Математические загадки в стихах и прозе для детей

Математические загадки (40 штук)

Какие три числа при сложении и умножении дают один результат?

Больше часа, меньше минуты.

В парке 8 скамеек. Три покрасили.
Сколько скамеек стало в парке?

Какой знак нужно поставить между 6 и 7, чтобы результат оказался меньше 7 и больше 6?

В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки — 3 кошки.
Сколько кошек находилось в комнате?
Отрезки, прямые
Черти с ней скорей-ка!
Поля без труда
Проведет вам…

Три стороны и три угла.
И знает каждый школьник:
Фигура называется,
Конечно, …

Чтобы сумму получить,
Нужно два числа…

Если что-то забираем,
Числа, дети,…

Если меньше, стало быть,
Числа будем мы…

Если попадет в дневник —
Провинился ученик:
Длинный нос, одна нога,
Будто Бабушка-Яга.
Портит в дневнике страницу
Всем отметка…

Длинный нос, как клюв у птицы –
Это цифра…

Колами, что в моей тетрадке,
Я выстрою забор на грядке.
Я получать их мастерица,
Моя отметка…

За отметку эту будет
Дома мне головомойка.
Я скажу вам по секрету:
Получил в тетради…

Цифра с буквой «3» похожи,
Как двойняшки, посмотри.
Даже перепутать можно
Буву «3» и цифру…

Столько ножек у стола
И углов в квартире,
Догадались, детвора?
Их всегда…

Отметки лучше не сыскать!
«Отлично» — это значит …

Разрешит сегодня мама
После школы мне гулять.
Я — не много и не мало —
Получил отметку…

У цифры голова — крючок,
И даже брюшко есть.
Крючок похож на колпачок,
И эта цифра…

Перекладину вдоль тела
Цифра на себя надела.
По ветру косынка развевается.
Как, скажите, цифра называется?

Так похожа на матрешку —
Туловище с головешкой.
— Что за цифра? — Сразу спросим.
— Ну конечно, цифра…

Появилась вдруг в тетрадке
«Шесть» на голове — …

Думает он, что король,
А на самом деле — …

Нет ни глаз, ни рук, ни носа,
Состоит она всего
Из условия с вопросом.

Знает это целый мир:
Угол мерит…

Задача, где нужно соображать.
Возможно, ее не придется решать.
Нужны здесь не знания, а смекалка,
И не поможет в решении шпаргалка.
Если случится в уме вдруг поломка,
Нерешенной останется…

Ученик я хоть куда,
Не балую никогда,
Хоть я и не пионер,
Но ребятам всем…

Выполнил в тетради я
Четко, словно ритм,
Друг за другом действия.
Это…

Я с большим старанием
Выполнил…

Эти знаки только в паре,
Круглые, квадратные.
Мы все время их встречаем,
Пишем многократно.
Заключаем, как в коробки,
Числа в…

Это величина.
И только она одна
Размер поверхностей измеряет,
В квадрате определяет.

В граммах, килограммах тоже
Измерять ее мы можем.

Есть отрезок длинный, есть короче,
По линейке его чертим, между прочим.
Сантиметров пять — величина,
Называется она…

Математики урок.
Только прозвенел звонок,
Мы за партами, и вот
Начинаем устный…

Нужно объяснять кому-то,
Что такое час? Минута?
С давних пор любое племя
Знает, что такое…

Он точку окружности соединяет
С центром ее — это каждый ведь знает.
Он буквою «г» обозначается.
А вы мне скажите, как он называется?

Неизвестное X, неизвестное Y,
Их можно в равенствах повстречать.
И это, ребята, скажу вам, не игры,
Здесь нужно решенье всерьез отыскать.
С неизвестными равенства, без сомнения,
Называем, ребята, мы как?

Три плюс три и пять плюс пять,
Нужно это сосчитать.
Есть знак «плюс» и знак «равно»,
Может, «минус» — все равно.
Складываем, вычитаем,
Так… мы решаем.

Чтобы правильно считать,
Нужно знаки эти знать.
Десять их, но знаки эти
Сосчитают всё на свете.

Арифметическое действие,
Обратное сложению,
Знак «минус» в нем задействован,
Скажу вам без сомнения.
А в результате разность —
Не зря мои старания!
Пример решил я правильно,
И это…

По-латыни это слово «меньше» означает,
А у нас-то этот знак числа вычитает.

Числа плюсом прибавляем
И ответ потом считаем.
Если «плюс», то, без сомнения,
Это действие —…

Быстрота перемещения
Созвучна слову «ускорение».
Ответьте, дети, мне сейчас,
Что значит 8 метров в час?

Если два объекта друг от друга далеко,
Километры между ними вычислим легко.
Скорость, время — величины знаем,
Их значения теперь перемножаем.
Результат всех наших знаний —
Посчитали…

Загадки про математику

Плюсы и минусы, знаки деления,
Равенства знаки и умножения,
Всяких примеров, задач задается.
Как же наука такая зовется?

Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитану помогает .

Точная наука,
Царица всех наук.

Читайте также:
Мальчик-невидимка краткое содержание рассказа Р. Брэдбери - читать онлайн

Углы рисую и квадратики
Я на уроке …

Будешь там решать задачи,
Примеры с цифрами решать,
Что сколько стоит в магазине,
Ты без нее не сможешь знать.

Два плюс пять и пять плюс шесть
Сможешь быстро ты решить,
Если будешь посещать
Уроки …

Есть он острый, но не нос.
Есть прямой, но не вопрос.
И тупой есть, но не ножик.
Это что таким быть может?

Мне служит головой вершина.
А то, что вы считаете ногами,
Все называют сторонами.

Бывает он острым, бывает тупым,
Но чаще всего он бывает прямым.
У тупого и острого разный размер,
Прямой — постоянства являет пример.
Градус меняют острый с тупым,
Только прямой остаётся прямым.

Не поставив центра точку,
Круг не обведешь.
Не узнав вершину точно,
Его ты не найдешь .

И в том моё предназначенье:
Я для сложения гожусь.
И этим очень я горжусь.

Знает каждый карапуз:
Знак сложенья — это .

Чтобы два и два сложить,
Его нам надо применить.

Числа плюсом прибавляем
И ответ потом считаем.
Если «плюс», то, без сомнения,
Это действие — .

Чтобы сумму получить,
Нужно два числа …

Арифметическое действие,
Обратное сложению,
Знак «минус» в нем задействован,
Скажу вам без сомнения.
А в результате разность —
Не зря мои старания!
Пример решил я правильно,
И это .

Если что-то забираем,
Числа, дети, …

А в результате разность —
Не зря мои старания!
Пример решил я правильно,
И это …

Я — тире в грамматике,
А кто я в математике?

Не со зла он отнимает,
Просто свой долг выполняет.
Отнимать большой мастак
Этот всем знакомый знак.

По-латыни это слово «меньше» означает,
А у нас-то этот знак числа вычитает.

Два плюс два будет четыре,
Какой знак можно поставить
Между двойками, чтобы тоже
Получилось 4?

Знак как звездочка или точка?

Его вам надо пригласить,
Чтоб равных чисел ряд сложить.
Для облегчения сложения
Есть знак отличный – …

Если больше раз так в пять,
Числа будем …

Меж друзьями поделить
Знак поможет.

Если меньше, стало быть,
Числа будем мы …

Знак как палочка или двоеточие?

Не всё в этом действии гладко:
То — целиком, а то — с остатком.
В несколько раз уменьшение
Выполнит вам — …

Мы ломали апельсин.
Много нас, а он один.
Было четверо друзей,
Всем хотелось поскорей
Хоть по долечке отведать
Этот вкусный ярко-желтый
Ароматный апельсин.
А для этого должны мы,
Обратиться к математике.
И использовать его,
Чтобы было честно всё.

Длинноногий фигурист
Исчертил тетрадный лист!
Что ни танец – то кружок!
Как зовут его, дружок?

Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.

Он двуногий, но хромой,
Чертит лишь ногой одной.
В центр встал второй ногой,
Чтоб не вышел круг кривой.

Ноги очень интересны
У таинственного друга:
Если первая на месте,
То другая ходит кругом!

Это знает целый мир:
Угол мерит…

Три плюс три и пять плюс пять,
Нужно это сосчитать.
Есть знак «плюс» и знак «равно»,
Может, «минус» — все равно.
Складываем, вычитаем,
Так … мы решаем.

Ученик я хоть куда,
Не балую никогда,
Хоть я и не пионер,
Но ребятам всем…

У нее нет ничего:
Нет ни глаз, ни рук, ни носа,
Состоит она всего
Из условия с вопросом.

Отгадай без промедления:
Вечно требует решения.
Есть вопрос, условие,
И без прекословия.

Я сижу, едва не плача,
Очень трудная…

Задача, где нужно соображать.
Возможно, ее не придется решать.
Нужны здесь не знания, а смекалка,
И не поможет в решении шпаргалка.
Если случится в уме вдруг поломка,
Нерешенной останется…

Выполнил в тетради я
Четко, словно ритм,
Друг за другом действия.
Это…

Неизвестное X, неизвестное Y,
Их можно в равенствах повстречать.
И это, ребята, скажу вам, не игры,
Здесь нужно решенье всерьез отыскать.
С неизвестными равенства, без сомнения,
Называем, ребята, мы как?

Не задерживай с ответом —
Рядом с игреком и зетом.

Простое деление.
Переместите одну цифру так,
Чтобы получить правильное …

Мой детский сад

Более 15 лет работы сайта “Мой детсад”. Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей математики

Автор: Волкова Наталья Владимировна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад N25 «Ромашка», г.Верхний Тагил.

Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны и интересны загадки и задачи-шутки.

Читайте также:
Поэты Серебряного века - выдающиеся личности эпохи, течения литературы читать

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.

Загадки математического содержания:

У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).Много рук, нога – одна (дерево).
На одной ноге кружится, беззаботна, весела. В пестрой юбке танцовщица, музыкальная … (юла).На длинной ножке, застыв до поры, отдыхает палочка после игры (единица). Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)

Есть у каждого лица два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их, детвора. (глаза). Два глядят, да двое слушают (глаза и уши).У него два колеса и седло на раме, две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед). Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня, а вода тверда, словно каменная! (коньки). две полоски на снегу оставляю на бегу.

Я лечу от них стрелой, а они опять за мной (лыжи).Двое в небе ходят кругом, но не видятся друг с другом (солнце и луна).Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги, а не ходят .
Сам всегда стоит, а всем сидеть велит (стул).

Возле леса на опушке
трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

У него глаза цветные, не глаза, а три огня, он по очереди ими сверху смотрит на меня (светофор). Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.)Четыре братца под одной крышей стоят (стол).Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).На четыре ноги надевали сапоги. Перед тем как надевать, четыре стали обувь надувать (шины). Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка). Кто в году четыре раза переодевается? (Земля) В году у дедушки четыре имени (зима, весна, лето, осень). Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет (времена года).У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем (пальцы).

Пять братцев в одном домике живут. (варежка.) И жужжит, и летит, есть шесть ног, но без копыт. (жук) Пять щенят, да мама-лайка. Ты попробуй, сосчитай-ка! (шесть) Есть семь братьев: годами равные, именами разные (дни недели). Цифру восемь ,цифру восемь на носу всегда мы носим, цифра восемь плюс крючки –получаются (очки)12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)Сто одёжек, а все без застёжек (капуста).Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы.) Овальная лягушка, но вовсе не зверушка, а овощ-молодец –зелёный … (Огурец.) Небо, будто синий дом, есть одно оконце в нём: словно круглое оконце в небесах сверкает …(Солнце.)

Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу.

Задачи-шутки:

  1. Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ль всех? (Три.)
  2. Шел один, нашел пять рублей; трое пойдут, много ли найдут? (пять рублей.)
  3. Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
  4. У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?
  5. Сколько орехов в пустом стакане? (Ни сколько)
  6. В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе? (В вазе было 3 тюльпана)
  7. По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько плавало акул? (9 акул , только они нырнули )
  8. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
  9. 7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики?( 7 дорожек)
  10. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
  11. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.
  12. Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2.)
  13. Летела стая гусей. Один гусь впереди, два – сзади. Один гусь между двумя и три гуся рядом. Сколько гусей в стае? (3)
  14. Сестра старше брата на 5 лет. На сколько лет она будет старше брата через 7 лет?
  15. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)
  16. Когда козе исполнится 6 лет, что будет? (Ей пойдет седьмой год)
  17. На столе стоят три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни и поставил пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (3 стакана)
Читайте также:
"Филиппок" краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого для читательского дневника, анализ произведения, характеристика главных героев, мысль, жанр, основная тема

Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.

При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.

– Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)
– Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)
– Если правая рука справа, то левая… (слева.)
– Если стол выше стула, то стул… (ниже стола.) и др.

Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме.

Задачи в стихах:

1.На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним. (Сколько стало щенят?)

2.На плетень взлетел петух.
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3)

3.Ежик осенью по лесу шел,
На обед он грибочков нашел:
Два – под березой,
Один – у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине? (3)

4.Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?

5.У стены стоят кадушки,
В каждой кадушке по 1 лягушке
Если было 5 кадушек,
Сколько было в них лягушек?

6.Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу… ОХ!
Сколько всего овощей принесла хозяйка?(6)

7. На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок…
Помогите вы Танюшке
Сосчитать свои игрушки!

8. Потеряла крольчиха крольчат.
А крольчата лежат и молчат.
Один – за ветлой,
Два – за метлой,
Один – под листом,
Двое – под кустом.
Как детей поскорее найти
Их у мамы чуть больше 5? (6)

9.Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?

Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Дети и сами не замечают, как в процессе игры, они осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к действиям с числами. Применять и закреплять математические знания можно во время других занятий и разнообразных игр.
Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, т. е. в том случае, когда создается необходимая для этого ситуация.

Занимательный математический материал является хорошим сред­ством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к мате­матике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредото­чивать внимание на проблеме.

Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Тема живой и мёртвой души в поэме Н. В. Гоголя

В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» раскрываются самые злободневные темы современного ему общества. Одна из них – тема живой и мёртвой души в русской действительности. И главным героем произведения становится «делец» нового типа Чичиков, которого трудно назвать просто деловым человеком потому, что слишком много в его облике неприятного. Отрицательные черты в характере преобладают, поэтому Чичиков больше «делец», чем предприниматель, да и сами «дела» его уважения не вызывают, так как заранее рассчитаны на манипуляции с законом.

Автор показывает главного героя сначала в его деятельности, когда он активно приобретает мёртвые души, и гораздо позже Гоголь сообщает, как сформировался данный характер. Уже в начале произведения герой изображён предприимчивым, изобретательным человеком, который заранее просчитывает и продумывает все свои действия. В первый же день приезда в губернский город Чичиков расспросил слуг в трактире обо всех «значительных чиновниках» и «значительных помещиках». Его интересовали также болезни и эпидемии в крае за последние годы, и выяснял всё приезжий очень обстоятельно, что говорило об определённых целях и деловитости господина, который времени даром не терял.

Коллежский советник Павел Иванович Чичиков был человеком солидным, но держался в соответствии с обстоятельствами: с Маниловым он мил и услужлив, подыгрывает сентиментальному фразёрству хозяина, а с Коробочкой настойчив и хитёр, так как стремится переиграть расчётливую и жадную помещицу. Совершенно другим предстаёт Чичиков перед читателями, когда видим его в общении с чиновниками города: герой «очень искусно умел польстить каждому», он делал это с умыслом, стремясь заручиться поддержкой в будущем, ведь ему нужна помощь при оформлении бумаг на купленные души.

Читайте также:
Игорь-Робинзон краткое содержание произведения С. Черного - читать онлайн

Чичикова нисколько не волновала щекотливость вопроса, двусмысленность его предпринимательства; он делал свои покупки открыто, не таясь перед помещиками, как будто совершал самое обычное дело. Чичиков хорошо изучил нравы людей, обладающих немалой собственностью, и знал, что жажда наживы преобладает у них над всеми остальными чувствами и качествами. Ради малейшей выгоды, они продадут хоть воздух, хоть умерших крестьян. Даже заподозрив в Чичикове мошенника, они охотно оформляют с ним сделку, так как к нарушению закона относятся спокойно: в России, по мнению тех же помещиков и чиновников, «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Все видят в окружающих плутов, но сохраняют при этом дружеские отношения. И Чичиков на балу у губернатора примыкает к группе «толстых» чиновников, потому что, по его мнению, «толстые умеют лучше на этом свете обделывать свои дела».

Чичиков жаден и скуп, как и все те, с кем он имеет дело (кроме Манилова), но при необходимости даёт взятки и платит за несуществующих крестьян, так как выгода впереди. Деньги все берут охотно, что и позволяет говорить о низком уровне духовности помещичье-чиновничьего племени, превыше всего ценящего богатство.

Ситуация со сделками вокруг приобретения душ умерших крестьян позволила Гоголю поднять тему живой и мёртвой души. Оказалось, что крестьяне обладают добрым нравом, их труд и дела имеют большую жизнеутверждающую силу, и этим они отличаются от своих хозяев, превосходя помещиков по многим качествам. Так, мужики, когда-то принадлежавшие Собакевичу, все были с положительными характеристиками: «хороший столяр», «дело смыслит и хмельного не берёт», «хорошего нрава и не вор». Плотник Пробка Степан, богатырского телосложения, сильно поразил воображение Чичикова, ставшего «хозяином» умершего крестьянина, и он представил себе, как этот трудолюбивый работник «исходил с топором» все окрестные имения, зарабатывая для своей семьи необходимые средства. И каретник Михеев славился своей искусной работой, его кареты отличались особым качеством. Эти люди в поэме не вовлечены в действие, так как они умерли, но о них помнят и говорят, как о живых. Значит, добрыми делами оставили они о себе добрую память.

Сам Чичиков также не похож на тех, с кем вступает в сделки. В сравнении с омертвевшими душами помещиков и чиновников, его душевные качества имеют отличие: данный герой обладает особой энергией и живучестью, так как даже после разоблачения, когда становится известна истинная цена его «богатству», не теряется, не считает себя проигравшим, а продолжает своё восхождение вверх, к мечте о собственном поместье. Почему он такой? И в одиннадцатой главе автор сообщает, как сформировалась такая натура.

Задатки делового характера у Чичикова заложены с детства, когда отец давал сыну наказы «беречь и копить копейку», создавать себе условия для продвижения к благополучию: «. больше всего угождай учителям и начальникам. водись с теми, кто побогаче. не угощай и не потчевай никого». И Павлуша ещё в школе начал «делать деньги», продавая еду проголодавшимся детям. Спекуляции в детстве, затем расторопность, услужливость, изворотливость и даже особое усердие на службе стали приносить свои плоды. Автор сообщает о некоторых свойствах этой личности: «Чичиков был самый благопристойный человек, какой когда-либо существовал на свете. Хотя он должен был вначале протираться в грязном обществе, но в душе всегда сохранял чистоту, любил, чтобы в канцеляриях были столы из лакированного дерева, и всё было бы благородно». Гоголь с сарказмом подчеркнул «сохранность чистоты души» у героя, сказав, что на самом деле подразумевается любовь к некоторому комфорту.

Последующие планы Чичикова шли гораздо далее того, что он имел. Послужив в канцелярии обычным чиновником, он сумел кое-чего добиться. Мечтал при этом перебраться “в службу по таможне”, где больше возможностей для обогащения. А когда перешёл, то и провернул там несколько махинаций. Тогда и появились планы о приобретении мёртвых душ, чтобы потом купить (или взять в аренду) земельные участки, стать помещиком. Мечта Чичикова не далека от реальности, ведь земли, насколько ему было известно, “отдаются даром” при условии владения крепостными душами. Кто проверял бы, живые они или мёртвые? Ревизские списки велись не всегда образцово, да и друзей среди чиновников Чичиков приобрести успел.

К какой же группе отнести главного героя, к живым или мёртвым душам поэмы? Автор ответа не даёт, но есть в произведении замечательные размышления о народе, о «дивной красоте» русской души, о «несметном богатстве русского духа»: «И мёртвыми покажутся. все добродетельные люди других племён (видимо, помещичьего и чиновничьего роду-племени), как мертва книга пред живым словом».

Читайте также:
Тарас Бульба - характеристика героя повести, черты характера

Далее Н.В.Гоголь отмечает, что не было у него цели показать добродетельного человека, а захотел он «припрячь и подлеца», происхождение которого «темно и скромно». В результате получился такой многоплановый образ предпринимателя, купца, чиновника, будущего помещика Чичикова. А выводы о душе главного героя писатель-сатирик предоставил сделать читателям.

Н.В.Гоголь, пользуясь возможностью путешествовать со своим героем по Руси, делает интересные выводы. Он высказывает в конце первого тома надежду на процветание русского государства и сообщает свою мечту о благополучной жизни народа, особая духовность которого вызывала искреннее восхищение у писателя, так как именно душа русского крестьянина была, по мнению Гоголя, по-настоящему живой.

Сочинение Живые и мертвые души в поэме Гоголя Мертвые души

В произведении Гоголя можно разглядеть, как хорошие, так и дурные стороны в России. Мёртвыми же душами автор позиционирует ни покойников, а чиновников и обывателей, чья душа затвердела от чёрствости и безразличия к другим.

Одним из главных героев поэмы был Чичиков, который посетил пять помещичьих усадеб. И в этой череде поездок Чичиков делает для себя вывод, что каждый из помещиков, обладатель скверной и запачканной души. В начале может показаться, что Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка совершенно разные, но всё-таки их связывает обыкновенная никчёмность, которая и отражает весь помещичий устой в России.

Сам же автор является в этом произведении подобно пророку, которой описывает эти страшные события в жизни Руси, а после вырисовывает выход пусть к далёкому, но светлому будущему. Сама суть человеческой неприглядности в поэме описывается, в тот момент, когда помещики рассуждают как ими быть с «мёртвыми душами», совершить обмен или выгодную продажу, а может и вовсе кому-то подарить.

И несмотря на то, что автор описывает достаточно бурную и активную жизнь города, по своей сути это всего на всего пустая суета. Самое страшное, что мёртвая душа это обыденное явление. Также Гоголь объединяет во едино всех чиновников города, в одно безликое лицо, которое отличается только наличием на нём бородавок.

Так со слов Соба-кевича, можно увидеть, что все вокруг мошенники, христопродавцы, что каждый из них ублажает и покрывает другого, ради собственной выгоды и благополучия. И над всем этим смрадом возвысилась чистая и светлая Русь, которая как надеяться автор обязательно возродиться.

Живые души по мнению Гоголя есть исключительно у народа. Который под всем этим прессом крепостного право, сохранил живую русскую душу. А живёт она в слове народа, в его деле, в остром уме. В лирическом отступлении автор создал тот самый образ идеальной Руси и его богатырского народа.

Сам же Гоголь не знает, какой путь выберет Русь, но он надеяться, что в нём не будет таких персонажей, как Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка. И только с пониманием и прозрением, всей этой без духовности русский народ может встать с колен, воссоздав идеальный духовный и чистый мир.

Вариант 2

В поэме Гоголя можно разглядеть Россию, как и с хорошей стороны, так и с плохой. К мертвым душам писатель относит ни покойников, а чиновников и обывателей, чье сердце затвердело и стало каменным от безразличия на судьбы простых граждан. Поэт пишет это произведение, прочувствовал всю боль и печаль народа.

Чиновники Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, совершено разные люди, но их соединяет никчемность, которая отражает весь устой властителей. Каждый чиновники покрывают другого в неправде, воровстве ради своей выгоды, лишь бы откусить чей-то кусочек и положить себе в карман. В их душах словно черви в яблоке ползают и уже прогрызли свои ходы, которые с каждым разом становятся все больше, и больше. И подгнивая выделяют отвратный запах самой личности чиновников. Они словно одно безликое существо, которое существует питаясь лишь живыми, цветущими, душами. Эти «живые» души подвергаются постоянным заключениям и подавлениям.

Настоящую душу России имеют русские мужики, которые сохранили человечность. В крепостном праве остаются благоразумный народ, на котором держится фундамент всей Руси. Именно в них заключается сама душа, сам тот центр, само то ядро, которое и держит всю суть страны. Гоголь пишет о крестьянах так, что выставляет их словно цветущие цветы, которые, не смотря на все трудности, прорастают через камни, разрушая их.

Гоголь яростно верит, что Россия пойдет по светлому будущему. Верит в скрытые таланты народа, которые могу подняться из глубин и показать, что не все потеряно. Он надеется на то, что даже и в мертвых душах чиновниках пронзится луч светлого и измениться их жизнь, их отношение к добрым душам, которые умеют жить, дышать полной грудью.

Читайте также:
Манилов характеристика героя Мертвых душ: цели, поведение, речь

Разное отношение всегда можно получить. Но и в вера в добро не угаснет никогда. Потому что большое и верное, любящее покрывает все. Так как надежда Гоголя дает понять, что и в зачерствевшем сердце имеется отголоски добра, любви. На примере показан Чичиков, как он с теплотой в сердце отзывается о матери и вспоминает свое детство, окутанное лаской и заботой. Именно в такие моменты ты и веришь, что можно изменить худшие недостатки в лучшее. В рост, процветание, доверие и хорошее отношение. Послание писателя дает понять и раскрыть, как же несовершенен человек в своей жизни, как он имеет право отклонятся от пути добра, но все же ему всегда дается шанс вернуться к светлому пути.

Сочинение 3

Великий русский писатель Н.В.Гоголь работал в сложное время для России. Неудачное восстание декабристов подавлено. По всей стране суды и репрессии. Поэма «Мертвые души» – портрет современности. Сюжет поэмы несложный, характеры героев написаны просто и читаются легко. Но во всем написанном чувствуется печаль.

У Гоголя понятие «мертвые души» имеет два значения. Мертвые души – это умершие крепостные, и помещики с омертвевшими душами. Писатель считал большим злом России рабское крепостное право, которое способствовало вымиранию крестьян, разрухе культуры и экономики страны. Говоря о помещичьих мертвых душах, Николай Васильевич воплощал в них и самодержавную власть. Описывая своих героев, он надеется на возрождение Руси, на теплые человеческие души.

Россия раскрывается в произведении глазами главного героя Чичикова Павла Ивановича. Помещики описаны в поэме не как опора государства, а как загнивающая часть государства, мертвые души, на которые нельзя опереться. У Плюшкина гибнет хлеб, без пользы для людей. Манилов беззаботно хозяйствует в заброшенной усадьбе. Ноздрев, приведя хозяйство в полный упадок, играет в карты и пьянствует. На этих образах писатель показывает, что творится в современной России. «Мертвым душам», угнетателям, Гоголь противопоставляет простых русских людей. Людей, лишенных всяких прав, которых можно купить и продать. Они предстают в образе «живых душ».

Гоголь с большой теплотой и любовью пишет о способностях крестьян, об их трудолюбии и талантах.

Плотник Пробка, здоровый богатырь, исходил почти всю Россию, построил множество домов. Красивые и прочные экипажи делает каретник Митяй. Печник Милушкин складывает добротные печи. Из любого материала мог пошить сапоги сапожник Максим Телятников. Крепостные люди у Гоголя показаны как добросовестными работниками, с увлечением занимающиеся своим делом.

Гоголь горячо верит в светлое будущее своей России, в огромные, но до поры до времени скрытые таланты народа. Он надеется, что даже в мертвые души помещиков пробьется лучик счастья и добра. Его главный герой Чичиков П.И. вспоминает любовь матери и свое детство. Это вселяет надежду автору, что даже у черствых людей, что-то человеческое осталось в душе.

Произведения Гоголя веселые и печальные одновременно. Читая их можно посмеяться над недостатками героев, но в то же время задуматься, а что можно изменить. Поэма Гоголя – яркий пример отрицательного отношения автора к крепостному праву.

Живые и мертвые души в поэме Мертвые души

Несколько интересных сочинений

Произведение является одной из составных частей сборника «Петербурские повести», который представляет собой описание быта и нравов петербургского населения, раскрывая особенности психологических портретов литературных персонажей.

Хамелеонством называют умение людей подстроиться, замаскироваться в соответствии с ситуацией, как хамелеоны меняют окрас, зависимо от среды, в которой они находятся. Эта людская способность отторгает других людей

Николай Васильевич Гоголь в своем знаменитом произведении «Мертвые души» затронул немало проблем, которые актуальны и на сегодняшний день. Одним из главных героев его произведения является Чичиков

Наверно, одной из наиболее важных тем, ради раскрытия которой великий русский писатель Лев Николаевич Толстой и создавал свой знаменитый роман-эпопею «Война и мир», является тема простого народа, его жизни, его уникальных традиций

Кто сказал, что слова не могут быть волшебными? Да, это сказано образно, но какую магию они творят, как помогают человеку, после этого не возможно их просто не назвать волшебными

Мёртвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя: образ помещиков и крестьян

  • Гоголь
  • Н.В.Гоголь не случайно выбирает названием для своей поэмы именно словосочетание «Мёртвые души». Несмотря на то, что по ходу сюжета произведения становится ясно, что оно подразумевает под собой души умерших крестьян, скупаемые Чичиковым, мы также понимаем, что выражение обладает аллегорическим значением. Мёртвыми душами в произведении являются в том числе и живые люди, по тем или иным причинам утратившие важные человеческие качества, очерствевшие умом и душою. В первую очередь, к их числу относятся помещики, с которым взаимодействует Чичиков. Но относится ли к ним сам герой?

    Читайте также:
    Русские женщины кратко читать поэму и основную мысль произведения

    Безусловно, Чичиков — предприимчивый и деловой человек. Ему не чуждо ничто человеческое: он мечтает о большое семье и делает всё, чтобы однажды передать будущим детям собственноручно заработанный капитал. Однако мы видим, что желание приращения богатства превосходит в Чичикове простые человеческие ценности, что негативно сказывается на его личности. Стремясь возыметь выгоду, Павел Иванович способен на обман. Он несправедливо поступает с дочерью своего начальника, притворившись влюбленным в нее для получения повышения в должности, а после бросив несчастную девушку. Подобное поведение закладывается в герое ещё в детстве, когда отец Чичикова, наставляя сына, учит его «беречь копейку».

    Деньги становятся для Чичикова главной ценностью. Теперь он способен пойти на обман, нарушение закона и принципов морали, только бы не расставаться с нажитым. Обратимся к эпизоду, где Чичиков не помогает больному и старому учителю, который души не чаял в послушном и примерном ученике Павлуше. Это горько разочаровывает преподавателя, ведь у Чичикова были деньги, и подобный поступок не может быть оправдан.

    Приезжая в город NN, герой смотрит на людей исключительно с точки зрения выгоды. Он вступает в близкие дружеские отношения для того, чтобы люди передали ему мёртвые души. Даже встретившуюся на дороге молодую симпатичную девушку он оценивает по материальному состоянию, предполагая, какое приданое могли бы дать за неё, будь она его невестой.

    Мы можем сделать вывод, что душа Чичикова не должна называться живой до тех пор, пока в ней сосредоточено столько алчности и расчёта. Каждый человек стремится к безбедной жизни, однако путь к успеху не должен прокладываться через обман, преступления и страдание других людей, а потому Павел Иванович Чичиков — мёртвая душа.

    Понятие о ревизской душе

    С самого начала повествования автор заинтриговывает читателя столь необычным названием. По определению душа никак не может быть мёртвой. Столкновение в одном словосочетании противоположных по смыслу понятий было сделано намеренно. Гоголь показывает абсурдность описываемых событий, которые происходили в то время как в некоторой степени происходят и сейчас.

    Принято считать, что поэма — полностью творение Гоголя. Мало известен тот факт, что Пушкин сам кратко рассказал Гоголю историю о том, как в Бессарабии имена умерших людей отдавались беглым крестьянам из российских губерний.

    Чичиков — яркий представитель чиновника и бюрократа, готового на мошенничество с бумагами ради собственной выгоды. На что только он ни готов, чтобы купить списки мёртвых мужиков по дешёвке и выдать их за живых. Ведь именно они сделают его богатым помещиком, что позволит ему занять более выгодное социальное положение. Самое интересное, что нашлись люди, готовые продать своих умерших мужиков, да подороже.

    Существуют тематические сайты с достаточными объёмами информации, которые дают возможность изучить понятие ревизских душ более подробно.

    Популярные сочинения

    • Цель в жизни человека — сочинение рассуждение
      У каждого человека есть тайная цель, скрытое стремление в жизни. Кто-то хочет воплотить свою детскую мечту и стать пожарным или космонавтом
    • Сочинение Новогодняя сказка
      Зима – это волшебное изумительное время года. Зимой природа одевается в белую уникальную одежду из снега, которая блестит и переливается в лучах морозного солнышка. Зимой можно кататься на коньках и лыжах
    • Сочинение по картине Лель. Весна Нестерова (5, 8 класс)
      Большую часть пространства картины «Лель. Весна», написанную художником Михаилом Васильевичем Нестеровым, занимает великолепная природа. Она словно проснулась после долгой зимней спячки

    «Мёртвые» помещики

    Гоголь в название своей поэмы вложил ещё более глубокий смысл. Он показывает не только то, как низко готов пасть человек в погоне за наживой, но и то, что можно умирать оставаясь живым. Он раскрывает образ жизни большей части помещиков того времени:

    • Собакевич — не знает, что такое недуг и страдания;
    • Ноздрёв — врун, картёжник и пьяница, не знающий меры. Может перепить всех мужиков, при этом оставаясь здоровее трезвых. «Кровь с молоком» — пишет про него Гоголь. И он же «исторический человек», так как всегда попадает в непонятные ситуации.
    • Манилов — просто мечтающий бездельник, любующийся природой;
    • Коробочка — торгашка, готовая продать всё что угодно для собственного обогащения. В одноимённой статье Сергей Ежов дал точное описание людей такой породы — «души мёртвые, деньги живые»;
    • Плюшкин — тряпичник, заваливший свой дом хламом и рухлядью, почему-то решивший превратить своё поместье в свалку.

    Чисто внешне они вполне здоровы, бодры и веселы. Однако, что представляет собой человек такого типа — пустую оболочку, без содержания. Каждый из помещиков удовлетворяет естественные потребности, но нет никакого развития, стремления к созиданию, помощи окружающим. Так и получается, что плоть ещё жива, а внутри человек мёртвый. С каждой главой читатель наблюдает «омертвление» духовного в помещиках. Это выражается деталями — мелочностью, закладкой в книжке всегда в одном и том же месте.

    Критики пытались поспорить с автором, как можно назвать душу мёртвой, если человек испытывает страсти, присущие живым. Однако алчность, грубость и хитрость только подчёркивают бездуховность, мертвенность души. Недаром Гоголь расположил помещиков в таком порядке: от Манилова как олицетворения начальной стадии деградации до Плюшкина — полностью падшего человека.

    Сочинение 2

    Чичикова можно назвать центральным героем произведения. По задумке автора, помещики в данном произведении должны были быть показаны как персонажи, чья душа умерла. А насчет того, находится ли жизнь в сердце главного героя, у читателя могут возникнуть некоторые сомнения.

    Читайте также:
    Тихое утро краткое содержание рассказа Ю. Казакова

    Если вспомнить героя данного произведения в период его детства, то он характеризовался как человек, который не походил ни на мать, ни на отца. Также у него не было приятелей или друзей, жизнь относилась к нему так, словно ей было все равно на юношу. Когда настал учебный период в жизни мальчика, родной отец дал такое наставление Чичикову, при котором он должен был угождать тому, кто занимает должность «повыше, покрупнее», искать лишь выгоду в отношениях с людьми, не стоит никому помогать, а также нужно постоянно экономить средства. Также он побуждал его к тому, чтобы он занимался взяточничеством и поддерживал коррупцию.

    Будучи довольно неглупым человеком, он решил следовать заветам отца, при этом делая финансовые средства своим главным товарищем в жизни. Он их буквально «добывал», чтобы накопить и преумножить имеющиеся средства. Получая в школе бесплатные сладости, он их не кушал, а оставлял на тот день, чтобы выгодно их перепродать. Далее, когда он отправляется на службу в армию, там он проявляет себя храбрым человеком. Там он впервые хотел пойти на аферу, однако она не удалась. Однако он не сдался, как это сделало бы большинство людей, а продолжал настойчиво и упорно идти к своей цели. Достаточно вспомнить эпизод, когда Чичиков тренировал мышку для того, чтобы ее продать как можно дороже.

    И сама идея того, что он стремится перепродавать что-либо, показывает задумку автора показать новый тип людей в обществе, которых можно назвать предпринимателями. Он показывает Чичикова расчетливым человеком, который заводит отношения ради своей выгоды, при этом обманывая многих людей, с которыми ему приходится иметь дело. Однако нельзя сказать, что душа Чичикова умерла окончательно. Он еще имеет цели, причем некоторые из них наполнены самыми прекрасными мечтами. Например, он мечтает завести собственную семью в лице супруги и детей. В этой задумке героя автор показывает его добрым человеком, который не стремится жить лишь ради собственного блага. Писатель видит в нем надежду на исправление. Поэтому, можно сделать вывод, что душа Чичикова, хоть и не является примером для подражания, все еще жива и готова исправляться.

    Другие темы: ← Роль лирических отступлений в произведении Мертвые души↑ ГогольНоздрев в произведении Мертвые души →

    «Живой» русский народ

    В противоположность помещикам Гоголь ставит простой русский народ. Именно он — живая душа России. Даже умерев, мужик для помещика остаётся живым, о нём грустят, жалеют о потере. Однако их жалость объясняется лишь алчностью, ведь живой мужик приносил пользу и деньгу. Но даже мертвеца готовы продать да подороже, как живого. В списке Чичикова каждая «мёртвая» душа характеризуется своим ремеслом или умением, в точности как самый настоящий крепостной мужик.

    Несмотря на то что поэма «Мёртвые души» задумывалась как трёхтомник, Гоголю удалось в одном томе обозначить основные проблемы страны того периода:

    • крепостное право с бесчеловечным отношением к ревизским душам, как живым, так и мёртвым;
    • паразитское существование помещиков, омертвение их как класса.

    Подразумевалось, что во втором томе начнётся духовное перерождение Чичикова. Однако после смерти писателя были найдены лишь рабочие версии и черновики.

    По поводу третьего тома до сих пор ведутся споры, возможно, Гоголь собирался писать о жизни Чичикова в Сибири и о том, как в лучшую сторону изменились помещики в мыслях и поступках. Но и в одном томе, поэма до сих пор заставляет задуматься о смысле и ценности человеческой жизни в современном мире.

    Кто такие «живые души» в поэме

    Мертвым душам в одноименной поэме противопоставлены живые — это народ, многострадальный и трудолюбивый. В поэме раскрываются искалеченные судьбы простых крестьян. Мастер-сапожник Максим Телятников, который хотел иметь свой дом и лавочку, спивается. Заплатив в большом объеме оброк барину, он был обманут поставщиком гнилой кожи.

    Читайте также:
    Акмеизм - определение в литературе, особенности, принципы

    Даже об умерших Гоголь рассуждает как о живых, оживляя их силой своего воображения. Они живут в памяти людей, значит, живы душой. Бессмысленна смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который умирать не хотел, но заворотил в кабак, а потом прыгнул прямо в прорубь. Печальна судьба крепостных Плюшкина, вынужденных всю жизнь прятаться от жандармов.

    Ярким является образ Абакума Фырова, которому понравилась свобода и он решил пристать к бурлакам. Чаще всего тяжелый труд бурлацкой ватаги заканчивался шумными гуляньями и хороводами. Гоголь видит, что все лучшие качества народа или задавлены, или были изуродованы крепостным правом либо властью помещиков и чиновников.

    Но несмотря на социальную подавленность, он с восхищением описывает смелость, выносливость и тягу к свободе простых людей. Каретник Михей создавал экипажи небывалой красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. И даже у главного героя наблюдаются проблески живой души. В книге описаны моменты, когда Чичиков вспоминает, как сильно его любила мать.

    Освещенные проблемы

    • Трудности на пути становления России — это главная тема поэмы. К ним относится взяточничество, бездеятельность и безразличность дворян, тяжелое положение крестьян. Гоголь хотел внести свой вклад в развитие родины, раскрывая и осуждая человеческие пороки.
    • Омертвление общества. Падение нравственности четко прослеживается у представителей господствующего класса. Помещики готовы пойти на все ради прибыли. Высшее общество не думает о судьбе простого народа, а просто использует его для достижения своих целей.
    • Кризис гуманизма. Человеческая жизнь ничего не стоит. Крепостных могут продать, проиграть в карты или заложить как украшение. Рабство узаконено официально и не считается противоестественным.
    • Невежество и моральное убожество. Присуще всем главным персонажам книги. Из-за омертвения души они не способны видеть свои недостатки и самостоятельно справиться с ними. ​

    Таким образом, в своей поэме Гоголь изобразил все минусы и негативные стороны русской действительности. Писатель испытывает досаду и сожалеет о том, что крестьяне — живые души, представители большей части населения России, находятся в позорной зависимости от мертвых душ. Своим произведением Гоголь хотел привлечь внимание думающих людей и показать нетерпимость такого положения в России.

    Заметки на полях

    Поэмой, крупного стихотворного произведения с повествовательным или лирическим сюжетом, называют также древнюю и средневековую эпопею. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась поэма на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему («Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте, «Лузиады» Л. ди Камоэнса, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера, «Мессиада» Ф. Г. Клопштока, «Россияда» М. М. Хераскова, и др.).

    Построение произведения «Мёртвые души» и предполагалось по аналогии с «Божественной комедией» Данте (по замыслу). На яростные протесты цензуры против такого несколько странного названия — «Мёртвые души» — Гоголь ответил, прибавив к главному названию ещё одно — «Похождения Чичикова», то есть по повествованию поэма напоминает похождения, путешествия, странствия Одиссея, которые описал великий Гомер.

    Мысли, которыми делится Гоголь

    Писатель с помощью лирических отступлений выражает собственное отношение не только к событиям и людям, описываемым им. Они заключают в себе, кроме этого, утверждение высокого предназначения человека, значимости великих общественных интересов и идей. Источником лиризма автора являются думы о служении своей стране, о ее печалях, судьбах и скрытых гигантских силах. Это проявляется независимо от того, высказывает ли Гоголь свой гнев или горечь по поводу ничтожества персонажей, изображенных им, говорит ли он о роли в современном обществе писателя или о бойком живом русском уме.

    Души мертвые и живые в поэме Гоголя – кто является мертвыми душами

    «Мертвые души» – это заглавие носит в себе что-то, наводящее ужас… Не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и прочие – вот мертвые души и мы их встречаем на каждом шагу», – писал Герцен.

    В этом своем значении выражение «мертвые души» обращено уже не к крестьянам – живым и умершим, – а к хозяевам жизни, помещикам и чиновникам. И смысл его метафорический, переносный. Ведь физически, материально, «все эти Ноздревы, Маниловы и прочие» существуют и в большинстве своем процветают. Что может быть несомненнее, чем медведеподобный Собакевич? Или Ноздрев, о котором сказано: «Свет он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Но физическое бытие еще не есть человеческая жизнь. Растительное существование далеко от настоящих духовных движений. «Мертвые души» обозначают в данном случае мертвенность, бездуховность. А проявляется эта бездуховность по крайней мере двояко. Прежде всего – это отсутствие каких-либо интересов, страстей. Помните, что говорится о Манилове? «От него не дождешься никакого живого или даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свое, а у Манилова ничего не было. Большинство увлечений или страстей не назовешь высокими или благородными. Но у Манилова не было и такой страсти. У него вообще ничего своего не было. И главное впечатление, которое производил Манилов на собеседника – это ощущение неопределенности и «скуки смертельной».

    Читайте также:
    Тарас Бульба - характеристика героя повести, черты характера

    Другие персонажи – помещики и чиновники – далеко не так бесстрастны. Например, у Ноздрева и у Плюшкина есть свои страсти. Есть свой «задор» и у Чичикова – задор «приобретательства». И у многих других персонажей есть свой «задирающий предмет», приводящий в движение самые разнообразные страсти: алчность, честолюбие любопытство и так далее.

    Значит в этом отношении «мертвые души» мертвенны по-разному, в разной степени и, так сказать, в разных дозах. Но в другом отношении они мертвенны одинаково, без различия и исключений.

    Мертвая душа! Это явление кажется противоречивым в самом себе, составленным из исключающих друг друга понятий. Разве может быть мертвая душа, мертвый человек, то есть то, что по природе своей одушевлено и духовно? Не может жить, не должно существовать. Но существует.

    От жизни остается некая форма, от человека – оболочка, которая, однако, исправно отправляет жизненные функции. И тут нам открывается еще одно значение гоголевского образа «мертвые души»: ревизские мертвые души, то есть условное обозначение умерших крестьян. Ревизские мертвые души – конкретные, оживающие лица крестьян, с которыми обходятся так, как будто это не люди. А мертвые духом – все эти Маниловы, Ноздревы, помещики и чиновники, мертвая форма, обездушенный строй человеческих взаимоотношений…

    Все это грани одного гоголевского понятия – «мертвые души», художественно реализованного в его поэме. И грани не изолированные, но составляющие единый, бесконечно глубокий образ.

    Следуя за своим героем, Чичиковым, переезжая из одного места в другое, писатель не оставляет надежды найти таких людей, которые бы несли в себе начало новой жизни и возрождения. Цели, которые ставит перед собой Гоголь и его герой, в этом отношении прямо противоположны. Чичикова интересуют мертвые души в прямом и переносном смысле этого слова – ревизские мертвые души и люди, мертвые духом. А Гоголь ищет живую душу, в которой горит искра человечности и справедливости.

    Кто такие «живые души» в поэме?

    «Мёртвым душам» поэмы противопоставлены «живые» – народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный. С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа пишет о нём Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево, плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности. Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу «бойкого народа» и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорит о способности народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы. Крепостной богатырь, плотник Пробка «в гвардию годился бы». Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников – «что шилом кольнёт, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо». А Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятьсот рублей!». Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не выдержала его душа гнёта неволи, потянуло его на широкий волжский простор, он “гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись с купцами”. Но нелегко ему ходить с бурлаками, “таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню”. В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасному будущему. За корою бездуховности, черствости, мертвечины бьются живые силы народной жизни – и то там, то здесь пробиваются на поверхность в живом русском слове, в веселье бурлаков, в движении Руси-тройки – залоге будущего возрождения родины.

    Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы всего народа, любовь к родине, позволили Гоголю гениально предвидеть ее великое будущее.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: