Облако в штанах – анализ поэмы, краткое содержание, история

Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 283.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 283.

Поэма “Облако в штанах” занимает особое место в творчестве Маяковского. Краткий анализ “Облако в штанах” поможет понять, что поэма состоит из четырёх частей и имеет революционный характер. Разбор произведения можно использовать для подготовки к уроку литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Облако в штанах.

История создания – написано произведение в 1914 году, в этот период поэт был влюблён в Марию Денисову, однако чувства его не получили ответа, но были воплощены в стихах. Впервые оно было издано в 1915 году.

Тема поэмы – центральной можно назвать тему любви, однако к ней также добавляются тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя и, наконец, отрицания Бога.

Композиция – поэма делится на части, каждая из которых имеет собственную тему, причём если в первой части лирический герой ждёт встречи со своей любовью, а после отрицает само это чувство, то в последней он обвиняет Бога в том, что тот не позаботился о человеке, не дал ему счастливой любви. Всего частей четыре.

Жанр – поэма-тетраптих.

Стихотворный размер – акцентный стих, в котором проявилось новаторство Маяковского как поэта.

Эпитеты – “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягчённый мозг”.

Метафоры – “окровавленный сердца лоскут“, “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“.

Гипербола – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“.

Сравнение – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрёпанные, как пословица“.

Оксюморон – “пульс покойника“.

История создания

Владимир Маяковский задумал свою поэму ещё до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания её начинается во время поездки футуристов по России. Знакомство с красавицей; её отказ вступать с ним в близкие отношения глубоко ранил Маяковского и в то же время дал ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го. В том же году произведение уже под названием “Облако в штанах” было опубликовано Осипом Бриком. Второе издание пришлось на 1916 год, и оба были сильно урезаны цензурой.

Поэма Маяковского интересна ещё и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причём остальные можно проследить по главам.

Так, в первой главе лирический герой ждёт свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но всё же готов выслушать слова Марии. Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу. Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен. Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.
Наконец, в четвёртой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога: поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остаётся с окровавленным сердцем.

Композиция

Произведение состоит из четырёх частей. Четырёхчастная композиция поэмы позволяет поэту рассмотреть все грани его чувства и высказать свои взгляды на жизнь, которые можно выразить простым лозунгом “Долой!” – и любовь, и современное общество, и самого Бога. Это основной смысл и посыл всего произведения.

Жанр этого произведения – поэма. Сам Маяковский говорил, что это “четыре крика из четырёх частей” . Он считал “Облако в штанах” катехизисом современного искусства – оно действительно новаторское по своей форме и бунтарское по содержанию.

Средства выразительности

Поэзия Маяковского была максимально резкой – он использовал многочисленные средства выразительности, чтобы наиболее ярко донести свою мысль до читателя. “Облако в штанах”, относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже выглядит как манифест. В нём использованы:

  • эпитеты – “ выжиревший лакей “, “ засаленная кушетка “, “ размягчённый мозг” ;
  • метафоры – “ окровавленный сердца лоскут “, “ и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги “;
  • гиперболы – “ вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы “;
  • сравнения – “ мужчины, залежанные, как больница “, “ женщины, истрёпанные, как пословица “;
  • оксюморон – “ пульс покойника “.

Ритмика стихотворения новаторская: использован модернистский подход, когда за ориентир берётся маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нём используются не для красоты слога, а для того, чтобы более точно и ёмко передать мысль, которую поэт вкладывал в свои строки.

Кратко «Облако в штанах» В. В. Маяковский.

В поэме «Облако в штанах» Маяковский показывает поэта, ранимого влюбленного молодого человека, который был отвергнут девушкой. После такого разочарования поэт перестает верить в бога и направляет свой гнев и ненависть на разрушение государственного строя, высмеивая реалии.

Очень краткий пересказ поэмы «Облако в штанах».

Молодой и красивый поэт, окрыленный любовью, ждет возлюбленную, Марию, ради которой он готов из глыбы превратится в нежное «облако в штанах». Девушка пообещала прийти к нему, но указанный час прошел и наступает глубокая ночь, а поэт все мучается в ожидании, переживая, что она не появится. Среди ночи Мария все-таки приходит, и заявляет, что выходит замуж за другого. Поэт пытается показывать максимальное спокойствие, «как пульс покойника». Но он понимает, что эту боль можно только выстрадать с годами.

Поэт перестает читать книги, отрицает все, что было до него создано. Если раньше он думал, что каждый может быть писателем, на самом деле это не так, а большинство людей и два слова связать не могут, не говоря уже о поэмах: «Только два слова живут, жирея, — «сволочь» и «борщ». Он также понимает, что даже мелочь, но реальная, для людей важнее написанного поэтом.

Читайте также:
Стихи про семью - сборник самых красивых и трогательных

Затем герой начинает размышлять об истории мира, которая еще больше его угнетает, так как состоит из одних ошибок и угнетения. Он вспоминает ярких личностей, которые своими достойными или недостойными поступками прославились на весь мир (Наполеон, Бисмарк, Ротшильд и т. д.). У поэта появляется четкое желание свергнуть существующий строй, где любят только красиво говорить, но последствия всего этого ужасны.

Разочаровавшись в жизни, человек начинает искать спасение в религии, но так как у поэта критическое мышление, он не может спастись, и продолжает заниматься самоедством. Герой поэмы в конце концов разочаровывается и в творце: «К черту вашу религию». Он надеялся на бога, но тот ему не помог избавиться от сердечных переживаний, поэтому автор уничижительно называет Творца «крохотным божиком».

Главные герои и их характеристика:

  • Мария – возлюбленная главного героя, которая выходит замуж за другого, тем самым наносит серьезную душевную травму молодому поэту.
  • Лирический герой – молодой поэт двадцати двух лет, жаждет любви, дерзкий и в то же время романтичный, по описанию является образом самого Маяковского.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Обыватели – те, к кому обращается поэт, а также противопоставляет им свои чувства, переживания и отношения к жизни в целом.

Краткое содержание поэмы «Облако в штанах» подробно.

Поэма начинается со вступления, где поэт сразу описывает, что своим произведением «дразнит» обывателей об «окровавленный лоскут» своей раненой души. Они привыкли к своей комфортной «засаленной» жизни, и не хотят замечать того, что происходит вокруг. Лирический герой еще не испорчен временем, у него молодая душа, и в ней еще нет «старческой нежности».

Юноша начинает сравнивать себя с обывателями, ведь для них любовные чувства – это лишь лирика, они не способны любить так как он. Герой говорит, что им бы не мешало научиться любить, вместо равнодушного существования в этом мире.

Поэт рассказывает о своей разносторонней личности: для кого-то «от мяса бешенный», а для других — «безукоризненно нежный», словно облако в штанах.

События происходят в одесской гостинице, где лирический герой ждет возлюбленную Марию. Она пообещала прибыть в 4 часа дня, но в указанный час не появилась. Поэт мучается в ожидании. Наступает ночь. Надежда постепенно угасает, что девушка вообще появится. Лирический герой стоит у окна и рассуждает, что даже такая «громадина с железным сердцем» хочет порой женской ласки и теплоты. Он думает о том, будет ли любовь, какой она будет, если случится – большой или крошечной. Затем поэт рассуждает, что вряд ли он заслуживает большой любви, что может рассчитывать лишь на «маленького любеночка».

С наступлением полночи поэт уже на взводе от неизвестности и ожидания, и тут входит Мария, резкая, как «нате!», и вдруг заявляет: «Знаете – я выхожу замуж». Лирический герой не показывает своей боли, он старается быть холодным и сдержанным, как «пульс покойника». Он лишь сравнивает возлюбленную с украденной Джокондой, а себя с домом после пожара, где кто-то все равно живет, проводя аналогию с Помпеями, которые погубил Везувий.

Сердце поэт сравнил с горящим помещением, и каждое слово теперь из него «выбрасывается, как голая проститутка из горящего публичного дома». Произошедшая ситуация для лирического героя имеет вселенский масштаб, и он готов выстрадать эту боль сквозь века.

Переживший потерю возлюбленной, поэт начинает отрицать прошлое, обнуляя все, что было создано до него. Он перестает читать книги. Ранее он думал, что книги делаются так: каждый смог бы стихи писать, стоит лишь обычному человеку чем-то вдохновиться и «разжать уста». Но когда сам начинает сочинять, то понимает, как тяжело дается каждое слово. Лирические поэты рождают рифму про любовь, а простым людям, улице, голосить нечем. Поэт решает стать этим гласом народа, но его никто не желает выслушать. В реальности народ-улица может сказать: «Идемте жрать!», – и жиреет только эта пара слов «сволочь» и «борщ».

Лирический герой разочаровывается в мире и не желает жить в этом. Он понимает, все «уличные тыщи» в лирике от поэтиков не нуждаются, творчество коих молодой поэт презирает. Он просит их очнуться и понять, что люди сами «творцы в горящем гимне — шуме фабрики и лаборатории». Поэт отвергает даже классику в лице Гете или Фауста, ведь людей больше заботит их реальность, нежели то, что сотворил поэт.

Себя лирический герой прозвал Заратустрой», а свою литературную карьеру сравнивает с Голгофой, ведь его не понимают и не принимают. Поэт предвкушает наступление революционных движений и определяет себе роль предтечи, он готов предоставить свою душу, как окровавленное знамя. Хотя сам и не уверен, что революционные движения сильно поменяет положение, так как жизнь очень сложно изменить.

Реальность кажется лирическому герою очень жестокой, что он вспоминает о домах для душевнобольных. Творчество запирают цензурной «клеткой», через которую невозможно прорваться. Он не желает, чтобы цензура вмешивалась в его произведения. Поэт осуждающе относится к Игорю Северянину, называя его творчество «чириканьем перепела». Он уверен, что на этой ступени к революции, надо не «чирикать», а «кастетом кроиться миру в черепе». Лирический герой не понимает тех, кто больше переживает о благозвучии своих творений, чем об их посыле. Своему творчеству он предвещает величие.

Далее поэт рассказывает о наступающей революцию, перебирая исторических личностей, которые прославились как достойными, так и не очень поступками. Он призывает народ взять «камень, нож или бомбу», чтобы дни были окрашены «кровью в праздники» и вывесить на «фонарные столбы окровавленные туши лабазников». Понимая, что поэт не вечен, сам предсказывает свое поражение и приближающийся конец жизни.

Ему остается искать спасения у Творца, но и тому лирический герой не угоден. В трактире он увидел икону Богоматери, и невольно начинает проводить параллель своей жизни с Иисусом. Поэт рассуждает, что он возможно является «в евангелии тринадцатым апостолом», который никому не нужен, но называет себя верным учеником, потому что когда слышен голос поэта, то душа его приближается к сыну божьему.

Читайте также:
Краткое содержание земля родная - читать пересказ книги Лихачева

Поэт вновь вспоминает свою возлюбленную Марию, спрашивая «ждешь». Он попробованный всеми вновь придет к ней, но девушка его не принимает. Над лирическим героем смеются, из-за того, что он все еще страдает по прошлому: «Опять в зубах… чёрствая булка вчерашней ласки».

Затем в поэме в мрачных тонах описывается дождь и улицы, по которым передвигаются экипажи с лоснящимися жирными буржуями. Поэту очень неприятны люди из этого общества, он не понимает, как донести до них свое слово, ведь он просто человек. Лирический герой снова просится к Марии, возвышая ее имя, наделяя величием равное богу. Наконец, она соглашается его впустить.

Поэт рассказывает, что не страдает от нехватки женского внимания, даже появилась целая армия поклонниц, но такой настоящей любви какую он испытывает к ней, больше ни к ному не чувствовал. Лирический герой не требует от возлюбленной любви, а лишь ее тело, как православные, просящие у Творца хлеба. Он не желает петь любовные сонеты, ведь «весь из мяса, человек весь». Марии поэт пообещал бережно любить ее тело, которое он долго желал, как солдат после войны бережет единственную ногу. Но девушка не соглашается на это, и лирический герой вновь чувствует боль, потому что его отвергла возлюбленная.

Представляя себя сыном божьим, поэт отказывается от веры, ведь он представлял Бога чем-то великим, а религию движущей силой, которая не давала народу впасть в уныние. Но на деле, Бог не помог ему даже справиться с душевной болью, которой он страдает уже столько времени, и называет Творца «крохотным божиком». Никто не способен понять, что является истинной любовью, кроме него. Лирический герой окончательно разочаровывается во всем и готов идти на бойню, приказывая, чтобы небо преклонилось перед ним, но вселенная молчит, равнодушно не замечая поэта.

История создания произведения.

Маяковский начинает работать над поэмой в начале 1914 года. В это время, футуристы Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский отправляются в турне по стране. В Одессе Владимир Владимирович знакомится с художницей Марией Денисовой, которая до глубины души ранила поэта в самое сердце. Она не считала их мимолетное знакомство в поездке чем-то серьезным. Этот отказ и послужил толчком к написанию «Облако в штанах».

Маяковский закончил поэму в июле 1915-го года и она носила «рабочее» название «Тринадцатый апостол», ведь именно в этом образе себя представлял автор. Цензура не пропустила произведение с таким названием и Маяковскому пришлось изменить на «Облако в штанах» также перед публикацией цензура сильно урезала произведение. Отрывки из поэмы вышли в начале 1915 года в альманахе «Стрелец. Первый сборник», а в полном формате поэма была опубликована лишь в 1918-ом году.

Краткое содержание поэмы Маяковского «Облако в штанах» по главам

Известная поэма Владимира Маяковского «Облако в штанах» была написана в 1915 году. Изначально работа носила название «Тринадцатый апостол», но так она не смогла пройти царскую цензуру. Идея сюжета пришла к автору под воздействием неразделённой любви к прекрасной Марии. «Облако в штанах» в кратком содержании по главам поможет школьникам лучше подготовиться к уроку литературы и заполнить читательский дневник.

  1. Герои произведения
  2. Краткое содержание
  3. Печальная весть
  4. Проблемы в творчестве
  5. Различия во взглядах
  6. Безответная любовь

Герои произведения

В произведении присутствуют несколько главных и второстепенных героев. Каждый из них вносит свой вклад в развитие сюжета. Кратко о центральных персонажах:

  1. Лирический герой — дерзкий, но романтичный двадцатидвухлетний поэт. По описанию можно понять, что за этим красивым человеком скрывается сам Маяковский.
  2. Мария — юная девушка, в которую был влюблён поэт.

В поэме есть несколько персонажей второго плана. С их помощью сюжет становится ярче и интереснее. Всех их можно объединить в одного и назвать — обыватели. У поэта к ним было своё отношение:

  • он обращался к ним по различным вопросам;
  • рассказывал о чувствах и взглядах на жизнь.

Чтобы более детально проследить взаимодействие персонажей, рекомендуется ознакомиться с пересказом произведения.

Краткое содержание

Повествование начинается со вступительной части, где поэт говорит о себе, как о самоуверенном человеке. Он делится с обывателями своим мнением о настоящей любви. Ради неё герой готов идти на самые отважные поступки и согласиться на серьёзные перемены.

Способен он даже на то, на что решатся не многие. Герой был готов стать по-настоящему нежным, будто «облако в штанах». А также персонаж говорил о себе:

«…буду дразнить об окровавленный сердца лоскут: досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий».

«Не верю, что есть цветочная Ницца! Мною опять славословятся мужчины, залежанные, как больница, и женщины, истрёпанные, как пословица».

Печальная весть

Глава 1. Герой вспоминает о том, как во время нахождения в Одессе он переживал, нетерпеливо ожидая, прекрасную девушку по имени Мария. Она дала юноше обещание, что придёт ровно в четыре часа. Однако незаметно наступил вечер, солнце зашло, а Мария так и не пришла.

Подобного рода ожидание тяжело давалось герою, и он даже начал сравнивать себя с «жилистой громадиной», которая раскапризничалась, не получив желаемого. Ещё грустнее лирическому герою становилось оттого, что на улице шёл сильный дождь. В этот момент поэт себя чувствовал несчастным и никому не нужным. Он находился в таком напряжении, что его нервы метались, словно отчаянная чечётка.

Наступление ночи герой сравнил с головой приговорённого к казни, упавшей с его плеч. Поэта терзали дурные мысли и, как оказалось, не зря. Вскоре пришла Мария и сразу заявила, что выходит замуж.

Такая новость оглушила героя, несмотря на то, что он уже был на это настроен. Поэт сопоставляет свои ощущения с пульсом покойника — надежда на взаимные чувства и дальнейшее совместное счастье рухнули в один миг, после того как возлюбленная во всём призналась.

Мысли персонажа в моменты ожидания можно передать следующей цитатой:

Дразните? «Меньше, чем у нищего копеек, у вас изумрудов безумий». Помните! Погибла Помпея, когда раздразнили Везувий!

Эй! Господа! Любители святотатств, преступлений, боен, — а самое страшное видели — лицо моё, когда я абсолютно спокоен?

Читайте также:
Выскочка кратко - читать онлайн пересказ произведения Пришвина

Проблемы в творчестве

Глава 2. Лирический герой рассказывает о трагедиях в творчестве. Несколько лет назад он был очень наивным и считал, что не столкнётся с проблемой написания произведений. Вскоре к нему пришло осознание, и он даже перестал читать книги, так как понимал, со сколькими проблемами в процессе мог столкнуться автор.

Страдания поэта подкрепляются тем, что окружающим не нужна была высокая поэзия. Чувства их были слишком обыденными, а духовные ценности находились на уровне фразы «Идёмте жрать!».

Поэт осознавал, что любая пылинка живого значит для обывателей намного больше, чем все его литературные произведения. Несмотря на это, герой не останавливается и продолжает писать.

Различия во взглядах

Облако в штанах, часть 3 (глава 3). Поэт стал больше задумываться о жизни и о происходящем вокруг него. Герой не боится открывать свои настоящие мысли и чувства. Он бранит поэта Северянина, считая, что тот думает лишь о том, как сделать так, чтобы написанные строки выглядели изящнее. Лирический герой считал, что каждая мысль должна выражаться чётко, а правда не нуждается в преувеличении.

В своих произведениях он агитировал обычных людей к революции, пробуждая в них желание бороться с существующим строем. Себя же лирический герой считал тринадцатым апостолом.

Безответная любовь

Глава 4. Поэт не может выкинуть из головы Марию и постоянно думает о ней. Девушка была ему необходима, словно воздух.

Лирический герой просит возлюбленную не обращать внимания на его измены, ведь они для него ничего не значили. В его сердце есть место лишь для одной девушки, и ей является Мария. Поэт обещает, что будет оберегать её, словно покалеченный на войне солдат, бережёт единственную сохранившуюся ногу.

Несмотря на сказанные лирическим героем громкие слова, Мария не может ответить ему взаимностью. Поэт решает задать волнующие вопросы небесам, но и они не сказали ни слова.

Произведение Маяковского сочетает в себе романтику и суровую правду жизни. Основная сюжетная линия посвящается любви, но это чувство пересекается с такими проблемами, как мораль и одиночество.

Чтобы до конца понять смысл рассказа «Облако в штанах», который автор пытался донести, после изучения его в сокращении, следует начать читать полную версию. По произведению Владимира Маяковского были сняты небольшие фильмы, которые можно посмотреть в режиме онлайн.

Полезные материалы по теме:

Сочинение: Почему Островский назвал свою пьесу «Гроза»?

Краткая предыстория

Начиная работу над сочинением по теме, следует раскрыть краткую историю написания, указать, что пьесу впервые напечатали в 1859 году, когда страна застыла в ожидании долгожданной отмены крепостничества. Именно поэтому произведение было воспринято многими как призыв к обновлению, началу нового пути и жизни. Островский противопоставляет «темное царство», жителями которого являются «самодуры Дикой и Кабаниха», новым людям, смелым и решительным. В выборе героев и особенностях компоновки сюжета драматург становится новатором жанра.

Главным конфликтом пьесы становится противостояние самодуров, привыкших управлять жизнью и их жертвами. Причем как и в классических произведениях прошлого, отрицательные герои показаны сугубо отрицательными. Сочувствия у читателя не вызывают ни Дикой, ни Кабаниха, несмотря на то, что перед нами изображено крушение привычного для них мира.

Позднее драматургия откажется от деления героев на «хороших» и «плохих». Многие театральные злодеи будут раскрыты всесторонне и глубоко, что заставит читателя или зрителя поверить: они не сами выбрали свой путь. Но пока Островский придерживается традиционной позиции, «плохие» герои у него действительно плохи. Назвать их сложными или противоречивыми было бы неверно.

Совсем иное дело — жертвы. Их нельзя однозначно считать положительными персонажами. Та же Катерина, история которой не может не вызывать сочувствия, не относится к праведным героиням. Она, будучи замужем, полюбила другого человека. Роковая страсть стала причиной ее самоубийства — тяжкого греха, согласно христианским традициям.

Борис тоже не может быть назван положительным героем. Он слишком мягок и податлив. Страх перед темным царством настолько силен, что этот мужчина оказывается не в силах протянуть руку помощи любимой женщине. Именно он становится невольной причиной ее позора и гибели. Достойный и сильный герой либо отказался бы от Катерины, дав ей возможность оставаться честной женой, либо же забрал ее из ненавистного дома. Трагедия Бориса заключается в том, что он зависим от Дикого и ничего не может сделать ради своего освобождения.

В изображении положительных героев Островский действительно выступил как новатор, поскольку эти персонажи гораздо более сложны, чем изображенные в классицистических пьесах.

Краткое содержание драмы «Гроза»

«Гроза» была написана в 1859 году, в дореформенный период творчества Островского. Действие происходит в небольшом провинциальном городке Калинове. История повествует о семействе, которое живет под предводительством авторитарной Кабанихи. Ее сын Тихон женился на Катерине, которая его не любит. Ее сердце принадлежит Борису, племяннику Дикого. Борису Дикой должен отдать наследство, однако Дикой отличается такими качествами, как агрессивность, жестокость и алчность. Варвара, дочь Кабанихи, устраивает Катерине свидание с Борисом. Та сначала боится, но женщина не в силах противиться любви. Она изменяет мужу Тихону, который находился в отъезде.

Тихон возвращается. Катерина не в силах держать все в себе, она признается в измене. Дикой ссылает Бориса в Сибирь. Катерина понимает, что ей придется остаться и жить по-прежнему терпя унижения Кабанихи. В результате она не выдерживает, прыгает с берега в воду и умирает.

Такая трагичная история любви! Так почему Островский назвал «Грозу» грозой? Потому что все действия сопровождаются грозой. Сначала она собирается, небо заволакивают тучи, а в кульминационный момент гроза обрушивается на Калинов. Если подумать, почему Островский назвал драму «Гроза», и никак иначе, то становится ясно, что гроза в произведении — это не просто природное явление. Она имеет глубокую символику и потаенный смысл.

Многогранность заглавия

Смысл названия и образная символика драмы «Гроза» неоднократно становились предметом изучения литературоведов. Это природное явление помогает драматургу раскрыть суть тематики и проблематики, а не просто представляет собой разгул стихии. Конечно, гроза в самом прямом смысле в тексте присутствует. Особенно много о ней говорят в четвертом действии, однако ключевым моментом все же является метафорический, символический смысл. В композиции произведения явление природы весьма значимо:

Читайте также:
Запорожская Сечь - описание законов и нравов в повести Н.В. Гоголя

  1. После того как Катерина делится с Варварой своими тайнами, начинается гроза.
  2. В первых актах четвертого действия атмосферное явление предвещает предстоящую трагедию.
  3. Наконец, кульминация: признание Катерины в своем грехе происходит в тот момент, когда гроза разражается. Таким образом, она участвует в действии, а не просто становится для него фоном.

Но заглавие имеет и иное значение, причем для каждого из персонажей оно обладает собственными оттенками.

Символика для персонажей

Многозначность названия пьесы «Гроза» подчеркивается еще и тем, что у каждого из основных действующих лиц она своя. Тихон, например, считает, что синонимом к этому слову является «брань». Уезжая от матери, он искренне радуется, что в течение двух недель сможет наслаждаться покоем, поэтому о собственной супруге даже не думает.

Душевное равновесие — вот что волнует этого слабохарактерного человека. Чужие проблемы и переживания для него малозначимы. «Темное» царство уже успело отравить его душу. Хотя, конечно, сравнивать робкого Тихона и Дикого невозможно: сын Кабанихи забит, унижен.

Второй герой, чье понимание образа грозы представляет интерес при проведении анализа драмы — Кулигин, изобретатель (не зря его фамилия напоминает фамилию Кулибина — известного русского механика). Это человек, который искренне уверен: любое зло, каждый порок можно искоренить мирным путем. Именно он предлагает сделать громоотвод — символичный образ, аллегория. Согласно авторской мысли, самый продуктивный способ борьбы с негативом — изображение его на страницах произведений, вынесение на суд публики в комичном, а подчас и в трагичном ключе.

При работе над сочинением рассуждение можно продолжить и кратко описать, что же такой «гроза» в понимании других героев драмы:

  1. Самодур Дикой уверен, что это явление — наказание за грехи. В этом нашла отражение патриархальная концепция, в основе которой лежит страх. Этот человек наслаждается тем, что Борис полностью от него зависит, поэтому видит свою родственную связь с грозой.
  2. Для Кулигина это начало новой жизни, радость, обновление. Для него в природном явлении важна прежде всего живительная сила.

А для Кабанихи грозой является Катерина — героиня, неготовая к послушанию, обладающая собственными мыслями, искренними чувствами, способная к сопротивлению, но глубоко нравственная и не умеющая лгать.

Ее измена — это грех, она страдает от этого, но противиться своим чувствам уже не может. Написать, что Катерина — порочная женщина, было бы неневерно. Это глубоко верующая натура, страдающая, но жаждущая любви и понимания.

Смысл названия пьесы «Гроза»

Символическое название — один из способов выразить идейный замысел произведения. В одном слове заключено огромное значение, оно многослойно.

Во-первых, гроза дважды случается в городе Калинове. Каждый из героев реагирует по-разному. Кулигин, например, видит в грозе явления физическое, поэтому особого страха она у него не вызывает. Безусловно, смысл названия пьесы «Гроза» не только в том, что это явление присуствует в тексте. Символ грозы тесно связан с главной героиней — Катериной. Впервые это явление природы застает героиню на улице, когда она разговаривает с Варварой. Катерина очень испугалась, но не смерти. Ее ужас обоснован тем, что молния может убить внезапно, и она предстанет вдруг пред Богом со всеми своими грехами. Но самый тяжкий грех у нее один — влюбленность в Бориса. Воспитание, совесть не позволяют Катерине полностью отдаться этому чувству. Сходив на свидание, она начинает испытывать огромные муки. Признание героиня также совершает во время грозы. Услышав громовой раскат, она не выдерживает.

Смысл названия пьесы «Гроза» Островского зависит от уровня истолкования. На формальном уровне это завязка и кульминация драмы. А вот на символическом уровне это боязнь кары господней, расплаты.

Можно сказать, что «гроза» нависла над всеми обитателями города. Чисто внешне это нападки Кабанихи и Дикого, а на бытийном уровне — это страх ответить за свои грехи. Возможно, поэтому она вызывает ужас не только у Катерины. Даже само слово «гроза» произносится в тексте не только как название природного явления. Тихон уезжает из дому, радуясь, что ему больше не будет докучать мать, что она больше не будет приказывать ему. Катерина же от этой «грозы» уйти не в состоянии. Она оказалась загнанной в угол.

Гроза для самодуров

При ответе на вопрос, почему Островский назвал пьесу «Гроза», стоит обратить внимание на то, как к ней относится Дикой. Дикой — человек, который подчиняет себе других при помощи страха. Грозу он воспринимает как наказание, ее нужно бояться. Хотя сам Дикой также является грозой для домочадцев и прислуги.

Вторая «гроза» города Калинова — Кабаниха. Тихон называет грозой ее власть, ругань и постоянный контроль.


Таким образом, становится понятно, почему Островский назвал пьесу «Гроза» и никак иначе. Гроза в произведении является созидательной разрушительной силой. Если бы Островский дал драме другое название, то, скорее всего, читатели бы не уловили основной смысл произведения.

Гроза в душе Катерины

Если проанализировать композицию драмы (завязку, развитие событий, кульминацию), то становится понятным, почему Островский назвал «Грозу» грозой. Вначале, когда Катерина делится с Варварой своими чувствами к Борису, на небе «вон никак гроза заходит…» Однако самой грозы пока еще нет. Когда Катерина отправляется на свидание с Борисом, в тексте снова упоминается гроза. Но самой грозы снова нет.

Гроза входит в полную силу лишь тогда, когда Катерина не выдерживает мук совести и стыда. Муж Катерины вернулся и все так же любит ее, Кабаниха все так же злорадствует. Никто не заметил измены Катерины, ей все могло сойти с рук. Но вдруг разразилась суровая гроза, и Катерина пугается ее как Божьей кары. Катерина была правильно воспитана, и измена для нее была серьезным грехом. Так почему Островский назвал «Грозу» грозой? Потому что гроза, разразившаяся в душе Катерины, и гроза в небесах в кульминации драмы сливаются воедино, и в этот момент тайна девушки раскрыта. Катеринин грех становится известным всему Калинову.

Читайте также:
Сочинение на лодке вечер по картине Г. Нисского

Сочинение на тему «Смысл названия драмы Островского Гроза»

Написанное 1859 году произведение Островского «Гроза» стало предвестником ожидающихся перемен. 1859 – год сильнейшей за целое столетие солнечной бури и назревающих волнений в обществе, которые через два года приведут к отмене крепостного права в России. Назревает «гроза», которая вот-вот «прольётся».

Символичность происходящего созвучна и нагнетанию ситуации в пьесе. Скоро что-то произойдёт, скоро старое сменится новым, пройдёт очистительный ливень. «Старое», как может, противится новшествам, наступающий в политике, отношениях, науке – прогресс не может его не волновать. «Тёмное царство», как называет домостроевское общество Н.А. Добролюбов, чувствует, что доживает последние дни, и с остервенением препятствует прогрессу. И оно чувствует близкий приход грозы, которая им неизвестно что принесёт.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у за 290 рублей

Связаться с нами:

Гроза в пьесе А.Н. Островского – также символ будущих перемен, уже нависла тяжёлыми тучами над головами. Всех, кроме учёного-самоучки Кулигина она пугает – перемены, которых ты не понимаешь, всегда страшат.

На фоне грядущей грозы – обостряющийся конфликт представителей «тёмного царства» с их невольными жертвами. «Тёмное царство» показано в лице двух домостроевского склада личностей – Дикого и Кабанихи. У каждого из них есть, над кем измываться.

Дикой – царь и бог в своей семье. Он наказывает и милует, готов наорать на любого и оскорбить его. Дикой держит возле себя племянника и постоянно отыгрывается на нем, пользуясь тем, что волен дать или не дать денег из наследства Борису. Домашних он запугал давно, все в городе боятся с ним связываться, кроме Кабанихи, не менее властной и богатой, чем он.

Кабаниха, в свою очередь, третирует своих родных – сына и его молодую жену, внушая им, что их поведение неправильно, и ведёт к неприятностям. Постоянные монологи на тему уважения к старшим, длящиеся не один час, упрёки, оскорбления, обвинения – спровоцировать её на это очень несложно.

Впервые слово «гроза» упоминает Тихон, имея в виду постоянное материнское моральное давление. Дикой же считает, что гроза – плата за человеческие грехи, и откровенно побаивается этого, так как грешен. Движимая неясными ей самой желаниями, напряжением, повисшим в воздухе, Катерина решается на измену мужу. Ударами грома, предшествующего грозе, сопровождаются слова безумной барыни, которая предвещает кару Катерине за красоту, чувствуя её испуг. Общее состояние природы, напряжение и груз вины заставляют Катерину Кабанову признаться в измене – вот гроза и разразилась, правда только для Диких и Кабановых. Сестра Тихона Варвара бежала с любовником, Бориса Дикого отправляют в изгнание, а Катерина лишает себя жизни, не видя другого выхода. Дерзкие слова вырвались от безысходности даже у Тихона – это первые вестники перемен: гроза наступает, и она будет всеобщей.

Первый вызов «царству самодуров русской жизни» уже брошен.

Сочинение: Смысл названия в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

Краткая предыстория

Начиная работу над сочинением по теме, следует раскрыть краткую историю написания, указать, что пьесу впервые напечатали в 1859 году, когда страна застыла в ожидании долгожданной отмены крепостничества. Именно поэтому произведение было воспринято многими как призыв к обновлению, началу нового пути и жизни. Островский противопоставляет «темное царство», жителями которого являются «самодуры Дикой и Кабаниха», новым людям, смелым и решительным. В выборе героев и особенностях компоновки сюжета драматург становится новатором жанра.

Главным конфликтом пьесы становится противостояние самодуров, привыкших управлять жизнью и их жертвами. Причем как и в классических произведениях прошлого, отрицательные герои показаны сугубо отрицательными. Сочувствия у читателя не вызывают ни Дикой, ни Кабаниха, несмотря на то, что перед нами изображено крушение привычного для них мира.

Позднее драматургия откажется от деления героев на «хороших» и «плохих». Многие театральные злодеи будут раскрыты всесторонне и глубоко, что заставит читателя или зрителя поверить: они не сами выбрали свой путь. Но пока Островский придерживается традиционной позиции, «плохие» герои у него действительно плохи. Назвать их сложными или противоречивыми было бы неверно.

Совсем иное дело — жертвы. Их нельзя однозначно считать положительными персонажами. Та же Катерина, история которой не может не вызывать сочувствия, не относится к праведным героиням. Она, будучи замужем, полюбила другого человека. Роковая страсть стала причиной ее самоубийства — тяжкого греха, согласно христианским традициям.

Борис тоже не может быть назван положительным героем. Он слишком мягок и податлив. Страх перед темным царством настолько силен, что этот мужчина оказывается не в силах протянуть руку помощи любимой женщине. Именно он становится невольной причиной ее позора и гибели. Достойный и сильный герой либо отказался бы от Катерины, дав ей возможность оставаться честной женой, либо же забрал ее из ненавистного дома. Трагедия Бориса заключается в том, что он зависим от Дикого и ничего не может сделать ради своего освобождения.

В изображении положительных героев Островский действительно выступил как новатор, поскольку эти персонажи гораздо более сложны, чем изображенные в классицистических пьесах.

Отражение настроений в российской провинции середины XIX века

Непосредственно перед написанием пьесы автор совершил путешествие по маленьким приволжским городкам. Поэтому в ней нашли отражение быт и нравы провинциальных жителей. Хотя тема крепостного права напрямую не затрагивается в «Грозе», в ней передано настроение острого общественного конфликта — конфликта «темного царства» (крепостнической России) и людей нового типа.

Это настроение ассоциировалось у писателя с состоянием природы, которое бывает перед грозой. Для него характерны сгустившиеся тучи, закрывающие солнечный свет, тяжелый влажный воздух и духота. Отсюда и начинается понимание того, в чем смысл названия пьесы «Гроза». Ее действие разворачивается в вымышленном маленьком городе Калинове, что подчеркивает мысль Островского о том, что «предгрозовая» атмосфера была характерна для всей России.

Многогранность заглавия

Смысл названия и образная символика драмы «Гроза» неоднократно становились предметом изучения литературоведов. Это природное явление помогает драматургу раскрыть суть тематики и проблематики, а не просто представляет собой разгул стихии. Конечно, гроза в самом прямом смысле в тексте присутствует. Особенно много о ней говорят в четвертом действии, однако ключевым моментом все же является метафорический, символический смысл. В композиции произведения явление природы весьма значимо:

Читайте также:
Отцы и дети цитаты героев о нигилизме, искусстве, любви

  1. После того как Катерина делится с Варварой своими тайнами, начинается гроза.
  2. В первых актах четвертого действия атмосферное явление предвещает предстоящую трагедию.
  3. Наконец, кульминация: признание Катерины в своем грехе происходит в тот момент, когда гроза разражается. Таким образом, она участвует в действии, а не просто становится для него фоном.

Но заглавие имеет и иное значение, причем для каждого из персонажей оно обладает собственными оттенками.

Символика для персонажей

Многозначность названия пьесы «Гроза» подчеркивается еще и тем, что у каждого из основных действующих лиц она своя. Тихон, например, считает, что синонимом к этому слову является «брань». Уезжая от матери, он искренне радуется, что в течение двух недель сможет наслаждаться покоем, поэтому о собственной супруге даже не думает.

Душевное равновесие — вот что волнует этого слабохарактерного человека. Чужие проблемы и переживания для него малозначимы. «Темное» царство уже успело отравить его душу. Хотя, конечно, сравнивать робкого Тихона и Дикого невозможно: сын Кабанихи забит, унижен.

Второй герой, чье понимание образа грозы представляет интерес при проведении анализа драмы — Кулигин, изобретатель (не зря его фамилия напоминает фамилию Кулибина — известного русского механика). Это человек, который искренне уверен: любое зло, каждый порок можно искоренить мирным путем. Именно он предлагает сделать громоотвод — символичный образ, аллегория. Согласно авторской мысли, самый продуктивный способ борьбы с негативом — изображение его на страницах произведений, вынесение на суд публики в комичном, а подчас и в трагичном ключе.

При работе над сочинением рассуждение можно продолжить и кратко описать, что же такой «гроза» в понимании других героев драмы:

  1. Самодур Дикой уверен, что это явление — наказание за грехи. В этом нашла отражение патриархальная концепция, в основе которой лежит страх. Этот человек наслаждается тем, что Борис полностью от него зависит, поэтому видит свою родственную связь с грозой.
  2. Для Кулигина это начало новой жизни, радость, обновление. Для него в природном явлении важна прежде всего живительная сила.

А для Кабанихи грозой является Катерина — героиня, неготовая к послушанию, обладающая собственными мыслями, искренними чувствами, способная к сопротивлению, но глубоко нравственная и не умеющая лгать.

Ее измена — это грех, она страдает от этого, но противиться своим чувствам уже не может. Написать, что Катерина — порочная женщина, было бы неневерно. Это глубоко верующая натура, страдающая, но жаждущая любви и понимания.

Смысл названия пьесы Гроза сочинение

  • Сочинения

В название пьесы автор вложил глубокий смысл. Гроза помогает понять персонажей и углубиться в происходящее действие. Во время развития действия, гроза формируется и надвигается. Она символично подчеркивает трагедию пьесы. Гроза появляется в самом начале пьесы. Катерина разговаривает с Варей и признается ей в своей запретной любви.

Приближаясь к завершению пьесы, небо сгущает краски и одна из жителей предсказывает, что гроза не пройдет даром и случится нечто страшное. В конце пьесы, во время признания Катерины на виду у всех горожан, мы видим проявление грозы во всей красе. Жители олицетворяют грозу, сравнивают ее с живым существом.

Грозу, также, сравнивают с нависшей угрозой и скандалами. Так, Тихон сравнил скандальный характер своей матери с нависшей над ним грозой. Мы можем проследить, как каждый персонаж относится к грозе. И это помогает лучше понять каждого героя.

Дикой, поведение и власть которого, базируется на страхе перед ним, говорит о том, что гроза посылается в качестве наказания и люди должны бояться ее. Дикому выгодна боязнь людей, как перед ним, так и перед грозой. Отношение Кулигина к грозе совершенно противоположно отношению Дикого. Персонаж пьесы Кулигин выступает в роли противника пороков. Он высмеивает пороки, о которых читает в книгах.

Именно от него исходило предложение сделать громоотвод. Своеобразная аллегория к тому, что книги показывают человеческие пороки и мы должны учиться не совершать ошибки, строя своеобразный громоотвод в своей жизни. В противоположность Дикому, Кулигин олицетворяет грозу, как нечто сильное и одухотворяющее. Он говорит о том, что насекомые принимают этот дар природы, а люди боятся и напрасно. Катерина страшится грозы, как и большинство жителей, но для нее это не угроза, это наказание за ее грехи. Она боится, что умрет от грозы, не получив прощения, со всеми своими грехами и нечестивыми помыслами.

Все душевные переживания главной героини отражаются в природном явлении. Во время завязки гроза только собирается и набирает высшую точку, когда Катерина признается во всем своей семье, мужу и свекрови. Гроза, как и Катерина, не подвластны никому и ничему. Главная героиня не боится ни Кабанихи, ни мужа, ни осуждения и мнения других жителей. Ее самоубийство, как гром среди ясного неба. Но героиня не в силах скрывать и сдерживать эти смятения в своей душе. Гроза, разразившись во время кульминации пьесы, как будто пробуждает жителей города. Жители города начинают размышлять о Катерине и ее поступке, к примеру, Дикой начинает обвинять других в том, что они погубили девушку.

Гроза в пьесе А.Н. Островского имеет силу разрушения и, одновременно, просветления. Почти все действия пьесы идут рука об руку с природным явлением. Все душевные переживания, через которые прошла Катерина были усилены через обстановку, которая надвигалась на город. Помогая читателям погрузиться в атмосферу действия, гроза сопровождает нас от завязки действия до кульминации пьесы.

Другие: ← Основной конфликт в пьесе Гроза↑ По литературеОбраз Агафьи Пшеницыной в романе Обломов →

Смысл названия пьесы Гроза
Сейчас читают:

  • Сочинение Книга – это духовное завещание одного поколения другому В нашей жизни мы часто перечитываем любимые книги. С самого детства они повествовали нас о том, что такое хорошо, что такое плохо, они учили нас познавать все, что мы видим вокруг. Иногда, нам казалось, что наша жизнь чём-то похожа на судьбу
  • Сочинение по картине Нечитайло Материнство 7 класс
    Во все времена, самой популярной темой в искусстве, является материнство. Очень хорошую и трогательную картину на эту тему написал один из известных художников — Нечитайло Василий Кириллович, полотно называется «Материнство».
  • Сочинение на тему Я горжусь своей Родиной Россией
    Россия — единственная страна в мире которая находиться в двух частях мира, в Европе и Азии. Она вмещает в себя целых 12 часовых поясов, и что значит, если на одном конце страны день начинается, на другом начинается ночь.
  • Сочинение День моей мамы (рабочий и выходной день) 4 класс
    Моя мама для меня — это настоящий герой! Наверняка каждый ребёнок своей мамы считает так же как и я. Почему? Сейчас расскажу! День моей мамы начинается в половину шестого утра. Очень рано. Так рано она встаёт, потому что каждый будний день ей нужно идти
  • Идеальное государство сочинение рассуждение
    Что такое идеальное государство? Однозначного ответа конечно же нет, ведь для каждого человека, безусловно государство в котором он живет, является самым лучшим по сравнению со всеми остальными. Ведь это его родина какая бы она не была
  • Печорин — герой своего времени 9 класс сочинение-рассуждение
    Роман «Герой нашего времени» был написан величайшим русским поэтом XIX века – Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Это был настоящий оплот творчества писателя. Сам роман несёт в себе собрание определённых повестей
Читайте также:
Тургенев Ася - краткое содержание по главам, анализ, сюжет

Вывод

Название произведения теснейшим образом связано с его содержанием, с образами многих персонажей. Можно даже сказать, что гроза является самостоятельным действующим лицом пьесы. Она присутствует в описаниях природы, являясь предзнаменованием конфликта между людьми и его разрешения.

Катерина не может жить по-прежнему, она жаждет воли, жаждет любви, нормальных человеческих отношений. В ее жизни наступает буря, разражается гроза. Сначала она бросается в любовь, как в пучину, а затем, не найдя в себе сил бороться, — и в Волгу.

В конце пьесы, на фоне громовых ударов, появляется сумасшедшая барышня, которая предрекает близкую гибель Катерине. Здесь образ грозы выступает как толчок к развязке конфликта. Несмотря на трагический конец, Островский показал, что главная героиня не смирилась с ненавистной действительностью и пошла ей наперекор.

Главные герои

Основные персонажи пьесы: Кабаниха, ее сын Тихон, Катерина (сноха Кабановой), Борис (ее возлюбленный), Варвара (сестра Тихона), Дикой, Кулигин. Есть и другие персонажи, у каждого из которых своя смысловая нагрузка.

Кабаниха и Дикой олицетворяют собой все негативное, что есть в городе Калинове. злоба, самодурство, желание руководить всеми, жадность. Тихон Кабанов — пример безропотного поклонения матери, он бесхарактерен и глуп. Варвара же не такая. Она понимает, что мать во многом неправа. Она тоже хочет освободиться из-под ее давления и делает это по-своему: просто обманывает ее. Но такой путь невозможен для Катерины. Она не может врать мужу, измена для нее — это большой грех. Катерина на фоне других выглядит более мыслящей, чувствующей и живой. В стороне стоит лишь один герой — Кулигин. Он выполняет роль героя-резонера, то есть персонажа, в уста которого автор вкладывает свое отношение к ситуации.

Изображение грозы в природе и в душе персонажей

Между жертвами домостроя – Катериной, ее возлюбленным Борисом, мужем Тихоном, его сестрой Варварой и представителями «темного царства» — Марфой Кабановой и Диким назревает конфликт, который является центральным в пьесе. Развитие этого конфликта Островский художественно отображает путем параллельного описания изменений, происходящих в природе и в жизни людей.

Сначала рисуется прекрасная, безмятежная природа, на фоне которой происходит невыносимая жизнь героев пьесы под гнетом купцов-самодуров. Ее тягостей не выдерживает Катерина. Унижение человеческого достоинства противоречит ее характеру. В свидетели этих душевных метаний автор как бы призывает саму природу, в которой ясно ощущается приближение грозы. Краски сгущаются, небеса темнеют – надвигаются грозные события в жизни героев. И в этом снова ощущается смысл названия пьесы «Гроза» Островского.

Гроза как символ любви Катерины и Бориса

Изучая, в чем смысл названия пьесы «Гроза», необходимо коснуться и отношений Катерины и Бориса, племянника Дикого. Гроза символизирует и эту сторону в жизни героини. В любви молодых людей ощущается присутствие бурной стихии, которой они так боятся.

Их чувство сильное, страстное, но оно не приносит ни радости, ни счастья их душам, не помогает сплотиться в борьбе с действительностью. Будучи замужем, Катерина терзается тем, что не любит Тихона, хотя и старалась полюбить. Но тот не был способен ни понять свою жену, ни защитить ее от произвола свекрови.

Жажда любви, сердечное смятение, которые привели к появлению чувства привязанности к Борису, также вызывают ассоциации с предгрозовым состоянием природы. Однако Борис не понял стремлений Катерины к личному счастью, он оказался не тем человеком, который ей был нужен. Таким образом, развитие любовной линии является отображением нарастающего конфликта, то есть символом зарождающейся грозы.

Смысл финала

Необразованные, глупые люди не готовы к переменам. Ими движут жажда наживы, денег. Финал произведения обличает устаревшие устои и нравы «темного царства». Мира, где правят расчетливые, жестокие и деспотичные люди. Светлым, одухотворенным и искренним личностям, таким как Катерина, нет места в «темном царстве». Девушка не может простить себе своего греха, поэтому решается на отчаянный шаг.

https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/smysl-nazvaniya-pesy.html https://www.syl.ru/article/376778/v-chem-smyisl-nazvaniya-pesyi-groza-ostrovskogo https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-pesy-groza/

Обстановка в семье

Для семейства, возглавляемого Марфой Игнатьевной Кабановой, как и для многих других купеческих семей, была характерна обстановка жесткого домостроя. Выйдя замуж за сына Кабанихи Тихона, Катерина (главное действующее лицо), ранее окруженная любовью матери, попала «из огня в полымя».

Ей чужда подневольная жизнь в атмосфере угнетения личности, самодурства и постоянного давления на ее свободолюбивую натуру. Всем известно, что А. Н. Добролюбов охарактеризовал Катерину как луч света, проглянувший в темном царстве, что также навевает ассоциацию с лучами солнца, которыми освещается небо после бури. Это видение образа главной героини также помогает понять, в чем заключается смысл названия пьесы «Гроза».

Читайте также:
Дядя Степа - стихотворение С. Михалкова, краткое содержание

История создания

А.Н. Островский был отправлен с особой миссией по центральной России. Здесь писатель смог увидеть провинциальную жизнь во всей красе. Как и любой другой литератор, в первую очередь Островский обращал внимание на жизнь и быт русского купечества, мещан, знатных людей провинции. Он искал характеры и сюжеты. По итогам путешествия была написана пьеса «Гроза». И немного времени спустя в одном из произошел подобный случай. Островский смог предугать события, произошедшие в будущем. Характеристика пьесы «Гроза» как целостного произведения показывает, что автор — не просто проницательный человек, но и талантливый писатель-драматург.

Символы в произведении островского гроза. Смысл названия и образная символика драмы « Гроза». (Школьные сочинения)

Символы искушения и кары

Роль символических образов в драме «Гроза» связана с идейно-композиционным уровнем произведения. Одним из ключевых моментов в пьесе является монолог Катерины с ключом, когда она хочет отправиться на встречу с Борисом в сад. Предмет символизирует выбор, который стоит перед героиней. Он ассоциируется с угольком из ада, попавшим в руки и обжигающим их. Сад же, в котором героине предстоит свидание с Борисом, напоминает об Эдеме, где случилось грехопадение Адама и Евы.

Другим важным символом пьесы, в котором выражена внутренняя несвобода героини, является образ птицы. Будучи девушкой, Катерина часто представляла себя летящей и свободной. Согласно древней традиции, птица на воле символизировала девушку на выданье, а затем выступала символом свадьбы. Счастье беззаботной юности для Катерины оказалось кратко. Жизнь в доме Кабанихи после замужества стала подобна жизни в клетке.

Кульминацией пьесы является сцена публичного раскаяния Катерины, где она бросается в ноги Кабанихе и мужу и рассказывает о своей любви. Всё это происходит на фоне бушующей грозы, однако немаловажной частью этой сцены, усиливающей эффект, являются декорации настенных росписей. На фресках изображаются сцены из Священного Писания, в частности, Страшный суд и геенна огненная.

Эпизоду предшествует встреча с безумной барыней, пугающей Катерину росписями. Христианские сюжеты символизируют нравственное падение героини и усиливают ощущение ужаса, охватившего Катерину во время бури.

Героиня гибнет в бездуховном мире Калинова, однако сохраняет внутреннюю чистоту, красоту и любовь к людям. В связи с этим в пьесе на идейном уровне проявляется мотив очищения, неоднократно всплывавший в монологах персонажей (Катерины, Кулигина). Не случайно авторское определение произведения — трагедия. Как известно, античные трагедии закачивались смертью героя, не способного преодолеть рок, но вызывали у зрителей ощущение катарсиса — очищения через страдания.

Образ города

Не менее символично и название города Калинова. Это вымышленное место представляет собой обобщённый тип русских провинциальных городов без конкретного прототипа. В Калинове угадывается целый ряд небольших городов Поволжья, по которым Островский путешествовал, собирая материал для пьесы.

Название происходит от слова «калина» — ягоды яркой и красивой внешне, но горькой на вкус. Так и сам город за высокими берегами Волги и бульваром, по которому никто не гуляет, скрывает жестокие нравы своих обитателей, их чопорность, беспринципность и властолюбие. Самым почитаемым местом в городе является церковь, однако горожане ходят туда не для молитв, а для разговоров, сплетен и развлечений.

Название города напоминает сказочный Калинов мост, который в фольклоре является местом борьбы добра со злом.

Сочинение на тему «Смысл названия пьесы А.Н. Островского «Гроза»»

Н. Островский — крупнейший драматург второй половины 19 века. «Гроза” — одно из его ярчайших произведений. Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе.Он один из первых дал широкое описание купечества в России. Свою драму “Гроза”, Александр Николаевич написал под впечатлением от путешествия по Волге. И не случайно он избрал именно такое название для своей пьесы. В слове “гроза” заключен огромный смысл. Гроза— это не только природное явление, но это и символ перемен в “темном царстве”, в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких веков в русской жизни.

В центре пьесы — конфликт представителей “темного царства” с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И главная героиня — Катерина — не выдерживает гнета, унижения ее человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе: краски сгущаются, надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Впервые слово “гроза” звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи, почувствовать себя свободным,“на весь год отгуляться”. Под “грозой” он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, а также страх перед возмездием за совершенные грехи. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может.

Единственный, кто не стал бояться грозы, — так это механик-самоучка Кулигин. Он даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод. Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: “Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой. У вас все гроза. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.

Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе? Там тоже не все спокойно — назревают какие-то перемены. Гроза в этом случае является предзнаменованием грядущего конфликта, его разрешения. Катерина уже не в состоянии жить по домостроевским правилам, она хочет воли, но у нее уже нет сил бороться с окружающими. Не случайно, кстати, появление сумасшедшей барыни на сцене, которое сопровождается ударами грома. Она предсказывает главной героине близкую гибель.

Читайте также:
Гелла - характеристика персонажа из романа Мастер и Маргарита

Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта. Катерина очень испугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за знак “свыше”. Она была очень эмоциональной и верующей натурой, поэтому просто не смогла жить с грехом на душе — грехом любви к чужому человеку. Катерина бросилась в пучину Волги, не выдержав страшного, тяжелого, подневольного существования, которое сковывало порывы горячего сердца, не смирившись с лицемерной моралью самодуров “темного царства”. Вот такие последствия имела гроза для Катерины.

Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису, племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее возлюбленному. Катерина — замужняя женщина, она не имеет права изменять своему мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и как ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. Но Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нем. Борис был образованнее других, обучался в Москве. Он единственный, кто понимал Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. Очевидно, это было не столь сильное чувство, ради которого можно было пожертвовать всем. Об этом говорит и тот факт, что он оставляет Катерину совсем одну в городе, советует ей покориться судьбе, предчувствуя, что она погибнет. Свою любовь Борис променял на наследство Дикого, которого он никогда не получит. Тем самым Борис также является частью калиновского мира. Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. Об этом свидетельствует и название пьесы “Гроза”. Но если в природе после грозы воздух становится чище, происходит разрядка, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.

«Смысл названия и образная символика в драме «Гроза»»

Драма А. Н. Островского «Гроза» показывает нам жизнь в городе Калинове, то и дело нарушаемую различными проявлениями грозы. Образ этого природного явления в драме весьма многогранен: это одновременно и действующее лицо пьесы, и её идея. Одно из самых ярких проявлений образа грозы — это характеристика персонажей драмы. Например, мы с уверенностью можем сказать, что характер Кабанихи довольно схож с раскатами грома: она так же устрашает окружающих людей, может даже погубить. Вспомним слова Тихона перед отъездом: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Родной сын, говоря о грозе, имеет в виду тиранию в доме. Схожая обстановка царила и в доме Дикого. Он злился, ругался, а иногда даже рукоприкладствовал из-за всяких мелочей. Кудряш сказал о нем: «Пронзительный мужик!» — и точно, характер Дикого может пронзить любого, словно электрический разряд. Но гроза в произведении характеризует не только «жестокие нравы» в Калинове. Заметно, что наиболее яркие моменты непогоды совпадают с душевными терзаниями Катерины. Вспомним, когда Катерина призналась Варваре, что любит другого, началась гроза. Но и в душе Катерины было неспокойно; её импульсивность давала о себе знать: даже ещё не сделав ничего неправильного, а лишь подумав не о муже, Катерина начала говорить о скорой смерти, побеге из дома и страшных грехах. По возвращении Кабанова в душе Катерины бушевали ураганы, и, в то же время, на улицы слышны раскаты грома, пугающие горожан. Также образ грозы предстает перед читателями в качестве наказания за совершенные грехи. Катерина говорила о грозе: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Мы можем понять, что гроза для горожан — это только страдания. Эту же мысль подтверждают и слова Дикого: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться». Этот страх перед грозой-наказанием характеризует Дикого как приверженца старых нравов, если рассматривать грозу в её следующем образе: символ перемен. Гроза как символ нового ярко показана в монологе Кулигина: «Не гроза это, а благодать!» Кулигин, будучи героем-резонером, открывает перед читателями точку зрения самого Островского: перемены всегда к лучшему, их нельзя бояться. Таким образом, становится очевидным, что А. Н. Островский, умело орудуя образом грозы в её разных проявлениях, показал все стороны жизни в типичном русском провинциальном городке, начиная с трагедии «жестоких нравов» и заканчивая личной трагедией каждого.

Смысл названия пьесы Гроза Островского сочинение

Драма А.Н.Островского “Гроза” одно из самых известных произведений писателя. В нём присутствует множество тем: и любви, и свободы, и крепостничества. И, конечно, главная мысль, которая красной нитью проходит через всё произведение отражена в названии пьесы.

Гроза – это и природное явление, и нависшая над городом опасность, и символ эпохи.

С самого начала повествования, в первом действии, мы слышим разговор двух героев о нравах Калинова. Кудряш и Кулигин являются второстепенными персонажами, но несмотря на это они несут важную смысловую нагрузку. Их беседа завязана вокруг Дикого. Этот герой одарён автором говорящей фамилией, действительно, ему как будто чужды человеческие понятия. Этот герой своеобразная гроза для всех домашних, а также для дворовых людей, внезапный его гнев держит в страхе всю округу.

Ещё один эпизод, в котором присутствует Дикой и один из героев, которые первыми появляются на сцене, Кулигин. В этом эпизоде Кулигин просит денег у Дикого для постройки часов и громоотвода, герой хочет сделать что-то полезное и хорошее, хоть как-то пошевелить закостенелое общество. Но он получает отказ, оказывается глупость и недальновидность Дикого ещё более глубока, чем нам может показаться, он категорически против сооружения, ведь гроза, по его мнению, посылается людям в наказание, а часы и вовсе не нужны (отсутствием часов автор, вероятно, подчеркивает то, что развитие Калинова отстаёт, образование отсутствует и до сих пор царят грубые крепостные порядки).

Читайте также:
Манилов характеристика героя Мертвых душ: цели, поведение, речь

Главная героиня произведения Катерина живет с мужем в доме его матери Кабанихи. Кабановы, такова их говорящая фамилия, и она не требует лишних разъяснений. Свободолюбивая Катерина томится под гнётом этой жестокой женщины, настоящей грозы для всего своего дома. Лишь благовоспитанность и мудрость Катерины позволили ей долгое время продержаться под её властью, но только внешне, внутренне же героиня всегда остаётся свободной.

Многое в жизни Катерины связано с грозой. Она боиться этого природного явления, падает в обморок, её интуиция подсказывает ей, что должно произойти что-то, что решит её судьбу. И она признается в своём поступке с Борисом, и понимает: больше жить в доме Кабановых она не может. Ведь Кабаниха стала грозой не только для неё, но и для сына. Он бежит из дома, чтобы провести на свободе несколько дней.

Что касается Катерины, то и саму её можно назвать грозой для устаревших устоев калиновцев. В финале она как будто бросает вызов рабству и угнетению, которое царит в городе. На протяжении всего действия чувствуется напряжение, гроза нависла над самодурами Калинова.

Многое указывает на то, что власти Кабанихи и Дикому угрожает опасность. Кудряш отказывается подчиняться им, а в конце исчезает вместе с Варварой, которая также только создаёт видимость подчинению Кабанихе, но на деле же занимается тем, что считает нужным.

И, конечно, слова Кулигина в конце пьесы утверждают в мысли о том, что недолговечна власть Диких и Кабановых, гроза надвигается на них. Кулигин напоминает им, что телом Катерина может принадлежать им, но душой она свободна.

Смысл названия этой пьесы очень многозначителен. Много раз она встречается как природное явление, находит отражение в образах и характерах персонажей и сама словно является действующим лицом. Вся атмосфера произведения отражена в названии замечательной и до сих пор популярной и любимой пьесы А.Н.Островского “Гроза”.

Смысл заглавия, названия пьесы Островского Гроза

А.Н. Островский является одним из самых выдающихся писателей XIX века, его произведения рассказывают нам о борьбе человечности, доброты, отзывчивости с подлостью, алчностью и злобой. Автор в каждом своей книге показывает добрых, наивных героев, сталкивающихся с жестокой реальностью мира, которая приводит их к полнейшему разочарованию в жизни, убивает всё хорошее, что в них есть.

“Гроза” – вершина творческих исканий драматурга. Ведь эта пьеса положила начало такой монументальной теме, которую в последствии не раз как основную в своих произведениях использовали различные писатели современники и последующих веков. Что же так впечатляет читателей на протяжении трех веков?

Катерина в переводе с греческого значит “чистая”, Островский повествует нам о том, как прогнившие до самых костей люди вокруг угнетают ее и загоняют в угол, потому что чувствуют в ней силу и понимают, она для них начало конца.
Эту хрупкую, наивную девушку не назовешь волевой или сильной, она не совершила подвига, напротив, ее поступок можно воспринять, как слабость, но смерть героини стала протестом против существующего порядка, своим примером она развязала руки всем угнетенным. Ее образ – “лучик света”, символ борьбы с жестокими, эгоистичными людьми, ломающими жизни всех вокруг, то есть с “темным царством”.

В последние дни, недели своей жизни Катерина жутко боялась грома, считая, что на ее голову снисходит божье наказание за грехи, она была настолько непорочная, что не понимала, гроза пришла убить не ее, молнии и гром раскалывают на части мир тех, кто обижал ее, мраку пришел конец.

Катерина сыграла роль солдата, который бежит впереди всех с флагом, призывая бороться, роль солдата, который пробуждает силу и сопротивление в душах. Ведь после ее смерти запротестовали все молчавшие и терпевшие до этого. Кабанов наконец-то осознал и понял, в случившемся виновата его мать тиран, но и его совесть не спокойна, потому что он не смог предотвратить трагедии. Кудряш и Варвара решают бежать, оставить позади Дикого и Кабаниху, жизнь которых станет невыносимой, если им будет некого притеснять и не на кого будет вылить свою грязь.

Гроза, несущая смерть темному царству, прежним ужасным устоям – вот главный смысл и значение пьесы Островского.

У Александра Николаевича избитая и банальная тема борьбы добра со злом показана в совершенно уникальном свете и воспринимается достаточно остро. Я считаю это очень важное произведение, которое стоит прочесть каждому.

Смысл заглавия пьесы Гроза

Несколько интересных сочинений

Одним из ключевых персонажей произведения является Сергей Иванович Платонов, представленный писателем в образе завсегдатая дома терпимости, принадлежащего Анне Марковне Шайбес.

Я считаю, что противоречие, конечно, есть. И оно сохранилось даже в нашу эпоху, хотя и немного изменилось.

Несколько лет назад в моей жизни произошло странное событие. Был особенный день. В этот день родилась моя мама. Нужно было подготовить большой и красивый подарок.

В замечательной зимней сказке С.Маршака рассказывается о чуде, случившемся с маленькой девочкой на исходе года. Данная волшебная история позволяет проникнуться очарованием зимнего леса и почувствовать новогоднюю атмосферу

Растения являются необходимым источником жизни на планете. Они создают условия для существования всех живых организмов. Также вбирая в себя углекислый газ, выделяют кислород с помощью фотосинтеза

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: