Медный всадник – анализ поэмы Пушкина, история создания

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Анализ поэмы Пушкина «Медный всадник»

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 22.05.2020

Одним из самых популярных произведений Александра Сергеевича Пушкина является его знаменитая поэма «Медный всадник». Она написана удивительно лиричным, звучным слогом, с гармоничным сочетанием истории, мифологии и сказочной составляющей. Произведение особенно ценно тем, что представляет собой размышления поэта о политической деятельности Петра Первого – великого императора и основателя города на Неве.

История создания

Поэма «Медный всадник» была написана в период, который вошел в историю творчества Пушкина под названием «Болдинская осень». В 1833 году произведение было полностью завершено и готово к публикации.

Современников Александра Сергеевича условно можно было разделить на два лагеря: тех, кто буквально боготворил Петра Первого и всячески восхвалял его вклад в историю России, и тех, кто весьма скептически относился к его деятельности, видя в ней лишь происки самого дьявола. Как следствие, в обществе стали распространятся мифы с совершенно противоположным содержанием. Так, в одних легендах Петр Первый представал настоящим Отцом отечества – невероятно умным, дальновидным и деятельным правителем. В других же легендах его обвиняли в связи с темными силами и пророчили скорое крушение города на Неве.

Перед тем, как приступить к написанию «Медного всадника», Пушкин скрупулезно записывал все легенды и предания о Петре Великом, чтобы наиболее взвешенно и рассудительно оценить время его правления.

Суть поэмы

Поэма «Медный всадник» начинается с описания Петербурга, который был возведен в совершенно уникальном месте. В нем живет ничем не примечательный молодой человек по имени Евгений – заурядный, обычный мелкий служащий, который честно выполняет работу и при этом едва сводит концы с концами. Однако герой не мечтает о богатстве: куда важнее для него оставаться честным и порядочным человеком.

Жизнь героя меняется, когда он влюбляется в скромную девушку Парашу, жившую со своей престарелой матерью. Евгений мечтает о крепкой и дружной семье, чудесных ребятишках, счастливой старости рядом с любимым человеком. Герой намерен в скором времени связать себя узами брака с возлюбленной, но его планы рушит страшное наводнение 1824 года. Неожиданно разбушевавшаяся стихия безжалостно сносит жилые строения, губит человеческие жизни. Жертвой Невы становится и Параша со своей матерью: их маленький домик сносят ревущие волны, и женщины погибают в воде.

Во время наводнения Евгений ведет себя как настоящий мужчина. Рискуя собственной жизнью, он бросается к дому своей возлюбленной, чтобы защитить ее от стихии. Оказавшись у знакомых ворот, на месте дома он с ужасом видит лишь пустое место. Увиденная картина настолько сильно поражает Евгения, что он лишается рассудка от горя. Он бросает работу, опускается на самое дно, и сутками напролет бродит по Петербургу, вновь и вновь переживая события страшной ночи, унесшей жизнь его дорогой Параши.

Во время очередного бесцельного блуждания по городу Евгений замечает статую Петра Первого верхом на коне. Величие и монументальность Медного всадника подавляет героя, но в его душе слишком много ненависти к реформатору, ведь именно по его указу был воздвигнут город на Неве, унесшей жизнь его возлюбленной. Евгений высказывает ему претензии, бросает горькие слова упрека в адрес самодержца. Совершенно неожиданно Медный всадник оживает, и с гневом бросается на обидчика. В страхе Евгений бросается прочь, а спустя время его находят мертвым.

В своем произведении Александр Сергеевич демонстрирует конфликт интересов обычного человека и бездушного государственного аппарата. Решение Петра построить город можно назвать неоднозначным решением: с одной стороны, ему удалось воздвигнуть по-настоящему величественный и прекрасный город, с другой – его месторасположение было выбрано очень неудачно с точки зрения безопасности городских жителей, и это доказало страшное наводнение 1824 года.

При анализе поэмы литературные критики по-разному высказываются относительно гневной речи Евгения, направленной против Петра Великого. Одни считают, что таким образом автор демонстрирует скрытый бунт против самодержавия. Другие уверены, что это конфронтация православия с пережитками язычества. Третьи же считают, что это всего лишь жалкое негодование на жизнь маленького человека, чье мнение не учитывается огромной государственной махиной.

Жанр, размер стиха и композиция

«Медный всадник» написан в жанре поэмы, с использованием четырехстопного ямба. Композиция произведения отличается своеобразием. Так, к примеру, вступление поэмы настолько велико, что может расцениваться как самостоятельное стихотворение, посвященное описанию Петербурга. Далее следуют две части, в которых автор повествует о Евгении и его возлюбленной, наводнении и роковой встрече героя с Медным всадником. Примечательно, что в поэме нет четко обозначенного эпилога: его заменяют последние строки произведения, в которых говорится о смерти Евгения.

При всей своей нестандартности композиция «Медного всадника» позволяет воспринимать поэму легко, на одном дыхании. Благодаря таланту поэта временная грань между событиями столетней давности (жизнь Петра Первого) и современными реалиями (жизнь Евгения) стирается, и личность великого реформатора воспринимается, как наяву. Его выдающуюся личность Пушкин изображает посредством монумента, однако Петр Первый незримой тенью присутствует и во вступлении, когда поэт упоминает стратегическую значимость Петербурга. В своем произведении Александр Сергеевич утверждает бессмертие реформатора, чьи нововведения продолжают жить и развиваться даже после его смерти, и благодаря которому была запущена в работу тяжелая на подъем реформаторская машина.

Читайте также:
Двойники Раскольникова в Преступлении и наказании - роль героев

Фигура правителя так или иначе появляется на протяжении всей поэмы, и даже будучи в образе памятника, она оживает посредством больного воображения Евгения. Между вступлением и первой частью временной разрыв составляет сто лет, однако он совершенно не ощущается благодаря тесному взаимодействию центральных персонажей с событиями 1824 года. Стоит отметить, что подобный принцип построения композиции произведения совершенно не свойственен для творчества А. С. Пушкина, и является своеобразным литературным экспериментом.

Характеристика главных героев

  1. Евгений – молодой человек, скромный, совершенно не амбициозный, порядочный. Занимает скромную чиновничью должность, живет в Коломне. Несмотря на свою бедность, сохраняет в себе человеческие качества. На первый взгляд кажется совершенно обычным, ничем не примечательным человеком. Евгения согревает мечта – жениться на любимой девушке Параше, создать с ней большую счастливую семью. Однако его мечтам не суждено сбыться из-за сильного наводнения 1824 года, во время которого погибает Параша вместе с матерью. Не сумев справиться со страшной потерей, Евгений сходит с ума. На фоне монументальной фигуры Петра Первого личность героя кажется жалкой и ничтожной, однако автор показывает, что даже «маленький» человек способен иметь чистую и возвышенную цель, которая ни в чем не уступает масштабным планам правителя.
  2. Петр Первый – великий император России, прославившийся своими значительными реформами и нововведениями. Пушкин демонстрирует его неукротимую волю, амбициозность и деспотизм. Для Петра Первого проблемы «маленьких» людей ничего не значили, и зачастую простой народ становился жертвой глобальных реформ правителя. Однако автор напоминает, что только железная воля и тирания способны подтолкнуть страну к масштабным переменам: мягкость и толерантность в этом вопросе недопустимы.

Тематика

Центральная тема произведения – конфликт власти и простого человека. Эта тема всегда волновала Александра Сергеевича, который решил поделиться своими размышлениями о роли личности в судьбе государства. В произведении олицетворением Петра Первого становится Медный всадник – большой, монументальный памятник, который как нельзя лучше характеризирует деспотичного, склонного тирании самодержца. Петру удалось стать первым великим реформатором в истории русского государства, однако у этой истории есть и обратная медаль. При этом его совершенно не волновало, какие последствия его нововведений будут для простых, «маленьких» людей. Безусловно, в подобной ситуации неизбежно столкновение государства и народа, но, как показывает практика, интересы последнего правителя редко когда волнуют.

Размышляя о принципах устройства государства, Пушкин приходит к неутешительному выводу, что империя проявляет себя крайне деспотично по отношению к простым, беззащитным людям. Поэт поднимает вопрос – а стоит ли ее величие подобной жертвы, но этот вопрос так и остается открытым.

Кроме того, Пушкин поднимает тему трагической утраты, способной навсегда перечеркнуть жизнь человека. Со всеми жизненными трудностями Евгению помогала справлять его искренняя любовь к Параше, мечта о семье. Это был его спасательный круг в житейском море проблем. Утратив его, Евгений не смог оправиться от сильной душевной боли, найти себе новую цель. Герой лишает рассудка, а в скором времени и сам погибает.

Проблематика

  1. Проблема личности и государства – одна из центральных в произведении. Простой народ представлен в лице бедного, скромного чиновника, который едва сводит концы с концами, но при этом имеет чистую советь и добрую душу. Олицетворением государства в поэме становится величественный Медный всадник. Лишившись рассудка после смерти возлюбленной, Евгений случайно натыкается на памятник, который оживает в больном воображении героя. Так Пушкин преподносит противостояние личности и государства. Услышав слова недовольства в свой адрес, Медный всадник в гневе бросается за Евгением – никто не смеет роптать на императора! Правитель мыслит масштабно, его проекты поражают воображение своей смелостью и амбициозностью, вот только интересы простых людей его совершенно не трогают. Сильной, властной рукой Петр подчинял себе волю народа, с чьим мнением он никогда не считался. Он возвел прекрасный город, который в силу своего месторасположения стал кладбищем для многих жителей во время наводнения 1824 года. В противостоянии государства и личности последняя всегда терпит поражение, поскольку является слабой, беззащитной и никому не нужной.
  2. Проблема одиночества раскрывается в лице Евгения, не сумевшего обрести себя в новых условиях, после потери любимого человека. Пушкин демонстрирует, как хрупким и беззащитным становится человеком перед лицом сильных страданий. Далеко не каждый способен стоически переносить потери, находить в себе силы идти дальше. Потеряв невесту, Евгений становится одиноким, глубоко несчастным человеком.
  3. Проблема равнодушия выражается в полной безучастности государства во время природного бедствия. Власть не удосужилась подать руку помощи несчастным петербуржцам, оказавшимся в плену у водной стихии. Судьбы горожан, ставших невольными жертвам разбушевавшейся Невы, никого не интересовали.

Государство в образе Медного всадника

Уже во вступлении Александр Сергеевич описывает образ Петра Первого, который изображается как могущественный Творец, сумевший выстроить прекрасный город на воде. Однако цена этого грандиозного замысла оказалась слишком высока. Недаром говорят, что Петербург стоит на костях – это сотни простых людей, положивших свои жизни ради исполнения тщеславных планов императора. Реформы и нововведения тешили самолюбие Петра, который видел лишь одну их сторону, намеренно забывая о том, что они могли нанести ощутимый удар по самым незащищенным слоям населения.

И если в самом начале произведения Пушкин выставляет Петра Первого Творцом, восхищаясь его сильной волей и способностью преобразовывать государство, то уже в середине поэмы автор утверждает, что Петр Великий не в состоянии тягаться с Господом. В конце произведения он предстает лишь в образе монумента.

Читайте также:
Психологический портрет Печорина - стороны героя в произведении

Петр Первый вошел в историю как очень яркая, но при этом весьма противоречивая личность, которая и по сей день вызывает у людей неоднозначные эмоции. Его заслуги перед Россией не подлежат сомнению, однако не стоит забывать и о том, что все его замыслы делались руками народа, чьи интересы никогда не соблюдались. Александр Сергеевич постарался максимально честно и непредвзято описать многогранную личность русского императора, оставив за читателем право самостоятельно делать выводы о его реформах и их последствиях для всего народа.

В чем смысл поэмы?

Александру Сергеевичу удалось написать весьма неоднозначное произведение, которое вызывало немало пересудов в литературной среде первой половины XIX столетия. Поэт осмелился продемонстрировать противостояние личности и государства, однако некоторые критики считали, что в основе конфликта Евгения и Медного всадника лежит ни что иное, как соперничество христианства и язычества. Петра Первого нередко сравнивали с антихристом, и в этом случае Евгений становится его антиподом, то есть, олицетворением истинного православия и чистой веры. Не менее популярна была версия и о том, что в лице Евгения автор показал протест против самодержавия и насилия, поскольку и сам поддерживал мятежные идеи декабристов. Однако он понимал, что все попытки повлиять на власть изначально обречены на провал, и постарался это описать в поэме в аллегорической форме.

Маленький человек

Александр Сергеевич в своем творчестве большое внимание уделял «маленькому» человеку. Не стала исключением и поэма «Медный всадник». Таким персонажем в произведении выступает бедный, скромный чиновник Евгений, который ничем не выделяется из сотен тысяч других таких же «маленьких» людей по всей России. Он осмеливается роптать на власть лишь после пережитого страшного горя, и даже в этом случае его критика самодержавия не является глубокой и конструктивной. Он считает, что в смерти его драгоценной Параши виновен реформатор, поставивший город на Неве. Однако этого робкого противостояния достаточно для Медного всадника, чтобы в гневе покинуть постамент и наказать недовольного. Евгений убегает в страхе, и вскоре умирает смертью жалкого, никому не нужного бродяги на одной из петербургских улочек.

Анализ поэмы «Медный всадник» Пушкина

В поэме «Медный всадник» отражены размышления автора на тему исторического персонажа – о противоречивой личности Петра Великого, о неоднозначности его поступков. Предлагаем для ознакомления краткий и полный анализ поэмы Пушкина «Медный всадник». Поэту удалось создать красивейшее стихотворное описание масштабных планов Петра, бурлящих вод Невы, раскрыть большую человеческую трагедию «маленького» человека.

Год написания и публикации — Написанная в 1833 году, поэма вышла в печать лишь в 1837 году, уже после смерти великого поэта.
История создания — Работу над «Медным всадником» Пушкин начинает в поместье Болдино. Он размышляет о судьбе России, об ее правителях, самодержавии. Поэта интересует личность Петра Великого, по поводу которого мнения людей диаметрально разделились. Одни обожествляли царя и его деяния, а другие сравнивали его нечистой силой. Итогом размышлений Пушкина и стала данная поэма.
Жанр — Историческая поэма, стихотворная повесть.
Направление — Реализм.
Основная идея — Пушкин показывает столкновение двух сил, находящихся на противоположных полюсах – могущественного правителя, защищенного неограниченной самодержавной властью, и беззащитного маленького человека с его повседневными обыденными потребностями.
Тема — Самодержавная власть Петра I.
Проблема — Конфликт между государственной властью, которая руководствуется исторической необходимостью, и потребностями маленького человека.
Композиция — Композиция поэмы состоит из двух частей и включает в себя довольно большое вступление, которое можно рассматривать, как отдельную часть произведения. В первой и второй частях рассказывается о главном герое, сокрушительном наводнении, и о ненависти героя к Медному всаднику – памятнику Петру I.

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Идея и пафос
  3. п.3. Основные герои (их место в образной системе)
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Правление Петра I – выдающегося самодержца России.

Проблема: Самодержавная власть руководствуется исторической необходимостью, а не интересами человека.

Ненависть главного героя к царю проявляется не сразу. Когда сознание у безумного Евгения проясняется, то он, как бы, видит основного виновника своей трагедии – царя, заложившего город в неудачном месте. Петр I руководствовался политической необходимостью – укреплением границ России со шведами, не подумав о последствиях своего замысла для народа. Сложно сказать, действительно ли наводнение – следствие недальновидности Петра или нет, но здесь важен смысл. Авторитарное правительство во главу угла ставит свои интересы, удовлетворяет собственные амбиции, а не потребности народа в защите и безопасности. Нередко диктаторы разжигают войны, принося, тем самым, много бед и страданий. На поле битвы погибают лучшие сыны отечества.

2. Тема: Петр I – особенности его личности.

Проблема: Противоречивость человеческой природы на примере личности Петра I.

В произведении на примере Петра I, показано, насколько противоречив человек. Когда мы видим конкретную историческую личность со всеми его достижениями, преобразованиями, реформами и открытым проявлением негативных качеств характера, то сложно определиться в своем отношении к нему. Скорее всего, Пушкин не мог собрать образ Петра воедино, почему и написал «Медного всадника».

3. Тема: Взаимоотношение государственной власти и отдельного маленького человека.

Проблема: Очень часто народ недоволен правительством, обвиняет его в собственной несостоятельности. Для авторитарных правителей важны достижения в целом, они не учитывают нужды народа. История рассказывает о том, что за строительство Петербурга подневольный люд заплатил своим здоровьем, а иногда и жизнью. Самодержавная власть особо не обращала внимания на подобные «мелочи». С другой стороны, бедняки исторически привыкли к тому, что их жизнью управлял господин, и так существует до сих пор. Человек может изменить свою ситуацию, но он ничего не делает, обвиняя правительство во всех своих нерешенных проблемах.

Читайте также:
Коровьев - характеристика персонажа в Мастер и Маргарита

4. Тема: Любовь.

Проблема: Потеря любимого человека может обернуться серьезной болезнью, пожизненной трагедией для другой половины.

Главный герой Евгений – мелкий служащий, бедный молодой человек, не имеющий собственного угла. Уже в этом описании чувствуется, что его жизнь бедна событиями, и то, что он чувствует себя неудачником. Конфликт усугубляется, когда Евгений теряет в наводнение свой единственный луч света – возлюбленную Парашу. У него нет больше ничего, что ему дорого – несчастный сходит с ума. Так человек реагирует на трагедию, когда он недоволен собой, и у него немного собственных интересов, целей, друзей, материальных благ.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Пафос поэмы передан в восхищении автором деяниями Петра I. На месте будущей столицы вначале был пустырь, болота, непроходимые леса, чернели чухонские избы. Благодаря царю на этом же месте появился город, сверкающий своей красотой.

Пушкин прославляет великого преобразователя, реформатора, строителя, создавшего для России просто сказочный город-столицу. Строки, описывающие достижения Петра I, читаешь с большим воодушевлением. Лишь в конце пафос сменяет мрачное настроение – Пушкин пишет, что рассказ его будет печален.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

В поэме ощущается сильное противоборство образов Евгения и царя, символически представленного Медным всадником. Конфликт образов показан обоюдный. Главный герой обвиняет царя в произошедшей трагедии, а царь преследует его за «преступные» мысли.

п.4. Литературные приёмы

С большой теплотой и любовью описывает Пушкин строительство города, его величие. Поэт использует яркие эпитеты, метафоры, в результате чего из-под его пера выходят красивейшие строки. Благодаря его литературным приемам, появляется чувство гордости за решение, которое принимает Петр I, за воплощение его великого замысла. Из описания видно, как Пушкин восхищается Петербургом, верит в будущее России.

Красиво, сильно, эмоционально описан момент наводнения – взбунтовавшаяся стихия, сметающая все на своем пути.

Большую роль в поэме играют такие символы, как Медный всадник. Сам памятник – это символ самодержавной власти, всадник – правитель, а конь – народ России, пришпоренный умелым седоком.

Символичен тот момент, что безумный Евгений бунтует, но бунт его больше не в словах, а в его состоянии, умело переданным Пушкиным. Евгений говорит царю всего два слова, но всадник начинает преследовать его. Этот момент тоже символичен. Он показывает, что любой народный бунт жестоко карается авторитарной властью.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – противостояние интересов властей и предпочтений маленького человека, стремящегося к максимальной безопасности для себя и своих близких.

Здесь сталкиваются два полюса – сила и слабость. Решения конфликта я не вижу. Можно только сказать, что он стал проявленным в момент озарения Евгения-безумца.

Смысл произведения Медный всадник Пушкина и его названия

История создания поэмы «Медный всадник»

Поэма была написана во вторую Болдинскую осень (поэт провел в селе Болдино почти три месяца перед своей свадьбой), год написания – 1833 г.

В основе сюжета лежит реальная историческая основа – события одного из самых сильных наводнений в Петербурге 7 ноября 1824 г, повлекшие страшные разрушения и человеческие жертвы.

В названии упоминается известный памятник Петру I работы скульптора Фальконе, сделанный из бронзы. Пушкин заменил в названии этот благородный металл на более низменную медь, как бы утяжелив образ властителя.

Николай I, определивший для себя роль «личного цензора» Пушкина, разрешил лишь частичную публикацию текста. Поэма полностью опубликована только после смерти поэта в 1937 г.

Цитаты


(Памятник императору Петру I «Медный всадник», Санкт-Петербург. Автор снимка: Ли)

Люблю твой строгий, стройный вид…»

И во всю ночь безумец бедный, куда стопы не обращал,

За ним повсюду Всадник Медный с тяжелым топотом скакал».

Подробнее: А.С. Пушкин «Медный всадник»: цитаты героев и автора поэмы

Главные герои и их характеристика

Хотя поэма названа «Медный всадник», главным героем является простой петербуржец с именем для автора привычным, уже данным ранее герою «Евгения Онегина».

Примечательно, что в отличие от родовитого дворянина Онегина, у героя поэмы нет фамилии, то есть у истории нет рода. Евгений из поэмы «Медного всадник» человек, потерявший дворянство. Петровские реформы изменили отношение к этому сословию, приветствуя дворянство, состоящее на государственной службе, чиновников. Оттого и живет герой «в Коломне», служит где-то.

Согласно его возможностям, его мечты определены житейскими нуждами, он не мечтает о военных подвигах или служении в сфере науки или искусства. Предел его мечтаний хорошее место с достойным доходом, женитьба на любимой девушке, дети и внуки. Но и таким незатейливым мечтам не суждено сбыться. Потрясенный стихией наводнения, поняв, что домик Параши и ее матери снесен, а они погибли, он превращается в странное существо с помутненным рассудком.

Евгений становится бездомным, скитается бесцельно по улицам Петербурга, который поворачивается к нему самыми своими жестокими сторонами. Через год, очутившись опять на площади у памятника, он видит причину своих несчастий в фигуре всадника на «бронзовом коне», в его воспаленном сознании вспыхивает бунт, он грозится создателю гибельного города, не обеспечившему защиту от стихии для жителей бедных окраин.

Петр I, воплощенный в образе Медного всадника, является символом государственной власти. Это реальная историческая личность, император-труженик, реформатор, но в то же время – это жестокий деспот и тиран, готовый принести в жертву человеческие жизни ради осуществления своих идей.

В начале, хоть и не названный по имени, предстает в облике государственного деятеля, обдумывающего создание стратегически важного для обороноспособности страны и торговли города. В столкновении с «маленьким» человеком – он «кумир», бездушный идол и истукан. Также двойственен город, созданный Петром I. Северная столица – это не только «полночных стран краса и диво», но и ветхие домишки на берегу, не защищенные гранитными набережными.

Читайте также:
Cочинение на тему героизм к ОГЭ/ЕГЭ по русскому

Основная тема

Основная тема поэмы «Медный всадник» — взаимоотношение простого человека и власти. Автор использует прием символического противопоставления царя (преобразователя России и основателя города на Неве) и памятника ему (олицетворения жестокой силы, самодержавия). Пушкин подчеркивает, что власть не может быть справедливой, даже если страной руководит выдающаяся личность. Великие деяния Петра шли во благо государству, однако были жестокими по отношению как к народу в общем, так и к отдельно взятой личности.

Поэт признает величие царя, и не отрицает, что все его деяния были во благо. Однако он отстаивает право каждого отдельного человека на счастье. Не случайно он вводит в поэму Евгения, показывая его поражение при столкновении с неограниченной властью. Автор сочувствует Евгению. Однако вместе с тем он подчеркивает, что бунт одиночки против общепринятой системы безнадежен, обречен на провал.

Анализ стихотворения

Для выражения основной мысли в поэме использована антитеза. Автор создал противоречивый образ Петра-самодержца. Его государственное служение Отечеству противопоставляется тирании и бесчеловечности. Евгений, хотя и «маленький» человек, но с большой и ранимой душой, ему небезразлична смерть других людей.

«Стройный и строгий» Петербург в первой части противопоставлен страшным картинам разрушения после наводнения. Это произведение можно назвать и героической поэмой о созидательном подвижничестве Петра I, и трагической повестью о судьбе бедного петербургского чиновника.

Второстепенные персонажи

Перевозчик

Параша

По сути поэма – это размышления автора о роли Петра I в истории России, о последствиях его реформ, начинаний. Разносторонние мнения содержит в себе философия поэмы: сочетается образ Петра, которого боготворили и воспевали, и правителя, которому приписывали родство с сатаной, безумного тёмного человека. Такая характеристика героя неоднозначна, но обе версии имеют право на жизнь – ведь период правления Петра самый благотворный и самый странный за всю историю. В поэме затронута тема столкновения маленького человека и безграничной власти, масштабных изменений, которые не щадят ничего на своём пути. Равнодушие толпы и государства к судьбе отдельного человека – ещё одна проблема, затронутая в поэме Пушкина. В произведении много картин из жизни города: они величественны и прекрасны, убоги и страшны, печальны и безрадостны. Это произведение считается одним из самых глубоких и самых сильных в творчестве писателя. Неудивительно, что цензура запретила публикацию “Медного всадника”, смелое и по-философски тонкое, оно вышло в свет значительно позже. Сложное при первичном прочтении произведение, без определённых знаний об истории России, может показаться непонятным для учащихся. Данная статья может быть полезна для читательского дневника или при подготовке к уроку литературы.

Жанр и направление

Сначала было разрешено опубликовать лишь фрагмент, который представляет собой гимн Петербургу, по жанру напоминающий оду. Пушкин назвал текст «отрывком из поэмы».

В то же время в подзаголовке всего произведения определятся иной жанр «петербургская повесть». Но нельзя это лиро-эпическое произведение определить, как просто поэму или повесть.

Вступление начинается с весьма прозаического описания убогого пейзажа северной природы. Далее рассказывается о думах лирического героя, в которых звучит высокий стиль оды. Затем следует описание Петербурга спустя век, с громадными дворцами, множеством судов на пристанях, гранитными набережными, красивыми мостами, и авторское признание в любви к творению Петра I.

Но в завершении одический стиль переходит в прозаический, автор подготавливает читателя к основной эпической части: «Печален будет мой рассказ». Соединение различных жанров, высокого и низкого стиля, определило жанровое своеобразие произведения.

Контрастный Петербург

Северная столица возникла благодаря волевому решению царя Петра Великого после победы над шведами. Ее основание было призвано утвердить эту победу, показать силу и мощь России, а также открыть пути свободного культурного и торгового обмена с европейскими странами. Город, в котором ощущалось величие человеческого духа, явленного в строгом и стройном архитектурном облике, говорящей символике скульптур и монументов, предстает перед нами в повести «Медный Всадник». История создания Петербурга зиждется, однако, не только на величии. Построенный на «топи блат», в которую легли кости тысяч безвестных строителей, город охвачен зловещей и загадочной атмосферой. Гнетущая нищета, высокая смертность, первенство по болезням и числу самоубийств – такова другая сторона пышной венценосной столицы во времена, о которых писал Александр Пушкин. Два лика города, проступающих один сквозь другой, усиливают мифологическую составляющую поэмы. «Прозрачный сумрак» бледного городского освещения рождает у обитателей ощущение, что они живут в неком таинственно-символическом месте, в котором могут оживать и со зловещей решимостью двигаться памятники и статуи. И с этим тоже в немалой степени сопряжена история создания «Медного Всадника». Пушкина, как поэта, не могла не занимать подобная трансформация, ставшая кульминацией в сюжете. В художественном пространстве повести ожил гулко скачущий по пустынной мостовой холодный бронзовый памятник, преследующий обезумевшего от горя после потери возлюбленной и краха всех надежд Евгения.

Стихотворный размер и композиция

Написана поэма четырехстопным ямбом. Композиционно состоит из экспозиции, в которой повествуется о великих думах Петра и его творении, здесь же первое знакомство с главным персонажем.

Завязкой сюжета станет описание наводнения. Далее сюжет разделяется на две линии. Первая сюжетная линия (Евгений и Петр I) вмещает в себя все события поэмы, вторая (Евгений и его невеста) носит локальный характер.

В первой линии кульминацией стала сцена угрозы Евгения Петру, развязкой – смерть героя, во второй линии кульминацию и развязку – известие о смерти невесты и сумасшествие героя называют ложными.

Читайте также:
Загадки про космос - стихотворные и ребусы для детей с ответами

Характерно отсутствие эпилога, в котором, вернувшись к описанию величественного замысла Петра и его воплощению, можно было бы найти оправдание гибели героев.

Иные действующие лица

Кроме двух главных персонажей, Петра и Евгения, на неравном противопоставлении которых держится сюжетная канва, в тексте присутствуют и другие действующие лица. Задача их — более дательное раскрытие авторского замысла.

Обязательно нужно упомянуть возлюбленную Евгения — девушку Парашу. Она описана очень кратко, является читателю только в мыслях Евгения и в его описании. Пушкин выбрал такое изображение девушки неслучайно, ведь таких, как она, очень много. Индивидуальных черт Параше не нужно — это типичный персонаж своего времени, невинное дитя деяний великого человека. Бедная девушка вместе с мамой жила у самого взморья, вот почему ее бедный домик оказался уничтожен водой, а сама она погибла.

Наконец, еще один герой поэмы — река Нева. Гордая и могущественная, она была покорена императором ради осуществления его честолюбивых планов. Но разгневанная река не готова смириться со своим унижением, наводнениями она напоминает человеку, что нельзя безнаказанно вмешиваться в жизнь природы.

Вот какие особенности образа Невы можно выделить при анализе текста:

  1. Появляется в первых частях, когда еще не было наводнения.
  2. Эволюционирует. В начале поэмы Нева предстает свободной, на ее глади одиноко плывет небольшой челн. Позднее она предстает одетой в гранит, покоренной.
  3. Весной, в период таяния льдов, река обретает свободу. Осенью поэт метко сравнивает ее с больным, который в бреду творит страшные вещи.

Сложный и противоречивый образ, где переплелись природные мотивы и ощущение неизбежности происходящих перемен, помогает Пушкину подчеркнуть неоднозначность своего отношения к героям и событиям. С одной стороны, он понимает, что без Петра Россия никогда не обрела бы знакомый ему облик, но с другой — искренне сочувствует маленьким людям, которых могли звать Евгением, Парашей или любым другим именем. Они оказались заложниками славы великого императора.

Сюжет произведения

Сюжет поэмы весьма незатейлив. Евгений, мелкий чиновник, молодой дворянин из знатного, но обедневшего рода, размышляя о своей нужде, мечтает создать семью, строит планы будущей жизни. В сладких грезах засыпает.

В это время начинает бушевать стихия, Петербург зачинает затоплять. Пытаясь спастись от наводнения, он забирается на мраморную скульптуру льва. С отчаянием он думает о любимой девушке. Когда вода спала, он, наняв лодку, спешит к дому невесты и ее матери.

Узнав о гибели Параши, он теряет рассудок. Год Евгений бродяжничает по улицам, обезумев от горя. Случайно оказавшись на Петровской площади, он грозит памятнику Петру I, считая его виновником разрушений и гибели людей.

Ему кажется, что памятник, сойдя с постамента, преследует его. Евгений в ужасе пытается убежать, после его находят мертвым. Захоронят Евгения на островке возле ветхого домишки, у которого лежало его тело.

Терзания главного героя

Итак, Евгений пришел домой. Снял шинель, лег, однако заснуть не смог. Главный герой «Медного всадника» пребывает в раздумьях. Что же его тревожит? Прежде всего то, что он беден, а посему вынужден тяжелым трудом добывать себе хотя бы относительную независимость. У него нет ни денег, ни таланта. А ведь есть праздные счастливцы, которые живут легко и непринужденно! Увы, Евгений не один из них.

Герой «Медного всадника» влюблен в некую Парашу, которая живет на другом берегу Невы. И в этот день он расстроен еще и тем, что сняли мосты. Это значит, что Евгений не увидит любимую еще два-три дня. Он сердечно вздыхает и грезит наяву.

Смысл поэмы

Отвечая на вопрос, о чем поэма, какова основная мыль произведения, можно сказать, что образ медного всадника олицетворяет бесчеловечность государственной власти, с презрением и безразличием относящейся к нуждам и проблемам «маленького» человека.

Поэма собрала множество отзывов критиков как при жизни писателя, так и после. До сих пор произведение изучается в школе в старших классах, поражая школьников своей глубиной и трагичностью.

Белинский отмечал, что в поэме отражена «горестная участь личности» простого человека, в то же время Пушкин тот, кто написал «апофеоз» Петра Великого.

Образ Евгения

Описывая главного персонажа, Пушкин уделяет большее внимание внутреннему мира героя, создавая его психологический портрет. Этот молодой, на первый взгляд, ничем не примечательный человек обладает очень хорошими душевными качествами. Он принадлежит разорившемуся дворянскому роду. Его мечты ограничиваются грезами о простой семейной жизни с любимой девушкой. Евгений готов трудиться всю жизнь, тем самым обеспечивая свою семью.

Гибель возлюбленной лишает его смысла в жизни. Его рассудок не может справиться с такой трагедией. Он превращается в больного, вызывающего сострадание оборванца.

Судьба героя — это судьба «маленького человека» в истории. Автор показал его беспомощную попытку противостояния государственному устройству в образе памятника. В результате герой терпит поражение. Пушкин подчеркивает безысходность положения простого человека перед властью.

Почему бронзовый всадник оказался в устах поэта медным?

Дело, конечно, не только в том, что литераторы 19 века не видели существенной смысловой разницы между бронзой и медью. Глубоко символично то, что это именно медный Всадник. История написания поэмы в данном случае смыкается с библейской аллегорией. Не случайно поэт именует изваяние Петра «истуканом» и «кумиром» — точно такими же словами говорят авторы Библии, повествуя о золотых тельцах, которым вместо Живого Бога поклонялись иудеи. Здесь истукан даже не золотой, а всего лишь медный – так автор снижает блеск и величие образа, сверкающего внешней ослепительной роскошью, но таящей внутри отнюдь не драгоценное содержание. Вот какими подтекстами дышит история создания «Медного Всадника».

Читайте также:
Соня краткое содержание рассказа - можно прочитать у нас онлайн

Пушкина невозможно заподозрить в безоговорочной симпатии к державной идее. Неоднозначно, однако, его отношение и к выдуманной идиллии, сконструированной в мечтаниях Евгения. Надежды и планы «маленького человека» далеки от глубоких духовных исканий, и в этом Пушкин видит их ограниченность.

Сравнительная характеристика Тихона и Бориса — героев драмы А. Н. Островского «Гроза»

В драме Александра Николаевича Островского «Гроза» описываются нравы русского купечества середины 19 века. Автор показал, как люди относятся к самодурству и деспотизму богатых купцов. К тем, кто не противится тиранству, кто терпит унижения, относятся Тихон и Борис, муж и любовник главной героини. Сравнительная характеристика Тихона и Бориса поможет понять причину трагедии Катерины Кабановой, главной героини пьесы.

Портрет: внешность, характеристика речи, манера поведения

Тихон и Борис — молодые люди, вероятно, приятной наружности (в пьесе не говорится об их внешности). Стиль речи этих персонажей обыкновенный. В 1-м действии в разговоре Тихона с матерью, которую он побаивается, явно слышится покорность и, в то же время, стремление утихомирить мать, ругающую и сына, и, заодно, и его жену Катерину. Тихон постоянно называет Кабанову маменькой, старается её задобрить, утихомирить.

В этом же действии появляется Борис, которого ругает его дядя купец Дикой. Племянник отвечает на эту ругань спокойно и весьма резонно Речь его грамотна, без простонародных выражений, Тихон же иногда использует просторечные слова и выражения.

Происхождение, образование, род занятий, семейное положение

Тихон Иванович Кабанов — купеческий сын, живёт в городе Калинове вместе с матерью Марфой Игнатьевной, оставшейся вдовой, женой Катериной и сестрой Варварой. Мать его — богатая купчиха, в народе её называют Кабанихой. Тихон помогает ей в делах, но сам ничего не решает, так как всё состояние принадлежит матери.

Борис Григорьевич — племянник богатого купца Савела Прокофьевича Дикого, значительного лица в городе Калинове. Борис и его сестра жили в Москве с родителями, которые ничего для них не жалели: сына отдали в Коммерческую академию, а дочь в пансион. В холеру родители умерли, затем брат с сестрой, оставшиеся сиротами, узнали, что в Калинове умерла их бабушка Анфиса Михайловна. Вероятно, она была купчиха и рассердилась на своего сына (отца Бориса) за то, что он женился на благородной. Мать рассказывала Борису, что она, выйдя замуж за его отца, трёх дней не могла ужиться с его роднёй, так ей показалось здесь дико. Поэтому они и стали жить в Москве.

Борис и его сестра узнали, что бабушка в завещании указала, чтобы дядя выплатил им часть, какую следует, когда они станут совершеннолетними, но с условием, что если они будут к нему почтительны. Борис для этого и приехал к дяде, стал у него делать то, что он приказывает. Дикой сказал, что за работу через год заплатит столько, сколько сам решит.

Черты характера и поступки, в которых они проявляются

Тихон Кабанов — слабохарактерный человек спокойного нрава. Он ведёт себя со своей суровой, ворчливой матерью робко, боится её. Тихон склонен к разгулу, любит выпить, чтобы забыть о своём унизительном положении — жизни под началом матери; загулял во время деловой поездки в Москву.

Тихон простодушен, пошловат, но не зол. Он жалеет жену, которую постоянно укоряет его мать, советует не обращать внимания на её ворчание. Тихон добр, он простил Катерину за измену и жалеет её, видя, как она раскаивается и мучается от упрёков свекрови.

Тихон жалеет и себя, он жалуется Кулигину, что несчастный он теперь человек, погибает ни за грош: «Дом мне опостылел, людей совестно, за дело возьмусь — руки отваливаются» (действие 5, явление 1).

После самоубийства Катерины Тихон решается на упрёк матери: «Вы её погубили! Вы! Вы!» (действие 5, явление 7).

Борис — такой же «страдалец», как Тихон. На Тихона постоянно ворчит мать, а Бориса ругает дядя. Они оба обижаются, но терпят такое отношение к себе. Борис говорит Кулигину, что уехал бы отсюда, да сестру жалко (сестру не отпустили к Дикому родственники матери, солгав, что она заболела). Но Борис ведь понимает, что Дикой ничего не даст им от бабушкиного наследства или даст самую малость. Почему же он не уезжает от дяди и терпит от него унижения? Этот же вопрос задал Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» и дал такой ответ: «…зачем? — неизвестно». Возможно, у Бориса просто не хватает здравого смысла.

Борис молод, образован и, хоть беден, но мог бы постараться найти себе службу или работу, чтобы обеспечивать себя и сестру. Но он предпочитает почему-то зависеть от сумасбродного дяди. В конце пьесы дядя посылает его в Сибирь работать у знакомого купца, и Борис говорит Катерине, что едет туда не по своей воле. «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» — плачется он при последнем свидании с Катериной (действие 5, явление 3).

Н. А. Добролюбов о Борисе такого мнения: «…это один из тех весьма нередких людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают».

Молодому человеку, ожидающему наследства от Дикого, трудно сбросить с себя зависимость от этого самодура, и он, подчиняясь его воле, уезжает в Сибирь.

Таким образом, сходство характеров Тихона и Бориса налицо: эти молодые люди слабовольны, терпят свою зависимость от самодуров, подчиняются им, любят жаловаться на свою судьбу.

Читайте также:
Сочинение Почему Тарас Бульба убил своего сына в повести Гоголя

Отношение к Катерине

Тихон хорошо относится к своей жене. В первом действии при появлении на бульваре семейства Кабановых, Кабаниха ругает сына за то, что жена его не боится. Тихон решился возразить: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит» (действие 1, явление 5). Он не понимает, что Катерина тоскует по романтической любви, не знает, что она борется со своей влюблённостью в Бориса, что старается по-настоящему полюбить мужа. Тихон говорит ей, когда она уговаривает его не ездить в Москву или взять её с собой: «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьёшься, не то что ласки, а то так сама лезешь» (действие 2, явление 4). Он не хочет взять жену в поездку: «Я не чаю, как вырваться-то, а ты ещё навязываешься со мной» (действие 2, явление 4).

Узнав после поездки об измене жены, и видя, что она раскаивается и мучается от упрёков свекрови, Тихон жалеет её и после самоубийства Катерины упрекает мать: «Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…» (действие 5, явление 7).

Борис, как и Тихон, не понимает нравственных мучений Катерины. При первом свидании с ней Борис признаётся ей в любви. Когда Катерина говорит о том, что её ждёт за любовь к Борису, он прерывает её словами: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» (действие 3, сцена 2, явление 3).

И Борис, и Тихон боятся нравственных порывов Катерины, её самоотверженной искренности. Когда Катерина, измученная раскаяньем, прилюдно призналась в измене мужу, Тихон, растерявшись и заплакав, говорит ей: «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!» (действие 4, явление 6).

Отношение других персонажей к Тихону и Борису

Богатые, властные Дикой и Кабаниха с пренебрежением относятся к слабовольным, бесхарактерным, зависимым от них людям. Кабаниха, упрекая сына за то, что он не строг с Катериной, называет его дураком и презрительно увещевает: «Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?» (действие 1, явление 5).

Дикой постоянно ругает Бориса, придирается к нему, называет его дармоедом, проклинает.

Катерина относится к Тихону с жалостью. Она говорит Варваре о муже: «Мне жалко его очень!» «И на воле-то он словно связанный» (действие 2, явление 2).

К Борису Катерину влечёт не только то, что он не похож на окружающих её людей и с виду, и по речам, но и потребность быть любимой и любить, не нашедшая отзыва в муже. Сначала Катерина боялась идти к Борису на свидание. Она набожна и сознавала, что это грех, но потом, из-за слабости своей натуры, стала любовницей Бориса, заявив ему: «Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. Твоя теперь воля надо мной…» (действие 3, сцена 1, явление 3). Н. А. Добролюбов тоже считал Катерину слабой женщиной, не умеющей противиться своим влечениям.

После того, как вернулся из поездки муж, Катерина стала чувствовать себя перед всеми виноватой. Узнав, что Дикой отправляет племянника на три года в Сибирь к знакомому купцу работать в конторе, Катерина спрашивает Бориса, не сердится ли он на неё, не проклинает ли. «Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила», — говорит она (действие 5, явление 3).

Сравнительная характеристика Тихона и Бориса (таблица)

Параметры сравнения Тихон Борис
Происхождение Родился в богатой купеческой семье. Отец — из купеческой семьи, а мать — из «благородных».
Семейное положение Женат на Катерине, живёт с ней в доме своей матери, богатой купчихи Кабановой. Не женат, живёт в доме дяди, богатого купца Дикого.
Род занятий Помогает матери вести дела, сам ничего не решает. Служит Дикому — делает то, что тот приказывает.
Речь Речь Тихона простая, в разговоре он иногда использует просторечные слова и выражения. Речь грамотная, без просторечных выражений.
Поступки Любит выпить с Диким, во время деловой поездки в Москву загулял. Жену простил за измену, но немножко побил, как приказала мать. После самоубийства жены решился на то, чтобы обвинит в этом мать: «Вы её погубили!» Борису нравилась Катерина. Узнав, что она его любит и что её муж уехал на две недели, Борис обрадовался: «О, так мы погуляем! Время-то довольно». Когда раскрылся их роман, Дикой решил отправить племянника в Сибирь к знакомому купцу, и Борис покорно подчинился.
Характер Слабохарактерный, мягкотелый, робкий, тихий, добрый, простодушный. Безвольный, во всём покорный Дикому.
Отношение к Катерине Хорошо относится к жене. Не замечает её тоски по романтической любви. Видя раскаяние Катерины в измене и её мучения, Тихон жалеет её. Влюблён в Катерину, обрадовался, когда она пришла к нему на свидание. Не понимает её нравственных мучений и боязни за грех.
Отношение других персонажей к героям Кабаниха постоянно учит сына жить, упрекает, что он не строг с женой.

Вывод

В драме А. Н. Островского «Гроза» образы Тихона и Бориса имеют большое сходство. Оба эти персонажа безвольны, слабохарактерны, оба относятся к группе жертв «тёмного царства». Тихон зависит от матери, богатой купчихи, а Борис — от своего дяди, богатого купца Дикого. Они не только зависят от них, но и подчиняются, жалуясь другим людям на своё подчинённое положение. Н. А. Добролюбов писал, что Борис — это тот же Тихон, только «образованный».

И Тихон, и Борис боятся самоотверженной искренности Катерины. Вообще, они слишком боязливы, потому что среда, где главенствуют Дикие и Кабановы, обычно производит людей, слабых духом, таких, как Борис и Тихон.

Характеристика и образ Тихона в пьесе Островского «Гроза»

Многие произведения, написанные в прошлом, до сих пор сохранили свою актуальность. Общественные и межличностные отношения остаются неизменными, поэтому рассуждения классиков способны помочь понять этот мир. Образ Тихона в пьесе Островского «Гроза» не только отражает суть произведения, но и позволяет оценить влияние самых близких людей на судьбу и характер человека.

  1. Описание персонажа
  2. Взаимоотношения с женой
  3. Общий портрет героя

Описание персонажа

Тихон Кабанов — один из главных героев, открывающих читателям множество проблем, связанных с влиянием общества на формирование личности. Автор показывает его как тихого, безвольного и слабого мужчину, неспособного противостоять своей матери. Островский очень тонко подобрал героям имена, каждое из них характеризует персонажа.

Всю жизнь Тихон подчинялся воли Кабанихе. Подсознательный страх высказать собственное мнение лишает его возможности управлять судьбой. Жена Катерина небезразлична персонажу, но он не в состоянии понять ее душу, ему чужда свободолюбивая и страстная натура девушки. Его сестра Варвара выбрала себе в мужья Ивана, сильного мужчину. Вместе они смогли покинуть отчий дом.

Стараясь сбежать от контроля матери и заглушить недопонимание с возлюбленной, Тихон находит успокоение в спиртном и возможности уезжать в командировки. Это хорошо передает цитата:

«С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы убежишь! Ты подумай-то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина, всю-то жизнь вот этак жить».

В Москве он чувствует себя другим человеком, может расслабиться. В отличие от мужа сестры, у персонажа нет сил бороться с матерью, он не знает, куда уехать с женой, поэтому оставляет ее дома и ретируется сам.

Описание Тихона в пьесе «Гроза» раскрывает читателям слабую и бесхарактерную личность. А каждый его отъезд все больше толкает Катерину к пропасти. Речевая характеристика и цитатный анализ указывают еще и на глупость персонажа:

«Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить».

«Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим…».

Но в этом нет ничего удивительного: мать с самого детства подавляла любые попытки мальчика принимать решения. Инфантильность персонажа возникла именно на фоне ее тиранического отношения к ребенку.

Взаимоотношения с женой

Несмотря на то что главный герой произведения уже зрелый мужчина, он не в состоянии постоять за собственную жену, когда мать проявляет агрессию. Все, на что хватает парня, — это попросить супругу не принимать близко к сердцу обидные слова свекрови. Нельзя сказать, что он не любил Катерину. Просто его чувства проявлялись через призму моральных устоев, навязанных матерью.

Ему не нравились проводы, когда Катя падает в ноги, но Тихон не нашел в себе сил изменить этот обычай. Отсутствие проявления героем теплых чувств к жене привело к тому, что она полюбила другого мужчину. Ее избранником стал Борис — личность, противоположная Тихону внешне. Хотя внутри они не сильно отличались, ведь парень не мог сказать ничего Дикому, проявляя внутреннюю слабость и неуверенность.

Главный герой очень хладнокровно воспринял известие об измене жены. Ярость и злость — чуждые эмоции для Тихона. Складывается впечатление, что ему наплевать. Но мать настолько сильно руководит парнем, что ее мнение на этот счет стало основополагающим в дальнейшем развитии событий.

Кабанов был готов простить измену жены, ведь он осознает, что сам стал причиной такого ее поведения.

Он видел мучения супруги, но не сделал ничего, чтобы хоть как-то улучшить ее жизнь и прекратить нападки свекрови. Но тираническое давление со стороны матери заставляет мужчину проявить совсем иные эмоции, отреагировать на ситуацию более жестко и грубо.

Это в очередной раз доказывает, что образ Тихона в «Грозе» построен на инфантилизме и слабости. Даже в ситуации, которая касается только их с женой, персонаж неспособен отстаивать свои мысли и чувства и покоряется матери.

Островский специально сделал героя:

  • бесхарактерным;
  • безынициативным;
  • мягким;
  • инфантильным.

Эти черты характера персонажа позволяют читателю понять, в чем причина такого формирования личности. Из-за постоянного давления в детстве герой выбрал путь наименьшего сопротивления. Ему проще уйти в тень, чем показать личный взгляд на ситуацию.

Автор специально подчеркивает его бесхребетность и заставляет героя постоянно убеждаться в собственной беспомощности. Островский показывает, какие черты характера приводят к неспособности принимать решения.

Общий портрет героя

Характеристика Тихона из пьесы «Гроза» показывает нерешительного и молчаливого мужчину, который совсем не готов действовать в любой ситуации. На протяжении всей пьесы он беспомощно покоряется матери, чем не только уничтожает собственное счастье, но и разрушает жизнь жене.

Но в конце пьесы Островский позволяет своему персонажу выйти из бессознательного инфантилизма. Самоубийство жены срабатывает тем самым спусковым механизмом, после которого Тихон уже не в состоянии сдержать свое мнение.

Кабанов наконец-то полностью осознает причину его поведения. Впервые в жизни такая трагедия, как смерть любимой женщины, заставляет его пойти наперекор своей матери. Он при людях обвиняет ее в смерти жены, чем шокирует женщину до глубины души.

Островский пытается показать важную проблему воспитания, последствия тирании и матриархата. С помощью своего главного героя он затрагивает очень важные социальные проблемы:

  • деструктивное воспитание;
  • бездействие и потеря личности;
  • неумение высказывать мнение и принимать решения;
  • подавление проявления чувств.

Образ Тихона позволяет понять, как сильно бездействие может разрушить жизнь самого человекаи его близких. Персонаж привлекает внимание своей добротой, но совершенно отталкивает слабохарактерностью. Автор не зря так часто показывает причины и следствия давления матери, призывая читателей увидеть всю разрушительную мощь неправильного воспитания.

В конце пьесы не побеждает ни добро, ни зло. И это неудивительно, ведь в реальном мире те же механизмы и проблемы существуют до сих пор.

Тихон Кабанов — образ и характеристика героя пьесы А. Н. Островского «Гроза»

В драме «Гроза» семейная жизнь обитателей города Калинова скрыта за высокими заборами. И только в один дом «открыл дверь» Александр Николаевич Островский — в дом вдовы Кабановой, а вместе с этим «открылась дверь» и в страшный мир «тёмного царства», в котором главными представителями являются Кабаниха и Дикой, а жертвами — многие, кто, так или иначе, связан с ними.

Характеристика образа Тихона ярко выражена в его диалогах с матерью и женой Катериной. Автор выбрал для него имя, точно отражающее весь его облик и характер — Тихон. Он действительно тихий, робкий, послушный сын своей матери.

Кто такой Тихон Кабанов

Тихон Кабанов в драме играет одну из главных ролей. Он сын богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) и муж Катерины.

Его возраст точно не обозначен автором, но, скорее всего, он не совсем молод и старше Катерины.

Характер

Тихон как личность не состоялся. Его личность полностью подавлена матерью, причём подавлена с очень раннего детства, когда, обычно, человек ещё не может противостоять чужой воле. Но дело здесь не только в суровости и деспотизме матери — ведь у этой же матери есть дочь Варвара, девушка смелая, деятельная, решительная, она и с матерью держит себя совсем по-другому. Варвара к бесконечным поучениям матери относится критически, а часто и вовсе их игнорирует. Вот, например, как по-разному они реагируют на приказы Кабанихи. Тихон отвечает: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» А Варвара (про себя): «Не уважишь тебя, как же!» Она умеет хитрить и лавировать, Тихон же таких «способностей» лишён. Он прост, всё понимает буквально и буквально исполняет. Есть люди, которые не могут сопротивляться давлению, особенно родительскому. У них начисто отсутствуют такие качества, как строптивость, упрямство, противоречивость — такими уж они родились. Поэтому можно сколько угодно клеймить Тихона за то, что он слабохарактерный, что во всём подчинялся маменьке и не смог защитить Катерину от её нападок, но это не приблизит к пониманию его характера. Его просто жаль. Он и у другой матери мог бы быть точно таким. Но Кабаниха, конечно, способствовала его нравственной деградации.

О слабохарактерности Тихона говорят все персонажи драмы: и жители города Калинова, и его сестра Варвара, и часовщик-самоучка Кулигин, и сама Кабаниха: «Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя!» Даже Катерина пытается иногда защищаться от нападок свекрови, упрекает её в том, что она возводит на неё напраслину, а это терпеть неприятно. Тихон же всегда только оправдывается.

Речь каждого персонажа драмы также является средством его характеристики. Речь Тихона всегда наполнена нотками неуверенности, вины, даже если он не чувствует за собой никакого проступка. Он заранее уже готов к тому, что во всём виновен. Мать обвиняет его даже в том, что он любит жену больше, чем её: «Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».

Не удивительно, что этот полностью морально растоптанный и униженный человек находит себе отдушину в том, чтобы выпить с Диким. Ему просто необходимо отвлечься от постоянного контроля и гнёта. А поездка по поручению матери на две недели – и вовсе праздник, которого он с радостью ждёт. Он даже готов на это время оставить любимую жену, которая просит взять её с собой.

Отношение к Катерине

Тихон, безусловно, любит Катерину, это подтверждает и Кабаниха, выражая по этому поводу ревность, но любовь его незрела и находится под неусыпным контролем матери. Она диктует, как надо относиться к жене: муж должен приказывать ей, как жить в его отсутствие, а жена при прощании должна обязательно выть погромче; о любви говорить нечего, жена, прежде всего, должна мужа бояться. После признания Катерины в измене Тихон по доброте своей простил не только жену, но и Бориса, он жалеет её, видя, как она страдает и мечется, но всё-таки по приказу маменьки «побил немножко».

И только после гибели Катерины он открыто посмел обвинить в этом мать. Возможно, эта трагедия станет для Тихона отправной точкой для пересмотра своей жизни. Но возможно и другое: гибель жены сломает его окончательно. Покончить жизнь самоубийством он не сможет — для этого тоже нужна сила воли. А вот спиться, опуститься и окончательно потерять себя — вполне вероятно…

Заключение

Все критические статьи характеризуют образ Тихона одинаково, изначально принимая оценку Н. Добролюбова, данную в статье «Луч света в темном царстве: «Тихон представляет один из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они в общем-то смысле столь же вредны, как и сами самодуры, потому что служат их верными помощниками». С этой характеристикой можно согласиться только отчасти.

Люди, подобные Тихону, — вполне распространённый тип личности и в наше время. Вот родился такой человек — слабохарактерный, послушный родительской воле, а после — учительской и т. д. Осуждать его, клеймить за это — то же самое, что осуждать рыжего за то, что он родился рыжим. В таких людях с заниженной самооценкой надо воспитывать твёрдость характера, поддерживать в них недостающий энтузиазм, уверенность в своих силах. И в данном случае очень важно мужское воспитание, влияние отца.

В пьесе сказано, что Кабаниха — вдова. Как давно она стала вдовой — неизвестно. Возможно, Тихон с малых лет был только под влиянием матери, которая не только не воспитывала в нём мужские черты характера, а полностью их подавляла. Поэтому Тихона очень жалко. Он по своей природе добрый человек, не злопамятный, мягкий — прощает всех. Но его обижают все: сестра своими насмешками, мать своими упрёками, даже жена Катерина — своей изменой. Он никому не сделал вреда — ему же вредят все, кто его окружает. Тихон даже более жертва «тёмного царства», чем Катерина. Катерина фанатично повторяет на протяжении всей пьесы, как она боится греха — и…грешит. Тихон не совершает ни одного греховного поступка, но всегда во всём без вины виноват.

Характеристика образа Тихона Кабанова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Образ и характеристика Тихона Кабанова в пьесе “Гроза”, отношения Тихона и Кабанихи

Тихон и Кабаниха.
Художник С. В. Герасимов

Тихон Кабанов – один из центральных героев драмы “Гроза” Островского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Тихона в пьесе “Гроза”: описание отношений Тихона и его матери Кабанихи.

Краткая характеристика Тихона в пьесе “Гроза”

Тихон Иванович Кабанов – сын богатой купчихи Кабанихи. У Тихона есть сестра Варвара Кабанова. Тихон женат на молодой женщине, главной героине пьесы – Катерине Кабановой.

Возраст Тихона Кабанова не уточняется автором, но, судя по всему, это уже не молодой мужчина.

Тихон Кабанов – бесхарактерный мужчина, настоящий “маменькин сынок”. Тихон не смеет ступить и шагу без согласия матери. При этом он глубоко несчастлив и живет в доме матери, как в тюрьме. Когда погибает Катерина, Тихон винит во всем свою злую мать, не признавая за собой вину.

Образ и характеристика Тихона в пьесе “Гроза”

“. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться. “

“. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг. “

“. Да когда же я, маменька, не переносил от вас. ” (переносит обиды)

“. хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта. ” (Кудряш о Тихоне)

“. Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить. “

“. Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. “

“. А ты уж испугался, расплакался. “

“. Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого. “

“. Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. “

“. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано. “

“. а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина, всю-то жизнь вот этак жить. “

“. И на воле-то он, словно связанный. “

“. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне. “

“. Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться. “

“. Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то. “

“. Я в Москву ездил, ты знаешь? я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил. “

“. То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя, на женатого»! А теперь поедом ест, проходу не дает – все за тебя. “

“. Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая. “

“. Одно другому не мешает-с: жена сама по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею Я обеих люблю. “

“. А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее. “

“. Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы Вы ее погубили! Вы! Вы. “

Критика об образе Тихона в пьесе “Гроза”

“Деспотизм Кабанихи печально отразился на характере ее сына Тихона. По натуре своей Тихон человек добрый; он по-своему любит жену, сострадает ее мучениям, старается остановить Катерину, когда она начинает каяться в присутствии свекрови; но, подавленный гнетом, он лишен всякого подобия собственной воли и мысли, а потому решительно не в силах защитить жену от оскорблений и даже сам оскорбляет ее по приказанию матери.

Только тогда, когда уже Катерина покончила расчеты с жизнью, Тихон выразил свой поздний протест. “
(С. З. Бураковский, книга “А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся”, 1904 г.)

Это был образ и характеристика Тихона в пьесе “Гроза” Островского: описание характера героя, отношений Тихона и Кабанихи в цитатах из драмы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: