Кутейкин – характеристика героя Недоросль, описание и образ персонажа

Характеристика и образ Кутейкина в комедии Недоросль

Иван Андреевич Фонвизин доходчиво показал, к чему может привести невежество. Нежелание учиться способно разрушить судьбу человека, даже если он родился в обеспеченной семье. В комедии «Недоросль» учителей у Митрофана было несколько, но ни одному из них не удалось привить герою тягу к знаниям. Пьеса актуальна и сейчас, а имя главного персонажа стало нарицательным.

Вариант 2

Одним из второстепенных, но в то же время показательных героев в произведении Фонвизина «Недоросль» является учитель с говорящей фамилией Кутейкин. Он был нанят на работу обучать сына госпожи Простаковой Митрофана письму и чтению.

Кутейкин — служил в церкви помощником священника. Ему не удалось закончить семинарию из-за недоступной уму учебной программы. Его выгнали так и не наделив саном. Теперь ему приходилось выполнять разную работу в церкви. Кутейкину было сложно в обучении самому и так же сложно было обучать других. За три года преподавания Митрофанушка так ничего и не узнал.

Кутейкина также звали другим именем Сидорыч и все окружение считало его скупым и необразованным. Он знал достаточно много церковных понятий и изречений, но от этого не было толка, потому что фразы часто произносились не к месту. Образ Кутейкина целиком является пародией на учителя тех лет. В основном, в те годы все учителя трудились в церкви и мнили себя высокообразованными. Но на самом деле ни один из них не имел образования, опыта и даже обычного желания обучать других и обучаться самому.

Говорящая фамилия Кутейкин произошла она слова «кутья» церковное поминальное блюдо, излюбленное у попов.

Обучением Митрофанушки Кутейкин занимался спустя рукава, к мальчику была выработана неприязнь. Учитель был обеспокоен только суммой оплаты, которая полагалось ему за обучение нерадивого дворянского сына. Поэтому доминирующие его черты — это скупость и жадность.

У Кутейкина превосходная память, он помнит все самые мелкие детали долга Простаковой. Наглость совместно с жадностью у него никогда не имели предела. Когда ему понадобились сапоги, то он уже собирался просить деньги на покупку у госпожи Простаковой, но как только желание доходит до дела появляется трусость и от желания ничего не остаётся.

Сатирическим образом Кутейкина писатель показывает всю значимость образования в то время. Дворянские семьи нанимали для своих детей учителей, чтобы отдать дань моде и показать свое превосходство над теми, кто не мог позволить себе персонального учителя. Вся ценность образования не имела смысла, была только мода, играющая на публику.

Сочинение про учителя Кутейкина

Одна из второстепенных, но не мене ярких ролей в комедии «Недоросль» Фонвизина отведена учителю Кутейкину. Его наняла обучить письму и чтению г-жа Простакова для своего сына Митрофанушки.

Кутейкин – дьячок, служащий в церкви, и не окончивший духовную семинарию из-за того, что ему было трудно освоить программу обучения заведения. Его выгнали и не дали сана священнослужителя. Так как он обычный дьячок, то в его обязанности входит выполнение самой незаурядной работы в церкви.

Кутейкину самому сложно давалась наука и особой страсти он к ней не питал. Именно поэтому обучение Митрофанушки грамоте за три года не продвинулось ни на шаг.

Сидорыча, так еще звали Кутейкина, окружающие считают жадным и невежественным человеком. Несмотря на то, что у него большой запас церковных изречений, он плохо разбирается в том, что говорит, и часто произносит фразы невпопад. Все его фразы выглядят глупо, неуместно и нетактично. Если собрать воедино, то образ Кутейкина – это реальная пародия на всех учителей того времени. Практически все они в тот период служили в церкви попами и считали себя самыми образованными. На деле же все было, наоборот, у них не было должного образования и опыта, а особенно желания к обучению.

Фамилия Сидорыча говорит о сути своего хозяина. Кутейкин от слова «кутья» — это блюдо, которое любят попы.

Сидорыч не зацикливался на обучении письму и чтению своего Митрофана, не только потому, что ему это было не интересно. Кутейкин испытывал особую неприязнь к мальчику. Для него был важен не результат его трудов, а сколько ему за это заплатят. Именно поэтому основными чертами характера является – алчность, жадность и расчетливость. По своей натуре Кутейкин был не только жадным, но и трусливым человеком.

У Сидорыча отличная память, он помнит все до мелких деталей, особенно, сколько ему должна Простакова. Его жадность и наглость не имеет границ. Он хочет пойти к Простаковой, чтобы женщина дала ему деньги на покупку новых сапог. Старые у него совсем истрепались. На самом деле Кутейкин обычный трус, когда дело доходит до реального обращения к Простаковой, он отказывается от своей мысли, так как попросту ее боится.

Сатирические образы в комедийном произведении Фонвизина «Недоросль» — например, такие как Кутейкин – это открытый взгляд на образование того времени в целом. Дворяне нанимали учителей, отдавая дань моде, полностью отрицая ценность просвещения.

“Недоросль”: анализ произведения Фонвизина, образы героев

Современники Фонвизина высоко ценили “Недоросля”, он восхищал их не только своим удивительным языком, ясностью гражданской позиции автора, новаторством формы и содержания.

Особенности жанра

По жанру это произведение – классицистическая комедия, в ней соблюдены присущие классицизму требования “трех единств” (места, времени, действия), герои разделяются на положительных и отрицательных, каждый из героев имеет свое амплуа (“резонер”, “злодей” и т.д.), однако в нем же налицо и отступления от требований классицистической эстетки, и отступления серьёзные.

Читайте также:
Описание степи в повести Гоголя Тарас Бульба - роль природы

Так, комедия должна была только веселить, она не могла истолковываться многозначно, двусмысленности в ней быть не могло – а если мы вспомним “Недоросль”, то нельзя не признать, что, поднимая в произведении важнейшие социальные вопросы своего времени, автор разрешает их средствами, далёкими от комических: например, в финале произведения, когда, казалось бы, “порок наказан”, зритель не может не сочувствовать госпоже Простаковой, которую грубо и жестоко отталкивает неблагодарный Митрофанушка, озабоченный своей собственной судьбой: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…” – и в комедию властно вторгается трагический элемент, что было недопустимым .. Да и с “единством действия” всё тоже не так просто в комедии, слишком уж много у неё сюжетных линий, которые никак не “работают” на разрешение основного конфликта, но создают широкий социальный фон, обусловливающий характеры действующих лиц. Наконец, новаторство Фонвизина сказалось и в языке комедии “Недоросль”, речь героев очень сильно индивидуализирована, в ней присутствуют и фольклоризмы, и просторечие, и высокий стиль (Стародум, Правдин), что тоже нарушает классицистические каноны создания речевых характеристик персонажей. Можно, подводя итоги, сделать вывод о том, что комедия Фонвизина “Недоросль” стала подлинно новаторским для своего времени произведением, автор раздвинул рамки эстетики классицизма, подчинив ее разрешению поставленной перед собой задачи: гневно высмеять пороки современного ему общества, избавить его от “злонравия”, способного уничтожить и душу человека, и общественную мораль.

Сочинение 4

«Недоросль» считается самым известным творением Фонвизина. Комедия раскрывает все отрицательные пороки общества и отличия представителей всех социальных сословий 18 столетия. Персонажи книги являются прототипом людей, с которыми был знаком сам автор. Одним из самых отрицательных персонажей произведения считается Кутейкин.

Кутейкин работает преподавателем и обучает глупого Митрофана. Герой преподает славянскую словесность. Кутейкин ранее обучался в церковном училище, но не смог закончить из-за трудности обучающих дисциплин. Писатель хочет показать необразованность персонажа. Герой устроился на работу в семью дворян. Неоконченное образование оказало влияние на уровень обучения. В обучении Митрофан ничего не постигает. Сам Кутейкин не пытается повысить свое образование. Кутейкин думает только о наживе. Учитель пытается только получить оплату и требует повышения зарплаты.

В своей речи герой использует жаргонные и старославянские слова. Такая черта характера присуща только настоящим необразованным людям. Другие герои комедии считают Кутейкина узкомыслящим и невежественным человеком. Автор насмехается над людьми, которые ставят деньги превыше всего. Герой готов на любые методы ради получения денег. Митрофан и его родители совсем не замечают проделки героя. Для Простаковых главное наличие репетитора для их сына. В тот период не каждая семья могла нанять репетитора. Поэтому богатые люди боролись за найм частного репетитора. Обычно навыки и образование не имели значения. Помещики любили только хвастаться нанятым учителем.

Кутейкин был очень трусливым. За спиной другого человека герой мог строить козни и говорить свое суждение. При прямом разговоре Кутейкин избегал ответов и предпочитал смолчать. В особенности данная черта героя выдается во время приобретения новой обуви. Герой хотел купить качественные и новые сапоги, поскольку старые уже полностью порвались. Кутейкин хотел попросить Простакову. При прямом разговоре преподаватель из-за своей трусости решил промолчать и поговорить о сапогах потом. Кутейкин сильно боялся своей хозяйки.

Через Кутейкина автор хотел показать отрицательные черты плохого учителя. Кроме того Кутейкин исполняет сатирическую роль и добавляет много смешных моментов в комедию. Благодаря образу Кутейкина читатели могут посмеяться над глупостью и необразованностью Митрофана. Черта Митрофана проявляется тогда, когда Кутейкин заставляет мальчика нарекать себя скотом. Кутейкин особо не относится к плохим персонажам. Преподаватель не делает ничего плохого и не приносит особой пользы.

Другие сочинения: ← Характеристика и образ Милона↑ Фонвизин Д.И.Характеристика и образ Вральмана →

Характеристика второстепенных персонажей в комедии «Недоросль»

Все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором. Гоголь говорит о нём: «Свиньи сделались для него то же, что для любителя искусств картинная галерея! Теплоту и нежность он проявляет только» к своим свиньям.

Скотинин — свирепый крепостник, мастер «сдирать» с крестьян оброк. Скотинин жаден. Узнав, что Софья принесёт своему мужу состояние, дающее десять тысяч доходу, он готов уничтожить своего соперника — Митрофана.

С большой художественной силой нарисована Еремеевна, няня Митрофана.

Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым — Скотининым.

Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана.

Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, «заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки», как указывал Фонвизин, кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам.

Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю». Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер.

У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (т. е. жизни) не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе, трепещет перед своей свирепой госпожой.

«Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» — с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!

Читайте также:
Cочинение на тему героизм к ОГЭ/ЕГЭ по русскому

» И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка.

Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верпую службу. Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.

Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств.

Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,— говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает».

(Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин.

Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости.

Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь — «сиречь (т.

е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы.

В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера.

Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.

Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой.

В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности их духовного убожества.

Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина. в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы,— это страстные публицистические выступления, отражающие авторскую позицию.

Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов самого автора. Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе «Недоросля». Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума.

с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, «погребено с их предками», в сообщаемых нм наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества— он ищет причины этого упадка. Заключительная реплика Стародума, которой завершается «Недоросль»: «Вот злонравия достойные плоды!» — в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание.

Сайт здоровой семьи

Содержание:

Речевые характеристики героев в комедии Недоросль Д.И.Фонвизин являются актуальной темой и на сегодняшний день. Уже современники Фонвизина отмечали, что в комедии «Недоросль» каждый из персонажей «изречениями различается». И действительно, жизненная достоверность, успех комедии во многом были обеспечены благодаря тщательно разработанным автором речевым характеристикам героев.

Речевая характеристика главных героев Недоросль

В языке Простаковых и Скотинина драматург запечатлел «разговорную речь широчайших кругов поместного дворянства». Этот язык насыщен просторечно-разговорными выражениями: «до завтрева», «ввечеру», «припеваючи», «авось-либо», «содомно», «достальные», «отроду». Разговорная непринужденность речи создастся драматургом за счет использования многочисленных частиц: «побсгут-ка», неужто-таки», «о свиньях-то», «поговорим-ка». Также отметит большое количество в языке этих персонажей народных пословиц и поговорок: «Суженого конем не объедишь», «На свое счастье грех пенять», «Век живи, век учись», «Повинную голову меч не сечет», «сон в руку», киты в воду», «видали виды», «белены объелся», «что греха таить».

Речевая характеристика госпожи Простаковой

Речь героев у Фонвизина индивидуализирована, она передает особенности их характера, интеллектуального уровня. Так, для речи Простаковой характерны бранные, грубые выражении «Скот», «вор», «воровская харя», «каналья», «бестия», «собачья дочь» — так она обращается к дворовым. Мужа называет «уродом» и «рохлей». Ласково-подобострастной становится речь героини в разговоре с дядюшкой Софьи.

«Батюшка», «гость наш бесценный» — так Простакова обознается к Стародуму. Ласковые, заискивающие интонации появляются речи и при разговоре с Митрофанушкой: «друг мой сердешный», «душенька».

Речевая характеристика Скотинина

Речь Скотинина тоже ярко раскрывает его внутренний облик, очерчивая весь круг «его интересов»: он постоянно твердит о своей любви к свиньям, сопоставляет с ними и будущую жену, и будущих детей: «Я и своих поросят завести мечу». Точно в таких же тонах говорит он и о сестре: «Что греха таить, одного помету; да вишь как развизжалась…».

Скотинин лаконичен, прямолинеен и примитивен в своих называниях. В облике его автор подчеркивает животное начало.

Речевая характеристика Митрофана

Речь Митрофана напоминает речь госпожи Простаковой. Как замечает Цыфиркин, он «завсегда без дела лаяться изволит». Митрофан груб, беспардонен в разговорах со своими учителями и Еремеевной. Так, свою кормилицу он называет «стара хрычовка», а учителя математики Цыфиркина — «гарнизонная крыса».

Заискивающие интонации появляются у него в разговоре с матерью: «Вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку». Однако в финале он отрекается и от собственной матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» — говорит он Простаковой.

Положительные персонажи Недоросль характеристика

Речевая характеристика Стародума

Языку положительных персонажей тоже свойственны определенные признаки: «логическая закругленность и книжность фраз», «наличие галлицизмов». Так, речь Стародума соответствует высокому стилю, она логичная, величавая, образная, переполненная книжными фразами, метафорами. «Ты дочь моей сестры, дочь сердца моего», «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», «Опыты жизни моей меня к тому приучили», «Такое неправосудие растерзало мое сердце».

Читайте также:
Хорошее отношение к лошадям - анализ стихотворения, история

В речи этого героя много афоризмов: «В большом свете водятся премелкие души», «Наличные деньги — не наличные достоинства», «Без знатных дел знатное состояние ничто», «Честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».

Однако, как отмечали исследователи, все эти афоризмы — результат личного житейского опыта Стародума. В речи этого героя практически не встречаются народные пословицы и поговорки. В этом отношении несколько обедненной (по сравнению с речью отрицательных персонажей) является речь Милона и Софьи.

Речевая характеристика Софьи и Милоны

Речь Софьи также напоминает нам речь ее дядюшки. Она книжная, порой афористичная, метафорическая: «Нельзя не любить правил добродетели. Они — способы к счастью», «Руководствуйте сердцем моим», «Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных».

Речь Правдина включает в себя канцелярские обороты, раскрывающие его общественное положение: «Я определи членом в здешнем наместничестве», «Я уведомил обо всем нашего начальника», «…требовать от правительства, чтобы сделанная ей обида наказана была всею строгостью законов».

Кроме того, в речи этого персонажа присутствует множество галлицизмов: «радуюсь, сделав ваше знакомство», «не оставляю замечать», «делают несчастье». Наличие галлицизмов отметим и в речи Милона: «горю нетерпением», «имею счастье быть любим», «Я делал мою должность».

Речевая характеристика Кутейкина

Тщательно выписана Фонвизиным и речь второстепенных Персонажей. Так, речь семинариста Кутейкина патриархальна, выдержана в высоком стиле, с наличием церковнославянизмов: «Дому владыке мир и многая лета с чады и домочадцы», «…подавал в консисторию челобитье», «И злак на службу Человеком», «Пойдем-ка за трапезу».

Речевая характеристика Цыфиркина

Язык Цыфиркина включает в себя мещанско-солдатское просторечие, манера его высказываний — «балагурно-поговорочная»: «Дела не делай, от дела не бегай», «Дал мне бог ученичка, боярского сынка», «Ему шабаш из-за доски, а меня рады в толчки».

Исковерканная русская речь немца Вральмана как нельзя лучше раскрывает его внутренний облик — немца-кучера, примерившего на себя роль гувернера.

Речевая характеристика Еремеевны

Исследователи отмечали живой и выразительный язык Еремеевны: «Избави бог напраслины», «Издохну на месте, а дитя не выдам», «Я те бельма-то выцарапаю», «Ах, создатель, спаси и помилуй!», «Уж как больше служить не знаешь… живота не жалеешь…», «Нелегкая меня не приберет!»

В комедии Фонвизина персонажи впервые освободились от господствовавшего тогда в драматургии тяжеловесно-книжного языка, заговорили простой, непринужденной, естественной речью. Все это сделало комедию «Недоросль» подлинно национальной русской комедией.

Речевые характеристики героев в комедии Недоросль Д.И.Фонвизин изучены досконально и переданы автором всей глубиной души.

Кот Бегемот в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание внешности и характера

Кот Бегемот.
Художник А. Э. Луказик-Фиш

Кот Бегемот является одним из самых забавных и ярких героев в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова.

Кот Бегемот в романе “Мастер и Маргарита”: образ и характеристика

Кот Бегемот является помощником Воланда и состоит в его свите:
“. рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака – кот Бегемот. “

Этот персонаж все делает вместе со своим напарником – господином Коровьевым:
“. согласился со своим неразлучным спутником Коровьев. ”
“. длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот. ”
“. это неразлучная парочка, Коровьев и Бегемот. “

О внешности кота Бегемота известно следующее:
“. кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. ”
“. и кот черный, жирный. ”
“. жутких размеров черный кот. ”
“. слышались мягкие прыжки тяжелого кота. ”
“. протянул пухлую лапу. ”
“. свои острые уши. ”
“. Бегемот, просовывая свою круглую голову через дыру в решетке. “

Внешность кота Бегемота на балу у сатаны:
“. Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у кота были позолочены. ”
“. зачем ты позолотил усы? И на кой черт тебе нужен галстух, если на тебе нет штанов. “

Бегемот – кот огромного размера:
“. громаднейшего черного кота, сидящего на стуле. ”
“. невероятных размеров кот. ”
“. кот, громадный, как боров. ”
“. черный котище. ”

“. в зеркале прошел здоровеннейший черный кот. “

Бегемот ходит на задних лапах как человек:
“. котом, вступившим на сцену на задних лапах. ”
“. Стоящий на задних лапах. “

Кот Бегемот ведет себя как человек:
“. этот странный кот сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно. ”
“. кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить. ”
“. он на задних лапах подошел к подзеркальному столику, передней лапой вытащил пробку из графина, налил воды в стакан. “

Кот Бегемот разговаривает как человек:
“. вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом. ”
“. Я, кажется, русским языком спрашиваю, – сурово сказал кот. “

Этот персонаж иногда превращается в человека с кошачьей мордой:
“. увидел за собою какого‑то небольшого толстяка, как показалось, с кошачьей физиономией. ”
“. отозвался котообразный толстяк. ”
“. входит толстяк, тоже с какой‑то кошачьей мордой, и говорит. ”
“. толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. “

Читайте также:
Дремучий медведь краткое содержание читать за несколько минут

В “человеческом виде” Бегемот похож на оборванца:
“. глядел на двух сомнительных оборванцев. ”
“. Бегемот, приложив грязный продранный рукав к глазу, воскликнул. ”
“. на разорванный Бегемотов локоть. ”
“. со своим порыжевшим ботинком на пол. ”
“. надел кепку на круглую голову, поросшую густым волосом, очень похожим на кошачью шерсть. “

Этот персонаж умеет творить “чудеса”:
“. Фагот, равно как и наглый котяра Бегемот, растаяли в воздухе, исчезли, как раньше исчез маг. ”
“. Оба обстреливаемые сейчас же растаяли в воздухе. “

При этом он ведет себя как шут:
“. Нет, я видеть не могу этого шута горохового. ”
“. Бегемот находится именно там, валяя дурака, по своему обыкновению. ”
“. перед двумя одетыми какими‑то шутами гороховыми. ”
“. Очень хорошо, мессир, – ответили оба гаера. ” (гаер – то есть шут)

Кот Бегемот – неугомонный весельчак, который любит безобразничать:
“. Салют, мессир, – прокричала неугомонная парочка. ”
“. неугомонный Бегемот. ”
“. не забудь, что все твои сегодняшние безобразия уже закончились. “

Он является обаятельным существом:
“. Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный. “

Кот Бегемот любит поговорить:
“. Что рубить дрова, – подхватил словоохотливый кот. “

Он ведет себя нагло:
“. наглый котяра Бегемот..”
“. А он, наглец, прямо к Прохору Петровичу и садится против него в кресло. ”
“. А тот нахал, вообразите, развалился в кресле. “

Кот Бегемот является хвастуном:
“. презрительно кривя рот, протянул их хвастуну. “

Он иногда ведет себя как мошенник:
“. Ах, мошенник, мошенник, – качая головой, говорил Воланд, – каждый раз, как партия его в безнадежном положении, он начинает заговаривать зубы, подобно самому последнему шарлатану на мосту. “

Кот Бегемот – врун:
“. Враки, как и всегда, – ворчал Азазелло, косясь на Бегемота. ”
“. И интереснее всего в этом вранье то, – сказал Воланд, – что оно – вранье от первого до последнего слова. “

Он умеет играть в шахматы:
“. громаднейший черный котище, держащий в правой лапе шахматного коня. “

Кот Бегемот курит сигареты и пьет водку и пиво:
“. подносил спичку Бегемоту, вынувшему из кармана окурок и всунувшему его в рот. ”
“. Коровьев и Бегемот чокались второй рюмкой прекрасной холодной московской двойной очистки водки. “

Кто такой кот Бегемот на самом деле?

“. держите их! У нас в доме нечистая сила. ”
“. притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост. ”
“. Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном‑пажом, лучшим шутом, какой существовал когда‑либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны. “

Кот Бегемот («Мастер и Маргарита»)

Многие персонажи романа «Мастер и Маргарита» весьма загадочны, особенно для тех читателей, которые не сильны в мировой культуре, литературе и мифологии. Здесь представлена характеристика образа кота Бегемота — одного из таких странных и загадочных персонажей.

Кто такой кот Бегемот?

Кот Бегемот — один из членов магической свиты Воланда. Это огромный чёрный кот с антропоморфными чертами, который является оборотнем. В «дьявольской свите» он выполняет функцию шута. Бегемот умеет разговаривать, отличается своеобразным чувством юмора, умением острить. Так, широкую известность получила его фраза, сказанная чекистам, которые пришли арестовать Воланда и его команду: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».

Почему кота зовут Бегемот?

Имя чёрного кота Воланда не имеет никакого отношения к современному животному, именуемому бегемотом. Поначалу это животное именовалось только гиппопотамом, как и во многих других европейских языках. Название «бегемот» было разговорным синонимом. Правда, Корней Чуковский в своих сказках попытался доказать «различия» между этими животными: бегемот в его книгах — это аптекарь, а гиппопотам — царь.

На самом деле слово «бегемот» имеет еврейское происхождение. В иудейской мифологии так называлось страшное чудовище, демон чревоугодия. Об этом демоне Булгаков, как обычно, узнал из апокрифической литературы. Страшный демон Бегемот, по верованиям древних, жил в невидимой пустыне в восточной стороне от рая.

В романе упоминается сцена, где кот Бегемот обжирается в Торгсине — советском валютном магазине. Частыми посетителями такого магазина были сам Булгаков и его жена. Качественную еду они там покупали на иностранную валюту, получаемую от зарубежных постановок булгаковских пьес. Многие продукты и другие товары из Торгсина были в новинку для советских людей, что заставляло их вести себя странным образом. Писатель часто становился свидетелем того, как люди, «словно обуянные демоном», накупали себе как можно больше деликатесов. Здесь, видимо, и родился образ демона-кота, заставляющего людей обжираться без меры.

Интересно, что в ранних библейских книгах Бегемот не имел отрицательной окраски и был представлен просто как неведомое животное, символизирующее непостижимость божественного творения. По внешнему описанию он напоминал доисторического травоядного ящера — диплодока.

Кстати, в церковнославянском переводе библейских книг слово «бегемот» не используется, там чудовище именуется просто «зверем».

Впрочем, был среди прообразов персонажа и реальный кот — Флюшка, домашний кот Булгакова. Кроме того, некоторые черты Бегемота были явно позаимствованы у гофмановского кота Мурра, любившего предаваться философским размышлениям.

Читайте также:
Варвара ℹ характеристика героини из пьесы А.Н. Островского "Гроза", описание образа, внешности и характера, отношения с братом Тихоном и окружающими, девиз жизни

Собственно, чёрный кот издавна был символом сил зла. По распространённым поверьям, встреча с ним не сулила ничего хорошего, он приносил человеку одни несчастья. Поэтому чёрных котов в старину нередко уничтожали или прогоняли.

Следовательно, кот Бегемот — это некий собирательный персонаж, вобравший в себя черты различных персонажей и реальных людей. При этом он превратился в одного из самых оригинальных и запоминающихся литературных героев двадцатого века.

Характеристика образа

Кот Бегемот описывается как некий «печальный паж, обречённый вечно следовать за своим господином». Это верный рыцарь Воланда, черты которого могли быть взяты из одной из «рыцарских» повестей Сергея Заяицкого.

Кот Бегемот, как и остальные члены команды Воланда, в финале романа исчезает перед восходом солнца в горном провале в пустынной местности перед садом, в котором предаются вечному покою Маргарита и Мастер.

Кот Бегемот — оборотень. Он мог представать в разных сценах в различном облике: то он просто огромный кот с человеческими чертами, то он низкорослый толстяк в кепке с «кошачьими» чертами лица. Бегемот избивает Варенуху в общественном туалете, устраивает пожар в Доме Грибоедова и Торгсине, переполох в помещении Зрелищной инспекции; всё это он делает в своём человечьем обличье. Впрочем, большую часть времени он выступает в кошачьем облике, поражая и пугая людей своими размерами и умением говорить.

Бегемот, в зависимости от ситуации, может быть вежливым и учтивым, а может проявлять грубость и бесцеремонный характер. Он может быть весёлым комиком и жестоким убийцей. Кот любит выпить, причём предпочитает чистый спирт. Спиртом он угощает и Маргариту, ехидно пояснив, что он, дескать, не мог налить прекрасной даме простую водку.

Заключение

Образ кота Бегемота стал настолько привлекательным и запоминающимся, что ему посвящено множество памятников. Один из них установлен в Армавире. Точнее, то памятник обычному чёрному коту, которого по ошибке приняли за Бегемота: охота на чёрных котов в романе началась после того, как люди «разоблачили» Бегемота, который после этого исчез.

Образ и характеристика Кота Бегемота в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Кот Бегемот – персонаж романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”, один из самых запоминающихся и противоречивых героев его свиты Воланда.

Автор описывает кота “чёрным, как сажа или грач”, “здоровенным” по размеру, а потому напоминающим огромного бегемота. Существо спокойно разгуливает по Москве на задних лапах, в рваной кепке. Бегемот в состоянии сам оплачивать проезд в общественном транспорте, разговаривать на человеческом языке и даже чинить примус. Кроме того, изредка этот герой предстаёт перед читателями в человеческом облике, превращаясь в маленького толстого мужичка с “мордой, очень напоминающей кошачью”.

Бегемот, как и другие члены свиты, обладает навыками волшебства, как правило, проделывая свои фокусы согласно с Коровьевым-Фаготом, с которым они являются “неразлучной парочкой”. Часто, напакостив, они просто исчезают с места действия, растворяясь в воздухе. Как и Коровьева, Бегемота называют “шутом гороховым” за непрестанные выходки. Коту Бегемоту присущи черты хулигана, местами даже грубияна. Когда речь идёт о необходимости проучить кого-то, он беспощаден. Герой с истинным наслаждением и смекалкой подходит к тому, чтобы наказать провинившихся людей.

Помимо баловства, в характере Бегемота уживаются также и противоположные черты – обаяние и галантность. Отправляясь на переговоры с Маргаритой, Азазелло негодует, что подобное поручение было дано ему, а не Бегемоту, ведь он “обаятельный”. На балу сатаны герой опять-таки демонстрирует воспитанность и знание приличий, позолотив усы и надев галстук-бабочку. Правда, болтливость кота Бегемота подводит его и здесь: постоянные замечания и шутки с его стороны раздражают Маргариту, прибывшую на бал в роли королевы, он попадает под её немилость.

В обличие демона кот Бегемот предстаёт перед нами совсем в ином облике: это печальный мальчик, любимый паж Воланда. Его чёрная шерсть и пушистый хвост похищаются ночью, и в новом образе Бегемота, обреченного на вечные скитания бок о бок со своим мессиром, не остаётся ничего кошачьего.

Таким образом, кот Бегемот – важный участник свиты. Пусть ему достаются не самые ответственные поручения Воланда, но всю необходимую работу он выполняет с завидным рвением, неукоснительно слушаясь распоряжений своего мессира. Благодаря юмористическим изречениям, комичности образа Бегемота он искренне полюбился читателям, его фразочки стали крылатыми и разлетелись на афоризмы.

2 вариант

Являясь одним из полноправных представителей свиты Воланда, Бегемот предстает в произведении в образе большого черного кота, который на всем протяжении романа поражает своим непредсказуемым поведением.

Огромное животное, передвигающееся на ногах, жгуче черного цвета, умеет разговаривать и вести себя как обычный человек, употребляя алкоголь, кушая человеческую пищу с использованием столовых приборов. Бегемот имеет склонность к философским размышлениям и может быть весьма интеллигентным.

Поступки кота Бегемота отличаются шутливостью, гримасничеством, розыгрышами, при этом герой обожает производить на людей шокирующее впечатление, устраивая представления путем создания чрезвычайных ситуаций (например, пожары в доме на Садовой, ресторане «Грибоедов»).

Персонаж Бегемота характеризуется дружелюбностью по отношению окружающих его своих людей, в свите он любит рассказывать необычайные истории, азартно заниматься стрельбой, мошенничать в шахматных баталиях.

Проявляя таинственное очарование, во время сатанинского бала Бегемот, украшенный элегантным бантом и держа бинокль над позолоченными усами, опекает главную героиню Маргариту, давая советы по общению с гостями, предлагая напитки, ведя светскую беседу.

Однако в отношениях с Воландом Бегемот предстает в образе ответственного члена команды, верного и преданного слуги, четко выполняющего любые поручения господина, проявляя агрессивность и не задумываясь о своих преступных деяниях.

Читайте также:
Образ Аксиньи в романе Тихий Дон - описание внешности, черты

Совершая приказы Воланда, легко и непринужденно Бегемот меняет внешность кота на человеческий облик, представая перед читателем в виде небольшого роста толстяка с кошачьей мордой и в рваной кепке, а в финале произведения и вовсе растворяется в пространстве.

По своей сути Бегемот является оборотнем, подручным демона, обладающим вовсе не веселым нравом, а лишь обычным шутом при дворе своего повелителя.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Кота Бегемота в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Васнецов является мастером в изображении полотен на тему религии и всего божественного. Для оформления одного из соборов была создана работа Страшный суд.

Роман «Поднятая целина» близок к предыдущей работе под названием «Тихий Дон» представлением дальнейшего расцвета творческих сил народа, бурного роста его сознания. Произведение появилось в 1932 году.

Юон Константин Федорович один из поздних художников того времени. Родился 12 октября 1875 года, в Москве. Семья не отличалась высоким статусом на то время, поэтому жизнь протекала на среднем уровне.

Книга «Портрет Дориана Грея» повествует о юном натурщике Дориане, обладающем красивой внешностью, портрет которого пишет его друг художник. В мастерского художника он знакомится с Генри Уоттоном

В самом начале рассказа описывается то, что Васютке необходимо подготовится к новому учебному году. Он очень сожалеет, что кончилось лето. Погода не благоприятная для рыбалки. Рыбаки ремонтируют снасти

Кот Бегемот: бессмертный и зловещий образ булгаковской истории

Кто из нас не помнит кота по имени Бегемот? Да, кот Бегемот – яркий персонаж булгаковской истории, которая долгие годы была запрещена. Произведение о Мастере и Маргарите передавалось из рук в руки, издавалось путем самиздата. Текст превратился в легенду, и теперь булгаковский шедевр изучается в школьной программе.

История написания произведения

Перед тем как непосредственно перейти к анализу образа кота Бегемота, обратимся – ненадолго – к истории написания романа. Кто не знает бессмертный булгаковский шедевр? Театральные постановки и фильмы – все это вдохновлялось строками «Мастера и Маргариты». Произведение создавалось нелегко: путь к завершению романа отличался трудностями и переживаниями.

Как появилась идея булгаковского романа?

Это произведение обросло мифами и легендами. Настоящая история появления замысла романа канула в Лету. Автору нравились произведения Гете, он зачитывался «Фаустом». Первая версия произведения содержит даже имя Фауст (вместо Мастера).

Литературоведы придерживаются мнения, что русский писатель вдохновлялся текстами немецкого классика.
«Белые пятна» – это выражение ассоциируется с булгаковским романом. Исследователи пришли к выводу, что сам автор занимался краткими черновыми заметками.

Это происходило в период с 1928-го по 1929-й год. В первой версии произведения все страницы посвящались исключительно истории Иешуа. Также писатель уделил внимание искрометным приключениям Воланда в столице. Необычные гастроли главного «злодея», разоблачение пороков публики – вот моменты, которые находились в центре романа. О Мастере с Маргаритой речи не шло. Впрочем, именно эти персонажи сделают произведение знаменитым.

Как родился роман, который мы знаем?

Не только сюжет, но и название произведения менялось. Роман назывался то «Копытом инженера», то «Гастролями Воланда», то «Князем тьмы», то «Черным магом». Окончательное наименование булгаковский шедевр получил незадолго до кончины автора – в 1937-м году. Правками готового текста занималась супруга литератора, Елена Сергеевна. Впрочем, при жизни автор не застанет ни окончания, ни публикации своего творения.

Работа «Маргариты»

1930-й год – переломный для Булгакова период. Писатель находился в конфликте с общественностью. Этот конфликт он перенес и на себя: в порыве отчаянья автор сжигает свое произведение. Однако стоит помнить про негорящие рукописи. Фрагменты романа удалось спасти. Восстановлением этих фрагментов занималась Елена Сергеевна. Проходит два года. Писатель собирает воедино уцелевшие куски текста и начинает работу над новым произведением. К сожалению, к 1940-му году Булгакова окончательно измучает тяжелая болезнь. Истощенный писатель будет диктовать текст своей супруге. Исследователи булгаковского творчества предполагают, что в образе Маргариты предстает именно Елена Сергеевна. До полного завершения работы над романом потребуется еще два десятка лет.

Какова судьба произведения?

Супруга писателя вложила много сил, чтобы завершить и отредактировать произведение мужа. Однако издательства отказывались брать текст в печать. Роман отличался новаторством, прогрессивными идеями. Эпоха, в которую жила Елена Сергеевна, была временем традиционности и чопорности. Люди не воспринимали булгаковские идеи. Публикация произведения состоялась спустя тридцать лет после смерти автора, в 1967-1968-м годах. На страницах журнала «Москва» напечатали булгаковский шедевр – однако с купюрами и цензурой. Полный текст произведения выйдет за границей, в Германии. Это произойдет в 1969-м году. В Советском Союзе булгаковский роман долгое время будет распространяться через самиздат.

Жанровые особенности романа

Анализом булгаковского произведения занимаются литературоведы не только в нашей стране, но и за границей. Роман отличается необычной композицией, приемом под названием «роман в романе», богатой тематикой и содержанием. Литературные критики определили жанр булгаковского шедевра, назвав его романом.
Ключевые жанровые особенности произведения:

  • многоплановые сюжетные линии;
  • большое количество героев;
  • действие развивается равномерно развитию сюжета;
  • прием «роман в романе».

Произведение характеризуется чертами фантасмагории. Автор обращается к изображению двух параллельных миров: реального и фантастического. Также писатель затрагивает несколько временных линий: древность и современность.

Персонажи из древности (Иешуа, Пилат и т. д.) пересекаются с современными героями (Мастер, Маргарита и т. д.). При этом сами герои из разных эпох не видятся и не соприкасаются друг с другом. Единственная пара действующих лиц, которой не касается это правило, – Воланд и Левий. Читателя же удивляет органичность и близость разных периодов истории.

Читайте также:
Образ Сони Мармеладовой - характеристика и роль, описание комнаты

Специфика композиции текста

Нестандартность приемов автора обусловливает оригинальность композиции произведения. Привычная классическая цепочка здесь отсутствует. Автор сплетает завязку, кульминацию и развязку сюжета, а также порой удваивает их.

Экспозиция

Начало романа – это встреча Берлиоза с Воландом. Персонажи беседуют в парке. Автор описывает 1930-е годы. История, которую рассказывает Воланд, затрагивает события, произошедшие пару тысяч лет назад.

Завязка

Завязкой произведения служат приключения Воланда со свитой в столице. В этой части романа рождаются сатирические корни произведения, на которых делают акцент исследователи.

Кульминация

Эта часть произведения качается древних событий, а именно: истории Иешуа. Писатель рассказывает о казни героя. Одновременно, в современном мире кульминация – это момент беседы между Левием Матвеем и Воландом.

Развязка

В развязке обе части (линии) произведения сливаются в единое целое. Воланд со свитой дарят главным героям (Мастеру с Маргаритой) покой. По дороге в новый мир герои встречают Пилата, который стал вечным скитальцем и утратил спокойствие навечно. Мастер освободил Понтия Пилата, подарив прокуратору свободу.

Тематика произведения

Булгаковский роман имеет множество эпитетов для характеристики: философский, фантастический, любовный, сатирический и т. д. Эти слова отображают глубину смыслов, заложенных в произведении. Исследователи называют ключевой идеей текста борьбу добра со злом. Персонажи булгаковского творения тесно связываются с тематикой и смыслами произведения.

Сатирический аспект

Сатирической темой произведения являются воландовские «гастроли». Автор показывает читателям полную пороков публику. Люди в театре обезумели из-за денег, дорогих вещей, желания уподобиться элите. Читатели становятся свидетелями проделок Бегемота, Коровьева и других представителей свиты «черного мага». Таким образом, литератор демонстрирует недуги современного ему общества.

Любовная линия

Любовная тема касается двух ключевых действующих лиц произведения – Мастера с Маргаритой. Этот аспект делает роман нежным, трогательным, чувственным, человечным. Автор смягчает остроту углов некоторых эпизодов моментом отношений между людьми.

Мотив сочувствия

С любовной линией тесно связывается мотив сочувствия. Автор показывает широкую палитру человеческих эмоций. Особенно это качается сочувствия и умения сопереживать другим людям. Прокуратор ощутил сочувствие к Иешуа. Однако в итоге герой выбирает другую сторону, уступая морали сострадания.

Михаил Булгаков в произведении “Белая гвардия” описывает события, разворачивающиеся в 1918 году. Историческая обстановка: немецкие войска покидают территорию Украины, после чего в Город входит армия Симона Петлюры. О том, что было дальше, можно прочитать ознакомившись с кратким содержанием произведения

Маргарита сочувствует по-другому: героиня жалеет Мастера, Фриду и прокуратора тоже. Чувство Пилата отличается пассивностью, инертностью. Маргарита же идет на определенные поступки из-за своего сострадания. Особая форма сочувствия связывается с фигурой Ивана Бездомного. Поэт проникается болью эпох, людей, которые существовали до него. Проблема сочувствия идет рука об руку с темой прощения.

Философский оттенок

Булгаковское произведение носит ярко выраженный философский оттенок. Добро, зло, библейские мотивы – все это воплощается в спорах героев булгаковского шедевра. В целом роман отличается неоднозначностью – и структурно, и содержательно. Современные исследователи подчеркивают актуальность текста для нашей эпохи.

Главная идея романа

О чем же все-таки пишет русский писатель? В центре повествования находится ключевая этическая проблема – добро и зло. Автор обращается к этой теме не столько в контексте сражения двух противоположных начал, сколько в поисках определения.

Михаил Афанасьевич интересуется природой зла, отличием этой силы от добра. Читателей удивляет, что Воланд воплощает сущность дьявола. Писатель ломает стереотипы изображения главного злодея всех времен и народов. Воланд не совершает зла своими руками.

Герой наблюдает, раздает наказания людям, поступающим низко и бесчестно. Гастролируя по столице, Воланд подтверждает суть своих действий. Герой обнажает нравственные проблемы социума, моральную гниль людей. Воланд демонстрирует слабость человека. Однако герой также говорит о возможности людей бороться с пороками и слабостями.

Образ Бегемота

Наконец, пришло время проанализировать одного из самых ярких булгаковских персонажей – Бегемота. Это забавный кот, который сопровождает Воланда. Герой всегда действует в паре с другом – Коровьевым. Вдвоем они помогают своему хозяину совершать проделки, наказывать провинившихся людей и безобразничать. Персонажи играют решающую роль в успехе воландовских гастролей в столице.

Общая характеристика персонажа

Как же описывает своего персонажа сам Михаил Афанасьевич? Для этого стоит обратиться непосредственно к тексту романа и отыскать там необходимые характеристики Бегемота.

  • Бегемот помогает своему хозяину, Воланду: кот – это часть свиты «темного мага». Воланд представляет героя Маргарите, подчеркивая, что кот часто валяет дурака.
  • Герой неотделим от верного напарника – Коровьева. Персонажи неразлучны и всегда выполняют поручения хозяина вместе. Коровьев появляется на публике в костюме в клетку, рядом вышагивает огромный черный кот. Автор неоднократно называет спутников «неразлучной парочкой».

Внешность Бегемота

Писатель детально описывает внешность своего героя:

  • Громадные, «жуткие», невероятные размеры;
  • Схожесть с боровом;
  • Черный цвет (похожий на оттенок сажи или перьев грача);
  • Кавалерийские усы;
  • Большой вес («жирный»);
  • Мягкий стиль прыжков;
  • Пухлые лапы;
  • Острые уши;
  • Круглая голова.

Свое имя персонаж получил именно из-за своего огромного размера. Герой значительно преображается во время бала у Воланда:

  • Кот появляется с фрачным галстуком белого цвета (в форме бантика);
  • Грудь герой украсил перламутровым дамским биноклем, прицепленным на ремешок;
  • Усы кота стали золотыми;
  • На Бегемоте отсутствовали штаны.
Поведение Бегемота

Литератор постоянно подчеркивает человеческое поведение героя. Бегемот перенимает привычки людей:

  • Пользуется дверьми;
  • Ходит на двух (задних) лапах;
  • Открывает окна из-за духоты;
  • Платит за проезд в транспорте;
  • Пытается поехать на трамвае;
  • Сидит на стуле;
  • Пьет чай, воду и спирт;
  • Пользуется посудой;
  • Умеет говорить как люди;
  • Знает языки.
Читайте также:
Шенграбенское сражение в романе Толстого Война и Мир

Фантастические черты героя

Автор неоднократно называет персонажа «странным». Однако Бегемот – существо, которое принадлежит другому миру (не реальному, а фантастическому). Так, герой проходит сквозь зеркало, появляется и исчезает в самые неожиданные моменты. Периодически Бегемот меняет обличье, превращаясь в человека. Правда, у этого существа человеческое лишь тело, а лицо – кошачье.

Повесть Михаила Булгакова “Собачье сердце” – это фантастическое произведение, где автор делает акцент на недопустимости вмешательства в природу: какими бы благородными ни были попытки сделать из животного высшее существо, получится обратный, негативный результат. Предлагаем читателям ознакомиться с кратким содержанием этого произведения

Писатель подчеркивает, что кот в такие моменты похож на мелкого «толстяка», у которого кошачья «физиономия». Герой носит рваную кепку, грязную одежду, то есть одевается крайне небрежно, как и его напарник. Человеческий вид придает персонажу вид оборванца. Волосы персонажа напоминают шерсть кота.

Бегемот, как и другие члены воландовской свиты, «творит чудеса». Персонаж периодически тает в воздухе, увертывается от пуль, исчезает и т. д. Серьезность ситуаций, в которых оказывается булгаковский герой, не мешает Бегемоту вести себя как клоун. В тексте персонажа нередко называют «гороховым шутом» или «гаером». Автор подчеркивает, что кот «валяет дурака».

Характер кота

Михаил Афанасьевич одинаково хорошо описывает внешность и характер своего персонажа. Так, Бегемот предстает перед читателями неугомонным весельчаком, шутом. Герой любит устраивать безобразия и беспорядок. Автор изображает кота обаятельным, симпатичным существом. Бегемот обладает харизмой и притягательностью. Герой любит разговоры: автор называет персонажа «словоохотливым». Кот отличается наглостью, упрямым характером, хвастовством.

Бегемот – классический плут. Герой часто позволяет себе мошенничать. За это кот иногда несет наказание. Персонаж заговаривает зубы, когда чувствует, что оказался в невыгодном положении. Бегемот нередко прибегает к лжи. При этом кот отличается образованностью: разыгрывает сложные шахматные партии. Коту не чужды пороки: персонаж пристрастился к сигаретам, пиву и водке. На примере этого действующего лица автор показывает неоднозначность добра и зла. Писатель демонстрирует также невозможность однозначного деления на плохое начало и хорошее.

Какова истинная природа героя?

На самом деле персонаж является помощником дьявола. Образ дьявола воплощается Воландом. Природа Бегемота подчеркивается периодическими возгласами людей о «нечистой силе», которая поселилась в доме. Попав в фантастический мир, Бегемот меняется. Маргарита наблюдает, что кот стал молчаливым, серьезным. Существо распушило хвост и вцепилось в лошадиное седло когтями. Это было завершение гастролей Воланда в столице, отступление свиты из мира людей.

Ночь изменила Бегемота до неузнаваемости. Пушистая шерсть и хвост исчезли – ветер расшвырял их по лесам и болотам. В этот момент, в развязке, кот предстает перед читателями в своем настоящем облике. В мире людей Бегемот играл роль шута, потешал «черного мага». Теперь нет нужды в масках. Герой – худенький юноша, демон-паж, лучший весельчак всех времен и народов. Писатель показал, что ничто в этом мире нельзя воспринимать однозначно, учитывая лишь одну сторону медали.

Характеристика образа Бегемота в романе «Мастер и Маргарита»

Внешность Бегемота

Бегемот является котом-оборотнем. Имея вид огромного черного кота, который ходит на задних лапах, он сводит жителей Москвы с ума. Персонаж заставляет москвичей думать, что у них галлюцинации, вызывает страх и потрясение. Но иногда он появляется в человеческом обличии. Тогда он выглядит как низенький толстячок с рожей, очень похожей на кошачью. Он носит рваную кепку и везде появляется рядом со своим соратником Коровьевым-Фаготом

Появляясь на улицах Москвы в образе кота, Бегемот удивляет народ человеческими повадками. Он не только ходит на двух ногах и разговаривает, но еще и ведет себя абсолютно как человек. Он может налить себе из графина воды, помахать лапой людям из уходящего трамвая, рассчитаться за проезд. Кот любит себя, ценит свою интересную внешность. Периодически он подкручивает усы и всегда следит за своим внешним видом. Жители столицы, будучи под впечатлением от злодеяний такого странного существа, начинают отлавливать всех черных котов в городе даже после исчезновения Бегемота.

История создания персонажа

По мнению исследователей, прототипом кота из «Мастера и Маргариты» стал демон чревоугодия Бегемот, персонаж из мистического произведения Михаила Орлова «История сношений человека с Дьяволом». В книге ему дается описание как существа с огромным животом, головой слона, массивными задними лапами, коротким хвостом и толстыми человеческими руками.

Это объясняет, почему булгаковского кота звать Бегемот. Как и его прототип, он имеет большое пузо и отличается невероятным аппетитом. В образе Бегемота также прослеживаются черты кота Мурра из романа Гофмана. Подобно гофмановскому персонажу, считающему себя талантливым писателем и поэтом, Бегемот самовлюблен и комичен.

По мнению жены писателя, в облике и повадках героя также прослеживаются черты живущего у них толстого кота Флюшки. В итоге Бегемот в романе Булгакова получился невероятно запоминающимся и колоритным.

Характер Бегемота

Огромный черный кот сочетает в своем характере разные черты. С одной стороны он склонен к интеллигентным повадкам, открывает двери, раскланивается в приветствиях, ухаживает за дамами. Кот любит поговорить и порассуждать – он склонен к философствованию и иногда может вступить в дискуссию, отстаивая свое мнение очень вежливо и воспитанно. С другой стороны в его манерах присутствуют повадки жулика и хулигана, он пакостит с особым наслаждением, упиваясь собственными злодеяниями. Сводить людей с ума для него – необычайное удовольствие. Булгаков показывает кота противоречивым и наглым, наделяя его свойствами, которые присущи многим людям.

Читайте также:
Планета людей краткое содержание по главам читать

Бегемот остроумен. Его шутки запоминаются читателям, они вошли в народ в качестве крылатых выражений. Выступая в качестве комика, Бегемот пытается прикинуться непричастным к различным злоключениям москвичей. Тем не менее, именно он спалил злосчастную квартиру и натворил множество бед, наказывая жителей столицы за их нелицеприятные поступки.

Похождения Бегемота

Герой везде сопровождает своего хозяина как верный слуга и шут. Он поселяется с Воландом в квартире № 50, выполняет его приказы, устраивает каверзы на пару с Коровьевым. Бегемот принимает участие в бале, а затем вместе с мессиром покидает Москву. Кот появляется в следующих эпизодах романа:

  1. В сцене погони Ивана Бездомного за Воландом герой ускользает от преследователя на трамвае.
  2. Он расправляется со Степой Лиходееым и вместе с Коровьевым избивает Варенуху.
  3. Герой принимает активное участие в сеансе черной магии Воланда. Когда разгорается скандал, он приказывает оркестру «урезать марш».
  4. Кот посещает председателя зрелищной комиссии и отправляет его «к черту». На председательском кресле остается оживший костюм.
  5. Похищает из гроба отрезанную голову Берлиоза.
  6. Когда Маргарита посещает Воланда, кот играет с мессиром в шахматы. При этом он отчаянно жульничает.
  7. По сигналу кота начинается бал. Во время приема герой сидит возле Маргариты и помогает ей приветствовать гостей, а затем купается в ванной с коньяком.
  8. За ужином у Воланда кот галантно предлагает Маргарите спирт, рассказывает небылицы, стреляет из пистолета, чтобы доказать, что он умеет это делать не хуже Азазелло. При этом он убивает сову и ранит Геллу.
  9. По просьбе Николая Ивановича кот диктует Гелле справку для супруги и ставит на ней штамп с надписью «Уплочено».
  10. Герой встречает с примусом сотрудников НКВД. Наглое животное заявляет чекистам, что «кот — древнее и неприкосновенное животное», затем устраивает шутовскую перестрелку и исчезает.
  11. На пару с Коровьевым безобразничает в ресторане Грибоедова и Торгсине.
  12. Он оглушительно свистит на Воробьевых горах.
  13. Во время полета у героя пропадает кошачья шкура, и он принимает свой истинный облик. Это худенький юноша, лучший из шутов.

Образ кота Бегемота в «Мастере и Маргарите» был задуман автором неспроста. В его проделках и остроумных высказываниях скрывается сатирический подтекст, а многие выражения героя стали крылатыми. С их помощью Булгаков раскрывает неприглядную сущность персонажей романа и обличает их поступки.

Прототип образа

Существует множество версий, откуда Булгаков почерпнул образ для кота Бегемота. Весь роман насыщен мифическими образами, которые опираются на различные источники. Библейские персонажи предстают в совершенно непривычных образах. Черный кот – вечный символ сил зла. Имя Бегемот также взято Булгаковым из мифологии. Существует также версия, что прототипом для Бегемота стал настоящий питомец писателя. Таким образом, мы видим, Что кот Бегемот в «Мастере и Маргарите» – это не простой персонаж, собирательный образ. Он вобрал в себя несколько прототипов и в итоге получился оригинальным персонажем, который запомнился миллионам читателей.

Кот Бегемот – персонаж, которого сложно не запомнить. Среди литературы ХХ века это один из самых ярких и интригующих героев. В настоящее время коту установлено множество памятников, а его фразы цитируются жителями современного мира. Характеристика Бегемота позволит написать грамотное сочинение на тему «Описание кота Бегемота», полноценно раскрыть образ персонажа, обозначить его отличительные черты.

LiveInternetLiveInternet

Как видим из описания автора, несмотря на свой пушисто-хвостатый облик, кот Бегемот все таки является демоном-оборотнем, а значит оказывается не таким уж безобидным персонажем, каким кажется на первый взгляд. Ко всему прочему – он лучший шут мессира, а значит приспешник Сатаны. Кто же он, этот юноша, весельчак и озорник, демон-паж на самом деле? Попробуем разобраться.

Вспомним для начала, что черные кошки всегда являются символами чего-то магического и колдовского. Во многих преданиях они являются спутниками ведьм, нечистой силы и других различных сущностей, обладающих сверхъестественными возможностями. Благодаря этому факту, существует множество плохих примет связанных с этими хвостатыми созданиями.

Поэтому наличие черного кота в этой свите не вызывает абсолютно ни каких вопросов. И возможно, права Любовь Белозерская, вторая жена писателя, сказав, что прототипом Бегемота является его личный кот Флюшка. Правда, тот был серого цвета, но для лучшего магического восприятия, Булгаков изменил его окрас на черный.

Но почему тогда Бегемот? Очень уж не понятное имя для такого мистического кота. Может действительно из своих внушительных размеров?

«…кот, громадный, как боров» «…и кот черный, жирный» «…жутких размеров черный кот» «…слышались мягкие прыжки тяжелого кота» «…протянул пухлую лапу «

Возможно, что образ толстого дьявольского кота писатель действительно срисовал со своего питомца. Но все же приписал ему много демонических качеств от одного из персонажей христианской мифологии.

По мнению литературоведов, при написании романа, автор не раз обращался за помощью к книге М. А. Орлова «История сношений человека с дьяволом. В этой книге есть множество легенд и историй о духах, демонах, ведьмах и прочих неведомых силах.

В одной из её глав, как раз и описывается образ Бегемота – демона сквернословия, плотских наслаждений и обжорства. Который является одним из слуг Дьявола и умеет менять свой облик.

В «Мастере и Маргарите», кот не сквернословит. Но ему присуще множество человеческих пороков. Он курит и пьёт, обожает врать, любит хвастаться.

«…Враки, как и всегда, – ворчал Азазелло, косясь на Бегемота…» «…И интереснее всего в этом вранье то, – сказал Воланд, – что оно – вранье от первого до последнего слова…»

«…Официант подносил спичку Бегемоту, вынувшему из кармана окурок и всунувшему его в рот…» «…Коровьев и Бегемот чокались второй рюмкой прекрасной холодной московской двойной очистки водки…»

Кроме того, он наглец, мошенник и плут, который не прочь обмануть даже самого Воланда, во время «знаменитой шахматной партии».

«…Ах, мошенник, мошенник, – качая головой, говорил Воланд, – каждый раз, как партия его в безнадежном положении, он начинает заговаривать зубы, подобно самому последнему шарлатану на мосту…»

«…А тот нахал, вообразите, развалился в кресле…»

К прочему, он мастерски сумел своровать голову Берлиоза на виду у огромной толпы.

Читайте также:
Шенграбенское сражение в романе Толстого Война и Мир

Но не смотря на многие отрицательные характеристики, кот Бегемот очень словоохотливый персонах, ему присуще чувство юмора, остроумия и справедливости.

«Да что ж это такое? Вывести его вон, черти б меня взяли!» А тот, вообразите, улыбнулся и говорит: «Черти чтоб взяли? А что ж, это можно.»

В трамвае, кот не желает ехать бесплатно, поэтому пытается расплатиться с кондукторшей.

Несмотря на все свои шалости и болтовню, кот все же не так безопасен, как это кажется на первый взгляд.

Вспомним сцену в Варьете с надоевшим всей публике конферансье. Помните, как Бегемот в два счета оставил его без головы? Или как при помощи примуса он устраивает грандиозные пожары в «нехорошей квартире», в грибоедовском ресторанчике и валютном магазине.

Если происхождение его имени стало более-менее понятно, то о каком худеньком юноше вспоминает автор, если Бегемот по сущности своей кот?

По предположению литературоведа Альфреда Баркова, прототипом булгаковского кота стал молодой, талантливый пианист Николай Буренин. Одновременно он был членом вооруженного подполья РСДРП(б).

Возможно на это факт и опирался Булгаков, когда нарядил на балу своего персонажа в галстук?

«…Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у кота были позолочены…»

В самом начале своей деятельности, Буренин, по поручению большевистской партии, занимался перевозом нелегальной литературы, из зарубежья в Россию, создавал явочные квартиры, тайные типографии. Впоследствии, он принимал активное участие в боевой технической группе, которая занималась покупкой и перевозкой оружия из зарубежных стран. О чудесах его находчивости и богатой фантазии в то время ходили многочисленные легенды.

Общительный, остроумный, молодой человек находил выходы из самых, казалось бы, провальных ситуаций. Благодаря своему большому артистическому таланту, он разыгрывал перед таможенниками, сыщиками и полицейскими такие сцены, что его товарищи только диву давались, после того как опасное дело благополучно завершалось.

Когда в «нехорошую квартиру» №50 явились сотрудники НКВД, кот Бегемот, наконец, предстал перед ними в своем реальном облике. Казалось бы, ему уже не уйти. Но что бы чекисты не делали, какие действия не предпринимали, поймать его так и не смогли. Револьверы стреляли впустую, сеть запуталась. Кот, нарезвившись, на виду у чекистов,поливает всю квартиру керосином и она загорается. После этого скрывается сам и заметает следы деятельности всей своей компании. Кстати, по рассказам Николая Буренина, на квартирах с нелегальной литературой всегда хранились канистры с керосином. В случае провала такой квартиры, весь компромат сразу же обливался горючей жидкостью и поджигался.

«Единственное, что может спасти смертельно раненного кота, – это глоток бензина…»

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мастер и Маргарита»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мастер и Маргарита»
  • для самых любопытных — Анализ «Мастер и Маргарита» Булгаков

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Мрачный рыцарь

Чем вдохновлялся Булгаков, когда придумывал Фагота-Коровьева, обычного напарника вышеупомянутого Бегемота по всяким проделкам? Он постоянно носит облик шута, причем шута опасного. Очевидно, что многие детали его поведения списаны автором с нищих, которых Булгаков мог наблюдать на улицах. И да, эти несчастные на вид попрошайки могли, если им требовалось, стать очень опасными…

Для эрудированных читателей Булгаков оставил в этом образе классическую изящную «пасхалку» – ведь персонаж по прозвищу Фагот не только тощим телосложением схож с видом этого музыкального инструмента. Во времена Булгакова считалось, что фагот изобрел итальянский каноник по имени Афранио дель Альбонези. Если это знать – легко заметить перекличку с именем Афрания, помощника Пилата по тайным делам.

Разгадывая тайну финального превращения Коровьева, поклонники романа выстроили множество гипотез. Ведь после сцены на Воробьевых горах вместо шута в пестрых отрепьях перед нами предстает некий таинственный рыцарь с мрачным лицом. И сообщается, что он когда-то придумал неудачную шутку, за что и был надолго приговорен к шутовскому обличью. Предполагается, что Булгаков мог иметь в виду трубадура Гильема, который слишком злорадно веселился, сочиняя поэму о поражении еретиков-альбигойцев в средневековой Франции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: