«Мои университеты» 📚 краткое содержание повести Максима Горького, жанр произведения, анализ сюжета

Краткое содержание «Мои университеты»

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 212.

Повесть «Мои университеты» Горького была написана в 1923 году. Это заключительная часть трилогии о взрослении и становлении личности юного Алексея Пешкова. Произведение носит автобиографический характер, и многие эпизоды взяты из жизни самого Максима Горького.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание повести «Мои университеты» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

  • Алексей Пешков – юноша, сирота, воспитанный бабушкой, неравнодушный, думающий молодой человек, который самостоятельно осваивает взрослую жизнь.

Другие персонажи

  • Николай Евреинов – 19-летний молодой человек, гимназист, старший друг Алексея, который посоветовал ему не бросать учебу.
  • Гурий Плетнев – бедный гимназист, друг Алеши, революционно настроенный паренек.
  • Андрей Деренков – владелец булочной, «народник», принимавший у себя студентов и людей с революционными взглядами.
  • Никифорыч – городовой, тщательно следивший за порядком в городе.
  • Михаил Антонович Ромась (Хохол) – революционер, настоящий друг и наставник Алеши.
  • Панков – сельский богач, у которого Ромась и Алеша снимали избу.

для самых крутых –

Краткое содержание

Повзрослевший Алексей Пешков отправился в Казань, чтобы подготовиться к поступлению в университет. Эту мысль ему внушил «гимназист Н. Евреинов, милый юноша» , который видел в Алеше стремление к знаниям. Он сообщил, что нужно пройти «за осень и зиму курс гимназии» , и предложил пожить в его семье.

Провожала Алешу бабушка, прощание с которой оказалось для героя очень непростым: она, по сути, заменила ему мать и была самым близким, самым родным человеком. В Казани Алеша остановился в семье Николя Евреинова. «Мать и два сына – жили на нищенскую пенсию» , и Алеша, чтобы не объедать несчастную вдову, уходил из дома на время обеда. Он отсиживался в подвале, с грустью понимая, что университет – это всего лишь пустая фантазия. Уже тогда юноша впервые осознал, что «человека создает его сопротивление окружающей среде» .

Алеша проводил свободное время на пустыре, где гимназисты играли в городки. Он подружился с одним из них – Гурием Плетневым, бедным юношей, наделенным «тонким слухом и великолепным чутьем музыки» . Узнав о проблемах Алеши, Гурий предложил ему поселиться у него, чтобы вместе «готовиться в сельские учителя» .

Гурий жил в большом полуразрушенном доме, населенном «голодными студентами, проститутками и какими-то призраками людей, изживших себя» . Гурий по ночам работал корректором в типографии, а днем Алеша пытался что-то заработать на пристани.

Евреинов познакомил Алешу «с одним таинственным человеком» , который предложил ему вступить в его тайный кружок. Для этого герой должен был ознакомиться с трудами «Джон Стюарта Милля с примечаниями Чернышевского» , однако ему было очень скучно читать подобную литературу. Куда больше влекло юношу на Волгу, где он чувствовал себя свободным и счастливым.

Спустя время Алеша познакомился с Андреем Деренковым, владельцем бакалейной лавки. Он «обладал лучшей в городе библиотекой запрещенных и редких книг» , и к нему часто наведывались студенты и революционно настроенные люди. Деренков был «народником», и все вырученные с торговли деньги отдавал «на помощь людям, которые верят: “счастье народа прежде всего”».

Когда Деренков открыл булочную, Алеша стал у него работать. Он месил тесто, пек хлеб, который затем разносил по квартирам. Вместе с булками Алеша разносил студентам запрещенную литературу, но чаще всего люди наведывались в тайную комнатку в булочной. Это вызывало подозрения у полиции, и городовой Никифорыч часто вызывал к себе Алешку, чтобы выведать, что на самом деле творится у Деренкова.

Алексей пытался отыскать правду жизни, стремился лучше понять, как устроено мироздание. Он поражался тому, как многие из его окружения считали, что «ничего не надо, никуда все это: академии, науки, аэропланы, – лишнее! Надобно только угол тихий и – бабу» .

Никифорычу все-таки удалось выследить Гурия Плетнева и арестовать его. Жена городового предупредила Алешу, чтобы тот был очень осторожен, поскольку Никифорыч вел слежку и за ним.

Осознавая всю бессмысленность своего существования, Алексей решил покончить жизнь самоубийством. На рынке он купил револьвер с четырьмя патронами и «выстрелил себе в грудь, рассчитывая попасть в сердце, но только пробил легкое» . Спустя месяц он вернулся к работе в булочной.

Среди посетителей тайной комнаты Деренкова особенно выделялся крупный широкогрудый мужчина. Это был Михаил Антонович Ромась по прозвищу Хохол. Он только что вернулся из Якутии, где находился в ссылке. Ромась открыл лавочку и организовал рыболовецкую артель, чтобы неприметно вести революционную пропаганду среди местных жителей. Мужчина пригласил к себе Алешу в качестве помощника и как-то быстро привязался к пареньку. Он много рассказывал о своей жизни, своих взглядах. После неудачной попытки самоубийства Алеша «чувствовал себя ничтожным, виноватым пред кем-то» , но благодаря Ромасю, его искреннему участию, он будто выпрямился, поверил в себя, свои силы.

Ромась и Алеша арендовали небольшую избу у Панкова – местного богача, который против воли отца женился по любви на бедной сироте. Алеша впервые увидел, как живут люди в селе, и жизнь эта оказалась безрадостной. Мужики пребывали «в непрерывном, каторжном труде» , от тяжелой жизни женщины часто жаловались на здоровье, а парни откровенно цинично относились к девкам, которые и рады были такому отношению. Было заметно, что «все люди села живут ощупью, как слепые, все чего-то боятся, не верят друг другу, что-то волчье есть в них» .

Староста и местные богатеи враждебно относились к Хохлу. Они не раз пытались на него напасть, и даже подкинули полено с порохом. Ромась спокойно отреагировал на эту подлость, но вскоре ненависть местных жителей перешла все границы, когда они отважились поджечь лавку с товаром. Алеша бросился спасать книги, лежавшие на чердаке. Когда драгоценные книги оказались в безопасности, неожиданно взорвалась бочка с керосином, преградив Алексею путь к отступлению. Поначалу он растерялся, но затем схватил «тюфяк, подушку, связку мочала, окутал голову овчинным тулупом Ромася и выпрыгнул в окно» . Алеше очень повезло: он остался цел, только ногу вывихнул.

Читайте также:
Тургенев Ася - краткое содержание по главам, анализ, сюжет

Ромась понял, что в селе не будет у него спокойной жизни. Он продал остаток товара Панкову и подался в Вятку. На прощание Ромась посоветовал юноше не торопиться никого осуждать и напомнил, что «все проходит, все изменяется к лучшему. Медленно? Зато – прочно!». Встретиться им довелось лишь спустя пятнадцать лет, когда Ромась вернулся после очередной ссылки в Якутию.

Лишившись верного друга, Алексей чувствовал себя потерянным. Он по-прежнему ощущал на себе враждебность крестьян, и осенью решил уехать из села. Вместе с крестьянином Бариновым Алексей отправился на Каспийское море. Пережив немало приключений в дороге, они добрались до берегов Каспия, где устроились на работу в небольшую рыболовецкую артель на калмыцком промысле Кабанкул-бай.

Заключение

Мечта героя о получении образования так и не сбывается, и его университетом становится реальная взрослая жизнь. Однако юноша не унывает, и становится способным «учеником».

После ознакомления с кратким пересказом книги «Мои университеты» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание произведения «Мои университеты» Горького

В 1923 году Максим Горький закончил работу над повестью, в которой описал становление личности Алексея Пешкова и взросление героя. Многие эпизоды автор взял из своей жизни, поэтому литературоведы считают произведение автобиографичным. Для лучшей подготовки к уроку литературы стоит прочитать «Мои университеты» в кратком содержании онлайн, а потом изучить оригинал.

  1. Главные и второстепенные герои
  2. Проблематика и жанр
  3. Сжатый пересказ
  4. Знакомство с Гурием и вступление в кружок
  5. Работа у Деренкова и арест Плетнёва
  6. Встреча с Хохлом
  7. Заключительные события

Главные и второстепенные герои

Центральный персонаж произведения — Алёша Пешков. Это настоящее имя писателя. Мальчик был сиротой и воспитывался бабушкой. По мере взросления Алёша научился понимать жизнь и сохранил присущее ему неравнодушие ко всему, что происходит вокруг. Другие персонажи книги:

  • Николай Евреинов. Старший товарищ Алексея, 19-летний гимназист, который советовал Алёше продолжать учиться.
  • Гурий Плетнёв. Гимназист с революционными взглядами, приятель Алексея, бедный юноша.
  • Андрей Деренков. Хозяин булочной, у которого собирались молодые люди с прогрессивными взглядами. Деренков был членом общества «народников».
  • Никифорыч. Городовой, в обязанности которого входило поддержание порядка.
  • Михаил Антонович Ромась по прозвищу Хохол. Наставник и друг главного героя, истинный революционер.
  • Панков. Сельский богач. Алёша и Хохол жили у него в избе в качестве постояльцев.

Заполняя читательский дневник, достаточно кратко обозначить характеристики героев.

Проблематика и жанр

«Мои университеты» Горького — третья повесть трилогии. В двух первых рассказывается о детстве героя, а заключительная повествует о юности. Проблематика произведения строится вокруг взросления Алёши и революционного движения, набирающего обороты. В повести показан контраст между сытой мещанской жизнью и полуголодным существованием рабочих и крестьян.

Анализ произведения показывает: Алексей понимал важность образования, и не его вина, что не удалось поступить в университет. Чтобы бороться за лучшую долю для всего народа, нужны знания, которых у героя не было. Однако встречи и общение с интересными людьми, увлечёнными идеей всеобщего равенства, помогли Пешкову сформировать убеждения и стойкий характер. Жанр «Моих университетов» — автобиографическая повесть. На это указывают такие признаки:

  • повествование ведётся от лица главного героя;
  • автор рассказывает о своей жизни;
  • имена писателя и основного персонажа совпадают;
  • в произведении очень много действующих лиц.

В 1939 году режиссёр Марк Семёнович Донской снял по этой повести фильм с одноимённым названием.

Сжатый пересказ

Когда Алёша Пешков повзрослел, он решил получить образование. К этой мысли его подтолкнул приятель Николай Евреинов. Юноша учился в гимназии, при этом он видел, что Алёша тянется к знаниям и любит читать. Чтобы подготовиться к сдаче экзаменов в университет, нужно было сначала поучиться в гимназии. Курсы проводились осенью и зимой, и Николай предложил мальчику пожить у него.

Единственным родным человеком Алексея была бабушка. Она заменила ему родителей. Когда Алёша решил уехать в город, он очень переживал за женщину. На прощанье бабуля советовала не сердиться на людей, не быть заносчивым и строгим, как покойный дед.

Семья гимназиста состояла из него самого, брата и матери. Весь их доход — «нищенская пенсия». Алёша не хотел объедать семью, приютившую его, поэтому во время обеда отсиживался в подвале и с грустью думал, что учиться у него вряд ли получится. Тогда Пешков понял, что формирование человека происходит, когда он сопротивляется «окружающей среде».

Знакомство с Гурием и вступление в кружок

Недалеко от дома, где жила семья Николая Евреинова, был пустырь. Там Алёша проводил свободное время, играя в городки с учащимися гимназии. Вскоре герой подружился с Гурием Плетнёвым. Это был добрый юноша, обладающий тонким музыкальным слухом. Так Алёша поселился в доме, где жил Гурий. Большое, частично разрушенное здание населяли нищие студенты, проститутки и всевозможные маргинальные личности.

Днём Алексей шёл на пристань, чтобы что-нибудь заработать. Гурий по ночам трудился корректором в местной типографии. Друзья спали по очереди на одной кровати и вместе готовились к обучению. Плетнёв мечтал стать сельским учителем. Утром Алёша приносил горячую воду, и товарищи пили чай. Плетнёв рассказывал, что нового узнал из газет.

Общаться с Евреиновым юноша не переставал, и однажды Николай свёл его с интересным человеком. Этот мужчина предложил стать членом тайного кружка, посвящённого изучению экономики. Собрания проходили в квартире Миловского. Алексей был моложе всех, однако скоро он усвоил основные положения книги Милля с положениями Чернышевского.

Экономическая теория была проста и понятна, поэтому герой удивлялся: зачем писать научные труды о том, что и так известно каждому, кто трудится на благо «чужого дяди»? Судьба юноши сложилась так, что положения экономики были написаны у него «на коже».

Читайте также:
Стихи подруге - просто так, со смыслом, трогательные до слез

Работа у Деренкова и арест Плетнёва

Походив некоторое время на чтения к Миловскому, Алёша познакомился с «народником» Андреем Деренковым. Этот человек был хозяином лавки, в которой продавалась бакалея, а ещё у него была самая большая в городе библиотека запрещённой литературы. Студенты и люди с революционными взглядами часто бывали в гостях у Андрея. Кроме того, владелец лавки активно помогал деньгами согражданам, ведущим борьбу за «счастье народа».

Вскоре «народник» открыл булочную, которая служила прикрытием для других дел. В заведении была потайная комната, куда приходили студенты и взрослые революционеры. Алёша стал работать у Деренкова. Его обязанности заключались в следующем:

  • замесить тесто;
  • испечь булки;
  • разнести продукцию по квартирам;
  • вместе с хлебом раздать запрещённую литературу.

Городовой Никифорыч подозревал, что в булочной происходит что-то противозаконное, но у него не было доказательств. У полиции деятельность булочника тоже вызывала подозрения. Никифорыч иногда вызывал к себе героя и расспрашивал о том, что происходит в заведении, но Алёша ни разу не проговорился.

Чем больше герой наблюдал за людьми, тем сумбурнее становилось у него на душе. Одни говорили, что человеку для счастья нужны только «угол» и «баба». Другие стремились к знаниям и утверждали, что будущее за наукой и прогрессом. Находились и такие, кто считал, что от достижений простому человеку один вред: когда внедряются технологии, многие остаются без работы. В чём состоит правда жизни, герой не мог понять. Городовой всё же выследит и арестовал Плетнёва, а супруга Никифорыча предупредила Алексея, чтобы тот был аккуратнее: за ним тоже вели слежку.

Размышляя о человеческом существовании, герой пришёл к окончательному выводу: оно бессмысленно. Алёша решил, что жить больше незачем, пошёл на рынок и купил револьвер. Юноша рассчитывал, что выстрелит себе в грудь и попадёт в сердце, но вместо этого только повредил лёгкое. На восстановление ушёл месяц. Когда Алёша поправился, то снова стал работать в булочной Деренкова.

Встреча с Хохлом

В потайную комнату к Деренкову часто приходил Михаил Антонович Ромась. Алёша сразу заприметил этого мужчину благодаря внешности: посетитель был высок и широк в плечах. Недавно Ромась по прозвищу Хохол приехал из Якутии, где отбывал ссылку. Вернувшись, этот человек начал вести среди населения революционную пропаганду. С этой целью он организовал рыболовецкую артель, которая служила прикрытием, и открыл небольшую лавку.

Между Хохлом и Алёшей завязалась дружба. Михаил проникся симпатией к юноше: он почувствовал, что их взгляды во многом совпадают. Когда у Алёши не получилось совершить самоубийство, он многое переосмыслил, и с тех пор жил с чувством вины. Михаил Антонович отнёсся к пареньку с пониманием, проявив искреннее участие, и Алексею снова захотелось жить в полную силу. Он поверил в себя и в то, что нужен миру.

Хохол и Алексей снимали дом, который принадлежал местному богачу Панкову. Этот человек пошёл против воли отца и взял в жёны сироту-бесприданницу. Алексей с удивлением смотрел на то, как тяжело и безрадостно живётся народу в сельской местности. Люди работали, не жалея себя. От «каторжного» труда многие болели. Алёша не понимал, почему парни относятся к сельским девкам с таким цинизмом и бесстыдством, а сами молодки, казалось, были рады.

Герой видел, что люди относятся друг к другу по-волчьи, живут, словно слепые, на ощупь. Жители села не доверяли соседям и всего боялись. Местные богачи и староста понимали, какими делами занимается Хохол, и не скрывали враждебного отношения. На Михаила совершили несколько нападений, а однажды ему подбросили бревно, начинённое порохом. Ромась воспринимал всё это спокойно, но когда жители устроили в лавке с товаром пожар, он понял, что жить ему здесь не дадут.

Алексей пытался спасти хотя бы ценные книги, поэтому бросился на чердак, где они хранились. Только когда литература оказалась в безопасности, герой подумал о том, что ему самому нужно спасаться. В это время взорвалась бочка, в которой был керосин. Пешков понял, что придётся прыгать в окно, и стал собирать всё мягкое:

  • овчинный тулуп Хохла;
  • связку мочала;
  • тюфяк;
  • подушку.

Алёша остался жив, только вывихнул ногу.

Заключительные события

После пожара Хохол уехал из села, продав Панкову то, что осталось от товара. Когда Михаил и Алексей прощались, мужчина сказал, что не нужно осуждать людей. Самые прочные изменения — те, что происходят медленно. В следующий раз они увиделись только через 15 лет, когда Ромась снова вернулся из Якутии после очередной ссылки.

Оставшись один, Алёша остро ощутил, что к нему тоже относятся враждебно. Другом юноши был Баринов — местный крестьянин. Вот как характеризует его автор:

  • непоседливый бродяга;
  • хвастун;
  • сплетник;
  • лентяй;
  • безалаберный человек.

Баринов бредил Каспием, рассказывал о море и о «сладкой» жизни. Местные слушали его истории с интересом, но к рассказчику относились презрительно. Когда Ромась уехал, Алексей почувствовал себя кутёнком, потерявшим хозяина. Он жил у Баринова в бане, они вместе работали у богатых людей. Однажды вечером крестьянин уговорил Алёшу уехать.

Дорога была трудной, но мужчины всё же добрались до Каспийского моря. Баринова и Пешкова из милости взяли на баржу, им приходилось нести вахту: это была своеобразная оплата. В Симбирске матросы попросили «пассажиров» выйти. Мужчины попили в трактире чай, потом на пассажирском пароходе «зайцами» добрались до Самары. Оттуда, нанявшись на баржу, они почти без приключений доплыли до Каспийского моря, где устроились в артель рыбаков. Алёша Пешков так и не поступил в университет, зато его многому научила взрослая жизнь, ставшая для героя настоящим институтом.

Читайте также:
Андрей Болконский - характеристика образа кратко, жизненный путь

Трагедия совести в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

Трагедия столкновения чувств и совести занимает основное место в пьесе А.Н. Островского «Гроза». В этом произведении автор изображает жизнь купеческого сословия и отведённую в нём роль женщине на примере семьи Кабановых.

Катерина – единственный луч света в окружающем её темном царстве. Она росла в атмосфере любви и заботы. Её родители не были тиранами, поэтому предоставляли дочери полную свободу. Благодаря этому она смогла стать полноценной личностью, воплотившей в себе лучшие черты русского характера. Её доброта, искренность и стремление к справедливости – результат достойного воспитания, что было редкостью в купеческом сословии того времени. Катерина сама говорила, что она не умеет ни обманывать, ни скрывать что-либо.

Наивысшая правда и красота представлялась Катерине в духовной жизни. Бог для неё был тем нравственным законом, который нельзя переступить. В молитвах она находила то умиротворение, в котором нуждается душа любого человека. Больше всего Катерина любила ходить в церковь на службу, где она ощущала Божью благодать, окружающую её и всё в этом мире.

Не случайно, главная героиня была названа Н. Добролюбовым «лучом света в тёмном царстве». Она действительно не вписывалась в окружающий её купеческий мир с его ценностями. Катерина отличалась от всех своей любовью к Богу, людям, природе, своей чистой душой и отзывчивостью. В ней присутствует что-то неземное, бросающееся сразу в глаза. Её контраст с остальными жителями Калинова настолько велик, что сразу становится понятно – произведение окончится трагедией.

После замужества с Тихоном Катерина попала в семью Кабановых, где главой семейства была её свекровь Марфа Игнатьевна, привыкшая к почтению и беспрекословному подчинению. Кабаниха была очень жестокой и лицемерной женщиной, беспричинно унижающей даже родных детей. Все жители Калинова отмечали крутой нрав купчихи, живущей по патриархальным устоям.

Кабаниха, пользуясь своей властью, держала всю семью в страхе. Её неоспоримый авторитет превратил Тихона в безвольного «маменькиного сыночка». Но главной жертвой Марфы Игнатьевны стала Катерина, которую она ежедневно обижала своими беспричинными подозрениями и незаслуженными упрёками. Кабаниха была твёрдо уверена в том, что семейное благополучие основывается именно на страхе, а не на любви и уважении.

Катерине никто не мог помочь в её трудном положении. Её безвольный муж сам стал жертвой тирании, процветающей в их доме, поэтому не мог защитить от неё жену. Тихон никогда не перечил своей матери, он покорно сносил все издевательства, не смея протестовать. И со временем Катерина перестала что-либо к нему испытывать, кроме жалости. Но никто и не догадывался, насколько сильно она была несчастлива, ведь если посмотреть со стороны, у неё было всё, о чём только можно мечтать: любящий муж, хороший достаток, просторный дом и большое хозяйство. Но ничто не заменит заботу и любовь.

Катерина была одна в этом мире, и, страдая от этого одиночества, в атмосфере лжи, притворства и жестокости, она встретила и полюбила племянника Дикого – Бориса, который тоже оказался безвольным человеком, неспособным на решительные действия. Несмотря на то, что он был лучше большинства окружающих, он всё равно не смог вырваться из-под их власти. Это единственный человек, который понимает Катерину, но из-за слабохарактерности оставляет её, советуя покориться судьбе.

Любовь к Борису полностью изменила жизнь Катерины. Она больше не может продолжать жить в своей клетке, ей необходима свобода. Катерина мечтает стать птицей и полететь высоко в небо, но осознание собственной греховности не отпускает её. Изменив мужу, Катерина нарушила Божью заповедь. Познав счастье земной любви, она стала грешницей.

Это искреннее глубокое чувство оказалось настоящим проклятьем. Катерина понимала, что трагедия неизбежна. Она предчувствовала скорую смерть: «Я умру скоро… Что-то недоброе со мной делается». Катерина предала не Тихона, она предала саму себя, свой нравственный долг. И это предательство ни на секунду не даёт ей покоя, она всей душой хочет быть чистой и непорочной, но понимает, что это уже невозможно.

Чувство собственной вины и страх перед Божьим наказанием побудили Катерину публично признаться в своём грехе. Она боялась грозы не потому, что была не готова уйти из этого мира, а потому, что смерть застанет её такую, какая она есть, со всеми грехами. Поэтому раскаявшись, она отдаёт себя на людской суд, отрезая себе все пути к спасению. И такое покаяние, доказавшее наличие правдивой и совестливой души, должно было бы повлечь за собой великодушное прощение, но Катерина его не получила.

Пьеса завершается гибелью главной героини. Именно эта смерть стала развязкой всего произведения и несёт особую смысловую нагрузку. Не желая оставаться в этом ужасном мире, Катерина наложила на себя руки, зная, что самоубийство – это самый страшный грех. Она пошла против самого Бога, лишь бы освободить себя от ненавистных оков и внутренних терзаний. Только в смерти несчастная девушка видела умиротворение и долгожданный покой.

Но совесть мучила не только Катерину. В конце пьесы видно, как переживает из-за произошедшей трагедии Тихон. Не выдержав, он впервые в жизни упрекнул свою мать, сказав ей, что именно она виновата в смерти его молодой жены. Но Тихон понимает, что часть вины лежит и на нём.

Таким образом, следует, что в основе сюжета пьесы «Гроза» лежит не трагедия любви, а трагедия совести. Гибель Катерины – это результат отчаяния, когда смерть уже не страшит, а воспринимает только как избавление от душевных мук.

Сочинение на тему образ катерины и трагедия совести в драме

Произведение Островского “Гроза” рассказывает нам трагичную историю одной девушки, которая, не справившись со своими чувствами и переживаниями, заканчивает свою жизнь самоубийством. Эту девушку зовут Катерина, она супруга мелкого торговца. Вместе со своей свекровью и мужем они проживают в деревне Калинове, которая очень не нравится Катерине. Она буквально ненавидит всех купцов, которые ведут себя нечестно, принимая всякого рода взятки, и ведут нечестный образ жизни.

Читайте также:
"Выстрел" 📚 краткое содержание повести А.С. Пушкина, история создания, анализ произведения, смысл названия, тема, характеристика главных героев, жанр

Но не всё так идеально даже с ней. Хоть Островский и представляет её нам как своеобразный идеал, но грехи есть даже у идеала. По ходу развития повествования мы узнаем, что она изменяет своему мужу Тихону, и также влюблена в мужчину по имени Борис. Чувствуя сильнейшие угрызения совести она рассказывает об изменах мужу, и уходит к Борису. Но Борис её отвергает, после чего она, ввиду безнадежности своего положения заканчивает свою жизнь самоубийством.

Островский показывает нам, что если вы уж и боритесь за справедливость, то постарайтесь соответствовать своим идеалам справедливости. Катерина понимала это, но ввиду своей психологической неустойчивости она ломается под натиском окружающих, вследствие чего и заканчивает жизнь самоубийством.

Тихон также после её смерти, осуждает себя, его буквально съедает чувство вины и совесть. Он считает виноватым себя, свою мать, и всех окружающих в её смерти. Мать же он осуждает за её плохое отношение к его жене, ведь она всегда её недолюбливала и упрекала во всём. Окружающих же он винит за их безразличие и пренебрежение с их стороны по отношению к Катерине.

Островский старался передать мысль о том, что лучше следить за собой, чем за окружающими. Катерина следила больше за ошибками окружающих, чем за своими, из-за чего попала в такую ситуацию, где она оказалась виновна во всех смертных грехах. Островский говорит именно об этом, что лучше стараться исправить себя, чем окружающих, ведь окружающих, как правило, не исправить.

Я считаю, что приведенные мной аргументы были удачны, и приведенные примеры были, имели вескую основу.

Вариант 2

«Гроза» — пьеса Островского А.Н. в пяти действиях. Произведение создано в 1859 году, в канун отмены крепостного права. Автор показал трагедию, произошедшую в типичной для того времени семье. Сюжет произведения развивается в несуществующем провинциальном городке. Главное место действия – дом Кабанихи – Марфы Игнатьевны Кабановой.

Жизнь в городе Калинове тиха и спокойна. Его жителям, безразличным ко всему происходящему, такая жизнь привычна. У них нет желания менять что-то в своей жизни. В доме, где царит домострой, никто не осмеливается перечить Марфе Игнатьевне. Хозяйка дома подавляет всех своим авторитетом. И совсем не потому, что он непререкаем. Все понимают, что она – ханжа. Выставляя напоказ лживое благочестие, притворную добродетель и набожность, Кабаниха надоела всем своими нравоучениями.

Екатерина в душе богобоязненная и совестливая женщина. Жизнь в доме свекрови ей тяжела и несносна. Встретив Бориса, она влюбилась в него. Эта любовь, хоть и греховная, как глоток свежего воздуха для героини. Она понимает, что, сделав свой выбор в пользу Бориса, она идёт против устоев общества. Не в силах что-либо изменить, Екатерина мечется и не находит себе места.

Её избранник, так же зависим от своего дяди, и не может помочь героине. Не может он её и защитить. Поэтому вся тяжесть совершённого греха целиком и полностью ложится на хрупкие плечи Екатерины. Не в силах нести столь тяжкий «груз», женщина повиновалась голосу своей совести. Она призналась мужу и свекрови в совершённом грехе. Жизнь Екатерины, и без того невыносимая, превращается в сущий ад. Чувство обречённости не покидает её. Ей не хватает душевных сил справиться с ситуацией .Чувство долга перед семьёй и несмолкающая совесть борются в ней с любовью к Борису.

Бросившись в реку, героиня бросает вызов обществу, в котором жила. Несмотря на то, что Екатерина, совершила тяжёлый грех прелюбодеяния, она не отталкивает от себя. Есть в ней собирательный образ всего русского народа. Того народа, который живёт по совести и борется против деспотизма. Её уход из жизни подтолкнул к решительным действиям Тихона. Преодолев страх , он высказал своей матери всё негативное, что накопилось у него в душе. Таким образом и муж Екатерины восстал против «тёмных сил».

Не зря в пьесе описывается природное явление гроза. Она является символом событий, происходящих в обществе. Недовольство и несогласие народа с тем, как это общество устроено и на каких принципах построено.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Борисова-Мусатова Осенняя песня (описание)
  • Сочинение Отношение Чичикова к помещикам
    В бессмертном произведении Гоголя Мертвые души мы встречаем большое количество персонажей, которые, несомненно, отражали русскую действительность и передавали отношение Николая Васильевича к таким людям, как помещики
  • Сочинение про Интернет на русском языке
    Всемирная паутина окутала уже миллионы людей по всей планеты, все они уже просто не представляют свою жизнь без интернета. Сейчас почти каждый дом может позволить себе услугу интернета, я в том числе являюсь активным пользователем
  • Анализ произведения Княгиня Трубецкая Некрасова
    Поэма «Русские женщины» Некрасов написана в 1871-1872 г. Первая часть посвящена самоотверженному поступку княгини Трубецкой, первой их жен декабристов, решившей уехать к месту каторги осужденного муж
  • Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ
    Образ Лизы Болконской – один из многочисленных образов представительниц прекрасного пола романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Трагедия совести в драме Гроза

Драма «Гроза» А.Н. Островского – произведение довольно сложное и неоднозначное. В нём нельзя назвать ни одного положительного героя кроме Катерины, которая, по мнению известного русского критика Добролюбова «луч света в тёмном царстве». И действительно, остальные герои не оставляют о себе такого впечатления, из-за чего девушке приходится расстаться с жизнью. Она угнетена и раздавлена бесчувственной жестокостью окружающего её общества. Именно это и можно назвать трагедией совести в произведении.

Автор поднимает в своей драме вопрос отношений невестки и свекрови в то время. Многие молодые девушки, которые жили в доме мужа, были вынуждены выслушивать попрёки свекровей. Прототипом надоедливой свекрови служит Кабанова, которая не даёт жизни Катерине, даёт ей советы, поучает и пытается подчеркнуть свою власть. Вероятно, в молодости Кабанова была такой же угнетаемой свекровью девушкой, но вместо того, чтобы создать нормальную атмосферу в семье своего сына, повторяет собственную молодость, ошибки предыдущих поколений и пережитки прошлых столетий.

Читайте также:
Узник анализ стиха Пушкина - тема, основная мысль, размер

Муж Катерины, Тихон, малодушен и труслив. Он боится защитить собственную жену и сказать слово наперекор матери. У него нет чувства жалости к Катерине, на первом плане стоит проблема собственного спокойствия.

Сестра Тихона, Варвара, лишь на первый взгляд может показаться положительной героиней, но на самом деле она двулична. В лицо матери она говорит то, что нужно, а делает так, как хочет сама. При этом, именно Варвара толкает Катерину к измене с Борисом.

Борис – человек, в которого влюбляется Катерина, но не намерен создавать с ней серьёзных отношений, ведь это явно не понравится его дяде, на обеспечении которого находится молодой человек.

Уезжая, Тихон отправляется не по важным делам, а отдохнуть от вечных конфликтов в семье, оставляя Катерину наедине со свекровью. Этот эпизод очень сильно подчёркивает безразличие Тихона к молодой жене, которая просила взять её с собой, но всё-таки не добилась своего.

Под влиянием всех этих обстоятельств Катерина изменяет Тихону с Борисом, втайне встречается с ним. Возвращение мужа и разоблачение главной героини становятся для неё последней каплей, которая заставляет Катерину свести счёты с жизнью, тем самым вырвавшись из окружающего её негатива.

Таким образом, можно сделать вывод, что трагедия совести – одна из основных проблем, поднимаемых автором в пьесе «Гроза». Все герои, кроме Катерины, лишены нравственности, думают только о себе, и никто из них не проявил искреннего сожаления, узнав о смерти главной героини.

  • Автор: А. Н. Островский
  • Произведение: Гроза
  • Это сочинение списано 63 563 раз

В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.

Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.

Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из‑под неволи».

В а, лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из‑под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.

Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что‑то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).

«Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

Сочинение Трагедия совести в драме Гроза Островского

В своем произведении Островский описал купеческую семью, в которой дочь Екатерина росла в достатке. Родители разрешали Екатерине делать самостоятельный выбор, и она в праве была делать, то, что она хочет. Девушке предоставили полную свободу, и она росла в семье, где царит любовь и уважение друг к другу. Екатерина выросла очень честной и достойной девушкой. Она сохранила в себе самые хорошие человеческие качества. Екатерина трепетно относилась к религии и всегда молилась. Девушка видела все прекрасное в молитвах.

Читайте также:
Сочинение Любовь сильнее смерти по роману М.А. Булгакова

Когда Екатерина выходит замуж, то попадает в семью мужа, которая полная противоположность ее семье. Там правила всем купчиха Кабаниха. Она очень любила властвовать над всеми и считала, что страх это самый хороший предмет управления. Екатерине пришлось нелегко, ведь девушка, привыкшая к свободе, теперь вынуждена подчиняться. В семье мужа Екатерины все были безвольными и бездушными. Девушку постоянно обижали, и она хотела найти помощи у мужа, но он, к сожалению боялся свою мать и не поддержал Екатерину.

Девушка чувствует себя одинокой и нелюбимой и влюбляется в племянника Бориса. Любовь к Борису дает Екатерине крылья и легкость, которой ей так давно не хватало. В какой-то момент Екатерина стала ощущать себя грешницей и угрызения совести ее мучали до последнего дня жизни. Она осознавала, что нельзя замужней девушке так себя бездумно вести, но ничего не могла с этим поделать.

Катерину начинает мучать совесть, и она говорит о том, что скоро умрет. Она мучается от того что ей приходится всех обманывать, ведь ее любовь к мужу это вранье. Девушка до последнего мучается и считает себя грешницей, ведь Екатерина очень требовательна к себе. Во время грозы Екатерина собирается, покается, потому считает, что разгневала Бога. Она не боится, что гроза ее убьет, а боится, что умрет грешницей. Девушка решает покончить жизнь самоубийством и таким образом очистится от греха. После смерти Екатерины в семье Кабанихи все рушится. С под гнета Кабанихи потихоньку начинают выбираться Варвара и Тихон. Смерть девушки прошла недаром, она освобождает себя от земных мучений.

Вариант 2

«Гроза» — пьеса Островского А.Н. в пяти действиях. Произведение создано в 1859 году, в канун отмены крепостного права. Автор показал трагедию, произошедшую в типичной для того времени семье. Сюжет произведения развивается в несуществующем провинциальном городке. Главное место действия – дом Кабанихи – Марфы Игнатьевны Кабановой.

Жизнь в городе Калинове тиха и спокойна. Его жителям, безразличным ко всему происходящему, такая жизнь привычна. У них нет желания менять что-то в своей жизни. В доме, где царит домострой, никто не осмеливается перечить Марфе Игнатьевне. Хозяйка дома подавляет всех своим авторитетом. И совсем не потому, что он непререкаем. Все понимают, что она – ханжа. Выставляя напоказ лживое благочестие, притворную добродетель и набожность, Кабаниха надоела всем своими нравоучениями.

Екатерина в душе богобоязненная и совестливая женщина. Жизнь в доме свекрови ей тяжела и несносна. Встретив Бориса, она влюбилась в него. Эта любовь, хоть и греховная, как глоток свежего воздуха для героини. Она понимает, что, сделав свой выбор в пользу Бориса, она идёт против устоев общества. Не в силах что-либо изменить, Екатерина мечется и не находит себе места.

Её избранник, так же зависим от своего дяди, и не может помочь героине. Не может он её и защитить. Поэтому вся тяжесть совершённого греха целиком и полностью ложится на хрупкие плечи Екатерины. Не в силах нести столь тяжкий «груз», женщина повиновалась голосу своей совести. Она призналась мужу и свекрови в совершённом грехе. Жизнь Екатерины, и без того невыносимая, превращается в сущий ад. Чувство обречённости не покидает её. Ей не хватает душевных сил справиться с ситуацией .Чувство долга перед семьёй и несмолкающая совесть борются в ней с любовью к Борису.

Бросившись в реку, героиня бросает вызов обществу, в котором жила. Несмотря на то, что Екатерина, совершила тяжёлый грех прелюбодеяния, она не отталкивает от себя. Есть в ней собирательный образ всего русского народа. Того народа, который живёт по совести и борется против деспотизма. Её уход из жизни подтолкнул к решительным действиям Тихона. Преодолев страх , он высказал своей матери всё негативное, что накопилось у него в душе. Таким образом и муж Екатерины восстал против «тёмных сил».

Не зря в пьесе описывается природное явление гроза. Она является символом событий, происходящих в обществе. Недовольство и несогласие народа с тем, как это общество устроено и на каких принципах построено.

Жизнь Катерины

Главная героиня занимает основное место для трагедии совести в драме Островского «Гроза». Катерина выросла в русской купеческой семье, где ей привили многие положительные качества. В частности, она совершенно не умела лгать, о чём заявляла прямо. Главное своё утешение и наслаждение девушка находила в теме религии, где видела лишь красоту и высшую правду.

Образ Катерины и трагедия совести напрямую взаимосвязаны. Такой чистый и прямолинейный человек обязательно станет участником печальной истории. Повзрослев, девушка вышла замуж за Тихона — члена купеческой семьи, где главенствовала Кабаниха. Нрав этой героини был в полном соответствии с ее именем.

Властная женщина считала, что построить порядок в семье можно, если подчинить всех окружающих, превратив их в безвольных и пассивных людей. Не стала она делать исключение и для Катерины, постоянно донимая ее придирками, несправедливыми замечаниями и по-всякому измываясь над ней, чтобы поскорей переделать на свой вкус. Кабаниха была уверена, что для сохранения семейных традиций поступать нужно следующим образом:

  1. Все вокруг подчиняются только ей.
  2. Каждый безразличен к другому, нет никакой взаимопомощи.
  3. Если приходит кто-то новый, он принимает устоявшиеся правила и обрабатывается психологическим давлением.

Трагедия здесь во втором пункте. Катерина, оказавшись под гнётом Кабанихи, ищет поддержки у своего мужа. Тихон, будучи абсолютно безвольным, считает всё происходящее нормальным, никак не утешает свою жену. Девушка чувствует себя в тюрьме, где над ней постоянно издеваются, а единственный родной человек оказался хуже всех остальных.

В дальнейшем это стало причиной трагедии Катерины. Эта трагедия любви и совести стала непреодолимым препятствием, которое не удалось разрешить никак, кроме самого радикального и ужасного способа.

Трагедия совести в драме Гроза

Драма «Гроза» А.Н. Островского – произведение довольно сложное и неоднозначное. В нём нельзя назвать ни одного положительного героя кроме Катерины, которая, по мнению известного русского критика Добролюбова «луч света в тёмном царстве». И действительно, остальные герои не оставляют о себе такого впечатления, из-за чего девушке приходится расстаться с жизнью. Она угнетена и раздавлена бесчувственной жестокостью окружающего её общества. Именно это и можно назвать трагедией совести в произведении.

Читайте также:
Мальчик-невидимка краткое содержание рассказа Р. Брэдбери - читать онлайн

Автор поднимает в своей драме вопрос отношений невестки и свекрови в то время. Многие молодые девушки, которые жили в доме мужа, были вынуждены выслушивать попрёки свекровей. Прототипом надоедливой свекрови служит Кабанова, которая не даёт жизни Катерине, даёт ей советы, поучает и пытается подчеркнуть свою власть. Вероятно, в молодости Кабанова была такой же угнетаемой свекровью девушкой, но вместо того, чтобы создать нормальную атмосферу в семье своего сына, повторяет собственную молодость, ошибки предыдущих поколений и пережитки прошлых столетий.

Муж Катерины, Тихон, малодушен и труслив. Он боится защитить собственную жену и сказать слово наперекор матери. У него нет чувства жалости к Катерине, на первом плане стоит проблема собственного спокойствия.

Сестра Тихона, Варвара, лишь на первый взгляд может показаться положительной героиней, но на самом деле она двулична. В лицо матери она говорит то, что нужно, а делает так, как хочет сама. При этом, именно Варвара толкает Катерину к измене с Борисом.

Борис – человек, в которого влюбляется Катерина, но не намерен создавать с ней серьёзных отношений, ведь это явно не понравится его дяде, на обеспечении которого находится молодой человек.

Уезжая, Тихон отправляется не по важным делам, а отдохнуть от вечных конфликтов в семье, оставляя Катерину наедине со свекровью. Этот эпизод очень сильно подчёркивает безразличие Тихона к молодой жене, которая просила взять её с собой, но всё-таки не добилась своего.

Под влиянием всех этих обстоятельств Катерина изменяет Тихону с Борисом, втайне встречается с ним. Возвращение мужа и разоблачение главной героини становятся для неё последней каплей, которая заставляет Катерину свести счёты с жизнью, тем самым вырвавшись из окружающего её негатива.

Таким образом, можно сделать вывод, что трагедия совести – одна из основных проблем, поднимаемых автором в пьесе «Гроза». Все герои, кроме Катерины, лишены нравственности, думают только о себе, и никто из них не проявил искреннего сожаления, узнав о смерти главной героини.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Закат солнца зимой Клевера для 3 класса
    Картина Клевера «Закат солнца зимой» просто прекрасна, создана она с особой атмосферой и теплом. В этой картине художник выразил сказочную красоту природы зимой. Когда смотришь на картину
  • Сочинение по комедии Ревизор Гоголя 8 класс
    Окунаясь в творчество Гоголя, можно легко удивиться его мистическим произведениями вроде «Вечера на хуторе близь Диканьки», но Николай Васильевич не остановился на одних лишь мистических повестях
  • Грибоедов А.С.
  • Как мы отмечаем День Победы в нашей семье сочинение
    Каждый год этот праздник происходит очень захватывающе. И для моей семьи этот день важен, так как это память о тех людях, которые сражались за нашу жизнь
  • Характеристика Антона Григорьевича Рубинштейна в рассказе Тапер Куприна образ
    Рубинштейн — профессиональный российский пианист, музыкант, дирижёр, добродушная, бескорыстная, великодушная личность, которая считалась довольно почитаемой личностью среди общества

«Гроза»- наиболее сильное и решительное произведение А. Н. Островского, в котором ярко описаны картины мрачной действительности России дореформенного периода. Центральный конфликт драмы — столкновение героини, отстаивающей свои человеческие права, с миром » тёмного царства», с царством лжи, лицемерия, ханжества, невежества, власти денег, в котором правят «хозяева», сильные и властные люди. Именно им противопоставлена светлая и чистая душа главной героини Катерины Кабановой.

С самых первых сцен она привлекает к себе особое внимание. Катерина отличается от всех представителей «тёмного царства» глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, поэтичностью натуры. В её образе автор запечатлел всю красоту народной души. Свои думы и чувства Катерина выражает простым народным языком, не употребляя обычных в купеческой среде искажённых слов и выражений. Речь героини музыкальна , напевна, напоминает народные песни. В ней много ласкательных и уменьшительных слов: солнышко, водица, дождичек, травка. А какое чистосердечие звучит в рассказе о её вольной жизни в родном доме, среди цветов, икон, молитв. «Я жила ,ни об чём не тужила, точно птичка на воле». Образ птицы помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица-символ воли. И Катерина ,как «вольная птица» ,верна чувству свободы, лишь в ней она видит содержание и смысл жизни. «Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. «Но эта вольная птица попала в железную клетку. И она бьётся, тоскует в неволе.

Со своей мечтательной и романтической душой Катерина чужая в доме Кабановых. С таким характером она не может жить там, где всё держится на лжи, лицемерии, тирании. Не может жить в доме, где жизненная философия хозяйки — пугать, унижать и держать всех в страхе. Ей тяжело терпеть унизительные упрёки свекрови. Но цельная ,сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. «А уж коли очень мне здесь опостынет, -говорит она, — так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Среди жертв «тёмного царства» она выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу,» -отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживёшь. Самодурная сила «тёмного царства» не согнула Катерину, не отравила её сознания, не заставила лицемерить и лгать. Она живёт с мечтой о настоящей, человеческой жизни.

Читайте также:
Самодуры в пьесе А.Н. Островского «Гроза» ℹ описание образов, основные черты проявления, проблематика, значение произведения

Её попытка вырваться из «опостылевшего» мира сливается с проснувшимся чувством любви. И в этот момент происходит столкновение любви и долга. Ведь Катерина не может любить так, как робкие жертвы «тёмного царства». Она хочет открытости, свободы, «честного» счастья. Борис говорит ей: «Никто и не узнает про нашу любовь…» А Катерина отвечает: «Пусть все знают ,пусть все видят, что я делаю!» Она изменяет своему мужу Тихону, но при этом воспринимает своё светлое чувство любви как смертный грех. И здесь перед нами открывается трагедия женской души, её муки и страдания. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и с самой собою. Она не может выбрать между долгом и любовью. Героиня находится в мучительном разладе со своей совестью. Она мечется, тоскует, пытается подавить в себе радость любви, озарившей её жизнь, пытается запретить себе любить и быть счастливой. Но эта борьба с собой, со своими чувствами оказывается героине не по силам. Законы окружающего мира, его уклад и порядок давят на неё. И Катерина жаждет очистить свою совесть покаянием. Она не может больше терпеть. И когда видит на стене галереи в церкви картину «Страшного суда» ,то не выдерживает, падает на колени и принародно кается в грехе. Но это не приносит облегчения. Трагизм заключается в том ,что героиня нигде не находит поддержки. Даже у любимого человека. «Возьми меня с собой отсюда!» -молит она Бориса. Но слаб и забит её друг. «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду…» -таков его ответ. Борис -не герой, он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину. Невозможность найти поддержку и опору в любимом человеке, травля со стороны деспотичной свекрови, столкновение любви и долга -всё это приводит к трагическому концу, ломает судьбу Катерины, толкает её к обрыву.

Она уже не представляет своей жизни без любви и счастья, поэтому жить в доме Кабановой, для которой эти понятия чужды, Катерина не может. И единственный возможный выход для себя героиня находит в самоубийстве. Мысль о будущем только пугает её, а могила кажется спасением от душевных мук. Катерина уходит из жизни. Но в этом проявляется скорее её сила, чем слабость. Потому что она не захотела пользоваться жалким прозябанием, которое ей предлагали в обмен за её живую душу, не захотела жить в обществе, где нет истинной любви, доброты, религии, а есть лишь семья-клетка.

Смерть героини не была бесполезной. Нравственная победа Катерины над «тёмным царством» несомненна. Она озарила царящий в душах и сердцах людей мрак, открыла им глаза, побудила к действию. Её смерть-это страшный вызов самодурной силе, это приговор всему «тёмному царству». Жизнь героини была коротка, но она, как «луч света», полыхнула во мраке и оставила зарево над царством тьмы и безумия.

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Образ и характеристика Катерины в пьесе Островского «Гроза»

Вариант 1
Сочинение на тему: Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза».

К пьесе Островского «Гроза» долгое время относились неоднозначно. Своим появлением она вызвала активные споры среди общества. Некоторые посчитали драму провокационной и безнравственной, а прочие сочли ее воплощением красоты русской души, показанной в прекрасном исполнении Островского. Как бы там ни было, сейчас это великое произведение входит в образовательную систему школьников, а это говорит само за себя.

Катерина является главной героиней пьесы. На протяжении всего повествования читатели постигают все уголки души девушки. Будучи чувствительной натурой, Катерина все принимает близко к сердцу. И главное, что чувства героини проявляются без остатка. Если любит, то искренне и сильно; если верит, то покорно и слепо; если делает, то правильно и честно. Но жизнь вносит свои коррективы в поведение Катерины.

С детства главная героиня росла в условиях свободы. Естественно, это повлияло на формирование ее сознания. Черты характера, присущие Катерине, показывают нам ее открытость и легкость: добрая, мечтательная, сильная, и решительная. Только человек, так любящий жизнь и все прекрасное на этой земле, вынужден был страдать после замужества. Катерину с Тихоном связывает лишь жалость, но не любовь. Его семья душила личность девушки своим «темным царством». Поэтому полюбив по-настоящему, главная героиня нашла в этом прекрасном чувству свою отдушину. Катерина влюбляется в Бориса со всей силой и самоотверженностью. Но угрызения совести не дают ей жить спокойно, ведь измена – это тяжкий грех. Чтобы искупить свою вину, главная героиня решает признаться во всем мужу, что приводит к тяжелым последствиям не только в ее семье, но и в городке, где Катерина проживает. Неудивительно, что героиню стали осуждать, но не этот факт огорчал ее. Девушка поняла, что запятнала репутацию своего возлюбленного. Одолеваемая горькими чувствами и не находя выхода из темноты, в которой была Катерина, нашелся лишь одни выход – смерть.

Возможно, стоило найти другой способ избавления от подобной жизни, но все попытки героини были обречены на провал: побег с Борисом не удался, в силу слабости духа последнего; защиты от Тихона Катерина и не ждала, т.к. он был «маменькиным сынком». Нигде не могла найти просвета несчастная девушка.

Как относится к поступку главной героини – личное дело каждого. Но, именно в тот момент, Катерина видела лишь такой способ избавления от чувства агонии и пустоты в том мирке, что был сформирован вокруг нее.

Вариант 2
Образ Катерины и трагедия совести в драме А. Н. Островского «Гроза»

Александр Николаевич Островский – известный русский драматург. Его творчество стало важным этапом в развитии театра. За всю свою жизнь Александр Николаевич написал около 40 пьес.

Читайте также:
Размышления у парадного подъезда - анализ, история, тема и смысл

В 1856 году Островский отправился в пароходное путешествие по верхней Волге. Ему настолько понравились русские красоты, что спустя год он решил совершить еще одну поездку по волжским берегам. После путешествий он написал пьесу «Гроза», действие которой проходит летом в Калинове, на берегу великой русской реки. Главная героиня пьесы – Катерина.

Детство Катерины прошло в христианской семье. Девушка любила ходить в церковь и молиться богу. Она была счастлива в своей родной семье. Ее спокойная жизнь обрывается, когда она выходит замуж и переезжает в дом мужа. Катерина жила с супругом Тихоном, его сестрой Варварой и свекровью Кабановой. В новой жизни ее окружали двуличные и злые люди. В детстве Катерина была свободна как птица, а теперь она загнана в клетку. Но у каждого человека свое понимание свободы. Например, для Варвары свобода – это полное непослушание. Для Катерины свобода – это совесть, доброта и порядочность. Даже придя в мир злых людей, девушка не утратила чистоту души.

У Катерины, как ей казалось, есть родственная душа. Это Борис. Когда на две недели Тихон уезжает из дома, героиня втайне от всех встречается с Борисом. Она прекрасно понимала, что это большой грех и, в конце концов, не выдержав душевной тяжести, она рассказала мужу об измене. Она раскаивалась в своем поступке, что характеризует ее как порядочного человека, как истинную христианку. И даже совершив самоубийство, бросившись в Волгу, девушка оставалась чистым человеком.

Катерина – добрая душа. Добролюбов говорил о ней: «Лучик света в темном царстве», и я полностью согласна с этим высказыванием. Единственный светлый человек в пьесе «Гроза» – Катерина. Она светлая, потому что грешна и раскаивается. Другие люди темные, потому что грешны и не раскаиваются. Борис, которого Катерина считала прекрасным и добрым человеком, оказался на стороне зла.

Наше современное общество – темное царство, в котором есть лучи света. Чтобы превратить его в светлый мир, каждый человек должен меняться. Изменения всегда исходят изнутри!

Вариант 3
Образ Катерины в драме «Гроза» (сочинение для 10 класса)

Пьеса «Гроза» Островского, пожалуй, вызовет в любом человеке огромное количество разных эмоций. И многие из этих эмоций связаны непосредственно с главной героиней произведения –Катериной. Свободолюбивая, выросшая в религиозной семье, где ее окружали заботой и демонстрировали взаимоуважение, она обладает стойкостью характера и стремлением к счастливой жизни.

Жизнь и восприятие мира Катериной меняются вскоре после того, как она выходит замуж за Тихона-спокойного мужчину, глубоко подавленного своей матерью. Из-за своего стремления к счастью и любви, девушка пытается сделать над собой усилие и проявить нежность к супругу. Проявить к нему те же чувства, которые проявляла к ней ее мать. Но в атмосфере ненависти, злости, алчности ее новой семьи, Катерине крайне сложно это сделать. На Катерину постоянно давит ее новое окружение.

Особую нелюбовь к стойкой девушке проявляет ее свекровь. Кабаниха привыкла руководить всеми, кто жил под ее крышей. Поэтому старуха любыми способами извести и унизить волевую девушку. Катерине даже приходится встать на колени перед безропотным мужем, чтоб удовлетворить унизительную просьбу новой родственницы. Однако даже это оказалось не способно сломить ее. В окружении бесконечного неуважения и бессмысленных придирок к себе, девушка всё так же мечтает о светлой любви.

Но любовь находит девушку сама. И появляется она в лице Бориса – приехавшего в ее родной город по делам мужчины. При встрече с ним чувства Катерины вспыхивают практически мгновенно. Борис так же отвечает ей взаимностью. Но воспитанная в высокоморальных устоях девушка пытается отказаться от своих чувств. Организовать встречу Борису и девушке помогает Варвара – сестра Тихона. Хитрая, изворотливая, она давно научилась врать в угоду своей матери понимая, что иначе в этом доме выжить нельзя.

Свидания Катерины и Бориса длились десять дней. В это время ее муж был в отъезде. Однако, счастье ее оказывается крайне мимолетным. По возвращению Тихона домой, ее возлюбленный сразу меняет свое поведение. Он просит Варвару уговорить героиню молчать об их тайной связи. Борис сообщает ей, что собирается уехать и не может взять ее с собой. Девушка понимает, что мужчина ее не любил.

Испытывая чувство стыда, Катерина решает рассказать мужу обо всем произошедшем. Тихон избивает ее, его мать так же продолжает гнобить девушку. Пожалуй, это и является переломным моментом в восприятии мира героиней. Она не готова к его жестокости. Пожелав лишь луч счастья для себя, она вдребезги разбила собственные моральные устои. И, не найдя поддержки ни в ком, решает покончить с собой.

Образ Катерины является крайне положительным. В ней заключено огромное количество хороших качеств и черт характера. Но абсолютное честолюбие приводит ее жизнь к печальному концу.

Образ Катерины в пьесе «Гроза»

Пьеса Островского «Гроза» была написана за год до отмены крепостного права, в 1859 году. Это произведение выделяется среди остальных пьес драматурга благодаря характеру главной героини. В «Грозе» Катерина выступает основным персонажем через которого показан конфликт пьесы. Катерина не похожа на других жителей Калинова, её отличает особенное восприятие жизни, сила характера и чувство собственного достоинства. Образ Катерины из пьесы «Гроза» складывается благодаря совокупности многих факторов. Например, слов, мыслей, окружения, поступков.

Детство

Кате около 19 лет, её рано выдали замуж. Из монолога Катерины в первом действии мы узнаём о детстве Кати. Маменька в ней «души не чаяла». Вместе с родителями девочка ходила в церковь, гуляла, а после занималась какой-нибудь работой. Обо всём этом Катерина Кабанова вспоминает со светлой грустью. Интересна фраза Варвары о том, что «у нас то же самое». Вот только теперь у Кати нет ощущения лёгкости, теперь «всё делается по принуждению». По сути жизнь до замужества практически не отличалась от жизни после: те же действия, те же события. Но теперь Катя относится ко всему иначе. Тогда она чувствовала поддержку, чувствовала себя живой, ей снились удивительные сны о полётах. «И сейчас снятся», да только намного реже. До замужества Катерина ощущала движение жизни, присутствие неких высших сил в этом мире, она была набожной: «страсть как любила в церковь ходить!» С самого раннего детства у Катерины было всё, что ей нужно: любовь матери и свобода. Теперь же, волею обстоятельств, она оторвана от родного человека и лишена свободы.

Читайте также:
Двойники Раскольникова в Преступлении и наказании - роль героев

Окружение

Катерина живёт в одном доме с мужем, сестрой мужа и свекровью. Одно это обстоятельство уже не способствует счастливой семейной жизни. Однако положение ухудшает тот факт, что Кабаниха, свекровь Кати, жестокий и алчный человек. Алчность тут стоит понимать как страстное, граничащее с сумасшествием, желание чего-либо. Кабаниха желает подчинить всех и всё своей воле. Один опыт с Тихоном у неё прошёл удачно, следующая жертва — Катерина. Несмотря на то что Марфа Игнатьевна ждала свадьбы своего сына, невесткой она недовольна. Кабаниха не ожидала, что Катерина будет настолько сильна характером, что сможет безмолвно противостоять её влиянию. Старуха понимает, что Катя может настроить Тихона против матери, она боится этого, поэтому всячески пытается сломить Катю, чтобы избежать подобного развития событий. Кабаниха говорит, что жена давно стала Тихону милее матери.

«Кабаниха: Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов: Да нет, маменька! Что вы, помилуйте!
Катерина: Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова: Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»

Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?

Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.

Отношения с Борисом

В «Грозе» образ Катерины раскрывается и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются получения наследства. Чувства к Кате вспыхивают внезапно, как и ответные чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что Катя замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Катя же, осознавая свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых десять дней Катя тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде). Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой человек: ей нужно быть честной перед другими и самой собой. Она боится божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом. Оказывается тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В «Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее, наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса, она видела в нём одну из его черт — непринятие действительности Калинова — и сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал просить денег у Дикого, так же, как это делали другие калиновцы. Борис был для Кати человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка. Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она влюбляется не в него, а в свои представления о нём.

Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: