Образ Сони Мармеладовой – характеристика и роль, описание комнаты

Какие тайны хранит комната Сони Мармеладовой? Эстетический анализ жилища главной женской героини знаменитого романа

Когда я училась на 1 курсе, наш саркастичный декан вёл у нас загадочную и непонятно кому нужную эстетику. На самом деле, эстетика — очень даже занимательная и необычная наука. Правда, на лекциях под монотонную речь декана почти все засыпали.

Чтобы получить зачёт по эстетике, нам требовалось выбрать фрагмент произведения из русской классики XIX века, в котором описывалась бы обстановка помещения. Ни одна деталь не должна была ускользнуть от нашего внимания! Мы должны были проанализировать буквально все, включая цвет гардин и пыль в углу. Помню, на семинарских занятиях, мы могли по сорок минут обсуждать абзац из пяти строчек. Но зато сколько нового мы для себя открыли!

Для анализа текста я, не мудрствуя лукаво, выбрала описание комнаты Ильи Ильича Обломова из знаменитого романа Гончарова. К сожалению, большинство моих ленивых одногруппников тоже выбрали это произведение. Стоит ли говорить, что ничего нового в своём анализе я сказать не смогла? Декан отказался его принимать и дал мне на выбор другого произведения полтора дня.

Мучаясь несколько часов перед компьютером, мой воспалённый мозг остановился на описании комнаты Сонечки Мармеладовой из гениального романа «Преступление и наказание». Анализ текста, который я опубликую ниже, был сделан мной в пять часов утра. Поэтому, если вы обнаружите в нем признаки СПГС, знайте, что в пять утра от недосыпа будешь искать тайный смысл даже в «Колобке».

Защита моей зачётной работы прошла более чем успешно. Декан был крайне удивлён некоторыми моими объяснениями, но зачёт поставил. А моя трактовка комода в комнате ему так понравилась, что он мне его вспоминает даже спустя 4 года. Что только не придумает студент ради зачёта!

Итак, эстетический анализ фрагмента романа «Преступление и наказание».

«Сонина комната походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое».

Форма комнаты Сони — само воплощение дисгармонии, в ней нет симметрии, устойчивости. Она как бы олицетворяет жизнь своей хозяйки — неправильно начавшуюся, со множеством жизненных преград. Люди подсознательно любят правильные формы вещей, а форма комнаты Сони — угловатая и неровная. Вот поэтому она и показалась Раскольникову уродливой.

«Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уж слишком безобразно тупой».

На мой взгляд, окна являются воплощением Святой Троицы, которая «смотрит» на канаву, олицетворяющую безнравственный поступок Сони. Девушка была глубоко верующей, и цитата «Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось» подчёркивает то, что она пошла против своего религиозного чувства, занявшись проституцией. «Убегающий» угол комнаты олицетворяет её истинные мечту и цель в жизни, которыми пришлось пожертвовать ради заботы о семье. Тупой же угол символизирует тупик в жизни Сони Мармеладовой.

«Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле неё, ближе к двери, стул».

В этом фрагменте тоже читается явная дисгармония: большая комната и мало мебели. Здесь подчёркивается не только бедность, но и одиночество Сони. У неё в жизни нет того, кто поддержал бы её.

«По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытой синенькой скатертью; около стола два плетёных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте».

Не просто так стол накрыт именно синей скатертью. Синий цвет — символ Девы Марии. Она почти всегда изображается на иконах и на картинах в синих одеждах. Также синий цвет, согласно трактовкам психологов, обозначает самоотверженность, преданность и серьёзность. Всеми этими качествами и обладает Соня. Затерявшийся в пустоте комод у острого угла также является олицетворением одиночества Сони и её шаткого душевного состояния. В её жизни нет человека, который смог бы помочь ей и поддержать в трудную минуту.

«Вот и все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

Чернота обоев, по моему мнению, означает не только плохую проветриваемость в комнате, но и то, что репутация Сони из-за проституции испорчена, очернена. Занавески над кроватью всегда служили для людей защитой от шума и посторонних глаз. У Сони нет даже этого — она беззащитна перед миром.

Какие тайны хранит комната Сони Мармеладовой? Эстетический анализ жилища главной женской героини знаменитого романа

Описание комнаты старухи процентщицы в романе преступление и наказание


Портреты героев, пейзажи, интерьеры — все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его. Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе «Преступление и наказание» соответствуют мрачные, уродливые интерьеры. В этом плане можно говорить об определенной условности, «заданности» (здесь мы ни в коей мере не хотим приуменьшить реалистическую конкретность описаний) интерьеров в романе Достоевского. Подобную условность, «заданность» в описаниях обстановки мы находим в поэме Гоголя «Мертвые души».

Читайте также:
Детство Чичикова в поэме Мертвые души - описание и характеристика

Обстановка жилища у Гоголя полностью соответствует характеру героя, как бы «продолжает» его. У Достоевского в описании обстановки прослеживается соответствие не характеру, а жизненному положению, обстоятельствам, состоянию. Кроме того, как отмечает Н. М.

Инфо Главная / Сочинения по русской литературе / Достоевский Ф.М.


«Интерьер и его значение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Портреты героев, пейзажи, интерьеры — все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его.

Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе «Преступление и наказание» соответствуют мрачные, уродливые интерьеры.

В этом плане можно говорить об определенной условности, «заданности» (здесь мы ни в коей мере не хотим приуменьшить реалистическую конкретность описаний) интерьеров в романе Достоевского. Подобную условность, «заданность» в описаниях обстановки мы находим в поэме Гоголя «Мертвые души». Обстановка жилища у Гоголя полностью соответствует характеру героя, как бы «продолжает» его.

У Достоевского в описании обстановки прослеживается соответствие не характеру, а жизненному положению, обстоятельствам, состоянию.

Кроме того, как отмечает Н. М. Чирков, интерьер у Достоевского не сливается с образом героя: обстановка часто у него контрастна по отношению к человеку.

Интерьер в романе «преступление и наказание». Описание комнаты мармеладова в романе преступление и наказание

Таким образом, можно сделать вывод, что цвет в художественном произведении выполняет две принципиально различные функции.

Цвет-описание является частью неповторимой поэтики произведения, цвет-характеристика служит как средство раскрытия образа, а следовательно, идеи произведения. Таблица 2. Цвет в описании героев, пейзажа и интерьера. Функция Объект Цитаты Цвет Портрет Родион Романович Раскольников

«Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…»

(часть 1, глава 1, стр.2) «…Раскольников… был очень бледен, рассеян и угрюм.

Рекомендуем прочесть: Пмпк как проходит и кто отправляет

Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный…» (часть 3, глава 3, стр. 109) «лицо его… было бледно, искривлено судорогой, и тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам.

Внешность и характер героини

Автор наделяет Сонечку Мармеладову милыми чертами лица.

Внешне девушка была воплощением ангела:

  • у нее были чистые голубые глаза, придававшие ее лицу добродушный вид;
  • Сонечка обладала светлыми локонами, которые чаще всего прикрывала головным убором;
  • особенно часто девушка надевала смешную соломенную шляпу;
  • черты ее лица были несколько неправильными, нос и подбородок имели заостренные очертания.

Героиня была худенькой, ее отличал невысокий рост. За счет этого девушка выглядела моложе своих лет. В обыденной жизни Софья Семеновна Мармеладова одевалась скромно, стараясь не привлекать к себе внимания. Перед выходом на панель ей приходилось облачаться в яркое растрепанное платье с нелепым хвостом. На улице ее внешний облик должен быть пошлым, чтобы можно было привлечь побольше клиентов.

Описанию характера героини Достоевский специально не уделял много внимания, по его задумке образ девушки должен был быть легким, незаметным. Впрочем, по некоторым цитатам можно было понять, что это милосердная, терпеливая, кроткая, набожная особа.

«Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст…» — говорила о ней мачеха, Катерина Ивановна. Автор называет ее «робкой от природы».э

Интерьер и его значение в романе Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание»

Портреты героев, пейзажи, интерьеры — все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его.

Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе «Преступление и наказание» соответствуют мрачные, уродливые интерьеры.

В этом плане можно говорить об определенной условности, «заданности» (здесь мы ни в коей мере не хотим приуменьшить реалистическую конкретность описаний) интерьеров в романе Достоевского. Подобную условность, «заданность» в описаниях обстановки мы находим в поэме Гоголя «Мертвые души». Обстановка жилища у Гоголя полностью соответствует характеру героя, как бы «продолжает» его.

У Достоевского в описании обстановки прослеживается соответствие не характеру, а жизненному положению, обстоятельствам, состоянию.Кроме того, как отмечает Н.

Описание комнаты мармеладовых часть 1 глава 2.

М. Чирков, интерьер у Достоевского не сливается с образом героя: обстановка часто у него контрастна по отношению к человеку.

Описание каморки Раскольникова

Интерьер и его роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Подготовила ученица 10 «Б» класса МБОУ Бондарской СОШ Плетухина ВалерияВ литературоведении различаются три вида художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер.

Читайте также:
Стихи про армию ℹ короткие четверостишия про службу в армии, красивые и трогательные до слез стихотворения про солдат и армейскую жизнь

Описание комнаты сони мармеладовой в романе преступление и наказание.

ИНТЕРЬЕР (фр. Interieur, внутренний) — в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений.

Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла. Создавая интерьер жилища героя, автор проникает в глубины души человека, ведь наше жилище — это «модель» нашего внутреннего «я».Гипотеза: Если бы интерьер в романе «Преступление и наказание» был бы не так жалок и убог, то царила бы не такая страшная атмосфера.Цель: Изучить интерьер и его роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Задачи: 1. Описать комнаты героев. 2. Выявить основную роль интерьера в романе.

Комната Раскольникова

Очень интересна роль интерьера в романе “Преступление и наказание”. и других персонажей – это то, что оттеняет, раскрывает положение героя, его жизненную ситуацию – но не внутренний мир.

Мы привыкли к тому, что о хозяине часто говорит его жилище: так и в быту, и в художественной литературе. Однако, у Ф.М. Достоевского большинство героев вынуждены жить в обстановке, которая их губит, притесняет, разрушает. Это не они выбрали себе дом, а жизнь загнала их в подобные жилища.

Эта тенденция характерна практически для всех персонажей. Если бы Раскольников мог купить себе дом, едва ли бы он выбрал ту каморку, в которой ему приходится обитать. Жильё главного героя находилось “под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру”.

Красивый молодой юноша (“замечательно хорош собою”, “строен”) помещён автором в убогую, неказистую похожую на морскую каюту, клетку, комнатку.

Кроме того, проходя в свои “покои” Родион вынужден постоянно проходить мимо хозяйской кухни.

Отношения Софьи и Раскольникова

На первый взгляд, натуры Сони и Раскольникова совершенно разные. Родион был человеком тщеславным, гордым, замкнутым. Будучи студентом, он забросил учебу и замыслил злодейское убийство. Автор, давший Раскольникову и Софье столь разные характеристики, объединил их в одном — обоим героям выпала участь «униженных и оскорбленных».

Каждый из них преступает черту по-своему. Раскольников делает это, отнимая человеческую жизнь, Соня — попирая законы нравственности. Девушка чувствует себя жертвой обстоятельств и мучается от стыда. Родион, напротив, считает себя правым и совсем не испытывает раскаяния.

Судьба сталкивает их, и молодые люди начинают тянуться друг к другу:

  1. Про Соню Раскольникову рассказывает ее пьяный отец. Родион заинтригован судьбой девушки, но встречает ее гораздо позже, в доме умирающего Мармеладова.
  2. Увидев, насколько Софья беззащитна и робка, Раскольников решает помочь и дает ей деньги на похороны отца.
  3. Попутно Родион разоблачает интригана Лужина, который обвиняет Соню в краже. Начиная с этого дня герои начинают встречаться.
  4. Только этой павшей девушке Раскольников может признаться в своем преступлении, интуитивно ощущая, что сможет найти в ней поддержку.

В своих размышлениях Родион видит в дальнейшем Софью рядом с собой. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем.» Герой прекрасно понимает, почему Сонечка Мармеладова пошла на панель. Он разглядел в ней сострадательную душу и жертвенность, поэтому уверен, что девушка его не предаст. В трудные моменты героине всегда помогала вера в бога. После признания Родиона Соня читает ему отрывки из Библии и убеждает сдаться полиции.

Итог этой истории печален, но закономерен. Раскольникова ссылают на каторгу в Сибирь. Смирение Сони Мармеладовой проявляется в этот момент наиболее ярко. Героиня решает последовать за любимым человеком. Этот поступок не оставляет равнодушными даже жестокие души каторжан, отбывающих срок вместе с Родионом. Соню все любят, радуются ее появлению.

Девушка возвращается к своей старой профессии, начинает зарабатывать на жизнь пошивом одежды. Вскоре она становится известной в городе модисткой. Родион поначалу был суров и холоден с подругой, но постепенно его сердце оттаяло.

Во время болезни Софьи Раскольников остро ощутил, насколько это слабое и хрупкое создание ему необходимо. Влюбленные решают дождаться окончания каторги Родиона и остаться вместе.

Описание комнаты старухи процентщицы в романе преступление и наказание

Бесплатная консультация по телефону В романе «Преступление и наказание » мы встречаемся не с парадной стороной прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку. Петербург Достоевского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым.

Он душит и давит человека. Он — соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Портреты героев, пейзажи, интерьеры — все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его.

Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе «Преступление и наказание» соответствуют мрачные, уродливые интерьеры. В этом плане можно говорить об определенной условности, «заданности» (здесь мы ни в коей мере не хотим приуменьшить реалистическую конкретность описаний) интерьеров в романе Достоевского.

Клетушка в шесть шагов

Эта комната — в какой-то степени прибежище, в котором отсутствует уют, теплота, исчезла жизнь и движение. Раскольников целыми днями лежит на грязном и оборванном диване, не ходит в университет. Из-за запущенности, недостатка настоящих эмоций и ярких красок квартира напоминает гроб. Родион большое количество времени проводит в ней не двигаясь, ему нечем дышать, не хватает пространства, его тошнит от осознания той мысли, что он не может жить по-настоящему.

Читайте также:
Характеристика героев Бульба - описание персонажей произведения

Рукописи студента-бедняка, покрытые пылью, и сломанная мебель подчёркивают его мертвое существование. Все окружение не просто описывает жизнь Раскольникова — это крик, что предначертано человеку, который вынужден волочить свое жалкое существование в комнатке, напоминающей клетку. Даже мать героя замечает, как место его обитания оказывает на сына влияние.

Раскольников Родион Романович — образ и характеристика героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Образ Родиона Раскольникова стоит в центре произведения Ф. М. Достоевского. На протяжении всего романа читателю предстоит знакомство с внутренним мироустройством героя, с его переживаниями и проблемами. Раскольников — одна из самых неоднозначных и многогранных фигур отечественной литературы, могущая вызывать одновременно и жалость, и неприязнь.

«Преступление и наказание» сложно отнести к какому-либо определённому типу романа. На станицах книги поднимается целый ряд вопросов: от социального неустройства до нравственного выбора. Читатель сталкивается здесь и с семейной драмой, и с детективным сюжетом, и с философскими размышлениями главного героя о смысле существования.

Внешность героя

Родион Раскольников предстаёт перед читателями уже в первой главе романа «Преступление и наказание». Это молодой человек с прекрасной наружностью, стройный, выше среднего роста, с чудесными чёрными глазами. Достоевским он показан человеком, находящимся в болезненном состоянии и о чём-то постоянно размышляющем.

Одежда Родиона Романовича также не отличается роскошью. Во время первой встречи с читателем он предстаёт в изношенном костюме, который свидетельствует о его крайне тяжёлом финансовом положении. Раскольников погряз в долгах, у нет средств для того, чтобы покрыть аренду комнаты и заплатить за обучение в университете.

Внутреннее убранство комнаты героя только подчёркивает его замкнутость и отгороженность от внешнего мира. Жилище Раскольникова напоминало «крошечную клетушку», в которой едва мог бы уместиться один человек.

Характер героя

Ещё не так давно главный герой романа был студентом юридического факультета. Однако он вынужден был оставить занятия, чтобы сосредоточиться на своей идее, которую он давно уже в себе вынашивал. Раскольников ведёт замкнутый образ жизни, что обусловлено его душевным беспокойством.

Характер главного героя намеренно раскрывается Достоевским по мере приближения к финалу. Раскольников отличается высоким умом и независимостью от окружающего мнения. Однако крайняя бедность, в которой он вынужден сейчас пребывать, заставила его отгородиться от окружающего мира. При общении с людьми Раскольников впадает в раздражительность. Даже помощь от матери и своего лучшего друга Разумихина он воспринимает как непосильное унижение.

Идеология романа

Все главы романа пронизаны идеей, которую уже давно носит в себе Родион. Согласно ей, пребывающие в мир люди подразделяются на два класса. Первый составляют так называемые право имеющие, а во второй входят простые обыватели, которых, по мнению Раскольникова, большинство. Именно преступная задумка, которую он планирует осуществить, должна прояснить, к какой именно категории людей он относится.

Вопрос Раскольникова «тварь ли я дрожащая или право имею» проходит красной нитью в романе. Главный герой думает, что, перешагнув через страх перед убийством, он не только проверит правдивость своей идеи, но и сможет сделать счастливым каждого человека, пребывающего в этом мире.

Преступление и наказание

Примечательно, что преступлению Достоевский отводит в своём романе лишь первую часть, тогда как остальные пять занимает наказание главного героя.

Вместе с жадной старухой-процентщицей, которая, по утверждения Раскольникова, была одним из самых бесполезных существ на земле, гибнет ни в чём не повинная её сестра Елизавета, оказавшаяся рядом в момент преступления.

На Раскольникова нападают уныние и страх. Деньгам, полученным в результате ограбления, он не может найти применение и закапывает их в землю.

Главный герой понимает, что совершённое им преступление, как ничто другое, показывает, к какому классу людей он относится на самом деле. Муки совести от содеянного, которые не испытывают право имеющие, ставят его в один ряд с дрожащей тварью.

Однако вопреки его ожиданиям близкие люди пытаются ему помочь и привести в чувство. Мать, сестра и лучший друг в сложную минуту оказываются рядом с отверженным героем. Они хотят узнать о его состоянии, но сам Раскольников понимает, что не стоит их любви и заботы.

Но именно благодаря совершенному злу у него появляются новые знакомые в лице Мармеладова Семёна Захарыча, его жены Екатерины и дочери Сони. Чтобы скрасить их бедственное положение, он жертвует Мармеладовым деньги, присланные родительницей.

Но благородные чувства быстро уступают место злобе и раздражительности. Больше всего на свете Раскольников жаждет одиночества. Ему горько от того, что он не прошел испытание. Родион не причисляет себя к преступникам и, даже более того, решает запутать следствие. Но беспрестанная ложь и царящая в воздухе напряжённая обстановка отнимают у него последние душевные силы.

Читайте также:
История создания романа Герой нашего времени - кратко

Раскольников понимает, что вся его идея — ложна и преступна. Но признать свою вину перед общественностью он не может.

Соня Мармеладова

Ключевой фигурой в жизни Родиона Романовича становится Соня Мармеладова — дочь Семёна Захарыча. Именно после знакомства с ней в его духовном состоянии наступают видимые перемены.

Как и главный герой, Соня терпит постоянные лишения и бедствия, которые приводят её постепенно к жизни по жёлтому билету. Чтобы прокормить свою семью она тоже вынуждена пойти на сделку с собственной совестью. Но, несмотря на телесную нечистоту Сони, душа её осталась чистой и невинной.

Юная героиня романа — глубоко верующий человек и именно вера в Бога помогает ей преодолевать все трудности, встреченные на жизненном пути. Любовь Сонечки сотворила чудо и с Раскольниковым. Она не дала ему погибнуть. Жалость девушки, вызывающая поначалу только сопротивление героя, постепенно приводят к тому, что Раскольников открывает Соне свою душу.

Девушка убеждает его признать свою вину и покаяться, потому что любое человеческое счастье должно быть выстраданным. Благодаря ей Родион обращается к Богу и начинает постепенно раскаиваться в содеянном преступлении.

Вывод

Наказание главного героя — яркий пример тому, как муки совести могут оказаться сильнее страха перед жизнью в тюрьме. Автор показывает, что главным человеческим идеалом не должно быть стремление получить право на власть. Привести к спасению и обрести столь нужный душевный покой помогут только истинная вера в Бога и глубокое покаяние.

Характеристика образа Раскольникова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Характеристика Родиона Раскольникова, образ, описание внешности и характера

Раскольников
(актер Г. Тараторкин),
кадр из фильма 1969 г.

Родион Романович Раскольников является главным героем выдающегося романа “Преступление и наказание” Достоевского. Это один из самых ярких персонажей русской классической литературы XIX века.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Родиона Раскольникова в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера героя в цитатах.

Смотрите:
– Все материалы по “Преступлению и наказанию”
– Все статьи о Раскольникове

Характеристика Родиона Раскольникова, образ, описание внешности и характера

” Был он очень беден. “ (часть 1 глава IV)

“. у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках.” (часть 5 глава IV)

“Мать у меня сама чуть милостыни не просит. “ (часть 2 глава III)

“. к тому же и двадцать три года сказались.” (часть 6 глава VII)

“Через минуту явилось письмо. Так и есть: от матери, из Р-й губернии.” (часть 1 глава III)

“. я живу у ней уж около трех лет, с самого приезда из провинции. “ (часть 2 глава I)

“. он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.” (часть 1 глава I)

“. в тонких чертах молодого человека. “ (о лице героя, часть 1 глава I)

“. не опуская черных воспаленных глаз своих. “ (часть 2 глава I)

“И какие у него глаза прекрасные, и какое всё лицо прекрасное. Он собой даже лучше Дунечки…” (мать о Родионе, часть 3 глава III)

“Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.” (часть 1 глава I)

“Но, боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет! У Афанасия Ивановича в лавке Вася, рассыльный, лучше одет. ” (мать о Родионе, часть 3 глава III)

“. строго обратился он к Раскольникову, разглядев его лохмотья. “ (часть 1 глава IV)

“. удивляясь, что такой оборванец и не думает стушевываться. “ (часть 2 глава I)

“. старый, закорузлый, весь облепленный засохшею грязью, дырявый сапог Раскольникова. “ (часть 2 глава III)

“. снял с себя свое широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто (единственное его верхнее платье). “ (часть 1 глава VI)

“. так как пальто было очень широкое, настоящий мешок, то и не могло быть приметно снаружи. “ (часть 1 глава VI)

Раскольников носит высокую круглую шляпу, изношенную и уродливую:

“Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону.

Да, слишком приметная шляпа… Смешная, потому и приметная… К моим лохмотьям непременно нужна фуражка, хотя бы старый блин какой-нибудь, а не этот урод. Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят…” (часть 1 глава I)

. вдруг он почувствовал, что кто-то сует ему в руки деньги. Он посмотрел: пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком, вероятно дочь. “Прими, батюшка, ради Христа”. Он взял, и они прошли мимо. Денег двугривенный. По платью и по виду они очень могли принять его за нищего, за настоящего собирателя грошей на улице. ” (часть 2 глава II)

“. слишком уж на нем был скверен костюм, и, несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму была осанка. “ (часть 2 глава I)

“Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. “ (часть 1 глава I)

“Я Родион Романыч Раскольников, бывший студент, а живу в доме Шиля, здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире нумер четырнадцать. “ (часть 2 глава VI)

“Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб. я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик.” (часть 3 глава III)

“Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти.” (часть 5 глава IV)

“. тем более что ты сам на юридическом факультете. “ (часть 1 глава III)

“Я бедный и больной студент, удрученный (он так и сказал: «удрученный») бедностью. Я бывший студент, потому что теперь не могу содержать себя, но я получу деньги…” (часть 2 глава I)

“Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил.” (часть 1 глава IV)

“. ты уже не студент, уроков и костюма лишился . ты, с своей стороны, забился в угол и ничего прежнего не поддерживал. “ (часть 2 глава III)

“. я уроки потерял и не плачу четвертый месяц…” (часть 2 глава I)

“И вот теперь, когда я и уроки потерял и мне есть нечего. “ (часть глава)

“Я, Родя, дней шесть-семь назад убивалась, смотря на твое платье, как ты живешь, что ешь и в чем ходишь. А теперь вижу, что опять-таки глупа была, потому захочешь, все теперь себе сразу достанешь, умом и талантом.” (часть 6 глава VII)

“Я пришел вас уверить, что я вас всегда любил.

. знайте, что сын ваш любит вас теперь больше себя и что всё, что вы думали про меня, что я жесток и не люблю вас, всё это была неправда. Вас я никогда не перестану любить. ” (Раскольниковматери, часть 6 глава VII)

“А впрочем, ты отличнейший человек! Отличнейший человек. ” (часть 6 глава I)

“— Ты всегда был очень рассудительный человек и никогда, никогда ты не был сумасшедшим, — заметил он вдруг с жаром.” (часть 6 глава I)

“Материал, по крайней мере, заключаете в себе огромный. Сознавать много можете, много… ну да вы и делать-то много можете. ” (Свидригайлов, часть 6 глава IV)

“. опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного. “ (часть 1 глава II)

“Раскольников молча взял немецкие листки статьи, взял три рубля и, не сказав ни слова, вышел.” (часть 2 глава II)

“«В наших краях», извинения в фамильярности, французское словцо «tout court» и проч., и проч. ” (Раскольников понимает слова, которые Порфирий говорит на французском, часть 4 глава V)

“. одна ваша статейка: “О преступлении”.. или как там у вас, забыл название, не помню. Два месяца назад имел удовольствие в “Периодической речи” прочесть.” (часть 3 глава V)

“. статейка ваша, два месяца назад, явилась в “Периодической речи”. А вы не знали?” (часть 3 глава V)

“. видишь, Родя, я сознаюсь, ты малый умный, но ты дурак! — так вот, если б ты не был дурак, ты бы лучше ко мне зашел сегодня, вечерок посидеть, чем даром-то сапоги топтать. “ (Разумихин, часть 2 глава VI)

“Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее. ” (автор о герое, часть 1 глава IV)

“. оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные… ” (мать о Раскольникове и его сестре, часть 3 глава IV)

“Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр.” (слова Разумихина, часть 3 глава II)

“. даже и прежде, прежде, еще в университете, какой он был всегда мрачный, угрюмый. ” (слова Разумихина, часть 6 глава I)

“Как: из-за того, что бедный студент, изуродованный нищетой и ипохондрией, накануне жестокой болезни с бредом, уже, может быть, начинавшейся в нем (заметь себе!), мнительный, самолюбивый, знающий себе цену. ” (слова Разумихина, часть 3 глава VI)

“Исступленному-то ипохондрику! При тщеславии бешеном, исключительном! Да тут, может, вся-то точка отправления болезни и сидит! Ну да, черт!…” (часть 3 глава II)

“— Зачем вам? Ведь вы не веруете. — прошептала она тихо и как-то задыхаясь.” (СоняРаскольникову, часть 4 глава IV)

“— Я не веровал, а сейчас вместе с матерью, обнявшись, плакали; я не верую, а ее просил за себя молиться. Это бог знает как делается, Дунечка, и я ничего в этом не понимаю.” (Раскольников о вере в Бога, часть 6 глава VII)

“Она знала к тому же его тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие. ” (Дуня о брате, часть 6 глава VIII)

“Ну, а уж это для молодого человека с самолюбием и унизительно, в наш век-то особенно. ” (часть 6 глава V)

“Оно тоже, конечно, обидно для молодого человека с достоинствами и с самолюбием непомерным. ” (часть 6 глава V)

“Пуще же всего тщеславие, гордость и тщеславие. ” (часть 6 глава V)

“. заносчивого молокососа, мальчишку, который был всему причиной. “ (Лужин о Родионе, часть 4 глава III)

“Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце.

Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив!” (часть 3 глава II)

“Вы имеете собственное мнение и не струсили иметь его. Тем-то вы и завлекли мое любопытство. “ (часть 6 глава III)

“Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив. ” (часть 1 глава I)

“Господину Заметову прежде всего ваш гнев и ваша открытая смелость в глаза бросилась: ну как это в трактире вдруг брякнуть: “Я убил!” Слишком смело-с, слишком дерзко-с, и если, думаю, он виновен, то это страшный боец!” (часть 6 глава II)

“Что вы смелы, заносчивы, серьезны и. чувствовали, много уж чувствовали, всё это я давно уже знал-с.” (часть 6 глава II)

“. вы и сами порядочный циник.” (часть 6 глава IV)

“. не суди слишком быстро и пылко, как это и свойственно тебе. “(мать о Раскольникове, часть 1 глава III)

“Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то. ” (Разумихин о нем, часть 3 глава II)

“. мнительный, самолюбивый, знающий себе цену. ” (Разумихин о нем, часть 3 глава VI)

“. Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время. “ (часть 1 глава II)

“. он при первом, действительно обращенном к нему слове вдруг ощутил свое обычное неприятное и раздражительное чувство отвращения ко всякому чужому лицу, касавшемуся или хотевшему только прикоснуться к его личности. “ (часть 1 глава II)

“Раздражительны вы уж очень, Родион Романыч, от природы-с; даже уж слишком-с, при всех-то других основных свойствах вашего характера и сердца. ” (часть 6 глава II)

“. с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой.” (часть 1 глава I)

“Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая. о царе Горохе.” (часть 1 глава I)

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня . всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.” (часть 1 глава I)

“. ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать… Ну… ну, вот и всё…” (Раскольников о себе, часть 5 глава IV)

“Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с. ” (часть 6 глава II)

“Много ль понимаете-то? Теорию выдумал, да и стыдно стало, что сорвалось, что уж очень не оригинально вышло! Вышло-то подло, это правда, да вы-то все-таки не безнадежный подлец. Совсем не такой подлец! По крайней мере, долго себя не морочил, разом до последних столбов дошел.” (часть 6 глава II)

«Преступление и наказание»: характеристика Родиона Раскольникова из повести Федора Достоевского

Мир Федора Михайловича включает множество планов, уровней. Роман российского писателя, предлагаемая Достоевским характеристика Родиона Раскольникова – главного героя – это повод для размышления над массой социально-философских проблем.

Читайте также:
«Летят мои кони» 📚 краткое содержание повести Б. Васильева, анализ, главные герои и их характеристика, жанр произведения, проблемы

С Родионом Раскольниковым читатель встречается, как только открывает книгу. Жизнь героя, обстоятельства повествования заставляют задуматься над проблемами развития общества. Эти проблемы, затрагивая морально-нравственную и духовную сферы, области семейной и личной жизни, тему общественного прогресса, актуальны для нас и сегодня.

Родион Раскольников: анализ и характеристика персонажа Федора Достоевского

Факты о герое

В первой главе читатель уже находит описание внешности персонажа, а также информацию о положении Родиона в обществе. Рассмотрим некоторые вехи биографии главного героя детальнее:

  1. Родион Романович описан бедным молодым человеком (возраст героя – 23 года), который, вероятно, происходит из мещанской семьи. О степени бедности юноши читатель узнает из слов о том, что мать Родиона недалека от просьб о милостыни.
  2. Родион был вынужден оставить учебу на юридическом факультете. Раньше Раскольников был студентов Петербургского университета.
  3. От бедности герой часто недоедает, ходит в поношенной и старой одежде, а жить вынужден в жалкой маленькой комнатушке, похожей на каморку для швабр. Бедственное положение Родиона Романовича не позволяет герою продолжать учебу, оплачивать квартиру и отдавать долги.
  4. Вопреки нищете, Раскольников не принимает помощь из рук лучшего товарища – Дмитрия Разумихина, или же матери. Герой расценивает это как собственную слабость, считая принятие помощи унижением.
  5. Раскольников изображен молодым человеком необыкновенного ума. Разумихин неоднократно замечает, что друг очень умный.
  6. Кроме того, юноша – обладатель хорошего образования. Мармеладов подчеркивает, что Родион образованный, знает немецкий язык, так как читает «немецкие листки статьи».

Автор характеризует героя постепенно: читатель, прежде всего, изучает портрет героя, внешность. С продвижением вглубь произведения читателю открываются новые грани личности персонажа.

Внешние черты Раскольникова

На первых страницах «Преступления и наказания» встречается и описание внешности Родиона. Герой наделен красотой и тонкими чертами лица. Раскольников – высок и худощав. Стройный юноша отличается темными русыми волосами, такими же темными глазами и бледным цветом кожи. Родион производит впечатление болезненного человека. Раскольников ходит в старой одежде, которая выглядит настолько поношенной, что она женщина однажды собиралась помочь юноше милостыней.

Читайте также:
Запорожская Сечь - описание законов и нравов в повести Н.В. Гоголя

Характер и внутренний мир Раскольникова

Главный герой произведения Федора Михайловича отличается мрачностью, замкнутостью и задумчивостью. Родион избегает общества, он – некоммуникабелен и выказывает приверженность ницшеанской философии и нигилизму. Угрюмость Раскольникова способствует склонности героя к самоизоляции: лишнее общее с людьми вызывает у него раздражение. Меланхолия главного героя сочетается со вспыльчивостью, которая порой трансформируется в холодность. Федор Достоевский описывает Раскольникова юношей с контрастными чертами: порой холодность главного героя доходит до бесчеловечности и даже бесчувственности. Читатель замечает, что в Родионе борются две противоположные личности, которые поочередно доминируют в характере героя.

Раскольников – эмоционально сдержан, редко выражает чувства и эмоции. Юноша избегает общества, мотивируя собственную неразговорчивость занятостью. Впрочем, занятость героя – внутренняя, выглядящая снаружи как леность или пассивность. Безразличие к происходящему выказывают гордую и надменную натуру. Впрочем, гордость переходит у Раскольникова в гордыню. Эти черты сочетаются с проявлениями самолюбия и тщеславием. Бедность не одержала победу над главным героем, оставив в живых высокомерие и властные черты. Кажется, Раскольников беспричинно ценит и превозносит себя.

Образованность приводит к заносчивости и самоуверенности, а также к серьезности. Между тем, в Раскольникове есть и положительные черты, которые в герое разглядела Сонечка Мармеладова. Это великодушие и доброта, благородство. Мать главного героя говорит, что доброта – черта, отличающая как сына, так и дочь – Дуню. Раскольникову не жалко денег, в которых и сам испытывает постоянную нужду: Родион неоднократно помогает деньгами Соне, а однажды даже отдал последние средства бедной вдове – на похороны мужа.

Следователь, Порфирий Петрович, замечает, что Раскольников – подлец, хотя обладает многочисленными талантами и достоинствами. Кроме философской одаренности, юноша наделен писательским, литературным даром. Об этом читатель знает из романа: пребывая в арендованной квартирке, принадлежащей убиенной им Лизаветы, Родион пишет газетную статью «О преступлении», что глубоко символично, учитывая дальнейшие события. Сложность характера Родиона выказывает симбиоз болезненных черт и нетерпения.

Идейная борьба Раскольникова

В контексте характеристики Родиона Раскольникова следует упомянуть об идеях, за которые герой, по мнению Порфирия Петровича, борется со страшной силой и смелостью. Упомянутые выше черты – гордыня, нищета, высокомерие – порождают в сознании героя идею. Здесь на лицо – влияние идей немецкой философии конца XIX века и Фридриха Ницше, в частности. Суть социально-философских идей такова: всех людей герой классифицировал по двум группам – люди обычные («твари дрожащий»), и выдающиеся личности, «право имеющие».

Читайте также:
Григорий Данилович Римский - образ и характеристика героя

Себя Раскольников относит, безусловно, к «имеющим право». Знатоки учения Ницше о сверхчеловеке без труда заметят, что эта группа людей соотносится с образом сверхчеловека: каната, натянутого над пропастью, молнией, бьющей из грозовой тучи. Человека же Ницше мыслит как мост между животным и сверхчеловеком.

«Имеющие право» сверхлюди не ограничены общепринятыми правилами. Поэтому, обретя внутреннюю уверенность во вседозволенности, Раскольников убивает несчастную старуху, хозяйку пансиона. Но наказание приходит к герою в образе наиболее страшного палача – совести.

О преступлении и наказании

Однако жизнь далека от абстрактных идей. Идея близка к идеалу, который суть то, что всегда отдаляется, идеал – нечто недостижимое. Раскольников не учел, что собирался уничтожить воплощенное вселенское зло (по мнению героя), таящееся в образе старухи-процентщицы, жадность и социальную несправедливость. Но смерть старухи привела и к смерти Лизаветы – несчастной старой женщины, которая не причиняла неудобств и пыталась выживать – подобно самому главному герою.

Раскольников украл деньги, но это оказалось бесполезным: использовать изъятое у Лизаветы Родиону было гадко и омерзительно. Героя настигла самая страшная кара, от глаза которой не скрыться, – это совесть.

Страх преследовал Раскольникова: Родион боялся, что полиция раскроет преступление и личность преступника.

Популярная ныне писательница Джоан Роулинг подчеркивала, что убийство – это преступление, раскалывающее душу человека. Это справедливо и для Раскольникова, поскольку убийство старушки превратилось для героя в преступление моральной грани, поместив Родиона в опасную ситуацию. Избегая социальных связей и общения, герой ощутил, что теряет рассудок. Облегчение Раскольников находит только в общении с Соней. Родион открывает девушке душу – признается в содеянном.

Раскольников пересматривает собственную личность, переосмысливает себя. Проступок способствовал тому, что герой посмотрел на себя со стороны: Родион увидел, что Разумихин – лучший друг, мать и сестра любят его, и, как оказалось, любят незаслуженно. Дмитрий хочет понять причины плачевного состояния Раскольникова, однако тот закрывается в себе.

Но судьбоносный случай трансформирует поведение героя – по отношению к себе и окружающим. Раскольников старается улучшить общение с людьми. Проступок пробуждает в герое чувства, которые до этого момента спали: Родион осознает, что любить кого-то – это тяжкая ноша. Герой старается компенсировать новыми поступками – социально значимыми – преступление. Родион помогает вдове чиновника Мармеладова, спасает девушку от насилия.

Читайте также:
Толстой Война и мир - краткое содержание романа, анализ и описание

При этом сущность героя – глубоко амбивалентна. Высокие, благородные черты сочетаются с нравственным падением, досадой. Раскольников раздражается на близких людей, ощущая одиночество, изоляцию. Преступление забросило Родиона в духовный вакуум. Совесть для Родиона трансформировалась в своем значении: Раскольников стыдится не преступления, но того, что оказался слишком слабым для испытания. Относя себя к категории «прав имеющих», юноша не расценивает проступок как зло.

Нежелание быть пойманным и проводить время в тюрьме заставляют Родиона прятаться и хитрить. Следствие ведет умный и мудрый следователь Порфирий Петрович, Раскольников же тратит все силы на то, чтобы запутать следственную работу. Необходимость лгать, притворяться опустошают юношу.

Роль Сонечки Мармеладовой в судьбе Раскольникова

К моменту знакомства с Соней состояние Раскольникова вызывало крайние опасения. С одной стороны, юноша тяготился совестью и смутным осознанием вины. С другой же стороны, Родион не считал, что совершил преступление. Соня возвращает Раскольникова на путь духовного совершенствования, показывая, что спасение – в христианстве и возвращении к Богу.

Хорошо что вы любите читать! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести Федора Достоевского “Слабое сердце”, в которой описывается судьба Василия Шумкова, жизнь которого была перечеркнута страшным словом «безумие»

Для приверженцев ницшеанской философии христианство не выглядело привлекательной религией: скорее, ницшеанцы, нигилисты рассматривали христианское вероучение как ресентимент.

Соне было 18 лет, когда девушка познакомилась с Раскольниковым. Родион чувствовал духовное родство с Мармеладовой, потому что та тоже пребывала в бедственном положении. Нищета, необходимость заботиться о семье, толкнула девушку на продажу собственного тела. Проституция не сломила дух Сони и не сделала девушку менее чистой в нравственной плане – это парадокс. Соня, вопреки жизненным невзгодам, сумела сохранить в душе свет, которым делилась с Раскольниковым. Герои находят спасение, в котором нуждались, обращаясь друг к другу.

Судьба Сони – это «желтый билет», потому все заработанные деньги девушка отдавала нуждающейся семье. Мармеладова – жертва, претерпевающая унижения, оскорбления, мишень для выражения злобы со стороны окружающих. Соне чужд принцип талиона: скорее девушка живет, руководствуясь «золотым правилом морали». Писатель, создатель вселенной «Преступления и наказания», называет героиню «безответной». Девушке не свойственна мстительность: обладательница доброго сердца и сострадательной души, Соня живет по совести, не теряя верю в светлое будущее и Бога.

Отношения Сони и Раскольникова развиваются постепенно. Сначала Родион испытывает к девушке неприязнь, ведь считает, что та проявляет жалость – недостойное, унизительное для героя чувство. Со временем, любовь и глубокая религиозность Сони влияет на Родиона. Чувства главного героя к Мармеладовой нельзя назвать любовью, однако Раскольников понимает, что ближе Сони у него никого нет. С семьей Раскольников прекратил общение, с другом – тоже. Понять страдания и раскол души способен лишь человек, сам прошедший через похожие страдания и раскол.

Раскольников борется с самим собой. Но в этой битве не бывает победителей – только побежденные. В итоге, измученный и опустошенный, Родион приходит к Соне и открывает девушке душу и нравственную рану. Соня уповает, что Раскольников найдет в себе смелость признаться в преступлении. Только чистосердечное, искреннее признание спасет героя от духовной гибели.

Следуя наставления Сони, Раскольников приходит с повинной, после чего отправляется в ссылку, отбывать каторгу. Мармеладова уезжает вместе с возлюбленным. Соня и Родион – разные, но наличие духовной пропасти, попытки преодоления духовного раскола роднят героев. Родион не принимает Бога, не верит в высшую сущность. Соня убеждена, что милосердие, терпение и прощение спасут заблудшую душу. Постепенно стараниями Сони Родион приходит к осознанию пути спасения. Раскаяние помогает начать новую жизнь.

Читайте также:
Есть в осени первоначальной - анализ стихотворения, история

Несколько выводов из романа «Преступление и наказание»

Характеристика главного героя произведения – Родиона Романовича – помещена автором в центр, в остов романа. Отсюда начинаются рассуждения писателя о сущности преступления и наказания.

Кара, наказание приходят не в момент ареста или суда. Преступник ощущает последствия содеянного, вину, давление совести сразу после совершения проступка. Сомнения, изоляция, социальный вакуум, потеря контакта с семьей, мучительница-совесть – это кара пострашнее каторги и ссылки. От совести не скрыться, не спрятаться.

В «Преступлении и наказании» содержится урок, то, чему Федор Достоевский старается научить человека, читателя. Пример Раскольникова – вымышленного героя – предостерегает реального человека от совершения подобного преступления. Автор демонстрирует читателю, чем грозит опасная философия, нигилизм, отступление от веры.

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Многогранный роман

Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

Главный герой романа

Внешний вид

Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид». Внимательно разглядываем детали изношенной одежды. Родион Раскольников находится в крайне бедственном положении. У него нет денег, чтобы отдать долги за квартиру, оплатить учёбу.

Черты характера

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен».

Идея Раскольникова

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

Преступление и наказание героя

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

Читайте также:
Последняя любовь - анализ, основная тема и идея, стихотворный размер

Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

Образ и характеристика Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Достоевского – удивительное произведение русской литературы. О нем спорят во все столетия. Никто не может пройти мимо текста, не оставив в нем частичку своей души.

Образ и характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» – это основные части содержания, дающие понимание всему сюжету книги и состоянию целой эпохи русской истории.

Внешность героя

Для понимания характера и проникновения в суть персонажа начинают с внешности. Родион Раскольников – соединение красоты лица и фигуры с бедностью одежды. О внешности сказано в романе немного, но представить молодого человека несложно:

    пронзительные глаза темного цвета;

«…все лицо прекрасное…»;

замечательно «…хорош, … привлекателен собой…»;

Чуть выше среднего по росту;

Тонкая и стройная фигура;

Черты лица юноши тонкие и выразительные;

Контраст внешности и одежды удивителен. Вещи поражают мешковатостью, грязью и бедностью. Обычный прохожий посчитал бы его одежду лохмотьями и постеснялся бы выйти в ней на улицу, но Родион спокоен и уверен в себе. Как одет Родион:

    «…широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто…»;

«…очень широкое, настоящий мешок…» (о пальто);

«… рассыльный, лучше одет…».

Одежда – становится причиной нелюдимости, от юноши просто хочется отодвинуться, отойти в сторону.

Положительные черты характера

Бедный студент – юрист 23 лет по социальному статусу является мещанином, но в характере нет типичных признаков данного класса. Обнищавшие мещане потеряли связь со своим положением. Мать и сестра по воспитанности более близки к высшим кругам общества, чем Родион.

Автор выделяет особенные черты героя, объясняет, почему он является главным персонажем сюжета романа. Какие черты характера можно считать положительными у человека, пришедшего к преступлению:

    Ум и образованность. Родион учится легко. Он не заводит друзей, потому что способен сам постичь все науки, ему не нужна помощь и поддержка.

Хороший сын и брат. Родион любит мать и сестру больше самого себя. Он обещает не переставать их любить, но у него нет средств для их содержания.

Владение литературным талантом. Раскольников пишет статьи. Он не интересуется их судьбой, как многие талантливые люди. Главное, создать. Его труд печатают в газете, а он даже е знает об этом.

Смелость. Об этом качестве говорит весь сюжет романа: трус не смог бы решиться проверить теорию, то есть пойти на убийство. Родион всегда имеет свое мнение, не боится его доказывать и обосновывать.

Отрицательные наклонности

Первое впечатление от молодого человека – угрюмый и мрачный. Автор сразу ставит его в рамки психологического портрета – меланхолик. Юноша поглощен внутренними мыслями, он вспыльчив. Каждое внешнее проявление внимания ему мешает и вызывает негатив. Раскольников обладает рядом черт, которые нельзя отнести к положительным:

    Чрезмерная необоснованная гордость. Родион надменен и самолюбив. Когда в нем появились такие качества? Непонятно. Почему он решил, что может так относиться к окружающим? Читатель ищет ответы в тексте. Чувство мешает доброму сердцу Раскольникова, вызывает в нем злобу, жестокость и жажду преступления.

Тщеславие. Неприятное чувство не скрывается юношей. Он смотрит на окружающих так, как будто постоянно видит в них слабые стороны. Иногда юноша ведет себя с окружающими как «заносчивый молокосос», мальчишка.

Самое страшное качество юноши – стремление разбогатеть за счет другого. Если бы преступление осталось нераскрытым, удалось бы все, что задумал герой, он стал бы состоятельным человеком. Его богатство – это слезы таких же, как он. Достаток мог бы изменить доброго человека, сделать из него еще более циничного Свидригайлова. Можно, конечно, оспорить такое мнение, но судьбы других героев романа показывают, что делают деньги с человеком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: