Отношения помещика Собакевича и Чичикова в поэме Мертвые души

Чичиков у Собакевича (Отношение Чичикова к Собакевичу) в поэме Мертвые души

После приезда в город N Павел Иванович Чичиков нанес визиты всем высокопоставленным лицам города. После таких знакомств Чичикова стали приглашать на званые обеды и ужины. На одном из таких вечеров у губернатора Чичиков познакомился с помещиком Собакевичем, который также его пригласил к себе в поместье. Чичиков таким предложением воспользовался и отправился в деревню, где жил Собакевич.

Когда Чичиков приехал в поместье, его встретил слуга и проводил в дом, где навстречу вышел сам хозяин. Пока они шли в дом, Чичиков сравнил хозяина с медведем, потому что он был таким же большим и также неуклюже шел, наступая всем на ноги. Пока Чичиков был в гостях у Собакевича, он не один раз подумывал о том, что хозяин дома похож на медведя, к тому звать его Михаил. Оглядывая гостиную и громоздкую мебель, Чичиков думал, что обстановка в доме как будто говорит о том, что все похоже на Собакевича, который в это время пригласил гостя к столу.

Во время скромного, но вкусного и сытого обеда, Павел Иванович старался выяснить отношение Собакевича к губернатору, полицейместеру и прочим помещикам. Однако хозяин дома обо всех отзывался совсем не лестно, он вообще не любил ни о ком говорить хорошо. Что было отмечено Чичиковым. После обеда супруга Собакевича, которая вместе с ними обедала, ушла к себе в комнату, что дало Чичикову возможность поговорить о деле, по которому он сюда приехал. Как только разговор зашел о покупке мертвых душ, Собакевич сразу же сказал о цене в сто рублей за душу. Такая цена очень удивила Чичикова, он даже подумал что ослышался. Его очень удивил такой напор хозяина дома, после чего он начал торговаться. Во время торгов Собакевич расхваливал своих умерших крестьян, как если бы они были живые, что очень не понравилось Чичикову, который даже подумал, что хозяин держит его за дурака. Во время такого разговора Чичиков не один раз называл Собакевича кулаком.

После визита к Собакевичу Чичиков остался им очень недоволен, особенно тем, что они знакомы между собой, но при этом Собакевич, не стесняясь, запросил деньги, хотя другие готовы даже бесплатно отдать души.

2 вариант

У разных персонажей произведения складывается особое свое мнение о Чичикове. Мнение Собакевича отлично просматривается в сцене с торгами. Собакевич отлично понимает, что их сделка – обман, но желание заработать стоит выше данного понимания.

Чичиков же не понимает, как ему реагировать на Собакевича. Чичиков пытается быть приветливым и открытым, но его это вообще не впечатляет. Он остается таким же холодным и скупым на слова. Показывает все свое пренебрежительное отношение к новому человеку в его поместье. Он прекрасно понимает, что Чичиков скоро уедет и не видит смысла оказывать ему какие-то особые почести.

Гостеприимный ли он человек?

Собакевич не изменяет своим ежедневным процедурам ради нового гостя. Но при этом он оказывает ему хороший прием. Кормит его своими самыми лучшими блюдами и показывает себя с самой лучшей хозяйской стороны.

Мошеннические схемы

Собакевич считает всех вокруг мошенниками. Он не стесняется в выражениях. Больше всего от него достается Плюшину, которого он считает скупым и несносным человеком, переморившим голодом всех своих крепостных. Но автор подводит нас к другому выводу, что настоящими мошенниками здесь являются как раз Собакевич и Чичиков.

Покупка усопших

Чичиков, приехав к Собакевичу, не стал тянуть и завел разговор о мертвых душах. Но Собакевич, не дослушав его, обрывает монолог и заводит уже свой разговор. Его цель — доказать Чичикову, что он сильнее его.

Чичиков приехал с одним намерением, за бесценок получить множество мертвых душ, но Собакевич начинает торговаться с ним. Чичиков опешил от первоначальной цены Собакевича, он не понимает, как ему быть. Приходится и ему вступить в торги, дабы максимально сбить цену покупки.

Собакевич очень умело торгуется с Чичиковым, но цена за каждую душу непомерно скачет. От ста рублей до одного за несколько минут и наоборот. Оба не хотят останавливаться и торгуются за каждую душу до последнего.

Собакевич очень ярко описывает каждого своего мертвого крепостного. В ход идут его характер, род деятельности, семейное положение и многое другое, тем самым он пытается поднять стоимость каждого крестьянина в глазах Чичикова. Когда же Чичиков пытается вернуть назад Собакевича говоря , что они все уже мертвы и эти качества ничего не значит, то Собакевич просто не соглашается ведь у всех их есть добавленная ценность за которую следует доплатить.

В итоге Чичикову приходится отказаться от такой невыгодной для него самого сделки. После этого Собакевич уступает и резко снижает стоимость.

Собакевич же использует стратегию кнута и пряника. Как только он получает заветные деньги от Чичикова и сделка завершена, то сразу же становится добрым и гостеприимным хозяином, которым он был в начале.

Викторина по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» 9 класс

Гостеприимный хозяин

Собакевич не меняет своего распорядка, когда в доме появляется Павел Иванович. Все идет по плану, как в обычные дни. Не пишет автор и о скупости помещика. Появление четвертого человека за столом обыденно. Можно предположить, что в поместье бывают гости. Но отрицание в людях хороших качеств ставит такое предположение под сомнение.

Собакевич не жалеет еды для гостя, наоборот, подчеркивает, что вся его кухня настоящая, русская, продукты выращенны его крепостными. Блюда качественные, а не такие, как на балу у губернатора. Чувствуется гордость помещика: он знает цену еде. Собакевич хочет показать Чичикову себя настоящим хозяином, крепким и рачительным. Именно этим можно объяснить его поведение за обедом.

Реакция Манилова и Коробочки на предложение Чичикова

Манилов – первый персонаж, с которым знакомится Чичиков в ходе своего путешествия. Этот человек постоянно строит множество неосуществимых планов, предается праздному безделью и даже не знает сколько у него крестьян умерло. Предложение Чичикова немало удивило его. Он долго не мог понять, зачем этому приятному господину нужны «мертвые души». Когда же он понял, что это не шутка, то согласился отдать их бесплатно. Чтобы казаться умным в глазах собеседника, он единственный из помещиков уточняет, законна ли эта сделка.

Читайте также:
Сатира в комедии Недоросль - объекты, средства создания характеров

«Крепколобая» и «дубинноголовая», как окрестил ее автор, Настасья Коробочка является единственной женщиной среди помещиков, с которыми знакомится Чичиков. Она – настоящий предприниматель и делец. Какова же реакция Коробочки на предложение Чичикова? Хоть она и была удивлена, но, как и положено хваткому и бойкому продавцу, не гнушающемуся продать что-угодно и кому-угодно, она готова и к продаже мертвых душ. Ее нисколько не удивляет предложение героя. Единственное, что ее волнует, как бы не продешевить. Помещица даже не соглашается сразу на сделку, а хочет поехать в город, чтобы узнать, почем нынче «мертвые души».

Настоящий мошенник

Все, по мнению Михаила Семеновича, мошенники. В разговоре с Чичиковым он приводит в пример Плюшкина. Жадный Плюшкин имеет 800 душ, а «…обедает хуже …пастуха» Собакевича. Крепкий «медведь» осуждает скрягу, который всех переморил голодом. В чем мошенничество?

Кого обманывает Плюшкин? Классик вставляет в речь Собакевича слова, обличающие другого персонажа поэмы, но относящиеся и к нему, и к гостю. Настоящий мошенник только в себе скрывает эти черты, называет свои положительные качества. Читатель понимает: настоящие мошенники именно Чичиков и Собакевич.

Покупка усопших

Гость издалека . Сравнивает Русь с Римской монархией. Постепенно переходит к ревизским сказкам. Он даже еще не начал говорить о мертвых душах, как помещик его обрывает. Собакевич сразу рассмотрел в госте хитрую натуру, мошенника и обманщика. Теперь его задача обойти гостя в хитрости, доказать, что он сильнее.

Чичиков хотел бы просто получить списки умерших по дарственной или за самую незначительную цену. «Медведь» с собачьим оскалом начинает жестокие торги. Начальная цена заставляет покупателя вскрикнуть, он возмущен, удивлен и загнан в угол. Торги начались, полностью от них уже не отказаться. Как сбить цену? Страницы читаются на одном дыхании. Каждая фраза Собакевича – это шедевр. Он ведет себя уже не как неуклюжий медведь, а как сильный и опасный хозяин леса. Стоимость мертвой души скачет, как заяц: сто рублей – восемь гривен, 2 рубля – 75 рублей ассигнациями, 2 с полтиной.

Собакевич переходит к описанию каждого крестьянина, которого продает. Он описывает их профессию, характеризует человеческие качества. Кажется, что он забыл, кого выставил на продажу. Чичиков для Собакевича – лживый торговец. Помещик не стесняется в выражениях, когда покупатель пытается его вернуть на землю: люди же умерли. Собакевич не понимает. Если покупается товар, значит, есть в этом какая-то выгода. Цинизм без стеснения сквозит в словах. Живые для Собакевича – мухи.

Когда Чичиков сдается и отказывается от сделки, «медведь» уступает. Он хватает за руку и наступает на ногу. Здесь появляется опять неуклюжесть персонажа.

Собакевич ведет себя с гостем как кулак и бестия. Получив свое, он снова становится гостеприимным, приглашает к нему снова, если появится новая афера. Написать сочинение «Отношение Собакевича к Чичикову», используя материал, будет проще, понятнее станут детали поведения обоих персонажей.

Отношение к просьбе Чичикова

Случайная страница | ТОМ-1 | ТОМ-2 | ТОМ-3 Архитектура Биология География Другое Иностранные языки
Информатика История Культура Литература Математика
Медицина Механика Образование Охрана труда Педагогика
Политика Право Программирование Психология Религия
Социология Спорт Строительство Физика Философия
Финансы Химия Экология Экономика Электроника
Помещик Внешность Усадьба Характеристика Отношение к просьбе Чичикова
Манилов Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар. Но вот этого сахару было чересчур много. В первую минуту разговора с ним скажешь, какой приятный человек, через минуту ничего не скажешь, а на третьей минуте подумаешь: «Черт знает, что такое!» Господский дом стоит на возвышении, открыт всем ветрам. Хозяйство в полном упадке. Ворует ключница, в доме постоянно чего-то не хватает. На кухне готовится бестолково. Слуги — пьяницы. На фоне всего этого упадка странно выглядит беседка с названием «Храм уединённого размышления». Супруги Маниловы любят целоваться, дарят друг другу милые безделушки (зубочистка в чехольчике), но при этом абсолютно не заботятся о благоустройстве дома. О таких, как Манилов, Гоголь говорит: «Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Человек пустой и пошлый. Уже два года в кабинете лежит книжка с закладкой на 14 странице, которую он постоянно читает. Мечты бесплодны. Речь приторна и слащава (именины сердца) Удивился. Понимает, что просьба эта незаконна, но не может отказать такому приятному человеку. Соглашается отдать крестьян бесплатно. Не знает даже, сколько душ у него умерло.
Коробочка Женщина пожилых лет, в чепце, с фланелью на шее. Небольшой домик, обои в доме старые, зеркала старинные. В хозяйстве ничего не пропадает, об этом говорит сеть на фруктовых деревьях и чепец на чучеле. К порядку приучила всех. Двор полон птицы, огород ухожен. Крестьянские избы хоть и построены врассыпную, но показывают довольство обитателей, поддерживаются, как следует. Коробочка всё знает о своих крестьянах, не ведёт никаких записок и помнит имена умерших наизусть. Хозяйственна и практична, знает цену копейке. Дубинноголовая, бестолковая, скупая. Это образ помещицы-накопительницы. Интересуется, зачем это Чичикову. Боится продешевить. Знает точно, сколько крестьян умерло (18 душ). На мертвые души смотрит так же, как на сало или пеньку: вдруг в хозяйстве пригодятся.
Ноздрёв Свежий, «как кровь с молоком», пышет здоровьем. Среднего роста, неплохо сложен. В тридцать пять лет выглядит так же, как и в восемнадцать. Конюшня, в которой две лошади. Псарня в отличном состоянии, где Ноздрёв себя чувствует, как отец семейства. В кабинете нет привычных вещей: книг, бумаги. А висит сабля, два ружья, шарманка, трубки, кинжалы. Земли неухоженные. Хозяйство шло само собой, так как основной заботой героя были охота и ярмарки — не до хозяйства. В доме ремонт не закончен, стойла пусты, шарманка неисправна, бричка проиграна. Положение крепостных, из которых он вытягивает всё, что можно, плачевно. Гоголь называет Ноздрёва «историческим» человеком, потому что ни одно собрание, на котором появлялся Ноздрёв, не обходилось без «истории». Слывёт за хорошего товарища, но всегда готов напакостить своему другу. «Разбитной малый», бесшабашный кутила, карточный игрок, любит приврать, бездумно тратит деньги. Хамство, наглое вранье, бесшабашность отражаются и в его отрывочной речи. Разговаривая, он постоянно перескакивает с одного предмета на другой, использует бранные выражения: «свинтус ты за это», «такая дрянь». У него, бесшабашного кутилы, казалось, легче всего было заполучить мёртвые души, а между тем он единственный, кто оставил Чичикова ни с чем.
Собакевич Похож на медведя. Фрак медвежьего цвета. Цвет лица калёный, горячий. Большая деревня, несуразный дом. Конюшня, сарай, кухня построены из массивных брёвен. На портретах, которые висят в комнатах, изображены герои с «толстыми ляжками и неслыханными усами». Ореховое бюро на четырёх ногах смотрится нелепо. Хозяйство Собакевича развивалось по принципу «неладно скроен, да крепко сшит», добротное, крепкое. И крестьян своих он не разоряет: мужики его живут в срубленных на диво избах, у которых всё было пригнано плотно и как следует. Отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян. Кулак, груб, неуклюж, неотёсан, неспособен к выражению душевных переживаний. Злобный, жёсткий крепостник, никогда не упустит своей выгоды. Из всех помещиков, с которыми имел дело Чичиков, Собакевич самый сообразительный. Он сразу понял, на что нужны мёртвые души, быстро раскусил намерения гостя и с выгодой для себя совершил сделку.
Плюшкин Трудно было определить мужчина это или женщина. Похож на старую ключницу. Серенькие глазки быстро бегали из-под сросшихся бровей. На голове колпак. Лицо сморщенное, как у старика. Подбородок далеко выступает вперёд, зубов не было. На шее то ли платок, то ли чулок. Мужики называют Плюшкина «Заплатанной». Ветхие строения, на избах крестьян старые тёмные брёвна, на крышах дырки, окна без стёкол. Ходил по улицам, и всё, что попадалось, подбирал и тащил в дом. В доме нагромождение мебели и хлама. Некогда процветавшее хозяйство стало убыточным из-за патологической скаредности, доведённой до расточительства ( сено и хлеб гнили, мука в подвале превратилась в камень). Когда-то Плюшкин был просто бережливым хозяином, у него была семья, дети. Встречался герой и с соседями. Поворотным пунктом превращения культурного помещика в скрягу стала смерть хозяйки. Плюшкин, как и все вдовцы, стал подозрительным и скупым. И превращается, как говорит Гоголь, в «прореху на человечестве». Предложение изумило и обрадовало, потому что будет доход. Согласился продать 78 душ по 30 копеек.
Читайте также:
Характеристика Грушницкого в романе Герой нашего времени

Кушнеров Марк 9 «Б»

Характеристика Собакевича в поэме

«Мёртвые души» Н.В.Гоголь

Собакевич Михайло Семеныч – помещик, четвертый «продавец» мертвых душ. Само имя и внешность этого героя (напоминает «средней величины медведя», фрак на нем «совершенно медвежьего» цвета, ступает вкривь и вкось, цвет лица «каленый, горячий») указывают на могучесть его натуры. С самого начала образ С. связывается с темой денег, хозяйственности, расчета (в момент въезда в деревню С. Чичиков мечтает о 200-тысячном приданом). Беседуя с Чичиковым С., не обращая внимания на уклончивость Чичикова, деловито переходит к существу вопроса: «Вам нужно мертвых душ?» Главное для С. — цена, все остальное его не интересует. Со знанием дела С. торгуется, расхваливает свой товар (все души «что ядреный орех») и даже успевает надуть Чичикова (подсовывает ему «женскую душу» – Елизавету Воробей). Душевный облик С. отражается во всем, что его окружает. В его доме все «бесполезные» архитектурные красоты удалены. Избы мужиков также построены без всяких украшений. В доме С. на стенах висят картины, изображающие исключительно греческих героев, которые внешне похожи на хозяина дома. На С. похож и дрозд темного цвета в крапинку, и пузатое ореховое бюро («совершенный медведь»). В свою очередь и сам герой тоже похож на предмет – ноги его как чугунные тумбы. С. – это тип русского кулака, крепкого, расчетливого хозяина. Крестьянам его живется неплохо, надежно. То, что природная мощь и деловитость превратились у С. в туповатую косность, скорее не вина, а беда героя. С. живет исключительно в современности, в 1820-х гг. С высоты своей мощи С. видит, как измельчала окружающая его жизнь. Во время торга он замечает: «…что это за люди? мухи, а не люди», куда хуже покойников. С. занимает одно из самых высоких мест в духовной «иерархии» героев, потому что у него, по мысли автора, много шансов на возрождение. От природы он наделен многими хорошими качествами, у него богатый потенциал и могучая натура. Их реализация их будет показана во втором томе поэмы – в образе помещика Костанжогло.

Кушнеров Марк 9 «Б»

Дата добавления: 2015-08-28; просмотров: 2263 | Нарушение авторских прав

| следующая лекция ==>
Времён минувших небылицы, 4 страница | Вопросы и задания к зачету

mybiblioteka.su — 2015-2021 год. (0.008 сек.)

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мертвые души»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мертвые души»
  • для самых любопытных — Анализ «Мертвые души» Гоголь
  • для самых крутых — Читать «Мертвые души» полностью

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Пересказ по главам с цитатами из текста. Глава 5. Чичиков у Собакевича.

Гоголь в поэме «Мертвые души» отобразил в своих персонажах собирательные образы конкретных сословий. Отдельного внимания заслуживает отношение Собакевича к Чичикову. Павел Иванович как главный персонаж произведения хорошо раскрыт автором: щеголь, махинатор, который легко находит подход к людям. Образ Собакевича противоречив, вызывает то положительные эмоции, то негодование. Их отношение друг к другу лучше всего показано в сцене покупки мертвых душ Чичиковым.

Гостеприимный хозяин

Собакевич не меняет своего распорядка, когда в доме появляется Павел Иванович. Все идет по плану, как в обычные дни. Не пишет автор и о скупости помещика. Появление четвертого человека за столом обыденно. Можно предположить, что в поместье бывают гости. Но отрицание в людях хороших качеств ставит такое предположение под сомнение.

Собакевич не жалеет еды для гостя, наоборот, подчеркивает, что вся его кухня настоящая, русская, продукты выращенны его крепостными. Блюда качественные, а не такие, как на балу у губернатора. Чувствуется гордость помещика: он знает цену еде. Собакевич хочет показать Чичикову себя настоящим хозяином, крепким и рачительным. Именно этим можно объяснить его поведение за обедом.

Читайте также:
Краткое содержание Поход Аркадия Гайдара - читать бесплатно онлайн



Отличия и сходства

Гоголь проводит параллели между всеми героями в поэме. Сначала Собакевич и Чичиков — два кардинально разных персонажа с уникальными взглядами на жизнь и окружающих. Но прослеживается связь между ними — выгоду любит каждый, никто из мужчин не согласен отдавать свое просто так. Они расчетливы и умны, проводят анализ действий. Собакевич не показывает свой истинный характер, как и Чичиков, не допускает в свое личное пространство людей. В конце же сделки читатель понимает, что оба персонажа мошенники.

Но можно ли столь же критично относиться к Собакевичу, как к Чичикову? У этого героя проявляется душевность, тяга к вере, желание приносить добро. Его роль неоднозначна, несмотря на всю простоту русского характера. Даже совершая опасную сделку по продаже, Михаил Семенович выглядит человечным, для него мертвые души — не балласт, а люди. Именно этим и отличаются два героя в поэме Н. В. Гоголя.



Настоящий мошенник

Все, по мнению Михаила Семеновича, мошенники. В разговоре с Чичиковым он приводит в пример Плюшкина. Жадный Плюшкин имеет 800 душ, а «…обедает хуже …пастуха» Собакевича. Крепкий «медведь» осуждает скрягу, который всех переморил голодом. В чем мошенничество?

Кого обманывает Плюшкин? Классик вставляет в речь Собакевича слова, обличающие другого персонажа поэмы, но относящиеся и к нему, и к гостю. Настоящий мошенник только в себе скрывает эти черты, называет свои положительные качества. Читатель понимает: настоящие мошенники именно Чичиков и Собакевич.

Мошенническая сделка

Павел Иванович аккуратно стал подбираться к делу, с которым приехал в поместье. Он начинает медленно, но удивляется и отступает, увидев напор помещика. Собакевич нисколько не испуган и не поражен предложением продажи мертвых душ. Торговля начинается с очень высокой цены. Продавец предлагает 100 рублей за душу. Столько в те временя стоил не каждый живой крепостной. Собакевич зол, открывается вся его звериная сущность и дикая хватка. Два мошенника начинают «драться» за цену. Каждый боится продешевить, упустить свою выгоду. Сошлись в цене – 2,5 -3 рубля. У хозяина нет почтения к усопшим, отработавшим на него крестьянам. Он хвалит их только с одной целью – поднять стоимость товара. Помещик даже не задумывается, что продает. Ведет торги Собакевич. Чичиков испуганно вставляет по слову, он не ожидал такого напора. В итоге, Павел Иванович сдается. Выиграл торги Собакевич.

Материал для темы основан на анализе нескольких глав поэмы. Написать сочинение «Чичиков у Собакевича» можно, если понять образ помещика. Чудовище без совести и души оказывается страшнее других персонажей поэмы.

Покупка усопших

Гость издалека . Сравнивает Русь с Римской монархией. Постепенно переходит к ревизским сказкам. Он даже еще не начал говорить о мертвых душах, как помещик его обрывает. Собакевич сразу рассмотрел в госте хитрую натуру, мошенника и обманщика. Теперь его задача обойти гостя в хитрости, доказать, что он сильнее.

Чичиков хотел бы просто получить списки умерших по дарственной или за самую незначительную цену. «Медведь» с собачьим оскалом начинает жестокие торги. Начальная цена заставляет покупателя вскрикнуть, он возмущен, удивлен и загнан в угол. Торги начались, полностью от них уже не отказаться. Как сбить цену? Страницы читаются на одном дыхании. Каждая фраза Собакевича – это шедевр. Он ведет себя уже не как неуклюжий медведь, а как сильный и опасный хозяин леса. Стоимость мертвой души скачет, как заяц: сто рублей – восемь гривен, 2 рубля – 75 рублей ассигнациями, 2 с полтиной.

Собакевич переходит к описанию каждого крестьянина, которого продает. Он описывает их профессию, характеризует человеческие качества. Кажется, что он забыл, кого выставил на продажу. Чичиков для Собакевича – лживый торговец. Помещик не стесняется в выражениях, когда покупатель пытается его вернуть на землю: люди же умерли. Собакевич не понимает. Если покупается товар, значит, есть в этом какая-то выгода. Цинизм без стеснения сквозит в словах. Живые для Собакевича – мухи.

Когда Чичиков сдается и отказывается от сделки, «медведь» уступает. Он хватает за руку и наступает на ногу. Здесь появляется опять неуклюжесть персонажа.

Собакевич ведет себя с гостем как кулак и бестия. Получив свое, он снова становится гостеприимным, приглашает к нему снова, если появится новая афера. Написать сочинение «Отношение Собакевича к Чичикову», используя материал, будет проще, понятнее станут детали поведения обоих персонажей.

Обед в доме

Встреча Чичикова с Собакевичем показывает, до какого цинизма может дойти человек. Описание приема пищи в доме Собакевича доказывает, что это особая часть жизни. Часть литературоведов называют помещика «патриотом желудка». Можно разложить последовательность на этапы:

  • «…выпили по рюмке водки»;
  • «…закусили…всякими соленостями».

Закуска до обеда – это возбуждающие благодати, которые любит вся Россия. Их едят в городах и деревнях. Затем хозяева и гости «потекли» (поплыли) в столовую.

Стол для трапезы небольшой. Обед сервирован на четырех человек: хозяин, супруга, Павел Иванович, какая-то дама (девица, она могла быть родственницей, домоводкой, женщиной, живущей в доме). Блюда, которые ели гости на обед:

  • Щи;
  • Бараний желудок, наполненный «гречневой кашей, мозгами, ножками». Название блюда – няня.

Вежливый гость пытается завести разговор за обедом о еде. Он хвалит стол у губернатора. Хозяин по своему обычаю ругает, он говорит, что готовится все неизвестно из чего: «есть не станете, когда узнаете». Вспоминается, как исчез в желудке Собакевича огромный осетр. Чичиков продолжает пытаться похвалить, ему понравились свиные котлеты. Собакевич не согласен, он уверен, что все покупается на рынке, кот выдается за зайца. Кладут в суп у губернатора то, что у Собакевича Акулька бросает в «помойную лохань».

Хозяин начинает рассуждать о русской кухне, французских деликатесах, диетах. Ругает немцев, которые предложили голодом лечить желудок. Михаил Семенович горд. У него, если свинина на столе, то это должна быть целая свинья, баранина – «всего барана тащи, гусь – всего гуся».

Что дальше было на обеденном столе:

  • ватрушки размером больше, чем тарелки;
  • огромный индюк, наполненный «яйцом, рисом, печенками» и другим добром.
Читайте также:
Стихи про родителей - трогательные до слез, короткие со смыслом

Гость почувствовал, что стал тяжелее. Мужчины перешли в другую комнату. Следом за ними туда переместились блюдечки с ароматным вареньем и редькой в меду. Хозяин расположился в кресле, рот выпускал непонятные звуки и открывался. Михаил Семенович крестил губы и закрывал рот рукой.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мертвые души»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мертвые души»
  • для самых любопытных — Анализ «Мертвые души» Гоголь
  • для самых крутых — Читать «Мертвые души» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

Характеристика Собакевича (Мертвые души)

Помещик с массивной фигурой, схожий с медведем, появляется в галерее персонажей четвертым. Образ и характеристика Собакевича в поэме «Мертвые души» (с цитатами) позволяет ярче представить барина из русской глубинки, крепкого по фигуре, но опустошенного духовно.

Помещик города N

Собакевич – мужчина в возрасте. Ему далеко за 40. Занимаясь своим поместьем, он доволен условиями «захолустья», заброшенного вглубь от даже неизвестного никому города N. В глубинке ему и место.

Но таких, как он, медведей в человечьем обличье, несложно встретить и в Москве. У барина крепкое здоровье. Он « ни разу не болел». Причем Собакевич боится такого положения.

Ему кажется, что впереди ожидает какая-то страшная сильная болезнь. Он говорит о себе:

«…хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил…». Но богатырское здоровье оберегает мужчину от недугов.

Внешность героя

С первой до последней черты внешности Собакевич напоминает медведя: фигура, посадка глаз, рубленые линии лица, походка. Черты внешности персонажа:«…круглое, широкое, как молдавские тыквы» лицо;«…широкая, как у вятских приземистых лошадей…» спина;«…ноги его, походившие на чугунные тумбы, которые ставят на тротуарах…»;

«черты лица «сделаны топором».

Автор рассуждает, как мало мучилась природа над типом Собакевичей. Она не старалась долго, «…не употребляла никаких мелких инструментов». Не потребовались мастеру напильники, буравчики. Хватило не очень острого топора: «хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…». Классик пытается поставить или посадить персонаж прямо, но у него это не получается: «…шеей не ворочал вовсе…». Сидел медведь – помещик, глядя исподлобья не на собеседника, а на то, куда попадал взгляд.

Михайло Семенович не видит рядом идущих. Чаще его сторонятся,

«…зная привычку … наступать на ноги…». Собакевич – медведь небольшой, «средней величины». Гораздо крупнее был его отец. Есть в человеке порода, наследственность, русское богатырство. Но если заглянуть в историю, насколько сильны духом были русские исполины. Они всей душой любили Русь, ее народ. Что осталось от них? Только внешнее сходство. У помещика «медвежий» вкус. Как одет барин: «фрак…медвежьего цвета»;«рукава (камзола, рубахи или пиджака) длинны»;

«панталоны ( штаны или брюки) длинны».

Автор интересно описывает цвет лица Собакевича: «… каленый, какой бывает на медном пятаке». Высокий здоровый мужчина с багровым лицом, как не отшатнуться, испугавшись такого! Кроме этого в лице нет движений, эмоций. Оно каменное и застывшее в одном положении.

Характер помещика

Собакевич очень разный по характеру. Он, то сворачивается в комок, как кулак, готовый к удару, то становится красноречив и прыток. Все зависит от обстановки вокруг него.

«Собачий нрав» проявляет, когда отзывается о жителях города. Все у него обманщики:

«…мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Груб в сравнениях людей. По мнению помещика, «…есть порядочный человек: прокурор; да и тот … свинья». Михаил Семенович прямолинеен, он не пытается вести с Чичиковым ненужные рассуждения о странной просьбе – покупке мертвых душ. Сразу без предисловия и удивления переходит к торгам. Помещик говорит мало, строго и бесхитростно: «Вам понадобились души, я и продаю вам…». Торгуясь, барин проявляет свою основательность, он медленно уступает рубли и копейки, ценя самый мелкий грош. Нельзя не заметить, что в характере есть хитрость и изворотливость, за это получает от Чичикова эпитет – «бестия». Плут и пройдоха не пройдет мимо выгоды.

Помещик в общении с женой

Фигура жены Феодулии Ивановны противоположна по складу. Это худая высокая женщина. Автор сравнивает ее с пальмой. Представить образ без улыбки невозможно: пальма в чепце с лентами. Хозяйка как «плавный гусь», подобна «…актрисам, представляющим королев». Гоголь утверждает, что жена Собакевича хорошая хозяйка.

Она окружила мужа заботой, основная задача – накормить. Если сосчитать, сколько по времени отводится в течение дня на еду, то на другие дела почти не остается времени. Обед, на котором побывал Чичиков, – это обычная для семьи трапеза. Перечислить все, что съел барин, невозможно. «Все ложилось комом в желудке…».

Начало приема пищи – «половина бараньего бока», казалось бы, дальше пойдут ватрушки и напитки, но нет. Съедается «… индюк ростом в теленка, набитый всяким добром…». Собакевич признает только русскую кухню. Не принимает французскую, да и представить, как «медведь» пытается запихнуть в рот лягушачью лапку или устрицу, сложно.

Собакевич в еде последователен как на торгах, доедает до конца. На обеде с городскими чиновниками: «наметив издали осетра, лежавшего в стороне на большом блюде … он в четверть часа с небольшим доехал его всего, так что … от произведенья природы оставался всего один хвост…». Такое отношение к еде – сущность характера персонажа.

Сытый барин не становится добрее, не появляется на лице улыбка или другие чувства.

Отношение к крестьянам

Помещик стремиться создать для крестьян условия прочности. Он участвует в жизни хозяйства, понимает, что чем лучше работают мужики, тем крепче его поместье. Собакевич знает каждого живого и умершего. В словах хозяина звучит гордость: «Ведь какой народ! Просто золото…». Список помещика подробный и точный.

О проданной душе есть все данные: «…ремесло, звание, лета и семейное состояние…». Собакевич помнит, как относился мужик к вину, поведение крестьянина. Собакевич – помещик, отличающийся от других встреченных Чичиковым жителей округа города N. Но это только внешнее отличие. Порок, скупость и равнодушие прочно сидят в характере.

Читайте также:
Cочинение дети герои - пример текста

Душа черствеет и умирает, неизвестно, купит ли кто-нибудь его душу в будущем.

Краткое содержание Паустовский Мещёрская сторона

Повествование происходит от лица человека, который путешествует по родным краям, вооружившись старинной карте, на которой не все места обозначены особенно точно. И нашему герою приходится поправлять их время от времени.

Рассказ ведется от первого и лица, и повествует нам о том, кике простые, но в тоже время невероятные и захватывающие приключения происходили с главным героем во время посещения родного края.

Большую популярность обрели мещерские болота, которые славились тем, что люди боялись их, так же, как и некоторых озер того края. Главный герой, со своими друзьями, отважился найти одно из самый страшных озер мещерского края, которое пугало всех баб в округе своей историей. Один из друзей, при остановке на отдых и ночлег, решил самостоятельно отправиться на разведку, и, по возвращении, рассказал своим друзьям о том, что видел это озеро, когда залез на верхушку дерева, и о том, что оно полностью соответствует тому, что о нем рассказываю. Но добраться до «места назначения» компании удалось только спустя год. Как оказалось рыбалка на это озере просто чудесная. И вернувшись после похода с хорошим уловом, друзья оказались героями местного населения, которое, «как огня», боялось посещения данного водоема.

Так же герой повествует читателю о все красотах леса, который располагается в Мещерской стороне, а так же о том, что именно в этих лесах скрывались наши предки, при нашествиях татар и монгол.

Так же происходит повествование о том, что герою принадлежит сравнительно небольшой домик, в котором он практически не ночует. Так как предпочитает проводить ночи на свежем воздухе, расположившись в беседке, которая находится рядом с домом, и наблюдать за тем, как ветер колышет пламя зажженной свечи. Нашему автору кажется. Что ничего более умиротворяющего и спокойного он еще не видел.

Автор произведения восхищается природой мещерского края, что и не удивительно, ведь он обладает сохранившимися древними реками и озерами, лесами и лугами, которые не просто приятно посетить, но и которые хранят в себе древние тайны и загадки. Ответы, на которые, достаточно сложно найти, «если не знать» где их искать.

Данный рассказ учит нас тому. Что порой стоит «отвернуться» от обыденности и современности, и обратить внимание на истинно значимые «вещи», которые были созданы природой. Автор не просто описывает нам красоту отдельного уголка нашей страны, а еще и учит нас восхищаться природными особенностями любой местности, и находить прекрасное, даже в опасном и отталкивающем, таком, как проклятые озера, или болота.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Паустовский. Все произведения

  • Акварельные краски
  • Бакенщик
  • Барсучий нос
  • Белая радуга
  • Бриз
  • Дремучий медведь
  • Желтый свет
  • Жильцы старого дома
  • Заботливый цветок
  • Заячьи лапы
  • Золотая роза
  • Золотой линь
  • Исаак Левитан
  • Кара-Бугаз
  • Квакша
  • Колотый сахар
  • Корзина с еловыми шишками
  • Кот ворюга
  • Мещёрская сторона
  • Михайловские рощи
  • Повесть о жизни
  • Подарок
  • Похождения жука-носорога
  • Прощание с летом
  • Разливы рек
  • Растрёпанный воробей
  • Резиновая лодка
  • Рождение рассказа
  • Романтики
  • Северная повесть
  • Сказочник
  • Скрипучие половицы
  • Снег
  • Собрание чудес
  • Стальное колечко
  • Старый повар
  • Стекольный мастер
  • Судьба Шарля Лонсевиля
  • Телеграмма
  • Тёплый хлеб
  • Шиповник

Мещёрская сторона. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В своей знаменитой книге «Искусство любить» Эрих Фромм дает своего рода понимание любви. Он относится к этому состоянию не как к идее чего-то эфемерного и непонятного для человеческого разума

Опытный егерь, хотел сам научиться играть на скрипке. Сидя на сваленном дереве, он проигрывал неумелыми руками музыку. Колхозник направил его в лес, в котором он заметил дикого медведя.

В маленькой комнате, под самой крышей старого дома жили девочка Герда и мальчик Кей со своей бабушкой. К ним часто приходил студент, которого дети называли сказочником. Он учил ребят читать и писать.

Произведение За далью – даль написанное в автобиографическом стиле, создано Великим поэтом – Александром Трифоновичем Твардовским. Основой поэмы являются размышления и воспоминания автора

Действие трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир» начинается в Британии, в замке короля. Герой одноимённого произведения представлен человеком, имеющим неограниченную власть. Осознавая своё превосходство над окружающими

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

24.07.2019

Паустовский К. “Мещерская сторона”

Главные герои рассказа “Мещерская сторона” и их характеристика

  1. Автор-рассказчик. Любитель природы, знатный рыболов.

Кратчайшее содержание рассказа “Мещерская сторона” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор приезжает в Мещеру и начинает исследовать эту землю.
  2. Он знакомится с лесами, озерами и мшарами Мещеры.
  3. Он ловит рыбу на озерах, на старом русле Оки, Прорве, и вспоминает смешные случаи на рыбалке.
  4. Автор знакомится с местными жителями и узнает, что из этих мест родом многие известные люди.
  5. Автор живет в маленьком домике, и почти каждое утро отправляется на рыбалку.
  6. Он любит Мещеру не за то, что она богата, а за то, что ее прелесть проявляется постепенно.

Главная мысль рассказа “Мещерская сторона”
Родной край всегда будет для человека милее всего на свете, каким бы он не был.

Чему учит рассказ “Мещерская сторона”
Повесть учит любить природу, радоваться ее красоте, удивляться ее чудесам, любить прогулки по лесам и озерам. Учит наслаждаться каждым прожитым днем, находить счастье в самых простых вещах. Учит никогда не терять способность удивляться.

Отзыв на рассказ “Мещерская сторона”
Мне очень понравилась эта романтичная повесть. Автор с большой любовью рассказывает о Мещерской стороне, и читая его описания тоже начинаешь хотеть отправиться куда-нибудь в глушь, и пожить на природе, в тишине и покое, вдали от шумных и грязных городов.

Пословицы к рассказу “Мещерская сторона”
Родной край – в сердце рай.
Где сосна взросла, там она и красна.
Всякому мила своя сторона.
Каковы глаза, такова и природа.
Летом с удочкой, зимой с сумочкой.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Мещерская сторона” по главам:

В Мещерском крае нет особых красот, он скромен, как картины Левитана, и в нем заключена вся прелесть и разнообразие русской природы.
Здесь есть луга, боры, озера, стога сена.
В борах торжественно и тихо, озера с темною водой, болота покрыты осиной и ольхой, и всюду стоят полуразвалившиеся домики лесников.
Здесь слышны крики ястребов, стук дятлов, вой волков, звуки гармони и по утрам разноголосье петухов.
И с каждым днем этот край кажется вам все богаче и милее сердцу.
Край этот лежит между Владимиром и Рязанью.

Читайте также:
Характеристика Воланда в романе Мастер и Маргарита

Впервые автор попал в Мещерскую сторону из Владимира, на стареньком поезде, где пассажиры сидели даже на площадках.Станции были завалены свежими бревнами и дикими цветами.
На станции Пилево в вагон забрался бородатый дед, и стал жаловаться, что его опять послали в музей с сообщением. В сообщении говорилось о незнакомых птицах на озере и предлагалось прислать ловцов.
Дед рассказал, как в прошлом годы был найден торчак, рога огромного оленя. Потом автор слышал много рассказов о мамонтах и кладах, но этот первый больше всего запал ему в душу.

Автор достал старинную карту 19 века, многие места на ней изменились, но она была надежней, чем советы местных жителей. Следуя этим советам, автор всегда плутал, ведь приметных ориентиров оказывалось множество. Поэтому он больше доверял собственному чутью.

Чтобы не заблудиться в лесу надо знать приметы. Например, зарубки на соснах, которые оставлял сам.
Но главные приметы – погодные. Самая простая – дым от костра. Можно предсказать погоду по росе, рыбе, заходу солнца.

На юге карты показана Ока. К северу от нее тянутся лесистые и болотистые места. В сосновых лесах скрываются озера и торфяные болота. А южнее Оки раскинулись обжитые рязанские степи.
На западе Мещеры есть боровые озера, и чем меньше по размеру озеро, тем оно глубже.

Мшары – это бывшие озера, которые со временем заросли. На них есть возвышенности – бывшие острова.
Раз автор пробирался к Поганому озеру, которое получило свое название за поганые грибы и клюкву, величиной с орех. Возле этого озера были “зеленущие трясины”, смотреть на которые было боязно.
Идти по мшарам было трудно, надо было перескакивать с кочки на кочку, а между кочками стояла вода и торчали сухие острые корни берез. Мшары заросли сфагнумом и брусникой, и нога тонула во мху по колено. Путники добрались до острова и решили отдохнуть. С ними был Гайдар, который вскоре нашел следы лося. Гайдар пошел искать Поганое озеро, которое было где-то рядом, и пропал. Его не было три часа и на крики он не отзывался. Только волки подвывали с той стороны, куда он ушел. На поиски писателя отправился человек с компасом.
Стало темно, откуда-то послышались звуки автомобиля. Все удивились, а с той стороны вышел Гайдар и искавший его товарищ. Это Гайдар, которому надоело кричать, подражал сигналам автомобиля.
Гайдар рассказал, что видел Поганое озеро, и оно показалось ему страшным. Вода в озере была черной.
На следующее лето автор все-таки добрался до Поганого озера. Вода действительно оказалась черной, а в озере водились черные окуни, которых писатель ловил на леску.
Местные жители после этого стали считать автора отчаянным.

Через леса текут две реки. Солотча извилистая и богатая язями, а Пра более крупная, на ее берегах много деревень и есть ватная фабрика, из-за которой дно реки покрыто слоем ваты.
Кроме рек есть каналы. Болота собирались осушать еще при царе, но земля оказалось бедной, и осушение забросили. А каналы заросли и в них гнездятся утки и лини.
Эти каналы очень живописны, заросли нависают над ними арками, по берегам растут камыши. Тишина нарушается лишь звоном комаров.
Здесь водятся водяные крысы, которые успешно ловят рыбу.

Сосновые леса Мещеры светлые и сухие. В ветер они шумят. От них идет стойкий смолистый запах. Есть здесь и еловые леса, березовые, и дубовые перелески. Последние непролазные и в них живет множество злющих муравьев.
Тишина этих лесов завораживает, в них хочется говорить шепотом.
Однажды автор ночевал на Черном озере вместе с друзьями. Они взяли лодку и поплыли ловить рыбу. Внезапно совсем рядом вынырнул огромный острый плавник щуки, она легко могла потопить лодку. Рыбакам пришлось срочно возвращаться на берег, а щука преследовала их.
На берегу люди увидели волчицу с волчатами, ее пришлось спугнуть камнем.
Черное озеро названо так из-за черной воды. Озера Мещеры разного цвета, но черных больше всего. Но есть озера фиолетовые,желтоватые, оловянные. Черный цвет озер объясняется торфом, чем он старее, тем чернее дно озера.

Между лесами и Окой тянутся заливные луга. В них находится старое русло Оки – Прорва, глубокое, заросшее, с крутыми берегами. На одном плесе автор видел огромные репейники и дождевики, большая часть русла заросла такими густыми травами, что невозможно пристать к берегу, над руслом почти всегда дымка – туман или мгла.
Автор полюбил бывать на Прорве осенью. Он приезжал с лодкой, ставил палатку и ловил рыбу. Ночное небо над Прорвой полно ярких звезд.

Однажды в Солотчу приехал старик из Москвы, рыбак. Он ловил рыбу на спиннинг. Ходил по берегам, забрасывал спиннинг и неизменно вытаскивал пустую блесну. Старик жаловался на судьбу, особенно когда рвал леску.
Раз его взяли на озеро Сегден. Всю ночь старик простоял на ногах, боясь сесть на мокрую траву. Потом наступил в яичницу, и разбил кувшин с молоком. Все смеялись до упаду.
И вот старика взяли рыбачить на Прорву. Старику повезло, он вытащил пудовую щуку и положил на берегу возле воды. Потом достал пенсне и стал разглядывать рыбу, любуясь ее красотой. Но щука не хотела просто лежать. Она смахнула хвостом пенсне и прыгнула обратно в воду.
В тот же день старик уехал обратно в Москву.

В лугах много озер. На дне одного лежат мореные дубы, в другом водились бобры, в третьем золотые лини, четвертое тянулось на многие километры, а пятое славилось капризной рыбой. На озере Музга отдыхают журавлиные стаи, а Селянское озеро облюбовали стаи уток. Одно озеро автор в шутку назвал Лангобардским, в честь бородатого сторожа, а вскоре местные жители окрестили озеро Амбарским.
Разнообразие трав в лугах огромное. Здесь растут цикорий, клевер, ромашка, укроп, гвоздика и сотни других трав. Есть и луговая клубника.

Читайте также:
Образ дороги в поэме Мертвые души - символический образ

На лугах в землянках и шалашах живут болтливые старики – сторожа огородов, паромщики, корзинщики. Знакомство с ними случается обычно во время грозы. Старики любят поговорить о вещах необыкновенных – водяных еропланах-глиссерах, французской кухне, барсучьих бегах.
Как-то автор заночевал у деда Степана, худого и бородатого. У его костра сидела девочка лет двенадцати, которая до ночи искала в лугах телку, и приблудилась. Степан угостил девочку огурцом, и стал варить в котелке похлебку.
Он стал рассказывать, что все окрестные места когда -то были монастырскими, и житье в те времена было жуткое. Мужики еще ничего, справлялись, а у баб даже черви в глазах заводились от постоянной близости к огню на кухне.
Девочка испугалась, но Степан успокоил ее, сказав, что сейчас у девок совсем другая жизнь. И вспомнил некую Малявину, которая теперь певица в Москве и деду присылает каждый месяц по двести рублей.

Целый год автор прожил в Солотче у портнихи Марьи Михайловны, одинокой женщины. В ее избе висели две картины итальянского художника. Тот приезжал в эти места и оставил картины отцу Марии.
В соседнем саду стоял большой дом, академика Пожалостина, умершего до революции, и в нем жила его дочь, уже старуха.
Автор недоумевал, Пожалостин – известнейший гравер и вдруг в этих местах. А тут еще колхозники стали ждать художника Архипова. Пожалостин, Архипов, Малявин, Голубкина – все родом из этих мест. А деревня славилась своими иконописцами.
На следующий год автор поселился в доме Пожалостина. Ему приносила сметану старуха, тетка поэта Есенина, который тоже был родом из этих мест.
На одном из озер автор познакомился с Кузьмой Зотовым, бывшим бедняком, который своих сыновей вывел в люди. Один стал заведовать ихтиологической станцией, второй стал учителем ботаники, а Вася еще учится в школе, но хочет стать художником. Именно он нашел краски французского художника, который потерял их в спешке из-за грозы.

Про свой дом автор рассказал особо. Это бывшая баня, которая стоит в густом саду. По саду вечером шныряет множество котов, которые мечтают украсть пойманную автором рыбу.
Осенью сад засыпан листьями и в домике становится светло. Автор редко в нем ночевал, но когда оставался дома, старался ночевать в старой беседке, где воробьи пытались клюнуть тикающие часы.
Автор просыпается на рассвете, идет в дом, заваривает чай, потом берет весла и спускается к реке. Он отплывает в тумане, и эта затерянность в огромном мире кажется автору счастьем.

Можно много писать о Мещере. Этот край прекрасен и его любишь за то, что его прелесть раскрывается не сразу. Чем больше ее узнаешь, тем больше начинаешь любить.

Мещерская сторона – краткое содержание

Название произведения Мещерская сторона
Автор Константин Паустовский
Жанр Повесть
Год написания 1939

Главные герои

  • Автор – от его лица ведётся повествование в произведении
  • Дед – случайный попутчик автора, который рассказал о том, что в Мещёрском крае нашли скелет исполинского лося
  • Гайдар – писатель, бывавший в Мещёрском крае вместе с автором
  • Лёнька – сын сапожника, умеет ловить рыбу даже на верёвку
  • Старик из Москвы – приехал из столицы, чтобы ловить рыбу на спиннинг
  • Татьяна Есенина – тётка поэта Сергея Есенина, живёт в Солотче
  • Степан – дед с прозвищем «борода на жердях», любит рассуждать о жизни раньше и сейчас

Краткое содержание

Обыкновенная земля

Повествование ведётся от лица автора, и он пишет о том, что ничем Мещёрский край особо не отличается, нет там никаких красот и богатств, кроме лесов и лугов. Увидеть в этой местности можно только сосновые боры, которые в ветреную погоду шумят великим океанским гулом , луга, озёра с тёмной водой, болота, старые избы лесников, косяки журавлей и знакомые всем звёзды. Кроме гула сосновых лесов в Мещёрском крае можно услышать крики разных птиц, вой волков, шорох дождей.

Но услышать и увидеть так мало можно только в первые дни, потом с каждым днём этот край становится разнообразнее и милее сердцу.

Расположен Мещёрский край недалеко от Москвы, между Владимиром и Рязанью.

Первое знакомство

Впервые в Мещёрский край автор попал из Владимира, на тихой станции Тума он пересел на поезд узкоколейки. На одной из станций в вагон влез косматый дед, который рассказал, что послали его в город в музей с заявлением, что в озере живут три большие, полосатые, незнакомые птицы и надо бы их взять живыми. В прошлый год деда тоже гоняли в музей, потому что нашли в болоте скелет исполинского оленя с размахом рогов больше двух метров, выкапывали его целый месяц.

Потом автор часто слышал рассказы о мамонтах, огромных грибах, кладах, но этот самый первый рассказ запомнился ему особенно сильно.

Старинная карта

С большим трудом автор достал карту Мещёрского края, она была старая и требовала поправок, так как изменились русла рек и кое-где вместо болот вырос молодой сосновый лес. Но пользоваться даже такой картой было надёжнее, чем спрашивать дорогу у местных жителей. Туземцы всегда объясняют дорогу со страстью, но приметы, которые они называют, найти почти невозможно.

Несколько слов о приметах

Чтобы не потеряться в лесу, надо знать приметы, в городах их заменяют таблички с названиями улиц. Настоящими приметами считаются не те, что на дорогах, а те, которые определяют погоду и время. Приметами может быть что угодно: цвет неба, роса, крик птицы, яркость звёзд. В приметах заключено много точного знания и поэзии . Самой простой приметой считается дым костра, то он стелется по траве, то поднимается столбом, то мечется вокруг огня. И глядя на то, как ведёт себя дым, можно делать точные выводы о том, какая завтра будет погода. То же самое и с росой, например, чем обильнее она, тем жарче будет грядущий день. Но есть и более сложные приметы, если в безоблачный день вдруг перестаёт клевать рыба, то это верный признак приближающегося длительного ненастья.

Возвращение к карте

Изучение незнакомой местности обычно начинается с очень интересного занятия – изучения карты. По ней тоже можно путешествовать, как по настоящей земле. На карте Мещёрского края в углу изображена река Ока, к северу от неё находится лесистая и болотистая низина, а к югу – обжитые, хлебные рязанские земли. На западе Мещёрского края, среди сосновых лесов, находятся восемь боровых озёр, к которым нет ни дорог, ни троп, и дойти до них можно только при помощи карты и компаса. У этих озёр есть одна особенность: чем меньше озеро, тем оно глубже.

Мшары

К востоку от озёр расположены «мшары» — большие Мещёрские болота, которые занимают площадь в триста тысяч гектаров. Однажды автор с товарищами, среди которых был писатель Гайдар, шёл этими болотами к Поганому озеру, которое получило своё название от огромных грибов, растущих по его берегам. Местные бабы ходить на это озеро опасались из-за трясин и из-за того, что оно наводило ужас и страх, потому что было чёрное и без дна.

Путь до озера оказался непростым, так как прошлым летом по «мшарам» прошёл низовой пожар, многие деревья упали и нужно было перелезать через завалы. За два часа путники прошли только два километра, уставшие, они добрались до лесистого бугра и упали на тёплую землю. Гайдар пошёл один искать Поганое озеро, компас он с собой не взял, потому что надеялся найти обратную дорогу по солнцу. Прошло несколько часов, стемнело, а Гайдар так и не вернулся. Потом один из путников ушёл с компасом в том направлении, где пропал Гайдар. Все отчаянно кричали, чтобы он мог выйти на голоса, потом разожгли костёр, несмотря на опасность того, что заблудившийся путник мог принять дым за приближающийся пожар и пойти в обратном направлении. В конце концов Гайдар вместе со вторым путником вышел к костру и рассказал, что видел Поганое озеро с высокого дерева, но подойти к нему не решился, потому что оно показалось ему очень страшным. Вода в озере была чёрная, как смола, а по берегам были непроходимые трясины.

На Поганое озеро автор с товарищами попал следующим летом. Берега у озера качались под ногами, при каждом шаге из-под ног били фонтаны тёплой воды. Останавливаться при ходьбе было нельзя, потому что ноги сразу засасывало и следы наливались водой. Путники попали в грозу, молнии ударяли в «мшары» неподалёку и от этого на душе было неважно. За этот поход путники заслужили у местных женщин славу отчаянных людей.

Лесные реки и каналы

На карте Мещёрского края помимо болот и лесов, были отмечены две реки – Солотча и Пра, и много каналов. Солотча – неглубокая река с водой красного цвета, которую местные называют «суровой». В верховьях реки Пры работает старинная ватная фабрика, поэтому дно там покрыто толстым слоем слежавшейся чёрной ваты.

Во времена правления Александра II было решено осушить Мещерские болота, чтобы создать там земли для колонизации. Двадцать лет в тех краях работала экспедиция и осушила полторы тысячи гектаров земли, но там никто не захотел жить, потому что земля была очень скудной. С тех пор в Мещёре осталось множество живописных каналов, они заросли болотными травами и в них стали гнездиться утки.

Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы . В таких лесах простым глазом можно увидеть воздушные токи. Помимо сосновых, есть здесь леса берёзовые, дубовые, еловые и липовые. Путь в Мещёрских лесах – это километры безветрия и тишины. Автор с товарищами проводил по несколько дней в таких лесах, ночуя в палатке около Чёрного озера, и заметил, что два-три часа сна в лесу стоят многих часов сна в городе.

Однажды, причаливая к берегу, автор увидел волчицу с тремя волчатами, её нора оказалась рядом с палаткой, лагерь по этой причине пришлось перенести.

Чёрное озеро было так названо по цвету воды, ещё в Мещёре есть озёра с фиолетовой, желтоватой, синеватой и даже с водой оловянного цвета. Чёрными озёра становятся из-за торфяного дна, чем старее торф, тем темнее вода.

В сумерки луга похожи на море . Каждую осень автор проводит в палатке на Прорве по несколько суток. Прорва – это старое русло Оки, заросшее травой настолько, что в некоторых местах невозможно высадиться с лодки на берег. Автор ставит палатку в глухих местах, таскает сено из ближайшего стога, чтобы подложить его под брезентовый пол. Туго натягивает палатку, как барабан, окапывает её, чтобы дождевая вода не мочила пол, а стекала в канаву. Ночью на Прорве с каждым часом становится всё холоднее, а к утру лицо обжигает лёгкий мороз. После сна автор первым делом кипятит крепкий чай, а потом до обеда ловит рыбу.

Небольшое отступление от темы

В село Солотчу приехал очень вежливый старик-рыбак из Москвы. Он ловил рыбу на спиннинг, а местные жители презирали его за это. Клёва у старика не было совсем, хотя тут же сын сапожника Лёнька удачно ловил рыбу на обычную верёвку. Однажды автор с товарищами взяли столичного гостя с собой на рыбалку на озеро Сегден.

Всем известно, что раз рыболову не везёт, то рано или поздно с ним случится такая хорошая неудача, что о ней будут рассказывать по деревне не меньше десяти лет . И такая неудача случилась. Гость из Москвы поймал огромную щуку, но вместо того, чтобы оттащить её от воды, он надел пенсне и стал с восторгом любоваться ею. Старик назвал щуку голубушкой и низко наклонился к ней, а та со всего размаху ударила его хвостом по щеке. Пенсне слетело и упало в реку, щука подскочила и шлёпнулась в воду. Лёнька нахальным голосом прокричал старику, что если не умеет он рыбу ловить, то пусть и не берётся. В тот же день старик уехал в Москву и больше не возвращался.

Ещё о лугах

В лугах расположено много озёр со странными названиями: Хотец, Старица, Музга, Тишь, Бык, Бобровка. На озере Тишь вода всегда тихая, в озере Бобровка раньше водились бобры. Глубина озера Музга доходит до двадцати метров и осенью на его берегах отдыхают перелётные журавлиные стаи.

В лугах неслыханное разнообразие трав и они так душисты, что от аромата туманится голова. На многие километры тянутся заросли ромашки, клевера, одуванчиков, цикория и других цветущих трав.

Старики

В землянках и шалашах, стоящих на лугах, живут болтливые старики разных профессий: паромщики, корзинщики, сторожа огородов. Чаще всего автор встречался с корзинщиком Степаном, у которого было прозвище «борода на жердях». Этот дед был похож на старую худую лошадь, борода лезла ему в рот и поэтому говорил он невнятно. Степан рассказал, что раньше жизнь была тяжелее, особенно у женщин, что проводили они все свои годы с ухватами у печки. И привёл дед в пример голосистую Маньку Малявину, что раньше бы она свой голос проплакала, а сейчас есть у неё возможность петь в городском театре и помогать своим родителям деньгами. Приезжала как-то Манька, пела в избе-читальне и пение её тронуло старика.

Родина талантов

До революции жил в селе Солотче один из лучших русских гравёров – Пожалостин. Работы этого мастера можно встретить в Англии и во Франции, тем удивительнее то, что есть они и в Солотче. В селе до сих пор имя Пожалостина произносят с уважением, он учил односельчан рисовать и были солотчинцы когда-то знаменитыми богомазами.

Солотчинская округа – страна талантливых людей . Однажды местная старуха предложила автору купить сметану и сказала, что если она ему ещё понадобится, то пусть спросит у любого жителя в селе, где живёт Татьяна Есенина. И как выяснилось, это была тётка Сергея Есенина, он тоже родился недалеко от этих мест.

Мой дом

В Мещёре автор жил в небольшом бревенчатом доме, который раньше был баней. В доме автор ночевал редко, предпочитая спать в старой беседке в глубине сада, заросшей диким виноградом. Особенно хорошо спать в беседке тихими осенними ночами под шум дождя. Автор просыпался на рассвете, когда ещё весь сад был окутан туманом, обливался колодезной водой, кипятил в пустой бане чай, брал вёсла и шёл к реке. Он отплывал от берега, когда восток начинал розоветь, постепенно до него переставал доноситься запах дыма деревенских печей и с ним оставалось только безмолвие воды. Впереди его ждал пустынный сентябрьский день. Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба . И эту затерянность автор всегда ощущал как счастье.

Бескорыстие

Автор пишет о том, что Мещёрский край прекрасен, но вся его красота раскрывается постепенно. И чем больше узнаёшь эту местность, тем больше начинаешь любить эту простую землю просто так, а не за её богатства.

Мещёрская сторона

Микропересказ : Рассказчик наслаждается природой и красотой родного края и делится интересными случаями из своих путешествий по Мещёре.

Повествование ведётся от первого лица.

Обыкновенная земля

«В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха». Зимой и осенью скошенные луга усеяны стогами сена, в которых тепло даже в морозные и дождливые ночи. В сосновых лесах торжественно и тихо в безветренные дни, а в ветер они «шумят великим океанским гулом».

Край этот «лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов… великого пояса хвойных лесов», где «отсиживалась от татарских набегов древняя Русь».

Первое знакомство

Рассказчик впервые попадает в Мещёрский край из Владимира на неспешном паровозе узкоколейки. На одной из станций в вагон влезает косматый дед и рассказывает, как в прошлом году «язва» Лёшка-комсомолец посылал его в город «до музею» с сообщением, что в местном озере живут «незнакомые птицы, громадного росту, полосатые, всего три», и птиц этих надо взять живьём в музей. Сейчас дед тоже возвращается из музея — в болоте нашли «древнюю кость» с огромными рогами. Рассказчик подтверждает, что в мещёрских болотах действительно нашли скелет доистори­ческого оленя. Эта история о необычных находках запоминается повествователю «особенно резко».

Старинная карта

По Мещёрскому краю рассказчик путешествует со старинной картой, нарисованной до 1870 года. Карта во многом неточна, и автору приходится её исправлять. Однако пользоваться ею намного надёжней, чем спрашивать дорогу у местных жителей. Туземцы всегда объясняют дорогу «с неистовым увлечением», но описанные ими приметы найти почти невозможно. Как-то рассказчику и самому довелось объяснять дорогу поэту Симонову, и он поймал себя на том, что делает это точно с такой же страстью.

Несколько слов о приметах

«Находить приметы или самим создавать их — очень увлекательное занятие». Настоящими считаются те, что предсказывают погоду, например, дым костра или вечерняя роса. Есть приметы и посложнее. Если небо кажется высоким, а горизонт приближается, погода будет ясной, а перестающая клевать рыба словно сообщает о близком и длительном ненастье.

Возвращение к карте

«Изучение незнакомого края всегда начинается с карты», и путешествовать по ней очень увлекательно. К югу от реки Оки простираются плодородные и обжитые Рязанские земли, а к северу, за полосой приокских лугов, начинаются сосновые леса и торфяные болота Мещёрского края. На западе карты обозначена цепь из восьми боровых озёр со странным свойством: чем меньше площадь озера, тем оно глубже.

Мшары

К востоку от озёр «лежат громадные Мещёрские болота — „мшары“», усеянные песчаными «островами», на которых ночуют лоси.

Как-то рассказчик с друзьями шёл мшарами к Поганому озеру, знаменитому огромными грибами-поганками. Местные бабы боялись ходить к нему. Путешественники с трудом добрались до острова, где и решили передохнуть. Гайдар пошёл искать Поганое озеро один. С трудом отыскав дорогу обратно, он рассказал, что залез на дерево и увидел Поганое озеро издали. Оно казалось таким страшным, что дальше Гайдар не пошёл.

На озеро друзья попали через год. Его берега оказались похожи на сплетённый из травы мат, плавающий на поверхности чёрной воды. При каждом шаге из-под ног поднимались высокие фонтанчики воды, которые и пугали местных баб. Рыбалка в том озере была хороша. Вернувшись невредимыми, друзья заслужили у баб репутацию «людей отпетых».

Лесные реки и каналы

Кроме болот, на карте Мещёрского края отмечены леса с загадочными «белыми пятнами» в глубине, реки Солотча и Пра, а также множество каналов. На берегу Солотчи, вода в которой красная, стоит одинокий постоялый двор. Берега При тоже мало заселены. В её верховьях работает ватная фабрика, из-за чего дно реки покрыто толстым слоем слежавшейся чёрной ваты.

Каналы в Мещёрском крае прорыты при Александре II генералом Жилинским, который хотел осушить болота. Осушенные земли оказались бедными, песчаными. Каналы заглохли и стали убежищем водоплавающих птиц и водяных крыс. Богатство Мещёрского края — «не в земле, а в лесах, в торфе и в заливных лугах».

Сосновые «Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы». Кроме боро́в, есть в Мещёре и еловые леса, смешанные с редкими пятнами широколиственных рощ и дубрав. Нет ничего лучше, чем пройти по такому лесу к заповедному озеру, переночевать у костра и встретить величественный рассвет.

Рассказчик живёт в палатке у озера по нескольку дней. Однажды на Чёрном озере на резиновую лодку, в которой он рыбачил с другом, напала громадная щука с бритвенно-острым плавником. Испугавшись, что щука повредит лодку, они поворачивают к берегу и видят волчицу с волчатами, убежище которых оказалось возле рыбацкого лагеря под кучей сухого хвороста. Волчица убежала, но лагерь пришлось переносить.

В Мещёре у всех озёр разная по цвету вода. Больше всего чёрных, но есть и фиолетовые, и желтоватые, и оловянного цвета, и синеватые.

Заливные луга между лесами и Окой похожи на море. Среди лугов тянется старое русло Оки, называемое Прорвой. «Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами» и глубокими омутами, окружённая травами в человеческий рост. Рассказчик живёт на Прорве каждую осень по многу суток. Проведя ночь в утеплённой сеном палатке, он рыбачит всё утро.

Небольшое отступление от темы

В селе Солотче обитало «великое племя рыболовов». Солотчане успешно ловили рыбу на обычную верёвку. Однажды в село из Москвы явился «высокий старик с длинными серебряными зубами». Он пытался рыбачить с английским спиннингом, но старику не везло. Один раз он выловил на Прорве огромную щуку. Вытащив рыбину на берег, старик в восхищении склонился над ней. Вдруг щука «примерилась… и со всего размаху ударила старика хвостом по щеке», а потом подскочила и ушла в воду. В тот же день незадачливый рыбак уехал в Москву.

Ещё о лугах

В лугах Мещёры очень много озёр со странными «говорящими» названиями. «На дне Хотца лежат чёрные морёные дубы». В Бобровском когда-то водились бобры. Промоина — глубочайшее озеро с исключительно капризной рыбой. Озеро Бык тянется на много километров, а в Канаве «водятся удивительные золотые лини». Старица окружена песчаными дюнами, а на берегах глубокой Музги собираются журавлиные стаи. В Селянском озере гнездятся сотни уток. Озеро Лангобардское рассказчик назвал в честь сторожа-«лангобарда» (древнегер­манское племя, в пер. — «длиннобородые»).

Старики

“В лугах — в землянках и шалашах — живут болтливые старики”: сторожа колхозных огородов, паромщики и корзинщики. Чаще всего он встречался с худым, тонконогим Степаном по прозвищу «Борода на жердях». Как-то рассказчик заночевал у него в шалаше. Степан долго говорил о том, как нелегко приходилось деревенским бабам «при царе», и сколько у них возможностей теперь, при советской власти. В качестве примера он вспомнил свою односельчанку Маньку Малавину, которая теперь поёт в московском театре.

Родина талантов

Солотча — село богатое. Первый год рассказчик жил у «кроткой старушки, старой девы и сельской портнихи Марьи Михайловны». В её чистой избе висела картина неизвестного итальянского художника, который оставил своё произведение в уплату за комнату отцу Марьи Михайловны. Он изучал в Солотче иконопись.

В Солотче почти каждая изба украшена картинами детей, внуков, племянников. Во многих домах выросли знаменитые художники. В доме по соседству с Марьей Михайловной живёт старуха — дочь одного из лучших русских гравёров, академика Пожалостина. На следующий год рассказчик «снял у них старую баньку в саду» и сам увидел прекрасные гравюры. Недалеко от Солотчи родился и поэт Есенин — рассказчику довелось покупать молоко у его родной тётки.

Живёт около Солотчи и Кузьма Зотов, бывший до революции бедняком. Теперь в избе Зотова — радио, книги, газеты, а его сыновья выбились в люди.

Мой дом

Дом рассказчика — маленькая банька — стоит в густом саду. Он огорожен частоколом, в котором застревают деревенские коты, сбежавшиеся на запах свежевы­ловленной рыбы. В доме рассказчик ночует редко. Для ночёвок ему обычно служит старая беседка в глубине сада. Особенно хорошо там в осенние ночи, когда прохладный ветер колышет огонёк свечи, и ночная бабочка садится на раскрытую страницу книги. Туманным утром рассказчик просыпается и отправляется на рыбалку. «Впереди — пустынный сентябрьский день» и «затерянность в… мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания».

Бескорыстие

Можно написать о богатствах Мещёрского края, но рассказчик любит родные места не за обилие торфа или древесины, а за их тихую и немудрёную красоту. И если ему придётся защищать родную страну, то в глубине сердца он будет знать, что защищает «и этот клочок земли, научивший… видеть и понимать прекрасное… этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: