Лилечка, Маяковский: читать онлайн бесплатно

💕Лиличка!

  • 💕 Любовь
  • 👌 Маяковский

Маяковский далеко не был глыбой из гранита и стали, поставленной на постамент неуязвимости – его сердце было нежным и ранимым, оно умело любить и страдать. Это видно из отношений с Лили Брик, где толика сумасшествия сочеталась и даже гармонировала с истинной любовью, что часто и должно быть взаимосвязано. Анализируя стихотворение «Лиличка!», более похожее на крик, мы это увидим и снимем шляпу перед поэтом, готовым свернуть горы ради истинных чувств, умеющего страдать и не прячущего эмоций.

Отношения Лили и Владимира

Стихотворение написано в 1916 году через год после знакомства Владимира и Лили, знакомства такого же странного, как и отношения. Справки ради заметим, что вместе вышли в свет они только в 1920 году осенью. Познакомились же они благодаря сестре Лили Эльзе, которая в то время была невестой Маяковского – такой вот винегрет.

Брик не была красавицей, но покоряла темпераментом и не проходила мимо ни одного скандала, к тому же на момент знакомства с Владимиром была замужем, но это не помешало ей начать роман. Признаемся, что его инициатором был Маяковский, но Лили не стояла девицей в стороне, да и слава у неё на тот момент уже была подходящая.

Власть любви закинула аркан так глубоко, что даже спустя 7 лет в 1923 году Маяковский будет писать:

«Без тебя (не без тебя «в отъезде», внутренне без тебя) я прекращаюсь. Это было всегда, это и сейчас.»

Поэта покорила её неординарность, этот тот случай, когда пленило не внешнее, а внутреннее. Да, вопрос чего было впереди больше радости или боли спорен, но вряд ли бы Владимир отказался в 1915 году от встречи в Лили.

Строки, посвящённые Лили

Стихотворение «Лиличка!» Маяковский использует вместо письма, обращаясь в нём к любимой женщине, без надежды на скорый ответ. Строки пропитаны страданием от разлуки и с помощью пера и бумаги автор хочет украсть у неё расстояние и приблизиться к любимой.

Поэту не сидится на месте, он мечется, но воздух улицы не охлаждает от любви, не крадёт расстояние, не приближает к Лили. Куда бы он не бежал тяжёлая гиря любви висит на шее, она тяжела так, что сгибается тело, но так дорога сердцу, что лучше жить полусогнутым, чем стройным, но пустым.

Маяковский приводит сравнение с быком:

Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.

Но автор строк не может окунуться в холодные воды, ибо они для него любовь Лили, а она сейчас далеко. Она для него и море, и солнце, она и восход, и закат, она заменяет завтрак и накрывает полуночным одеялом – она всё!

Любящий человек ревнив и часто предполагает разлуку на пустом месте, так и автор представляет себе картину расставания, когда его любовь уходит и он бежит за ней, не в силах нажать на курок у виска. Расставание со скандалом – так видит Маяковский разрыв с Брик и это недалеко от истины, ведь ссоры шли с ними по жизни рука об руку, характеры у обоих были взрывные.

Поэт устал от любви и не может без неё, он ловит секунды блаженства с Брик и страдает от часов отчаянья, он рвёт бумагу и находится на грани безумия – это ли любовь или её обратная сторона? Ответьте сами.

Читайте также:
Загадки про птиц - для детей с ответами, интересные ребусы

Кратко о главном

Основная тема стихотворения – это страдания мужчины от любви к женщине, написано стихотворение в жанре послания «письмо-стих». Стихотворный размер – разностопный ямб с кольцевой и перекрёстной рифмовкой, в стихотворении достаточно строк вовсе без рифмы. Вот такая вот любовная лирика в стиле русского футуризма. ))

Используется много метафор, что свойственно для Маяковского (сердце в железе, душу цветущую любовью выжег и пр.), а также хватает эпитетов (суетные дни, мутная передняя и др.).

Интересные факты

Написаны строки в 1916 году, но впервые опубликованы в 1934 году, уже после смерти Маяковского. Более того, ни одно стихотворение, посвящённое Брик, не было опубликовано при жизни Маяковского, так как они шли в разрез с видением Владимира Советской властью, да и образ жизни Лили не добавлял им бонусов.

Текст

Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Слушаем стих

Лиличка

Вместо письма

Дым табачный воздух выел.

глава в крученыховском аде.

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

можешь быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

тело в улицу брошу я.

дай простимся сейчас.

тяжкая гиря ведь —

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят —

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон —

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

любимую на деньги б и славу выменял,

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

Читайте также:
"Чудесный доктор" 📚 краткое содержание и анализ произведения А. И. Куприна для читательского дневника, характеристика главных героев, история создания, сюжет, основная мысль

И в пролет не брошусь,

и курок не смогу над виском нажать.

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек…

Слов моих сухие листья ли

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

Анализ стихотворения «Лиличка!» Маяковского

В. Маяковский – отдельная, совершенно ни на кого не похожая фигура среди русских поэтов. Все его творчество было вульгарно оригинальным и предельно искренним. Увлекшись модным движением футуристов, поэт полностью принял его законы и правила создания и построения стихотворений. Более того, он смело ломал не только стандартные стереотипы, но и рамки самого футуризма. Тем не менее Маяковский резко отличался от большинства бездарных представителей авангарда. Его стихи шокировали современников, но при глубоком анализе раскрывали перед читателями настоящий внутренний мир поэта, его ранимость и чуткость.

В жизни Маяковского было много женщин, но только одну он любил по-настоящему. Лиля Брик стала его постоянной музой, ей он посвящал свои лирические стихотворения. Женщина была сторонницей свободной любви. Маяковский тоже придерживался «передовых» взглядов. Но в этом случае человеческая природа не выдержала испытания страстью. Поэт влюбился безнадежно, чего нельзя сказать о Лиле. Маяковский невыносимо страдал от ревности, устраивал громкие сцены. В 1916 г. он написал стихотворение «Лиличка!». Примечательно, что женщина в это время находилась с ним в одной комнате.

Произведение представляет собой страстное обращение лирического героя к своей возлюбленной. Его отличительная особенность – описание сильного любовного чувства с помощью грубого языка. Это сразу закладывает в содержание огромный контраст. Во все времена поэты и писатели изображали любовь через светлые радостные образы. Даже ревность и тоска значительно смягчались с помощью особых выразительных средств. Маяковский рубит с плеча: «сердце в железе», «любовь моя – тяжкая гиря», «выреветь горечь». Немногочисленные положительные эпитеты и фразы («душу цветущую», «последней нежностью») выглядят исключением из правила.

Налицо все каноны футуризма: построение стиха «лесенкой», рваная и неточная рифма, бесконечное множество неологизмов («крученыховском», «опожаренном») и намеренно искаженных слов («обезумлюсь», «иссечась»). Маяковский использует самые невероятные конструкции слов: «сломанная дрожью рука», «тело в улицу брошу». Лирический герой сравнивает себя и с быком и со слоном. Для усилений эффекта автор вводит детальное описание способов самоубийства, после чего признается, что и это не выход, так как смерть навсегда лишит его возможности хотя бы видеть возлюбленную. В целом произведение имеет максимально возможный эмоциональный накал. Интересно, что при такой исступленности Маяковский ни разу не употребляет восклицательный знак (кроме самого названия).

Стихотворение «Лиличка!» — образец любовной лирики не только Маяковского, но и всего русского футуризма.

Лирика Маяковского

Лиличка (“Вместо письма”)

Стихотворение “Лиличка” Маяковский написал 26 мая 1916 г. Посвящено Лиле Брик (1891-1978). Подзаголовок “Вместо письма”.

Дым табачный воздух выел.
Комната – глава в кручёныховском аде.
Вспомни – за этим окном впервые
Руки твои, исступлённый, гладил.

Сегодня сидишь вот, сердце в железе.
День ещё – выгонишь, можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
Сломанная дрожью рука в рукав.

Если быка трудом уморят –
Он уйдет, разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей мне нету моря,
А у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Читайте также:
Композиция романа Герой нашего времени - жанр, структура

Захочет покоя уставший слон –
Царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей, мне нету солнца,
А я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,
Он любимую на деньги б и славу выменял,
А мне ни один не радостен звон,
Кроме звона твоего любимого имени.

И в пролёт не брошусь, и не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать.
Надо мною, кроме твоего взгляда,
Не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь, что тебя короновал,
Что душу цветущую любовью выжег,
И суетных дней взметённый карнавал
Растреплет страницы моих книжек.

Письмо Татьяне Яковлевой

Стихотворение “Письмо Татьяне Яковлевой” написано в 1928 г. Татьяна Алексеевна Яковлева (1906-1991) – возлюбленная и адресат двух любовных стихотворений Владимира Маяковского в 1928-1929 гг.

В поцелуе рук ли, губ ли,
В дрожи тела близких мне
Красный цвет моих республик
Тоже должен пламенеть.

Я не люблю парижскую любовь:
Любую самочку шелками разукрасьте,
Потягиваясь, задремлю, сказав – тубо –
Собакам озверевшей страсти.

В чёрном небе молний поступь,
Гром ругней в небесной драме, –
Не гроза, а это просто
Ревность двигает горами.

Глупых слов не верь сырью,
Не путайся этой тряски, –
Я взнуздаю, я смирю
Чувства отпрысков дворянских.

Страсти корь сойдёт коростой,
Но радость неиссыхаемая,
Буду долго, буду просто
Разговаривать стихами я.

Ревность, жёны, слёзы. ну их! –
Вспухнут веки, впору Вию.
Я не сам, а я ревную
За Советскую Россию.

Видел на плечах заплаты,
Их чахотка лижет вздохом.
Что же, мы не виноваты –
Ста мильонам было плохо.

Ты не думай, щурясь просто
Из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда, иди на перекресток
Моих больших и неуклюжих рук.

Послушайте (“Если звёзды зажигают”)

Стихотворение “Послушайте” написано в 1914 г.

Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь в метелях полуденной пыли,
Врывается к богу, боится, что опоздал,
Плачет, целует ему жилистую руку,
Просит – чтоб обязательно была звезда! –
Клянётся – не перенесёт эту беззвёздную муку!
А после ходит тревожный, но спокойный наружно.
Говорит кому-то: “Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!”
Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!

Себе, любимому (“Такой большой и такой ненужный”)

Стихотворение “Себе, любимому” написано в 1916 г.

Если бы я был маленький, как океан, –
На цыпочки волн встал, приливом ласкался к луне бы.
Где любимую найти мне, такую, как и я?
Такая не уместилась бы в крохотное небо!

О, если б был я тихий, как гром, –
Ныл бы, дрожью объял бы земли одряхлевший скит.
Я если всей его мощью выреву голос огромный, –
Кометы заломят горящие руки, бросаясь вниз с тоски.

Про это

Поэма “Про это” написана в 1923 г. Отрывок “Любовь”.

Лиличка!

  • Любовь
  • Маяковский

Маяковский далеко не был глыбой из гранита и стали, поставленной на постамент неуязвимости – его сердце было нежным и ранимым, оно умело любить и страдать. Это видно из отношений с Лили Брик, где толика сумасшествия сочеталась и даже гармонировала с истинной любовью, что часто и должно быть взаимосвязано. Анализируя стихотворение «Лиличка!», более похожее на крик, мы это увидим и снимем шляпу перед поэтом, готовым свернуть горы ради истинных чувств, умеющего страдать и не прячущего эмоций.

Читайте также:
Понтий Пилат - характеристика прокуратора Иудеи в романе Булгакова

Отношения Лили и Владимира

Стихотворение написано в 1916 году через год после знакомства Владимира и Лили, знакомства такого же странного, как и отношения. Справки ради заметим, что вместе вышли в свет они только в 1920 году осенью. Познакомились же они благодаря сестре Лили Эльзе, которая в то время была невестой Маяковского – такой вот винегрет.

Брик не была красавицей, но покоряла темпераментом и не проходила мимо ни одного скандала, к тому же на момент знакомства с Владимиром была замужем, но это не помешало ей начать роман. Признаемся, что его инициатором был Маяковский, но Лили не стояла девицей в стороне, да и слава у неё на тот момент уже была подходящая.

Власть любви закинула аркан так глубоко, что даже спустя 7 лет в 1923 году Маяковский будет писать:

«Без тебя (не без тебя «в отъезде», внутренне без тебя) я прекращаюсь. Это было всегда, это и сейчас.»

Поэта покорила её неординарность, этот тот случай, когда пленило не внешнее, а внутреннее. Да, вопрос чего было впереди больше радости или боли спорен, но вряд ли бы Владимир отказался в 1915 году от встречи в Лили.

Строки, посвящённые Лили

Стихотворение «Лиличка!» Маяковский использует вместо письма, обращаясь в нём к любимой женщине, без надежды на скорый ответ. Строки пропитаны страданием от разлуки и с помощью пера и бумаги автор хочет украсть у неё расстояние и приблизиться к любимой.

Поэту не сидится на месте, он мечется, но воздух улицы не охлаждает от любви, не крадёт расстояние, не приближает к Лили. Куда бы он не бежал тяжёлая гиря любви висит на шее, она тяжела так, что сгибается тело, но так дорога сердцу, что лучше жить полусогнутым, чем стройным, но пустым.

Маяковский приводит сравнение с быком:

Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.

Но автор строк не может окунуться в холодные воды, ибо они для него любовь Лили, а она сейчас далеко. Она для него и море, и солнце, она и восход, и закат, она заменяет завтрак и накрывает полуночным одеялом – она всё!

Любящий человек ревнив и часто предполагает разлуку на пустом месте, так и автор представляет себе картину расставания, когда его любовь уходит и он бежит за ней, не в силах нажать на курок у виска. Расставание со скандалом – так видит Маяковский разрыв с Брик и это недалеко от истины, ведь ссоры шли с ними по жизни рука об руку, характеры у обоих были взрывные.

Поэт устал от любви и не может без неё, он ловит секунды блаженства с Брик и страдает от часов отчаянья, он рвёт бумагу и находится на грани безумия – это ли любовь или её обратная сторона? Ответьте сами.

Кратко о главном

Основная тема стихотворения – это страдания мужчины от любви к женщине, написано стихотворение в жанре послания «письмо-стих». Стихотворный размер – разностопный ямб с кольцевой и перекрёстной рифмовкой, в стихотворении достаточно строк вовсе без рифмы. Вот такая вот любовная лирика в стиле русского футуризма. ))

Читайте также:
Характеристика Ноздрева - внешность, образ героя Мертвых душ

Используется много метафор, что свойственно для Маяковского (сердце в железе, душу цветущую любовью выжег и пр.), а также хватает эпитетов (суетные дни, мутная передняя и др.).

Интересные факты

Написаны строки в 1916 году, но впервые опубликованы в 1934 году, уже после смерти Маяковского. Более того, ни одно стихотворение, посвящённое Брик, не было опубликовано при жизни Маяковского, так как они шли в разрез с видением Владимира Советской властью, да и образ жизни Лили не добавлял им бонусов.

Текст

Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Слушаем стих

«Лиличка!»: История самого страстного стихотворения Владимира Маяковского

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Эхо неистовой любви

Созданию стихотворения предшествовала встреча Владимира Маяковского с женщиной, которая стала его лирической музой и главной любовью всей жизни. Жарким летом 1915 года невеста Маяковского Эльза привела его в гости к своей сестре Лили, которая состояла в браке с Осипом Бриком. Красотой Лили не отличалась – некоторые современники и вовсе видели в ней монстра. Тем не менее, она оказывала гипнотическое, почти мистическое воздействие на мужчин. Сегодня психологи объясняют такую особенность Брик её гиперсексуальностью.

Косвенным подтверждением служат фотографии – не стесняясь, она позировала перед объективом обнаженной. Участь жертвы роковой женщины не обошла и Маяковского. Он влюбляется в Лили с первого взгляда и уже не может оставить её. Осенью он переезжает на новое местожительство – поближе к квартире Брик и знакомит супружескую пару со своими друзьями-литераторами.

Возникает подобие салона, где собираются творческие «сливки общества», и Маяковский получает столь желанную возможность регулярно видеться с Лили. Присутствие супруга не мешает развитию бурного романа. Чтобы представить, какие муки терпел Маяковский, находясь в этом, пока еще классическом, любовном треугольнике, можно забежать вперед и провести параллели с последующим периодом «жизни втроем».

Читайте также:
Андрей Болконский и Пьер Безухов - что объединяет персонажей

В 1918 году Маяковский не выдержал накала чувств и обратился к Лили и Осипу с просьбой принять его в свою семью. Презрев все нормы морали, супружеская чета дала согласие. Впоследствии Лили убеждала окружающих, что живет с законным супругом под одной крышей только из жалости к нему, а душой и телом предана Маяковскому. Однако это было не так.

Из мемуаров Лили следует, что она занималась любовью со своим законным супругом, а Володю на это время запирали в кухне. Крича, плача и скребя дверь, он пытался прорваться к ним…

Лили же не видела ничего плохого в любовных страданиях Маяковского и считала, что именно после таких встрясок рождаются гениальные произведения. Вероятно, нечто подобное происходило и в мае 1916 года, когда в стихотворении «Лиличка!» Маяковский выплеснул всю бурю своих эмоций. Причем в момент создания шедевра любовники находились в одной комнате.

Вне правил

Исчерпав устные убеждения в искренности своих чувств, Маяковский обращается к возлюбленной в поэтической форме. Если у приверженцев романтизма даже несчастная любовь изображается с помощью светлых образов, то авангардист Маяковский использует совершенно другие приемы. Несмотря на нежное название, в самом стихотворении поэт выражает свои чувства грубыми, контрастными эпитетами.

Его слова грохочут как камнепад и лязгают как железо. Он сравнивает свои чувства с тяжкой гирей, ощущает, что сердце его заковано в железо. Любовь для него – это горечь, которую можно только «выреветь». Отдельные утонченные эпитеты, говорящие о цветущей душе и нежности, лишь подчеркивают грубость остальных фраз.

Как и большинство произведений Маяковского, «Лиличка!» написана по канонам футуризма, главный из которых – отказ от всех привычных канонов. И это кажется символичным.

Пренебрегая традициями супружеских отношений, выбирая свободную любовь, Маяковский использует столь же свободные и нетрадиционные инструменты для отражения своих чувств. Их непохожесть, нестандартность, уникальность подчеркивается множеством искаженных слов и неологизмов: опожаренном, крученыховском, иссечась, обезумлюсь…

Уже во время создания стихотворения, Маяковский видит выход из запутанного любовного треугольника в своем самоубийстве. Но тут же отказывается от смерти, которая не позволит ему даже просто видеть любимую женщину. По своему эмоциональному накалу «Лиличка!» не знает себе равных. При этом гению удаются выразить предельную страсть, используя восклицательный знак лишь однажды – в названии.

Путь к читателю

Первая публикация стихотворения состоялась в 1934 году – только спустя 4 года после гибели автора. Нетривиальное поведение Лили Брик послужило причиной последующих цензурных запретов, которые действовали до конца советской эпохи. Лишь в 1984 году, в Челябинске, увидел свет еще один сборник, включающий стихотворение «Лиличка!».

Лирический шедевр вдохновил и композиторов – музыку к нему написали Владимир Мулявин и Александр Васильев. Объединив в себе безмерную тоску и неприкрытое отчаяние, трогательную нежность и сентиментальность, откровенные признания Маяковского позволяют и сегодня почти тактильно, на физическом уровне, ощутить, сколь сильной и трагичной была его любовь.

Немногие знают про парижскую музу Маяковского Татьяну Яковлеву и о том, как русская эмигрантка покорила Париж и сердце поэта .

Читайте также:
О, как убийственно мы любим - анализ, история, тема и идея

Лиличка!
Вместо письма

Дым табачный воздух выел.
Комната –
глава в крученыховском аде.
Вспомни –
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще –
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя –
тяжкая гиря ведь –
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят –
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон –
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек.
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Лирика Маяковского

Лиличка (“Вместо письма”)

Стихотворение “Лиличка” Маяковский написал 26 мая 1916 г. Посвящено Лиле Брик (1891-1978). Подзаголовок “Вместо письма”.

Дым табачный воздух выел.
Комната – глава в кручёныховском аде.
Вспомни – за этим окном впервые
Руки твои, исступлённый, гладил.

Сегодня сидишь вот, сердце в железе.
День ещё – выгонишь, можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
Сломанная дрожью рука в рукав.

Если быка трудом уморят –
Он уйдет, разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей мне нету моря,
А у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон –
Царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей, мне нету солнца,
А я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,
Он любимую на деньги б и славу выменял,
А мне ни один не радостен звон,
Кроме звона твоего любимого имени.

И в пролёт не брошусь, и не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать.
Надо мною, кроме твоего взгляда,
Не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь, что тебя короновал,
Что душу цветущую любовью выжег,
И суетных дней взметённый карнавал
Растреплет страницы моих книжек.

Письмо Татьяне Яковлевой

Стихотворение “Письмо Татьяне Яковлевой” написано в 1928 г. Татьяна Алексеевна Яковлева (1906-1991) – возлюбленная и адресат двух любовных стихотворений Владимира Маяковского в 1928-1929 гг.

В поцелуе рук ли, губ ли,
В дрожи тела близких мне
Красный цвет моих республик
Тоже должен пламенеть.

Я не люблю парижскую любовь:
Любую самочку шелками разукрасьте,
Потягиваясь, задремлю, сказав – тубо –
Собакам озверевшей страсти.

В чёрном небе молний поступь,
Гром ругней в небесной драме, –
Не гроза, а это просто
Ревность двигает горами.

Читайте также:
Дедушка, Некрасов: читать онлайн бесплатно

Глупых слов не верь сырью,
Не путайся этой тряски, –
Я взнуздаю, я смирю
Чувства отпрысков дворянских.

Страсти корь сойдёт коростой,
Но радость неиссыхаемая,
Буду долго, буду просто
Разговаривать стихами я.

Ревность, жёны, слёзы. ну их! –
Вспухнут веки, впору Вию.
Я не сам, а я ревную
За Советскую Россию.

Видел на плечах заплаты,
Их чахотка лижет вздохом.
Что же, мы не виноваты –
Ста мильонам было плохо.

Ты не думай, щурясь просто
Из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда, иди на перекресток
Моих больших и неуклюжих рук.

Послушайте (“Если звёзды зажигают”)

Стихотворение “Послушайте” написано в 1914 г.

Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь в метелях полуденной пыли,
Врывается к богу, боится, что опоздал,
Плачет, целует ему жилистую руку,
Просит – чтоб обязательно была звезда! –
Клянётся – не перенесёт эту беззвёздную муку!
А после ходит тревожный, но спокойный наружно.
Говорит кому-то: “Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!”
Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!

Себе, любимому (“Такой большой и такой ненужный”)

Стихотворение “Себе, любимому” написано в 1916 г.

Если бы я был маленький, как океан, –
На цыпочки волн встал, приливом ласкался к луне бы.
Где любимую найти мне, такую, как и я?
Такая не уместилась бы в крохотное небо!

О, если б был я тихий, как гром, –
Ныл бы, дрожью объял бы земли одряхлевший скит.
Я если всей его мощью выреву голос огромный, –
Кометы заломят горящие руки, бросаясь вниз с тоски.

Про это

Поэма “Про это” написана в 1923 г. Отрывок “Любовь”.

Анализ рассказа «Беда» (М. М. Зощенко)

Произведения Михаила Михайловича Зощенко полюбились читателю ироничностью ситуаций и точностью в изображении общества с его недостатками и пороками. Многие из поднимаемых автором тем актуальны и сегодня, так как затрагивают обыденную жизнь простых людей. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом одного из рассказов под названием «Беда» по плану.

История создания

Об истории создания рассказа «Беда» известно немногое. Написан он был в 1923 году, когда Зощенко сотрудничал с сатирическими изданиями. Начиная с 1920-х, писатель работал именно в этом творческом направлении. Оно, по его мнению, давало наибольшую свободу выражения и позволяло приблизиться к аудитории. Также данный период творчества для Михаила Михайловича был очень удачным — автор обрел широкую известность благодаря коротким запоминающимся сочинениям на остросоциальные темы.

Впервые напечатали “Беду” в том же 1923-м в одном из номеров петербургского журнала “Красный ворон”. История написания произведения «Беда» тесно связана с биографией писателя: в послереволюционные годы он долго скитался по стране и сменил десятки самых разных профессий. В это время он сумел познакомиться с бытом и нравами соотечественников во всех подробностях.

Жанр, направление

Произведение «Беда» можно отнести к рассказам. Есть одна сюжетная линия — приобретение лошади и ее утрата; в центре внимания один герой — Егор Иваныч Глотов. Ситуация развивается ограниченный отрезок времени: три дня, с понедельника по среду.

Читайте также:
Почему Мертвые души это поэма, а не роман или повесть, особенности

Направление же — реализм. Михаил Михайлович изображает объективную действительность, случай, который мог произойти на самом деле. Герои его также типичны — обычные работящие люди со своими жизненными проблемами.

Помимо этого, авторская позиция неоднозначна. Несмотря на то, что описываемый порок довольно серьезен (пьянство), писатель относится к своему герою с мягкой иронией, некоторой теплотой.

Смысл названия

Изначально у произведения было другое название — “Спрыснул”, что означает “отметить приобретение чего-то выпивкой, угощением”. Именно этим и занимается главный персонаж в конце рассказа. Но это бы не указывало на негативность пристрастия к спиртному, и в итоге появился заголовок “Беда”.

Благодаря ему можно сразу понять, что описываться какой-то неприятный случай. У читателей появляются определенные ожидания относительно сюжета, оправдаться или разрушиться которые могут только при знакомстве с текстом.

Суть: о чем?

Егор Иваныч Глотов из деревни Гнилые Прудки мечтает о покупке лошади. Чтобы скопить деньги на эту цель, он на два года отказывается от вкусной пищи, самогона и табака.

Когда герой наконец-то собирает нужную сумму и готовится пойти на рынок, к нему приходит крестьянин из соседнего населенного пункта. Тот предлагает своего коня, но Глотов со страхом отказывается.

“Это вроде как и не покупка будет… Нет, не пугай меня, браток. Я уж в город лучше поеду. По-настоящему чтобы,” — произносит он.

На базаре его внимание привлекает одна тихая кляча. Но цена слишком высока. Он всячески уговаривает хозяина снизить плату, пока продавец не сдается. Егор Иваныч идет по улице с гордостью, радостный, что получил желаемое.

Вдруг он встречает знакомого, и они вместе идут праздновать. В родные места через несколько дней герой возвращается очень грустный, так как лошадь он случайно пропил. Вот более подробное краткое содержание и отзыв для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Егор Иваныч Глотов — житель Гнилых Прудков, мужик (крестьянин). Хочет купить лошадь и готов на любые лишения, чтобы скопить необходимую сумму. Поначалу кажется личностью целеустремленной, но выясняется, что внутренней силы у него не так уж и много. Под влиянием алкоголя поступает необдуманно, и все его предыдущие действия оказываются бессмысленными.

“Как же это? Два года ведь солому зря лопал… За какое самое…”

Также пытается вызвать жалость у окружающих. Упрашивает продавца на базаре снизить цену разными способами: уговаривает, ищет у животного недостатки, жалуется на тяжелую жизнь. Добившись желаемого, красуется перед прохожими выгодным приобретением. Ищет одобрения со стороны.

“Хоть бы землячка для сочувствия… Хоть бы мне землячка встретить”

Все это говорит о безволии и глупости героя. Но эти качества просыпаются в нем под влиянием алкоголя. Это и является его главной проблемой.

Темы и проблемы

Основная проблема, которая затрагивается автором в рассказе «Беда» — пьянство. Через конкретную ситуацию читателям показывают, к чему может привести зависимость от спиртного. Конечно, крестьянин пьет не от безысходности, как это обычно бывает, а от большой радости, но итог все равно печальный. Да и несмотря на умение жертвовать комфортом, герой все равно разрушает собственную мечту, когда поддается минутному желанию.

Помимо этого, говорится о стойкости духа. С одной стороны, Глотов готов на любые лишения только для того, чтобы достичь цели. С другой же, он человек бесхарактерный, так как не смог противиться пороку. Главной причиной его поражения является алкоголь. Без него он мог контролировать себя, поступать разумно и даже достигать больших достижений.

Читайте также:
Литературные загадки для малышей и школьников с ответами

Еще одна тема произведения — зависимость Глотова от общественного одобрения. Он и покупку лошади пошел «отметить» только потому, что нашелся кум, который мог разделить его радость. Глотов всячески хвастался покупкой и навлек на себя беду: нечистые на руку люди наверняка взяли у него лошадь за бесценок. А ведь если бы герой жил своей головой, считался только со своими интересами, то он не допустил бы такой ошибки и не искал облегчения в утешениях.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Беда» заключается в том, что пристрастие к алкоголю губительно для человека. Оно раскрывает и стимулирует самые худшие качества его характера. Всю степень негодования герой выразил во фразе: «За какое самое… За какое самое это… вином торгуют. ». Автор поднял вопрос о том, насколько правомерно (с точки зрения морали) продавать алкоголь, если он так ужасно влияет на людей?

Автор старается донести идею о том, что иногда даже наличие цели не спасает никого от ошибок. До покупки Глотов делает все для того, чтобы все вышло так, как он задумал. Но если бы он действительно дорожил тем, что получил, то сумел бы вовремя остановиться. Увы, жажда общественного одобрения и запретного удовольствия стали сильнее стремления к достойной жизни. Таков смысл рассказа «Беда».

Чему учит?

О чем заставляет задуматься рассказ Зощенко «Беда»? Сатирик показывает, насколько важен самоконтроль. Одного стремления к чему-то мало — нужно уметь сохранить полученное, думать о последствиях своих поступков. Также порой стоит пользоваться удачными моментами, а не мечтать о чем-то далеком. Персонажу в самом начале выпадает возможность купить лошадь у другого мужика, но он предпочитает идти на базар.

Чему учит Зощенко в рассказе «Беда»? И, конечно, писатель утверждает, что алкоголь вреден. Под его действием человек может поступать самым непредсказуемым образом. Пьянство разрушает жизнь и отбрасывает человека на самое дно. Такова мораль произведения.

Художественные особенности

В рассказе «Беда» много диалогов, так как через них передается образ героев — обычных крестьян. Речь их наполнена просторечными словами (“поди-кось”, “лопал” в значении “ел”, “жрал”, “ево” вместо “его”, “этово” вместо “этого” и пр.), которые делают персонажей более реалистичными.

Встречаются восклицательные предложения, дающие эмоциональную окраску (“Купил!”, “Стой! Дядя… милый!”, “Кум, поди-кось поскорей сюда!”).

В целом, язык текста простой, понятный, наиболее приближенный к тому, как на самом деле когда-то разговаривали люди.

Критика

К 1920-м годам Михаил Михайлович уже был популярным писателем. Многие отмечали его литературный талант и хвалили за умение цепко подмечать важные детали.

А. М. Горький однажды высказался так:

Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого

Поддерживали эту точку зрения другие знаменитые авторы: С. Я. Маршак, А. Н. Толстой, Ю. К. Олеша.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: