Митрофан – характеристика героя Недоросль, описание образа

Анализ образа и характера Митрофана в комедии «Недоросль»

Митрофанушка Простаков — один из основных персонажей литературного произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль». В комедии автор поднимает важные политические и социальные вопросы, преподнося их читателю с сарказмом и иронией. Пьеса написана в 1782 году и имела большой успех. Сегодня образ Митрофана из комедии «Недоросль» стал нарицательным и применяется в значении глупых и невежественных подростков.

Характеристика Простакова-младшего

Митрофан Терентьевич Простаков — юноша пятнадцати лет, недоросль. Он дворянин, его отец — помещик Простаков. Представляет собой типичного маменькиного сынка. Родители видят в своём сыне разумного молодого человека, но на деле это, конечно же, расходится с действительностью.

Отношения с родителями

Митрофанушка балованный и изнеженный, мать с отцом воспринимают его, подростка, как дитя и ребёнка. Он обожает вкусно и сытно поесть. Молодой человек растёт бездушным и жестоким, так, например, выражает сочувствие не отцу, которого поколачивают, а матери, что устаёт, когда бьёт батюшку. Недоросль-дворянин изо дня в день позволяет себе плохо относиться к кормилице, которая его растила с малых лет.

Юноша также возмущён и ругается в адрес собственных учителей: «Дай доску, гарнизона крыса! Задавай, что писать…» (цитата). Простаков-младший — это глуповатый человек, с которым разумные люди, пожалуй, дел никогда иметь не будут.

Чтобы добиться своих целей, Митрофан прибегает к угрозам по отношению к родной матери: «пеняй на себя», «здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали» и так далее. Юноша всегда был ленив, жил на иждивении родителей, ничем отродясь не занимался.

Простакова вызывает лишь отрицательные эмоции, ведь вырастила такого кошмарного человека, который вдвое её страшен. Недоросль вдобавок смешон и нескладен. Все эпизоды с ним комические и глуповатые. Как возможно набивать до отказа брюхо перед сном, а наутро жаловаться о чувстве голода. Забавно юноше в 15 лет ежедневно подзывать няньку.

Митрофан — это сатирический образ в комедии, но сущность молодого человека пугающая: злобив, бездушен, глуповат, хамоват. Если допустить, что подобные «митрофанушки» воспитаны, например, в половине семей, обществу в этом бессердечии грозит серьёзная опасность.

Внешний вид героя

Весь идейный и художественный образ Митрофана из комедии «Недоросль» отталкивающий и негативный: паренёк с мелкой душой, у него подлое сердце, нравится ябедничать и жаловаться — «опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску». Митрофанушку безгранично любит мать, но он в ответ грубит: «отвяжись, зачем навязалась».

Автор знакомит читателя с недорослем в то время, когда тот вертится и красуется в новеньком кафтане. Матушка юноши расположилась поблизости и ругает работу портного. Молодой человек уже достаточно взросл, он высокого роста, плотного телосложения. Физиономия не особо умная, как и его дела. В целом внешность можно охарактеризовать неуклюжей и отталкивающей.

День за днём основный восторг у дворянина-недоросля вызывает подсмеивание над окружающими, одурачение, баловство. Парня абсолютно точно отлично кормят, он в еде себя не ограничивает, по этой причине у юноши регулярно с силой болит живот.

Тело вымахало, а вот сердцем и характером Митрофана не занимались. Молодой человек убеждён, что ум ему в жизни не пригодится (около трёх лет изучает с учителем азбуку), полагает, будто все трудности на его жизненном пути разрешит и определит своими стараниями его матушка. Ей, надо отметить, практически удалось пристроить родного сынка за обеспеченную наследницу Софию, которая вдобавок очень хороша собой и добра душой.

Воспитание

Д. И. Фонвизин подчеркивает, что человек может стать честолюбивым не только благодаря образованию. Главное, что действует на человека, – родительское воспитание. Если Простакова не видела смысла в образовании, неудивительно, что и Митрофан относится к учебе равнодушно и даже негативно. Госпожа Простакова – главный воспитатель Митрофана. Отец им совершенно не занимается. Однако то, чему учит Митрофанушку его мать, не способствует развитию нравственной личности. Простакова является самодуром и тираном, который способствует тому, что близкие постоянно врут и лгут.

В финале пьесы видно, что воспитания у Митрофана совершенно нет. Он с легкостью отказывается от собственной матери, которая сильно его любила.

В произведении почти все герои ведут речь о проблеме воспитания. Точки зрения Простаковой, Скотинина противопоставляются точкам зрения Стародума, Правдина. Последние утверждают, что человека нужно воспитывать в соответствие с честью и достоинством.

Значение характера в литературе

Митрофан Терентьевич осознаёт, что он глуп, но для него это вовсе не повод для расстройства. Например, 3 года изучается грамота, но Простаков-младший всё ещё научился читать только по слогам. Если обратить внимание, какие качества Митрофана проявляются в данном фрагменте, так это необразованность, которая равноценна неразвитости и отсутствию культуры, что неприятно и опасно для будущего страны.

Обозначение невежества Фонвизиным

Недоросль посредственен и бездарен, таких в Российском государстве сотни тысяч. Юноша к своим пятнадцати годам совершенно развился, такой личностью с грубым поведением он останется на оставшуюся жизнь. Парень давно желает не учиться, а жениться.

Помещица Простакова со слепой страстностью любит единственного сына. Так обожать может лишь невежда, поэтому её забота приносит вред, а не пользу. Недоросля воспитали таким образом, что он не признаёт авторитетов, в нём нет уважения, он не питает сердечных привязанностей, в нём нет нравственных ориентиров. Родители выполняют каждую прихоть сыночка, тот безмерно эгоистичен, глуп и бессовестен.

Недоросль стало нарицательным словом, сегодня так определяют дураков и недоучек. Через образ Митрофана Простакова Фонвизин демонстрирует деградацию русского дворянского общества. От родителей к детям растут необразованность и неразвитость, а грубые чувства доходят до животных инстинктов. Причиной является неправильное воспитание, из-за него любые поступки и мотивы недоросля в комедии — «злонравия достойные плоды».

Характер Митрофана:

  • жестокость;
  • ограниченность;
  • пустоголовость;
  • леность;
  • бессердечие.

Простаков-младший не боится ничего, но он чрезвычайно труслив. То есть его пугает всё вокруг, и он зовёт на помощь матушку или няню, но вместе с тем ведёт себя по отношению к другим людям нагло и по-хамски.

Основные темы пьесы

Может быть, недоросль-дворянин идейно не такой уж мерзавец, но чрезвычайно избалован и высокомерен. Юноша верит в собственную исключительность, что автору удаётся раскрыть на протяжении пьесы: всё Митрофанушка получает без приложения каких-либо усилий. Он планирует свою будущую жизнь, где видит себя удачливым и богатым помещиком.

Читайте также:
Маргарита - характеристика и образ героини в романе Булгакова

Главные проблемы в комедии — безграмотность российского дворянства, неимение приличного воспитания, конфликт младшего и старшего поколений, угнетение крепостных крестьян.

Фонвизин использует приём говорящих имён и фамилий, где сразу становится понятно о персонаже по его имени. Делятся на положительных и отрицательных. Пример отрицательных героев — это Скотинин, Простаковы, Митрофан. Положительные герои более благозвучны — София, Стародум, Правдин. Простаков означает Простак, то есть глупец.

Действие пьесы разворачивается в богатом и зажиточном дворянском семействе, в котором объединяет всех персонажей малообразованный грубиян-недоросль. Балованный заботой и вниманием, молодой человек крайне заносчив и себялюбив. Внешний вид внушает неприятие и отталкивает. Образ недоросля Митрофанушки показывает деградацию юного поколения в Российской Империи. Имя «Митрофан» значит «подобное», так автор указывает на бесконечное подражание сына своей матушке.

Соотношение Госпожи Простаковой и её сына Митрофана:

  1. Мать жестока по отношению к крепостным слугам и к собственному супругу, сын проявляет жестокость в отношении всех, также и в адрес матери.
  2. Простакова безграмотна и бестолкова, её сынок похож в этом на родительницу.
  3. Убеждена, что умнее всех других, помещик-недоросль такого же мнения на свой счёт.

Разумеется, образ риторичен и актуален во все времена. Фонвизин предостерегает от непоправимых ошибок, чтобы малолетними детьми занимались и те вырастали достойными личностями с нравственными ценностями и уважением к окружающим. Подобные «Митрофаны» встречаются из поколения в поколение. Их нужды только физиологические, а духовное воспитание отсутствует вовсе. Такие граждане проводят жизнь в праздности, полагая, что это сила, а не изъян.

Сочинение 2

Фонвизин написал чудесное произведение и назвал его «Недоросль». По названию комедии можно легко определить, о чем будет рассказываться в комедии. В произведении поднимается тема воспитания и образования. Все события оборачиваются вокруг Митрофанушки.

Родители Митрофана гордятся своей необразованностью. По их мнению, что бы быть богатым не обязательно хорошо учится и много знать. Они не развиты разносторонне и не всегда могут поддержать разговор с умным человеком. Своего сына родители пытаются обучить элементарным знаниям. Они хотят, что бы он умел читать и считать. Маманя, по всей видимости, не умела читать, но мастерски это скрывала.

Митрофанушке постоянно нанимают учителей, но он не желает учиться. Учеба у него не вызывает ни какого интереса. Учителя которые приходят в семью очень интересные персонажи. Бывший военный преподает мальчику арифметику. Кучер Вральман прекрасно выдает себя за учителя немецкого языка. Все преподаватели далеко не компетентные люди. Они сами не владеют знаниями, поэтому научить Митрофанушку они не могут.

Богатый дядя Стародуб считает, что не нужно учиться и забивать лишними мыслями голову. Он одобряет духовное развитие. Для Стародуба главное доброта и отвага в человек.

Митрофанушке попались неказистые педагоги. Они не могут научить этого лентяя, потому что сами не владеют знаниями. Воспитанием парня так же никто не занимается. Ему все позволено. Парень не видит перед собой достойного примера для подражания. В его семье принято смеяться над добрыми людьми. Митрофанушка страшный грубиян и хам. Он часто обманывает. Родители такое поведение сына поощряют и не делают ему замечаний. Парень за свою жизнь научился подлизываться. Он агрессивно ведет себя в обществе, никого не слушает и не воспринимает советов. В конце комедии мама разочаровалась в Митрофанушке. Родители сами виноваты в плохом поведении сына. Они его баловали и все позволяли.

Тема воспитания ярко описана Фонвизиным в своей комедии. Он показывает нам, то насколько примитивно высшее общество. Они не хотят заниматься саморазвитием, и учится чему то новому. Их интересуют только деньги. Родители не занимались воспитанием своего Митрофанушки. Мама и папа все позволяли сыну. Из-за такого воспитания Митрофанушка вырос подлым, наглым и непорядочным человеком. Читая комедию «Недоросль» можно понять насколько важно хорошее образование и воспитание для становления личности человека.

Сочинение на тему Сын, достойный своей матери («Недоросль»)

Яблоко от яблони далеко не падает. Пословица. Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья отдельно. Вот что рассказывает Фонвизин в комедии «Недоросль» о воспитании подрастающего поколения в России во времена прошлого, но известных нам за повестью Пушкина «Капитанская дочь». Дворяне, опора государства… До шестнадцати-семнадцати лет они лишь «недоросли» едят в большом количестве пироги, гоняют голубей, частые посетители «девичьих». Ничем не затрудняют себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их нужно готовить к взрослой жизни, и об этом родители знают. Готовят детей к жизни родители в соответствии со своими идеалами (если они в них есть), каждый по-своему.
Митрофан — единый сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. «Похожий на мать»… Уже этим много сказано. Госпожа Простакова, жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Необразованная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала за «цену подешевле», да и им мешает. Чего стоят ее советы : «Друг мой, ты хотя для вида поучись, чтобы дошло к ушам его, как ты трудишься!» «Найдя деньги, ни с кем не делились. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учи этой бессмысленной науке!» Мать воспитывает Митрофана за своим образом и подобием: он бестолковый, жадный, ленивый. Она безумно кричит на девушку Палашку, что тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно принизила мужа, лишив его воли и своей мысли, унижает Софию, считая ее нахлебницей. В образе Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и неукротимую. Мы не видим в ней женщину, ей не хватает ума, милосердия. В чем-то Митрофан пошел дальше своей матери. Он хорошо понимает, кто действительный хозяин в доме, и топорно льстит матери. Слепо и безрассудно любит сына Простакова, видит его счастье в богатстве и безделье. Узнав, что София — богатая невеста, мать заискивает к девушке и любыми средствами стремится поженить на ней сына. Простакова думает, что Митрофан своим умом «залетит далеко», забывая народную мудрость: «Что посеешь, то и соберешь». Очевидно, народной мудрости она не знала, ведь народ для нее хуже скотины.

Читайте также:
Правдин - характеристика героя Недоросль, описание образа

К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: «Шалун их возьми!» Цифиркина, который хочет его чего-то научить, Митрофан обзывает «гарнизонной крысой», а после того, как не удалось похитить Софию, он вместе с матерью имеет намерение «браться за людей», т. е. сечь слуг. Итак, Простакова воспитала сына так, как умелая и как хотела. Что же вышло? В момент ее жизни, когда она оказалась «возле разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с восклицанием: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушко!» и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: «И отвяжись, матушка, как навязалася!»

Образ Митрофана в комедии «Недоросль» с цитатами

Образ маменькиного сына Митрофанушки является главным в произведении. Писатель отражает в нем все особенности русского дворянства. Он считает представителей сословия необразованными, считающими, что им все позволено. Характеристика Митрофана:

Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» Фонвизина с цитатами

Услышав название комедии «Недоросль» вырисовывается образ бездельника и неуча. Не всегда слово недоросль имело ироничный смысл. Во времена Петра I недорослями называли дворянских детей, не достигших 15 лет. Фонвизину удалось придать слову другое значение. После выхода комедии оно приобрело нарицательный характер. Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль» являются отрицательными. Через этот персонаж Фонвизин хотел показать деградацию русского дворянства, когда человек перестает быть человеком, превращаясь в невежественную и глупую скотину.

Ключевую роль в комедии «Недоросль» занимает Митрофан Простаков, дворянский сын. Имя Митрофан означает «подобный», схожий с матерью. Родители, как в воду глядели. Назвав таким именем ребенка, получили полную свою копию. Бездельник и тунеядец, привыкший, что все желания выполняются с первого раза. Любимые занятия хорошо поесть и поспать. Митрофану всего 16 лет и когда у сверстников полно стремлений и желаний, у него они отсутствуют напрочь.

Митрофан и мать

Митрофан типичный маменькин сынок.

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»

Отец любит сына не меньше, чем мать, но мнение отца для него ничего не значит. Видя, как мать обращается с супругом, унижая на глазах крепостных, то словом, то подзатыльником, парень сделал определенные выводы. Если мужик добровольно позволил превратить себя в тряпку, то, чего он может заслуживать. Единственное желание вытереть ноги и переступить.

Благодаря матери Митрофан абсолютно не приспособлен к жизни. Зачем забивать голову проблемами и заботами, когда есть слуги и мать, ради него готовая на все. Ее опека и собачье обожание раздражали. Материнская любовь не находила отклика в его сердце. Он вырос холодным, бесчувственным. В финальной сцене Митрофан доказал, что мать ему безразлична. Он отказывается от родного человека, стоило ему услышать, что она лишилась всего. Бросившись к нему в надежде получить поддержку, женщина слышит грубое:

«Да отвяжись ты, матушка, как навязалась»

Корысть, желание разбогатеть быстро и не прилагая усилий стали его кредо. Эти черты тоже передались от матери. Даже свадьба с Софьей была с подачи маман, желающей выгодно пристроить непутевого сына.

«Не хочу учиться, хочу жениться»

Это слова Митрофана, адресованные ей. Предложение было воспринято им на ура. Ведь свадьба с богатой наследницей сулила ему беззаботное и обеспеченное будущее.

Жизненные цели

Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» во многом определяется его отношением к жизни. Митрофанушка не имеет возвышенных целей. Он не приспособлен к реальной жизни, поэтому его основными действиями становятся сон и поедание своеобразных кушаний. Герой не обращает внимание ни на природу, ни на красоту, ни на любовь своих родителей. Вместо учебы Митрофанушка мечтает о своей женитьбе, при этом ни разу не задумываясь о любви. Это чувство Митрофанушка никогда не испытывал, поэтому брак для него – это то, что принято в обществе, поэтому он так хочет жениться. Митрофанушка впустую прожигает свою жизнь, не задумываясь о каких-то масштабных целях.

Отношение к учебе

Наука давалась Митрофану с трудом. Четыре года бились учителя, чтобы хоть чему-нибудь научить бестолкового парня, но результат был нулевой. Мать сама необразованная женщина, внушала сыну, что учиться необязательно. Главное деньги и власть, все остальное пустая трата времени.

«Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»

Указ Петра о том, что дворянские дети должны знать арифметику, божье слово и грамматику сыграли свою роль. Ей пришлось нанять учителей не из любви к наукам, а потому что так положено. Неудивительно, что с таким отношением к учебе Митрофан не понимал и не знал элементарных вещей.

Образ героя в произведении

Для своих родных Митрофан Простаков все еще маленький ребенок – даже в его присутствии они говорят о нем именно таким образом, называя его то дитем, то ребенком – и Митрофанушка бессовестно этим пользуется на протяжении всей комедии.

Читайте также:
Белая гвардия - краткое содержание романа, история создания

Через образ Митрофана, одного из главных отрицательных героев, автор показывает деградацию дворянского сословия того времени. Невежество и грубость, тупость и апатия – это лишь верхушка айсберга проблем неправильного воспитания и вседозволенности.

Мамочкин баловень, жизнь которого обременена сословными пороками вызывает смех сквозь слезы: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет». Он – раб своей матери, он – ее же тиран. Его сердце не ведает любви, жалости и сострадания.

Благодаря образу, созданному Фонвизиным, словом «недоросль» в наше время называют невежественных и глупых людей.

`Недоросль`. Тест с ответами. 4 варианта

ТЕСТ НЕДОРОСЛЬ
Вариант 1 Выполнил(а)_____________________________________ 1. Сколько лет Митрофанушке на момент событий в пьесе? 1) 13 2) 15 3) 17 4) 18 2. Какую фамилию госпожа Простакова носила в девичестве? 1) Правдина 2) Зверева 3) Волкова 4) Скотинина 3. Сколько учителей занимаются с Митрофанушкой? 1) один 2) два 3) три 4) четыре 4. Кто из героев когда-то служил кучером Стародума? 1) Тришка 2) Кутейкин 3) Скотинин 4) Вральман 5. Кто из героев особенно любит свиней? 1) Тришка 2) Скотинин 3) Госпожа Простакова 4) Простаков

Вариант 2 Выполнил(а)_____________________________________ 1. Кто из героев служил когда-то при императорском дворе? 1) Стародум 2) Милон 3) Правдин 4) Простаков 2. Кто из героев становится женихом Софьи в конце пьесы? 1) Скотинин 2) Милон 3) Митрофанушка 4) Простаков 3. Какой язык Вральман преподает Митрофанушке? 1) немецкий 2) английский 3) французский 4) итальянский 4. Как зовут помещика Скотинина? 1) Терентий 2) Тарас 3) Тимофей 4) Тихон 5. Как зовут крепостного крестьянина — портного Простаковых? 1) Тришка 2) Петрушка 3) Сашка 4) Мишка

Вариант 3 Выполнил(а)_____________________________________ 1. Откуда Стародум приезжает к Простаковым? 1) Из Франции 2) Из Сибири 3) Из Польши 4) Из Пруссии 2. Накануне ночью Митрофан съел много: 1) тортов 2) варенья 3) пирогов 4) котлет 3. Что вяжет Простакова в одном из эпизодов? 1) носки 2) кошелек 3) шарф 4) шапку 4. Какому предмету обучает Митрофана учитель Кутейкин? 1) арифметике 2) французскому языку 3) немецкому языку 4) грамоте 5. Как зовут господина Простакова? 1) Григорий 2) Терентий 3) Василий 4) Петр

Вариант 4 Выполнил(а)_____________________________________ 1. Как зовут няню Митрофана? 1) Евлампьевна 2) Елисеевна 3) Еремеевна 4) Егоровна 2. Как зовут офицера, который останавливается с солдатами в деревне Простаковых? 1) Правдин 2) Стародум 3) Милон 4) Вральман 3. Куда в конце пьесы забирают Митрофана? 1) На бал 2) На службу 3) На свадьбу 4) В театр 4. Кто из героев является дядей Софьи? 1) Простаков 2) Правдин 3) Скотинин 4) Стародум 5. Портной Простаковых «плохо сшил» для Митрофана: 1) Жилет 2) Кафтан 3) Панталоны 4) Рубашку

Вариант 1 Выполнил(а)_____________________________________ 1. Сколько лет Митрофанушке на момент событий в пьесе? 1) 13 2) 15 3) 17 4) 18 2. Какую фамилию госпожа Простакова носила в девичестве? 1) Правдина 2) Зверева 3) Волкова 4) Скотинина 3. Сколько учителей занимаются с Митрофанушкой? 1) один 2) два 3) три 4) четыре 4. Кто из героев когда-то служил кучером Стародума? 1) Тришка 2) Кутейкин 3) Скотинин 4) Вральман 5. Кто из героев особенно любит свиней? 1) Тришка 2) Скотинин 3) Госпожа Простакова 4) Простаков

Вариант 2 Выполнил(а)_____________________________________ 1. Кто из героев служил когда-то при императорском дворе? 1) Стародум 2) Милон 3) Правдин 4) Простаков 2. Кто из героев становится женихом Софьи в конце пьесы? 1) Скотинин 2) Милон 3) Митрофанушка 4) Простаков 3. Какой язык Вральман преподает Митрофанушке? 1) немецкий 2) английский 3) французский 4) итальянский 4. Как зовут помещика Скотинина? 1) Терентий 2) Тарас 3) Тимофей 4) Тихон 5. Как зовут крепостного крестьянина — портного Простаковых? 1) Тришка 2) Петрушка 3) Сашка 4) Мишка

Вариант 3 Выполнил(а)_____________________________________ 1. Откуда Стародум приезжает к Простаковым? 1) Из Франции 2) Из Сибири 3) Из Польши 4) Из Пруссии 2. Накануне ночью Митрофан съел много: 1) тортов 2) варенья 3) пирогов 4) котлет 3. Что вяжет Простакова в одном из эпизодов? 1) носки 2) кошелек 3) шарф 4) шапку 4. Какому предмету обучает Митрофана учитель Кутейкин? 1) арифме

Другие персонажи пьесы «Недоросль»

  • Простаков — безвольный и ведомый супруг госпожи Простаковой.
  • Еремеевна — нянька сына Простаковых Митрофана.
  • Кутейкин — жадный и не очень старательный учитель грамматики.
  • Вральман — конюх, представившийся немцем и учителем.
  • Цыфиркин — учитель арифметических наук, честный военный в отставке.
  • Тришка — слуга в имении Простаковых.

Кратко об истории создания и основной мысли произведения Фонвизина «Недоросль»

Первые наброски пьесы датируются 1770-м годом. Для создания произведения Фонвизин обработал большое количество материала — труды пера зарубежных и русских писателей похожей тематики, сатирические статьи и комедии, написанные Екатериной II. Работа завершилась в 1771 году, спустя год прошла её премьера на театральных подмостках, режиссером постановки выступил сам автор. Опубликовали комедию впервые в 1773 году.

Основная идея пьесы «Недоросль» была в раскрытии темы воспитания, повсеместно затрагиваемой в эпоху Просвещения. В процессе создания Фонвизин добавил в свой труд и некоторую социально-политическую проблематику, а название пьесы связал напрямую с указом Петра I Великого о запрете жениться молодым, не получившим образования дворянам, по-другому именуемых «недорослями».

Очень краткое содержание комедии «Недоросль»

Комедийная пьеса «Недоросль» структурно разделена на пять действий, события развиваются во владениях господ Простаковых. Сюжет комедии прост. Сын провинциальных помещиков Митрофан желает жениться на дальней родственнице Софье, осиротевшей и воспитанной с ним в одном доме. На беду на девушку положил глаз и дядя Митрофана — Тарас Скотинин. Софья находится в трудной ситуации, но появляется её дальний родственник — Старадум, который с помощью чиновника Правдина выводит на чистую воду всё семейство. В развязке Софья становится женой любимого человека офицера Милона, а имение Простаковых оказывается под государственной опекой за дурное обращение с крепостными. Митрофан уходит в армию.

Читайте также:
Анализ главы Фаталист в романе Герой нашего времени - значение

Социальный подтекст

Характеристика Простакова должна включать анализ его общественного положения: без этого понять задумку автора будет невозможно. Дело в том, что Фонвизин создавал произведение, актуальное для своего времени. Поэтому все его персонажи очень узнаваемы, ситуации типичные для российской действительности второй половины 18-го века.

Герой – дворянин, помещик, т. е. представитель того сословия, которое в рассматриваемое время было привилегированным и считалось господствующим. Эти люди пользовались всеми привилегиями, которые им давало правительство. При Екатерине II они были освобождены от обязательной воинской и гражданской службы, которая отныне делалась добровольной. Поэтому многие оставались в деревне, в своих поместьях, занимаясь хозяйством либо праздно проводя свое время.

К последней категории относится и отец Митрофанушки. Зато заботу о доме взяла на себя госпожа Простакова. Характеристика этой героини показывает образ жестокой, но незаурядной женщины. Она занимается хозяйством и заботится о воспитании своего сына, а ее муж ничего не делает вообще. Он, скорее, напоминает ребенка, который также нуждается в опеке и внимании. Так автор высмеял многих дворян-помещиков, которые не утруждали себя никакими обязательствами и отказывались служить. Поэтому пьеса получилась особенно актуальной, живой и узнаваемой.

СПАДИЛО.РУ

Значение имени

Одним из основных персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» предстает Простаков Митрофан, юный дворянин, недоросль. В переводе имя Митрофан обозначает «являющий свою мать». И молодой человек с успехом подтверждает свое имя. Уже с юных лет Митрофан научился грубости и неуважению к людям. Как и Простакова он воспринимает крепостных как предметы, не имеющие чувств и эмоций. Как его мать относится к отцу – бранится на него, порой поднимает на него руку, так и Митрофан относится к своим родителям – даже в простом разговоре называет их обоих дрянью. А в сложную для матери минуту (в финале пьесы) и вовсе отказывается от нее.

Влияние Простаковой на становление личности недоросля

Мать проявляла заботу об образовании сына, но делала она это лишь для отвода глаз – руководствуясь государственным указом о необходимости науки для поступления на службу.

Учителей Митрофана нельзя назвать специалистами, но даже то немногое, что они пытаются передать ему, он не способен воспринимать. Возможно, тут тоже сказывается влияние матери – она убеждает сына учиться только для глаз, просит его не сильно то вслушиваться в слова преподавателей, больше ориентироваться на ее советы. Из всех учителей хвалит недоросля только Вральман, желая добиться расположения Простаковой. Но фамилия Адама Адамыча говорит сама за себя.

Слушаясь советов матери, Митрофан не знал элементарных правил грамматики и арифметики, не имел представления об истории страны и географическом положении государств.

Отношение к родственникам

Несмотря на заботу матери, Митрофан не питает уважения ни к ней, ни к отцу. Тут тоже значителен пример матери – она не уважает никого вокруг, также ведет себя и сын. Ему совершенно не жаль Простакову, он пренебрегает ей, не уважает ее, играет ее чувствами ради собственной прихоти.

Отец для него имеет еще меньшее значение. Скорее всего потому, что Простаков, боясь гнева жены, постоянно хвалит отпрыска, совершенно без причины. Дяде Митрофан всегда хамил и побаивался его гнева. Другими словами, никто из семьи недоросля не удостоился его любви. Думаю, он попросту не умел любить и не знал, то такое чувство вообще существует.

Заключение

В финале комедии все получают то, что заслужили: Простакова отречение собственного сына, Митрофан отправляется служить. Остается только надеяться, что служба окажет на него благотворное влияние, и он хоть что-то поймет в этой жизни, осознает свои ошибки и исправит их.

Современным молодым людям тоже стоит задуматься над проблемой Митрофана. Не случайно произведение не утратило актуальности и в наше время – нынешние недоросли порой совершают те же проступки, что и Митрофанушка почти три века назад.

Профессия и бизнес

Митрофан трудолюбивый, серьезный, ответственный и дисциплинированный работник. Благодаря этим качествам он добивается хороших результатов в профессиональной деятельности и может превратиться в состоятельного человека. Правда, для этого ему не хватает активности и уверенности в себе. Он отлично проявляет себя в творческих профессиях, особенно в драматургии и актерском мастерстве. Может стать хорошим философом, писателем и астрономом. Умеет заводить нужные знакомства и использовать их для достижения своих целей.

Личность

При анализе данной пьесы следует обратить особенное внимание на ту роль, которую играет в развитии сюжета Простаков. Характеристика этого героя позволит учащимся понять тот образ жизни, который вела эта дворянская семья. Школьникам необходимо указать на говорящую фамилию персонажа, которая с самого начала дает читателям подсказку, чего нужно ждать от этого человека.

И действительно, Простаков по натуре очень простодушен, он почти ни о чем никогда не задумывается, позволяя своей жене вести хозяйство и заниматься воспитанием сына. Он робок и даже забит: всякий может ему нахамить, например, его жена часто ему грубит и не стесняется в выражениях, позволяя себе довольно резкие, презрительные и насмешливые замечания насчет мужа.

Денис Иванович Фонвизин Пьеса «Недоросль» Краткое содержание по действиям

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», как бесспорный образчик классицизма в русской литературе XVIII века, включена в обязательный к прочтению список произведений по школьной программе. Это яркое литературное произведение не оставит равнодушными современных читателей: «Недоросль» покорила не одно поколение театралов, любителей классических комедийных постановок, была экранизирована и построчно разобрана почитателями на «крылатые» цитаты, со временем превратившиеся в афоризмы русского языка.

Читайте также:
Чистоговорки для детей читать онлайн на нашем сайте

Образ и характеристика Митрофанушки в “Недоросле” Фонвизина: описание Митрофана Простакова

Меню статьи:

Комедия Фонвизина «Недоросль» – это одно из самых лучших мотивационных произведений. С помощью образа Митрофана Простакова мы можем проанализировать и осознать всю губительность безграничной слепой родительской любви и вседозволенности.

Описание характера

Митрофан Простаков не отличается выдающимися качествами характера. Фактически – это яркий пример необразованности (в любом ее понимании) и невоспитанности.

Чрезмерная опека со стороны родителей и вседозволенность стали причиной формирования сложного характера.

В свои 15 лет он все еще считается ребенком – родители многое прощают ему, мотивируя тем, что он ребенок и перерастет это.

Родители балуют сына – они считают, что взрослая жизнь полна сложностей, а потому необходимо обустроить период детства таким образом, чтобы он был наименее беззаботным.

В результате Митрофан растет изнеженным и избалованным. Однако сам же он не способен на добрые поступки или гуманность – юноша постоянно ругается с крестьянами и учителями, груб и жесток не только по отношению к ним, но и к своим родителям.

Не получая ни наказания за свои поступки, ни отпора он только больше убеждается в правильности своих действий и продолжает все больше ожесточаться.
Митрофан не интересуется ничем, кроме женитьбы.

Он не умеет находить красоту и эстетику в окружающем его мире – природе, искусстве. В некоторой мере он напоминает животное, которое руководствуется исключительно основными инстинктами.

Митрофан очень ленивый человек, ему нравится размеренная жизнь тунеядца и ябеды. Он не старается достичь чего-либо в жизни. Хотя при желании может развить себя. Стоит отметить, что в целом он сообразительный человек – Митрофан осознает, что он невероятно глупый, но не видит в этом проблемы – в мире полно глупых людей, поэтому он сможет себе найти достойную компанию.

Отношение к окружающим

История Митрофана Простакова – типичный рассказ о том, что бывает, когда человеком руководит мотив вседозволенности и безнаказанности с самого детства. Родители юноши охвачены чрезмерной любовью к своему сыну, что крайне губительно для него и как для личности, и как для единицы межличностных отношений, социальной коммуникации.

Дорогие читатели! Предлагаем вам проанализировать комедию “Недоросль”, которую написал Денис Фонвизин.

Родители Митрофана не придавали значение особенностям взаимодействия сына с социумом, не вносили коррективы и не исправляли ошибок сына, возникшие в общении с другими людьми, что в результате вылилось в крайне неблагоприятную картину.

В сознании Митрофана общение с человеком начинается с определения его положения в социуме – если это значимый, важный человек (аристократ), то юноша пытается соответствовать минимальным этикетным нормам, что правда и это ему дается с трудом. С простым же человеком Митрофан и вовсе не церемонится.

Пренебрежительное, грубое отношение Митрофана к учителям – обычное дело. Родители, вновь-таки, не препятствуют сыну, и поэтому ситуация перерастает уже в плоскость межличностных отношений в целом. Митрофану позволяют грубить другим людям (в основном это люди, находящиеся ниже по социальному статусу, либо те, кто не в силе дать отпор), в то время как преподаватели и воспитатели вынуждены следовать правилам этикета и учтиво обращаться со своим воспитанником.

Так, например, обычным делом для молодого человека представляется восклицание к учителю в подобном роде: «Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать». Как, впрочем, и оскорбительные обращения в сторону своей няни: «стара хрычовка».

В результате безумно любящая свое чадо мать тоже становится предметом грубостей. Время от времени Митрофан упрекает мать в том, что она ему надоела, шантажирует ее – грозится покончить с собой, и в целом удачно подытоживает старания матери: «Ты ж меня взманила, пеняй на себя».

Отношение к обучению

В то время как основная масса аристократии пыталась дать наилучшее образование своим детям, в надежде на то, что это позволит их чадам стать успешными в жизни, родители Митрофана учат своего ребенка, потому, что не учить нельзя – выданный указ Петром І обязывает всех аристократов обучать своих детей арифметике, грамматике и Божьему слову.

Образ Митрофана Простакова для современного читателя кажется не вполне типичным – в большинстве случаев история и литература предоставляет образы образованных, хотя и не всегда целеустремленных аристократов. Образ Простакова кажется из ряда вон выходящим, однако, если поразмыслить, то можно прийти к итогу, что это не так. Этот факт подтверждается историческими документами (указ Петра І об обязательном образовании дворян) – если бы ситуация с необразованностью была бы не распространенной, то вряд ли она нашла свое отображение в официальных документах.

Родители Митрофана не являются образованными людьми – их знания базируются на жизненном опыте, в целом они не видят смысла в образовании и считают науку вынужденной мерой, данью моде. Такой настрой родителей, в частности матери, спровоцировал ощущение ненужности образования в глазах Митрофана.

Родители Простакова не смогли донести ему мысль о необходимости образования и перспективах, открывающихся перед образованным человеком, да фактически они и не могли это сделать – мать Митрофана считала обучение злом, необходимостью, которую нужно пережить. Она время от времени подливает масла в огонь, озвучивая свое истинное отношение к учебе: «друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!».

Другими словами, мать никоим образом не осуждает сына за его халатное поведение в сфере образования и обучения, чем еще больше убеждает Митрофана в том, что весь этот процесс бесполезный и ненужный, и выполняется исключительно «для галочки».

Читайте также:
Прозаседавшиеся - анализ, жанр и тема, настроение

Подобный настрой повлек за собой еще одну проблему – бурное негативное отношение и к самому процессу обучения и к преподавателям.

За несколько лет обучения Митрофан не смог продвинуться ни на йоту и поэтому он до сих пор ходит в «недорослях» – из-за недостаточных знаний, юноша не может получить документы, свидетельствующие о его образовании, однако его родителей это мало волнует.

За четыре года обучения грамоте Митрофан все также читает по слогам, прочтение новых текстов для него все еще представляется не решаемой задачей, да и с уже знакомыми дело предстоит не намного лучше – Митрофан постоянно делает ошибки.

С арифметикой дела тоже не выглядят оптимистично – за несколько лет обучения Митрофан освоил только счет до трех.

Единственное где преуспел Митрофан – французский. Его учитель, немец Вральман, довольно лестно отзывается о своем ученике, но в этом случае дело обстоит не в исключительной предрасположенности Митрофана к изучению языков, а в умении Вральмана обманывать – Адам Адамович не только удачно скрывает истинное положение уровня знаний своего ученика, но еще и обманывает Простаковых, выдавая себя за учителя – Вральман сам не знает французского, но, пользуясь глупостью Простаковых, удачно создает видимость.

В результате Митрофан оказывается заложником ситуации – с одной стороны, родители его не видят смысла в образовании, и постепенно прививают эту позицию своему сыну. С другой стороны, глупые, малообразованные учителя в силу своих знаний не могут обучить чему-либо юношу. В то время, когда ситуация с учителями арифметики и грамматики выглядит на уровне «сложно, но можно» – ни Кутейкин, ни Цыфиркин не обладают исключительными знаниями, но основной массив знаний у них все же присутствует, то ситуация с Вральманом выглядит совсем катастрофичной – человек, не знающий французского, преподает французский.

Таким образом, Митрофан Простаков представляет собой человека с ничтожной душой, мелочными желаниями, ограничивающимися плотским, животным удовлетворением своих потребностей, который достиг предела в своем моральном и духовном развитии. Парадоксально, но имея возможности, Митрофан не стремится реализовать свой потенциал, а, наоборот, прожигает свою жизнь впустую. Он находит определенную прелесть в лентяйничестве и тунеядстве и не считает это изъяном.

Коровьев («Мастер и Маргарита»)

Коровьев — один из значимых персонажей романа «Мастер и Маргарита». Характеристика образа Коровьева полна загадок, некоторые из которых до сих пор не «расшифрованы». Вероятно, это один из самых странных персонажей произведения.

Кто такой Коровьев-Фагот

Коровьев, именуемый также Фаготом, является представителем свиты Воланда. Это достаточно молодой человек, который представляется окружающим то бывшим регентом церковного хора, то переводчиком при «знатном иностранце». Коровьев имеет высокий рост, но при этом очень худой. Внешний вид Коровьева на первый взгляд кажется аккуратным и элегантным, но очень скоро становится заметно, что это не так: у него очень странное лицо, глаза выдают большого любителя выпить, а одежда грязная и неаккуратная.

В конце романа фагот предстаёт в своём истинном обличье: это тёмно-фиолетовый рыцарь, вечно мрачный, при этом он обречён вечно шутить, и наказание это ему досталось за неудачную шутку о Свете и Тьме.

Роль в романе

Коровьев-Фагот — верный и услужливый член свиты Воланда. Он встречает гостей на «дьявольском балу», а затем подаёт Воланду чашу с кровью барона Мейгеля. Много места в романе отведено «похождениям» Коровьева. Так, именно он отправил Берлиоза к злополучному турникету, где тот попал под трамвай; Фагот пытается запутать Бездомного, погнавшегося за свитой; даёт Босому, председателю жилтоварищества, взятку рублями, которые потом чудесным образом превращаются в доллары; вместе с котом Бегемотом он поджигает Торгсин и дом Грибоедова.

Значения имён

Одно из имён персонажа — Фагот. Возможно, оно образовано о названия одноимённого духового инструмента, изобретённого итальянским монахом Афранио; следовательно, имя намекает на Афрания — начальника тайной стражи при Понтии Пилате. Внешне персонаж также напоминает упомянутый духовой инструмент — он такой же высокий и худой. Имя также может намекать на то, что персонаж когда-то служил певчим в ангельском хоре. Некоторые видят связь имени со Скалозубом из «Горя от ума» Грибоедова: Чацким он характеризовался как «хрипун, удавленник, фагот».

Коровьев — фамилия, которую он называет в начале романа в беседе с людьми. Она тоже имеет глубокое символическое наполнение. Есть вероятность, что она, как и имена других членов свиты Воланда, происходит из иврита, в котором «каров» означает «приближённый». Другие исследователи считают, что фамилия образовалась от имени древнеегипетского бога Хора (Гора), который, согласно мифологии, сражался с Сетом (прообразом сатаны). Также мифология сопоставляет египетских богов с планетами Солнечной системы; Хор соответствует Марсу, а Сет — Сатурну. Обе планеты находятся в «тёмной стороне» от Солнца, то есть от верховного бога Ра. Именно поэтому Коровьев в романе служит «сатане».

Прототипы Коровьева-Фагота

Широкую дискуссию вызывает и существование возможных прототипов персонажа. В качестве одного из прообразов называют Коровкина из повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Внешне оба персонажа совершенно не похожи друг на друга — Коровкин полный, низкорослый и широкоплечий; однако значительное сходство имеют характеры, манера одеваться и разговаривать.

Ещё один возможный прообраз — слесарь-сантехник Агеич, супруг домработницы Булгаковых. Когда он напивался, он вспоминал, как в молодости пел в церковном хоре, и иногда в пьяном виде начинал петь псалмы, при этом выгнать из квартиры его было невозможно.

Ещё два прообраза — Самсон Карраско, рыцарь из произведения о Дон Кихоте, и рыцарь Фалькенштейн. С них мог быть списан рыцарь-Фагот, поскольку оба они были наказаны: Самсон – за насмешку над предсказанием о собственной смерти, а Фалькенштейн — за неверие в существование демонов.

Некоторые исследователи даже указывают на связь персонажей романа с другим произведением — «Золотой телёнок». В этом случае Коровьев — это Паниковский, Азазелло — Шура Балаганов, а Бегемот — Козлевич.

Читайте также:
Дуэль кратко - читайте онлайн в нашей статье для читательского дневника

Заключение

Образ Коровьева — это пример «двойственной» личности. Внешне он кажется весёлым шутом и беззаботным пьяницей, однако его истинный образ — мрачный рыцарь, вынужденный вечно скитаться и веселиться в наказание за неудачную шутку. Эта «неудачная шутка» оказалась следствием его неверия. Впоследствии за то же самое он наказывает людей: именно таким образом, в частности, был наказан Берлиоз.

«Земной» Коровьев производит отталкивающее впечатление, внешне напоминая мелкого уголовника, уличного мошенника: он носит характерный картуз и клетчатые штаны. И при этом он является ближайшим слугой и товарищем Воланда, имеющего внешность солидного господина, одетого в строгий и элегантный костюм. Коровьев служит «сатане», однако на самом деле Воланд и его свита лишь наказывают злодеев и наблюдают, как люди добровольно совершают скверные поступки.

Коровьев в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание внешности и характера

Коровьев. “Мастер и Маргарита”.
Иллюстрация А. Держваниа

Коровьев является одним из самых ярких персонажей знаменитого романа “Мастер и Маргарита” Булгакова.

Коровьев в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание

Прозвище Коровьева – Фагот. Имя персонажа не указано в романе:
“. Фамилия моя, – ничуть не смущаясь суровостью, отозвался гражданин, – ну, скажем, Коровьев. ”
“. Скажи мне, любезный Фагот, – осведомился Воланд у клетчатого гаера. ”
“. ответил Фагот‑Коровьев. ”
“. было прервано клетчатым Фаготом. ”
“. Это был Коровьев, он же Фагот. “

Коровьев – сомнительный и странный мужчина:
“. Более чем сомнительный регент успел присоединиться к нему. ”
“. гражданин престранного вида. ”
“. увидел какого‑то странного субъекта. “

Внешность Коровьева:
“. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок. Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая. ”
“. усишки у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки. ”
“. снял жокейский свой картузик. ”
“. усы‑перышки. ”
“. сидел неизвестный, тощий и длинный гражданин в клетчатом пиджачке, в жокейской шапочке и в пенсне. ”
“. тыча пальцем в свою жилистую шею. ”
“. повертев узловатыми пальцами. “

“. в клетчатых брючонках, в треснутом пенсне и. рожа совершенно невозможная. “

Коровьев.
Иллюстрация А. Державина

Коровьев очень высокого роста – около 2 метров:
“. Гражданин ростом в сажень. ” (сажень – около 2 м)
“. какой‑то длинный, клетчатый. ”
“. длинного, как жердь, и в пенсне. “

Он носит клетчатый костюм:
“. в драной цирковой одежде.
“. клетчатый гражданин. ”
“. клетчатый исчез. “

Также Коровьев носит пенсне (разновидность очков):
“. в треснувшем пенсне, которое давно пора было бы выбросить на помойку. ”
“. регент нацепил себе на нос явно не нужное пенсне, в котором одного стекла вовсе не было, а другое треснуло. ”
“. стеклышко пенсне поблескивает, а другого стеклышка нет. ”
“. Коровьев. в пенсне. “

Коровьев – неряшливый, неопрятный мужчина:
“. что‑то удивительно несолидное было и в манере переводчика говорить, и в его одежде, и в этом омерзительном, никуда не годном пенсне. “

“. щелкнул каблуком рыжего нечищенного ботинка. ”
“. видны грязные белые носки. ”
“. на грязной ладони подал растерянному Римскому его собственность. ”
“. глядел на двух сомнительных оборванцев. ”
“. весь в рванине. “

Он выглядит как гадкий, мерзкий человек:
“. От этого клетчатый гражданин стал еще гаже. ”
“. Гражданин! – опять встрял мерзкий регент. ”
“. и тот мерзавец туда же. “

У Коровьева треснувший, дребезжащий, “козлиный” голос:
“. треснувшим тенором осведомился клетчатый тип. ”
“. Они, они! – козлиным голосом запел длинный клетчатый. ”
“. объявил он громким козлиным тенором. ”
“. заорал дребезжащим тенором неожиданный гражданин. ”
“. Никанор Иванович! – затрещал Коровьев. ”
“. разбитый голос Коровьева. ”
“. трескучая его болтовня. “

Коровьев громко разговаривает:
“. нисколько не теряясь, орал гражданин и начал юлить. ”
“. Ну и чудно! – орал Коровьев. ”
“. А он попросту соврал! – звучно, на весь театр сообщил клетчатый помошник. ”
“. Прошу! – орал Фагот, – без всякого стеснения и церемоний. ”
“. Фагот проорал, что верит, как самому себе. ”
“. затем звонким голосом, слышным решительно во всех углах, Коровьев объявил. “

Коровьев – “волшебник.” Он творит самые разные чудеса:
“. не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо. ”
“. Регент как сквозь землю провалился. ”
“. надувало Фагот, равно как и наглый котяра Бегемот, растаяли в воздухе, исчезли, как раньше исчез маг. ”
“. Коровьев подул на простреленный палец Геллы, и тот зажил. ”
“. Оба обстреливаемые сейчас же растаяли в воздухе. “

Он все время кривляется и ломается:
“. кривляясь, субъект наотмашь снял жокейский свой картузик.
“. попрошайку и ломаку регента. ”
“. Горько мне! Горько! Горько! – завыл Коровьев, как шафер на старинной свадьбе. “

Коровьев все время шутит:
“. Иван послушался шуткаря‑регента и крикнул «караул!»..”
“. Произошло подсчитывание, пересыпаемое шуточками и прибаутками Коровьева, вроде «денежка счет любит», «свой глазок – смотрок» и прочего такого же. “

Коровьев – ловкий мужчина:
“. Регент с великой ловкостью на ходу ввинтился в автобус, летящий к Арбатской площади, и ускользнул. ”
“. Коровьев с величайшей быстротой и ловкостью начертал в двух экземплярах контракт. ”
“. Ловко извиваясь среди прохожих, гражданин. “

Читайте также:
Загадки про овощи для детей 3-7 лет - простые, сложные и обманки

Коровьев – наглый и развязный тип:
“. Зато развязный клетчатый сам отрекомендовался финдиректору. ”
“. Прошу получить, – развязно улыбаясь, сказал клетчатый. ”

Коровьев и кот Бегемот.
Иллюстрация Джейсона Хиббса

“. наглый гаер. ”
“. на наглом лице. ”
“. Вся эта глупейшая, бестактная и, вероятно, политически вредная вещь. “

Он всегда и везде ходит вместе с котом Бегемотом:
“. это неразлучная парочка, Коровьев и Бегемот. ”
“. прокричала неугомонная парочка. ”
“. Очень хорошо, мессир, – ответили оба гаера. ” (гаер – шут)

Кто такой Коровьев на самом деле?

На самом деле Коровьев – это рыцарь-демон, воплощение нечистой силы, как и другие члены свиты Воланда:
“. Дай‑ка, рыцарь. ”
“. держите их! У нас в доме нечистая сила. ”
“. А Коровьев – он черт. ”
“. Нечистая сила, клетчатый переводчик подбросил. ”
“. я сразу должен был установить, что он нечистая сила. “

Настоящая внешность Коровьева-рыцаря:
“. теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги мастера. ”
“. теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно‑фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем‑то своем, летя рядом с Воландом. “

РУСТЬЮТОРС

  •  Главная
  •  ЕГЭ по русскому языку 
    • Пробный ЕГЭ
    • Проверка сочинения ЕГЭ
    • Теория ЕГЭ
    • Варианты ЕГЭ
    • Практика ЕГЭ по заданиям
    • Сочинение ЕГЭ
    • Примеры сочинений ЕГЭ
    • Тексты ЕГЭ
  •  Итоговое сочинение 
    • Направления ИС
    • Примеры итоговых сочинений
    • Аргументы для ИС
  •  ОГЭ по русскому языку 
    • Устное собеседование
    • Изложение ОГЭ
    • Теория ОГЭ
    • Варианты ОГЭ
    • Практика ОГЭ по заданиям
    • Сочинение ОГЭ
    • Примеры сочинений ОГЭ
    • Тексты ОГЭ
  •  ВПР по русскому языку 
    • ВПР 4 класс
    • ВПР 5 класс
    • ВПР 6 класс
    • ВПР 7 класс
    • ВПР 8 класс
  •  Диктанты 
    • Входные диктанты
    • Итоговые диктанты
    • Контрольные диктанты
  •  Литература 
    • Теория литературы
    • Краткие содержания
    • Анализ произведений
    • Литературные герои
    • Списки ллитературы
    • Короткие рассказы
  •  Русский язык для всех 
    • Синтаксис
    • Язкознание
    • Стилистика
    • Правила русского языка
  •  Изложения
  •  Платные материалы

Коровьев-Фагот в романе “Мастер и Маргарита” М.А. Булгакова

КОРОВЬЕВ, он же ФАГОТ, — один из спутников Воланда, « гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый. пиджачок. Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия. глумливая » — таким Коровьева увидел Берлиоз, отметивший, что « усишки у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки ». Вдобавок ко всему, на носу у Коровьева « явно не нужное пенсне, в котором одного стекла вовсе не было, а другое треснуло ».

В дальнейшем Коровьев фигурирует в повествовании чаще всего даже без имени, а как безымянный «длинный клетчатый в треснувшем пенсне», «развязный клетчатый», «клетчатый гаер» и просто «клетчатый». Воланд называет Коровьева « любезный Фагот », тогда как остальные персонажи романа не в состоянии понять, кто же такой Коровьев в действительности («Маг, регент, чародей, переводчик или черт его знает кто на самом деле. »).

У Коровьева «дребезжащий тенор», однако с Воландом он говорит «очень чистым и звучным голосом». Так же, как и его облик, постоянно меняется и лексикон Коровьева. Он может прибегать к помощи утрированного просторечия («Поздравляем вас, гражданин, соврамши!»), пользоваться книжной речью («Увы, не нам, не нам, – грустно заговорил Коровьев, – а ему достанется эта ледяная кружка пива, о которой мы, бедные скитальцы, так мечтали с тобой. ») или выражаться с претензией на «изысканность» мещанского пошиба («Уй, мадам. натурально вы не понимаете. Насчет же заседания вы в полном заблуждении»), но в любом случае это всегда — «кривлянье и фиглярство».

Совсем иначе ведет себя Коровьев с теми, кто заслуживает уважения. К Воланду он всегда обращается серьезно и почтительно, с Маргаритой говорит, хотя и шутливо, но по-дружески. Коровьев «понравился Маргарите, и трескучая его болтовня подействовала на нее успокоительно».

Именно Коровьеву поручает Воланд самые ответственные дела. Коровьев проводит в Варьете сеанс черной магии, осыпая публику денежным дождем (на следующий день даровые червонцы превращаются в бутылочные этикетки). Он же открывает на сцене дамский магазин, предлагает женщинам поменять свою одежду на модную заграничную — а по выходе из театра разгорается скандал: все, кто воспользовался услугами Коровьева, оказываются в одном белье.

Представившись «регентом», Коровьев «организовывает» кружок хорового пения в филиале зрелищной комиссии. Он умоляет служащих «грянуть “Славное море”. Грянули. И славно грянули». Регент уже испарился, а филиальцы все не могли остановиться и пели, пели против желания. «Помолчат минуты три и опять грянут. Помолчат — грянут!»

Коровьев сопровождает Маргариту на балу у сатаны, характеризует гостей, руководит поведением Маргариты во время приема. Здесь Коровьев серьезен, хотя порой и может дружески пошутить.

Похождения Коровьева и Бегемота в Торгсине и в доме Грибоедова заканчиваются пожаром, дотла истребившим оба здания. «Я помогал пожарным, мессир», – пояснил Коровьев Воланду, указывая на разорванные брюки. «Ах, если так, то, конечно, придется строить новое здание».

В Торгсине же Коровьев произнес «глупейшую, бестактную и, вероятно, политически вредную речь», которая, «как это ни странно», у очень многих вызвала сочувствие. «Граждане! – вибрирующим тонким голосом прокричал он, – что же это делается? Ась? Бедный человек целый день починяет примуса; он проголодался. а откуда же ему взять валюту? Он истомлен голодом и жаждой! Ему жарко. Ну, взял на пробу горемыка мандарин. И вся-то цена этому мандарину три копейки. И вот они уж свистят, как соловьи весной в лесу, тревожат милицию, отрывают ее от дела. А ему можно? А? – и тут Коровьев указал на сиреневого толстяка, отчего у того на лице выразилась сильнейшая тревога, – кто он такой? Конечно. он, видите ли, в парадном сиреневом костюме, от лососины весь распух, он весь набит валютой, а нашему-то, нашему-то?! Горько мне! Горько! Горько!»

Читайте также:
Стихи про родителей - трогательные до слез, короткие со смыслом

И тут «произошло чудо». Приличнейший тихий старичок, одетый бедно, но чистенько, вдруг преобразился. «Глаза его сверкнули боевым огнем, он побагровел, швырнул кулечек с пирожными на пол и крикнул: “Правда!” Затем он выхватил поднос, сорвал с иностранца шляпу, ударил его подносом по голове. Иностранец сел в кадку с керченской сельдью и на чистом русском языке закричал: “Убивают! Милицию! Меня бандиты убивают!” – очевидно, вследствие потрясения, внезапно овладев до сих пор неизвестным ему языком».

Когда же милиция появилась, коварный Бегемот окатил бензином из примуса прилавок, отчего тот вспыхнул «сам собой». Очевидцы впоследствии рассказывали, что «будто бы оба хулигана взлетели вверх под потолок и там будто бы лопнули оба, как воздушные детские шары».

Исчезнувшие приятели тут же оказались у писательского дома (дом Грибоедова) и хотели было пройти в ресторан, но туда пропускали лишь обладателей писательских удостоверений. «Чтобы убедиться в том, что Достоевский писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? – вопрошал Коровьев. – Да возьмите вы любые пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем»

При входе в ресторан Коровьев называет себя Панаевым, а Бегемот — Скабичевским, однако же в книге посетителей Коровьев против фамилии Панаев написал Скабичевский, а Бегемот поставил подпись Панаева против Скабичевского.

Наслаждаться обедом им пришлось недолго. «На веранду стремительно вышли трое мужчин с туго перетянутыми ремнями талиями, в крагах и с револьверами в руках» и открыли стрельбу, целясь в головы Коровьева и Бегемота. Оба приятеля тотчас же растаяли в воздухе, а из забытого Бегемотом примуса ударил столб огня, и столб этот пошел внутрь дома.

Вместе с Воландом Коровьев покидает землю, постепенно изменяя свой облик. « На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотой цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом ».

Воланд и объясняет Маргарите причину этого мрачного молчания: « Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил. его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл! »

Коровьев

История персонажа

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова – яркий пример мистических литературных произведений. Булгаков, поклонник «Фауста» Гете, близко воспринимал сюжет любимого произведения. Известно, что в первой версии романа Мастер носил имя Фауст.

Не только главные герои имеют загадочное происхождение. Описаны действующие лица, чья внешность незаурядна, а особенности образа таятся в главах романа, ожидая, пока читатель расшифрует их подоплеку. В их числе – Коровьев из свиты Воланда.

История создания

Многие нюансы в «Мастере и Маргарите» требуют разъяснения. Работа над романом началась в начале 1920-ых годов и велась до кончины Булгакова. Первый вариант содержал 160 страниц повествования о Христе и прокураторе и рассказывал, как Воланд свел с ума несколько десятков москвичей, внезапно появившись в столице со своей сумасбродной свитой. Лейтмотив “Мастера и Маргариты” был намеренно опущен. Благодаря ему произведение впоследствии обрело разноплановость и многослойность.

Литературный памятник мог носить иное название. Рассматривались варианты «Копыто инженера», «Черный маг», «Князь тьмы» и «Гастроли Воланда». В 1937 году Булгаков принял решение назвать книгу «Мастер и Маргарита». При жизни писателя она не была закончена и издана. Кропотливая работа по правкам и продвижению книги велась его супругой.

Роман “Мастер и Маргарита”

Цитаты из книги стали афоризмами, но самая знаменитая: «Рукописи не горят!», – появилась неспроста. Весной 1930 года из-за общественного давления и собственного недовольства результатом работы Булгаков сжег первый вариант книги. Мастер повторит поступок писателя и будет застигнут Маргаритой. Его рукописи восстановит Воланд.

Булгаков продолжит работу спустя два года после происшествия. В 1940 он уже не мог передвигаться из-за болезни, но по-прежнему вел диктовку супруге – своему главному помощнику и редактору. Правки велись долгие двадцать лет. Произведение увидело свет благодаря вдове Булгакова.

Воланд

Издательства отказывали в печати рукописи, объясняя это несвоевременностью произведения. Для консервативной эпохи роман был прогрессивным и вольнодумным. Книгу опубликовали в 1967-68 годах в журнале «Москва». Многие эпизоды подверглись редактуре и сокращению, некоторые были устранены. В числе вырезанных отрывков – монологи Воланда, описание бала и характеристика Маргариты. Самостоятельное издание книги произошло благодаря издательству «Посев». Впервые книга вышла в полноценном варианте в Германии в 1969 году. В Советском Союзе она появилась в открытом доступе в 1973 году.

Образ Коровьева, второстепенного персонажа в произведении, относится к традициям литературной мистики. Прототип героя можно найти в произведении Алексея Толстого «Упырь», где статский советник Теляев имел схожую фамилию. Булгаков назвал Коровьева странным именем Фагот и подарил ему статус рыцаря. Двойственность персонажа прослеживается на протяжении романа. Для свиты Воланда балагур остается Фаготом, но превращается в Коровьева, встречаясь с москвичами. Какое имя актуально для рыцаря тьмы?

Читайте также:
Самодуры в пьесе А.Н. Островского «Гроза» ℹ описание образов, основные черты проявления, проблематика, значение произведения

Коровьев

Разобраться в хитросплетениях образа пытался филолог Стенбок-Фермор, разбиравший роман в 1969 году. Он утверждал, что Коровьев – спутник Сатаны. Проходной персонаж, «переводчик», он играет важную роль в романе. В 1975 году исследователь Йованович характеризовал Коровьева как героя, относящегося к философствующим сопроводителям Воланда.

Фагот Коровьев – представитель демонической силы. Помощник Воланда, он является обладателем титула рыцаря и олицетворяет черта. Москвичи уверены, что Коровьев – переводчик при профессоре иностранного происхождения. Ранее он якобы был регентом церковного хора.

Воланд, Бегемот и Коровьев

Существует несколько вариантов, откуда взялось его имя. Выдвигают предположение, что образ связан с героями «Села Степанчиково» Достоевского. Персонажи по фамилии Коровкины имеют к Фаготу такое же отношение, как некоторые рыцари из произведений разных времен и авторов.

Некоторые приятели Булгакова уверяли, что прототипом образа Коровьева послужил знакомый писателя, слесарь Агеич. Пьяница и хулиган неоднократно рассказывал Булгакову, что в юности имел отношение к церковному хору.

«Мастер и Маргарита»

Имя Фагот дано герою неспроста. Его внешность напоминает складывающийся инструмент. Высокий и тощий Коровьев подобострастно складывается перед оппонентом, чтобы впоследствии выкинуть гадость.

Исследователи считают, что свиту Воланда объединяет иврит. Коровьев в переводе означает близкий, Бегемот – скотина, Азазелло – демон.

Персонаж предстает перед публикой в первой главе романа, становясь сначала галлюцинацией Берлиоза. Затем он обретает физическое воплощение. Назвавшись регентом, толкает Берлиоза на неосознанное самоубийство под колесами трамвая. Коровьев выполняет грязную работу, проворачивая фантастические трюки. Он пытается обмануть Бездомного, Никанор Иванович Босой получает из его рук рубли, которые превратятся в доллары. Степа Лиходеев становится изгнанником из-за проделок Коровьева и Азазелло. В «Варьете» персонаж продолжает выполнять трюки, обманывая Поплавского и зрителей.

Коровьев и Никанор Иванович Босой

Булгаков отводит особое место в романе взаимодействию Коровьева и Бегемота. Парочка поджигает Торгсин и дом Грибоедова. Вместе с Маргаритой встречает гостей на балу Сатаны. Они оставили в книге записей посетителей дома Грибоедова пометки, представившись Скабичевским и Стравинским, устроили переполох в магазине и каждый раз представали перед читателем в странном виде. Например, Коровьев и Азазелло, сняв фраки, восседали за столом в нехорошей квартире вместе с котом, создавая странное впечатление. Коровьев олицетворял собой дьявольские проделки и нес тяжкую печать демонизма в свите Воланда. Его балагурство было вынужденным, как и смешной внешний вид.

Коровьев – рыцарь с мрачным лицом

Булгаков описывает Коровьева во время последнего полета как рыцаря с мрачным лицом, в темно-фиолетовом одеянии. Герой был задумчив и смотрел вниз, не обращая внимания на луну. Превращение Коровьева Воланд объяснял тем, что однажды рыцарь неудачно пошутил. За это его наградили шутовским обличьем, неприглядной смехотворной одеждой и гаерским видом. Фагот носил жокейский картуз, легкий клетчатый пиджак, который был слишком узок, клетчатые брюки и белые носки. Маленькие глазки и странные усики делали его наружность неприятной.

Экранизации

«Мастер и Маргарита» – роман, предлагающий режиссерам массу возможностей для интерпретаций и использования спецэффектов. Популярными считаются пять кинокартин, посвященных похождениям Воланда и его свиты.

Первую ленту – «Пилат и другие» – снял Анджей Вайда. Польский режиссер обратился к этой теме в 1972 году, сделав акцент на библейском мотиве, отдавая дань Второй мировой войне. Картина была своеобразным вызовом и оказалась запрещенной в Польше. Образ Коровьева в ней отсутствовал.

Бата Живоинович в образе Коровьева

В том же году серб Александр Петрович снял фильм «Мастер и Маргарита», исключив библейский сюжет и акцентировав внимание на московских событиях романа, а также на линии Мастера и Маргариты. В этом проекте Коровьева изобразил Бата Живоинович.

Януш Михаловский в образе Коровьева

В 1988-90 годах Мацей Войтышко снял четырехсерийную ленту по роману Булгакова, сделав ее приближенной к описанному сюжету. Компьютерная графика и спецэффекты привлекли аудиторию не меньше, чем актерский ансамбль. В роли Коровьева выступил Януш Михаловский.

Александр Филиппенко в роли Коровьева

1994 год подарил советскому кинематографу ленту Юрия Кары. Это была первая российская киноверсия книги. После съемок фильм пролежал на полках студии 16 лет из-за разногласий с продюсерами и потомками писателя, поэтому премьера 2011 года не произвела желаемого эффекта. Образ Фагота в картине воплотил Александр Филиппенко.

Александр Абдулов в образе Коровьева

Артисту удалось поучаствовать и в кино, снятом Владимиром Бортко, но в роли Азазелло. Коровьевым на экране стал Александр Абдулов. В ленте использовалась компьютерная графика и современные технологии. К работе были приглашены популярные артисты отечественного кинематографа.

Цитаты

Коровьев – неоднозначный герой мистического романа. Он дарит читателям массу афоризмов и философский реплик.

«Нет документа, нет и человека», – заявляет Коровьев, произнося фразу, которая впоследствии станет бессмертной.

Она применяется для характеристики бюрократического беспредела, царившего в советских инстанциях и сохранившегося по сей день.

Коровьев, он же Булгаков, дает ответ критикам и исследователям во фразе:

«Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почем вы знаете, какие замыслы роятся в моей голове? Или в этой голове?»

Изобличая намерения литературоведов, автор, в лице своего персонажа, претендует на индивидуальность и непредсказуемость.

Философ Коровьев нередко провозглашает вечные истины, которые не теряют актуальности в любую эпоху:

«Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого, драгоценнейший страж! Вы можете ошибиться, и притом весьма крупно».

Именно это делает персонажа привлекательным и любопытным, несмотря на его отрицательную характеристику.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: