Наташа Ростова и Пьер Безухов – характеристика героев, любовь

Сочинение: Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

(736 слов) Одним из главных произведений Льва Николаевича Толстого является роман-эпопея «Война и мир», заслуживший мировую славу и большую популярность среди читателей. Центральными персонажами романа «Война и мир» являются Наташа Ростова и Пьер Безухов. Рассмотрим, как развивались отношения двух главных героев, которые привели к счастливому браку.

Нельзя сказать, что Наташа Ростова смогла бы очаровать своей внешней красотой, но героиня привлекает своим внутренним миром, полным естественности, открытости, доброты и отзывчивости. Наташа Ростова с особым трепетом относится к природе и Родине, она впитала лучшие черты своего народа. Основным достоинством Наташи Ростовой является способность любить. Она искренне любит своих родителей, братьев и сестру. Ее сердце разрывалось между Андреем Болконским и Анатолем Курагиным. А в финале произведения читатель следит за развитием отношений между Наташей и Пьером Безуховым.

С Пьером Безуховым читатель впервые знакомится в салоне Анны Шерер. В отличие от других персонажей, этот герой обладает наблюдательным и умным взглядом. Поэтому он не приживается в обществе и страдает от его разрушительного влияния. Жизненный путь персонажа наполнен различными поворотами. Так, Пьер Безухов, будучи незаконным сыном вельможи, становится одним из самых богатых и завидных женихов столицы.
Пьер Безухов отличается доверчивостью. По этой причине герой нередко становится добычей хитрецов и оказывается под влиянием князя Василия. Курагин решает выдать замуж свою дочь за Безухова, подстроив все так, чтобы отказаться не было возможности. Казалось бы, Пьеру можно завидовать. Ведь он женится на первой красавице Элен Курагиной. И Пьер чувствует себя счастливым человеком. Но вскоре выясняется, что брак обречен с самого начала, ведь Элен от мужа нужны только деньги. Сбегая от семейных проблем, герой всей душой желает изменить мир в лучшую сторону, а потому становится масоном. Однако и здесь его ждут одни лишь разочарования. Военные события окончательно меняют характер и мировоззрение персонажа: он осознает истинные ценности в жизни.

Знакомство Наташи Ростовой и Пьера Безухова происходит в Москве. Когда герой появился в доме Ростовых, он был поражён той атмосферой душевной теплоты и взаимопонимания, которая была присуща этой семье. Наташа, которой было тринадцать лет, привлекла персонажа своей живостью и открытостью. Несмотря на то, что Безухов старше Ростовой на семь лет, они были схожи добротой и непосредственностью. Наташа взрослела, а Пьер на правах друга семьи наблюдал за ней и пользовался ее доверием. Они всегда с удовольствием беседовали и проводили время вместе.

Уже будучи женатым человеком, Пьер постепенно осознавал, что влюбляется в Наташу. Он находил в ней те черты, которые так нравились ему в женщинах и которых ему не хватало в семье. Однако честный герой и помыслить не мог о сближении с девушкой. Поэтому он был искренне рад, когда Андрей Болконский сделал ей предложение. Конечно, в душе были и иные чувства, но Пьер их подавил, так как не мог развестись с женой. Свою судьбу он считал решенной, а потому не препятствовал молодым.

Конечно, Безухов не мог поверить в то, что такая прекрасная девушка, как Наташа, смогла изменить Болконскому, пытаясь убежать вместе с Анатолем Курагиным. Как только Пьер узнает, что Элен поспособствовала непристойному поступку Наташи, он сразу же пытается вернуть репутацию героине и открыто обвиняет свою жену, не чадя своего статуса. Пьер поехал к Наташе, чтобы поддержать ее в трудную минуту. Именно он окончательно убедил обманутую девушку в том, что Анатоль женат. Он же помог Наташе в обществе, ведь распространял слухи, что побега не было. Поступки героя свидетельствуют о том, что он питает нежные чувства к Наташе Ростовой.

Новый уровень в отношениях Ростовой и Безухова начинается в момент встречи героев в Лысых горах. В это время уже не было в живых Элен, Андрея и Пети. Пьер и Наташа сблизились, и Безухов озвучил свое преложение. Новое чувство представляет для влюблённых огромную ценность. Читатель замечает, что героев объединяет духовное богатство, и они желают разделить его друг с другом.

В финале произведения Наташа Ростова предстает перед читателем в образе жены и матери четверых детей. Главная героиня смогла обрести подлинное счастье в семейной жизни. Не менее счастливым стал и Безухов. Ведь герой обрёл не только любящую супругу, но и верную хранительницу домашнего очага. Наташа упорядочила его быт, стала контролировать расходы и сделала все возможное, чтобы муж мог спокойно работать дома и развиваться, пока она управлялась с детьми и слугами. Приоритеты героев поменялись: теперь Наташа откладывает дорогие украшения от мужа, чтобы ее дочь могла блистать в них на балу и найти свою судьбу.

Таким образом, Лев Толстой в конце своего романа подарил Наташе и Пьеру истинное счастье. Это свидетельствует о том, что эти персонажи являются одними из любимых у русского писателя. Наташа Ростова и Пьер Безухов заслужили семейное благополучие, ведь они с честью и достоинством прошли все жизненные испытания.

Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Характеристика Наташи Ростовой

Наташа вряд ли смогла бы поразить кого-либо чертами своего лица. Но, отсутствие внешней привлекательности с лихвой компенсируется в героине красотой внутренней. Не случайно Толстой часто обращает внимание читателя на «сияющие» глаза Наташи. Ведь глаза, как известно, – отражение человеческой души.

Главное достоинство Наташи – это способность любить. Она любит своих родителей, сестру и братьев. Затем, почувствовав внутреннее богатство Андрея Болконского, она отдаёт сердце ему. В конце романа читатель имеет возможность наблюдать за тем, как зарождается и крепнет любовь Наташи Ростовой и Пьера Безухова.

Наташа любит природу и свой народ. Ей нравится слушать песни дядюшки, девушка сама с удовольствием пускается в пляс. «Она умела понять всё то, что было … во всяком русском человеке».

Любовь и сострадание к простым людям заставляет Наташу уговорить мать отдать раненым подводы. А ведь на них находился небогатый скарб разорённых Ростовых, в том числе и её приданое.

Читайте также:
Краткие вредные советы - читать книжку онлайн за несколько минут



Описание Наташи Ростовой

Наталья Ильинична Ростова впервые представляется читателю девочкой 13 лет. Она не красавица в привычном понимании этого слова, что иллюстрирует цитата из произведения: «черноглазая, с больши́м ртом, некрасивая». Однако её сияющие глаза и внутренние качества привлекают к ней внимание. Наташа обладает открытым сердцем, она очень любит свою семью, не обходят её стороной и подростковые чувства, объектами которых поочерёдно становились несколько молодых людей:

  1. Борис Друбецкой — объект первой влюблённости девушки, к которому она охладела после отъезда молодого человека на службу к Кутузову.
  2. Андрей Болконский — несостоявшийся муж Натальи, помолвка с которым была отложена на год по просьбе его отца, а затем и вовсе разорвана из-за измены девушки.
  3. Анатолий Курагин — увлечение героини во время длительной разлуки с женихом, чуть не закончившееся побегом.

Такой список для тех, кто не знаком с полноценным сюжетом произведения, может показаться крайне негативно характеризующим девушку. Но как раз страдания этих незрелых влюблённостей во многом помогли Наташе научиться чувствовать по-настоящему, подготовили к роли жены и матери.

К тому же подростковая ветреность сочеталась в ней с настоящей добротой, состраданием и милосердием. Это ярко иллюстрирует момент, в котором девушка уговаривает родителей уступить подводы, гружённые последним имуществом разорённой семьи, раненым солдатам.

Характеристика Пьера Безухова

С Пьером Безуховым читатель впервые встречается в салоне Шерер. От остальных представителей света его отличает взгляд, умный и наблюдательный. Именно этот взгляд вызывает беспокойство хозяйки светского салона.

Жизнь Пьера полна резких поворотов и превратностей. Из незаконного сына вельможи он неожиданно превращается в богача и самого завидного жениха столицы.

Пьер доверчив, поэтому часто становится добычей пронырливых и нечистоплотных людей. Так, на время он сводит дружбу с Долоховым и Курагиным, которые используют его в своих интересах. Попадает под влияние князя Василия, который почти насильно женит его на своей дочери. Герой получает в жёны первую красавицу, Элен Курагину. Счастлив ли он? Вначале ему кажется, что да. Со временем становится ясно, что Пьер и его жена – полные антиподы. У Безухова за не слишком привлекательной внешностью прячется прекрасная душа. А у ослепительной Элен душа отсутствует вовсе.

Несчастливый брак толкает Пьера на путь нравственных исканий. Он пытается изменить мир к лучшему и вступает в масонскую ложу. Но, здесь его ждёт разочарования. Все идеи, которые проповедуют масоны – лицемерные разговоры. Оказывается, что только Пьер всерьёз готов к реальным преобразованиям.

Характер Пьера окончательно меняется во время войны. От неестественного и неразумного желания убить Наполеона он приходит к осознанию того, что действительно важно и ценно, после спасения чужой девочки и жизни среди солдат в плену.

История Пьера Безухова

Последняя любовь Натальи, Пьер, тоже прошёл непростой путь к семейному счастью. Сам по себе он никогда не был любимцем женщин. Автор описывает героя такими эпитетами:

  • высокий, массивный и толстый;
  • обычно серьёзный и даже угрюмый, но с доброй детской улыбкой;
  • неуклюжий, но в то же время сильный;
  • умный и вместе с тем робкий;
  • рассеянный, но добродушный, простой и скромный.

Однако неожиданно обретённое внушительное наследство делает мужчину выгодным женихом. В итоге он вынужден пережить огромное разочарование в своём первом браке, когда женится на легкомысленной светской красавице, интересующейся лишь материальным положением супруга.

Жена Безухова, которую звали Элен, быстро обзавелась любовником, чем вынудила Пьера участвовать в дуэли, а потом покинуть неверную супругу, оставив ей бо́льшую часть состояния. При всём этом женщина умудрилась поддерживать свою репутацию несчастной и брошенной жены.

Конечно, это было ударом для Безухова. Пытаясь забыться, он присоединился к масонам, но успокоения ему это не принесло. Тогда его постигла новая грандиозная идея — мужчина решил, что его предназначением является убийство Наполеона, однако и этот замысел не увенчался успехом.

Истерзанная душа Пьера нашла своё успокоение лишь ближе к концу романа. Встреча с Наташей подарила ему благодарную слушательницу, которой мужчина смог поведать о тяготах своей жизни. Сам он поддержал её в трагичной истории любви с Болконским, был одним из немногих, кто понял и простил девушку за то, что она влюбилась и хотела сбежать с недостойным кавалером.

Почувствовав друг в друге родственные души, молодые люди снова обрели жажду жизни. Зародившиеся отношения Пьера и Наташи Ростовой привели к объяснению, признанию в любви, а затем и к свадьбе. О том, какая семейная жизнь получилась у героев, рассказано в эпилоге.

Знакомство героев и развитие их отношений

Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир» впервые встречаются в Москве. Пьер, появившись в доме Ростовых, был поражён той душевной теплотой и взаимопониманием, которые царили в этой семье. Тринадцатилетняя Наташа сразу же привлекает внимание Пьера своей живостью и естественностью, «и ему под взглядом этой смешной, оживлённой девочки хотелось смеяться самому, не зная чему». Хотя Пьер старше Наташи на 7 лет, их сближает непосредственность и доброта.

Узнав о том, что Наташа изменила Андрею, пытаясь сбежать с Анатолем Курагиным, Пьер не может в это поверить. Он не может спокойно думать «о её низости, глупости и жестокости». Именно Пьер, узнав, что Элен способствовала позору Наташи, пытается восстановить её репутацию. Противник всякого насилия, Пьер вызвал на дуэль Долохова, чуть не задушил Анатоля. Поступок Безухова вполне объясним. Он тайно любит Наташу. Герой признаётся спасённому им французскому офицеру Рамбалю, что полюбил её ещё девочкой, и что эта любовь останется с ним навеки.

Любовь Наташи и Пьера

Взаимоотношения Наташи и Пьера в романе переходят на новый уровень, когда они встречаются в Лысых Горах после смерти Пети, Андрея и Элен. Узнав Наташу в печальной исхудавшей женщине, Пьер понимает «что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире». Они полюбили друг друга, имея за плечами опыт страдания и разочарования. Тем ценнее для них оказывается это новое чувство. Наташу Ростову и Пьера Безухова объединяет духовное богатство, и герои ощущают необходимость поделиться им друг с другом.

Читайте также:
Собачье сердце - краткое содержание по главам, главные герои

В конце романа мы видим Наташу женой Пьера и матерью четверых детей. «Она пополнела и пожирнела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу». Героиня находит счастье не в посещении салонов и модных вечеров, а в семье. Счастлив и Пьер, который обрёл не просто любимую жену, а верную подругу, которая принимает участие «в каждой минуте жизни мужа».

Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» является одной из вершин в мировой литературе. В нем поражает масштабность изображаемой жизни, многогранность и многоликость произведения. Автор рассматривает разные проблемы общества в начале XIX века, стараясь найти ответы. Одной из этих проблем была проблема истинной любви и душевной красоты человека. Наташа Ростова. Одной из главных героинь в романе была Наташа Ростова. Писатель уделяет ей немало внимания и это неудивительно, ведь душа Наташи – это само по себе целый роман, история жизни, а все самое важное и главное проявляется в ее душевных качествах и поступках. В романе слова «Наташа» и «любовь» неразделимы. Любовь – это часть ее души. Любовь к отцу и матери, к Андрею и Пьеру, к Николаю и Соне… Каждое чувство отличается от другого, но все они глубоки и правдивы. Вспомним встречу Наташи и Андрея на балу. Они поняли друг друга внезапно, с полувзгляда, почувствовали что-то объединяющее их обоих. Князь Андрей помолодел рядом с Наташей. Он стал непринужденным и естественным рядом с нею. А ведь из многих эпизодов романа видно, что Болконский мог оставаться самим собою лишь с очень немногими людьми. «Князь Андрей …любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа». Но настоящая любовь все-таки победила, проснулась в душе Наташи намного позже. Она поняла, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. Этим человеком был Пьер. Его «детская душа» была близка Наташе. И он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека и негодования. Он боготворил ее, а Наташа была благодарна ему только за то, что он есть на свете и что он для нее единственное утешение. Наташа Ростова является самым прекрасным женским образом в русской литературе, который необыкновенно действителен и в то же время божественен. Именно такой должна быть женщина-мать. В образе Наташи воплотился идеал женщины для Толстого – женщины, для которой семья является смыслом всей жизни. Пьер Безухов. Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушителя, как общественного спокойствия, так и плавного течения вечера вообще. Его от всех в гостиной отличает умный, наблюдательный взгляд. Именно он, а не огромный рост или коричневый фрак, внушает Анне Павловне беспокойство. Пьера приветствуют поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии. Он незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, и позже его законный наследник. Он через короткое время становится обладателем тысяч душ и миллионов. И теперь он желанный гость всех салонов и домов обеих столиц. Граф Лев Толстой, вне всяких сомнений, очень любит графа Пьера Безухова. Он делает его самым завидным женихом России, но, в то же время, выдает за него замуж глупое и развращенное существо, блистательную петербургскую красавицу Элен Курагину. И в тот, казалось бы, самый «романтический» момент, когда Пьер «просит» руки Элен, он все время в мыслях опирается на слово «кажется»: «кажется» люблю, «кажется» счастлив. Он ищет счастья в супружеской жизни и не находит его. Поиски правды приводят его в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашёл воплощение своих идеалов. Мысль о совершенствовании мира и самого себя охватывает его. Идеи братства, равенства и любви больше всего привлекают молодого человека в масонстве. Он хочет действовать, приносить пользу людям. Прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Но ханжество и лицемерие проникли и в среду масонства. Нет и личного счастья. В жизни его наступает полоса разочарований и ошибок. Любовь Наташи – награда Пьеру за все лишения и душевные мучения. Она, словно ангел, входит в его жизнь, озаряя её тёплым, ласковым светом. Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования. Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени. Эпилог. Наташа и Пьер – это два «полюса», абсолютно разных человека, разделённых пропастью мировоззрений. Но их любовь стала мостом через эту пропасть, сблизила и соединила их.

Дуэль Пьера и Долохова (причина, анализ эпизода)

В романе «Война и мир» есть особый эпизод — конфликт Пьера Безухова и Долохова, который привел к дуэли.

Начать стоит с того, что Пьер Безухов в принципе не был принят тем обществом, в котором жил. У него не было друзей среди высшего света, над ним многие смеялись. Герой чувствовал себя очень неуютно в этой обстановке. После женитьбы жизнь молодых супругов не заладилась. Элен в открытую насмехалась над своим мужем, выражала свое к нему презрение. В обществе ходили слухи об изменах жены. Пьер Безухов был погружен размышлениями по этому вопросу. Его волновало, были ли эти измены в реальности.

Читайте также:
Cочинение на тему героизм к ОГЭ/ЕГЭ по русскому

Появился слух, будто бы Элен и Долохов любовники. Как-то Пьер обедал в английском клубе, где был и Долохов. Все веселились кроме Пьера. Долохов решил поиздеваться над ним и поднял тост, намекавший на связь Долохова и Элен. Это вывело обиженного мужа из себя. Пьер вызвал Долохова на дуэль.

Долохов легко относился к будущему поединку. Он знал, что обязательно одержит победу, так как имеет большой опыт в таких делах. Всю ночь он провел в веселье. У него даже не возникло мыслей о подготовке к поединку.

Пьер был сначала возбужден мыслью о дуэли с обидчиком. Ему казалось, что таким образом он отомстит за оскорбленную честь. Однако, как меньше времени оставалось до события, тем больше Пьер раскаивался в своем решении. Он не умел пользоваться оружием, не знал кодекса дуэлянтов. А самое главное, Пьер понимал, что не стоит Элен таких жертв. Эта низменная и эгоистичная женщина не стоит того, чтобы ее защищали на дуэлях.

В самом начале у Пьера возникла мысль отменить все это, но от идеи перемирия он отказался. Герой считал, что это покажет его слабость и мягкость. Первая пуля, выпущенная Долоховым, в свою цель не попала. Для героя, так твердо уверенного в своем решении, это несвойственно. Таким образом, автор подчеркивает легкомыслие героя и несерьезность его намерений. Долохов не хотел обижать Пьера.

Пуля Пьера, наоборот, попала в цель. Долохов получил ранение. Пьер сожалел о своем поступке, но он был рад, что не убил Долохова. Ему не хотелось совершать преступление.

После ранения Долохов показывает себя совершенно с другой стороны. Он не думает о себе. Герой просит Ростова отвезти его и переживает о матери и сестре. Таким образом, автор хочет сказать нам, что внешний облик бывает обманчив. Внешне Долохов выглядел несерьезно, но очень любил свою мать и сестру, заботился о них, был нежным и ласковым. Это сильно поразило Николая, который был совсем другого мнения о товарище.

В этом эпизоде автор хочет показать, как меняется мировоззрение персонажей после дуэли, а также раскрытие их образов после события.

Анализ дуэли 2

Одним из главных героев романа «Война и мир» является Пьер Безухов. Читатель знакомится с его духовным ростом и переосмыслением жизненных ценностей на протяжении всего произведения.

Одним из ключевых событий, повлиявших на становление личности Пьера, является его дуэль с Долоховым. С этого происшествия заканчивается совместная жизнь Безухова с Элен. Брак с этой женщиной был с самого начала большой ошибкой Пьера и, кроме разочарования и боли, ничего ему не принёс. Элен вышла замуж за Безухова из-за корыстных соображений. Пьеру, в свою очередь, было приятно осознавать себя мужем самой красивой женщины высшего света Петербурга. Элен никогда не любила Безухова, относилась к нему холодно и с презрением. Семейная жизнь не давала Пьеру счастья, а только удручала его. В свете насмехались над Безуховым и намекали ему на связь Элен с Долоховым. Полученное им недавно анонимное письмо, тоже свидетельствовало об этом. В то же время, Пьер сомневался в измене жены. Он считал такое невозможным, так как Долохов был во многом обязан ему. Когда-то Безухов помог ему, приютил в своём доме и дал в долг денег. Конфликт Пьера с Долоховым в английском клубе разрешил его сомнения. Предполагаемый соперник произнёс тост за хорошеньких женщин и их любовников и тем самым спровоцировал Пьера вызвать его на дуэль.

Безухов очень переживал за случившееся и не спал всю ночь перед поединком. Долохов, напротив, был спокоен и уверен в исходе дуэли, так как являлся опытным стрелком.

Перед началом поединка Пьера вновь грызли сомнения в правильности решения. У него даже появлялась мысль об отмене дуэли. В итоге, ни один из соперников не отказался от неё. До этого случая Пьер никогда не держал в руках оружия, но ему было неудобно признаться в этом. Он попросил секунданта, напомнить ему, как обращаться с пистолетом. Безухов первым нажал на курок и удивительно – ранил Долохова. Противник не отказался от ответного выстрела, собрал последние силы и, сидя выстрелил в прямо стоящего перед ним, растерянно улыбающегося Пьера, но не попал в него.

Безухову было очень жаль Долохова. От вины перед ним он готов был расплакаться и в смятении убежал в лес.

Долохова, пришедшего в себя после дуэли, беспокоили только мысли о матери, которая не сможет пережить вида умирающего сына. Он просит Ростова предупредить её о своём ранении, чем очень удивляет его. Николай никогда не подозревал, что за внешним легкомыслием буяна и повесы скрывается нежная душа любящего и заботливого сына.

После дуэли Пьер всю ночь не спал, вспоминал и анализировал свои отношения с женой; осуждал и, в то же время, оправдывал себя за дуэль. В конце концов, Безухов признаёт, что его семейная жизнь была сплошным лицемерием со стороны обоих супругов. Он принимает окончательное решение – расстаться с Элен. Между супругами происходит неприятное объяснение. Пьер, как благородный человек, оставляет Элен большую часть своего состояния и уезжает в Петербург.

Так заканчивается один из не самых удачных витков жизни Безухова и начинается очередной поиск смысла жизни.

Дуэль Пьера Безухова и Долохова

Несколько интересных сочинений

«Медный всадник» – поэма А.С.Пушкина. Главным героем произведения является небогатый чиновник Евгений. Евгений влюблен в Парашу, девушку, живущую на другой стороне Невы

Среди портретов людей из народа, созданных в произведениях Н.С. Лескова, герой повести «Очарованный странник» Иван Флягин проживает едва ли не самую многострадальную жизнь.

Геракл, хоть и сын Бога, но все еще не совершенен. В двенадцати подвигах, он играет роль ученика на пути, который через символические задания, должен взять в свои руки низшую свою природу и волю, чтобы выявить Божественность в себе

Читайте также:
Стихи про дочку - подборка самых душевных от лица мамы и папы

Название данного произведения Гоголя, в первую очередь связано с главным героем Чичиковым, который скупал мёртвых крестьян. Для того чтобы начать заниматься собственным делом.

28-го ноября 1884 года под Харьковом родилась известная художница Зинаида Евгеньевна Серебрянская. Отец был скульптором, а мать была родом с семьи Бенуа. Своим художественным развитием она обязана своим родным

Сочинение: Дуэль Пьера с Долоховым. Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого Война и мир, т. II, ч. I, гл. IV,

Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, т. II, ч. I, гл. IV, V.)

Автор: Толстой Л.Н.

Лев Николаевич Толстой в романе “Война и мир” последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек — Пьер ранил на дуэли Долохова — бретеpa, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвицкий объяснил Безухову, “куда следует нажимать”.

Эпизод, рассказывающий о дуэли Пьера Безухова и Долохова, можно назвать “Неосознанный поступок”. Он начинается с описания обеда в Английском клубе. Все сидят за столом, едят и пьют, провозглашают тосты за императора и его здоровье. На обеде присутствуют Багратион, Нарышкин, граф Ростов, Денисов, Долохов, Безухое. Пьер “не видит и не слышит ничего происходящего вокруг него и думает о чем-то одном, тяжелом и неразрешимом”. Его мучает вопрос: действительно ли Долохов и его жена Элен — любовники? “Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднимается в его душе”. И после тоста, произнесенного его “врагом”: “За здоровье красивых женщин, и их любовников”, — Безухов понимает, что его подозрения не напрасны.

Назревает конфликт, завязка которого происходит тогда, когда Долохов выхватывает листок, предназначенный Пьеру. Граф вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова: “Вы. вы. негодяй. я вас вызываю. ” — нечаянно вырываются у него. Он не осознает, к чему может привести этот поединок, не осознают этого и секунданты: Несвицкий — секундант Пьера и Николай Ростов — секундант Долохова.

Накануне дуэли Долохов всю ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, у него твердое намерение убить соперника, но это только видимость, на душе у “его неспокойно. Его соперник же “имеет вид человека, занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью”. Граф еще сомневается в правильности своих действий и соображает: что бы он сделал на месте Долохова?

Пьер не знает, что делать: то ли убежать, то ли довести дело до конца. Но когда Несвицкий пытается примирить его с соперником, Безухов отказывается, при этом называя все глупостью. Долохов вообще не хочет ничего слышать.

Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начинается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николаевич Толстой выразил так: “Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали”. Нерешительность персонажей передает и описание природы — оно скупо и немногословно: туман и оттепель.

Началось. Долохов, когда стали расходиться, шел медленно, рот его имел подобие улыбки. Он осознает свое превосходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытается убежать, закончить все поскорее. Возможно, именно поэтому он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от сильного звука, и ранит соперника.

Долохов, выстрелив, промахивается. Ранение Долохова и его неудачная попытка убить графа являются кульминацией эпизода. Затем происходит спад действия и развязка, которая заключается в том, что переживают все герои. Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления, едва сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой он причиняет страдания.

В исходе дуэли, по мысли Толстого, свершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски и помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Но Пьер совершенно не готов к роли “судьи” ,и “палача” одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова.

Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из-за страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова. “Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, — думал Пьер. — Даже наверное я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?”

Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу — убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже — свою жизнь, связав ее с Элен.

После дуэли, увозя раненого Долохова домой, Николай Ростов узнал, что “Долохов, этот буян, бретер, — Долохов жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат. “. Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей Сценой дуэли Долохова с Пьером Безуховым Толстой дает урок: не нам судить, что справедливо, а что несправедливо, не все очевидное бывает однозначным и легко решаемым.

Дуэль Пьера и Долохова: описание и значение эпизода в романе «Война и мир»

Содержание:

Толстой Лев Николаевич начал работу над знаменитым эпосом в 1863 году. Основная суть романа заключается в раскрытии моральных, человеческих качеств героев. Все персонажи имеют разный характер, сталкиваются с различными ситуациями, проявляя свою истинную натуру. Работа над произведением заняла у автора более пяти лет. Все военные, исторические события писатель тщательно проверял, записывал основные даты в толстый блокнот. Позже записи легли в основу написания военных сражений. Литературный труд был завершен в 1869 году.

Читайте также:
Теория Раскольникова в Преступлении и наказании - анализ смысла

Эпизод, в котором происходит дуэль Безухова и Долохова, заставляет читателя иначе взглянуть на негативного персонажа. Автор показывает значимость действий человека для его внутреннего мира, утверждая, что один поступок может кардинально изменить жизнь.

Дуэль Пьера с Долоховым – описание эпизода

В первое время мысль о состязании с неверным товарищем возбуждала Пьера. Он был оскорблен, чувствовал себя преданным и униженным. Буквально с каждым часом уверенность персонажа в правильности его решения пропадала. Герой никогда не имел дела с оружием, не принимал участия в дуэлях.

С другой стороны, за время, проведенное с Элен, он вынес не один урок. Супруга была эгоистичной, неискренней женщиной. Она не стоила того, чтобы вызывать товарища на дуэль. Однако главное задание Безухова – восстановить честь. Сомнения терзали героя всю ночь перед событием. Автор отмечает уверенность секундантов в проигрыше Пьера по причине его неопытности и беспомощности. Он сравнивает его с неловким ребенком. Ход дуэли:

  • Безухову рассказывают, как пользоваться оружием, непосредственно перед поединком;
  • Герой сильно переживает, действует поспешно, не целясь в оппонента;
  • Пьер случайно наносит ранение, Долохов не попадает в Безухова;
  • Оба участника пребывают в паническом состоянии. Долохова одолевает возмущение и расстройство после промаха. Пьер ужасается от того, что ранил человека;
  • Ростов подходит к раненому, который просит отвезти его домой к матери с сестрой. Это заставляет читателя изменить отношение к герою. За несколько минут до возможной смерти он думает не о себе, а о родных людях.

Дуэль Безухова и Долохова – причина

Основная причина дуэли Пьера и Долохова – Курагина, жена Безухова. Она изначально вышла замуж по расчету, будучи меркантильной, низменной женщиной без моральных ценностей. При этом Элен обладала потрясающей красотой. Будущий муж не задумывался о душевных качествах Курагиной, его восхищала внешность девушки.

Когда у Долохова возникли проблемы, персонаж попросил помощи у мужа Элен. Тот помог ему финансово, предоставил крышу над головой. Через некоторое время герой получил анонимное письмо, сообщающее о любовной связи между Курагиной и Долоховым.

Однажды герой прибыл на обед в английский клуб, где столкнулся с любовником жены. Он был в плохом настроении, не желал веселиться с остальными присутствующими. Во время тоста Федор намекает на отношения с Элен, чем оскорбляет ее супруга. Пьер вызывает Долохова на дуэль.

Дуэль Пьера и Долохова – значение события в жизни Безухова

Поединок между бывшими товарищами стал кульминацией романа. Событие разительно сказалось на мировосприятии Пьера. После того, как он ранил оппонента, Безухов убежал. Он винил себя, раскаивался в своем поступке. Герой много дней проводит, анализируя ситуацию, и делает следующие выводы:

  • Необходимо кардинально менять собственную жизнь, заняться поиском спасения души, жизненного смысла;
  • Брак с Курагиной – это главная ошибка, приведшая к трагическим последствиям;
  • Осознание хрупкости человеческой жизни заставляет ценить каждый день.

Характер персонажа меняется, как и его внутренний мир. Из неопытного парня он превращается в решительного, твердого мужчину. Автор старается донести читателю, что в процессе взросления все сталкиваются с переменами, многие из них болезненные и сложные. Однако изменения помогают встать на правильный путь.

Дуэль Пьера и Долохова (анализ эпизода и причина) в романе Война и мир

В романе «Война и мир» есть особый эпизод — конфликт Пьера Безухова и Долохова, который привел к дуэли.

Начать стоит с того, что Пьер Безухов в принципе не был принят тем обществом, в котором жил. У него не было друзей среди высшего света, над ним многие смеялись. Герой чувствовал себя очень неуютно в этой обстановке. После женитьбы жизнь молодых супругов не заладилась. Элен в открытую насмехалась над своим мужем, выражала свое к нему презрение. В обществе ходили слухи об изменах жены. Пьер Безухов был погружен размышлениями по этому вопросу. Его волновало, были ли эти измены в реальности.

Появился слух, будто бы Элен и Долохов любовники. Как-то Пьер обедал в английском клубе, где был и Долохов. Все веселились кроме Пьера. Долохов решил поиздеваться над ним и поднял тост, намекавший на связь Долохова и Элен. Это вывело обиженного мужа из себя. Пьер вызвал Долохова на дуэль.

Долохов легко относился к будущему поединку. Он знал, что обязательно одержит победу, так как имеет большой опыт в таких делах. Всю ночь он провел в веселье. У него даже не возникло мыслей о подготовке к поединку.

Пьер был сначала возбужден мыслью о дуэли с обидчиком. Ему казалось, что таким образом он отомстит за оскорбленную честь. Однако, как меньше времени оставалось до события, тем больше Пьер раскаивался в своем решении. Он не умел пользоваться оружием, не знал кодекса дуэлянтов. А самое главное, Пьер понимал, что не стоит Элен таких жертв. Эта низменная и эгоистичная женщина не стоит того, чтобы ее защищали на дуэлях.

В самом начале у Пьера возникла мысль отменить все это, но от идеи перемирия он отказался. Герой считал, что это покажет его слабость и мягкость. Первая пуля, выпущенная Долоховым, в свою цель не попала. Для героя, так твердо уверенного в своем решении, это несвойственно. Таким образом, автор подчеркивает легкомыслие героя и несерьезность его намерений. Долохов не хотел обижать Пьера.

Пуля Пьера, наоборот, попала в цель. Долохов получил ранение. Пьер сожалел о своем поступке, но он был рад, что не убил Долохова. Ему не хотелось совершать преступление.

После ранения Долохов показывает себя совершенно с другой стороны. Он не думает о себе. Герой просит Ростова отвезти его и переживает о матери и сестре. Таким образом, автор хочет сказать нам, что внешний облик бывает обманчив. Внешне Долохов выглядел несерьезно, но очень любил свою мать и сестру, заботился о них, был нежным и ласковым. Это сильно поразило Николая, который был совсем другого мнения о товарище.

Читайте также:
Загадки про солнце - для детей 7, 9 лет, 1, 2, 3, 4, 5 класса

В этом эпизоде автор хочет показать, как меняется мировоззрение персонажей после дуэли, а также раскрытие их образов после события.

Анализ эпизода дуэли

Одним из центральных героев романа «Война и мир» является Пьер Безухов, становлению личности которого Толстой посвятил не один эпизод. Наверное, самым значительным событием в жизни героя была его дуэль с Федором Долоховым.

Причиной конфликта стала связь Долохова с женой графа, Элен, женщиной развратной и глубоко циничной, брак с которой был роковой ошибкой для Пьера и попыткой заполучить наследство для Элен.

Наивный и добродушный граф не мог даже представить, что Долохов, друг в прошлом, может стать любовником его жены в настоящем. Еще не так давно Федор был гостем в его доме, которому оказали услугу в знак старой дружбы, а теперь эта помощь только усиливала желание опозорить Пьера, посмеяться над ним перед всеми.

Сидя за столом и поднимая тост за хорошеньких женщин, Долохов не чувствовал себя ни обязанным графу, ни виноватым перед ним, скорее наоборот, он был на высоте и его улыбка походила на издевку. Эти чувства не изменились и во время дуэли: уверенный в себе и своей победе, без тени сомнения и капли сожаления о содеянном, он даже не предполагал другого варианта исхода событий.

Настрой Пьера Безухова разительно отличался: даже осознавая то, что ему намеренно была нанесена обида, о чем знали знали все вокруг, и что Долохов просто играл с ним, граф, не считая вспышки гнева тогда за столом, откровенно боялся своего соперника. Законный муж боялся любовника, ведь второму ничего не значило убить человека, в то время как первый, зная свою правоту, не мог допустить мысли, что ему придется стрелять в живого человека.

На первый взгляд, результат дуэли очевиден: опытный стрелок против того, кто никогда не держал в руках оружия. Пьер спрашивает секунданта о том, как правильно ходить и как стрелять, целится в соперника не глядя и… попадает! А Долохов, упав на снег, но движимый желанием отомстить, поднимает курок на стоящего прямо перед ним графа и промахивается. Таков закон судьбы: удача на стороне новичков и тех, у кого чистое сердце, а любое злодеяние рано или поздно будет наказано.

Дуэль раскрывает истинную сущность героев. Долохов, каким бы повесой он не был, после ранения больше всего обеспокоен тем, что будет с его матерью и сестрой, когда они узнают о случившемся. Пьер в смятении бежит в лес, словно убегая от самого себя. Произошедшее заставляет его задуматься о смысле жизни, пересмотреть свои взгляды. Он осознает, что их брак с Элен был лицемерием, решает с ней расстаться и уехать в Петербург.

Таким образом, дуэль Долохова и Безухого становится переломным моментом и началом нового этапа в жизни графа.


Причина дуэли Безухова с Долоховым

Брак Безухова и Элен Курагиной с самого начала оказался ошибкой. Супруги не любили друг друга. Пьера тешила мысль об обладании самой красивой женщиной Петербурга, а Элен воодушевляли титул и деньги Безухова. Наивный Пьер не подозревал, что человеческая неблагодарность может перейти все границы: он выручил Долохова, предложил ему пожить у себя, помог материально. В “благодарность” товарищ стал любовником его супруги. Об этом Безухов узнаёт из анонимной записки.

Конфликт, который происходит между мужчинами в английском клубе, становится естественным следствием развратного поведения Элен и насмешек Долохова над своим благодетелем. Когда из уст товарища звучит тост о замужних дамах и их любовниках, Пьер понимает, что измены супруги являются тайной лишь для него одного, весь Петербург смеётся над ним. В этот момент Долохов вырывает из рук Пьера бумагу, которую он получил, чтобы озвучить, накал достигает апофеоза. Пьер вызывает Долохова на дуэль, тот принимает вызов, не раздумывая.

Если учесть, что Пьер никогда в жизни не держал оружия в руках, а Долохов был отличным стрелком, то результат дуэли – игра автора с судьбами персонажей. Толстой показывает закон жизни: новичкам и дилетантам всегда везёт, а ещё – тем, у кого чистая душа. Пьер любим судьбой, удача сопутствует ему в самые страшные моменты жизни.

Роковой день

Неопытный дуэлянт мучится совестью, за ночь перед встречей с оппонентом, он окончательно понимает, что его супруга – лживая, ничтожная, развратная женщина. Он даже оправдывает Долохова, понимая, что сам поступил бы также, если бы подобная ситуация случилась с ним. Пьер боится убить человека, но простить обидчика он не может. Секунданты отлично понимают, что скорее всего во время дуэли погибнет Безухов – неловкий, неопытный, беспомощный, как ребёнок. За несколько минут до выстрела секундант объясняет Пьеру, куда нажимать, чтобы оружие выстрелило… Безухов очень волнуется и спешит, поэтому, видимо, стреляет первым. Он случайно попадает в Долохова, ранит его. Этот факт ужасает героя, Долохов же, имея право выстрелить практически в упор, почему-то промахивается. Он очень расстроен, что не попал. Пьер в ужасе от того, что ранил человека. Этот момент очень ярко характеризует главного героя. В романе “Война и мир” много подобных фатальных моментов, которые очень реалистичны и вместе с тем – невероятны.

Главный герой убегает с места, где всё произошло, он на грани сумасшествия – винит себя, шепчет слова раскаяния, к нему приходит понимание того, как хрупка человеческая жизнь.

Основные события и последствия

После объявления о дуэли Пьера постоянно мучили угрызения совести. В последнюю ночь он очень много думал и понял, что его жена — лживая развратница. Безухов даже нашёл оправдание Долохову, так как, возможно, сам в подобной ситуации повёл бы себя так же. Он очень боится убить своего бывшего друга, но и простить ему содеянное не может.

Читайте также:
Образ Печорина в романе Герой нашего времени, портрет, происхождение

Роковой день

Дуэль произошла в Сокольниках. В этот момент читатель может лучше познакомиться с сущностью Долохова. Ему было прекрасно известно, что соперник совсем не стрелок, но тем не менее он не изъявил желания остановить дуэль.

Секунданты всячески пытались оттянуть начало поединка, так как понимали, что скоро произойдёт убийство.

Дальнейшее развитие событий при анализе кратко можно объединить в следующие этапы:

  1. Первым стрелял Долохов, но в цель не попал. Тем самым герой проявил всю несерьёзность намерений.
  2. Безухов же дурачится не стал и попал в соперника. Долохов упал, но попытался ползти и выстрелить второй раз.
  3. Пьер очень пожалел о содеянном, ведь он не хотел быть убийцей. Стреляться дальше и добивать соперника он не стал, а от пуль, летящих в него, даже не закрывался.
  4. После произошедшего у обоих героев изменилось мировоззрение. Долохов вдруг стал любящим и заботливым сыном, а у Безухова поменялся характер и отношение к некоторым вещам.

Спустя день после дуэли, Пьер решил вызвать свою супругу на разговор. Герой уже не выглядел таким нерешительным и застенчивым. Он сообщил Курагиной, что разводится с ней и переезжает.

Дальнейшее развитие

Переломный период в жизни Пьера Безухова начался в момент, когда он назначил дуэль Долохову. Ранее герой был очень мягким и стеснялся лишний раз вставить слово, однако после поединка ему удалось приобрести новые качества — характер стал тверже. В этот момент Безухов полностью переосмыслил свою жизнь и окончательно повзрослел. Кроме того, он наконец-то решился уйти от неверной супруги и объявил ей о разрыве.

Личность Пьера раскрылась после его ухода в общественную деятельность. Он стал заметной политической фигурой.

Момент дуэли с Долоховым очень важен, без него не получится проследить эволюцию образа. Чтобы полностью понять, почему Пьер вызвал Долохова на дуэль, нужно сделать краткий анализ и выявить, каковы причины войны между героями произведения «Война и мир».

Непосредственно эпизод

Место действия дуэли происходит в Сокольниках. Здесь проявляется скорее истинная сущность Долохова, чем Пьера. Он понимает, что Безухов не умеет стрелять, но не собирается останавливать дуэль. При этом секунданты пытаются замедлить приготовления к поединку, понимая суть происходящего убийства.

Дальнейшее развитие событий при рассмотрении кратко и анализе эпизода происходит в следующем порядке, который можно разделить на такие этапы:

  1. Первая пуля Долохова не попадает в цель. Это показывает несерьезность намерений дуэлянта и обстоятельств.
  2. Пуля Безухова, наоборот, попадает в цель. Долохов получает ранения, но пытается доползти и выстрелить.
  3. Пьер сожалеет о моменте, он не хотел становиться убийцей и потому не добивает своего соперника, не пытается закрыться от возможной пули.
  4. У обоих героев начинает меняться душевное состояние. Долохов предстает любящим сыном и боится разволновать маму. Безухов же переживает переворот сознания и характера.

На следующий день после события происходит сцена разговора между Курагиной и Безуховым. Последний становится не похож на прежнего, застенчивого Пьера. Он принимает решение окончательно разлучиться с женой и переехать в Петербург.

Лев Николаевич Толстой всегда говорил о художественном произведении как о собрании мыслей, «сцепленных между собой» и только в таком сцеплении существующих. А всё произведение – «лабиринт сцеплений». Смысл его рождается из «сцепления» образов, эпизодов, картин, мотивов, деталей. Толстой всегда иронически отзывался о тех читателях, которые пытаются найти отдельные мысли в отдельных сценах. Каждая малая сцена уже несёт «большую» мысль всего романа. Она как грань, как один из поворотов в «лабиринте».

Дуэль Пьера с Долоховым является одним из важнейших рубежных событий на жизненном пути Пьера, окончанием одного этапа и началом другого.

Уже во время обеда, предшествующего дуэли, Пьер сидел, «остановив глаза, с видом совершенной рассеянности… Лицо его было уныло и мрачно». Он полностью погружен в себя. Создается ощущение, что его мучит проблема, которую он не может для себя разрешить. В нем как будто сталкиваются два начала: свойственное ему благодушие и начало, чуждое ему: агрессивность, эгоизм, присущее таким героям, как Долохов, Анатоль Курагин, Наполеон. Оба эти начала продолжают бороться в Пьере на протяжении всего эпизода.

И постепенно то состояние, которое Лев Николаевич называл словом «война», начинает овладевать героем:

Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились, что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им.

Далее, казалось бы, победа этого начала не была столь безоговорочной, так как Пьер не был уверен в вине Долохова и в своем праве судить его. Но надежда оказалась иллюзорной, потому что тут же отрезвляюще зазвучало, что «именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли, он с особенно спокойным и рассеянным видом…спрашивал: «Скоро ли и готово ли?». А дальше, в ответ на робкую мысль, что то, что они с Долоховым затеяли, «ужасно глупо», звучит резкое:

Нет, об чем же говорить. Все равно…

Разум Пьера уже не подчиняется ему, герой не управляет собой. И это происходит не только с Пьером, но и с другими героями. Добрейший и честнейший Николай Ростов «недоброжелательно смотрел на Пьера» за обедом. Создается впечатление, что взоры героев подернуты пеленой. Ведь не зря, наверное, на поляне, где происходит дуэль, стоит такой туман, что герои плохо видят друг друга уже за сорок шагов. Они из-за тумана «неясно» различают, что в противоположные стороны разошлись люди, а не абстрактные фигуры. Для Долохова все, что происходит на поляне, — не дуэль, а охота: ему убить человека значит то же самое, что охотнику не упустить медведя. Но все-таки что-то героев смущает, что-то они различают в тумане, что-то их останавливает. Они медлят начинать. Все молчат.

Но для автора очевидно, что дело должно совершиться независимо от воли людей. И оно совершилось, несмотря на то что в Пьере всё же продолжается борьба. Автор говорит, что «Пьер быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки…», но подчиняясь окрику Долохова, стал целиться. На его лице улыбка «сожаления и раскаяния», но он беспомощен перед той силой, которая овладела им во время обеда.

Читайте также:
Загадки про весну - для дошкольников, школьников 2, 3, 4 класса

После этого эпизода своей жизни Пьер на некоторое время погрузится в странное состояние. Он не сможет связать воедино исторические и жизненные факты, у него появится ощущение, что его разум работает вхолостую, он потеряет чувство целостности мира, который для него распадется на отдельные мелкие части, будучи ввергнутым в состояние «войны».

Так маленький эпизод становится лабиринтным поворотом большого романа, а заключённая в нём мысль – гранью той главной, которая на языке Толстого звучит как «война и мир».

Читаемое в разделе:

  • Смотр под Браунау. Анализ эпизода романа «Война и мир»
  • Красота истинная и ложная в романе Толстого «Война и Мир»
  • «Разное счастье» героев «Войны и мира»
  • Проблемы гуманизма в романе «Война и мир»
  • Образ Николая Ростова и его роль в эпилоге романа «Война и мир»
  • Пьер и Андрей в романе Толстого «Война и мир»
  • Женские образы в романе «Война и мир»

Ранее опубликованные в разделе:

  • Сочинение на тему: Образ Наташи в романе «Война и мир»
  • Пьер и Андрей в романе Толстого «Война и мир»
  • «Разное счастье» героев «Войны и мира»
  • Женские образы в романе «Война и мир»
  • Проблемы гуманизма в романе «Война и мир»
  • Наполеон и Кутузов в романе «Война и мир»

Новые материалы раздела:

  • Встреча Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого графа Безухова
  • «Жизнь по совести» Николая Ростова («Война и мир») и полковника Б. («После бала»)
  • Образ Николая Ростова и его роль в эпилоге романа «Война и мир»
  • Смотр под Браунау. Анализ эпизода романа «Война и мир»
  • Красота истинная и ложная в романе Толстого «Война и Мир»

Цитаты

…Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках… Пьер был несколько больше других мужчин в комнате… Умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной… Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьёзное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения… Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти… Кроме того, он был рассеян… Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нём выкупались выражением добродушия, простоты и скромности.

Последствия события

Эпизод, при котором Безухов решается вызывать Долохова, становится переломным моментом в жизни героя. Если раньше он был застенчив и во всем сомневался, после этого характер становится тверже. Происходит момент окончательного взросления и переосмысления собственной жизни.

Безухов решается на окончательный уход от Курагиной. Начинается новый этап, связанный с уходом героя в масонство. Раскрытие личности происходит в другом направлении, а именно в общественном, герой становится заметной фигурой в политическом масштабе.

Эпизод дуэли важен для рассмотрения эволюции образа Пьера. Из скромного и немного неказистого героя он становится более решительным и принимает решение поменять свою жизнь. Раскрытие идет в общественном плане, Безухов становится членом масонской ложи и влиятельным человеком.

Значение дуэли в жизни главного героя

Дуэль служит заключительным этапом, который приводит героя к мысли о том, что он выбрал неправильный путь, совершил большую ошибку, выбрав себе в супруги Элен. Он осознаёт, что втянут в чужую игру, что не хочет продолжать жить в унизительном положении рядом с непорядочной женщиной. Этап отношений с Элен закончен, Пьер стал гораздо твёрже, решительнее и опытнее. Он почувствовал, как легко можно лишить человека жизни, не имея на то ни права, ни оснований. Пьер чувствует необходимость изменить свой образ жизни, уйти от всех, найти смысл жизни, который стал бы для него спасением.

В нашей статье содержится анализ эпизода “Дуэль Пьера Безухова с Долоховым”. Этот материал будет полезен при подготовке к написанию сочинений по теме.

Дуэль Пьера Безухова и Долохова в романе “Война и мир”: причины и последствия, описание в цитатах

Пьер Безухов (слева) и
Долохов (с бумагой)
(актеры С. Бондарчук и
О. Ефремов)

Дуэль Пьера Безухова и Долохова является одним из ярких эпизодов романа “Война и мир” Льва Толстого.

В этой статье представлено цитатное описание причин и последствий дуэли Пьера Безухова и Долохова в романе “Война и мир”: что привело к дуэли, как Пьер вызвал Долохова на поединок, кто был их секундантами, каковы были обстоятельства поединка, чем закончилась дуэль, каково было состояние Пьера после дуэли и т.д.

В романе описание дуэли и связанных с ней событий можно найти в следующих главах:
том 2 часть 1 глава IV подозрения Пьера и вызов на дуэль;
том 2 часть 1 глава V ход дуэли;
том 2 часть 1 глава VI состояние Пьера после дуэли.

Смотрите: Все материалы по роману “Война и мир”

Дуэль Пьера Безухова и Долохова в романе “Война и мир”: причины и последствия, описание в цитатах

“Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено всё после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен улыбаясь выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними.” (том 2 часть 1 глава IV)

“. я хлопотал за него и призрел его, помог ему.” (Пьер о Долохове, том 2 часть 1 глава IV)

“Анна Михайловна завела глаза, и на лице ее выразилась глубокая скорбь.

— Ах, мой друг, он очень несчастлив, — сказала она. — Ежели правда, что̀ мы слышали, это ужасно. И думали ли мы, когда так радовались его счастию! И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов!

— Долохов, Марьи Ивановны сын, — сказала она таинственным шопотом, — говорят, совсем компрометировал ее. Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот. Она сюда приехала, и этот сорви-голова за ней, — сказала Анна Михайловна.

Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем.” (том 2 часть 1 глава II)

“Пьер, по приказанию жены отпустивший волоса, снявший очки и одетый по модному, но с грустным и унылым видом, ходил по залам.” (Пьер в английском клубе, март 1806 г., том 2 часть 1 глава III)

“Да, ежели бы это была правда; но я не верю, не имею права и нe могу верить».” (том 2 часть 1 глава IV)

“«Да, он очень красив, думал Пьер, я знаю его. Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я хлопотал за него и призрел его, помог ему. Я знаю, я понимаю, какую соль это в его глазах должно бы придавать его обману, ежели бы это была правда. Да, ежели бы это была правда; но я не верю, не имею права и нe могу верить».” (том 2 часть 1 глава IV)

Однажды Пьеру присылают анонимное письмо, в котором говорится об изменах Элен с Долоховым и о том, что один лишь Пьер не замечает обмана:

“Этот неразрешенный, мучивший его вопрос, были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с тою подлою шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки, и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного его. Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним.” (том 2 часть 1 глава IV)

“Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Лицо его было уныло и мрачно.” (том 2 часть 1 глава IV)

“— Ну, теперь за здоровье красивых женщин, — сказал Долохов, и с серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру.

— За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников, — сказал он.

Пьер, опустив глаза, пил из своего бокала, не глядя на Долохова и не отвечая ему. Лакей, раздававший кантату Кутузова, положил листок Пьеру, как более почетному гостю. Он хотел взять его, но Долохов перегнулся, выхватил листок из его руки и стал читать. Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились: что-то страшное и безобразное, мутившее его во всё время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол.

Услыхав этот крик и увидав, к кому он относился, Несвицкий и сосед с правой стороны испуганно и поспешно обратились к Безухову.

— Полноте, полно, что́ вы? — шептали испуганные голоса. Долохов посмотрел на Пьера светлыми, веселыми, жестокими глазами, с тою же улыбкой, как будто он говорил: «А, вот это я люблю».

— Не дам, — проговорил он отчетливо.

Бледный, с трясущеюся губой, Пьер рванул лист.

— Вы. вы. негодяй. я вас вызываю, — проговорил он, и двинув стул, встал из-за стола. В ту самую секунду, как Пьер сделал это и произнес эти слова, он почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решен утвердительно. Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею.” (том 2 часть 1 глава IV)

Таким образом причиной дуэли Пьера и Долохова становится связь Элен с самим Долоховым, а поводом к дуэли служит конфликт молодых людей за столом в Английском клубе.

Читайте также:
Сочинение Любовь, аргументы, роль любви в жизни человека

В предстоящей дуэли секундантом Долохова выступает его приятель Николай Ростов, а секундантом Пьера его знакомый князь Несвицкий:

“Несмотря на просьбы Денисова, чтобы Ростов не вмешивался в это дело, Ростов согласился быть секундантом Долохова, и после стола переговорил с Несвицким, секундантом Безухова, об условиях дуэли. Пьер уехал домой, а Ростов с Долоховым и Денисовым до позднего вечера просидели в клубе, слушая цыган и песенников.” (том 2 часть 1 глава IV)

— Вот видишь ли, я тебе в двух словах открою всю тайну дуэли. Ежели ты идешь на дуэль и пишешь завещания да нежные письма родителям, ежели ты думаешь о том, что тебя могут убить, ты — дурак и наверно пропал; а ты иди с твердым намерением его убить, как можно поскорее и повернее, тогда всё исправно.” (том 2 часть 1 глава IV)

“Осунувшееся лицо его было желто. Он видимо не спал эту ночь.” (том 2 часть 1 глава IV)

“Он взял в руки пистолет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чем он не хотел сознаваться. — Ах, да, вот так, я знаю, я забыл только, — говорил он.”

“Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно я боюсь его», думал Пьер. ” (том 2 часть 1 глава IV)

“Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова, и потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно-густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одною рукою он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно.” (том 2 часть 1 глава V)

“Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: — к барьеру! — и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли. Только десять шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но всё улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.

— Боком, закройтесь пистолетом, — проговорил Несвицкий.

— Закройтесь! — не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику.

Пьер с кроткою улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своею широкою грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.

— Мимо! — крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу.” (том 2 часть 1 глава V)

“«Что ж было? — спрашивал он сам себя. — Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? — Оттого, что ты женился на ней», — отвечал внутренний голос.” (том 2 часть 1 глава VI)

“«Но в чем же я виноват? — спрашивал он. — В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее. ” (Пьер о себе)

“. а вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и всё стало ясно!”

“«Она во всем, во всем она одна виновата, — говорил он сам себе; — но что́ ж из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал этот: «Je vous aime»*<*Я вас люблю>, которое было ложь и еще хуже чем ложь, говорил он сам себе. Я виноват и должен нести. Что́? Позор имени, несчастие жизни? Э, всё вздор, — подумал он, — и позор имени, и честь, всё условно, всё независимо от меня.”

“Да я никогда не любил ее, говорил себе Пьер; я знал, что она развратная женщина, повторял он сам себе, но не смел признаться в этом.” (том 2 часть 1 глава VI)

“Ночью он позвал камердинера и велел укладываться, чтоб ехать в Петербург. Он не мог оставаться с ней под одной кровлей. Он не мог представить себе, как бы он стал теперь говорить с ней. Он решил, что завтра он уедет и оставит ей письмо, в котором объявит ей свое намерение навсегда разлучиться с нею.” (том 2 часть 1 глава VI)

“— Коли вы не отвечаете, то я вам скажу. — продолжала Элен. — Вы верите всему, что́ вам скажут. Вам сказали. — Элен засмеялась, — что Долохов мой любовник, — сказала она по-французски, с своею грубою точностью речи, выговаривая слово «любовник», как и всякое другое слово, — и вы поверили! Но что́ же вы этим доказали? Что́ вы доказали этою дуэлью? То, что вы дурак, que vous êtes un sot, так это все знали!” (том 2 часть 1 глава VI)

“— Нам лучше расстаться, — проговорил он прерывисто.

— Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние, — сказала Элен. — Расстаться, вот чем испугали!”

“Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что́ составляло бо́льшую половину его состояния, и один уехал в Петербург.” (том 2 часть 1 глава VI)

“Долохов выздоровел, и Ростов особенно сдружился с ним в это время его выздоровления. Долохов больной лежал у матери, страстно и нежно любившей его.” (том 2 часть 1 глава X)

“Участие Ростова в дуэли Долохова с Безуховым было замято стараниями старого графа, и Ростов вместо того, чтобы быть разжалованным, как он ожидал, был определен адъютантом к московскому генерал-губернатору.” (том 2 часть 1 глава X)

“Дело Пьера с Долоховым было замято, и, несмотря на тогдашнюю строгость государя в отношении дуэлей, ни оба противника, ни их секунданты не пострадали. Но история дуэли, подтвержденная разрывом Пьера с женой, разгласилась в обществе.” (том 2 часть 2 глава VI)

“Я мог еще после дуэли с Долоховым быть послан солдатом.” (Пьер о себе, том 3 часть 3 глава IX)

“— Одно, за что́ я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, — сказал Пьер.

— Отчего же? — сказал князь Андрей.

— Нет, убить человека не хорошо, несправедливо. ” (том 2 часть 2 глава XI)

“Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, подвинувшись к нему, взял его зa руку.

— Очень рад встретить вас здесь, граф, — сказал он ему громко и не стесняясь присутствием посторонних, с особенною решительностью и торжественностью. — Накануне дня, в который Бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня.

Пьер улыбаясь глядел на Долохова, не зная что сказать ему. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера.” (том 3 часть 2 глава XXII)

“В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.” (том 4 часть 3 глава XI)

О дальнейшей судьбе Долохова нет информации в романе.

Это было цитатное описание причин и последствий дуэли Пьера Безухова и Федора Долохова в романе “Война и мир” Льва Толстого.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: