«Огурцы» краткое содержание рассказа Н. Носова для читательского дневника, анализ произведения, характеристика главных героев, основная мысль и тема

«Огурцы» — краткое содержание рассказа Н.Н. Носова для читательского дневника

Котька и Павлик вместе пошли на рыбалку. Однако клёв в тот день был плохой. По дороге домой мальчики решили нарвать огурцов на чужом поле, которое охранял сторож. Когда дети уже уходили с огорода, сторож их увидел, но догнать не смог, потому что был пожилым.

Павлик побоялся нести добычу домой, потому что понял, что его за это накажут. Он отдал все огурцы своему другу. Котька радостный пришёл домой и похвастался добытыми огурцами перед матерью.

Мать украденному добру не обрадовалась, а отругала сына и приказала отнести всё назад.

Сын начал плакать и говорить, что боится идти на поле. Мать была строгой и справедливой женщиной. Она выставила сына за порог дома и приказала не возвращаться, пока не вернёт огурцы назад. Мама мальчика объяснила, что раз он не сажал эти огурцы и взял их без разрешения, тогда он настоящий вор. Котька разложил огурцы по карманам и двинулся в обратный путь.

На улице начало темнеть. Котьке было очень страшно. Сначала он хотел выбросить огурцы, но решил, что об этом узнают и ещё больше накажут. Преодолевая страх и стыд, Котька пришёл к сторожу. Плача навзрыд, мальчик рассказал старику всю правду. Сторож выслушал мальчика и сказал, что тот сделал правильно, вернувшись назад. Иначе старика наказали бы, что он не уследил за полем. Также старик посоветовал самому принимать решения, а не делать всё по указке товарища. Ведь его друг не понёс огурцы домой, а всё отдал Котьке.

Одного огурца не хватало. Мальчик его ещё раньше съел. Котька спросил, будет ли съеденный огурец считаться кражей. На что сторож ответил, что этот огурец будут считать подарком за честность. На душе у Котьки сразу стало легко. Он с радостью поспешил домой. Для себя мальчик решил, что никогда не будет брать чужое добро.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сюжет — краткое содержание

Павлик подбивает Котьку залезть за огурцами, но их гонит сторож.

Котька приносит домой огурцы, и мама строго отчитывает его, узнав, что огурцы ворованные.

Мама отправляет Котьку вернуть огурцы, и мальчик сперва хотел выкинуть злополучные овощи.

Но он приносит огурцы сторожу, так как не хочет, чтобы из-за него сторож пострадал.

Сторож прощает Котьку и успокаивает мальчика, говоря, что съеденный им огурец можно считать подарком.

Котька радуется, испытывает облегчение и бегом возвращается домой.

Анализ произведения

Краткое содержание рассказа Носова «Огурцы» знакомит только с основными событиями сюжета. Чтобы понять главную мысль, нужно внимательно прочитать произведение. В нем скрыто несколько важных уроков:

  1. Нельзя оправдываться поступками других людей. Котька пытался объяснить, что поступил так же, как и его товарищ. Но сторож заметил, что нельзя повторять за другими.
  2. Поступки могут нанести вред другим людям. Украденные огурцы могли стать источником неприятностей для сторожа.
  3. Признаваться сложно, но это дает ощущение радости.

Кому-то может показаться, что мама Котьки — жестокая женщина, но ее можно понять. Если не пресечь плохие поступки сразу, то в будущем из ее сына мог получиться настоящий преступник. Мальчику было сложно сознаться в преступлении, он боялся, что сторож застрелит его или накажет.

Но дедушка вспомнил, что сам когда-то был мальчишкой и сорванцом, поэтому он простил Котьку.

Рассказ Носова стоит прочитать всем детям. Он небольшой и поучительный. Рассказанные в нем мысли актуальны для всех времен.

Пословицы к произведению

Друг познается в беде.

Заработанный ломоть, лучше краденного каравая.

Лучше быть честным бедняком, чем богатым подлецом.

Повинную голову меч не сечет.

Была вина, да прощена.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Рецензии на книгу «Огурцы» Николай Носов

Два мальчика берут Огурцы на колхозном поле. Мальчик постарше, понимая, что ему достанется за это, отдает все огурцы другому. Котька, так зовут младшего, приносит их маме, но вместо ожидаемой радости получает наказание: он должен поздно вечером идти обратно и вернуть огруцы старому дедушке-сторожу, на то поле, где мальчики их украли… Рассказ интересный, легкий для чтения, для восприятия и понимания ребенком морали, поэтому мой ребенок (4 года) принял книгу сразу, пару недель была фаворитом. Это очень хорошая, правильная литература, необходимая в воспитании каждого ребенка. Главная мысль — ребенок должен учиться отвечать за свои поступки, быть ответственнным, не сваливать на других, не прятаться, не малодушничать. Пример главного героя рассказа нагляден. Сначала Котька сваливает вину на Павлика, который стал брать огурцы первым. Потом пытается спрятаться за маму, просит, чтобы она с ним пошла. Затем у него появляется мысль просто выбросить потихоньку огурцы, а маме сказать, что отнес. Но и эту трусость он преодолевает — ведь тогда за него накажут другого человека, который ни в чем не виноват. Поборов все свои страхи (темноты, наказания, разоблачения), поступив правильно, мужественно, мальчик преисполнен радости, он становится сильнее, взрослее. На обратном пути он уже не крадется по темным улицам, плача и вздрагивая от каждого шороха, а спокойно и уверенно шагает по дороге к дому. Он герой. Он молодец. И мама будет им гордиться. Вот такая история. Сейчас, к сожалению, примером для всех нас служат не только такие книги, но и все чаще звучащие истории о том, как родители, наоборот, выгораживают своего ребенка не только, если он вор, но и если он насильник, и если в пьяном виде человека сбил насмерть… Та еще жуть, когда родителей устраивает даже то, что их сын преступник. Надеюсь только, что учить своего ребенка быть порядочным и честным человеком еще не окончательно устарело. Нам рассказ уже пригодился в реальной ситуации. Ребенок не хотел возвращать в садик игрушку, которую принес оттуда. И я объяснила ему, что игрушка эта чужая, как и огурцы, что воспитательница отвечает за эти игрушки и ее могут наказать. А наутро мы без слез и скандалов, с удовольствием от того, что поступаем правильно, отнесли игрушку в сад. Из всех имеющихся на данный момент в продаже изданий Носова эти книжки от Мелика — единственные с полным набором иллюстраций, они не обрезаны, не перевернуты и правильно расставлены. На фото привела сравнение с изданием от Эксмо, лучшим на сегодняшний день сборником по количеству иллюстраций.

Читайте также:
Мастер и Маргарита - краткое содержание по главам, анализ героев

Произведения Носова

Более четверти века назад пришел Николай Николаевич Носов в детскую литературу с первой книгой своих рассказов «Тук-тук-тук!». Можно сказать, что этой книжкой он как бы постучался — тук-тук-тук! — в дверь литературы, адресованной юным читателям. И эта дверь широко и гостеприимно распахнулась перед ним… А через год вышла книга Носова «Ступеньки».

Произведения Носова дарят ребятам очень много хорошего, доброго. И прежде всего они дарят радость смеха, веселого настроения!

Есть люди, которые думают, что «весело» и «несерьезно» — одно и то же. Эти люди глубоко заблуждаются. Тем и привлекательны книги Носова, что, радуя, веселя, они в то же время заставляют серьезно задумываться.

Находчивые, изобретательные ребята действуют на страницах произведений Николая Носова. Одна из его книг называется «Фантазеры». Иногда с удивлением мы слышим, что это слово употребляется как обидное, кого-то укоряющее: «Эх вы, фантазеры!»

Но на самом-то деле фантазеры — это мечтатели, сердца которых окрылены смелыми и неожиданными замыслами. Вот такими именно людьми вырастут юные герои носовских рассказов. А вместе с ними и его юные читатели!

«Витя Малеев в школе и дома» — одно из лучших произведений, рассказывающих о том, как юный человек учится. Но в центре произведения не проблема пятерок и двоек. Оно одухотворено большой мыслью: без знаний в наш век жить невозможно! Эта полная юмора книга окрылена благородным пафосом приобщения юного человека к бесценным сокровищам знаний.

Пожалуй, все дети страны знают и горячо любят книги Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Дневник Коли Синицына», «Веселая семейка»… Это уж, как мы видим, не «семейка», а большая семья ярких произведений, которые всегда будут умными, надежными спутниками детства.

«Тут Незнайка увидел чудо природы, которого ни разу в жизни не видел. Посреди улицы лежали огромные зеленые шары, величиной с двухэтажный дом, а может, даже и больше». Иллюстрация А. Лаптева к сказке Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Рассказы и повести Николая Носова помогают ребятам стать добрыми и честными, смелыми и бескорыстными людьми. Прекрасно то, что писатель воспитывает не скучным, назойливым голосом, а с дружеской и веселой улыбкой.

Среди многих заветов, которые оставил нашей детской литературе А. М. Горький, есть и такой: для детей надо писать забавно. Забавно — это значит не легкомысленно, а увлекательно, интересно. Так именно и пишет любимец нашей детворы Николай Николаевич Носов.

Носов “Огурцы” : как написать отзыв о рассказе?

Напишем своё отношение к расказу, то есть отзыв о прочитанном, обязательно указав автора, название, главных героев и личные впечатления.

Также отзыв можно написать и в читательский дневник. Итак:

Мама сразу же велела вернуть украденное, но Котька долго перечил ей, нести обратно не хотел, так как ему было стыдно. Всё же мама настояла на своём и мальчик отнёс огурцы снова в поле и отдал их сторожу. Дедушка был очень добрый и дал несколько наставлений мальчику. Ребёнок счастливый побежал домой.

Конечно же рассказ учит, что воровать нельзя, это очень плохо. Также важно отвечать за плохие поступки и честно в них признаваться, что и сделал главный герой.

Рассказ очень интересный, всем рекомендую почитать.

Я с интересом прочитала рассказ Носова “Огурцы”, речь в нем идет о двух товарищах, которые совершили плохой поступок. Котька и Павлик собрали на поле огурцы, при этом ни у кого не спросив разрешение. Когда Котька принес огурцы и выложил их перед мамой, то на его удивление, она отругала сына.

Сторож понял, что мальчик чувствует себя виноватым и простил ему проступок. Огурцы сторож принял, а Котька вздохнул с облегчением и отправился домой.

Мальчик осознал свою вину, а я запомнила, что воровать нельзя. Мне понравился рассказ, а особенно слова матери мальчика и сторожа, в которых я вижу весь смысл повествования. Воровать даже по мелочи нельзя, это серьезное правонарушение.

И еще: признание своей вины приносит облегчение, но лучше дурных поступков не совершать.

Пример отзыва о рассказе “Огурцы” Николая Носова для 3 класса:

Рассказ “Огурцы”, Носова о двух мальчиках, поступили плохо, но осознали свои поступки. Рассказ учит читателя, что нельзя обманывать и воровать.

Особенно поступок Котьки. Ведь не каждый сможет признать вину и еще извиниться за содеянное. Ведь Котьке было очень стыдно.

Читайте также:
Загадки про космос - стихотворные и ребусы для детей с ответами

Хочу выделить и поступок мамы Котьки, что она настояла на том, чтобы сын вернул огурцы. Именно так она научила сына, что воровать не хорошо.

Считаю этот рассказ добрым и поучительным, он мне очень понравился.

Отзыв на рассказ Носова “Огурцы”.

Так Котька узнал, что брать чужое нельзя, что за это всегда следует расплата, пусть даже муками совести. А также понял, что в мире очень много хороших и добрых людей, которые поймут твой проступок и простят его, если ты сам повинишься и осознаешь свою вину.

В рассказе Николая Носова “Огурцы” мальчик, которого звали Котька из колхозного сада украл огурцы, а его мама рассердилась, что её сын взял то, что ему не принадлежит, назвав его вором. Мальчик стыдился своего поступка, поэтому решил вернуть огурцы на грядку, но мама сказала, что так огурцы расти не будут, а надо перед сторожем, которого могут наказать за то факт, что он прозевал кражу, повиниться. Котька пошёл в колхозный сад, а сторож простил его, когда тот просил прощения, подарив мальчику огурец, который Котька с удовольствием съел.

Я считаю, что Котька поступил правильно, потому что никогда не поздно просить прощения за те совершенные поступки, которые вызывают у тебя чувство стыда, вину за которые человек искренне осознаёт, раскаивается. Попросив прощение, становится легче на душе.

Отзывы читателей

Носов — очень талантливый писатель. Он хорошо рассказывает о детских историях, добавляя в них поучительные моменты. Их интересно обсуждать с детьми, многие рассказы можно читать дошкольникам. В работе «Огурцы» показано два ребенка. Один смог осознать последствия своего поступка, второй же предпочитает переложить ответственность на друга.

Произведения Носова давно стали классикой детской литературы. Они интересные, остроумные, поучительные. В рассказе «Огурцы» главному герою пришлось усвоить несколько уроков. Самое важное — никогда нельзя воровать.

Рассказы Носова — одни из самых любимых. Они интересные и увлекательные. Писатель мастерски описывает жизненные ситуации. Он не превращает их в нудные нотации, скорее, наоборот, ненавязчиво показывает, к чему приводят поступки. Рассказы нужно читать всем детям.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Повесть начинается с описания спокойной жизни девятилетнего ребенка Бруно, живущего в городе Берлине. Папа, служащий, офицер, носит на рукаве красного цвета повязку с черным крестом.

Роман «Тошнота» написан в стиле дневника, записи делает Антуан Рокантен, который является главным героем произведения. Он делает историческую работу, которая рассказывает о жизни маркиза де Рольбона.

Повествование рассказа ведется от лица человека, оказавшегося в роли учителя, который помог девочке Иринушке познакомиться с русским алфавитом. Несмотря на свои четыре года, она была очень развитой и способной

Вакх – бог земледелия и виноградарства взял под своё покровительство питейный дом «Звезда». Жадные владельцы кабаков решили повысить стоимость хмельных напитков. Тем самым они хотели поставить в зависимость и самого Вакха

Муми-тролль, играя в саду, случайно зацепил стеклянной банкой крошечного дракона. Это случилось среду ясным летним днем. Дракончик был очень маленький, с коробок для спичек, крылья были прозрачные и напоминали плавники золотой рыбки

Интересные темы

  • Лиханов — Последние холода
    В рассказе читатель представляет героя по имени Коля. У него были заботливые родственники в лице мамы и бабушки. Мальчик имеет приличную одежду, он посещает школу, где встречает бедных детей.
  • 6 класс
  • Анализ поэмы Цыганы
    Находясь в изгнании в городе Кишинев, А.С. Пушкин написал произведение «Цыганы». Поэт провел некоторое время в цыганском таборе. Он был поражен их жизнью, что и послужило вдохновением для соз
  • Пушкин — Руслан и Людмила
    Пушкин сумел на столько реалистично описать всех героев этого произведения, что читатели видят и злобного карлика и говорящую голову и отшельника Финна и влюблённой в него колдуньи.

Подробный пересказ

Рассказ Е.Носова «Огурцы» был написан в 1945 году для детского чтения. В нём несколько героев. Одним из главных действующих лиц стал Котька.

Однажды он и его друг Павлик пошли на рыбалку. Однако, рыба не клевала, и друзья по дороге домой зашли на колхозный огород. Они нарвали огурцов. Их заметил сторож и стал им свистеть. Но друзья убежали. Павлик испугался, что его дома будут ругать за огурцы, и отдал их Котьке. Когда мальчик пришёл домой, его встретила мама. Она спросила, где он был. Герой ответил, что на рыбалке, а потом они зашли на огород и взяли огурцы. Котька стал их выгружать. Однако, мама не обрадовалась, а наоборот. Она сказала, чтобы сын отнёс огурцы обратно. «Как это взял, значит украл,» — решила мама.

Она поругала Котьку и заметила, что её сын стал вором. Затем отправила его назад. Котька долго сопротивлялся, плакал. Он боялся темноты, сказал, что у сторожа было ружьё, и его могут застрелить. Однако, мама была непреклонна. Она выставила сына за дверь и произнесла, чтобы он донёс огурцы до грядки и положил там, где они росли. Иначе, добавила она, накажут ни в чём неповинного сторожа. Котьке было жалко сторожа. Он вышел за околицу деревни, там была канава. Мальчик решил выбросить огурцы в канаву, но потом подумал про сторожа и отправился к полю. Когда Котька пришёл, было совсем темно. ОН встал у шалаша сторожа и заплакал. Сторож вышел и спросил: «Кто здесь плачет?» Мальчик рассказал ему о том, что они сорвали огурцы, что Павлик отдал их другу и что мама отправила его на огород. Котька выложил огурцы на грядке и сказал, что они не все, что одного не хватает. Когда сторож спросил его, куда делся огурец, то герой ответил, что он его съел. «За то, что ты съел один огурец, мне ничего не будет. Вот если бы ты все, что вы сорвали не принес, тогда конечно,» — произнёс сторож. Затем он промолвил, что этот огурец он подарил Котьке. Мальчик повернулся и пошёл домой. Он радостно пошёл домой. На душе у мальчика было легко.

Читайте также:
"Филиппок" краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого для читательского дневника, анализ произведения, характеристика главных героев, мысль, жанр, основная тема

Рассказ учит детей не брать чужое, если тебе не разрешено. Каждая вещь чья-то, ведь мальчики не сажали и не выращивали огурцы, значит, не могут ни рвать их, не выбрасывать просто так. Взрослые должны прививать им чувство ответственности за совершённые поступки. Произведение полезно, также и взрослым, потому что в нём говориться о доброте и умении прощать. Однако, не все люди могут осознать свои ошибки и исправить их. Многие из них нуждаются в помощи.

Подходящие пословицы к рассказу носова огурцы

Одним из лучших писателей для детей стал Николай Николаевич Носов. В его творчестве преобладают рассказы сатирической и поучительной направленности. Писатель в своих произведениях доступным языком учит детей никогда не врать, ценить настоящую дружбу, уметь признавать ошибки и не бояться исправлять плохие поступки. Приводя в пример разное поведение своих маленьких героев писатель показывает таким же маленьким читателям, как следует поступать в определенных ситуациях.

Рассказом «Огурцы» автор осуждает воровство, призывает детей к честности и крепкой дружбе. Двое хороших друзей Павлик и Котька постоянно проводили время вместе, ходили на рыбалку, гуляли и играли. И вот как-то проходя мимо чужого огорода, решили они огурцов нарвать. Даже сторож их приметил, начал свистеть, а они повели себя, как настоящие хулиганы, наворовали огурцов и убежали. Сторож был стар и ему не далось догнать ребят.

Павлик на пути домой сообразил, что они поступили не хорошо и решил отдать наворованные огурцы другу, тем самым избавляя себя от вины. А Котька не понимая до конца, какой же плохой поступок они совершили, с радостью принял огурцы. Но по возвращению домой тут же понес наказание и был выставлен за дверь мудрой мамой, которая объяснила сыну, что брать чужое — значит воровать, а воровать очень плохо и недопустимо, поэтому все взятое без спроса следует вернуть обратно.

Пришлось Котьке признать ошибку и отвечать за свой непутевый поступок. Когда шёл он обратно чувство страха пересиливало и возникало желание выкинуть огурцы в яму, но все таки ему стало жалко невиновного сторожа, которому пришлось бы нести наказание за чужие выходки и собравшись с силами духа и отважившись он дошёл до огорода. Плачь мальчика символизировал его раскаяние и сторож не стал наказывать озорника. Мальчик с чувством стыда перед старым сторожем даже признался, что успел съесть один огурец.

Все разрешилось мирно. Сторож принял сорванные огурцы и простил маленького, несмышленого воришку. Котька с радостным чувством собственного достоинства побежал домой.

Эта история послужила поучительным уроком для Котьки на всю жизнь. У мальчика больше никогда не возникнет желание без спроса брать чужое.

Сюжет — краткое содержание

Павлик подбивает Котьку залезть за огурцами, но их гонит сторож.

Котька приносит домой огурцы, и мама строго отчитывает его, узнав, что огурцы ворованные.

Мама отправляет Котьку вернуть огурцы, и мальчик сперва хотел выкинуть злополучные овощи.

Но он приносит огурцы сторожу, так как не хочет, чтобы из-за него сторож пострадал.

Сторож прощает Котьку и успокаивает мальчика, говоря, что съеденный им огурец можно считать подарком.

Котька радуется, испытывает облегчение и бегом возвращается домой.

Сочинение по рассказу Огурцы

Воспоминания о беззаботном детстве появляются вовремя чтения очередного рассказа детского писателя Николая Носова. В его произведении содержатся элементы воспитания и нравоучения, связанные с поучительными историями. Детские душевные переживания, последствия поступков персонажей учат вести себя правильно в различных ситуациях.

В рассказе «Огурцы» мы сталкиваемся с первой проблемой в жизни – Котька боится вернуть украденные огурцы. Они с другом Павликом проходили мимо колхозного поля и увидели множество огурцов. Их можно было легко сорвать, и они набрали по несколько штук. Им помешал сторож, который прогнал их с поля. Павлик отдал все плоды другу, а Котька, не подозревая подвоха принёс овощи домой и получил взбучку от матери. Мать отправила его назад и велела вернуть огурцы.

По тёмным улицам было страшно идти, и мальчик хотел сдаться и оставить их в ближайшей яме. Потом он представил бедного старика, что его могут выгнать с работы, стойко понёс на ночное поле. Его плач услышал сторож и вышел на встречу нашему герою. Паренёк отдал огурцы и пожаловался на друга, спокойно спящего дома. При этом умный пожилой мужчина сказал, что каждый должен сам думать и нести ответ за свои поступки, а не сваливать вину на другого человека. Старичок дружелюбно отнёсся к бедному парню. Он разрешил положить на место плоды. Однако, Котька вспомнил, что один плод был съеден и попросил простить за него старика. Сторож с пониманием простил мальчика и на детском сердце ему стало легче.

Жизнь меняется все идут в ногу с прогрессом. Но общие плоды остаются, например, на даче и очень трудно пройти мимо и не взять чужой урожай. В рассказе поставлен вопрос о том, что нельзя трогать чужое имущество, даже если его легко взять.

Читайте также:
Нам не дано предугадать анализ стиха Тютчева и история создания

Урок мальчика Котьки должны усвоить ребята прочитавшие рассказ, чтобы не попасть в неудобное положение. За все свои поступки нужно отвечать. Сначала за детей несут ответственность родители, потом человек сам думает и отвечает. К повзрослевшим людям более суровые наказания. Тяжелее попросить за свой поступок прощение, чем совершить глупые и плохие поступки. Из маленьких проделок и шалостей, если не пресекать могут получиться более суровые и страшные результаты.

Пословицы к произведению

Друг познается в беде.

Заработанный ломоть, лучше краденного каравая.

Лучше быть честным бедняком, чем богатым подлецом.

Повинную голову меч не сечет.

Была вина, да прощена.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Популярные сегодня темы

Пукирев изображает драму несчастного юного создания. По тем временам, а это был 1862 год, проблема бесправия женщин была очень актуальна. Эта проблема и есть основа сюжета картины.

Герои «Сказки о потерянном времени» составляют две противоборствующие группы: группу школьников, которые превратилась в стариков, и группу злых волшебников, которые украли время у школьников и превратились в детей.

Трудно поспорить с утверждением, что общество создает человека и определяет его личность. С самого рождения каждый из нас окружен «продуктами» этого самого общества. Родители передают ребенку определенные ценности

«Гранатовый браслет» читали многие, часть из них даже знает, кто написал это произведение. А написал его, конечно же, Куприн Александр Иванович, в жизни которого было много интересного.

Каждый имеет право на ошибку. И это высказывание верное. Не всегда возможно поступить с первого раза правильно, если сомневаешься в выборе действия. Ошибки учат, они дают бесценный опыт.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по литературному чтению.

(Этапы работы над произведением)

Тема : Н.Носов “Огурцы”

Цель : формировать систему нравственно-этических ценностей на примере рассказа Н.Носова “Огурцы”

– формировать умение анализировать текст;

– развивать умение давать характеристику героев произведения;

– совершенствовать навыки выразительного чтения;

– развивать коммуникативные качества, высказывать оценочные суждения;

-проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения;

-определять главную мысль произведения,

-сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своё мнение;

Отзывы читателей

Носов — очень талантливый писатель. Он хорошо рассказывает о детских историях, добавляя в них поучительные моменты. Их интересно обсуждать с детьми, многие рассказы можно читать дошкольникам. В работе «Огурцы» показано два ребенка. Один смог осознать последствия своего поступка, второй же предпочитает переложить ответственность на друга.

Произведения Носова давно стали классикой детской литературы. Они интересные, остроумные, поучительные. В рассказе «Огурцы» главному герою пришлось усвоить несколько уроков. Самое важное — никогда нельзя воровать.

Рассказы Носова — одни из самых любимых. Они интересные и увлекательные. Писатель мастерски описывает жизненные ситуации. Он не превращает их в нудные нотации, скорее, наоборот, ненавязчиво показывает, к чему приводят поступки. Рассказы нужно читать всем детям.

Урок литературного чтения по теме: Н.Н. Носов. “Огурцы”

I. Организационный момент
II. Повторение изученного

1. Изученные произведения Н.Н.Носова:

– Вспомните, какие произведения Н.Н.Носова мы с вами уже изучали?

Опираясь на картинки, вывешенные на доске, дети вспоминают названия произведений: “На горке”, “Фантазёры”, “Живая шляпа”, “Находчивость”, “Затейники”.

– Скажите, кто являлся главными героями этих произведений?

III. Изучение нового материала

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Н.Н.Носова. Как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку:

Летом в огороде – свежие, зелёные, А зимою в бочке – жёлтые, солёные. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас?…(Огурцы)

– Правильно, так и будет называться наше произведение.

На доску прикрепляется карточка с названием произведения и картинки к нему.

– А как вы думаете, о чём будет это произведение?

Высказывания детей; учитель направляет ответы учащихся, обращая их внимание на название изучаемого раздела.

а) Подготовка к восприятию

Учащиеся читают подготовительные упражнения перед текстом.

IV. Физминутка

б) Знакомство с текстом

Чтение первой части учеником до слов “…Котька начал вынимать огурцы из карманов”.

– Предположите, что могло произойти дальше?

Высказывания детей. Чтение второй части учеником до слов “Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице”.

– Предположите, как может поступить Котька?

Высказывания детей. Чтение произведения учащимися до конца небольшими фрагментами.

в) Работа по содержанию

– Какие чувства вызвал у вас рассказ? – Что вы можете сказать о поступке Павлика и Котьки? – За что мы осуждаем Павлика? – Понравился ли вам главный персонаж рассказа? Почему? – Могут ли эти слова Я. Акима, посвящённые В. Драгунскому, стать эпиграфом к нашему произведению? Почему?

На доске записаны слова: “Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины! Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества.”.

– Как на протяжении рассказа меняется состояние героя?

– Как вы считаете, ожидал ли Котька, что его мама именно так отнесётся к его поступку? – Правильно ли поступила мама? – Какою была мама? (строгой, справедливой, доброй, настойчивой) – В чём проявилась любовь матери к Котьке? – Почему Котька всё-таки решил отнести огурцы обратно, а не выбросить их? – Каким был дедушка-сторож? – В чём проявились строгость и доброта дедушки? – Как стало на душе у Котьки, после того как он искупил свою вину? Найдите и прочитайте.

Читайте также:
Московские главы в романе Мастер и Маргарита, изображение мира

г) Работа с пословицами

– Какая из пословиц передаёт главную мысль рассказа “Огурцы”?

V. Итог урока

Работа с выставкой книг.

VI. Домашнее задание

– Cтр. 115–119 читать и выполнить задания учебника, в тетради – стр. 29.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: классифицировать интеллектуальные игры и обозначить проблему подбора и составления вопросов для викторины.

Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, то есть она включает цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и игровую, и познава.

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада для детей с нарушением зрения со смешанными речевыми диагнозами. “Звуки [Л], [Л’], буква Л. Пересказ русс.

Рассматривается соотношение каждого вида речевой патологии клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации с аналогичной речевой патологией по МБК-10.

Рассказы с вопросами, для обучения пересказу, детей 5-7 лет.

Рассказы с вопросами, для обучения пересказу, детей 5-7 лет с опорными картинами.

Помочь детям выявить свойства воды: вода может иметь разную температуру нагревания, а также растворять некоторые вещества. Наглядно показать, что вода прозрачная не имеет запаха, но может приобр.

Открытый урок по литературному чтению. 3-й класс. Тема: Н.Н.Носов “Огурцы”

Класс: 3

Цели: Развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; развитие скорочтения, освоение форм драматизации.

Ход урока

Организационный момент

Учитель:

Долгожданный дан звонок, Начинается урок.

– Ребята, сегодня я предлагаю провести наш урок литературного чтения немного иначе, чем всегда.

Давайте отправимся с вами в театр, где вы попробуете проявить себя в роли актёров.

Все уселись на свои места, настроились на работу. С каким настроением вы пришли? Покажите мне его при помощи “маленького человечка”. Обозначьте своё настроение.

Проверка домашнего задания

– Давайте проверим, все ли готовы к нашему путешествию. Посмотрим, как вы выполнили домашнее задание.

Подготовка к восприятию текста

– Молодцы! Я вижу, все хорошо подготовились, и мы можем отправляться в театр. Закройте все глаза. Раз! Два! Три! Открываем глаза.

(На доске – рисунок театра.)

Вот мы и в театре. Теперь я для вас не учитель, а главный режиссёр. А вы для меня – актёры. Сегодня мы познакомимся с новым рассказом. Встречайте главного актёра театра.

Коротышка озорной В яркой шляпе голубой. Неумейка и зазнайка И зовут его…Незнайка.

(Звучит музыка, появляется сказочный персонаж Незнайка.)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.

Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.

Незнайка: Ребята, а что вы знаете о самом писателе Н.Н.Носове?

(Свободные высказывания детей.)

На доске портрет Н. Носова.

Биографические сведения о Н.Н.Носове.

Учитель: Н.Н. Носов говорил: “Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было много о чём порассказать людям”.

Ученица: Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал “Икс”. А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.

Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ “Затейники” он отнёс в журнал “Мурзилка”. Это было в 1938 году.

Знакомство с выставкой книг Н.Н.Носова.

Учитель: Н.Н.Носов – автор таких произведений как “Мишкина каша”, “Живая шляпа”, “Фантазёры”. За этим рассказом последовали другие. Посмотрите на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: “Весёлая семейка”, “Дневник Коли Синицына”, “Витя Малеев в школе и дома”, а также целая серия романов – сказок “Приключения Незнайки и его друзей”, “Незнайка в Солнечном городе”, “Незнайка на Луне”. Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете.

Чем метафора отличается от эпитета

Метафора явля­ет­ся скры­тым срав­не­ни­ем, чем отли­ча­ет­ся от эпи­те­та — образ­но­го опре­де­ле­ния пред­ме­та или явления.

Метафора и эпи­тет явля­ют­ся тро­па­ми худо­же­ствен­но­го сти­ля речи. Эти образ­ные сред­ства дела­ют речь выра­зи­тель­ной и яркой. Оба тро­па воз­ни­ка­ют на уровне ассо­ци­а­тив­ных свя­зей меж­ду при­зна­ка­ми, состо­я­ни­ем или дей­ствий явле­ний и пред­ме­тов, и-за чего ино­гда быва­ет затруд­ни­тель­но опре­де­лить отли­чие мета­фо­ры от эпи­те­та. Чтобы выяс­нить, чем отли­ча­ет­ся мета­фо­ра от эпи­те­те, вспом­ним основ­ные чер­ты инте­ре­су­ю­щих нас худо­же­ствен­ных средств языка.

Метафора — средство речевой выразительности

Метафора воз­ни­ка­ет как пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та на дру­гой на осно­ве сход­ства зри­тель­ных и слу­хо­вых вос­при­я­тий, эмоционально-психологических и вку­со­вых пред­став­ле­ний, внут­рен­них и внеш­них осо­бен­но­стей пред­ме­та или явле­ния (раз­ме­ра, фор­мы, рас­по­ло­же­ния в про­стран­стве, функ­ции и пр.).

Читайте также:
Рудин - краткое содержание романа Тургенева, история создания

Этот вид тро­па осно­вы­ва­ет­ся на сопо­став­ле­нии ново­го пред­ме­та с уже извест­ным, нахож­де­нии точек сопри­кос­но­ве­ния в чем-либо и выде­ле­нии их общих при­зна­ков, например:

  • чело­век шеп­чет — шепот волн;
  • бесе­да с дру­гом — бесе­да птиц;
  • синее море — море радости;
  • плач ребен­ка — плач сердца.

Эпитет — образное определение

Ни одно худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние не состо­ит­ся без опре­де­ле­ний, обо­зна­ча­ю­щих пред­ме­ты или явле­ния дей­стви­тель­но­сти. В про­из­ве­де­ни­ях лите­ра­ту­ры опре­де­ле­ния суще­ству­ют осо­бен­ные, кото­рые не толь­ко назы­ва­ют при­знак пред­ме­та, но и выра­жа­ют эмо­ци­о­наль­ное, образ­ное вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти худож­ни­ком сло­ва. Такие образ­ные опре­де­ле­ния назы­ва­ют­ся эпи­те­та­ми.

Понаблюдаем, как мастер­ски исполь­зу­ет эпи­те­ты поэт А. К. Толстой:

Вновь рас­тво­ри­лась дверь на влаж­ное крыльцо,
В полу­ден­ных лучах сле­ды недав­ней стужи
Дымятся. Теплый ветер пове­ял нам в лицо
И мор­щит на полях сине­ю­щие лужи.

Эпитеты помо­га­ют создать образ­ную кар­ти­ну мира. Автор через приз­му сво­е­го эмо­ци­о­наль­но­го вос­при­я­тия смог рас­цве­тить её крас­ка­ми слов-эпитетов и сде­лал яркой и выразительной.

Отличие метафоры от эпитета

1. Метафора — это образ­ное скры­тое срав­не­ние, кото­рое мож­но пре­вра­тить в срав­ни­тель­ный обо­рот, напри­мер:

Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой.

Поэт упо­тре­бил мета­фо­ру, в кото­рой улей подо­бен келье, сде­лан­ной из воска:

улей — келья из воска.

Эпитет — это худо­же­ствен­ное опре­де­ле­ние, кото­рое невоз­мож­но транс­фор­ми­ро­вать в срав­ни­тель­ный оборот.

2. Эпитет харак­те­ри­зу­ет кон­крет­ный пред­мет ино­гда с неожи­дан­ной сто­ро­ны. В мета­фо­ре не суще­ству­ет такой кон­кре­ти­ки. Метафора воз­ни­ка­ет в резуль­та­те ассо­ци­а­тив­ной свя­зи меж­ду дву­мя пред­ме­та­ми, в резуль­та­те чего воз­ни­ка­ет на осно­ве их подо­бия поэ­ти­че­ский образ.

3. Эпитеты обыч­но выра­жа­ют­ся при­ла­га­тель­ны­ми, существительными-приложениями, наре­чи­ем, обо­зна­ча­ю­щим образ действия.

Метафора пред­став­ля­ет собой обо­рот речи, состо­я­щий из слов раз­ных частей речи. Метафора быва­ет раз­вер­ну­той, в соста­ве кото­рой исполь­зу­ют­ся эпи­те­ты как её состав­ля­ю­щая часть, напри­мер, чита­ем у В. В. Маяковского:

Парадом раз­вер­нув
моих стра­ниц войска,
Я прохожу
по стро­чеч­но­му фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжёло,
гото­вые и к смерти
и к бес­смерт­ной славе.

Поэт упо­доб­ля­ет свою поэ­зию гроз­но­му ору­жию, а виды её и худо­же­ствен­ные сред­ства — ору­жию раз­но­го рода войск. Метафору допол­ня­ют эпи­те­ты, созда­вая всю пол­но­ту ярко­го поэ­ти­че­ско­го образа.

Видеоурок

Эпитет – определение, роль в русском языке, сравнение с метафорой

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.
  • ЕГЭ 2013. Русский язык /
  • Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. /
  • Эпитеты и их роль в тексте.
СОДЕРЖАНИЕ:

Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:

грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин) .

Эпитеты могут также выражаться:
существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница -зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира , а не только няня своей души (М. Горький);
наречиями, выступающими в роли обстоятельств:
На севере диком стоит одиноко . (М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);
деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая;
местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые,
Да, говорят, еще какие ! (М. Ю. Лермонтов) ;

причастиями и причастными оборотами:

Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак);

Допускаю также появление. борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении. С точки зрения типа переносного значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на метафорические (в их основе лежит метафорическое переносное значение: тучка золотая , бездонное небо, сиреневый туман) и метонимические (в их основе лежит метонимическое переносное значение: замшевая походка (В. В. Набоков); царапающий взгляд (М. Горький); березовым веселым языком (С. А. Есенин)).
С генетической точки зрения эпитеты делятся на общеязыковые ( гробовое молчание, свинцовые волны ), индивидуально-авторские ( немой покой (И. А. Бунин ), умильная прелесть (Ф. И. Тютчев), кудрявый сумрак (С. А. Есенин)) и народно-поэтические (постоянные) ( красное солнце, буйный ветер, добрый молодец ).

Эпитет может вбирать в себя свойства многих тропов . Основанный на метафоре или на метонимии, он может сочетаться также с олицетворением . туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей землею (Ф. И. Тютчев),

гиперболой ( Уже знает Осень, что такой Глубокий и немой покой — Предвестник долгого ненастья (И. А. Бунин )) и другими тропами и фигурами.

Роль эпитетов в тексте

Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.
Помимо этого, эпитеты могут:
— усиливать , подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов:

Меж скал блуждая, желтый луч
В пещеру дикую прокрался
И гладкий череп озарил. (М. Ю. Лермонтов) ;

— уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин) ;

— создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский) ;
— передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: . Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев);

Читайте также:
Ахиллес - кто такой в мифологии, миф Древней, кто отец и мать

И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский);

Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И. С. Тургенев)

В зависимости от того, как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные и выразительные (лирические).
Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку ( «в тумане моря голубом », «на мертвом небе» и т. п.).
В выразительных (лирических) эпитетах, напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению ( «мелькают образы безумные людей», «томительная ночи повесть» ).

Примечание. Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, так как и изобразительные эпитеты имеют эмоционально-оценочное значение.

Внимание! Эпитеты широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи .

Эпитет. Литературный троп

Русский язык – один из самых богатых в плане средств художественной выразительности и словообразования. Приёмы, которые придают речи мелодичность, насыщают её оригинальными оборотами, называются тропами, иначе – средствами художественной выразительности. Самые известные и часто употребляемые – это метафора, олицетворение, аллегория, метонимия и, конечно же, эпитет. Мало какое литературное произведение обходится без них. Да и сами мы, часто того не замечая, употребляем их в повседневной речи.

Общее понятие. Отличие от сравнения и метафоры

Эпитет – это яркая художественная характеристика, образно-эмоциональное определение объекта, которое передаёт его отличительный признак, свойство, качество.

В переводе с греческого это слово обозначает «приложение» — это наводит на мысль, что этот троп не в каждом случае называет обязательный признак предмета или его неотъемлемое свойство. Он является фигуральным выражением, которое характеризует конкретный предмет в какой-то конкретной эмоциональной ситуации, атмосфере, в которую с помощью этой фигуры пытается погрузить нас автор.

«Белый снег» — здесь мы не наблюдаем эпитета, ведь «белый» — неотъемлемый признак снега, а вот «горячий снег» (Ю. Бондарев) – это эпитет.

Итак, не каждое слово-определение – это эпитет. По своей природе он очень походит на сравнение, метафору или даже олицетворение. Разница в том, что последние средства выразительности – это обороты более сложные.

В сравнении обыкновенно присутствуют союзы – «как», «будто», «словно», которые противопоставляют части оборота друг другу по схожему признаку: «белый как полотно» , «глупый как пробка» .

Эти же союзы часто можно встретить и в метафоре, но вот образ они создают более непривычный, абстрактный, интересный и заставляющий нас действительно представить описанную автором картинку – «как сажа бела» , «золотые руки» .

Есть даже выражение – «метафорично», значит, подчёркнуто образно, абстрактно, используя искусственный художественный образ или внешнее сходство предметов разной природы. Крайней степенью метафоры является оксюморон – выражение, части которого противоречат друг другу, но тем же усиливают эмоцию: «молча кричать» , «живой труп» и пр.

Разные части речи в качестве эпитета

Определение эпитета наталкивает на мысль, что это по умолчанию имя прилагательное. Но это не так – он может быть выражен различными частями речи: существительными, причастиями, числительными, местоимениями и даже глаголами.

  • Вот примеры, которые выступают прилагательными – «триумфальная арка» , «резвый шаг» , «золотая осень» , «ласковый май» .
  • По аналогии с ними можно образовать такие единицы с помощью причастий – «поредевший лес» , «грохочущий дождь» , «улыбающийся кот» .
  • Нередко в художественной литературе можно встретить и причастный оборот в этой роли: «в воздухе, напоенном ароматом увядающей травы» , «березовый лист, тронутый первой позолотой» .
  • Среди постоянных эпитетов, которые уже стали устоявшимися выражениями, придя в язык из народной речи, часто можно встретить существительные – «ветер-бродяга» , «царь-батюшка» , «Родина-мать» .
  • Похожая ситуация и с числительными , но есть нюанс: тропы придают выражению эмоциональное, новое значение, обозначая количество лишь косвенно — в отличие от числительных, которые подразумевают порядок в очереди. Так, «пятый класс» , «вторая рота» — не подходят на роль эпитета, а вот «первый учитель» , «вторые руки» , «второе дыхание» — эпитеты.
  • Глаголы часто дополняются наречиями – «горячо любить» , «нежно касаться» , «сочившиеся из горы́ родники омывали камень, он мокро поблёскивал на солнце» (М. Шолохов).
  • Гораздо реже можно встретить местоимения : «мой путь не лежит мимо дому» (М. Цветаева).

Виды эпитетов

Поскольку выразительная палитра очень велика, и предложения с эпитетами могут иметь совершенно разную эмоциональную окраску, состав, структуру и логические акценты; относиться к разным стилям текста, выделяют несколько классификаций эпитетов. Каждая из них исходит из определенного критерия:

  • По происхождению – эпитеты делятся на общеязыковые, народно-поэтические и авторские (это деление встречается наиболее часто, ниже мы рассмотрим его детальнее);
  • По стилистике – контрастные, усилительные, уточнительные;
  • По составу – простые, слитные, сложные, составные;
  • По способу обозначения – метонимические и метафорические;

Кроме того, эпитеты могут быть эмоциональными, оценочными, постоянными или сквозными, однако эти признаки находятся за пределами общепринятых классификаций.

Общеязыковые эпитеты. Примеры из жизни

Общеязыковые обороты знакомы нам всем – пример такого эпитета можно привести не только из художественной литературы, но и из повседневного употребления. Ведь эти фигуры настолько устоялись в нашей речи и вошли в повседневный обиход, что стали устойчивыми выражениями.

И хоть зачастую они употребляются в переносном значении, мы все хорошо понимаем, о чём идет речь. Например – «могильная тишина» , «армейская дисциплина» , «сардоническая усмешка» , «проницательный взгляд» , «бисерный почерк» , «ядрёный мороз» , «нестерпимая боль» .

Народно-поэтические эпитеты. Примеры из фольклора

Определение «народно-поэтические» говорит само за себя. Это выражения, которые пришли к нам из фольклора и превратились в устойчивые выражения. Например – «море-окиян» , «царь-батюшка» , «честной народ» , «красна девица» , «широко поле» , «добрый молодец» . Особо много их встречается в сказках А. С. Пушкина, что подчеркивает их народные мотивы и фольклорный характер. Часто они употребляются в усеченном виде, со сменой традиционного ударения.

Читайте также:
Новый год любовь: сборник трогательных стихотворений о любви к Новому году

Авторские эпитеты. Примеры из литературы

Не так часто, но порой в речи приживаются выражения, придуманные конкретными авторами. Они подчёркивают индивидуальный стиль, являются воплощением неповторимого литературного почерка. Много таких авторских оборотов в произведениях М. Шолохова ( «тихий Дон» , «негнущийся взгляд» , «многоцветный аромат» ), А. Чехова ( «лошадиная фамилия» , «мармеладное настроение» ), С. Есенина ( «васильковое слово» , «стальная Америка» , «древесные бёдра ив» , «хмаровая близь» ) и прочих.

Постоянные эпитеты с примерами

Эпитет, что приобрел устоявшуюся форму и употребляется в одном значении, называется постоянным. Он связан с употребляемым словом неразрывно и образует привычное устойчивое выражение, чем-то напоминая фразеологизм. Например, «крылатая фраза» , «косолапый мишка» , «чёрный ворон» , «серый волк» , «золотая осень» .

Роль эпитетов в русском языке и литературе

Роль, которую играют эпитеты, как и другие тропы в русском языке, сложно переоценить. Они создают неограниченные возможности для словообразования, появления новых мелодичных и ёмких речевых оборотов, повышают эмоциональность и образность художественной картины, которую рисует автор.

Без них сложно представить прозу и поэзию, неподражаемый авторский стиль известных русских поэтов и писателей, которые благодаря во многом именно умению «играть» с тропами, создали свой оригинальный и узнаваемый язык.

Тестовое задание для проверки ваших знаний

А в заключение, предлагаем проверить, насколько хорошо теперь вы сами можете оперировать этими выразительными средствами:

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Русский язык

Изобразительно-выразительные средства языка

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Изобразительно-выразительные средства языка.

2. Роль эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол в предложениях и текстах.

Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении.

Гипербола – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления.

Литота – это образное выражение, состоящее в преуменьшении размеров, значения изображаемого предмета или явления.

Метафора – Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение).

Олицетворение – разновидность метафоры, наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека.

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого.

Эпитет – образное определение предмета или действия.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.
  3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отгадайте загадку Бориса Заходера:

И носятся слухи,

Не только летают,

Но даже – не тают!

Конечно, вы догадались, что речь идёт о снеге. Как вам удалось определить правильный ответ? Поэт создал образ снега, сравнив его с мухами. Всё это удалось благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, небу приписано действие человека: оно нахмурилось, оно не в духе.

Слова или обороты, употреблённые в переносном значении, называются тропами.

К основным тропам относятся: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола.

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение). Например, рыжие волосы иногда называют огненными, потому что они похожи на цвет огня. Когда человека переполняют разные чувства, говорят: палитра чувств, радуга чувств.

Олицетворение – это наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека. В тексте загадки небу приписаны действия человека: нахмурилось небо.

У слова барабанить прямое значение – бить в барабан, а переносное – часто и дробно стучать. В стихотворных текстах можно найти олицетворение барабанит дождь:

Барабанят капли по крыше,

Ходит ветер серой волной.

Барабанщик из дому вышел

Под весенний дождь проливной. (Владислав Крапивин)

В этом тексте и ветру приписаны свойства человека, он ходит.

Эпитет – это образное определение предмета или действия.

Например, человека, который много работает, многое умеет, много знает, не устаёт, не ошибается, называют человек-компьютер.

Чаще всего эпитеты используют в художественных текстах.

Например, Виктор Балашов в качестве эпитетов использует и прилагательное, и существительное: «Прокалывая ржавые прошлогодние листья, потянулась на свет нетерпеливая травка, и красавец подснежник, укутанный в бархатистую шубку, выглянул из-под слежавшейся хвои».

Гипербола – это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления.

Необычность, выразительность придаёт тексту Владимира Маяковского гипербола:

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето,

на даче было это.

Выразительным средством языка является сравнение. Людям свойственно сравнивать предметы по размеру, цвету, функции и другим признакам.

Вот пример стихотворения Николая Заболоцкого «Голос в телефоне»:

Раньше был он звонкий, точно птица,

Как родник, струился и звенел,

Точно весь в сиянии излиться

По стальному проводу хотел.

А потом, как дальнее рыданье,

Как прощанье с радостью души,

Стал звучать он, полный покаянья,

И пропал в неведомой глуши.

Как отличить сравнение и метафору? Метафора – это скрытое сравнение. Рассмотрим примеры: бронзовый подсвечник – бронза загара – загар как бронза. Бронзовый подсвечник – это подсвечник, сделанный из бронзы. Слово бронзовый употреблено в прямом значении. Бронза загара – это загар, похожий по цвету на бронзу. Это метафора. Загар как бронза – это сравнение. В сравнении есть элемент, указывающий на сравнение, – это слово как. На сравнение могут указывать слова похож, подобен, словно, будто, точно. У метафоры таких слов нет.

Читайте также:
Бедные люди, Достоевский: читать онлайн бесплатно

В одном тексте могут использоваться различные средства выразительности. Рассмотрим пример – отрывок из текста Бориса Васильева: «Мы испуганно заспешили домой. Но не успели сделать и сотни шагов, как из взорванного громом неба на нас обрушились потоки воды. Упругие струи, будто резиновые шланги, хлестали нас по голове и по спине, возле самых ног змеились молнии, что-то лопалось в траве, и ежесекундно, бушуя в неистовой злобе, ревел гром». В этом тексте есть и метафоры, и олицетворения, и сравнение. Вместе они создают картину грозы, которую каждый читатель представляет очень ярко, как будто сам был её свидетелем.

Если нам нужно сообщить информацию, факты, мы избегаем образных средств. Мы говорим: наступает ночь.

А если необходимо рассказать собеседнику так, чтобы он представил всю картину события, то прибегаем к изобразительно-выразительным средствам. Например, как это сделал Михаил Шолохов: Неслышно, серой волчицей придёт с востока ночь.

Тренировочные задания:

Установление соответствия между элементами двух множеств

Определите, какие средства выразительности использованы в предложениях.

Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский)

Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь)

Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)

Для правильного выполнения задания нужно найти слова, употреблённые в переносном значении.

1. Забормотал спросонок гром… Грому приписаны действия человека. Это олицетворение.

2. Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. Брюхо сравнивается с самоваром. Ищем показатель сравнения – слово похожим. Это сравнение. Кроме того, Н. Гоголь преувеличивает размер брюха. Это гипербола.

3. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. Облака сравниваются с горами. Показатель сравнения – слово чем. Это сравнение.

Правильный ответ

Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский)

Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь)

Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)

Добавление подписи к изображениям.

Выберите наиболее подходящий вариант подписи к фотографии. Название должно передавать образ.

Дельфины – наши лучшие друзья.

Анализируем варианты. Название должно отражать все элементы изображения: героя (дельфин), его настроение (весёлый), действия (трюк с мячом).

Эпитет

О чем эта статья:

4 класс, 5 класс, 6 класс

Определение эпитета

Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. Эпитеты могут быть выражены:

  • прилагательным (кислое лицо),
  • наречием (горячо любить),
  • существительным (веселья шум),
  • числительным (вторая жизнь).

На самом деле у термина «эпитет» в русском языке есть много определений. В широком смысле это любое слово, которое определяет предмет, описывает его характерные черты. Например: «синее небо», «теплое утро».

В узком смысле эпитетом называется только то слово, которое помогает автору выразить его отношение к предмету, придает предмету красочность, живость. Иногда в качестве эпитета используется слово в переносном значении. Например: «лошадиное здоровье», «драгоценный опыт».

Еще примеры эпитетов в русском языке:

  • бессмертное знамя;
  • мрачный день;
  • черепаший темп;
  • горькая досада;
  • кудрявый дым;
  • легкомысленная молодость;
  • волчья тоска;
  • звонкий поцелуй.

Постоянный эпитет — это выразительное описание, которое тесно связано с определенным объектом, тем самым образуя устойчивое выражение. Например: «синее море>», «красна девица»

С определением эпитета в русском языке разобрались — теперь давайте узнаем, какие бывают виды эпитетов.

Виды эпитетов

Существуют различные классификации эпитетов в русском языке. Рассмотрим самые распространенные из них.

По сфере употребления

Эту классификацию предложил советский лингвист К. С. Горбачевич, соавтор «Словаря эпитетов русского литературного языка». Он разделил эпитеты на общеязыковые, народно-поэтические и авторские.

Общеязыковые эпитеты — самая многочисленная группа слов. У некоторых существительных (лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь) есть сотни характеризующих определений. Такие эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если их используют в переносном значении, мы понимаем, что это значит. Например: проницательный взгляд, ироническая улыбка, бисерный почерк, трескучий мороз.

Народно-поэтические эпитеты пришли к нам из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, для батюшки-царя, лук дубовый, грусть-тоска.

Свойства народно-поэтических эпитетов:

Форма прилагательного в усеченной форме (сыра земля, чисто поле);

Перенос ударения (зелено вино, шелковые луга);

Эпитет стоит после определяемого слова (Эпитет стоит после определяемого слова (ветра буйные, горе горькое).).

Редкие или авторские эпитеты — неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации. Писатели придумывают сочетание определяемого слова и определяющего (эпитета) в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. Например: скучный берег (А. С. Пушкин), маленький характер (А. И. Герцен), похоронный крик (Н. А. Некрасов), задумчивый и нежный мой край (С. А. Есенин).

Читайте также:
Бедная Лиза - краткое содержание повести, история создания

Однако при определенных условиях (авторитет писателя, яркость образа) эти эпитеты могут стать общеязыковыми. Поэтому, граница между общеязыковыми и авторскими эпитетами достаточно подвижна.

По характеру обозначения признака

По способу обозначения признака выделяют эпитеты с прямым и переносным значением.

Эпитеты с прямым значением — это выразительные слова, которые употреблены в своем обычном смысле. Например: бледное лицо, горячий песок, зеленый лес.

Эпитеты с переносным значением, как нетрудно догадаться из названия, рождаются из использования слов в переносном смысле. Так, прилагательное лошадиный имеет прямое значение «принадлежащий или имеющий отношение к лошади», но в словосочетании лошадиное здоровье оно употребляется не в прямом, а в переносном смысле: «очень крепкое здоровье».

Сравните пары примеров: в первом случае прилагательное употребляется в прямом значении, во втором — в переносном. Именно в переносном значении эти прилагательные приобретают образность и становятся эпитетами:

  • лошадиная сбруя и лошадиное здоровье;
  • жуткая история и жуткая боль;
  • гробовая доска и гробовая тишина;
  • могучий боец и могучая гора;
  • пламенный столб и пламенная речь.

По степени устойчивости связи с определяемым словом

Некоторые эпитеты могут сочетаться с разными определяемыми словами — такие эпитеты называются свободными. Пример свободного эпитета — прилагательное золотой в словосочетаниях: золотая листва, золотые волосы, золотые отблески солнца.

Эпитеты, которые имеют устойчивую связь с одним определяемым словом, называются постоянными. Многие народно-поэтические эпитеты, о которых мы говорили выше, являются постоянными: белы руки, добрый молодец, уста сахарные.

По структуре

По структуре эпитеты делятся на простые и сложные.

С простыми эпитетами все понятно: они состоят из одного слова, обычно прилагательного, у которого один корень: парус одинокий, светлое будущее, звенящая тишина.

Сложный эпитет — это образное прилагательное, у которого больше одного корня. Такие эпитеты обычно можно развернуть в более длинное словосочетание:

  • солнцеликая дева — дева с лицом, сияющим, как солнце;
  • огненно-рыжие волосы — волосы рыжие, как огонь;
  • мертвенно-бледное лицо — лицо бледное, как у мертвеца;
  • чернобровая красавица — красавица с черными бровями.

К сложным также относятся такие эпитеты, которые образованы повторением одного и того же прилагательного. Например, в той самой страшилке: «В одном черном-черном городе, на черной-черной улице. » используется сложный эпитет черный-черный.

Мы много узнали об эпитете как средстве выразительности речи. Теперь научимся находить эпитеты на примерах из литературы.

Примеры эпитетов из литературы

Эпитеты как средства выразительности часто используют в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они помогают писателю глубже выразить свои чувства и переживания, показать свое отношение к окружающей действительности.

Цели эпитетов в литературе:

  • подчеркнуть характерный признак или свойство объекта, например: голубое небо, дикое животное;
  • пояснить и уточнить признак, который поможет выделить объект, например: листья лиловые, багряные, золотые;
  • вызвать удивление или смех, например, для сочетания контрастных слов: светлая брюнетка, яркая ночь;
  • одушевить предмет, например: грохочет первый звон весенний, грохочет в небе темно-синем;
  • создать атмосферу и вызвать нужные эмоции, например: чужой и одинокий ко всему;
  • сформировать у читателей мнение о происходящем, например: малый ученый, но педант.

Примеры эпитетов в русской литературе:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Вот парк с пустынными опушками,

Где сонных трав печальна зыбь,

Где поздно вечером с лягушками

Перекликаться любит выпь.

Вот дом, старинный и некрашеный,

В нем словно плавает туман,

В нем залы гулкие украшены

Прозрачный сумрак, луч лампады,

Кивот и крест, символ святой.

Все полно мира и отрады

Вокруг тебя и над тобой.

Эпитет и метафора

И эпитет, и метафора относятся к тропам — образным языковым средствам, которые делают текст и речь выразительнее и ярче.

Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: ядовитый человек, волчья хватка..

Эпитет описывает слово, помогает нарисовать его воображаемый образ. При этом эпитет может быть частью развернутой метафоры. Так, например, появился новый термин — метафорический эпитет.

Метафорический эпитет — троп с признаками метафоры и эпитета. Предполагает скрытое, необычное сравнение и красочное описание слова. Например: каменная веселость, васильковые очи.

Эпитет и относительное прилагательное

Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова. Такие прилагательные могут обозначать:

  • предмет или материал: каменный стол (стол, которые сделан из камня), кожаный портфель (портфель, который сшит из кожи);
  • место: приозерный санаторий (санаторий, который расположен у озера);
  • функцию или действие: спортивный снаряд (снаряд для спорта);
  • принадлежность к человеку: мамина ручка (ручка мамы);
  • принадлежность к животному или птице: гусиный пух (пух гуся);
  • время: утренняя зарядка (зарядка с утра);
  • численность/количество: столетняя война (война в сто лет).

Относительные прилагательные могут становиться эпитетами, если они придают определяемому объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.

Понять, когда относительные прилагательные являются эпитетами, а когда — нет, можно на парах примеров:

  • каменный стол — каменное лицо;
  • золотая медаль — золотой век;
  • спортивный снаряд — спортивная осанка;
  • столетняя война — столетний дом.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: