Литературные загадки для малышей и школьников с ответами

Литературные загадки для школьников

Как развивать интерес к учебе у детей? С помощью игр, развлечений и, конечно же, загадок. Эти литературные загадки в стихах не только расширять кругозор вашего ребенка, но и проверить его знания по литературе.

Загадки по литературе для детей

С Колобком и Бармалеем,

С Золушкой и Златовлаской,

С Белоснежкой и Кощеем

Всех нас познакомит. (сказка)

Короткая фраза, где звуки похожи.

Ее мы частенько промолвить не можем.

Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает.

Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)

Чтобы знаний набираться,

Чаще обращайся к ней.

Никогда не расставайся,

Станешь с ней в сто раз умней. (Книга)

Поможет новое узнать,

Перенесет нас в джунгли мигом.

С ней можно кем угодно стать.

Конечно, это друг наш — . (книга)

Автор пишет его сразу

После повести, рассказа.

Подводя всему итог,

Мы читаем. (эпилог)

Если ее мы вдруг говорим,

Явление метко определим.

В ней поучения нет никакого —

То выражение яркое, слово:

«Зубы, — к примеру, — кладу я на полку».

Я произнес только что. (поговорку)

В фольклоре нам встречается.

В этом изречении

Смысл заключается. (Пословица)

Короткие песенки это, стишки.

Про ладушки, воду иль пирожки,

Про солнышко, мышку или орешки

Нам с детства рассказывают. (потешки)

Мы рассказ сперва читали,

После — просто повторяли.

Больше прочитать не дали, —

Что запомнили, писали.

Нет, не сочинение.

Ответьте без сомнения:

В театре постановки,

Слова все по ролям.

Обычно стиль классический.

Оно знакомо вам? (Пьеса)

Ромбы и квадратики,

Как будто в математике.

К рассказу. (иллюстрация)

Мы рассказ большой читали,

Время вместе засекали.

Кто в минуту уложился,

Кто на двух остановился.

Учитель наш по чтению

Проверил. (скорость чтения)

У доски стихотворенье

Я читаю с выраженьем.

Ничего не забываю,

Все читаю да читаю.

Но пришлось и постараться

Передать все. (интонации)

Это творчество такое,

Но оно ведь непростое.

Сочинил его народ,

До сих пор оно живет.

Чаще только на словах,

Но бывает и в стихах,

Отражается в культуре.

И скажу я вам без спора —

Нет «народнее». (фольклора)

Перед сном их пела мама,

Чтобы глазки закрывали,

Чтобы мы покрепче спали.

Отгадайте, как зовутся

Песни, что на сон поются? (Колыбельные)

Главное лицо рассказа,

Мы его запомним сразу.

В каждой книге друг он наш,

Всех важнее. (персонаж)

Если мы вдруг станем стары,

То напишем. (мемуары)

При слове есть определение,

Что выразительность добавит.

И слово это, без сомнения,

Гораздо ярче и полнее станет. (Эпитет)

Качество людей иль ситуаций —

Радость доставлять и вызвать смех.

Это и способность рассмеяться,

И суметь развеселить с собою всех. (Юмор)

Эта книга схожа с букварем,

В ней читаем то же, что и в нем.

Буквы учим, слоги составляем

И слова различные читаем.

Что за книга, можете сказать,

Обучает нас слова читать? (Азбука)

С этой буквы начинаются

«Арбуз» и «Альманах».

Она нам всем встречается

Почти во всех словах. (Буква «а»)

«БараБан», «Баранка», «Бак», —

Без этой буквы им никак.

Известно мне да и тебе,

Что эта буква — . (буква «б»)

«Волк», «Волшебник» и «Вполне»

Все слова на… (букву «в»)

Если букву потерять,

Гусь не сможет ГоГотать,

Гавкать пес цепной не сможет.

Что за буква? Кто поможет? (Буква «г»)

«Дом», «Дневник» и даже «Два»,

«Девочка», «Доска», «Дрова»

Эту букву точно знают

И в себя ее включают.

Есть еще в «беДе», в «балДе»

Эта буква —. (буква «д»)

Еж под елкой задремал,

Кто-то зверя обокрал:

Вместо «Ёжика» лишь «жик»

Возле деревца лежит.

Там, где клены у леска,

Стала «Ёлка» просто «лка».

Ну же? Кто из вас узнал,

Что за букву ёж проспал? (Буква «ё»)

Эта буква есть в словах

«Жимолость», «Жара», «Жираф».

А в словах «ЖуЖЖит» и «ЖЖет»

Несколько тех букв живет. (Буква «ж»)

«Заяц», «Зяблик», «Золотой»,

«Зуб», «Зеленка» и «Зимой».

Что слова объединяет?

Может, кто-то отгадает? (Буква «з»)

Первая в словах «Игла»,

«Иволга», «Индюк», «Икра». (Буква «и»)

Иволга Иглой Играла,

Укололась, плакать стала.

Плачет иволга: «И-и»,

Плачет только буквой. («и»)

Шляпу буква надевала

И иначе зваться стала.

Превратилась буква «И»

В букву новую, смотри! (Буква «й»)

«Крот», «Качели» и «Клюка»

Начинаются на. («к»)

«Карандаш», «Кирпич», «КирКа»

— Все содержат букву. («к»)

Со стремянкой буква схожа.

Лить, Лепить, Листать поможет.

Без нее не будет Лета,

Что за буква, дети, это? (Буква «л»)

«Мед», «Малина», «Макраме»

Начинаются на. («м»)

«Нитки», «Нос» и слово «Нет»

С этой буквы начинаются,

А еще она в «коНфете»,

«НожНицах» и «дНе» встречается. (Буква «н»)

65 лучших загадок про героев сказок

«Мама может все!» собрала для вас большую коллекцию загадок про героев сказок. Постарайтесь отгадать их всех вместе с детьми. Эти загадки подойдут как для разгадывания дома, так и для утренника в детском саду.

На этой странице вы найдете загадки как про героев русских сказок, так и иностранных. Выберите понравившиеся и загадайте их своему ребенку. Потренируйте память и сообразительность своего малыша. Хорошего вам настроения!

Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор …. (Айболит)

Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)

Про принцессу вам загадка:
Ей нужна была кроватка
С сотней новеньких матрасов.
Говорю вам без прикрас я.
Добрая, хорошая
Принцесса на…(горошине)

Хоть он стоек был и смел,
Но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки,
Он стоял на крепкой ножке.
Не железный, не стеклянный,
Был солдатик (оловянный)

Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? (Медведь)


Баба била — не разбила.
Слабовата бабья сила!
Да не смог разбить и дед.
Ведь ему сто лет в обед.
Кликнули они норушку —
Та разбила, как игрушку,
И сбежала под крыльцо.
Что разбила-то? … (Яйцо)

Читайте также:
Мцыри - краткое содержание поэмы, история создания, анализ

Баба била — не разбила,
Дед ударил — не разбил.
Баба очень загрустила.
Кто же бабе подсобил?
Прибежала в дом малышка.
Вмиг яйцо разбила (Мышка)

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)

В поле появился дом.
Поселились в доме том:
Мышка по имени Норушка,
И лягушечка Квакушка,
Ёж, Лисица и Зайчишка.
А ещё лохматый Мишка
Позже поселился тут.
Как все домик-то зовут?
Вьётся над трубой дымок.
Этот домик — … (Теремок)

Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул? (Лиса)

Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака
Жучка Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)


Они везде вдвоём всегда,
Зверята — «неразлейвода»:
Он и его пушистый друг,
Шутник, медведик Винни-Пух.
И если это не секрет,
Скорее дайте мне ответ:
Кто этот милый толстячок?
Сын мамы-хрюшки — … (Пятачок)

У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, — … (Винни-Пух)

В карты он с женой играл,
Возмутился и сказал:
«Ты с ума сошла, Коза!
Бьёшь девяткою туза!»
И все карты на пол смёл.
Кто ругал Козу? (Козел)

Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос. (Мальвина)

За умными мозгами
Он в город шёл с друзьями.
Преграда не страшила.
Был смельчаком … (Страшила)

Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать … (Яга)

Пирожки — в корзинке.
Мчалась по тропинке
Девочка бегом.
Тёмный лес кругом.
Встретилась там с волком.
И не знает толком,
Как же он её скорей
Оказался у дверей,
И в кровать улёгся, плут?
Девочку-то как зовут? (Красная Шапочка)

Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? (Буратино)

Черепахе триста лет.
Уж её и старше нет.
И она-то рассказала
Тайну, о которой знала
И которую хранила,
Буратино ключ вручила:
«Вот он, ключик золотой.
В город Счастья дверь открой.
Я ж в пруду останусь тут».
Черепаху как зовут? (Тортилла)

Он всегда, как день варенья,
Отмечает день рожденья,
На штанишках кнопку тиснет,
Чтоб отправиться в полёт,
Под пропеллером повиснет
И летит, как вертолёт.
Парень он «в расцвете лет».
Кто он? Дайте-ка ответ. (Карлсон)

Сказку быстро вспоминай:
Персонаж в ней — мальчик Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу? (Герда)

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)

Эту как зовут старушку?
Просит бабушка избушку:
«Разверни-ка свой фасад:
Ко мне — перед, к лесу — зад!»
Топнет костяной ногой.
Звать бабулечку … (Ягой)

Кто по улицам ходил,
По-турецки говорил,
А когда голодным был,
Солнце в небе проглотил?
Это — жадный … (Крокодил)

Это знают даже первоклашки,
Что есть друг большой у Чебурашки,
Под гармошку песни он поёт.
Имя друга каждый назовёт. (Крокодил Гена)


Кто знает эту сказку с детства,
Поймёт, о чём я говорю:
Какое транспортное средство
Емелю привезло к царю? (Печь)

Я попала в странный лес,
Дивный лес
Страны Чудес.
Вместе с кроликом я тут.
Знаешь, как меня зовут? (Алиса)

Плачет серенький зайчишка,
Плачет косолапый мишка,
Плачут волк и воробей:
«Солнце, выходи скорей!
Кто же солнце проглотил?»
Жадный, толстый … (Крокодил)

На тарелочке лежал,
Как остыл — и убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою — лису.
Ей попался на зубок
Круглый, вкусный … (Колобок)

По первому морозцу,
По первому снежку
Кто на печке едет,
Лёжа на боку? (Емеля)

Пуха вместе с Пятачком
Пригласил к себе он в дом.
Двух друзей сажал за столик
Длинноухий, добрый … (Кролик)

Хоть твердит, что он — мастак,
Попадал не раз впросак,
Просто он — большой зазнайка,
И зовут его … (Незнайка)

Его отца схватил Лимон,
В темницу бросил папу он…
Редиска — мальчика подруга,
Не бросила в беде той друга
И помогла освободиться
Отцу героя из темницы.
И знает каждый, без сомнений,
Героя этих приключений. (Чиполлино)

Долго-долго терпела посуда
И решила: «Уходим отсюда!»
Даже ложки ушли и стаканы,
И остались одни тараканы.
Все ушли от неё, без разбора.
Имя этой неряхи — … (Федора)

Живи в спокойствии, столица,
Дозор и день, и ночь несёт
На шпиле золотая птица,
И враг тайком не подойдёт.
Был город птицей удивлён.
Оставила свой птица шток,
Наказан птицей был Дадон.
Царя кто клюнул? (Петушок)

У Мальвины — верный друг.
Если кто обидит вдруг,
Защитит подругу он,
Храбрый пудель … (Артемон)

Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? (Волк)

Жили братья-толстячки,
Все три носа — пятачки.
Старший братец — всех умней,
Дом построил из камней.
Отвечайте-ка, ребята,
Кто те братья? … (Поросята)

В квартире звонил телефон.
Со мной говорил папа Слон,
Просил шоколад. Больше пуда!
Скажи-ка, звонил он откуда? (От верблюда)

Читайте также:
Сочинение Мой любимый школьный предмет, почему мне нравится

Гости постучат, гостям
Он задаст вопрос:
«Кто там?» То — галчонок.
Отгадай-ка, Как зовут его? … (Хватайка)

Ивану Конёк-Горбунок рассказал,
Как птицу поймать.
И совет ему дал:
«Обжечь можешь руку, нужна рукавица,
Горит как огонь и как солнце …» (Жар-птица)

Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик — … (Теремок)

Он — любитель чистоты.
Умывался ль утром ты?
Если — нет, тогда приказ
Даст мочалкам он тотчас,
Грозный строгий командир
Умывальник … (Мойдодыр)

Загадки про героев иностранных сказок

Карлсон в малом доме жил,
Дом его всех выше крыш.
Карлсон с мальчиком дружил,
Называл его … (Малыш)

Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиска выгнала косого.
Эта сказка вам знакома?
Кто лису прогнал из дома? (Петух)

Муха самовар купила.
Блошек в гости пригласила.
Разбежались гости эти,
Когда муху бросил в сети
Злой, противный старичок.
Звать злодея — … (Паучок)

Айболит лечил в лесу
Волка, зайчика, лису.
На кобыле вдруг шакал
С телеграммой прискакал.
И куда, взяв саквояж,
Доктор начал свой вояж? (В Африку)

«Позволь, Алёнушка, сестрица,
Из этой лужицы напиться!»
«Не пей, Иванушка, беда
Ягой отравлена вода!»
Но не послушался сестрицы,
Нагнулся и… хлебнул водицы.
Был братик мальчиком. Ребёнок
Кем стал теперь? Кто он? (Козленок)

Женя, дёрнув лепесток,
Говорила: «На восток,
Север, запад, и на юг
Ты лети, а кончив круг,
Сделай чудо, лепесток!»
Как волшебный звать цветок? (Цветик-семицветик)

Шло веселье за столом
И гостей был полон дом.
Муху злой паук схватил,
Паутиною скрутил.
Тут бы мухе был конец,
Да явился удалец!
Нет пощады пауку:
Остра сабля на боку,
А в руках — фонарик.
Муху спас … (Комарик)

Как настали холода,
Дом слепила изо льда.
Грело солнце день за днём,
И растаял этот дом.
Выгнала она косого
Из домишки лубяного.
Но пришёл петух с косой —
Снова в домике косой.
Кто в далёкие леса
Навсегда ушёл? (Лиса)

Просит журавля лисица:
«Дай глоток воды напиться!»
Журавель слыл хитрецом,
С узким дал кувшин концом.
Не пролез лисицын нос.
С тем пришлось закрыть вопрос.
День, другой уж пролетел,
Журавель пить захотел.
Из чего кума-лисица
Журавлю дала напиться? (Из блюдца)

Кто бежал через мосточек,
С клёна оторвал листочек?
То из сказочки коза.
Её имя — … (Дереза)

Просто по дороге шла
И копеечку нашла,
Самовар себе купила,
Чаем всех жуков поила.
Кто хозяйка-молодуха?
Это — … (Муха-Цокотуха)

Он — не мягкая игрушка,
А из сказочки зверушка.
В зоопарке он служил
И у крокодила жил.
Мех на нём-то, как рубашка.
Имя зверя — … (Чебурашка)

Отвечайте без подсказки,
Кто же автор этой сказки:
В сказке Кот на двух ногах
Ходит в красных сапогах,
В шляпе пышное перо?
Автор сказки — … (Шарль Перро)

Он — актёр у Карабаса.
Он грустит, но он не плакса.
А для грусти есть причина —
Нравится ему Мальвина.
Даже больше! Он влюблён.
Ей стихи слагает он,
Взяв бумагу и перо.
Как поэта звать? (Пьеро)

Герой той сказочки известный
В маслёнке-шляпе. Он железный!
Он смелый, храбрый, с топором.
Но только, вот беда, при том
Воды боится. Просто смех!
Герой — … (Железный дровосек)

Он шепчет: «Я боюсь, боюсь…»
Он — Царь зверей и он же — трус?
Даст Гудвин смелость. Осмелев,
Начнёт рычать трусишка … (Лев)

Мальчик вырос в волчьей стае,
Волком он себя считает,
Дружит с мишкой и с пантерой,
Ловким он слывёт и смелым. (Маугли)

Дыму, дыму-то кругом!
Кто бежит с большим ведром,
Кто с ушатом… Вот кошмар!
В доме у кого пожар?
Подгорел чей хвост немножко?
Погорелец — тётя … (Кошка)

На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальца невзначай.
Холодным, недобрым стал … (Кай)

Попал в сердце льдинки осколок
И мальчик стал дерзок и колок.
Он в сани присел Королевы, и та
Его унесла в царство снега и льда.
А Герда, мальчишки подруга,
На поиск отправилась друга.
Его отыскала. Просила: «Оттай,
Замерзшее сердце! Очнись, милый …» (Кай)

Загадки про книги и литературных героев

ЗАГАДКИ ПРО КНИГИ

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга.)

Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.

Открыть свои тайны
Любому готова.
Но ты от неё
Не услышишь и слова.
(Книга.)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

Сама мала, а ума придала.

Без дверей, а закрыта.

Кто её открывает –

В застеклённые дворцы,

В тишине наедине

Открывают тайны мне.

Я с полки книгу взял, приставил “А”,

И стало вдруг мучительно обидно:

От книги не осталось и следа,

И даже в микроскоп не видно.

Языка не имеет, а у кого побывает – тот много знает.

(Книга, газета, журнал.)

С подругами и сёстрами

Она приходит к нам,

Рассказы, вести новые

Приносит по утрам.

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже.

Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
(Библиотека.)

Читайте также:
Дуня Раскольникова - характеристика героини Преступление и наказание

Легенда, преданье народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.
(Сказка.)

Легко читать такой рассказ –
Картинок много, мало фраз.
Он – будто кадры из мультфильма.
Я озадачил вас не сильно?
(Комикс.)

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут?
(Пословицы.)

Авторы загадок:
Е. Михайленко, А. Лугарёв, Г. Ладонщиков, А. Костаков

ЗАГАДКИ ПРО ГЕРОЕВ ДЕТСКИХ КНИЖЕК

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.
(Гусли.)

Говорят, давно на свете
Соловей-разбойник жил,
Резким громким звуком этим
Он богатырей разил.
(Свист.)

Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей.

Вспомни басню. Что за птица
В ней поверила лисице?
Лестью рыжая плутовка
Завладела сыром ловко.
(Ворона.)

Припомните, детишки,
Был в старой доброй книжке
Ансамбль из Мартышки,
Осла, Козла и Мишки.
Теперь мне помогайте
И басню отгадайте.
(«Квартет».)

Козёл, Мартышка, Мишка
Взялись играть квартет.
Читал Крылова книжки?
Скажи, кого здесь нет?
(Осёл.)

Пример такой – другим наука.
Кто вместе с Лебедем и Щукой
Тащил, кряхтя, с поклажей воз?
Ответь быстрее на вопрос.
(Рак.)

Вот вам моё определение:
Старик во время наводнения
Зайчишек вызволял старательно.
Вы можете назвать спасателя?
(Мазай.)

Близ Диканьки в хуторочке
Паренёк Вакула жил.
Кем, скажи мне, братец, срочно
По профессии он был?
(Кузнец.)

Ответь, подумав, не спеша:
Кого же подковал Левша?
(Блоху.)

Ты об умельце не слыхал,
Блоху который подковал?
Припомни мастера того,
Скажи мне прозвище его.
(Левша.)

В романах Дойла есть герой.
Известным сыщиком он стал.
Убийства сложности любой
Он силой мысли раскрывал.
(Холмс Шерлок.)

Он нам о Швейке рассказал,
О службе бравого солдата,
О том, как смело воевал.
Кто знает автора, ребята?

Это сказочный, летучий,
Огнедышащий, могучий
(Часто – многоглавый) змей.
Назови его скорей!
(Дракон.)

Я красив, силён, могуч,
Я грознее грозных туч,
И умнее всех, нет слов, –
Много у меня голов.
(Змей Горыныч.)

Слово – сказочный герой,
Чаще – добрый, реже – злой,
Маг, колдун и чародей.
Назови его скорей.
(Волшебник.)

Кто знает город Изумрудный,
Тем мне помочь не будет трудно.
Читал я: в нём волшебник был,
А звали как его – забыл!
(Гудвин.)

Он одежду мирно шил,
Но отважно говорил:
«Силачом слыву недаром,
Семерых – одним ударом!»
(Храбрый Портняжка.)

Вспомнил я о нём недаром:

Потому что он силён:

Семерых одним ударом

Убивать умеет он.

Знайте, этого плутишку

Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,

Умудрился проглотить!
И шпоры звенят у него на ногах,

Скажите мне, кто это.
(Кот в сапогах.)

Умён, изворотлив усатый дружок –
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может без красных сапог.
Ну что, угадали, ребята?
(Кот в сапогах.)

В шапочке я красной,
Пирожки в корзинке.
Вот шагаю к бабушке
По лесной тропинке.
Если встречу Волка,
Я не зареву,
Я тогда охотников
Громко позову.
(Красная Шапочка.)

Внучка к бабушке пошла,

Пироги к ней понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил!

Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Ну, подскажите, как звали её?
(Красная Шапочка.)

Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Возмутился птичий двор:

“Вон чужой птенец идёт!

Пусть уходит за забор

Не цыплёнком, не гусёнком,

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён.

Предупредить я вас должна:
Я так хрупка, я так нежна,
Что через тысячу перин
Горошину одну
Я буду чувствовать всю ночь
И так и не засну!
(Принцесса на горошине.)

Кто, скажите всем на диво

Появлялся из огнива?

Чтоб друга верного спасти,
Её полстраны пришлось пройти:
От разбойников бежать,
В снежной буре замерзать,
Через льды перебираться,
С королевою сражаться.
(Герда.)

Появилась девочка
В чашечке цветка.
И была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала.
Вот такая девочка,
Как она мила!
(Дюймовочка.)

Чуть женой крота не стала

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака.

Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он да удал,
Так кто из вас о нём читал?
(Мальчик-с-пальчик.)

Всем он каши наварил,

Съесть её не хватит сил.

– Зеркальце, скажи, будь мило,

Кто на свете всех белее? –

Как-то мачеха спросила,

Та, что всех хитрей и злее.

И ответила, сверкая,

Зеркальце, чуть-чуть помешкав:

– Всех прекрасней молодая

Бедняжка я и замарашка,
К золе привыкла и печам.
Мне днём бывает очень тяжко,
И я мечтаю по ночам.
Но я не плачу, я не плачу,
Я улыбаюсь и терплю.
Я верю в счастье и удачу
И всех жалею и люблю.
(Золушка.)

Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
Туфельку я потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет?
(Золушка.)

Он носит корону, имеет войска,
Но гложет героя печаль и тоска:
Сбежала из дома любимая дочь,
И некому в горе бедняге помочь.
(Король из «Бременских музыкантов».)

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовётся .
(Чиполлино.)

Фруктово-огородная страна,
В одной из книжек-сказок есть она.
А в ней герой-мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый. Кто такой?
(Чиполлино.)

В семье огородной

Называет он гордо.

Напрасно он злится,

Совсем не боится.

Чиполлино я подружка,

Видишь – хвостик на макушке,

Я расту в земле на грядке

И стараюсь быть в порядке.

Этот мальчик в замке жил

И уроки все учил.

Только злые вишни-тётки

Не давали жить сиротке.

В парке он один гулял,

Читайте также:
Умом Россию не понять анализ стиха Тютчева: идея, тема и смысл

Сразу всё сменилось вдруг,

И у мальчика есть друг.

Мог он быть почти горою,

Мог – не больше лилипутов.

Имя этого героя

Мне скажи, не перепутав.

Почему “менял размер”

Угадайте-ка, ребята:
Кто-то, где-то и когда-то
Все моря избороздил,
С корабля сошёл по трапу
И в свою большую шляпу
Лилипутов посадил.
(Гулливер.)

В колпаке и бородой
С киркой ищет клады
Человечек небольшой
Сказочного града.
(Гном.)

Теперь ещё одна подсказка:
Она – животное из сказки,
Где чуть не скушал волк-злодей
Всех семерых её детей.
(Коза.)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Прибежище Мышки-норушки,
Зелёной Лягушки-квакушки
И прочей звериной компании.
Скажите мне хором название.
(Теремок.)

Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит их досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна.

Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом.

Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало?
(Яблоня.)

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят.

Далеко они глядят.

Он сумел поймать волчишку.

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком.

(Бычок – смоляной бочок.)

Что разбила мышка –

Я в семействе не один,
Третий, неудачный сын,
Каждый, кто со мной знаком,
Называет дураком.
Не согласен я никак –
Не дурак я, а добряк.
(Иван-дурак.)

У кого ты не спроси –
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
То дурак, а звать – .
(Иван.)

Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была?
(Василиса Премудрая.)

Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей?
(Царевна-лягушка.)

Как птица в полёте.

Живёт на болоте.

Вопрос мой послушай:
В каком топком месте
Царевна-лягушка
Скучала невестой?
(Болото.)

Вся сверкает, как заря,
А Иван-дурак ночами

Её ловит для царя.
Он ей в хвост сумел вцепится,

А зовут её…
(Жар-птица.)

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло в ночи, как днём.

Хитро он поймал Жар-птицу
И похитил Царь-девицу.
Он же ездил за кольцом,
Был он на небе послом
И к числу других затей
Спас он тридцать кораблей.
И в котлах он не сварился,
А красавцем учинился,
Да при том еще потом
Он же сделался царём.
(Иван из сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок.)

Скачет лошадь не простая,
Чудо-грива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок –
Удивительный конёк
По прозванью .
(Горбунок.)

Был друг у Ивана

Но сделал счастливым его

Я – царевна молодая,
Красотой, умом блистаю,
Но с одним лишь я изъяном:
Я – царевна .
(Несмеяна.)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка.
(Снегурочка.)

В ступе летаю,
Следы заметаю.
Без чудес старушке
Скучно жить в избушке.

На лесной опушке

Сидит она в избушке.
Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.
Ступа с метёлкою ей дорога,

Это зловредная…
(Баба-яга.)

Сколько лет мне, я не знаю.
В ступе я с метлой летаю.
Теремок мой так хорош,
На меня во всём похож,
В этом тереме моём
Ярко печь горит огнём.
Теремок на курьих ножках!
Ждёт гостей в нем .
(Бабка Ёжка.)

Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги.

Зато есть замечательный

К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга – лесная бабка –

На печи зевает сладко.

(Избушка на курьих ножках.)

Я – богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь?
(Кощей Бессмертный.)

Много серебра и злата

В сундуках своих он прятал.

В мрачном он дворце живёт

И чужих невест крадёт.

Знает утка, знает птица,

Где Кощея смерть таится.

Что же это за предмет?

Дай, дружок, скорей ответ.

Мастер он колоть дрова,
Рыбок уважает,
Хоть и дурья голова,
Печь его катает.
(Емеля.)

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец?
(Емеля.)

Без носков и без чулок,
Без ботинок и сапог
По траве катиться мог
В детской сказке .
(Колобок.)

Ему надоело
Сидеть на окошке
И он покатился
В лес по дорожке.
(Колобок.)

Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати и подушки.
Кто-то в домик к ним пришёл,
Беспорядок в нём навёл.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя.)

Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой?
(Машенька.)

Братишка ей не подчинился
И вот в козлёнка превратился,
Когда водицы из копытца
Он в знойный день решил напиться.
(Алёнушка.)

В этой сказке Уголёк

Через речку мостик сжёг.

Назови же поскорей

Ты ещё мне трёх друзей.

(Пузырь, Соломинка и Лапоть.)

ЗАГАДКИ ПРО СКАЗКИ

Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под … (кустом) .
Рада мышка-поскребушка
И зелёная … (лягушка) .

Рад и побегайчик,
Длинноухий … (зайчик) .

Ничего, что ростом мал
Меховой домишко, –
И кабан туда попал,
И лиса, и … (мишка) .
Всем хватило места в нём.
Вот какой чудесный … (дом) .

Дзинь-ля-ля – поёт синичка!
Это сказка «…»

Жили-были семь ребят –

Белых маленьких . (козлят) .

Тут зубами щёлк да щёлк,

Появился серый . (волк) .

Шкуру белую надел,

Нежным голосом . (запел) .

Как коза запел тот зверь:

– Отоприте, детки, . (дверь) .

Ваша матушка пришла,

Молочка вам . (принесла) .

Мы ответим без подсказки,

Кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки:

(“Волк и семеро козлят”.)

Маша в коробе сидит,

Далеко она . (глядит) .

Кто несёт её ответь,

Читайте также:
Загадки по русскому языку для школьников

А несёт её . (медведь)

Вместе с . (пирогами) .

Путь не близкий,

Хочет Миша . (отдохнуть).

На пенёк присесть

И румяный пирожок

По дороге . (съесть) .

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас такая книжка,

Га-га-га – зелёным лугом

Ходят птицы . (друг за другом) .

Плещет синяя река,

“Не спеши нас есть пока,

Съешь нас после, съешь потом,

Дай мы песенку . (споём) “.

Ах, как песенка долга,

Слышно только: . (га-га-га) .

Ждёт лисица много лет,

А конца у песни . (нет) .

Вот так птицы у бабуси

В сказке той “. и . “.

Чашки три и три постели,

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно . (три) .

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить . (опасно) .

Убегай скорей, сестричка,

Из окна лети, как . (птичка) .

Значит, сказке всей . (конец) .

По слогам читает Федя:

Кто любил играть и петь?

Два мышонка – Круть и . (Верть).

Кто мышат с утра будил?

Кто на мельницу . (ходил) ?

Намелил муки мешок?

Это – Петя-. (петушок).

Пирогов напёк он много

И спросил друзей от строго:

– Что вы делали, мышата,

От рассвета до . (заката) ?

Веселились целый день,

Вам работать было . (лень) !

А теперь за стол садитесь.

Нет, сначала потрудитесь

Из муки он был печён,

На сметане был мешён.

На окошке он студился,

По дорожке он . (катился) .

Был он весел, был он смел

И в пути он песню . (пел) ,

Съесть хотел его Зайчишка,

Серый волк и бурый . (Мишка) .

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую . (Лису) ,

От неё уйти не смог.

В огороде, возле хаты,

Урожай растёт богатый.

Там сидят на грядках густо

Репа, свёкла и . (капуста) .

И горят, как солнышки,

Кто же там пыхтит на грядке?

От кого же этот дед

Убегает без . (оглядки) ,

А за ним и бабка вслед?

Вышла внучка в огород:

“Где тут страшный зверь . (живёт) ?”

Заглянула под листочек,

Видит – там лежит клубочек.

Он в иголках серых сплошь,

Кто же это? Это – . (ёж) .

Из краёв пришёл лесных

Зверь колючий в сказку “. “.

Далеко на тёплом море

Появился вдруг мальчишка –

Деревянный, с длинным носом,

Про него создали книжку.

В книжке много приключений

Тот мальчишка испытал,

Золотой волшебный ключик

Он, в конце концов, достал.

Был подарен ключик сей,

И ещё мальчишка встретил

Добрых преданных друзей.

Хоть пришлось ему несладко –

Был повержен Карабас.

Как та книжка называлась?

Вы мне скажете сейчас?

(“Золотой ключик, или Приключения Буратино”)

Автор загадок:
В. Степанов

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТВЕТАМИ
картотека по художественной литературе на тему

СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТВЕТАМИ

Скачать:

Вложение Размер
skazochnye_zagadki.docx 19.11 КБ

Предварительный просмотр:

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТВЕТАМИ

1
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?

Ответ Семеро козлят

2
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.

Ответ Гадкий утенок

3
Покупала самовар,
А спасал ее комар.

4
Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится,
Что же это за предмет — Дай, дружок, скорей ответ.

Ответ Игла в яйце

5
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.

6
Подскажи нам, Аладдин,
Где живет твой верный джинн?
Ответ В лампе

7
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

Ответ Емеля
(сказка «По щучьему велению»)

8
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.

9
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.

10
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?

11
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.

12
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слёзы льёт.

Ответ Федора
(из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»)

13
И зайчонок, и волчица — Все бегут к нему лечиться.

Ответ Доктор Айболит

14
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

Ответ Красная Шапочка

15
У Золушки с ножки
Свалилась случайно.
Была не простою она,
А хрустальной.

16
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.

17
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?

Ответ Папа Карло

18
Мой вопрос совсем не трудный,
Он — про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный?

19
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.

20
Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился,
По дорожке он.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую.
От нее уйти не смог.
Что за сказка? “. .”.

Ответ… катился… пел… мишка… лису
КОЛОБОК

21
Га-га-га — зеленым лугом
Ходят птицы друг за.
Плещет синяя река,
Солнышко садится:
«Не спеши нас есть пока,
Рыжая.
Съешь нас после, съешь потом,
Дай мы песенку. .».
Ах, как песенка долга,
Слышно только. .!
Ждет лисица много лет,
А конца у песни.
Вот так птицы у бабуси
В сказке той “. “.

Ответ… другом… лисица… споем… га-га-га

… нет ЛИСА И ГУСИ

22
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под.
Рада мышка-поскребушка
И зеленая.
Рад и побегайчик —
Длинноухий.
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко — И кабан туда попал,
И лиса, и.
Всем хватило места в нем —
Вот какой чудесный.
Дзинь-ля-ля — поет синичка:
Это сказка “. .”

Ответ… кустом… лягушка… зайчик… мишка… дом РУКАВИЧКА

23
Кто любил играть и петь?
Два мышонка — Круть и.
Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу.
Намолол муки мешок?
Это Петя-.
Пирогов напек он много
И спросил друзей он строго:
— Что вы делали, мышата,
От рассвета до.
Веселились целый день,
Вам работать было.
А теперь за стол садитесь,
Подаете голосок.
Нет! Сначала потрудитесь
И прочтите “. “

Ответ… Верть… ходил… петушок
… заката… лень КОЛОСОК

24
В огороде, возле хаты,
Урожай растет богатый.
Там сидят на грядках густо
Репа, свекла и.
И горят, как солнышки,
Желтые.
Кто же там пыхтит на грядке,
От кого же это дед
Убегает без..….
А за ним и бабка вслед?
Вышла внучка в огород:
«Где тут страшный зверь живет?»
Заглянула под листочек,
Видит — там лежит клубочек.
Он в иголках серых сплошь,
Кто же это? Это — .
Из краев пришел лесных
Зверь колючий в сказку “. .”.

Ответ… капуста… подсолнушки… оглядки
… ёж ПЫХ

25
Жили-были семь ребят —
Белых маленьких.
Мама их любила,
Молочком.
Тут зубами щелк та щелк
Появился серый.
Шкуру белую надел,
Нежным голосом.
Как коза запел тот зверь:
— Отоприте, детки.
Ваша матушка пришла,
Молочка вам.
Мы ответим без подсказки
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки
“. ”
Ответ… козлят… поила… волк…

запел…дверь
… принесла ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ

26
Маша в коробе сидит,
Далеко она.
Кто несет ее, ответь,
Быстрыми шагами?
А несет ее.
Вместе с пирогами.
Путь не близкий,
Дальний путь.
Хочет Миша.
Только Маша не дает
На пенек присесть
И румяный пирожок
По дороге.
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка,
Это — “. и. .”

Ответ… глядит… медведь… отдохнуть
… съесть МАША И МЕДВЕДЬ

27
Чашки три и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно.
Как увидишь, сразу ясно:
В гости к ним ходить.
Убегай скорей, сестричка,
Из окна лети, как.
Убежала! Молодец!
Значит, сказке всей.
По слогам читает Федя:
Это сказка “. “

Ответ… три… опасно… птичка… конец
ТРИ МЕДВЕДЯ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки для детей от 4 до 7 лет с ответами Кто носки внучатам свяжет,Сказку старую расскажет,С медом даст оладушки? —Это наша. (бабушка) Острый нос, стальное ушко,В ушке — ниточ.

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознате.

Загадки о весне с ответами для детей.

Разгадывать загадки – очень увлекательное занятие. И не только увлекательное, но и познавательное, заставляющее ребенка мыслить и рассуждать, находить ответ. Осенью, конечно же, не обойдемся без .

Картотека загадок про зимующих птиц с ответами.

Здесь самые лучшие и интересные загадки про зиму, которые можно использовать в играх с детьми, на детских утренниках в детском саду и в качестве веселого семейного досу.

Загадки о книге с ответами

Взрослые и дети очень любят разгадывать загадки. Особенно, если они лаконичны, с юмором, в виде миниатюрной прозы или стишка. Тем более интересны загадки о книге, которые пробуждают интерес к чтению. Загадки развивают воображение, пробуждают тягу к творчеству. Это миниатюрные, иногда состоящие из одного предложения истории, в которых есть намеки на то, о каком предмете идет речь.

Читатель тоже ощущает себя соавтором, ведь именно в его задачу входит поставить финальную точку в этом действе, отгадав секретный код. Может быть, кто-то из читателей так полюбит разгадывать загадки, что захочет придумать свои собственные, чтобы посоревноваться с авторами в остроумии, живости ума.

Загадки о книге

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Книга)

Не в лесу, не в саду
Корешки на виду.
Веток нет, одни листы.
Что за странные кусты? (Книга)

Учит он читать меня
С буквы А до буквы Я,
Он не атлас, не словарь,
Как зовут его? (Букварь)

Тридцать три Богатыря
К нам пришли из букваря.
Каждый ростом не велик,
А учится всем велит.
Расскажут детям,
О всем на свете. (Буквы)

У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется … (Алфавит)

На вопрос мне дашь ответ —
Для первоклашки букв букет? (Азбука)

Поселились мудрецы
В застеклённые дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне. (Книги)

Снаружи смотришь — дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
Там книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках, вдоль стены,
Вместились сказки старины.
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом,
Попробуй, отгадай? (Библиотека)

Легенда, преданье народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают. (Сказка)

У бумажных Птиц
Сто крылышек — страниц. (Книги)

Не дерево, а с листами,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом. (Книга)

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней. (Книга)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы. (Буквы)

Тихони-малыши
Живут в тиши.
Беседуют беспечно
В тиши библиотечной.
Беседуют ладком
Шелестящим говорком.
С ребятами. (Книги)

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе —
Разобраться в них смогу! (Буквы)

Из бумаги дворец,
Там живет мудрец.
Щедро знанием угощает
Всех, кто его посещает. (Книга)

Черные, кривые,
От рожденья все немые,
Встанут в ряд —
Сейчас заговорят. (Буквы)

Первая книжка
Для всех детишек:
Учит — мучит,
А научит — радует. (Азбука)

Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на все найдешь ответ. (Буквы)

Легко читать такой рассказ —
Картинок много, мало фраз.
Он — будто кадры из мультфильма.
Я озадачил вас не сильно? (Комикс)

Она всё знает — просто шок!
А сама всегда — молчок!
Чтобы с нею подружиться,
Нужно чтению учиться. (Книга)

Пером сеют, глазами жнут,
Головой едят, памятью переваривают. (Грамота)

У бумажных умных птичек
Много крылышек — страничек. (Книги)

Озорные человечки
Превращаются в словечки.
Образуют предложения —
Требуют уважения. (Буквы)

Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает —
Многое знает. (Книга)

Говорит она без звука,
Но не дружит с нею скука.
Говори почаще с ней —
Будешь впятеро умней. (Книга)

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут? (Пословицы)

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)

Эта книга не простая,
По ней буквы изучаю. (Азбука)

Черные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает. (Буквы)

Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями,
В строчках, на листочках,
Где станции на точках. (Книга)

Есть листок, есть корешок,
А не куст и не цветок.
Нет ни ног, нет ни рук,
А приходит в дом, как друг. (Книга)

В белом поле синие
Протянулись линии,
А по ним друзья идут,
Друг друга за руки ведут. (Прописные буквы)

Щеголяет красками,
Набита сказками.
Если разлохматится,
Чини клеем платьице. (Книга)

На полках Сёстры
Платья пёстры.
Платьица-обложки
Потёртые немножко.
Потому что малыши
В них не чаяли души. (Книги)

Есть поля, листочки есть,
Нам покажет край чудес!
С ней не скучно, интересно,
Станет много нам известно. (Книга)

Открывать свои тайны
Любому готова.
Но ты от нее
Не услышишь и слова. (Книга)

Сама мала, а ума придала. (Книга)

Тороплюсь я нынче
С улицы домой:
Ждет меня дома
Рассказчик немой. (Книга)

Загадки о книгах и чтении с ответами

Загадки о книгах и чтении заставят ваше чадо вспомнить, что представляет собой книга, каковы ее особенности, где она стоит, какие произведения (сказки, пословицы и пр.) может включать, и многое другое.

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.

Легенда, преданье народное,
Ребята её обожают.
Родители, если свободные,
Её тебе на ночь читают.

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.

Пером сеют, глазами жнут,
Головой едят, памятью переваривают.

Легко читать такой рассказ —
Картинок много, мало фраз.
Он — будто кадры из мультфильма.
Я озадачил вас не сильно?

У бумажных умных птичек
Много крылышек — страничек.

На полке в комнате моей
Всегда полным-полно друзей.
Они утешат, развлекут,
А надо — и совет дадут.
(Автор: Татьяна Гусарова)

Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает —
Многое знает.

У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.

Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.

Открыть свои тайны
Любому готова.
Но ты от неё
Не услышишь и слова.

Она всё знает — просто шок!
А сама всегда — молчок!
Чтобы с нею подружиться,
Нужно чтению учиться.

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут?

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней.

Загадки о книгах и чтении для детей

Загадки о книгах и чтении будут близки ребенку. С самого «колыбельного» возраста своего малыша родители стараются как можно больше читать ему сказок, беседовать с ним, тем самым способствовать расширению пассивного словаря и кругозора. Каждый из вас, несомненно, хочет воспитать гармонично развитую личность с богатым внутренним миром и пытливым восприятием окружающего. Но это будет невозможно без грамотного направления своего чада в этом пока еще неизведанном и странном обществе.

В период начальной школы каждому из вас, вероятнее всего, довелось испытать волнение по поводу плановой проверки скорости чтения. Здесь и страх перед неизвестным текстом, и переживание по поводу не так уж и освоенной скорости, а порой и вовсе не совсем сложившейся «дружбы» со слогами. А помните, с какой же гордостью юные чтецы поднимают головы после удачно завершенной минуты с заветным количеством слов «беглого» чтения? А красные щеки и расстроенные лица тех, кому далеко не все удалось? Скорее всего, эти воспоминания прочно заняли свою нишу в памяти каждого взрослого.

А все потому, что подобную неуверенность и чувство обиды из-за постоянных неудач рассеивает нелюбовь к книгам и чтению. Скорее всего, многим просто не дочитали, недопоказали, недоувлекли. И здесь уж явным логическим решением будет как можно более внимательное отношение к собственным детям, их развитию и воспитанию. Ведь ни для кого не секрет, что ребенку любовь к познанию в первую очередь прививается именно в семье его любящими родителями.

Современный мир сверху донизу пропитан различными гаджетами и новинками информационного мира. Естественно, в окружении электронных книг и онлайн-библиотек достаточно непросто объяснить малышу, в чем, собственно, преимущество их напечатанных аналогов и какую роль они играют в развитии юного читателя. Поэтому родителю важно максимально интереснее описать «ее величество» книгу и не дать погаснуть интересу к чтению и поглощению печатной информации.

В этом разделе онлайн собраны самые лучшие и интересные детские загадки о книгах и чтении. Они совсем не сложные даже для малышей. Каждая загадка познакомит ребенка не только с книгой, но и всем, что с ней связано.

Загадки про книги и чтение станут верными помощниками и помогут увлечь даже самого капризного малыша. Ведь именно в них ребенок получит завуалированную информацию, в которой захочется «покопаться», чтобы дать правильный ответ. А именно это детальное прорабатывание предложенных характеристик как самой книги, так и всего, что с ней связано, помогает наилучшим (а главное, доступным и интересным) образом запомнить важнейшие особенности мира чтения и его бумажных носителей.

  • Популярные
    • Авторские загадки Подразделы
      • Загадки Бориса Заходера
      • Загадки Маршака
      • Загадки Чуковского
    • Загадки про сказочных героев
    • Загадки обманки
  • Детский мир
    • Детские загадки про праздники Подразделы
      • Загадки на День рождения
      • Загадки про День святого Валентина
      • Загадки на 23 февраля
      • Загадки про Масленицу
      • Загадки на 8 Марта
      • Загадки про Пасху
      • Загадки про Новый год
      • Загадки про снег и снежинки
      • Загадки про ёлку
      • Загадки про снеговика
      • Загадки про Деда Мороза и Снегурочку
    • Загадки про семью и друзей
    • Загадки про школу
    • Загадки про буквы
    • Загадки про цифры
    • Загадки про музыку и музыкальные инструменты
    • Загадки про ноты
    • Загадки про спорт
  • Природа
    • Загадки про времена года Подразделы
      • Загадки про лето
      • Загадки про осень
      • Загадки про зиму
      • Загадки про весну
      • Загадки про часы, дни недели и календарь
    • Загадки про деревья
    • Загадки про солнце
    • Загадки про цветы
  • Животный мир
    • Загадки про птиц Подразделы
      • Загадки про домашних птиц
      • Загадки про перелётных птиц
      • Загадки про аиста
      • Загадки про воробья
      • Загадки про ворону
      • Загадки про голубя
      • Загадки про грача
      • Загадки про дрозда
      • Загадки про дятла
      • Загадки про жаворонка
      • Загадки про журавля
      • Загадки про клеста
      • Загадки про кукушку
      • Загадки про куликов
      • Загадки про ласточку
      • Загадки про лебедя
      • Загадки про орла
      • Загадки про петуха
      • Загадки про синицу
      • Загадки про скворца
      • Загадки про снегиря
      • Загадки про сову
      • Загадки про соловья
      • Загадки про сороку
      • Загадки про стрижа
      • Загадки про цаплю
      • Загадки про чижа
    • Загадки про животных Подразделы
      • Загадки про домашних животных
      • Загадки про диких животных
      • Загадки про лесных животных
      • Загадки про морских животных
      • Загадки про белку
      • Загадки про волка
      • Загадки про ежика
      • Загадки про жирафа
      • Загадки про зайца
      • Загадки про змей
      • Загадки про корову
      • Загадки про кошек
      • Загадки про кролика
      • Загадки про курицу
      • Загадки о лисе
      • Загадки про лошадей
      • Загадки про льва
      • Загадки про медведя
      • Загадки про мышь
      • Загадки про оленя
      • Загадки про собак
      • Загадки про тигра
      • Загадки про цыпленка
      • Загадки про черепаху
    • Загадки про рыб Подразделы
      • Загадки про аквариумных рыбок
      • Загадки про аквариум
      • Загадки про акул
      • Загадки про дельфинов
      • Загадки про ерша
      • Загадки про камбалу
      • Загадки про кита
      • Загадки про косаток
      • Загадки про морского конька
      • Загадки про окуня
      • Загадки про рыбок
      • Загадки про сома
      • Загадки про щуку
    • Загадки про насекомых Подразделы
      • Загадки про бабочку
      • Загадки про блох
      • Загадки про божью коровку
      • Загадки про гусеницу
      • Загадки про жука
      • Загадки про комара
      • Загадки про кузнечика
      • Загадки про муравья
      • Загадки про мух
      • Загадки про осу
      • Загадки про паука
      • Загадки про пчелу
      • Загадки про сверчка
      • Загадки про светлячка
      • Загадки про стрекозу
      • Загадки про таракана
      • Загадки про шмеля
  • Окружающий мир
    • Загадки про профессии Подразделы
      • Загадки про врачей
      • Загадки про моряков
      • Загадки про пилота
      • Загадки про повара
      • Загадки про художника
      • Загадки про учителя
    • Загадки по правилам дорожного движения Подразделы
      • Загадки про дорогу
      • Загадки про дорожное движение
      • Загадки про дорожные знаки
      • Загадки про зебру
      • Загадки про пешехода и переход
      • Загадки про светофор
      • Загадки про транспорт
    • Загадки про предметы Подразделы
      • Загадки про бытовые приборы
      • Загадки про кухонные приборы
      • Загадки про посуду
      • Загадки о книгах и чтении
  • Вкусно!
    • Детские загадки о еде
    • Загадки про овощи и фрукты
    • Загадки про грибы
    • Загадки про ягоды
  • По возрасту
    • Загадки для малышей
    • Загадки для детей 3 лет
    • Загадки для детей 4 лет
    • Загадки для детей 5 лет
    • Загадки для детей 6 лет
    • Загадки для детей 7 лет
    • Загадки для детей 8 лет
    • Загадки для детей 10 лет
    • Загадки для 1 класса
    • Загадки для 2 класса
    • Загадки для 5 класса

Нажмите кнопку, чтобы показалась 1 случайная загадка из 1611

Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» (В. Маяковский)

История создания

В. Маяковский активно выступал простив царской власти, приветствовал Революцию и возлагал на ее результаты большие надежды. К сожалению, оптимистичная вера поэта в светлое будущее быстро сменилась настороженным изучением новой действительности и разочарованием. Целый ряд стихотворений поэт посвятил замеченным им проблемам строящегося общества. Одним из главных грехов советской республики был бюрократизм: новые чиновники лишь говорили и провозглашали, но ничего не делали. Их упоение властью не имело практических плодов и превратилось в демагогию.

Кому посвящено стихотворение «Прозаседавшиеся»? Оно было написано в 1922 году и стало одним из ярчайших текстов поэта, обличающих и высмеивающих недостатки бюрократической машины государства. В нем Маяковский в свойственной ему оригинальной манере изображает один день из жизни государственного учреждения глазами простого, желающего добиться помощи гражданина.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Прозаседавшиеся» создано В. Маяковским в жанре фельетона – короткой сатирической заметки на злободневную тему. Именно эта форма позволила поэту точно и остро отразить волновавшие его проблемы: возведенный в абсолют бюрократизм, непродуманную работу чиновников, невозможность простого человека достучаться до власти.

«Прозаседавшиеся» — яркий образец гражданской лирики В. Маяковского, в которой он смело высказывается по поводу настоящего и будущего страны.

Текст написан разностопным ямбом, виды рифмовки строк чередуются, а в отдельных строках рифма отсутствует.

Жанровый анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся»

Несомненно, что стихотворение выдержано в жанре сатирического фельетона. Оно, как подобает фельетону, остро высмеивает пороки социума, обладает публицистичностью и художественными достоинствами. Автор не скупится на гиперболизацию и гротеск, емкие метафоры и хлесткие эпитеты. Многие выражения, как и само название стихотворения, стали нарицательными уже при жизни поэта и плотно вошли в сокровищницу разговорного языка. С фельетонным жанром связаны здесь и языковые новаторские изыскания поэта, как о том свидетельствует анализ стиха «Прозаседавшиеся».

Композиция

Композиционно текст стихотворения «Прозаседавшиеся» строится как описание суток из жизни простого гражданина, желающего попасть на прием к чиновнику.

  1. В первой части задача оказывается не такой простой, потому что начальники и даже секретари отсутствуют на своих рабочих местах, так как вынуждены постоянно находиться на заседаниях. Лирический герой слышит бесконечные отговорки о занятости этих людей и теряет терпение.
  2. Вторая часть стихотворения развивает действие, герой врывается на заседание и видит: «сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая?». Секретарь спокойно объясняет, что ввиду большого количества собраний «поневоле приходится раздвояться».
  3. В беготне от кабинета к кабинету и безрезультатных попытках достучаться до чиновников проходит целый день героя. Закономерно, что единственной его мечтой под утро становится «заседание об искоренении всех заседаний».

Средства выразительности

Художественных средств в тексте не очень много, что объясняется особенностями содержания и системой образов. Большинство тропов являются инструментом для передачи иронического и саркастичного восприятия действительности. В начале произведения используется гипербола, когда рассказывается о «дожде бумажек» и сотнях лестниц, которые прошел за день герой.

Также в тексте есть метафоры

— «исколесишь сто лестниц», «взъяренный на заседание врываюсь лавиной», «сидят людей половины», «поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там» и
эпитеты
— «верхний этаж» , «дикие проклятия», «страшная картина», «спокойнейший голосок», «утро ранее» . Особую роль для донесения идеи играет метафора, описывающая раздвоение людей.

В марте 1922 года в газете «Известия» появляется стихотворение «Прозаседавшиеся». Сатира очень смелая, острая, нелицеприятная. В стихотворении сатирически обобщается опасное, по Маяковскому, явление — имитация, профанация бурной деятельности государственным аппаратом, государственными чиновниками, подмена реальной работы бесконечными пустыми заседаниями. «Прозаседавшиеся» творчески продолжают и углубляют тему, поднятую в стихотворении «О дряни». Гротесково-фантастические образы «Прозаседавшихся» построены на художественной реализации разговорного выражения «разрываться на части от множества дел». Сатирическая заостренность образов выявляет всю абсурдность, алогизм ситуации, описываемой в стихотворении. О «Прозаседавшихся» довольно неожиданно, буквально на следующий день после публикации, одобрительно отозвался В.И. Ленин:

«…давно… не испытывал такого удовольствия, с точки зрения политической и административной…»; «насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно».

Эта похвала Ленина, первого лица государства, оказалась для Маяковского очень ко времени, дала ему возможность больше печататься в центральных газетах и журналах.

Смысловым и композиционным центром стихотворения является некое безликое, но, очевидно, важное для бюрократии «заседание». Заседание, которое для лирического героя предстает «дьявольщиной», «страшной картиной», ибо он увидел, что там «сидят людей половины… Где же половина другая. » Этот гротескный прием раздвоения персонажей-бюрократов художественно предваряется, подготавливается вступительной частью стихотворения. Здесь в первой строфе реально существовавший в те годы комитет — Главполитпросвет — представляется уже в виде четырех учреждений, в которые, «чуть ночь превратится в рассвет», расходятся чиновники: «кто в глав, / кто в ком, / кто в полит, / кто в просвет…» Во второй строфе — гиперболический образ бюрократии, сыплющей «дождем дела бумажные». Бумаг так много, что чиновники «расходятся на заседания», отобрав из бумаг (всего!) «с полсотни — / самые важные. » Далее лирический герой стихотворения вспоминает, что еще «со времени она» он никак не может получить «аудиенцию» (слово-архаизм, как и время «она», подчеркивающее давность, длительность самой проблемы) у некоего неуловимого «товарища Иван Ваныча», который постоянно — «ушли заседать», «заседают», «на заседании». Гиперболизируются не только мытарства лирического героя («хожу со времени она», «исколесишь сто лестниц. / Свет не мил», «снова взбираюсь, глядя на ночь…»), но и темы и характер заседаний. И эти преувеличения выглядят уже не как субъективные искажения действительности в восприятии лирического героя, а как закономерное следствие деятельности автоматического бюрократического механизма. Этот автоматизм заседаний приводит к алогизму — «объединение Тео и Гукона», то есть театрального отдела Наркомпроса и главного управления коннозаводства Наркомзема, учреждений совершенно разнородных. Не менее курьезно и другое «заседание» — «покупка склянки чернил/ Губкооперативом» (обратная гипербола, преуменьшение — литота). Наконец герой узнает о заседании совершенно бессмысленного, но, по-видимому, всеобъемлющего учреждения — «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». В результате «взъяренный» лирический герой «врывается лавиной» на заседание, на котором и видит «страшную картину» — «людей половины» (гротескно-фантастический образ сравним с Носом майора Ковалева, описанным Гоголем). Но для секретаря это нормальнейшая ситуация (этим гротеск усиливается!), его «спокойнейший голосок» разъясняет обстановку: «Они на двух заседаниях сразу…» При этом секретарь сам горд личной причастностью к этой бюрократической машине, не отделяет себя от нее: «В день / заседаний на двадцать / надо поспеть нам. / Поневоле приходится раздвояться. / До пояса здесь, а остальное / там». Лирическому герою Маяковского близок радикальный способ устранения всяческой бюрократии. Его мечта, которой он встречает «рассвет ранний» —

«О, хотя бы еще одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!»

Меткое, явно эмоционально не нейтральное название стихотворения «Прозаседавшиеся» (неологизм Маяковского, образованный от глагола «заседать» по типу «промотавшиеся», «проворовавшиеся») стало нарицательным для определения бездушного, отвратительного мира бюрократии.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) —

«Прозаседавшиеся» было написано в 1922 году и это слово и по сей день является нарицательным. Настолько яркую карикатуру на существующий бюрократический строй с присущей ему прямотой и колкостью нарисовал Маяковский.

Образы и символы

Острым и сатиричным текст Маяковского делают яркие образы чиновников.

Прежде всего, это «товарищ Иван Ваныч» — обобщенный образ высокого начальника, который всегда слишком занят, чтобы принимать посетителей. Герой может сколько угодно просить у него «аудиенции» — ответ будет всегда один: «ушли заседать».

Интересной находкой поэта стал образ «ополовиненных людей», которых рассказчик встречает на заседании. Этот образ можно трактовать двояко. Логично предположить, что чиновники просто не успевают посетить все назначенные собрания, из-за чего половина из них всегда отсутствует. Если же представителям бюрократической машины и удается присутствовать на всех заседаниях, то присутствие это становится формальностью и в каждом обсуждаемом вопросе они участвуют в лучшем случае «наполовину».

Сам лирический герой стихотворения «Прозаседавшиеся» представляет собой обыкновенного гражданина. Важный вопрос заставляет его искать помощи в государственном учреждении, но из-за занятости чиновников и неорганизованности их работы рассказчик вынужден целый день бегать по лестницам и кабинетам и уйти, так и не добившись желаемого.

Тематика «Прозаседавшихся», как и ряда других гражданских стихотворений Маяковского, обусловлена живым интересом поэта к новой власти и ее особенностям.

  1. Тема новой власти
    . Организация новых законодательных и исполнительных структур потребовала от государства решения большого количества вопросов. Процесс решения этих вопросов быстро превратился в формальное, закрепленное протоколами, но часто бессмысленное по своей сути действие.
  2. Чиновничество
    . Именно это изображает Маяковский, резко высмеивая постоянно занятых заседаниями чиновников, которым нет дела до настоящих нужд народа.

Маяковский – поэт-футурист

Творчество поэта пришлось на времена, когда ломался не только государственный строй, но и язык. Люди искусства искали новые выразительные средства, бросая вызов традиции. Стремление к новизне кристаллизовалось в художественном направлении начала ХХ века – футуризме, к которому увлеченно примкнул Маяковский. Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» поэтому ценен и с точки зрения эффектных неологизмов, придуманных поэтом. По утверждению исследователей, в произведениях Владимира Маяковского присутствует более 2800 новых лексических конструкций. До него в русской речи никто не слышал эпитета «взъяренный», как и инфинитива «раздвояться» или деепричастия «оря». А слово, стоящее в титуле произведения, — новшество, не знающее себе равных. Существительное «прозаседавшиеся» — это производное от глагола «прозаседаться», которого тоже нет в русском языке. Однако коннотация слова тесно связана, например, с глаголом «проиграться» и имеет оттенок катастрофической чрезмерности, безнадежности.

Проблемы

Бюрократия стала основной проблемой, на которую обращает внимание поэт в своем тексте стихотворения «Прозаседавшиеся». Первым и самым важным делом каждого чиновника становятся «дела бумажные», огромное их количество не оставляет времени и сил на решение реальных проблем государства.

Маяковский жестко высмеивает формализм, возведенный в абсолют в созданных новой властью учреждениях. Бесконечные заседания по важным и абсолютно незначительным вопросам вроде «покупки склянки чернил» вызывают справедливый гнев рассказчика и других граждан, так же безрезультатно пытающихся достучаться до высоких и вечно занятых начальников.

Тема стихотворения

По сюжету стихотворения главный герой описывает своё видение бюрократии чиновников, из-за которой человек должен бегать по кабинетам за последними, как сотрудник НКВД за шпионами. Он видит, как каждое утро массы кабинетных крыс отправляются по своим рабочим норкам:

Кто в глав, Кто в ком, Кто в полит, Кто в просвет.

Там их любимым делом являются заседания – своего рода посидели, от которых реальному гостю учреждения нет никакого прока, только вред. Поводы для заседаний самые разные, вплоть до:

Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом.

И посетитель целый день проводит в стенах государственной богадельни, вместо того, чтобы работать – писать стихи, сеять хлеб или ковать железо.

Пробегав до вечера, герой не выдерживает и врывается на заседание, где видит только половинки бюрократов. Где же остальные части тела, неужто их убили и разрезали? На это отвечает секретарша:

Они на двух заседаниях сразу. В день заседаний на двадцать надо поспеть нам.

Чиновники так любят заседать, что просто раздвоились, чтобы везде побывать!

Главный герой возвращается ни с чем и встречает рассвет в холодном поту и с единственным желанием, чтобы состоялось:

одно заседание относительно искоренения всех заседаний!

К сожалению, бюрократия была при Петре, осталась и поныне. Отсюда русским миром правит на местах вовсе не Президент, а мелкие, постоянно заседающие по любому поводу чиновники.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Прозаседавшиеся» заключается в заострении внимания на отдельных недостатках нового строя, в данном случае – на формализме и бюрократизме государственного аппарата. Он призывает отказаться от ненужной демагогии на собраниях, чтобы чиновники могли исполнять свои основные обязанности — помогать народу и упорядочивать жизнь в стране.

Настроение лирического героя вполне соответствует настроению всего текста: от простого наблюдения рассказчик переходит к негодованию и даже гневу, когда сталкивается с невозможностью получить реальную помощь, вместо чего вынужден бесконечно и безрезультатно обивать пороги кабинетов. Смысл стихотворения «Прозаседавшиеся» заключается в протесте вечного революционера против стагнации нового общества.

Идея и настроение

Анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся» особенно интересен с точки зрения развития авторского настроения. Сначала оно сдержанное, герой почтительно осведомляется у секретаря относительно чиновника: «Не могут ли аудиенцию дать?» Однако ему отказано. А после того как «исколесишь сто лестниц», тебе уже «свет не мил». Автор прямо не называет свое состояние, но используемая лексика однозначно рисует портрет измученного, несчастного просителя.

После очередной безуспешной попытки пробиться к чиновнику (уже «глядя на ночь») настроение лирического героя решительно меняется, он «взъяренный» «врывается лавиной» в кабинет заседающих, еще и «дикие проклятья дорогой изрыгая». Эпитеты, как видим, весьма экспрессивны! И вот перед героем ужасная сцена: «сидят людей половины». Не смея верить глазам, он, как всякий нормальный человек, напуган и встревожен: «Мечусь, оря», у него «от страшной картины свихнулся разум». Но особенно зловещей кажется невозмутимость секретаря, который обыденно констатирует: «Он на двух заседаниях сразу». Чему удивляться? Совещаний так много, что приходится между ними разрываться: «…до пояса здесь, а остальное там!» Гипербола перерастает в гротеск и превращает повествование в фантасмагорию. Завершает стихотворение лирического героя о том, чтобы совещатели собрались на заседание «Относительно искоренения все заседаний». Поэт иронично изрекает ее в намеренно канцелярском стиле.

Сатира

Основным художественным приемом текстов Маяковского, посвященных проблемам новой власти, становится сатира. Что высмеивает Маяковский? Так, поставленный поэтом в заглавие неологизм «прозаседавшиеся» сатирически обличает описываемый в стихотворении тип чиновников-бюрократов. В. Маяковский известен как автор большого количества поэтических неологизмов, он нередко обращался к созданию новых слов, чтобы максимально точно и емко выразить свою мысль. Созданная поэтом характеристика «прозаседавшиеся» невольно отсылает читателя к созданным по данной модели словам «промотавшиеся», «проигравшиеся» и подобным, то есть закладывает негативную коннотацию действия, доведшего до каких-то печальных последствий. Такова сатирическая заостренность неологизма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: