Литература – предмет, задачи, изучение, понятие, определения

Задачи литературоведения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение понятий «литературоведение» и «литература»

Литературоведение – это одна из основных частей филологии, науки, изучающей культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Второй составной частью филологии является лингвистика.

Под литературоведением понимается набор дисциплин, которые связаны с изучением литературы. Литературовед – это ученый, занимающийся вопросами в области литературы, который имеет определенные литературоведческие знания и навыки.

Понятие «литературоведение» впервые появилось в Германии в середине XIX века, однако в России это понятие было введено намного позже, примерно в 20-х годах XX века. В англоязычных странах этот термин и вовсе отсутствует, там он заменен на термин «литературная критика».

В свою очередь достаточно сложно определить границы понятия «литература», они всегда будут условны. Обыватель под понятием литература понимает, например, оды М. Ю. Лермонтова, романы Л. Н. Толстого, поэмы А.С. Пушкина. В разные исторические эпохи и в разных странах понятие «литература» интерпретировалось по-разному. Учитывая все эти особенности, философ Цветан Тодоров пришел к выводу, что понятие литература является ни чем иным, как устойчивым мифом, который не имеет реальных оснований. С подобным мнением многие ученые отчасти соглашаются. Действительно определить границы понятия «литература» не так просто. Следует начать с того, что в переводе с латинского языка «литература» переводится как «буквеность», то есть под литературой можно понимать не просто художественный текст, а именно написанный текст. Таким образом можно сделать вывод, что литературоведение должно заниматься изучением текста, который адресован именно читателю, а не слушателю.

Однако не следует сводить на нет роль неписьменных форм словесного искусства. В последнее время интерес к этим формам неуклонно возрастает.

Готовые работы на аналогичную тему

Цели и задачи литературоведения

Несмотря на различия в терминологии, цели и задачи науки о литературе являются одинаковыми. Наиболее значимая цель литературоведения состоит в том, чтобы выработать механизмы правильного понимания текста. Задача литературоведа в данном случае состоит в том, чтобы наладить связь с литературным произведением и сделать эту связь понятной и интересной для читателя. Иными словами, задача специалиста заключается в том, то бы обнаружить в тексте произведения то, что не профессионал не сможет увидеть, некое необычное, спрятанное внутри текста явление.

Литературоведение по своей сути не является схоластической дисциплиной. Она не дает только набор данных относительно литературы и не предлагает лишь стандарты анализа литературного произведения. Одной из главных задач литературоведения является помощь читающему человеку наилучшим образом понять и прочувствовать глубинный смысл и эстетику художественного текста.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что еще одной целью литературоведения является воспитание квалифицированного читателя, способного адекватно интерпретировать художественный текст.

Разделы литературоведения, связанные с интерпретацией текста, являются основными литературоведческими дисциплинами, к ним относятся:

  • история литературы
  • теория литературы
  • литературная критика

Задачи истории литературы

Основными задачами истории литературы являются:

  1. Изучение связи литературы и действительности (например, какие социальные и философские проблемы породили написание определенных литерных произведений)
  2. Выстраивание хронологии литерного процесса (решение этой задачи заключается не только в описание развития литературы в разные эпохи в разных странах, но и дает сведения, которые позволяют исследователю сделать выводы относительно общих и различных тенденций в литературах разных стран в разные эпохи)
  3. Исследование хронологии жизни и творчества писателей (в качестве одного из вариантов решения этой задачи можно назвать актуальное на сегодняшний день издание многотомных словарей, которые содержат материалы о жизни и творчестве большинства русских писателей определенного периода).

Задачи теории литературы

Такая дисциплина как теория литературы ставит перед собой задачи по изучению построения и функционирования художественного текста. Теория литературы отвечает на вопросы возникновения художественной литературы, ее места среди других форм деятельности человека, изучает внутренние законы, по которым существует и функционирует литературное произведение.

Теория литературы имеет два направления:

  • поэтику
  • риторику

Поэтика в свою очередь подразделяется на:

  • общую поэтику
  • историческую поэтику

Задачи литературной критики

Критика как отдельная отрасль литературоведения признается не во всех странах. Например, в англоязычных странах под критикой понимают то же самое, что литературоведение, однако в Германии и в России между этими понятиями нельзя поставить знак равенства, даже несмотря на то, что критик и литературовед может быть одним и тем же лицом.

В общем под критикой понимается оценочная статья о литературе в целом, литературном направлении или литературном произведении.

Отличием критики от литературоведения так же является и то, что первая является более публицистичной, ориентированной на актуальные темы, работает в основном с новыми литературными произведениями.

Выводы

Сегодня современное литературоведение ставит перед собой ряд актуальных исследовательских задач:

  • Во-первых, литературоведение, ставит перед собой задачу определить сущность и предназначение художественной литературы и литературного творчества в целом.
  • Во-вторых, в задачи литературоведения входят выполнение диахронического и синхронического описания развития процессов в литературе.
  • В-третьих, литературоведение занимается вычленением критериев оценки литературных произведений.

Кроме того, литературоведение помогает в совершенствовании писательского мастерства и знакомит с набором основных художественных приемов.

Помимо этого, литературоведение определяет читательские вкусы, контролирует процесс изменения читательских интересов и изучает восприятие художественного текста читателем.

Литература – предмет, задачи, изучение, понятие, определения

Лекция 1. Литературоведение как филологическая наука. Его структура. Вспомогательные и смежные относительно литературоведения науки.

Литературоведение – филологическая наука о сущности, происхождении и развитии художественной словесности как вида искусства. Литературоведение – это наука о художественной литературе. Литература как предмет изучения литературоведения обусловливает ряд методологических проблем, которыми занимается наука о литературе: понимание специфической природы, генезиса, закономерностей исторического развития и общественного значения художественной словесности как вида искусства. Художественное произведение может изучаться имманентно (без привлечения каких-либо контекстов), а также в различных контекстах (лингвистическом, социологическом, историческом, психологическом и т.д.), что порождает разнообразие применяемых методик анализа.

Поскольку предметом изучения литературоведения является художественная литература, и в целом, художественная словесность, необходимо разобраться в понятиях «литература», «текст», «произведение», определивших своеобразие принципов собирания, изучения, классификации материала, а так же методов его изучения.

Читайте также:
Мастер и Маргарита - краткое содержание по главам, анализ героев

В переводе с латинского литература означает « буквенность », то есть литература у каждого народа возникала тогда, когда он овладевал письменностью, создавал или заимствовал систему знаков для записи отдельных высказываний или целых произведений. Литература или словесность входит в состав словесной или языковой деятельности человека. Отсюда следует, что литературоведение близко примыкает к лингвистике. Многие проблемы могут быть отнесены как к лингвистике, так и к литературоведению. Однако существуют и специальные вопросы, которые изучаются литературоведением. В практической сфере язык является для нас средством общения и сообщения. В устной речи выражения творятся в процессе произнесения и исчезают после того, как достигли слушателя. Практическая речь, ее характер и форма определяются обстоятельствами, взаимоотношениями и интересами говорящих, степенью их понимания. Практическая речь неповторима, поскольку неповторимы обстоятельства, сам разговор. Однако существуют изречения, пословицы, поговорки, которые сохраняются и повторяются в нашей речи, не теряя своего первоначального значения. Они имеют фиксированную форму, представляя собой сохраняемые словесные конструкции, закрепленную форму, словесную ткань, систему выражений, – иными словами текст. Если текст закреплен в письменной или печатной форме, мы имеем дело с письменной литературой. Но возможна и изустная передача текста, его запоминание, тогда мы получаем устную литературу, то есть фольклор. Таким образом, основными свойствами литературного произведения являются независимость от случайных бытовых условий произнесения речи и закрепленная неизменная форма текста.

Художественная литература – это множество литературных произведений, каждое из которых представляет собой самостоятельное целое. Литературное произведение существует как завершенный текст, написанный на том или ином языке, и является результатом творчества писателя или поэта. Обычно произведение имеет заглавие, а в лирических произведениях его функцию иногда выполняет первая строка. Заглавие – своего рода минитекст , приглашающий к чтению, в котором уже содержится предварительное общее представление о произведении. В состав заглавия входит и имя (псевдоним) автора. Нередко писатели используют псевдонимы не только, чтобы скрыть свое имя, но и из-за желания подчеркнуть какую-то сторону своего творчества, наделяя псевдоним выразительной семантикой. Тогда он становится органичной частью художественного текста и для читателя и для автора. Например, Козьма Прутков (коллективный псевдоним А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых) , Максим Горький ( А.М.Пешков ), Саша Черный ( А.М.Гликберг ), Демьян Бедный ( Е.Д.Придворов ), Андрей Белый ( Б.Н.Бугаев ).

Итак, произведение существует как отдельный текст, имеющий границы, заключенный в рамку: начало (заглавие) и конец. Текст воспринимается в линейной последовательности знаков, рамочные компоненты отделяют его от всех остальных текстов. Но у художественного произведения есть и другая рамка. Как единица художественной литературы произведение функционирует как эстетический объект. Чтение текста порождает в сознании читателя образы, представления предметов в их целостности. Именно к этому стремится писатель, создавая произведение, – он превращает слова и фразы в образы. Если это удается автору, то за текстом, за словесной тканью, перед читателем возникает художественный мир произведения (условный, образный), в котором создается новая действительность по законам красоты и гармонии. Произведение, таким образом, имеет двойную рамку: оно существует как условный мир, творимый автором, и отделенный от реальной действительности условностью, и как текст, отграниченный от других текстов.

В общих чертах мы уже можем представить себе, насколько сложен предмет изучения литературоведения – художественная литература – и насколько сложна сама наука о ней.

Литературоведение состоит из трех основных разделов, научных дисциплин: история литературы, теория литературы и литературная критика. Они отличаются друг от друга подходом к изучаемым явлениям художественной литературы.

История литературы – это наука, занимающаяся исследованием процесса возникновения и развития художественной литературы. Историк литературы изучает памятники фольклора, т.е. устного народного творчества, изучает творчество писателей в хронологической последовательности, чтобы постичь процесс развития литературы одного, нескольких народов, всей мировой литературы.

Творчество писателя – это совокупность всех созданных им литературных произведений, и историк литературы исследует не только творчество писателя в целом, но и каждое созданное им произведение, а также циклы произведений разных жанров. Кроме того, он занимается изучением процессов взаимосвязей, взаимовлияний ряда национальных литератур. Его интересует литературное произведение как неразложимое, целостное единство, как индивидуальное и самоценное явление в ряду других явлений. Изучая отдельные стороны произведения, он стремится раскрыть его как целостность. Освещая произведение исторически, историк литературы тем самым устанавливает связи между литературными явлениями и определяет их значение в эволюции литературы. В поле зрения историка попадают группировки литературных школ и стилей, их смена, значение традиции в литературе и степень оригинальности отдельных писателей и произведений. История литературы является отраслью общей истории культуры.

Теория литературы – дисциплина, которая систематизирует понятия о специфике художественной литературы, об особенностях ее содержания и формы в их историческом развитии, о целостности художественного произведения и его функционировании, о закономерностях литературного процесса.

Теория литературы подвергает литературные явления обобщению, то есть рассматривает их не в своей индивидуальности, а как результат применения общих законов построения литературных произведений. Каждое произведение сознательно разлагается на его составные части, различаются приемы его построения. Каждый прием изучается с точки зрения его художественной целесообразности, то есть анализируется, зачем применяется данный прием и какой художественный эффект им достигается.

Таким образом, теория литературы – это наука, исследующая 4 круга проблем:

1. она выявляет специфические свойства художественной литературы как словесного вида искусства, занимается сопоставлением художественной литературы с другими видами искусства;

2. исследует закономерности литературного процесса, становления и развития методов и направлений, систем литературных жанров, законы литературного развития;

3.теория литературы определяет связи художественной литературы с жизнью общества, проблемы народности, национального и интернационального, проблемы соотношения мировоззрения и метода писателя и др.;

4.теоретики литературы определяют приемы и принципы научного изучения произведений.

Литературная критика-это наука, обращенная к современному литературному процессу. Слово «критика» происходит от греческого « критикос » – «судящий».

Литературный критик интерпретирует, то есть анализирует, изучает только что вышедшее литературное произведение, дает ему оценку, определяет его место и значение как в творчестве писателя, так и в литературном процессе его народа, и в современном литературном процессе. Литературный критик влияет на судьбу литературного произведения, на формирование эстетических вкусов читателей, но для этого он сам должен быть высоко эрудированным в области истории и теории литератур разных народов, обладать эстетическим чутьем, отличаться гражданским мужеством.

Читайте также:
"Каникулы" краткое содержание рассказа Рэя Брэдбери, анализ произведения, главные герои, основная мысль и вопросы

Все три основные научные дисциплины, составляющие литературоведение, тесно связаны между собой. Историк литературы пользуется приемами анализа, разработанными теоретиками. Теоретики литературы делают свои выводы, обобщения на основе глубокого изучения национальной литературы.

Для литературного критика необходимо знание истории и теории литературы.

II . Вспомогательные науки – ряд научных дисциплин, помогающих литературоведу в его научной работе, в экономии времени, облегчении поиска необходимой литературы. К вспомогательным наукам относятся: библиография литературоведения, историография литературоведения, текстология с атрибуцией , палеография ( от лат. «древний»).

1) Библиография (от греч .« библио » – книга, «графо» – «пишу», то есть «описание книг») занимается систематизацией, упорядочением художественной и литературоведческой литературы. С этой целью в библиотеках создаются каталоги, алфавитные и систематические, публикуются библиографические справочники, указатели, «летописи» журнальных и газетных статей, в которых сообщаются фамилии авторов, названия вышедших за последнюю неделю книг и статей в центральных и местных издательствах по разным отраслям знаний, в том числе и по филологическим наукам.

В библиографических справочниках и указателях, которые издаются в виде книг, есть сведения о типах изданий произведений писателя.

Известны издания двух типов: массовые и научные. Массовые издания предназначены для широкого круга читателей, содержат только художественный текст и иногда небольшую вступительную статью.

Научный тип издания осуществляется московским и ленинградским издательством «Наука». Это издательство рассчитано на узкий круг специалистов, печатается небольшим тиражом. При подготовке научного издания художественный те кст тщ ательно сверяется с рукописью автора, кроме того, публикуются, наряду с основным, каноническим (не подверженным изменениям) текстом, отвергнутые автором варианты произведения. Это издание обычно сопровождается подробными комментариями, примечаниями, сведениями по истории печатного текста и снабжается большой основательной статьей о произведении писателя и его творчестве в целом.

В библиографических справочниках в алфавитном и хронологическом порядке указана основная научная литература как о творчестве писателя в целом, так и об его отдельном произведении. Библиографические справочники издаются редко (1 раз в 15-20 лет), поэтому источниками информации о вновь вышедших произведениях и научной литературе становятся «Летописи журнальных статей и рецензий», которые выходят раз в месяц, газета «Книжное обозрение».

II . Историография литературоведения – это история литературоведения и его основных разделов, т.е. история теории литературы, история истории литературы, история литературной критики.

В каждой серьезной научной работе обязательно содержится историографическое введение. В нем исследователь кратко характеризует основные работы своих предшественников по избранной теме и таким образом обосновывает новизну, важность своей работы, определяет её задачи.

Текстология – это наука о художественном тексте, о выявлении подлинного, канонического текста, наиболее соответствующего воле автора. Текстологи освобождают текст от искажений, опечаток, цензурных сокращений и восстанавливают подлинный текст. Работа текстологов незаменима при подготовке текста и печати. К текстологии примыкает наука атрибуция.

Атрибуция – это наука по определению автора анонимных и псевдонимных произведений (Вольтер – Фатима; Аврора Дюдеван – Жорж Санд).

Палеография – это наука о древних рукописях. Она чем-то похожа на текстологию, но палеограф имеет дело с рукописными текстами, в которых многое изменялось самими переписчиками. Палеографы освобождают такие тексты от искажений переписчиков.

Смежными относительно литературоведения науками называют совершенно самостоятельные науки, имеющие свои задачи, но соприкасающиеся с литературоведением.

Во-первых, значительную группу смежных наук образуют науки лингвистические – это история языка, морфология, семантика, синтаксис, лексика, диалектология и т.д. Смежными они являются потому, что объектом их изучения является словесность.

Во-вторых, художественная литература – это вид искусства, поэтому наука о литературе может соприкасаться с науками о других видах искусств, т.е. теорией и историей живописи, с художественной критикой, историей и теорией музыки, музыкальной критикой, историей театра, историей искусства кино – всё это необходимо и очень важно для литературоведа. Кроме того, литературовед должен быть знаком с данными науки эстетики. Эстетика – наука об общих законах развития искусств. Эстетика изучает формы проявления эстетического, чувственно воспринимаемого в разных сферах жизни, в том числе и в литературе.

Художественная литература – это такой вид искусства, который тесно связан с процессами и явлениями общественной жизни. Поэтому наука о художественной литературе непосредственно связана с науками об обществе: с историей народа, на языке которого написано произведение, этнографией (наукой об обычаях и нравах народа), философией – наукой о наиболее общих законах общества и природы, социологией искусства, политэкономией. Литературоведам необходимы сведения по генетике (наука о наследственности), психологии.

В последние десятилетия всё большее применение в литературоведении находят точные методы анализа литературных явлений (математический, аналитический методы), с помощью машин возможно выполнение ряда основных и вспомогательных литературоведческих задач. С помощью ЭВМ проводится анализ повторяющихся явлений в стихотворных произведениях и произведениях устного народного творчества. С помощью ЭВМ ускоряется во много раз работа по составлению библиографических справочников, указателей, осуществляются социологические исследования популярности литературных произведений, решаются также некоторые текстологические задачи.

ГЛАВА 1 Литература как учебный предмет в системе школьного филологического образования

Литература как учебный предмет в системе школьного филологического образования

Литература как школьная учебная дисциплина имеет целый ряд отличительных особенностей, которые определяют ее особое положение среди других школьных предметов и обязательно должны быть учтены при организации процесса литературного образования. Поэтому содержание первой главы посвящено ответам на четыре основных вопроса:

1. В чем отличие литературы от других учебных предметов?

2. Каковы специфика и назначение литературы как учебного предмета в системе школьного филологического образования?

3. Каковы содержание, цели и задачи литературы как учебного предмета?

4. Каковы этапы школьного литературного образования?

Лишь имея точные ответы на эти вопросы, можно проектировать процесс современного школьного литературного образования.

ПОЛЕЗНЫЕ ЦИТАТЫ

«Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества».

Читайте также:
Сочинение Любовь, аргументы, роль любви в жизни человека

Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения

Статус литературы как учебного предмета несколько изменяется в государственном стандарте второго поколения:

«Литература – одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая литературу, школьник приобретает не только опыт ее понимания, этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, но и сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания».

Федеральный образовательный стандарт нового поколения

Историческая справка

Модернизация содержания образования на рубеже XX–XXI веков в современном школьном образовании привела к выделению в документах государственной значимости особой образовательной области «Филология».

Само понятие «филология», по определению в словарной статье, подразумевает «группу гуманитарных наук о языке (лингвистика) и литературе (литературоведение – теория и история литературы)»[1]. Поэтому в состав образовательной области «Филология» были включены следующие учебные предметы: «родной язык и литература», «русский язык и литература», «иностранный язык».

Таким образом, в концепции образовательной области «Филология» впервые были объединены языковое и литературное образование, четко обозначены их значение и состав, определены общие цели и роль каждого предмета в воспитании и образовании личности, а также в становлении мировоззрения и духовно-нравственных качеств учащихся.

Включение русского, иностранного языков и литературы в единую структуру филологического образования дает новый ракурс их целостного преподавания в школе, в основе которого лежит согласование целей, содержания, приемов обучения и воспитания; открывает возможности для использования новых педагогических технологий (информационно-коммуникационных, интеграционных, интерактивных и др.).

Необходимо особо подчеркнуть, что языки и литература представлены в образовательном стандарте как дисциплины мировоззренческие, способствующие становлению духовно-ориентированной, нравственно-ответственной личности растущего гражданина России.

Цели изучения предметов образовательной области «Филология» сформулированы в триединстве воспитательных, развивающих и образовательных задач, среди которых приоритетное место принадлежит целям воспитательного характера. Для литературы как учебного предмета этот акцент имеет особую значимость, именно он дает основания для кардинальной перестройки образовательного процесса в русле современных подходов, определенных стандартом: культурологического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного.

Эти важные особенности нашли отражение в государственном стандарте по дисциплинам области «Филология».

Именно этим ключевым изменениям в государственных документах соответствует содержание данного учебного пособия, под этим углом зрения рассматриваются все основные аспекты преподавания литературы в школе – от целей до их реализации в процессе литературного образования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ГЛАВА ПЕРВАЯ РАССКАЗ В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

ГЛАВА ПЕРВАЯ РАССКАЗ В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ В истории не только русской, но и мировой литературы постоянно происходившая смена жанров завершалась установлением на какое-то время «деспотического» господства одного из них (будь то лирика, драма, роман,

Глава 2 НОВОСТРУКТУРНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ РОМАНА: «ХАЗАРСКИЙ СЛОВАРЬ» М. ПАВИЧА

Глава 2 НОВОСТРУКТУРНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ РОМАНА: «ХАЗАРСКИЙ СЛОВАРЬ» М. ПАВИЧА Аналогично «Бледному огню» — по внежанровому принципу организации материала — «ароманом» можно назвать и «Хазарский словарь» (1984) современного сербского писателя Милорада

5 Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения

5 Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения Художественная литература — явление многоплановое. В ее составе выделимы две основные стороны. Первая — это вымышленная предметность, образы «внесловесной» действительности, о чем шла речь выше. Вторая —

1.1. Специфика литературы как учебного предмета в системе школьного филологического образования

1.1. Специфика литературы как учебного предмета в системе школьного филологического образования Ключевые слова: образовательная область «Филология», научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Школьный курс литературы

1.3.2. Программы школьного литературного образования

1.3.2. Программы школьного литературного образования Ключевые слова: принцип концентров, хронологический (линейный) принцип. На основе Государственного образовательного стандарта по литературе и Примерных программ основного и полного общего образования по литературе

1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования

1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования Ключевые слова: научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Цели и задачи литературного образования, специфика литературы как учебного предмета определяют

1.4. Этапы школьного литературного образования

1.4. Этапы школьного литературного образования В соответствии с Государственным образовательным стандартом по литературе в современной общеобразовательной школе определены следующие ступени литературного образования: 1–4 классы – ступень начального общего

ГЛАВА 2 Образовательные технологии и методы преподавания литературы в системе филологического образования

ГЛАВА 2 Образовательные технологии и методы преподавания литературы в системе филологического образования Перепробовать десять методов и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственный возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, пробовать,

ГЛАВА 3 Процесс школьного литературного образования

ГЛАВА 3 Процесс школьного литературного образования 3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический

3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования

3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный

ГЛАВА 4 Организация процесса литературного образования

ГЛАВА 4 Организация процесса литературного образования Ключевые слова: организационная форма обучения, внеклассная работа, классификация уроков, нетрадиционный урок, структура урока, самостоятельная деятельность. ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Организационная форма обучения –

6.2. Метод проектов в процессе школьного литературного образования

6.2. Метод проектов в процессе школьного литературного образования Среди личностно-ориентированных методов особое место в процессе современного литературного образования школьников принадлежит проектной методике. Методистами как в зарубежной, так и в российской науке

Читайте также:
Свои люди сочтёмся - краткое содержание пьесы по действиям

ГЛАВА I ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК УЧЕБНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ГЛАВА I ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК УЧЕБНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В последнее время проблемы преподавания литературы в педагогических вузах привлекают к себе все большее внимание. Преподаватели разных вузов обмениваются опытом, обдумывают пути работы со студентами,

В чем заключается предмет и назначение науки о литературе? Чем «ведает» наука о литературе?

Ведение (согласно «толковому словарю живого великорусского языка», составленному выдающимся русским писателем, этнографом, лексикографом XIX В. Владимиром Ивановичем Далем) – разумение, понимание; познание. Ведать – знать, иметь о чем-либо сведение, знание, весть.

Стало быть, литература способна подать нам весть о себе?! Разумеется. И это одна из самых увлекательных сторон литературоведческого труда (о чем у нас еще пойдет речь).

Уточним только, что «литература» – понятие в историческом времени обширное. Слово латинское по происхождению (от littera – буква). Литература – сообщество букв, значков, знаков.

Литература – все обозначенное, начертанное буквами, написанное, письменно оформленное. Термин сравнительно молод. Ему не более 500 лет. Когда он мог появиться в европейской культуре? После изобретения книгопечатания, т. е. конвейерно-литерного производства книг. Случилось это в Европе около 1440 г. Золотых дел мастер Иоганн Гуттенберг в Германии первым изобрел инструмент для стандартной отливки литер – букв, типографскую краску, печатный пресс[2].

Европейская и вся мировая цивилизация пережила мощнейший культурный взрыв. По огромной силе своей он близок к новейшему культурному взрыву, связанному с открытием и внедрением Интернета в бытовой обиход человечества.

Рукописную книгу, ее текст и иллюстрации творили от руки, старательно, благоговейно и долго (месяцами, а подчас и годами).

Эра Гуттенберга ознаменовала переход к совершенно новому, массовому тиражированию книги.

Вспомним заодно, что книгопечатание в России основал Иван Федоров (1510–1583). Первая, точно датированная (1564 г.) русская печатная книга – «Деяния и Послания святых апостолов».

Для нас литература – прежде всего художественная литература (устаревшее, но достаточно точное – «изящная словесность»), особый вид искусства – искусство слова.

4.Каков объем понятия «художественная литература»?

Это далеко не все, что написано пером и напечатано. Художественная литература – это письменно оформленные словесные сочинения, создаваемые при активнейшем участии творческого воображения автора.

Заметим, что если в этом определении слово «письменно» заменить на слово «устно» и убрать упоминание об «авторе», то речь уже пойдет о фольклоре – об устном народном творчестве.

Но здесь же очень важно отметить: то, что обозначалось термином «литература» (в значении «художественная литература»), то, чем ведает наша наука, – намного древнее самого термина. Литература восходит к словесной культуре древнейших цивилизаций Египта, Китая, Индии, Иудеи, Греции, Рима…

Как именовалась художественная литература до книгопечатания? С античных времен – это поэзия, или поэтическое искусство.

Сама наука о литературе древнего происхождения. Только прежде она именовалась поэтикой. Известно сочинение Аристотеля (IV век до н. э.) «Об искусстве поэзии» (его еще называют «Поэтикой»).

Поэзия (после XV–XVI вв. чаще именуемая литературой) с древних времен изучается поэтикой (которую мы теперь зовем литературоведением – аналог немецкого слова die Literaturwissenschaft).

Дать объемное, исчерпывающе успокоительное определение понятию «художественная литература», или «поэзия» (мы будем употреблять эти понятия на правах синонимов) – задача из ряда сверхсложных.

В.Г. Белинский в статье 1840 г. «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова» предложил такое обозначение этого понятия, ставшее знаменитым и исполненное искреннего поэтического вдохновения и пафоса: «Как невидимое зерно, западает в душу художника мысль, и из этой благодатной и плодородной почвы развертывается и развивается в определенную форму, в образы, полные красоты и жизни, и наконец является совершенно особым, цельным и замкнутым в самом себе миром, в котором все части соразмерны целому, и каждая, существуя сама по себе и сама собою, составляя замкнутый в самом себе образ, в то же время существует для целого как его необходимая часть, и способствует впечатлению целого».

Текст Белинского звучит здесь как стихотворение в прозе. Скажут, определение нестрогое. Верно. Но излишняя строгость не даст желаемого эффекта, скорее наоборот.

Литературно-художественных текстов на всех языках и во все эпохи неисчислимая масса. Потребность в их созидании («производстве») неутолима, пока жив человек. Общение с этими текстами – занятие привычное настолько, что наше повседневное сознание не замечает очевидной тайны этого общения. Мы перестаем удивляться настоящему чуду, привыкая к нему в нашей каждодневной практике.

Передо мной некая система знаков, букв, литер. Текст может быть написан пером, напечатан на бумаге, может существовать в современной электронной версии в Интернете. И если я понимаю язык знаков, я читаю и воспринимаю смысл текста. Набор знаков в моем сознании превращается в переживание смысла. И это превращение совершенно удивительно!

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

Читаю, и мне открывается некоторый строй мыслей и чувств, рождаются определенные настроения. Эти настроения заметно меняются, чередуются. Я их непосредственно ощущаю, живо ощущаю их перемены, реагирую на них.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты…

Представьте себе только: когда-то, в июле 1825 г., в Михайловском Псковской губернии поэт сочинил эти стихи, закрепил их на бумаге… с той поры их миллионы раз перепечатывали. И вот я сейчас вглядываюсь в ряды этих знаков и…происходит не что иное, как передача авторских мыслей, чувств, настроений – мне! Происходит мое общение с текстом, который очень давно был создан поэтом. Если это не чудо, то что такое тогда чудо?! Просто мы по привычке его не замечаем. Но мало ли чего мы не замечаем из того, что совсем близко, рядом! Обыкновенное чудо, достойное всяческого удивления!

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Но если в произведениях художественной литературы запечатлены и запечатаны мысли и чувства автора, его «душа в заветной лире», если я (ты), читатель, владеющий необходимым языковым кодом, в состоянии это послание понять, если оно меня (тебя) заинтересовало, трогает за живое, волнует, то, значит, в произведениях художественной литературы (в художественном тексте) содержится некий эмоционально-смысловой потенциал. Его создает автор. И его воспринимает, воссоздает читатель. Возникает таинственная (далеко еще не понятая) обратная связь между произведением и читателем.

Читайте также:
Характеристика Ноздрева - внешность, образ героя Мертвых душ

Н.В. Гоголь признавался: «Мое дело говорить живыми образами, а не рассужденьями. Я должен выставить жизнь лицом, а не трактовать о жизни. Истина очевидная». Говорить живыми образами – главное дело художника, которое и зовется художественной литературой. Природу этой тончайшей материи изучает литературоведение.

Чтобы лучше определить смысл и назначение литературоведения, надо установить ее пределы, границы, а для этого следует опознать ее сородичей и соседей – дисциплины, входящие в содружество филологических наук, и дисциплины, смежные с литературоведением и филологией в целом.

5.Как взаимодействует литературоведение с языкознанием и фольклористикой в содружестве филологических дисциплин?

Литературоведение имеет прочные связи с другими гуманитарными науками: философией, эстетикой, фольклористикой, теорией искусства, историей, психологией и социологией. Общность материала, прежде всего, сближает литературоведение с языкознанием.

Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию

Есть две филологические науки, одна из них изучающая литературу, это литературоведение. Другая филологическая наука изучает языки – языкознание (лингвистика). Эти науки объединяет то, что обе они занимаются изучением явлений словесности. Много веков эти науки существовали в тесной взаимосвязи под общим знаменателем – филология.

В своей основе лингвистика и литературоведение – разные науки, поскольку преследуют изучение разных задач. Задача лингвистики в изучении человеческого языка, вернее, словесности. Изучается словесная деятельность людей для того, чтобы отследить закономерности и особенности развития каждого языка в отдельности. Литературоведение предполагает изучение художественной литературы народов всего мира. Важно понимать закономерности и особенности, по которым развивается литература той или иной страны, что на нее влияет, и в каких формах происходит выражение.

Несмотря на различные задачи, лингвистика и литературоведение тесно сотрудничают, а иногда и приходят на помощь друг другу. Как и многие явления словесности, художественная литература является важным источником для лингвистических исследований, поскольку посредством литературы можно отследить особенности изменений языков разных народов мира. Хотя особенность языка художественного произведения полностью зависит от его идейного содержания. Литературоведение как наука может поделиться с лингвистикой рычагами понимания содержательных аспектов литературы, объясняющими особенностями определенного языка написания произведения. Но и для литературоведения полезны сведения лингвистики, которые помогают понять особенности языка произведения. Причем взаимная помощь наук бывает разной – все зависит от особенностей изучаемого предмета.

Литература и фольклор прежде всего частично совпадают по своим поэтическим родам и жанрам. Есть, правда, жанры, которые специфичны только для литературы и невозможны в фольклоре (например, роман) и, наоборот: есть жанры, специфические для фольклора и невозможные в литературе (например, заговор).

Тем не менее самый факт наличия жанров, возможности классификации здесь и там по жанрам, есть факт, относящийся к области поэтики. Отсюда общность некоторых задач и приемов изучения литературоведения и фольклористики.

Одна из задач фольклористики есть задача выделения и изучения категории жанра и каждого жанра в отдельности, и задача эта — литературоведческая.

Одна из важнейших и труднейших задач фольклористики это — исследование внутренней структуры произведений, короче говоря, — изучение композиции, строя. Сказка, эпос, загадки, песни, заговоры — все это имеет еще мало исследованные законы сложения, строения. В области эпических жанров сюда относится изучение завязки, хода действия, развязки, или, иначе, законов строения сюжета. Исследование показывает, что фольклорные и литературные произведения строятся различно, что фольклор имеет свои специфические структурные законы.

Объяснить эту специфическую закономерность литературоведение не в силах, но установить ее можно только приемами литературного анализа. К этой же области относится изучение средств поэтического языка и стиля. Изучение средств поэтического языка — чисто литературоведческая задача.

Здесь опять окажется, что фольклор обладает специфическими для него средствами (параллелизмы, повторения и т. д.) или что обычные средства поэтического языка (сравнения, метафоры, эпитеты) наполняются совершенно иным содержанием, чем в литературе. Установить это можно только путем литературного анализа.

Таким образом, мы видим, что между фольклором и литературой не только существует тесная связь, но что фольклор как таковой есть явление литературного порядка. Он — один из видов поэтического творчества.

Фольклористика в изучении этой стороны фольклора, в своих описательных элементах — наука литературоведческая. Связь между этими науками настолько тесна, что между фольклором и литературой и соответствующими науками у нас часто ставится знак равенства; метод изучения литературы целиком переносится на изучение фольклора, и этим дело ограничивается.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Текст книги “Основы теории литературно-художественного творчества”

Автор книги: Анатолий Андреев

Жанр: Языкознание, Наука и Образование

Текущая страница: 21 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Вместо заключения
Объект и предмет
литературы и литературоведения

Предметом литературы является человек и личность в единстве их мироощущения и миропонимания.

Если говорить о великой литературе, то предметом ее пристального внимания становится процесс превращения человека в личность. Система ценностей (основа содержания) обретает эстетическое измерение (стиль), воплощая формулу Красота – Добро – Истина.

На самом деле надо выразиться еще более точно и конкретно: один информационный комплекс, телесно-психологический, известный нам под названием человек (индивид), на наших глазах превращается в другой, духовно-психологический, имя которому – личность. Меняется тип управления информацией, меняется способ мышления – в результате меняется система ценностей, система мотивов поведения – следовательно, меняются типы конфликтов, типы и системы персонажей.

Читайте также:
Коробочка Мертвые души - описание образа, характеристика

Именно конфликт типов управления информацией и является объектом изображения в литературе, ибо все духовные коллизии человека коренятся в информационной природе конфликта.

От натуры – к культуре (от приспособления – к познанию): это и есть подлинно культурный путь человека, который (путь) посредством образов (если говорить о языке литературы как виде искусства, виде художественного творчества), закрепляемых в стиле, в частности, в сюжете (если говорить о способах выражения образа), отражается в литературе.

Это и есть один-единственный, универсальный объект литературы, отраженный в ее предмете: духовное производство человека. Других попросту нет, им неоткуда взяться. Полюса-то в духовном пространстве всего два: психика и сознание. Два полюса связывает один сюжет. Идти можно только в одном направлении, снизу вверх (осуществляя процесс познания), от натуры к культуре, проходя при этом неизбежные и, в общем, известные ступени (тело – душа – дух). Если путь к личности состоялся, прямая, та, которая «снизу вверх» (обозначающая процесс познания), смыкает конец с началом, образуя круг. Личность – это целостность, единство «низа» и «верха». Графический эквивалент целостности – это круг. Не следует забывать, что сюжет – всегда способ передачи содержания, но не само содержание. От натуры к культуре: это и есть содержательная, внутренняя сторона сюжета, внешнее выражение которой – ряд событий.

Если писателя интересует, скажем, процесс деградации, обратный процесс от культуры к натуре, «сверху – вниз», то это является формой выражения все той же закономерности: точка отсчета в духовном мире человека, культура, никуда не исчезает, именно она структурирует духовность. Разница в том, что теперь перед нами уже процесс приспособления, отрицающий процесс познания, противостоящий ему.

Однако художников слова интересуют не просто духовные проявления человека, не просто процесс его окультуривания, но поэтизация (эстетизация) этого процесса. Сам факт того, что «путь к личности» (или бегство от личности) становится фактом (предметом) искусства, свидетельствует о том, что подобные духовно-идеологические коллизии канонизируются, отбираются и закрепляются в качестве образцовых, многократно усиливая свое воздействие на умы и души читателей.

Таким образом, литература отражает бессознательную духовность человека, не столько анализирует, сколько моделирует путь («снизу – вверх»), который принято называть «поиски истины».

Что же в таком случае является предметом литературоведения?

Предметом литературоведения является не «текст» (эстетический способ упаковки смысла – стиль) и не метатекст (смысл как таковой, обладающий концептуальной автономией), а художественное произведение, которому присущи, с одной стороны, свойства стиля, а с другой – оно определяется наличием «идейного содержания».

Литературоведение, во-первых, выявляет предмет литературы (что мы сейчас и сделали), а во-вторых, в этом предмете – объект всякой гуманитарной (и негуманитарной) науки, а именно: объективную содержательность, соотносимую с природой человека (для чего необходима эффективная методология познания). Можно сказать иначе: задача литературоведения – обнаружить содержание в содержании литературы. Этим «сверхсодержанием», как мы выяснили, является не просто человек (метафора «человековедение» отражает теоретическую беспомощность в осознании специфики литературы и литературоведения), а проблема превращения человека в личность.

В этой связи следует уточнить сам термин содержание.

Без теории сознания оказалось невозможным сформировать представление об объекте и предмете исследования для эстетики и литературоведения. Теория двух языков культур, психики и сознания, приспособления и познания, насквозь диалектична. Это означает, что не только сама теория создавалась с помощью диалектики, но и диалектика существенно обогатилась благодаря этой теории.

Как только стало ясно, что интеллект служит способом продления бессознательных технологий в любой сфере деятельности (в «физике», то есть науках естественных; в «лирике», науках гуманитарных и проч.), стало очевидно, что научно сформулированные объект и предмет исследования в любом секторе реальности – забота разума, но не интеллекта.

Вот и диалектика с точки зрения разума – имеет не совсем те, и даже совсем не те параметры, которые были «вычислены» интеллектом. Быть диалектичным в разумном смысле – значит понимать, что «вещи» (объектный мир) существуют не сами по себе (хотя кажется, что они существуют «как бы» сами по себе, независимо от нас), а лишь в человеческой интерпретации, которая, по большому счету, делится на два типа: сознательную и бессознательную. Сознательный подход к реальности – это противостояние бессознательному, это сплошной конфликт и поединок, так сказать, борьба за сферы влияния. Сознательное отношение (тип управления информацией) – познание – прерогатива разума; бессознательное отношение (тип управления информацией), выдаваемое за сознательное, – приспособление – забота интеллекта. Таким образом, разум и интеллект различаются качественно и функционально как разные информационные инстанции, имеющие в принципе разный гносеологический потенциал; носителем разума оказывается личность – человек духовный, становящийся субъектом и объектом культуры; носителем интеллекта оказывается человек бездуховный, индивид, живущий бессознательной жизнью и являющийся субъектом и объектом цивилизации. Носитель интеллекта в прямом и точном смысле является венцом натуры, остановившейся у иного информационного порога – у порога культуры.

Вектор развития цивилизации – от социоцентризма к индивидоцентризму (ориентация на интеллектуально развитого гомо сапиенса). Все цивилизационные характеристики – это формы бессознательного типа управления информацией, бессознательного способа освоения действительности. Вот почему актуальная задача – придать всем человеческим делам и помыслам культурное измерение, посмотреть на феномен человека и человечества с позиции разума. Вектор развития культуры – персоноцентризм (ориентация на духовно развитого индивида, которым в принципе способен стать интеллектуально развитый гомо сапиенс).

Языком познания становятся понятия, языком приспособления – образы. Однако интеллект также оперирует понятиями, хотя осуществляет функцию приспособления. Это означает, что сам по себе язык познания еще не обеспечивает функцию познания; более того – на языке познания осуществляется наиболее эффективное приспособление.

Все это возможно потому, что понятия, не организованные (не структурированные) методологией (в основе которой – тотальная диалектика), начинают выполнять функцию приспособления. И напротив: если за образами просматривается формат и возможности методологии (что случается крайне редко), имеет смысл говорить о гносеологическом потенциале искусства (прежде всего – художественного слова). Вот почему все современные науки, гуманитарные и негуманитарные (в том числе физика, математика, экономика, философия, литературоведение), не переставая быть науками по форме (то есть формально выполняя функцию познания), являются де факто формой приспособления к реальности.

Читайте также:
Стихи для поднятия настроения короткие и прикольные четверостишия о хорошем настроении и улыбке, красивые стихотворения о мотивации

Возьмем отдельное (единичное), при научном подходе к которому великолепно прослеживаются универсальные закономерности познания. Не существует литературоведения как такового, то есть всеми признаваемой научной дисциплины с бесспорно выявленными объектом и предметом исследования; все зависит от того, с помощью какого информационного комплекса (инструмента) будут интерпретироваться объект, предмет и суть самой науки. И реальным содержанием данных категорий – «объект», «предмет» и «суть», – равно как и всех остальных, философских и нефилософских, мыслимых и немыслимых, выступает фактор, не имеющий, на первый взгляд, к литературоведению никакого отношения, а именно: реальным содержанием этих категорий становится их отношение к приспособлению и познанию. Или вам удается на законных основаниях познавать законы – или вы бессознательно протаскиваете (с соответствующим интеллектуальным обоснованием, разумеется) идею Бога, мифического гаранта непознаваемости. Познание превращает литературу и литературоведение в объект; приспособление, выдаваемое за познание, делает литературу и литературоведение категориями психологическими, субъективными, сиречь бессодержательными, имеющими, однако же, свой предмет. И это касается буквально всех «объектов», которые по субъективным причинам объектами так и не становятся.

Содержание – это сознательное (разумное) отношение, которое ориентировано на познание, отделенное от приспособления по функциям, но связанное с ним единым «человеческим измерением», то есть функционирующее только как противоположная грань единого информационного комплекса. Содержание науки может быть интерпретировано как «объект», что и закрепляется в соответствующем термине.

Иными словами, познания без приспособления не бывает, как не бывает психики без сознания. Противоположности попеременно оказываются то ведущими, то ведомыми; то доминирующими, то угнетенными. Это и только это обеспечивает результат: содержание, которое всегда в человеческой деятельности является философским содержанием (не философского просто не существует: это абсурд). Содержанием «содержания» становится истина – особого рода содержательность, которую можно характеризовать как способ выявления универсального смысла (сущности) через соотношение со смыслом локальным (с явлением).

Сущность, представленная в необозримом богатстве явлений, становится истиной (или же так и остается ее бледной «категориальной» проекцией, бесплотной тенью).

В данном контексте форма является отношением психики, за которым стоит утверждение приоритета приспособления, и которое, вместе с тем, претендует на то, чтобы отношение это квалифицировалось как познание. Формальное выражение научного содержания может быть интерпретировано как «предмет», что и закрепляется в соответствующем термине.

Данное определение можно считать «содержанием формы».

Нет ничего проще, чем спутать вещи, различающиеся кардинальным образом: для этого надо всего лишь спутать познание с приспособлением (а это возможно только с позиций приспособления). Нет ничего сложнее, чем увидеть различия феноменов, неразличимых с позиции приспособления – нет ничего сложнее разграничения содержания и формы (объекта и предмета). Именно для этого необходима диалектика такого рода, которую я называю тотальной (целостной).

И тут следует иметь в виду следующее. В тактическом отношении познание может диалектически «чередоваться» с приспособлением (меняя функции с целью усиления гносеологического потенциала); в отношении стратегическом познание в известном смысле абсолютно (равно как и приспособление), самотождественно. Именно эта стратегическая функция познания и обеспечивает саму возможность наличия содержания.

Вот и получается, что содержательный, «объектно-предметный» разговор возможен только в информационном поле познания; в информационном поле приспособления категория «содержание» перестает существовать реально (существуя только как потенциальное содержание).

Бессмысленно говорить о человеке, личности, истории, культуре, искусстве (литературе), науке, литературоведении, религии, экономике, политике, цивилизации, вечности, человечестве, – если язык «познания» реализует потребность приспособления. Это всегда разговор ни о чем (хотя формально – обо всем). Форма (предмет) так и не переходит в содержание (объект).

И напротив: содержательный разговор – это разговор «обо всем», потому что он ведется в «познавательном» ключе. В этом смысле не бывает отдельных тем; разговор о чем-то «одном» (например, о литературоведении) подразумевает иерархически выстроенный ценностный ряд (о чем постоянно заботится сознание, оснащенное тотальной диалектикой).

Это и есть, собственно, язык культурного общения. Всякий содержательный разговор начинается с философии, и в данном контексте литературоведение (во всяком случае, его теоретический подраздел) корректнее было бы называть философией литературы.

Если согласиться с аргументами, сформулированными с помощью тотальной диалектики, то приходится признать, что сегодняшнее литературоведение только формально является наукой, изучающей форму (предмет), содержанием которой (которого) является бессодержательность. Содержания – объекта познания – как точки отсчета не присутствует ни в науке, ни в ее предмете.

Вот откуда фонтанируют безудержный субъективизм и тотальная психологизация методологии. Но этот «тотальный» грех, как ни странно, достаточно легко устраним. Стоит нам определиться с содержательностью литературоведения, как мы с надежных методологических позиций можем обосновать содержательность литературы – ту самую художественно выраженную Истину (вспомним: «Истина – Добро – Красота», пока что априорно – то есть бездоказательно, бессодержательно – существующая формула художественности), которую принято «уважать», хотя никто не относится к ней серьезно (научно).

Собственно, мы и попытались в самом начале нашей работы научными методами «зафиксировать» объект литературы, содержащийся в ее предмете, для чего нам пришлось объясняться по поводу объекта литературоведения, ныне существующем исключительно в виде предмета.

Объекты литературы (искусства) и литературоведения (науки) идентичны: они реализуют отношение познания; но поскольку сегодня «объект литературы» и «объект литературоведения» существуют главным образом как «предметы», в которых воплощено отношение приспособления, то литературоведение фактически является литературой по поводу литературы.

Неразграничение «объекта» и «предмета» науки ведет к ликвидации науки (точнее, к невозможности ее появления). Дифференциация «объекта» и «предмета» науки становится свидетельством овладения тотальной диалектикой. Отсюда рукой подать и до дифференциации типов управления информацией. А это означает возникновение культуры в подлинном значении этого слова, ибо появление культуры из недр цивилизации возможно исключительно как разграничение отношения познания и отношения приспособления.

Собственно говоря, сам феномен глобализма, феномен то ли расцвета цивилизации, то ли выражения ее кризиса, то ли попросту фаза интенсивного цивилизационного распада, – сам этот феномен оказался возможен именно потому, что в должной степени не сформировалось отношение познания, в результате чего науки так и не обрели своего содержания, реального объекта изучения. Глобализм – феномен именно цивилизации, но не культуры, ибо содержанием процессов глобализации стало отсутствие культурного содержания. Вот почему «предметный» разговор в рамках отношения приспособления всегда беспредметен: он лишен объекта. Глобализм, по идее, вплотную подводит к осознанию феномена культуры. Однако цивилизацию и культуру разделяет не пресловутый «один шаг», а принципиально разное соотношение информационных по своей сути и структуре «предмета» и «объекта». Сама цивилизация есть предмет (форма), объектом (содержанием) которого(ой) должна стать культура. Переход к культуре означает не исчезновение цивилизации, а появление у нее объекта, осознанного содержания.

Читайте также:
Варвара и Катерина ℹ сравнительная характеристика героинь пьесы А.Н. Островского "Гроза", отношения с близкими, сходство и отличия в образах

Пока что содержанием цивилизации является бессодержательность, вот почему доминирующей духовной и эстетической идеологией сегодня стал постмодернизм, где культ формы превратился в содержание. Этот императив бессознательного и обслуживает сегодняшнее литературоведение.

Список обязательной литературы

1. Андреев А.Н. Теория литературы: личность, произведение, художественное творчество. Учебное пособие для студентов вузов. В двух частях. Часть 1: Теория литературно-художественного произведения. Часть 2: Теория литературно-художественного творчества. – Минск, БГУ, 2005.

2. Андреев А.Н. Психика и сознание: два языка культуры. – Минск, БГУ, 2000.

3. Андреев А.Н. Классическая русская литература в свете целостного анализа. Диалектика художественного сознания. [Электронный ресурс] Мн.: Научно-методический центр «Электронная книга БГУ», 2003. Режим доступа: http://anubis.bsu.by/publications/elresources/Philology/andreev2.pdf. (17.03.2010)

4. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Учебное пособие для студентов вузов. – Минск, «Дизайн ПРО», 1998.

5. З.Фрейд. «Я» и «Оно». – Тбилиси, 1990.

6. Э. Фромм. Человек для себя. – Минск, 1992.

7. К.Г. Юнг. Феномен духа в искусстве и науке. Т. 15. – М., 1992.

8. А.Ф. Лосев. Проблемы символа в реалистическом искусстве. – М., 1993.

9. Произведения писателей и поэтов, в которых затрагивается проблема художественного творчества.

zlatkevich

вторник, 21 января 2014 г.

1 билет-Предмет и задачи литературоведения

Предмет и задачи литературоведения. Науки литературоведческого цикла.

– Предмет не только литература, но и вся художественная словесность – письменная и устная (имеет три формы дописьменного общества). Литературоведение изучает литературу имеющее художественное значение.
Задачи:
1) Изучение сущности и состава художественной словесности.
2) Изучение истории развития художественной словесности.
3) Изучение развития художественной словесности.
Художественная словесность – устаревшое устное и письменное творчество. Устное народное творчество называли народной словесностью; теорию литературы, литературоведение – теорией литератур. Художественность (в широком смысле) – основная особенность искусства, отличающая его от других сфер жизни.
Отражение жизни в образах.
Художественность (в узком смысле) – высокое качество произведения искусства и литературы, определяющие его общественное значение.
Критерии:
– наличие образности;
– глубина и значительность проблематики произведения (раскрывает глубину переживаний)
Историческая …-эмоциональная направленность.
Эти два критерия определяют художественность на всех стадиях словесного искусства.
Но есть критерии художественности по форме ( только при соблюдении этих критериев, произведение получает общественное значение).
Форма соответствует идее, тогда произведение художественно, и если все части и подробности происходят из одной идеи ( если нет, то нарушается художественность произведения).
1) Содержательно-художественная целесообразность всех элементов изображения (единой основой идеи).
Художественное произведение, сделанное по такому закону единство целесообразности отличается художественным единством, внутренней связью компонентов.
2) Совершенство речевого строя (многообразие художественной речи приобретается, когда эстетическая значимость имеет высокие нравственные задачи автора).
Стихотворно-эстетическая форма прикрывает неглубокость и незначительность содержания – следует обратить внимание.
Литературоведение делится на 3 раздела:

Теория литературы -> теория литературного произведения. Поэтика – дисциплина, изучающая систему художественных средств и приемов.
Поэтика: 1) теоретическая (рассматривает систему художественных средств) и 2) историческая (рассматривает системы художественных средств в ее историческом рассмотрении).
Теория литературного образа, теория литературного процесса.

История литературы ( Историк литературы изучает всякое произведение как неразложимое, целостное единство, как индивидуальное и самоценное явление в ряду других индивидуальных явлений. Анализируя отдельные части и стороны произведения, он стремится лишь к пониманию и интерпретации целого. Это изучение восполняется и объединяется историческим освещением изучаемого, т.е. установлением связей между литературными явлениями и их значения в эволюции литературы. Таким образом, историк изучает группировку литературных школ и стилей, их смену, значение традиции в литературе и степень оригинальности отдельных писателей и их произведений.)

Литературная критика занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (а также насущных проблем общественной и духовной жизни, поэтому часто носит публицистический, политико-злободневный характер), с точки зрения эстетической ценности; выражает самосознание общества и литературы в их эволюции; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: a) текстология – изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии; b) палеография – изучение древних носителей текста, только рукописи; c) библиография – вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету; d) библиотековедение – наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги.

Стихи про семью – сборник самых красивых и трогательных

Стихи о семье для детей. 22 лучших избранных стихотворения про семью

Как вы думаете, почему стихи про семью являются одними из самых популярных? Даже популярнее, чем стихи о маме или папе? Все очень просто! Потому что, если у маленькой деточки спросить, что такое семья, то ребенок, не задумываясь, перечислит всех живущих с ним под одной крышей, включая и своих домашних питомцев.

В этом нет ничего удивительного, ведь детское восприятие мира гораздо проще и естественное, а поэтому ребенок всех, кого любит, считает своими родными.

При этом для детей семья – это колодец, из которого черпаются ценности для будущей взрослой жизни. Именно здесь наши с вами деточки учатся ответственности, уважению, состраданию, искренности.

Читайте также:
«Пойман с поличным» краткое содержание произведения Чарльза Диккенса, значение названия

А та порция любви, которую маленький человечек получает в семье, служит фундаментом его счастья. И взрослея именно на этом фундаменте, он будет с такой же любовью выстраивать свои взаимоотношения с людьми и с окружающим миром.

Вот поэтому, как мне кажется, и стараемся мы читать своим детишкам стихи про семью. Чтобы они еще раз почувствовали наше единство и любовь. Осознали, насколько крепки связывающие нас узы.

Ну и, в конце-концов, просто потому, что стихи это хорошие.

«Задачка»

Задам сейчас задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка.
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?

«Семья – это МЫ»

Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!

Семейное древо

Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья,
И оно мне — родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной
До утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы…(Г. Дядина)

«Семейная история»

Родителям не до меня весной.
Ремонт жилища — главная забота.
Хлопочут, словно после перелёта
Они вернулись в дом со всей семьёй.

Я достаю наш старенький альбом,
Разглядываю яркие картинки,
Потрескались, как будто в паутинках,
И замираю над цветным листком.

Вот прапрапрадед смотрит на меня.
Мне интересно, кем он был когда-то:
Охотником, а, может быть, солдатом?
Спешит куда-то на закате дня.

Я папу каждый вечер тереблю:
«Пап, расскажи»,- а он всё: «Завтра, завтра.»
Обидно, знать хочу о динозаврах.
Истории такие я люблю!

Знать каждый должен о семье своей.
Внимательно разглядываю предков:
Сидят и держат в крыльях-лапах ветки…
Я их потомок — серый воробей! (Аркадий Млынаш)

«А семья – это всё»

А семья – это дом,
Это двое и третий,
И, быть может, четвёртый,
И пятый потом.
Это тёплые строки
В желанном конверте,
Если машет разлука
Печальным крылом.

А семья – это свет,
Что незримо и щедро
Озаряет всю жизнь
И сопутствует нам.
Это – творчество,
Где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе –
Всегда пополам.

А семья – это всё.
Без неё холодеет
Одинокая мысль,
Одинокая жизнь.
Ничего не бывает
На свете роднее,
Ничего, как ни думай
И как ни храбрись… (И. Яворовская)

Семья

Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склоняясь над кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю! (М. Тахистова)

Семья

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья. (М. Шварц )

«Семья это счастье, любовь и удача»

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья! (М. Лангер)

«Семья»

Мне очень важно,
Мне очень нужно,
Чтоб вся семья
Собиралась за ужином!
Выложит дед,
Что узнал из газет,
Бабушка же,
Поправляя очки,
Что засушила
Шалфея пучки…
Папа и мама –
О важной работе,
Брат – о рыбалке,
Футболе, походе…
И о контрольной
Сегодняшней — я…
За окнами вечер,
А в доме – СЕМЬЯ! (В. Дробиз)

Семья — это то, что удержит нас в
шторм,
Ведь ей не страшны брызги
жизненных волн,
Укроет от стужи и в дождь
защитит.
Семья — наша крепость и верный
наш щит.
Семья — это дети и брачный союз.
Что может сильней быть таких
прочных уз?
Здесь каждый понятен и очень
любим,
По-своему дорог и незаменим.
Желаем вам быть настоящей
семьёй,
Ведь здорово, если родные — с
тобой!
Желаем единства всегда и во всём,
И счастье наполнит пусть ваш
дружный дом! (Дементьева Татьяна)

«Его семья»

У Вовы двойка с минусом –
Неслыханное дело!

Читайте также:
Милон - характеристика героя в комедии Недоросль, черты, образ

Он у доски не двинулся.
Не взял он в руки мела!
Стоял он будто каменный:
Он стоял как статуя.

– Ну как ты сдашь экзамены?
Волнуется вожатая. –

Твою семью, отца и мать,
На собранье упрекать
Директор будет лично!
У нас хороших двадцать пять
И три семьи отличных,

Но твоей семьей пока
Директор недоволен:
Она растить ученика
Не помогает школе.

– Ну при чем моя семья? –
Он говорит вздыхая. –
Получаю двойки я –
И вдруг семья плохая!

Упреки он бы перенес,
Не показал бы виду,
Но о семье идет вопрос –
Семью не даст в обиду!

Будут маму упрекать:
«У нас хороших двадцать пять
И три семьи отличных,
А вы одна — плохая мать!» –
Директор скажет лично.

Печально Вова смотрит вдаль,
Лег на сердце камень:
Стало, маму, очень жаль
Нет, он сдаст экзамен!

Скажет маме: «Не грусти,
На меня надейся!
Нас должны перевести
В хорошее семейство!» (Агния Барто)

«Воскресенье»

Воскресенье — вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов. (Олег Бундур)

«Любили тебя без особых причин»

Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей. (Валентин Берестов)

«Дома»

На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное –
Домой так и тянет меня. (Агния Барто)

«Семейный круг»

Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу мы с вами растем.
Пускаем в семье мы корни свои,
И в жизнь смело входим из дружной семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом.

«Семья – большое счастье!»

У каждого на свете
Должны быть папа с мамой –
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.

У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры…
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.

У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог –
Родимая семья!

У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье –
Подарок самый-самый! (Натали Самоний)

«У кого-то есть сестра»

У кого-то есть сестра,
У кого-то есть братишка:
У тетрадки – брат блокнот,
А сестра журнала – книжка.

Есть у чашки брат-стакан,
У руки – сестрица ножка.
А половник – ложкин брат,
Их сестрица – поварёшка.

Хорошо, коль есть сестра,
Хорошо, коль есть братишка.
Веселей живёт семья,
Если в ней растут детишки!

… Но семья живёт дружней,
Коль послушны дети в ней. ! (Натали Самоний)

«Мне бабушка сказала»

Мне бабушка сказала:
-«Семья – всего дороже!»
А буля* – всех умнее,
Она ведь мама тоже.

Мне бабушка сказала:
«Семья – всего дороже!»,
Что злиться, обижаться
И ссориться – негоже.

Мне бабушка сказала:
-«Семья – всего дороже!»,
Что коль семья дружна,
То жизнь – стократ пригожей:

Что жизнь в сто раз прекраснее.
И с булей я согласная:
Семья всего дороже! (Натали Самоний)

«Кто в семье главнее всех?»

Я спросила у папули:
«Кто в семье всех поглавней?»
Мне в ответ он улыбнулся
И сказал: «Двуглавый змей!»

«Что за змей?! – я возмутилась, –
Что за шутки у тебя?!»
Папа обнял вдруг мамулю
И сказал: «Она и я!»

Поняла я, это значит –
Равноправие в семье,
И добавила: «Простите,
Вы забыли обо мне!»

Всё с годами изменилось,
Стала я уже взрослей.
Домом ныне управляет
Сам глава – трёхглавый змей! (Натали Самоний)

«Семья – это дети»

Семья – это дети,
И пусть на планете,
И в памяти сердца, и в детских очах,
Всегда остается
Доброе солнце,
Светлая нежность – семейный очаг.
Здесь дети играют,
Тепло и уют.
Здесь в жизнь провожают,
Но прежде – дают.

«Семейное тепло»
Ну и что, что дом без крыши,
Главное, в нем есть семья.
Там живут: под полом — мыши,
В доме — мама, папа, я.

Ну и что, что в доме — холод,
Ну и что, что денег нет…
По кастрюлям ходит голод,
Вчера вырубили свет…

Окна камнем перебиты,
Перемёрз водопровод,
Из посуды = только сито…
И живём мы так-то. Вот.

Одеяло и подушка
Наши верные друзья…
Мама с папой — побирушки,
Вечно бедная семья. (Е.Жернова)

«Семейное счастье»

Семейный уют: разговоры, улыбки,
Прощания, встречи, объятья сердец,
Любовь и тепло, несмотря на ошибки,
И рядом с детьми самый лучший отец!

Семейная жизнь – как движение в гору:
Приятно и трудно, но легче вдвоем!
Достаточно выбросить мысли о ссоре,
И вдруг начинается быстрый подъем!

Семейное море – волнения, встряски,
Порывистый ветер, мучительный дождь…
И кажется, будет несчастной развязка,
Но день на случайность скорее похож.

Семейные узы – беззвучные струны,
Услышат их песню родные сердца.
Мелодией слаженной солнечно-лунной
Наполнят друг друга они до конца!

Семейное счастье – так близко разгадка!
Так просто друг другу тепло подарить,
Довериться связи сердец без остатка,
Неистово и беспрестанно любить! (Алевтина Суровцева)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: