Одним толчком согнать ладью живую – анализ, жанр, основная тема

«Одним толчком согнать ладью живую» — анализ стихотворения А.А. Фета

  1. Анализ стихов
  2. Фет
  3. Одним толчком согнать ладью живую

Стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…» является результатом позднего творчества Фета. А ведь в это время он был угрюмым и в депрессивном состоянии. Теперь он понимает и осознает, что сделал огромное количество ошибок и теперь у него настал тот момент, когда их все можно не только проанализировать, но и некоторые из них исправить. Написано оно было примерно в 1887 году. Его муза всегда находится рядом с ним, и даже в некоторых ситуациях оберегает его от проблем и несчастья.

Больше всего на свете ему хочется глотнуть и вдохнуть хотя бы немного свободного воздуха и все это лишь для того чтобы увидеть и насладиться красотой. Больше всего на свете ему хочется, чтобы это все поскорее закончилось, и его жизнь наполнилась опять не только любовью, но и радостью. Но все не так просто и спустя некоторое время все это проходит и в душе опять наступают тяжелые времена, которые уже ничем невозможно прикрыть и спрятать. Хотя на этот момент он стал немощным, старым, но зато у него есть все, о чем он мечтал и что-либо менять на новые ощущения ему уже не хотелось. Да и все его работы никогда уже не наполнятся теми эмоциями, которые он испытывал раньше.

В этом стихотворении автор пытается донести до своих читателей то, что он решил, наконец, бросить прежнюю жизнь и начать все по-другому и другая жизнь совсем не будет похожа на предыдущую. Он очень долго держит в себе то, чего никому не может рассказать, а ведь иногда ему хочется прокричать обо всем, об этом на весь мир. Ему хотелось, чтобы именно это произведение, как и другие, было включено в один из сборников автора, но ничего не получилось. И читатели узнали о нем только тогда, когда Фет ушел из жизни.

Дальше автор старается всем показать, а также рассказать еще и о том, что певец старается донести до своих слушателей эмоции и чувства, которые испытывает во время выступления, а также еще и то о чем именно данная композиция. Больше всего на свете ему хочется, чтобы каждый слушатель разбудил в себе все те эмоции, которые певцу хочется вызвать и чтобы они ощутили все это на себе и пропустили через себя.

Данное произведение является анализируемым произведением, которое ни в коем случае нельзя делить на части, ведь оно связано по смыслу. А все, потому что мысли автора плавно перетекают от одной мысли в другую. Полностью стихотворение состоит из четырех катренов. А поскольку произведение состоит из одного предложения, то это усиливает эффект непрерывного потока мыслей.

Немного об авторе

Афанасий Фет (1820−1892) — один из замечательных деятелей литературы, знаменитый своими упоительными строками о природе, любви и творчестве. Писатель является поздним романтиком, оставившим неоценимый вклад в культурное наследие России в виде своих самобытных произведений, а также переводов книг зарубежных авторов. Среди работ А. Фета можно выделить обе части «Фауста» Гёте, переведенные на русский язык, а также опусы Байрона, Беранже, Гейне, и Шиллера.

Классик обучался в немецком частном пансионе Крюммера, где и зародился его интерес к филологии, после чего окончил и словесное отделение Московского университета. Переводам именно немецких авторов, так как прекрасно владел языком оригинала, писатель уделял большую часть своего внимания. Однако А. Фет занимался и произведениями античных творцов:

  • Ювенала;
  • Катулла;
  • Тибулла;
  • Вергилия;
  • Овидия.

За одну из таких работ поэт стал лауреатом Пушкинской премии в 1884 году. Будучи филологом, переводчиком и писателем, А. Фет прекрасно понимал тонкости мира искусства, поэтому тема творчества знакома ему не понаслышке и довольно близка.

Стихотворение Фета «Одним толчком» посвящается философским думам о жизни, воспоминаниям о промахах молодости и выборе своего пути. Произведение было написано в последние годы творчества поэта, когда он сожалел о совершенной в юности непоправимой ошибке.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который нельзя разделить на части по смыслу, так как мысли в нем плавно перетекают друг в друга. Формально стихотворение состоит из четырех катренов. Текст состоит из одного предложения, что усиливает эффект непрерывного потока мыслей

Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой провозглашает свои мысли с ощутимой грустью, ведь осознает, что тратил жизнь впустую, пока не понял, в чем истинное предназначение поэта. Стихотворный размер – пятистопный ямб. А. Фет использовал перекрестную АВАВ рифмовку.

История создания

Находившийся в состоянии глубокой депрессии А. Фет в 1887 году решает написать стихотворение о том, как он сожалеет о сделанном когда-то выборе — в юности Фет отказался жениться на женщине, которую любил из-за материальных соображений. Возлюбленная молодого А. Фета Мария Лазич была бесприданницей, поэтому поэт не стал брать девушку в жены.

Судьба наказала классика за меркантильный бездуховный выбор — женитьба его состоится в позднем возрасте, а супругой станет некрасивая и нелюбимая им Мария Боткина из зажиточной семьи. Своей истинной возлюбленной Фет посвящал множество строк, однако уже не мог повлиять на течение жизни. Умудренный сединами писатель глубоко сожалеет о содеянном, ведь финансовое благополучие не принесло ему счастья. Душа поэта страдала от отсутствия истинного романтического ответного чувства и вины за неверный поступок.

Стихотворение было опубликовано после смерти писателя. В отличие от других классиков русской литературы (Лермонтова, Некрасова, Пушкина) Фет имеет свое обособленное мнение о предназначении поэта.

Наиболее схожими с писателем мыслями о творческом кредо обладали Ф. Тютчев и В. Жуковский, разделяя идею о том, что талант — это небесный дар, и только художник может донести прекрасное до народа, находясь несколько обособленно от общей массы людей.

Одним толчком согнать ладью живую…

С первых строк произведения Фет рассказывает нам о том, что должно быть доступно поэту – певцу природы. Он буквально перечисляет, что должен делать поэт: «…тоскливый сон прервать единым звуком… дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам…». Читатель получает от автора некую лирическую инструкцию о том, что же такое поэт, как ему воспринимать окружающую действительность.

История создания

Стихотворные строки были рождены Фетом в последние годы его жизни, в 1887 году. Опубликованы они были уже после кончины поэта. В момент написания автор находился в тяжёлом депрессивном состоянии, осознавая, что вся его жизнь оказалась несчастной.

Читайте также:
Тарас Бульба - краткое содержание, характеристика и описание

Ещё в молодые годы он влюбился в Марию Лазич, но расстался с ней по причине своего плохого финансового положения. Вскоре девушка трагически погибла. Фет женился на богатой, но нелюбимой женщине. Это стихотворение поэт написал от осознания того, что миром правят не деньги, а любовь.

Жанр, направление, размер

Жанр произведения – элегия: лирический герой говорит о своих мыслях с большой тоской. Он понимает, что потратил свою жизнь впустую. Лишь на склоне лет поэт осознал, в чем его истинное предназначение.

Стихотворный размер – пятистопный ямб. Автор использует перекрестную рифму.

Композиция

Принцип тематического единства подчёркивается композиционно. Всё поэтическое произведение представляет собой одно предложение. Фет виртуозно описывает в каждой из строф этапы своей жизни, делая оглядку на прожитые годы:

  • первая строфа — это возможности, которые открыты перед юнцом;
  • вторая строфа — это сожаление о потерянной любви;
  • третья строфа — это вывод мудрого поэта об истинном искусстве.
Образы и символы

Рисуя взаимосвязь природного и человеческого начал, автор использует следующую образную палитру:

  • образ ладьи – это символ человека. Волны, о которых автор повествует далее – символ человеческой жизни;
  • образ «цветущих берегов» – подразумеваются прекрасные чувства, которые может испытать человек. Лирический герой желает внести в свою тягостную жизнь свежие эмоции. Он хочет крикнуть о том, о чем язык говорить пока не смеет;
  • образ ветра олицетворяет жизненный выбор, страсти, которые не дают исчезнуть чувственным порывам даже в преклонном возрасте;
  • образ певца символизирует пробуждение и надежду. Певец готов закричать о чём-то запретном: его слова должны пробудить сердца других людей, заставить их трепетать. Это умение доступно лишь истинному певцу.
Темы и настроение

Ключевая тема – умение человека менять свою жизнь. Мы видим в центре произведения лирического героя, преисполненного решимости «одним толчком согнать ладью живую…». Ладья – символ человека, а волны – символ человеческой судьбы.

Последняя строфа раскрывает еще одну важную тему – предназначение поэта, его творчества. А. Фет уверен: суть «певца» в том, чтобы пробуждать людские сердца для жизни.

Основная идея

Основная идея, которую автор стремится донести до читателя – мысль о неповторимости каждого момента жизни, его уникальности.

Средства выразительности

Стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой. По композиции произведение представляет собой целостный монолог лирического героя. Стих относится к жанру элегии. А. Фет в стихотворении «Одним толчком согнать ладью» использует яркие художественные литературные приемы:

  • эпитеты: «ладью живую», «цветущих берегов», «тоскливый сон», «бестрепетных сердец»;
  • метафоры: «упиться вдруг неведомым родным», «одной волной подняться в жизнь иную».

Все эти тропы помогают автору мастерски отразить две основные идейные линии, завуалированные под образы ладьи, цветущих берегов и певца. Под фигурой судна в первых строках произведения Фет подразумевает человека, его душу. Ветр — это олицетворение жизненного выбора, увлечения, страсти, которые не дают стихнуть чувственным порывам даже в зрелом возрасте. Именно эта часть стихотворения воплощает в себе мудрые мысли поэта о юности.

«Цветущие берега» и упоение «неведомым, родным» — отражение романтических чувств писателя к Марии Лазич. Автор соединяет в одной фразе сразу два контрастных эпитета — «неведомым», но «родным», тем самым говоря, чем эта женщина как и прежде любима им, но при этом так далека и недоступна теперь. С любовью Фет сравнивает понятие «вдох жизни», словно без взаимного светлого чувства может задохнуться и погибнуть. Заключительная строчка второй строфы «чужое вдруг почувствовать своим» также обращена к первой и единственной любви писателя.

Третье заключительное четверостишие переносит читателя от образа неразделенного чувства к теме искусства. Говоря о «бое бестрепетных сердец» во множественном числе, автор подразумевает массы, к которым в конечном итоге поступает продукт творческого деятеля. Именно их сердца должны забиться сильнее, если произведение создано истинным художником и дарованием. Фет словно отображает в каждой из строф этапы своей жизни, оглядываясь на прожитые годы:

  • первая строфа — возможности, открытые перед юнцом;
  • вторая — сожаления зрелости об упущенной любви;
  • третья — заключения мудрого литератора об истинном искусстве.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Одним толчком согнать ладью живую.

История создания – произведение было создано в 1887 году (поздний период творчества), а опубликовано посмертно.

Тема стихотворения – человеческое умение менять свою жизнь.

Композиция – стихотворение – целостный, пламенный монолог лирического героя, который невозможно разделить на смысловые части. Формально произведение делится на три катрена, но написано оно одним предложением.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

  • Короткие стихи Фета о любви

Метафоры – «одной волной подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», «упиться вдруг неведомым, родным», «дать сладость тайным мукам».

Эпитеты – «тоскливый сон», «наглаженные пески», «цветущие берега», «певец избранный».

Идейный посыл

Стихотворение А. Фета «Одним толчком согнать ладью» — одно из финальных произведений замечательного лирического автора и талантливого переводчика. Как и любой человек, писатель мог оступиться в молодости и пожалеть об этом в зрелости. Поэт поделился своими переживаниями и жизненным опытом с читателями и потомками и, возможно, предостерег тем самым кого-то от аналогичных ошибок.

Темы, затронутые в стихотворении, являются вечными. Материальная сфера во все времена довлеет над человеком, зачастую одерживая победу на его духовностью. Лишь сильным духом людям дано противостоять соблазнам и оставаться верным истинным идеалам, таким как верность, подлинная любовь и преданность. Рассуждения писателя о предназначении поэта и любого творца также нашли свое отражение у многих других великих людей. Действительно, у человека искусства есть определенная миссия, кредо и принципы, будучи верным которым он заслуживает право называться истинным художником.

Смысл жизни и творчества поэта писатель видит в умении научить других людей видеть прекрасное. Избранному постулату А. Фет верен и сам — все его стихотворения обладают уникальной красотой слога, богатством литературных сравнений и мелодичностью.

Многие стихотворения классика в соавторстве с талантливыми композиторами стали литературной основой замечательных русских романсов. Примерами могут служить: «На заре ты ее не буди» (Варламов А.), «Тихая звездная ночь» (П. Булахов), «Я тебе ничего не скажу» (П.И. Чайковский и С. Рахманинов), «Шепот, робкое дыханье» (М.А. Балакирев и Н. А. Римский-Корсаков), «Не здесь ли ты легкою тенью» (П.И. Чайковский) и другие.

Читайте также:
В чём трагедия Печорина в романе Лермонтова Герой нашего времени

Таким образом, в столь кратком поэтическом произведении А. А. Фет сумел в красивых эпитетах и образах воплотить мудрые мысли и высказать собственные мучительные переживания. Как и остальное огромное литературное наследие автора, эти строки представляют собой образец классической русской лирики XIX века.

Литература – благодатная почва для развития философских тем, касающихся человеческой жизни, предназначения человека. Они раскрываются и в анализированном стихотворении. В центре него лирический герой, который полон решения «одним толчком согнать ладью живую». Под ладьей подразумевается человек, а волны, о которых говорится далее, символизируют жизнь.

Герой очень хочет услышать запах «цветущих берегов». Видимо, под этим образом подразумеваются прекрасные чувства, которые способен испытывать человек. Лирический герой стремиться поменять свою тоскливую жизнь на новые ощущения и эмоции, наконец, закричать о том, о чем язык пока не смеет говорить.

В последней строфе появляется еще один мотив: предназначение поэта и его творчества. А. Фет уверен, что суть «певца» в том, чтобы пробуждать сердца людей, их чувства.

Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» Фета

В позднем творчестве А. Фета преобладают философские мотивы, а также мысли навеянные горьким опытом личной жизни. Яркий пример этого – стихотворение, о котором пойдет речь в статье. В школе его изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Одним толчком согнать ладью живую» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Одним толчком согнать ладью живую.
История создания – произведение было создано в 1887 году (поздний период творчества), а опубликовано посмертно.

Тема стихотворения – человеческое умение менять свою жизнь.

Композиция – стихотворение – целостный, пламенный монолог лирического героя, который невозможно разделить на смысловые части. Формально произведение делится на три катрена, но написано оно одним предложением.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «одной волной подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», «упиться вдруг неведомым, родным», «дать сладость тайным мукам».

Эпитеты – «тоскливый сон», «наглаженные пески», «цветущие берега», «певец избранный».

Средства выразительности

Стихотворение богато средствами выразительности. Содержание поэт «плетет» из метафор: «одной волной подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», «упиться вдруг неведомым, родным», «дать сладость тайным мукам».

Большинство метафор построено на символических образах. Выразительности описанному придают эпитеты: «тоскливый сон», «наглаженные пески», «цветущие берега», «певец избранный». Сравнений автор не использует.

Анализ стихотворений«Письмо Татьяне Яковлевой» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – история создания, лирический герой, идея

Анализ стихотворений«Шаганэ ты моя, Шаганэ» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – кому посвящено, жанр

История создания

Анализируемое стихотворение было написано А. Фетом в зрелом возрасте, когда мужчина пребывал в депрессивном состоянии. Он жалел о страшной ошибке, которую совершил в молодости. Когда-то поэт бросил любимую девушку, Марию Лазич, из-за тяжелого материального положения. Его невестой стала обеспеченная Мария Боткина. К ней мужчина чувствовал симпатию, но так и не смог полюбить женщину по-настоящему.

Всю жизнь поэт посвящал Лазич стихотворения. В 1887 году было написано произведение «Одним толчком согнать ладью живую», в котором автор пытается переосмыслить свою жизнь. Прямого упоминания о любви к Лазич в нем нет, но, зная биографию автора, нетрудно догадаться, чем продиктованы строки. А. Фет хотел включить произведение в сборник «Вечерние огни», но не сделал этого по ошибке. В итоге стихи были опубликованы после смерти автора.

Анализ стихотворения Фета «Одним толчком согнать ладью живую…»

В последние годы жизни Афанасий Фет пребывал в сильнейше депрессии, которая оставила отпечаток не только на быте, но и на творчестве поэта. Причина столь удрученного морального состояния отставного штаб-ротмистра кроется в осознании собственных ошибок, исправить которые Фету, увы, было уже не под силу. В молодости поэт отказался жениться на девушке, которую любил, так как отец не мог дать за ней солидного приданого. В результате Фет обзавелся семьей в достаточно зрелом возрасте и поначалу искренне верил в том, что материальные блага смогут скрасить равнодушие, которое он испытывал к супруге.

Но шли годы, ситуация лишь усугублялась, и вскоре поэт понял, что миром правит любовь, а не деньги, титулы и положение в обществе. Но Фет все же надеется найти выход из сложившейся ситуации. Именно тогда рождается на свет стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую….», которое автор по недоразумению забывает включить в сборник «Вечерние огни». Произведение будет опубликовано лишь после смерти поэта, хотя благодаря письму к литературному критику Николаю Страхову о существовании этого произведения станет известно в литературных кругах значительно раньше.

В этом произведении отчетливо слышны нотки оптимизма, так несвойственного более позднему периоду творчества этого поэта. Неудивительно, что Никола Страхов, ознакомившись со стихами, нашел их удивительными и не лишенными изящества. Действительно, поэт мечтает «одной волной подняться в жизнь иную», где на первом месте будут чувства и ощущения. Ему хочется «учуять ветр с цветущих берегов» и при этом «тоскливый сон прервать единым звуком». Самое удивительное, что Фет искренне верит в то, что это возможно, и у него хватит сил начать все заново, отказавшись от богатства ради душевного равновесия. Поэт понимает, что только таким образом он может вернуть своим стихам былую легкость и красоту, раз и навсегда избавившись от мрачных мотивов в творчестве, навеянных самой жизнью. «Вот чем певец лишь избранный владеет, вот в чем его и признак и венец», — считает Фет.

Однако пройдет совсем немого времени, и автор осознает, что он упустил тот момент, когда еще можно было что-то исправить либо изменить. Пожилой и больной, привыкший к комфорту и роскоши, поэт не готов променять все это за возможность стать свободным от любых обязательств. Но эту мысль автор так и не сможет озвучить в стихах, которые уже никогда не станут возвышенными, радостными и наполненные беспечностью.

У Фета есть ряд стихотворений о назначении поэзии, ее могуществе, ее способности переплавить страдание в радость, остановить время. К ним относится и стихотворение “Одним толчком согнать ладью живую…”, написанное 28 октября 1887 г. О том, что в стихотворении, состоящем из трех четверостиший, говорится о поэзии, о “певце… избранном”, становится ясно лишь при чтении последних двух строк. Основная же часть текста — цепь образов-описаний пейзажа, внутренней жизни человека, объединенных мотивом резкого, внезапного изменения. Это изменение — радостно, мир наполняется движением, чувства обострены:

Читайте также:
«Пойман с поличным» краткое содержание произведения Чарльза Диккенса, значение названия

Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов, Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец -…

Поразительно преображение внутреннего мира: открывается “неведомое, родное” (то есть родное до этого преображения было неведомым), “тайные муки” обретают “сладость”, “чужое” чувствуется как “свое”. Десять строк — изображение того, что подвластно поэту, перифраз, подготавливающий концовку:

Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!

Тематическое единство стихотворения подчеркнуто его композицией. Весь текст — одно предложение, но сложность синтаксической конструкции малозаметна благодаря членению на стихотворные строки, благодаря синтаксическим параллелизмам строк (всего десять инфинитивов, сменяющих друг друга). Лирическое напряжение передают анафоры: “Одним толчком…” — “Одной волной…”; “Вот чем…” — “Вот в чем…”. Субстантивированные прилагательные среднего рода: “неведомое”, “родное”, “чужое”, “свое” — напоминают о Жуковском, его программном фрагменте “Невыразимое” (ср.: “беспредельное”, “прекрасное”, “ненареченное”, “милое радостное и скорбное старины”), также посвященном поэзии, ее возможностям. В стихотворении выдержано “единство представления”, к которому стремился Фет, писавший Л. Толстому (1 янв. 1870 г.): “Но художественные законы для всяческого содержания неизменны и неизбежны, как смерть. И первый закон — единство представления”. И конечно, единство стихотворения — в его метре и строфике: это пятистопный ямб, с чередованием женских и мужских рифм. Можно говорить о ритмической композиции, в частности о выделении концовки: последние две строки, где ударение падает на первый слог, контрастируют с остальными. Так ритм следует за смыслом, за развитием темы.

Стихотворение “Одним толчком согнать ладью живую…” образует цикл с другими стихотворениями, также прославляющими поэзию: “Поэтам”, “Если радует утро тебя…” и др., где в особенности выразителен, впечатляющ мотив победы поэзии над временем, мотив бессмертия мгновения, если оно запечатлено поэтом.

В позднем творчестве А. Фета преобладают философские мотивы, а также мысли навеянные горьким опытом личной жизни. Яркий пример этого — стихотворение, о котором пойдет речь в статье. В школе его изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Одним толчком согнать ладью живую» по плану.

Литература – благодатная почва для развития философских тем, касающихся человеческой жизни, предназначения человека. Они раскрываются и в анализированном стихотворении. В центре него лирический герой, который полон решения «одним толчком согнать ладью живую».

Под ладьей подразумевается человек, а волны, о которых говорится далее, символизируют жизнь.

Герой очень хочет услышать запах «цветущих берегов». Видимо, под этим образом подразумеваются прекрасные чувства, которые способен испытывать человек. Лирический герой стремиться поменять свою тоскливую жизнь на новые ощущения и эмоции, наконец, закричать о том, о чем язык пока не смеет говорить.

В последней строфе появляется еще один мотив: предназначение поэта и его творчества. А. Фет уверен, что суть «певца» в том, чтобы пробуждать сердца людей, их чувства.

Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» Фета

В позднем периоде творчества Фет отходит от традиционного жанра пейзажной лирики. В его произведениях все чаще появляются философские размышления о смысле собственной жизни и роли поэта в обществе. Он выступает убежденным сторонником импрессионизма. Своеобразным творческим манифестом Фета является стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887 г.).

Фет был настоящим «жрецом чистого искусства». Он считал, что истинная поэзия не имеет никакого отношения к грубой действительности. Задача поэта заключается в воспевании искусства ради искусства. Свое творчество Фет оценивал очень высоко. Он утверждал, что в области чистой лирики далеко опережает всех своих современников. Поэтому описывая в произведении идеального служителя искусства, поэт имеет в виду самого себя.

Фет продолжает традиционную для русской поэзии тему о призвании и значении творца. В его трактовке эта роль претерпевает значительные изменения по сравнению с предшественниками. Пушкинский пророк стремился ко благу всего человеческого рода. Творец у Лермонтова испытал разочарование в обществе. Гражданский поэт Некрасова был призван обличать общественное зло и пороки. При этом их всех сближало осознание царящей в жизни людей несправедливости. Единственное, что связывает фетовского поэта с ними – противопоставление толпе. Творец у Фета живет в своем собственном воображаемом мире. Ему нет никакого дела до реальных земных проблем. Он также владеет божественным даром, но не стремится использовать его ради других.

По мнению Фета, идеальный поэт ценен сам по себе. Он обладает уникальными умениями и возможностями: «тоскливый сон прервать», «дать жизни вздох». Все свои силы он направляет на поддержку искусства, которое становится самоцелью. Влияние творца на общество заключается в пробуждении любви к прекрасному, в умении заставить забиться «бестрепетные сердца».

В финале Фет твердо указывает на верность своих размышлений: «вот чем», «вот в чем». Он не сомневается в том, что всю свою жизнь посвятил служению искусству и с полным правом заслуживает торжественного «венца». Фет абсолютно прав в оценке собственного творчества. Он значительно обогатил «чистое искусство». Но реальная жизнь уже давала ему о себе знать в виде смерти М. Лазич, которая существенно повлияла на творчество поэта. Фет жил в относительно спокойное время и мог без проблем существовать в воображаемом мире. Неизвестно, остались бы его взгляды неизменными в другую историческую эпоху, когда от суровой действительности спрятаться было невозможно.

«Одним толчком согнать ладью живую…» Афанасий Фет

Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец — Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!

Читайте также:
Фауст - краткое содержание по главам трагедии Гете, образ Маргариты

«Одним толчком согнать ладью живую» анализ стихотворения Фета по плану кратко – жанр, история создания

В позднем творчестве А. Фета преобладают философские мотивы, а также мысли навеянные горьким опытом личной жизни. Яркий пример этого – стихотворение, о котором пойдет речь в статье. В школе его изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Одним толчком согнать ладью живую» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Одним толчком согнать ладью живую.

История создания – произведение было создано в 1887 году (поздний период творчества), а опубликовано посмертно.

Тема стихотворения – человеческое умение менять свою жизнь.

Композиция – стихотворение – целостный, пламенный монолог лирического героя, который невозможно разделить на смысловые части. Формально произведение делится на три катрена, но написано оно одним предложением.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «одной волной подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», «упиться вдруг неведомым, родным», «дать сладость тайным мукам».

Эпитеты«тоскливый сон», «наглаженные пески», «цветущие берега», «певец избранный».

История создания

Анализируемое стихотворение было написано А. Фетом в зрелом возрасте, когда мужчина пребывал в депрессивном состоянии. Он жалел о страшной ошибке, которую совершил в молодости. Когда-то поэт бросил любимую девушку, Марию Лазич, из-за тяжелого материального положения. Его невестой стала обеспеченная Мария Боткина. К ней мужчина чувствовал симпатию, но так и не смог полюбить женщину по-настоящему.

Всю жизнь поэт посвящал Лазич стихотворения. В 1887 году было написано произведение «Одним толчком согнать ладью живую», в котором автор пытается переосмыслить свою жизнь. Прямого упоминания о любви к Лазич в нем нет, но, зная биографию автора, нетрудно догадаться, чем продиктованы строки. А. Фет хотел включить произведение в сборник «Вечерние огни», но не сделал этого по ошибке. В итоге стихи были опубликованы после смерти автора.

Литература – благодатная почва для развития философских тем, касающихся человеческой жизни, предназначения человека. Они раскрываются и в анализированном стихотворении. В центре него лирический герой, который полон решения «одним толчком согнать ладью живую».

Под ладьей подразумевается человек, а волны, о которых говорится далее, символизируют жизнь.

Герой очень хочет услышать запах «цветущих берегов». Видимо, под этим образом подразумеваются прекрасные чувства, которые способен испытывать человек. Лирический герой стремиться поменять свою тоскливую жизнь на новые ощущения и эмоции, наконец, закричать о том, о чем язык пока не смеет говорить.

В последней строфе появляется еще один мотив: предназначение поэта и его творчества. А. Фет уверен, что суть «певца» в том, чтобы пробуждать сердца людей, их чувства.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который нельзя разделить на части по смыслу, так как мысли в нем плавно перетекают друг в друга. Формально стихотворение состоит из четырех катренов. Текст состоит из одного предложения, что усиливает эффект непрерывного потока мыслей

Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой провозглашает свои мысли с ощутимой грустью, ведь осознает, что тратил жизнь впустую, пока не понял, в чем истинное предназначение поэта. Стихотворный размер – пятистопный ямб. А. Фет использовал перекрестную АВАВ рифмовку.

Средства выразительности

Стихотворение богато средствами выразительности. Содержание поэт «плетет» из метафор: «одной волной подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», «упиться вдруг неведомым, родным», «дать сладость тайным мукам».

Большинство метафор построено на символических образах. Выразительности описанному придают эпитеты: «тоскливый сон», «наглаженные пески», «цветущие берега», «певец избранный». Сравнений автор не использует.

Легенды и теории о Робин Гуде

Об озорном разбойнике Робин Гуде слышали все. Он популярный герой средневековых легенд. До сих пор между двумя графствами: Йоркширом и Ноттингемом — идут споры, где же он разбойничал.

Исторические сведения о Робин Гуде

В XI веке Англию завоевали норманны. Они притесняли англо-саксов: отбирали земли, лишали имущества. Велика вероятность, что это и стало почвой для возникновения легенд о Робин Гуде.

Но время шло, норманны и англо-саксы ассимилировались, и возник английский народ. Из противника норманнов Робин Гуд превратился в йомена (свободного крестьянина).

Легенды о Робин Гуде стали активно появляться в XV веке. Но первые упоминания относятся к XII веку. Скорее всего, прототип эього героя жил при короле Эдуарде II.

Робин Гуд — очень популярный в Англии герой. Он воплощение народа.

Робин Гуд на иллюстрации 19 века

Основной сюжет легенд о Робин Гуде

Все легенды о Робин Гуде посвящены его борьбе с шерифом Ноттингема и королём. Дело в том, что охота в королевском лесу была запрещена. А так как шайка Робин Гуда охотилась на королевских оленей, то это было поводом к их наказанию (плюс, конечно, за грабежи).

Баллада о трёх сыновьях

Согласно ей, три сына вдовы должны были быть повешены за охоту на оленя в королевском лесу. Их повезли на казнь в Ноттингем. Робин Гуд отправился туда. И когда приговорённых должны были уже повесить, Робин Гуд позвал свою шайку и освободил осуждённых.

Баллада о состязании на меткость

В ней шериф Ноттингема пытался хитростью заманить Робин Гуда в западню. Он объявил конкурс на самого меткого стрелка в мишень из лука. Робин гуд выиграл соревнование и вернулся с призом неузнанным.

Баллада о бедном рыцаре

Робин Гуд не только грабил богачей, но иногда и помогал им. Так, однажды он щедро наградил разорившегося рыцаря, служба которого лишала его всех денег.

Баллада о несчастном возлюбленном

В ней Робин Гуд помог жениться юноше. Его возлюбленную хотели силой выдать замуж за старого рыцаря. Робин Гуд и его друзья ворвались на венчание и восстановили справедливость.

Теории происхождения Робин Гуда

Если исходить из этимологии фамилии нашего героя, то тут несколько версий. Очень близки по звучанию английские слова «hood» — «капюшон», «good» — «хороший» и «wood» — «лес». Также в германской мифологии есть лесной дух Гудекин.

Выделяют две теории. Согласно первой (ее выдвинул Шекспир), Робин Гуд — выходец из богатого рыцарского рода. Он лишен врагами всего и борется с несправедливостью.

Читайте также:
Манилов характеристика героя Мертвых душ: цели, поведение, речь

Сторонники другой версии считали, что он родился в бедной семье в 1290 году. И звали его Робин Гоут (или Гоуд). Он был вассалом графа Уорена.

А причину, по которой Робин Гуд стал вне закона, выдвигают политическую. Согласно ей, при короле Эдуарде II положение жителей Англии стало очень тяжёлым. Тут и налоги, и произвол властей, и нарушение прав и свобод. Не выдержав такого беспредела, Робин Гуд с друзьями скрылись в Шервудском лесу. Недостатка в еде и питье они не имели и зажили там припеваючи. Время от времени они опустошали кошельки духовенства и богатеев, которые проезжали по римской Северной дороге.

Однако исследователи фольклора Англии относятся к Робин Гуду скептически. Так, нет подтвержденных сведений о шайке Робин Гуда. Фактов о существовании монаха Тука, Маленького Джона и девицы Мэрин очень мало либо вовсе нет.

О монахе Туке есть сведения, что некий монах Роберт Стаффорд был грабителем и убийцей. Он бежал от властей в леса и там продолжал грабежи и насилия. Но все это происходило уже после гибели Робин Гуда.

По поводу девицы Мэрин тоже есть вопросы. Появилась она в более поздних версиях баллады. По происхождению была из высшего общества. Но ради любви сбежала к возлюбленному, Робин Гуду, в лес.

В то же время сведения о самом Робин Гуде имеются. Откуда же возник этот герой? Есть предположение, что он плод народной фантазии. Дело в том, что при Эдуарде II жестокость карательных органов достигла предела. Защиты у простого народа не было, и люди придумали себе защитника.

Особенность легенд о Робин Гуде

Народные баллады о нём описывают весёлые приключения героя. Но Робин Гуд не призывает к беззаконию, а лишь наказывает народных мучителей. В основном его гневу подвергаются шерифы и аббаты. Робин Гуд борется с несправедливостью и жадностью властей.

По форме легенды близки к сказкам, так как в них очень много логических ошибок.

Баллады о Робин Гуде исходят из английских традиций. В Средние века крестьяне отмечали день Робин Гуда. В этот день они шли в лес и срывали зелёные ветки. Это ещё раз подчеркивает лесную символику Робин Гуда.

Согласно легенде у Робин Гуда началось воспаление лёгких. За лечением он обратился к тётушке, которая служила аббатисой Кирклисского монастыря. Та решила выдать Робин Гуда и «выпустила» ему кровь. Слабея, Робин Гуд подул в рог и вызвал своих друзей. На помощь ему примчался Маленький Джон и хотел от бешенства поджечь монастырь. Но Робин Гуд и тут проявил благородство и запретил ему мстить.

Считается, что Робин Гуд похоронен в церкви Всех Святых в Понтефракте

Ослабевший от кровопускания Робин Гуд пустил стрелу. Где она упала, там его и похоронили.

Почему же так популярны легенды о Робин Гуде? Люди с древности любили романтизировать образ народного защитника. Потому этот герой всегда будет почитаем как защитник слабых и обездоленных.

Робин Гуд

Робин Гуд является знаменитым английским героем народных сказаний и баллад. В сказаниях говорилось, что он вместе с друзьями разбойничал в Шервудском лесу, грабил богатых и отдавал деньги бедным. Робин Гуд считался непревзойденным стрелком из лука, власти никак не могли его поймать.

Баллады об этом герое были сложены еще в XIV веке. На основе их уже сегодня написано немало книг о Робин Гуде, снято множество фильмов. Герой предстает то дворянином-мстителем, то веселым гулякой, то героем-любовником.

На самом деле реальных фактов об этом персонаже немного. Он весь соткан из мифов. Но некоторые из них все же являются неправдоподобными. Даже у легендарного героя есть своя историческая правда. Главные заблуждения о Робин Гуде мы и развенчаем.

Робин Гуд был реальным человеком

Стоит признать, что этот персонаж является выдуманным. Карьера архетипического героя сложилась из многочисленных популярных пожеланий и разочарований простого народа той эпохи. Робин (или Роберт) Гуд (или Ход, или Хьюд) являлось прозвищем, которым награждали мелких преступников до середины XIII века. Кажется неслучайным, что имя Робин созвучно слову “роббинг” (ограбление). Это уже современные писатели сформировали образ благородного разбойника, как реальный. Существовали люди подобные Робин Гуду. Они попирали непопулярные государственные законы относительно лесов. Те правила сохраняли обширные области полудикими, специально для охоты короля и его двора. Такие беглецы всегда восхищали угнетенных крестьян. Но не было такого конкретного человека, который и вдохновил современников на создание поэм о себе. Никто не рождался с именем Робин Гуд и не жил с ним.

Робин Гуд жил во время правления Ричарда Львиное Сердце

Робин Гуд часто называется врагом амбициозного принца Джона, пытающегося захватить власть во время отсутствия попавшего в плен в ходе Крестового похода короля Ричарда I Львиное Сердце (правил в 1189-1199 годах). Но впервые имена трех этих персонажей в одном контексте стали упоминать писатели эпохи Тюдор в XVI веке. Есть упоминание (пусть и не вполне убедительное) о Робин Гуде, как об одном из участников суда при правлении Эдуарда II (1307-1327). Куда правдоподобнее кажется баллада о том, что Робин Гуд являлся сторонником Симона де Монфор, убитого в Ившеме в 1265 году. С уверенностью можно сказать, что Робин Безземельный стал популярным персонажем народной мифологии к тому времени, как Вильям Ленгленд написал свое “Видение о Петре-пахаре” в 1377 году. В этом историческом документе прямо упоминается имя Робин Гуда. Неясно, как был связан этот персонаж с Ранульфом де Блондвиллем, графом Честера, чье имя следует сразу после упоминания имени разбойника. Вполне вероятно, что они попали в фразу из разных источников.

Робин Гуд был благородным человеком, грабящим богатых и отдававших деньги бедным

Этот миф придумал шотландский историк Джон Мейджер. Он в 1521 году написал, что Робин не причинял никакого вреда женщинам, не задерживал товары бедняков, щедро делился с ними тем, что брал у богачей. Но раньше баллады освещали деятельность персонажа более скептично. Самая длинная, и, вероятно, старая история о Робин Гуде, это “Небольшое славное приключение Робин Гуда”. Предположительно она была записана в 1492-1510 годах, но вполне вероятно, что и намного раньше, в 1400-х. В этом тексте есть комментарий, что Робин сделал много хорошего для бедняков. Но в то же время он деньгами помогает рыцарю, испытывающему финансовые затруднения. В этом произведении, как и в других ранних балладах, нет никакого упоминания о деньгах, которые отдавались крестьянам, о перераспределении благ между социальными слоями. Наоборот, в рассказах присутствует история о том, как разбойник искалечил уже побежденного противника и даже убил ребенка. Это заставляет иначе взглянуть на личность легендарного персонажа.

Читайте также:
Понтий Пилат - характеристика прокуратора Иудеи в романе Булгакова

Робин Гуд был обедневшим дворянином, графом Хантингтон

И снова нет никакой реальной основы для появления такого мифа. Робин Гуд уже в первых историях всегда является простолюдином, общаясь с людьми своего сословия. Откуда же вообще появилась такая легенда? Джон Леланд писал в 1530 году, что Робин Гуд был благородным разбойником. Скорее всего, речь шла о его поступках, но образ теперь дополнился и соответствующим происхождением. А в 1569 году историк Ричард Графтон утверждал, что в одной старинной гравюре он нашел доказательства графского достоинства Робин Гуда. Это объясняло его рыцарство и мужественность. Эта идея впоследствии была популяризована Энтони Мандеем в его пьесах “Падение Роберта, графа Хантингтон” и “Смерть Роберта, графа Хантингтон”, написанных в 1598 году. В этом произведении обедневший из-за козней дяди граф Роберт стал в обличье разбойника бороться за правду, спасая свою невесту Мэриан от домогательства принца Джона. А в 1632 году появилось “Истинное сказание о Робин Гуде” Мартина Паркера. Там недвусмысленно сказано, что известный преступник, граф Роберт Хантингтон, в простонародье названный Робин Гудом, умер в 1198 году. Но реальным графом Хантингтон в этот период был Дэвид Шотландский, умерший в 1219 году. После кончины его сына Джона в 1237 году эта дворянская ветвь прервалась. Только через столетие титул был дарован Вильяму де Клинтону.

Робин женился на Девице Мэриан

Дева Мэриан стала важной частью легенды о Робин Гуде. Однако мало кто знает, что первоначально она была героиней отдельной серии баллад. У Робина и других разбойников из самых первых преданий не было ни жен, ни семьи. Образ женщины появляется разве что в преданности Робин Гуда Деве Марии. Наверное, рассказчики считали такое преклонение неуместным в годы после протестантской Реформации в XVI веке. Вполне вероятно, что Мэриан потому и появилась в легендах о Робин Гуде примерно в это время, чтобы обеспечить альтернативный женский фокус. И раз есть положительные персонажи, мужчина и женщина, то они непременно должны пожениться.

Девица Мэриан была благородных кровей

Личность этой девушки вызывает много вопросов. Одни историки склоняются к мысли, что это была красавица, опекаемая принцем Джоном. А познакомилась она с Робин Гудом, только попав в его засаду в лесу. Однако есть и другое мнение. Некоторые ученые полагают, что впервые Мэриан появляется даже не в английском эпосе, а французском. Так звали пастушку, подругу пастуха Робина. Только через двести лет девушка перебралась в легенду об отважном разбойнике. Да и первоначально высоконравственной Мэриан не была, такая репутация появилась у нее значительно позже, под влияние целомудренной морали викторианской эпохи.

Робин Гуд был похоронен в Йоркшире, в монастыре Кирклис

Его могила сохранилась там до сих пор. Согласно легендам, Робин Гуд отправился в монастырь Кирклис для лечения. Герой понял, что его рука ослабела, и стрелы начинают все чаще лететь мимо цели. Монахини же славились умением кровопускания. В те времена это считалось лучшим лекарством. Но настоятельница случайно ли, или умышленно, выпустила Робин Гуду слишком много крови. Умирая, он выпустил последнюю стрелу, завещав похоронить себя в месте ее падения. Но у писателя эпохи Тюдор Ричарда Графтона была другая версия. Он считал, что настоятельница похоронила Робин Гуда на обочине дороги. В книге указано, что герой покоится там, где он грабил проходящих мимо. На его могиле настоятельница монастыря установила большой камень. На нем были начертаны имена Робин Гуда и еще нескольких человек. Возможно, некий Вильям Голдборо и Томас были сообщниками разбойника. А сделано это было для того, чтобы путешественники, видя могилу знаменитого разбойника, могли спокойно ехать дальше, не боясь грабежа. В 1665 году местный историк Натаниэл Джонсон зарисовал эту могилу. Она предстает в виде плиты, украшенной шестиконечным лотарингским крестом. Он часто встречается на английских надгробиях XIII-XIV веков. Надписи уже тогда были еле разборчивые. Робин Гуд мог действительно оказаться похоронен с другими людьми, но если памятник был установлен сразу же после его смерти, то странно, что об этом до 1540 года никто не упоминал. Сам же монастырь перешел во владение семейства Армитаж в XVI веке, после церковной реформы. В XVIII столетии сэр Сэмюэль Армитаж решил раскопать землю на глубину в метр под камнем. Главный страх был в том, что могилу уже посетили грабители. Однако оказалось, что бояться было нечего – под камнем тел разбойников не оказалось. Кажется, что камень был перенесен сюда с другого места, где и похоронен легендарный Робин Гуд. Теперь надгробие регулярно атакуется охотниками за сувенирами, стремящимися отколоть от него кусочек. А многие верят, что части камня помогают избавиться от зубной боли. Армитаж впоследствии заключил камень в небольшой кирпичный забор, окруженный железными перилами. Их остатки видны и сегодня.

Некоторые из друзей Робин Гуда могут быть сопоставлены со знаменитостями той эпохи

Маленький Джон, Уилл Скарлетт и Мач, сын Мельника, сопровождают Робин Гуда в ранних балладах. Позже в компании появились и другие герои – монах Тук, Алан из Долины и т.д. Самым знаменитым из них является Маленький Джон. Упоминаний о нем в документах почти столько же, сколько и о самом Робин Гуде. Говорилось, что Маленький Джон является неуловимым, как и его друг. Известно, что могила этого разбойника находится в графстве Дербишир на кладбище в Хатерседже, что небезынтересно. Камни и перила на ней современные, но на части раннего мемориала имеются все еще различимые выветрившиеся инициалы “L” и “I” (выглядящая, как “J”). Джеймс Шаттлворт, владевший поместьем, устроил тут раскопки в 1784 году. Им была найдена очень большая бедренная кость длиной в 73 сантиметра. Выходило, что в могиле был похоронен некто высотой в 2,4 метра! Вскоре с хозяевами поместья начали происходить странные несчастья. Тогда сторож перезахоронил кость в неизвестном месте. Два поселения, в Литл Хаггас Крофт в Локсли, Йоркшир и деревня Хатерседж в округе Пик, Дербишир, заявляют свое право именоваться родиной Робин Гуда и место, где Маленький Джон провел свои последние годы. Альтернативный подход к истории Робин Гуда основывается на попытке установить в историческом контексте его противников. Однако баллады прямо называют только шерифа Ноттингема, аббата церкви Святой Марии и Йорка. Другие же персонажи упоминаются только по титулу. Не называются конкретные имена, которые можно было бы привязать к определенным датам в истории. Такое отсутствие точной информации разочаровывает, но мы всегда должны помнить, что имеем дело с народным эпосом, а не с документами, излагающих факты.

Читайте также:
Облако в штанах - анализ поэмы, краткое содержание, история

Робин Гуд был отличным стрелком из лука

Умение метко стрелять из лука отличало Робин Гуда. В некоторых постановках он даже выигрывал соревнования, попадая даже не в яблоко, а в наконечник стрелы. На самом деле в момент появления легенд о Робин Гуде классические английские большие луки только начали появляться, они были большой редкостью. В исторических документах указано, что разбойники освоили это оружие в середине XIII века. Тогда же стали проводить соревнования. Если же верить, что Робин Гуд жил в конце XII века, то лука у него быть не могло.

Монах Тук был сообщником Робин Гуда

Этот монах считается одним из героев Шервудского лиса. Письменные свидетельства говорят, что брат Тук действительно был разбойником. Вот только действовал он в 200 милях от Шервудского леса, к тому же через 100 лет после предполагаемого времени жизни Робин Гуда. И был этот священник вовсе не безобидным и веселым – он безжалостно разорял и сжигал очаги своих врагов. В последующих легендах имена знаменитых разбойников стали упоминать вместе, они стали сообщниками.

Робин Гуд действовал в Шервудском лесу графства Ноттингемшир

Это утверждение обычно возражений не вызывает. Однако упоминание о Шервуде появилось в балладах далеко не сразу, самое раннее – в середине XV века. Кажется, что ничего страшного в этом нет, просто раньше факт просто ускользал от рассказчика. Вот только в сборнике баллад о Робин Гуде, вышедшем в 1489 году, его деятельность связывается совсем с другим графством, с Йоркширом. Он находится не в центре Англии, а на севере. Стоит упомянуть, что Йоркширская Большая Северная Дорога, на которой по этой версии и действовал Робин Гуд, действительно обладала дурной славой из-за многочисленных грабежей путешественников.

Робин Гуд – настоящее имя разбойника

Правильно говорить – Робин Худ. В английской орфографии фамилия пишется, как Hood, а не Good. Дословный правильный перевод имени героя – Робин Капюшон, а не Робин Хороший. Есть сомнения и насчет имени грабителя. Фраза “Rob in Hood” дословно означает “грабитель в капюшоне”. Непонятно, то ли имя Робин появилось из этой фразы, а то ли само слово от имени разбойника.

Соратники Робин Гуда носили зеленые одежды

Об одеждах зеленого цвета у разбойников часто упоминается в легендах. Одно из ранних сказаний повествует, как король специально переодел своих людей в зеленые цвета, приказав им пройтись по Ноттингему и выдавать себя за лесных братьев. Однако горожане не только не приветствовали “разбойников”, но в гневе прогнали их. Это, кстати, красноречиво говорит о том, как народ “любил” Робин Гуда. Если он действительно боролся за справедливость и пользовался популярностью, то почему люди в зеленом поспешно убегали от горожан? Так легенда о зеленых одеждах разбойников обрела свою жизнь.

Шериф Ноттингемский был отъявленным злодеем

Из сказаний, романов и фильмов известно, что главным врагом Робин Гуда является шериф Ноттингемский. Этот служитель закона возглавлял лесников, стражников, дружил с церковью и знатью. Недобросовестный шериф обладал неограниченной сластью в этих местах. Вот только с Робин Гудом он ничего поделать не мог – на стороне того была смекалка, меткость и простой народ. Стоит понимать, что в средневековой Англии шериф был чиновником, боровшимся с преступниками. Должность эта появилась еще в X-XI веках. При нормандцах страну поделили на округи, в каждом из которых был свой шериф. Интересно, что они не всегда совпадали с графствами. Так шериф Ноттингемский присматривал еще и за соседним графством Дербишир. В сказаниях о Робин Гуде его главный враг – шериф, никогда не называется по имени. Среди прототипов называют имена Уильяма де Брюера, Роджера де Ласи и Уильяма де Венденаля. Шериф Ноттингемский существовал, но непонятно, кто им был в годы действия Робин Гуда. В ранних сказаниях шериф был просто врагом “лесной братвы” по роду своей службы, борясь со всеми разбойниками. Но позже этот персонаж оброс деталями, став настоящим отрицательным героем. Он притесняет бедняков, присваивает себе чужие земли, вводит новые налоги и вообще злоупотребляет своим положением. А в некоторых историях шериф даже домогается леди Мэриан и с помощью интриг пытается стать королем Англии. Правда, баллады высмеивают шерифа. Он выставляется трусливым глупцом, который пытается выполнить работу по поимке Робин Гуда чужими руками.

Сэр Гай Гисборн был реальным благородным персонажем и врагом Робин Гуда

Поведение сэра Гая Гисборна совсем другое, нежели у шерифа. Рыцарь в легендах предстает смелым и отважным воином, хорошо владеющим мечом и луком. В одной из легенд рассказывается, как Гай Гисборн вызвался за награду покончить с Робин Гудом, но в итоге сам пал от руки благородного разбойника. Не во всех историях этот рыцарь предстает благородным персонажем. Кое-где его называют жестоким кровожадным убийцей, легко переступающим через закон ради достижения своих целей. В некоторых балладах Гай Гисборн домогается девы Мэриан, а кое-где он даже выступает ее женихом. Необычен и внешний вид героя – он носит не обычный плащ, а шкуру коня. Но исторического такого персонажа вообще не существовало. Считается, что сэр Гай Гисборн был некогда героем отдельной легенды, которая позже слилась с историей о Робин Гуде.

Робин Гуд был героем-любовником

Среди друзей отважного разбойника называется лишь одно женское имя – девы Мэриан. А профессор английской литературы университета Кардиффа Стивен Найт вообще выдвинул оригинальную мысль. Он считает, что Робин Гуд и его друзья были компанией геев! В подтверждении этой смелой мысли ученый приводит весьма недвусмысленные части баллад. Да и в первоначальных историях о подруге Робин Гуда вообще ничего не говорилось, зато неестественно часто упоминались имена близких друзей – Маленького Джона или Уилла Скарлетта. И эту точку зрения разделяет профессор Кембриджа Барри Добсон. Он трактует отношения Робин Гуда и Маленького Джона, как очень неоднозначные. Борцы за права сексуальных меньшинств тут же подхватили эту теорию. Звучат даже голоса за то, чтобы историю о нетрадиционной сексуальной ориентации Робин Гуда непременно рассказывали детям в школе. В любом случае с репутацией героя-любовника у разбойника все далеко неоднозначно.

Читайте также:
Образ России в поэме Мертвые души - краткое описание дворянства

Робин Гуд герой средневековых английских народных баллад

Сказание повествует о событиях, происходящих в средневековой Англии, в период пленения короля Ричарда Львиное Сердце в момент его возвращения из удачного боевого похода австрийским императором.

Отсутствие короля использует в своих интересах его брат принц Джон, мечтающий о заветном восхождении на трон и взяв власть в стране под собственное управление. Для укрепления своего положения, нуждающегося во вливании больших денежных средств, Джон увеличивает размер собираемой с населения дани.

Мероприятия Джона приводят к массовому голоду простого народа при том, что богатая знать продолжает наслаждаться праздной жизнью.

Молодой саксонский дворянин сэр Робин пытается убедить новоявленного короля Джона в неправильном направлении его новой власти. Однако Джон не желает прислушиваться к разумному мнению и объявляет Робина преступной личностью.

В результате саксонец вынужден скрываться в лесной чаще Шервудского леса, где к нему вскоре присоединяются его единомышленники в лице Мача, сына мельника, монаха Тука, здоровяка Малыша Джона и Уилла из Ганвелла, не признающие своим правителем никого, кроме короля Ричарда.

Собранный отряд под командованием Робина Гуда начинается операцию возмездия против богачей, ущемляющих и обирающих простых людей. Отнимая у богатой знати ценности, Робин Гуд раздает их обездоленным и бедным людям.

В одно из нападений на обоз, Робин с друзьями захватывают в плен высокопоставленных вельмож и леди Мэриан, которая, познакомившись с Робин Гудом поближе, понимает цель саксонца освободить свой народ от тирана Джона. Между молодыми людьми вспыхивает взаимная симпатия.

Принц Джона пытается уничтожить отряд Робин Гуда, но все попытки оказываются безуспешными.

Королю Ричарду удается вырваться из плена, он тайно возвращается на родину, о чем становится известно местному епископу и, соответственно, принцу Джону, задумавшему братоубийство. Король Ричард встречается с Робин Гудом, понимая, что этот человек поддерживает его во всех его начинаниях и переживает за свой народ, и друзья проникают на церемонию коронации принца Джона. В завязавшейся схватке справедливость торжествует, Робин Гуд с товарищами одержают победу над принцем Джоном, король Ричард возвращается на законный трон. Робин Гуд покидает Шервудский лес и вместе с молодой супругой леди Мэриан отправляется в родное поместье.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сочинение по произведению “Робин Гуд”

Говорят, что все живое имеет свою память: люди, животные, цветы, деревья… Свидетели многих событий, сохраняют в себе картины прошлого и настоящего, мгновения прекрасного и незабываемого. Шум дряхлого осеннего леса напомнил мне события давно минувших лет, когда зеленые одеяния стали домом для благородного Робина Гуда и его друзей: Маленького Джона, монаха Тука, возлюбленной Марианны и других. Среди вельмож юноша снискал славу разбойника, но простой народ прославлял его за ласковое, щедрое и храброе сердце. Отбирая деньги у богачей, Робин раздавал
их бедным. Славные рыцари ватаги уважали своего главаря. Мое сердце не осталось равнодушным к веселому Маленькому Джону, который всегда приходил на помощь в трудной ситуации. К справедливому монаху Тука, который всегда отстаивал правду, даже до королевы Элеоноры, которая относилась ко всем с уважением и любовью. А вот шериф со своей дочкой мне не по нраву, они оказались коварными, ведь считали Робина Гуда преступником и поставили себе за цель поймать разбойника и казнить на глазах жителей Бернесдейля и Шервуда. Шли годы, шериф так и не поймал героя, однако у него осталось много зловещих планов. Славный англичанин женился на очаровательной Марианне. Это была настоящая первая любовь. Однако наворачиваются слезы, когда вспоминаю смерть возлюбленной Робина Гуда. Осиротевшее сердце героя не выдержало разлуки. Его душевная боль оказалась сильнее удары меча и метких выстрелов лука. После ранения лихорадка забрала последние силы храброго воина. Робин Гуд не умер. Он остается в наших сердцах храбрым, благородным защитником обездоленных. А историю о его славной жизни будут нашептывать величественные дубы, лапчатые ели и высокие березы, напоминая о бессмертии справедливости, мужества, правды.

Доклад №2

Эта историческая личность уже более шести сотен лет вызывает споры ученых – существовал на самом деле такой человек или был вымышленным персонажем.

В английских балладах прославляется главарь веселых разбойников , который грабит богачей и одаривает бедняков. Действия происходят в графстве Ноттингемпшир, а именно в охотничьих угодьях короля –Шервудском лесу. Через лес проходит дорога, соединяющая два больших города – Лондон и Йорк. Богатые путешественники не являлись редкостью, а устроить засаду не составляло труда. Некоторые версии баллад утверждают о другом месте обитания разбойника – Барнздейле, который находится в графстве Йорк. До сих пор точно не известно, реально ли существовал Робин Гуд, но некоторые события из баллад и легенд подтверждаются в судебных документах того времени. Но в таких преступлениях как разбой обвиняются мужчины с именами Вильям , Роберт Год и Роберт Гуд.

Баллады прославляют армию Робин Гуда, к которой присоединялись беглые преступники. Но исторические документы свидетельствуют о возникновении банд лесных разбойников со времен Вильгельма Завоевателя, который еще в 1066 году разгромил войско англосаксов и многие побежденные рыцари вынужденны были скрываться в лесах.

Согласно популярной версии Вальтера Скотта жил известный разбойник во второй половине 12 века. Но соревнования по стрельбе из лука начали проводить только в начале 13 века. Соласно легенд Робин Гуд победил на соревнованиях по стрельбе из лука и получил в награду золотую стрелу. Баллады об известном разбойнике впервые появились в 1377 года. Самый полный сборник баллад содержит около 40 произведений о славном разбойнике. Его сотоварищи по ремеслу тоже умелые стрельцы, изобретатели, вольные и веселые люди.

Особые отношения связывают Робина с Мариан – молодые люди любят друг друга, но жизненные обстоятельства часто препятствуют воссоединению влюбленных. В легендах часто упоминаются друзья разбойника : Малыш Джон, монах Брат Тук, Скарлок, Мач. В городе Ноттингем живет шериф, который постоянно и безрезультатно воюет с веселыми разбойниками, но последние благодаря изобретательности и помощи добрых людей выходят победителями.

Читайте также:
Московские главы в романе Мастер и Маргарита, изображение мира

Однажды Робин Гуд почувствовал слабость, не смог драться и стрелять из лука. Он обратился к монахиням Кирклейского монастыря, которые пустили герою кровь, но видимо слишком увлеклись процессом .Робин с помощью друзей уехал в лес, из последних сил пустил золотую стрелу и велел похоронить его там,где она упадет.

Тот Робин Гуд , который смотрит на нас с экранов телевизоров ничего общего с реальным прототипом не имеет. Но до сих пор в Шервудском лесу устраивают фестиваль в честь Робина Гуда. Туристы посещают «дуб Робина Гуда» и «трон Робина Гуда» камень,на котором разбойник высматривал свои жертвы.

6 класс, история

Популярные сегодня пересказы

  • Русский характер — краткое содержание произведения Толстого
    Произведение под названием «Русский характер» написано известнейшим русским писателем Алексеем Николаевичем Толстым. Это произведение по праву признается критиками одним из лучших творений автора.
  • Бильярд в половине десятого — краткое содержание роман Белля
    В центре внимания читателей находится человек по имени Генрих, который хочет поменять свою жизнь. У него есть такая наивная, детская мечта: переехать жит в большой город, а через некоторое время занять
  • Эпос Урал-батыр — краткое содержание
    Эпос Урал-батыр — это настоящее достояние всего башкирского народа. Это произведение было написано на башкирском языке, но его перевели на многие языки мира.
  • Свадьба Фигаро — краткое содержание оперы Моцарта
    Слуга графа Альмавивы собирается счастливо жениться на камеристке графине Сюзанне. Однако его радость омрачается тем, что граф влюблен в девушку и явно собирается воспользоваться правом первой ночи

Робин Гуд герой средневековых английских народных баллад

Робин Гуд – это герой средневековых английских народных баллад, предводитель лесных разбойников. По преданию, он со своей шайкой жил в лесах около Ноттингема и боролся за справедливость – грабил богатых рыцарей и священников, отдавая добытое беднякам. Лицо, которое является прототипом этих баллад и легенд не установлено. Вероятно, он жил в начале XIV века, во время правления короля Эдуарда II, или даже позже: в одной из баллад действует королева Кэтрин, которую иногда отождествляют с Екатериной Арагонской (1485-1536), Однако в настоящее время наибольшей популярностью пользуется художественная версия Вальтера Скотта, согласно которой Робин жил во второй половине XII века (т. е. был современником Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного). В пользу первой версии и против версии Скотта говорит ряд исторических деталей: так, соревнования по стрельбе из лука стали проводиться в Англии не ранее XIII века.

Баллады о Робин Гуде были записаны еще в XIV веке, что обусловило небольшую вариативность сюжетов. В одном из наиболее полных сборников английских баллад, опубликованных Фрэнсисом Чайлдом в XIX веке, насчитывается 40 произведений о Робин Гуде. По одной из версий Робин был йоменом, т. е. свободным ремесленником или крестьянином, в других версиях он предстает несправедливо обездоленным дворянином. Робин Гуда считают выходцем из поселка Локсли, по названию которого иногда именуют и самого Робина. Его лесная армия насчитывает несколько десятков вольных стрелков. Все они – отличные стрелки, смелые, изобретательные и по-своему благородный люд. Наиболее популярными героями этого эпоса вместе с самим Робин Гудом являются его помощники Маленький Джон и Братец Тук (встречается вариант Так) и его жена Мэрион. Главными противниками разбойников являются Ноттингемский шериф и рыцарь Гай Гисборн.

Робин Гуд – один из немногих, вместе с королем Артуром, легендарным героем английских баллад, вышли за рамки фольклора и стали важной культурной реальностью, – на темы баллад о нем пишутся литературные произведения, ставятся спектакли, снимаются многочисленные фильмы и т. п.

Понравилось сочинение » Робин Гуд герой средневековых английских народных баллад, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Примеры сочинений по зарубежной литературе 7 класс

Популярные темы сообщений

  • Гражданская война в России 1917-1922 года
    Гражданская война – ужасное испытание, которое постигло Российскую империю. Что же должно произойти с обществом, чтобы братья начали убивать друг друга? Произошло то, что горстка людей с коммунистическими идеями начала
  • Родники
    Под землей находится множество пустот, которые заполнены водой. Она стекает туда с поверхности суши, после дождей или таяния снега. Воды находятся на разной глубине и имеют разный объем. Именно из-за этих скоплений и образуются родники.
  • Лютик
    Лютики – это целое семейство травянистых растений. Свое название Ranunculus(с лат. rana– «лягушка») цветки получили в связи с местом своего обитания. Чаще всего они растут в воде или рядом с ней. Период цветения начинается весной.

Робин Гуд: Начало содержание/сюжет фильма читать онлайн

В этом очередном переосмыслении истории знаменитого разбойника Робина из Локсли, известного многим русским как Робин Гуд (хотя в оригинале он Робин Худ(Hood) — колпак, а не (Good) добрый), все перевернуто с ног на голову. Ну или почти все. Девица Мериан воровка, Маленький Джон — черный. И так далее. Хотя, конечно, был бы фильм полностью каноническим, наверное и снимать бы не стоило, да и о сюжете вам не поведать, так как и так его все бы знали. Давайте-ка почитаем, что же новенького придумали авторы.

Робин из Локсли, один из лордов в провинции Ноттингем, отлично проводит свои лучшие годы в своем поместье вместе со своей девушкой Мэриан. Увы, все хорошее кончается, и ему по приказу шерифа Нотингема предписано отправиться на священную войну с неверными, Крестовый поход.

После пяти лет вдали от Англии, Робин, после нелегких битв, разочаровывается в идее Крестового похода. Переломным моментом в его сознании стает случай, когда его командир, Гай Гисборн, убивает пленных ради сведений.

Когда люди Гисборна казнят сына на глазах у отца, который просто ничего не знает, что могло бы спасти его сына. Терпение у Робина заканчивается, и он пытается напасть на Гисборна, заодо освободив оставшихся пленников.

В заварухе он получает стрелу от рыцарей в грудь, и, так как он знатного рода, ему прощают нападение и отправляют обратно в Англию.

Робин гуд Благородный разбойник жил со своим отрядом в Шервудском лесу, охотился на дичь, пировал, грабил богатых, отдавал завоеванное бедным, приносил неприятности лесникам, шерифу. А существовал ли Робин Гуд на самом деле? Ученые провели ряд исследований и считают, что описанные события на самом деле происходили во время правления королей Ричарда Львиное Сердце, Генриха III. V легендарного Робин Гуда есть несколько исторических прототипов, которые жили в разное время и в разных местах. По одной версии — саксонский дворянин, лишенный наследству и земель, принимал участие в бунте против короля. Другие утверждают, что он был сыном мельника или свободным крестьянином. Существует предположение, что благородный разбойник — бывший крепостной. В судебных архивах упоминается житель города Робин Гуд, который отказывается воевать с шотландцами, а после наказания — конфискации дома — подался в лес и занимался браконьерством. Есть упоминания о Робин Гуде и в архивах других городов. Имя Робин Гуд было распространенным и популярным в Англии. Неизвестно точное место его рождения, хотя традиционно родиной любимца английских народных баллад считается поселок Локсли. В Кирклейском монастыре есть могила, где похоронен “Тот, кто называл себя Робин Гудом”. Имя Робин Гуд означает колпак, капюшон или лес. Лесная армия благородного разбойника состояла из нескольких десятков вольных стрелков, которые искусно владели луком. Жили они в Шервудском лесу, носили зеленую одежду. Известно около 40 баллад о Робин Гуде. Они объединены в два больших цикла “Малая песня о жизни Робин Гуда” и “Жизнь Робин Гуда”.
более месяца назад

Читайте также:
Гелла - характеристика персонажа из романа Мастер и Маргарита

Робин Гуд: правда и вымысел

Большинство из нас знает легенду о благородном разбойнике Робин Гуде. Он крал у богатых и отдавал бедным, которых эти богатые обобрали. В любой легенде есть доля правды и много вымысла. Легенда о Робин Гуде в этом смысле ничем не выделяется. Ученые давно пытаются понять, кто был прототипом этого народного героя. За все время изучения данного вопроса сложилось несколько распространенных версий. Давайте разбираться.

Робин Добрый Малый

Начнем немного нестандартно и издалека, а именно с фольклора саксов и скандинавов – точнее, с лесного духа Пака, или Пэка, или Пука (англ. Puck), которого в самой Англии называют Хобом (англ. Hob). Фольклор саксов тут важен, поскольку часть этого древнегерманского племени участвовала в формировании этнического состава населения Британских островов. Скандинавы также поучаствовали, но позднее, начиная с эпохи Нормандского завоевания Англии 1066–1072 годов.

Собственно, Пак – это лесной дух, который пугает людей и делает так, чтобы те блуждали по чащам. И если в скандинавском фольклоре Пак – существо, ассоциирующееся скорее со злом, то для англичан это шутник и баловник, трикстер (может как помогать, так и вредить). Редьярд Киплинг в «Сказках старой Англии» описывал его как эльфа, одетого во все зеленое. Помимо цветов одежды (Робин Гуд носил зеленый плащ/накидку с остроконечным капюшоном) и двойственного поведения (разбойник, но хороший разбойник), существует и сходство в имени, так как англичане называют Пака, или Хоба, еще и именем Robin Goodfellow – Робин Добрый Малый. Можно предположить, что на определенном этапе Хоб «воплотился» в персонажа легенды о Робин Гуде, но это не совсем так.

Исторические прототипы

Наиболее распространенная версия о Робин Гуде – та, в которой разбойник выступает современником короля Ричарда I Львиное Сердце (вторая половина XII века). Об этом сообщается в хронике XVI века. Но тут есть нюанс – знаменитый эпизод из легенды о Робин Гуде, в котором описано его участие в соревнованиях по стрельбе из лука. Дело в том, что такие соревнования в Англии стали проводиться не раньше XIII века. Впрочем, ничто не мешало этому сюжету оказаться в легенде не сразу.

Другие сведения, относящиеся к 1261 году, сообщают нам о некоем разбойнике Робине, хозяйничавшем в лесах Англии в то время. Также существуют данные, согласно которым Роберт Гоуд (Гуд или Ход) родился в 1290 году, жил в эпоху Эдуарда II, в 32 года оказался на службе у графа Ланкастерского, который потерпел поражение в ходе поднятого им восстания против короля, а его слуги были объявлены вне закона. Чтобы избежать правосудия, Роберт ушел в Шервудский лес, где собрал разбойничью банду с целью выколачивания денег из богачей. Про этого же Роберта есть запись, что он несколько месяцев работал при дворе Эдуарда II – легенда красиво обыграла этот эпизод, выстроив свою хронологическую последовательность событий. Умер Роберт в 1346 году в Кирклейском монастыре от тяжелой болезни.

Получается, что факт существования знаменитого разбойника (или нескольких) зафиксирован документально и относится к XIII–XIV векам. Но действительно ли он и его банда соответствовали тому образу, который создала народная молва?

Даниэль Маклиз. Робин Гуд и его люди развлекают Ричарда Львиное Сердце в Шервудском лесу

Похоже, что нет, а скорее всего, совсем нет. Даже если он и помогал бедным, то это не зафиксировано ни в одном документе. С девушкой Мэриан (легендарная возлюбленная Робина) он знаком не был. Мэриан попала в легенду про благородного разбойника из французской поэмы XIII века, где она выступает в роли подруги пастуха Робина. Монах Тук, любитель выпить, весельчак и непревзойденный боец поединков на палках, либо целиком вымышленный персонаж, либо прототипом его явился реальный священник одной местной церкви, который в реальности создал собственную разбойничью банду и жил в XIV–XV веках. Верный друг Робин Гуда Малыш Джон, чья могила была вскрыта в 1784 году, действительно был человеком очень высокого роста. Но он вовсе не был весельчаком. Наоборот – суровый, обидчивый и способный на жестокие убийства.

Выходит, что реальный прототип, легший в основу легенды про благородного разбойника Робин Гуда и его банду, все же существовал. Но людям в те суровые времена так хотелось «лучика света», что его собирательный образ оказался совершенно неузнаваем…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: