Конфликт поколений в драме А.Н. Островского «Гроза» ℹ проблема взаимоотношений в пьесе, примеры споров, аргументы на тему разногласий из литературного произведения

Конфликт поколений в драме А.Н. Островского «Гроза» — взаимоотношения эпох

«Луч света в тёмном царстве»

Молодое поколение в пьесе «Гроза» представлено людьми, которые не сказать, чтобы далеко ушли от «отцов». Они в большинстве своём показаны личностями, которые не просто ужились с правилами ветхого общества, а стали его неотъемлемой частью и уже вряд ли представляют себе другую жизнь. Эти люди привыкли врать, уклоняться от ответственности, идти по головам и обманывать во благо своим корыстным целям. Такие люди, как, например, Борис, могут вызывать только презрение и отвращение.

Главные действующие лица пьесы принадлежат разным поколениям и разным мирам:

  • Марфа Игнатьевна Кабанова, Кабаниха. Самый яркий представитель старого поколения; является, по сути, главным антагонистом произведения.
  • Катерина. Противоположность Кабановой. Является «лучом света в тёмном царстве».
  • Тихон Кабанов. Муж Катерины, который мог бы быть сторонником взглядов жены, но воспитание и авторитет его матери не позволил этому случиться.
  • Борис. Племянник купца Дикого. Любовник Катерины, который оставил её в самый тяжёлый для неё момент из-за страха потерять деньги дяди.
  • Варвара. Возможно, наиболее близкий человек для Катерины в этом городе. Как и главная героиня, не относится к «тёмному царству», однако и не является его оппозицией, ведь привыкла уживаться в этом мире лживых и мерзких людей.
  • Кулигин. Близок к Катерине по взглядам. Наравне с ней относится к новому поколению, не желающему мириться со старым.

Таким образом, к числу положительных персонажей, можно отнести единицы. По сути, лишь Катерину и Кулигина. А количество представителей «тёмного царства» по-настоящему зашкаливает.

Почти все в пьесе, так или иначе, относятся к старому прогнившему виду людей. Среди них особенно стоит выделить Кабаниху, ее мужа Тихона, купца Савел Прокофьевич Дико́го и его племянника Бориса.

Несложно сделать вывод, что шансов на победу у нового поколения совершенно нет. Катерина и Кулигин не в силах противостоять Кабановой и её свите. Всё, что остаётся сделать Катерине — это покинуть этот мир, оставшись лишь блёклым «лучом света», который, как бы ни хотел, не может изменить правила и традиции города Калинов. Катерина неспособна в одиночку сражаться с патриархальным укладом жизни в обществе, из-за чего эта самая борьба оказывается лишь внутри неё, в её душе, где и происходит истинное столкновение «тёмного» и «светлого».

Это столкновение быстро приводит героиню к абсолютной безысходности — она не может бороться с Кабанихой и не может с ней остаться. Единственным выходом остаётся самоубийство, позволяющее наконец-то выбраться из цепких лап этого самого «тёмного царства».

Конфликт между поколениями

В чём заключается противостояние «старого» и «нового»? Если кратко, то в непринятии первого вторым и страх второго перед первым. Старшее поколение по-настоящему боится младшего, так как оно представляет реальную неизбежную угрозу для его положения и влияния; для людей прошлого новые порядки — настоящая проблема, которую не помешало бы решить. А младшее, в свою очередь, просто желает иметь значение, не прятаться в тени «отцов».

В пьесе «Гроза» ситуация в целом похожа, но не идентична. Катерина не хочет быть «главной героиней романа», не стремится быть в первых рядах, оставив позади Кабанову; она только лишь хочет жить как нормальный человек, без постоянного угнетения с самых разных сторон.

Калинов, казалось бы, далёк от «царства», однако это, возможно, не так; этот город весь состоит из тёмных, неприятных, жадных и слабых людей, он собирает в себе всю чернь патриархального общества и ставит во главе этой монархии Кабаниху, вольную за счёт своего величия и авторитета, творить, что ей вздумается с любым, и никто не может пойти против неё: кто-то просто боится её гнева, а кто-то боится искать единомышленников, ведь это уже чревато последствиями, а о том, чтобы протестовать одному, не может идти и речи.

Так или иначе, против Кабанихи никто не пойдёт, и всевластие «тёмного царства» так и не получит для себя какие бы то ни было ограничения.

Единственный человечный герой

«Лучом» образ Катерины стал не потому, что была против Кабанихи и её подопечных, — Варвара тоже была против, но всё равно жила по правилам этого общества — а потому, что была единственным чистым, хорошим, светлым человеком во всём «царстве». Она одна была не способна жить, обманывая; она не смогла переступить через моральные нормы и стать одной из «жителей Калинова».

  • До замужества жизнь Катерины была наполнена красотой, поэзией любовью. Она «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле».
  • Выйдя замуж, героиня теряет свой внутренний рай. Жизнь в доме Кабановой является для неё ужасными страданиями; она вынуждена покоряться безрассудным указаниям свекрови, слушать её многочисленные упрёки.
  • К мужу Катерина чувствует только жалость, настоящей искренней любви между ними нет.
  • Катерина чиста душой, трепетно относится к Богу и боится греха. Любит детей. Внутренний моральный компас не позволяет ей лгать и притворяться.
  • Измена законному мужу для героини — тяжелейший грех. Но жить в нелюбви девушка неспособна; Борис уезжает и не берёт её с собой в Сибирь. В дом, где её постоянно угнетают она вернуться не может. Всё, что ей остаётся — убить себя.

Она оказалась слишком человечной для этого общества и не смогла с этим справиться. Сильнейшее угнетение старого поколения смогло привести героиню к тяжелейшему решению, к самоубийству. Катерина не нашла поддержки ни в Тихоне, ни тем более в Борисе и осталась одна. Одна среди настоящего ада.

Старшее поколение

Драма А. Н. Островского «Гроза» подчёркивает то, насколько взрослые привыкли жить по старым порядкам. Представителями этого поколения в произведении являются два героя:

  • старая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха);
  • богатый купец с фамилией Дикий.

Кабаниха и Дикий придерживаются принципов тирании, а местами ведут себя по отношению к собственным детям как настоящие самодуры. Эти два персонажа привыкли к тому, что окружающие считаются с их решениями и полностью подчиняются им. Именно на этих жизненных принципах они строят все отношения. Характеры этих двух персонажей являются очень непростыми и суровыми и объясняют, почему дети ищут любые варианты, чтобы избежать ссор.

Вечная проблема отцов и детей в пьесе «Гроза» разворачивается именно из-за нежелания родителей считаться с мнением своих дочерей и сыновей. Конфликт поколений уже многие столетия не теряет своей актуальности из-за разных взглядов на жизнь, и решить его можно только в случае, когда обе стороны согласны искать компромисс.

Темное царство

Благополучный на первый взгляд городок Калинов при более детальном рассмотрении оказывается довольно неприятным местом. В городе царит патриархальная атмосфера, ценности купеческого общества далеки от общепринятых. Образование, воспитание, интеллигентность не в почете, люди позабыли о чести, доброте, любви, благородстве, совести, стремятся лишь к материальному благополучию. По словам Кулигина, одного из жителя города:

Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!

Для характеристики этого общества, живущего по своим мрачным законам, хорошо подходит определение «темное царство». Самые яркие его представители:

  1. Помещик Дикой — свирепый тиран, не боится никого и ничего. Жизнь семьи он выстраивает на принципах домостроя. Нечестные поступки, воровство — все сходит ему с рук. Окружающие его ненавидят, но никто не осмеливается высказать свои мысли. Самодур часами может гневаться на своих подчиненных за плохую работу, урезать им зарплату. Работники молча и терпеливо сносят эти унижения.
  2. Купчиха Кабанова жестокая и бессердечная по своей натуре, «нищих оделяет, а домашних заела совсем», ограничивает свободу собственных детей, подавляет и разрушает их личность. Требует всеобщего признания и уважения, хотя совсем этого не заслуживает.
Читайте также:
В чем противоречивость характера Печорина: черты и личность

Обладая определенной властью и положением в обществе, эти персонажи диктуют свои правила, которым послушно следуют все окружающие. Никто не может и не хочет противостоять их системе.

Покорно склонив голову, люди живут в постоянном подчинении. Этим обусловлено возникновение проблемы отцов и детей в «Грозе».

Дух протеста

Не все представители молодого поколения согласны смириться с деспотичными правилами жизни, устоявшимися в городке. Проблема отцов и детей в «Грозе» А. Островского наиболее ярко видна на примере образа Катерины. Эта юная девушка становится единственной, которая идёт вразрез с общепринятыми нормами и протестует против жестоких нравственных устоев Кабанихи и Дикого.

Инакомыслие и смелость являются главной характеристикой Катерины. Отцы и дети не в состоянии прийти к единому мнению, и этот конфликт приводит к непоправимым последствиям — девушка сводит счёты с жизнью. Её свободолюбие не могло мирно сосуществовать с «тёмным царством» Калинова, и поступок девушки является своего рода бунтом против Кабанихи.

Произведение Александра Николаевича Островского заслуженно является частью школьной программы и детально разбирается на уроках литературы. Пьеса может приводиться как аргумент к итоговому сочинению на тему «Отцы и дети». Старшее и младшее поколение всегда претерпевают различные трудности во взаимопонимании, а примеры из художественной литературы могут помочь сделать правильные выводы.

Смирившиеся и подчинившиеся

Дети старшего поколения в пьесе совершенно по-разному реагируют к властному и жестокому воспитанию своих родителей.

Сын Кабанихи Тихон — мягкий и ведо́мый, не способен противостоять своей матери. Марфа контролирует все бытовые вопросы молодой семьи, а сын покоряется ей и выполняет все её просьбы и приказы. Однажды, показав своё смирение, он обрёк себя на несчастливую жизнь по сценарию, который пишет ему родная мать. Юноша не в силах даже защитить собственную жену от постоянных нападок Кабанихи.

Ещё одним представителем молодого поколения является Борис. Молодой обеспеченный парень, на первый взгляд, производит впечатление уверенного и успешного, однако, события пьесы заставляют сделать другие выводы. Когда о романе Катерины и Бориса узнаёт весь городок, дядя властно запрещает племяннику продолжать эти отношения. Дабы не лишиться обещанного состояния, юноша во всём соглашается с Диким и отказывается взять на себя ответственность за связь с Катериной.

Автор наглядно демонстрирует, что оба молодых мужчин стали заложниками обстоятельств и привычных укладов их городка. А построены общественные порядки в Калинове были именно властью тиранов и самодуров.

Жертвами старшего поколения также становятся Варвара и Кудряш. Дочь Марфы смирилась с нападками матери, приспособилась к тому, чтобы врать ей и скрывать часть своей жизни. Ваня Кудряш ведёт себя таким же образом, чтобы не злить лишний раз Дикого, а подстраивается под его желания.

Конфликт поколений в драме А.Н. Островского «Гроза». Презентация к уроку

Актуальной проблемой всех времен являются взаимоотношения отцов и детей. Жизненные устои подчиняются многим вещам и очень часто меняются. Из-за этого случаются споры внутри семьи. Многие литературные произведения посвящены конфликту поколений. Драма Островского «Гроза» не стала исключением. В произведении противопоставляются два уклада жизни — патриархальный «домостроевский» и зарождающийся новый, предполагающий свободу и независимость.

Приверженцы старых обычаев

Представители взрослого поколения являются хранителями и последователями дедовского уклада жизни. Они — олицетворение «темного царства». К ним относятся:

  • Купец с говорящей фамилией Дикой. Персонаж этот достаточно однозначный — на протяжении всего произведения читатель не встречает ни одной его положительной характеристики. «Дикость» Савла Прокофьевича заключается в ругани, пьянстве и рукоприкладстве — совершенно нечеловеческих проявлениях личности.
  • Купчиха Марфа Игнатьевна, которая фигурирует исключительно как Кабаниха. Она отличается грубостью и жестокостью по отношению к окружающим, включая родных детей и невестку. Кабаниха является воплощением лицемерия и хладнокровности, при этом старуха любит «читать морали» и давать наставления молодежи: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».

Дикому и Кабанихе свойственны черты всего купечества России IX века. Проанализировав слова и поступки этих персонажей, читатель может сделать вывод о ценностях, которыми живет все патриархальное общество того времени.

Изобретатель Кулигин заявляет: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!». Эти слова как нельзя лучше описывают атмосферу Калинова. В приоритете жажда наживы и богатства, которые отождествляются с властью и непоколебимым авторитетом. Образованность и интеллигентность старшими не приветствуются и даже отвергаются, а честь и благородство не в цене.

Младшее поколение

Эта ячейка общества города Калинова представлена несколькими персонажами. Каждый из них сталкивается с несправедливостью и даже унижением от жестокого и непоколебимого старшего поколения. Однако переживают они это по-разному, так как обладают совершенно разными характерами. К молодому поколению можно отнести следующих героев:

  1. Тихон Кабанов — богатый купец, неспособный распоряжаться в собственном доме. Человек на редкость бесхарактерный и полностью подчиняющийся своей авторитетной матери: «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
  2. Борис, племянник Дикого, — единственный приезжий обитатель Калинова. Он осознает свою необходимость подчиняться и безвыходность: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе». Однако и ему не хватает смелости дать отпор «темному царству», и даже отношения с Катериной не изменили героя, не послужили толчком к действиям.
  3. Иван Кудряш — конторщик Дикого, который также зависим от купца-самодура, однако относится к его хамству намного проще: «…Он — слово, а я — десять… Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Решительным Кудряш проявляет себя и в любви — по слухам, он сбегает с дамой сердца от удушающей обстановки.
  4. Варвара, несмотря на свою молодость, расчетлива, практична и хорошо разбирается в людях. Она прямо заявляет Катерине, что любить ее брата не за что, и не осуждает чувств невестки к Борису, хоть и не понимает их. При всех своих достоинствах Варвара — приспособленка, которая научилась лицемерить и жить во лжи, но стала она такой под влиянием обстоятельств: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
  5. Катерина — тот самый «луч света в темном царстве». Если говорить кратко, то ее трагедия заключается в неспособности и нежелании притворяться и приспосабливаться. Ее запретная любовь к Борису, по сути, является протестом против существующей тирании. Поддавшись искушению, Катерина не смогла простить себе грех и смириться с общественным порицанием, что привело ее к гибели.

Однако, несмотря на разность характеров, у всех этих персонажей есть что-то общее. Они являются жертвами существующего уклада.

“Гроза” пьеса А. Н. Островского

В “Грозе” А. Н. Островского спор между поколениями выражен в столкновениях Кабанихи и Дикоя, представителями “старшего” поколения, и Катерины с Борисом. Кабаниха является матерью двух детей: слабовольного Тихона и беспринципной Варвары. Оба получили воспитание, которое сопровождалось тотальным контролем. Тихон при этом стал “маменькиным сынком”, а Варвара унаследовала от матери лживость и равнодушие к окружающим.

Читайте также:
Образ Аксиньи в романе Тихий Дон - описание внешности, черты

Рис. 3. Тихон Кабанов и Кабаниха. Художник-иллюстратор С. В. Герасимов В противопоставление ставятся нравственная и добрая Катерина, которая получила от родителей любовь, заботу и ласку. Она вышла замуж за Тихона и попала под гнет свекрови. Катерина не может выдержать эти издевательства, и находит утешение в племяннике Дикого, Бориса. Борис, в свою очередь, зависит от дядьки, и не может ослушаться его, тем самым отвергает любовь молодой Катерины Кабановой.

Важно! Итогом двух конфликтов явилась смерть Катерины, которая не смогла приспособится и принять правила семьи мужа.

Век минувший и нынешний

Как уже было сказано, Островский в своем произведении поднял проблему конфликта поколений. В «Грозе» он проявляется во всей своей остроте, как противостояние между устаревшими социально-бытовыми принципами и прогрессивными стремлениями к равноправию и свободе личности. Усугубляется конфликт тем, что молодежь не просто не понимает взрослых — она ощущает грубую давящую силу, но не может ничего противопоставить ей.

К сожалению, практически все юные представители города Калинов слабы и нерешительны. Они либо приспосабливаются, как Варвара и Кудряш, или смиряются и даже не совершают попыток заявить о себе и проявить самостоятельность, как Борис и Тихон. В некоторых из них намечаются проблески свободы и самоуважения, однако проистекают они только внутренне.

Исключение — Катерина, которая резко выделяется своей неоднозначностью и силой характера, но и ей внешний протест дается крайне нелегко, приводит к крушению жизни и смерти. Неудивительно, что девушка несчастлива в любви: ни Тихон, ни Борис не дотягивают до героини по силе характера и нравственным принципам.

Семейный и социальный конфликт в пьесе Островского «Гроза»

Конфликт – обязательная составляющая драматического произведения. Он реализуется через сюжет на различных уровнях и трансформируется вместе с изменением литературного направления.

Так, в пьесе Островского «Гроза», написанная всего за два года до отмены крепостного права, автор описывает людей, которые не хотят жить по-новому. Общество держится за патриархальный порядок, тем самым останавливает прогресс. Невежество и пресмыкательство считается нормой.

Конфликт проявляет себя через взаимоотношения персонажей. Ярким противостоянием в пьесе является пара Катерины и Кабанихи. Находиться под одной крышей женщинам пришлось в силу обстоятельств. Семья Кабановых влиятельная и зажиточная. У Марты Игнатьевны есть взрослые сын и дочь. Мать любит манипулировать детьми, в особенности сыном. Считает правильным лишь свое мнение, не скупится на унижения и оскорбления для всех членов семьи.

Катерина вступила в брак с Тихоном в юном возрасте, поэтому и надеялась, что после замужества будет жить так, как она хочет. В реальности девушка сталкивается с жестокостью со стороны свекрови. Катерина и Марфа разные, но обе имеют сильный характер. Молодая девушка всеми силам пытается противостоять Кабанихе.

Любовный конфликт наблюдается в паре Катерины и Бориса. Катя влюбляется в недавно приехавшего молодого человека. Ей нравится, что он не похож на жителей города, его взгляды близки ей. Между парой начинается роман. Катерина не боится ни осуждения, ни позора. Однако Борис не готов взять на себя ответственность. Для него это лишь развлечение, ведь основная цель его приезда в Калинов – это получение наследства от дяди.

Серьезный конфликт происходит между парой Дикого и изобретателя-самоучки Кулигина. Дикой держит весь город в страхе: ворует, оскорбляет, пьет и ко всем относится свысока. Кулигин наоборот пытается помочь людям, хочет изобрести что-то полезное для всех. Однако на свои задумки у него не хватает денег.

Таким образом, в произведении разворачиваются несколько конфликтных ситуаций: между человеком и обществом, поколениями, старым и новым, а также конфликт внутри самой личности.

Другие сочинения: ← Образ затерянного города в пьесе Гроза↑ ОстровскийПозиция Островского в Грозе (позиция автора) →

Причина драмы

Катерина — безусловно, яркая и сильная личность. Своим поступком она не только избавляет себя от переживаний за содеянное, но и бросает вызов патриархальному обществу в лице Кабанихи и Дикого. Ее самоубийство показывает несостоятельность существующих устоев и порядков и обличает пороки, которые старшие пытаются скрыть. Кабаниха прячется за маской лицемерной благочестивости, Дикой действует через запугивания и наказания молодого поколения.

В пьесе «Гроза» автор сделал акцент на то, что не существовало другого способа показать, какую опасность несет удушающая и подавляющая все живое атмосфера Калинова, а стала она такой из-за натиска власть имеющих. После самоубийства Катерины все, кто умело притворялся и мирился с ситуацией, невольно задумаются о необходимости перемен.

Трагедия случилась в тот момент, когда атмосфера максимально накалилась и конфликт достиг своего пика и требовал разрешения. Именно противоречия между старым и новым, между деспотизмом и жаждой свободы приводят к драме, которая становится причиной гибели главной героини.

Старшее поколение

Драма А. Н. Островского «Гроза» подчёркивает то, насколько взрослые привыкли жить по старым порядкам. Представителями этого поколения в произведении являются два героя:

  • старая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха);
  • богатый купец с фамилией Дикий.

Кабаниха и Дикий придерживаются принципов тирании, а местами ведут себя по отношению к собственным детям как настоящие самодуры. Эти два персонажа привыкли к тому, что окружающие считаются с их решениями и полностью подчиняются им. Именно на этих жизненных принципах они строят все отношения. Характеры этих двух персонажей являются очень непростыми и суровыми и объясняют, почему дети ищут любые варианты, чтобы избежать ссор.

Вечная проблема отцов и детей в пьесе «Гроза» разворачивается именно из-за нежелания родителей считаться с мнением своих дочерей и сыновей. Конфликт поколений уже многие столетия не теряет своей актуальности из-за разных взглядов на жизнь, и решить его можно только в случае, когда обе стороны согласны искать компромисс.

Осознание обреченности

Кабаниха и Дикой не могут не чувствовать, что обстановка накаляется и грядет гроза во всех смыслах этого слова. Именно это вызывает у них злость и даже страх. Вот почему они лютуют еще пуще, требуют еще большего подчинения и безусловного уважения со стороны молодежи, хоть и не заслуживают его. Кабаниха и Дикой, которые много лет упивались своей властью и безнаказанностью, понимают, что их положение перестает быть стабильным, а авторитет — непререкаемым.

Читайте также:
Господин Простаков - характеристика героя в комедии Недоросль

Становится все более очевидным, что «отцы» неправы и теряют контроль. Старшее поколение в глубине души осознает, что их время прошло, перемены неизбежны, а «темное царство» обречено. Уникальность пьесы заключается в том, что старшее поколение вызывает осуждение и резкую критику. А. Н. Островский не наградил ни Кабаниху, ни Дикого ни одним светлым и позитивным качеством.

Драме «Гроза» отлично подходит высказывание французского путешественника А. де Кюстина: «Россия — страна фасадов». На первый взгляд, в городе царит благополучие — открытых конфликтов не возникает, поскольку все вокруг притворяются. Молодежь прикидывается, что уважает старших и чтит традиции. Взрослые, которые живут двойными стандартами, делают вид, что не замечают набирающего силу недовольства.

Тем не менее существующие в обществе законы нельзя назвать нормальными. То, что происходит за закрытыми дверями в каждом доме, вызывает ужас и даже отвращение — у людей отсутствуют любовь и уважение друг к другу. Сила и агрессия «темного царства» подавляет все светлое и доброе.

Возникает вопрос, все ли представители старшего поколения города Калинова являются бессердечными и неспособными на человеческие чувства? Ответить на него положительно не позволяют рассказы Катерины о своей семье, которая также принадлежит к купечеству.

Героиня, вспоминая детство, говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала…».

Эти слова позволяют сделать вывод, что родители Катерины — люди совершенно иного склада, и воспитывалась она в атмосфере любви и взаимоуважения.

Конфликт отцов и детей в драме «Гроза» (Островский А. Н.)

Проблема отцов и детей была актуальна всегда и везде. Каждый человек очень хорошо знаком с ней. Все сталкивались с неким барьером, который не позволяет родителям и их детям понять интересы друг друга и принять их, а не начать сопротивляться и настаивать, как кажется каждой из сторон, на том, что их точка зрения единственно верная и никакой другой и быть не может.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В силу того, что с каждым новым поколением взгляды людей меняются, возникает недопонимание интересов и новых ценностей с обеих сторон и столкновение жизненных позиций, в следствие чего возникают конфликты между родителями и детьми. Драма «Гроза» Александра Николаевича Островского очень точно показывает читателю суть этих конфликтов и то, что является их итогом. Исход этих противоречий зависит от степени тяжести и готовности одной из сторон (а в лучшем случае и обеих) идти на компромисс.

В драме «Гроза» представителями старшего поколения являются Дикой и Кабаниха. Они являются представителями той группы людей, кто ни под каким предлогом не пойдет на уступки: они требуют полного подчинения со стороны младшего поколения. Кабаниха, например, лишает своих детей (Тихона и Варвару) любой свободы. Из-за тирании матери Варвара стала лживой и равнодушной, для нее очень подходит выражение «хочешь жить – умей вертеться». Тихон же стал не способен принимать самостоятельно какие-либо решения, то бишь просто-напросто стал «маменькиным сыночком». Хочется заметить, что Кабаниха и Дикой живут таким образом, потому что осознают свою обреченность. Они понимают, что их время прошло.

Родители Катерины, хоть и являлись представителями старшего поколения, воспитали ее в других условиях, так как легко принимали другие жизненные позиции и мнения. Катерина же, попав в «темное царство», не была готова к жизни, полной тирании и вечного подчинения старшим. Она, безусловно, готова была ее уважать, но Кабанихе этого было не нужно. Она требовала только подчинения. Катерина не могла с этим смириться и полностью подчиниться свекрови, из-за чего в конечном итоге утопилась в Волге. Ее самоубийство послужило толчком для младшего поколения, показало, что с этим пленом можно и нужно бороться.

Проблема отцов и детей всегда тревожила и продолжает тревожить человечество. И с ней можно справиться лишь в том случае, если обе стороны готовы принять другие интереса, новые взгляды на жизнь, в ином случае это может привести к непоправимым последствиям.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id58947

Проблема «отцов и детей»

Этот вопрос возникал и будет возникать всегда. В литературе конфликт описывается как на бытовом уровне, в виде отсутствия взаимопонимания между членами одной семьи, так и в глобальных масштабах — столкновение мировоззрений людей, принадлежащих к разным поколениям, необязательно связанных родственными связями. Это направление свойственно многим произведениям русской литературы 19 века, таким как:

  • «Отцы и дети» И. С. Тургенева. В произведении конфликт поколений является центральной темой и положен в название романа.
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова, где эта проблема, на первый взгляд, не главная, однако «отцы» также отстаивают устои, а «дети» жаждут прогресса.
  • «Война и мир», в которой Л. Н. Толстой описывает отношения внутри трех семей, строящихся по разным принципам, но неизбежно оказывают влияние на становление личностей молодых персонажей.
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя. В этой яркой повести конфликт между отцом и сыном приобрел масштабные трагические черты.
  • «Станционный смотритель» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Автор говорит о важности доверительных и уважительных отношений между родителями и детьми.

Можно сделать вывод, что практически во всех произведениях русской литературы, описывающих быт и нравы патриархального купечества, получила тема конфликта между поколениями. В чем он заключается, Островский прекрасно отобразил в «Грозе». Автор показал, к чему может привести непонимание, угнетение и неуважение людей друг к другу.

Предоставленный материал поспособствует подготовке к открытому уроку по литературе: «Гроза» Островского. Конфликт поколений. Сочинение на эту тему также встречается на ОГЭ и ЕГЭ.

Главные герои повести Тарас Бульба (характеристика Гоголь)

Произведение поведает нам о жизни запорожских казаков. Главными героями являются отец по имени Тарас и два его сына: Андрий и Остап. Во время войны происходит непредсказуемое, один из сыновей предает своих и встает на сторону недругов. Андрий становится врагом для наших бойцов.

Читайте также:
Признаки сказки во 2 классе ℹ отличительные черты волшебных, героических и бытовых произведений, основная мысль, жанровые особенности

Мужчина с очень сильным духом и волей. Настоящий и непреклонный воин, очень умен и силен. Любит свою родину и отечество больше всего на свете. Стоит во главе войска казаков. Честен, независим и справедлив. Враг бьет без пощады и милости. Польские захватчики получили сильнейший удар от нашего героя. Он защищает слабых и не проходит мимо тех, кого нагло гнетут. Его старшего сына казнят враги, все это происходит на глазах у отца. Андрий – предатель, стал для Тараса чужим. Он с легкостью наказывает его смертью. Для Тараса нет ничего хуже, чем предательство родины. Для Тараса важнее всего, чтобы страна была независимым и суверенным государством.

С маленького был очень своенравным и никому не собирался подчиняться. Очень похож на своего отца, такой же свободолюбивый и независимый. Трудолюбивый и упрямый, смог добиться успеха в получении образования. Зарекомендовал себя, как верного друга, вокруг всего его уважают. Знают, что он не способен на предательство. Бесстрашный воин, ничего не боится. Даже оказавшись в плену, не теряет собственного достоинства. Помимо этого, всячески поддерживает своих сослуживцев. Смерть принял достойно, с высоко поднятой головой.

Нежная и впечатлительная натура. Очень эмоционален. Делает большой акцент на любви, которая впоследствии и загубила его. Воин он смелый. Из-за того, что герой влюбляется в полячку, вся его жизнь идет под откос. Эта девушка так привлекла его, что он без зазрений совести смог предать свою семью, страну, друзей. Легко убивал казаков. За что его безжалостно наказал отец. Андрий был убит его руками. Очень постыдная смерть.

Панночка

Та самая польская девушка, из-за которой Андрий предал всех. Она росла в роскоши, ни в чем себе не отказывая. Прекрасная внешне, но страшная и коварная внутри, натура. Легко обольщает Андрия, играя на его чувствах, получает всё, что хочет.

Татарка

Служит у польской девушки. Верна и покорна ей. Выполняет любые указания, не боится опасностей.

Жена Тараса Бульбы

Женщина скрывает себя образ всех матерей, которые были убиты горем. Горем, которое приносит война. Мать рождает, растит и поднимает своего ребенка, чтобы потом так страшно потерять его. Она не имеет права сказать даже слова. Должна во всем слушать мужа.

Янкель

Еврей. Единственное, что его волнует это деньги. Во всех его действиях прослеживается жажда наживы. Он использует любую ситуацию для своего обогащения.

Мосий Шило

Смелый и сильный казак. Ради того, чтобы спасти свою Родину, пойдет на все. Очень мудр и решителен. Имеет один большой минус – увлекается выпивкой. Погиб в одном из боев.

2 вариант

В повести “Тарас Бульба” мы знакомимся с запорожским казачеством, окунаемся в события, которые там развиваются. В самом начале произведения происходит встреча главных героев: Тараса Бульбы и его сыновей.

Тарас Бульба является предводителем отряда казаков, он справедлив и честен. Родина (Запорожская сечь) – это его стихия. В Бульбе преобладают сильная воля, ум, непреклонность. Жесток к польским захватчикам. Отважен, не испугался оказаться во вражеском стане и видеть казнь Остапа. Сам хладнокровно убил Андрия, который предал свою Отчизну. Самая важная задача – независимость Родины.

В Остапе (старший сын Тараса) живёт богатырский дух. Мальчишкой он слыл своеобразным. Непослушание и упрямство – это его основные черты детского характера. В нём кипит любовь к свободе и вольной жизни. Остап требователен к себе, друзья ценят его за твердый нрав, он никогда не предаст, не способен на подлые поступки. Когда он оказался в плену у поляков, вёл себя достойно, поддерживал своих бойцов, был горд и спокоен. В конце его ждала мучительная смерть, которую он принял с честью.

Андрий – младший брат Остапа, нежен, впечатлителен. В бою он отважен и храбр. Показывал своё бесстрашие. Но он полюбил полячку, это событие изменило его судьбу. Не думая, ушёл к врагам. Начал убивать бывалых друзей. Он нашёл свою позорную погибель от рук отца (Тараса Бульбы).

Жена предводителя Тараса Бульбы – это женский идеал, в её образе сочетаются все матери и жёны, которые взрастили детей. А война разъединила и забрала их сыновей. Так же в её образе читатель видит слёзы, печаль, ожидание, горе. И виновницей всему является беспощадная война. А женщина как бы никто в этой заварушке, она молчалива, покорна и тиха.

Красавица Панночка – дочь предводителя поляков. Девушка очень легкомысленна и ветрена. Она росла в шелках. Богатство и роскошь – вот, что она видела. Всё, что ей хотелось – получала, родители не отказывали. Вот и, встретив Андрия, она обольстила его, а затем толкнула на чудовищный шаг – предательство. Она коварна и хитра.

Еврей Янкель живёт в казачьем стане, предприимчив и расчётлив. Живёт только в свою выгоду, причём выгода исходит из каждого подручного случая. Например, читатель это может видеть, когда Янкель торопиться рассказать Тарасу о предательстве его младшего сына.

Мосий Шило казак смелый и отважный. Доблестно защищал Родину, много раз совершал подвиги, проявлял мудрость, но любил и побаловаться спиртным. Отдал жизнь свою в неравной битве, погиб за веру и Отечество.

Казак Товкач – Тарасу настоящий друг, сумел его спасти от польских захватчиков. Он бесстрашен, участвовал в разных боях.

Татарка – преданная Панночке (служит у неё служанкой). Отважна и смела. Эта девушка не боится опасностей. Всё, что просит Панночка, она готова выполнить.

Кирдяга, кошевой – знает Тараса давно, верен ему. Казак он старый, бывалый. Отличается умом, отвагой и смелостью. Приказы его разумны, вояка имеет достаточный опыт руководителя.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои повести Тарас Бульба

Популярные сегодня темы

Я с мамой и папой живу в трехкомнатной квартире на десятом этаже панельного доме в центре города. В доме, где мы живем, есть лифт и мусоропровод.

Между первой и последней встречей этих героев пропасть. И дело не в том, что прошло четыре года, главное – герои изменились. Не только поменялся их возраст, статус, например, Дмитрий набрал пациентов

Это произведение выступает заключительной частью, сборника Шолохова «Донские рассказы». Он вложил в этот рассказ все свои последние силы, и смог блестяще закрыть свой сборник.

Мой цвет любимый – это, конечно, зеленый! Дома люблю всё зеленое, чтобы было. На природе больше всего тоже люблю зеленое. Вот почему больше всего нравится мне нежаркое лето.

История о мышонке Пик – это рассказ с элементами сказки. В ней переплетается реальность и вымысел. Сам автор называет все свои произведения: «сказка не сказка».

Читайте также:
Облако в штанах - анализ поэмы, краткое содержание, история

Характеристика главных героев повести Гоголя «Тарас Бульба»

Николай Васильевич Гоголь за свою жизнь создал множество поистине гениальных произведений. Цикл повестей «Миргород» привлекает простых читателей и стал хрестоматийным для школьников разных поколений. В этом сборнике ярко выделяется произведение «Тарас Бульба». Характеристика главных героев позволит увидеть глубину и емкость исторической повести.

  1. Сюжет и анализ произведения
  2. Главные герои
  3. Второстепенные персонажи

Сюжет и анализ произведения

Как и многие другие свои творения, Гоголь неоднократно менял и улучшал сюжет о запорожском казачестве. Правки вносились в течение десяти лет не менее восьми раз. Впервые повесть была опубликована в 1895 году, но с тех пор она значительно изменилась. В основу сюжета легло восстание гетмана Потоцкого. Атаман Охрим Макуха является прообразом персонажа Тараса Бульбы.

В начале повести главный герой вместе с сыновьями приезжает в Запорожскую Сечь. Он хочет показать детям, как устроен мир, закалить и научить жизни. Но, не успев познакомиться с местными устоями и обычаями, молодых людей практически сразу призывают на военную службу. Шляхта притесняет права и свободу православных граждан, и парни вынуждены вступиться за веру своих предков.

Силы совершенно неравны, у поляков больше оружия и солдат. Но казаки твердо стоят на защите своей родины. Многие погибают на поле боя. Гоголь немного приукрасил силы и возможности защитников Сечи, используя фольклор и придания украинского народа. Описание событий и характеристика героев «Тарас Бульба» получились очень емкими и яркими.

Автору удалось создать поистине уникальное произведение, сочетающее в себе реальную историю, отражающую быт и мышление народа, показывающую эмоции и переживания людей разных поколений.

Главные герои

Чтобы лучше ориентироваться в сюжете и понимать смысл произведения, стоит кратко ознакомиться с описанием действующих лиц. В центре сюжета повести Гоголь показывает следующих персонажей:

  • Тарас Бульба — очень крепкий мужчина с непреклонным характером. Он умен и обладает могучей волей. Казак любит свою жизнь и Родину. Этот человек является предводителем казацкого войска. В его характере преобладают честность, справедливость, отвага и ярость по отношению к врагам. Он всегда готов встать на защиту слабым и дать отпор захватчикам. Главная цель Тараса — отвоевать независимость своей страны. Поэтому он смело отправляется в стан врага, ради присутствия на казни Остапа. Его принципиальность и уверенность преобладают над отцовскими чувствами, и он самолично убивает своего второго сына за предательство родины.
  • Остап — сын Тараса, от отца перенял упрямство, непослушание, любовь к вольной жизни и стремление к свободе. Это очень упорная личность, достигшая успехов в обучении благодаря требовательности к себе. В кругу товарищей он лидер, надежный и верный друг. В нем нет подлости, предательство ему чуждо. Характеристика главного героя «Тарас Бульба» показывает, это храбрый и смелый человек, он бесстрашно идет в бой. Попав в плен, парень проявляет спокойствие и сохраняет гордость, честь и достоинство даже во время казни.
  • Андрий — второй сын главного действующего лица, нежная, утонченная натура, впечатлительный и эмоциональный. Герой стремится к любви, в бою проявляет храбрость и бесстрашие. Чувства к польской девушке сильно меняют взгляды персонажа на жизнь, мировоззрение и приоритеты. Из-за нее он предал своих товарищей, выступил на стороне врага и погиб от рук собственного отца.

В центре сюжета Гоголь разместил членов семьи атамана, подробно описав не только их чувства и переживания, но и отношения между главой семейства и его сыновьями. Эти исторические события несут в себе важный смысл для молодого поколения, показывая цену принципов и затрагивая проблему отцов и детей.

Второстепенные персонажи

Сложно судить о произведении, анализируя лишь ключевых героев. Краткий рассказ о дополнительных действующих лицах поможет лучше понять смысл и сюжет повести. К второстепенным персонажам следует отнести следующих вымышленных людей:

  • Панночка — молодая и красивая девушка, является дочерью воеводы поляк. Всю жизнь она прожила, не зная бедности, любые капризы тут же выполнялись. Эта ветреная и легкомысленная особа обольстила Андрия, подтолкнув его к предательству. Полячка хитра и коварна.
  • Жена Бульбы — является собирательным образом всех матерей, отправивших любимых мужчин на фронт. Гоголь показывает ее как тихую и спокойную женщину, не имеющую права голоса. Ее душа переполнена горем и страданием, печалью и слезами. Ей остается только ждать и звать высшие силы, чтобы они уберегли сыновей от гибели.
  • Янкель — еврей, который проживает в казацком обществе. Персонаж расчетливый, корыстный, очень предприимчивый, способен извлечь выгоду из чего угодно. Легко приспосабливается к новым обстоятельствам.
  • Мосий Шило — заслуженный воин, храбр и отважен. Автор описывает его, как мудрого человека, любившего выпить. Персонаж погибает в честном бою.
  • Кирдяга, кошевой — товарищ Тараса, престарелый воин, обладающий незаурядным умом. Хороший руководитель, способный найти выход из самой сложной ситуации, смел и отважен.
  • Товкач — бесстрашный и решительный казак, спасший жизнь главному герою. Готов на все, чтобы помочь близким друзьям.
  • Татарка — смелая и отважная девушка, служанка панночки.

Тарас Бульба — герой эпический, заслуживший бессмертие благодаря таланту Гоголя, сумевшему создать такую уникальную повесть. Главный герой жесток и справедлив, и он смог совершить настоящий подвиг, несмотря на то, сколько боли ему это принесло.

Неважно какой возраст у персонажей, сколько времени прошло с момента написания истории про казаков, произведение до сих пор актуально. Оно рассказывает про настоящую дружбу, честь и стремление к независимости народа. На основании характеристики героев будет проще написать сочинение и составить таблицу персонажей.

«Тарас Бульба» главные герои

«Тарас Бульба» – повесть Гоголя, вошедшая в его сборник «Миргород». Основные события книги происходят в среде запорожского казачества. Главные герои «Тараса Бульбы» – казаки, борющиеся за независимость Украины. Образы героев повести открываются совместно с народным движением, выявляя свою истинную сущность. Произведение писателя начинается с описания встречи Тараса со своими сыновьями. Участвуя в борьбе с поляками, Остап и Андрий, дети одного отца, встанут по разные стороны баррикад, и ярко проявят свои характеры. В произведении «Тарас Бульба» герои, запорожские казаки и польская шляхта, отображают черты освободительной эпохи. Ниже дана таблица, в которой дана неполная характеристика героев.

Характеристика героев «Тараса Бульбы»

Главные герои

Тарас Бульба

Крепкий и непреклонный казак, обладает могучей волей и глобальным умом. Любит свою Родину, простую казацкую жизнь. Предводитель казацкого войска, честный и справедливый, с яростной беспощадностью уничтожает врагов. Стихия Тараса – Запорожская Сечь. Жестоко наказывает польских захватчиков, встает на защиту угнетенных. Отважно отправляется в стан врага, чтобы присутствовать на казни Остапа, и безжалостно убивает Андрия, предавшего Родину. Цель его жизни – отвоевать независимость родной страны.

Читайте также:
Краткое содержание земля родная - читать пересказ книги Лихачева

Остап

С раннего детства был упрямым и непослушным. Как и отец, больше всего любит вольную жизнь и свободу. Упорный и требовательный к себе, сумел достичь успехов в учебе. Среди товарищей пользуется непререкаемым авторитетом, надежный и верный друг, не способный на подлость и предательство. Храбрый и смелый воин, бесстрашно бросается в бой. Попав в плен к полякам, ведет себя спокойно и гордо, поддерживает товарищей. С честью и достоинством принимает мучительную смерть. Настоящий герой и богатырь.

Андрий

В отличие от брата, является более нежным и утонченным. Более эмоциональный и впечатлительный. Сильно развита потребность любить. Как воин храбрый и бесстрашный, отважный герой. Любовь к полячке круто изменила его жизнь. Не задумываясь, перешел на сторону врага, убивал бывших товарищей – казаков. Бесславно и позорно погиб от руки родного отца.

Второстепенные персонажи

Панночка

Дочка польского воеводы, молодая красивая девушка. Выросла в богатстве и роскоши, ни в чем не имея отказа. Ветреная и легкомысленная, своей красотой обольщает Андрия, толкая его к предательству. Хитрая и коварная, заманивает его в город обманом, играя на его чувствах.

Жена Тараса Бульбы

Образ жены Тараса и матери его детей, воплощает в себе общий образ всех жен и матерей, вырастивших своих сыновей, и отправивших их на войну. Это собирательный образ горя и страдания, вечного ожидания и муки, слез и печали, приносимых войной. Роль женщины ничтожна, она не имеет право голоса, должна быть тихой и покорной.

Янкель

Янкель – это еврей, живущий среди казаков. Цель его жизни – нажива любым способом. Расчетливый и предприимчивый, извлекает выгоду из всего, даже из рассказа о предательстве Андрия. Он преследует корыстные цели, спешит сообщить эту новость Тарасу, забыв о его взрывном характере. В случае с Остапом, он лишь за деньги соглашается доставить Тараса в Варшаву. Он умеет приспособиться к любым условиям, и постоянно обогащается.

Мосий Шило

Отважный и храбрый казак, смело сражается за Отчизну, имеет множество заслуг. Порой проявляет большую мудрость в решении проблем. У него одна слабость – любит выпить. Погиб в честном бою, прославляя свою землю.

Кирдяга, кошевой

Престарелый казак, давний товарищ Тараса, умный и бывалый воин. Смелый и отважный казак, неограниченный правитель своего войска. Дает разумные приказания, опытный руководитель.

Казак Товкач

Бесстрашный и решительный казак, участник многих боев. Верный друг Тараса, спас раненого и бесчувственного Бульбу от расправы поляков, и смог доставить его в Запорожскую Сечь. Приложил все усилия, чтобы поднять на ноги старого друга.

Татарка

Служанка польской панночки, служит ей верно и преданно. Смелая и отважная девушка, несмотря на опасность, выполняет распоряжение своей госпожи.

Этот список кратких характеристик персонажей можно использовать не только на уроке литературы, но и для читательского дневника.

Главные герои «Тарас Бульба» характеристика персонажей повести Гоголя для читательского дневника

Главные герои

Тарас Бульба

Остап

Андрий

Краткое содержание повести «Тарас Бульба» подробно по главам.

Глава 1. Возвращение Андрия и Остапа домой из Киева.

Старый Тарас Бульба и добрая матушка приветствуют своих сыновей Остапа и Андрия. Молодые казаки возвращаются из киевской Академии. Матушка очень соскучилась по детям, но их отец Тарас сразу собирает и везёт возмужавших сыновей на Запорожскую сечь, чтобы поскорее ввести их в курс казачьей жизни.

Глава 2. Дорога на Хортицу.

Автор: Николай Васильевич Гоголь

По дороге в Запорожскую сечь всадники бесед не вели — каждый думал о своём. Отец вспоминал молодые годы и воинские победы. Остап вспоминал, как непросто дались ему годы обучения в Академии.

Андрий думал о своих авантюрных похождениях во время обучения — как ему понравилась красивая полячка, и он влез в её спальню ночью. Молодая панночка недолго боялась нежданного гостя, и подружилась с Андрием. А он после авантюрного свидания благополучно выбрался из дома полячки с помощью служанки панночки.

Путники долго гнали своих скакунов по бескрайним степям и прибыли в сечь, где всё было наполнено свободой, а жизнь текла размерено.

Глава 3. Смена кошевого.

Целую неделю гудели вместе с товарищами казаками Остап и Андрий в Запорожской сечи. Не нравилось это Тарасу, он хотел научить сыновей искусству воевать, а не выпивать. Но кошевой не видел смысла снаряжать запорожцев в поход. Тарас Бульба придумывает, как сменить несговорчивого кошевого. Он устраивает большую пьянку, после которой казаки избирают новым предводителем Кирдягу.

Глава 4. Казаки идут войной на польские земли.

Тарас Бульба и новый кошевой решают послать казаков воевать. Кирдяга думает направить запорожцев на турок, но приходит тревожная весть — поляки казнили гетмана и полковник в украинцев. Тогда казаки спешно стали собираться в поход на поляков. С войском едет Янкель, жид и торговец.

Глава 5. Казаки на польских землях. Осада Дубно.

Лето. Казачье войско прошло по польским городам. Осаждён зажиточный город Дубно. После наступления темноты к Андрию приходит служанка панночки, в которую сын Бульбы влюблён, и рассказывает ему, о чудовищном голоде в городе. Возлюбленная казака оказалась дочерью воеводы Дубно. Он решается идти по тайному ходу в осаждённый Дубно, чтобы принести панночке хлеб.

Глава 6. Предательство Андрия.

Младший сын Тараса пробирается в Дубно, встречает свою панночку и теряет от любви к ней голову. Он решает остаться на стороне поляков, отрекшись от отца и брата. В Дубно в это же время подходят свежие силы. Поляки осмелели и совершили ночное нападение на казаков.

Глава 7. Остап назначен атаманом.

Утром Янкель сообщает неприятную весть — младший сын Тараса перешёл на сторону врага. Начинается тяжёлый бой, в котором многих перебили — как поляк, так и казаков. Бой закончился ничем, но в его процессе Остап был назначен атаманом. Старший сын Тараса проявил себя, как мужественный воин и хороший атаман своим казакам.

Глава 8. Нападение татар.

Казаки узнают, что татары совершили нападение на Запорожскую сечь. Часть войска возвращается домой, чтобы дать атакующим отпор, а часть остаётся под Дубно, где кошевым становится Тарас Бульба.

Глава 9. Тарас Бульба не простил предательства родному сыну.

Стоило части казаков покинуть осаду, поляки решаются дать бой поредевшему войску завоевателей. В бою убито много людей с обеих сторон. Тарас Бульба встречает Андрия, сражающегося на вражеской стороне. Он не может простить измены и стреляет в своего сына на глазах у Остапа. Андрий падает замертво. Поляки побеждают в бою, берут в плен Остапа и ранят Тараса Бульбу.

Глава 10. Тарас Бульба отправляется на поиски Остапа.

Лечить ранение Тарас Бульба отправляется в Запорожскую сечь. Выздоровев, он заключает договор с Янкелем, и тот тайно везёт его в Варшаву на поиски старшего сына.

Читайте также:
Дедушка, Некрасов: читать онлайн бесплатно

Глава 11. Смерть Остапа.

По приезду в Варшаву, Тарас узнаёт, что на следующий день состоится казнь казаков и его сын в печальном списке. Отец хочет спасти от казни сына, но его план проваливается. Вместе с толпой он вынужден следить за подготовкой к казни. Остап ищет отца и тот даёт ему понять, что он рядом.

Глава 12. Месть за сына.

Молодой гетман Украины вскоре заключил мир с поляками. Тарас Бульба не согласен с перемирием. Он с верными казаками продолжает совершать набеги на поселения поляк. Так он мстит за казнь сына. Поляки собираю войско, чтобы усмирить Бульбу. Сражение растягивается на четыре дня. Бульбу пленяют и приговаривают к смерти через сожжение на костре. Умирая, старый казак прославляет православие и мощь русского народа.

Второстепенные персонажи

Панночка

Жена Тараса Бульбы

Янкель

Мосий Шило

Кирдяга, кошевой

Казак Товкач

Татарка

Этот список кратких характеристик персонажей можно использовать не только на уроке литературы, но и для читательского дневника.

СочиненияГлавные герои «Ревизор» характеристика персонажей комедии Гоголя, описания списком

СочиненияГлавные герои «Отцы и дети» характеристика персонажей романа Тургенева списком

Характеристика Тараса Бульбы

Тараса Бульбу Гоголь представляет старым атаманом со своими принципами и законами. Сыновей своих не баловал, воспитывал в строгости. «Какая вам нежба? Ваша нежба – чистое поле да добрый конь». Решил взять их с собой на войну. Готов был голову сложить ради отчизны. Человек с высокими моральными качествами и принципами. Жил боевыми действиями, защищая город долго не показывался дома. Между тем старался следить за взрослением сыновей, занимался их воспитанием и образованием.

Тарас — суровый человек, не любит нежности в свой адрес, и сам на ласки скуп. Мог ударить свою жену, «она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки».

На войне выяснилось, что Андрий — младший сын Тараса — способен на предательство ради любви. Он сражался против своего народа, примкнув к врагам. Этого Тарас Бульба простить не мог, поэтому принял тяжелое решение — убить собственного сына. «Я тебя породил, я тебя и убью» — фраза отца, предшествующая гибели сына от его рук.

Одна надежда старика — Остап, старший из сыновей. Однако, Тарас потерял и его. Остап был схвачен недоброжелателями и казнен. Самого Тараса ждала та же судьба, но прежде чем его схватили поляки, он успел указать пути для отхода своему войску. Так им удалось спастись.

Главный герой

Тарас Бульба

Тарас Бульба — казацкий полковник, который большую часть своей жизни провёл в Запорожской Сечи и в боевых походах. Он уважал обычаи Родины, защищал веру своих предков, воевал с поляками, которые издевались над православными людьми.

Главная черта характера Тараса Бульбы — богатырство. Этот мужественный человек был гордым, независимым, верным своим боевым товарищам. Главным в его жизни было дело борьбы за независимость Родины. На него он направлял всю свою энергию и воинский талант.

Тарас Бульба гордился, что его сыновья, Остап и Андрий, стали храбрыми воинами, но когда Андрий из-за любви к польской красавице перешёл на сторону врагов, отец убил его как предателя.

Старшего сына, Остапа, попавшего в плен к полякам, Тарас поддержал во время его казни, хотя его самого могли схватить враги. «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» — крикнул Остап, и отец отозвался: «Слышу!»

Героическая смерть самого Тараса Бульбы показала его мужество и его заботу о товарищах, которым он, когда его заживо жгли на костре, кричал, как им лучше спастись от врагов.

Подробная характеристика Тараса Бульбы здесь.

Другие персонажи

Остап

Остап — старший сын Тараса Бульбы. Он, как и отец, — неустрашимый воин, патриот, отличный товарищ. Остап — искренний человек, в отличие от своего брата Андрия, у которого скрытный характер.

Он был очень упрям. Когда отец отдал его в 12 лет учиться в Киевскую академию, Остап не желал обучаться грамоте, но после того, как Тарас пригрозил отдать его на 20 лет в монастырские служки, мальчик стал прилежно учиться. Он даже стал одним из лучших учеников. Его мечтой была Запорожская Сечь, мальчик хотел стать таким же храбрым воином, как его отец. После окончания учёбы его мечта исполнилась — вместе с отцом и братом Андрием он приехал в Запорожскую Сечь.

У Остапа был воинский талант, в бою он находчив, правильно оценивает боевую обстановку. За храбрость и мудрость в боях товарищи выбрали его куренным атаманом, несмотря на его молодость. В плену у поляков Остап показал себя стойким, мужественным человеком, до конца поддерживал дух своих товарищей, чтобы они не покорялись врагам и вели себя в плену с достоинством.

Подробная характеристика Остапа здесь.

Андрий

Андрий — младший сын Тараса Бульбы. Он, как отец и брат, — смелый казак, отважный в бою. Но часто Андрий действовал в битвах безрассудно, поддаваясь азарту, не думая о товарищах и цели сражения.

В то время, когда Андрий учился в Киевской академии, он влюбился в прекрасную полячку. Во время осады города, где был воеводой её отец, Андрий узнал, что его любимая голодает. Он проник в осаждённый город, чтобы спасти панночку от голодной смерти, и ради неё стал на сторону поляков.

Личное счастье оказалось для этого молодого казака дороже Родины, отца, матери и товарищей. В бою он теперь сражался против казаков. Когда отец сказал ему, что убьёт его за измену, Андрий не раскаялся, не просил пощады, так как понимал, что виновен и перед отцом, и перед другими казаками.

Подробная характеристика Андрия здесь.

Жена Тараса Бульбы

Имя жены Тараса Бульбы Гоголь не сообщает. Это типичный образ женщины, которая была замужем за запорожским казаком. Она покорная жена, видит мужа редко, так как он почти всё время или в Запорожской Сечи, или в военных походах. А когда Тарас приезжал домой, от него она «терпела оскорбления, даже побои», так как в то время от мужчины требовалась твёрдость и даже жестокость, которые не совместимы с добрым отношением к женщине.

Жена Тараса Бульбы очень любила своих сыновей, скучала по ним, когда они учились в Киеве. Когда отец решил на следующий день после приезда сыновей домой отправить их в Запорожскую Сечь, его жена отнеслась к решению Тараса Бульбы покорно, так как привыкла подчиняться мужу.

Панночка

Панночка — красивая молодая полячка, дочь польского воеводы, в которую влюбился в Киеве Андрий. Она своенравна и насмешлива. Когда город, в котором был воеводой её отец, осаждали казаки, она обратилась к Андрию с просьбой спасти от голодной смерти её мать. Панночка полюбила Андрия, отрёкшегося ради неё от своей Родины, родителей и товарищей.

Читайте также:
Облако в штанах - анализ поэмы, краткое содержание, история

Янкель

Янкель — предприимчивый торговец и арендатор. Он изворотлив и хитёр, за деньги помог Тарасу Бульбе проникнуть незамеченным в Варшаву, когда тот хотел узнать о судьбе Остапа, попавшего в плен к полякам.

История создания персонажа

Повести «Тарас Бульба» Николай Гоголь отдал 10 лет жизни. Замысел эпичного произведения в жанре исторической повести родился в 1830-х годах и уже в середине десятилетия украсил сборник «Миргород». Однако автора литературное творение не удовлетворяло. В итоге оно пережило восемь правок, причем кардинальных.

Первоначальный вариант Николай Васильевич переписывал вплоть до изменения сюжетных линий и введения новых героев. С годами повесть потолстела на три главы, батальные сцены наполнились красками, а Запорожская Сечь обросла мелкими подробностями из жизни казаков. Говорят, писатель выверял каждое слово, чтобы оно более точно передавало атмосферу и характеры действующих лиц, при этом стремился сохранить колорит украинского менталитета. В 1842 году произведение вышло в новой редакции, но все равно исправлялось вплоть до 1851 года.

A post shared by @ilona.bulanova on Nov 13, 2021 at 4:03pm PST

Собирая материал для работы, Гоголь пошел на крайние меры — со страниц газеты попросил читателей помочь сложить мозаику из исторических фактов Украины. Главной мыслью произведения было воссоздание национального портрета казачества. Ценность имело все — от информации из личных архивов и необнародованных сведений до воспоминаний современников из глубинок. Опирался классик на украинские летописи, книгу Левассера де Боплана Description d’Ukraine и труд Семена Мышецкого «История о казаках запорожских».

Однако исторической основе не хватало душевности и эмоций. Эту задачу Гоголь решил, разбавив сухие подробности прошлого народным творчеством родной страны. Из него писатель почерпнул яркие эпитеты. Фольклорные образы и цитаты даже послужили основой для характеров: например, сын Бульбы Андрий напоминает героев песен Тетеренку и Савву Чалого.

Из сказок на страницы книги перекочевал прием троичности, когда персонажи трижды проходят испытания, прежде чем получить желаемое. В монологи вплелись характерные для сказок риторические вопросы: «Не достойна ли я вечных сожалений. Не горькая ли доля пришлась на часть мне. » Так язык повествования приобрел певучесть и лиричность.

A post shared by Эко Логика (@ecologika__) on Dec 21, 2021 at 12:01am PST

Тарас Бульба и его сын Остап
Повесть была встречена современниками одобрительно, однако критики после пристального анализа произведения неоднократно указывали на чрезмерную героизацию насилия, поскольку многие поступки казаков сомнительны, с моральной точки зрения. Поляков возмутил образ их нации, описанный в «Тарасе Бульбе», — там они все показаны как хитрый, лживый и кровожадный народ.

Досталось Гоголю и за антисемитизм. Сцена расправы над евреями полна даже не ненависти, а глубокого презрения — казаки будто и не задумываются над тем, что их жертвы — живые люди, и убивают их в приступе беззаботного веселья. Сами евреи показаны жалкими, карикатурными и шаблонными. Впрочем, некоторые критики, например, Д. И. Заславский, указывали, что это не вина Гоголя, не намеренное очернение — писатель только добросовестно передал подлинные идеи и настроения, царившие тогда в обществе.

Интересные факты

Перерабатывая редакцию 1835 г. для издания своих «Сочинений» (1842), Гоголь внес в повесть ряд существенных изменений. Основное отличие второй редакции от первой сводится к следующему. Историко-бытовой фон повести значительно обогатился — дана более подробная характеристика возникновения казачества, запорожского войска, законов и обычаев Сечи. Сжатый рассказ об осаде Дубна заменен развернутым эпическим изображением сражений и героических подвигов казаков. Во второй редакции полнее даны любовные переживания Андрея и глубже раскрыт трагизм его положения, вызванный изменой родине.

Серьезному переосмыслению подвергся образ Тараса Бульбы. Место в первой редакции, где говорится о том, что Тарас «был большой охотник до набегов и бунтов», заменено во второй следующим: «Неугомонный, вечно он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма». Вложенные во второй редакции в уста Тараса призывы к товарищеской солидарности в борьбе с врагами и речь о величии русского народа окончательно дорисовывают героический образ борца за национальную свободу. [2]

В первой редакции казаки не называются «русскими» , предсмертные фразы казаков, такие как «пусть славится во веки веков святая православня русская земля» отсутствуют [

Главные герои «Тарас Бульба» характеристика персонажей повести Гоголя для читательского дневника

Главные герои

Тарас Бульба

Остап

Андрий

Краткое содержание повести «Тарас Бульба» подробно по главам.

Глава 1. Возвращение Андрия и Остапа домой из Киева.

Старый Тарас Бульба и добрая матушка приветствуют своих сыновей Остапа и Андрия. Молодые казаки возвращаются из киевской Академии. Матушка очень соскучилась по детям, но их отец Тарас сразу собирает и везёт возмужавших сыновей на Запорожскую сечь, чтобы поскорее ввести их в курс казачьей жизни.

Глава 2. Дорога на Хортицу.

Автор: Николай Васильевич Гоголь

По дороге в Запорожскую сечь всадники бесед не вели — каждый думал о своём. Отец вспоминал молодые годы и воинские победы. Остап вспоминал, как непросто дались ему годы обучения в Академии.

Андрий думал о своих авантюрных похождениях во время обучения — как ему понравилась красивая полячка, и он влез в её спальню ночью. Молодая панночка недолго боялась нежданного гостя, и подружилась с Андрием. А он после авантюрного свидания благополучно выбрался из дома полячки с помощью служанки панночки.

Путники долго гнали своих скакунов по бескрайним степям и прибыли в сечь, где всё было наполнено свободой, а жизнь текла размерено.

Глава 3. Смена кошевого.

Целую неделю гудели вместе с товарищами казаками Остап и Андрий в Запорожской сечи. Не нравилось это Тарасу, он хотел научить сыновей искусству воевать, а не выпивать. Но кошевой не видел смысла снаряжать запорожцев в поход. Тарас Бульба придумывает, как сменить несговорчивого кошевого. Он устраивает большую пьянку, после которой казаки избирают новым предводителем Кирдягу.

Глава 4. Казаки идут войной на польские земли.

Тарас Бульба и новый кошевой решают послать казаков воевать. Кирдяга думает направить запорожцев на турок, но приходит тревожная весть — поляки казнили гетмана и полковник в украинцев. Тогда казаки спешно стали собираться в поход на поляков. С войском едет Янкель, жид и торговец.

Глава 5. Казаки на польских землях. Осада Дубно.

Лето. Казачье войско прошло по польским городам. Осаждён зажиточный город Дубно. После наступления темноты к Андрию приходит служанка панночки, в которую сын Бульбы влюблён, и рассказывает ему, о чудовищном голоде в городе. Возлюбленная казака оказалась дочерью воеводы Дубно. Он решается идти по тайному ходу в осаждённый Дубно, чтобы принести панночке хлеб.

Читайте также:
Признаки сказки во 2 классе ℹ отличительные черты волшебных, героических и бытовых произведений, основная мысль, жанровые особенности

Глава 6. Предательство Андрия.

Младший сын Тараса пробирается в Дубно, встречает свою панночку и теряет от любви к ней голову. Он решает остаться на стороне поляков, отрекшись от отца и брата. В Дубно в это же время подходят свежие силы. Поляки осмелели и совершили ночное нападение на казаков.

Глава 7. Остап назначен атаманом.

Утром Янкель сообщает неприятную весть — младший сын Тараса перешёл на сторону врага. Начинается тяжёлый бой, в котором многих перебили — как поляк, так и казаков. Бой закончился ничем, но в его процессе Остап был назначен атаманом. Старший сын Тараса проявил себя, как мужественный воин и хороший атаман своим казакам.

Глава 8. Нападение татар.

Казаки узнают, что татары совершили нападение на Запорожскую сечь. Часть войска возвращается домой, чтобы дать атакующим отпор, а часть остаётся под Дубно, где кошевым становится Тарас Бульба.

Глава 9. Тарас Бульба не простил предательства родному сыну.

Стоило части казаков покинуть осаду, поляки решаются дать бой поредевшему войску завоевателей. В бою убито много людей с обеих сторон. Тарас Бульба встречает Андрия, сражающегося на вражеской стороне. Он не может простить измены и стреляет в своего сына на глазах у Остапа. Андрий падает замертво. Поляки побеждают в бою, берут в плен Остапа и ранят Тараса Бульбу.

Глава 10. Тарас Бульба отправляется на поиски Остапа.

Лечить ранение Тарас Бульба отправляется в Запорожскую сечь. Выздоровев, он заключает договор с Янкелем, и тот тайно везёт его в Варшаву на поиски старшего сына.

Глава 11. Смерть Остапа.

По приезду в Варшаву, Тарас узнаёт, что на следующий день состоится казнь казаков и его сын в печальном списке. Отец хочет спасти от казни сына, но его план проваливается. Вместе с толпой он вынужден следить за подготовкой к казни. Остап ищет отца и тот даёт ему понять, что он рядом.

Глава 12. Месть за сына.

Молодой гетман Украины вскоре заключил мир с поляками. Тарас Бульба не согласен с перемирием. Он с верными казаками продолжает совершать набеги на поселения поляк. Так он мстит за казнь сына. Поляки собираю войско, чтобы усмирить Бульбу. Сражение растягивается на четыре дня. Бульбу пленяют и приговаривают к смерти через сожжение на костре. Умирая, старый казак прославляет православие и мощь русского народа.

Второстепенные персонажи

Панночка

Жена Тараса Бульбы

Янкель

Мосий Шило

Кирдяга, кошевой

Казак Товкач

Татарка

Этот список кратких характеристик персонажей можно использовать не только на уроке литературы, но и для читательского дневника.

СочиненияГлавные герои «Ревизор» характеристика персонажей комедии Гоголя, описания списком

СочиненияГлавные герои «Отцы и дети» характеристика персонажей романа Тургенева списком

Характеристика Тараса Бульбы

Тараса Бульбу Гоголь представляет старым атаманом со своими принципами и законами. Сыновей своих не баловал, воспитывал в строгости. «Какая вам нежба? Ваша нежба – чистое поле да добрый конь». Решил взять их с собой на войну. Готов был голову сложить ради отчизны. Человек с высокими моральными качествами и принципами. Жил боевыми действиями, защищая город долго не показывался дома. Между тем старался следить за взрослением сыновей, занимался их воспитанием и образованием.

Тарас — суровый человек, не любит нежности в свой адрес, и сам на ласки скуп. Мог ударить свою жену, «она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки».

На войне выяснилось, что Андрий — младший сын Тараса — способен на предательство ради любви. Он сражался против своего народа, примкнув к врагам. Этого Тарас Бульба простить не мог, поэтому принял тяжелое решение — убить собственного сына. «Я тебя породил, я тебя и убью» — фраза отца, предшествующая гибели сына от его рук.

Одна надежда старика — Остап, старший из сыновей. Однако, Тарас потерял и его. Остап был схвачен недоброжелателями и казнен. Самого Тараса ждала та же судьба, но прежде чем его схватили поляки, он успел указать пути для отхода своему войску. Так им удалось спастись.

Главный герой

Тарас Бульба

Тарас Бульба — казацкий полковник, который большую часть своей жизни провёл в Запорожской Сечи и в боевых походах. Он уважал обычаи Родины, защищал веру своих предков, воевал с поляками, которые издевались над православными людьми.

Главная черта характера Тараса Бульбы — богатырство. Этот мужественный человек был гордым, независимым, верным своим боевым товарищам. Главным в его жизни было дело борьбы за независимость Родины. На него он направлял всю свою энергию и воинский талант.

Тарас Бульба гордился, что его сыновья, Остап и Андрий, стали храбрыми воинами, но когда Андрий из-за любви к польской красавице перешёл на сторону врагов, отец убил его как предателя.

Старшего сына, Остапа, попавшего в плен к полякам, Тарас поддержал во время его казни, хотя его самого могли схватить враги. «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» — крикнул Остап, и отец отозвался: «Слышу!»

Героическая смерть самого Тараса Бульбы показала его мужество и его заботу о товарищах, которым он, когда его заживо жгли на костре, кричал, как им лучше спастись от врагов.

Подробная характеристика Тараса Бульбы здесь.

Другие персонажи

Остап

Остап — старший сын Тараса Бульбы. Он, как и отец, — неустрашимый воин, патриот, отличный товарищ. Остап — искренний человек, в отличие от своего брата Андрия, у которого скрытный характер.

Он был очень упрям. Когда отец отдал его в 12 лет учиться в Киевскую академию, Остап не желал обучаться грамоте, но после того, как Тарас пригрозил отдать его на 20 лет в монастырские служки, мальчик стал прилежно учиться. Он даже стал одним из лучших учеников. Его мечтой была Запорожская Сечь, мальчик хотел стать таким же храбрым воином, как его отец. После окончания учёбы его мечта исполнилась — вместе с отцом и братом Андрием он приехал в Запорожскую Сечь.

У Остапа был воинский талант, в бою он находчив, правильно оценивает боевую обстановку. За храбрость и мудрость в боях товарищи выбрали его куренным атаманом, несмотря на его молодость. В плену у поляков Остап показал себя стойким, мужественным человеком, до конца поддерживал дух своих товарищей, чтобы они не покорялись врагам и вели себя в плену с достоинством.

Подробная характеристика Остапа здесь.

Андрий

Андрий — младший сын Тараса Бульбы. Он, как отец и брат, — смелый казак, отважный в бою. Но часто Андрий действовал в битвах безрассудно, поддаваясь азарту, не думая о товарищах и цели сражения.

Читайте также:
Образ Аксиньи в романе Тихий Дон - описание внешности, черты

В то время, когда Андрий учился в Киевской академии, он влюбился в прекрасную полячку. Во время осады города, где был воеводой её отец, Андрий узнал, что его любимая голодает. Он проник в осаждённый город, чтобы спасти панночку от голодной смерти, и ради неё стал на сторону поляков.

Личное счастье оказалось для этого молодого казака дороже Родины, отца, матери и товарищей. В бою он теперь сражался против казаков. Когда отец сказал ему, что убьёт его за измену, Андрий не раскаялся, не просил пощады, так как понимал, что виновен и перед отцом, и перед другими казаками.

Подробная характеристика Андрия здесь.

Жена Тараса Бульбы

Имя жены Тараса Бульбы Гоголь не сообщает. Это типичный образ женщины, которая была замужем за запорожским казаком. Она покорная жена, видит мужа редко, так как он почти всё время или в Запорожской Сечи, или в военных походах. А когда Тарас приезжал домой, от него она «терпела оскорбления, даже побои», так как в то время от мужчины требовалась твёрдость и даже жестокость, которые не совместимы с добрым отношением к женщине.

Жена Тараса Бульбы очень любила своих сыновей, скучала по ним, когда они учились в Киеве. Когда отец решил на следующий день после приезда сыновей домой отправить их в Запорожскую Сечь, его жена отнеслась к решению Тараса Бульбы покорно, так как привыкла подчиняться мужу.

Панночка

Панночка — красивая молодая полячка, дочь польского воеводы, в которую влюбился в Киеве Андрий. Она своенравна и насмешлива. Когда город, в котором был воеводой её отец, осаждали казаки, она обратилась к Андрию с просьбой спасти от голодной смерти её мать. Панночка полюбила Андрия, отрёкшегося ради неё от своей Родины, родителей и товарищей.

Янкель

Янкель — предприимчивый торговец и арендатор. Он изворотлив и хитёр, за деньги помог Тарасу Бульбе проникнуть незамеченным в Варшаву, когда тот хотел узнать о судьбе Остапа, попавшего в плен к полякам.

История создания персонажа

Повести «Тарас Бульба» Николай Гоголь отдал 10 лет жизни. Замысел эпичного произведения в жанре исторической повести родился в 1830-х годах и уже в середине десятилетия украсил сборник «Миргород». Однако автора литературное творение не удовлетворяло. В итоге оно пережило восемь правок, причем кардинальных.

Первоначальный вариант Николай Васильевич переписывал вплоть до изменения сюжетных линий и введения новых героев. С годами повесть потолстела на три главы, батальные сцены наполнились красками, а Запорожская Сечь обросла мелкими подробностями из жизни казаков. Говорят, писатель выверял каждое слово, чтобы оно более точно передавало атмосферу и характеры действующих лиц, при этом стремился сохранить колорит украинского менталитета. В 1842 году произведение вышло в новой редакции, но все равно исправлялось вплоть до 1851 года.

A post shared by @ilona.bulanova on Nov 13, 2021 at 4:03pm PST

Собирая материал для работы, Гоголь пошел на крайние меры — со страниц газеты попросил читателей помочь сложить мозаику из исторических фактов Украины. Главной мыслью произведения было воссоздание национального портрета казачества. Ценность имело все — от информации из личных архивов и необнародованных сведений до воспоминаний современников из глубинок. Опирался классик на украинские летописи, книгу Левассера де Боплана Description d’Ukraine и труд Семена Мышецкого «История о казаках запорожских».

Однако исторической основе не хватало душевности и эмоций. Эту задачу Гоголь решил, разбавив сухие подробности прошлого народным творчеством родной страны. Из него писатель почерпнул яркие эпитеты. Фольклорные образы и цитаты даже послужили основой для характеров: например, сын Бульбы Андрий напоминает героев песен Тетеренку и Савву Чалого.

Из сказок на страницы книги перекочевал прием троичности, когда персонажи трижды проходят испытания, прежде чем получить желаемое. В монологи вплелись характерные для сказок риторические вопросы: «Не достойна ли я вечных сожалений. Не горькая ли доля пришлась на часть мне. » Так язык повествования приобрел певучесть и лиричность.

A post shared by Эко Логика (@ecologika__) on Dec 21, 2021 at 12:01am PST

Тарас Бульба и его сын Остап
Повесть была встречена современниками одобрительно, однако критики после пристального анализа произведения неоднократно указывали на чрезмерную героизацию насилия, поскольку многие поступки казаков сомнительны, с моральной точки зрения. Поляков возмутил образ их нации, описанный в «Тарасе Бульбе», — там они все показаны как хитрый, лживый и кровожадный народ.

Досталось Гоголю и за антисемитизм. Сцена расправы над евреями полна даже не ненависти, а глубокого презрения — казаки будто и не задумываются над тем, что их жертвы — живые люди, и убивают их в приступе беззаботного веселья. Сами евреи показаны жалкими, карикатурными и шаблонными. Впрочем, некоторые критики, например, Д. И. Заславский, указывали, что это не вина Гоголя, не намеренное очернение — писатель только добросовестно передал подлинные идеи и настроения, царившие тогда в обществе.

Интересные факты

Перерабатывая редакцию 1835 г. для издания своих «Сочинений» (1842), Гоголь внес в повесть ряд существенных изменений. Основное отличие второй редакции от первой сводится к следующему. Историко-бытовой фон повести значительно обогатился — дана более подробная характеристика возникновения казачества, запорожского войска, законов и обычаев Сечи. Сжатый рассказ об осаде Дубна заменен развернутым эпическим изображением сражений и героических подвигов казаков. Во второй редакции полнее даны любовные переживания Андрея и глубже раскрыт трагизм его положения, вызванный изменой родине.

Серьезному переосмыслению подвергся образ Тараса Бульбы. Место в первой редакции, где говорится о том, что Тарас «был большой охотник до набегов и бунтов», заменено во второй следующим: «Неугомонный, вечно он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма». Вложенные во второй редакции в уста Тараса призывы к товарищеской солидарности в борьбе с врагами и речь о величии русского народа окончательно дорисовывают героический образ борца за национальную свободу. [2]

В первой редакции казаки не называются «русскими» , предсмертные фразы казаков, такие как «пусть славится во веки веков святая православня русская земля» отсутствуют [

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: