Она сидела на полу анализ стиха Тютчева – что хотел сказать автор

Анализ стихотворения “Она сидела на полу” Ф. Тютчева

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Она сидела на полу.
История создания – произведение было написано в 1858 г., в период, когда сердце поэта разрывалось между двумя женщинами – Еленой Денисьевой и женой Эрнестиной. Посвящены строки Эрнестине.

Тема стихотворения – страдания женщины от несчастливой любви.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, наблюдающего за страданиями женщины. По смыслу произведение делится на несколько частей: описание женщины с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытываемых лирическим героем.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры – «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело».

Эпитеты – «знакомые листы», «горестные минуты».

Сравнения – «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Символика и тематика

Произведение начинается с того, что автор описывает главную героиню. Читатель не знает ни ее имени, ни возраста. Единственная деталь внешнего описания – это «чудный взгляд», взгляд человека, доведенного до отчаяния. Холодность и отчужденность мужчины, находящегося в одной комнате с женщиной, проявляется только вначале. Чуть позже поэт раскрывает и его бесконечную печаль. «Страшно грустно» становится главному герою от созерцания бедной женщины на полу среди старых писем. Письма, сравниваемые с «остывшей золой», словно символ потерянной главными героями любви. Основная тема произведения «Она сидела на полу» полна трагизма и глубокой философии. Читателю представлена женщина, страдающая от несчастной любви и мужчина, молча наблюдающий за женщиной и глубоко внутри переживающий за нее. В произведении можно выделить две темы:

  1. Главная – некогда бурное и остывшее сейчас чувство любви между героями. Письма повествуют о том, как радостна и сильна была привязанность и как нестерпимо больно вспоминать об этом в настоящий момент.
  2. Второстепенная – внутренние переживания героев. Любящая женщина обманута, сломлена, оставлена наедине с отчаянием, а мужчина, когда-то любимый ею, уже не может ничего исправить, хотя искренне сопереживает состоянию героини.

История создания

История создания произведения связана с любовью поэта к молоденькой девушке Елене Денисьевой. Познакомились они в 1849 году. Елена на 23 года была младше Тютчева, но возраст не стал помехой для развития сильных чувств. Елена узнала, что ждёт ребёнка. Скрывать отношения уже не получалось. Пара терпела осуждения общества, но любовь между Тютчевым и Денисьевой не угасла на протяжение 14 лет – до смерти Елены.

Элеонора Тютчева тяжело переживала измену мужа. Эмоции захлёстывали женщину, во время такого душевного надрыва она уничтожила письма, некогда написанные мужем. В них были и любовные стихотворения, которые навсегда развеялись с пеплом. Картину уничтожения писем как-то увидел Тютчев. Она навсегда осталась в его памяти. В 1858 году было написано данное стихотворение. Та, кому посвящено произведение, оказалась женщиной, обладавшей редким умением прощать. После смерти Денисьевой Тютчев вернулся в семью, Элеонора приняла любимого мужчину.

Сюжет тютчевского стихотворения

В этом произведении всего два основных персонажа. Автор, от лица которого ведется повествование всего текста, и он же лирический герой, и главная героиня. Женщина, сидя в своей комнате, разбирает письма, которые до этого свято хранила. Она поочередно берет каждое письмо, с каждым из них у нее связано какое-то воспоминание. Подержав немного его в руках, женщина бросает письмо. Лирический герой внимательно наблюдает за женщиной, пытаясь уловить те эмоции, которые она переживает.

Поэт-философ мечтает передать все те эмоции, которые чувствует героиня в эту, переломную для нее пору жизни. Поэтому и использует лирик такую композицию. Всего четыре строфы, в каждой из которых отражено глубокое и тонкое чувство.

Основная тема всего тютчевского стихотворения «Она сидела на полу» — это любовная тема. Но автор поднимает и затрагивает в своем тонком и нежном стихотворении и проблему того, что человек сам приходит когда-нибудь к осознанию того, что сильные чувства уходят и уже они не вернуться. Поэтому он описывает действия главной героини в первых двух строфах. А вот третья и четвертая строфа позволяет описать уже внутреннее состояние главных героев.

Второе действующее лицо в тютчевском стихотворении «Она сидела на полу…» — это лирический герой, который находится недалеко от женщины и внимательно наблюдает за ней. Но он не совершает каких-либо действий и не пытается помешать женщине. Он сам переживает очень сильно, наблюдая за ней. И горькая грусть поселяется в его душе. Он видит, как женщина страдает, как тяжело ей, но помочь ей, или что-то изменить он не может. Поэтому порой его страдания доходят до полного отчаяния. Ошибки уже совершены и возврата не может быть.

Читайте также:
Бесприданница - краткое содержание по действиям и явлениям пьесы

Можно выделить в отдельный образ и письма, которые занимают центральное место в стихотворении. Их очень много, и все они подтверждение чувств, которые бушевали в душах супругов. Но теперь это всего лишь зола, которая даже успела остыть. Для героини эти чувства и эти письма – напоминания о том, что всё прошло, это память о любви, которая теперь не воскреснет.

Поэт раскрывает тему несчастливой любви. Сцена, описанная в анализируемом произведении, не нова для русской литературы, особенность её в том, что она выхвачена из жизни. Внимание автора обращено не столько на события, сколько на эмоции и чувства героев.

В центре стихотворения два образа – женщина, которая сжигает письма, и её возлюбленный, наблюдающий эту печальную картину. Возлюбленный является лирическим героем.

В начале произведения рассказывается о женщине, которая перебирала письма. Героиня смотрела на них необычно, понимая, что возможности возвратить былое нет. Мы пока не знаем, кем были написаны строки, занавес этой тайны автор приоткрывает в четвёртом катрене. В ней читатель узнает, что женщина держала в руках любовные послания. Переписка, видимо, велась достаточно долгое время, о чём свидетельствуют строки: «О, сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой».

Наконец, в последнем четверостишии появляется образ возлюбленного. Эти строки написаны от первого лица, так автор показывает, кто наблюдал за горьким расставанием с любовью. Лирический герой признается, что не осмеливался подойти к близкому человеку, попытаться успокоить, хотя и «пасть готов был на колени». В тот момент он чувствовал лишь глубокую грусть.

Анализ стихотворения «Она сидела на полу» Тютчева

Стихотворение «Она сидела на полу…» (1858 г.) посвящено личной трагедии в жизни Тютчева. Он был женат вторым браком, имел детей, когда познакомился с Е. Денисьевой, подругой своих дочерей. Поэт не мог противостоять внезапно вспыхнувшей страсти. Увлечение переросло в серьезный роман. Некоторое время Тютчеву удавалось скрывать его, но после рождения у Денисьевой ребенка этот роман привел к скандалу. Жена поэта Эрнестина была поражена изменой мужа. В порыве ревности она сожгла большую часть писем, которые Тютчев когда-то написал ей. Этому эпизоду и посвящено стихотворение.

Автор изображает сидящую на полу женщину, которая перебирает «груду писем». Эти письма когда-то имели для нее огромное значение. Они были написаны страстно влюбленным в нее человеком. Его измена превратила письма в «остывшую золу». Она символизирует давно сгоревшие чувства. В стихотворении не сказано прямо о сожжении бумаг, но это вытекает из самого текста. Предательство мужа убило остатки любви и в самой Эрнестине, поэтому ее взгляд на письма Тютчев сравнивает со взглядом души на «брошенное тело».

В свое время Эрнестина произвела на Тютчева огромное впечатление. Он был невероятно счастлив, женившись на ней. Долгое время женщина была для него источником вдохновения. Поэт очень уважал Эрнестину и был благодарен ей за прожитые вместе годы. В письмах к жене была заключена целая жизнь, наполненная любовью и радостью. Тютчеву было бесконечно жаль свою жену, но в то же время он ничего не мог поделать со своим сердцем, которое полюбило другую.

В последней строфе появляется сам лирический герой, который наблюдает за убитой горем женщиной. Он не знает, что можно сказать или сделать в такой безвыходной ситуации. Все нежные и полные любви слова на его глазах превращаются в прах, а извинения бесполезны. Тютчев также испытывает страдания, но понимает, что убитую любовь уже не вернуть. От жалости к жене автор готов встать перед ней на колени, но это ничего не изменит. Сожжение любовных писем можно сравнить с убийством человека, которого, как и прошедшую любовь, невозможно воскресить.

Эрнестину так и не простила Тютчеву измену, но ради детей согласилась не разрывать брак. Поэт еще долгое время жил двойной жизнью, о чем было прекрасно известно в обществе.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности, поэтому их можно найти не в каждом стихе. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев.

В тексте есть метафоры – «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело»; эпитеты – «знакомые листы», «горестные минуты»; сравнения – «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Читайте также:
Мцыри - краткое содержание поэмы, история создания, анализ

Эмоции лирического героя подчёркиваются при помощи интонации. В третьей строфе, где его захлестывает волна воспоминаний, автор использует риторические восклицания.

Вторая строфа

Вторая строфа доносит до читателя настоящую человеческую трагедию. Такие глаголы, как «сидела», «глядела», «брала», «разбирала», помогают сделать («Она сидела на полу…»). Тютчев с помощью этих слов изображает поведение героини. Все и употребляются только в Это добавляет характер воспоминания. При этом подчеркивается тягостность момента ностальгии.

В конце второй строфы присутствует многоточие, которое означает паузу, как бы незаконченную мысль. В этом многоточии можно увидеть страдания души главной героини по счастливой прошлой жизни.

Анализ стихотворения Тютчева «Она сидела на полу»

В своём творчестве Фёдор Иванович часто любил поднимать тему своих душевных переживаний и любовных отношений. Писатель никогда не стеснялся показывать читателям своё истинное нутро. Так поднимается тема ушедших чувств в одном из произведений Тютчева «Она сидела на полу». Анализ стихотворения даст понять читателю основную мысль, которую хотел донести до него автор, и поможет при написании сочинения по литературе в 10 классе.

  1. История создания
  2. Образы и символы
  3. Темы, проблемы и настроение
  4. Основная идея
  5. Композиционные особенности
  6. Жанр, направление и размер
  7. Средства художественной выразительности

История создания

История написания произведения «Она сидела на полу» берёт своё начало с того момента, когда Фёдор Тютчев влюбляется в молодую девушку Елену Денисьеву. Она была на 23 года младше поэта, но это не помешало им начать романтические отношения. Поэт познакомился с девушкой в 1849 году. Вскоре он узнаёт, что Елена беременна, поэтому скрывать их роман уже было невозможно. Однако стоит подметить тот факт, что любовь между ними не угасала ещё 14 лет, пока возлюбленная поэта не скончалась.

Денисьева и Тютчев подвергались осуждению со стороны общества. Основной темой для обсуждения становилась не только разница в возрасте между людьми, но и то, что поэт на то время уже был женат. Элеонора Тютчева тяжело приняла факт измены мужа. У женщины часто случались нервные срывы, во время которых она рвала и жгла любовные письма своего супруга. В них также были стихотворения, которые поэт когда-то посвящал Елене.

Однажды Фёдору Ивановичу удалось застать картину уничтожения своих писем. Всё происходящее настолько сильно отпечаталось в памяти поэта, что он в 1858 году решил посвятить этому отдельное произведение. Стихотворение Тютчева было посвящено той женщине, которая имела огромное терпение. После того как Елена Денисьева скончалась, Фёдор Иванович решил обратно вернуться в семью.

Поражает, насколько Элеонора просто приняла его обратно и не перестала любить того человека, который некогда предал её.

Образы и символы

Центральным образом произведения становится главная героиня. Поэт конкретно не описывает её и не называет имён, однако нетрудно догадаться, что перед читателем предстаёт женщина, мысли которой омрачены страданием. Тютчев подчеркнул только одну деталь, которая также указывает на то, что героиня от отчаяния не находит себе места. Этой деталью становится «чудной взгляд», подтверждающий беспокойное состояние женщины.

Изначально лирический герой может показаться читателю бесчувственным наблюдателем, который изучает сцены нервного срыва со стороны и никак не помогает человеку. Однако постепенно открывается внутренний мир героя.

Он прекрасно помнит, с какой страстью и любовью писал те письма, которые одно за другим летят в огонь. Поэт не может смириться с тем, что смог довести до такого состояния любящего его человека. Герой подчёркивает, что ему «страшно грустно», что ещё раз доказывает сожаление и грусть, которые присутствуют в нём при наблюдении за той картиной.

Также значимым образом стихотворения становятся сами письма, которые поэт сравнивает с «остывшей золой». Таким образом, Тютчев подчёркивает, что они являются символом угасшей любви обоих героев.

Темы, проблемы и настроение

В стихотворении «Она сидела на полу» особое внимание стоит уделить его проблематике и тематике. Поэт хотел в точности передать чувства героев, каждый из которых мучается от страданий. В произведении присутствуют такие темы и проблемы, как:

  1. Главной темой стихотворения становятся угасшие чувства героев. При помощи образа писем поэт показывает, сколько счастливых моментов было у людей в то время, когда они любили друг друга всем сердцем. Однако они сгорают настолько же быстро, как сгорают и воспоминания героев.
  2. На переднем плане стихотворения находится проблема угасшей любви. Когда главная героиня смотрит на письма и видит в них, с какой нежностью обращался к ней когда-то супруг, то печаль и тоска невольно всплывают у неё в мыслях. Женщина никак не могла смириться с тем, что семейное счастье настолько быстро может угаснуть и кануть на самое дно. Взгляд героини предполагает нежность к тому, что когда-то связывало её и поэта.
  3. Чувство вины и безвыходности. Лирический герой осознаёт свою ошибку и не может простить себе того, сколько боли он смог принести любящему его человеку одним лишь поступком. Поэт наблюдает за сценой нервного срыва со стороны и понимает, с какой нежностью обращался к этой женщине в своих письмах, а сейчас на душе не осталось ничего, только пустота и крик отчаяния.
Читайте также:
Трилогия о Кроше краткое содержание читать онлайн по частям

Настроение стихотворения печальное и болезненное. Главная героиня остаётся наедине со своими воспоминаниями и от отчаяния пытается от них избавиться.

Лирический герой наблюдает всё это со стороны и понимает, что ничего уже нельзя изменить.

Основная идея

Главной идеей стихотворения становится любовь, которая никогда не уходит бесследно. Человеку она продолжает приносить боль даже после того, как остывает. Произведение пронизано печальным настроением, а под конец появляется описание убитой любви. Тютчев сравнивает угасшее чувство с тенью, напоминающей образ призрака человека.

Стоит отметить, что главная героиня не винит поэта за то, что его чувства к ней угасли. Эта женщина являлась сильным человеком, который готов принять и понять даже предательство.

От такой стойкости герою становится ещё страшнее наблюдать за тем, как героиня рвёт письма, соединяющие былые чувства и настоящую пустоту.

Сам поэт понимал, какую боль принёс своей супруге, но любовь уже не вернуть, поэтому ничего нельзя изменить.

Композиционные особенности

Композиция произведения состоит из четырёх строф-катренов. Однако по смыслу стихотворение можно разделить на 3 части, каждая из которых плавно перетекает в другую:

  1. В первых двух строфах идёт описание жанровой сцены. Поэт показывает сидящую на полу женщину, медленно перебирающую груду писем, которые когда-то она получала от своего супруга. Всего пара деталей, описанных Тютчевым, позволяют понять читателю то напряжённое состояние, которое витало в комнате героев.
  2. В третьей строфе повествуется о содержании тех писем, которые перебирала героиня. Из этого описания можно понять, что они являются тем, что некогда связывало героя и героиню, но теперь останется лишь в воспоминаниях.
  3. Заключительная строфа описывает состояние самого лирического героя. Он признаёт свою вину и готов вымаливать прощение у некогда любимой женщины за то, что принёс столько страданий в её жизнь.

Жанр, направление и размер

Стих «Она сидела на полу» можно отнести к жанру любовной лирики, так как в нём автор показывает все свои чувства и мысли. Любовь в произведении не описывается как нечто возвышенное, а показывает, сколько боли она может принести даже после угасания чувств.

Произведение относится к романтизму и обладает привычными для этого направления приёмами. В стихотворении ведётся описание чувств, которые уже никогда не смогут стать такими, как прежде. Герои готовы кардинально изменить всё в своей жизни, но от отчаяния не видят в этом никакого смысла.

Стихотворный размер — четырёхстопный ямб.

Произведение написано при помощи перекрёстной рифмовки с использованием как мужских, так и женских рифм.

Средства художественной выразительности

Тютчев не использовал большое количество троп в своём стихотворении, чтобы не отвлекать внимание читателей от главной идеи. Однако в произведении присутствуют такие средства художественной выразительности, как:

  • Метафоры — «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело».
  • Эпитеты — «горестные минуты», «знакомые листы».
  • Сравнения — «как остывшую золу, брала их в руки», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Разбор стихотворения Тютчева «Она сидела на полу» даёт понять читателю основную идею, которую хотел донести до него автор.

Поэт понимает свою ошибку, но никак не может её исправить. Женщина, которая его любила всем сердцем, разбирала и сжигала то, что осталось от былых чувств.

«Она сидела на полу» — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Она сидела на полу.
История создания – произведение было написано в 1858 г., в период, когда сердце поэта разрывалось между двумя женщинами – Еленой Денисьевой и женой Эрнестиной. Посвящены строки Эрнестине.

Тема стихотворения – страдания женщины от несчастливой любви.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, наблюдающего за страданиями женщины. По смыслу произведение делится на несколько частей: описание женщины с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытываемых лирическим героем.

Читайте также:
Философская лирика Тютчева - основные мотивы в творчестве

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры – «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело».

Эпитеты – «знакомые листы», «горестные минуты».

Сравнения – «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх катренов. Первый, второй и четвёртый – жанровая сценка, описание разбирающей груду писем женщины (первые две строфы) и наблюдающего за этим лирического героя (последняя строфа). В третьей строфе лирический герой обращается к содержанию разбираемых писем, которое ему известно, потому что он сам писал их.

Тема стихотворения – конфликт между когда-то близкими людьми, угасшие чувства. Основная мысль: любовь, даже угасшая, не оставляет человека никогда, живая в его сердце как грусть, сожаление, боль, которые останутся с ним навечно.

История создания

История создания произведения связана с любовью поэта к молоденькой девушке Елене Денисьевой. Познакомились они в 1849 году. Елена на 23 года была младше Тютчева, но возраст не стал помехой для развития сильных чувств. Елена узнала, что ждёт ребёнка. Скрывать отношения уже не получалось. Пара терпела осуждения общества, но любовь между Тютчевым и Денисьевой не угасла на протяжение 14 лет – до смерти Елены.

Элеонора Тютчева тяжело переживала измену мужа. Эмоции захлёстывали женщину, во время такого душевного надрыва она уничтожила письма, некогда написанные мужем. В них были и любовные стихотворения, которые навсегда развеялись с пеплом. Картину уничтожения писем как-то увидел Тютчев. Она навсегда осталась в его памяти. В 1858 году было написано данное стихотворение. Та, кому посвящено произведение, оказалась женщиной, обладавшей редким умением прощать. После смерти Денисьевой Тютчев вернулся в семью, Элеонора приняла любимого мужчину.

Критические оценки и отзывы

Свое мнение о тютчевском стихотворении Л.Толстой выразил всего лишь двумя буквами: «Т.Ч.», если их расшифровать, то означали они следующие слова: «Тютчев. Чувства». Он считал, что чувственному поэту удалось передать то, что не смог сделать до него никто другой: он передал чувства словами. Сам поэт говорил, что любовь всегда приносит муки и страдания, ведь это, по его мнению:

«борьба неравных двух сердец»
Всё это сделало стихотворение актуальным для всех времён. Люди постоянно попадают в любовные треугольники. Ведь даже сильное чувство, которое может угаснуть, случиться может у любого. Это и есть секрет актуальности произведения. Поэтому этот тютчевский стихотворный шедевр так глубоко проникает в сердца людей, заставляя повторять строки и сопереживать героини.

Поэт раскрывает тему несчастливой любви. Сцена, описанная в анализируемом произведении, не нова для русской литературы, особенность её в том, что она выхвачена из жизни. Внимание автора обращено не столько на события, сколько на эмоции и чувства героев.

В центре стихотворения два образа – женщина, которая сжигает письма, и её возлюбленный, наблюдающий эту печальную картину. Возлюбленный является лирическим героем.

В начале произведения рассказывается о женщине, которая перебирала письма. Героиня смотрела на них необычно, понимая, что возможности возвратить былое нет. Мы пока не знаем, кем были написаны строки, занавес этой тайны автор приоткрывает в четвёртом катрене. В ней читатель узнает, что женщина держала в руках любовные послания. Переписка, видимо, велась достаточно долгое время, о чём свидетельствуют строки: «О, сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой».

Наконец, в последнем четверостишии появляется образ возлюбленного. Эти строки написаны от первого лица, так автор показывает, кто наблюдал за горьким расставанием с любовью. Лирический герой признается, что не осмеливался подойти к близкому человеку, попытаться успокоить, хотя и «пасть готов был на колени». В тот момент он чувствовал лишь глубокую грусть.

Тематика, жанр, композиция

В этом стихотворении поэт раскрывает тему трагической любви. В нем два действующих лица: сам автор, он же лирический герой, и женщина, разбирающая письма. Она брала каждое в руки, вчитывалась в отдельные места, затем бросала в сторону: «Она сидела на полу и груду писем разбирала». Внимательно наблюдая за ней, лирический герой пытается понять ее состояние.

Он тоже переживает, глядя на ее, но помочь ей не в силах, поэтому все отчаяние и грусть по былой горячей любви выражает в поэтических строчках. В плане композиции это произведение состоит из четырех строф и является лирическим монологом героя, ставшего свидетелем сожжения любовных писем.

Стихотворение можно поделить на следующие части:

  • описание действий женщины;
  • вид писем;
  • чувства лирического героя.

Идея произведения в том, что герой ничего не может изменить, прежних чувств уже не вернуть, остается только раскаиваться в совершенных когда-то ошибках. По жанру это элегия. Поэт размышляет об увиденном, на него нахлынули былые чувства. Стихотворный размер — четырехстопный ямб, наблюдается чередование женской и мужской рифмы.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности, поэтому их можно найти не в каждом стихе. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев.

Читайте также:
Образы помещиков в поэме Мёртвые души, описание домов, изображения

В тексте есть метафоры – «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело»; эпитеты – «знакомые листы», «горестные минуты»; сравнения – «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Эмоции лирического героя подчёркиваются при помощи интонации. В третьей строфе, где его захлестывает волна воспоминаний, автор использует риторические восклицания.

Образы и символы

Центральным образом произведения становится главная героиня. Поэт конкретно не описывает её и не называет имён, однако нетрудно догадаться, что перед читателем предстаёт женщина, мысли которой омрачены страданием. Тютчев подчеркнул только одну деталь, которая также указывает на то, что героиня от отчаяния не находит себе места. Этой деталью становится «чудной взгляд», подтверждающий беспокойное состояние женщины.

Изначально лирический герой может показаться читателю бесчувственным наблюдателем, который изучает сцены нервного срыва со стороны и никак не помогает человеку. Однако постепенно открывается внутренний мир героя.

Он прекрасно помнит, с какой страстью и любовью писал те письма, которые одно за другим летят в огонь. Поэт не может смириться с тем, что смог довести до такого состояния любящего его человека. Герой подчёркивает, что ему «страшно грустно», что ещё раз доказывает сожаление и грусть, которые присутствуют в нём при наблюдении за той картиной.

Также значимым образом стихотворения становятся сами письма, которые поэт сравнивает с «остывшей золой». Таким образом, Тютчев подчёркивает, что они являются символом угасшей любви обоих героев.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

В каком году было написано стихотворение Ф. Тютчева «Она сидела на полу»?

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    
  • Анна Ливанова

Литературный анализ: стихотворение Тютчева «Она сидела на полу. «

Основными темами творчества Ф.И. Тютчева стали человеческие чувства и переживания, раздумья над смыслом жизни, изображение красоты русской природы. Стих «Она сидела на полу. » являет собой образец романтической лирики поэта.

Сюжет произведения

Если посмотреть на событийную канву стиха, то можно увидеть, что в нем очень много действий, чего обычно нет в поэтических текстах. В произведении два героя: лирический герой, от лица которого ведется рассказ, и героиня, за которой он наблюдает. Героиня разбирает старые письма, берет их в руки и бросает.

Творческая история

Без исследования творческой истории произведения невозможно сделать его анализ. Стихотворение Тютчева «Она сидела на полу. » посвящено второй супруге поэта, Эрнестине Федоровне. Оно было создано в конце 1850-х годов. Как раз в это время Тютчев испытывает самое глубокое любовное переживание в своей жизни. Он вступил в незаконные отношения с Еленой Денисьевой. Елена была гораздо младше Тютчева, но между ними вспыхнули настоящие чувства. Однако поэт был женат. Денисьева набралась смелости, чтобы быть с любимым. Ей пришлось разорвать все свои родственные и дружеские связи, ее не признавали в обществе. Она отдала все ради любви к Тютчеву. Поэтому стихотворения этих лет наполнены скорбью, страданием, как показывает анализ. Стихотворение Тютчева «Она сидела на полу. » не является исключением. Правда, в нем большее страдание испытывает, скорее, лирическая героиня, жертва любовного треугольника.

Идея стихотворения

Задачей поэта было показать то, насколько разрушительную силу имеет любовь. Даже почти угасшее чувство причиняет человеку величайшее страдание. Ведь в этом тексте героиня сжигает письма, которые некогда писал ей возлюбленный. Она вспоминает светлые минуты, которые были в их жизни. Но смотрит на письма так, будто это что-то невообразимо далекое и практически забытое.

Средства выразительности

Стихотворение «Она сидела на полу. » Тютчев создал, используя большое количество средств выразительности. Благодаря этому оно получилось очень ярким, красивым и чувственным. Основной прием, который использует автор — сравнение. «Как остывшую золу», «как души смотрят с высоты». Конечно, поэт не обошелся без своего любимого синтаксического средства — риторического восклицания. Оно помогает придать тексту большую эмоциональную насыщенность. Наблюдатель поражен тем, как героиня перебирает эти письма. В каждом ее движении чувствуются боль и страдание, душа разрывается, оттого что любовь прошла, она забыта.

Читайте также:
Отцы и дети цитаты героев о нигилизме, искусстве, любви

Еще одно синтаксическое средство — инверсия. Неправильный порядок слов в предложениях позволяет автору расставить акценты, выделяя отрезки, важные по смыслу. Кроме того, инверсия позволяет создать особую ритмику текста.

Многоточия, которые стоят в конце строк, создают некое ощущение недосказанности. Не все, что сейчас на душе у лирического героя и героини, можно передать словами, что-то остается невыраженным. Это один из главных мотивов в творчестве Тютчева. «Невыразимое» впервые появилось в лирике Жуковского, впоследствии данный мотив был развит другими поэтами. Тютчев считал, что молчание порой говорит лучше, чем слова. Более того, слова бывают лживыми, нельзя глубокие человеческие переживания облачить в речевую форму, не исказив при этом смысла. Как показывает анализ, стихотворение Тютчева «Она сидела на полу. » данную мысль подтверждает именно благодаря многоточиям, некой мистификации внутреннего состояния персонажей.

Формальный анализ

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Оформить его ритм помогают пиррихии и спондей, которые присутствуют в каждой строке. Рифмуются каждые четыре строки. Рифма в строфе — перекрестная. Чередуются мужская и женская рифмы: «на полУ — золУ», «разбирАла — бросАла».

Эмоциональный отклик

Стихотворению «Она сидела на полу. » (год написания 1858) более полутора веков. Но какие же знакомые чувства описывает в нем Тютчев! Идут года и века, но неизменным остается одно: любовь в жизни человека — это самое большое переживание. Каждый стремится к тому, чтобы обрести это чувство, но не всегда оно приносит счастье. По мнению Тютчева, даже наоборот, любовь — это всегда мука и страдание, «борьба неравных двух сердец». Люди, влюбляясь, выносят смертный приговор своей второй половине. Можно разделять это мнение, а можно считать иначе. Но то, что описано в стихотворении, наверное, хотя бы раз в жизни испытывает каждый человек, пусть даже не так сильно. Угасшая любовь причиняет большую боль. Человек вспоминает все хорошие моменты, переживает заново. Порой даже по прошествии многих лет встреча с бывшим возлюбленным — это боль либо щемящее чувство печали о молодости, о пылкости и страсти. В стихотворении «Она сидела на полу. » Тютчев создает такое же ощущение в лирической героине, которое вызывают старые письма. Невольному свидетелю этой сцены передаются те же самые эмоции. В свою очередь, он как автор, от лица которого ведется рассказ, хочет передать их читателю.

Разобраться в настроении стиха позволяет подробный его анализ. Стихотворение Тютчева «Она сидела на полу. » — величайший образец психологической лирики.

Возможно вам будет интересно

Таким образцом романтической лирики можно считать стихотворение «Она сидела на полу…». Это настоящее блестящее явление русской поэзии, как сказал Николай Некрасов.

Анализ стихотворения Тютчева Тени сизые смесились.

Данное стихотворение написано Тютчевым в связи с болезнью любимой супруги Элеоноры, которая весьма обострилась после путешествия в Турин, где вся семья в 1835году попала в кораблекрушение. Жена, которой никак не становилось лучше, пустой дом, в котором стали проходить одинокие вечера поэта, мысли связанные с собственным самобичеванием, по поводу идеи путешествия, все это отразилось в строках данного произведения. Сам стих был написан в 1836г., изначально назывался «Сумерки», переходное время в состоянии суток – так часто интересовавшая тема поэта, как и форма ( две строфы).

Первая строфа представляет собой описание приходящей ночи, видоизменение всего и вся уловимого ухом и взором человеческим. Отмечаем, что для того, чтобы показать уход дня поэт использует глаголы прошедшего времени. Удивительно состояние окружающего мира, описанного поэтом, он уже еле различает предметы, все мутнее выглядят их грани, но в тоже время сумрак этот зыбкий, словно боится быть спугнутым кем-то или чем-то. Из выразительных средств автор использует метафоры : цвет поблекнул, звук уснул, жизнь разрешилась в сумрак и гул; эпитеты- незримый полет, невыразимая тоска. Жизнь, наполненная до этого радостью совместных вечеров с возлюбленной, сейчас растворилась, превратилась лишь в отзвуки, воспоминания, отсюда и нахлынувшая тоска, которой охвачен лирический герой. Ему кажется, что он сам растворился во всей этой ночи, то есть для него жизнь в некотором роде тоже утратила прежний смысл, что подчеркивают идущие подряд предложения с риторическими восклицаниями и многоточиями.

Во второй строфе тоска, мучающая лирического героя, перерастает в процесс самоуничижения, он упивается тишиной, ведь именно она способна заглушить все его чувства и переживания. Выразительные средства это строфы это: эпитеты- тихий сумрак, сонный сумрак; метафорический эпитет –дремлющий мир; метафора –сумрак лейся в душу, залей чувства мглой самозабвения, смешай с миром. Лирический герой жаждет забыться, отстраниться от бренности этого мира, словно сам он медленно превращается в незримую пелену, тем самым сливаясь с этим безмолвным, сонным едва различимым мирозданием. Как яростно звучат желания лирического героя : переполни, смешай; выраженные через риторические восклицания, на фоне использования аллитераций со звуком «ш», «с», ассонансов с «о», рисующих картину спокойствия и дремоты.

Читайте также:
Корсар краткое содержание поэмы Джорджа Байрона - читать онлайн

Композиционно стихотворение оформлено в кольцо, потому как слово из первой строфы «смесились», видоизменено используется в последней строке «смешались», это так же говорит нам и о том, что сумерки уже отступили, дав полную власть ночи.

Анализ стихотворения Тени сизые смесились. Тютчева

Стихотворение Тютчева « тени сизые смесились », было написано в 1836 году в трудный период писателя жизни, и поэтому можно сразу заметить негативное отражение мыслей поэта, и выявить основную мысль произведения, которая заключается в тяжелых душевных переживаниях Фёдора Тютчева. Это объясняется наличием образа ночи и тишины, которая символизируется с покоем и душевным равновесием, в котором автор так нуждается. Можно заметить, как лирическому герою так хочется покоя, который обретает вокруг природа, может показаться, как герой просто умоляет засыпающий мир, утолить его страдания. И с уверенностью можно сказать, что основная тема стихотворения является жажда покоя и умиротворения в трудных жизненных переживаниях.

В первых строфах читателям открывается вечернее время дня, точнее сумерки, время дня когда смешиваются два главных периода всего времени ночь и день, это может нам показать о промежуточном состоянии души между двумя противоположными началами дня и ночи. Вторые строфы повествуют нам уже об окончании перехода между противоборствующими сторонами и становиться ясно, что одна из них просто мирно отступает, словно устала от постоянной борьбы и ночь заполняет все вокруг, просачиваясь в самые дальние уголки человеческой души. В последних строфах мы можем почувствовать, как в душе главного героя царствует ночь и тоска, и он жаждет покой, который обретает вокруг природа, он чувствует его хладное дуновение, но не может коснуться и остудить раскаленные камни в своей душе. С одной стороны может показаться, что душа, нашла гармонию с окружающим миром « Все во мне, и я во всем », все ушло куда то в дальний гул но в тоже время, у героя не получается отрешиться от самого земного, отрешиться от земных проблем, от той сомой ночи царствующей вокруг. И последствием этого становиться невыразимая мука, которая перестаёт в мольбы о помощи.

Кратко, по плану

Картинка к стихотворению Тени сизые смесились.

Популярные темы анализов

Сердце Лермонтова любило многих женщин. Писатель всегда испытывал трепетные и нежные чувства, даже если они были не взаимны. Еще, будучи молодым парнем, Лермонтов влюбился в двух девушек Сушкову и Лопухину. Писатель понимал,

Афанасий Афанасьевич Фет – знаменитый русский поэт середины XIX века. “Чудная картина” относится к раннему периоду его многогранного творчества. Читатель может обнаружить для себя череду спрятанных в произведении мотивов.

Стихотворение К. Д. Бальмонта “Снежинка” – это погружение автора в прекрасный мир переживаний от увиденной картины, относящейся к зимнему пейзажу. Ощущения, которые вызывает подобное переживание, сливаются в общее чувство восторга,

Тургенев Иван Сергеевич стал одним из самых значимых писателей в русской литературе XIX века. Его произведения поддавались не только восхвалению, но еще и жесткой критике. Это не останавливало писателя, он всю свою жизнь пытался

Именно в этот памятный день в 1811г. Впервые распахнул свои двери Царскосельский лицей, первым выпускником которого стал Пушкин. В числе сокурсников поэта были другие не менее яркие личности: и издатели, и государственные деятели,

Стихотворение «Тени сизые смесились» Ф. И. Тютчева: анализ и содержание

Ф. И. Тютчев – один из величайших наших философских лириков. Его поэзия, как дивная музыка, волнует и наполняет душу любовью к миру. Нашей темой станет произведение, которое вначале называлось «Сумерки». Теперь его название звучит так: «Тени сизые смесились…» Оно до слез взволновало Л. Толстого, и писатель назвал его «истинным произведением искусства».

Образ ночи в творчестве поэта

Лирические миниатюры Федора Ивановича проникают в потаенные уголки сердца и души. Его поэтические произведения направляют ум на глубокое восприятие всего, что происходит, и позволяют осмыслить свое внутреннее состояние. По Тютчеву, мир – это древний девственный хаос, не поддающаяся контролю стихия.

Тютчева также привлекают состояния, которые находятся на грани перехода от дня к ночной мгле. Один из примеров – стихотворение «Тени сизые смесились…». В нем воспет сумрак. Пришел вечер, освободивший от дневных мелочных забот, и в покое полумрака наступает момент, когда человек сливается душой с природой и приобщается к вечности. Вот он, этот момент: «тени сизые смесились…» и «все во мне, и я во всем».

Читайте также:
Тема природы в лирике Тютчева - особенности и своеобразие

История создания стихотворения

Произведение написано в 1835 году. В это время Ф. И. Тютчев переживал любовную драму. Он уже девять лет был счастливо женат на бесконечно очаровательной Элеоноре Петерсон, имел от нее трех дочерей. Жена обожала Федора Ивановича.

Но в 1833 году на балу Федор Иванович встретил красавицу, которая покорила его блеском ума. Сначала он испытал тягу к ней как духовно близкому человеку. Но их отношения углубились. Милая и простодушная жена, узнав о связи мужа, пыталась, как могла, сохранить семью.

Былеще один страшный момент в 1835 году. Сам поэт находился в Петербурге, а семья отправилась морем к его новому месту службы. Пароход потерпел крушение. Элеонора вела себя чрезвычайно мужественно, и все были спасены. Но эта драма сказалась на хрупком здоровье Элеоноры. Она слегла и не вставала с постели. В обстановке мучительной раздвоенности, жалости и сочувствия к жене и неумолимой тяге к другой женщине у поэта родились строки «тени сизые смесились…».

Можно предположить, что, когда детей уводили спать, а в доме стихали их веселые голоса и жена оставляла его в одиночестве, то, не зажигая свечей, Федор Иванович сидел в сгущающемся сумраке и тягостно размышлял. Его терзала невыразимая тоска, и он просил, чтобы полумрак влился вглубь его души и дал, наконец, ей покоя.

Тема, идея

Вечерняя жизнь, которая объединяет Человека и Мироздание, стала основной темой произведения «Тени сизые смесились…». Лирический герой погружен в невыносимые раздумья, выливающиеся в мучительную тоску. Депрессию лирического героя немного снимает наблюдение за спокойствием, которое его окружает: звуки уснули, дневные цвета не режут глаз, слышен полет мотылька. Он ищет выход из одиночества, пытаясь объединиться с окружающим миром, и завершает свои наблюдения утверждением, что все растворилось в нем: будто достигнута долгожданная гармония. Сумрак, «сонный» и «тихий», загадочным образом наделяется целительной силой. Он может утишить страдания и переполнить чувства мглой, забвением себя.

Образы

В произведении «Тени сизые смесились…», анализ которого мы уже начали, противопоставляются образы материального и духовного миров.

Духовное проявляет себя иначе. Бессмертная душа открывается через чувства, которые лирический герой просит наполнить самозабвеньем в дремлющем мире, дарующем упоительный покой.

Два этих противоположных начала объединяет образ сумрака. Инверсиями эпитетов поэт показывает значимость для него сумрака. Он, тихий, сонный, а также благовонный, как сладостный ладан, дарящий удовольствие, несет неподвижность.

Лирический герой

Сложен его внутренний мир, который не стоит полностью соотносить с личностью поэта.

Ритм и размер

Произведение «Тени сизые смесились…» Тютчев написал хореем с перекрестной рифмой. Оно состоит из шестнадцати строф, разделенных по смыслу на две части.

Композиция

Если в стихотворении «Тени сизые смесились» анализу подвергнуть композицию по строфам, то можно сделать вывод, что она делится пополам – первые восемь строф посвящены картине ночной жизни.

Во втором восьмистишии он обращается со страстной мольбой к сумраку: дать ему «самозабвенье» и уничтожение, что передает сильнейшее стремление лирического героя обрести гармонию, слиться с природой, уйти от себя. На эту пламенную жажду указывает знак восклицания и тщательно подобранные глаголы.

Поэтические средства

В заключении анализа стихотворения «Тени сизые смесились…» мы рассмотрим эпитеты. В первой части они создают образ реальных сумерек на исходе дня: сизые тени, зыбкий сумрак, дальний гул, незримый полет мотылька, невыразимая тоска. Их инверсия усиливает впечатление, что приближается ночь. Кроме того, олицетворение «звук уснул» и словосочетание «поблекнул цвет» показывают наступление ночной тишины. Аллитерации со свистящим, многократно повторяющимся «с» создают чувство, что с читателем шепотом делятся тайной.

Вторая часть, обращение к сумраку, наполнена глаголами в повелительном наклонении, которые демонстрируют то, к чему стремится душа, – к покою и самозабвению.

В заключение следует сказать, что стихотворение Тютчева «Тени сизые смесились…» – один из образцов философско-романтической лирики поэта. В нем душевное настроение лирического героя угадывается по сопоставлению с явлениями природы. Это придает стихотворению символический смысл.

Краткий анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились»

«…Истинное произведение искусства. Я не могу читать без слёз», — говорил, как следует из рассказа очевидца, Лев Николаевич Толстой о стихотворении «Тени сизые смесились». Анализ этого произведения Тютчева поможет разобраться, какие художественные достоинства побудили классика русской литературы дать тексту столь высокую оценку и справедлива ли она.

  1. Даты написания и публикации
  2. Основная мысль и композиция стиха
  3. Средства выразительности языка
Читайте также:
Отцы и дети цитаты героев о нигилизме, искусстве, любви

Даты написания и публикации

Судьба одного из величайших мастеров русского поэтического слова Фёдора Ивановича Тютчева (1803—1873) сложилась самым удивительным образом, необычным для большинства его коллег. В ней полно противоречий и парадоксов, главным из которых является, пожалуй, тот факт, что Тютчев долгое время не считал поэзию основным призванием, хотя и учился в Московском университете именно на факультете словесности.

Странно и то, что, поступив после учёбы на службу в Коллегию иностранных дел и отправившись на постоянное место жительства в Германию, молодой человек не оставил занятий литературным творчеством, продолжил писать на родном языке, раскрывая в стихах редкостный талант тонкого лирика, прекрасно чувствовавшего все оттенки разнообразных душевных переживаний, умевшего слушать природу и передавать красоту и гармонию её настроений .

Множество прекрасных стихов были написаны им в молодые годы, в период жизни в Европе, в сложных семейных отношениях с немецкими девушками Элеонорой и Эрнестиной, в стеснённых финансовых обстоятельствах. Долгое время эти произведения нигде не публиковались, русский читатель познакомился с одарённым поэтом в 1836 году, когда подборка его стихов была размещена в пушкинском журнале «Современник».

Стихотворение «Тени сизые смесились» к тому времени уже было написано, но не попало в число избранных для публикации ни в журналах, ни в прижизненных изданиях книг Тютчева. Под названием «Сумерки» оно было впервые включено лишь в посмертный сборник, увидевший свет в 1879 году, когда творческим наследием усопшего поэта занималась его вдова Эрнестина Тютчева (урождённая Пфеффель).

Основная мысль и композиция стиха

Стихотворение Тютчева «Тени сизые смесились» написано в жанре элегии, который можно охарактеризовать как поэтическую зарисовку трогательного печального настроения, вызванного размышлениями над сложными житейскими вопросами. Элегия отличается от философской лирики тем, что автор не раскрывает в ней причины своей тоски и не описывает ход грустных мыслей, а просто делится ощущением, близким к отчаянию. Не зная обстоятельств, читатель подсознательно сопереживает лирическому герою, проводя параллели с собственными переживаниями, вспоминая о своих мучительных проблемах — это придаёт стихам характер глубокого художественного обобщения.

Композиционно текст делится на две части:

  • Первая начинается с описания сгустившихся сумерек. Пейзажа нет как такового, и неизвестно, где встречает героя этот вечер. Только одна деталь — полёт мотылька — позволяет предположить летнюю пору в деревне. Окружающий мир словно исчезает, погружаясь в тень, отзываясь лишь «дальним гулом», и внутреннее бытие страдающего человека попадает в центр внимания. Ночная тишь царит вокруг, и тьма живёт внутри, поэтому они легко сливаются в единое целое: «Всё во мне, и я во всём!» — эмоционально восклицает автор.
  • Второе восьмистишие сделано в форме обращения к сумраку. Здесь много глаголов в повелительном наклонении (лейся, переполни, смешай). Лирический персонаж элегии надеется, что ночная мгла успокоит душу, позволит ей забыться сном и отдохнуть от неотвязных мыслей и глубоких переживаний. Интересно, что, используя глаголы, характерные для описания движения воды, Тютчев как бы сгущает темноту до состояния плотной жидкости, погружает читающего в её душистые волны.

Несмотря на преобладающую в произведении тёмную гамму цвета и настроения, стих не несёт в себе состояния безысходности, ведь ночь — это естественная часть жизни. За яркими короткими строчками несложно прочитать несгибаемый жизнелюбивый характер поэта, рассмотреть его решимость не отступать, пережить трудные времена, набраться сил для будущих перемен к лучшему.

Средства выразительности языка

Синтаксический анализ «Сумерек» Тютчева показывает, что одарённый поэт обладает богатым арсеналом художественных приёмов создания краткого, ритмичного, эмоционально насыщенного текста. Среди них можно выделить следующие:

  • четырёхстопный хорей, двусложный размер, ударение в котором падает на первый из слогов;
  • перекрёстные рифты (А-В-А-В) с чередованием женского и мужского окончания строки;
  • эпитеты, художественные определения, в которых преобладает таинственность, например «зыбкий», «незримый», «невыразимая»;
  • метафоры, иносказательные образные выражения — «мгла самозабвенья», «звук уснул»;
  • риторические восклицания и обращения к неодушевлённому сумраку, как к живому существу;
  • лексические повторы: в одной строке два слова «сумрак», после — три однородных определения в ряд («тихий, томный, благовонный»);
  • насыщенная пунктуация — многоточия, тире, соединения восклицательных знаков с многоточиями.

Такие приёмы позволили Тютчеву написать прекрасным русским литературным языком картину темноты, перекликающейся с грустной, уставшей, страждущей покоя душой человека.

Плавный ритм первых строчек учащается во второй половине произведения, повторы создают эффект искренней мольбы о том, чтобы грозная темень отступила, призывного заклинания о помощи, о спасении. Вечерний голубой сумрак на протяжении стиха незримо сгущается, звуковой образ гулкой тишины меняется на осязаемый облик заливающей мир тьмы безлунной ночи.

Поэзия Фёдора Тютчева оказала серьёзное влияние на творчество русских поэтов и писателей.

В частности, тема беззвёздной тоски, поднятая в анализируемом стихотворении, позже неоднократно повторялась в различных сюжетах, например у Александра Блока — «Всё это было, было, было…» или у Валерия Брюсова — «Свиваются бледные тени». «Тяжело в ночной тиши выносить тоску души», — писал продолжатель тютчевской лирической традиции единения человека с природой Афанасий Фет.

Читайте также:
Образ России в поэме Мертвые души - краткое описание дворянства

Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» Тютчева

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 15.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 15.

Лирические произведения Федора Ивановича Тютчева полны глубины и душевности, для них характерна насыщенная эмоциональная окраска и образность. Не стало исключением и стихотворение «Тени сизые смесились», в котором отразились сильные душевные переживания поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Тени сизые смесились» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тени сизые смесились.

История создания – Стихотворение написано в 1836 году, в тяжелый период жизни Тютчева, когда его любимая жена находилась при смерти.

Тема стихотворения – Ночная жизнь природы, описанная сквозь призму переживаний человеческой души.

Композиция – Композиция кольцевая, состоит из двух частей: в первой части автор описывает наступление ночи и свои душевные переживания, во второй – наслаждается умиротворяющей ночной тишиной.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырёхстопный хорей с использованием перекрестной рифмовки.

Метафоры – «мгла самозабвенья».

Эпитеты – «полёт незримый», «тоски невыразимой», «сумрак сонный».

Олицетворения – «звук уснул».

История создания

Стихотворение было написано в 1836 году и первоначально называлось «Сумерки». Это произведение стало отражением душевных мук, выпавших на долю Федора Ивановича и всего его семейства.

Дело в том, что в 1835 году Тютчевы отправились в Турин, где по дороге их ожидало серьёзное испытание – кораблекрушение. Лишь чудом все члены семейства остались живы, однако это происшествие существенно подорвало и без того хрупкое здоровье супруги Федора Ивановича, Элеоноры. Женщина месяцами не вставала с постели, отказывалась разговаривать даже с самыми близкими людьми.

Днём жизнь поэта и дипломата была наполнена повседневной суетой, но с наступлением ночи его начинали одолевать гнетущие мысли: Тютчев самозабвенно бичевал себя за то, что настоял на злополучной поездке и тем самым разрушил собственное счастье. В одну из таких ночей и было написано лирическое стихотворение, которое поначалу автор назвал «Сумерки».

Впервые произведение было напечатано в 1879 году в литературном журнале «Русский архив».

Центральная тема – ночная жизнь, объединяющая человека и мироздание. Лирический герой страдает от мучительных раздумий, душевных терзаний, которые может смягчить только гармония с природой. Тоска героя несколько ослабевает при созерцании ночной природы. Яркие цвета уже не режут глаз, утихают звуки, мир погружается в сон.

В попытке спастись от одиночества лирический герой стремится объединиться с окружающей его действительностью, раствориться в ней и, таким образом, избавиться от своих душевных мук.

Автор наделяет сумрак целительной силой, которая может растворить в себе все его страдания. Ночное забвение становится единственным выходом для героя, его утешением и отрадой.

Композиция

Сюжет стихотворения композиционно делится на две части, по одной строфе в каждой. В первой части автор рисует картину наступления ночи, созвучной его переживаниям, не дающим спокойно уснуть.

Во второй строфе лирический герой, страдающий от тоски, буквально упивается ночной тишиной, которая способна излечить его израненную душу.

Композиционно структура стиха представляет кольцо, поскольку слово из первой части « смесились » дублируется во второй строфе в видоизмененное слово « смешай ». Это указывает на вступление ночи в свои права.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с использованием перекрестной рифмовки.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, поскольку произведение наполнено мыслями и переживаниями лирического героя.

Средства выразительности

Для придания особой выразительности произведению автор использует различные художественные средства: эпитеты (« полёт незримый », «тоски невыразимой », « сумрак сонный »), метафоры (« мгла самозабвенья »), олицетворения (« звук уснул »).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: