Московские главы в романе Мастер и Маргарита, изображение мира

Литература

План урока:

Миссия Воланда и его свиты в Москве

В эпиграфе, взятом из «Фауста» Гете, определена суть понимания романа. Потому неслучайно появление нечистой силы там, где нарушен баланс добра и зла, в столице страны, претендующей на особую мессианскую роль, проповедующей атеизм. Появляется Воланд впервые на Патриарших прудах, заинтересовавшись разговором редактора Берлиоза с молодым поэтом Иваном Бездомным об Иисусе и представившись профессором черной магии.

Воланд

Это был высокий брюнет с глазами разного цвета, зеленым и черным, лет сорока, богато одетый. Разговор с литераторами, которым требуются доказательства существования Бога, и их уверенность, что человек сам управляет своей жизнью, потешает «иностранца». Свое пребывание в Москве он объясняет приглашением для изучения работ чернокнижника [1] Герберта Аврилакского. Но это не единственная цель визита Воланда в Москву.

Булгаковым создан не совсем обычный образ Воланда. Этот персонаж Булгакова, олицетворяющий силы зла, сам является невольным палачом пороков. Характеристика Воланда неоднозначна. Он обладает довольно привлекательными чертами: сакрально, по-рыцарски аристократичен, владеет глубочайшими познаниями, проницателен и ироничен, склонен исследовать и анализировать различные стороны человеческого бытия. У него двойственная натура: он искренен с теми, кто честен, лукав с теми, кто лжет. Но убежден, что все получат по своему достоинству и вере.

Воланд в сериале “Мастер и Маргарита”, 2005 г.

Коровьев-Фагот

Свита Воланда небольшая, но разнообразная. Коровьев-Фагот может быть переводчиком при мессире [2] , он – бывший регент [3] церковного хора, маг, шутник и ерник [4] . Ростом в сажень [5] , но худой, с глумливой физиономией, с усиками и ироничными глазками, с треснутым пенсне [6] , в коротких клетчатых брючках. В истинном обличье – несущий искупительную службу грустный рыцарь, неудачно пошутивший по поводу света.

Коровьев-Фагот в сериале “Мастер и Маргарита”, 2005 г.

Азазелло

Маленький, широкоплечий, кривоглазый, с торчащим клыком рыжий Азазелло, как библейский демон-убийца Азазель, исполняет особые поручения, помогающие вершить справедливость. Одет в добротный костюм и котелок.

Азазелло в сериале “Мастер и Маргарита”, 2005 г.

Гелла

Рыжеволосая и зеленоглазая красавица-вампир Гелла – расторопная и смышленая служанка в свите. Распутна и предпочитает ходить без одежды.

Гелла в сериале “Мастер и Маргарита”, 2005 г.

Кот Бегемот

Громадных размеров черный кот-оборотень Бегемот – великолепный затейник и шут, на самом деле молодой и худенький демон-паж. Иногда может превращаться в толстячка с кошачьей физиономией. Обаятелен, но хвастун и врун. В демонологии Бегемот – демон желаний желудка.

Кот Бегемот в Доме-музее Булгакова

Абадонна

Есть еще один, почти не упоминаемый, член свиты Воланда – бледный и молчаливый человек в темных очках. Воланд представляет Маргарите Абадонну, благодаря которому безукоризненно ведутся войны. И отчаянная женщина, не побоявшаяся приглашения сатаны, почувствует жуткий страх в его присутствии. На балу Абадонна, вестник смерти, снимет очки, посмотрев в глаза шпиону и доносчику барону Майгелю перед казнью. Он – как библейский демон войны, уничтожения и смерти Аваддон.

Воланд и его помощники не стремятся вмешиваться в события, они скорее выставляют напоказ то, что скрыто под масками так называемых приличных людей, и истинные причины их поступков. Добро и зло вершатся самими людьми.

В 12 главе проясняется цель посещения Москвы Воландом: это интерес к московскому народонаселению. Во время проведения сеанса черной магии в Варьете его прежде всего интересует, как изменился мир людей, но не внешний, со своими достижениями технического прогресса, а внутренний. Стали ли люди лучше спустя два тысячелетия. Коровьев и Бегемот проводят для Воланда своеобразное представление в зрительном зале. Завороженная денежными фокусами Коровьева публика недовольна репликами конферансье [7] о массовом гипнозе и разоблачении. На вопрос, что сделать с надоевшим ведущим, из зала кто-то предложил оторвать голову вруну. Бегемот исполняет пожелание. Затем по просьбам зрителей возвращает голову на место.

Воланд, восседая на сцене, безучастно наблюдает за публикой, с которой его подручные проводят опыты, испытывая на человечность, жадность, жестокость. Игнорируя зрителей, обращается к Фаготу и Бегемоту с печальным выводом про москвичей. Люди так же любят деньги, хотя иногда стучится милосердие в их сердца. Люди обыкновенные, ничем от прежних не отличаются, только еще квартирным вопросом испорчены. Не дождавшись конца представления, Воланд исчезает, но публика этого не замечает, одурманенная шальными деньгами и в завершении еще и бесплатными нарядами для дам. Но деньги превращаются в бумагу, а наряды и вовсе испаряются, обнажая неприглядные телеса [8] .

Еще одна цель путешествия была у Воланда. Москва в атеистическом разгуле идеальна для проведения ежегодной черной мессы [9] , именуемой балом сатаны. За внешней роскошью и великолепием торжества веет духом мертвечины. Согласную ради любви на все Маргариту приглашают быть королевой на этом сборище висельников [10] , отравителей и убийц. Но она даже здесь не теряет великодушия и милосердия, заступившись за детоубийцу Фриду. С честью выдержав испытания, Маргарита получает от Воланда награду – своего возлюбленного.

Представление в театре Варьете, сериал “Мастер и Маргарита”, 2005 г.

Образы обывателей, чиновников, деятелей от «искусства» и иных шариковых советской системы

В основном, свитой наказываются люди порочные, погрязшие в погоне за материальными благами и сомнительными удовольствиями, забывая о своем духовном предназначении в жизни. Они зависимы от лжи, пустословия, доносительства, лицемерия, пьянства, разврата, порождающими социальные подлости, и потеряли несущую добро духовную свободу. Это многочисленные герои второго плана.

Литературные деятели, такие как Берлиоз, Латунский, Лаврович и прочие члены Массолита – сборище бездарей и догматиков [11] , не принимающих свободу творчества. Им свойственно обыденное желание жить по-человечески. Дом Грибоедова наполнен писателями, которых прежде всего интересуют оплаченные творческие отпуска на море за госзаказы, государственные дачи и квартиры. Недаром у многих говорящие фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладский. Их литературная деятельность подчинена своему времени. Они используют свои способности для обретения реального благополучия. Социалистическая кормушка уничтожила их таланты, превратив в потребителей. Недаром Коровьев и Бегемот с удовольствием громят места, где жируют преуспевающие: Торгсин и ресторан Дома Грибоедова.

Читайте также:
Сочинение Печорин — лишний человек, рассуждение об образе

Берлиоз

Более других поплатился председатель Массолита Михаил Александрович Берлиоз за то, что, будучи эрудированным и начитанным человеком, имея множество званий и чинов, поучает молодых авторов мыслить штампами и лозунгами, внушает сомнительные атеистические ценности. Он попадает под трамвай, его казнит вагоновожатая, комсомолка, как и предсказал на Патриарших незнакомец. На балу Воланд, беседуя с головой Берлиоза, заметил, что ему уготовано небытие, потому что каждому по его вере воздается.

Латунский и Лаврович

Критик Латунский и литератор Лаврович, члены редколлегии газеты, написали разгромные статьи о романе Мастера. Маргарита расправилась с Латунским, устроившим травлю ее возлюбленного, с наслаждением разгромив его роскошную квартиру в Доме литераторов.

Иван Бездомный

Поэт с псевдонимом Иван Бездомный в начале романа – молодой рыжеватый человек. В беседе с Берлиозом и незнакомцем он производит не лучшее впечатление, проявляя абсолютное невежество. Тем не менее он талантлив, ему удалось так написать об Иисусе, что образ получился, как живой, за что и был раскритикован Берлиозом. Доведенный до умопомрачения встречей с сатаной, оказывается в психиатрической лечебнице, где после знакомства с Мастером меняется его жизнь. В завершении романа он становится профессором института истории и философии Иваном Николаевичем Поныревым. Но пережитое не отпускает его, ежегодно в весеннее полнолуние он приходит на Патриаршие пруды, ему снятся мучительные сны о Понтии Пилате и Иешуа.

Алоизий Могарыч

Роковую роль в судьбе Мастера сыграл журналист Алоизий Могарыч, который проявил живой интерес к его творчеству. Он с восторгом отозвался о прочитанном романе, но разъяснил, что и почему не может быть напечатано. Умел он толково и ловко объяснять газетные статьи, непонятные Мастеру, далекому от социалистической реальности, которая для Алоизия предельно ясна. Он втерся в доверие, стал почти другом и написал донос, чтобы завладеть квартирой. От ареста Мастера спасла психиатрическая клиника. При встрече с Воландом он узнает правду. Алоизий, вызванный Азазелло, сознался в кляузничестве [12] , проронил слезы раскаяния и стал жаловаться, что потратился, пристраивая ванную в новой квартирке. Его, полураздетого, без штанов, отправляют в Вятку. Воланд предлагает Мастеру написать про Алоизия. Ему интересны истоки предательства со времени библейского Иуды. Могарыч оказался человеком живучим и предприимчивым. Он после пережитого не угодил в сумасшедший дом, как другие. Придя в себя в вятском поезде, решил, что у него было что-то вроде временного помутнения рассудка, раздобыл штаны и вернулся в Москву, нашел новое жилье и устроился руководителем Варьете, очевидно, опять благодаря доносам.

Таков мир искусства, который не принял автора романа о Понтии Пилате. Сам Мастер не считал себя писателем, определяя свое предназначение не столько профессионализмом, сколько божественным даром – способностью творить. Поэтому он отказывается от житейского имени.

Степа Лиходеев

Деятели культуры тоже весьма далеки от искусства. Степа Лиходеев, директор театра Варьете, предстает в неприглядном виде. Разбуженный незнакомцем, он, опухший с похмелья, не может понять, где находится, о каком контракте с профессором черной магии идет речь. Воланд советует«поправиться», предложив графинчик водки с подходящей закуской. Придя в себя, Степан Богданович, как опытный чиновник, скрывая свою некомпетентность, выходит позвонить в театр. Возвратившись, видит кроме гастролера [13] еще странноватого типа в пенсне и громадного кота, чокающихся и закусывающих. Степе объявляют, что он здесь лишний, свите нужна квартира. Коровьев и Бегемот перечисляют Степины грехи во множественном числе, как бы намекая, что таких, как он, много: они блудят, свинячат, бездельничают и занимаются очковтирательством [14] , казенную машину для личных нужд используют. Появившийся Азазелло говорит, что из Степы такой же директор, как из него архиерей [15] , и отправляет его в чем есть, в кальсонах [16] и грязной рубашке, в Ялту. Степа, пройдя лечение в психиатрической клинике, стал замкнут и осторожен, особенно с выпивкой и женщинами. Используя свои связи, пристраивается в Ростове на должность директора гастронома. Лиходеев – типичный бездарный чиновник, паразитирующий на любом руководящем месте.

Жорж Бенгальский

Подчиненные Лиходеева тоже пострадали от нечистой силы. Конферансье Жорж Бенгальский любил пошло шутить, его плоским шуткам никто не смеялся, но ему это безразлично. Перед публикой он гримасничает и несет ахинею. За вранье по воле толпы Бегемот ему отрывает голову, и по просьбам зрителей возвращает ее. Тронувшегося умом Бенгальского отправляют в психиатрическую лечебницу. Подлечившись, ушел из профессии, зажил тихой и уединенной жизнью, опасаясь потерять голову.

Иван Варенуха

Администратора театра Ивана Савельевича Варенуху сделала вампиром-наводчиком Гелла за безудержное вранье и хамство по телефону. После прощения становится таким вежливым и отзывчивым, что получил прозвище «отец-благодетель», но очень страдал из-за своей вежливости.

Григорий Римский

Финдиректор Григорий Данилович Римский, человек с колючим взглядом и неприятным голосом, в наказание за равнодушие запуган вампирами Варенухой и Геллой, за ночь поседел и превратился в старика. Сбежав в Ленинград, прятался в шкафу гостиницы «Астория». С психическим расстройством попадает в клинику. После лечения уходит из театра Варьете в детский театр кукол.

Андрей Соков

Заведующий буфетом театра Андрей Фокич Соков, наживающийся на «осетрине второй свежести», лишивший себя удовольствий жизни ради накопительства, узнает о скоротечной смертельной болезни и осознает бесполезность своих сбережений в пяти сберкассах.

Прохор Петрович

Комиссия зрелищ и увеселений, в чье ведомство входил театр Варьете, также пострадала от проделок свиты Воланда. Председатель Комиссии Прохор Петрович после посещения человека с кошачьей мордой исчез, а вместо него остался разговаривающий и пишущий пустой костюм. В филиале Комиссии весь состав сотрудников помимо воли хором запел после проказ регента Коровьева.

Читайте также:
Жди меня, и я вернусь - анализ, история создания, основная тема

Никанор Босой

В образе председателя жилищного товарищества Никанора Ивановича Босого представлены многие чиновники. Управдом лжив, подозрителен, осторожен и недоверчив. Но жадность поборола страхи, и он берет взятку. За эти деньги, превратившиеся в валюту, Босого арестовывают. Обезумевшего, отправляют в дурдом. Там ему снится сон, в котором Никанор Иванович видит себя надопросе в странном мужском отделении театра в окружении других валютчиков. Таких, как он, аферистов и взяточников, так много, что их можно допрашивать массово, принуждая сдавать валюту.

Художественное приемы сатирического изображения автора

Сатира Булгакова продолжает традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина, но имеет свои особенности. В творчестве Булгакова впервые появляется жанр философской сатиры, а не просто социальной или политической. Соединяя фантастику с обыденностью, реальность с мистикой, используя гиперболу (преувеличение) и гротеск (фантастически преувеличенное сочетание противоположного, неправдоподобное), писатель не только высмеивает обывательщину и пошлость, но и размышляет над природой вечных человеческих пороков. Оттого в изображении московской жизни прослеживается связь с ершалаимскими главами. Булгаков убежден, что в основе общества должны быть прежде всего духовные, моральные устои, а не идеологические или социальные установки.

Социальные и нравственные пороки современного Булгакову общества

Булгаков поставил диагноз социальным болезням своего времени. Высмеивая советскую систему, котораяпородила огромное количество «шариковых», различныхначальников с низким уровнем культуры, он использует Воланда и его слуг для моральной ревизии там, где добро беспомощно, а зло должно быть обнажено, где мелкое зло может быть наказано лишь большим злом. Нечистая сила выявляет такие человеческие пороки как паразитизм, корыстолюбие, равнодушие, ложь, нежелание честно служить своему делу и выполнять свою работу добросовестно. Ко всему еще квартирный вопрос испортил москвичей. Все, что отвернулось от добра, извратилось, потеряло нравственную основу и духовные идеалы, превращается в живучую социальную нечисть, успешно приживающуюся в социалистической действительности, пользуясь бюрократизмом и коррупцией госструктур.

Заключение

В романе множество переплетающихся между собой тем, связанных одной основной – этической, определяющей соотношение добра и зла, истины и лжи во времени и вечности. К сожалению, в реальном времени преобладают зло и ложь, в вечности – истина и добро. Без веры мир искажен, в нем иные, низменные ценности. Воланд, интересовавшийся, «изменились ли горожане внутренне», заключает, что они по-прежнему «люди как люди», «любят деньги», «но ведь это всегда было».

Словарь

1. Чернокнижник– колдун, продавший душу сатане за право обладать черной книгой (гримуаром), содержащей заклинания и магические обряды.

2. Мессир – уважительная форма обращения к знатному лицу в средневековой Европе.

3. Регент – дирижер церковного хора.

4. Ерник (от ерничать) – распутник, повеса.

5. Сажень – мера длины на Руси с 17 в. (примерно 2 метра).

6. Пенсне – очки без заушных дужек.

7. Конферансье – артист эстрады, объявляющий концертные номера.

8. Телеса – ироническое название внешне неприглядного, толстого тела.

9. Черная месса – дьявольский обряд, антипод христианского богослужения.

10. Висельник – казненный, повешенный на виселице.

11. Догматик – придерживающийся только своего мнения, не считаясь с иными.

12. Кляузничество – склонность к ложным обвинениям.

13. Гастролер – артист, приглашенный на гастроли.

14. Очковтирательство – подлог, надувательство, чтобы представить свою работу лучше, чем есть на самом деле.

15. Архиерей – высший сан священнослужителя.

16. Кальсоны – мужское нижнее белье в виде штанов.

Булгаков – «Мастер и Маргарита» – композиция, московские главы

Начал писать роман в 1928 году. Сначала роман был назван «Копыта инженера». Сжигает роман, остаются только черновики.

1932 год – возобновляет работу над романом (толчок к этому – встреча с Еленой Шиловской, прототип Маргариты).

В романе две сюжетные линии – евангелие и жизнь Москвы.

Несмотря на комизм и сатиру, это роман философский, в котором одной

из главных тем является тема выбора. Эта тема позволяет раскрыть многие

философские вопросы, показать на конкретных примерах их решение. Выбор —

это тот стержень, на котором держится весь роман. Любой герой проходит

через возможность выбирать. Но у всех героев разные мотивы выбора. Одни

делают выбор после долгих раздумий, другие — не раздумывая и не могут

переложить ответственность за свои поступки на кого-нибудь другого. В

основе выбора Мастера и Понтия Пилата лежат их отрицательные человеческие

качества; они приносят страдания не только себе, но и другим людям. Оба

героя выбирают сторону зла.

Сатирическое изображение Москвы и москвичей в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

На окраине Москвы, вдали от шумных улиц и площадей, расположился старинный двухэтажный дом с решётками на окнах. На небольшой заасфальтированной площадке прямо перед домом с раннего утра выстраивалась очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста. Если же погода благоволила, то желающих примкнуть к толпе было ещё больше. Одни записывались, чтобы улучшить собственное благосостояние, другие желали завести новые знакомства и тоже вставали в очередь, третьи присоединялись из любопыт-ства. Этот пчелиный рой копошился, непрерывно передвигался, но безуспешно. На дубовой двери висела табличка с изображением покосившегося дома: “Квартирный вопрос. Приём с 11 до 12”, – и, что немаловажно, – огромный железный замок.

Те счастливчики, кому удавалось-таки попасть на приём за отведённые шестьдесят минут, через несколько лет становились обладателями бесплатной квартиры в каменном доме. Ежедневно в городе пять человек обретали свой новый кров, и ради этого можно было стоять в очереди сутки напролёт.

Каждого среднестатистического москвича терзала чёрная зависть: почему небо наградило их, а не меня? Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории, но всё же надо войти и в положение очередника. За дубовой дверью находилась крохотная, но в изысканном стиле отделанная приёмная, с телефоном и узорным ковриком для ног. За столом в течение всего рабочего часа сидели два полнощёких, румяногубых и гладко выбритых гражданина лет шестидесяти. В их поведении было сразу несколько странностей: они не переставали что-то бормотать, время от времени громко хихикали, вызывая у посетителей небезосновательные опасения за их душевное состояние.

Читайте также:
«Слово о погибели Русской земли» краткое содержание произведения, история исследования времени, анализ, жанр, характеристика

Истинная натура москвичей проявляется лишь тогда, когда эти граждане материалистиче-ского государства оказываются вовлечены в нечто, отличное от ежедневной чертовщины их жизни. В романе Булгакова “Мастер и Маргарита” московское народонаселение подвергается влиянию так называемой “чёрной магии”. Разумеется, проделки Воланда и его свиты оборачиваются массой неприятностей для московских обывателей. Но приводят ли они хотя бы к одной подлинной катастрофе? В советском мире двадцатых-тридцатых годов чёрная магия оказывается менее примечательной, чем реальный быт, с его ночными исчезновениями и другими видами узаконенного насилия. Но о российском тиране в московских главах нет ни слова. Читателю самому предоставляется возможность догадаться, по чьей воле производятся аресты, из квартир исчезают люди, а “тихие, прилично одетые” граждане “с внимательными и в то же время неуловимыми глазами” стараются запомнить как можно больше и доставить информацию по нужному адресу.

Доносчики сидят повсюду, даже в Доме Грибоедова, за резною чугунною решёткой. Этим домом владел Массолит, во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах. “Приблизительно сорокалетний, маленького роста, темноволос, упитан, лыс”. Лишь “сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе” выдавали в нём человека незаурядного ума, начитанного, каким и подобает быть редактору “толстого художественного журнала”. Берлиоз был в высшей степени недоверчив, любил продемонстрировать собственную значимость (принимал от четырёх до пяти), подобно Иисусу Христу на тайной вечере, председательствовал на заседании двенадцати литераторов – словом, являл собою типичного руководящего москвича. Какие замечательные привилегии членам Массолита давал литературный талант! Вернее, его мирское воплощение – “членский массолитский билет, коричневый, пахнущий дорогой кожей, с золотой широкой каймой”. Подобно тому, как во всех других областях искусства люди делятся на талантливых и заурядных, московские литераторы делились на счастливых обладателей коричневой корочки и мечтающих стать таковыми. Члены Массолита “заслуженно” удостаивались вкусной и здоровой пище по удачной цене, творческих отпусков “от двух недель до одного года”, а наиболее талантливые получали дачи за городом, на свежем воздухе. Литераторы серьёзно страдали от духоты. “Ни одна свежая струя не проникала в открытые окна”. Они были духовно мертвы, писали не по велению души, а по заказу редакторов.

Столичная жизнь скучна и монотонна, ничего сверхъестественного в Москве никогда не происходит, оттого с таким удивлением и восторгом воспринимаются москвичами проделки Воланда и его свиты. Воланд выступает в романе в первую очередь как судья. Он является в Москву выяснить, изменилось ли человечество. И для этого проводит жителей города через всевозможные испытания, которых те обыкновенно не выдержива-ют. Воланд не получает особого удовлетворения, лишний раз убеждаясь в корыстолюбии и низости людей, хотя ничего другого от них и не ожидает. При редких же встречах с теми, кто ещё не утратил способности к состраданию, он иронически удивляется и, что характерно, выполняет их просьбы. Он играет роль провокатора, расставляет ловушки, но всегда даёт людям шанс выбрать между добром и злом, использовать свою свободную волю. Поэтому-то он и не оставляет впечатления существа, стремящегося творить зло, а добро совершающего лишь невольно. У москвичей всегда есть возможность обойти это зло стороной. Так, у Берлиоза было предчувствие немедленно бежать с прудов, икота, предшествовавшая появлению “иностранца”, была предупреждением председателю Массолита. И, наконец, даже предсказание смерти не подействовало на этого самонадеян-ного безбожника. Ведь если “отрежут голову”, то непременно враги или интервенты, но никак не комсомолка.

Все москвичи выглядят на одно лицо, ничем друг от друга не отличаются. Словом, граждане, винтики общества. Любой человек необычной наружности, в дорогом костюме, немного странный, воспринимается ими как иностранец, “заграничный чудак”. А знают ли о нём в бюро иностранцев? Необходимо принять меры!

Московское народонаселение ни во что не хочет верить без доказательств, ни в Бога, ни в дьявола, Иван Бездомный доказывает дьяволу, что его нет. Да и проделки Воланда интересуют москвичей гораздо меньше, нежели их разоблачение. Присутствовавшую на сеансе чёрной магии публику объединяла страстная любовь к деньгам, чрезмерное любопытство, атеизм, недоверчивость и страсть к разоблачениям. Да, граждане сильно изменилисьЕ внешне. А внутренне они люди как люди. “Ну, легкомысленныЕ ну, что жЕ и милосердие иногда стучится в их сердцаЕ обыкновенные люди”. Возможность лёгкой наживы опьяняет, деньги разжигают злобу, выявляют и без того накопившуюся в большом количестве в умах граждан глупость. И голову болтуну Бенгальскому Фагот отрывает не по собственной инициативе. Это безобразное предложение поступило с галёрки. Даже когда оторванная голова звала доктора, никто не пришёл к ней на помощь. Публика не привыкла видеть такое количество крови и посему просила Фагота простить несчастного конферансье, надеть обратно его глупую голову. Наряду с корыстолюбивыми и жестокими москвичами, в зале имелся один заботливый муж. Во время бесплатной раздачи дамской одежды, выйдя на сцену, он попросил передать что-нибудь его больной супруге. В качестве доказательства того, что он действительно женат, гражданин готов был предъявить паспорт. Заявление было встречено хохотом. Зрителям трудно было понять этого заботливого мужа, ведь сами они таковыми не были. Типичный представи-тель зала – женщина, вышедшая на сцену, чтобы забрать бесплатные туфли. Ей бы поскорее удалиться с товаром, но она ещё спрашивает: “А они не будут жать?”

Читайте также:
Характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита

Москвичи к тому же ещё и большие вруны. Они обманывают друг друга и самих себя. Аннушка, виновная в убийстве Берлиоза по неосторожности, начала врать, когда в её руки случайно попала золотая подкова: “Так это ваша подковочка? А я смотрю, лежит в салфеточкеЕ Я нарочно прибрала, чтобы кто не поднял, а то потом поминай как звали”. Жадность и лицемерие управляют такими людьми.

Не прочь обмануть, пусть даже самого себя, был Римский. Он снял трубку телефонного аппарата, совершив над собою форменное насилие, но с радостью обнаружил, что телефон его мёртв: отвалилась необходимость звонить.

Дела сомнительного содержания творились в квартире № 50 в доме № 302-бис, где до своего появления на Патриарших прудах жил гражданин Берлиоз. В помещении, равно как и в душах его обитателей, царил беспорядок, к тому же периодически из квартиры исчезали люди. Прямо колдовство какое-то! А колдовству, как известно, стоит только начаться, так уж его ничем не остановишь.

Воланд не случайно выбрал квартиру, где сожительствовали искусство и разврат, олицетворяемые Берлиозом и Лиходеевым. Булгаков направляет жало своего сатириче-ского дара не только на Дом Грибоедова, но и на квартиру № 50, которая “давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией”. После исчезновения Стёпы Лиходеева квартира стала приютом для нечистой силы. Каких гостей у Воланда только не было: и лица официальные, и мертвецы, и милиция, и даже Мастер, в “совершенно засаленной чёрной шапочке с вышитой на ней жёлтым шёлком буквой “М””. Каковы же бывшие обитатели и гости сей злополучной квартиры? Их патриотизм, проявившийся в безудержной любви к советским деньгам, и лицемерие не имеют границ. Лишь Маргарита оказалась способной на сострадание, за что Воланд её и наградил.

Московское народонаселение, “спелёнутое, безглазое и безгласное”, духовно мёртвое, оказалось неспособным противостоять искушениям дьявола. Большинство людей, попавших в ловушки Воланда, завершили свою карьеру, а вместе с ней и жизнь, в клинике Стравинского, а город “ушёл в землю и оставил по себе только туман”, подобно своим без вести исчезающим обита

Москва и москвичи в романе

Человечество в романе. Роль массовых сцен. Внимание читателей прежде всего привлекают центральные персонажи романа: Мастер, Маргарита, Иешуа, Воланд, Пилат, Берлиоз, Бездомный. Это естественно.

Но булгаковский роман густо населен, и, кроме главных героев, его пространство заполняют сотни названных (имеющих имя) и безымянных персонажей, которых мы иногда вроде бы не замечаем, настолько они мастерски введены в текст, но без которых роман был бы неполон. По подсчетам исследователей, всего в романе 506 персонажей, 156 из них наделены именами собственными. Все вместе они создают обобщенный портрет человечества в его историческом движении: от начальной точки (прихода в мир Богочеловека две тысячи лет назад) до современности — булгаковской Москвы. Да, появилось после выхода романа в свет такое понятие — булгаковская Москва, и оно подразумевает не только определенную часть столицы с ее “романной” топографией, но и людские типы, для нее характерные.

Какими же видим мы москвичей в романе М. Булгакова?

Булгаков никогда не был излишне оптимистично настроенным в отношении нравственного прогресса человечества, и это придало определенный скепсис и его роману: писатель свидетельствует, что за две тысячи лет своего развития в лоне христианства (и романного времени) человечество мало изменилось. Две симметрично расположенные массовые сцены — в древней и современной частях романа — придают этой мысли особую наглядность. В первой части романа — в древнем Ершалаиме — Иешуа приговорен к “повешению на столбе”, предстоит мучительная казнь, казнь-пытка, которая, однако, привлекла множество любопытных, жадных до зрелищ людей: за повозкой с осужденными, за палачами и солдатами “шло около двух тысяч любопытных, не испугавшихся адской жары и желавших присутствовать при интересном зрелище. К этим любопытным… присоединились теперь любопытные богомольцы”.

Разоблачению “московского народонаселения”, то есть раскрытию его внутренней сути, очищенной от флера показных приличий и условностей, посвящена двенадцатая (!) глава “Черная магия и ее разоблачение”. В ней, как мы помним, речь идет о скандальном представлении в Варьете, вызвавшем не меньший интерес, чем в свое время казнь Иешуа в древнем Ершалаиме: “в два ряда лепилась многотысячная очередь, хвост которой находился на Кудрин ской площади. В голове этой очереди стояло примерно два десятка хорошо известных в театральной Москве барышников. к десяти часам утра очередь жаждущих билетов [на представление в Варьете. — В.К.] до того взбухла”, что являла собою “змею длиною в километр”. Современному человечеству свойственна та же жажда зрелищ, наслаждений, что и две тысячи лет назад.

Воланд прибыл в новую Москву за справкой о состоянии “московского народонаселения” и шире — всего современного человечества. Причем его, “конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая… — Аппаратура! — подсказал клетчатый. — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?”.

В свое время, мы помним, Базаров, герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”, требовал: “Исправьте общество, и болезней не будет”. И вот общество в новой Москве “исправлено”, стало “другим”, но достаточно ли этого для того, чтобы и человек стал другим?

Вывод Воланда нам известен: человеческая природа не может так быстро перемениться: “они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота… Ну, легкомысленны… ну, что ж, и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… квартирный вопрос только испортил их”. Визит Воланда, как и гениальный роман Мастера, угадавшего события двухтысячелетней давности, ничего не смог ли изменить в современной Москве. Все осталось по-прежнему.

Читайте также:
Анализ главы Фаталист в романе Герой нашего времени - значение

Словом, можем мы заключить после прочтения романа, социальный эксперимент по созданию нового человека не удался. Та же мысль, но в острой памфлетной форме, заключена в знаменитых сатирических повестях М. Булгакова — “Дьяволиада”, “Роковые яйца”, “Собачье сердце”. В этом еще раз проявляется известная позиция М. Булгакова, противопоставлявшего эволюционный путь развития революционному.

Читайте также другие статьи по творчеству М.А. Булгакова и анализу романа “Мастер и Маргарита”:

Гелла («Мастер и Маргарита»)

Среди персонажей романа «Мастер и Маргарита» есть «третьестепенные» и относительно неприметные, которые, казалось бы, не играют особой роли в повествовании. Характеристика образа Геллы показывает нам пример такого персонажа.

Кто такая Гелла

Гелла принадлежит к свите Воланда. Это привлекательная девушка-вампир, имеющая рыжие волосы и зелёные глаза. Несмотря на красоту, на шее у Геллы есть безобразный шрам, который напоминает о том, что она вампир.

Имя для героини Булгаков взял из греческой мифологии. На острове Лесбос этим словом называли внезапно погибших девушек, которые после смерти якобы становились вампирами. Некоторые исследователи, впрочем, указывают, что данное имя может быть связано с иудейской или шумерской мифологией.

Гелла присутствует во время бала в «нехорошей квартире», там она расхаживает в одном переднике, а то и вовсе без одежды. В свите Воланда она является единственной женщиной. При этом, судя по всему, она занимает в этой свите невысокое положение, довольствуясь ролью «служанки». На низшее положение Геллы в свите может указывать тот факт, что в последней сцене романа, во время финального полёта «сверхъестественных» действующих лиц и их перевоплощения, она не появляется.

Возможно, внезапное исчезновение Геллы из дальнейшего повествования связано с тем, что Булгакову не удалось закончить роман. Это не единственная «странность» в произведении, которую можно объяснить незавершённостью.

Гелла — развратная девушка, демонстрирующая выраженную сексуальность. У неё даже голос хриплый, «развратный». Однако она довольно хорошо поёт. Присущи ей, однако же, и совсем неприятные черты: так, время от времени её тело покрывается трупными пятнами, начинает ужасно пахнуть. Сразу видно, что девушка — покойница, которая, скорее всего, умерла насильственной смертью.

При этом вампирша имеет безукоризненное, идеальное телосложение, которому позавидовали бы многие девушки. Гелла — воплощение красоты и вечной молодости, что, казалось бы, не вяжется с её тяжёлой судьбой и приниженным положением в компании Воланда. Но подобной двойственностью отличаются многие персонажи романа.

Гелла умеет летать и творить ещё много разных «чудес», что говорит о том, что она колдунья. Она способна превращать в вампиров простых людей; иногда такое превращение происходит при помощи поцелуя, как это случилось с Варенухой. Она может превращать людей в животных, а также одни предметы в другие.

При этом она проявляет по отношению к Воланду полную покорность и отлично выполняет все его распоряжения. Гелла — хоть и могущественная, но всё-таки простая служанка. Она немногословна и больше предпочитает молчать; но если она говорит, то каждое её слово наполнено глубоким смыслом.

Как и другие представители «нечисти», Гелла боится солнечного света, а также петушиного крика, который и возвещает наступление дня. Поэтому превратить Римского, финансового директора театра, в вампира она не успела – её отпугнул крик петуха. В этом случае отсутствие героини в конце произведения можно объяснить ещё и тем, что при свете луны её могла бы постичь печальная участь — она бы окончательно умерла (хотя, что «в основном» она уже давным-давно мертва). Булгаков, возможно, решил не подвергать красивую девушку подобному испытанию.

Гелла и мифология

Имеет определённое значение рыжий цвет волос девушки. Рыжеволосые во многих странах мира в старину считались людьми, связанными с «нечистой силой»; в особенности это касалось женщин, отношение к которым вообще было подозрительным. Рыжеволосых считали колдунами и ведьмами, а также приписывали им определённые личностные качества: считалось, что они очень хитрые, способны манипулировать другими людьми, искусно лгать и т. д.

В ряде стран это суеверие дошло даже до Нового времени. В России при Петре I рыжеволосым запрещалось быть свидетелями в суде.

Безвременно погибшие девушки, а также дети — тоже распространённый мифологический сюжет. Такие девушки становились вампирами, русалками и другими сверхъестественными существами. Подобный сюжет имеется и в «Фаусте» Гёте, который Булгаков был хорошо знал. Некоторые черты Геллы Булгаков мог позаимствовать и из «готической» повести «Упырь» А. К. Толстого: так, Гелла щёлкает зубами, причмокивает и т. д.

Заключение

Образ Геллы не особенно значим в романе, поэтому исследователи и читатели часто не проявляют ему должное внимание. Кажется, она играет в повествовании в основном декоративную роль, тем более что это единственный подобный персонаж в свите Воланда. Однако к проработке даже такого персонажа Булгаков подошёл со всей серьёзностью, соединив в нём и древнюю мифологию, и распространённые народные легенды и суеверия.

Характеристика и образ Геллы в Мастере и Маргарите Булгакова сочинение

Булгаков пишет наиболее харизматичными образы нечистой силы в своем романе. Они как бы противопоставляются образам обывателей, которые склонны к мелким порокам и мелочности в целом. Эти люди не заслуживают особенного почтения и уважения, тогда как представители, казалось бы, отрицательной стороны являют собой некоторые идеалы.

В частности Гелла является во многом олицетворением красоты и молодости и этот факт подчеркивается именем героини. Как гласит распространенное мнение, имя Гелла было взято автором из истории Древней Греции, в частности из предания об острове Лесбос, на котором обитали поэтессы и там молодую скончавшуюся девушку, которая впоследствии становится вампиром, называли Геллой. Отсюда и им героини, которое из нарицательного становится собственным.

Читайте также:
Загадки про овощи для детей 3-7 лет - простые, сложные и обманки

Молодая вампирша красива и включает в себя ведьминские черты: зеленые глаза и густоту рыжих волос. Эти характерные детали, а также полет, указывают на умение колдовать и склонность к колдовству. Собственно, именно Гелла становится для Маргариты своеобразной проводницей и мир мистики и колдовства и делает Маргариту саму колдуньей.

Тем не менее, очарование этой героини (Геллы) является по большей части отрицательным. Оно оттеняется безобразным шрамом на шее, роковым воздействием ее красоты. После того как Гелла целует Варенуху, он сам превращается в упыря, то есть Гелла очаровывает и подчиняет своей красотой и тем самым делает человека слугой темных сил.

Сами представители свиты Воланда спокойно относятся к очарованию Геллы, которая ходит по квартире полностью обнаженной, в одном только переднике. Они не подвергаются таким простым страстям и могут спокойно реагировать на телесную красоту. При этом остальные люди сразу привлекаются обнаженной девушкой и в этом снова подчеркиваются приземленные натуры обывателей, которые обнажают такие элементарные стимулы.

Собственно говоря, вампирша действует как типичный бес-искуситель, который предлагает различные привилегии и удовольствия за преданность Сатане и темным силам. Простого мужчину она может очаровать и тоже сделать вампиром, для таких более высокодуховных натур как Маргарита она предлагает владение колдовством и внутреннюю свободу.

Многие считают характерным отсутствие Геллы в заключительной сцене, когда вся свита перевоплощается, тем не менее, как свидетельствует супруга Булгакова в чем-то образ Геллы может быть просто недоработан, так как роман сам по себе не был полностью завершен.

Сочинение про Геллу

Гелла представляет собой красивую девушку из свиты Воланда. Она не просто красива, но и притягательна, является своеобразным синонимом для фатальной красоты и для многих персонажей действительно приносит фатальность, даже делает вампиром Варенуху, то есть фактически повергает его на адское существование в дальнейшем. При этом Гелла в романе предстает в своем истинном образе, тогда как остальные предстают в обличье и этот факт подтверждается финальной сценой романа.

Мне этот образ кажется не только фатальным, но и трагичным и хочется его рассмотреть со стороны более эмоциональной и чувственной. Ведь, по сути, Гелла является образом погибшей молодости, трагичной молодости, она носит на себе страшный шрам, который является итогом чего-то страшного.

Такое сочетание с наготой и красотой невероятно ярко представляет перед нами всю печаль этого мира. Ведь Гелла, когда-то была просто красивой девушкой, со своими мечтами и заботами, возможно, она даже обладала какими-то возвышенными чувствами. Тем не менее, какое-то негативное воздействие (возможно, шрам оставил другой вампир, возможно он появился как следствие людской злобы) обратило эту девушку на дьявольскую сторону и теперь она не имеет надежды на спасение и прислуживает сатане, привлекая и других на его сторону.

Нагота Геллы является не просто привлекательным образом, который использовался Булгаковым для эпатажа. Нагота подчеркивает открытость этого персонажа, который полностью свободен от всего наносного и естественен. Только вот уродливый шрам создает характерный контраст, а также иногда Гелла проявляется как покойник: от нее веет специфическим запахом, иногда есть внешние признаки.

Таким образом, перед нами красота юности, которая подверглась воздействию зла. Внешняя оболочка, за которой таится трупное разложение и гибель, а, как известно, для христианской традиции гибель человека является негативным фактором, но через этот фактор христиане идут к небесам. Только вот Гелла – символ вечной погибели, так как связана с сатаной и погибла для того чтобы примкнуть к его свите и в этом особенная печаль.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Геллы в Мастере и Маргарите

Популярные сегодня темы

Ситуация, описанная в рассказе «Злоумышленник» не так проста, как представляется на первый взгляд. В суде разбирают поведение деревенского мужика, пойманного за преступным промыслом.

В повести Тургенева «Ася» есть немало интересных и своеобразных персонажей, один из которых – молодой человек по фамилии Гагин

Пятилетний Никита с малых лет подолгу был без присмотра. Его мать рано утром уходила трудиться в поле. А отца он не помнил, потому что тот давно ушёл воевать. Отправляясь на работу, мать наказывала сыну собирать куриные яйца

Первая АЭС в СССР начала функционировать с 1954 года. С одной стороны, это полезно, но с другой стороны, как оказалось, очень опасно для людей.

Главным героем в произведении бывший смелый офицер по имени Сильвио. Многим он кажется угрюмым и старым, но ему всего тридцать с небольшим лет. Он очень любит стрелять, это его любимое хобби.

Персонаж Гелла в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

Булгаков пишет наиболее харизматичными образы нечистой силы в своем романе. Они как бы противопоставляются образам обывателей, которые склонны к мелким порокам и мелочности в целом. Эти люди не заслуживают особенного почтения и уважения, тогда как представители, казалось бы, отрицательной стороны являют собой некоторые идеалы.

В частности Гелла является во многом олицетворением красоты и молодости и этот факт подчеркивается именем героини. Как гласит распространенное мнение, имя Гелла было взято автором из истории Древней Греции, в частности из предания об острове Лесбос, на котором обитали поэтессы и там молодую скончавшуюся девушку, которая впоследствии становится вампиром, называли Геллой. Отсюда и им героини, которое из нарицательного становится собственным.

Молодая вампирша красива и включает в себя ведьминские черты: зеленые глаза и густоту рыжих волос. Эти характерные детали, а также полет, указывают на умение колдовать и склонность к колдовству. Собственно, именно Гелла становится для Маргариты своеобразной проводницей и мир мистики и колдовства и делает Маргариту саму колдуньей.

Читайте также:
Латунский - характеристика критика в романе Мастер и Маргарита

Тем не менее, очарование этой героини (Геллы) является по большей части отрицательным. Оно оттеняется безобразным шрамом на шее, роковым воздействием ее красоты. После того как Гелла целует Варенуху, он сам превращается в упыря, то есть Гелла очаровывает и подчиняет своей красотой и тем самым делает человека слугой темных сил.

Сами представители свиты Воланда спокойно относятся к очарованию Геллы, которая ходит по квартире полностью обнаженной, в одном только переднике. Они не подвергаются таким простым страстям и могут спокойно реагировать на телесную красоту. При этом остальные люди сразу привлекаются обнаженной девушкой и в этом снова подчеркиваются приземленные натуры обывателей, которые обнажают такие элементарные стимулы.

Собственно говоря, вампирша действует как типичный бес-искуситель, который предлагает различные привилегии и удовольствия за преданность Сатане и темным силам. Простого мужчину она может очаровать и тоже сделать вампиром, для таких более высокодуховных натур как Маргарита она предлагает владение колдовством и внутреннюю свободу.

Многие считают характерным отсутствие Геллы в заключительной сцене, когда вся свита перевоплощается, тем не менее, как свидетельствует супруга Булгакова в чем-то образ Геллы может быть просто недоработан, так как роман сам по себе не был полностью завершен.

Воспоминания о Гелле

Чтобы дать характеристику Гелле в «Мастере и Маргарите», обратимся к книге и вспомним самые яркие эпизоды с участием данного персонажа.

В романе служащий варьете Варенуха отправляется в НКВД, чтобы передать им телеграммы от Лиходеева, которого нечистая сила забросила в Ялту. Перед отъездом раздается телефонный звонок, где Варенуху предупреждают не отвозить бумаги. Но он воспринимает эти угрозы как шутку, однако в туалете встречает Азазелло и кота Бегемота. Получив удар в глаз, служащий падает на пол, телеграммы в папке рассыпаются. Когда Варенуха открывает здоровый глаз, то видит стоящую рядом с ним красивую женщину. Это была Гелла. После ее укуса служащий Варенуха становится вампиром-наводчиком.

В 14 главе романа Гелла хотела обратить в нежить и финансового директора Варьете Римского.

Та заспешила, всунула рыжую голову в форточку, вытянула, сколько могла руку, ногтями начала царапать нижний шпингалет и потрясать раму. Рука ее стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной зеленью. Наконец зеленые пальцы мертвой обхватили головку шпингалета, повернули ее, и рама стала открываться. Римский слабо вскрикнул, прислонился к стене, и портфель выставил вперед, как щит. Он понимал, что пришла его гибель.

Рама широко распахнулась, но вместо ночной свежести и аромата лип в комнату ворвался запах погреба. Покойница вступила на подоконник. Римский отчетливо видел пятна тления на ее груди.

Но Римского спас крик петуха, благодаря которому Гелла не успела довести свой план до конца. Нежить боится солнца, а по старой традиции считается, что петух – вестник первых солнечных лучей (сравните с панночкой в повести «Вий» Н. В. Гоголя).

Как видно из приведенного отрывка, Гелла обладает сверхъестественной способностью менять длину своего тела, например, рука ее могла становиться резиновой, гибкой и удлиняться по ее желанию.

Гелла является живым покойником, вампиром, так как ее тело разлагается и за ней следует могильный запах.

Анализ персонажа

Красота Геллы на самом деле иллюзорна, также как и всё остальное, представляемое нечистью. Если деньги, раздаваемые Воландом, в итоге становятся обычными фантиками, то очарование вампирши порой отдаёт «трупным ароматом».

Через этот образ писатель выводит черты, свойственные нечистой силе. Это обман и иллюзорность. Обычные люди имеют слабость привлекаться подобной ложью, отчего они потом сами же и страдают. Допустим, Варенуха прельщается прекрасной внешностью служанки, и она использует это в своих корыстных целях, превращая мужчину в безвольного упыря. Перевоплощение такого плана свидетельствует не только о потере облика человека, но также ещё и об утрате души. Варенуха теперь служит Сатане.

Гелла олицетворяет образ роковой красотки, обладающей колдовскими умениями. Она может летать и участвовать в шабаше, именно она посвящает главную героиню в ведьминское сословие.

Голос Геллы развратен своей хрипотцой. Наверное, здесь в чём-то прослеживается ирония писателя, который, скорее всего, наблюдал подобную деталь у женщин лёгкого поведения. Эти дамочки много курили и обладали хрипловатым голосом. К тому же некоторые женщины по сей день целенаправленно снижают тембр, чтобы их речь казалась более вульгарной.

Аудиенция у Волонда

В главе 18, где к Воланду приходит буфетчик Соков, персонаж Гелла выступает уже в роли служанки Воланда, разгуливает по квартире голой, прикрывшись спереди белым фартуком. Такой вид прислуги, конечно, приводит советского человека в неописуемый ужас. В этой же сцене она общается по телефону с бароном Майгелем (шпион НКВД), который сегодня же хочет увидеться с Воландом.

Буфетчик Соков ждет, когда его примет маг. Самое интересное, что Гелла спрашивает об аудиенции не у самого Воланда, а у Коровьева, что может подчеркивать ее низкий статус в свите мага:

Рыцарь, тут явился маленький человек, который говорит, что ему нужен мессир.

После приема у Волонда Гелла провожает Сокова, а когда тот возвращается, позабыв шляпу, Гелла подает ему головной убор и шпагу, которую буфетчик не берет, буркнув «не мое». Вот что было дальше:

Голове его почему-то было неудобно и слишком тепло в шляпе; он снял ее и, подпрыгнув от страха, тихо вскрикнул. В руках у него был бархатный берет с петушьим потрепанным пером.

Буфетчик перекрестился. В то же мгновение берет мяукнул, превратился в черного котенка и, вскочив обратно на голову Андрею Фокичу, всеми когтями вцепился в его лысину. Испустив крик отчаяния, буфетчик кинулся бежать вниз, а котенок свалился с головы и брызнул вверх по лестнице.

Читайте также:
Старый дед и внучек - анализ, персонажи, основная мысль, тема

Чертовщина, одним словом.

Ольга Бокшанская

Многие критики утверждают, что Булгаков наделил вампиршу некоторыми чертами Ольги Сергеевны Бакшанской, старшей сестры третьей супруги писателя. Дело в том, что у Михаила Александровича были натянутые отношения с этой женщиной, и он испытывал к ней открытую антипатию, об этом он не раз писал в своих письмах.

Некоторые видят в прообразе Геллы знатную даму, совершившую преступление. Если взять во внимание, что в ранних редакциях произведения служанку Воланда звали Мартой, несложно провести аналогию с организацией «первомартовцев», убивших императора Александра II. В числе приговоренных к смерти и повешенных была и Софья Львовна Перовская. Версия подтверждается тем, что у Геллы был на шее уродливый шрам.

Гелла на страницах романа «Мастер и Маргарита»

Персонаж Гелла выполняет в книге больше вспомогательную роль, функции служанки. Она появляется еще в нескольких эпизодах:

  • Незадолго до бала Гелла сначала варит чудотворную мазь, а затем втирает ее в колено Воланда.
  • Когда бал завершился, озорник Бегемот показывает мастер-класс стрельбы из пистолета. В процессе стрельбы он наносит рану в палец Гелле, после чего она в злобе бросается на хулигана.
  • Печатает справку Николаю Ивановичу для супруги о том, что он был на балу у Сатаны.
  • После пожара в «плохой квартире» вместе с другими улетает в обнаженном виде.

Странность вызывает то, что в конце книги свита Воланда перевоплощается за исключением Геллы. Коровьев и Бегемот становятся неузнаваемыми. Они уже не шалопаи и вредители, а серьезные мужи. По мнению жены писателя, Булгаков просто забыл в заключительной сцене прописать Геллу. Но большинство литературоведов думают, что Михаил Александрович целенаправленно не стал упоминать вампиршу. Гелле не надо было превращаться ни в кого, она сохранила свой человеческий облик, только стала упырем.

Гелла и Воланд. Есть гипотеза, что их связывают близкие отношения, вряд ли он кому-то еще доверил бы свое больное колено. Он знает суть Геллы и говорит Маргарите, что «нет той услуги, которую она не может оказать». В том, что давным-давно она стала вампиром, думается, участие Воланда было самым активным. Не так просто войти в его свиту.

Внешность и способности

Прежде всего, героиня выделяется своей внешностью, которая в романе подвергается мифологизации. Девушка очень красива. На шее у неё выделяющийся шрам, однако он её не портит. Гелла может похвастаться:

  • «горящими, фосфорическими» глазами;
  • огненно-рыжими волосами;
  • идеальным телосложением.

Подобное описание делает её похожей на ведьму. Ей нравится ходить без одежды, однако писатель не зацикливается на этом. Отметина на шее — важная деталь: она указывает, что смерть девушки была насильственной.

Эта героиня — вампир, и Булгаков делает на этом акцент. Он пишет, что от неё исходит холод, а руки покрыты «трупной зеленью». На груди виднеются «пятна тления», а пахнет от неё погребом.

Что касается обязанностей, она должна была выполнять работу по дому, готовить еду и делать всё то, чем обычно занимается служанка. Однако не стоит забывать, что Гелла — колдунья. Для совершения миссии она делает ещё кое-что. В эпизодах с её участием показано настоящее волшебство. Допустим, она летает по воздуху, превращает администратора Варьете в так называемого вампира-наводчика. Если бы не петушиный крик поутру, она бы сделала вампиром и Римского.

Колдунья умеет также «работать с предметами». Когда Соков возвращается за забытым головным убором, она отдаёт ему берет, после он становится то петухом, то котёнком.

Если говорить о её качествах, она аккуратна и организована. Воланд утверждает, что нет такой услуги, которую бы она не могла оказать. Она мало говорит, доказывая свою преданность реальными поступками.

Значение образа Геллы

Образ Геллы в «Мастере и Маргарите» Булгаков взял из энциклопедии Брокгауза и Эфрона. Таким именем в мифологии Древней Греции прозывали девушек, умерших раньше времени, ушедших в мир иной не по своей воле. Они становились после гибели вампирами на острове Лесбос.

Еще вспоминается история из греческой мифологии, где Гелла – это дочь царя Атаманта и сестра Фрикса. Спасаясь вместе с братом от злобной мачехи на золотом баране, она падает в воды и погибает.

Персонаж Гелла впитал в себя и частично образ Гретхен из «Фауста» Гете. Возлюбленная Фауста убила их совместного ребенка, когда он ушел от нее. Гретхен казнили, и на шее несчастной девушки был чудовищного вида шрам. Точной такой же уродует красивую внешность Геллы.

При создании персонажа Геллы, писатель использовал небольшой рассказ А. К. Толстого «Упырь». Причмокивание, зловещее пощелкивание зубами – характерные черты рассказа. В одном из эпизодов невеста, причмокивая, кусает любимого, и тот становится упырем.

Функция в свите

Многие читатели не запоминают образ Геллы, так как она выполняет лишь вспомогательную функцию в свите Воланда. Она девушка-вампир, спутница Сатаны. Вампиры, по мифологии, являются низшим разрядом нечистой силы. Называет героиню Воланд своей служанкой. В мире реальном Гелла является горничной иностранца, который появляется в Москве.

Именно из-за своей вспомогательной роли Гелла – одна из свиты Воланда, кто не попал под лунный свет в финал произведения. Миссия свиты была завершена, поэтому необходимости в данной героини не было. Луна бы превратила бы Геллу в мертвеца, кем она и является, если не рассматривать мифологический аспект.

Большинство исследователей творчества Михаила Афанасьевича Булгакова говорят о целенаправленности того, что Гелла не появляется в финале романа. Однако не стоит забывать, что роман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков не завершил. Возможно, Гелла и оказалась бы в последнем эпизоде, если бы не смерть автора.

Читайте также:
Характеристика Ноздрева - внешность, образ героя Мертвых душ

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Гелла в романе «Мастер и Маргарита», рассмотрит образ ведьмы и вампира Геллы, которая обладает волшебными способностями.

Популярные сегодня темы

Роман Герой нашего времени Михаила Юрьевича Лермонтова — первый психологический роман в истории русской литературы. Хронотоп этого произведения нарушен, автор сделал это осознанно

Что такое ВЫБОР? Ответ на этот вопрос получит человек, прочитавший данный текст. Мне кажется, что выбором является возможность человека откинуть

Истина и сострадание, кажется, понятия несопоставимые друг с другом. Но Горькому в пьесе На дне удается мастерски их противопоставить. Одни герои произведения говорят правду другие проявляют сострадание. Чьё же поведение более верно?

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых великих классиков России. Его творческий путь был нелегкий, была слава, но и были беды. За «бунтарский нрав» поэта отправили в ссылку. Впрочем этот момент

Известный миллионам читателей роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» полон загадок и неразрешенных вопросов, однако на некоторые из них мы можем дать ответ

О способностях ведьмы

Гелла-служанка

Внешность – не единственная уникальная черта, на которую автор обращает внимание читателей. Воланд определил помощнице вполне конкретную роль: приготовление еды, обслуживание, уборка. То есть Гелла выполняла различную бытовую, домашнюю работу.

В качестве члена свиты мастера темных сил вампирша играла и другие роли – специально выбранные для реализации определенной миссии.

Несколько интересных сочинений

Выдающийся, знаменитый и пожалуй, один из самых великих писателей девятнадцатого века Пушкин Александр Сергеевич. Как автор он не один раз брал за основу любого из своих произведений исторические данные, которые соответствовали правдивым данным

Пьер изображается в повествовании на разных жизненных этапах, имея при этом изменения не только судьбоносные и характерные, но и внешние.

У каждого времени года свои особенности. Но наиболее колоритным их явления становятся в определенные времена суток.

Меня интересуют очень многие вещи, такие как астрономия, палеонтология, программирование. Притом, программирование мне нравится больше всего

Книги – это то, что окружает нас почти с рождения. Пока мы крохотные младенцы, нам читают колыбельные песенки, когда мы подрастаем, родители читают сказки на ночь, а после каждый из нас сам готов взять книжку в руки

Экранизации романа[ | ]

В экранизации 1994 года вампиршу сыграла актриса Александра Захарова.

В телесериале 2005 года Геллу играет петербургская актриса Татьяна Школьник

. Костюмов для съёмок понадобилось три: фартук для квартирных сцен, красивое вечернее платье для сеанса в Варьете и платье с глубоким разрезом во время бала. Обнажённого тела в кадре практически нет — сериал рассчитан на семейный просмотр. После съёмок актриса признавалась, что самым сложным было имитировать пластику полёта.[
источник не указан 387 дней
][
значимость факта?
]

Образ и характеристика Геллы в Мастере и Маргарите Булгакова сочинение

Гелла – вампирша, представляет собой младшую служанку Воланда, которая выполняет различные мелкие поручения. Она всегда ходит нагой и обладает красотой юной девушки, которую уродует только шрам на шее.

Тем не менее, в действительности эта красота является только иллюзорной, равно как многое представляемое нечистой силой. Подобно тому как деньги розданные Воландом людям превращаются в фантики, красота Геллы иногда «отдает» трупным запахом. К примеру, Римский отчетливо видит на груди девушки трупные пятна, а в других сценах есть свидетельства о запахе погреба (то ест запахе земли и погребения) который исходит от очаровательной девушки.

Соответственно, через образ Геллы Булгаков выводит характерные черты нечистой силы, которыми являются: иллюзорность и обман. При этом люди (просты е обыватели) способны привлекаться этим обманом и от этого страдают. Например, Варенуха прельщается красотой Геллы и она коварно использует этот порок, после поцелуя он тоже становится безвольным вампиром и такое перевоплощение говорит не только об утрате человеческого облика, но и о потере души, а точнее спасения души, Варенуха становится слугой сатаны.

Во многом именно в Гелле прослеживается образ роковой красавицы, которая обладает колдовскими умениями. По облику она является типичной ведьмой: зеленоглазой и рыжеволосой. Она умеет летать и принимает участие в шабаше, посвящает Маргариту в ведьминское сословие.

Булгаков добавляет этой героине немного хрипловатый и развратный голос. Пожалуй, в чем-то тут наблюдается только ирония автора, который, возможно, взял такую деталь от женщин легкого поведения своего времени. Как известно, эти женщины немало курили и поэтому имели хрипловатый голос, также для определенной части женщин характерным является специальное снижение тембра для создания такой искусственной глубины и вульгарности речи.

Равно как многим героям из этого романа Гелле сочувствуешь, так как, по сути, она является частью свиты сатаны не совсем по собственной воле. Шрам на шее является признаком насильственной гибели и говорит о тяжелой судьбе, которая завершилась обращением в вампиры.

Вариант 2

В романе М.Булгакова ” Мастер и Маргарита ” царь тьмы Воланд окружен слугами и служанками. Одной из них является Гелла – вампирша из его свиты, внешне достаточно привлекательная : рыжеволосая, зеленоглазая. Единственное, что ее портит, заметный шрам на шее, выдающее в ней ее суть. Имя Гелла выбрано автором неслучайно. Так звали безвременно ушедших из жизни девушек с острова Лесбос, которые в загробном мире становились вампиршами. Образ почерпнут из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона ( статья ” Чародейство ” ) .

Роль Геллы в дьявольских делах Воланда проявляется неотчетливо : она, как ведьма, способна летать по воздуху, перемещается по квартире, где остановился Воланд, обнаженная, в одном переднике, может соблазнить любого своими чарами, а от ее поцелуя мало, кто устоит, сразу превращаясь в подобного ей вампира. Так произошло с ” зазевавшимся ” Варенухой. Он потерял бдительность и попал в ее сладкий омут. Особенностями ее манер были причмокивание и щелканье зубами. В повести Алексея Толстого ” Упырь ” есть похожий эпизод, где поцелуй делает такое же магическое превращение возлюбленного в вампира.

Читайте также:
Анатоль Курагин - характеристика князя в романе Война и мир

Воланд как стратег и тактик всей нечистой силы, ее повелитель и палач имел в своей свите более изощренных и хитрых слуг, однако, характеризуя Геллу, он отдает должное ее смекалке, способности безукоризненно приводить его волю в действие, залихватски, яростно и с максимальной отдачей, присущей не всем : ” Расторопна, понятлива “. Любые грязные делишки Воланда, его рискованные затеи она отчаянно, без страха и упрека, бралась воплощать в жизнь, была верна своему хозяину, даже если бы пришлось пройти круги ада, неизвестные даже вампирам. Не нашлось бы задания, которого она не смогла бы выполнить и задачи, которую она не смогла бы решить : ” нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать ” .

Странным фактом представляется отсутствие Геллы, как одного из ярких пятен свиты Воланда, в эпизоде последнего полета. Как младший член свиты, вспомогательный персонаж, она составляет задний план Воланда, находится ” на подхвате ” во всех сценах. Она, как тень, растворяется во время представления в театре Варьете, в Нехорошей квартире, на сатанинском балу. Обычно в произведениях авторов – мистиков вампиры не являлись высоким разрядом нечистой силы, поэтому в конце романа ” Мастер и Маргарита ” вампирша ни в кого не превратилась.

Таким образом, Геллу как персонаж многоликим не назовешь, однако без ее образа не создался бы тот таинственный фон, на котором все происходило, вершились судьбы, творились нечистые дела, в которых верховодил непобедимый и безнаказанный предводитель зла Воланд.

Сочинение Гелла в романе Мастер и Маргарита с описанием внешности

Гелла – персонаж из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Она служанка, единственная представительница женского пола, которая находится в самом низу иерархии свиты Воладна. Хороша собой, тело ее было безукоризненным, зеленые глаза светились, а красивое лицо обрамляли рыжие волосы. Единственным дефектом в ней был ее безобразный, красный шрам на шее, который свидетельствовал о том, что она является представительницей вампирского рода.

Булгаков позаимствовал некоторые признаки вампиризма из романа «Упырь» А.К. Толстого, она причмокивает и щелкает зубами, что свойственно для этих существ. Кроме того, имя Гелла, Михаил Булгаков подчерпнул в Энциклопедическом словаре, в статье «Чародейство», где было сказано о том, что на острове Лесбос так называли девушек, рано ушедших из жизни и ставших после смерти вампирами.

Так же о вампирском происхождении Геллы говорит и сцена поцелуя Варенухи, после которого он тоже превращается в вампира.

Она свободно летает по воздуху и практически всегда ходит нагая. Ее тело прикрывает лишь кокетливый, кружевной передник и белоснежная наколка на голове. В романе у нее было еще два наряда это вечернее платье, в котором она явилась на сеансе в Варьете и платье с высоким разрезом на бедре во время балла. В нехорошей квартире она всегда была в бесстыжем переднике. Голос девушки хоть и с хрипотцой, но вкрадчивый и развратный.

В основном она выполнят всю женскую работу в нехорошей квартире, например, накрывает на стол. Вдобавок она исполняет самые разнообразные поручения мессира Воланда, даже такие как напугать Римского.

Иногда она пахла погребом, а на ее груди виднелись трупные пятна, что говорит о ней как о покойнице, возможно поэтому в последней сцене перевоплощения ее единственной не было в свите Воланда, ведь перевоплотиться она могла только в мертвую девушку.

Жена писателя Елена Сергеевна считала, что отсутствие Геллы в последнем эпизоде это результат незавершенности работы. Из воспоминаний литературного критика В.Я. Лакшина, когда он сказал жене Булгакова, что в последней сцене нет Геллы, она вдруг вскрикнула: «Миша забыл Геллу!».

Возможно, писатель специально не включил Геллу в эту сцену, так как она была всего на всего безмолвной служанкой в самом низу иерархии свиты, да и к тому же когда «ночь разоблачала все обманы» превратится, как было сказано выше, ей суждено было только в покойницу.

Проанализировав вышеописанное, можно сказать, что образ Геллы это образ красивой, распутной девушки-служанки, для которой нет услуги, которую она не смогла бы выполнить. И хотя она играла роль второстепенного персонажа, который появлялся в романе всего несколько раз, без ее образа свита Воланда не была бы такой полноценной и ярко выраженной.

Образ и характеристика Геллы в Мастере и Маргарите

Несколько интересных сочинений

«Край родной, навек любимый», поётся в знаменитой песне. А что такое – родной край. И почему он такой любимый? Одни говорят, что это то место, где ты родился, другие скажут, что такое, где вырос.

Главный герой одноимённого романа Гончарова Обломов является личностью апатичной и очень ленивой. Причины этому, как показывает автор, кроются в далёком детстве Ильи Ильича.

На нашей планете живёт огромное множество людей, которые отличаются друг от друга по каким либо признакам, будь то внешние или внутренние признаки, но всё равно, данные отличия имеют место быть в социальной жизни человека

Сочинения по произведениям Перро

В рассказе Толстого «Кавказский пленник» мы видим два противоположных образа военных: Жилина и Костылина. Это офицеры, которые несут службу на Кавказе. Автор усиливает контраст между героями с помощью экстремальной ситуации

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: