру, замужнюю даму. Также рассказывается о том, что герой убил Гришницкого в результате дуэли. Описывая эти события, герой дает себе беспощадную и предельно честную оценку. Мы узнаем немного о его биографии и понимаем, что его диагноз — проблема целого поколения дворян. В финальной главе произведения «Фаталист» писатель поднимает вечные вопросы смысла жизни человека. Автор пытается выяснить, способен ли человек обмануть судьбу и сам выбрать свой жизненный путь? Здесь Печорин предстаёт в образе борца за свои права на жизнь. Однако мы знаем, что именно борьба с судьбой приведёт героя к смерти.

Как мы видим, в романе «Герой нашего времени» фабула и сюжет не совпадают. Писатель хотел добиться того, чтобы читатель, в первую очередь, обращал внимание на внутреннее состояние главного героя. И это у него получилось. Композиция «Героя нашего времени» является уникальной. Описывая жизненные испытания персонажа, Лермонтов даёт психологическую характеристику своего героя. Как считают многие критики и литераторы, необычная композиция позволяет читателю детально рассмотреть образ главного героя.

Интересно, что писатель использует кольцевую композицию. Так, впервые персонаж предстаёт перед читателем, находясь в крепости. И в последний раз читатель наблюдает за героем, когда он находится в той же самой крепости, собираясь в Персию.

Еще одна особенность композиции — порядок рассказчиков в книге. В первой главе о Печорине читатель узнает благодаря Максиму Максимычу — человеку простодушному и невзыскательному. А вот во второй главе автор представил уже более подробную характеристику образа Печорина. Здесь рассказывается о внешности персонажа, а также о его поведении. Повествование ведётся от лица рассказчика — более искусного наблюдателя, чем капитан. В главах «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» главный герой описывается сам себя в своём дневнике. Можно заметить, что в этих частях внутренний психологический накал острее: мы проникаем к жерлу души героя.

Таким образом, композиция в романе «Герой нашего времени» играет важную роль. С помощью нее писатель хотел детально раскрыть образ своего героя, образ поколения, а также показать неспособность человека подчинить свою судьбу.

«Сжала руки под темной вуалью» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – история создания, идея и жанр

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сжала руки под тёмной вуалью.
История создания – было написано в 1911 г. (ранний период творчества), когда поэт соединила себя узами брака с Н. Гумилевым.

Читайте также:
Кратко Иван Царевич и Серый Волк - суть сказки

Тема стихотворения – разрыв отношений влюбленных людей.

Композиция – Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда наблюдала за уходом любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания. Формально стихотворение состоит из трех катренов, которые постепенно раскрывают тему.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «я терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот»,

Эпитеты – «темная вуаль», «ты сегодня бледна».

Характеристика лирических героев

Без характеристики лирического героя невозможно сделать полноценный анализ стихотворения. «Сжала руки под темной вуалью» — произведение, в котором фигурируют два персонажа: мужчина и женщина. Она наговорила глупостей сгоряча, напоила «терпкой печалью». Он — с видимым равнодушием — говорит ей: «Не стой на ветру». Ахматова не дает другой характеристики своим героям. За неё это делают их поступки и жесты. Это характерная особенность всей ахматовской поэзии: не говорить о чувствах напрямую, а использовать ассоциации. Как ведет себя героиня? Она сжимает руки под вуалью, она бежит так, что не касается перил, что свидетельствует о величайшем напряжении душевных сил. Она не говорит, она кричит, задыхаясь. А у него на лице вроде бы нет никаких эмоций, но рот искривился «мучительно», что свидетельствует о том, что лирическому герою не все равно, его равнодушие и спокойствие — показные. Достаточно вспомнить стих «Песня последней встречи», где также ничего не говорится о чувствах, но выдает внутреннее волнение, глубочайшее переживание обычный, казалось бы, жест: героиня надевает перчатку с левой руки на правую руку.

Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» показывает, что свои стихи о любви Ахматова строит как лирический монолог от первого лица. Поэтому многие ошибочно начинают отождествлять героиню с самой поэтессой. Этого делать не стоит. Благодаря повествованию от первого лица стихи становятся более эмоциональными, исповедальными и правдоподобными. Кроме того, Анна Ахматова часто использует прямую речь как средство характеристики своих героев, что также добавляет ее стихам живости.

История создания

Несмотря на то, что на момент создания стиха Анна Ахматова уже год пребывала в браке с Николаем Гумилевым, исследователи считают, что история создания его не была связана с этими отношениями. Стих раскрывает проблему расставания, а супруги прожили вместе почти десять лет. Произведение было написано в 1911 году, поэтому его относят к раннему периоду творчества.

Брак Гумилева и Ахматовой нельзя назвать счастливым, но поэтесса никогда не изменяла своему мужу, поэтому нельзя считать, что за строчками скрывается какой-то конкретный мужчина. Скорее всего, это стихотворение и его герой – плод воображения поэта. Кажется, изливая свои переживания на бумаге, она готовилась к расставанию, чтобы быть при этом гордой и сильной.

Стихи Ахматовой о любви: особенности трактовки чувства

Практически ни в одном стихотворении Анны Андреевны любовь не была описана как счастливое чувство. Да, она всегда сильная, яркая, но роковая. Причем трагический исход событий может быть продиктован разными причинами: несоответствием социальных статусов, ревностью, изменами, безразличием партнера. Ахматова о любви говорила просто, но в то же время торжественно, не умаляя значения этого чувства для любого человека. Часто ее стихи событийны, в них можно выделить своеобразный лирический сюжет. Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» подтверждает эту мысль.

К разряду любовной лирики можно отнести и шедевр под названием «Сероглазый король». Здесь Анна Андреевна говорит об адюльтере. Сероглазый король — возлюбленный лирической героини — погибает случайно на охоте. Но поэтесса немногозначно намекает на то, что к этой смерти приложил руку муж этой самой героини. И так перкрасно звучит окончание стихотворения, в котором женщина смотрит в глаза своей дочери, глаза серого цвета… Казалось бы, банальную измену Анна Ахматова сумела вознести до глубокого поэтического чувства.

Классический случай мезальянса изображает Ахматова в стихотворении «Ты письмо мое, милый, не комкай». Героям этого произведения не дано быть вместе. Ведь ей все время приходится быть для него никем, лишь незнакомкой.

В центре стихотворения традиционная для любовной литературы проблема разрыва отношений. Ахматова воспроизводит ее с точки зрения брошенной женщины, которая и является лирической героиней. Для раскрытия темы поэтесса подает всего несколько сцен из ссоры между возлюбленными. Ее внимание устремлено на детали: жесты, мимику героев.

В первой строчке автор рассказывает о сжатых под темной вуалью руках. Жест, на первый взгляд, лаконичный, но на самом деле он говорит о многом. Всего пять слов позволяют предположить, что женщина мучается, чувствует эмоциональное напряжение, ей больно. Тем не менее, она не хочет выдать свои переживания, поэтому прячет руки под вуаль. Во второй строке появляется неизвестный собеседник, который интересуется, почему героиня побледнела. Бледность, кстати, тоже говорит о том, что женщина пережила что-то нехорошее. Следующие строки – рассказ лирической героини о своей беде. Написаны они от первого лица.

Читайте также:
Сарказм ℹ определение, значение слова и основные признаки, отличие от иронии, примеры из художественной литературы

Женщина признает, что сама виновата в случившемся: «терпкой печалью напоила его допьяна». Видимо, между влюбленными вспыхнула ссора, которая очень ранила мужчину. Об этом говорят его походка и искривленный от мучения рот. Героиня на минутку забыла о своей гордости и быстро побежала к воротам.

Сцена у ворот ранила теперь ее. Женщина попыталась исправить свою ошибку, сослалась на шутку, но любимого не убедила. Даже вечный аргумент: «Уйдешь, я умру» не остановил его. Избранник лирической героини, видимо, был таким же сильным, как и она, так как сумел совладать собой, когда внутри бушевала буря. Его ответ выглядит необыкновенно спокойным и холодным. Единственное, что указывает на его настоящие переживания – нотка заботы в последних словах.

В анализируемом произведении реализуется идея о том, что нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупый поступок может разрушить то, что строилось годами.

Анализ стихотворения Сжала руки под темной вуалью Ахматовой

Анна Ахматова прославилась в мире литературы благодаря своей тонкой женской любовной лирике. Эта линия достаточно ярко выражается в ее произведениях. Стихи про любовь до сих пор очень популярны во многих русскоговорящих странах. Конечно, Ахматова не первая женщина-поэтесса, которая писала о любви, но лишь она смогла стать голосом женщины своего времени. Именно поэтесса смогла доказать, что женщина, по своей натуре, может пережить достаточно сильные чувства. Очень отчетливо Ахматова проводит грань переживаний своих героинь, с точностью перенося их в строки произведений. Поэтесса мастерски описывает на бумаге изображения действительности.

Одним из достаточно известных произведений Анны Ахматовой является стихотворение «Сжала руки под темной вуалью». Как и во многих своих стихах, Анна верно и идеально не только изображает, но и передает читателю внутреннее состояние главных героев. Анна не выделяет женщину или мужчину, у каждого из них своя правда. Нет осуждения ни для него, ни для нее. Героиня, любит и хочет быть любимой, она еще не готова отказаться от своей любви. Питая надежды, она все еще ждет и надеется. Этого нельзя сказать о главном герое, для него же, этот разрыв окончательный. Насыщенность переживаний, трепета и надежд, в стихотворении не могут перекрыть отношения главных героев. Они были влюблены, но все закончилось и в знак угасающих чувств они оба сохраняют достоинство друг перед другом.

Конечно же, на первый план стихотворения выходит линия любви. В сюжет стиха поэтесса вкладывает любовь, а точнее ссору между некогда любящими людьми. Как возникает ссора и каковы ее причины читателю не понять, но здесь четко видны, и прочувствованы переживания, страдания и непонимания, возникшие между героями.

«Темная вуаль» выступает некой тенью, придавая таинственности в отношениях между мужчиной и женщиной. Человеческие отношения сложны и непредсказуемы. Своим стихотворением Ахматова показывает, что мир любви настолько хрупок и неповторим, что если сделать в нем малейшую ошибку, возникшие заблуждения, сомнения и непостоянства могут все разрушить.

В стихотворении раскрываются две темы — это любовь и смерть. Потерять любовь для главной героини равносильно смерти. После ухода любимого возникает отчаяннее, оно же и заставляет женщину задуматься о многом. Уже все сказано, обида переполняет все, но героиня, понимая, сколько боли, причинила своими словами, не может остановиться, иначе поступить, просто не выходит. Любовь, с ней шутки очень плохи. Слишком тяжело осознание того, что в минуты прощания герой все еще заботиться о своей любимой.

Средства выразительности

Внутреннее состояние лирической героини передается при помощи художественных средств. Также они служат для развития сюжета, оригинального раскрытия темы и донесения до читателя идеи. В тексте есть несколько метафор: «терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот». Они придают обыденной ссоре художественного облика. Дополняется картина эпитетами: «тёмная вуаль», «улыбнулся спокойно и жутко». Сравнения поэтесса не использует.

Психологическое состояние передается и через интонацию. Ахматова использует вопросительные предложения, в том числе и риторическое, оборванные синтаксические конструкции. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ш», «ч»: «Как забуду? Он вышел шатаясь, искривился мучительно рот…».

Сочинения

Творческий мир Ахматовой — это тонкая грань взаимоотношений мужчины и женщины. Все ее творчество пропитано чувственностью и любовью, где поэтесса затрагивает все струны человеческой души. Да не только счастливую любовь мы видим в ее строках. В ее литературном наследии имеются и стихотворения, которые знакомят читателей с горечью расставаний. Такой работой является стихотворение Ахматовой Сжала руки под темной вуалью… Этот стих мы прослушали на уроке и теперь сделаем его анализ.

Читайте также:
Подвиги Геракла краткое содержание древнегреческих мифов

Краткий анализ Сжала руки под темной вуалью…

Когда мы знакомились с сюжетом стихотворения, то увидели ссору двух влюбленных. Мы не знаем, что послужило причиной разлада, лишь видим, что героиня очень обидела своего любимого. Возможно она сообщила, что им пора расстаться, поэтому и пишет поэтесса, что напоила она героя терпкой печалью, для которого слова возлюбленной были подобно ножевой ране. Но дальше наступает перемена.

Женщина понимает что ошиблась, и теперь бежит за своим мужчиной. Она понимает, что без него она умрет и нет без него жизни, но увы. Что сделано, того не воротишь, поэтому герой стихотворения Сжала руки под темой вуалью… ответил лишь, чтобы та не стояла на ветру. Как бы хотелось думать, что эти небрежные слова это проявление заботы, и у возлюбленных все будет хорошо. Но, перечитывая строки понимаешь, эти слова означают лишь то, что лирический герой не хочет больше видеть героиню, которая причинила ему боль. Скорее всего, это была их последняя встреча. Хотя, каждый читатель может самостоятельно решить для себя, каким будет финал этой истории. Как по мне, то очень хочется, чтобы возлюбленные остыли и вновь соединили свои сердца.

Жанр и образ героини

Анна Ахматова написала очень трогательное стихотворение, которое тут же рисует картину, что возникает во время ссоры возлюбленных. Работая над стихом любовной лирики, поэтесса использует жанр элегии, с ярко выраженными нотами печали.

Говоря об образе лирической героини, то мы видим вначале сильную женщину, которая может держать себя в руках и скрывать свои чувства лишь под вуалью крепко сжимая руки. Это гордая женщина, которая не будет рыдать ни перед кем. Но как только она понимает, что может потерять навсегда свою вторую половинку, она тут же меняется. Забывая о гордости, готова бежать вслед за ним. Гордецом оказался и любимый, который бросил в ответ женщине свою ледяную фразу.

Смысл и проблематика

Создавая очередной свой шедевр, Ахматова затрагивает любовную проблематику, где показывает, насколько хрупким может быть мир взаимоотношений, где одно слово может стать роковым и привести к разрыву. Люди в ссоре забывают себя контролировать и могут сильно обидеть друг друга. Эта обида может никогда не пройти и часто становится причиной разрухи хрупкого мира любви. Поэтому читая стих, читатель может сделать выводы для себя и не повторять ошибок. В этом и заключается смысл стихотворения. При этом поэтесса, создавая образы двух людей, которые не идут на уступки, показывает насколько сложно строить отношения, когда встречаются люди с такими сложными характерами.

История создания

Написала Ахматова свое стихотворение Сжала руки под темной вуалью… в 1911 году, после свадьбы с Гумилевым. Кто-то скажет, что именно было посвящено это стихотворение. Но это не так. Она еще долго жила со своим избранником, которого впрочем никогда и не любила, а была с ним из-за жалости. Но при этом она была ему верна. Как многие считают, в стихотворении герои просто выдуманные, и никак не связаны с ее жизнью. Это обобщенный образ возлюбленного. Ведь подобные ситуации очень часто происходят в жизни каждой пары. Как бы то ни было, но стихотворение действительно получилось жизненным и его можно назвать шедевром.

Анализ стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью» Ахматовой

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сжала руки под тёмной вуалью.
История создания – было написано в 1911 г. (ранний период творчества), когда поэт соединила себя узами брака с Н. Гумилевым.

Тема стихотворения – разрыв отношений влюблённых людей.

Композиция – Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда наблюдала за уходом любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, которые постепенно раскрывают тему.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «я терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот»,

Эпитеты – «тёмная вуаль», «ты сегодня бледна».


Темы и проблемы

Проблематика стихотворения, несомненно, любовная. Ахматова – мастер любовной лирики, содержащей в себе глубокий психологизм. Каждое ее стихотворение представляет собой блестящую композицию, в которой есть место не только личному восприятию, но и сюжетной линии.

«Сжала руки под тёмной вуалью…» — история разрыва двух любящих людей. В небольшом по размеру стихотворении Ахматова поднимает целый ряд проблем, связанных с человеческими взаимоотношениями. Тема расставания приводит читателя к проблеме прощения и покаяния. Любящим людям свойственно ранить друг друга в ссоре обидными и жестокими словами. Последствия такой опрометчивости могут быть непредсказуемыми, а подчас и печальными. Одна из причин расставания героев – обида, стремление скрыть истинные чувства под маской безразличия к горю другого. Равнодушие в любви – одна из проблем стихотворения.

Читайте также:
«Поздний час» 📚 анализ рассказа Ивана Бунина, краткое содержание произведения, основная тема, главный смысл

История создания

Несмотря на то, что на момент создания стихотворения Анна Ахматова уже год пребывала в браке с Николаем Гумилевым, исследователи считают, что история создания его не была связана с этими отношениями. Стихотворение раскрывает проблему расставания, а супруги прожили вместе почти десять лет. Произведение было написано в 1911 году, поэтому его относят к раннему периоду творчества.

Брак Гумилева и Ахматовой нельзя назвать счастливым, но Анна Андреевна никогда не изменяла своему мужу, поэтому нельзя считать, что за строчками скрывается какой-то конкретный мужчина. Скорее всего, это стихотворение и его герой – плод воображения поэта. Кажется, изливая свои переживания на бумаге, она готовилась к расставанию, чтобы быть при этом гордой и сильной.

История написания

Анна Андреевна написала произведение «Сжала руки…» в 1911 году. Эта работа относится к раннему творчеству поэтессы. Литературный шедевр вошел в цикл стихотворений «Вечер», отразив направленность сборника в целом.

В начале своей творческой деятельности Ахматова состояла в союзе «Цех поэтов», читала свои произведения на башне Иванова, а позднее присоединилась к объединению акмеистов. Принадлежность к этому движению нашла отражение в лирических работах женщины, особенно в цикле «Вечер», главной темой которого были любовные переживания, столкновение характеров, часто превращающихся в своеобразную демоническую игру.

Контрастные персонажи, их предметность, трагические мотивы — такие черты характерны не только для акмеизма в общем, но и для творчества Анны Андреевны. Рассматриваемое стихотворение Ахматова написала через год после бракосочетания с Гумилевым. В произведении нет посвящения кому-либо, однако оно является идеальным образцом лирики, которая отражает личные чувства, а также различные аспекты людских взаимоотношений.

На протяжении года начиная с 1911 поэтесса путешествовала по европейским городам. Впечатления от поездок оставили след в произведениях ее дебютного сборника. В стихотворениях чувствовался след разочарования, характерный для романтического мироощущения.

В центре стихотворения традиционная для любовной литературы проблема разрыва отношений. Ахматова воспроизводит её с точки зрения брошенной женщины, которая и является лирической героиней. Для раскрытия темы поэтесса подаёт всего несколько сцен из ссоры между возлюбленными. Её внимание устремлено на детали: жесты, мимику героев.

В первой строчке автор рассказывает о сжатых под тёмной вуалью руках. Жест, на первый взгляд, лаконичный, но на самом деле он говорит о многом. Всего пять слов позволяют предположить, что женщина мучается, чувствует эмоциональное напряжение, ей больно. Тем не менее, она не хочет выдать свои переживания, поэтому прячет руки под вуаль. Во второй строке появляется неизвестный собеседник, который интересуется, почему героиня побледнела. Бледность, кстати, тоже говорит о том, что женщина пережила что-то нехорошее. Следующие строки – рассказ лирической героини о своей беде. Написаны они от первого лица.

Женщина признает, что сама виновата в случившемся: «тёрпкой печалью напоила его допьяна». Видимо, между влюбленными вспыхнула ссора, которая очень ранила мужчину. Об этом говорят его походка и искривленный от мучения рот. Героиня на минутку забыла о своей гордости и быстро побежала к воротам.

Сцена у ворот ранила теперь её. Женщина попыталась исправить свою ошибку, сослалась на шутку, но любимого не убедила. Даже вечный аргумент: «Уйдёшь, я умру» не остановил его. Избранник лирической героини, видимо, был таким же сильным, как и она, так как сумел совладать с собой, когда внутри металась буря. Его ответ выглядит необыкновенно спокойным и холодным. Единственное, что указывает на его настоящие переживания – нотка заботы в последних словах.

В анализируемом произведении реализуется идея о том, что нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупый поступок может разрушить то, что складывалось годами.

Образы, символика и смысл

В произведении представлены два персонажа — переживающие расставание мужчина и женщина. Последняя чувствует свою вину за причинение боли возлюбленному. Для героини это трагическая ситуация, ведь она по-прежнему любит и пытается догнать любимого человека, чтобы исправить ошибки, но к тому моменту его любовь прошла.

Мужчина не смог простить свою возлюбленную за сказанное. Складывается впечатление, что он навсегда решил проститься с ней. Из диалога героиня понимает, что это финал их отношений. Ей кажется, будто избраннику все равно, но это совсем не так. Случившееся для него также стало ударом. Он не сумел простить высказывания любимой и отпустил чувства.

Читайте также:
"Белые ночи" краткое содержание повести Ф.М. Достоевского, история создания, анализ произведения, характеристика главных героев, жанр, сюжет, основная мысль и проблематика

Женщина тяжело переживает разлуку, но не теряет чувство собственного достоинства и только сжимает руки, совершая над собой мучительные усилия. Главный символ произведения — темная вуаль, олицетворяющая траур. Их зачастую носят вдовы, которые оплакивают погибших супругов. Помимо этого, такие детали ассоциируются с мистикой и неоднозначностью — этими словами описываются отношения между двумя людьми. В таком случае эпитет «темная» в точности передает оттенок отчаяния.

Анализируя произведение Анны Андреевны, следует отметить главную мысль, которую хотела выразить женщина: любовь — хрупкая, практически хрустальная материя, отличается неоднородностью содержания, поэтому ее очень просто разрушить. Читатели не знают, в чем же винит себя женщина, они могут только предполагать, что послужило началом конца.

Ахматова предостерегает: оскорбления, нанесенные любимым человеком, пережить сложнее всего. Обиды порождают безразличие и усталость. Далеко не всегда просьбы простить способны восстановить хрупкую нить, которая до недавних пор казалась нерушимой. В этом и заключается основная мысль произведения.

Композиция

Произведение А. Ахматовой по смыслу делится на две части: описание «погони» за любимым после ссоры и воспроизведение последнего разговора перед его уходом. Начинается стихотворение с небольшого вступления, которое подводит читателя к дальнейшим событиям. Для передачи всех деталей в тексте используется прямая речь. Также поэтесса вводит второстепенный образ невидимого собеседника. Данное стихотворение сюжетное: в нём можно выделить все элементы сюжета. Стихотворный размер – трехстопный анапест. А. Ахматова использовала перекрёстную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы

Композиция, жанр и литературное направление

Изучая анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки…», важно упомянуть о его жанровой принадлежности. Произведение относится к жанру лирики. Для таких работ характерна передача всей полноты чувств, которые строятся на экспрессии и эмоциях.

Произведение написано трехсложным размером с постановкой ударения на последний слог — анапестом. Последний придает стихотворению динамику и особую мелодику. Поэтесса использовала перекрестную рифмовку. Деление на строфы осуществляется по классическому образцу. Так формируются четверостишия.

Анна Ахматова творила в период Серебряного века. В это время в литературе стала развиваться абсолютно новая концепция, которую впоследствии назвали модернизмом. Основателями этого направления считались именно акмеисты. Произведение поэтессы отражает весь драматизм чувств через конкретику определенных вещей. Таким образом, на основании динамичных мелочей создается субъективный образ. По смыслу стихотворение делится на части:

  • сначала женщина описывает погоню за возлюбленным после скандала;
  • затем воспроизводит последнюю беседу перед уходом мужчины.

Стих начинается со вступления, подводящего читателя к последующим событиям. Чтобы максимально точно передать все подробности, поэтесса применяет прямую речь. А также она вводит второплановый персонаж — невидимого собеседника.

Средства выразительности

Внутреннее состояние лирической героини передаётся при помощи художественных средств. Также они служат для развития сюжета, оригинального раскрытия темы и донесения до читателя идеи. В тексте есть несколько метафор: «тёрпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот». Они придают обыденной ссоре художественность. Дополняется картина эпитетами: «тёмная вуаль», «улыбнулся спокойно и жутко». Сравнения поэт не использует.

Психологическое состояние передаётся и через интонацию. Ахматова использует вопросительные предложения, в том числе и риторическое, оборванные синтаксические конструкции. Некоторым строкам выразительности придаёт аллитерация. Например, в первой строфе автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ш», «ч»: «Как забуду? Он вышел шатаясь, искривился мучительно рот…».

«Сжала руки под темной вуалью. », анализ стихотворения Ахматовой

Стихотворение «Сжала руки. «, как и многие другие произведения Анны Ахматовой, посвящено непростым отношениям женщины и мужчины. В данном сочинении будет проведен подробный анализ этого проникновенного стихотворения. В нем рассказывается о том, что женщина, которая обидела своего возлюбленного и решила с ним расстаться, вдруг передумала (и в этом вся женская натура, не так ли?!). Она бежит за ним и просит остаться, но он лишь спокойно отвечает «Не стой на ветру.» Это и приводит женщину в состояние отчаяния, депрессии, она чувствует неимоверную боль от расставания.

Героиня стихотворения является сильной и гордой женщиной, она не рыдает и не проявляет своих эмоций слишком бурно, ее напряженные чувства можно понять только по сжатым «под темной вуалью» рукам. Но когда она понимает, что действительно может потерять любимого человека, она бежит за ним, «перил не касаясь». Стоит отметить, что и возлюбленный героини обладает не менее гордым и самодостаточным характером, он не реагирует на ее вскрик о том, что без него она умрет, и отвечает кратко и холодно. Суть всего стихотворения заключается в том, что двое людей с непростым характером не могут быть вместе, им мешает гордость, собственные принципы и т.д. Они одновременно и близки, и находятся по разные стороны бескрайней пропасти. Их смятение передается в стихотворении не длительным разговором, а действиями и краткими репликами. Но, несмотря на это, читатель сразу может воспроизвести в своем воображению полную картину.

Читайте также:
О, как убийственно мы любим - анализ, история, тема и идея

Поэтесса смогла передать весь драматизм и глубину переживаний героев всего в двенадцати строчках. Стихотворение создано по всем канонам русской поэзии, оно логически завершено, хотя и немногословно. Композиция стихотворения — это диалог, который начинается с вопроса «Отчего ты сегодня бледна?». Последняя строфа является кульминацией и одновременно развязкой, ответ героя спокоен и вместе с тем смертельно обиден своей повседневностью. Стихотворение наполнено выразительными эпитетами («терпкая печаль» ), метафорами («печалью напоила допьяна» ), антитезами («темной» — «бледна». «крикнула, задыхаясь» — «улыбнулся спокойно и жутко» ). Размер стихотворения — трехстопный анапест.

Несомненно после анализа «Сжала руки. » вы пожелаете изучить сочинения по другим стихотворениям Ахматовой:

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

В каком году было написано стихотворение А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью»?

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Смысл

Основную идею, которую пыталась выразить Ахматова, можно выразить так: любовь – это очень хрупкая, почти хрустальная материя, неоднородная по своему содержанию и восприятию для любящих, и оттого любовный мир очень легко разрушить. Читатель так и не узнает, за что себя корит героиня, но можно предположить, что именно ее поступки и слова стали началом конца.

Поэтесса как будто предостерегает: оскорбление и обида, нанесенные избранником или избранницей, пережить тяжелее всего, они порождают усталость, отчаяние и безразличие. И не всегда мольбы о прощении могут восстановить ту удивительную и хрупкую связь, которая когда-то казалось нерушимой. Это и есть главная мысль стихотворения «Сжала руки под темной вуалью».

Анализ стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью» Ахматовой

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 58.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 58.

Анна Ахматова – не только гениальный поэт, но и исследователь взаимоотношений мужчины и женщины. Герои её стихов обладают внутренней силой, как и сама поэтесса. Стихотворение, о котором пойдёт речь, изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сжала руки под тёмной вуалью» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сжала руки под тёмной вуалью.

История создания – было написано в 1911 г. (ранний период творчества), когда поэт соединила себя узами брака с Н. Гумилевым.

Тема стихотворения – разрыв отношений влюблённых людей.

Композиция – Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда наблюдала за уходом любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, которые постепенно раскрывают тему.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«я терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот»,

Эпитеты«тёмная вуаль», «ты сегодня бледна».

История создания

Несмотря на то, что на момент создания стихотворения Анна Ахматова уже год пребывала в браке с Николаем Гумилевым, исследователи считают, что история создания его не была связана с этими отношениями. Стихотворение раскрывает проблему расставания, а супруги прожили вместе почти десять лет. Произведение было написано в 1911 году, поэтому его относят к раннему периоду творчества.

Брак Гумилева и Ахматовой нельзя назвать счастливым, но Анна Андреевна никогда не изменяла своему мужу, поэтому нельзя считать, что за строчками скрывается какой-то конкретный мужчина. Скорее всего, это стихотворение и его герой – плод воображения поэта. Кажется, изливая свои переживания на бумаге, она готовилась к расставанию, чтобы быть при этом гордой и сильной.

В центре стихотворения традиционная для любовной литературы проблема разрыва отношений. Ахматова воспроизводит её с точки зрения брошенной женщины, которая и является лирической героиней. Для раскрытия темы поэтесса подаёт всего несколько сцен из ссоры между возлюбленными. Её внимание устремлено на детали: жесты, мимику героев.

В первой строчке автор рассказывает о сжатых под тёмной вуалью руках. Жест, на первый взгляд, лаконичный, но на самом деле он говорит о многом. Всего пять слов позволяют предположить, что женщина мучается, чувствует эмоциональное напряжение, ей больно. Тем не менее, она не хочет выдать свои переживания, поэтому прячет руки под вуаль. Во второй строке появляется неизвестный собеседник, который интересуется, почему героиня побледнела. Бледность, кстати, тоже говорит о том, что женщина пережила что-то нехорошее. Следующие строки – рассказ лирической героини о своей беде. Написаны они от первого лица.

Женщина признает, что сама виновата в случившемся: «тёрпкой печалью напоила его допьяна» . Видимо, между влюбленными вспыхнула ссора, которая очень ранила мужчину. Об этом говорят его походка и искривленный от мучения рот. Героиня на минутку забыла о своей гордости и быстро побежала к воротам.

Читайте также:
Трилогия о Кроше краткое содержание читать онлайн по частям

Сцена у ворот ранила теперь её. Женщина попыталась исправить свою ошибку, сослалась на шутку, но любимого не убедила. Даже вечный аргумент: « Уйдёшь, я умру » не остановил его. Избранник лирической героини, видимо, был таким же сильным, как и она, так как сумел совладать с собой, когда внутри металась буря. Его ответ выглядит необыкновенно спокойным и холодным. Единственное, что указывает на его настоящие переживания – нотка заботы в последних словах.

В анализируемом произведении реализуется идея о том, что нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупый поступок может разрушить то, что складывалось годами.

Композиция

Произведение А. Ахматовой по смыслу делится на две части: описание «погони» за любимым после ссоры и воспроизведение последнего разговора перед его уходом. Начинается стихотворение с небольшого вступления, которое подводит читателя к дальнейшим событиям. Для передачи всех деталей в тексте используется прямая речь. Также поэтесса вводит второстепенный образ невидимого собеседника.
Данное стихотворение сюжетное: в нём можно выделить все элементы сюжета. Стихотворный размер – трехстопный анапест. А. Ахматова использовала перекрёстную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы

Жанр произведения можно определить как элегию, так как в нём чувствуется печальное настроение. Есть в произведении и признаки лирического стихотворения, так как в центре – переживания лирической героини. В конце стихотворения темп ускоряется, что не характерно для элегии.

Средства выразительности

Внутреннее состояние лирической героини передаётся при помощи художественных средств. Также они служат для развития сюжета, оригинального раскрытия темы и донесения до читателя идеи. В тексте есть несколько метафор: «тёрпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот» . Они придают обыденной ссоре художественность. Дополняется картина эпитетами: «тёмная вуаль», «улыбнулся спокойно и жутко». Сравнения поэт не использует.

Психологическое состояние передаётся и через интонацию. Ахматова использует вопросительные предложения, в том числе и риторическое, оборванные синтаксические конструкции. Некоторым строкам выразительности придаёт аллитерация. Например, в первой строфе автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ш», «ч»: «Как забуду? Он вышел шатаясь, искривился мучительно рот…».

Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…» (А. А. Ахматова)

Анна Андреевна Ахматова очень тонко чувствовала все перипетии любви, что четко выражается в ее поэтическом творчестве. В ее поэзии перед нами предстает сильная, но очень несчастная женщина, которая испытывает глубокие эмоции и переживания. Так и в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» — лирическая героиня пытается предотвратить уход возлюбленного, что становится для нее трагедией. Многмудрый Литрекон предлагает свой разбор данного произведения.

История создания

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» было написано поэтессой в 1911 году, в период ее раннего творчества. Оно входит в первый сборник Ахматовой «Вечер», неким образом отражая общую идейную направленность книги. В то время она заинтересовалась акмеизмом, о котором пойдет речь дальше. Это модернистское течение найдет свое отражение как раз в сборнике «Вечер», где Ахматова рассмотрит любовную драму с разных сторон.

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» было написано всего спустя год после ее свадьбы с Николаем Степановичем Гумилевым. Поэтесса не посвящает его мужу, оно в принципе не имеет посвящения, поэтому, скорее всего, подобная ситуация – лишь плод авторского воображения. Такая психологическая лирика обычно основывается на личных переживаниях, однако с Гумилевым Ахматова прожила около восьми лет, а другой мужчина не был замечен около нее в те времена.

Жанр, направление, размер

  • Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» можно отнести и к любовной, и к психологической, и даже к сюжетной лирике. Если говорить о жанровой принадлежности, то оно очень напоминает элегию — лирическое стихотворное произведение, в котором рассказаны глубоко личные, очень интимные переживания человека, окутанные состоянием грусти, печали и ностальгии. Очень часто элегии являются отражением авторских мечтательных и философских раздумий о человеческой жизни.
  • В то время, когда Ахматова писала анализируемое стихотворение, она увлекалась акмеизмом – одним из модернистских течений русской поэзии начала XX века, для которого нет аналога в европейской литературе. Акмеизм формировался как некая реакция на крайний символизм, который тогда процветал. Его антипод призывал вернуться к более конкретным описаниям. Так, акмеизм декларировал возврат к изначальному смыслу слова, а не символическому. И действительно, в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» нет каких-либо многозначных слов, все образы достаточно просты для трактовки и не требуют дополнительной информации для разбора.
  • Произведение написано анапестом – это трехсложный стихотворный размер с ударением на последний слог. Благодаря этому оно приобретает своеобразную мелодичность и динамику. Тип рифмовки – перекрестный (abab).
Читайте также:
Реквием Ахматова - анализ, история создания, идея, трагизм, сюжет

Образы и символы

В тексте представлено два образа – женщины и мужчины, которые переживают расставание. Героиня чувствует себя виноватой из-за того, что причинила боль любимому человеку: «…что я терпкой печалью / Напоила его допьяна». Для нее ситуация трагическая, потому что она все еще любит, она пытается его догнать, чтобы все исправить, в то время как для мужчины любовь уже закончилась: «Улыбнулся спокойно и жутко / И сказал мне: «Не стой на ветру»». Он не смог простить возлюбленную и будто прощается с ней навсегда. Улыбка кажется женщине жуткой именно потому, что она знает – это конец их отношений. Однако будет ошибочно считать, что герою все равно. Для него происходящее тоже было ударом, о чем свидетельствуют следующие строки: «Он вышел, шатаясь, / Искривился мучительно рот». Просто он не смог простить героиню и отпустил чувства раньше, чем она. Лирическая героиня тяжело переживает утрату, но не теряет достоинства и лишь «сжимает руки», то есть делает над собой мучительные усилия.

Единственным символом в стихотворении становится темная вуаль – символ траура, смерти. Такие вуали часто надевали вдовы, оплакивающие своих умерших мужей. Кроме того, вуаль ассоциируется с мистикой, загадочностью и неоднозначностью – именно такими словами можно описать любовную связь двух людей. Поэтому эпитет «темная» в данном случае точно приобретает оттенок мрачности и отчаяния.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» – разрыв отношений двух влюбленных. Болезненное для обоих расставание отражено Ахматовой в динамике жестов и чувств. По факту поэтесса изображает момент осознания, что все кончено, при этом не используя типичные приемы – выражение обвинения, обилие восклицаний, описание слез. Это говорит о том, что и герой, и героиня очень сильны духом и могут достойно пережить свои чувства внутри себя, быстро совладать с собой. И от этого читатель чувствует особенную трагичность, ведь эмоции героев нельзя назвать показушными.

В тексте косвенно затронуты темы раскаяния и прощения. Героиня чувствует себя виноватой, как было отмечено ранее, она подмечает каждое движение, каждое изменение в мимике некогда любимого человека. Она надеется, что он ее простит, быстро сбегает по лестнице за ним, «перил не касаясь», задыхаясь, умоляет остаться: «Уйдешь, я умру». Но герой не прощает и даже игнорирует ее слова, будто не слыша и спокойно отвечая: «Не стой на ветру».

Грустным, даже трагическим мотивом проникнуты все действия и слова в стихотворении. Этого Ахматова добивается с помощью средств выразительности, о которых пойдет речь далее.

Смысл

Основную идею, которую пыталась выразить Ахматова, можно выразить так: любовь – это очень хрупкая, почти хрустальная материя, неоднородная по своему содержанию и восприятию для любящих, и оттого любовный мир очень легко разрушить. Читатель так и не узнает, за что себя корит героиня, но можно предположить, что именно ее поступки и слова стали началом конца.

Поэтесса как будто предостерегает: оскорбление и обида, нанесенные избранником или избранницей, пережить тяжелее всего, они порождают усталость, отчаяние и безразличие. И не всегда мольбы о прощении могут восстановить ту удивительную и хрупкую связь, которая когда-то казалось нерушимой. Это и есть главная мысль стихотворения «Сжала руки под темной вуалью».

Средства выразительности

Ахматова использует разные приемы для создания атмосферы и образов героев. Среди них:

  • метафора («терпкой печалью напоила его допьяна»),
  • антитезы («тёмной вуалью» — «ты сегодня бледна», «задыхаясь» — «крикнула»),
  • эпитеты («темной», «терпкой», «бледна»),
  • риторический вопрос («Как забуду?»),
  • аллитерация (Он вышел, шатаясь, / Искривился мучительно рот… / Я сбежала, перил не касаясь, / Я бежала за ним до ворот»),
  • оксюморон («спокойно и жутко»).

Таким образом, Ахматова представила в русской поэзии тему расставания с женской точки зрения. С помощью деталей и довольно однозначных слов она передает отчаянное состояние героев во время расставания. Поэтесса нарочно не говорит нам ни о дальнейшем развитии отношений героев, ни о ее мнении – возможно ли было счастье? Мог бы герой простить свою возлюбленную? Подобная недосказанность позволяет читателям самим решить для себя, как бы они поступили в такой ситуации, и поразмыслить о судьбе героев. Возможно, именно поэтому стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» стало одним из самых трогательных и узнаваемых произведений поэтессы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: