Наставление отца Чичикова в поэме Мертвые души

Наставление отца Чичикова в поэме Мертвые души (текст эпизода наказ, завет, совет)

«… При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление:

«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сорóке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу…»

Анализ эпизода Наставление отца Чичикова (9 класс)

Отец не просто наставлял Павлушу, то есть не просто учил его, а ещё и провожал в другой город – далекий. И наверное, отец понимал, что после нескольких лет учебы Павел не вернётся домой работать – там и места нет. Сын взрослый останется в городе, там будет карьеру делать. Про женитьбу речь не идёт совсем. Только про друзей…

Наставление это начинается нормально вроде бы… Учиться нужно, не стоит хулиганить, вести разгульный образ жизни. То есть не гулять и пить! А то студенты могут плохо повлиять… Но тут же всё это привычное и нормальное сворачивает на то, чтобы угодить учителям, а ещё начальникам, то есть тем, кто «важней». Отец поясняет, какой толк от хороших отношений с начальством. Если там всё хорошо, то и учиться не нужно. Тут же он противоречит тому, что сказал выше. Вроде нужно учиться, но не нужно, если всё у вас хорошо с начальниками. Если таланта нет, то тем более нужно угождать. Наверное, отец считает, что у его сына особого таланта нет…

Нужно, по его мнению, всех опередить! А с ровесниками отец не советует дружить. Толку от них? Но вдруг так получится, то дружить можно с богатыми. Ведь от них может быть польза! Если что, то они тебя выручат… Вообще, это уже всё ужасно, ведь отец учит его дружить («оценивать людей») по их достатку. Если человек потеряет своё состояние, то потеряет и дружбу! И ещё учит его не угощать людей, а делать так, чтобы они его угощали. Это уже совсем некрасиво! Есть и пить за чужой счёт! А самому экономить… И тут отец говорит, что самое важное – беречь копейку. Она вроде как не выдаст! А товарищ, типа, выдаст. Но с нашим курсом денег всё может быть – и копейка предаст. Вот так будешь копить, а тут деноминация какая-нибудь, кризис или реформа.

Понятно, почему он так говорит, но всё-таки это слишком подло, так мелочно. Если услышать такое, то и не захочешь дружить с таким человеком. А ведь Павлуша ни разу не возразил отцу! Хотя это было бы, может, и не очень вежливо – спорить со старым человеком. Но после ведь говорится, что Павел Иванович впитал эти слова родителя, следовал им всю жизнь. И мы знаем, к чему это его привело! Скупать мертвые души! Сориентировал его отец на деньги, против людей.

Наверное, отец у Чичикова не самый добрый человек. Вот сын его и не приезжал к нему. Сбиты ориентиры с людей, просто с чего-то хорошего, на просто деньги. А они ведь средство! Чего хотел Чичиков (отец) этими деньгами добиться? Власти – задавить других.

Вариант 2

В детстве Чичикову приходилось непросто: жил он безрадостно и трудно. Его отец часто болел, и ласки от него было не дождаться. Когда отец провожал Павлушу в другой город, то дал ему наставление, которое кардинально повлияло на становление характера и его дальнейшую жизнь.

В своем наставлении отец советовал Чичикову учиться и не перечить учителям; выслуживаться начальству; заводить общение с теми, кто посостоятельнее; вести себя лучше так, чтобы тебя угощали, а не угощать кого-то; беречь и ценить каждую копеечку. Отец ничего не говорил про честность, доброту, отзывчивость и милосердие, хотя Чичиков и сам не спрашивал про это. Однако вскоре вспомнил, что дополнения к наставлению отца совершенно не нужны, ведь они только мешают, тревожа чувство совести.

В своем наказе отец противоречит сам себе: сначала говорит, что необходимо учиться, но сразу, после всего вышесказанного, повествует о том, что учиться совсем и не обязательно, если ладить с начальство. А талант к этому отсутствует, то тем более нужно угождать. Скорее всего отец считал, что у Чичикова таланта не было.

Чичиков постоянно угождал всем учителям, даже в самых незначительных вещах, что помогло ему стать любимчиком. «При выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение».

Чичиков обладал такими качествами, как смекалка, приспособленчество и ловкость. Он мог манипулировать людьми, получая с ним выгоду, и это не составляло для него труда. Чичиков рано научился лицемерить, угадывать желания начальства, что помогло ему сделать карьеру.

Читайте также:
Жди меня, и я вернусь - анализ, история создания, основная тема

Для Чичикова стало занятием первой важности выслуживаться начальникам, чтобы добиться главной цели – копить богатство. По этой причине руководство относилось к нему всегда хорошо.

С самого начала Чичиков интересовался финансовым вопросом. Он постоянно копил деньги: мог слепить фигуру из воска и продать ее, купить пряников и ждать, пока товарищи проголодаются, а он в свою очередь с них возьмет в тридорого.

На протяжении всей поэмы мы видели, как формировались личность и подсознание главного героя. Душа Чичикова даже на вершине его успехов находилась где-то там, в глубоком детстве, в атмосфере вечной сырой осени за окнами старого дома.

Выражение «копейка рубль бережет»: значение, происхождение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Наставление отца Чичикова в поэме Мертвые души

«… При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление:

«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сорóке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу…»

Анализ эпизода Наставление отца Чичикова (9 класс)

Отец не просто наставлял Павлушу, то есть не просто учил его, а ещё и провожал в другой город – далекий. И наверное, отец понимал, что после нескольких лет учебы Павел не вернётся домой работать – там и места нет. Сын взрослый останется в городе, там будет карьеру делать. Про женитьбу речь не идёт совсем. Только про друзей…

Наставление это начинается нормально вроде бы… Учиться нужно, не стоит хулиганить, вести разгульный образ жизни. То есть не гулять и пить! А то студенты могут плохо повлиять… Но тут же всё это привычное и нормальное сворачивает на то, чтобы угодить учителям, а ещё начальникам, то есть тем, кто «важней». Отец поясняет, какой толк от хороших отношений с начальством. Если там всё хорошо, то и учиться не нужно. Тут же он противоречит тому, что сказал выше. Вроде нужно учиться, но не нужно, если всё у вас хорошо с начальниками. Если таланта нет, то тем более нужно угождать. Наверное, отец считает, что у его сына особого таланта нет…

Нужно, по его мнению, всех опередить! А с ровесниками отец не советует дружить. Толку от них? Но вдруг так получится, то дружить можно с богатыми. Ведь от них может быть польза! Если что, то они тебя выручат… Вообще, это уже всё ужасно, ведь отец учит его дружить («оценивать людей») по их достатку. Если человек потеряет своё состояние, то потеряет и дружбу! И ещё учит его не угощать людей, а делать так, чтобы они его угощали. Это уже совсем некрасиво! Есть и пить за чужой счёт! А самому экономить… И тут отец говорит, что самое важное – беречь копейку. Она вроде как не выдаст! А товарищ, типа, выдаст. Но с нашим курсом денег всё может быть – и копейка предаст. Вот так будешь копить, а тут деноминация какая-нибудь, кризис или реформа.

Понятно, почему он так говорит, но всё-таки это слишком подло, так мелочно. Если услышать такое, то и не захочешь дружить с таким человеком. А ведь Павлуша ни разу не возразил отцу! Хотя это было бы, может, и не очень вежливо – спорить со старым человеком. Но после ведь говорится, что Павел Иванович впитал эти слова родителя, следовал им всю жизнь. И мы знаем, к чему это его привело! Скупать мертвые души! Сориентировал его отец на деньги, против людей.

Наверное, отец у Чичикова не самый добрый человек. Вот сын его и не приезжал к нему. Сбиты ориентиры с людей, просто с чего-то хорошего, на просто деньги. А они ведь средство! Чего хотел Чичиков (отец) этими деньгами добиться? Власти – задавить других.

Мертвые души (52 стр.)

Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные — бог ведает; лицом он на них не походил: по крайней мере родственница, бывшая при его рождении, низенькая, коротенькая женщина, которых обыкновенно называют пигалицами, взявши в руки ребенка, вскрикнула: «Совсем вышел не такой, как я думала! Ему бы следовало пойти в бабку с матерней стороны, что было бы и лучше, а он родился просто, как говорит пословица: ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве! Маленькая горенка с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето, отец, больной человек, в длинном сюртуке на мерлушках и в вязаных хлопанцах, надетых на босую ногу, беспрестанно вздыхавший, ходя по комнате, и плевавший в стоявшую в углу песочницу, вечное сиденье на лавке, с пером в руках, чернилами на пальцах и даже на губах, вечная пропись перед глазами: «не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце»; вечный шарк и шлепанье по комнате хлопанцев, знакомый, но всегда суровый голос: «опять задурил!», отзывавшийся в то время, когда ребенок, наскуча однообразием труда, приделывал к букве какую-нибудь кавыку или хвост; и вечно знакомое, всегда неприятное чувство, когда вслед за сими словами краюшка уха его скручивалась очень больно ногтями длинных протянувшихся сзади пальцев: вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память. Но в жизни все меняется быстро и живо: и в один день, с первым весенним солнцем и разлившимися потоками, отец, взявши сына, выехал с ним на тележке, которую потащила мухортая пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем соро́ки; ею правил кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме. На соро́ке тащились они полтора дни с лишком; на дороге ночевали, переправлялись через реку, закусывали холодным пирогом и жареною бараниною, и только на третий день утром добрались до города. Перед мальчиком блеснули нежданным великолепием городские улицы, заставившие его на несколько минут разинуть рот. Потом соро́ка бултыхнула вместе с тележкою в яму, которою начинался узкий переулок, весь стремившийся вниз и запруженный грязью; долго работала она там всеми силами и месила ногами, подстрекаемая и горбуном и самим барином, и наконец втащила их в небольшой дворик, стоявший на косогоре с двумя расцветшими яблонями пред стареньким домиком и садиком позади его, низеньким, маленьким, состоявшим только из рябины, бузины и скрывавшейся во глубине ее деревянной будочки, крытой драньем, с узеньким матовым окошечком. Тут жила родственница их, дряблая старушонка, все еще ходившая всякое утро на рынок и сушившая потом чулки свои у самовара, которая потрепала мальчика по щеке и полюбовалась его полнотою. Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища. Отец, переночевавши, на другой же день выбрался в дорогу. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей соро́ке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

Читайте также:
Стихи про душу - читать онлайн красивые стихотворения на нашем сайте

Павлуша с другого же дни принялся ходить в классы. Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию; но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической. Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же. Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив — в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот какие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить, — признак подступающего голода, — он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и, раззадоривши его, брал деньги, соображаяся с аппетитом. Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, которую засадил в маленькую деревянную клеточку, и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал потом ее тоже очень выгодно. Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой. В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно. Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. Достаточно было тому, который попал на замечание со стороны остроумия, достаточно было ему только пошевелиться или как-нибудь ненароком мигнуть бровью, чтобы подпасть вдруг под гнев. Он его гнал и наказывал немилосердно. «Я, брат, из тебя выгоню заносчивость и непокорность! — говорил он. — Я тебя знаю насквозь, как ты сам себя не знаешь. Вот ты у меня постоишь на коленях! ты у меня поголодаешь!» И бедный мальчишка, сам не зная за что, натирал себе колени и голодал по суткам. «Способности и дарования? это все вздор, — говаривал он, — я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Солона заткни за пояс!» Так говорил учитель, не любивший насмерть Крылова за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей», — и всегда рассказывавший с наслаждением в лице и в глазах, как в том училище, где он преподавал прежде, такая была тишина, что слышно было, как муха летит; что ни один из учеников в течение круглого года не кашлянул и не высморкался в классе и что до самого звонка нельзя было узнать, был ли кто там, или нет. Чичиков вдруг постигнул дух начальника и в чем должно состоять поведение. Не шевельнул он ни глазом, ни бровью во все время класса, как ни щипали его сзади; как только раздавался звонок, он бросался опрометью и подавал учителю прежде всех треух (учитель ходил в треухе); подавши треух, он выходил первый из класса и старался ему попасться раза три на дороге, беспрестанно снимая шапку. Дело имело совершенный успех. Во все время пребывания в училище был он на отличном счету и при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение. Вышед из училища, он очутился уже юношей довольно заманчивой наружности, с подбородком, потребовавшим бритвы. В это время умер отец его. В наследстве оказались четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сертука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег. Отец, как видно, был сведущ только в совете копить копейку, а сам накопил ее немного. Чичиков продал тут же ветхий дворишко с ничтожной землицей за тысячу рублей, а семью людей перевел в город, располагаясь основаться в нем и заняться службой. В это же время был выгнан из училища за глупость или другую вину бедный учитель, любитель тишины и похвального поведения. Учитель с горя принялся пить; наконец и пить уже было ему не на что; больной, без куска хлеба и помощи, пропадал он где-то в нетопленной, забытой конурке. Бывшие ученики его, умники и остряки, в которых ему мерещилась беспрестанно непокорность и заносчивое поведение, узнавши об жалком его положении, собрали тут же для него деньги, продав даже многое нужное; один только Павлуша Чичиков отговорился неимением и дал какой-то пятак серебра, который тут же товарищи ему бросили, сказавши: «Эх ты, жила!» Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих; слезы градом полились из погасавших очей, как у бессильного дитяти. «При смерти на одре привел бог заплакать», — произнес он слабым голосом и тяжело вздохнул, услышав о Чичикове, прибавя тут же: «Эх, Павлуша! вот как переменяется человек! ведь какой был благонравный, ничего буйного, шелк! Надул, сильно надул…»

Читайте также:
Новый год любовь: сборник трогательных стихотворений о любви к Новому году

Вариант 2

В детстве Чичикову приходилось непросто: жил он безрадостно и трудно. Его отец часто болел, и ласки от него было не дождаться. Когда отец провожал Павлушу в другой город, то дал ему наставление, которое кардинально повлияло на становление характера и его дальнейшую жизнь.

В своем наставлении отец советовал Чичикову учиться и не перечить учителям; выслуживаться начальству; заводить общение с теми, кто посостоятельнее; вести себя лучше так, чтобы тебя угощали, а не угощать кого-то; беречь и ценить каждую копеечку. Отец ничего не говорил про честность, доброту, отзывчивость и милосердие, хотя Чичиков и сам не спрашивал про это. Однако вскоре вспомнил, что дополнения к наставлению отца совершенно не нужны, ведь они только мешают, тревожа чувство совести.

В своем наказе отец противоречит сам себе: сначала говорит, что необходимо учиться, но сразу, после всего вышесказанного, повествует о том, что учиться совсем и не обязательно, если ладить с начальство. А талант к этому отсутствует, то тем более нужно угождать. Скорее всего отец считал, что у Чичикова таланта не было.

Чичиков постоянно угождал всем учителям, даже в самых незначительных вещах, что помогло ему стать любимчиком. «При выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение».

Чичиков обладал такими качествами, как смекалка, приспособленчество и ловкость. Он мог манипулировать людьми, получая с ним выгоду, и это не составляло для него труда. Чичиков рано научился лицемерить, угадывать желания начальства, что помогло ему сделать карьеру.

Для Чичикова стало занятием первой важности выслуживаться начальникам, чтобы добиться главной цели – копить богатство. По этой причине руководство относилось к нему всегда хорошо.

С самого начала Чичиков интересовался финансовым вопросом. Он постоянно копил деньги: мог слепить фигуру из воска и продать ее, купить пряников и ждать, пока товарищи проголодаются, а он в свою очередь с них возьмет в тридорого.

На протяжении всей поэмы мы видели, как формировались личность и подсознание главного героя. Душа Чичикова даже на вершине его успехов находилась где-то там, в глубоком детстве, в атмосфере вечной сырой осени за окнами старого дома.

Читайте также:
Тема Родины в творчестве Ахматовой - анализ стихотворений

Об отношениях с людьми

“Больше всего угождай учителям и начальникам” – таким был завет отца. Бесспорно, это не самое лучший наказ для начала жизни, но в этот Чичиков-старший видел путь к достижению успеха и признания. Он не верил в ум и талант собственного ребёнка, хотя в школе Павлуша оказался вполне успешным, пусть и не самым лучшим учеником. У него была склонность к арифметике, и в будущем Чичиков оказался умельцем просчитать и вычислить все необходимые действия.

Советы отца Павлуша воспринял буквально, поэтому со времён училища научился водиться с теми, “кто побогаче, чтобы при случае могли быть … полезными”. Родитель советует Павлуше никого не угощать, не тратить деньги на товарищей, а вести себя так, чтобы другие угощали его. Эту науку мальчик постиг быстро, и умудрялся продавать угощения своим же одноклассникам прямо на занятиях.

Мое отношение к Печорину – сочинение-рассуждение на тему его личности

Наставление отца Чичикова в поэме Мертвые души сочинение

«… При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление:

«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сорóке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу…»

Родительский завет

Отец Павлуши наказывал сыну “не повесничать”, не баловаться, а заниматься только учёбой, что говорит о том, насколько далёк взрослый родитель от мира детства. В своей строгости и постоянном недовольстве ребёнком, он позабыл о том, что игры, забавы и баловство – неотъемлемая часть жизни детей. Именно таким и стал маленький Чичиков – “степенным”, “взрослым” ребёнком. Его мысли были заняты тем, как заработать копейку, он не водился со сверстниками, не знал искренней дружбы. Глубоко в душу мальчика запали слова отца о том, что товарищи могут предать в трудный момент, а выручат только деньги: “Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был”. Жизнь сложилась именно так, как завещал отец: лучшим другом Павла Ивановича стали деньги.

Анализ эпизода Наставление отца Чичикова (9 класс)

Отец не просто наставлял Павлушу, то есть не просто учил его, а ещё и провожал в другой город – далекий. И наверное, отец понимал, что после нескольких лет учебы Павел не вернётся домой работать – там и места нет. Сын взрослый останется в городе, там будет карьеру делать. Про женитьбу речь не идёт совсем. Только про друзей…

Наставление это начинается нормально вроде бы… Учиться нужно, не стоит хулиганить, вести разгульный образ жизни. То есть не гулять и пить! А то студенты могут плохо повлиять… Но тут же всё это привычное и нормальное сворачивает на то, чтобы угодить учителям, а ещё начальникам, то есть тем, кто «важней». Отец поясняет, какой толк от хороших отношений с начальством. Если там всё хорошо, то и учиться не нужно. Тут же он противоречит тому, что сказал выше. Вроде нужно учиться, но не нужно, если всё у вас хорошо с начальниками. Если таланта нет, то тем более нужно угождать. Наверное, отец считает, что у его сына особого таланта нет…

Нужно, по его мнению, всех опередить! А с ровесниками отец не советует дружить. Толку от них? Но вдруг так получится, то дружить можно с богатыми. Ведь от них может быть польза! Если что, то они тебя выручат… Вообще, это уже всё ужасно, ведь отец учит его дружить («оценивать людей») по их достатку. Если человек потеряет своё состояние, то потеряет и дружбу! И ещё учит его не угощать людей, а делать так, чтобы они его угощали. Это уже совсем некрасиво! Есть и пить за чужой счёт! А самому экономить… И тут отец говорит, что самое важное – беречь копейку. Она вроде как не выдаст! А товарищ, типа, выдаст. Но с нашим курсом денег всё может быть – и копейка предаст. Вот так будешь копить, а тут деноминация какая-нибудь, кризис или реформа.

Читайте также:
Манилов характеристика героя Мертвых душ: цели, поведение, речь

Понятно, почему он так говорит, но всё-таки это слишком подло, так мелочно. Если услышать такое, то и не захочешь дружить с таким человеком. А ведь Павлуша ни разу не возразил отцу! Хотя это было бы, может, и не очень вежливо – спорить со старым человеком. Но после ведь говорится, что Павел Иванович впитал эти слова родителя, следовал им всю жизнь. И мы знаем, к чему это его привело! Скупать мертвые души! Сориентировал его отец на деньги, против людей.

Наверное, отец у Чичикова не самый добрый человек. Вот сын его и не приезжал к нему. Сбиты ориентиры с людей, просто с чего-то хорошего, на просто деньги. А они ведь средство! Чего хотел Чичиков (отец) этими деньгами добиться? Власти – задавить других.

Отцовские слова о деньгах

Но самым главным наставление родителя в поэме стала его философия в отношении денег:”больше всего береги копейку…всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой”. Будущее показало, что этот путь самый правильный в том обществе, в котором предстояло жить Чичикову, только наличие денег успокаивало его, капитал и его приумножение – вот что стало смыслом жизни Павла Ивановича. Возможно, отец главного героя пришёл к такому выводу из-за того, что сам остался к старости без средств, озлобленный и не способный что-то изменить в жизни. Именно это обстоятельство помешало ему сказать сыну на прощание о своих отцовских чувствах, о вере в него…

Наказ отца Чичикова в “Мёртвых душах” – отражение того, как родительские слова могут оказать влияние на то, каким станет их чадо, какой выберет путь в жизни. Данный материал с цитатами поможет подготовиться к написанию сочинений, творческих и тестовых работ по поэме Н. В Гоголя.

Об отношениях с людьми

“Больше всего угождай учителям и начальникам” – таким был завет отца. Бесспорно, это не самое лучший наказ для начала жизни, но в этот Чичиков-старший видел путь к достижению успеха и признания. Он не верил в ум и талант собственного ребёнка, хотя в школе Павлуша оказался вполне успешным, пусть и не самым лучшим учеником. У него была склонность к арифметике, и в будущем Чичиков оказался умельцем просчитать и вычислить все необходимые действия.

Советы отца Павлуша воспринял буквально, поэтому со времён училища научился водиться с теми, “кто побогаче, чтобы при случае могли быть … полезными”. Родитель советует Павлуше никого не угощать, не тратить деньги на товарищей, а вести себя так, чтобы другие угощали его. Эту науку мальчик постиг быстро, и умудрялся продавать угощения своим же одноклассникам прямо на занятиях.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

    Вопрос 1 из 19
    К какому жанру относится произведение «Мертвые души»?

      Роман в стихах;
  • Поэма;
  • Новелла.
  • Наставление отца Чичикова представляет собой небольшой, но очень важный эпизод в поэме «Мертвые души» Гоголя. В этой статье представлен текст эпизода «Наставление отца Чичикова» из поэмы «Мертвые души» (наказ, завет, совет).Смотрите: — Все материалы о Чичикове— Все материалы по поэме «Мертвые души»

    Наставление отца Чичикова в поэме «Мертвые души»: текст эпизода (наказ, завет, совет отца)

    Ниже представлен отрывок из поэмы с наставлением отца Чичикова (наказ, завет, совет героя сыну):

    • Образ Чичикова в поэме «Мертвые души»: описание внешности и характера с цитатами

    «… При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление:

    «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

    Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сорóке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу…»

    Анализ эпизода «Наставление отца Чичикова»

    Детство Чичикова проходит трудно и безрадостно. Отец Чичикова все время болеет и ведет себя неласково с сыном. Когда Павлуша Чичиков подрастает, отец дает ему наставление (отцовский наказ, завет). Это наставление серьезно влияет на характер Чичикова и его судьбу. Благодаря советам отца Чичиков вырастает расчетливым, хладнокровным и лицемерным человеком. В наставлении отца Чичикову можно выделить следующие советы:

    • не будь легкомысленным
    • угождай начальству
    • дружи только с богатыми товарищами
    • не трать деньги на других
    • экономь и копи деньги

    Наставление отца дает свои плоды: Чичиков вырастает именно таким человеком — расчетливым, хитрым, лицемерным и хладнокровным. Это были материалы о наставлении отца Чичикова в поэме «Мертвые души» (наказ, завет, совет): текст и анализ эпизода.Смотрите: Все материалы по поэме «Мертвые души»

    Биография главного героя Павла Ивановича Чичикова отодвинута автором в конец поэмы. Читатель узнает обо всех похождениях помещика в городе NN, но еще не знает, как могли появиться в голове мужчины такие мысли, откуда пришла странная идея покупки «мертвых душ».

    Новое сословие

    Если не знать содержания поэмы «Мертвые души», цитата «береги копейку» может ввести в заблуждение по поводу сюжетной линии и действующих лиц. Подобное жизненное кредо характерно для купеческого и мещанского сословия, в то время как Чичиковы были дворяне «столбовые или личные — Бог ведает». Дворяне же в большинстве своем не отличались рачительностью в хозяйственных делах и скопидомством и до полного разорения были готовы поддерживать внешний лоск.

    Павел Иванович Чичиков, будучи потомственным дворянином, изо всех преимуществ сословия усвоил только барское отношение к слугам. Противоречивое авторитарное воспитание (иначе не могло быть, так как Павлуша на протяжении многих лет имел общение исключительно с отцом) вылепило не менее противоречивые черты характера:

    1. Упорство в достижении цели можно было бы отнести к числу достоинств, если бы в ход не пускались ложь, лицемерие и прочие порочные качества.
    2. Готовность к ограничению потребностей, вплоть до аскетизма, была бы похвальной, если бы не заключалась исключительно в стремлении сберечь копейку как подателя благ в перспективе.
    3. Доброжелательность и тактичность, но только как инструмент для того, чтобы войти в доверие к более или менее порядочным и отзывчивым людям, получить расположение и личную выгоду. В других случаях использовались лесть, подкуп, предательство.

    В Чичикове обозначаются черты зарождающейся категории людей — дельцов новой формации, руководствующихся пуще всего материальными интересами, чуждых всяким моральным принципам, не вмещающихся в традиционные сословные рамки. Для таких особ человек интересен до тех пор, пока это необходимо, для того чтобы исполнить свои делишки, а потом «как будто не бывал в его памяти».

    Павлуша превзошел завет отца и вполне отомстил обществу за «кисло-неприютное» существование.

    Происхождение героя

    Павлуша Чичиков родился в семье обедневшего дворянина. Неизвестно, какого происхождения были родители: столбовые дворяне или личные. По словам Гоголя, «темно и скромно» было происхождение предприимчивого человека. Удивительно, что классик ничего не говорит о матери Павла. В этом есть глубинный смысл. Сложно представить характер матери, которая могла создать такое бездушное и скрытное существо. Можно порассуждать, отчего могла женщина уйти так рано из жизни, почему не оставила в душе святости и уважения к загробной жизни.

    Отец – бедный и больной мужчина.

    У семьи нет дворянского привычного особняка. Герой живет в старом крестьянском домике. В нем все маленькое: окна, комнаты (горенка). Убогость интерьера легко представить: окна не отворялись ни летом, ни зимой. Как и когда обеднела семья? Ближе всего – образ Манилова. Безделье, возможно, привело к потере поместья.

    Иван Чичиков постоянно вздыхал, ходил по комнате и плевал в песочницу, стоявшую в углу. Других описаний дома, где провел детство Павлуша, нет. Отношения между отцом и сыном были напряженными. Больной старец не умел быть ласковым. Он ведет себя строго и жестко, возможно причиной этому была болезнь, а может обида на судьбу и недостаток средств.

    Годы учебы

    Как и положено дворянам, в определенный возраст отец отправил сына в городское училище. Значит, какие-то финансы у отца все же были. Павел получает возможность вырваться из нищеты, получив образование. Отец оставил сына у родственницы и уехал в деревню, больше они не виделись. Жизнь у родни, хотя и дальней, позволила мальчику научиться экономии и бережливости.

    Павел учится прилежно.

    У него нет таланта и гениальности отличника, но есть усердие, терпение и практичность. Особые умения мальчика:

    Чичиков начинает зарабатывать. Сначала лепит снегиря из воска, затем продает. Павел дрессирует мышь и также продает ее.

    • Биография Чичикова в поэме “Мертвые души”: история жизни Павла Ивановича Чичикова

    Умение выслужиться перед учителями помогает успешно окончить училище.

    Характер юноши можно было различить уже здесь. Когда строгий учитель был выгнан, ученики собрали для него немного денег. Павел дал пятак серебра, от которого отказались товарищи. Учитель, узнав об этом, произнес фразу:

    «Надул, сильно надул…». Именно на обмане, поиске выгоды и будет строиться жизнь героя поэмы. Павел Чичиков получает отличный аттестат, в котором золотыми буквами указано, что ученик благонадежен по поведению и примерен по прилежанию. Интересно то, что у юноши нет друзей ни в отцовском доме, ни в училище. Чичиков продает доставшийся по наследству дом. Вырученная тысяча рублей стала начальным капиталом.

    Вариант 2

    В детстве Чичикову приходилось непросто: жил он безрадостно и трудно. Его отец часто болел, и ласки от него было не дождаться. Когда отец провожал Павлушу в другой город, то дал ему наставление, которое кардинально повлияло на становление характера и его дальнейшую жизнь.

    В своем наставлении отец советовал Чичикову учиться и не перечить учителям; выслуживаться начальству; заводить общение с теми, кто посостоятельнее; вести себя лучше так, чтобы тебя угощали, а не угощать кого-то; беречь и ценить каждую копеечку. Отец ничего не говорил про честность, доброту, отзывчивость и милосердие, хотя Чичиков и сам не спрашивал про это. Однако вскоре вспомнил, что дополнения к наставлению отца совершенно не нужны, ведь они только мешают, тревожа чувство совести.

    В своем наказе отец противоречит сам себе: сначала говорит, что необходимо учиться, но сразу, после всего вышесказанного, повествует о том, что учиться совсем и не обязательно, если ладить с начальство. А талант к этому отсутствует, то тем более нужно угождать. Скорее всего отец считал, что у Чичикова таланта не было.

    Чичиков постоянно угождал всем учителям, даже в самых незначительных вещах, что помогло ему стать любимчиком. «При выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение».

    Чичиков обладал такими качествами, как смекалка, приспособленчество и ловкость. Он мог манипулировать людьми, получая с ним выгоду, и это не составляло для него труда. Чичиков рано научился лицемерить, угадывать желания начальства, что помогло ему сделать карьеру.

    Для Чичикова стало занятием первой важности выслуживаться начальникам, чтобы добиться главной цели – копить богатство. По этой причине руководство относилось к нему всегда хорошо.

    С самого начала Чичиков интересовался финансовым вопросом. Он постоянно копил деньги: мог слепить фигуру из воска и продать ее, купить пряников и ждать, пока товарищи проголодаются, а он в свою очередь с них возьмет в тридорого.

    На протяжении всей поэмы мы видели, как формировались личность и подсознание главного героя. Душа Чичикова даже на вершине его успехов находилась где-то там, в глубоком детстве, в атмосфере вечной сырой осени за окнами старого дома.

    Энциклопедия сказочных героев

    Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

    понедельник, 12 февраля 2018 г.

    Иван Царевич и Серый волк

    Русская народная сказка “Иван Царевич и серый волк”

    Жанр: народная волшебная сказка.

    Читайте краткое содержание похожей сказки:
    Жуковский В. “Сказка о Иване-царевиче и Сером волке”

    Главные герои сказки “Иван Царевич и Серый волк”

    1. Иван Царевич, главный герой, не смог поймать жар-птицу в саду, потом провалил несколько заданий и даже был убит.
    2. Серый волк, благородный и честный. Знает все на свете и ни перед чем не останавливается. Верный друг, и страшный враг.
    3. Царь Берендей, не долго грустил по непутевым старшим сыновьям.
    4. Старшие братья Ивана, ленивые и завистливые, убили брата ради его добычи.

    План пересказа сказки “Иван Царевич и Серый волк”

    1. Вор в саду
    2. Перо жар-птицы
    3. Серый волк
    4. Золотая клетка
    5. Златогривый конь
    6. Елена Прекрасная
    7. Замена
    8. Смерть Ивана
    9. Возвращение.

    Кратчайшее содержание сказки “Иван Царевич и Серый волк” для читательского дневника в 6 предложений

    1. Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея.
    2. Сыновья отправляются в путь, коня Ивана съедает Волк.
    3. Иван не мог украсть жар-птицу, его послали за конем
    4. Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной.
    5. Волк помогает добыть Елену Прекрасную
    6. Братья убивают Ивана, Волк его оживляет, счастливый финал

    Признаки волшебной сказки в сказке “Иван Царевич и Серый волк”

    1. Волшебное существо – жар-птица
    2. Волшебный помощник – Серый волк
    3. Путешествие и задания главного героя
    4. Троекратные повторы – три сына, три задания.
    5. Зачин и концовка.

    Главная мысль сказки “Иван Царевич и Серый волк”
    Если кто-то тебе один раз помог, то ты ему тоже помочь должен.

    Чему учит сказка “Иван Царевич и Серый волк”
    Сказка учит помогать тем, кто когда-то помог тебе. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым.

    Отзыв на сказку “Иван Царевич и Серый волк”
    Сказка “Иван Царевич и Серый волк” мне очень понравилась. Особенно мне нравится Серый волк, который является главным героем этой сказки. Он фактически делает за Ивана всю работу, учит того и спасает от всех опасностей. Волк в этой сказке благородный и добрый, но если кто-то поступает нечестно, то он может и наказать. В этой сказке много приключений и счастливый конец.

    Пословицы к сказке “Иван Царевич и Серый волк”
    Долг платежом красен.
    Без друга сирота, а с другом семьянин.
    Дорога помощь вовремя.

    Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Иван Царевич и Серый волк”
    Было у царя Брендея три сына и прекрасный сад с золотыми яблоками. Но повадился некто эти яблоки воровать и опечалился царь. Решили его сыновья поймать вора. Вот только старшие братья проспали всю ночь в карауле. Только младший сын, Иван, дождался вора и вырвал перо Жар-птицы.
    Послал Берендей сыновей за жар-птицей. Старшие в одну сторону поехали, младший – в другую.
    Лег спать Иван Царевич, проснулся, а коня нет, только косточки лежат. Тут и Серый волк появился. Расспросил Волк Ивана и решил помочь ему.
    Довез до царя Афрона и наказал птицу поймать, а клетки не трогать. Но Иван тронул клетку и его самого поймали. Пришлось ехать за конем к царю Кусману.
    Там история повторилась, только Иван уздечкой позарился. Пришлось к царю Далмату за Еленой Прекрасной ехать.
    Тут уж волк все сам сделал и похитил Елену Прекрасную.
    Возвращаются они. Волк в Елену Прекрасную превратился и царю Кусману его отдали. Отдал Кусман коня. Едут дальше, Волк Ивана догоняет.
    Превратился Волк в коня и отдал царь Афрон жар-птицу. Опять Волк убежал.
    Расстались Волк и Иваном. Поехал дальше Иван один. Устал, лег поспать, тут и братья его подоспели. Ивана убили, все добытое себе забрали.
    Стали вокруг Ивана вороны кружить. Серый волк появился, вороненка поймал, отправил ворона за живой водой. Сбрызнул Ивана и ожил Царевич. Догнали они братьев, и Серый волк их убил.
    Вернулся Иван Царевич, женился на Елене Прекрасной и стали весело жить.

    Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке

    Микропересказ : С помощью Серого Волка царевич Иван находит Жар-птицу, красавицу жену и верного коня, побеждает завистливых братьев и злобного Кащея, становится царём, а Серый Волк служит ему до конца жизни.

    Жил в некотором царстве царь Демьян. Было у него три сына: Клим, Пётр и Иван. В прекрасном саду царя росла яблоня с золотыми яблоками. И вдруг оказался в яблоках недочёт. Царь позвал к себе сыновей и приказал поймать вора, а в награду пообещал полцарства при жизни и всё после смерти.

    Первым пошёл сторожить яблоню Клим, да заснул. Вторым пошёл Пётр и тоже заснул. На третью ночь отправился Иван. Увидел он, как прилетела Жар-птица и нарвала яблок. Схватил царевич воровку за хвост, но она вырвалась и улетела, а в руке у Ивана осталось перо.

    Захотел царь добыть чудную Жар-птицу. Послал он старших сыновей достать её. Кто достанет — получит полцарства при жизни и всё после смерти. Иван собрался ехать с братьями. Не хотел отец отпускать его, но Иван уговорил отца.

    Доехал Иван до развилки, на которой стоял столб с надписью. Кто прямо поедет — будет всю дорогу холоден и голоден. Кто налево поедет, тот умрёт, а конь его будет жить. А кто вправо поедет, тот жив останется, но конь умрёт. Поехал Иван вправо. Выбежал из лесу Серый Волк, съел коня, а потом стал служить Ивану верой и правдой и отвёз его к Жар-птице.

    Серый Волк привёз царевича к каменной стене, за оградой которой висела клетка с Жар-птицей. Волк предупредил, что клетку трогать нельзя. Забравшись в сад, Иван забыл совет Волка и взял клетку. Вокруг загремело и зазвенело, проснулись сторожа и привели Ивана к своему царю Далмату. Далмат возмутился, что царевич не пришёл к нему за Жар-птицей, а залез в сад, как вор. Он согласился уступить Жар-птицу, если царевич приведёт ему коня Золотогрива царя Афрона, а иначе ославит его на весь свет.

    Привёз Серый Волк Ивана к царю Афрону и предупредил, что коня нужно вывести из стойла, а уздечку не трогать. Иван забыл о наказе и взял уздечку. Зазвенели подведённые к ней струны, и проснулись конюхи. Они привели Ивана к царю, и тот потребовал привезти ему Елену Прекрасную, дочь царя Касыма, иначе ославит он царевича на весь свет, как вора.

    Теперь за дело взялся Серый Волк. Улучив момент, когда Елена осталась одна, посадил её себе на спину и увёз. По дороге к царю Афрону Иван и Елена полюбили друг друга. Серый Волк превратился в Елену. Обменяв его на коня, Иван продолжил путь на Золотогриве, а Волк догнал их.

    Когда они приехали в царство Долмата, Волк превратился в коня Золотогрива и Иван обменял его на Жар-птицу. Только сел Далмат на коня, а конь обернулся Серым Волком и сбежал. Догнал волк Ивана, доехали они до того места, где встретились, и пришлось им тут расстаться. Прощаясь, волк предупредил, чтоб не доверял Иван своим братьям.

    Встретился Иван с братьями. Увидели они Жар-птицу, коня Золотогрива, Елену Прекрасную, позавидовали и убили Ивана — вонзили ему в грудь острый меч. Забрали братья Жар-птицу, коня и Елену и поехали к отцу. Серый Волк вернулся к Ивану, поймал ворона и приказал принести живой и мёртвой воды. Брызнул Серый Волк на Ивана мёртвой воды, и затянулись у Ивана раны, брызнул живой водой, и ожил Иван.

    Серый Волк предупредил, что эта служба последняя. Рассказал Волк, что братьев Ивана Кощей погубил и забрал Елену с конём и Жар-птицей. У Елены есть талисман, и Кощей ничего ей не сделает. Как погубить Кощея, знает Баба-Яга, которая живёт в дремучем лесу. Волк указал Ивану дорогу к трём дубам, между которыми был закопан в землю боевой конь. Конь и должен указать Ивану дорогу к Бабе-Яге.

    Повёз конь царевича к Бабе-Яге. По дороге увидел Иван двух дерущихся Леших, которые не могли поделить скатерть-самобранку, шапку-невидимку и драчун-дубинку. Иван предложил устроить соревнование: кто первый добежит до стрелы, которую он пустит, тот и получит волшебные вещи. Лешие убежали, а Иван забрал всё себе. Добрался Иван до Бабы-Яги. От неё царевич узнал, что посреди Окиана стоит остров Буян. На острове растёт старый дуб, под дубом зарыт сундук, в сундуке сидит заяц, в зайце находится утка, в утке яйцо, а в яйце том и смерть Кощеева. Яйцо нужно при Кощее раздавить и забрать гусли-самогуды, чтобы разбудить ими отца и всё царство.

    Добрался Иван до Окиана и увидел, что лежит в нём невод, а в неводе щука. Попросила щука выбросить её в море и обещала помощь. Переплыл Иван на коне Окиан и добрался до острова Буяна. Вырыл из-под дуба сундук и достал оттуда зайца, а из зайца утку. Вылетела утка, подстрелил её Иван, и выпало из неё яйцо в море. Тут появилась щука с яйцом во рту, отблагодарила за помощь.

    Добрался Иван до замка Кощеева. Сторожил ворота в замке змей о двенадцати головах. Вытащил Иван дубинку и убил ею змея. Разостлал царевич скатерть-самобранку, наелись они с конём вдоволь. Нашёл Иван Кащея, убил его, забрал Жар-птицу, коня, Елену, не забыл взять гусли-самогуды и приехал в своё царство. Там всё спало. Заиграл Иван на гуслях-самогудах, всё очнулось, ожило. Сыграл Иван с Еленой свадьбу, а самым дорогим гостем был Серый Волк.

    После свадьбы Серый Волк остался жить во дворце. Когда скончался царь Демьян, то на престол взошёл Иван. Серый Волк нянчился с его детьми, выучил их читать и писать. А когда скончался Иван Демьянович, то Серый Волк последовал за ним в могилу. В бумагах Серого Волка нашли подробные записки обо всём и составили этот рассказ.

    Что скажете о пересказе?

    Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

    Русская народная сказка «Иван Царевич и Серый волк»

    Читательский дневник по русской народной сказке «Иван Царевич и Серый Волк»

    Название произведения: «Иван Царевич и Серый Волк»

    Число страниц: 8

    Главные герои: Иван, Серый Волк, Берендей.

    Второстепенные герои: братья, Елена, Афрон, Кусман.

    Характеристика главных героев:

    Иван-царевич — смелый, но глупый.

    Не выполнял до конца наставления Волка.

    Был слишком самоуверен и самостоятелен.

    Серый Волк — добрый и находчивый.

    Помог царевичу раздобыть все богатства.

    Верный и преданный.

    Берендей — царь, отец братьев. Добрый, но рачительный.

    Тоскует, если что-то теряет.

    Характеристика второстепенных героев:

    Старшие братья — хитрые и ловкие.

    Убили родного брата и все награды забрали себе.

    Елена — красавица. Молчаливая.

    Афрон и Кусман — цари. Жадные. Думали о личной выгоде.

    Краткое содержание сказки «Иван царевич и Серый Волк»

    Некто повадился воровать яблоки в саду царя Берендея.

    Старшие братья не нашли вора, а младший успел поймать перо Жар-птицы.

    Берендей отправил сыновей за птицей.

    Коня царевича съел Серый Волк.

    Волк решил отплатить Ивану добром и рассказал, как добыть жар-птицу.

    Но Иван не послушал совета и его поймал царь Афрон.

    Он отправил Ивана за конём.

    Волк снова сказал, как поймать коня, но Иван опять не послушался.

    Его поймал царь Кусман и отправил за Еленой.

    Тут уж Иван послушал Волка и украл Елену.

    Волк превращался в девушку и коня, чтобы обмануть царей.

    Иван получил всё и поехал домой. Но старшие братья убили младшего и забрали добычу.

    С помощью ворона Волк оживил царевича и растерзал братьев.

    Иван вернулся домой и женился на Елене.

    План произведения:

    1. Царь и его семья.

    2. Пропажа яблок.

    3. Поиски необычной птицы.

    4. Встреча с Серым Волком.

    5. У царя Афрона.

    6. У царя Кусмана.

    7. Похищение Елены.

    9. Предательство старших братьев.

    11. Братья наказаны.

    Детский рисунок-иллюстрация

    Основная мысль сказки «Иван царевич и Серый Волк»

    Главная мысль сказки в том, что если есть друг, трудности решаются намного легче.

    Основная идея сказки в том, что помогая другим, мы вправе рассчитывать на ответную благодарность.

    Чему учит произведение:

    Сказка учит отвечать добром на добро.

    Учит верности и преданности.

    Учит слушать умных советов.

    Учит не быть жадными и корыстными.

    Краткий отзыв по произведению «Иван царевич и Серый Волк» для читательского дневника:

    Прочитав эту сказку, я подумала о том, что иметь такого хорошего и надёжного друга, каким оказался Волк, ни отказался бы никто.

    Именно благодаря Волку царевич сумел не только найти всё желаемое, но и сохранить жизнь.

    И я поражалась долготерпению Волка, который раз за разом вытаскивал царевича из неприятных ситуаций.

    Это очень интересная, увлекательная и волшебная сказка.

    В ней говорится не только о борьбе героя со злом, но и верной дружбе, о предательстве и возмездии.

    Мне очень нравится Волк, главный герой этой сказки.

    Он заслужил почёт и уважение, был умным, находчивым и опытным.

    Если бы Иван его сразу послушался, он не пережил бы и половины опасностей, но и не получил бы в жены прекрасную Елену.

    Я всем рекомендую прочитать эту сказку и подумать о том, что к умным советам всегда следует прислушиваться.

    Но поступать всё-таки нужно по-своему.

    Иногда это приводит к беде, но чаще в неожиданным и приятным результатам.

    Пословицы к сказке:

    Добрый друг лучше ста родственников.

    Умный товарищ — половина дороги.

    Верный друг лучше сотни слуг.

    Долг платежом красен.

    Отрывок, поразивший меня больше всего:

    Только Иван-царевич заснул, наезжают на него его братья.

    Ездили они по другим землям, искали Жар-птицу, вернулись с пустыми руками.

    Наехали и видят — у Ивана-царевича всё добыто.

    Вот они и сговорились:

    – Давай убьём брата, добыча вся будет наша.

    Решились и убили Ивана-царевича.

    Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили её:

    Краткий пересказ русской сказки «Иван Царевич и серый волк»

    1. Основные персонажи сказки
    2. Краткое содержание произведения
    3. Воришка золотых яблок
    4. Царское задание
    5. Путешествия в поисках Жар-птицы
    6. Предательство братьев
    7. Чему учит сказка

    «Иван Царевич и серый волк» — русская народная сказка, которую веками рассказывают родители своим детям. В ней повествуется об удивительных приключениях юного царевича Ивана, которому пришлось преодолеть множество опасностей и столкнуться с коварством родных братьев.

    Подробнее ознакомиться со сказочным сюжетом, можно прочитав краткое содержание книги «Иван Царевич и серый волк».

    Знаменитая картина В.М.Васнецова «Царевич на сером волке

    Основные персонажи сказки

    • Берендей – царь, батюшка трех сыновей.
    • Старший и средний сыновья — горделивые братья Ивана, которые легко дают, но не выполняют своих обещаний. Они позавидовали младшему братцу, когда тот выполнил все отцовские поручения и коварно убили его.
    • Иван – младший сын Берендея, смелый и правдивый, но простодушный, бесхитростный.
    • Серый волк – преданный друг и защитник Ивана. Сопровождал царевича во всех его опасных приключениях. Помог главному герою выполнить царское задание, спас его от неминуемой смерти по вине предателей братьев.
    • Елена – дочь царя Далмата, прекрасная царевна.

    Краткое содержание произведения

    На прочтение краткого пересказа потребуется около 8-10 минут:

    Воришка золотых яблок

    Больше всего царь Берендей ценил в своем царстве сад, в котором росла яблоня с золотыми яблоками. Но в саду том завелся воришка, под покровом ночи он воровал драгоценные плоды. Царский караул долго пытался, но так и не смог выследить похитителя. Тогда сыновья Берендея – три царевича – решили помочь своему батюшке.

    У старшего и среднего сына, которые первыми попытались выследить вора, ничего не получилось. Они уснули во время караула, но не признались в этом отцу. Младший царевич Иван всю ночь боролся со сном, и ему удалось увидеть невероятной красоты Жар-птицу. Именно она похищала драгоценные царские плоды. Когда Берендей услышал о птице, он захотел ее заполучить.

    Царское задание

    Царь поручил сыновьям поехать на край света и добыть ему чудесную птицу. Царевичи собрались в дорогу и разъехались в разные стороны. Вскоре с Иваном приключилось несчастье – во время привала он заснул, а проснувшись, нашел от коня только обглоданные кости.

    Оказалось, это серый волк съел царского коня. Он сам признался в этом Ивану и пообещал помочь ему в достижении цели взамен отнятого скакуна. Волк выслушал рассказ о Жар-птице и повез на своей спине царевича в далекое царство, где она находилась.

    Путешествия в поисках Жар-птицы

    Волк привез Ивана в царство царя Афрона. Он надоумил царевича, как украсть Жар-птицу. Мудрый зверь предупредил молодца, что ни в коем случае он не должен брать вместе с птицей ее драгоценную клетку, иначе ее пропажу быстро обнаружат.

    Иван не сдержался и нарушил обещание, данное волку. Его схватила стража и повела к царю. Афрон согласился помиловать своего вора и даже подарить ему птицу, если тот приведет к нему Златогривого коня из соседнего царства.

    Снова серый волк взялся за помощь герою. Он привез его в царство царя Кусмана. Мудрый зверь рассказал Ивану, как выкрасть коня, но приказал ему не трогать украшенную драгоценностями уздечку. Царевич и в этот раз не послушался совета и попался царской страже на краже коня и уздечки. Кусман согласился простить своего обидчика, если тот привезет ему из соседнего царства Прекрасную Елену. Царь мечтал жениться на молодой царевне, но не получил ее согласия.

    На этот раз волк повез героя к царю Далмату. Учитывая предыдущий опыт, он решил сам выкрасть царевну. У серого все ловко получилось, но царевич опечалился, что придется отдавать Елену Прекрасную царю Кусуму. Тогда волк обернулся царевной, а Иван с Еленой поехали прочь на Златогривом коне. Царь Далмат очень удивился, увидев вечером вместо прекрасной девушки дикого зверя, а волк нагнал своих спутников и помог им проделать такую же подмену с конем.

    В конце концов, с помощью волка Иван заполучил Жар-птицу, Елену Прекрасную и Златогривого коня. На радостях он поблагодарил своего помощника, с приближением к родному царству они попрощались. Но волк предвидел, что прощаются они ненадолго, поэтому не уходил далеко в лес.

    Тем, кому понравилась сказка «Иван Царевич и серый волк», будет интересно прочитать другое подобное произведение – «Царевич и белый полянин».

    Предательство братьев

    Пока Иван царевич выполнял отцовское поручение, его братья проиграли в карты своих коней и слонялись без дела. Они встретили младшего брата в родных краях, когда тот прилег у ручья отдохнуть. Царевич с Еленой выпили воды, поели хлеба, и их разморило, они заснули. Тогда завистливые братья решили Ивашку убить, а его добычу присвоить себе. Они не хотели возвращаться домой с пустыми руками, тем более, когда их превзошел меньшой брат.

    Злые царевичи убили Ивана, а Елене приказали молчать, когда она прибудет во дворец. Они скрылись из виду, а к телу убитого подбежал волк, он бродил неподалеку, так как чувствовал что-то недоброе. Волк схватил маленького вороненка и приказал его матери лететь за живой водой. Ворона выполнила поручение, чтобы спасти жизнь своему птенцу. С помощью чудодейственной воды волк оживил мертвого царевича и отправился с ним нагонять братьев-предателей.

    Когда серый догнал коварных братоубийц, он немедленно растерзал их на месте. Несмотря на то, что братья-предатели его убили, царевич опечалился при виде их растерзанных тел. Трудно было объяснять Ивану, почему братьев настигла такая злая участь. Царь Берендей грустил недолго, так как понимал, что его сыновья сами заслужили такую страшную судьбу. Тем более что во дворце отпраздновали свадьбу – его сын Иван женился на Елене Прекрасной, а батюшке достался Златогривый конь с Жар-птицей.

    Чему учит сказка

    По сказочному сюжету можно сделать несколько выводов:

    1. Тот, кто много говорит — мало делает.
    2. Чтобы довести дело до конца, нужно начать действовать. Дальняя дорога начинается с первого шага.
    3. Плодами своего труда не нужно хвастаться – найдутся завистники, которые захотят все отобрать.
    4. Нужно быть благодарным за сделанное тебе добро.
    5. Чтобы избежать беды нужно прислушиваться к мудрым советам.
    6. Подлость и коварство всегда наказываются.

    Но главная мысль сказки в том, что бескорыстным и честным людям (каким был Иван) в жизни везет, к ним всегда в нужную минуту приходит помощь.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: