Образ России в поэме Мертвые души – краткое описание дворянства

МЭО: Литература 9 класс. Занятие 14. Н. В. Гоголь Интернет-урок 5. Н. В. Гоголь. Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме

Обличение «хозяев жизни»

Гоголь страстно верил в то, что России уготовано лучшее будущее. Поэтому в своем произведении он обличает тех людей, которые сковали ржавыми цепями развитие творческого потенциала народа, нации. Николай Васильевич беспощадно развенчивает дворян, «хозяев жизни». Образы, созданные им, свидетельствуют о том, что подобные Чичикову, Плюшкину, Собакевичу, Манилову люди не способны создавать духовные ценности. Они являются потребителями, лишенными творческой энергии. Помещики, выключенные из сферы живой жизни, полезной деятельности, — носители косности и застоя. Чичиков, который развернул свою авантюру, не страдает инерцией. Тем не менее активность этого героя направлена не на благое дело, а на достижение корыстных целей. Он отчужден от интересов государства. Всем этим героям противопоставлен образ Руси в произведении «Мертвые души».

Русь в произведении Мертвые души

Одним из центральных образов является в поэме Николая Васильевича Гоголя является Русь. Гениальный писатель сумел в своем произведении показать целую эпоху страны. Русь рассматривается настолько правдиво насколько это возможно. В поэме можно рассмотреть разнообразные истинные человеческие характеры, пейзажные картины, огромные просторы всей Руси.

Николай Васильевич начал работу над произведением “Мертвые души” в далеком 1835 году. Любопытно что именно Александр Сергеевич Пушкин подсказал писателю сюжет. Сам Гоголь много раз отмечал масштабность и глобальность своего замысла. В Мертвых душах писатель изобразил самые актуальные и наболевшие вопросы жизни своего времени. Он указал на распад крепостного строя раскрывая тем самым трудное положение простых крестьян. Образ Руси беспрерывно связан с народом. Само наименование поэмы несло в себе большой внутренний смысл, и также “наводило ужас”, как говорит Герцен. Дорога в “Мертвых душах” это место, по которому колесит чичиковская повозка. В известной одиннадцатой главе, дорога с быстро летящей по ней бричкой превращается в необыкновенный путь, по которому также стремительно несется Русь посреди других стран. В подтверждение вышеизложенного можно выделить такие строчки как: Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа.

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Чичиков уже давно потеряли свои души. К сожалению, таких людей можно встретить и в современном мире. Белинский описывает Манилова как сентиментального размазню. Конечно же он не опасный и довольно-таки вежлив и воспитан. Главная его мечта — это благополучие в жизни. Однако это всего лишь пустой внутренне человек, который умеет только говорить красивые слова при этом нечего не делая. Следует отметить, что, Николай Васильевич старается не разделять народ от бюрократов в виде чиновников и помещиков. Ярким персонажем являлся Ноздрев. Его характеризовали такие качества как: грубость, нахальность, не принципиальность, циничность. Собакевич представляет печальный и нелегкий крепостное устройство. Это человек старой закалки, то есть непоколебимый помещик, нагло обнажая свою бесцеремонную и грубую натуру. Для него нет нечего святого, особенно научное развитие и достижение народом малой капли просвещения. Плюшкин выдающийся пример утраты всего человеческого. Жадность стал его главной одержимостью. Образ Плюшкина далеко не комичный, а скорее всего драматический.

В заключении можно сделать вывод о том, что “Мертвые души” это хорошее справочник при знакомстве с Россией начала 19 века. Белинский отмечал, что шедевр Гоголя отличается чистой, русской и народной направленностью.

Мнение о поэме В. Г. Белинского

Известный критик В. Г. Белинский подчеркивал, что противоречие глубокого субстанциального начала русской жизни и ее общественных форм – вот основная идея «Мертвых душ». Критик понимал под словосочетанием «субстанциальное начало» богатую одаренность народа, его извечное стремление к свободе. Николай Васильевич твердо верил в то, что его родной стране предстоят большие исторические свершения. Устремленность в будущее, взлет жизненной энергии — все это воплощает образ Руси в поэме «Мертвые души». Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке. Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу.

Образ России и народа в поэме Гоголя Мертвые души

«Мертвые души» Н. В. Гоголя — это не только сатира на Россию Чичиковых и Собакевичей, но это также и лирическая поэма о России — родине великого народа. Гоголь писал «Мертвые души» не как спокойный созерцатель жизни, а как горячий патриот, уверенный в великом будущем России, понимавший свой народ и ненавидевший все то, что мешало развитию народных сил.

В помещичьей и чиновничьей среде Гоголь не обнаружил ни одного порядочного человека. Она населена мерзавцами, мошенниками и пошляками. Полным контрастом предстает в изображении писателя Россия народная, в которой он, по слову Белинского, увидел «плодовитое зерно русской жизни». Чем дальше движется сюжет «Мертвых душ», тем больше расширяется поэтический диапазон поэмы, ярче вырисовывается поэтический облик народа и России. Гоголь чувствует душу русского народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его удали, смелости, о любви к свободной жизни. Рассуждения Чичикова о крепостных и беглых крестьянах имеют глубокое значение. Крестьяне, несмотря на крепостное право, не стали рабами по натуре. Они бегут из помещичьих усадьб на окраины России. Абакум Фыров подался на Волгу, работает и гуляет с ватагой бурлаков. Писатель не верит в покорность и смирение мужика. «Бог ведает, трудно знать, что думает дворовой крепостной человек в то время, когда барин ему дает наставления», — многозначительно замечает писатель. Непокорные мужики селений Вшивая Спесь и Боровки снесли с лица земли земскую полицию. Гоголь далек от революционных настроений, но в данном случае он восхищается своим народом.

Читайте также:
Идиот - краткое содержание романа, анализ произведения, смысл

Интересен рассказ Собакевича о достоинствах умерших крестьян, «словно бы они все живы и здоровы». Давно уже нет на свете непревзойденного умельца — печника Милушкина, или искуснейшего каретника Михеева, или чудо-сапожника Максима Телятникова, или Пробки Степана, могучей силищи мужика, или бойкого Еремея Сорокоплехина, приносившего оброку до пятисот рублей, а память о них жива. Чичиков, возвратившись в город, с необычным для него искренним волнением и юмором размышляет о горестной судьбе мужиков. Конечно, понимаешь, что это рассуждения не Чичикова, это лирический голос самого автора, который восхищается русским народом.

Человек из народа овеян у Гоголя поэзией, часто вызывает ассоциации с песней. Песня, в которую народ вкладывал свое сердце, свою печаль и свою мечту о свободной, счастливой жизни, проходит лирическим лейтмотивом через все эпизоды, где предстает перед нами образ Руси и ее народа. Любовь писателя к своей родине и к своему народу наиболее полно выразилась в пророческом уподоблении России со стремительно несущейся тройкой: «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все что ни есть на земле, и косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Герцен высоко ценил патриотизм Гоголя, он писал, что «Мертвые души» — «удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный». Интересно, что Гоголь сам дал эскиз обложки для своей книги. Слово «поэма» он выделил самыми крупными буквами на фоне голов двух богатырей. Это был как бы подзаголовок. А весь рисунок представлял бричку Чичикова, бутылки, бокалы, танцующую пару и вьющиеся вокруг завитки со зловещими черепами — весь этот рисунок сделан черным по светло-желтому. И лишь слово «поэма» нарисовано светлым по черному.

Обложка точно передавала основную идею произведения. Черной силе «мертвых душ» противостояло светлое, жизнеутверждающее начало — мечта о счастливой России и свободном русском народе. «Широкие черты человека величаво носятся и слышатся по всей русской земле», — писал Гоголь.

Картины родной природы

Лирические высказывания Николая Васильевича Гоголя наполнены высокой патетикой. О Руси он говорит с восхищением. Гоголь одну за другой рисует картины родной природы, которые проносятся перед путешественником, на быстрых конях мчащимся по осенней дороге.

Застою помещиков автор не случайно противопоставляет образ Руси в поэме «Мертвые души». Глава 11 очень важна для понимания этого образа. В ней нарисована Русь, которая стремительно движется вперед. В этом выражается вера автора в будущее своей страны, своего народа.

Вариант 2

Образ Руси в произведении Гоголя, прежде всего, ассоциируется с Русью-тройкой, то есть с запряженной конями повозкой, которая мчится по бескрайним просторам. Этот образ является актуальным до сих пор и продолжает прослеживаться в культуре. К примеру, популярное кино Бумер тоже представляет собой этот образ, только тут не тройка, а автомобиль, который тоже едет в неизвестность по российским просторам и фактически устремляется в бесконечность.

Удивительным образом этот образ (тройки, которая мчится по просторам) контрастирует с образом той России, которую описывает автор фактически. Перед читателем возникает беспробудно тупой народ, иногда тупой до ужаса, вороватые чиновники и погрязшие в грехах помещики.

Где именно автор собирается располагать нечто то, что «глубоко заронилось в славянскую природу» сказать трудно. По большей части наблюдается только падение нравов и декларация святости и подобных идеалов, которые далеки от действительности. Разве только некоторые мертвые крестьяне, которых изучает Чичиков, представляются талантливыми людьми, они рисуются перед главным героем богатырями и настоящим сокровищем страны.

Снова хочется обратиться к современности и современной культуре и вспомнить фразу какого-то чиновника, который назвал людей в стране «новой нефтью», то есть природным ресурсом, на которое может опираться государство. Мысль совершенно гоголевская и совсем не новая. Люди и раньше были нефтью и то как рассматривают их Чичиков с Собакевичем, подобно тому как рассматривают красивые природные минералы или нечто подобное.

Образ Руси в этом смысле невероятно точен и, по сути, не меняется веками, остается прежним. Здесь в основе лежит какое-то странное сакральное начало, которое будто бы все ощущают и которое движет страну к невыразимому простору, но на деле мы видим только упадок нравов и эксплуатацию людей, буквально процесс перемалывания носителей этого самого чудесного начала в ресурс для власть имущих. Ответом становится только фигура Чичикова, которая тоже характерна для Руси и является своеобразным символом страны, также как Остап Бендер и подобные герои, тонко чувствующие эти вечные реалии и умеющие виртуозно перебирать по этим струнам социального устройства.

Резюмируя, следует называть гоголевский образ Руси парадоксальным. Он сочетает в себе надежду и безнадежность, трагедию и возвышение духа.

Другие сочинения: ← Крестьянская Русь в поэме Мертвые души↑ ГогольТема искусства в повести Портрет →

Размышления о русском народе

К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.

Гоголь, рисуя разгул на пристани, поднимается до воспевания народной жизни. Живая сила русского народа подчеркнута также в стремлении крестьян избавиться от гнета. Бегство от помещиков, убийство заседателя Дробякина, ироническая издевка народа над «порядками» – проявления протеста, которые упоминаются в поэме хотя и бегло, но настойчиво. Воспевая национальный характер и русский народ, Николай Васильевич никогда не опускается до тщеславия.

Читайте также:
Сочинение по пьесе А.Н. Островского «Гроза» на тему: "Последнее свидание Катерины и Бориса" 🖊 анализ сцены прощания, история любви и взаимоотношений героев

Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.

Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль – во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова. Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.

Противоречия, отразившиеся в поэме

Николай Васильевич Гоголь пламенно верил в то, что Россию ждет великое будущее. Тем не менее писатель ясно представлял себе путь, по которому страна идет к процветанию, славе и могуществу. Он спрашивает: «Русь, куда ж несешься ты?». Однако ответа нет. Николай Васильевич не видел путей преодоления противоречия, образовавшегося между расцветом России, взлетом ее национального гения и состоянием подавленности государства. Гоголь не может найти того, кто бы сумел направить Россию вперед, устремить в высокую жизнь. И в этом раскрываются противоречия, свойственные писателю.

Любовь к России

«Русь, Русь! Вижу тебя из своего чудного, прекрасного далека тебя вижу»

— слова великого классика сквозят любовью к стране. Писатель как будто специально прерывает рассказы о помещиках лирическими отступлениями. Рассуждения о судьбе России сквозят верой в ее счастливое будущее. Образ птицы – тройки, летящей вдаль, — это символ настоящей России. Она несется впереди всех, ей уступают дорогу и сторонятся, боясь стать преградой.

Автор оттачивает каждое слово, характеризующее Русь: сверкающая, чудная, незнакомая. Красота природы, стремительное буйство красок противопоставляется застою жизни в поместьях бездушных дворян. Трудолюбие крестьян, их талант и свободолюбие описаны с восторгом. Гоголь верит, что русский мужик способен изобрести то, что выведет страну на новый путь.

Русь, куда ж несешься ты?».

Но он не может ответить на вопросы, которые сам ставит. Противоречия жизни приводят писателя в тупик. Он не видит решения в революции, не надеется на просвещение. Есть мысли о доблестном муже и самоотверженной девице, но точно сказать, кто нужен России, автор не может. Возможно, ответы были в продолжении поэмы, тогда зачем ее сжигать? Гоголь оставил право за читателем выбирать путь развития родины. Пусть каждый сам рассуждает и строит жизнь главных персонажей поэмы. Кто-то позволит им возродиться, а кто-то откажет им даже в продолжении выбранного ими способа существования.

В образе России соединяются две души: мертвая и живая. Верх одерживает живой и бойкий ум русского труженика, воина и богатыря. «Умирают» и становятся слабыми и безвольными лентяи, грубияне и транжиры. Пусть сегодня они еще порабощают и властвуют, но светлое будущее близко, оно уже витает в воздухе. Гоголь верит, туман скоро рассеется, откроется широкая дорога к счастью. Русь снова воспрянет и заставит меняться всех своих жителей.

Чем был обеспокоен В.Г. Белинский

Гоголь в своем обличении отражал протест народа против существовавшего в то время крепостнического строя. Его бичующая сатира вырастала именно на этой почве. Она была направлена против чиновных правителей, владетелей крепостных душ, «рыцарей» наживы. Тем не менее писатель, который возлагал большие надежды на просвещение, не пришел к выводу о целесообразности революционной борьбы. Кроме того, в произведении присутствуют высказывания о муже, который одарен божественными доблестями, а также о самоотверженной и великодушной русской девице. Иными словами, в нем возникает религиозный мотив. В.Г. Белинский, которого очень заинтересовал образ Руси в поэме Гоголя «Мертвые души», был серьезно обеспокоен этими местами произведения.

«Мертвые души» — революционное произведение

Второй том своего романа Николай Васильевич писал, переживая глубокий духовный кризис. В жизни России в этот период начали проявляться тенденции, свойственные буржуазному развитию. Писатель всей душой ненавидел так называемое царство мертвых душ. Однако Гоголь с ужасом всматривался и в облик буржуазного Запада. Капитализм страшил писателя. Он не смог воспринять идею социализма, выступал против революционной борьбы. Однако, обладая могучим даром, Николай Васильевич создал, по сути, революционное произведение.

“РУСЬ ПОМЕЩИЧЬЯ” В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”

Мир помещичьей России в поэме “Мертвые души”

“Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России”.

Н.Г.Чернышевский

Поэма Н.В. Гоголя “Мертвые души” – величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей – помещиков, чиновников, Чичикова – писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу.

Писатель дает в поэме крупным планом образы помещиков, этих хозяев России. Причем он изображает не лучшую просвещенную часть дворянства, а тех, кто составлял его основную массу. Кто же эти герои, о которых говорил великий критик? В некий город приезжает весьма учтивый господин П. И. Чичиков. В его облике нас первоначально поражают изысканность вкуса, аккуратность, воспитанность. Правда, о цели его приезда, мы пока еще только догадываемся. Чичиков наносит визиты местным помещикам.

Читайте также:
Собачье сердце - краткое содержание по главам, главные герои

Главы о помещиках, которым уделено больше половины первого тома, автор расположил в строго продуманном порядке: расточительного мечтателя Манилова сменяет бережливая Коробочка; ей противопоставлен разорившийся помещик, пройдоха Ноздрев; затем опять поворот к хозяйственному помещику-кулаку Собакевичу; галерею крепостников замыкает скряга Плюшкин, воплощающий крайнюю степень падения помещичьего класса.

Знакомство с обитателями патриархальных барских усадеб — Маниловым, Ноздревым, Собакевичем, Коробочкой, Плюшкиным — выявляет основные типичные черты российского провинциального дворянства: паразитизм, алчность, бездумное расточительство, умственное и моральное убожество. Как замечательный писатель-реалист Гоголь раскрывает эти общие качества в индивидуальных, ярких и неповторимых образах, создавая типические характеры.

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновниках) В тех случаях, когда это необходимо, предстает перед нами и биография персонажа.

Расположение помещиков в поэме не случайно. Сначала мы вместе с Чичиковым попадаем в поместье Манилова, которое называют парадным фасадом помещичьей России, а затем последовательно гостим у хозяйственной, аккуратной “скопидомки” Коробочки, чтобы потом побывать в разоренной усадьбе фамильярного, бесшабашного Ноздрева и у основательного кулака Собакевича. Завершает это безотрадное путешествие картина полнейшей ветхости и запустения деревни Плюшкина. В такой последовательности мы видим движение — от лучшего к худшему. И касается это, главным образом, не столько барских усадеб, сколько их обитателей.

Манилов при первом знакомстве производит приятное впечатление культурного деликатного человека. Но уже в этой беглой характеристике слышится знаменитая гоголевская ирония. Об этом говорит и книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице, и сравнение его глаз с сахаром. В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость. Склонность Манилова к изысканным, витиеватым оборотам речи говорит о его стремлении казаться просвещенным, высококультурным человеком. Но эти внешние обходительные манеры не могут скрыть пустоты его души. Все занятия Манилова состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых прожектах. На эту мысль наводит и описание его усадьбы, которое является у Гоголя важнейшим приемом характеристики помещиков. Каков хозяин, такова и усадьба. У Манилова в деревне царят беспорядок и разорение. Слабоволие Манилова подчеркивает и то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик.

Хозяйство помещика находится в полном упадке. “Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть” Ворует ключница, “глупо и без толку готовится на кухне”, “пусто в кладовой”, “нечистоплотны и пьяницы слуги”. А между тем воздвигнута “беседка с плоским зеленым куполом, деревянными колоннами и надписью: “Храм уединенного размышления”. Мечты Манилова вздорны и нелепы. “Иногда говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост” Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”. Пошлость семейной жизни (отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса), приторная слащавость речи (“майский день”, “именины сердца”) подтверждают проницательность портретной характеристики персонажа. “В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “какой приятный и добрый человек!” В следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает что это такое!” – и отойдешь подальше; если не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную”. Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.

Другой тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки.

Сей образ так ёмко описан с натуры:

Душонка – потёмки, коробкой фигура.

В пределах Отчизны их знает читатель:

Торговля – смысл жизни, весь мир – покупатель.

В отличие от Манилова она хозяйственна и практична. Она хорошо знает цену “копейке”. Поэтому она так боится продешевить, продавая Чичикову необычный товар. Все доводы предприимчивого дельца разбиваются о ее несокрушимую “дубинноголовость” и жадность. Значит, при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и “мертводушием”, как Манилов.

Вместе с тем, образ накопительницы Коробочки уже лишен тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип – “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову “мертвые души”. Любопытна “немая сцена”, которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительной разнице между ней и иной аристократической дамой.

Галерею “мертвых душ” продолжает в поэме Ноздрев. Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: “Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком”.

Как и другие помещики, он внутренне не развивается, не меняется в зависимости от возраста. “Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять”.

Читайте также:
Евгений Онегин цитаты о любви главных героев романа А.С. Пушкина

Какой неукротимой энергией, активностью, бойкостью, стремительностью веет от Ноздрева, этого кутилы, лихача, известного в городе “исторического человека”. Его совершенно не занимают мелочные заботы о накоплении денег. Нет, у него другая, противоположная страсть — бездумно и легко тратить деньги на кутежи, картежные игры, покупку ненужных вещей. Каков же источник его доходов? Он тот же, что и у других помещиков — крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь.

Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без истории. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете “не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья. Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели, или, напротив, не сварились.

Перечисленные выше приемы типизации используются Гоголем и для описания образа Собакевича. У Собакевича в противоположность Ноздреву все отличается добротностью и прочностью. Деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определенном достатке. “Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво все было пригнано плотно и как следует”.

Но это не производит отрадного впечатления, потому что Гоголь гиперболически подчеркивает уродство и нелепость построек Собакевича и обстановки его дома. При описании внешности этого героя писатель применяет блестящий художественный прием — он сравнивает Собакевича со “средней величины медведем”. Это позволяет читателю не только зримо представить себе облик героя, но и увидеть его животную сущность, отсутствие высшего духовного начала. Если Манилов хотя бы пытался усвоить внешние манеры интеллигентного гуманного человека, то Собакевич не скрывает своего глубокого презрения к просвещению, определяя его словом “фук”. Именно собакевичи были главной опорой трона, они убивали все гуманное и прогрессивное.

Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных) Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от “бережливого” хозяина к полусумасшедшему скряге. “А ведь было время, когда он был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать навстречу выходили две миловидные дочки выбегал сын. Сам хозяин являлся к столу в сюртуке. Но добрая хозяйка умерла, часть ключей, а с ними мелких забот перешли к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее”. Вскоре семья полностью развалилась, и в Плюшкине развиваются невиданные мелочность и подозрительность: “сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве”. Итак, отнюдь не социальные условия привели помещика к последнему рубежу нравственного падения. Перед нами разыгрывается трагедия одиночества, перерастающая в кошмарную картину одинокой старости.

Вдовец несчастный – жалкий Плюшкин

Кукует эдакой кукушкой,

В слезах влача за годом год.

Да. пропадает барский род!

В деревне Плюшкина Чичиков замечает “какую-то особенную ветхость”. Войдя в дом, Чичиков видит странное нагромождение мебели и какого-то уличного хлама. Плюшкин – ничтожный раб собственных же вещей. Он живет хуже, чем “последний пастух Собакевича”. Бесчисленные богатства пропадают зря. Предостерегающе звучат слова Гоголя: “И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться. Все может статься с человеком”.

Таким образом, помещиков в “Мертвых душах” объединяют общие черты: бесчеловечность, праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы, как мне кажется, великим писателем, если бы не ограничился лишь “социальным” объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он действительно создает “типические характеры в типических обстоятельствах”, но “обстоятельства” могут заключаться и в условиях внутренней психической жизни человека. Повторяю, что падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?! Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю.

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич – эти герои антисоциальны, их характеры уродливы, но у каждого из них, как мы убедились при более близком знакомстве, осталось хоть что-нибудь положительное.

Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек выделяющийся из общей картины российской жизни – это Чичиков. Раскрывая его образ, автор повествует о его происхождении и формировании его характера. Чичиков – персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье. Отец оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, – беречь и копить копейку. Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Он пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Благополучие свое он строит за счет других людей: обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне – орудия главного героя. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе оправдания.

С каждой главой мы видим всё новые возможности Чичикова: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой – мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым – напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим “великодушием”.

Но обратим особое внимание на те моменты поэмы, где Чичикову нет необходимости маскироваться и изменять себя ради приспособления, где он остается наедине с самим собой. При осмотре города N наш герой “оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, что бы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько”, а, прочитав, “свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось”. Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама ярко напоминает привычки Плюшкина. С Маниловым Чичикова сближает неопределенность, из-за которой все предположения на его счет оказываются одинаково возможными. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича: “никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич”. В характере Чичикова есть и маниловская любовь к фразе, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и жадность Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров. Всё же Чичиков отличается от своих двойников в поместьях, он человек нового времени, делец и приобретатель, и обладает всеми необходимыми качествами: “и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх”, но он тоже “мертвая душа”, ибо ему недоступна радость жизни.

Читайте также:
Дуэль кратко - читайте онлайн в нашей статье для читательского дневника

Чичиков умеет приспосабливаться к любому миру, даже его внешний облик таков, что подойдет к любой ситуации: “не красавец, но и не дурной наружности”, “не слишком толст, не слишком тонок”, “человек средних лет” – все в нем неопределенно, ничто не выделяется.

Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие побуждения. “Самоотвержение”, терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижения поставленной цели.

Варвара — образ и характеристика героини пьесы А. Н. Островского «Гроза»

Варвара Кабанова — молодая девушка, сестра Тихона, мужа главной героини драмы Александра Николаевича Островского «Гроза». Характеристика образа Варвары даёт представление о положении женщины, о её возможностях в мире, который с лёгкой руки Добролюбова получил в нашей литературе название «тёмное царство».

Семейная обстановка

Варвара растёт в той же атмосфере бесконечных придирок, унизительной подозрительности, беспочвенных упрёков, что и её брат. Однако домашняя тирания Кабанихи, превратившая Тихона в забитое и безвольное существо, над девушкой, кажется, не имеет безусловной власти. Это становится ясно уже в первой сцене, где появляется семья Кабановых. Пока Кабанов, пытаясь погасить недовольство матери, льстит и демонстрирует покорность, его сестра отпускает в сторону насмешливые замечания. А после ухода матери одергивает Тихона, который начал вымещать на жене перенесённую обиду.

Впрочем, уже в первом диалоге с Катериной заметен отпечаток, который тяжёлая атмосфера семьи Кабановых оставила на жизнерадостной девушке. В ней нет откровенности, открытости, свойственной молодости. В своих чувствах она признаётся неохотно, словно привыкла прятать их.

В отличие от главной героини «Грозы», Варя никогда не знала другой обстановки. Постоянный надзор, придирки и попрёки сделали её почти нечувствительной к незаслуженным обидам. «Пусть себе ворчит!» — равнодушно замечает она о матери.

Отношение к Катерине

Тихон женат уже не один месяц, но его жена только сейчас замечает, что Варвара симпатизирует ей. На вопросы Катерины героиня отвечает, глядя в сторону, почти сердито. В их доме раскрывать душу — значит стать уязвимой, беззащитной для нападок. Сочувствие немногословная дочь Кабанихи проявляет всё же от чистого сердца. И Катерина в ответ раскрывает перед новой подругой душу, жалуясь, как невыносимо ей жить там, где «всё как будто из-под неволи». Ей была знакома иная жизнь, наполненная радостью, свободой, любовью близких.

У Варвары с невесткой складываются самые тёплые отношения, и она тщательно скрывает тайны подруги, словно берёт на себя обязательство присматривать за не приспособленной к этому миру Катериной, заботиться о ней.

Варвара лучше всех понимает одиночество женщины, привыкшей с детства к любви и заботе и попавшей в домашний ад Кабановых. Поэтому охотно помогает наладить тайные встречи с Борисом. При этом она не понимает природу нравственных мучений Кати. Ей не понятно, почему та не может утешиться, найдя отдушину в любви к Борису. Ей, сформировавшейся в атмосфере постоянной лжи, трудно представить, как непереносим обман для чистой души.

Характер

Дочь властной купчихи находит свой способ сопротивляться системе. Это ложь. Чувства вины при этом она не испытывает. Только обманом можно получить минимальную долю личной свободы. Под присмотром Марфы Игнатьевны девушка выросла сдержанной, осторожной и хитрой.

Характер Варвары наглядно демонстрирует, что, даже полностью подавляя стремление человека к воле, вырастить раба невозможно. Можно получить в результате исковерканную, изуродованную давлением личность. Не способный к открытому противостоянию человек будет лгать, как Варвара, или находить спасение в редких отлучках из дома и выпивке, как Тихон, но привыкнуть к подавлению своей воли он не сможет.

Ещё одно выгодно отличает Варю от брата. Если Тихон, спасаясь от гнева маменьки, лицемерит ей в угоду («Мы об вас, маменька, денно и нощно бога молим».), угодливо льстит, выполняет даже унизительные приказы (вспомнить хотя бы прощание перед отъездом в Москву), то от дочери Кабаниха нередко слышит возражения. А своё мнение Варя выражает едкими замечаниями за спиной матери.

Конечно, в Варваре нет свойственной Катерине способности тонко чувствовать, нет потребности в красоте, чистой искренности проявляемых эмоций. Зато у героини в избытке силы, желания жить и быть счастливой.

Варвара и Ваня Кудряш

Давно замечено, что женские персонажи пьес Островского обладают более ярким, цельным характером, более сильны и душевно глубоки, чем мужские. Возлюбленный героини — приказчик купца Дикого Кудряш. Молодые люди составляют очень привлекательную пару. Оба независимы, жизнерадостны, остры на язык, находчивы. Им свойственна бесстрашная дерзость молодости, сознающей свои права на счастье. Но Варвара всё же сильнее духом, чем её любимый. С малых лет ей приходилось сопротивляться матери, желающей видеть дочь покорной, безвольной, зависимой, подчинить её душу.

Читайте также:
Планета людей краткое содержание по главам читать

Вывод

Обаяние героини складывается из неукротимого стремления к свободе, страстного нежелания подчиняться самодурству сильных. Образ Варвары — образ независимой цельной натуры. Такие, как она, рано или поздно разрушают обветшавшие стены старого мира, вырываются на волю, где можно свободно любить и верить в лучшее будущее. Побег Варвары — признак того, что «тёмному царству» скоро наступит конец. Крах неизбежен, если даже воспитанные по его законам люди восстают против него.

Характеристика образа Варвары может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Характеристика и образ Варвары в пьесе Островского Гроза сочинение

Варвара Кабанова – персонаж из пьесы «Гроза» А.Н. Островского.

Варвара родилась и выросла в городе Калинове в обеспеченной семье. Мать ее, Кабаниха, имеет сложный характер: любит унижать и всячески попрекать людей, в том числе и своих близких. Кабаниху все в городе боятся и не хотят вступать с ней в споры. Варвара в детстве научилась хитрить и избегать этого.

Внешне румяная, хорошенькая, плотная девушка. Тот типаж, который любили мужчины того времени и считали эталоном женской красоты.

Выросла она хитрым, умным, смелым человеком. Жалела жену своего брата Катерину. Катерина добрая, честная и справедливая; терпела колкости от своей свекрови не за что. А ее муж свою жену не защищал, потому что имел слабый характер. Но важнее всего для Варвары была свобода. Если у нее не было свободы, то и жизнь, по ее мнению, заканчивалась. Она не любила слабых людей, вроде своего брата Тихона, который и слова не смел возразить матери и заступиться за свою жену. Мать с ней обходилась очень ласково, потому что считала, что ее время еще придет, и Варвара успеет насидеться дома в качестве жены.

Тайно от матери девушка любила гулять со своим парнем Кудряшом. Он ее очень любил и был готов ради нее на все. Но с каждым разом им было все сложнее держать это в секрете и встречаться по ночам. Однажды Тихон уехал по делам в другой город на десять дней. Варвара попросила Катерину ночевать с ней в беседке (там ей легче было выходить на улицу незамеченной).

Также она хотела, чтобы Катерина тоже начала встречаться с тем, кого любит – с Борисом. Главная героиня не любила своего мужа, так как он был слабым человеком. А для Варвары было дико то, что ее невестку отдали замуж очень рано. Она хотела ей помочь пожить на свободе, потому что та еще очень молода.

Варвара не учла, что Катерина была верующим человеком и могла всем рассказать про измену. После ее признания Варвару стали запирать в доме, чтобы она тоже не согрешила. Но Варвара была сильным и вольным человеком, чтобы мириться с этим. В конце пьесы говорят, что она сбежала с Кудряшом. А куда – никто не знает.

Варвара в своем роде тоже борец, как и Катерина. Только она оказалась ловче, хитрее главной героини и боролась за личные интересы.

Вариант 2

В пьесе Островского «Гроза» довольно много разнообразных человеческих характеров и поступков. Героиня, о которой пойдёт речь дальше, меняется в не лучшую сторону на протяжении всей пьесы, но очень важно понимать, что причин тому много, и они весомые.

Итак, Варвара Ивановна Кабанова — дочь богатой купчихи Кабанихи. Растёт она в семье не одна, у неё есть брат Тихон. Варвара — девушка бойкая, с характером и стержнем внутри, брат же её — человек, который не очень любит брать инициативу в свои руки и добиваться чего-то в жизни. Они очень разные по себе, хоть и являются родными. Единственное, что их связывает — это нежелание жить в той обстановке, в которой они вынуждены жить. Но и методы борьбы у них разные. Тихон, чтобы не чувствовать того мрака и давления, которое он испытывает от матери, находит утешение в алкоголе. Варвара же действует совсем иначе: она начинает применять хитрость и обман.

Я думаю, что Варвара была бы гораздо честнее и совестливее, если бы ей пришлось жить в другой семье, если бы ситуация не принуждала её идти на хитрые поступки, на обман родных и в конечном итоге на побег из дома.

Недостаток нравственности не может быть полностью оправдан обстановкой провинциального города, которая сложилась вокруг Варвары, но именно эта обстановка способствовала тому, что у Варвары начали развиваться её не самые положительные качества. Она просто видит цель и идёт к ней, она не ищет сложных путей, чтобы обойти нормы, устоявшиеся в то время. Например, её вовсе не смущает, что она ходит по ночам к парню, будучи незамужней девушкой, что в то время и в том месте считалось большим позором. Она самостоятельно решает бороться с той системой правил и норм, которые сложились в городке, чтобы жить счастливо.

Тем не менее мир лжи, который Варвара себе выстроила, ломается на мелкие кусочки. Когда, узнав о всех её похождениях и обманах, её оставляют под замком, она бежит. Мне кажется, что побег символизирует логичный исход этой пьесы. Варвара была сильна и держалась столько, сколько могла, но её методы были неправильными, ненравственными и пагубными, поэтому её побег я воспринимаю, как поражение, а не как победу. Возможно, она будет счастлива, вырвется из устоев родного городка, но сам город останется там, где и стоял, она ничего не изменила, не сделала жизнь своих близких лучше. Она сдалась и бежала. Варвара — мученица, которая стала такой, какой стала из-за многих причин. Но в итоге её вклад в перемены такой же ничтожный, как и у её брата.

Читайте также:
"Гроза" краткое содержание пьесы А.Н. Островского, анализ произведения, характеристика и описание главных героев, основная тема и мысль

Сочинение про Варвару Кабанову

В любом произведении второстепенный персонаж является дополнением главного героя. Несмотря на это в этом произведении Островского исключительно все персонажи имеют неповторимый дух, характер и красоту. Они разносторонние и своеобразные.

Особое внимание в этой пьесе Гроза занимает Варвара. Автор не дает нам четкое описание этой героини, но после нескольких жизненных моментов в нашем воображении вырисовывается некий образ милой девушки. Она имеет довольно сильный характер в отличие от своего брата Тихона. Он является некой противоположностью. Это лучезарная девушка любит жить независимо от сложившейся жизненной ситуации, любит петь песни. Она замечательно умеет лицемерить и изворачиваться от всех проблем.

Практичность Варвары с первых минут привлекает наше внимание. Ее тихая борьба со своей матушкой многих удивляет. Варвара не устраивает истерик, не ругается с матерью, а только постепенно все обдумав понимает как можно обойти запреты матери на ограничение ее пространства. Она как кошка любит свободу и пользуется ей в любой удобный момент.

Девушка является еще неплохим другом в глазах Екатерины, которая в своей жизни связалась с безвольным и нудным человеком. И для облегчения жизни Катерины Варваре приходится лгать и шепотом давать советы. В ее глазах всегда горит уверенность и она очень реалистично смотрит на вещи. Благодаря своей находчивости Варвара и заметив о наличии чувств устраивает свидание Катерины с Борисом. Этот момент в пьесе написан с некой напряженностью. Мы чувствуем, как Варвара переживает за эту пару.

Побег с Кудряшом из дома является неотъемлемой частью пьесы, раскрывающий все стороны характера девушки. Это не спонтанное решение, а тщательно обдуманный план действий и начало нового жизненного этапа. Несмотря на то, что нам остается только догадываться как сложится дальнейшая жизнь этой милой девушки, мы уверены что в жизни она не пропадет и не потеряется.

Характеристика 4

А.Н.Островский в своих произведениях придаёт немаловажное значение второстепенным персонажам. Так, помимо главных героев, в пьесе “Гроза” ярко выделяется дочь Кабанихи, Варвара. Примером этой жизнелюбивой и весёлой девушки драматург иллюстрирует, как некоторым людям удаётся приспособиться к домострою, царящему в семье Кабановых.

Варвара – незамужняя девушка, ещё слишком юная и беззаботная, чтобы мать устраивала за ней неусыпный контроль, однако, несмотря на это, чтобы жить весело и счастливо, Варваре приходится обманывать свою мать. Героиня довольна своей жизнью, но её счастье целиком построено на изворотливости и лжи. При этом девушка раскаивается, что ей приходится лукавить и скрывать от матери свои ночные прогулки, но ни в коем случае не чувствует себя виноватой, ведь к этому её понуждает ситуация. С первых страниц произведения мы видим, насколько разительны отличия между родным братом Варвары, Тихоном, и самой героиней. Робкий и безвольный молодой Кабанов глушит несчастье алкоголем, а Варвара, имеющая твёрдый характер, не позволяет себе уныния, придумывая всевозможные способы борьбы с домостроем и самодурством матери.

О Варваре нам также известно, что она влюблена в Ваню Кудряша. Чувства девушки взаимны, и именно ради них она идёт на ежедневную ложь. Варвара чувствует себя счастливой, гуляя по ночам, любуясь звёздами и распевая песни, но характеру героини чужд эгоизм, поэтому она старается сделать такой же счастливой и Катерину. Варвара проникается к молодой и красивой девушке, рано и не по любви вышедшей замуж за слабохарактерного Тихона, искренним сочувствием, а потому помогает ей устроить свидание с Борисом. Когда оказывается, что Катерина – глубоко верующий человек, тяжело переживающий свой грех, Варвара все силы бросает на то, чтобы уберечь Катерину от всеобщего признания в нём, но у неё не выходит.

Последствия раскаяния и гибели Катерины напрямую отражаются на Варваре, которую мать сажает под замок в полной уверенности, что это спасёт дочь от греха. Девушка предупреждает Кабаниху: «Не запирайте, хуже будет!», но мать не реагирует на её увещания. Тогда Варвара в очередной раз проявляет твёрдость характера и сбегает от Кабанихи с Кудряшом.

Таким образом, мы понимаем, что Варвара – пример счастья в “тёмном царстве”, единственным способом борьбы с которым являлись ложь и обман. Несмотря на это, среди всех героев лишь Варвара не сломалась под гнётом самодурства Кабанихи и устроила свою жизнь именно так, как хотелось ей самой.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Варвары в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

Много русских художников посвятили всё своё творчество изображению красивых пейзажей, которые продолжают радовать ценителей и до сих пор. В круг таких художников входит Василий Бакшеев

Произведение относится к раннему творчеству поэта и появляется в период, когда писатель знакомится с жизнью светского общества, отличающейся разнообразными развлечениями, в том числе маскарадами

Читайте также:
Я научилась просто, мудро жить анализ - тема, идея стиха Ахматовой

Эта картина очень соответствует своему названию. Кот на окне – так и есть. Вот окно, вот кот сидит. Он смотрит на улицу, где столько всего – целый мир. (Какой-то город.)

Многие ребята при общении с родителями, когда они проверяют домашнее задание или ругают за проступки, совершенные на переменах, задумывались, как же они учились в школе

На первый взгляд неприметная Соня Мармеладова, дочь вечно пьяного титулярного советника, с которой Раскольников впервые знакомится в распивочной, оказала на Родиона колоссальное влияние

Анализ и характеристика Варвары в «Грозе» Островского

В пьесах Островского каждый персонаж по-своему значим. Краткая характеристика Варвары в «Грозе» позволяет понять, насколько ее образ важен для раскрытия идеи произведения. Дочь Кабанихи — единственная, кто сумел приспособиться к законам «темного царства» и даже извлечь из них некоторую пользу. Подобно своему брату Тихону, девушка нравственно искалечена деспотичной матерью, но, в отличие от него, не сломлена. Обманывая окружающих, она делает то, что хочет.

  1. Внешность и характер героини
  2. Роль в пьесе
  3. Вызов патриархальному обществу

Внешность и характер героини

Хотя Островский не дает полного описания Варвары в пьесе «Гроза», ее образ явственно предстает перед читателем. Она дочь Марфы Игнатьевны Кабановой и младшая сестра Тихона. Это красивая и бойкая молодая девушка, любительница погулять и повеселиться.

Она давно встречается с конторщиком купца Дикого Иваном Кудряшом. Этот молодой человек не равен ей по социальному положению, поэтому Варвара тайно бегает к нему по ночам на свидания. Девушка обладает следующими чертами характера:

  • Смелость. Варвара не боится своей жестокой и деспотичной матери и ухитряется уживаться с ней. С помощью лжи и лицемерия она добивается того, чего хочет. Дочь осуждает поведение Кабанихи и шепотом язвительно комментирует ее выходки. В конце пьесы она вступает в открытой конфликт с матерью, когда деспотизм той переходит все границы.
  • Хитрость и изворотливость. Чтобы противостоять самодурству и тирании матери, девушка с детства привыкла лгать и лицемерить. Девиз ее жизни выражен в речевой цитате: «Делай что хочешь, лишь бы было шито-крыто». Девушка проницательна и наблюдательна, умеет пользоваться слабостями окружающих и извлекать из них пользу. Она ловко обманывает свою вездесущую мать, которая пытается контролировать каждый шаг. Чтобы видеться с Кудряшом, девушка заменяет ключ от калитки. Она знает, что у матери первый сон крепок, и без опаски убегает к возлюбленному.

  • Доброта и отзывчивость. Несмотря на свое лукавство, Варвара не ожесточилась сердцем. Она хорошая подруга, искренне любит Катерину. Девушка жалеет свою невестку, которую изводит Кабаниха, переживает за нее, помогает ей словом и делом. Видя, как бедная женщина страдает от любви к Борису, она предоставляет влюбленным возможность встречаться наедине. Когда Катерина мучается от угрызений совести, Варвара чувствует перепады ее настроения и пытается отвлечь внимание Кабанихи. Но предотвратить трагедию девушка так и не смогла.
  • Жизнелюбие и свободолюбие. Несмотря на тяжелый патриархальный гнет в семье, Варвара не теряет оптимизма. Пользуясь определенной свободой, которую «темное царство» предоставляет незамужним девушкам, она гуляет, поет и веселится от души. Девушка ценит каждый прожитый день и находит в нем положительные моменты.

Но Варвара не терпит ограничений и всеми силами отстаивает свою независимость. Она готова пойти на все, лишь бы остаться свободной. Это доказывает ее бегство с Иваном в финале пьесы.

Роль в пьесе

Практичная и проницательная Варвара противопоставляется другим молодым членам семьи Кабановых: Тихону и Катерине. Все троих не устраивают законы, по которым им приходится жить, но каждый из них реагирует на них по-своему:

  1. Безвольный и инфантильный Тихон ломается под материнским гнетом. Он находит утешение в пьянстве. Кабанов любит Катерину, но при каждом удобном случае вырывается из дома и пускается в загул, забывая о своей молодой жене.
  2. Катерина свободолюбива и решительна, пытается идти своей дорогой. Молодая женщина полюбила Бориса и начала тайком встречаться с ним, но ее возлюбленный оказался слабым и недостойным ее любви. Правдивая и бескомпромиссная Катерина не может лгать обманутому мужу и поэтому погибает, замученная обитателями Калинова.
  3. Варвара отличается не меньшим свободолюбием, но погибать она не собирается. Эта девушка слишком любит жизнь. Она прекрасно изучила законы «темного царства» и научилась ловко обходить их. Цитатный образ девушки автор кратко выражает словами: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варваре чужда и непонятна романтичность Катерины. Она не витает в облаках и четко знает, чего хочет от жизни.

Девушку не волнуют общепринятые моральные нормы и устои Домостроя. В жизни Варвара руководствуется лишь здравым смыслом и отлично разбирается в людях. Она тайно встречается с Кудряшом, хотя тот отличается ветреностью, но ей это нравится. В отношениях с ним девушка не теряет голову. Ей откровенно скучно с простым и грубоватым Ваней, она зевает при беседе с ним. Но Варвара понимает, что Иван любит ее и никогда не бросит в трудный момент.

Когда мать пытается ее запереть, девушка уходит из дома со своим любовником, чтобы начать новую жизнь.

Вызов патриархальному обществу

В отличие от прочих жертв «темного царства», дочь Кабанихи приспособилась к жизни в Калинове и искренне пытается помочь другим. Она единственная, кто сочувствует своей сильной и правдивой невестке, которой достался никчемный пьяница-муж. Варвара видит, как Катерина и Борис страдают от невысказанных чувств, и устраивает их свидания.

Читайте также:
Она сидела на полу анализ стиха Тютчева - что хотел сказать автор

Она не видит в этом ничего плохого, ведь и сама тайно бегает к Кудряшу. Подобно Борису, Варя всячески отговаривает Катю признаваться в измене мужу. Но если первый делает это ради себя, то вторая — ради самой Катерины.

Терпение Варвары не безгранично. Когда Кабаниха, узнавшая о поведении невестки, пытается и свою дочь запереть на замок, та уходит вместе с Кудряшом. Это не импульсивный поступок, а обдуманный вызов патриархальному укладу. В судьбе девушки начинается новый этап, и как бы ни сложилась в дальнейшем ее жизнь, складывается впечатление, что Варя нигде не пропадет. Героиня сумеет найти выход из любой ситуации либо повернет ее в свою пользу.

Характеристика Варвары из пьесы «Гроза» показывает: хотя жизнь научила ее обманывать и лицемерить, она осталась доброй и свободолюбивой.

Эта девушка своими глазами увидела, к какому результату приводит самодурство и жестокость, желание манипулировать окружающими, поэтому даже повзрослев, дочь Кабанихи никогда не станет похожей на свою мать.

Образ и характеристика Варвары в пьесе “Гроза” (Варвара Кабанова)

Варвара и Кудряш.
Художник С. В. Герасимов

Варвара Кабанова – одна из ярких второстепенных героинь драмы “Гроза” Островского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Варвары в пьесе “Гроза”: описание характера и истории героини в цитатах.

Смотрите: Все материалы по пьесе “Гроза”

Краткая характеристика Варвары в пьесе “Гроза”

Варвара – умная и хитрая девушка. Она, как и все остальные члены семьи, терпит обиды своей матери Кабанихи. Но, в отличие от Катерины, Варвара не падает духом, а приспосабливается к тяжелой жизни и учится врать матери.

Варвару не мучает совесть за то, что она, незамужняя девушка, ходит по ночам на тайные свидания. И хотя это может повредить ее репутации, Варвара делает то, что хочет.

Хитрая Варвара также помогает Катерине устроить свидание с ее возлюбленным Борисом.

В конце концов, устав от скандалов с матерью, Варвара убегает из дома со своим любимым Кудряшом.

Образ и характеристика Варвары в пьесе “Гроза”

“. Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова – взяла да и ушла. “

“. Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же. “

“. Варвара (про себя). Нашла место наставления читать. “

“. Что, красавицы? Красота-то ваша вас радует. “

“. Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне. “

“. Показываются Кудряш и Варвара. Целуются. “

“. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это. “

“. Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть. “

“. Ну, прощай! (Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого.)..”

“. Говори! Я хуже тебя. ” (Варвара о себе)

“. У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. “

“. калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила . Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя. “

“. А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. “

Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня? .любишь меня? (Крепко целует.)

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то!

“. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.

“. Что она это делает-то? Что она только придумывает?

“. Знаешь овраг за Кабановым садом. ” (Варвара – Борису)

“. Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!» Вот так и вышло. “

Критика об образе Варвары в пьесе “Гроза”

“. Варвара и ее возлюбленный Кудряш. Оба они натуры бойкие, смелые и веселые.

Варвара весьма просто смотрит на жизнь: убежденная, что добром ничего не добьешься среди черствых и суровых людей, она прибегает к обману, на котором, по ее словам, весь дом держится; она защищает Катерину, устраивает для нее свидание с Борисом, не подозревая вовсе, какие страдания ожидают от этого бедную женщину.

В противоположность Варваре, которая говорит, что можно делать все, что хочешь лишь было бы это шито-крыто, Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману, всегда господствующему там, где жизнь основана на страхе, на угнетении слабых сильными.


. автор создал . типическое лицо, девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, то есть повели ее веселым путем порока, с единственным, извлеченным из данного воспитания правилом: лишь бы все было шито да крыто. “

(С. З. Бураковский, книга “А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся”, 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Варвары Кабановой в пьесе “Гроза” Островского, описание героини в цитатах из драмы .

Характеристика Варвары из пьесы «Гроза»

В произведении Островского «Гроза» каждый персонаж по-своему интересен и значим. Драматург сумел показать все типы, которые могут жить в изображённом «тёмном царстве»: и самодуров, и героев-мечтателей, и бессильных обманщиков, и решительных героинь, и инфантильных пьяниц. С этой точки зрения любопытно узнать о характеристике Варвары из пьесы «Гроза».

Читайте также:
«Дядя Ваня» 📚 краткое содержание пьесы А.П. Чехова, анализ произведения, главные герои, основной смысл и тема, сюжет

Варвара Кабанова — сестра Тихона Кабанова и дочь Марфы Игнатьевны. Уже с первых страниц становится понятно как сильно отличаются брат и сестра. Можно сказать, что они практически противоположны: бойкая Варвара и безынициативный Тихон. Но ни того, ни другого не устраивают правила и законы, по которым приходится жить. Тихон находит утешение в выпивке, Варвара приспосабливается иначе. Удивительно, но Варвара в пьесе «Гроза» — это единственный персонаж, который приспособился. Именно приспособился, а не смирился, как Кулигин.

Варвара научилась врать, лицемерить, научилась изворотливости и в некотором смысле игнорированию. Её характер намного сильнее, чем у Тихона, но открытый протест против патриархальных устоев Варваре не нужен. Ей незачем бросаться в речку, чтобы показать отчаянную глубину того дна, на которое сами себя опустили люди. Варвара слишком любит жизнь, чтобы так рисковать ей. Она практична, и именно этим и притягательна. Как лихо девушка справляется с запретами матери ограничить её пространство! Тихо, без истерик и пространных размышлений Варвара просто меняет замок, чтобы с помощью своего ключа беспрепятственно ходить на встречи. При этом, как говорят, и волки сыты, и овцы целы.

Кроме того, в семье Кабановых только Варвара поддерживает Катерину, слушает её, даёт советы. Девушке нравится Катя, ей искренне жаль, что такой чистой и сильной Катерине достался пьющий безвольный муж. Варвара хоть немного пытается облегчить существование Кати в доме Кабанихи. К сожалению, единственный способ добиться этого — лгать. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара хоть и шёпотом, но всё же даёт язвительные комментарии по поводу истерик Кабанихи. Она достаточно умна и проницательна для того, чтобы понять неправильность и непригодность существующих законов. Варваре замечает изменения в настроениях Кати, уверенно говоря, что та тоскует по какому-то мужчине. Варвара реалистично смотрит на вещи. Это доказывает один из первых диалогов с Катериной: на реплику о том, что Катя мечтает с кем-то гулять и кататься по Волге, Варвара точно замечает: «только не с мужем».

Девушка помогает устроить свидание Катерины и Бориса, хотя ни один из них её об этом не просил. Она видит, как мучаются от невысказанных чувств оба, и решает помочь, абсолютно бескорыстно. Она переживает за влюблённых, встречается с Борисом, сообщая ему о состоянии Кати.

Хоть автор не даёт полного описания Варвары, оббраз героин ярко вырисовывается в воображении читателей. Девушка в чём-то схожа с кошкой, которая гуляет сама по себе, но позволяет другим думать, будто они имеют над ней некую власть. Хочет — гуляет с Ваней Кудряшом, хочет — с кем-то другим. Она пользуется свободой настолько, насколько это возможно. Варваре нравится жить, петь песни, сбегать от матери, быть счастливой. Установка «делай, что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал» реализуется в «Грозе» в образе Варвары. Девушка с удовольствием гуляет с Кудряшом, поэтому нисколько не осуждает поведение Катерины. Варвара всячески пытается отговорить Катю признаваться в измене. В этом поведение девушки схоже с поведением Бориса. Тот тоже не хочет, чтобы о тайных встречах с Катей кто-то узнал. Но Борис хочет этого ради самого себя, а Варвара — ради Катерины.

В финале пьесы читатель узнаёт, что Варвара сбегает из дома матери с Кудряшом. Об этом сообщает Тихон: «Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова — взяла да и ушла». «Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала её тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!» Вот так и вышло».

Таким поступком девушка высказала свой протест, нежелание мириться с манипуляциями и жестокостью Марфы Игнатьевны. Как только девушка перестала мириться с ситуацией в доме, она сбежала. Варвара сама себе хозяйка, несмотря на её возраст, она кажется опытной и знающей жизнь. Она лучше разбирается в людях, в самой себе, её желания вполне понятны. Побег с Кудряшом отнюдь не импульсивное решение, которое было задумано только ради того, чтобы показать насколько дурна Кабаниха. Это не прыжок в Волгу, а начало нового этапа в жизни Варвары. Можно строить множество догадок о том, как сложиться её судьба дальше: будет ли она с Кудряшом или бросит его, попадёт ли в Москву или ещё куда-нибудь, но при этом возникает стойкое ощущение, что с Варварой всё будет в порядке, ведь она сможет найти выход из любой ситуации. А если ситуация не будет её устраивать, девушка изменит её.

Невозможно себе представить, что впоследствии Варвара могла бы стать похожей на мать. Да, девушка лжёт, создаёт впечатление порядочной и послушной, но Варвара слишком сильно ценит свободу, чтобы загнать себя в рамки ханжества и самодурства. К тому же она видит к чему может привести неоправданная жестокость и патологическое желание контролировать всё.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: