Любовная лирика Маяковского – особенности темы, адресаты

Особенности любовной лирики Маяковского (сочинение)

Тема любви, пожалуй, уже стала традиционной для отечественной литературы. Именно эта тема является тем самым ларцом постоянного вдохновения и идей, толкающая знаменитых автор на создание новых произведений искусств. Абсолютно все поэты видели в этом великом и грандиозном, что-то личное.

Любовь у Маяковского, явление, которое вбирает в себя очень много понятий, безусловно она для него не просто отдельная часть или жанр в поэзии, а сам смысл и суть поэзии, которая содержит в себе нечто лично и сакральное, которое переходит в разные произведения автора.

Особенности лирики

Маяковский был уверен, что в поэзии нужно рассказывать о том, что испытывал человек сам. Поэтому его работы являются отражением пережитого опыта. Он стремился поделиться с миром своими переживаниями, чувствами, мыслями.

Своеобразие любовной лирики Маяковского выражается в том, что он отказывался верить в недолговечность привязанности. Сам он стремился найти спутницу на всю жизнь, но безуспешно. Особенно ярко его переживания выражаются в поэме «Люблю», текст которой был посвящен Брик.

В первой части произведения Владимир противопоставляет обыденное восприятие чувств поэтическому. Маяковский описывал любовь как врожденный навык, но у большинства людей оно постепенно отмирает. В остальной части произведения поэт детально описывает свои эмоции, но он признает: в жестоком и равнодушном мире нет места чувствам.

Позже лирический герой встречает женщину, которая становится его мечтой. Она не спешит отвечать на чувства мужчины и словно играет с ним как с мячиком. Герой стремится подарить свои чувства и ничего не желать взамен.

Если проводить тщательный анализ поэмы «Люблю», то можно увидеть ключевую позицию Маяковского. По его мнению, если у людей есть чувства, то они вечны и ничто, никто не способен разрушить такую связь.

Биография Владимира Маяковского


Было время, когда Владимир Маяковский совсем не был известен. Он жил обычной жизнью без славы и внимания.
Родился Владимир в селе Багдати в Грузии. В советские времена данный поселок был назван в честь выдающегося поэта – Маяковский, но позже вернул свое привычное название. Отец Володи служил в самом обычном лесничем хозяйстве, а мать происходила с Кубани из казачьего рода. Воспоминания о раннем детстве в Грузии очень остры для поэта – он называет себя грузином, в совершенстве владеет языком и считает Грузию своей главной Родиной. В семье Маяковских не всё было безоблачно – у Владимира были два родных брата, но, к великому сожалению, всей семьи, ни один из них не прожил и нескольких лет – условия тех лет не позволяли вылечить инфекции и заболевания, а смертность была высока. Но у Владимира остались две красавицы – сестры, которые хранили память о нем всю свою жизнь, и, возможно, именно они привили будущему поэту любовь и уважение к женщине.

В начале двадцатого века Владимир Владимирович с легкостью поступил в гимназию в городе Кутаиси – здесь ему помогло совершенное владение языком и бесконечное желание обучаться и совершенствоваться. Уже в это время он участвовал в ряде революционных движений, интересовался политической ситуацией в стране и был довольно активным юношей. К сожалению, этот период жизни оказался довольно печальным для поэта – по совершенно глупым обстоятельствам скончался его родной отец – он уколол палец острой иглой в то время, как сшивал важные документы, и вскоре умер от заражения крови, вылечить которое технологии не позволяли. На почве такой утраты у Маяковского на всю жизнь развилась фобия острых предметов – он всячески избегал булавок и иголок, не желая повторять печальную участь отца.

Дальше жизнь Маяковского и его семьи повалилась в глубокую пропасть – после смерти отца Владимир, мать и сестры были вынуждены переехать в Москву в поисках лучшей жизни, но оказались в крайне бедственном положении. Владимир поступил в учебное заведение, но проучился там относительно недолго – мать была не в состоянии платить за обучение, потому юношу отчислили, хоть он и делал однозначные успехи в учебе.

Москва полностью поменяла Маяковского, но и воспитала в нем настоящую личность. Именно здесь он знакомится с активистами революционных движений, участвует в ярких демонстрациях и впервые открыто высказывает свою точку зрения. Маяковский даже привлекался законом и трижды был арестован, но поэту невероятно везло – во всех случаях либо не было необходимой доказательной базы, либо возраст поэта не позволял предъявить ему обвинения.

Читайте также:
Краткое содержание Три девочки и мораль - читать онлайн бесплатно

После тюрем и скандалов Маяковский начал жизнь с чистого листа. Он вышел из партии и стал прислушиваться к мнениям знакомых женщин – они убеждали поэта, что он невероятно талантлив, и талант этот раскрывался совершенно во всем. Маяковский искусно рисовал, живопись была его стихией. Он с огромным удовольствием писал пьесы и даже сам их ставил.

Но самой главной страстью Маяковского, конечно же, была занятая, чужая и недоступная Лиля Брик. Именно с ней связаны самые горячие любовные произведения поэта, именно она вдохновляла его, давала ему силы творить, но не подпускала к себе близко, ведь была глубоко замужней и хитрой женщиной. Она играла с Маяковским, а он все это героически сносил.

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского МКОУ Зубковская средняя общеобразовательная школа Сапсай Екатерина Сергеевна. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемГригорий Петров

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского МКОУ Зубковская средняя общеобразовательная школа Сапсай Екатерина Сергеевна.” — Транскрипт:

1 Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского МКОУ Зубковская средняя общеобразовательная школа Сапсай Екатерина Сергеевна

2 Цель урока: Раскрыть своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского; Определить адресатов любовной лирики В.В.Маяковского; Проанализировать стихотворение «Лиличка!»

3 Эта тема пришла, остальные оттёрла И она безраздельно стала близка. Эта тема ножом подступила к горлу. Молотобоец! От сердца к вискам. Эта тема день истемнила, в темень колотись – велела – строчками лбов. Имя этой теме. В. Маяковский. Из поэмы «Про это»

5 МАРИЯ ДЕНИСОВА (период ожидания любви) Что делать? Как быть? Написать письмо? Но это не глупо. «Я вас люблю. Чего же боле..» Сказать всё сразу? Она испугается.. И всем будет страшно.. Скажут – жёлтая кофта и вдруг..» (из воспоминаний В.Каменского)

6 Знакомство с Лилей Брик

7 ЛИЛЯ БРИК Это была женщина самоуверенная и эгоцентричная. Маяковский, что меня удивляло, охотно ей подчинялся, особенно ее воле, ее вкусу и мере вещей. Это была женщина с очень организованной волей. И вся эта воля приносила, мне кажется, пользу творческой жизни поэта. Конечно, она не была Белинским, но она делала замечания часто по существу. Я был свидетелем, когда она делала замечания и он соглашался. Нюрнберг

8 «Закованная фильмом» Не смоют любовь ни ссоры, ни вёрсты. Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно стих строкоперстый, клянусь – люблю неизменно и верно!

10 ЛЮБОВЬ МОЮ, КАК АПОСТОЛ ВО ВРЕМЯ ОНО, ПО ТЫСЯЧЕ ТЫСЯЧ РАЗНЕСУ ДОРОГ, ТЕБЕ В ВЕКАХ УГОТОВАНА КОРОНА, А В КОРОНЕ СЛОВА МОИ – РАДУГОЙ СУДОРОГ. («Флейта-позвоночник»)

11 КРОМЕ ЛЮБВИ ТВОЕЙ МНЕ НЕТУ СОЛНЦА.. Люблю ли я тебя? ( г.) Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему; любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Всё равно люблю. Аминь. Смешно об этом писать, ты сама это знаешь.. Опять о моей любви. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным.. Без тебя (не без тебя «в отъезде», внутренне без тебя) я прекращаюсь. Это было всегда, это и сейчас. Но если нет «деятельности» – я мёртв.. В. МАЯКОВСКИЙ – ЛИЛЕ БРИК

12 ВОСКРЕСИ – СВОЁ ДОЖИТЬ ХОЧУ! Чтоб не было любви – служанки Замужеств, Похоти, Хлебов. Постели прокляв, Встав с лежанки, Чтоб всей вселенной шла любовь. «Про это» 1923

13 ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА Себя До последнего стука в груди, Как на свиданье, Простаивая, Прислушиваюсь: Любовь загудит – Человеческая, простая…

14 ВЕРОНИКА ПОЛОНСКАЯ Любит? Не любит? Я руки ломаю И пальцы разбрасываю разломавши. Так рвут загадав и пускают по маю Венчики встречных ромашек. (из Неоконченного)

15 ПОСЛЕДНЕЕ ПИСЬМО “В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля – люби меня. Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят – “инцидент исперчен”, любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Счастливо оставаться. Владимир Маяковский г.

Читайте также:
Листья - анализ, история, выразительные средства, сюжет, тема

16 2.Лиличка! Вместо письма.

17 Исследование «Психологическое состояние лирического героя» План исследования Результаты исследования Интерьер Временной контекстВремя ОнОна Прошлое Будущее Призыв Просьбы, жалобы, упрёки: Градация Эпитеты Гипербола Сравнения Мысли о самоубийстве Последнее обращение Вывод:

18 Цель урока: Раскрыть своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского; Определить адресатов любовной лирики В.В.Маяковского; Проанализировать стихотворение «Лиличка!»

19 Дома: Составьте примерный путь анализа, попробуйте сравнить чувства лирического героя в стихотворении «Лиличка!» и в «Письме Татьяне Яковлевой»

20 Любовь – это жизнь, это главное.. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. В.Маяковский

МОТИВЫ патриотизма в творчестве В. Маяковского

Лирический герой Маяковского – борец за всеобщее счастье. И на какое бы важное событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа.

Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Нами было выделено 2 способа реализации патриотических мотивов. Первый способ реализации – это прославление и восхваление Советского Союза, лидера пролетариата и русского народа, эти патриотические мотивы мы рассмотрим в параграфе 2.1. Второй способ реализации, который мы рассмотрим в параграфе 2.2., это противопоставление СССР, советской жизни и народа в целом капиталистическим странам.

Патриотические мотивы в стихотворениях В. Маяковского, посвященных СССР

Первая разновидность патриотических мотивов у В. Маяковского связана с прославлением Советского Союза. Искусство для Маяковского неразрывно связано с идеей партии и пропагандой ее идей. Главная функция искусства – направленность на коммунизм и реализация идей партии.

Например, стихотворение «Товарищу Нетте» – пароходу и человеку» и «Стихи о советском паспорте» наиболее ярко реализуют патриотические мотивы. Первое стихотворение – воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.

Это он – я узнаю его

В блюдечках-очках спасательных кругов.

(Маяковский,2009,С.55).

Маяковский в своей безоговорочной вере в революцию был предельно искренен. Им двигали не вероподданические стремления быстрее присягнуть новой власти, а глубокая гражданская убежденность в святости революционных идей. Стихотворение «Революция» написано по горячим следам февральских революционных событий и имеет подзаголовок «Поэтохроника».

Пьяные, смешанные с полицией, солдаты

стреляли в народ (Маяковский, 2001, С.34).

Последние пушки грохочут в кровавых спорах,

последний штык заводы гранят.

Мы всех заставим рассыпать порох.

Мы детям раздарим мячи гранат

(Маяковский, 2001, С.34).

И все же поэт не был до конца уверен в правильности революционных методов, Маяковский так характеризует революцию, подчеркивая ее противоречивость:

(Маяковский, 1998, С.39).

Маяковский стремится быть оригинальным даже в жанровом определении произведения. Бесспорно, имеются многочисленные историко-документальные хроники, скрупулезно описывающие события 1917 года, повествующие о них существующим языком цифр и дат. Маяковский же ставит иную задачу. Лишь художественная (а в особенности поэтическая хроника) может наполнить повествование жизненной силой. Маяковский показывает, как растет и ширится народное движение («Шире и шире крыл оружие»). В тексте произведения часто встречаются лозунги и призывы, призванные усилить динамику развития сюжета. Победа революции также связана в авторском сознании с окончанием международных войн:

И мы никогда, никогда!

никому, никому не позволим!

землю нашу ядрами рвать,

воздух наш раздирать остриями отточенных копий

(Маяковский, 1999,С.178)

Многочисленные повторы, патриотический пафос призваны подчеркнуть важнейшую мысль о борьбе за землю, единстве, всеобщей вере в положительном исходе революционного движения. Для поэта крайне важно верить и призывать советских граждан совершать благое дело, ради благополучного будущего всего Советского Союза.

Читайте также:
Белоснежка и семь гномов - краткое содержание, описание, мысль автора

Эти же мотивы слышны также в стихотворении «Наш марш», походный ритм которого символизирует триумфальное шествие победителей.

Есть ли наших золот небесней?

Нас ли сжалит пули оса?

Наше оружие – наши песни.

Наше золото – звенящие голоса

(Маяковский,1997,С.45)

Сделав пропаганду коммунистических идей и идеалов патриотизма одной из основных задач своего творчества, Маяковский не мог не писать о руководителе большевиков. В.И Ленину посвящены стихи «Владимир Ильич!», «Ленин с нами!», «Разговор с товарищем Лениным» и ряд других произведений.

(Маяковский,2005,С.33)

Автор пытался прославить, пропагандировать, осветить не биографию вождя, а ленинское дело. «Центральным произведением, посвященными руководителю государства рабочих и крестьян, является поэма «Владимир Ильич Ленин». Через все произведение проходит мысль о том, что рождение Ленина в России является исторической закономерностью» (Дядичев В.Н, 2006, С.128).

Антивоенные мотивы – еще одна важная грань патриотической лирики Маяковского, возникшая в связи с началом Первой мировой войны. В стихотворении «Война объявлена» уже само известие о начале войны уподобляется «струе крови». Первая и последняя строфы произведения образуют благодаря повторам кольцевую композицию «багровой крови лилась и лилась струя». Образный ряд стихотворения разделен на две части, к первой можно отнести образы, энергично и позитивно откликнувшиеся на начало войны. Маяковский подчеркивает бравурные плакатные лозунги, гиперболизированный подъем человеческого духа, «когда даже бронзовые генералы готовы ринутся на фронт». Ко второй части относятся образы и явления противоположного порядка, люди, отрицающие и не принимающие насилие: «небо, изодранное о штыков жала», «красный снег», «падающий сочными клочьями человеческого мяса».

Стихотворение «Великолепные нелепости» развенчивает убеждения тех, кто сморит на войну бравурно-парадными взглядами.

Все они встанут

и, улыбаясь, расскажут жене,

какой хозяин весельчак и чудак.

Скажут: не было ни ядр, ни фугасов

и, конечно же, не было крепости!

Просто именинник выдумал массу

каких-то великолепных нелепостей!

(Маяковский, 1996. С.277).

Патриотическая направленность поэзии Маяковского устремлена в будущее. В стихотворениях «Красная зависть» и «Секрет молодости» поэт обращается к детям. Ради них, ради будущих масштабных экономических свершений старшее поколение идет на жертвы и лишения.

в грядущее рваться,

(Маяковский, 1993. С.44).

земную жизнь переделаем!»

(Маяковский, 2001. С.38).

Посвящать лучшие строки родной земле – глубокая традиция как русской классической поэзии, так и литературы в целом со времен ее древнейшей истории. Особенно актуальны размышления о судьбе родины, прославлении ее величия и переломные моменты, когда определяется выбор дальнейшего пути развития державы на долгие годы.

Патриотическая лирика Маяковского многогранна. Большинство стихотворений патриотической направленности славят новую советскую страну. Но есть и стихотворения о малой родине:

Только нога ступила в Кавказ,

я вспомнил, что я – грузин

Эльбрус, Казбек. И еще – как вас?!

На гору горы грузи!

(Маяковский, 2001. С.55).

глупость – эдемы и рай!

(Маяковский, 2001. С.79).

В стихотворении «Владикавказ-Тифлис» лирический герой путешествует по родным местам, свободно перемещаясь в пространстве и во времени. Для создания национального колорита Маяковский использует грузинские фразы. Он жаждет прогрессивных перемен в жизни родной страны, размаха строительства, развития промышленности, Маяковскому хотелось бы видеть, как процветает и преображается его Грузия.

Во всю трудовую прыть, для стройки не жаль ломаний!

Казбек помешает – срыть!

Все равно не видать в тумане.

Подводя итог параграфа, нужно отметить, что патриотические мотивы в стихотворениях В.В. Маяковского реализованы в образах отдельных граждан (Теодоре Нетте, В.И. Ленин), так и народа в целом: русских солдат, обычных советских граждан, земляков, молодежи («Владимир Ильич!», «Ленин с нами!» «Товарищу Нетте», поэма «Владимир Ильич Ленин» «Стихи о советском паспорте»). Поэт подчеркивает свою преданность народному вождю, благодарит и любит его, а также призывает весь советский народ идти за лидером навстречу светлому будущему.

Поэт ратует за всеобщее единение, борется за свою Родину, прославляет революцию, как способ изменить жизнь людей в лучшую сторону, («Революция», «Война объявлена», «Шире и шире крыл оружие», «Великолепные нелепости», «Наш марш»).

Патриотизм и любовь Маяковского также реализуется с помощью образа малой Родины, в таких произведениях, как «Владикавказ-Тифлис», «Юбилейное». Автор заботится и переживает за будущее своего родного края, мечтает увидеть Грузию прогрессивной и процветающей страной с утверждением нового строя.

Читайте также:
Рыжик краткое содержание и разбор главной мысли автора читать

Владимир Маяковский беспокоится за молодое советское поколение («Красная зависть», «Секрет молодости»), призывает их беречь и заботиться о благе Советского Союза. Оригинальность, новаторство, мощная энергетика, уникальность лирического героя, вера в то, что он всеми силами отстаивает и неиссякаемый патриотизм – вот что отличает поэзию Владимира Маяковского.

Тема патриотизма в лирике В. Маяковского

Оригинальность, новаторство, мощная энергетика, уникальность лирического героя, вера в то, что он всеми силами отстаивает, – вот что отличает поэзию Владимира Маяковского. На мой взгляд, это один из самых талантливых русских поэтов.
Безусловно, одной из ведущих тем творчества этого художника слова является тема патриотическая. Больше того, все, о чем писал этот поэт, так или иначе было связано с заботой о судьбе его Родины, с глобальными переменами, происходящими в ней, с утверждением нового строя.
Лирика Маяковского четко делится на два периода. Произведения, написанные до революции 1917 года, наполнены одиночеством, тоской героя по любви и пониманию, по родственной душе, которой он не видит в окружающей его действительности. Отсюда – протест, бунт, эпатаж, желание лирического героя переустроить весь мир, всю Вселенную. Но начать он хочет со свой родной страны.
В стихотворении «Нате!» (1913) герой противостоит бездушной и пошлой публике. Он, как подачку, швыряет этой публике свои стихи, не надеясь уже на ее понимание, а тем более достойную оценку творчества.
Лирический герой говорит с людьми о самом наболевшем, о том, что он отрывает от сердца, о своем самом сокровенном: «я вам открыл столько стихов шкатулок, я – бесценных слов мот и транжир». Но что же публика? Ей все равно:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Эти люди погрязли в мелочных заботах из «мира вещей». Они намертво спрятали свою душу в раковине и теперь не способны понимать что-либо, не касающееся их желудка. Но лирический герой считает себя свободным от мнения толпы. Он может открыто сказать этим людям все, что он о них думает. Его герой позволяет себе любой эпатаж, чтобы как-то «расшевелить» толпу, заставить ее чувствовать.
В поэме «Облако в штанах» лирический герой разоблачает буржуазное общество, в котором он, как и миллионы других людей, вынужден жить. Это общество «жирных, «желудков в панаме», которое не имеет ничего святого, не имеет души и сердца.
Поэма состоит из четырех частей, каждая из которых представляет собой крик лирического героя: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!»
Лирический герой «крушит» все основы, на которые опирался общественный строй России. В реальности же со старым миром должна покончить революция. Только она, по мнению поэта, может раз и навсегда изменить жизнь людей и страны.
Интересно, что герой видит в революции не только способ социального преобразования мира. Для него это еще и нравственное очищение. Вот где истинное горнило для души, а не та религия, которую предлагает людям старый строй.
После революции 1917 года патриотическая тема в творчестве Маяковского теснейшим образом была связана с борьбой за новый строй, с недостатками, мешающими наступлению коммунизма:
Граждане, за ружья!
К оружию, граждане…
В «Оде революции» поэт видит все отрицательные моменты переворота (он называет революцию «двуликой»). Сегодня она дает освобождение шахтеру, возвращает ему человеческое достоинство и радость жизни. А завтра – «твоих шестидюймовок тупорылые боровы взрывают тысячелетия Кремля».
Маяковский так характеризует революцию, подчеркивая ее противоречивость:
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
И все-таки «великая» – для него самый главный эпитет! По мнению Маяковского, все недостатки с лихвой перекрываются революционной идеей – полным обновлением, освобождением миллионов людей, новой жизнью, новой верой. Именно поэтому поэт в финале стихотворения шлет революции свое благословение:
Тебе обывательское
— о, будь ты проклята трижды!—
и мое,
поэтово
— о, четырежды славься, благословенная! —
Поэтому вполне логичном выглядит прославление поэтом советского паспорта как символа советского строя, идеи коммунизма, революции. В «Стихах о советском паспорте» герой так и заявляет:
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту.
Поэт описывает, какую реакцию вызывает эта «красная книжица» у иностранцев. Ведь и для них советский паспорт – символ СССР, страны, представляющей угрозу капиталистическому миру. Маяковский показывает, что любое упоминание о молодой советской стране пугает иностранцев:
берет,
как гремучую
в 20 жал
змею
двухметроворостую.
И этот факт вызывает у лирического героя гордость: враги боятся его, его документа, его принадлежности к великой Стране Советов.
В свое творчество Владимир Маяковский вкладывал всего себя. Он искренне верил в революцию, в то, что защищает правое дело. Именно поэтому, может быть, поэт не смог пережить разочарования в том, за что боролся. Именно поэтому, как мне кажется, 1930 год оборвал жизнь Владимира Маяковского.

Читайте также:
Подвиги Геракла краткое содержание древнегреческих мифов

урок-проект «Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Большой Бейсуг

И я, как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, пою мое отечество, республику мою!
В. Маяковский

О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его стихах всегда была тема Родины, поскольку поэт, по его мнению, это не только «народа водитель», но и «народный слуга». На службу своей Родине, своему народу, революции и поставил свое творчество этот великий поэт.

Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопросы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех событий, искренне радовался достижениям советских людей, стремился к преодолению «пережитков». Его интересовала конкретика, и такими же предельно конкретными были его произведения, в которых он боролся со всяческой «дрянью»: бюрократизмом, пошлостью, мещанством, эгоизмом. Перо — грозное оружие поэтов, и Маяковский умело им пользовался.

В своих произведениях поэт часто ведет диалог или обращается к людям разных профессий, и мы понимаем, что люди эти — живые, со своими мыслями, делающие определенную работу в построении нового мира, часто даже проявляющие героизм. Трудолюбие, готовность к лишениям во имя достижения цели, самоотречение вселяют в сердце поэта радость и оптимизм, веру в создание на земле «города сада» :

Я знаю — Город будет, Я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!

Маяковский говорил об «адовой» работе, совершаемой гражданами молодой страны: «освещаем, одеваем нищ и оголь, ширится добыча угля и руды. По мнению поэта, для того, чтобы старый мир отошел в прошлое, нужно активно строить мир новый, а это очень сложно в обстановке голода, разрухи, воцарившихся в стране после империалистической войны и в первые годы после революции.

Там за горами горя солнечный край непочатый. За голод, за мора море шаг миллионный печатай!

Маяковский чувствует свою крепкую связь с народом, «с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей новой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Будучи причастен к сотворению Отечества, «которое будет», Маяковский ощущает искреннюю радость:

Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде». Сегодня пересматривается миров основа. Сегодня до последней пуговицы в одежде жизнь переделаем снова.

Маяковский верил в свою Страну Советов. Он посвятил ей не только творчество, но и жизнь. Стихи поэта проникнуты любовью к Родине, чувством глубокого патриотизма, стремлением быстрее привести ее к светлому и счастливому будущему.

…главное в нас это — наша Страна Советов. Советская воля, советское знамя, советское солнце.

Маяковский был уверен, что время и усилия его современников на преодоление всего отжившего и построение нового не пропадут даром. Творчество — это великое, божественное дело, а творчество совместное для Маяковского было не только необходимым, но и священным.

Мы идем чтобы, сквозь револьверный лай, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела.

Тема родины и революции в творчестве В.В. Маяковского

В грузинском селе Багдати 7 июля 1893 года появился на свет Владимир Владимирович Маяковский. Его отец работал лесником, а в семье было еще четверо детей, но два брата умерли в младенческом возрасте.

Читайте также:
«Судьба барабанщика» краткое содержание повести А. Гайдара, главные герои, основная тема произведения

Сначала Владимир обучался в Кутаисской гимназии, но позже Маяковские переехали в Москву. Из-за проблем с деньгами его исключили из учебного заведения. После этого юноша вступил в Российскую социал-демократическую партию.

Маяковский был активным деятелем, а в 1909 году его арестовали. Именно в заключении он написал своей первое стихотворение. С 1911 Владимир продолжил обучение — он поступил в Московское училище живописи. Здесь он увлекся творчеством футуристов.

Через год опубликовали первое произведение — «Ночь». Затем была создана трагедия «Владимир Маяковский», в которой поэт сыграл сам себя. В 1915 году он закончил работу над «Облаком в штанах». Кроме сатирической тематики его творчество затрагивает тему родины, любви и революции.

Маяковский известен и своими фильмами, в которых он снимался сам. В 1919 поэт принимал участие в рисовании плакатов «Окна сатиры РОСТА». Он был автором в творческом объединении «Левый фронт искусств», затем он стал здесь редактором.

С 1922 писатель путешествует по миру. Он посетил множество стран:

  • Германию;
  • Латвию;
  • Францию;
  • Гавану;
  • Мексику;
  • США.

Во время одной из поездок он познакомился с русской эмигранткой, которая позже родила ему дочь. Но настоящей любовью для поэта стала Лилия Брик. Владимир хорошо общался с ее мужем, а затем переехал к ним домой. Осип практически уступил жену другу. У Маяковского есть еще и сын, хотя ни одни его отношения не были зарегистрированы официально.

В 30-х годах началась черная полоса в жизни поэта. Его выставка с треском провалилась, а премьеры новых стихотворений и фильмов не состоялись. Ухудшилось и его душевное состояние. В 14 апреля 1930 года писатель не выдержал всех неудач и застрелился.

Дух бунтарства

Каждое стихотворное сочинение Маяковского звучало голосом той эпохи. Его ранняя лирика была пропитана духом бунтарства, ведь в те годы только назревала рабоче-крестьянская революция. Он призывал простой народ к действию, а иногда и к восстаниям. Силу ритма он сочетает со страстью публициста, использует множество метафор и эпических сравнений.

Лирический герой в стихотворениях Владимира обращается к аудитории, поэтому автора часто называли трибуном. Известные ранние работы:

  • «Во весь голос»;
  • «А вы могли бы?»;
  • «Надоело»;
  • «Человек»;
  • «Несколько слов обо мне самом»;
  • «Нате!».

В первой поэме автор сам себя называет агитатором. И это правда, ведь Маяковский часто выступал перед публикой с ораторскими обращениями. Но его ранняя лирика относится не только к публицистическому стилю. Он писал о любви и природе, сочетал серьезные строки с язвительной иронией и добродушной усмешкой.

Стихотворения пронизаны философскими размышлениями, печалью и грустью. Автор создавал универсальную лирику в первые годы своего творчества. Его работы отличаются звучностью, эмоциональностью, многокрасочным интонационным строем.

Противоречивость автора

Маяковский сам не всегда понимал, насколько тонким лириком он являлся. Он сочетал в себе нежность с ораторским искусством. Но автор сумел передать свои переживания в стихотворениях. События Владимир изображал через свои эмоции, а не прямым путем.

Его работы были посвящены многим темам:

  • любви;
  • битвам между социальными классами;
  • путешествиям;
  • спорам об искусстве.

Лиризм Маяковский использует для объединения разных тем. Его можно отыскать даже в стихотворениях, которые нельзя отнести к лирическим. Хотя некоторые работы поэта выступают против этого направления.

Практически весь творческий путь Владимира Владимировича сопровождается полемически-враждебной реакцией. Любовные темы он описывает язвительным тоном, а также его не устраивают традиционные условия для самореализации и выражения своего потенциала.

Поэт постоянно стремился расширить эти границы, находился в поиске новых тем для творчества. Над сочинением каждого произведения он просиживал недолго, хотя его мыслям не хватало простора.

Эмоциональность в стихах

У Маяковского в жизни было много интересных событий. После каждого он писал стихотворение, выражая в нем полученные эмоции. Даже то, что происходило далеко от поэта, он воспринимал довольно близко. Но эмоциональная составляющая не могла уместиться в лирические работы.

Владимир искал простор, чтобы выразить наболевшее. Вместе с любовью Маяковский описывал политику, трудовые будни, бытовые проблемы, исторические события. Все это выступает ключевыми элементами, а не фоном.

Так как поэт рано проникся революционными идеями, это отразилось и на его творчестве. Одиннадцать месяцев Владимир провел в заточении, выйти на свободу ему помог Столыпин. В тюрьме Маяковский много читал, это и сподвигло его на творческий путь. Он хотел стать работником сферы искусства и создать направление социализма.

Читайте также:
Образ Наташи Ростовой - характеристика героини, биография и описание

Но после поступления в училище живописи поэт охладел к революционным идеям. Он познакомился с молодыми художниками и писателями, его увлекли их современные мысли. Именно поэтому ранняя лирика отличается напряженным ритмом, зрелищными образами, необычными сравнениями.

Маяковский видит окружающий мир как живой организм. По мнению поэта, он может мыслить, любить, ненавидеть, страдать и быть счастливым. У читателей стихотворения Владимира обязательно вызовут какие-то эмоции. Их можно любить или ненавидеть, но оставаться равнодушным не сможет никто.

Трагизм и зрелищность

Известные крылатые фразы Маяковского появились благодаря тому, что автор использовал множество разных приемов в стихотворениях. Практически все его работы разобрали на афоризмы. Особенности творчества:

  • зрелищность образов;
  • трагизм;
  • любовная линия;
  • мотив одиночества;
  • предметность.

Практически во всех стихотворениях есть зрелищные образы. Автор соединяет несовместимые понятия, смотрит на обыденные вещи с нестандартного ракурса. Но большинство событий описаны мрачно, безрадостно. Маяковский выражал свои страдания, отвращение от городской жизни.

Ранние работы проникнуты печалью и переживаниями. Это заметно в нескольких стихах:

  • «Я»;
  • «Послушайте!»;
  • «Дешевая распродажа»;
  • «Себе любимому»;
  • «Человек».

Строки пронизаны темой одиночества и душевной болью. Маяковский страдал вместе со своим народом, переживал за родину. Но и в любви лирический герой автора не находит спасения. Отношения не спасают его от одиночества и тоски. Чаще всего в стихотворениях роман оканчивается трагически — предательством любимой, обманом.

При этом герой стремится к людям, пытается стать единым целым со своим отечеством и народом. Но и толпа его не понимает, отвергает и высмеивает. Чувство одиночества никуда не исчезает.

Хотя и сам герой произведений слишком циничен и груб с окружающими, так как он прославляет материальные ценности и смеется над трудящимися.

На самом деле это маска, за которой скрывается ранимая натура и уставшая от борьбы с рутиной личность.

Социальные проблемы проявляются и в ранней лирике. Маяковский создал искусство для масс, он упростил и сделал более грубой свою речь, чтобы ее понимал рабочий класс.

Даже отрешенные чувства автор превратил в осязаемое, он использовал принцип предметности. Социальное содержание произведений носило воинственный характер.

Это указывает на отсутствие связи Маяковского с футуристами, так как их лирика была совершенно другой.

Связь с культурой

Маяковский стал проповедником нового вида искусства. Он предлагал народу сбросить с литературного парохода Пушкина и его последователей. Но и стихотворения самого автора связаны с некоторыми классиками.

Изображение капиталистического города были и в работах Некрасова, а Салтыков-Щедрин также писал сатирические произведения. Гуманистический пафос Владимир позаимствовал у Горького. Но основное достоинство его поэзии заключается в отклике на современные для него события.

Дореволюционное творчество связано с более поздними поэмами. Центральную позицию заняла тема жизни народа. Многие писатели сдали свои позиции с началом Первой мировой войны.

Но Владимир по-прежнему оставался популярным, ведь он всем сердцем переживал за народ. Говорил Маяковский о России в пафосном тоне, остро высказывался об империалистической сути войны.

Автор призывал к революционным действиям, просил выступить против бойни.

Проблемы человечества

Поэт переживал страдания народа, много работ посвящал описанию трагической жизни в капиталистическом обществе. Автору не нравилось, что буржуазия заставляет народ скрывать свои истинные чувства, но выставляет на публику лживый оптимизм.

Патриотическое стихи Владимира Владимировича разоблачают показную жизнь аристократов. Он считает, что разделение общества на классы уродует и калечит сильного и красивого от природы человека. Ненавистью к эксплуататорам проникнута вся его поэзия. Небольшие стихи Маяковского о родине пропитаны любовью к низшим классам, обездоленному и порабощенному человечеству.

Владимир пытается поднять самосознание народа, раскрывает сущность капитализма, который заставляет людей вымирать духовно и физически. Из-за этого и возник образ героя-бунтаря, списанный с самого автора.

Сначала были конфликты с народом, но затем все творчество Маяковского приобрело социальную направленность. Поэт воспевал дружбу и единство, говорил, что социализм — это весна, период расцвета общества. Капитализм в его понимании — зима, суровое и холодное время, когда больше всего погибают люди.

Наумов Е. И.: В. В. Маяковский. Семинарий
13. Идеи советского патриотизма в творчестве Маяковского

13. ИДЕИ СОВЕТСКОГО ПАТРИОТИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ
МАЯКОВСКОГО

Читайте также:
Дремучий медведь краткое содержание читать за несколько минут

Родина в дореволюционном творчестве Маяковского. Ненависть поэта к буржуазному строю.

Великая Октябрьская социалистическая революция и тема обновленной Советской России в поэзии Маяковского. Поиски новых художественных средств.

Тема защиты социалистического отечества в творчестве Маяковского периода гражданской войны. Художественные особенности творчества этих лет. Осознание мощи и величия русского народа, освобожденного революцией.

Труд и борьба советского народа в стихах Маяковского в годы восстановления и социалистической индустриализации. Маяковский о месте поэта в социалистическом обществе.

Коммунистическая партия — вдохновитель и организатор побед советского народа в поэме «Владимир Ильич Ленин».

Поэма «Хорошо!» — летопись борьбы и труда советского народа. Поэт и народ в поэме. Развенчание буржуазного лжепатриотизма. Идеи защиты социалистического отечества.

Чувство национальной гордости в творчестве Маяковского («Нашему юношеству» и другие стихотворения). Борьба Маяковского с низкопоклонством перед «культурой» буржуазного Запада («Маруся отравилась» и др.). Борьба поэта против проявлений буржуазного национализма.

Идеи советского патриотизма в цикле западных стихов Маяковского. Тема капиталистического окружения. Сатирические портреты врагов социализма. Критика капиталистической Америки. Два мира в «Стихах о советском паспорте», в стихотворении «Товарищу Нетте. » и др.

Революционно-романтический пафос и глубокая эмоциональность как художественные особенности произведений Маяковского о Советской Родине.

Роль и значение творчества Маяковского в развитии патриотических идей в советской поэзии.

Действенное значение поэзии Маяковского в годы Великой Отечественной войны.

Поэзия Маяковского — орудие воспитания чувства советского патриотизма в условиях современной международной обстановки.

Ленин В. И. О национальной гордости великороссов. Соч., т. 21, стр. 84—88.

История Коммунистической Партии Советского Союза.

Гл. VII. Партия — вдохновитель и организатор победы Великой Октябрьской социалистической революции (март — октябрь 1917 года).

Гл. VIII. Борьба партии за развитие социалистической революции и упрочение советской власти (октябрь 1917 года — 1918 год).

Гл. IX. Партия в период иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918—1920 годы).

Гл. X. Партия в борьбе за восстановление народного хозяйства (1921—1925 годы).

Гл. XI. Борьба партии за социалистическую индустриализацию страны и подготовку сплошной коллективизации сельского хозяйства (1926—1929 годы).

Горький М. Пролетарский гуманизм. Собр. соч. в тридцати томах. М., Гослитиздат, 1953, т. 27, стр. 233—241.

Севрук Ю. «Хорошо!» — Литературная учеба, 1940, № 10, стр. 29—48.

Перцов — Л., Изд. АН СССР, 1941, 22 стр.

Мобилизующее значение поэзии Маяковского в годы Великой Отечественной войны.

Никитин Н. Поэт-трибун-патриот. (Тема Родины в поэзии Маяковского). — Октябрь, 1942, № 5—6, стр. 144—152.

Картины русской природы в творчестве Маяковского. Обращение поэта к народному творчеству. Патриотические мотивы поэмы «Хорошо!». Маяковский — патриот социалистической Родины.

Маслин Н. Певец и защитник социалистического отечества. — Октябрь, 1949, № 4, стр. 151—160.

Разоблачение поэтом происков капиталистических держав. Произведения о загранице. Идеи превосходства советского строя над буржуазным.

Паперный З. Маяковский сражается. — Знамя, 1950, № 4, стр. 183—192.

Борьба Маяковского с империалистической агрессией. Традиции Маяковского в творчестве советских поэтов (А. Кулешов, С. Маршак, С. Щипачев, Мирзо Турсун-Заде, К. Симонов и др.). Советская поэзия в борьбе за мир.

Пустовойт П. Поэт-гражданин. (К 20-й годовщине со дня смерти В. В. Маяковского.) — Октябрь, 1950, № 4, стр. 163—168.

Идеи советского патриотизма в творчестве Маяковского.

Степанов Н. Пламенный патриот Советской Родины. (К 20-летию со дня смерти В. В. Маяковского.) — Пропагандист и агитатор, 1950, № 5, стр. 27—31.

Вышеславский Л. Маяковский в борьбе за социализм. (Творчество Маяковского периода 1928—1930 гг.) Киев, «Радянський письменник», 1953, 188 стр.

Гл. I. Идейно-творческие позиции Маяковского 1928—1930 гг. Гл. II. Важнейшие проблемы первой пятилетки в творчестве Маяковского (пьеса «Баня» и стихи 1928—1930 гг.). Гл«Клоп», цирковое представление «Москва горит», поэма «Во весь голос»).

Машенко Н. Воспитание советского патриотизма при изучении поэтического языка В. В. Маяковского. — Русский язык в школе, 1953, № 6, стр. 26—30.

Абрамов А. Октябрьская поэма Маяковского. Воронежское книжное издательство, 1958, 67 стр.

Колосков А. Маяковский в борьбе за коммунизм. М., Госполитиздат, 1958, стр. 134—509.

Живов —1930 гг. — Ученые записки Московского гос. пед. института, 1959, т. 97, вып. 2, стр. 51—86.

Читайте также:
«Мать» 📚 краткое содержание книги Максима Горького, характеристика главных героев романа, основная идея и тема произведения, сюжет

Творческое развитие Маяковским гражданских традиций русской поэзии.

урок-проект “Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Технологическая карта урока

Учитель: Ерахтина Альбина Львовна.

Тема урока: «Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского» ( «Вот она, Россия, моя любимая страна»).

Цели урока: формирование представления об образе России в творчестве В. Маяковского;

исследовав тему, привести аргументированные доказательства для подтверждения (или отрицания)

Задачи образовательные: формировать представление о значимости, актуальности и современности содержания

классических произведений Маяковского;

развивающие: развивать умение устанавливать причинно- следственные связи, выделять главное, обобщать,

систематизировать, делать выводы;

воспитательные: воспитывать патриотические чувства.

Форма организации УД: групповая, коллективная, индивидуальная.

Используемые ПТ: технология проектно- исследовательской деятельности, проблемного обучения, интерактивные

Оборудование: интерактивная доска, презентация, портрет, раздаточный материал, книги, фломастеры, бумага

А4, файловая папка.

Методические приёмы: беседа, работа в парах, анализ стихотворений, исследование, интерактивный метод.

Планируемый образовательный результат.

Проверка рабочего места.

Настрой на «рабочий лад».

Мотивация. Сообщение темы, целеполагание; определение форм деятельности

Определение собственного отношения к теме.

Вступительное слово учителя. Беседа.

Вспомнить и повторить этапы работы над проектом.

Работа над проектом 1-4 этапы. Д/з.

Прослушивание стихотворений, частичный анализ.

Выделить особенности, используемые поэтом в создании образа Родины.

Работа в парах:1- определение выразительных средств, художественных приёмов;

2- составить литературный герб.

Запись и оформление, изображение герба.

Нахождение тропов; обобщение.

Презентация, подведение итога.

Определение секретов популярности, современности, актуальности.

Скачать:

Вложение Размер
urok-proekt_mayakovskiy.docx 156.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Ерахтина Альбина Львовна.

Тема урока: «Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского» ( «Вот она, Россия, моя любимая страна»).

Цели урока: формирование представления об образе России в творчестве В. Маяковского;

исследовав тему, привести аргументированные доказательства для подтверждения (или отрицания)

Задачи образовательные: формировать представление о значимости, актуальности и современности содержания

классических произведений Маяковского;

развивающие: развивать умение устанавливать причинно- следственные связи, выделять главное, обобщать,

систематизировать, делать выводы;

воспитательные: воспитывать патриотические чувства.

Форма организации УД: групповая, коллективная, индивидуальная.

Используемые ПТ: технология проектно- исследовательской деятельности, проблемного обучения, интерактивные

Оборудование: интерактивная доска, презентация, портрет, раздаточный материал, книги, фломастеры, бумага

А4, файловая папка.

Методические приёмы: беседа, работа в парах, анализ стихотворений, исследование, интерактивный метод.

Планируемый образовательный результат.

Проверка рабочего места.

Настрой на «рабочий лад».

Мотивация. Сообщение темы, целеполагание; определение форм деятельности

Определение собственного отношения к теме.

Вступительное слово учителя. Беседа.

Вспомнить и повторить этапы работы над проектом.

Работа над проектом 1-4 этапы. Д/з.

Прослушивание стихотворений, частичный анализ.

Выделить особенности, используемые поэтом в создании образа Родины.

Работа в парах:1- определение выразительных средств, художественных приёмов;

2- составить литературный герб.

Запись и оформление, изображение герба.

Нахождение тропов; обобщение.

Презентация, подведение итога.

Определение секретов популярности, современности, актуальности.

Вступительное слово учителя.

Легенды о Маяковском ходят по сей день. Будто жил в России, когда грянула революция, поэт совершенно необыкновенный… Он был ростом, талантом и голосом исполин. Рассказывают, что в эпоху гражданской войны он часто выезжал на фронт и в окопах читал свои стихи. полки, вдохновлённые его стихами, неодержимо бросались в бой. Он делал подписи к плакатам, буквами вышиной в фут. Его плакаты на гражданской войне были смертельными для врага, как штыки. Громким, как аэропланный мотор, голосом, читал он по радио стихи, и советский народ жадно слушал его во всех концах земли. Бас поэта был так могуч, что, когда он, стоя на командирском мостике броненосца, декламировал свой знаменитый «Левый марш». Громкий голос его, окрывавший орудийные залпы, слышен был на всех кораблях Кронштата………Так писал о Маяковском Лев Кассиль. Что это, действительно легенда? Нет, говорят нам современники поэта…….

А каково ваше отношение к Маяковскому? ( В детстве мы любили, когда нам читали стихи Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Кем быть?»)

Работа по теме. Проблемный вопрос . Почему Маяковский так неодолимо вторгается в наш день, такой, казалось бы во времени от него далёкий, вторгается в нашу сегодняшнюю противоречивую жизнь.

Вот сегодня мы с вами и попытаемся через исследование « Темы Родины в творчестве Маяковского» ответить на эти проблемные вопросы.

Урок предлагаю построить в форме проектной деятельности. Конечным результатом нашей деятельности станет мини- проект, оформленный в папку.

На доске этапы работы над проектом.

Подготовительный. Тема, выбор проблемы, определение цели, рабочие группы.

2.) Планирование. Задачи, источники информации, обязанности в группах.

3.) Осуществление проекта. Сбор и уточнение информации, анализ и синтез собранного материала.

В добрый путь! Открываем тетради, записываем дату, тему урока.

Я вам предлагаю ещё одно творческое название проекта: «Вот она, Россия, моя любимая страна».

Обсудите темы, выберите одну, аргументируйте, почему именно эту тему выбрали или предложите свою.

– Чем можно объяснить актуальность этой темы?

Актуальность . В 21 веке сочиняются песни на стихи Маяковского, исполняются рок– музыкантами. Значит, знакомство со стихами поэта– очень актуальная задача.

Проблема . Предлагаю сформулировать проблемный вопрос, над которым вам будет интересно работать. (В чём секрет популярности стихов Маяковского? Современны ли стихи Маяковского?)

Гипотеза . Если стихи Маяковского вызывают у нас чувства патриотизма, гордости, любви к Родине, то они актуальны, современны.

Цель . Формирование представления об образе России в творчестве В,В,Маяковского;

исследовав тему, провести аргументированные доказательства для подтверждения или отрицания гипотезы.

Задачи . 1.) Формировать представление об актуальности и современности содержания классических произведений Маяковского.

2.)Развивать умение устанавливать причинно–следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы.

3.) воспитывать патриотические чувства.

Предмет изучения . Стихи Маяковского на тему Родины.

Планируемый результат . Создание творческих работ, мини– проект.

1.)Прослушайте « Стихотворение о советском паспорте». ( Произведения читаются детьми наизусть).

– Какие чувства вызывает у Маяковского « краснокожая паспортина»?

– Вспомните, как встретил поэт революцию? Почему? ( Встретил восторженно : теперь, казалось, открывается возможность устроить мир по законам социальной справедливости, где человек сможет обрести неведомое ему чувство собственного достоинства, демонстрируемое этой« краснокожей паспортиной»).

– Найдите ключевые слова ( Читайте, Завидуйте. Я– гражданин Советского Союза.)

– Чем гордится лирический герой?

Вывод : Горячей любовью к своему Отечеству полны слова лирического героя. Он гордился своей принадлежностью к коллективу новых людей планеты.

(Все выводы фиксируются в тетрадь.)

2. ) Предлагаю прослушать отрывок из поэмы «Хорошо» .

– Каково содержание отрывка?

– Выделите ключевые моменты. ( Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет.)

– Чему радуется автор?

Вывод : поэма «Хорошо» представляет собой гимн Отечеству . Поэт искренне радуется каждому достижению своей страны в области сельского хозяйства, промышленности, культуры, быта. Счастлив, что с народом: «Я с теми, кто вышел строить………». Преобладает высокая, эмоционально–окрашенная лексика , глаголы: хвалю. Славлю, люблю ,радуюсь .

3.)«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка » .

– Каким чувством пронизано данное произведение? ( Чувством веры, надежды, уверенности в будущем. Отражён тот охвативший миллионы людей трудовой энтузиазм.)

– Выделите ключевые слова.

Вывод . В стихах возникает образ новой Советской страны, охваченной творческим созидательным трудом . Автор выразительно передаёт счастье, радость жизни, любовь советского народа к Родине. Поэт верит в новый строй .

4.)« Товарищу Нетте, пароходу и человеку» . Теодор Иванович Нетте (1895 или 1896 – 5 февраля 1926)–дипломатический курьер Народного комиссариата иностранных дел СССР. Теодор Нетте геройски погиб в Латвии (в поезде Москва–Рига), защищая дипломатическую почту от вооруженных револьверами бандитов. Его именем назван корабль Черноморского флота.

– Что хотел сказать автор стихотворением? (О патриотизме человека, преданного своему делу, долгу .)

Работа в парах. 1 группа– найти выразительные средства, тропы, художественные приёмы. (Метафоричность, гиперболизация, сравнения, экспрессивность цветовая лексика, эпатажность, необычные образы, блеск каламбурности, лесенка).

2 группа– составить литературный герб по теме урока.

3 группа– составить кластер.

Вернёмся к проблеме.

–Как вы думаете, все открытия, которые мы сегодня сделали, не являются ли секретом популярности, современности, актуальности темы.( Обращение к записям.)

Итог. Маяковского можно принимать или нет, но он наша история, от которой невозможно отказаться. Всё , что мы выделили в стихотворениях поэта: чувство патриотизма, чувство единства народа, вера в будущее для нас, живущих в XXI веке особенно важно и ценно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: