Образы помещиков в поэме Мёртвые души, описание домов, изображения

Сатирические образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

В этой статье мы рассмотрим и проанализируем образы помещиков, главных героев поэмы Гоголя «Мертвые души».

Сюжет «Мёртвых душ» подсказал Гоголю никто иной, как великий русский поэт Александр Пушкин. Поначалу Николай Васильевич рассчитывал написать роман, в котором, по его собственным словам, «было бы уже не одно то, над чем следует смеяться», однако по мере создания книги он начал понимать, что будущий шедевр русской литературы не попадает ни под одно из существовавших на тот момент определений литературного жанра. Следуя примеру Пушкина, назвавшего своего «Евгения Онегина» романом, Гоголь окрестил «Мёртвые души» поэмой в прозе.

С самого начала писателю довелось столкнуться с рядом трудностей. Например, противостоянию с цензурой, которой не понравилось слишком громкое название романа — мёртвых душ, якобы, не должно существовать и в помине. А ведь в книге это понятие имеет не один скрытый или явный контекст. «Мёртвыми душами» могут быть как умершие, но всё ещё числящиеся живыми на бумаге крестьяне, так и духовно очерствевшие и внутренне омертвевшие чиновники и помещики. Но, несмотря на все запреты и недовольство властей, в 1842 году созданное произведение всё-таки увидело свет. Как позднее отозвался о романе Герцен: «Мёртвые души» потрясли всю Россию!».

Издание поэмы произвело настоящий фурор, затмивший даже одну из лучших комедий Гоголя — «Ревизор». Помещики, которые помимо своей воли узнавали себя в образах героев поэмы, были крайне недовольны столь явной сатирой на них, и негативная критика не заставила себя долго ждать — автор подвергся обвинениям в том, что не любит свою страну, издевается над русским народом и т.д.

Однако Белинский и другие прогрессивные люди того времени были уверены, что произведение Гоголя — это сатира настоящего патриота, преданного своему государству и неравнодушного к своему народу. В свою очередь, писатель ничуть не сомневался в том, что его любимую Россию в будущем ждёт великое будущее. Именно по этой причине он и пытался подвергнуть сатире и высмеять устои, сложившиеся в стране. В надежде, что это сможет вызвать социальные перемены. В особенности — в мире дворян и помещиков. Давайте рассмотрим по очереди образы помещиков, описанных в романе «Мертвые души».

Образ Манилова – «Жизнь в мечтах»

Одним из первых образов, высмеянных Гоголем, является Манилов. В принципе, человек он был неплохой — вежливый, добрый, обходительный, однако все эти качества у него трансформированы в нечто гротескное. Несмотря на свой высокий потенциал, Манилов за всю жизнь никому не принёс пользы. Всё его существование было наполнено пустяками и бессмыслицей.

Это не осталось без внимания читателей, и вскоре определение «маниловщина» превратилось в нарицательное. Оно обозначает стремление человека воплотить в жизнь массу грандиозных планов, но при этом не ударить и пальцем о палец и не обращать внимания на то, что мир вокруг живёт по другим правилам и законам, далёким от феерических грёз бездеятельного мечтателя.

Одной из лучших черт характера Манилова является прекраснодушие. Благодаря ему, помещик витал в облаках, уверенный в том, что между людьми нет иных отношений, кроме праздничных, в которых напрочь отсутствуют противоречия и жизненные перипетии. О настоящей жизни он имел столько же понятия, сколько о квантовой физике. На окружающую реальность Манилов смотрел, словно через некую призму, которая передавала всё в ином, более радужном свете. И пока барин витает в облаках, его крестьяне воруют, спиваются и деградируют. Кстати, Манилов был единственным помещиком, который безвозмездно вручил Чичикову свои «мёртвые души», не потребовав абсолютно ничего взамен.

Более подробно про образ Манилова читайте ЗДЕСЬ.

Образ Коробочки – «Деньги как высший смысл»

Далее речь идёт о Коробочке, небольшой помещице, которая только и делала, что вечно жаловалась на свои беды — неурожай и убытки. Но это вовсе не мешало предприимчивой старушке периодически потихоньку откладывать некую сумму в заветную заначку, устроенную в ящиках старинного комода.

Коробочка, в отличие от Манилова, не витает в облаках и не строит грандиозных планов. Вся её жизнь закручена вокруг ведения хозяйства и торговли. И крепостные для неё — это не больше, нежели обычный товар, который можно как приобрести, так и выгодно продать. Поэтому перспектива получить копеечку за уже умерших крестьян пришлась ей весьма по душе. Глядя на суету Коробочки, Чичиков мысленно прозвал её «дубинноголовой», что как нельзя лучше охарактеризовало психологию героини, являющую собой образ стандартной представительницы дворянского общества, проживающего в сельской местности.

Подробное описание образа Коробочки смотрите ТУТ

Образ Ноздрева – «Вся жизнь – игра»

Следующая яркая личность поэмы — это помещик Ноздрёв. Весельчак, балагур, выпивоха, поклонник азартных игр, а помимо этого — безапелляционный враль, болтун, хвастун и психически неуравновешенная личность. Как только Ноздрёв появлялся в обществе, тут же происходил громкий скандал, устроенный им по малейшей причине, а то и вовсе без оной. Чичиков метко подметил, что его новый знакомый — «человек-дрянь». Ведь он не только ведёт себя нагло и самодовольно, но и имеет необузданную страсть «нагадить ближнему». Ну или хотя бы обмануть по-крупному

Собакевич – «Своего не упустит»

Ещё один персонаж книги — Собакевич. Как и Коробочка, Собакевич предпочитает не грезить, подобно Манилову, и не вести развязный образ жизни, подобно Ноздрёву, а заниматься хозяйством. Узнав его поближе, Чичиков понял, что Собакевич на самом деле является пройдохой и хитрым пронырой, душу которого существующий крепостной режим прочно ожесточил и омертвил.

Собакевич — человек ограниченный, лишённый как амбиций, так и каких-либо духовных побуждений. Все его интересы сводятся к набиванию карманов и обильной еде. Даже сама мебель в доме помещика, как подметил Гоголь, призвана олицетворять своего хозяина — несуразная и чересчур громоздкая, совершенно лишённая эстетизма и красоты.

Читайте также:
Реакция помещиков на предложение о покупке мертвых душ, анализ

Образ Плюшкина – «Скупердяйство как болезнь»

Однако самой запоминающейся личностью в поэме является Плюшкин, имя которого стало нарицательным. В своё время, образ этого скупердяя-помещика гениально воплотил на экране великолепный Иннокентий Смоктуновский, которому как нельзя лучше удалось досконально передать все самые запоминающиеся черты характера Плюшкина — мелочность, пошлость, жадность, ничтожность.

Желание сэкономить на всём приобрело у помещика некий маниакальный размах. В каждом из гостей и соседей он видел исключительно врага, явившегося в этот мир, чтобы его ограбить. У несчастных крепостных, находящихся в поместье Плюшкина, была на всех одна пара сапог, и та находилась в доме хозяина, чтобы они не ходили по полу грязными ногами после улицы.

Плюшкин жил затворником, никогда не ходил в гости и терпеть не мог, если кто-нибудь заявлялся к нему. Личностная деградация довела помещика до того, что он выставил за порог дочь и проклял единственного сына. Плюшкин ничуть не заботился о здоровье своих крепостных — люди постоянно гибли у него от болезней, немалое количество находилось в бегах, так как мало кто мог выдержать те нечеловеческие условия жизни, которые имели место в поместье.

Несмотря на это, помещик был уверен, что все его крестьяне — это отъявленные лодыри и тунеядцы, которые только и думают о том, как бы ограбить своего хозяина. В главе, посвящённой Плюшкину, Гоголь описал тяжёлую долю большинства российских крепостных. Одни только внешний вид деревни, где они проживали, говорил о разорении, упадке и разрухе, царящих в обществе.

Подведем итог

Все вышеописанные образы как нельзя лучше рассказывают о сложившейся социальной ситуации того времени. Сам Гоголь проникся чувствами к созданным им персонажам. Несмотря на явно сатирический, и местами даже юмористический роман, «Мёртвые души», при более глубоком осмыслении, являют собой страшную картину, описывающую крепостной быт, который зашёл в тупик от бесчестия, отсутствия моральных принципов, духовно омертвевшего и находящегося в глубоком застое общества, выбраться из которого возможно будет только благодаря глобальным переменам в политике и управлении государством.

Многие из читателей, закрыв последнюю страницу произведения, в очередной раз убедились в мастерстве Гоголя. Он, как никто другой, умел двумя-тремя росчерками пера описать черты характера того или иного человека. Сатира писателя была своевременна в девятнадцатом веке, но и является актуальной в современном обществе. Ведь сейчас нас окружают практически те же самые проблемы, с которыми безуспешно боролись веками — бюрократизм, лицемерие, жажда обогатиться за чужой счёт, скупердяйство и прочее. Все эти слабости всегда были присущи человеческой натуре и избавиться от них не получится, наверное, никогда. Во всяком случае, полностью искоренить их из нашей жизни, по всей видимости, будет невозможно.

Образы помещиков из романа «Мертвые души» описывал Андрей Еременко.

Образы помещиков в поэме «Мертвые души»: описание помещиков, цитаты

Содержание:

В названии поэмы Гоголь указывает не только на мертвые души крепостных, скупаемые главным героем. Душа отсутствует у помещиков, чиновников. Мертвый крестьянин для них – товар, окружающие люди не вызывают интереса. Образы помещиков в поэме «Мертвые души» четко передают отношение автора к власти, зажиточным гражданам девятнадцатого века. Он не наделяет их положительными качествами. Каждый герой имеет определенный порок, сказывающийся на его жизни.

Образы помещиков в поэме «Мертвые души» – кратко

Писатель описал встречу Чичикова с пятью помещиками. Они имеют разные недостатки, индивидуальные особенности, взгляды. Рассмотрим портрет каждого действующего лица.

Цитатная характеристика помещиков в поэме «Мертвые души» – Настасья Коробочка

При создании образа Коробочки Николай Гоголь учел взгляды одиноких, зажиточных женщин того времени. Ярко выраженные отрицательные черты отсутствуют. Персонаж нельзя назвать добрым, приятным. В Настасье противоречит бережливость, практичность с жадностью, подозрительностью. Предложение Павла она воспринимает как истинный делец, отвечая:

– Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам.
Ее не смущает духовная сторона сделки. Главное задание помещицы – не продешевить. Муж Настасьи был секретарем. Он скончался, и вдова сама следила за усадьбой. У нее жили восемьдесят крепостных, слаженно работавших. Это позволяло всему поместью обеспечивать себя продуктами собственного изготовления. О быте хозяйки отзывались хорошо:

– У вас, матушка, хорошая деревенька. мужички на вид дюжие, избенки крепкие.

  • Глупость, необразованность;
  • Подозрительность;
  • Алчность;
  • Боязнь нового.

Вдову за глаза называли глупой старухой. Она изначально подозревала человека в обмане, поэтому старалась максимально обезопасить себя от будущих проблем.

Характеристика образов помещиков в поэме «Мертвые души» – скряга Плюшкин

Поэма характеризует Плюшкина как опустившегося человека. Читателя возмущают все аспекты его личности. Это ограниченный, пошлый человек с унизительными привычками. Он отказывается от заботы о собственных детях, морит крестьян голодом, постоянно ругается на дворовых. Другие герои о нем говорят:

– Восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!

Кардинальные изменения произошли с героем в последние годы. Раньше это был адекватный, хозяйственный человек. Он считался образованным, был счастливо женат, имел трех детей. После гибели жены помещик стал другим человеком. Он в огромном количестве владел:

  • Тканями, кожей;
  • Посудой, мехами;
  • Продуктами питания, запасами.

При этом персонаж голодает, заставляя жить крепостных в ужасающих условиях. Чичиков отметил, что он предложил черствый пряник, старое вино с насекомыми. Об окружающих Плюшкин отзывается негативно, не доверяя никому:

Читайте также:
Семья Курагиных в романе Толстого "Война и Мир - история семейства

– Народ такие воры!

Прижимистость героя характеризуют его походы за мусором по городу. Он забирал любую забытую вещь, ненужный хлам.

Когда помещики видели Плюшкина, они говорили:

– Рыболов вышел на охоту!

Манилов – описание помещиков в «Мертвых душах», цитаты

Манилова главный герой узнает в начале композиции. Когда поэма стала популярной, многие люди начали называть маниловщиной бездельничество, тунеядство. Манилов – мечтатель, он ежедневно выдвигает грандиозные планы, не продвигаясь ни на йоту к их осуществлению. Проекты персонажа совершенно бесполезны. Яркий пример – создание подземного хода или строительство вышки. В обществе о проектах персонажа отзывались с иронией:

– Все эти прожекты так и оканчивались только одними словами.

При общении с другими помещиками он всячески старался им нравиться. Герой – приятный, добрый, отрешенный от мира человек. Общение с ним – скучное, неинтересное. В городе его характеризовали так:

– Весьма обходительный и учтивый помещик.

– В приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства.
Горожане видели неприкрытую лесть, попытки стать другом для каждого человека.

Характеристика помещиков в «Мертвых душах» – образ Собакевича

Собакевича автор называет истинным медведем. Если провести анализ персонажа, то можно заметить, как просматривается ирония в сравнении фамилии и образа. Герой объединяет в себе внешность сильного, опасного животного, оставаясь в душе собакой, гавкающей на окружающих.
– Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, – так отзывались горожане о Собакевиче. Основные черты характера:

  • Практичность;
  • Невоспитанность;
  • Негативное отношение к окружающим.

Значение образов помещиков в «Мертвых душах» – Ноздрево, владелец имения

Для Ноздрева главное – ярмарки, балы, собрания. Чичиков знакомится с ним, посетив трактир. Это энергичный, активный человек, который:

  • Любит играть в карты, гулять, веселиться;
  • Не имеет моральных ценностей;
  • Часто скандалит, дерется;
  • Ленится работать;
  • Оговаривает окружающих.

В персонаже автор объединяет характерные черты безнравственного повесы, говоря:
– Ноздрев долго еще не выведется из мира.

Сатирические образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

В этой статье мы рассмотрим и проанализируем образы помещиков, главных героев поэмы Гоголя «Мертвые души».

Сюжет «Мёртвых душ» подсказал Гоголю никто иной, как великий русский поэт Александр Пушкин. Поначалу Николай Васильевич рассчитывал написать роман, в котором, по его собственным словам, «было бы уже не одно то, над чем следует смеяться», однако по мере создания книги он начал понимать, что будущий шедевр русской литературы не попадает ни под одно из существовавших на тот момент определений литературного жанра. Следуя примеру Пушкина, назвавшего своего «Евгения Онегина» романом, Гоголь окрестил «Мёртвые души» поэмой в прозе.

С самого начала писателю довелось столкнуться с рядом трудностей. Например, противостоянию с цензурой, которой не понравилось слишком громкое название романа — мёртвых душ, якобы, не должно существовать и в помине. А ведь в книге это понятие имеет не один скрытый или явный контекст. «Мёртвыми душами» могут быть как умершие, но всё ещё числящиеся живыми на бумаге крестьяне, так и духовно очерствевшие и внутренне омертвевшие чиновники и помещики. Но, несмотря на все запреты и недовольство властей, в 1842 году созданное произведение всё-таки увидело свет. Как позднее отозвался о романе Герцен: «Мёртвые души» потрясли всю Россию!».

Издание поэмы произвело настоящий фурор, затмивший даже одну из лучших комедий Гоголя — «Ревизор». Помещики, которые помимо своей воли узнавали себя в образах героев поэмы, были крайне недовольны столь явной сатирой на них, и негативная критика не заставила себя долго ждать — автор подвергся обвинениям в том, что не любит свою страну, издевается над русским народом и т.д.

Однако Белинский и другие прогрессивные люди того времени были уверены, что произведение Гоголя — это сатира настоящего патриота, преданного своему государству и неравнодушного к своему народу. В свою очередь, писатель ничуть не сомневался в том, что его любимую Россию в будущем ждёт великое будущее. Именно по этой причине он и пытался подвергнуть сатире и высмеять устои, сложившиеся в стране. В надежде, что это сможет вызвать социальные перемены. В особенности — в мире дворян и помещиков. Давайте рассмотрим по очереди образы помещиков, описанных в романе «Мертвые души».

Образ Манилова – «Жизнь в мечтах»

Одним из первых образов, высмеянных Гоголем, является Манилов. В принципе, человек он был неплохой — вежливый, добрый, обходительный, однако все эти качества у него трансформированы в нечто гротескное. Несмотря на свой высокий потенциал, Манилов за всю жизнь никому не принёс пользы. Всё его существование было наполнено пустяками и бессмыслицей.

Это не осталось без внимания читателей, и вскоре определение «маниловщина» превратилось в нарицательное. Оно обозначает стремление человека воплотить в жизнь массу грандиозных планов, но при этом не ударить и пальцем о палец и не обращать внимания на то, что мир вокруг живёт по другим правилам и законам, далёким от феерических грёз бездеятельного мечтателя.

Одной из лучших черт характера Манилова является прекраснодушие. Благодаря ему, помещик витал в облаках, уверенный в том, что между людьми нет иных отношений, кроме праздничных, в которых напрочь отсутствуют противоречия и жизненные перипетии. О настоящей жизни он имел столько же понятия, сколько о квантовой физике. На окружающую реальность Манилов смотрел, словно через некую призму, которая передавала всё в ином, более радужном свете. И пока барин витает в облаках, его крестьяне воруют, спиваются и деградируют. Кстати, Манилов был единственным помещиком, который безвозмездно вручил Чичикову свои «мёртвые души», не потребовав абсолютно ничего взамен.

Читайте также:
«Критики» 📚 краткое содержание рассказа В.М. Шукшина для читательского дневника, анализ, главные герои произведения, основной смысл и тема

Более подробно про образ Манилова читайте ЗДЕСЬ.

Образ Коробочки – «Деньги как высший смысл»

Далее речь идёт о Коробочке, небольшой помещице, которая только и делала, что вечно жаловалась на свои беды — неурожай и убытки. Но это вовсе не мешало предприимчивой старушке периодически потихоньку откладывать некую сумму в заветную заначку, устроенную в ящиках старинного комода.

Коробочка, в отличие от Манилова, не витает в облаках и не строит грандиозных планов. Вся её жизнь закручена вокруг ведения хозяйства и торговли. И крепостные для неё — это не больше, нежели обычный товар, который можно как приобрести, так и выгодно продать. Поэтому перспектива получить копеечку за уже умерших крестьян пришлась ей весьма по душе. Глядя на суету Коробочки, Чичиков мысленно прозвал её «дубинноголовой», что как нельзя лучше охарактеризовало психологию героини, являющую собой образ стандартной представительницы дворянского общества, проживающего в сельской местности.

Подробное описание образа Коробочки смотрите ТУТ

Образ Ноздрева – «Вся жизнь – игра»

Следующая яркая личность поэмы — это помещик Ноздрёв. Весельчак, балагур, выпивоха, поклонник азартных игр, а помимо этого — безапелляционный враль, болтун, хвастун и психически неуравновешенная личность. Как только Ноздрёв появлялся в обществе, тут же происходил громкий скандал, устроенный им по малейшей причине, а то и вовсе без оной. Чичиков метко подметил, что его новый знакомый — «человек-дрянь». Ведь он не только ведёт себя нагло и самодовольно, но и имеет необузданную страсть «нагадить ближнему». Ну или хотя бы обмануть по-крупному

Собакевич – «Своего не упустит»

Ещё один персонаж книги — Собакевич. Как и Коробочка, Собакевич предпочитает не грезить, подобно Манилову, и не вести развязный образ жизни, подобно Ноздрёву, а заниматься хозяйством. Узнав его поближе, Чичиков понял, что Собакевич на самом деле является пройдохой и хитрым пронырой, душу которого существующий крепостной режим прочно ожесточил и омертвил.

Собакевич — человек ограниченный, лишённый как амбиций, так и каких-либо духовных побуждений. Все его интересы сводятся к набиванию карманов и обильной еде. Даже сама мебель в доме помещика, как подметил Гоголь, призвана олицетворять своего хозяина — несуразная и чересчур громоздкая, совершенно лишённая эстетизма и красоты.

Образ Плюшкина – «Скупердяйство как болезнь»

Однако самой запоминающейся личностью в поэме является Плюшкин, имя которого стало нарицательным. В своё время, образ этого скупердяя-помещика гениально воплотил на экране великолепный Иннокентий Смоктуновский, которому как нельзя лучше удалось досконально передать все самые запоминающиеся черты характера Плюшкина — мелочность, пошлость, жадность, ничтожность.

Желание сэкономить на всём приобрело у помещика некий маниакальный размах. В каждом из гостей и соседей он видел исключительно врага, явившегося в этот мир, чтобы его ограбить. У несчастных крепостных, находящихся в поместье Плюшкина, была на всех одна пара сапог, и та находилась в доме хозяина, чтобы они не ходили по полу грязными ногами после улицы.

Плюшкин жил затворником, никогда не ходил в гости и терпеть не мог, если кто-нибудь заявлялся к нему. Личностная деградация довела помещика до того, что он выставил за порог дочь и проклял единственного сына. Плюшкин ничуть не заботился о здоровье своих крепостных — люди постоянно гибли у него от болезней, немалое количество находилось в бегах, так как мало кто мог выдержать те нечеловеческие условия жизни, которые имели место в поместье.

Несмотря на это, помещик был уверен, что все его крестьяне — это отъявленные лодыри и тунеядцы, которые только и думают о том, как бы ограбить своего хозяина. В главе, посвящённой Плюшкину, Гоголь описал тяжёлую долю большинства российских крепостных. Одни только внешний вид деревни, где они проживали, говорил о разорении, упадке и разрухе, царящих в обществе.

Подведем итог

Все вышеописанные образы как нельзя лучше рассказывают о сложившейся социальной ситуации того времени. Сам Гоголь проникся чувствами к созданным им персонажам. Несмотря на явно сатирический, и местами даже юмористический роман, «Мёртвые души», при более глубоком осмыслении, являют собой страшную картину, описывающую крепостной быт, который зашёл в тупик от бесчестия, отсутствия моральных принципов, духовно омертвевшего и находящегося в глубоком застое общества, выбраться из которого возможно будет только благодаря глобальным переменам в политике и управлении государством.

Многие из читателей, закрыв последнюю страницу произведения, в очередной раз убедились в мастерстве Гоголя. Он, как никто другой, умел двумя-тремя росчерками пера описать черты характера того или иного человека. Сатира писателя была своевременна в девятнадцатом веке, но и является актуальной в современном обществе. Ведь сейчас нас окружают практически те же самые проблемы, с которыми безуспешно боролись веками — бюрократизм, лицемерие, жажда обогатиться за чужой счёт, скупердяйство и прочее. Все эти слабости всегда были присущи человеческой натуре и избавиться от них не получится, наверное, никогда. Во всяком случае, полностью искоренить их из нашей жизни, по всей видимости, будет невозможно.

Образы помещиков из романа «Мертвые души» описывал Андрей Еременко.

Мечты Манилова и жизненные цели героя поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Отношение к хозяйству Манилова

Персонаж, мягко говоря, не отличается практичностью, что ярко показано на примере описания его усадьбы.

Дом героя стоит на открытом пространстве, доступном всем ветрам, пруд зарос зеленью, деревня обеднела. Перед Чичиковым открываются жалкие, безжизненные виды. Повсюду царит ветхость и запустение.

Хозяйство Манилов не занимался, на поля он никогда не выезжал, не знал о количестве крепостных и скольких из них уже нет в живых. Ведение дел помещик поручил приказчику, а сам полностью устранился от решения насущных проблем.

Читайте также:
Поэты Серебряного века - выдающиеся личности эпохи, течения литературы читать

Он никак не может взять в толк, зачем Чичикову могли понадобиться мертвые души, но в то же время он счастлив предаваться фантазии, как было бы здорово пожить рядом с ним на берегу реки. Приказчик, ведущий хозяйство Манилова, безнадежный пьяница, а слуги только и тем и занимаются, что спят и бездельничают.

Манилов – единственный, кто не стал продавать мертвые души, а решил отдать их даром. Кроме того, помещик берет на себя все расходы по оформлению купчей. Данный поступок наглядно демонстрирует непрактичность героя. Единственное, чем руководствуется Манилов – бессмысленное подхалимство перед Чичиковым, как и перед любым другим человеком.

Семья Манилова

Помещик имеет семью. У него и жена Лиза, и дети. Он примерный семьянин, любящий муж.

Красивая и образованная супруга, однако, так же как и муж, была ленивой и не удосуживалась заниматься делами по дому.

Их брак продолжается уже 8 лет, но теплота взаимных чувств осталась. И это не показные отношения между супругами. Они на самом деле очень трепетно относятся друг к другу.

В их любящей семье растут два сына: восьми и шести лет. Фемистоклюс и Алкид. Мальки добрые и послушные, ответственно относятся к обучению, проявляют смекалку и ум.

Взаимоотношения Манилова и Чичикова

В отличие от других помещиков, Манилов встречает Чичикова с большим радушием и гостеприимством, проявляя себя как заботливый и внимательный хозяин. Он во всем старается угодить Чичикову.

В сделке с главным героем Манилов не ищет выгоды, всячески отказываясь принимать плату за мертвые души. Он отдает их даром, по дружбе.

Поначалу помещик недоумевает по поводу необычного предложения Чичикова, да так, что у него выпадает трубка изо рта и пропадает дар речи.

Свое отношение к сделке Манилов переменил после того, как Чичиков ловко оформил свою просьбу в красивые слова – помещик тот час же успокоился и согласился.

Главный герой, в свою очередь, не может поверить в то, что Манилов и приказчик не в состоянии дать ответ, сколько у них крестьян умерло с прошлой переписи.

Характеристика помещика

Чичиков добирался до деревни Манилова долго, так как вместо обещанных 15 верст, дорога заняла 30 верст. Увиденное не обрадовало Павла Ивановича: господский дом одиноко стоял на возвышении, а местность была неухоженной. Неподалеку расположилась беседка, которая называлась «храм уединения». С другой стороны находился пруд, который полностью зарос зеленью.

Небольшие серенькие избы удивляли Чичикова тем, что между ними не было деревьев. Вся деревня вызывала странное ощущение запустения, но Павел Иванович попытался объяснить все стремлением Манилова следовать английской моде.

Помещик — деловой и сентиментальный человек, который обладает приятной внешностью и обаянием. Но за этим скрывается его настоящая сущность: черствая, бездушная, ничтожная. Он добродушно встречает Чичикова и приглашает его в дом.

Некоторые особенности внешности Манилова:

  • белокурый;
  • голубоглазый;
  • обладает приятными чертами лица.

Но в то же время помещик был слишком сахарным и добродушным. Подобная внешность только отталкивала. Первое впечатление о мужчине было хорошим, но постепенно оно менялось. Мужчина был скучным собеседником, так как он не высказывал личной точки зрения и обходился общими фразами.

Характерные черты поведения Манилова:

  1. Не высказывает критики.
  2. Деликатный и сердечный в общении, особенно сильно это проявляется в его стремлении показывать восторг.
  3. Любимые выражения — «приятнейшая», «любезная», «милый» и другие. Его речь насыщена местоимениями, наречиями, междометиями. Все это подчеркивает тот факт, что у Манилова нет определенного отношения к окружающему миру.

У помещика двое сыновей, которые обладают необычными именами. Старшего звали Фемистоклюсом, ему было 7 лет, а младшему Алкиду исполнилось только 6 лет. Первому ребенку пророчили большое будущее в роли дипломата, так как он отличался остроумием. У Алкида не было таких серьезных успехов, но отец все равно возлагал на него надежду.

Помещик женат больше восьми лет, но все еще сохранил романтичный настрой. Он постоянно делает маленькие сюрпризы своей жене. Их брак кажется благополучным и счастливым.

Помещик — мечтатель

О первом жителе пригорода, которого посетил Павел Иванович Чичиков, читатель узнает достаточно много. Он отставной офицер, привыкший курить трубку еще с армейской службы. Восемь лет женат на Лизоньке, с которой имеет двух сыновей. Любовь между супругами напоминает истинное счастье. Они носят друг другу конфеты, яблоки, орешки, проявляя этим заботу. Говорят нежными голосами. Любовь своей излишней сентиментальностью напоминает пародию. Сыновья имеют такие имена, что на них нельзя не остановиться: Алкид и Фемистоклюс. Родители хотели выделить своих детей из толпы хотя бы именами. Манилов представляет себя западником, человеком, который строит свою жизнь на европейский манер, но из этого получается абсурд и несуразица.

Доверчивость хозяина барского дома приводит к обману. Крестьяне просят отпустить их на заработки, а сами идут гулять и пьянствовать. Наивность господина приводит к разрухе. Вся усадьба безжизненная и жалкая. Не вызывает удивления у читателя приказчик в поместье — пьяница и лентяй. Жизнь в усадьбе и вокруг течет по каким-то своим неведомым законам. Помещик стал ассоциацией целого образа жизни – «маниловщины». Это праздное, мечтательное отношение к жизни без дела и действий.

Характеристика Манилова как личности

С первого взгляда Манилов сразу располагает к себе собеседника. Он доброжелателен и гостеприимен, всегда рад завести разговор. Но очень стесняется своей не образованности, поэтому специально для собственного развития посещает заведения, где может поговорить с кем-нибудь на серьезные темы. Но это у него плохо получается.

Читайте также:
Дуэль кратко - читайте онлайн в нашей статье для читательского дневника

В людях видит только положительные черты, за что выражает им свое почтение, на недостатки в других просто закрывает глаза.

Вежливость и доброжелательность в общении производит на любого приятное впечатление.

Но так как у Манилова никаких четких взглядов, никакой собственной позиции нет, то общение с ним быстро становилось в тягость собеседнику.

Гоголь даже предложил некую схему общения с Маниловым.

  1. Ровно минуту с ним можно было нормально поговорить.
  2. Через две минуты собеседнику начинало уже наскучивать общение с помещиком.
  3. А через три минуты человек уже не знал, куда деваться от такого общения.

Из-за недостатка образования Манилов не может долго поддерживать беседу, но зато очень красиво (просто каллиграфически) и грамотно пишет, чем изрядно удивил Чичикова.

С армейских времен Манилов имеет пристрастие к курительной трубке. Никаких других увлечений помещик не имеет.

Основная роль персонажа

Гоголь уделял особое внимание описанию каждого помещика поэмы «Мертвые души». Мечты Манилова о мосте, подземном ходе, огромном доме с бельведером никогда не будут воплощены в жизнь, потому что помещику чужд любой труд.

Ко всем людям, в том числе и крестьянам, он относится добродушно, не осуждает и не ругается с ними. Но все это происходит не из человеколюбия, а потому что ему удобно так себя вести. Если гость ему выгоден, то Манилов ведет себя заискивающее.

Гоголь же описывал помещика достаточно кратко: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы». По мнению писателя, людей, вроде Манилова, очень много в мире, их портреты сложно сделать уникальными. У них нет ничего особенного и выдающегося.

Роль Манилова в поэме заключается в том, чтобы показать губительность праздного образа жизни. Если человек будет, как помещик, постоянно предаваться фантастическим мечтам, то в его жизни быстро воцарит разруха, поэтому необходимо уделять внимание реальным проблемам и решать их.

Особенности изучения в школе

В поэме Гоголя «Мертвые души» мечты Манилова символизируют бесполезные фантазии, которые никуда не ведут. У помещика нет имени и отчества, кроме приятной внешности и добродушия у него ничего нет. Он духовно пустой человек, который не имеет никакой особой роли в мире. В произведении Гоголя Манилов только предается мечтам о том, как он преобразует усадьбу. Он даже не понимает, что его фантазии невозможно воплотить в жизнь.

В школе поэму «Мертвые души» изучают в 10 классе. Ученикам перед написанием сочинения стоит сделать цитатные характеристики персонажей, то есть выписать из книги цитаты, которые их описывают. Такая краткая информация поможет лучше представить особенности всех героев.

Сочинение на тему «Образ и характеристика Манилова» пишется в классе, поэтому школьникам нужно предварительно подготовиться. Им нужно знать не только внешние особенности персонажа, но и черты их характеров. Задача учеников выразить свое отношение к «маниловщине» и привести аргументы в защиту своей позиции.

Перед сочинением школьники могут сделать сравнительную характеристику всех персонажей произведения «Мертвые души» — это позволит увидеть особенности каждого героя. Подробный анализ позволит лучше понять авторский замысел.

Манилов не является отрицательным персонажем, но и положительным его сложно назвать. Все что у него есть — это духовная пустота и ничтожность. Иногда этого персонажа сравнивают с Обломовым, но особенность помещика — это полное удовлетворение от жизни.

Термин «маниловщина» означает стремление вести праздный образ жизни, который наполнен мечтами и бездействием. Для человека — это плохое состояние, так как отсутствие занятий и стремлений приводит к духовному регрессу.

Мечты героя

У Манилова нет жизненных целей, так как вся его деятельность сводится к фантазиям. Он не обращает внимания на то, что крестьяне отпрашивались у него, а сами шли пьянствовать. Помещик смотрел на пруд и не видел, насколько он заросший. В этот момент мужчина представлял, как построит каменный мост или сделает подземный ход. Рядом с прудом должны были торговать купцы, которые поставляли бы товары для крестьян.

Манилов не привык доводить что-то до конца. В его кабинете лежала книга с закладкой на 14 странице, и за два года помещик так и не прочитал ее. Он мечтал поставить в гостиной мебель, которая будет обтянута шелком, но ткани не хватило на два кресла, поэтому их украсили рогожей.

В некоторых комнатах мебели не было, и Манилов мечтал, как обставит их, но не предпринимал для этого никаких действий. Помещик был полностью очарован Чичиковым и начал мечтать о том, как они вместе будут жить в одном доме. После прощания Манилов представляет, как они с Павлом Ивановичем построят большой дом и будут приезжать на светские вечера, царь сделает их генералами.

Характеристика и описание портрета героя Манилова

Портрет данного персонажа, как и любого другого, складывается из нескольких параметров.

К ним относятся:

  • жизненные установки героя,
  • увлечения,
  • описание домашнего убранства и рабочего места (если таковое имеется),
  • первое впечатление о персонаже,
  • речь и манера поведения.

Жизненные цели помещика

Герой не строит определенных планов. Все мечты его крайне расплывчаты и далеки от реальности – осуществить их не представляется возможным.

Одним из прожектов была задумка построить подземный тоннель и мост через пруд. В итоге не было сделано и капли из того, что нафантазировал помещик.

Герой не способен планировать собственную жизнь и принимать настоящие решения. Вместо реальных дел Манилов занимается словоблудием.

Однако есть в нем и хорошие черты – помещика можно охарактеризовать как хорошего семьянина, который искренне любит свою жену и своих детей, заботится об их настоящем и будущем.

Читайте также:
Душевная драма Катерины Кабановой в пьесе А.Н. Островского "Гроза" ℹ значение образа героини в произведении, причины страданий девушки и последствия внутренней борьбы

Любимые занятия

Досуг Манилова ничем не заполнен. Большую часть времени он проводит в беседке с надписью «Храм уединенного размышления». Именно здесь герой предается своим фантазиям, мечтает, придумывает неосуществимые прожекты.

Также герой любит сидеть у себя в кабинете, размышлять и от безделья выстраивать «красивыми рядками» горки золы. Постоянно пребывая в своих мечтаниях, помещик никогда не выезжает на поля.

Описание кабинета Манилова

Кабинет помещика, как и вся его усадьба, очень точно характеризует личность героя. Внутреннее убранство подчеркивает особенности характера и привычки персонажа. Окна кабинета выходят на сторону леса. Неподалеку лежит книжка, заложенная закладкой на одной и той же странице, уже целых два года.

В целом, помещение выглядит приятно. Из мебели в ней: стол с книгой, четыре стула, кресло. Больше всего в кабинете было табаку кругом рассыпан пепел из табачной трубки.

Первое впечатление о герое

На первый взгляд, персонаж представляется обаятельным человеком. Благодаря своему безмерному добродушию герой видит во всех самое лучшее, а недостатки вовсе не обнаруживает или закрывает на них глаза.

Первое впечатление длится недолго. Вскоре общество Манилова становится для собеседника ужасно скучным. Дело в том, что герой не имеет собственной точки зрения, а только лишь произносит «медовые» фразы и мило улыбается.

В нем нет жизненной энергии, настоящих желаний, которые движут личностью, заставляют действовать. Таким образом, Манилов – это мертвая душа, серый, бесхарактерный человек, без определенных интересов.

Манера поведения и речь помещика

Манилов ведет себя очень гостеприимно. При этом герой настолько приятен в общении, что иногда это становится чрезмерным. Взгляд помещика словно источает сахар, а речи приторны до безобразия.

Манилов очень скучный собеседник, от него никогда невозможно услышать критики, возмущения, «заносчивого слова». В разговоре проявляются живые манеры героя, быстрая речь Манилова похожа на птичье щебетание, насыщенное любезностями.

Помещик отличается деликатностью и сердечностью в общении. Эти качества проявляются в ярких и напыщенных формах нескончаемого восторга («щи, но от чистого сердца»).

Среди любимых выражений героя присутствуют такие слова, как «позвольте», «любезная», «приятнейший», «препотченнейший», «милый». Кроме того, разговор Манилова насыщен местоимениями, междометиями и наречиями неопределенной формы: этакое, этак, какой-нибудь. Эти слова подчеркивают неопределенное отношение Манилова ко всему окружающему.

Речь героя не имеет смысла, она пуста и бесплодна. И все-таки господин Манилов – человек неразговорчивый, и свободное время предпочитает уделять размышлениям, нежели беседе.

Усадьба Манилова

Большое поместье Манилова могло бы быть очень доходным, если бы хозяин занимался им.

Деревня, в которой 200 домов, есть пруд и лес. И всё это не ухожено из-за лени помещика управлять делами.

Помещик отличался ленью, поэтому хозяйство было в запустении. В мечтах он хотел бы иметь красивый и ухоженный дом, но ему лень было даже давать правильные распоряжения своего управляющему по хозяйству. Он соглашался со всем, что ему говорил служащий, не ставя никаких планов по улучшению обстановки и хозяйства.

В усадьбе есть беседка для размышлений помещика в одиночестве и клумбы, которые тоже очень запущены.

Беседка — место, где рождаются идеи Манилова, но тут же они и остаются в планах и мечтах.

Вещи в доме у Манилова совершенно разные. Есть хорошие, много старых и не годных к употреблению.

В доме старые и хорошие вещи располагаются рядом. Кабинет можно назвать приличным, но повсюду рассыпан табак, даже на бумагах помещика.

На столе Манилова давно начатая книга, но дочитать ему хватило сил лишь до 14-й страницы, где и была сделана закладка.

Мечты Манилова и жизненные цели героя поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Характеристика помещика

Чичиков добирался до деревни Манилова долго, так как вместо обещанных 15 верст, дорога заняла 30 верст. Увиденное не обрадовало Павла Ивановича: господский дом одиноко стоял на возвышении, а местность была неухоженной. Неподалеку расположилась беседка, которая называлась «храм уединения». С другой стороны находился пруд, который полностью зарос зеленью.

Небольшие серенькие избы удивляли Чичикова тем, что между ними не было деревьев. Вся деревня вызывала странное ощущение запустения, но Павел Иванович попытался объяснить все стремлением Манилова следовать английской моде.

Помещик — деловой и сентиментальный человек, который обладает приятной внешностью и обаянием. Но за этим скрывается его настоящая сущность: черствая, бездушная, ничтожная. Он добродушно встречает Чичикова и приглашает его в дом.

Некоторые особенности внешности Манилова:

  • белокурый;
  • голубоглазый;
  • обладает приятными чертами лица.

Но в то же время помещик был слишком сахарным и добродушным. Подобная внешность только отталкивала. Первое впечатление о мужчине было хорошим, но постепенно оно менялось. Мужчина был скучным собеседником, так как он не высказывал личной точки зрения и обходился общими фразами.

Характерные черты поведения Манилова:

  1. Не высказывает критики.
  2. Деликатный и сердечный в общении, особенно сильно это проявляется в его стремлении показывать восторг.
  3. Любимые выражения — «приятнейшая», «любезная», «милый» и другие. Его речь насыщена местоимениями, наречиями, междометиями. Все это подчеркивает тот факт, что у Манилова нет определенного отношения к окружающему миру.

У помещика двое сыновей, которые обладают необычными именами. Старшего звали Фемистоклюсом, ему было 7 лет, а младшему Алкиду исполнилось только 6 лет. Первому ребенку пророчили большое будущее в роли дипломата, так как он отличался остроумием. У Алкида не было таких серьезных успехов, но отец все равно возлагал на него надежду.

Помещик женат больше восьми лет, но все еще сохранил романтичный настрой. Он постоянно делает маленькие сюрпризы своей жене. Их брак кажется благополучным и счастливым.

Краткая характеристика Манилова

Помещик Манилов – яркий герой в галерее персонажей гоголевской поэмы. Прямая характеристика Манилова из “Мёртвых душ” занимает у автора всего один абзац, но дом, обстановка и диалоги героя с Чичиковым прорисовывают каждую чёрточку характера и натуры помещика с непревзойдённым мастерством.

Читайте также:
Сочинение День победы 9 мая - тексты и примеры на тему

Манилов – человек в самом расцвете сил. Он добродушно и часто улыбается так, что его глаза прятались и их было практически не видно. Манилов имеет светлые волосы и голубые глаза, внешне он довольно приятен.

В общении помещик любезен и учтив. Он имеет привычку щуриться. В одежде и внешнем виде у Манилова нет каких-либо ярких особенностей, он не выделяется из общества ничем: ни видом, ни характером.

В целом, Манилов не имеет никаких ярких отрицательных качеств, но его лень, аморфность, безразличность делает его неинтерсным, скучным, потерянным, отставшим о жизни.

Образ и характеристика Манилова

Манилов живет на полную ногу и в комфорте. Также он целый день тратит на свои мечты, они не покидают его голову. Данные мечты ничего хорошего собой представляют. Такая жизнь ведет к беспорядку в доме и на участке. Крепостные стали ленивые и не покорные. Но, Манилов не посвящает себя в бытовые дела, всем управляет приказчик.

Манилов довольно молчаливый человек, он только и думает целый день, как воплотить в жизнь свои мечты. У помещика есть жена, которую он не разлюбил за 8 лет брака. Женщина посвящает себе воспитанию детей. Кстати звать их довольно странно для России, Фемистоклюс и Алкид.

Когда Манилов впервые с кем-то знакомится, люди просто поражены манере его общения. Он очень культурен и приятен, он нравится людям. Помещик старается не смотреть на негативные качества людей, он замечает только хорошие. Бывали случаи, что своими хорошими манерами общения и поведение он раздражал людей. Иногда он просто «перегибал палку».

Человек этот практически ничем полезным не занят. Манилов любил проводить время в своей комнате и мечтать. Или просто размышлять о чем-то. Кабинет его был совсем не для работы.

Помещик читал одну и ту же книгу в течении двух лет, в которой лежала закладка на одной странице. С Людьми он специально, даже излишне приятен. Он может обсыпать людей комплиментами и любезностями, но, по сути, его речь пустая и не имеет никакого интереса.

Изначально складывается впечатление, что перед вами очень приятный человек. А далее он быстро гаснет и становится довольно скучным. Помещик не умеет высказывать свои мысли, да в принципе у него и нет своего мнения.

Человек довольно прямолинейный и в каком-то смысле мертвый душой. Персонаж очень серый и не имеющий характера, он даже не имеет каких-то особенных умений и склонностей.

Данного героя окружают вещи, которые вообще не имеют никакого толку. Это говорит о том, что помещик относится к жизни безразлично. Дом всегда открыт на распашку, хочешь заходи, хочешь выходи.

Подытожим. Автор заостряет внимание читателя на внутреннем мире Манилова. Его душа пуста и ничтожна. А прикрыта она праздной жизнью и чрезмерными приятными манерами. Данный герой не имеет практически нечего плохого, но в нем нет ничего и хорошего.

Гоголь не дает шанса этому герою произведения как-то поменяться или переродится. Этот человек по сути своей пустое место, поэтому и меняться в нем просто нечему. Данный персонаж передает поведение некоторых людей в реальной жизни, которые только и занимаются тем, что мечтают не пойми о чем.

Образ жизни

Манилов является зажиточным помещиком, так как у него в деревне около 200 домов. Но в реальности он совершенно не занимается своими владениями, позволяет им развиваться самостоятельно. Без хозяина места быстро пришли в запустение.

В сравнении с Собакевичем, Манилов не жесток с крестьянами. Он не наказывает их, не морит голодом, но и не стремится улучшить их жизнь. Помещик равнодушно относится к хозяйству и совсем им не занимается. Он не ездит на поля, полностью поручив управление своему приказчику.

Манилов даже не смог ответить Чичикову, сколько у него крепостных и кто из них уже умер. Помещику сложно понять зачем Павлу Ивановичу столько мертвых душ. В то же время он начинает мечтать о том, чтобы пожить вместе с Чичиковым на берегу моря.

Настоящий глава хозяйства — приказчик, но он беспробудный пьяница. Слуги предпочитают спать и бездельничать. Манилов ведет праздный образ жизни, он постоянно курит трубку и представляет разные картины. Он мечтатель, но его фантазии невозможно реализовать.

Дома в деревне помещика ветхие и серые, безликие, но Манилова это не беспокоит. Он отдал мертвые души Чичикову даром, а не продал, как другие. Помещик оплачивает все расходы по оформлению купчей. Все это делает его непрактичным и желающим выслужиться перед Чичиковым.

Манилова нельзя назвать жестоким или злым. И с учителями, и с кучером он ведет себя вежливо. Но помещик отличается наивность и доверчивостью, поэтому его легко обмануть. В нем есть доброта, мягкость, но без критического взгляда на жизнь — эти качества губительны.

Мечты героя

У Манилова нет жизненных целей, так как вся его деятельность сводится к фантазиям. Он не обращает внимания на то, что крестьяне отпрашивались у него, а сами шли пьянствовать. Помещик смотрел на пруд и не видел, насколько он заросший. В этот момент мужчина представлял, как построит каменный мост или сделает подземный ход. Рядом с прудом должны были торговать купцы, которые поставляли бы товары для крестьян.

Читайте также:
Отношения Григория Печорина и Бэлы в романе Лермонтова

Манилов не привык доводить что-то до конца. В его кабинете лежала книга с закладкой на 14 странице, и за два года помещик так и не прочитал ее. Он мечтал поставить в гостиной мебель, которая будет обтянута шелком, но ткани не хватило на два кресла, поэтому их украсили рогожей.

В некоторых комнатах мебели не было, и Манилов мечтал, как обставит их, но не предпринимал для этого никаких действий. Помещик был полностью очарован Чичиковым и начал мечтать о том, как они вместе будут жить в одном доме. После прощания Манилов представляет, как они с Павлом Ивановичем построят большой дом и будут приезжать на светские вечера, царь сделает их генералами.

Манилов в поэме Гоголя

Манилов – первый помещик, с которым Н.В. Гоголь знакомит читателя. При этом его образ можно считать центральным, он лучше всего запоминается. Автор мастерски создает характеристику героя.

Когда Чичиков только въезжает в Маниловку, создается впечатление уютного дома, приятных и радушных хозяев. Все так и веет гостеприимством и даже уютом. Но, пробыв в этом доме какое-то время, становится душно, противно, хочется оттуда сбежать вместе с главным героем.

Первоначально складывается приятный образ умного и интеллигентного человека, но потом собеседнику открывается его пустота, посредственность, пошлость. С барином становится неинтересно, приторно, тошно ведь Манилов никогда не имеет своего мнения, а лишь поддерживает светскую беседу выученными общими фразами.

Изначально Манилов кажется собеседникам милым, приятным и добрым человеком, но общение с ним вызывает скуку смертную. В его речах нет задора, индивидуальности, живого слова. При этом беседы его заискивающие, он отчаянно ищет расположения собеседника. Герой испытывает к Чичикову восторженную симпатию.

У помещика достаточно приятная внешность. Он не стар, белокур, с голубыми глазами и заманчивой улыбкой. Одевается дорого, хоть и безвкусно. И на первый взгляд, это видный мужчина. Его глаза «сладкие как сахар» с милым прищуром, особенно, когда смеется. Такой же сладкой и манящей была улыбка героя.

Вообще в описание героя очень много «сахара». В чертах лица, мимике, выражениях и беседах. «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». «Являл в лице своем выражение не только сладкое, но даже приторное».

Мужчина уже 8 лет женат. Любит свою супругу Лизу. И она мужем очень довольна. Они трогательно и нежно приносят друг другу кусочки фруктов, конфетки и прочие вкусности. Общаясь при этом совершенно приторными голосами, что вызывает у читателя отвращение или смех. Дети их названы совершенно странными и вычурными именами: Фемистоклюс и Алкид. А воспитанием их занимаются слуги.

Большинство знакомых считают Манилова скромным, воспитанным, деликатным, сердечным и образованным человеком. Отчасти, это действительно так. В сделке с Чичиковым он ведет себя бескорыстно в материальном плане. И даже юридические издержки берет на себя. Но его выгода в том, что ему приятно быть полезным Чичикову, это льстит помещику.

Характер героя определить трудно, он, что называется ни то, ни се. Но детали, прописанные автором, достаточно красноречивы. Манилов никогда не доводит дела до конца. А чаще их и вовсе не начинает. А только грезит о том, что хорошо бы сделать. Строит планы, которые никогда не осуществит.

Одним из таких мечтаний становится мост, о котором каждый гость Маниловки слышит по нескольку раз. На столе у хозяина лежит пыльная книга, открытая много лет на одной и той же странице. Мебель обтянута дорогим иностранным сукном, на, правда, его на все предметы не хватило.

Маниловщина – это ложная идиллия, утопия своего рода. И она затягивает, если вовремя из нее не вырваться. Поэтому из поместья так хочется сбежать, поскорее уехать, пока еще есть силы бороться.

Вещи вокруг помещика

Все предметы, окружающие хозяина, говорят о его неприспособленности, оторванности от действительности.

Здание стоит на ветру, на возвышенности без деревьев. Вокруг жидкие кроны берез, которые автор называет верхушками. Символ России теряет свою природную привлекательность.

Поверхность воды не видна. Она заросла ряской, больше схожа с болотом.

Название места отдыха господина «Храм уединенного размышления». Здесь должно быть уютно, но нет ни слова об этом. Запущенная постройка.

В одной из комнат уже 8 лет нет мебели, пустота в барском доме не из-за отсутствия средств, а от лени и бесхозяйственности господ.

Помещик Манилов – единственный, кто не продал, а отдал мертвых душ. Он настолько непрактичен, что берет на себя расходы по оформлению покупки. Но в этом вся суть помещика: бессмысленное подхалимство перед любым человеком, будь это даже преступник или подлец.

Образ и характеристика Манилова в поэме «Мертвые души» Гоголя

Среди помещиков, которых посетил Павел Иванович Чичиков, Манилов стоит особняком.

Образ и характеристика Манилова в поэме «Мертвые души» – олицетворение живых людей, потерявших свою личность и индивидуальность. Манилов – это душа, потерявшая цель жизни, «мертвая душа», но она ничего не стоит даже для такого подлеца, как Чичиков.

Помещик – мечтатель

О первом жителе пригорода, которого посетил Павел Иванович Чичиков, читатель узнает достаточно много. Он отставной офицер, привыкший курить трубку еще с армейской службы. Восемь лет женат на Лизоньке, с которой имеет двух сыновей. Любовь между супругами напоминает истинное счастье. Они носят друг другу конфеты, яблоки, орешки, проявляя этим заботу. Говорят нежными голосами. Любовь своей излишней сентиментальностью напоминает пародию. Сыновья имеют такие имена, что на них нельзя не остановиться: Алкид и Фемистоклюс. Родители хотели выделить своих детей из толпы хотя бы именами. Манилов представляет себя западником, человеком, который строит свою жизнь на европейский манер, но из этого получается абсурд и несуразица.

Читайте также:
Сентиментализм в литературе - основные темы и идеи, герои и характеры

Доверчивость хозяина барского дома приводит к обману. Крестьяне просят отпустить их на заработки, а сами идут гулять и пьянствовать. Наивность господина приводит к разрухе. Вся усадьба безжизненная и жалкая. Не вызывает удивления у читателя приказчик в поместье – пьяница и лентяй. Жизнь в усадьбе и вокруг течет по каким-то своим неведомым законам. Помещик стал ассоциацией целого образа жизни – «маниловщины». Это праздное, мечтательное отношение к жизни без дела и действий.

Внешность персонажа

Помещик с приятной фамилией Манилов – не пожилой мужчина, как говорит автор «средних лет». Его лицо запоминается чрезмерной слащавостью. Он напоминает автору приторные сладости, излишки сахара.

Черты внешности персонажа:

улыбающийся приятно и заманчиво.

Глаз у мужчины чаще не видно. Когда Манилов смеется или улыбается, закрывает глаза, жмуриться. Автор сравнивает помещика с котом, у которого чешут за ушком. Почему такие глаза? Ответ прост, издавна считается, что глаза – зеркало души. У персонажа поэмы нет души, поэтому нечего отражать.

Интересная у помещика одежда:

    зеленый «шалоновый» сюртук;

теплый картуз с ушами;

медведи в коричневом сукне.

Отсутствие мыслей и чувств во внешности удивительно не сочетается с приятной наружностью. После общения с Маниловым сложно вспомнить его лицо, оно расплывается и теряется в памяти как облако.

Общение с Маниловым

Фамилия персонажа выбрана автором из так называемых «говорящих». Помещик «манит» своей слащавостью, лестью и подхалимством. От общения с помещиком быстро устают. Его приятная на первый взгляд улыбка становится приторной и вызывающей скуку.

Автор предлагает распределить общение по минутам:

    1 минута – приятный человек;

2 минута – не знаешь что сказать;

3 минута – «Черт знает что такое».

После этого человек отходит в сторону от Манилова, чтобы не впасть страшную грусть и скуку. В разговоре нет живых слов, ярких выражений, задора. Все тускло, однообразно, неэмоционально, но, с другой стороны, вежливо и педантично. Красивый диалог не несет информации, он бессмыслен и пуст.

Характер героя

Казалось бы, характер помещика строится на его воспитании. Он образован и благороден, но на самом деле у этого персонажа нет характера. В какой момент Манилов перестал развиваться, непонятно. В кабинете лежит книга, которую читает хозяин уже больше 2 лет, причем чтение стоит на одной странице. Господин очень гостеприимен. Он принимает всех как радушный хозяин. В каждом видит только хорошее, на плохое просто закрывает глаза. Становится веселее при приближении к дому брички с гостями, улыбка расплывается по всему лицу. Чаще Манилов не разговорчив. Он предается мечтам и беседует сам с собой. Мысли улетают далеко, и только Бог знает, о чем он думает. Самое главное, что мысли и мечты не требуют реализации. Они как дым, развеваются и тают. Произносить эти мысли мужчине просто лень. Ему нравится создавать горки из золы от сигарет, которые рушатся как песочные замки.

Какие черты характера можно считать основными:

отсутствие собственного мнения;

Возможно, душа Манилова еще не полностью мертва. Барин любит свою семью, но сложно представить, что будет дальше, как сложится жизнь его детей. Насколько глубоко лень засела в помещике, когда его сердце очерствеет полностью, не превратиться ли он в определенный период в Плюшкина? Вопросов много, потому что автор сумел показать реальное российское лицо. Приятные и интеллигентные люди становились скучными. Они привыкали, что вокруг них все крутится. Им не нужно что-то делать, все создано до них, появляется без их труда. Маниловых можно исправить, но сначала следует пробудить их желание к жизни.

Особые качества

У помещика нет имени. На удивление, но автор не дает даже намека. Необычные имена у детей есть, жену зовут Лизонька, а у героя ничего кроме фамилии. В этом его первая неуловимость. Автор говорит, что такие люди известны под именем: «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Что еще можно отнести к особым чертам и характеристикам:

Прожектерство. Манилов мечтает, стоит планы, которым не суждено сбыться. Их сложно представить в чьей-то другой голове: подземный ход, надстройка для обзора Москвы.

Сентиментальность. Все вызывает в душе мужчины умиление, причем без разбору. Он не проникает в суть события. Радуется всему, что видит. Такое отношение вызывает удивление. Нельзя радоваться голым лесам, разбросанным домам. «Щи от чистого сердца» вызывают ухмылку у внимательного читателя. «Майский день – именины сердца» – сложно даже понять смысл восторженного чувства.

Особых качеств у мужчины много – красивый почерк, аккуратность, но они только подчеркивают, что из Манилова мог выйти толк, но все развеялось и умерло.

Вещи вокруг помещика

Все предметы, окружающие хозяина, говорят о его неприспособленности, оторванности от действительности.

Дом. Здание стоит на ветру, на возвышенности без деревьев. Вокруг жидкие кроны берез, которые автор называет верхушками. Символ России теряет свою природную привлекательность.

Пруд. Поверхность воды не видна. Она заросла ряской, больше схожа с болотом.

Беседка. Название места отдыха господина «Храм уединенного размышления». Здесь должно быть уютно, но нет ни слова об этом. Запущенная постройка.

В одной из комнат уже 8 лет нет мебели, пустота в барском доме не из-за отсутствия средств, а от лени и бесхозяйственности господ.

Помещик Манилов – единственный, кто не продал, а отдал мертвых душ. Он настолько непрактичен, что берет на себя расходы по оформлению покупки. Но в этом вся суть помещика: бессмысленное подхалимство перед любым человеком, будь это даже преступник или подлец.

Читайте также:
Листья - анализ, история, выразительные средства, сюжет, тема

Мечты и жизненные цели Манилова в поэме Гоголя «Мертвые души»

Манилов — это помещик из известной поэмы Гоголя «Мертвые души», один из главных персонажей. Через мечты Манилова автор рассказывал, какую опасность несут в себе фантазии, особенно когда для их осуществления нет возможности. Помещик не живет реальной жизнью, витает в облаках. Его все устраивает, однако решение простых бытовых вопросов вызывает непреодолимые препятствия. Манилов не думает о завтрашнем дне и находится в своих мечтах.

  1. Характеристика персонажа
  2. Образ жизни
  3. Мечты героя
  4. Жизненные цели Манилова и его роль в поэме

Характеристика персонажа

Чичиков ехал до деревни Маниловки очень долго, и дорога заняла у него не 15 заявленных, а целых 30 верст. Павел Иванович не был в восторге от того, что он лицезрел в поместье:

  • неухоженная и заброшенная местность;
  • одинокий дом господ, который стоит на возвышении.

Недалеко от поместья находилась беседка, имеющая название «храм единения». Около нее располагался пруд, полностью заросший зеленью и тиной.

Маленькие избы серого оттенка поражали Чичикова своим расположением: между ними не росли деревья. И в целом вся деревня передавала ощущение пустоты. Павел объясняет это рвением Манилова идти за английской модой.

Помещик имеет приятные черты лица и обаяние, он легко отдается воле чувств. Но за маской скрыто истинное лицо, которое является черствым, бездушным и ничтожным. Он радостно встречает Чичикова и провожает его в дом.

Герой был:

  • белокурым;
  • светловолосым;
  • симпатичным.

Манилов довольно добродушен. Первое впечатление о помещике было приятным, однако со временем оно изменялось. Мужчина был отвратительным собеседником, потому что он никогда не высказывал личную точку зрения, а отмахивался общими фразами.

Образ жизни

Герой поэмы являлся зажиточным помещиком, в деревне ему принадлежали 200 домов. Он не занимался своими владениями, они развиваются без участия хозяина. Это и является следствием эффекта пустоты в деревне.

Если сравнить Манилова с Собакевичем, то можно отметить, что он не строг с крестьянами: не наказывает и не морит их голодом. Но в то же время он и не стремится к улучшению их жизни. Мужчина совершенно равнодушен к своим владениям и не занимается ими. Он не проверяет пашни, поручив эту процедуру своему помощнику.

Помещик не может назвать количество живых и умерших крепостных. Он откровенно не понимает, зачем Чичикову столько мертвых душ. Одновременно с этим Манилов мечтает жить с Павлом Ивановичем на берегу моря.

Истинный владелец всего хозяйства — это приказчик, который злоупотребляет алкоголем. Он должным образом не следит за слугами, которые спят и ничего не делают. Манилов предпочитает вести разгульный образ жизни. Его любимое занятие — курить трубку и постоянно витать в облаках, представляя себе различные картины. Помещик истинный мечтатель, однако его мечты несбыточны.

Мечтательность привела к тому, что избы в хозяйстве серые и вот-вот развалятся, но Манилов не думает об этом. Он дарит Чичикову мертвые души бесплатно в отличие от других помещиков. Это характеризует его как нерасчетливого человека, который хочет выслужиться перед Чичиковым.

Героя невозможно назвать бессердечным. Он со всеми ведет себя вежливо и тактично.

Мечты героя

В жизни Манилова отсутствует конкретная цель, вся его деятельность сводится к фантазиям. Он пускает на самотек тот факт, что крестьяне, отпрашиваясь с работы, идут отдыхать и пьянствовать. Манилов наблюдал за движением воды в пруду и не считал его заросшим. В такие моменты герой фантазировал, как над водоемом возвышается каменный мост или под ним выстроен подземный ход. Около пруда в его мыслях должны находиться купцы, поставляющие товары.

Помещик ничего не доводит до завершения. На его письменном столе лежала книжка, которую он закончил читать на 14 странице два года назад. Он фантазирует, как поставит новую шелковую мебель в гостиную. Однако ткани хватило только на пару кресел, а остальные украсили рогожей.

В нескольких комнатах совершенно не было мебели, и помещик мечтал, как обставит и их. Но ничего для этого Манилов не предпринимал. Он очарован Чичиковым и фантазирует их совместную жизнь в большом доме.

Жизненные цели Манилова и его роль в поэме

У героя нет конкретных планов, все его фантазии расплывчаты и далеки от реальной жизни. Манилов ведет уединенный в своих мечтах образ жизни.

Автор поэмы выделяет описанию этого персонажа особую роль. Он красочно описывает мечты помещика, особенно о каменном мосте и подземном ходе, которым никогда не суждено сбываться, так как труд чужд для героя.

По мнению Гоголя, людей, похожих на Манилова, великое множество. Образом помещика он показывает губительность праздного существования. И если человек все время будет фантазировать, но при этом ничего не предпринимать для воплощения мечты в реальность, то в его жизни будет полная разруха. Поэтому очень важно решать текущие проблемы и не пускать все на самотек.

Поэма включена в школьную программу 10 класса. Перед написанием сочинения на любые темы школьникам рекомендуется сделать цитатные характеристики образов, то есть выписать из произведения цитаты, описывающие их в полной мере.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: