Котлован – краткое содержание, история создания, анализ, сюжет

Котлован

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчёт с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Вощев идёт в другой город. На пустыре в тёплой яме он устраивается на ночлег. В полночь его будит человек, косящий на пустыре траву. Косарь говорит, что скоро здесь начнётся строительство, и отправляет Вощева в барак: «Ступай туда и спи до утра, а утром ты выяснишься».

Вощев просыпается вместе с артелью мастеровых, которые кормят его и объясняют, что сегодня начинается постройка единого здания, куда войдёт на поселение весь местный класс пролетариата. Вощеву дают лопату, он сжимает её руками, точно желая добыть истину из земного праха. Инженер уже разметил котлован и говорит рабочим, что биржа должна прислать ещё пятьдесят человек, а пока надо начинать работы ведущей бригадой. Вощев копает вместе со всеми, он «поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут: он вместе с ними произошёл и умрёт в своё время неразлучно с людьми».

Землекопы постепенно обживаются и привыкают работать. На котлован часто приезжает товарищ Пашкин, председатель окрпрофсовета, который следит за темпом работ. «Темп тих, — говорит он рабочим. — Зачем вы жалеете подымать производительность? Социализм обойдётся и без вас, а вы без него проживёте зря и помрёте».

Вечерами Вощев лежит с открытыми глазами и тоскует о будущем, когда все станет общеизвестным и помещённым в скупое чувство счастья. Наиболее сознательный рабочий Сафронов предлагает поставить в бараке радио, чтоб слушать о достижениях и директивах, инвалид, безногий Жачев, возражает: «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твоё радио».

Землекоп Чиклин находит в заброшенном здании кафельного завода, где когда-то его поцеловала хозяйская дочь, умирающую женщину с маленькой дочкой. Чиклин целует женщину и узнает по остатку нежности в губах, что это та самая девушка, которая целовала его в юности. Перед смертью мать говорит девочке, чтобы она никому не признавалась, чья она дочь. Девочка спрашивает, отчего умирает её мать: оттого, что буржуйка, или от смерти? Чиклин забирает её с собой.

Товарищ Пашкин устанавливает в бараке радиорупор, из которого раздаются ежеминутные требования в виде лозунгов — о необходимости сбора крапивы, обрезания хвостов и грив у лошадей. Сафронов слушает и жалеет, что он не может говорить обратно в трубу, чтобы там узнали о его чувстве активности. Вощеву и Жачеву становится беспричинно стыдно от долгих речей по радио, и Жачев кричит: «Остановите этот звук! Дайте мне ответить на него!» Наслушавшись радио, Сафронов без сна смотрит на спящих людей и с горестью высказывается: «Эх ты, масса, масса. Трудно организовать из тебя скелет коммунизма! И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила!»

Девочка, пришедшая с Чиклиным, спрашивает у него про черты меридианов на карте, и Чиклин отвечает, что это загородки от буржуев. Вечером землекопы не включают радио, а, наевшись, садятся смотреть на девочку и спрашивают её, кто она такая. Девочка помнит, что ей говорила мать, и рассказывает о том, что родителей не помнит и при буржуях она не хотела рождаться, а как стал Ленин — и она стала. Сафронов заключает: «И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!»

На собрании рабочие решают направить в деревню Сафронова и Козлова с целью организации колхозной жизни. В деревне их убивают — и на помощь деревенским активистам приходят другие землекопы во главе с Вощевым и Чиклиным. Пока на Организационном Дворе проходит собрание организованных членов и неорганизованных единоличников, Чиклин и Вощев сколачивают неподалёку плот. Активисты обозначают по списку людей: бедняков для колхоза, кулаков — для раскулачивания. Чтобы вернее выявить всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя, работающего в кузнице молотобойцем. Медведь хорошо помнит дома, где он раньше работал, — по этим домам и определяют кулаков, которых загоняют на плот и отправляют по речному течению в море. Оставшиеся на Оргдворе бедняки маршируют на месте под звуки радио, потом пляшут, приветствуя приход колхозной жизни. Утром народ идёт к кузне, где слышна работа медведя-молотобойца. Члены колхоза сжигают весь уголь, чинят весь мёртвый инвентарь и с тоской, что кончился труд, садятся у плетня и смотрят на деревню в недоумении о своей дальнейшей жизни. Рабочие ведут деревенских жителей в город. К вечеру путники приходят к котловану и видят, что он занесён снегом, а в бараке пусто и темно. Чиклин разжигает костёр, чтобы согреть заболевшую девочку Настю. Мимо барака проходят люди, но никто не приходит проведать Настю, потому что каждый, нагнув голову, беспрерывно думает о сплошной коллективизации. К утру Настя умирает. Вощев, стоя над утихшим ребёнком, думает о том, зачем ему теперь нужен смысл жизни, если нет этого маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением.

Читайте также:
Левий Матвей - характеристика персонажа Мастер и Маргарита

Жачев спрашивает у Вощева: «Зачем колхоз привёл?» «Мужики в пролетариат хотят зачисляться», — отвечает Вощев. Чиклин берет лом и лопату и идёт копать на дальний конец котлована. Оглянувшись, он видит, что весь колхоз не переставая роет землю. Все бедные и средние мужики работают с таким усердием, будто хотят спастись навеки в пропасти котлована. Лошади тоже не стоят: на них колхозники возят камень. Один Жачев не работает, скорбя по умершей Насте. «Я урод империализма, а коммунизм — это детское дело, за то я и Настю любил. Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью», — говорит Жачев и уползает на своей тележке в город, чтобы никогда не возвратиться на котлован.

Чиклин выкапывает для Насти глубокую могилу, чтобы ребёнка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Анализ произведения Андрея Платонова «Котлован»

В первой половине XX века были популярны антиутопии. Такие книги сложно понять из-за скрытых идей, поэтому желательно делать анализ произведений. «Котлован» Платонова показывает последствия строительства «идеального» общества. В книге писатель охарактеризовал отрицательные стороны коммунизма и чувства людей, которые попали под перемены.

  1. История создания
  2. Краткое содержание
  3. Анализ произведения
  4. Отзывы читателей

История создания

Повесть была написана в 1930-х годах. В это время СССР переживал серьезные перемены, которые неоднозначно воспринимались обществом. Методы строительства «нового государства» не всегда были гуманными, поэтому Андрей Платонов решил заняться разоблачением.

Но он хотел написать не просто повесть, которая бы отражала негативную сторону коммунизма. Писатель хотел разоблачить суть большевиков. Книга не прошла цензуру, но это не мешало распространять ее в виде самиздата. За хранение повести полагалось серьезное наказание.

В одной из рукописей была указана дата написания — декабрь 1929-апрель 1930 г. Но впоследствии многие исследователи творчества Платонова пришли к выводу, что повесть была написана раньше. Даты же указывают на пик коллективизации.

Официально книга была издана только в период перестройки в 1987 году. После этого она неоднократно переиздавалась. Для того чтобы понять смысл названия повести нужно внимательно изучить ее.

Краткое содержание

Тридцатилетнего рабочего Вощева увольняют с завода. Он слишком часто думает о чем-то своем. В поисках работы он находит место землекопа. Ему предстояло вырыть котлован под строительство общепролетарского дома. Ему помогали и другие рабочие. Но строители лишены энтузиазма и заняты своими проблемами.

Позже на стройку берут сироту Настю. Она идеологически подкована и знает Ленина. Все ее балуют и ей даже выделяют старый гроб для хранения игрушек. Зимой рытье котлована останавливается. После этого двух строителей отправили в соседнюю деревню для классовой борьбы, но их убивают. Это только ужесточает меры по коллективизации.

В колхоз отправляется Вощев и рабочий Чиклин. Они описывают коров, крестьян записывают в колхоз или изгоняют. Местные жители проявляют покорность.

Для поиска кулаков Чиклин использовал «медведя» — угнетенного батрака. Прибывает всадник, который принес директиву. Она критиковала местного активиста, который выступал против большевиков. Провинившегося убили. Неожиданно заболевает Настя и умирает. Ее похоронили в глубокой могиле.

Анализ произведения

Книга написана в жанре философской повести. В ней автор приводит экзистенциальные размышления о мучительном поиске смысла жизни. Вощев занимался общим делом, но в итоге это лишило его радости и интереса. Строители тоже устали от тяжелого труда, и они часто угрюмы.

В повести Платонов поднял несколько проблем:

  • принудительная коллективизация;
  • человек в условиях перемен;
  • деревенский и городской уклад в жизни.

Но самое главное — писатель показал существование вечных моральных ценностей и социальные перемены. Главному герою исполнилось 30 лет — это число выбрано неслучайно. Именно 30-е годы XX века стали роковыми для общества.

Девочка Настя символизирует надежду на новую жизнь. Поэтому когда она умирает, то строители окончательно расстраиваются. Они понимают, что рытье котлована бессмысленно и не принесет им радости. Платонов через образ Насти намекал, что нельзя построить общество на обломках старого.

В композиции повести можно выделить несколько частей:

Читайте также:
Запорожская Сечь - описание законов и нравов в повести Н.В. Гоголя

  1. Копание котлована.
  2. Рассказ о кулаках и коллективизации.

Платонов отразил в книге основные моменты речи Сталина, которую Иосиф Виссарионович произнес зимой 1929 года. В ней он обращал особое внимание на различия между деревней и городом.

В повести произошло немало событий. Все они позволяют понять смысл названия — котлован указывает на невозможность реализации большевистских идей, поэтому их работа обречена на провал.

Повесть Платонова сложна для восприятия. В ней много гротеска и скрытых смыслов. Она не теряет актуальности в современном мире. Герои произведения ищут новую истину, но безуспешно, поэтому им остается только учиться жизни в условиях меняющегося мира. Но смерть Насти показала им: надежды на светлое будущее нет.

Отзывы читателей

Платонов — один из талантливейших писателей XX века. Ему удалось показать всю нелицеприятную сущность коллективизации: идеи, которые продвигала власть, невозможно было реализовать. Страшная правда открылась героям после смерти Насти: светлого будущего не будет. Эту книгу нужно читать всем, так как она все еще актуальна.

Сложно было понять смысл книги Платонова. Но когда я смогла это сделать, то испытала потрясение. Это глубокая и ценная повесть, которая показывает, как чувствовали себя люди в эпоху перемен. Не всегда изменения несут положительные чувства. Только Настя отвлекла строителей от мрачных мыслей.

Эта повесть является лучшей сатирой на СССР. В ней показана вся суть строительства светлого будущего. Яркие образы героев, актуальные проблемы — эту книгу стоит прочитать каждому. Она ценна для всех поколений. Особенно для тех, кто надеется «сделать светлое будущее».

Анализ стихотворения «Послушайте» (В. Маяковский)

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) – знаменитый поэт Серебряного века. Он примыкал к футуристическому течению, был одним из его идейных вдохновителей. Помимо поэзии, он работал в прозаических и драматических жанрах, был художником и даже играл в кино. Но Многомудрого Литрекона сильнее всего впечатляют его стихи, особенно лирика, и поэтому он вновь обратил свой взор на стихотворение мэтра.

История создания

В своих поэмах и стихотворениях Маяковский изображает сильную личность, независимую от мнения окружающих. Его кричащая желтая водолазка, экспрессивные публичные выступления отражали внутренний мир человека огромного масштаба, невиданной энергии и яркой индивидуальности.

Но эксцентричный бунтарь был непревзойденным лириком. Лирический герой стихов Маяковского – этакий неуклюжий романтик, способный забрать любимую с собой «одну, или вдвоем с Парижем». И не только любовное чувство побуждает поэта искренне восторгаться и созерцать. Душевное стихотворение «Послушайте» — история человека, который любознателен к жизни. Он любит ее и искренне удивляется каждым ее проявлением.

Дата написания лирического стихотворения «Послушайте!» — осень 1914 г. На тот момент в России еще не наступила Октябрьская революция. Тогда Владимир Маяковский был одержим футуристическими концептами, провозглашающими пафос светлой будущности. Он выдвигает на первый план личность познающую. Лирическому герою все интересно, все вокруг имеет ценность для построения красивого и яркого будущего. Уже тогда в поэзии Маяковского появлялись богоборческие мотивы. Поэт выдвигает человеческую индивидуальность на первый план, или хотя бы приравнивает к Создателю.

Жанр, направление, композиция и размер

«Послушайте!» обнаруживает черты элегического послания, к чему нас отсылает само начало текста («Послушайте! Ведь, если звезды зажигают- значит — это кому-то нужно?»). Также можно говорить о присутствии в тексте элементов исповедального монолога главного героя.

Поэт избирает форму кольцевой композиции. Эту особенность конструкции определяют самое начало и финал текста:

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?

«Лесенка» — форма, которую избирает футурист для своего стихотворения «Послушайте!». Неточные рифмы перемежается с точными перекрестными (по схеме АВАВ), которые обнаруживают себя через три строки:

Значит — кто-то хочет, чтобы они были? в метелях полуденной пыли; целует ему жилистую руку, не перенесет эту беззвездную муку! и т.д.

На тех участках текста, где рифма точная, рифмовка женская (ударяемый предпоследний слог).

Четкого классического стихотворного размера нет (сложно установить наличие ямба, хорея, дактиля, анапеста и амфибрахия). Футурист использует любимую им форму акцентного стиха.

Образы и символы

Лирический герой находится в поиске главного жизненного замыла, идеи происходящих в природе физических явлений. И в центре его интереса – звезды, а именно их происхождение. По мнению главного героя, мыслящей личности, у всего есть причина и следствие.

Читайте также:
Математические загадки в стихах и прозе для детей

Сознанием главного героя формируются образы второго плана — он представляет, как некто смелый человек, достигая Бога, просит того зажечь звезды, чтобы у людей стало светлее на душе. То есть перед нами объект лирического сознания – главный герой, субъекты его воображения – деятельная личность, которая обращается за помощью к Богу.

Помимо этих персонажей, стихотворение имеет форму послания, а значит, в произведении присутствует обобщенный образ собеседника, читателя.

Тема и настроение

Основная тема определяется толкованием. Под «маленькими плевочками» поэт может подразумевать творчество, а может и просто мир физических явлений.

В том случае, если звезды – это произведения художественного творчества, в которых нуждается воспринимающее сознание, будь то театр, музыка, литература, живопись, то творческая личность (обращенная к Богу) создает их на радость зрителю (читателю, слушающему).

Если же под звездами понимать мир физических, природных явлений, то на первый план выходит тема смысла жизни и смыла красоты в этой самой жизни. Звезды, как все красивое, вдохновляющее, наполняют существование человека светом и теплотой, гармонией и вдохновением, но истинной природы таких вещей мы не знаем. И задача человека будущего – познать ее, развить пытливый ум и проникнуть под покровы тайн мироздания.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – это осознанный вопрос о происхождении и необходимости звезд на небе. Поэт считает, что звезды на небе зажигает Бог, но задача человека попросить его об этом. Антропоморфные черты Бога указывают на его равенство с людьми: на это указывает «жилистая рука» божества. Личность может попросту ворваться к Всевышнему, попросить, прикоснуться к его «жилистой руке», и звезды будут.

Основная идея – это познание смысла творчества и смысла жизни, смысла всех самых поразительных явлений природы и их значения для частной личности. Автор отвечает на вопрос, кто зажигает звезды: Бог. И зачем – потому что это нужно человеку. Все, что делает Создатель, он творит ради нас. Наблюдение за звездным небом способно дать людям найти свой смысл существования.

Средства художественной выразительности

В стихотворении есть как синтаксические средства выразительности, так и лексические.

Открывается текст риторическим восклицанием (синтаксическое средство художественной выразительности): «Послушайте!». Затем — три риторических вопроса:

Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? /Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Завершается текст также риторическим вопросом, образуя кольцевую композицию:

Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!»

  • «Послушайте!» является развернутой метафорой путешествия человека к Богу и постижения им ясности существования.
  • Метафоры: «в метелях полуденной пыли», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «звезды зажигают». Метафора «в метелях полуденной пыли» отсылает нас к образу раскаленного, пыльного города или пустыни, где ветер гоняет столбы пыли, словно снежные барханы.
  • Эпитетов немного, но они являют яркие образы: «полуденная пыль», «жилистая рука», «беззвездная мука», «тревожный, но спокойный наружно».
  • Единожды присутствует сравнение звезд с жемчужиной.
  • Помимо прочего, Маяковский применяет прием единоначатия (т.н. анафора): «значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?». Анафора усиливает динамизм, переживания героя, показывает его радость открытия.
  • Помимо анафоры, на динамику действия работают однородные глагольные сказуемые: «врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется…»

Маяковский на редкость избегает излюбленных неологизмов, но выбранная им интонация подчеркивает предназначение стихотворения для чтения на публике.

Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 186.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 186.

В большинстве произведений В. Маяковского звучат резкие, бунтарские мысли, но есть в его поэтическом наследии и мягкая, нежная лирика. К ней относится и стихотворение «Послушайте», изучаемое в 9 классе. Предлагаем узнать о нём больше, используя краткий анализ «Послушайте» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Послушайте!.

История создания – произведение было написано осенью 1914 г., спустя год после издания первого сборника «Нате!».

Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.

Композиция – кольцевая. Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звёзды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звёзды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится.

Читайте также:
Образ Сони Мармеладовой - характеристика и роль, описание комнаты

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры«звёзды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу».

Эпитеты«полуденная пыль», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный».

История создания

Анализируемое стихотворение появилось из-под пера Владимира Маяковского в 1914 г. Молодой поэт уже успел издать сборник «Нате» и стать известным в литературных кругах. В «Нате!» вошло всего 4 произведения, но в них уже проявилась манера, в которой писатель продолжал работать дальше. «Послушайте!» показало, что Владимир Владимирович может не только бунтовать, но и предаваться лирическим раздумьям.

Тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы, используемые В. Маяковским. Некоторые исследователи полагают, что под звёздами автор подразумевал поэтическое творчество, другие же придерживаются мнения о том, что звёзды – человеческая жизнь. В обеих позициях есть логика.

В центре стихотворения лирический герой, который обращается к окружающим. Слово «послушайте» привлекает внимание, интригует читателя. Далее герой сразу начинает свои рассуждения о звёздах. Он считает, что раз небесные светила зажигают, значит это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения.

В. Маяковский считает, что звёзды зажигает Бог. Поэт лаконично рассказывает, как человек приходит к Всевышнему с просьбой осветить путь. Жизнь без звёзд кажется ему мукой. Когда сердце человека озаряется надеждой, что звёзды вновь зажгут, он чувствует себя спокойно, не испытывает страха. В этом эпизоде привлекает внимание образ Бога. Автор приближает его к простым людям, употребляя художественную деталь: «жилистая рука» . Если вырвать эту фразу из контекста, можно подумать, что перед нами обычный человек, который много работает.

В последних стихах автор снова задает риторический вопрос, показывая, таким образом, что окончательный ответ на него ещё не дан. Главная мысль отображается в рефрене: «Если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?»

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Его можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звёзды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звёзды и освещает путь тому, кому это нужно. Третья часть закольцовывает композицию: мы вновь слышим рассуждения о необходимости звёзд на небе. Но, если в первой части эти строки звучат как гипотеза, то в третьей части – как утверждение.
На строфы произведение не делится. Необычная форма, характерная для футуристической литературы, позволяет автору выделить произведение на фоне философской лирики.

Проанализировав данное произведение, можно сделать вывод, что по жанру – это элегия, есть в ней и черты послания: Владимир Владимирович размышляет над вечной проблемой, обращаясь при этом к читателям. Написаны строки произведения тоническим стихом, наблюдается белый стих, но некоторые строки рифмуются.

Средства выразительности

В тексте много художественных средств выразительности, что связано с формой, которую автор выбрал для раскрытия темы. В первую очередь привлекают внимание образы-символы звёзд, которые можно толковать по-разному. Также в тексте есть метафоры – «звёзды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу»; эпитеты – «полуденная пыль», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» . В тропах ярко выражена индивидуально-авторская манера Маяковского, например его склонность к соединению в одном контексте возвышенного и приземлённого: звёзды он называет плевочками , а руку бога – жилистой . Автор использует экспрессивную лексику, для того чтобы передать невыносимость жизни без звёзд: врывается , плачет , клянётся .

Важную роль в произведении играет также интонация. Создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, рассказывая о своих предположениях с трибуны.

Анализ стихотворения «Послушайте». В.В. Маяковский

Меню статьи:

Текст стихотворения

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует Ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

История

Творчество Маяковского всегда было неоднозначным. Его принимал и очень ценил Сталин, и называл его талантливейшим поэтом. Сталин насильно внедрял творчество Маяковского по всей стране, к огорчению многих других поэтов и писателей. И все же Маяковский больше, чем только поэт революции. Он писал стихи и издавался еще до «Великой Октябрьской».

Читайте также:
Планета людей краткое содержание по главам читать

Стих «Послушайте» Маяковский написал в 1914 году, когда поэту исполнился 21 год, спустя год после того, как вышел его первый сборник «Нате».

Поэт был молод и еще не научился «кричать свои стихи с трибуны» и провозглашать лозунги. Позже, когда Маяковский «пропитается идеями», будет мечтать о всемирной революции, он начнет чаще писать утвердительные строки, научится рекламе, за что не раз его будут осуждать в творческих кругах.

Личная жизнь Маяковского также изменится, превратившись в «любовный треугольник», нередко заставляющий его страдать и ожесточаться. Но в этот период поэт еще ищет себя, не разрушая, а пытаясь понять мир вокруг, а также самого себя.

Стих появился незадолго до второй мировой войны, в то время, когда в народе все больше преобладали безверие и «зацикленность» на материальных ценностях.

Это были годы, когда даже церковь дискредитировала себя настолько, что уже через три года, во время революции, люди из народа с жестокостью убивали священников, с агрессивной радостью встречая весть о том, что Бога нет, и нет необходимости отвечать за свои поступки перед Вечным Судьей.

Маяковский своим «Послушайте» призывает людей поднять голову над бытовым, мещанским образом жизни и мышления, подумать о том, что выше быта и «полуденной пыли».

В этом стихотворении поэт еще ищет себя, он обращается ко всем, но не крича с трибуны, а тихо, обращаясь лично, с просьбой услышать его. Лирический герой хочет быть услышанным, заставить подумать о вечном.

Тема стиха

«Послушайте» – это стих – монолог, попытка заставить задуматься о том, что важна не одна материальность. Понять, что существует нечто большее, возвышенное. Он говорит о людях, способных видеть красоту. Тех, для кого прекрасное жизненно необходимо.

«Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно…»
О том, что существуют те, кто «не перенесет эту беззвездную муку!»

Для этих людей звездное небо очень ценно и важно, а значит, есть смысл всем людям поднять глаза над суетой этого мира и увидеть нечто больше, чем «плевочки» на небе. Попытаться понять это «большее».

В коротком стихотворении нет ни слова лишнего. Каждое слово несет в себе эмоциональную наполненность и философский смысл.

Со свойственной Маяковскому экспрессией, поэт повествует о молитве лирического героя. Он не молится тихо в храме, но «врывается», «плачет», «просит»…

«…врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит –
чтоб обязательно была звезда! –
клянется –
не перенесет эту беззвездную муку!…»

О Боге Маяковский также повествует как о труженике. Одним словосочетанием «жилистая рука» поэт рассказывает целую повесть о том, что Бог каждый день трудится в нашем мире. Всякая материя на нашей земле разрушается, если разум и творческая энергия не воздействует на нее. Но земля обновляется каждый день, и через это всякий, кто честно готов смотреть, видит вмешательство разума Творца. Библия говорит о творящем Слове: «…нынешние небеса и земля, содержатся тем же Словом…» (2 Пос. Петра 3:7).

Но Маяковский видит труд Творца на нашей земле как жилистую, натруженную руку. И это реальность поэта, который не приемлет ничего поддельного, напускного и фальшиво-гладкого. Для него ближе образ Бога трудящегося, каждый день зажигающего звезды, а не наблюдателя, однажды запустившего процесс.

Лирический герой уверен, что не обязательно звезды будут загораться каждый вечер. Если не просить и не желать, то можно не увидеть ни одной звезды, а для героя это очень важно, поэтому он готов прилагать усилия к тому, чтобы получить то, что ему необходимо.

Маяковский никогда и ничего не получал за чужой счет и в своей семье был кормильцем. Поэтому для поэта важно участие в том, чтобы в этом мире не только простые, материальные вещи происходили с частицей его труда, но даже то, что, казалось бы, не зависит от его воли или усилий. Поэт описывает человека, который влияет, как может, даже на то, что выходит за границы его возможностей.

Читайте также:
Сочинение Любовь сильнее смерти по роману М.А. Булгакова

Композиция

Стих написан в форме монолога. Лирический герой обращается ко всем, кто может его услышать. Это просьба услышать его, задуматься о том, что может дать иной, более высокий смысл существованию человека.

В стихотворении не прослеживается одной четко выраженной линии. Его можно разделить на три смысловые части. Рассуждение о том, что звезды нужны людям и на молитву к Богу, призыв, просьбу о том, чтобы звезда загорелась, хотя бы одна и вывод в конце стиха.

Стихотворение напоминает античную риторику, словно было написано по ее правилам (тезис – обоснование – утверждение).

На строфы стих не делится, композиция кольцевая, рамочная. В начале и в конце используются похожие выражения, в то же время они несут развитие мысли автора.

Поэт как всегда пишет стих «лесенкой» и многие строки не согласуются друг с другом. Рифма неточная, стих почти белый, хотя присутствует и точная рифма.

Основной герой произведения

Стих хочется не читать, а слушать, ведь это обращение лирического героя к слушателям. Сначала он задает риторический вопрос, затем рассказывает о третьем лице, который является главным героем произведения.

Стихотворение «Лиличка» Владимира Маяковского написано в форме монолога-обращения лирического героя к своей возлюбленной. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Лирический герой, который в данном произведении является и автором, рассказывает, как важны звезды для главного героя. Он задыхается в дневной пыли и рвется к Богу «на аудиенцию», он ждет вечера, когда сможет увидеть звезды и подняться над суетой этого мира. Он не может выдержать мысли о возможности не увидеть звезд.

Лирический герой показывает очень деятельного человека. Он не считает, что можно молча страдать и сетовать на судьбу, если то, чего тебе не хватает, находится вне твоих возможностей.

Этот «кто-то» не ждет, не молчит, он «врывается», «боится, что опоздал», «Плачет», «целует жилистую руку» Бога, «просит». Это человек деятельной веры, просящий у Творца того, что ему необходимо, и получающий этот дар каждый вечер – звезды загораются.

Просьба увенчалась успехом. Но еще до того, как этот человек видит долгожданную звезду, он уже ходит «спокойный наружно», хотя его внутренняя тревога не проходит.

Остальные люди получают результат его усилий и не знают о том, что звезд могло и не быть. Но главного героя это не волнует. Для него важно мнение одного человека. Он только у кого-то одного спрашивает: “Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!”

Этот вопрос выдает нам, что до этого главному герою было страшно. Маяковский рисует свой образ в стихотворении. Он не представляет жизнь без бурной деятельности, без труда, достижений и страсти к победе.

Второстепенные герои

Можно было бы назвать второстепенным героем самого рассказчика – лирического героя, ведь он остается за кадром. Но все же в этом стихотворении он, скорее, второй главный герой, а не второстепенный.

Второстепенным героем произведения можно назвать Бога, к которому обращается главный герой. Он изображен тружеником, имеющим «жилистую руку» и неравнодушное сердце. Ведь Бог в данном произведении откликается на просьбу героя и зажигает звезды каждый вечер.

Основная идея стиха

Маяковский написал стих в то время, когда многие люди теряли веру, были озлоблены и растеряны. Поэт взывает к людям, прося их вернуться к высшим ценностям, не погружаться в рутину материальности.

Человек создан, чтобы жить между двумя мирами, получая информацию из духовного мира, воплощать идеи в физическом мире, и любой дисбаланс нарушает гармонию.

Если человек улетает только в духовность, он отказывается от важной части своей жизни и теряет свое предназначение. Также если он погружается только в материальность и живет животными потребностями, упускает прекрасную часть себя. Покой и ощущение счастья возможно только тогда, когда человек «стоит на своем месте» и поддерживает баланс между духовным и материальным.

Поэт обращается к тем, кто погряз в материальности, забыв о духовных потребностях, призывая их поднять голову к небу, увидеть звезды, задуматься о том, что можно жить иначе и получить большее счастье, чем только сытый желудок, крышу над головой и возможность размножения.

Поэт призывает действовать и видеть звезды, делиться радостью достижений в мире поэзии, в способности видеть звезды и участвовать, пусть даже косвенно в процессе их зажигания. Ведь, по мнению поэта, если бы не было тех, кто просит о звездах, то Бог не зажигал бы их на небосклоне.

Читайте также:
Соня краткое содержание рассказа - можно прочитать у нас онлайн

Можно понимать поэта как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь «звезды» талантов людей тоже зажигаются в нашем мире; и их видят и ценят только те, кто желает иметь больше, чем пищу и кров. Те, кто ищет высшего.

Форма произведения необычна, но характерна для футуристической литературы. Это позволяет стиху выделиться на фоне других философских произведений.

Звезды, являющиеся центральными в этом стихотворении, можно воспринимать как реальные физические, а также как аллегорию – как поэтов, художников, тружеников искусства, тех, кто помогает людям подняться над обыденностью.

Также звезды можно рассматривать и как саму нашу жизнь, наши добрые порывы, стремление к высшему, небесному и духовному. Автор призывает увидеть нечто большее, чем ежедневная рутина со всей страстностью своей натуры.

Жанр стихотворения – элегия. Также мы видим в нем элементы послания. Тонический стих, большинство строк которого не рифмуется, разностопный ямб. Часть строк имеют рифмовку АВАВ.

Автор использует метафоры: «Врывается к Богу», «называет эти плевочки жемчужиной», «звезды зажигают» «метели полуденной пыли».

Также использует эпитеты «полуденная пыль», «ходит тревожный, но спокойный», «жилистая рука».

Один из самых ярких и уникальных эпитетов «жилистая рука» Бога.
Антитеза: В стихе противопоставлены слова, которые в обычной речи не являются антонимами. Но для одних звезды – это «плевочки», а для других – «жемчужины»

Средства выразительности

Первое же обращение, прерванное восклицанием, заставляет остановиться и обратить внимание на будущую речь. Дальше автор задает риторические вопросы и уверен, что на них можно дать только утвердительный ответ.

Рассказчик развивает сюжет – некто тревожится и боится, что вечером, после окончания пыльного рабочего дня, звезды не появятся на небосклоне. Тогда он бежит к Богу, врывается в тревоге и просит, целуя Его натруженные жилистые руки. Он не представляет себе вечера без звезд.

Стих «Скрипка и немного нервно» Владимира Маяковского отличается шутливым характером, поэтому было бы закономерно счесть «Скрипку…» шуткой. Впрочем, читатель может узнать больше об этом произведении, ознакомившись с его описанием

Знаками препинания, словами, расположенными лесенкой, автор добивается максимального эмоционального накала. Он словно спорит, доказывает, пытается донести свою истину до всех и каждого.

В этом стихе автор не кричит, но пытается убедить уговорить, заставить переосмыслить привычный взгляд на жизнь, используя знаки препинания, расставляя интонационные акценты, и словно сомневаясь, что его поддержат, переспрашивает «Да?!»

Маяковский как всегда смешивает возвышенное и земное. Звезды, Бога, «жилистую руку» и «метель полуденной пыли».

В стихе не употребляются неологизмы и искаженные слова, из-за этого он воспринимается как прямой, искренний порыв автора.

Языковые особенности стиха

В стихотворении «Послушайте» каждое слово эмоционально окрашено, экспрессивно и выразительно. Автор ярко рисует метания героя, его страх и растерянность при мысли, что вечером на небе не окажется звезд.

Стихотворение вмещает в себя весь спектр: от самых высших святынь человечества до земной пыли. Автор смело показывает Бога, похожего на труженика, не стесняется слез главного героя при мысли, что звездная красота мира вдруг исчезнет.

В этом стихе душа автора, ранимая и чувствительная, открыта нараспашку.
Расположив слова лесенкой, он придает каждому слову особое звучание и силу.

Употреблением знаков препинания, а также слов, полярных по своему содержанию, поэт достигает того, что стих звучит как единый порыв, стремление, вызов на диспут, попытку убедить, остановить на пути ожесточения душ и материализма.

Употребление большого количества глаголов в коротком стихе создает ощущение активного действия.

Он: надрывается, врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется что не перенесет, ходит…

Маяковский писал в своей, особенной манере и стих «Послушайте» почти не отличается от других стихов автора.

Отзывы критиков

Стих “Послушайте!” — истинный шедевр русской и мировой поэзии.
«Маяковский успел оставить людям свой дар поэта, истратил жизнь, чтобы, по словам Р. Якобсона, «сделать созданную им поэзию сокровищем народа»

«Какая радость, что существует и не выдуман Маяковский — талант, по праву переставший считаться с тем, как пишут у нас нынче… Поэзию привлекут к поэту две вещи: «Ярость творческой его совести. Чутье неназревшей еще ответственности перед вечностью — его судилищем».
(Из статьи «Владимир Маяковский. «Простое как мычание»)
Б. Пастернак

«Едва ли найдется в истории другой пример того, чтобы человек, так далеко ушедший в новом опыте, в час, им самим предсказанный, когда этот опыт, пусть и ценой неудобств, стал бы так насущно нужен, так полно бы от него отказался. Его место в революции, внешне столь логичное, внутренне столь принужденное и пустое, навсегда останется для меня загадкой.

Тут была та бездонная одухотворенность, без которой не бывает оригинальности, та бесконечность, открывающаяся с любой точки жизни, в любом направленьи, без которой поэзия — одно недоразуменье, временно неразъясненное.

Читайте также:
Анализ Премудрый пескарь Салтыкова-Щедрина - тема, идея

И как просто было это все. Искусство называлось трагедией. Так и следует ему называться. Трагедия называлась «Владимир Маяковский». Заглавье скрывало гениально простое открытье, что поэт не автор, но — предмет лирики, от первого лица обращающейся к миру. Заглавье было не именем сочинителя, а фамилией содержанья».
(Из повести «Охранная грамота»)
Б. Пастернак

«Брак поэта с временем — насильственный брак. Брак, которого, как всякого претерпеваемого насилия, он стыдится и из которого рвется — прошлые поэты в прошлое, настоящие в будущее… Вся советская поэзия — ставка на будущее. Только один Маяковский, этот подвижник своей совести, этот каторжанин нынешнего дня, этот нынешний день возлюбил: то есть поэта в себе превозмог.»
(Из статьи «Поэт и время»
М. Цветаева)

«Я пытался писать музыку на стихи Маяковского, но это оказалось очень трудным, как-то не получалось. Должен сказать, что переложить стихи Маяковского на музыку очень трудно, мне особенно трудно это сделать, так как в моих ушах и сейчас звучит чтение Маяковского и мне бы хотелось, чтобы в музыке нашли себе место интонации Маяковского, читающего свои стихи.»
(Из книги «Маяковский в воспоминаниях современников»
Д. Шостакович)

«Послушайте!» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – разбор, образы, тема

В большинстве произведений В. Маяковского звучат резкие бунтарские идеи, но есть в его поэтическом наследии и чуткая, нежная лирика. К ней относится и стихотворение «Послушайте», изучаемое в 9 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Послушайте» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Послушайте!.

История создания – произведение было написано осенью 1914 г., спустя год после издания первого сборника «Нате!».

Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры«звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу».

Эпитеты«полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный».

История создания

Анализируемое стихотворение появилось из-под пера Владимира Маяковского в 1914 г. Молодой поэт уже успел выдать сборник «Нате» и стать известным в литературных кругах. В «Нате!» вошло всего 4 произведения, но в них уже проявилась манера, в которой писатель продолжал работать дальше. «Послушайте!» показало, что Владимир Владимирович может не только бунтовать, но и предаваться трогательным раздумьям.

Тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы, используемые В. Маяковским. Некоторые исследователи полагают, что под звездами автор подразумевал поэтическое творчество, другие же придерживаются мнения о том, что звезды – человеческая жизнь. В обеих позициях есть логика.

В центре стихотворения лирический герой, который обращается к окружающим. Слово «послушайте» привлекает внимание, интригует читателя. Далее герой сразу начинает свои рассуждения о звездах. Он считает, что раз небесные светила зажигают, значит это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения.

В. Маяковский считает, что звезды зажигает Бог. Поэт лаконично рассказывает, как человек приходит к Всевышнему с просьбой осветить путь. Жизнь без звезд кажется ему мукой. Когда сердце человека озаряется надеждой, что звезды вновь зажгут, он чувствует себя спокойно, не испытывает страха. В этом эпизоде привлекает внимание образ Бога. Автор приближает его к простым людям, употребляя художественную деталь: «жилистая рука». Если вырвать эту фразу из контекста, можно подумать, что перед нами обычный человек, который много работает.

В последних стихах автор снова задает риторический вопрос, показывая, таким образом, что окончательный ответ на него еще не дан. Главная мысль отображается в рефрене: «Если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?»

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Его можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится. Необычная форма, характерная для футуристической литературы, позволяет автору выделить произведение на фоне философской лирики.

Читайте также:
Аллегория в литературе - определение и значения слова

Разбор произведения доказывает, что по жанру – это элегия с элементами обращения. Владимир Владимирович размышляет над вечной проблемой, обращаясь при этом к читателям. Написаны строки произведения разностопным ямбом. Большинство строк не рифмуется, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Текст не изобилует художественными средствами, что связано с формой, которую автор выбрал для раскрытия тем. В первую очередь привлекают внимание образы-символы звезд, которые можно толковать по-разному. Также в тексте есть метафоры – «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу»; эпитеты – «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный». В тропах ярко выражена индивидуально-авторская манера Маяковского, например его склонность к соединению в одном контексте возвышенного и приземленного: звезды он называет плевочками, а руку бога – жилистой.

Важную роль в произведении играет также интонация. Создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, рассказывая о своих предположениях с трибуны. Так

Стихотворение и анализ «Послушайте!»

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плевочки

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

целует ему жилистую руку,

чтоб обязательно была звезда! –

не перенесет эту беззвездную муку!

но спокойный наружно.

“Ведь теперь тебе ничего?

Ведь, если звезды

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

загоралась хоть одна звезда?!

Краткое содержание

В. Драчинский. Звездная ночь. 2019

Первая часть элегии представляет собой раздумья лирического героя о Боге. Поэт интересуется у Господа о необходимости существования мироздания в целом. Герой ставит актуальные вопросы перед собой и за ответами отправляется к Всевышнему («врывается к Богу»). Употребляя яркую метафору в отношении Господа «жилистая рука», лирический герой подчёркивает особую связь небесных сил и человека, ведь чаще всего обладателями жилистых рук являются рабочие.

Во второй части элегии герой отправляется к Господу не только для получения ответов на интересующие вопросы, но и для того, чтобы попросить Господа создать звезду. Но, не обычную звезду, а такую, без которой жизнь человека теряет всякий смысл. Под звездой следует понимать искусство, без которого жизнь становится однообразной и пресной.

Затем лирический герой обращается к незнакомому лицу, представляющему собой образец того уникального единомышленника, который задаётся теми же вопросами. При обращении к нему, поэт использует множество вопросительно-восклицательных предложений: они служат наивной попыткой успокоить самого себя, своё сердце, встревоженное переживаниями о жизненном пути всего человечества.

Герой формулирует для себя важнейший принцип: важнее всего в этой жизни быть для кого-то чрезвычайно полезным и необходимым. Таким образом поэт выразил внутренние сомнения относительно полезности и нужности читателям своего собственного творчества.

В конце третьей части лирический герой вновь возвращается к исходной точке – к заданному в начале произведения вопросу. Но только теперь этот вопрос звучит гораздо более оптимистично, нежели в экспозиции. Герой спрашивает: «Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер … загоралась хоть одна звезда?!».

История создания

Эта яркая элегия увидела свет в 1914 г. К тому времени, молодой Маяковский уже успел опубликовать свой поэтический сборник «Нате!», и получить широкую известность в литературных кругах. В сборник «Нате!» были включены всего лишь четыре произведения, но в них уже заявила о себе особая манера, в которой автор продолжил писать в дальнейшем. Это произведение наглядно продемонстрировало, что Маяковский способен не только бунтовать, но и предаваться раздумьям лирического плана.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности – это элегия с некоторыми чертами послания. Дело в том, что Маяковский предаётся размышлениям о вечной проблеме и одновременно с этим обращается к читателям.

Поэтические строки написаны тоническим стихосложением. Также присутствует «белый стих», но, при этом, некоторые строки зарифмованы.

Композиция

При внимательном взгляде на структурное оформление произведения, складывается впечатление, что его желательно не читать, а именно слушать. Элегия построена чрезвычайно чётко: она включает в себя основной тезис и пояснение к нему.

Композиция кольцевая: во вступительной части лирический герой задаёт вопрос, а в заключительной части сам же на него и отвечает. Элегия делится на три семантические части:

  1. Первая часть включает в себя риторические вопросы о том, для чего в небе зажигаются звёзды.
  2. Вторая часть повествует о чувстве благодарности Господу за то, что он зажигает звёзды, тем самым освещая дорогу тем, кому это необходимо.
  3. Третья часть – в ней закольцовывается вся композиция: читатели вновь слышат размышления о важной миссии небесных звёзд. Но существует принципиальное различие: если в рамках первой части эти размышления звучат подобно гипотезе, то в третьей части они звучат твёрдым убеждением.
Читайте также:
Запорожская Сечь - описание законов и нравов в повести Н.В. Гоголя

В произведении отсутствует разделение на четверостишия. Подобное необычное композиционное построение весьма характерно для футуристов, к которым принадлежал Маяковский. Всю элегию можно воспринимать, как одну развёрнутую метафору, сквозь которую проходит тема человеческого одиночества.

Образы и символы

В данном произведении автор создал три ключевых образа, позволяющих максимально полно донести до читателей основную идею элегии. Особого внимания заслуживают следующие образы:

  • образ звезды – центральный. Далёкая звезда становится главной героиней произведения. Но она выступает не в роли привычного небесного светила: далёкая звезда символизирует человеческую жизнь. Также она выступает символом цели, к которой стремится лирический герой. Всем людям требуется в жизни ясная цель, подобная далёкой звезде: тогда им не придётся тратить свои силы на что-то проходящее;
  • образ лирического героя – центральный. Герой выступает одновременно в двух ипостасях: как герой произведения и как рассказчик. Лирический герой, обладая собственным взглядом на жизнь, стремится донести до читателей свои сокровенные мысли. Герой, не зависимо от своих ипостасей, полностью созвучен автору. Он обладает яркой палитрой чувств, способностью к анализу и здоровым оптимизмом;
  • образ человеческой жизни – миллионы маленьких далёких звёзд представляются лирическим героем человеческими жизнями. Соответственно для огромной вселенной одна человеческая жизнь кажется абсолютно никчёмной, а для самого человека его жизнь представляется бесценным даром небес. Поэтому любой человек желает не только продлить свою жизнь, но и понять собственное предназначение. Если звёзды зажигаются в небе каждую ночь, значит «это кому-то нужно»: бесценна жизнь любого человека, как бы отвратительно он не поступил. Его жизнь – это не только его дело: она находит прямое и косвенное отражение в миллионах других жизней;
  • образ Бога – лирический герой уверен, именно Господь «зажигает звёзды» на ночном небосводе, но задача человека попросить его об этом. Бог обладает антропоморфными чертами внешности, сходными с человеческими чертами: к примеру, наличие «жилистой руки» у божества. Герой уверен, что любой человек способен «ворваться» к Господу, коснуться его «жилистой руки» и попросить о насущном.
Темы и настроение

Тематика элегии не определяется однозначно и точно: всё зависит от того, как истолковать образы, созданные поэтом. К примеру, некоторые литературоведы уверены, что под образом звёзд Маяковский подразумевает поэтическое творчество, а другие полагают, что звёзды символизируют человеческие жизни. Обе позиции весьма достойны.

Следует выделить тему, лежащую на поверхности произведения – это тема смысла жизни и смысла красоты. Звёзды, как нечто прекрасное, способны наполнить человеческое существование теплом, светом, вдохновением и гармонией. Но при этом истинная природа звёзд не известна. Поэтому человек будущего должен поставить перед собой задачу понять эту природу, проникнув в суть мироздания.

Основная идея

Основная идея произведения заключается в познании двух основных смыслов – человеческой жизни и поэтического творчества. Получив ответ на вопрос, что звёзды зажигаются Богом ради людей, Маяковский доносит до нас мысль о том, что внимательное наблюдение за ночным звёздным небом может помочь людям отыскать смысл своего существования, найти свою дорогу судьбы.

Средства выразительности

Элегия наполнена множеством различных выразительных средств. Прежде всего, это связано с той формой изложения, которую Маяковский для себя выбрал. Внимания заслуживают следующие тропы:

  • эпитеты – «жилистая рука», «полуденная пыль »;
  • метафоры – «врывается к Богу», «звёзды зажигают»;
  • экспрессивная лексика – «врывается», «плачет», «клянётся»;
  • авторская лексика – звёзды – это «плевочки»;
  • однородные глагольные сказуемые – «врывается» к богу, боится, плачет, просит, клянётся и пр.;
  • включение элемента фантастики – «врывается к богу»;
  • приём единоначатия (анафора) – многократное употребление вводного слова «значит».
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: