Недоросль – краткое содержание по действиям и явлениям

Краткое содержание комедии «Недоросль» Фонвизин

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» подняла важные вопросы о воспитании молодого поколения дворянства, которое смогло бы принести пользу обществу. Необычайно яркие образы героев сделали пьесу запоминающейся и полюбились публике.

Сын госпожи Простаковой, Митрофан, примеряет сшитый кафтан. Оказывается, он ему тесен, за что ругают портного Трифона.

Мать возмущается, что Трифон не учел крупной комплекции Митрофана. Тришка оправдывается тем, что он самоучка и много не знает в портновском деле. Простакова уверена, что сшить кафтан можно и без обучения.

Приходит глава семейства. Жена спрашивает мнения мужа о сшитом кафтане, тот робко утверждает, что размер слишком большой. Простакова пеняет мужу за то, что он видит все наоборот и не имеет собственного мнения. Муж покорно соглашается: «При твоих глазах мои ничего не видят». Простакова требует наказать портного за плохую работу.

Брат Простаковой, Скотинин, откладывает наказание, чтоб не портить сегодняшний праздник сватовства. Кормилица Еремеевна переживает о здоровье Митрофана, который плохо себя чувствовал после ужина и всю ночь. Сын жалуется матери, что ему снилась «всякая дрянь»: мать так усердно колотила отца, что устала.

И поскольку дитю не здоровится, ему позволено погулять вместо учебы.

Все ожидают появления Софьи, которая находится под опекой Простаковых. Поскольку она сирота, а от ее дяди давно нет вестей, решено выдать девушку замуж за Скотинина.

Тарас Скотинин хвалится, что не боится убытков и легко возмещает их за счет своих крестьян, сдирая с них гигантский оброк.

Он рассказывает и о причине интереса к женитьбе: ему нравится не Софья и не ее имущество, а большое поголовье свиней. Выясняется, что и Митрофан, по примеру дяди, большой почитатель свинок.

Софья приносит радостную для нее весть: ее дядя Стародум находится в добром здравии и прислал письмо. Простакова возмущена до глубины души: она уверена, что дядя умер, а письмо прислано от офицера, который делал предложение Софье.

Софья предлагает Простаковой самой прочитать письмо, но та неграмотна, да и муж ее читать не привык. Зовут Митрофана, которого вот уже 4 года чему-то учат.

С визитом приходит чиновник Правдин. Простакова просит его прочитать письмо вслух. Узнав, что дядюшка жив и собирается сделать Софью наследницей приличного состояния, Простакова сразу меняет тон. Теперь она мечтает женить на девушке своего сына, а не брата. С притворной ласковостью она уводит Софью поговорить.

Слуга приносит Простакову тревожную новость: в деревне разместились военные, они могут разорить ее. Простаков уходит, чтоб уладить дела, Скотинин идет к свинкам.

Действие II

Солдаты разместились в деревне под руководством офицера Милона. С ним беседует давний приятель Правдин, назначенный проверяющим от наместничества. Выясняется, что Милон торопится в Москву, чтоб узнать о своей любимой. Офицер переживает, что девушку забрали к себе недостойные люди, которые ее тиранят и обкрадывают. Правдин сообщает, что видел подобное в одной из семей.

Внезапно появляется Софья, это и есть возлюбленная Милона. Молодые люди радуются встрече, но девушка жалуется на опекунов. Раньше с ней были просто грубы, теперь Простакова изменила отношение:

«Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну».

Милону кажется, что у него появился соперник, но Софья успокаивает его: Митрофан вообще не годится в женихи.

Скотинин, проходя мимо, присоединяется к разговору. Милон узнает, что он претендует на руку Софьи и готов позаботиться о жене так же хорошо, как о своих свинках. Всех возмущает это «скотское сравнение».

Правдин сообщает Скотинину, что Софью планируют выдать замуж за Митрофана.

Скотинин в воинственном настроении идет разбираться с племянником.

Митрофан прямо говорит, что давно думает о женитьбе. Скотинин кидается на соперника, Правдин и Еремеевна его останавливают.

Приходят родители Митрофана. Простакова благодарит Милона за примерное поведение его солдат и ругает мужа, из-за мягкости которого нет порядка в хозяйстве. Женщина рассчитывает понравиться дядюшке Софьи, когда тот приедет в гости. Правдин уверен, что этот прямодушный человек сделает правильные выводы: «Отроду язык его не говорил «да», когда душа его чувствовала «нет».

К Митрофану приходят учителя. Оказывается, один из них бывший солдат, а другой учился на священника. Все уходят, не желая мешать занятиям.

Еремеевна рассказывает Простаковой про стычку между племянником и дядей. Та ругает кормилицу за то, что она плохо защищает дитя.

Женщина плачет от несправедливости: даже прослужив сорок лет, она не заслужила хорошего отношения хозяйки.

Действие III

Приезжает Стародум, торопясь выручить свою племянницу. Правдин встречает его как друга. Стародум рассказывает, что отец дал ему лучшее воспитание петровских времен, когда «не умели еще чужим умом набивать пустую голову». А главным было правило: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Стародум рассказал про свой печальный опыт на военной службе и при дворе. Отовсюду он вынужден был уволиться, чтоб сберечь сердце и душу. Правдин грустит: такие люди могли бы исцелить больное общество, но вынуждены отходить от дел.

Входит Софья и сразу узнает дядю. Они рады воссоединению семьи. Стародум обещает защитить девушку от поползновений опекунов. Он объясняет Софье, почему долго отсутствовал – нужно было заработать капитал честным способом.

Простакова дерется с братом из-за Софьи, а Милон пытается их разнять. Стародум, видя это, смеется, чем очень злит хозяйку дома. Она хамит Стародуму, а когда тот представляется, моментально становится любезной и зовет прислугу, чтоб организовать встречу.

Вместо заболевшей служанки приходит Еремеевна, что опять злит Простакову. Она ругает их обеих, а Стародум просит не беспокоиться из-за его приезда.

Семейство Простаковых знакомится со Стародумом, поражая его фамильярностью. Стародум объявляет, что завтра же увозит Софью в Москву, чтоб выдать замуж. Это новость всех будоражит, но дядя обещает племяннице, что выбор жениха будет за ней.

Простакова рассказывает о своих родителях и учебе сына, хотя Скотинины всегда были против «басурманского просвещения». Простакова предлагает Стародуму после отдыха оценить образованность Митрофана.

Оставшись одни, учителя рассуждают, как тяжело учить бездарного боярского сына, который не хочет учиться.

Читайте также:
Футуризм - определение, история и причины возникновения

Простакова просит сына поучиться для вида. Тот соглашается, получив обещание, что его как можно быстрее женят. Митрофан по-прежнему не умеет толком считать и писать, но никого в семье это не расстраивает.

Входит Вральман и начинает на ломаном русском убеждать Простакову, что Митрофану вредно столько учиться. Важно найти подходящую компанию, а с умниками лучше не связываться. Мать и сын согласны, поэтому занятия быстро заканчивают.

Вральман, рассказывая о жизни в Петербурге, проговаривается, что был кучером и сидел на козлах, но ловко выкручивается.

После ухода господ учителя ругают Вральмана: он ничему не учит, только зря получает кров и жалованье. Ссора чуть не заканчивается дракой.

Действие IV

Софья поджидает дядю, чтоб поговорить после долгой разлуки.

Стародум и Софья беседуют о том, что составляет счастье человека. Оба сходятся во мнении, что человек любого сословия должен стремиться к добродетели, служить отечеству или обществу, сохранять благонравие и развивать ум, душу и сердце. Оба считают богатством и знатностью количество пользы и помощи людям.

Стародум наставляет племянницу для того, что злые люди не сбили ее с пути совершенствования. Софья полностью разделяет ценности дяди и благодарит за участие в ее жизни.

Приносят письмо из Москвы для Стародума. Племянница идет за очками.

Письмо от давнего друга Стародума, который рассказывает о претенденте на руку Софьи – Милоне. У молодого человека прекрасные рекомендации от уважаемых людей.

Софья приносит дядюшке очки, и тот сразу говорит ей о теме письма. Обсуждение замужества смущает девушку, но она готова чистосердечно рассказать дяде о своем сердечном выборе.

Правдин представляет Стародуму офицера, о котором он только что читал письмо. Стародум расспрашивает Милона о службе и о том, в чем он видит свой долг. Милон рассуждает как достойный, справедливый, честный человек:

«И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой».

Офицер просит руки Софьи, девушка также признается в чувствах к Милону. Дядя с радостью благословляет молодых на брак, видя, что они достойны друг друга.

Скотинин просит руки Софьи у дядюшки. Он уверен, что тот легко согласится отдать племянницу за него. Стародум немного подыгрывает Скотинину, хотя его смешит такой поворот дел. Скотинин показывает себя как ограниченный и грубый человек, но в итоге думает, что дело почти решено.

У Простаковых тоже есть жених для Софьи, они торопятся представить сына Стародуму. Тот готов проверить, каких вершин достиг Митрофан в науках. Оказывается, что жених не имеет даже простейших знаний из математики, грамматики, а о географии и не слыхал. Стародум иронично «хвалит» юношу. Скотинин и Простаковы уверяют, что в обучении нет необходимости: у них в роду и так умеют увидеть выгоду и урвать свое.

А если Митрофан будет слишком умным, его назначат на важную ответственную должность, и ему придется трудиться до конца дней, а ведь покой важнее всего.

Правдин и Милон прощаются до завтра.

Все ждут решения о замужестве Софьи, но Стародум отказывает обоим женихам. Он объясняет, что девушка уже помолвлена.

Простакова хочет встать пораньше, до отъезда Софьи, и настоять на женитьбе с ее сыном.

Утро отъезда. Правдин рассказывает Стародуму об указе, данном ему наместничеством. Он должен взять под опеку деревни Простаковых в случае превышения ими полномочий власти.

Друзья рассуждают о важности влияния государя на подданных и величине его ответственности. Стародум высказывает пожелание, чтобы дворянство получало образование с хорошими и плохими поучительными примерами, чтобы люди закалялись нравственно. Нынешний уровень невежества ужасает его.

Слышится странный шум, Стародум бросается туда. Выяснилось, что Милон успел предотвратить похищение Софьи, которую хотели насильно венчать с Митрофаном. Простакова ругает слуг, которые не смогли завершить дело.

Правдин, став свидетелем преступления, должен принять меры против произвола Простаковой. Он готов «требовать от правительства, чтоб сделанная ей обида наказана была всею строгостью законов. Сейчас представлю ее перед суд, как нарушительницу гражданского спокойства».

Все Простаковы бросаются в ноги Правдину и умоляют их пощадить.

Стародум и Софья проявляют милосердие и прощают Простакову. Почувствовав, что опасность отступила, она тут же стала угрожать расправой своим слугам. В ответ на это Правдин зачитывает злодейке указ о передаче опеки над ее людьми и деревнями. Скотинин тут же сбегает, чтоб наказание не коснулось и его.

Простакова просит отсрочки или отмены указа, но Правдин неумолим. Теперь власть в доме в его руках, и он готов навести порядок. Прежде всего –

доплатить жалованье учителям. Стародум же уверен, что скоро Простакова оценит плюсы своего положения.

Слуг решено распустить.

Стародум с удивлением узнает, что его бывший кучер служил у Простаковых учителем. Кутейкин требует оплаты, а вот Цифиркин не хочет ее брать, так как ученик ничему не выучился. За честность Правдин щедро награждает его. Вральман просит Стародума снова взять его на службу.

Стародум с племянницей готов к отъезду. Вральман на козлах экипажа.

Явление последнее

Все прощаются пред отъездом. Опозоренная Простакова тянется к сыну, но тот грубо отстраняется от нее. Женщина от потрясения падает в обморок. Правдин сурово отчитывает Митрофана и решает отправить его на военную службу, тот не возражает.

Очнувшись, Простакова рыдает: она потеряла и сына, и власть, и уважение.

Фонвизин неслучайно назвал свою пьесу «Недоросль», ведь она посвящена молодому поколению, на которое хотелось бы возлагать надежды. Но из-за того, что в дворянской среде был низкий уровень образования и культуры, а о нравственном воспитании даже не шло речи, молодежь становилась подобной Митрофану. Недоросль вырос невежественным и грубым, он не в состоянии здраво мыслить, имеет скудную картину мира. Митрофанушка умеет только гонять голубей, объедаться до отвала да имитировать обучение.

Но автор подчеркивает, что есть и другая молодежь, которая может стать надеждой для Отечества: такова мудрая Софья, таков и ее избранник Милон. Именно за ними будущее страны.

Краткое содержание «Недоросль»

Средняя оценка: 4.6

Читайте также:
Капитанская дочка цитаты и афоризмы героев романа А.С. Пушкина

Всего получено оценок: 19330.

Комедия была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 г. Основной проблемой произведения является осуждение традиционного воспитания дворян, в частности провинциальных, их глупости и злонравия. Пьеса «Недоросль» написана в классицистическом стиле, что отразилось в «говорящих» фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия: события происходят в течение 2 дней, в деревне Простаковых.

Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями». Для общего ознакомления с сюжетом произведения предлагаем краткое содержание «Недоросль».

Главные герои

  • Госпожа Простакова — жена Простакова. Активная, грубая, необразованная женщина, которая больше думает о собственной наживе, чем о людях вокруг и добродетели, старается все решать силой либо хитростью.
  • Простаков Митрофан — сын Простаковых, недоросль, молодой человек 15 лет, такой же глупый, как и родители, глупый, ленивый, невежестенный. Грубый, жестокий, отца ни во что не ставит, над учителями издевается. Лебезит перед матерью, но только потому, что чувствует в ней силу.
  • Правдин – постоялец Простаковых, государственный чиновник, приехавший разобраться с непорядками в их имении, решить вопрос жестокости Простаковой по отношению к слугам. Высокоморальный человек, представитель «нового» образованного дворянства, олицетворяет в произведении «Недоросль» правду и слово закона.
  • Стародум — человек с высокими моральными принципами, который всего в жизни добился сам, не прибегая к обману или хитрости. Дядя и опекун Софьи.
  • Софья — честная, образованная, добрая девушка. После того как лишилась родителей, живет у Простаковых, влюблена в Милона.
  • Милон — жених Софьи, с которым они несколько лет не виделись. Офицер, отличался на службе храбростью и смелостью, имеет высокие понятия о человеческой добродетели, чести.
  • Скотинин – родной брат госпожи Простаковой. Глупый, необразованный мужчина, во всем ищущий наживы, легко лжет и льстит ради выгоды.

Другие персонажи

  • Простаков — муж Простаковой. Практически ничего не решает в доме, по сути тень и подкаблучник жены, необразованный, безвольный.
  • Еремеевна — няня Митрофана.
  • Кутейкин – семинарист, который сам бросил учиться, так как не осилил науки, хитрый и жадный, учитель грамматики. Учитель Митрофана.
  • Вральман – бывший конюх Стародума, простой, но умеющий мастерски обманывать – называл себя немцем-учителем светской жизни. Учитель Митрофана.
  • Цыфиркин – отставной сержант, честный человек, учитель арифметики. Учитель Митрофана.
  • Тришка — портной, слуга Простакова.

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых занятых –

для самых любопытных –

для самых крутых –

Краткое содержание

Действие 1

Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, что он сшил плохой кафтан для Митрофана, Тришка оправдывается тем, что он не портной. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан пошит хорошо, и Тришку прогоняют вон из комнаты.

Заходит разговор о Митрофане: наверно он заболел, так как плохо спал всю ночь. При обсуждении сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал, всю ночь пил квас, а ночью ему виделось, что мать бьет отца, а Митрофану так жалко её было: устала ведь. На это Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение, и Митрофан убегает на голубятню.

Скотинин, Простакова и Простаков говорят, что хотят отдать за Скотинина сироту Софью. Единственный близкий родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не напоминал о себе. Разговор обнажает корыстную, злую личность Скотинина, которому нравится не Софья, а много свиней в ее деревнях.

Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, пытаются заговорить девушку тем, что на самом деле это письмо от поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать, оказывается, что все неграмотные.

Входит Правдин, которому и поручают прочитать письмо. Присутствующие узнают, что Стародум сделал Софью наследницей 10 тысяч рублей. Теперь не только Скотинин хочет свататься к девушке, но и Простакова начинает льстить девушке, желая выдать ее за Митрофана. Простакова уводит Софью. Забегает слуга и сообщает, что мимо проходившие солдаты остановились в их деревне.

Действие 2

Милон и Правдин оказываются старыми друзьями. Правдин рассказывает, что приехал в деревню, чтобы поставить на место «презлую фурию» Простакову. Милон делится тем, что едет в Москву, чтобы встретиться с возлюбленной, которую давно не видел, так как после смерти ее родителей ее взяли на попечение дальние родственники.

По воле случая мимо проходит Софья. Возлюбленные рады друг другу. Софья рассказывает Милону, что Простакова хочет отдать ее замуж за своего глупого 16-летнего сына.
Тут же они встречают Скотинина, который переживает, что может уехать домой без жены и денег. Правдин и Милон подначивают его поссориться с сестрой, говоря, что она прочит Софью за Митрофана. Скотинин выходит из себя.

Мимо проходят Митрофан с Еремеевной. Няня пытается заставить юношу учиться, но он не хочет. Скотинин с Митрофаном ссорятся по поводу предстоящей женитьбы, так как оба не против взять в жены Софью. Однако Еремеевна и Правдин не дают им подраться. Скотинин злой уходит.

Появляются супруги Простаковы. Простакова льстит Милону и извиняется, что вовремя не вышла его встретить. Нахваливает Софью и рассказывает, как уже все устроила для ее дяди. Простаковак отправляет сначала Софью, а вслед за ней и Митрофана посмотреть приготовленную для Стародума комнату. Приходят Кутейкин и Цыфиркин. Учителя рассказывают Правдину о себе, как учились грамоте и как попали в дом Простаковых.

Действие 3

Правдин, увидев из окна карету Стародума, вышел его встретить первым. Чиновник рассказывает о бесчинствах Простаковых по отношению к Софье. Стародум говорит, что нельзя действовать по первому порыву, так как опыт показывает ему, что горячность не всегда хороша, рассказывает Правдину о своей жизни, как увидел, что люди бывают разные.

Тут подходит Софья. Стародум узнает племянницу, они рады встрече. Дядя рассказывает, что бросил все и уехал, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть», он не мог.
В это время Простакова и Скотинин успели подраться. После того как их усмирил Милон, Простакова замечает Стародума и приказывает Еремеевне звать сына и мужа. Вся семья Простаковых и Скотинин с излишней радостью приветствуют Стародума, обнимают и всячески льстят. Митрофан повторяет за матерью, что Стародум его второй отец. Это очень удивляет дядю Софьи.

Читайте также:
Стихи про зайку короткие четверостишия про зайчика для детей, красивые стихотворения известных поэтов про зайца

Стародум говорит, что забирает девушку в Москву отдать замуж. Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, все же соглашается с его волей. Простакова и Скотинин пытаются его переубедить. Простакова рассказывает, что в их роду учеба была не в почете, но Митрофан якобы из-за книги не встает и усердно учится. Правдин прерывает сестру, говоря что гость устал с дороги и все расходятся.

Остаются Цыфиркин и Кутейкин, которые жалуются друг другу, что Митрофан не может три года обучиться арифметике и четыре грамоте. Они винят в том немца Вральмана, который мешает учению и оба не против побить горе-ученика, лишь бы тот начал что-то делать.

Входит Митрофан и Простакова. Женщина уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Цифиркин задает две задачи, однако в обеих случаях до того как Митрофан посчитает, Простакова решает их, основываясь на своем личном опыте: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Под диктовку Кутейкина Митрофан пишет о себе, что он не человек, а “поношенье человека”, но сам Митрофан даже не понимает, что он пишет. Появляется Вральман и говорит, что Митрофану не нужно учиться грамоте и вообще лучше водить дружбу со «своими», неграмотными, в чем его поддерживает Простакова. Вральман оговаривается, что видел свет, сидя на извозчичьих козлах, но вовремя спохватывается и женщина не замечает, что он ей врет.

Простакова и Митрофан уходят. Учителя ссорятся. Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана, но он убегает.

Действие 4

Стародум и Софья беседуют о добродетели, о том, как люди сходят с праведной дороги. Дядя объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Мужчина объясняет, что должность должна соответствовать делам, а не одному названию. Говорит и о семейной жизни, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, что не важно происхождение супругов, если они любят друг друга, но любовь эта должна быть дружеской.

Тут Стародуму приносят письмо из которого он узнает, что молодой человек, за которого он собирался выдать Софью, – это Милон. Стародум, беседуя с Милоном, узнает, что он человек с высокими понятиями о долге и чести. Дядя благословляет племянницу и Милона.

Скотинин отрывает их от беседы, пытаясь показать себя в выгодном свете, но только смешит своей нелепостью. Приходят Правдин, Простакова и Митрофан. Простакова снова хвалит грамотность своего сына. Правдин решает проверить. Митрофан не дает ни одного верного ответа, при этом мать всячески пытается оправдать его глупость.

Простакова и Скотинин продолжают расспрашивать Стародума: кого он выберет для своей племянницы, на что получают ответ, что у нее уже есть жених и они завтра с утра уезжают. Скотинин и Митрофан с Простаковой отдельно планируют перехватить девушку на выезде.

Действие 5

Правдин и Стародум обсуждают, что скоро все узнают: без правды и благонравия нельзя достичь чего-то стоящего, что залог благосостояния государства – достойные, честные, образованные, воспитанные люди.

Они прерываются, услышав шум. Как оказывается, Еремеевна хотела по приказу Простаковой увезти силой Софью, но Милон ей помешал. Правдин говорит, что это незаконное действие. Он указывает, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и требовать немедленного наказания. Женщина пытается выпросить прощение у Софьи, та ее прощает. Простакова, только ее освобождают от вины, собирается наказать слуг, которые не дали злодеянию совершиться и упустили девушку. Однако Правдин ее останавливает: зачитывает пришедшую от правительства бумагу, что с этого момент дом и деревни Простаковых переходят под его опеку. Простакова возмущается и просит хотя бы три дня, но Правдин отказывает. Тогда женщина вспоминает о долгах учителям, и Правдин соглашается сам рассчитаться с ними.

Приходят Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Обнаруживается обман Вральмана: он на самом деле отставной конюх Стародума, а не немецкий учитель и знаток высшего света. Вральман соглашается снова пойти на службу к Стародуму. Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой, так как за все время не смог ничему обучить Митрофана. Правдин, Стародум и Милон награждают Цыфиркина за честность. Кутейкин же не против даже за безрезультатную науку получить деньги, но остается ни с чем.

Стародум, Милон и Софья собираются уезжать. Простакова бросилась обнимать сына: “Один ты у меня остался!” Но Митрофан отталкивает мать: “Отвяжись ты!” Отец упрекает его в этом. Правдин предлагает юноше пойти служить, и тот соглашается. Простакова в отчаянье, так как потеряла все. Стародум подытоживает произошедшее: «Вот злонравия достойные плоды!».

Заключение

Комедия «Недоросль» Фонвизина – знаковое произведение 18 века, обнажившее острые вопросы того времени. В пьесе противопоставляются образованность, воспитанность, высокие моральные принципы с глупостью, невежеством, злостью и своенравием. Тонкий юмор писателя, его понимание глобальных человеческих проблем позволяет и сегодня зачитываться классической комедией. Советуем не только прочитать пересказ «Недоросля» по действиям, но и оценить произведение полностью.

Тест по комедии «Недоросль»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

«Недоросль» — краткое содержание и пересказ по действиям комедии Д. И. Фонвизина

Здесь даны основные сведения о комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по действиям. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой комедии.

Краткие сведения о произведении

Комедия Дмитрия Ивановича Фонвизина «Недоросль» была написана в 1781 году , а впервые опубликована в 1783 году . Автор высмеивает нравы провинциального дворянства и традиционное дворянское воспитание. Комедия состоит из 5 действий.

Главные герои комедии

  • Простаков — дворянин, глава семейства. Неграмотен, подчиняется жене, сына своего любит.
  • Госпожа Простакова — его жена. Считает, что ей всё позволено, так как она дворянка. Мужа и слуг держит в страхе, бьёт. Узнав, что Софья — богатая наследница, стремится женить на ней сына.
  • Митрофан — их сын, 15-летний недоросль, избалованный и ленивый.
Читайте также:
Стихи для поднятия настроения короткие и прикольные четверостишия о хорошем настроении и улыбке, красивые стихотворения о мотивации

Другие персонажи

  • Еремеевна — кормилица («мама») Митрофана.
  • Правдин — чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых.
  • Стародум — богатый человек 60 лет, добрый, умный, прямой в обращении с людьми.
  • Софья — племянница Стародума, добрая, образованная девушка.
  • Милон — офицер, влюблённый в Софью.
  • Господин Тарас Скотинин — брат Простаковой, любит свиней, с крестьян сдирает огромный оброк.
  • Тришка — портной.
  • Слуга Простаковых.
  • Камердинер Стародума.
  • Кутейкин — бывший семинарист.
  • Цыфиркин — отставной сержант.
  • Вральман — бывший кучер, выдающий себя за учёного.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Софье, живущей в деревне, у дальних родственников, Простаковых, дядя обещает наследство в 10 тысяч рублей. Поэтому Простакова задумала женить на ней своего сына, Митрофана.

Софья любит офицера Милона, очень порядочного человека. Дядя одобрил выбор Софьи.

Простакова организует похищение Софьи, чтобы обвенчать её с сыном, но ей это не удаётся. Правдин по повелению правительства берёт под опеку дом и деревни Простаковых, а Митрофану велит идти служить.

Краткий пересказ по действиям (более подробный, чем краткое содержание)

Действие пьесы происходит в деревне Простаковых.

Действие 1

Госпожа Простакова осматривает на сыне новый кафтан и бранит портного Тришку за то, что сшил его слишком узким. Тришка оправдывается, что он самоучка.

Митрофан завёт по просьбе матери отца. Простакова спрашивает мужа его мнение о кафтане. Тот, запинаясь от робости, говорит, что кафтан мешковат. Жена ругает его за то, что не понимает, что узко, а что широко, и велит ему наказать Тришку.

Входит брат Простаковой, Скотинин, и говорит, что кафтан сшит так как надо, и Тришка избежал наказания.

Митрофан сказал, что всю ночь ему снилось как матушка била батюшку. Во сне Митрофану было её жалко, потому что она устала колотить мужа. Мать растрогалась, что сын её жалеет.

Из разговора Скотинина и Простаковой ясно, что Скотинин хочет жениться на Софье, дельней родственнице Простакова. Она осталась сиротою, её дядя уехал в Сибирь, и несколько лет уже о нём нет известий. Простаковы взяли Софью к себе и надзирают над её имением.

Скотинин признаётся, что хочет жениться из-за того, что в деревеньках Софьи водятся крупные свиньи, а свиней он любит больше всего на свете. Простаков сказал, что и Митрофанушка любит свинок.

Входит Софья и сообщает, что пришло письмо от дядюшки — он приехал из Сибири в Москву. Простакова огорчилась, что он жив, и посчитала, что Софья всё выдумала.

Входит Правдин и по просьбе Простаковой, с разрешения Софьи, читает письмо, в котором говорится, что дядя девушки в Сибири нажил 10 тысяч доходу и сделает Софью наследницей.

Простакова не даёт ему закончить чтения, обнимает Софью, говорит, что лучшей невесты Митрофанушке не желает, и уводит девушку, чтобы поговорить с ней.

Слуга докладывает, что в деревне остановились солдаты.

Действие 2

Офицер Милон обрадовался, когда увидел своего друга Правдина. Тот сказал, что он здесь уже 3 дня, что наместник велел ему объехать округ и посмотреть всё ли там в порядке. В этой деревне он увидел помещика дурака и его злую жену.

Милон говорит, что ему велено вести солдат в Москву, а сам он хочет узнать, куда увезла дальняя родня его любимую, с которой он в разлуке уже больше полугода.

Милон увидел Софью и воскликнул: «Вот она сама». Софья пожаловалась Милону, что много горестей терпит от своих родственников и что хозяйка, узнав о её богатом наследстве, прочит её в невесты своему сыну.

Софья сказала Простаковой, что судьба её зависит от воли дядюшки, который обещал сюда приехать.

Скотинин говорит Софье, что, женившись на ней, на её 10 тысяч приданого скупит свиней со всего бела света. Правдин сказал ему, что Простакова хочет женить на Софье своего сына. Скотинин рассвирепел и чуть не побил Митрофана, но его прогнала няня Еремеевна.

Пришли учителя Митрофана, Кутейкин и Цыфиркин, но барчук не хочет учиться.

Действие 3

Правдин, увидев карету, вышел встретить Стародума, дядю Софьи. Тот сказал, что приехал освободить племянницу от злых родственников, что для того, чтобы добыть денег для неё, не грабя Отечество, уезжал на несколько лет в Сибирь.

Софье Стародум сказал, что сейчас она может выбрать и бедного жениха, так как он отдаёт эти деньги ей.

Простакова стала лебезить перед Стародумом, намекая, что Митрофан может стать мужем Софьи.

Стародум сказал, что завтра увезёт племянницу в Москву, чтобы выдать её замуж, если она захочет, за достойного молодого человека.

Простакова сказала, что лучшего жениха, как её сын, не сыскать — и дворянин, и молод, и учён. Она тут же хотела показать учёность сына, но Стародум ушёл отдыхать.

Мать уговорила Митрофанушку поучиться для виду, пока Стародум отдыхает, чтобы он услышал, как её сын учится. Она пообещала, что женит его. Митрофан изрекает: «Не хочу учиться, хочу жениться». Но всё же согласился последний раз поучиться.

Учитель Цыфиркин стал задавить задачи по арифметике, но Митрофан ничего не соображал ни в делении, ни в вычитании.

Затем другой учитель, Кутейкин, стал читать часослов, а Митрофан за ним только повторял.

Пришёл третий учитель, Вральман и сказал, что не стоит забивать голову Митрофана знаниями, чтобы не навредить ему.

Действие 4

Стародум даёт наставления Софье, чтобы жизнь её была благополучна, чтобы вышла замуж за достойного человека, не только умного, но и благонравного.

Стародум получил от друга письмо с предложением выдать Софью за его племенника, Милона, достойного и честного человека. Сейчас он ведёт солдат в Москву и может встретиться со Стародумом.

Правдин представил Стародуму Милона, и тот понял, что это и есть племянник его друга. Из разговора и Милоном Стародум понял, что он неустрашимый воин и скромный человек. Узнав, что Софья и Милон любят друг друга, Стародум был очень рад.

Вошла Простакова и попросила посмотреть Стародума, как выучен её сын. Стародум сказал, что уже видел, как выучили его Цыфиркин и Кутейкин, и спросил, чему же выучил его немец. Ему ответили, что всему, например, грамматике.

Читайте также:
Высказывания о Тургеневе - современники о русском писателе

Правдин спросил об именах прилагательных и существительных. Ответы Митрофанушки были несуразны, а что такое география, он вообще не знал.

Простакова спросила, выдаст ли Стародум Софью за Митрофанушку, и получила отрицательный ответ. Тогда она решила насильно увести Софью, чтобы обвенчать её с сыном.

Действие 5

Правдин получил от наместника повеление при первом же поступке Простаковой, от которого пострадают люди, подвластные ей, взять под опеку её деревни и дом.

Милон спасает Софью, которую хотели увезти Простаковы.

Правдин объявляет, что за это Простакова предстанет перед судом и что её муж и сын тоже виновны. Простакова просит пощадить её. Софья и Стародум её прощают.

Помещица говорит, что сейчас уж достанется от неё дворовым людям, которые не смогли удержать Софью.

Правдин объявляет, что за её бесчеловечие берёт под опеку её дом и деревни.

Он отпустил учителей, а Вральмана, несколько лет назад служившего кучером у Стародума, тот снова взял в кучеры.

Правдин велит Митрофану идти служить, и тот согласился.

Простакова в отчаянии, что у неё отнята власть и сын. Пьеса заканчивает словами Стародума, указавшего на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды!»

Заключение к краткому пересказу

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» раскрыты темы:

  • воспитание в дворянском обществе;
  • необходимость образования, просвещения;
  • невежество;
  • произвол помещиков над бесправными крестьянами.

Основная мысль (идея) комедии «Недоросль» состоит в необходимости просвещения и воспитания российского общества. Автор высмеивает систему образования и воспитания в дворянской среде 18 века.

Краткое содержание комедии может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по действиям — для подготовки к уроку литературы.

Учителя Митрофана в комедии Недоросль Фонвизина характеристика и образы сочинение

Учителя Митрофана — второстепенные персонажи известнейшего произведения Фонвизина «Недоросль». Они пытаются обучить наукам малограмотного подростка, хотя отнюдь не являются грамотными и квалифицированными педагогами. Люди, которые никогда не проявляли должного интереса к наукам, становятся учителями. Автор описывает насколько комично и абсурдно такого рода обучение.

Цыфиркин — один из учителей недоросли Митрофана, сержант в отставке, который занимается тем, что подрабатывает учителем. Герой помогает малограмотным чиновникам научиться считать. Фамилия персонажа говорит сама за себя — Цыфиркин обучает людей арифметике. Он мужчина внушительных размеров, крепкого телосложения.

Герой отличается добротой, честностью и ответственностью. Эти положительные качества героя проявляются в эпизоде, когда он сознательно отказывается от вознаграждения, не научив ничему главного героя Митрофана.

Два десятилетия Цыфиркин провел на службе в российской армии, но решил поменять профессию. Герой переквалифицируется в учителя, хотя у него совершенно нет опыта преподавательской деятельности. Это звучит парадоксально, но отставной сержант вдруг становится педагогом. Не удивительно, что новоявленный учитель ничему не научил Митрофана. Осознавая свою некомпетентность персонаж отказывается от денег за обучение Митрофана, что говорит о честности и порядочности героя.

Кутейкин — учитель Митрофана, который препадает подростку навыки чтения. Персонаж когда-то обучался в семинарии и был церковнослужителем. Фамилия учителя происходит от древнеславянского слово «кутя». Кутя — это блюдо, которым у некоторых славянских народов принято угощать церковнослужителей(попов). Будучи далеко не образованным человеком, Кутейкин обучает малограмотного Митрофана. Из Кутейкина никогда бы не получился хороший преподаватель, ведь он сам бросил учебу и не стремился познавать что-то новое. Три года безграмотный учитель обучал малограмотного Митрофана чтению, но это не принесло никаких плодов.

Учитель чтения злой, трусливый и очень расчетливый. Апогеем абсурдности Кутейкина становится эпизод, где он обращается к работадателям с просьбой о возмещении ущерба за его стоптанные сапоги. Однако после предложения Правдина и Стародума обратится за оплатой к Простаковой, несостоявшийся церковнослужитель быстро отказывается от своей затеи.

Вральман — еще один «просветитель» Митрофана, бывший кучер, который является самым высокооплачиваемым из всех учителей. Его обязанность — обучить Митрофана французскому языку и светским манерам поведения. У Вральмана плохое произношение, и он в отличие от Кутейкина и Цыфыркина не предпринимает вообще никаких действий, чтобы хоть чему-то научить Митрофана.

По характеру Вральман хитрый и ленивый. Его фамилия состоит из слова «враль» и суффикса «ман», что говорит о немецком происхождении персонажа. Он солидарен с Простаковой, которая также придерживается мнения, что нет необходимости забивать голову подростка «ненужными» науками. Ленивого неграмотного Митрофана обучает не менее ленивый учитель-непрофессионал Вральман, получающий самое большое жалование.

Учителя Митрофана — псевдопедагоги, не имеющие никакого отношения к преподаванию. Отставной сержант Цыфиркин, толком не умеющий считать, бывший семинарист Кутейкин, с трудом читающий пару строк из книги, и очень ленивый Вральман должны научить Митрофана наукам. Однако их обучение не приносит никаких положительных результатов и Митрофан остается все таким же малограмотным.

Вариант 2

Произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль», написанное в 1781 году, изображает дворянское общество второй половины XVIII века. Среди прочих проблем, которые поднимает автор комедии, выделяются неграмотность и невежество привилегированного сословия того времени.

Госпожа Простакова, следуя модным тенденциям, нанимает для своего сына Митрофана трех учителей – Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана. При чтении произведения создается ощущение, что нанятые преподаватели не могут научить недоросля ничему ценному, ведь сами относятся к образованию с пренебрежением. Кроме того, учителей Митрофана нельзя назвать истинными педагогами, знающими тонкости преподавания. Так, Кутейкин, призванный научить недоросля чтению и письму, не окончил обучение в семинарии, так как не смог освоить сложный учебный материал. Поэтому и занятия дьячка с Митрофаном не принесли молодому дворянину никакой пользы: во время «экзамена» недоросль сообщает слушателям, определяя части речи, что дверь «прилагательна», потому что она «приложена к своему месту».

Отставной сержант Цыфиркин относится к своим обязанностям более ответственно. Кажется, что он действительно желает научить дворянина арифметике. Однако Митрофану образование дается с трудом, да и отсутствие опыта обучения у Цыфиркина мешает процессу. Следует отметить, однако, что отставной сержант понимает свою бесполезность в данном деле, возможно, испытывая даже угрызения совести, в отличие от корыстного Кутейкина. Цыфиркин отказывается от платы, предложенной ему Правдиным и Стародумом за приложенные усилия, в то время как Кутейкин требует компенсации за стоптанные сапоги.

Читайте также:
Милон - характеристика героя в комедии Недоросль, черты, образ

Третьим учителем Митрофана является Вральман. Простакова убеждена в том, что немец научит недоросля языкам и светским манерам. Однако Вральман не только не обладает необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы быть наставником дворянина, но и показывает себя как льстивого и корыстного человека. В конце комедии оказывается, что Вральман некогда служил кучером Стародума!

Д. И. Фонвизин мастерски использует «говорящие» фамилии, иронизируя над персонажами комедии. Автор высмеивает незадачливых учителей, но в то же время чувствуется его досада за невежество молодого поколения. Митрофан останется неграмотным несмотря на все усилия его матери, ведь ни он, ни она не видят настоящей ценности образования. Для них учение – лишь дань моде, но не средство стать мудрее и помогать людям. При таком отношении дворян к просвещению и учителя подбираются неграмотные, глупые, такие, как Цыфиркин, Кутейкин и Вральман, неспособные вырастить недоросля разумным человеком.

Сочинение Учителя Митрофанушки

В комедии «Недоросль» автор поднимает очень значимые проблемы воспитания и образования. Митрофан, главный герой поэмы, яркий пример того, каким может стать молодой человек при недостатке качественного образования. Митрофан воспитывается авторитарной неграмотной матерью, помещицей Простаковой. Она уверена, что грамота в жизни бесполезна, ведь она и без этого отлично справляется с управлением усадьбой. И несмотря на то, что Простакова все же нанимает для Митрофана учителей, следуя за необходимостью быть не хуже других помещиков, она не уделяет внимания правильному их выбору.

Поэтому Митрофанушку обучают грамоте люди, далекие от педагогической деятельности. Один из них ‒ учитель арифметики с говорящей фамилией Цыфиркин ‒ сержант в отставке. Он профессиональный военный, двадцать лет отдавший службе, который вдруг решил стать учителем. Несмотря на то, что Цыфиркин хороший человек, добрый и честный, у него нет никакого опыта в педагогике. Не удивительно, что с таким учителем Митрофан не продвигается в знании арифметики. Зная это, впоследствии честный Цыфиркин отказывается от денежного вознаграждения за обучение Митрофанушки.

Еще один «педагог» с говорящей фамилией ‒ учитель светских манер и французского языка Вральман. Ранее он был кучером, а сейчас является наиболее высокооплачиваемым из учителей Митрофана. Вральман хитер, но при этом ленив и говорит по-французски с ужасным акцентом. В отличие от честного Цыфиркина, который все же старается хоть чему-нибудь научить Митрофана, Вральман не желает себя утруждать. В вопросе образования он всецело поддерживает Простакову и считает, что подростку не стоит забивать голову «бесполезными» науками.

Под стать остальным учитель чтения Кутейкин. Когда-то он собирался стать церковнослужителем и обучался в семинарии, но в итоге бросил учебу. Вряд ли человек, который сам не стремился учиться, может чему-либо научить малограмотного и ленивого Митрофана. К тому же Кутейкин сам по себе неприятный человек, он скуп, часто злиться, но при этом труслив. Бывший воспитанник семинарии побаивается Простакову. Очень характерно это показывает эпизод, когда Кутейкин требует от работодателей возместить стоимость стоптанных сапог, но когда те посылают его к Простаковой, сразу отказывается от претензий.

Таким образом, учителей Митрофанушки никак нельзя называть настоящими педагогами. Они сами малограмотные, недоучившиеся люди, которых наняли для обучения молодого человека лишь в угоду моде и необходимости быть как все. Сержант Цыфиркин плохо умеет считать, бросивший семинарию Кутейкин сам с трудом читает пару строк, а Вральман даже не считает нужным притворяться учителем. Не удивительно, что Митрофан не приобретает ни качественного образования, ни стремления учиться науками и познавать мир.

Учителя Митрофана в комедии Недоросль

Несколько интересных сочинений

Являясь борцом за освобождение и счастье не только представителей башкирского народа, но и всех народов России, Салават Юлаев стал одним из выдающихся людей времен Крестьянской войны.

Михаил Шолохов – всемирно известный советский писатель, гений которого был по достоинству оценён ещё при жизни. Его произведения носили общеисторический характер, в которых на фоне грандиозных социальных изменений в стране

Писателю Антону Павловичу Чехову всегда удавалось мелкими деталями передать сущность людей, их отрицательные качества. На его рассказах читатели учатся жизни, перед ними раскрываются ситуации различных героев

Занимаясь скупкой мертвых душ, Чичиков побывал во многих местах и повстречался с разными людьми. Каждый из помещиков по-своему воспринял странное предложение о выкупе несуществующих людей. Плюшкин – последний, с кем довелось познакомиться Чичикову.

Какой чудесный вид увидел знаменитый художник своими чрезвычайно необычными глазами и сумел отобразить это, используя уникальное сочетание тонов!

Описание образов учителей в комедии Фонвизина «Недоросль»

Вопрос воспитания встаёт на первое место в большинстве семей. Неважно к какому общественному сословию относится человек и какие у него взгляды на окружающий мир. Учатся все. Так и Денис Фонвизин отразил идею знакомства с науками в своем произведении. При анализе нужно обратить особое внимание на образы учителей в комедии «Недоросль».

  1. Лучшие педагоги
  2. Пафнутьич Цыфиркин
  3. Сидорыч Кутейкин
  4. Адам Адамыч Вральман
  5. Методы автора при описании

Лучшие педагоги

Комедия была написана в 18 веке. Это эпоха конфликта идей просвещения с феодальными устоями, которые уже теряют свою актуальность. Воспитание каждого из представителей сильно отличается между собой, поэтому и договориться молодёжи с поколением старшего возраста становится все труднее, а отношения между ними осложняются.

Так жизненные установки госпожи Простаковой основаны только лишь на экономии, поэтому своему любимому сыну Митрофанушке она ищет людей не по профессиональным качествам, а по ценовой категории.

Пафнутьич Цыфиркин

Военный с 20-летним стажем в доме Простаковой — педагог по арифметике. После службы увидел своё призвание в помощи людям со счётом (в основном это были чиновники), но не отказывался и от детей. Примечательно, что и фамилия у героя говорящая (чувствуется математическая тематика).

Его можно отличить по таким характеристикам:

  • крепкое телосложение;
  • высокий рост;
  • добрый характер;
  • ответственность (что для военного человека является профессиональным качеством).

Хотя Пафнутьич и не имеет опыта работы в педагогической деятельности и мало соображает в грамматике, все же замечает, что Митрофанушка не хочет заниматься предметом. Этот факт очень злит и расстраивает учителя. Когда пришло время расплатиться за проделанную работу (спустя несколько лет), математик отказывается от денег. Честность все же берет вверх над желанием заработать.

Сидорыч Кутейкин

Учитель чтения. Фанвизин раздаёт своим героям подходящие под их образ фамилии.

Читайте также:
Реакция помещиков на предложение о покупке мертвых душ, анализ

В этом случае автор отталкивается от слова «кутя» — так можно назвать блюдо, которым кормили священнослужителей. Ведь нынешний педагог какое-то время относился к священнослужителям и даже немного проучился в семинарии. Но чему может обучать человек, который и сам не видит необходимости в освоении грамоты? Естественно, что 3 года работы не дали никаких результатов.

Кутейкин же, в отличие от Цыфиркина, не стал отказываться от «заслуженной» оплаты. Наоборот, в грозной форме потребовал доплаты за «стертые сапоги». Но страх, что нужно будет свое требование высказывать кормилице, взял вверх. Этот факт при характеристике позволяет отметить учителя чтения как злого, но в то же время трусливого человека.

Адам Адамыч Вральман

Педагог французского языка. Помещица должна платить ему больше всех, так как в его обязанности входит и обучение светским манерам. Нужно ли давать подробную расшифровку его фамилии? Учитель (кучер в прошлой жизни) даже не пытается что-то донести Митрофанушке, рассказать необходимый материал. Основная его позиция — не забивать голову мальчика «всякой ерундой», а точнее, учебой.

Главные его черты — лень и хитрость, помогают все же оставаться на своем рабочем месте и получать неплохое жалование. Он легко «обводит вокруг пальца» не только хозяйку, но и Цыфиркина с Кутейкиным. Они своеобразно, но все же пытаются передать знания ученику.

Методы автора при описании

Фонвизин, кроме говорящих фамилий, делает акцент и на специфическую речь учителей Митрофана в комедии «Недоросль». Этот прием помогает лучше понять всю сущность, характер учителей и чей подход к работе серьезен.

Так Цыфиркин часто использует военные выражения: «А мы те и честь отдадим. Я — доской» (при разговоре с Вральманом). Кутейкин не пренебрегает словечки из церковнославянской речи: «Зван бых, и приедох». А Вральмана порой сложно понять из-за его плохо поставленной речи. Но по его тону видно, как он боится помещицу, но смело ругается на слуг, поэтому его можно отнести к лицемерному человеку.

Автор изобразил совершенно разные образы, но есть и общие черты:

  • хитрость;
  • играют роли профессионалов, чтобы казаться достойным учителем;
  • ничего не смыслят в процессе образования.

Да и то, как относились учителя к знаниям Митрофанушки, указывает на их одинаковый настрой к работе. Никого из педагогов не волновало, как мальчик усвоил урок.

Раскрытая тема произведения актуальна и в современном мире: многие люди так сильно притворяются высококлассными специалистами, что их поведение доходит до комизма. Этот вопрос можно раскрыть и при написании сочинения по произведению.

Описание образов учителей в комедии Фонвизина «Недоросль»

Портреты учителей

То, как в комедии изображены учителя Митрофанушки, показывает отношение Простаковой к обучению ее сына. Она в силу собственного невежества приняла за лучшего учителя обычного кучера. Безграмотные и безответственные учителя, которые ничему не могут научить – отражение картины невежества в семье Простаковых. Цитаты из произведения точно характеризуют учителей Митрофанушки, показывая, что невежество самих учителей и нежелание ученика получать знания в итоге приводят к страшным результатам.

Учителя Митрофана

­Учителя Митрофана

Проблема воспитания и образования всегда остро стояла в обществе 18-19 вв. Еще во времена правления Екатерины II этот вопрос был на пике актуальности. Комедию «Недоросль», которая сегодня входит в обязательную программу чтения для школьников, Д. И. Фонвизин написал под влиянием сложившейся в социуме ситуации. Многие помещики не считали нужным нагружать своих детей излишними знаниями и давали им волю вести себя, как заблагорассудиться с крепостными.

По этой причине ни грамоте, ни добропорядочным манерам они не были научены. От службы старались отлынивать, а в учебе не видели никакого смысла. Центральным персонажем комедии «Недоросль» является сын госпожи Простаковой — шестнадцатилетний Митрофан, который не может сложить даже простые числа после многих лет обучения у частных учителей. Простакова наняла для своего сына-недоросля лучших, по ее мнению, учителей, которые смогут дать необходимый минимум знаний.

­Это Цыфиркин, Кутейкин и Вральман. Последний получает повышенное жалование, так как считается великим ученым. На самом деле, он обыкновенный шарлатан и пройдоха,­ а также бывший кучер Стародума. Перед Простаковыми он представляется как учитель французского и прочих наук. Цыфиркин — учитель арифметики. После всех его стараний единственное, что может выговорить Митрофан, решая задачи, это «Единожды три — три. Единожды нуль — нуль. Единожды нуль — нуль».

В конце произведения этот учитель за честность получает вознаграждение от Стародума, Милона и чиновника Правдина. Он считает, что не заслужил плату, так как Митрофан так ничему и не научился. Именно за это его и награждают. Кутейкин — учитель грамоты и бывший церковнослужитель низшего разряда. Ему также не удалось ничему научить сына Простаковой, но в конце произведения он просит возместить ему ущерб за стоптанные сапоги. Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой и тогда он отступает.

В действительности, показывая все эти комичные ситуации, Фонвизин высмеивает сложившиеся в обществе идеалы и отношения. Ведь получается, что грамматике недоросля обучает недоучившийся семинарист, арифметике — отставной солдат, добрый, но малограмотный человек. Все остальные науки преподает хитрый и ленивый человек, который лучше всех умеет льстить хозяевам. Сам автор сочувствует таким учителям, но высмеивает за молчаливое согласие и потакание жестоким нравам Простаковых.

см. также: Краткое содержание Недоросль, Фонвизин Краткая биография Дениса Фонвизина

Цыфиркин

Цыфиркин учит Митрофанушку арифметике. Он является отставным сержантом, который после двадцатилетней службы подрабатывает тем, что пытается помогать безграмотным чиновникам со счетом потому, что сами они считать не усеют. В свободное время он учит детей. Но Митрофанушку он не может ничему научить по нескольким причинам. Во-первых, он сам знает не так много, чтобы учить. Во-вторых, его ученик – лентяй и бездельник. Он глуп и не способен к обучению. В итоге после двух лет обучения Митрофанушка не научился считать. Но для Цыфиркина оказывается важна честь и правда. Он отказывается от вознаграждения, так как результат не получен. Именно за это Стродум и Милон награждают учителя.

Комедия «Недоросль»: учителя Митрофанушки

Иначе, чем крепостники-помещики, показаны в комедии «Недоросль» учителя Митрофанушки. Из них с наибольшим сочувствием обрисован отставной сержант Цыфиркин. Это человек прямой, честный, трудолюбивый. Свое появление в роли учителя он объясняет так: «Праздно жить не люблю. На досуге ребят обучаю». Учит он в меру своих знаний и возможностей, но учит добросовестно. Когда обнаруживается, что Митрофанушка ничему не научился, Цыфиркин отказывается от платы за труд: «Не за што».

Читайте также:
"Гроза" краткое содержание пьесы А.Н. Островского, анализ произведения, характеристика и описание главных героев, основная тема и мысль

На ругню Митрофана он ловко отвечает пословицей: «Собака лает, ветер носит». Цыфиркин вообще часто пользуется меткими народными пословицами и поговорками. Но на его язык сильный отпечаток наложила служба в армии. По первому же его высказыванию офицер Милон сразу узнает в нем служивого. Говорит Цыфиркин четко и точно формулируя свою мысль; его фраза немногословна; встречаются слова, принятые в армии: «приказ», «ваше благородие», «беглый огонь», «здешни господа добры командиры».

С юмористическим оттенком обрисован Кутейкин, дьячок, недоучившийся семинарист, «убоявшийся бездны премудрости». Кутейкин не лишен остроумия. По-видимому, он не без задней мысли заставляет Митрофанушку твердить своеобразную самохарактеристику: «Аз же есмь червь… А не человек». И Цыфиркин и Кутейкин с сочувствием относятся к участи крепостных слуг Простаковой. Оба возмущаются тем, что Вральман мешает им учить Митрофанушку по-настоящему. Оба они не лишены добродушия и шутливости, как это показывает их разговоре Еремеевной в конце 6 явления II действия. Эго типы домашних учителей, обычных в глухих провинциальных усадьбах XVIII века, далеких от учености, но добросовестно выполняющих свою трудную задачу обучения дворянских «недорослей».

Явно сатирическими красками обрисован третий учитель Митрофанушки — немец Вральман, тип учителя-проходимца (он кучер по профессии). Увидев полное невежество Простаковой и ее слепую любовь к сыну, Вральман разыгрывает роль доброго, нетребовательного педагога. Простакова в восторге от него, Митрофан тоже, а самому Вральману такая роль дает возможность скрыть свое невежество. Цыфиркин и Кутейкин разгадывают подлинное лицо этого тунеядца, но сделать ничего не могут. Типы подобных учителей из иностранцев были нередким явлением в домах дворян в XVIII веке. Тип такого учителя-проходимца, мосье Бопре, вывел впоследствии и Пушкин в повести «Капитанская дочка».

В комедии «Недоросль» очень удачно индивидуализирован язык каждого из этих учителей. У Цыфиркина язык бывшего военного: ругань в доме Простаковой он называет «беглым огнем», а Вральману угрожает: «А мы те и честь отдадим. Я — доской». Язык Кутейкина, как выходца из духовной среды, пестрит церковнославянскими оборотами: «Зван бых, и приедох», «Зубы грешников сокрушу» и т.п. Язык Вральмана — ломаный язык иностранца, с комическим произношением звуков и синтаксически неправильным построением предложений. Речь Вральмана принимает подобострастный характер, когда он говорит с хозяевами, нагло-развязный и высокомерный — при разговорах со слугами, что выразительно характеризует его лакейскую душу.

Таковы, в общих чертах, в комедии «Недоросль» учителя Митрофанушки.

Источник: Пишем сочинения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». М.: «Грамотей», 2006

Кутейкин

Кутейкин учит Митрофанушку грамоте. Он – местный дьячок. Сам он бросил учебу в семинарии, испугавшись сложностей и настоящих «заумных» наук. Это говорит о том, что сам Кутейкин безграмотен. Чему же он может научить Митрофанушку, тем более когда ученик сам не стремится к знаниям и только и делает, что ленится и отдыхает. Сам по себе Кутейкин не является образцом учителя. Он малограмотен, невежественен и труслив. Зато когда дело доходит до рассчета, он требует оплаты за работу, которая оказалась бессмысленной и неэффективной, и за «стоптанные сапоги».

За расчетом его отправляют к самой Простаковой. Но он боится ее и сам отказывается от оплаты из нежелания иметь дел с хозяйкой.

Вариант 2

Произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль», написанное в 1781 году, изображает дворянское общество второй половины XVIII века. Среди прочих проблем, которые поднимает автор комедии, выделяются неграмотность и невежество привилегированного сословия того времени.

Госпожа Простакова, следуя модным тенденциям, нанимает для своего сына Митрофана трех учителей – Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана. При чтении произведения создается ощущение, что нанятые преподаватели не могут научить недоросля ничему ценному, ведь сами относятся к образованию с пренебрежением. Кроме того, учителей Митрофана нельзя назвать истинными педагогами, знающими тонкости преподавания. Так, Кутейкин, призванный научить недоросля чтению и письму, не окончил обучение в семинарии, так как не смог освоить сложный учебный материал. Поэтому и занятия дьячка с Митрофаном не принесли молодому дворянину никакой пользы: во время «экзамена» недоросль сообщает слушателям, определяя части речи, что дверь «прилагательна», потому что она «приложена к своему месту».

Отставной сержант Цыфиркин относится к своим обязанностям более ответственно. Кажется, что он действительно желает научить дворянина арифметике. Однако Митрофану образование дается с трудом, да и отсутствие опыта обучения у Цыфиркина мешает процессу. Следует отметить, однако, что отставной сержант понимает свою бесполезность в данном деле, возможно, испытывая даже угрызения совести, в отличие от корыстного Кутейкина. Цыфиркин отказывается от платы, предложенной ему Правдиным и Стародумом за приложенные усилия, в то время как Кутейкин требует компенсации за стоптанные сапоги.

Третьим учителем Митрофана является Вральман. Простакова убеждена в том, что немец научит недоросля языкам и светским манерам. Однако Вральман не только не обладает необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы быть наставником дворянина, но и показывает себя как льстивого и корыстного человека. В конце комедии оказывается, что Вральман некогда служил кучером Стародума!

Д. И. Фонвизин мастерски использует «говорящие» фамилии, иронизируя над персонажами комедии. Автор высмеивает незадачливых учителей, но в то же время чувствуется его досада за невежество молодого поколения. Митрофан останется неграмотным несмотря на все усилия его матери, ведь ни он, ни она не видят настоящей ценности образования. Для них учение – лишь дань моде, но не средство стать мудрее и помогать людям. При таком отношении дворян к просвещению и учителя подбираются неграмотные, глупые, такие, как Цыфиркин, Кутейкин и Вральман, неспособные вырастить недоросля разумным человеком.

Вральман

Учитель, которого Простакова считала лучшим, и готова была платить ему 300 рублей в год, тогда как остальным учителям выделяла всего по десять. Но лучший по мнению невежественной и глупой хозяйки учитель оказался простым кучером. Простакова ценила его за то, что он «ребенка не неволит». Именно это заложило в Митрофанушке осознание, что можно и даже нужно ничего не делать вместо того, чтобы учиться. В итоге «лучший» учитель оказывается самым плохим из всех, ведь он не только не помогал, но еще и вредил учебному процессу. Характерстика Вральмана говорит о том, что он плут, проныра и пройдоха, но никак не высококлассный учитель для барского сына. В итоге оказывается, что он просто бывший кучер Стародума. Не найдя работу по своей профессии, он прикидывается учителем и добивается расположения Простаковой.

Читайте также:
Краткое содержание Соловей Г. Х. Андерсена - читать бесплатно онлайн

Фонвизин в своем произведении «Недоросль» четко и ярко описывает то, как плохие учителя могут сделать из плохого худшее. Митрофанушка глуп, но именно «с помощью» учителей он становится еще глупее и невежественнее, а мать потакает ему в этом.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Учителя Митрофанушки», дать их характеристику и описать их роль в произведении.

Сочинения

Недоросль — это хлесткая и обличающая комедия Фонвизина, который написал свою работу в годы правления Екатерины Второй. В период, когда духовная жизнь общества конца восемнадцатого века пребывала в упадническом состоянии и стояла остро проблема образования и воспитания, которую и затрагивает Фонвизин в своем произведении Недоросль. Многие помещики не считали нужным нагружать детей бесполезными науками, вот и отлынивают они не только от службы, но и от учебы. В Недоросле мы сталкиваемся с Простаковыми. В частности, с госпожой Простаковой и ее сыном Митрофаном. Так получается, что Простакова нанимает учителей для Митрофана. Зачем это она делает, если сама была против образования? Делает для того, чтобы сын смог как-то по службе продвинуться или выгодно жениться. Ведь для этого нужно было хоть немного, но быть образованным. По крайней мере, нужно было создать видимость образованности. Вот и нанимает она таких горе — учителей, как Вральман, Цыфиркин и Кутейкин.

Характеристика учителей Митрофана

Почему мы говорим о том, что это горе — учителя? Достаточно познакомиться с комедией Фонвизина, чтобы понять, в чем дело. Если в нашем представлении учитель — это образованный и умный человек, у которого имеются способности к преподаванию, то в случае с нанятыми Простаковой учителями, дела обстоят иначе.

Раскрывая в нашем сочинении тему учителей Митрофана, хочется сразу отметить, что учили они своего подопечного не один год, а результат был нулевым. Чтобы понять в чем причина, давайте сделаем характеристику учителей главного героя комедии Недоросль.

Читая комедию, можно с уверенностью сказать, что педагоги Митрофана были бездарными, малограмотными и невежественными личностями, которым не помешало бы самим образование. А они берутся обучать другого человека. Каким будет результат в этом случае? Конечно же плачевным. Кроме как воспитать бездарного, ленивого, черствого, безграмотного и необразованного человека, у них ничего другого и не получилось бы. Ведь сами они кем были? Цыфиркин хоть и был добрым человеком, но не был преподавателем. Это был офицер в отставке, который вызвался помочь научить Митрофана арифметике, но даже не научил счету до трех. Кутейкин был дьячком, который в свое время испугался наук и бросил семинарию. В итоге тоже был малообразованным, однако же взялся преподавать Митрофану грамоту.

Вральман и вовсе был интересной личностью, которая и близко не имела отношения к учительской деятельности. По сути это был бывший конюх, однако вызвался преподавать уроки французского и научить Митрофана другим наукам. Этому человеку платили больше всего, ведь он умел осыпать лестью Простакову, за что и получал жалованье. Хотя функции свои не он выполнял. Вместо уроков, он отпускал парня порезвиться, что очень нравилось женщине. Получается, хоть и не учил Вральман Митрофана грамоте, он полностью соответствовал тому учителю, которого хотела видеть Простакова рядом со своим сыном.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Недоросль»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Недоросль»
  • для самых компанейских — Главные герои «Недоросль»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Недоросль»
  • для самых любопытных — Анализ «Недоросль» Фонвизин
  • для самых крутых — Читать «Недоросль» полностью

524. Учителя Митрофана в комедии Недоросль Фонвизина характеристика и образы сочинение Русский язык

Сочинение — Учителя Митрофана в комедии Недоросль. Русский язык

Учителя Митрофана — второстепенные персонажи известнейшего произведения Фонвизина «Недоросль». Они пытаются обучить наукам малограмотного подростка, хотя отнюдь не являются грамотными и квалифицированными педагогами. Люди, которые никогда не проявляли должного интереса к наукам, становятся учителями. Автор описывает насколько комично и абсурдно такого рода обучение.

Цыфиркин — один из учителей недоросли Митрофана, сержант в отставке, который занимается тем, что подрабатывает учителем. Герой помогает малограмотным чиновникам научиться считать. Фамилия персонажа говорит сама за себя — Цыфиркин обучает людей арифметике. Он мужчина внушительных размеров, крепкого телосложения.

Герой отличается добротой, честностью и ответственностью. Эти положительные качества героя проявляются в эпизоде, когда он сознательно отказывается от вознаграждения, не научив ничему главного героя Митрофана.

Два десятилетия Цыфиркин провел на службе в российской армии, но решил поменять профессию. Герой переквалифицируется в учителя, хотя у него совершенно нет опыта преподавательской деятельности. Это звучит парадоксально, но отставной сержант вдруг становится педагогом. Не удивительно, что новоявленный учитель ничему не научил Митрофана. Осознавая свою некомпетентность персонаж отказывается от денег за обучение Митрофана, что говорит о честности и порядочности героя.

Кутейкин — учитель Митрофана, который препадает подростку навыки чтения. Персонаж когда-то обучался в семинарии и был церковнослужителем. Фамилия учителя происходит от древнеславянского слово «кутя». Кутя — это блюдо, которым у некоторых славянских народов принято угощать церковнослужителей(попов). Будучи далеко не образованным человеком, Кутейкин обучает малограмотного Митрофана. Из Кутейкина никогда бы не получился хороший преподаватель, ведь он сам бросил учебу и не стремился познавать что-то новое. Три года безграмотный учитель обучал малограмотного Митрофана чтению, но это не принесло никаких плодов.

Учитель чтения злой, трусливый и очень расчетливый. Апогеем абсурдности Кутейкина становится эпизод, где он обращается к работадателям с просьбой о возмещении ущерба за его стоптанные сапоги. Однако после предложения Правдина и Стародума обратится за оплатой к Простаковой, несостоявшийся церковнослужитель быстро отказывается от своей затеи.

Читайте также:
Краткое содержание земля родная - читать пересказ книги Лихачева

Вральман — еще один «просветитель» Митрофана, бывший кучер, который является самым высокооплачиваемым из всех учителей. Его обязанность — обучить Митрофана французскому языку и светским манерам поведения. У Вральмана плохое произношение, и он в отличие от Кутейкина и Цыфыркина не предпринимает вообще никаких действий, чтобы хоть чему-то научить Митрофана.

По характеру Вральман хитрый и ленивый. Его фамилия состоит из слова «враль» и суффикса «ман», что говорит о немецком происхождении персонажа. Он солидарен с Простаковой, которая также придерживается мнения, что нет необходимости забивать голову подростка «ненужными» науками. Ленивого неграмотного Митрофана обучает не менее ленивый учитель-непрофессионал Вральман, получающий самое большое жалование.

Учителя Митрофана — псевдопедагоги, не имеющие никакого отношения к преподаванию. Отставной сержант Цыфиркин, толком не умеющий считать, бывший семинарист Кутейкин, с трудом читающий пару строк из книги, и очень ленивый Вральман должны научить Митрофана наукам. Однако их обучение не приносит никаких положительных результатов и Митрофан остается все таким же малограмотным.

Вариант 2

Произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль», написанное в 1781 году, изображает дворянское общество второй половины XVIII века. Среди прочих проблем, которые поднимает автор комедии, выделяются неграмотность и невежество привилегированного сословия того времени.

Госпожа Простакова, следуя модным тенденциям, нанимает для своего сына Митрофана трех учителей – Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана. При чтении произведения создается ощущение, что нанятые преподаватели не могут научить недоросля ничему ценному, ведь сами относятся к образованию с пренебрежением. Кроме того, учителей Митрофана нельзя назвать истинными педагогами, знающими тонкости преподавания. Так, Кутейкин, призванный научить недоросля чтению и письму, не окончил обучение в семинарии, так как не смог освоить сложный учебный материал. Поэтому и занятия дьячка с Митрофаном не принесли молодому дворянину никакой пользы: во время «экзамена» недоросль сообщает слушателям, определяя части речи, что дверь «прилагательна», потому что она «приложена к своему месту».

Отставной сержант Цыфиркин относится к своим обязанностям более ответственно. Кажется, что он действительно желает научить дворянина арифметике. Однако Митрофану образование дается с трудом, да и отсутствие опыта обучения у Цыфиркина мешает процессу. Следует отметить, однако, что отставной сержант понимает свою бесполезность в данном деле, возможно, испытывая даже угрызения совести, в отличие от корыстного Кутейкина. Цыфиркин отказывается от платы, предложенной ему Правдиным и Стародумом за приложенные усилия, в то время как Кутейкин требует компенсации за стоптанные сапоги.

Третьим учителем Митрофана является Вральман. Простакова убеждена в том, что немец научит недоросля языкам и светским манерам. Однако Вральман не только не обладает необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы быть наставником дворянина, но и показывает себя как льстивого и корыстного человека. В конце комедии оказывается, что Вральман некогда служил кучером Стародума!

Д. И. Фонвизин мастерски использует «говорящие» фамилии, иронизируя над персонажами комедии. Автор высмеивает незадачливых учителей, но в то же время чувствуется его досада за невежество молодого поколения. Митрофан останется неграмотным несмотря на все усилия его матери, ведь ни он, ни она не видят настоящей ценности образования. Для них учение – лишь дань моде, но не средство стать мудрее и помогать людям. При таком отношении дворян к просвещению и учителя подбираются неграмотные, глупые, такие, как Цыфиркин, Кутейкин и Вральман, неспособные вырастить недоросля разумным человеком.

Сочинение Учителя Митрофанушки

В комедии «Недоросль» автор поднимает очень значимые проблемы воспитания и образования. Митрофан, главный герой поэмы, яркий пример того, каким может стать молодой человек при недостатке качественного образования. Митрофан воспитывается авторитарной неграмотной матерью, помещицей Простаковой. Она уверена, что грамота в жизни бесполезна, ведь она и без этого отлично справляется с управлением усадьбой. И несмотря на то, что Простакова все же нанимает для Митрофана учителей, следуя за необходимостью быть не хуже других помещиков, она не уделяет внимания правильному их выбору.

Поэтому Митрофанушку обучают грамоте люди, далекие от педагогической деятельности. Один из них ‒ учитель арифметики с говорящей фамилией Цыфиркин ‒ сержант в отставке. Он профессиональный военный, двадцать лет отдавший службе, который вдруг решил стать учителем. Несмотря на то, что Цыфиркин хороший человек, добрый и честный, у него нет никакого опыта в педагогике. Не удивительно, что с таким учителем Митрофан не продвигается в знании арифметики. Зная это, впоследствии честный Цыфиркин отказывается от денежного вознаграждения за обучение Митрофанушки.

Еще один «педагог» с говорящей фамилией ‒ учитель светских манер и французского языка Вральман. Ранее он был кучером, а сейчас является наиболее высокооплачиваемым из учителей Митрофана. Вральман хитер, но при этом ленив и говорит по-французски с ужасным акцентом. В отличие от честного Цыфиркина, который все же старается хоть чему-нибудь научить Митрофана, Вральман не желает себя утруждать. В вопросе образования он всецело поддерживает Простакову и считает, что подростку не стоит забивать голову «бесполезными» науками.

Под стать остальным учитель чтения Кутейкин. Когда-то он собирался стать церковнослужителем и обучался в семинарии, но в итоге бросил учебу. Вряд ли человек, который сам не стремился учиться, может чему-либо научить малограмотного и ленивого Митрофана. К тому же Кутейкин сам по себе неприятный человек, он скуп, часто злиться, но при этом труслив. Бывший воспитанник семинарии побаивается Простакову. Очень характерно это показывает эпизод, когда Кутейкин требует от работодателей возместить стоимость стоптанных сапог, но когда те посылают его к Простаковой, сразу отказывается от претензий.

Таким образом, учителей Митрофанушки никак нельзя называть настоящими педагогами. Они сами малограмотные, недоучившиеся люди, которых наняли для обучения молодого человека лишь в угоду моде и необходимости быть как все. Сержант Цыфиркин плохо умеет считать, бросивший семинарию Кутейкин сам с трудом читает пару строк, а Вральман даже не считает нужным притворяться учителем. Не удивительно, что Митрофан не приобретает ни качественного образования, ни стремления учиться науками и познавать мир.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: