“Кортик” 📚 краткое содержание повести А.Н. Рыбакова, характеристика главных героев, жанр, сюжет, основная мысль произведения

Краткое содержание «Кортик»

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 742.

Повесть «Кортик» Рыбакова, написанная в 1948 году, стала первой книгой трилогии писателя («Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»), которая относится к классике детской литературы. Действие повести происходит во время Гражданской войны в вымышленном городе Ревске.

Это произведение о дружбе, честности и о том, что нужно оставаться человеком в трудные жизненные моменты.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Кортик» по главам (частям). Пересказ повести пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

  • Миша Поляков – мальчик-подросток, в руки которого попал загадочный кортик.
  • Никитский Валерий Сигизмундович – в прошлом белый офицер, предводитель банды.
  • Сергей Полевой – матрос с линкора «Императрица Мария», передавший Мише кортик.

Другие персонажи

  • Генка Петров – лучший друг Миши, переехавший с ним из Ревска в Москву.
  • Слава Эльдаров – пианист, друг Миши.
  • Филин – денщик Никитского.
  • Борька Филин по прозвищу Жила – жестокий, расчетливый мальчик, сын Филина.
  • Товарищ Свиридов – следователь НКВД.
  • Мария Гавриловна Терентьева – мать погибшего офицера Владимира Терентьева, владельца кортика.

Краткое содержание

Часть первая. Ревск

Главы 1-4

В то утро Миша Поляков встал пораньше: ему не давала покоя «мысль о рогатке» . Он незаметно «пробрался в чулан» и вырезал полоску резины из старой велосипедной камеры дяди Семена.

Неожиданно мальчик увидел своего соседа, бывшего матроса Сергея Ивановича Полевого. Мужчина вышел на улицу и что-то спрятал в собачьей будке. Дождавшись, пока сосед ушел, мальчик достал из тайника «стальной клинок кинжала» – морской офицерский кортик без ножен. Миша положил его на место, «но мысль о кортике» не покидала его. Он не понимал, почему Полевой его спрятал.

В то же утро дяде Семену неожиданно понадобился его старый велосипед. Миша понял, что пора скрыться с глаз, и убежал на улицу. Он успел поконфликтовать со старыми врагами – ребятами из Огородной улицы, повтыкать в землю ножик со своим лучшим другом Генкой, побродить «по многолюдному и горластому украинскому базару» . Здесь его поймала бабушка, которая и отвела домой обедать.

К удивлению Миши, дома его никто не ругал. Взрослые обсуждали Валерия Никитского – главаря местной банды, который в прошлом был белым офицером.

На следующий день Мишу ждало наказание – запрет выходить на улицу. Он ужасно скучал, но, вспомнив о кортике, оживился. Улучшив момент, он достал его из тайника и внимательно рассмотрел. На каждой из трех граней кортика было выгравировано по одному изображению: волк, скорпион и лилия. Положить кортик на место Мише помешали прохожие, и он был вынужден спрятать его в своем диване.

При виде Генки Миша, не выдержав домашнего ареста, сбежал на улицу через окно.

Главы 5-9

Друзья взобрались на дерево, где находился их шалаш, построенный из «досок, веток и листьев» . С этого места Ревск был виден, как на ладони. Мальчики заметили, как «в город ворвались белые» , и поспешили вернуться домой.

Миша стал свидетелем того, как шла «отчаянная борьба между Полевым и бандитами» . Когда матроса все-таки скрутили, Никитский потребовал у него кортик, но тот упорно молчал. Во время обыска Мише удалось незаметно достать кортик и передать его Полевому. Матрос вырвался и убежал, а на мальчика обрушился «страшный удар рукояткой нагана» .

Очнувшись, Миша увидел рядом маму, приехавшую за ним из Москвы. Узнав об этом, он подбил Генку также отправиться в Москву «в ящике под вагоном» : в столице, в одном доме с Поляковыми, жила родная тетка Гены, Агриппина Тихоновна.

Полевой навестил Мишу и рассказал ему историю кортика. Матрос, служивший на линкоре «Императрица Мария», стал свидетелем того, как Никитский убил из-за кортика его хозяина – офицера Владимира. Полевой попытался помешать этому, но на судне прогремел взрыв. У матроса остался в руках кортик, а у Никитского – ножны. После этих событий Никитский стал разыскивать матроса, чтобы отобрать кортик. Полевой не знал, почему он так важен для Никитского, но не собирался его возвращать: «что врагу на пользу, то нам во вред» .

Главы 10-14

Эшелон уже вторую неделю стоял на станции Низовка. «Продовольствия не хватало» , Мишка с Генкой отправились в лес за грибами. Они не успели вернуться до темноты и были вынуждены попроситься на ночлег к обходчику. Посреди ночи ворвался Никитский со своей бандой и потребовал остановить проходящий эшелон. Обходчик отказался, и бандиты принялись разбирать пути.

Мальчики кинулись к своему эшелону и предупредили Полевого. После боя матрос подарил Мише кортик, раскрыв его главную тайну. Внутри рукоятки находилась тончайшая металлическая пластина с шифром, а «ключ от этого шифра в ножнах, а ножны у Никитского» . Также матрос предупредил мальчика, чтобы тот остерегался жителя Ревска по фамилии Филин. Миша вспомнил, что в их московском доме «во дворе тоже Филин живет» .

Часть вторая. Двор на Арбате

Главы 15-19

Прошел год. Все это время Миша хранил кортик в шкафу и никому не рассказывал о нем. Мальчик терзался вопросом: «Кто все-таки этот Филин, завскладом, Борькин отец?» О его прошлом знала только Агриппина Тихоновна, но никому ничего не рассказывала. Лишь однажды она обмолвилась, что Филин – «дрянной человек» .

Лучшим другом Миши по-прежнему был Генка. Также они сдружились и с Эльдаровым Славой – пианистом, бледным и болезненным мальчиком. А вот с Борькой Филином по прозвищу Жила отношения сразу не заладились: он оказался откровенно подлым и жадным.

Шура Огуреев или Шурка Большой – «самый высокий во дворе мальчик» , член драмкружка клуба. С его помощью ребята решили организовать детский театральный кружок.

Читайте также:
Белая гвардия - краткое содержание романа, история создания
Главы 20-28

От дворника Миша узнал, что «Филин велел забить ход в подвал» , и сразу заподозрил неладное. В полуподвальном помещении, где располагался клуб, Миша отыскал вход в подвал и вместе с Генкой и Славой принялся исследовать его.

В подвале друзья нашли большие деревянные ящики. Вскоре туда спустился Филин в компании высокого мужчины, чей голос показался Мише знакомым. Он не разглядел его лица, но решил, что это был Никитский.

Однажды во время ссоры с Борькой Гена заявил, что им все известно «и про подвал, и про ящики» . Миша решил открыть друзьям тайну кортика. Генка не сомневался, что шифр указывает расположение клада. Ребята решили выследить высокого незнакомца.

Часть третья. Новые знакомства

Главы 29-33

Однажды Генка, наблюдавший за складом Филина, заметил высокого незнакомца. Он позвал Мишку, и ребята увидели, как незнакомец зашел в филателистическую лавку, а «ушел через черный ход» . Миша заметил, как старик-филателист быстро спрятал продолговатый черный предмет с кольцом и шариком. По всей видимости, это были ножны от кортика.

Главы 34-41

Мише нужно было убедиться, что Филин родом из Ревска. Ему удалось подтвердить эту информацию при помощи Агриппины Тихоновны. Теперь ребятам нужно было выяснить, был ли Филин в прошлом матросом, и если да, то служил ли он на линкоре.

К тому времени подготовка к предстоящему спектаклю детского театрального кружка была окончена. Представление прошло с большим успехом, а после его окончания был организован пионерский отряд.

Часть четвертая. Отряд №17

Главы 42-46

Друзья решили прибегнуть к обману, чтобы выяснить, служил ли Филин на флоте. Миша сообщил Борьке, что они собираются ставить пьесу «из матросской жизни» , и попросил достать что-нибудь из матросской формы. В обмен на ножик Борька принес отцовскую выцветшую ленточку с надписью «Императрица Мария».

Главы 47-53

Когда все сомнения по поводу причастности Филина развеялись, ребята принялись строить планы, «как же им добыть ножны» . В филателистическую лавку они уже не могли зайти: старик-продавец знал их всех в лицо. Лишь к концу лета они определились, что им делать дальше.

Укрепив на старой тележке щиты с рекламой кинотеатра, ребята каждый день устанавливали ее напротив лавки и под прикрытием наблюдали за ней. Так они поняли, что преступники передавали ножны от кортика через Борьку. Улучшив момент, они осторожно вытащили ножны из Борькиного свертка.

Дома приятели внимательно рассмотрели добычу и заметили, как «ножны развернулись веером» . На внутренней их стороне был виден точно такой же шифр, как и на кортике.

Часть пятая. Седьмая группа «Б»

Главы 54-57

Начались занятия в школе. Во время урока математики Миша привлек к себе внимание учительницы, которая обнаружила у него на парте книгу о старинном ручном оружии. Она тут же доложила об этом директору школы – Алексею Ивановичу.

Директор проявил интерес к увлечению Миши. Кроме того, он знал, что мальчик и его друзья интересовались шифрами. Мише не оставалось ничего другого, как рассказать директору историю кортика.

Увидев шифр, Алексей Иванович сразу определил, что это литорея – «тайнопись, употреблявшаяся в древнерусской литературе» . Совместными усилиями директор и Миша разгадали шифр. Получилась фраза «Сим гадом завести часы понеже проследует стрелка полудень башне самой повернутой быть» .

Внимательно рассмотрев кортик, Алексей Иванович понял, что бронзовая змейка на рукоятке «и есть искомый гад» . Ею нужно было завести часы, которые, по всей видимости, принадлежали владельцу кортика – офицеру Владимиру. Для разгадки тайны нужно было отыскать его родных.

Главы 58-63

При помощи специальной литературы ребятам удалось выяснить, что кортик принадлежал «полковому оружейному мастеру, жившему во время царствования Анны Иоанновны, то есть в середине восемнадцатого столетия» . Они сообщили это директору и его гостю – товарищу Свиридову, человеку в форме, который подтвердил их предположения.

В свою очередь, Иван Алексеевич выяснил фамилии всех Владимиров, погибших при взрыве на линкоре. Все данные указывали на В.В. Терентьева – «выдающегося инженера Российского флота» . Выяснилось также, что он был потомком известного оружейника, и кортик мог достаться ему в наследство.

Миша узнал, что дедушка его одноклассницы, Лели Подволоцкой, был профессором и адмиралом. Среди его учеников был и Владимир Терентьев. Ребята отправились к супруге профессора Подволоцкого, и старушка вспомнила талантливого студента Терентьева. Она нашла старые письма, а также добавила, что родным братом жены Терентьева был Валерий Никитский.

Часть шестая. Домик в Пушкине

Главы 64-71

Из писем друзья узнали, что мать Владимира Терентьева, Мария Гавриловна, жила в Пушкине. Возле ее дома Миша заметил высокого незнакомца. В этот раз ему удалось рассмотреть его лицо – «это был Никитский» .

О своем наблюдении «Миша рассказал товарищу Свиридову» , который велел больше не показываться в Пушкине.

Друзья приступили к приготовлениям к вступлению в комсомол. После собеседования, они отправились к Свиридову, который вызвал их к себе на Петровку. Он рассказал, что Никитский задержан, но он упорно не признается. Следователь попросил Мишу принять участие в очной ставке.

Главы 72-74

При свидетелях Миша рассказал о бандитском налете в Ревске и показал кортик. Терентьева подтвердила, что это кортик ее сына. Она рассказала, что Никитский обманом втерся ей в доверие.

Мария Гавриловна рассказала, что все мужчины в ее роду интересовались водолазным делом, участвовали в экспедициях по подъему затонувших судов. Из поколения в поколение в семье передавался шифр, «указывающий местонахождение тайника» , построенного оружейником Терентьевым.

Тайником оказались большие башенные часы, которые открывались при помощи змейки с рукоятки кортика. В тайнике хранились бумаги с координатами затонувших кораблей с сокровищами.

Читайте также:
Наставление отца Чичикова в поэме Мертвые души

Об этой семейной тайне проведал Никитский и решил присвоить ценные бумаги.

Найденный список был передан в организацию «Судоподъем», в которой работал старый знакомый Миши – матрос Полевой.

Заключение

Повесть Рыбакова учит тому, что даже в сложные жизненные моменты следует оставаться человеком и не идти на поводу у низких чувств и желаний.

После ознакомления с кратким пересказом «Кортика» рекомендуем прочесть произведение полностью.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание Рыбаков Кортик

Ранним утром Миша Поляков прокрался в чулан, чтобы вырезать резинку для рогатки из старой велосипедной камеры, принадлежавшей дяде Семену. Мальчик заметил соседа Сергея Ивановича Полевого, бывшего матроса линкора «Императрица Мария». Сосед спрятал под собачью будку какой-то предмет. Движимый любопытством, Миша заглянул в сверток. Там был кортик, вокруг ручки которого обернулась змейка.

В этот день дядя Семен задумал чинить велосипед. Мише пришлось сбежать, но скандала было не избежать. В наказание его посадили под домашний арест. За обедом разговаривали о Валерии Никитском, возглавлявшим местную банду. Вечером Полевой рассказал о линкоре, где он служил. Корабль затонул из-за взрыва, но никто не знал, по какой причине это вышло.

На следующий день во дворе двое рабочих пилили дрова. Миша скучал под арестом и вытащил кортик. Обратно положить не успел и спрятал его в диване.

Гена Петров, лучший друг, выманил мальчика через окно и позвал в дом на дереве. Оттуда ребята и заметили, как в город ворвались белые. Миша побежал домой. Там уже шла борьба – хотели связать Полевого. Никитский требовал у него кортик. Мужчина молчал, и тогда его хотели увести, но Миша сунул оружие в руку Полевого. Сергей Иванович сбежал. Никитский тоже не стал задерживаться.

Вскоре в гости пришел Полевой, который показал секрет кортика: из ручки вываливалась пластина с шифром. Вторая часть пластины была в ножнах, которыми владел Никитский.

Миша и Генка уехали в Москву. Полевой отправился на фронт, подарив Мише кортик.

Год спустя Миша посвятил в тайну кортика двух друзей – Гену и Славу. Между ребятами и Борькой, по прозвищу Жила, были постоянные трения. Борька хотел их напугать подвалами и спрятанными там мертвецами, но ребята нашли лишь ящики с товарами, по соседству со складом, заведующим которого был Филин, отец Борьки. А еще они увидела в подвалах незнакомца, похожего на Никитского.

Однажды ребята решили организовать театральный кружок. На реквизит Мише выделили деньги. На рынке его обворовал беспризорник Коровин. Впоследствии они подружились.

Ребята подозревали Филина и вели наблюдение за ним. Они увидели странного незнакомца и проследили его до филателистического магазина. После того стали наблюдать и за магазином. Вскоре они увидели ножны от кортика в руках старика-филателиста. Филин и филателист передавали ножны друг другу через Борьку. Тогда ребята подговорили Коровина выкрасть передачу.

Из-за увлечения шифрами на уроке Миша попал к директору школы, которого тоже пришлось посвятить в тайну. Он помог найти имя владельца кортика, Владимира Терентьева.

С большим трудом друзьям удалось отыскать дом матери Терентьева. На тот момент надпись уже расшифровали – змейка заводила часы, внутри которых ребята обнаружили тайник со списками координат затонувших кораблей и сокровищ, перевозимых на них.

Так трое ребят сумели разгадать тайну, оказавшуюся не под силу взрослым. Многое можно сделать, если действовать сообща.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Рыбаков. Все произведения

  • Бронзовая птица
  • Выстрел
  • Дети Арбата
  • Каникулы Кроша
  • Кортик
  • Неизвестный солдат
  • Приключения Кроша
  • Трилогия о Кроше
  • Тяжёлый песок

Кортик. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Писатель вырос в тяжелое время сталинских репрессий – это наложило неизгладимый отпечаток на детские воспоминания, по мотивам которых было написано произведение Хлеб для собаки. История происходила в маленьком поселке

Жили-были старик и старуха, и была у них внучка. Дуня – так звали внучку – не была писаной красавицей, но зато она была очень умная и работящая. Было ей всего семь лет, а она уже все по дому делала: и готовила

Еще с малых лет Платон удивлял всех своими талантами написания стихов и глубокими познаниями в различных науках. Вскоре он встретился с Сократом, эта встреча почти полностью изменила его взгляды на свое творчество

Салтыков-Щедрин по праву признан лучшим сатириком девятнадцатого века. Это писатель, соединивший в своем творчестве такие направления, как беллетристика и журналистика. Он продолжил традиции Свифта и Рабле

Декабрь 1831 года принёс людям лютый мороз. Земля стала твёрдой. Деревья, кусты и камыши заблестели инеем, вода покрылась льдом. Холод не щадил даже птиц

«Кортик» — читательский дневник по повести А. Рыбакова

Ранним утром Миша Поляков прокрался в чулан, чтобы вырезать резинку для рогатки из старой велосипедной камеры, принадлежавшей дяде Семену. Мальчик заметил соседа Сергея Ивановича Полевого, бывшего матроса линкора «Императрица Мария». Сосед спрятал под собачью будку какой-то предмет. Движимый любопытством, Миша заглянул в сверток. Там был кортик, вокруг ручки которого обернулась змейка.

В этот день дядя Семен задумал чинить велосипед. Мише пришлось сбежать, но скандала было не избежать. В наказание его посадили под домашний арест. За обедом разговаривали о Валерии Никитском, возглавлявшим местную банду. Вечером Полевой рассказал о линкоре, где он служил. Корабль затонул из-за взрыва, но никто не знал, по какой причине это вышло.

На следующий день во дворе двое рабочих пилили дрова. Миша скучал под арестом и вытащил кортик. Обратно положить не успел и спрятал его в диване.

Гена Петров, лучший друг, выманил мальчика через окно и позвал в дом на дереве. Оттуда ребята и заметили, как в город ворвались белые. Миша побежал домой. Там уже шла борьба – хотели связать Полевого. Никитский требовал у него кортик. Мужчина молчал, и тогда его хотели увести, но Миша сунул оружие в руку Полевого. Сергей Иванович сбежал. Никитский тоже не стал задерживаться.

Читайте также:
Я научилась просто, мудро жить анализ - тема, идея стиха Ахматовой

Вскоре в гости пришел Полевой, который показал секрет кортика: из ручки вываливалась пластина с шифром. Вторая часть пластины была в ножнах, которыми владел Никитский.

Миша и Генка уехали в Москву. Полевой отправился на фронт, подарив Мише кортик.

Год спустя Миша посвятил в тайну кортика двух друзей – Гену и Славу. Между ребятами и Борькой, по прозвищу Жила, были постоянные трения. Борька хотел их напугать подвалами и спрятанными там мертвецами, но ребята нашли лишь ящики с товарами, по соседству со складом, заведующим которого был Филин, отец Борьки. А еще они увидела в подвалах незнакомца, похожего на Никитского.

Однажды ребята решили организовать театральный кружок. На реквизит Мише выделили деньги. На рынке его обворовал беспризорник Коровин. Впоследствии они подружились.

Ребята подозревали Филина и вели наблюдение за ним. Они увидели странного незнакомца и проследили его до филателистического магазина. После того стали наблюдать и за магазином. Вскоре они увидели ножны от кортика в руках старика-филателиста. Филин и филателист передавали ножны друг другу через Борьку. Тогда ребята подговорили Коровина выкрасть передачу.

Из-за увлечения шифрами на уроке Миша попал к директору школы, которого тоже пришлось посвятить в тайну. Он помог найти имя владельца кортика, Владимира Терентьева.

С большим трудом друзьям удалось отыскать дом матери Терентьева. На тот момент надпись уже расшифровали – змейка заводила часы, внутри которых ребята обнаружили тайник со списками координат затонувших кораблей и сокровищ, перевозимых на них.

Так трое ребят сумели разгадать тайну, оказавшуюся не под силу взрослым. Многое можно сделать, если действовать сообща.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Основные персонажи

Сюжет развивается вокруг главных героев. Персонажи второстепенного значения не привлекают к себе излишнего внимания, однако дополняют действие, обеспечивая лучшее восприятие событий и их понимание.


Мишка и друзья

Главные герои

Основным действующим лицом в повести является подросток Мишка. К категории главных героев можно отнести матроса Полевого и главаря банды Никитского.

Второстепенные персонажи

В сюжете произведения много героев, отнесенных к категории второстепенных персонажей. Об одних упоминается редко в книге, а другие постоянно находятся в центре событий, но в «тени» главных героев. К таким персонажам относятся друзья Мишки – Генка и Слава, а также Борька, с которым не удалось подружиться ввиду негативных особенностей его характера. Из взрослых в книге часто упоминается:

  • о Филине, денщике Никитского;
  • о матери Владимира;
  • о директоре школы.

Отзывы читателей

Мне кажется, книга чересчур пропитана советской пропагандой, хотя приключенческая составляющая повести, надо признать, способна увлечь даже самого привередливого читателя. Если в детстве вы не читали «Кортик» Рыбакова, то никогда не поздно восполнить этот пробел.

Инна Михайловна, Москва

После того как посмотрел одноименный фильм, решил прочитать «Кортик» в кратком содержании. Рыбаков, безусловно, талантливый автор, которому удалось написать захватывающее произведение о России времен Гражданской войны. Когда буду в отпуске, обязательно загляну в библиотеку, чтобы взять книгу в твердом переплете. Люблю запах и шелест страниц.

Семен Цветков, Саранск

«Кортик» — моя любимая часть трилогии, продолжением которой стали книги «Бронзовая птица» и «Выстрел». Возможно, современная молодежь не оценит по достоинству повесть, пропитанную духом революционной борьбы, но я, выросшая в советскую эпоху, с удовольствием перечитываю произведения Анатолия Рыбакова.
Ольга Кулемина, Вытегра

Очень краткий пересказ

Мишу отправили на каникулы к бабушке и дедушке. Они жили в городе Ревск. Мальчик под будкой для собаки находит кортик. Его туда спрятал постоялец.

Особенность находки – шифр и креативная рукоятка, вокруг которой обвилась змея. Чтобы его разгадать, нужны ножны, в котором ключ. Они находятся у бандита, который охотится за кортиком.

Матрос, который изначально спрятал оружие, раскрывает Мише тайну о том, зачем бандиту нужен кортик. Ребятам удается выкрасть его недостающую часть. Разгадать секрет им помогает директор школы.

Оказывается, что змея является ключом к тайнику в часах. В них спрятаны бумаги, в которых информация о координатах расположения затонувших кораблей с ценностями. Никитского арестовывают, а ребят принимают в Комсомол.

Филин

И вот краткое содержание «Кортика» постепенно начинает приближать читателя к разгадке. Вскоре к ребятам подключился их друг Славка. Расспросив тетку Агриппину, которая тоже жила по соседству, они выяснили, что Филин действительно когда-то служил на флоте. Мальчишки стали за ним следить и однажды подслушали его разговор с филателистом из торговой лавки. Эти двое говорили о каком-то шифре. Ребята также установили, что ножны из лавки к своему отцу должен доставить сын Филина Борька. А дальше подстроили все так хитро, что им получилось выкрасть сверток с ножнами у этого бедолаги.

Краткое содержание по главам

Краткий пересказ книги по главам призван упростить навигацию по произведению. Читатель сможет ориентироваться, в какой части книги нужно искать развитие определенного сюжета.

Часть первая: Ревск

Главы 1-4

Большое Мишино желание изготовить рогатку подняло его рано утром. Для этого он отрезал кусок резины от камеры велосипеда. Его внимание отвлек сосед, который рылся в собачьей будке. Как только он ушел, мальчик решил проверить, что там делал мужчина, и нашел кортик. Он его рассмотрел и вернул на место

Когда дядя Семен решил продолжить ремонт велосипеда, Миша решил удрать из дома, чтобы ему не попало за то, что он его с утра испортил. К обеду он вернулся домой, но его не заметили, потому что взрослые были заняты разговорами. Однако на следующий день в наказание за провинность мальчику запретили гулять. Он сначала расстроился, а потом вспомнил о своей тайной находке и решил рассмотреть ее.

Читайте также:
Дремучий медведь краткое содержание читать за несколько минут

Ножик был удивительной красоты. Его поверхность была сформирована тремя гранями. На каждой из них было изображение – гравировка. С одной стороны отображался волк, с другой – скорпион, а с третьей лилия.

Мальчик хотел вернуть кортик в собачью будку, но ему помешали прохожие. Ему ничего не оставалось делать, кроме как спрятать его подальше. Более надежного места, чем диван, Миша не нашел. Ему опять стало скучно, и он вылез в окно на улице, к тому же мимо проходил его друг.

Как выглядит кортик

Главы 5-9

Друзья залезли в шалаш, который они ранее возвели на дереве. Из него был хороший обзор. Мальчишки увидели, что в город вошла банда и поторопились вернуться домой. Миша увидел, что бандиты скрутили Полевого, требуя от него кортик. Мальчик незаметно передал оружие матросу. Ему удалось убежать и, вероятнее всего, он отправился в Москву. Мишка решил ехать вслед за ним. Он предложил своему лучшему другу составить компанию и тот согласился.

По прибытию на место у главного героя получилось встретиться с матросом и узнать скрываемую им тайну. Оказывается, он, когда служил на линкоре, стал свидетелем убийства владельца оружия Владимира. Преступление совершил Никитский. В результате элементы одного оружия оказались у разных людей.

Главы 10-14

Мальчики отправились в лес за грибами. Они загулялись дотемна и попросили обходчика переночевать у него. Как только они легли спать, в дом ворвалась банда с требованием остановить проходящий мимо эшелон. В ответ последовал отказ. Начался разбой. Бандиты поснимали пути.

Полевой решил подарить Мише кортик и раскрыть его тайну. Внутри рукоятки оружия находилась пластина. На ней тоненьким шрифтом были нанесены какие-то иероглифы. Без ножен разгадать их не представлялось возможности.

Матрос также предупредил мальчика о том, чтобы он держался подальше от мужчины с фамилией Филин.


Встреча с Полевым

Часть вторая: Двор на Арбате

Главы 15-19

Прошло много времени, а мальчик все хранил тайну и свое секретное оружие. Он обзавелся новыми друзьями – Сашей и Шуркой. Первый хорошо играл на пианино, а второй был активным участником театрального кружка. Попытки сдружиться с Борькой не увенчались успехом. Пообщавшись с ним непродолжительное время, ребята поняли, что он жадный и подлый.

Мальчишки решили поставить спектакль и поручили решение организационых вопросов Шурке. В здании клуба драм кружка находился подвал, который, судя по рассказам дворника, было поручено заколотить. Мальчишки отыскали вход в него и решили исследовать. Просмотрев все помещение, кроме больших ящиков, они ничего не увидели. Зато стали свидетелями, что в подвал спустился Филин с выскоим мужчиной.

Часть третья: Новые знакомства

Главы 29-33

За складом было установлено наблюдения. Возле него был замечен незнакомый мужчина. Он зашел в лавку, где скупались предметы коллекционирования, через главный вход, а вышел через черный. При этом было замечено, что филателист быстро спрятал какой- то темный предмет. Судя по его размерам и оформлению, это было то, что искали мальчишки.

Высокий незнакомый мужчина беседует со скупщиком коллекционных предметов

Главы 34-41

Между репетициями Миша не терял времени и узнал всю необходимую информацию. Филин действительно имел отношение к городу Ревску. Это удалось вытянуть их Агриппины Тихоновны. Осталось узнать, есть ли в его прошлом матросские следы.

Часть четвертая: Отряд 17

Главы 42-46

Ребята сообщили Борьке о том, что планируют поставить спектакль, имеющий отношение к матросской сфере деятельности и к особенностям жизни матросов. Они попросили мальчика поискать у себя дома одежду и таким образом принять участие в проекте. Не столько этот факт, как подаренный в качестве вознаграждения ножик сыграли свое дело, и Борька принес ленточку, принадлежавшую отцу. На ней была надпись судна, к которому был интерес у мальчишек. Все мероприятие было проведено с хитрой целью получения информации.

Главы 47-53

Филин раньше был матросом. В этом уже никто из ребят не сомневался. Теперь им нужно было добыть ножны от кортика. Вероятнее всего, они находились в лавке, за которой и было организовано наблюдение. У них получилось из свертка выкрасть элемент оружия, когда его передавали между собой бандиты. Когда ребята рассматривали ножны, они развернулись веером и раскрыли перед мальчишками иероглифы, аналогичные тем, которые были на другом оружейном элементе.

Часть пятая седьмая: Группа б

Главы 54-57

Так сложились обстоятельства, что Мишка сблизился со школьным директором и доверил ему свою тайну. Он был грамотный мужчина и помог мальчику разгадать шифр. Это была надпись о том, что гадом на кортике нужно открыть часы. Судя по всему, они должны были принадлежать Владимиру. Несмотря что тайна приоткрылась, все же оставалось много неясностей. Прояснить до конца их можно было через родственников матроса. Поэтому нужно было их найти.

Главы 58-63

Ребята принялись изучать тематическую литературу. В ней они нашли информацию о том, что, вероятнее всего, оружие изготовлено в 18 веке. Пока мальчики читали, директор искал всех матросов с именем Владимир, которые имели отношение к линкору. Он определил, что его фамилия Терентьев. Кортик достался ему в наследство.

Ребята посетили жену профессора, у которого раньше учился Владимир. Она его вспомнили как хорошего и добропорядочного студента. Старушка много чего рассказала.

Часть шестая: Домик в Пушкине

Главы 64-71

Читайте также:
Эпилог Преступление и наказание кратко о самой сути

Из писем, которые нашла старушка, стало ясно, что мать Владимира проживала в Пушкино. Это возле ее дома был замечен высокий незнакомец. Вскоре ребята узнали, что Никитский задержан, но не признает своей вины. Мишу пригласили посодействовать следствию.

Главы 72-74

Миша рассказал все, что ему было известно о банде. Упомянул об оружие и о том, почему один из его элементов оказался у бандита. Он не забыл и об учиненном разбое на путях.

Когда мальчик показал кортик, Терентьева сразу его узнала и подтвердила, что он принадлежит ее сыну. Она поведала рассказ своего рода. Мужчины участвовали в мероприятиях по подъему суден, которые по тем или иным причинам затонули. На некоторых из них были ценности. Месторасположение таких суден фиксировалось в документе.

Чтобы информацией не завладели бандиты, она была зашифрована. Бумагу спрятали в часы, которые закрывались на замок. А ключ от него был змеей, обвивающей рукоятку кортика. Никитский обманом втерся в доверие к женщине и завладел секретной информацией, с чего и начались все злоключения.

Документ был передан в государственное учреждение, в котором работал Полевой. В основе его деятельности подъем суден со дна морей и рек. А ребят приняли в Комсомол. О дальнейших их приключениях можно прочитать в произведении «Бронзовая птица».

Часть вторая: Двор на Арбате. Главы 15-19

По прошествии нескольких лет, Миша продолжал хранить тайну оружия. Теперь у него появилась еще пара друзей: Саша и Шура. Первый виртуозно играл на пианино, а второй – занимался театральной деятельностью. Борька же, показав себя жадным и подлым, предложения дружбы не заслужил.

Друзьями было принято решение о постановке спектакля. Шурка, как наиболее близкий к театру, получил задание организовать предстоящее представление.

Дворник рассказал ребятам, что в подвале клуба есть запертый тайный подвал. Любопытство заставило мальчишек исследовать его, но ничего интересного там не было. Однако мальчишки вскоре поняли, что в подвале они не одни. Филин в компании высокого незнакомого мужчины спустился туда.

Сюжет

Автор повествует о событиях во время Гражданской войны. В городок Ревск приехал Миша Поляков. Он нашёл старинный кортик без ножен. Находка когда-то принадлежала русскому офицеру, умершему во время взрыва линкольна «Императрица Мария». Кортик скрывал в себе зашифрованное послание, шифр можно было разгадать только с помощью отсутствующих ножен, они находились у рецидивиста Никитского.

Миша с приятелями Славкой и Геной хитростью заполучили заветные ножны, вышли на секретную контрреволюционную организацию и обнаружили тайник с документами. Никитского арестовали, а друзей посвятили в Комсомол.

Задержание и очная ставка

Задержанный предводитель бандитов, отрицая предъявленные в его адрес обвинения, утверждал, что он – совсем другой человек, однофамилец подозреваемого — Никольский Сергей Иванович. Однако бандиту противостояла прочная доказательная база, собранная усилиями мальчишек, о чем Никольский не подозревал. О решающей роли в данном деле очной ставки повествует нам краткое содержание повести «Кортик». Рыбаков А. Н. описывает, как ее организовал следователь Свиридов. При очной ставке Миши Полякова и Никитского главный герой повести рассказал о налете банды Валерия Сигизмундовича на Ревск и предъявил следствию кортик. Мария Гавриловна Терентьева узнала оружие своего сына, засвидетельствовав, что Никитский обманом стал вхож в ее дом, назвав себя чужим именем.

Автору «Кортика» покорились литературные вершины

Каким был предшествующий жизненный путь Анатолия Наумовича? Писателю Рыбакову (Аронову) не отказать ни в мужестве, ни в деловой хватке, ни в человеческой мудрости. В 22 года огульно репрессированный, он в 1933 году был арестован, якобы за контрреволюционную пропаганду, а уже в 1941 г., благодаря энергии и целеустремленности, занимал должность начальника Рязанского областного автотранспортного управления. Войну прошел от Москвы до Берлина, став майором, начальником автослужбы стрелкового корпуса. Банальная фраза «Талантливый человек талантлив во всем» — это про Рыбакова.

Демобилизовавшись в 1946 году, Анатолий Наумович сразу же решил создать повесть. Данная статья – попытка презентовать читателю ее краткое содержание. Рыбакова «Кортик» (это и есть первое произведение писателя) продемонстрировал широкой публике, что в советскую литературу вошел новый мощный талант. Уже тогда ощущалось, что этому таланту по плечу вершины человеческого духа.

Сегодня литературный талант непреклонного писателя Анатолия Рыбакова не оспаривается никем. Навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы его знаменитая тетралогия «Дети Арбата» и знаковый роман о еврейских истоках «Тяжелый песок».

Мужество таланта

Вспомним еще один факт из его биографии. Настоящий талант не должен трепетать пред сильными мира сего. В этом Анатолий Наумович был убежден. Во время работы над «Детьми Арбата» (изданными впоследствии в 52 странах) ему пытался вставить палки в колеса не кто иной, как верноподданный автор гимнов Сергей Михалков: «Ты там рассуждаешь за Сталина?»


Ответ от Анатолия Рыбакова был незамедлительным и исчерпывающим: «Ведь Толстой рассуждает за Наполеона!» Этот человек, бывший репрессированный, в свое время выстоял, когда его пытались уничтожить; не прятался он от фронта; не склонял своей головы и позже – до конца своих дней.

А после войны фронтовик решился написать повесть о довоенном детстве, очевидно, предварительно написав в черновике его краткое содержание. Рыбакова «Кортик» имеет абсолютно непривычный для советской литературы сюжет и ритм боевика, что, собственно говоря, послужило его популярности у читателей и в дальнейшем способствовало созданию фильмографии повести. Ведь Анатолий Наумович был человеком творческим и энергичным.

Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Госпожа Простакова является центральным персонажем комедии Фонвизина «Недоросль». На протяжении всего произведения автор наделяет ее только негативными качествами, это исключительно отрицательный персонаж.

Простакова – яркий собирательный образ помещиков того времени, она груба, невоспитанна и жестока ко всем окружающим. В своем имении помещица заправляет всеми делами и людьми, держа в руках как хозяйство, так и собственного мужа и сына. Мужа Простакова не стесняется и поколотить, крепостных вовсе не считает за людей, а сына хоть и называет «душечкой», но не слишком заинтересована в его воспитании.

Читайте также:
Доктор Живаго - краткое содержание романа, история создания

В пьесе, которая неслучайно названа «Недоросль», тема воспитания является одной из ведущих. Автор показывает ее важность для определения будущего характера личности, и образ Простаковой не исключение. Мы узнаем, что помещица воспитывалась в необразованной семье, где самым главным в жизни считалось преумножение материальных благ. Готовность пойти на все ради выгоды досталась Простаковой от родителей. Вызывает ужас тот факт, что из восемнадцати детей в семье помещицы выжили только двое. Остальные умерли из-за недосмотра родителей.

С первых сцен комедии мы знакомимся с негативными чертами Простаковой. Отчитывая крепостного Тришку, она использует множество грубых слов. Не лучше помещица говорит и о преданной няне Еремеевне, много лет занимающейся Митрофаном. «По пяти пощечин в день» – вот что получает няня за свою любовь и верность. Простакова со всей полнотой использует свою власть над жизнями крепостных и твердо уверена, что управлять ими можно только с помощью побоев, криков и ругани. Как бы слуги ни старались, они не могут угодить своей хозяйке, потому что она не способна проявлять положительные эмоции по отношению к крепостным.

Перед Простаковой трепещет и собственный муж, который говорит с ней робко, запинаясь. Под ее влиянием он стал слабохарактерным и безвольным человеком, который не способен перечить жене.

Еще одна отличительная черта помещицы – двуличность. Она очень ярко проявляется по отношению к Софье. Поначалу Простакова груба с ней и обращается с пренебрежением, но потом узнает, то Софья – богатая наследница. Тут же ее отношение изменяется на теплое и заискивающее, ведь она видит возможную выгоду.

Только к сыну Митрофану Простакова относится со всей любовью, на которую способна. Но и здесь ее неграмотность, властность и неумение слушать других наносят значительный ущерб. Она не хочет, чтобы сын получил хорошее образование, и считает, что важно лишь казаться не хуже других. Простакова уверена, что грамота – излишняя роскошь, она прекрасно обходится без нее, быть грамотным и вовсе не нужно.

Сам Митрофан очень многое перенимает от матери, прежде всего любовь к деньгам и власти, презрение к крестьянам и неуважительное отношение к собственной семье. Именно поэтому в финале комедии он легко отказывается от Простаковой, собираясь служить другому дворянину.

2 вариант

Произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль» можно по праву отнести к вечным произведениям русской литературы, так как оно содержит в себе идеи и мысли, актуальные и по сей день. Главной задачей комедии является сатирическое отображение жизни людей в то время: горькая участь простых людей, необразованность и пошлость дворянского народа.

Яркой представительницей невежественных помещиков того времени выступает госпожа Простакова – одна из главных героинь пьесы, выступающая отрицательным персонажем произведения. Женщина обладает жесткой и деспотичной властью не только над своими слугами, но и над всей семьей. Муж Простаковой под ее сильной и жестокой рукой превратился в слабохарактерного и безвольного человека. Он боится свою жену и ни в чем ей не перечит, соглашаясь абсолютно со всем.

Ее разрушающему влиянию подвержен и сын – шестнадцатилетний Митрофанушка. Его обучение для Простаковой – это стремление казаться не хуже других помещиков, но не более. Являясь необразованной и неграмотной, она относится к грамотности как к излишней роскоши, способной лишь сделать человека хуже, тем самым подавая неправильный пример своему подрастающему сыну.

Но если сына она любит и пытается обеспечить ему благосостояние, хотя и далекими от морали способами. То к кому она по-настоящему жестока и немилостива – это крепостные крестьяне. Она обладает над ними абсолютной властью и открыто этим пользуется. Простакова убеждена в том, что управление домашним хозяйством возможно только при помощи побоев и ругани. Никакими стараниями слуги не могут угодить своей хозяйке, получая взамен на свой труд лишь крики и унижения.

Еще одна отличительная черта госпожи Простаковой – это двуличность. Это можно пронаблюдать в ее отношении к Софье – еще одной героине произведения. Вначале она обходится с ней пренебрежительно и грубо, но после новости о получении наследства Софьей ее тон и отношение ощутимо меняются: голос становится заискивающим, а слова теплыми. Простакова обращается к Софье: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»

Заканчивается пьеса возмездием, настигающим госпожу Простакову: от помещицы отрекаются все, в том числе ее единственная любовь – сын Митрофанушка.

Таким образом, в своей комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин на примере госпожи Простаковой сатирично представил качества, которые были характерны для помещиков в России восемнадцатого века, такие как невежество, жестокость и двуличие. А также в произведении автором представлена вся жестокость и несправедливость крепостной системы, характеризующейся пренебрежением и принижением людей более низкого сословия.

Сочинение Госпожи Простакова

Комедия «Недоросль» представляет собой увлекательное произведение с невероятно яркими характерами и героями. Многие из фамилий до сих пор на устах у читателей.

Когда мы говорим по эту известную комедию, мы не можем не сказать о Простаковой, ведь эта женщина занимает одно из центральных мест среди других персонажей.

Эта женщина, кажется, обладает самыми отрицательными качествами, которыми только можно обладать. Во-первых, эта женщина грубая, злая, хитрая и нечестная. Она не вызывает у читателей никакой симпатии.

Родителями Простаковой были необразованные люди, которые были помешены на деньгах, жажда наживы руководила их действиями и поступками. Отец Простаковой умер на сундуке с деньгами – это в полной мере демонстрирует алчность и жадность таких людей. В семье, где выросла Простакова, было восемнадцать детей, шестнадцать из которых умерло из-за ненадлежащего ухода. Это очень показательно и полностью характеризует семью Простаковой.

Читайте также:
Максим Максимыч - характеристика героя, описание образа

Муж у Простаковой имел характер пассивный, что делало из Простаковой женщину еще более жесткую, деспотичную и агрессивную.

Единственной радостью женщины был ее любимый сын, но он поступает с ней достаточно жестко и несправедливо. С другой стороны, своей чрезмерной опекой и любовью она избаловала сына, и от него ничего не следовало больше ожидать, кроме как такой «благодарности». К тому же, она взрастила в нем мысль, что нужно держать около себя только богатых родственников, которые имеют большое состояния, поэтому сын Митрофан с такой легкостью уходит служить Правдину. Конечно, в этой сцене мы испытываем сочувствие к женщине, ведь остается она совсем одна, ее бросили самые близкие люди.

К крестьянам она относится по-свински, она позволяет себе отбирать у них деньги, издеваться над ними, подло поступать с ними.

Через такую героиню, как Простакова, через ее характер, Фонвизин хотел показать и объяснить читателю, что России нужны реформы воспитания. То, что пропагандировала это женщина, то, как она воспитывала сына, являлось давно отжившим и ненужным для современного общества. Народ нуждался в реформации образования, в нововведениях в этой сфере.

Вариант 4

Комедия Фонвизина «Недоросль» – прекрасное произведение русской классической литературы, нашедшее отклики в сердцах многих поколений. «Недоросль» получил огромное признание благодаря незаурядному сюжету, главными героями которого явились обычные люди, со своими пристрастиями, чувствами и характером. Центральные фигуры отражают основную мысль и настроение произведения, отличный тому пример – госпожа Простакова.

Госпожа Простакова – одна из главных героинь комедии. Она представляется читателю не в самых однозначных образах и вызывает двоякое впечатление. У неё есть все прелести жизни, которых ей всегда остаётся мало. Она не замечает добра, которое ей делают члены семьи и крестьяне, а видит только негатив и все больше угнетает всех своим характером. Простакова принадлежит к дворянскому сословию, владеет поместьем, но вместо высоких манер, она обладает отрицательными чертами характера.

Помещица держит в страхе всю прислугу, крестьяне стараются обходить ее стороной и исполнять все приказы, даже самые абсурдные, так как боятся быть наказаны. Хозяйка поместья не отличается склонность к наукам, более того, она не видит смысла в обучении. Ее сын – Митрофанушка растёт таким же необразованным и заурядным. Ведь по-другому и быть не может, так как его учителя ходят к нему из-за денег и не дают никаких знаний, чему Простакова никак не препятствует, а, наоборот, закрывает глаза. От гнета и напора помещицы страдают не только крестьяне, она так же бесцеремонно и грубо обходится со своим мужем, осмеливаясь даже поднимать на него руку. Однако помещице не всегда выставляет на показ отрицательные черты своего характера, если она одержима какой-либо целью, то с лёгкостью становится милой и ласковой, дабы ее достичь, поэтому ко всем изъянам героини добавляется ещё и лицемерие.

В заключении хотелось бы сказать, что Простакова – типичный герой, произведений того времени. Ее образ можно назвать собирательным, так как он включает множество отрицательных качеств, которых в целом характеризует необразованный народ на Руси. В своей комедии Фонвизин показал читателю, что происходило в государстве, ему удалось это сделать благодаря детальному описанию событий и героев, которые в них задействованы. Простакова отличный тому пример, а ее образ, показанный в иронической форме, дополнил картину и сделал ее более натуральным.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

Финляндию также называют страной тысячи озер. Как известно, рыбалка там является весьма распространенным развлечением и до сих пор рыбачат и сами жители страны и приезжает много туристов.

Пословицы – удивительная копилка мудрости. Можно полчаса убеждать человека в чём-то и не добиться успеха. А скажешь ему пословицу с тем же смыслом – и все вопросы отпадают. Если я что-то сделаю в школе или дома не так и знаю

Семьи главных героев существенно отличаются. Болконские – умные люди, которые просчитывают свои действия на несколько шагов вперед. Никогда не принимают поспешных решений, во всем руководствуются разумом

Роман Льва Николаевича Толстого считается величайшим романом в мире. В четырех томах данного произведения описаны две войны. В романе так же присутствуют образы великого полководца Кутузова и агрессора Наполеона.

Рассказ А. Куприна «Чудесный доктор» – потрясающее по своему надрыву произведение. Рассказ, после которого действительно хочется верить в то, что чудеса существуют, в то, что они приходят тогда, когда их уже не ждут.

Характеристика Простаковой и образ героини

Среди ключевых персонажей произведения Недоросль стоит выделить госпожу Простакову. Характеристика этой личности поможет разобраться в смысле данной комедии и узнать, что именно Фонвизин с ее помощью хотел донести до читателя. Естественно, что после этого написать сочинение об образе Простаковой окажется гораздо проще.

Госпожа Простакова: характеристика героини

Характеристика героини Простаковой достаточно проста и понятна. Данная особа лишена загадочности. Она является достаточно жестокой дамой, которая ради достижения собственной цели готова пойти на все. Правда, при этом она с огромной любовью и трепетом относится к своему сыну. Она настолько слепо восхищается им, что даже не видит явных недостатков своего отпрыска. Именно за счет этого противоречия в Недоросле Простакова не может быть названа строго негативным персонажем.

Читайте также:
Зима недаром злится - анализ, размер стиха, жанр, основная тема

Она довольно вспыльчива и злонравна, но весьма несчастлива. Именно поэтому она проявляет недовольство ко всему, что происходит вокруг. Ее не устраивают далеко не только лишь отношения с собственным супругом. Женщина возмущена экономикой, политикой, общественным положением. Правда глубоко вникнуть в эти проблемы ей не под силу.

В характеристике Простаковой из Недоросля Фонвизина стоит отметить, что данная особа проявляет явное отвращение к наукам. Она считает, что благополучие и стабильность достигается только при отсутствии развития. Это весьма прямолинейная дама, воспринимающая все буквально.

Краткая характеристика госпожи Простаковой может быть выглядеть следующим образом. Это достаточно властная помещица, которая попросту лишена всего человеческого. Она жаждет исключительно денег. Поэтому даже светлые чувства в ней проявляются в негативном свете. Она любит своего супруга, но руководит им. Она дорожит своим сыном, но чрезмерно опекает его.

Образ Простаковой

Образ Простаковой в комедии Недоросль является центральным. Именно вокруг этой персоны разворачиваются сюжетные линии. Кроме того, эта женщина является воплощением старого помещичества. Именно его автор высмеивает в собственном произведении.

Главную роль образ госпожи Простаковой играет даже в финале комедии. С его помощью выражается основная мысль. Таким образом он показывает, что мещанству наступает конец. Ведь именно через призму этого персонажа Фонвизин показывает особенности мещанства во всей его красе. Через эту женщину автору удается показать те черты, которые он ненавидит в обществе его времени.

Женщина не воспринимает собственных крепостных людьми. Она считает их далеко не самыми умными, бездушными машинами, призванными беспрекословно выполнять все ее поручения. Они вынуждены терпеть все наказания своей госпожи. Причем, нередко они оказываются беспочвенными. Простакова убеждена, что у этих людей не может быть добрых целей. Поэтому их следует держать в максимальной строгости.

Женщина не думает о чувствах и интересах других, они ей неважны. Для того же, чтобы обеспечить свое будущее, она идет на всевозможные хитрости и обман. Естественно, что при этом она сама загоняет себя в тупик. Именно поэтому финал оказывается столь трагичным. Помещица лишается своей деревни. Таким образом автор говорит о том, что вскоре исчезнет все мещанство. Ему нужно ответить за все совершенные преступления, остаться без всех благ. Как же при этом утверждает писатель, будущее будет строиться такими людьми, как Милан и Софья.

Внешность госпожи Простаковой

Даже если рассматривать характеристику Простаковой с цитатами, в точности описать ее внешность крайне сложно. Писатель данному моменту внимания практически не уделяет. Особый акцент делается на характере данной особы и ее поведении.

Фонвизин указывает, что некая доля вкуса у данной особы есть. Также говоря о ней, он указывает на некое сходство со Скотининым. Ведь эти персонажи являются братом и сестрой. Можно предположить, что это достаточно грузная, высокая дама, обладающая достаточно строгими чертами лица.

Характер и образ жизни

Характер у героини весьма сложный. Она весьма требовательна к тем, кто ее окружает. Правда ее требовательность весьма избирательна. Она по каждой мелочи придирается к своим крестьянам, но при этом не замечает серьезных проблем, которые имеются у ее сына. Кроме того, у дамы явно отсутствует чувство меры.

Найти какие-то положительные черты в ее характере попросту не удается. Она безжалостна и невероятно жестока. Женщина даже не стремится к тому, чтобы увидеть в окружающих и жизни как таковой хоть что-то положительное. Все ей видится исключительно в темных красках.

Разобраться в особенностях данной персоны поможет характеристика речи Простаковой. Здесь явно просматривается необразованность и отсутствие воспитания. Дама нередко произносит слова неправильно. Правда проскакивают при этом и литературные, книжные обороты. Например, когда она обращается к Стародубу, то пытается быть любезной, называет его бесценным гостем, высказывается весьма неординарно.

Несмотря на явную напористость, героиня труслива. Когда она понимает, что Стародуб не станет просто наблюдать за совершаемыми действиями, собирается противостоять, женщина кидается к нему в ноги и просит о прощении.

Во всех своих поступках дама руководствуется исключительно личной наживой. С целью обогащения она может решиться даже на преступление. Например, чтобы получить денежные средства Софии, она силой хочет выдать ее замуж за своего сына.

Простакова не умеет налаживать отношения с окружающими. Она настолько негативной видит реальность, что попросту не может с кем-то нормально общаться.

Отношения, которые у нее сложились с крестьянами, довольно сложные. Женщина считала их хуже животных. Естественно, что и относилась к ним соответственно. Дама отобрала у них абсолютно все, что только могла, держала их в постоянном страхе. Не желая потакать крестьянам, Простакова наказывала их даже без малейшей на то причины.

Хуже всего приходилось Еремеевне, которая являлась няней Митрофана. Понять, насколько плохим было отношение к этой женщине, поможет речевая характеристика Простаковой. Помещица называет ее старой ведьмой и даже собачьей дочерью. Она ругает няню за все без исключения. Простакова даже умудряется высказать свое недовольство по поводу того, что Еремеевна начала плакать в результате постоянных упреков. При этом няня хорошо выполняет свою работу. Правда госпожа этого упрямо не замечает.

В отношениях со слугами властная женщина является настоящим тираном. Она постоянно думает о том, что ее подчиненные ведут себя неподобающе. Чтобы совладать с ними, госпожа Простакова постоянно ругается и пререкается. Женщина с гордостью говорит своему супругу о том, как ругалась целый день. Мол, только благодаря этому в их доме все хорошо.

Не особо тепло госпожа относится и к Соне. До того момента, пока женщина считает ее беднячкой, то ведет себя с девушкой весьма грубо. Нередко она даже забывает об элементарных правилах приличия. Когда же Соня становится богатой наследницей, отношение Простаковой к ней кардинально меняется. Госпожа всячески проявляет любезность. Ведь теперь она видит перед собой не бедную родственницу, которой нужно предоставить жилье, а весьма хорошую партию для своего сыночка. Естественно, что при этом госпожа даже начинает проявлять нежность, ведет себя более воспитанно.

Читайте также:
Латунский - характеристика критика в романе Мастер и Маргарита

Отношения Простаковой с супругом также далеки от идеала. Она не считает, что ее муж достоин нежности и внимания с ее стороны. Он подвергается постоянным оскорблениям. Причем, грубые высказывания в его адрес дама произносит даже в присутствии посторонних. Госпожа не считается с мнением собственного супруга и руководствуется лишь своим. Единственным, кто может почувствовать ее любовь, является Митрофанушка. Правда ему это явно не приносит пользы. Так как опека матери становится чрезмерной.

План характеристики Простаковой

Составить характеристику Простаковой поможет план:

✔️ Место героини в комедии.
✔️ Положение в обществе и семье.
✔️ Особенности воспитания и стремление к обучению.
✔️ Цели в жизни и интересы.
✔️ Внешность женщины.
✔️ Речевые особенности.
✔️ Совершаемые поступки и особенности характера.
✔️ Отношения с другими героями.

В завершение остается сделать лишь выводы об образе Простаковой. На этом характеристика героини будет полностью завершена.

Госпожа Простакова из комедии «Недоросль»

Комедия «Недоросль» была написана Фонвизиным Денисом Ивановичем в середине XVIII в. Произведение поднимает злободневную тему, характерную для того времени — воспитание и образование молодых дворян. Пётр I называл их «недорослями». Среди главных персонажей пьесы выделяется мать «недоросля» Митрофанушки — госпожа Простакова. Характеристика образа Простаковой позволяет раскрыть грубость и невежественность старого поколения провинциальных дворян.

Биография

Госпожа Простакова родом из небогатого, но старинного дворянского рода. До замужества она носила фамилию Скотинина. В семье Скотининых было 18 детей, однако до взрослого возраста дожили только двое: сама героиня и её брат Тарас. Несмотря на то, что отец семейства был воеводой, дети не получили должного воспитания и образования. И брат, и сестра выросли невежественными, грубыми, необразованными людьми.

Выйдя замуж за дворянина Простакова, женщина полностью взяла власть в доме в свои руки. Мужа госпожа ни во что не ставила. Он стал безответным подкаблучником, который боялся жены, и не имел влияния на сына.

Простакова грубо обращалась со своими крепостными и слугами. Даже по меркам того времени, когда многие помещики не считали их за людей.

Единственной отрадой для женщины был её пятнадцатилетний сын Митрофанушка.

Действие комедии происходит на фоне государственной проверки по поводу жестокого обращения Простаковой с крепостными.

Произведение построено в классическом жанре. Все персонажи пьесы имеют «говорящие фамилии». Госпожа Простакова — это полностью отрицательный персонаж.

Портрет

В пьесе не описана внешность Простаковой, но судя по некоторым репликам, это грузная высокая женщина. Её возраст также не указан, но видимо, она уже немолода. Женщина имеет взрослого сына, а её неразумная любовь к Митрофанушке может говорить о том, что это поздний ребёнок.

Несмотря на дворянское происхождение, Простакова абсолютно не воспитана и не образована, она даже не умеет читать. Об этом свидетельствует тот факт, что она не может прочесть письмо от дяди Софьи — Стародума.

Но она не только не стремится поднять свой уровень образованности, но считает это бесполезным занятием. Сыну же наняла учителям потому, что того требует время и закон.

Характер

Основной акцент Фонвизин делает на характере помещицы. В нём абсолютно нельзя выделить ни одной положительной черты. Это властная жестокая, деспотичная женщина. Она абсолютно безнравственна и чрезмерно груба. Тот факт, что к Простаковой приехала государственная проверка говорит о её очень жестоком отношении к своим крепостным. Особенно достаётся домашним слугам. Хуже всего помещица обращается с няней Митрофанушки Еремеевной.

О грубости и невежестве Простаковой говорит её отношение к мужу. Это забитый, не имеющий права голоса человек, который полностью подчинён воле супруги. Женщина не только постоянно его обзывает, но иногда даже поколачивает.

Единственной отрадой для помещицы является её любимое дитя — великовозрастный сын Митрофанушка. Он такой же, как матушка, необразованный и невоспитанный. Судя по тому, что у пятнадцатилетнего подростка есть няня, он ни к чему не приучен.

Кроме того, Простакова обладает бранчливым характером. Она постоянно кого-то ругает или с кем-то пререкается. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится…» — жалуется она Правдину.

Простакова — лживая и лицемерная особа. Она дурно обращается со своей воспитанницей Софьей, зная, что она небогата. Хочет выдать её замуж за своего братца, который по характеру мало отличается от самой госпожи. Но узнав, что Софья становится богатой наследницей, помещица резко меняет к ней отношение: становится ласковой и дружелюбной. В мужья девушке Простакова стала прочить своего сына.

О её жадности и распущенности говорит тот факт, что крестьяне имения обобраны до нитки. «С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем», — жалуется Простакова Скотинину.

Описание отрицательных сторон помещицы будет неполным, если не упомянуть такие черты как жадность и жажда наживы. Эти черты наиболее ярко проявляются в эпизодах, связанных с Софьей.

Характеристика речи

Очень хорошо характеризует помещицу её речь. Это речь грубой, невоспитанной женщины, которая совершенно лишена моральных устоев. Простакова не стесняется обзывать и унижать не только дворню, но и мужа.

Неправильное произношение многих слов и фраз выявляет её необразованность. Лишь для придания весомости своим словам, она иногда употребляет литературные выражения в беседах с людьми, от которых что-то зависит.

Заключение

Образ госпожи Простаковой характерен для России XVIII в. Именно такие безжалостные грубые и невежественные люди управляли народом в провинции. Д. И. Фонвизин произведением «Недоросль» доказывает, что они тормозят развитие государства, что на смену этим людям должны прийти умные, прогрессивные личности такие, как Софья и Милон.

Читайте также:
Ахиллес - кто такой в мифологии, миф Древней, кто отец и мать

Госпожа Простакова — образ и характеристика героини комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Характеристика образа госпожи Простаковой в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» представляет интерес, как характеристика одного из первых женских сатирических персонажей в русской литературе. Причём персонажа, далёкого от водевильной легковесной карикатурности, глубокого, правдивого, узнаваемого даже спустя два столетия.

Роль в комедии

Фамилия помещицы намекает на примитивность её нрава. Действительно, жизненный принцип героини предельно прост и сводится к правилу: «Хорошо то, что хорошо для меня». Это посыл для всех её поступков. Надо отметить, что госпожа Простакова — самый деятельный герой пьесы. Она является движущей силой сюжета, выступает инициатором всех событий. По её решению

  • взяли в дом сироту Софью;
  • назначили свадьбу Софьи и Скотинина;
  • отменили свадьбу, наметили венчание девушки с Митрофаном;
  • пытались похитить Софью.

Каждый поворот сюжета вызван решением хозяйки поместья или толкает её на какие-то действия. Остальные персонажи, большинство которых — мужчины, выглядят рядом с ней слабовольными и безынициативными.

Роль в семействе

Простаковой приходится самой заботиться обо всём, что происходит в имении и доме. В знаменитой сцене примерки нового кафтана становится очевидно, что глава семьи не просто не имеет своего мнения, что могло быть вызвано безразличием, но боится иметь его. Он так страшится не угадать нужный жене ответ, что перестаёт соображать и с трудом может говорить. Героиня жалуется, что её супруг «не смыслит сам разобрать» даже в таком простом вопросе, но здесь целиком её вина. Если бы несчастный Простаков не получал выволочку за каждый промах, возможно, небольшие ошибки его не пугали бы. За годы брака он, слабохарактерный от природы, привык полностью подчиняться жене.

С обязанностями хозяйки дома Простакова справляется, на первый взгляд, успешно. В доме все сыты, здоровы. Однако кажущаяся практичность оборачивается нерасчётливостью в перспективе. Да, можно заставить крепостного шить кафтан, сэкономив на плате настоящему портному. Но можно получить в итоге не обновку для сына, а испорченный материал и плохо сшитую вещь. Можно нанять самых дешёвых учителей, но, исполняя свой долг только формально, родители выпустят в жизнь необразованного, не способного ни к чему сына. Затыкая всем рты, женщина в трудной ситуации не может ни с кем посоветоваться.

Как помещица Простакова выглядит ещё хуже. Отнимая у крепостных практически всё, чем они владеют, она лишается возможности пользоваться плодами их труда в будущем. Крестьянин не вспашет без лошади, не засеет поле без семян. Простаковы не понимают, что нищие мужики не принесут дохода. В общем, мыслить на перспективу героиня не умеет. Она сильна в решении сиюминутных проблем.

Простакова и Софья

Система образов в пьесе Фонвизина выстроена по антитезе: у каждого персонажа есть свой антипод. У госпожи Простаковой это юная дворянка Софья, волей судьбы ставшая членом их семьи. По этой причине Простакова считает себя вправе полностью распоряжаться её судьбой. Два главных женских персонажа противоположны во всём: Софья воспитана и образованна, Простакова груба, несдержанна, не умеет даже читать. Софья понимает, что долг дворянства, как самого передового и развитого общественного слоя, быть образцом ответственного и высоконравственного поведения. Простакова признаёт за дворянством только права: право жить за счёт крепостных, не подчиняясь ни нравственным, ни государственным законам. Поэтому она так легко решается на преступление — похищение Софьи и принудительное венчание. Ей и в голову не приходит, что это подсудное дело. Женщина уверена, что дворянам закон не писан.

Характер

Привыкшая ни с кем не считаться, Простакова простодушна и откровенна. Её попытки притворяться перед Стародумом и Правдиным производят жалкое впечатление. Обманывать в лицо она не умеет. Как бы женщина ни старалась угодить богатому дядюшке Софьи, к примеру, демонстрируя успехи сына в учёбе, она выдаёт себя в каждой реплике.

Нельзя однозначно сказать, что героиня — злой человек. Она много кричит и ругается от несдержанности и горячности. Её эмоции часто кажутся преувеличенными, поскольку ругань не выражает непосредственные чувства, а должна производить впечатление на окружающих. Простакова обманывает Скотинина, плохо поступает с Софьей и её дядей. Но для недалёкой женщины её интересы стоят неизмеримо выше желаний и чувств других людей. Не злость толкает её на плохие поступки, а корысть и любовь к сыну.

Мать и сын

Героиня Фонвизина нежная и чувствительная мать. Всё, что имеет отношение к Митрофану, для неё имеет первоочередное значение. Как всякая горячо любящая мать, она слепо верит сыну, и тот уже умеет манипулировать матушкой. В финале фигура Простаковой становится почти трагической, когда сын грубо отталкивает её в тяжёлую минуту. Подлинность материнского горя невольно вызывает сочувствие зрителя к неприятному персонажу.

Вывод

Образ Простаковой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» — отражение своего времени. Человек, обладающий деньгами и властью над другими людьми, но не получивший развития, не понимающий настоящей цели в жизни, утрачивает человеческие качества и живёт примитивными инстинктами, превращаясь в подобие Простаковых и Скотининых.

Характеристика образа госпожи Простаковой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: