Краткое содержание Три девочки и мораль – читать онлайн бесплатно

Елена Верейская – Три девочки [История одной квартиры]

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Елена Верейская – Три девочки [История одной квартиры] краткое содержание

Эта книга о дружбе трех девочек-школьниц – Наташи, Кати и Люси, – о том, как в мирные годы интересно и весело живут подружки в “Соленой Католюандо”, и о том, как в дни Великой Отечественной войны дружба помогает им наряду со взрослыми стойко и мужественно выдержать суровые испытания блокады Ленинграда.

Повесть “Три девочки” была впервые напечатана в 1948 году в Лениздате. Через десять лет она была издана с некоторыми доработками в Лендетгизе. Повесть получила многочисленные отзывы читателей и выходит массовым тиражом в серии ”Школьная библиотека”

Три девочки [История одной квартиры] – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Шум тут поднялся! Зааплодировали, закричали, и все на Вихрашку смотрят. А она смутилась, покраснела чуть ли не до слез. Я с ней рядом сидел, взглянул на нее и вдруг понял, – нет для меня в мире ничего дороже этой девушки…

А рано утром увез их грузовик в город. Посмотрел я им вслед и сразу дисциплину нарушил. Не смог в класс идти. Забился в сарай, в темный угол и в первый раз за много лет ревел. Ревел, как маленький…

Ну вот и рассказ о Вихрашке, – закончил Леонтий Федорович.

Катя совсем высунулась из-под платка

– И так вы ее потом никогда и не видели?

– Видел. – Леонтий Федорович улыбнулся.

Наташа забилась за его спину.

– Она и сейчас жива?

– А знаете, где она сейчас? – спросила Люся.

– Где же? – в один голос спросили Катя и Люся.

– В кухне. Готовит нам ужин, – тихо ответил Леонтий Федорович.

– Девочки! Идите сюда! Скорей, скорей!

Наташа стояла посреди классной. Катя и Люся вбежали с двух сторон.

Наташа молча показала им пальцами на дверь в комнату доктора. Замок был не защелкнут.

– Он сейчас ушел на работу, – заговорила Наташа, – ведь он так с драным локтем и ходит. Что, если сюрприз ему устроить, стащить пиджак – я видела, он в другом пошел, – починить и на место повесить? А?

– А кстати и посмотрим! – И Люся приоткрыла дверь.

– А не рассердится он, девочки? – спросила Катя, тоже заглядывая в комнату.

– Так мы же ему лучше сделаем. Пойдемте только все вместе. – И Наташа первая вошла в комнату.

Они были дома одни, но весь этот разговор велся почему-то вполголоса, и в комнату доктора они вошли на цыпочках.

Доктор занимал две комнаты. В первой была библиотека. Полки, битком набитые книгами, стояли и вдоль всех стен и от простенка между окнами к входной двери, деля комнату почти пополам. Книги были наложены высокими стопками и на столах, и на подоконниках, и местами даже на полу. На всем лежал густой слой пыли. Пол, видимо, тоже очень давно не подметался.

– Книг-то! Книг-то! – прошептала Люся. – Неужели он их все прочел? Это и вправду с ума сойти.

– Ну, так за всю же жизнь, – тоже шепотом возразила Наташа. – А лет-то ему сколько!

– Он уже, видно, их давно не читает: пылью все покрылись, – шепнула Катя.

– Интересно, а что у него там? – И Люся первая двинулась на цыпочках к маленькой двери во вторую комнату. Все трое вошли и остановились у порога.

Первое, что им бросилось в глаза, был большой портрет молодой женщины. Она сидела в глубоком кресле, уронив на колени книгу, и будто смотрела прямо на них. Губы ее чуть-чуть улыбались, но глаза – большие и темные – были внимательны и печальны.

– Жена… – прошептала Люся.

– Какая хорошая. – и Наташа присела на краешек кресла, не спуская глаз с портрета.

Катя тяжело вздохнула.

– Девочки, – совсем тихо прошептала она, – а вдруг ему будет неприятно, что мы на нее смотрим.

Наташа и Люся ничего не ответили, и все три притихли, продолжая рассматривать портрет. Первая нарушила молчание Люся. Она окинула взглядом всю небольшую комнату и тронула Наташу за плечо:

– Смотри! Ты сидишь на том самом кресле…

Наташа вскочила на ноги и оглянулась. Да, кресло было то самое, что на портрете. Наташе вдруг показалось, что она поступила очень дурно, усевшись на него. Она снова взглянула на портрет. Печальные глаза женщины смотрели прямо в ее глаза.

– Девочки, – взволнованно прошептала она, – давайте сделаем доктору что-нибудь очень-очень хорошее!

– Верно! – Люся кивнула головой. – Починим ему пиджак и…

– И уберем его комнаты! – перебила ее Катя.

Они внимательно огляделись. Под портретом стоял огромный письменный стол, весь заваленный книгами и рукописями. Они лежали в беспорядке, но пыли на них не было. Перед массивной мраморной чернильницей лежал лист бумаги, до половины исписанный крупным, но очень неразборчивым почерком. Люся взяла его.

Читайте также:
Краткие вредные советы - читать книжку онлайн за несколько минут

– Люська! – Наташа испуганно схватила ее за руку. – Положи обратно! На письменном столе ничего нельзя трогать. Мне папа всегда говорит: «Чужой письменный стол – святыня».

– А беспорядок-то на нем! – Люся засмеялась и зажала рот рукой. – Вроде как у меня!

– И ничего не значит, – строго сказала Наташа. – Когда папа работает, у него тоже вроде этого, а трогать нельзя, а то всё перепутаешь.

– И у дедушки, когда он что-то мастерит, – прибавила Катя. – И смотрите, – на столе пыли нет. Значит, эти книжки он читает. Нет, девочки, стола мы прибирать не будем, – ладно?

Кроме письменного стола, в комнате стояла кровать, небрежно покрытая старым ватным одеялом, и с одной подушкой в очень несвежей наволочке; платяной шкаф, а в углу туалетный столик с большим тройным зеркалом и всеми принадлежностями женского туалета – флакончиками, пудреницей, вазочкой для мелочей. Флакончики были пусты, в вазочке лежали всего несколько головных шпилек, но все стояло в строгом порядке и без единой пылинки. Казалось, хозяйка всех этих изящных вещиц только что прибрала их заботливой рукой и ушла на работу.

У туалетного столика девочки молча переглянулись. Они поняли, что и этого трогать нельзя.

– Бедный доктор! – прошептала Наташа. – Нет, девочки, непременно надо сделать ему приятное. А где же пиджак?

Она огляделась. Пиджак висел на гвозде над кроватью. Наташа сняла его.

– Да тут не только дырка на локте! Вон и подкладка отпоролась, и пуговица на ниточке висит.

– Девочки, знаете что? – заговорила Катя. – Надо скорей, а то не успеем. Давайте так: ты, Наташа, сразу садись чинить пиджак; Люся пусть начинает пыль вытирать в той комнате, а я пока в этой вымою пол. Больше в этой комнате мы ничего трогать не будем, а пол очень грязный. Ладно?

– Постойте! – У Наташи заблестели глаза. – А я еще что придумала! Сейчас! – Она схватила с туалетного столика – хрустальную вазу для цветов и выбежала из комнаты.

– Чудно! Она ему цветочков поставит! – Люся захлопала в ладоши. – А что бы еще придумать?

– Правда! Что бы еще? – повторила Катя.

Обе задумались. Вошла Наташа, осторожно неся в руках вазу с несколькими красивыми пышными розами, и поставила ее на место.

– Это мама в нашу комнату вчера купила, – объяснила она. – Только я думаю, она не рассердится; ей самой доктора жалко. Ну, а теперь за дело!

И, увлеченные своей затеей, девочки принялись за работу. Когда часа через два вернулась домой Софья Михайловна, она испугалась: дверь в комнату доктора была открыта настежь, – доносились голоса девочек. Софья Михайловна заглянула туда и ахнула. В библиотеке доктора пыль стояла столбом. Наташа, свесившись в раскрытое окно, изо всех сил вытряхивала огромную пыльную тряпку, и клубы пыли летели обратно в комнату. Взобравшись на верхнюю ступеньку стремянки, Люся поспешно перетирала одну за другой книги на полке. Она напоминала мельника во время работы: ее волосы, лицо, ресницы, платье были, как мукой, засыпаны светлой пылью. У закрытой двери во вторую комнату стояла Катя – босая, в одних трусах и майке, с большой мокрой тряпкой в одной руке и ведром воды в другой. С тряпки текла вода и расплывалась лужей у ее ног.

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Олеша Ю. “Три толстяка” Читательский дневник, краткое содержание

Олеша Ю. “Три толстяка” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Олеша Ю.

Название: “Три толстяка”

Жанр: сказочная повесть

Тема произведения: о людях

Число страниц: 120

Главные герои и их характеристика

Суок, девочка 12 лет. Артистка цирка. Добрая, отважная, ловкая. Настоящий друг, который не бросит своих друзей в беде.

Наследник Тутти, мальчик 12 лет, приемный сын Трех Толстяков. Тихий, грустный, меланхоличный, но совсем не злой. Брат Суок.

ГаспарАрнери, доктор, мастер на все руки. Человек честный и добрый.

Оружейник Просперо, народный герой, мужественный и очень сильный.

Гимнаст Тибул, народный герой, ловкий и быстрый.

Три толстяка. Жадный, злые, жестокие тираны.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Повесть о борьбе простого народа за свои права, в которой принимали участие девочка Суок и ее друзья, Просперо и Тибул, а также в которую, был вовлечен доктор Арнери.

Сюжет — краткое содержание

Народ поднимает восстание против Трех толстяков, но гвардейцы подавляют его, а гимнаст Тибул убегает по крышам через площадь Звезды.

Любимая кукла наследника Тутти оказывается сломана гвардейцами, наследник плачет, а Три толстяка приказывают доктору Арнери починить куклу.

Читайте также:
Сочинение на тему - Героическая смерть Тараса Бульбы, описание

Во время бунта доктор теряет куклу, которую он все равно не мог починить, но зато находит Суок, которая похожа на куклу как две капли воды.

Суок оказывается во дворце, и наследник Тутти радуется ожившей кукле, а потом отдает ей ключ от зверинца.

Суок освобождает оружейника Просперо, но сама оказывается схвачена гвардейцами и ее ждет казнь.

В это время поднимается восстание, народ берет дворец Толстяков штурмом и освобождает Суок.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда продавец воздушных шаров упал в торт и его обмазали кремом. Продавец сильно боялся, что его съедят вместе с тортом, но в этот момент Толстякам привели оружейника Просперо.

План произведения для пересказа

  • Доктор на прогулке.
  • Восстание и ее подавление.
  • Тибул на площади Звезды.
  • Продавец шаров падает в торт.
  • Странный негр и силач.
  • Капустная голова.
  • Арнери должен починить куклу.
  • Арнери в цирковом балаганчике.
  • Соук изображает куклу.
  • Суок освобождает Просперо.
  • Спасение Суок.
  • Победа народа.
  • Тайна ученого Туба.

Главная мысль

Самое важное для любого человека иметь храброе сердце и верных друзей. Тогда никакие враги не смогут победить его. Угнетатели простого народа должны быть лишены власти.

Чему учит эта книга

Эта сказка учит дружбе и верности, смелости и мужеству, умению бороться за свои права. Учит не сдаваться и не терять надежды. Учит тому, что справедливость обязательно восторжествует, а зло будет наказано. Учит бороться с угнетателями и поработителями.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравилась эта сказка во многом потому, что в ней много приключений и много юмора. Главная героиня сказки Суок показала себя храброй девочкой и верным другом. Она была готова пожертвовать собой, ради своего народа и это вызывает уважение.

Новые слова и выражения

Оружейник — человек, делающий оружие.

Обшлаг — отворот на рукаве.

Бич — кнут кучера.

Стропила — часть конструкции крыши.

Пословицы к произведению

Если вздохнуть всем народом, ветер поднимется.

Богачу прибыль, а бедняку гибель.

Друг познается в беде.

Сам погибай, а товарища выручай.

Богатому ни правды, ни дружбы не знать.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей – еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Третья девушка (Кристи)

К знаменитому детективу Эркюлю Пуаро приходит за советом неопрятная девица: ей кажется, что она совершила убийство. Пуаро просит посетительницу рассказать, в чём дело, но она поспешно уходит.

Пуаро советуется с известной писательницей миссис Ариадной Оливер. Подумав, женщина вспоминает, что недавно была на одной вечеринке. Там разговор зашёл о детективах, и одна из присутствующих девушек, похожая по описанию на посетительницу Пуаро, очень внимательно слушала. Миссис Оливер рассказывает, что девушку зовут Норма Рестарик. Её отец очень богат, а девушка не ладит с мачехой, которая намного младше отца, и поэтому живёт отдельно с двумя подругами. У неё есть друг-художник, который не нравится родителям. У отца Нормы есть старенький дядюшка, за которым приглядывает молодая иностранка. Пуаро интересует, не произошло ли где-то убийство, но никаких сведений не поступало.

Миссис Оливер узнаёт, что мачеха Нормы последнее время жалуется на боли в желудке, но врачи ничего не находят. Вместе с Пуаро они приходят в квартиру, где живёт Норма. Её соседки Клодия и Френсис сообщают, что Норма уехала домой, скрывая, что девушки уже несколько дней нет и никто не знает, где она.

Пуаро приходит к родителям Нормы, живущим в небольшой деревушке. Миссис Рестарик, высокая золотоволосая женщина, сообщает, что часто уезжает в Лондон по делам и поэтому они ищут дом в столице. Пуаро хочет встретится с дядюшкой, сэром Родериком, своим старым знакомым, но оказывается, что в доме находится друг Нормы, Дэвид Бейкер. Молодой человек объясняет своё присутствие тем, что беспокоится за Норму, которой уже несколько дней нет в Лондоне. Миссис Рестарик недовольна его присутствием. Она рассказывает, что её падчерица довольно странная девушка, у неё могут быть приступы агрессии, и она ненавидит свою мачеху.

Сэр Родерик благосклонно относится к миссис Рестарик, невысокого мнения о своём племяннике и считает Норму глупой. Он рассказывает, что племянник бросил жену с ребёнком ради недостойной женщины.

По дороге в Лондон Пуаро встречает Дэвида, который догадался, что Пуаро — частный детектив. Дэвид обеспокоен пропажей Нормы. Пуаро выясняет, что первая соседка Нормы Клодия, дочь члена парламента, работает секретаршей, серьёзная и порядочная девушка, вторая, черноволосая Френсис, работает в галерее, связанна с искусством, часто находится в разъездах.

Как-то вечером швейцар услышал выстрел. Придя, он увидел Норму с пистолетом в руке. Клодия забрала пистолет и увела её. Но на полу были пятна крови и кто-то убежал. За молчание Френсис заплатила крупную сумму. Также Пуаро узнаёт, у мистера Рестарика был родной брат, который умер бездетным. Бросив семью, мистер Рестарик много лет прожил в Южной Африке, заработал большое состояние и вернулся в Англию с молодой женой. Его первая жена, мать Нормы, к тому времени умерла, и он взял дочь к себе.

Читайте также:
«Помощь идет» краткое содержание книги Б. Житкова для читательского дневника, главные герои, основная мысль и тема произведения

Клодия беспокоится из-за исчезновения Нормы, но Френсис спокойна. Клодия намекает соседке, что в её компании любят баловаться наркотиками. Френсис сообщает, что видела в спальне Нормы нож. В день, когда произошёл выстрел, на улице подрались хулиганы. Может, Норма забрала нож у них? Тем не менее, Френсис будет закрывать дверь на ночь.

Миссис Оливер случайно видит Норму с Дэвидом в кафе. Норма рассказывает, что мачеха всё время жалуется на своё здоровье, и думает, что Норма ей что-то подсыпает. В комнате девушки нашли яд, которым опрыскивают растения в саду, но она ничего не помнит. Также Норма не помнит, откуда у неё взялся нож. Не смотря на это, Дэвид хочет на ней жениться.

Миссис Оливер сообщает Пуаро по телефону, что встретила Норму, и знаменитый детектив тут же приезжает. Дэвид уже ушёл, и девушка сидит в кафе одна. Норма признаёт, что ненавидит мачеху и у неё провалы в памяти. Отца она не видела пятнадцать лет и ей кажется, что он был другим. Пуаро советует обратиться к врачу.

Миссис Оливер встречается с Дэвидом, который приводит её в художественную мастерскую. Там писательница видит позирующую Френсис.

На улице Норму сбивает машина, и девушка попадает к врачу, доктору Стиллингфлинту. Норма ничего не помнит и удивлена, когда ей говорят, что она сама бросилась под автомобиль. Девушка проникается к врачу доверием и рассказывает ему историю своей жизни. Сделав анализы, доктор видит, что Норма принимает наркотики.

Эркюль Пуаро получает письмо от мистера Рестарика с просьбой встретиться, чтобы поговорить о дочери. Он приезжает к нему домой, но мистер Рестарик удивлён: он никакого письма не посылал. В разговоре мистер Рестарик жалуется, что ему трудно с дочерью и сообщает, что его жена часто жалуется на боли в желудке, а в её еде был обнаружен яд.

Миссис Оливер попадает в больницу — её кто-то ударил по голове. Она подозревает Дэвида.

К Пуаро приходит сэр Родерик, у которого пропали секретные документы. Но кто в их доме шпион? Миссис Рестарик носит парик из-за облысения, но она не шпионка.

Пуаро наводит справки о Дэвиде и выясняет, что у него не очень хорошая репутация, два раза получал условный срок, водится с сомнительными людьми. Но под подозрение в шпионаже попадает хорошенькая помощница сэра Родерика. В разговоре с Пуаро девушка сообщает, что миссис Рестарик встречается в Лондоне с другими мужчинами.

Анализируя факты, знаменитый детектив вспоминает портрет мистера Рестарика, который он видел у него в офисе. Портрет был сделан много лет назад в паре с портретом матери Нормы, но мистер Рестарик перевёз свой портрет в офис, а портрет жены оставил дома.

Пуаро узнаёт, что в доме, где живёт Норма произошёл несчастный случай — выбросилась из окна одна из жительниц, миссис Луиза Шарпантье. Он наводит справки и выясняет, что покойная любила выпить и когда-то была любовницей отца Клодии. Френсис приходит домой и видит там убитого Дэвида, а рядом с ним Норму, держащую в руке кухонный нож.

В квартире девушек находятся мистер Рестарик, Пуаро, доктор Стиллингфлинт, миссис Оливер, инспектор полиции и три девушки. Норма спокойным голосом сообщает, что не может отмыть кровь с ножа и так же было и с Луизой. Пуаро сообщает миссис Оливер, что Норма была в клинике доктора Стиллингфлинта, куда он её устроил, и это он подстроил свою встречу с мистером Рестариком.

Пуаро знает, что Луиза Шарпантье — бывшая любовница мистера Рестарика, ради которой он бросил мать Нормы. Норма ненавидела Луизу Шарпантье с детства, но как она могла её помнить, если Норме в то время было пять лет? Когда вывозили из квартиры Луизы мебель, выпало её письмо к мистеру Рестарику, которое попало к Пуаро.

Доктор Стиллингфлинт утверждает, что Норма — совершенно нормальная девушка, у неё провалы в памяти потому, что её накачали наркотиками. Все ждут миссис Рестарик, которая должна вот-вот прийти. Пуаро откидывает волосы Френсис, и все видят, что она и есть миссис Рестарик. Её муж бросается ей на помощь, но его арестовывают.

Некий мошенник Роберт Оруэлл сошёлся в Южной Африке с Френсис. Они оба узнали, что мистер Рестарик умер и его огромное состояние принадлежит его дочери Норме. Приехав в Англию, Оруэлл выдал себя за мистера Рестарика, которого никто не помнил. Норма была маленькой, когда видела отца последний раз, а старый подслеповатый дядя мог и ошибиться. Дэвиду Бейкеру, который хорошо умел копировать картины, они заказали портрет, чтоб подменить его на портрет, сделанный много лет назад. Но Оруэлл испугался, что появившаяся Луиза его узнает, и Френсис убила её. Дэвид начал шантажировать мошенников, и они подстроили его убийство. Судя по крови на ноже, Норма не могла его убить. Норме они давали наркотики.

Читайте также:
Стихи подруге - просто так, со смыслом, трогательные до слез

Документы сэра Родерика нашлись и он женится на своей помощнице.

Характеристика семьи Мелеховых в романе «Тихий Дон»

С характеристикой семьи Мелеховых в романе «Тихий Дон» читатель сталкивается с первых страниц произведения. Ей же посвящаются последние строки сочинения Шолохова. В начале романа автор рассказывает о трагической судьбе главы дома Прокофия Мелехова и его супруги-турчанки. Последнюю убивают односельчане после оговора, как ведьму. В конце произведения читатель видит историю Григория, который вернулся после похорон Аксиньи.

  1. Общая характеристика семьи
  2. Глава семьи и его супруга
  3. Сыновья Мелеховы
  4. Дочь и снохи

Общая характеристика семьи

Семья Мелеховых внутренне выделяется в казачьей среде своего хутора. Прокофий всегда носил бороду и одежду русских, никогда не был своим в стане казаков, ведь он внешне нисколько не был похож на них. Старший сын Пантелей, исчерна-смуглый и непокорный, также не был похож на остальных. Не зря все соседи звали членов семьи «турками» за темный цвет кожи и характерную горбинку на носу.

Мелеховский дом всегда был добротным и зажиточным. Это стало возможным только благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. В семейном гнезде жили сыновья с женами, дочь и внуки, не считая старшего Мелехова и его жены.

Однако мирной жизни приходит конец, когда на хутор врывается жестокая война. Спокойный уклад жизни полностью разрушается, семьи начинают распадаться. Не обошла проблема стороной и семейство Мелеховых.

Пантелей Прокофьевич и его сыновья погружаются в бурный водоворот событий, которые кружат их и не отпускают до последнего. Не менее печально складывается жизнь и других представителей некогда крепкой семьи.

Глава семьи и его супруга

В своем произведении автор не только дал полное описание истории семьи Мелеховых, но и отдельно рассказал о каждом из ее представителей.

Глава семейства Пантелей Прокофьевич родился очень слабым, но смог победить смерть и выжил.

Постепенно он встал на ноги и не только завел семью, но и смог стать зажиточным казаком.

Внешне он больше был похож на черкеса:

  • нос с горбинкой;
  • темная кожа;
  • волосы цвета воронова крыла;
  • сухость тела.

Мужчина очень вспыльчив по характеру, но справедлив. Он учит Григория жизни при помощи костыля, воспитывает Дарью вожжами и частенько одаривает тумаком жену. Когда Пантелей узнает о том, что Петр загулял с Аксиньей, то решает все самостоятельно, женив сына на Наталье Коршуновой. При этом желания и чувства молодых совершенно не учитывались.

Но это не значит, что старший Мелехов был тираном и самодуром. Он очень дорожит своим семейством. Так, мужчина возвращает Наталью, которая ушла к родителям после смерти мужа. Он относится к ней с подчеркнутым уважением и вниманием.

Глава семьи возит обмундирование в Ягодное для Григория, который вместе с женой ушел из отчего дома. Он очень гордится достижениями сыновей. Казалось, что ничто не сможет сломить этого сильного и волевого человека. Но смерть ребенка всегда повергает в шок. Именно так и случилось с Пантелеем. Он был сломлен смертью сыновей, которые были смыслом всей его жизни.

Василиса Ильинична, супруга Пантелея, по-своему любит свою семью и содержит дом в порядке и чистоте. Она защищает детей от несправедливого гнева отца и любит их всем сердцем. Любовь матери настолько сильна, что она теряет смысл жизни после смерти Петра, которого убили прямо возле дома. Только ожидание Григория придает ей сил жить дальше.

Женщина приняла Наталью как родную дочь. Она поддерживает девушку, прекрасно понимая, как тяжело ей живется с нелюбимым мужем. Скрывает болезнь Дарьи, чтобы свёкор не прогнал ее со двора.

Женщина даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей и принять Михаила Кошевого, несмотря на то, что он убил ее сына.

Сыновья Мелеховы

Петр Мелехов — старший сын в семействе. Он был полностью похож на мать. Молодой человек был очень милый, светловолосый, с курносым носом и совершенно неспокойным характером. Молодой человек любит своих близких всем сердцем и готов ради них на все. При этом Петр готов бороться за справедливость любой ценой. Он вместе с братом отстаивает честь Аксиньи, которую избивает муж, а также вступается за односельчан на мельнице.

Война меняет парня полностью. В отличие от старшего брата, он очень быстро приспосабливается к изменившейся ситуации и перестает думать о судьбах других людей. Для него война была радостью, ведь она открывала неограниченные перспективы. Петр быстро получает чин в военных рядах и, ничуть не смущаясь, отправляет домой подводы с награбленным. Но война жестока, она привела молодого человека к гибели. Умер он от рук Кошевого, умоляя односельчан спасти его.

Читайте также:
Отрицательные герои в пьесе Недоросль - описание качеств персонажей

Григорий Мелехов же является противоположностью старшего брата. Он внешностью пошел в отца. Черты парня были острыми, глаза горели огнем. Характер свой он также унаследовал от родителя. Молодой человек не может принять насилия, что заставляет его постоянно метаться между белыми и красными. Он видит, что все разговоры о прекрасном будущем оканчиваются кровопролитием. А смириться с таким положением Григорию не позволяет совесть.

Поэтому он бросает все и уезжает с Аксиньей на Кубань. Но и здесь ему не суждено обрести счастье — любимая погибает.

Дочь и снохи

Дочь Мелеховых Дуняша в «Тихом Доне» описывается как полная копия отца — она столь же дерзка, своенравна и неуступчива.

Ее твердость более всего проявляется в тот момент, когда она принимает решение выйти замуж за Кошевого, несмотря на то, что он убил ее брата. Но вместе с тем она очень мягкая, нежная и понимающая девушка. Именно эти черты позволяют Дуняше принять детей Григория и заменить им мать. Ведь у брата не осталось никого, кроме:

  • Дуняши;
  • Мишатки.

Это его самые близкие люди, которых он ценил и любил больше собственной жизни. К ним он и вернулся с войны.

Жена Григория Наталья является одним из самых ярких женских образов в произведении. Почему она стала несчастной, непонятно. Ведь это очень красивая женщина, созданная для того, чтобы любить и быть любимой. Однако в браке она не нашла счастья.

Муж так и не смог полюбить ее. Наталья находит утешение в своих детях. Она всю свою жизнь борется за мужа, но последней измены простить ему не может. Женщина избавляется от последнего ребенка, при этом умирает сама.

Дарья, жена Петра Мелехова, была противоположностью Натальи. Она была с ленцой, думала только о собственной красоте и удовольствии. Женщина совершенно не задумывается о морали и идет по жизни легко. Война на всех наложила свой отпечаток, но не на Дарью.

Называть ее женщиной, которая любила своего мужа, очень сложно. Оплакав его, она вновь отправилась гулять и развлекаться. Это привело к тому, что девушка заразилась сифилисом и в одно прекрасное солнечное утро утопилась в Дону.

Когда в мирную жизнь людей вторгается война, она меняет их. И семья Мелеховых является ярким примером этого. Мало кто из них дожил до конца произведения.

В живых остались только Григорий, его дети и сестра, которая вышла замуж за врага.

Еще материалы по роману «Тихий дон»:

История семьи Мелеховых в романе Тихий Дон Шолохова

Роман Шолохова «Тихий дон» повествует об истории семьи Мелеховых в годы Первой мировой и Гражданской войн. С мастерством, присущим великому литератору, он выписывает образы своих героев, и они предстают перед нами как живые. История этой семьи словно слепок со всей России того времени – трагичная и обыденная одновременно. В то время каждая семья была, как плугом перепаханная, как бывает в годы больших перемен.

Мелеховы – семья большая. Глава семьи Пантелей Прокофьевич, наполовину турок; его жена, потомственная казачка, Василиса Ильинична; их дети – Петр, Григорий и Дуняшка; жена Петра – Дарья. Живут они размеренной крестьянской жизнью. Быт казаков настолько красочно описан Шолоховым, что создается ощущение, что ты видишь это своими глазами. Понятно, что, если бы не война, так бы и прожили эти люди – женились, рожали и воспитывали детей, умирали. Однако каждый казак с рождения готовился отцом к военной службе. Поэтому к войне донские казаки были привычны и уходили на нее, как в наше время люди уходят на работу.

Родители в то время были для детей непререкаемым авторитетом, а глава семьи правил домашними безраздельно. Так было и в семье Мелеховых, но турецкая кровь не позволяла Григорию полностью подчиняться отцу. Между братьями вообще большой контраст. Мягкий, покладистый Петр, похожий на мать, и вспыльчивый, весь в отца, непокорный Григорий. Объединяет их любовь к семье и к казацкой земле.

В самом начале повествования, автор рассказывает о трагической смерти матери главы семьи – Пантелея Прокофьевича. То, что мать его была турчанкой, привезенной отцом из дальних походов, хорошо объясняет характер этого человека. Он вспыльчивый, жесткий даже порой жестокий с окружающими. Судя по роману, в молодости от него сильно страдала его жена – Ильинична, но с годами характер его стал мягче и это хорошо видно в тот момент, когда Пантелей Прокофьевич возвращает домой жену своего сына Григория – Наталью.

С Революцией начинается излом семьи Мелеховых. Автор проводит нас со своими героями по всем трагическим эпизодам слома старого государственного строя и построения нового. Жители одного хутора, годами живущие дружно, становятся лютыми врагами. Как страшен эпизод убийства Петра своим односельчанином – Мишкой Кошевым. Но вся суть слома семейных традиций в полной мере проявляется, когда Дуняшка решает выйти замуж за убийцу своего брата. Не возможно этого понять и осознать, если сам в такое время не жил.

Читайте также:
Коровьев - характеристика персонажа в Мастер и Маргарита

К концу повествования от большой семьи Мелеховых остаются в живых только Дуняшка, Григорий и сын его – Мишатка. Но этот маленький мальчик, на мой взгляд, символ надежды на возрождение, на новую жизнь. Ведь это ему – последнему Мелехову, предстоит возродить семью, чтобы не прервался род. Он и есть – символ России, которая всегда возрождалась, измученная и израненная, она все равно вставала, и стоять будет вечно.

Также читают:

Картинка к сочинению История семьи Мелеховых в романе Тихий Дон

Популярные сегодня темы

Рассказ Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» до сих пор не потерял своей актуальности, ведь доброта по отношению к окружающим людям всегда востребована

Народные сказки, самые любимые произведения у детей. В них всегда добро побеждает зло, а слабый показывает свою силу и любовь к своим близким и друзьям. Не исключение и сказка «Морозко»

В рассказе Антона Павловича Чехова Иван Великопольский показан самым обычным бедным студентом. Ему всего лишь 22 года, поэтому становится вполне понятен тот образ мыслей, который присущ данному персонажу.

Образ Сони Ростовой как будто отделен от женских образов романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Она – племянница графа, которая растет в его доме.

Обыкновенная деревенская семья Шадриных с сыном Васей, проживали в небольшом поселке на берегу Енисея. Родители Васи все свое время посвящали занятию промыслом рыбы и животных, обитавших там

Характеристика семьи Мелеховых в романе «Тихий Дон» – описание для сочинения

В романе Михаила Александровича Шолохова описано более 600 образов людей. В романе рассказывается о непростых временах для страны о мировой и гражданской войнах. Семья Мелеховых являются главными героями произведения.

Большая и крепкая семья Мелеховых по местным меркам была зажиточная. Глава семьи Пантелей Прокофьевич человек вспыльчивый и несдержанный. В их семье полный патриархат все подчиняются Мелехову старшему, и никто не осмеливается ему перечить. Пантелей Прокофьевич воспитывает своих детей в строгости и никому не дает спуску. Так Григория, который влюбился в замужнюю девушку, он женит на деревенской девушке Наталье. Гоняет Дарью, которая загуливает, иногда перепадает и жене.

Хоть Пантелей Прокофьевич на вид строгий и жесткий, в душе он очень переживает за своих детей и жену. Он гордится сыновьями, который дослужились до хороших чинов на войне, и переживает за Наталью, которую так не любит его сын Григорий. Мелехов старший возвращает девушку назад домой, несмотря на нелюбовь своего сына Григория.

Жена Пантелея Прокофьевича Василиса Ильинична наоборот добрая женщина, старается всегда оградить детей от жестокости отца. Василиса Ильинична очень добрая и душевная, она во всем помогает и сочувствует Наталье, которая живет с нелюбящим мужем. Она понимает девушку, которой приходится каждый день просыпаться с мыслью, что муж ее не любит. Мать прикрывает своих детей во всем, ведь она их безумно любит. Она даже пытается найти общий язык с убийцей своего сына Петра Мишкой Кошевым.

Сыновья Григорий и Петр Мелеховы совсем разные, несмотря на то, что родные братья. Григорий очень добрый и честный. Он хочет везде добиться справедливости и борется за нее. Младший сын больше похож на отца, такой же вспыльчивый и нетерпеливый. Он долго не может выбрать сторону, на которой ему воевать. Он хочет, чтобы все проходило честно, но война с ним поступает жестоко, поэтому он решает вернуться домой к семье.

Петр старший брат полная противоположность Григория, на войне он чувствует себя фривольно. Он разворовывает и посылает награбленное домой родителям. Петр по характеру пошел больше в мать, мягкий и в какой-то степени неуверенный в себе. Но, несмотря на все это Петр, не задумываясь, борется за справедливость. Петр погиб от своего односельчанина, который являлся мужем его сестры Дуняши.

Дуняша очень добрая девушка, хотя характер у нее отцовский. Она твердо для себя решила выйти замуж за Михаила Кошевого, несмотря на то, что он убил ее брата. Когда же Наталья умирает, то девушка берет на воспитание детей брата к себе.

Наталья, которая была женой Григория в романе представлена в виде сильной женщины. Она долго ждала и терпела, что муж ее не любит, и всячески пыталась сохранить семью. Григорий ее так и не полюбил и после последней измены Григория она делает аборт, после чего умирает.

Дарья жена Петра, отличалась от всех Мелеховых своей ленцой и нерасторопностью. После того как Петра убивают, Дарья недолго страдает и находит утешение в объятиях других мужчин. В связи с таким образом, жизни она заболевает сифилисом и кончает жизнь самоубийством.

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Читайте также:
Наташа Ростова и Пьер Безухов - характеристика героев, любовь

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин. Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом. Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем. Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора. Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.

Григорий и Пётр

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер. Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость. Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные». Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели. Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером. В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой. Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

История создания


Михаил Шолохов
Шолохов работал над романом «Тихий Дон» пятнадцать лет, с 1925 года по 1940 год. Всего писатель создал четыре тома, которые публиковал по отдельности, по мере завершения работы над каждым. Первые три тома в течение нескольких лет выходили в литературном журнале «Октябрь», а четвертый том опубликовали в журнале «Новый мир». За роман «Тихий Дон» Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе в 1965 году.

Изначально Шолохов собирался написать роман о революции на Дону, и события начинали разворачиваться с лета 1917 года. Однако работа над текстом быстро зашла в тупик, потому что Шолохов понял, что без предыстории читатель романа не поймет. На обдумывание текста и сбор необходимых для работы материалов у Шолохова ушел год. Позднее автор начал работу с начала, и действие романа переносится в предвоенные годы. После выхода романа Шолохов стал знаменитым.

Читайте также:
Никанор Иванович Босой - характеристика героя, описание персонажа

Дуняша, Наталья и Дарья

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата. С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать. Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья. Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях. Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали. Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично. Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Как в поэме М.Ю. Лермонтов «Мцыри» представлен романтический конфликт мечты и действительности?

Чем внутренне выделяются Мелеховы в казачьей среде?

1)Семья Мелеховых выделяется в казацкой среде своей яркой внешностью: «Турецкая кровь смешалась с казачьей и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки». 2) Еще одной отличительной чертой семьи был их склад характера, отличительные особенности поведения. «Диковатые», «звероватые», «в гневе доходили до беспамятства». 3) Мелеховы не зависели от общественного мнения, могли пойти против законов и устоев. 4)Прокофий женился на турчанке, Григорий не прекращал общение с Аксиньей, Дуняша вышла замуж за убийцу брата. 5)Таким образом, семья Мелеховых внутренне выделялась из казачьей среды своей независимостью от общественного мнения, способностью на смелые, импульсивные поступки.

В каких произведениях русской литературы изображены любовные драмы и в чем эти произведения можно сопоставить с «Тёмными аллеями» Бунина?

1)В русской литературе к теме любовной драмы обращались многие, в частности А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Бунин. 2) В романе в стихах А.С. Пушкина, Евгений полюбил Татьяну только после того, как она выходит замуж и становится «законодательницей бал». 3)Она всё еще любит Онегина, но предпочитает остаться верной своему супругу. 4)Также, как и в «Тёмных аллеях», герои любят друг друга, но разлучены судьбой, они утеряли возможность совместного счастья. 5)В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин и Вера любят друг друга, но героиня уезжает и герои вынуждены «расстаться навеки». 6) Григорий осознает, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. 7) Как и у Бунина, судьбы героев складываются очень драматично, им не суждено прожить счастливую долгую совместную жизнь. Итак, именно в этих вышеупомянутых трех произведениях изображена горькая любовная драма, где судьба разлучила любящих друг друга героев.

Не думай о секундах свысока. Наступит время, сам поймешь, наверное,- свистят они, как пули у виска, мгновения, мгновения, мгновения. У каждого мгновенья свой резон, свои колокола, своя отметина, Мгновенья раздают — кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие. Мгновения спрессованы в года, Мгновения спрессованы в столетия. И я не понимаю иногда, где первое мгновенье, где последнее. Из крохотных мгновений соткан дождь. Течет с небес вода обыкновенная. И ты, порой, почти полжизни ждешь, когда оно придет, твое мгновение. Придет оно, большое, как глоток, глоток воды во время зноя летнего. А в общем, надо просто помнить долг от первого мгновенья до последнего. Не думай о секундах свысока. Наступит время, сам поймешь, наверное,- свистят они, как пули у виска, мгновения, мгновения, мгновения.

Что даёт основание отнести стихотворение «Мгновения» к философской лирике? (Рождественский)

1) Раздумья о смысле и быстротечности человеческой жизни дают основание отнести стихотворение «Мгновения» Р.Рождественского к философской лирике. 2) Автор говорит о том, что время быстротечно, сравнивает мгновения с пулями у виска, но в тоже время призывает читателей «не думать о секундах свысока». 3) Также он рассуждает о том, как время влияет на людей: «Мгновенья раздают – кому позор, / Кому бесславье, а кому бессмертие». 4) Поэт рассуждает о скоротечности человеческой жизни, призывает помнить о своем долге, от первого до последнего мгновения, жить по совести, сегодняшним днём. 5) Именно эти рассуждения и выводы писателя о скоротечности жизни дают основание отнести его стихотворение к философской лирике.

Читайте также:
Мцыри - краткое содержание поэмы, история создания, анализ

«Не жалею, не зову, не плачу…» Сергей Есенин

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Какие философские размышления произведения русских поэтов созвучны проблематике есенинского стихотворения? (Есенин «Не жалею, не зову, не плачу»)

1) Многие русские поэты обращались к проблематике, созвучной есенинскому стихотворению, в частности А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. 2) В стихотворении «Вновь я посетил» Пушкина, поэт говорит об изменениях в жизни, вспоминает моменты с няней, родные пейзажи, а в конце стихотворения обращается к будущему поколению. 3) Как и в стихотворении Есенина, Пушкин намекает на то, что молодость прошла, он задумывается о скоротечности жизни. 4) В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой» поднята схожая проблематика. 5) Как и у Есенина, поэт разочаровался во многих аспектах жизни, он осознает, что молодость прошла, также пророчит свою собственную кончину: «мой ум немного совершит». 6) Именно эти философские произведения русских поэтов очень близки проблематике есенинского стихотворения во многих аспектах.

Как в поэме М.Ю. Лермонтов «Мцыри» представлен романтический конфликт мечты и действительности?

В своей поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов поднимает тему могучей, сильной личности, бросающей вызов судьбе и идущей до конца. Романтический конфликт мечты и действительности представлен в борьбе героя с обыденной опостылевшей жизнью, в его стремлении к свободе и попытках обрести счастье.

Мцыри живет мечтой о побеге на родину и встрече с людьми одной крови. Им движут воспоминания из детства, мечты о воле, надежды на счастье. Побег из мрачных стен монастыря окрыляет его, он стремится уйти из «земли чужой». Прекрасные картины природы, встреча с девушкой, схватка с барсом — всё это воодушевляет юношу, придает ему веру и жизненные силы. В родных местах он чувствует себя счастливым, «понимает» природу.

Но главный конфликт в том, что мечты не соответствуют действительности. Счастье оказывается недостижимым. Герой возвращается к монастырю, он сделал круг, возвратившись на то самое место, где начинал побег. Путь к свободе становится бегом по кругу, дорогой в тупик. Он снова окажется в плену привычных обстоятельств, в стенах опостылевшего монастыря, среди чужих для него людей.

Лермонтов, на примере жизни и подвига юноши из горного селения показывает крушение мечты человека страстного, одержимого идеей. В итоге финал жизни героя оказывается трагическим. К сожалению, борьба героя не венчается успехом. В романтическом конфликте мечты и действительности побеждает суровая реальность.

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон»

Введение

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя с первых строк. Ей посвящены и последние страницы произведения. Открывает повествование рассказ о трагической судьбе Прокофия Мелехова и его жены-турчанки, по навету убитой односельчанами. Завершает роман картина возвращения домой похоронившего Аксинью Григория Мелехова.

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

Читайте также:
В чём трагедия Печорина в романе Лермонтова Герой нашего времени

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин. Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом. Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем. Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора. Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.

Григорий и Пётр

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер. Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость. Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные». Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели. Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером. В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой. Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Дуняша, Наталья и Дарья

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата. С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать. Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья. Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях. Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали. Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично. Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Заключение

Если вокруг идёт война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе «Тихий Дон» семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остаётся только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: