Отрицательные герои в пьесе Недоросль – описание качеств персонажей

Главные герои «Недоросль» характеристика положительных и отрицательных персонажей комедии Фонвизина

Комедия «Недоросль» была создана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. Центральной проблемой произведения выступает порицание дворянского воспитания тех времен. Пьеса содержит признаки классического стиля. Типичной литературным приемом является употребление говорящих имен и фамилий, которые четко отражают характер персонажа. Название пьесы отражает суть указа Петра I, где и оговаривалась невозможность дворян, не имеющих образования, служить и жениться. Актуальность проблематики произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ.

Главные герои

Митрофанушка

Стародум

Простакова

Правдин

Характеристика героев: положительные и отрицательные характеры

Как в любом классицистическом произведении, персонажи в “Недоросли” четко делятся на положительных и отрицательных.

Отрицательные герои:

  • госпожа Простакова – хозяйка деревни;
  • господин Простаков – муж ее;
  • Митрофанушка – сын Простаковых, недоросль;
  • Тарас Скотинин – брат Простаковых.

Положительные герои:

  • Софья – сирота, живет у Простаковых;
  • Стародум – дядя ее;
  • Милон – офицер, возлюбленный Софьи;
  • Правдин – государственный чиновник, приехавший проконтролировать дела в деревне Простаковых.

Второстепенные персонажи:

  • Цыфиркин – учитель арифметики;
  • Кутейкин – учитель, бывший семинарист;
  • Вральман – бывший кучер, выдает себя за учителя;
  • Еремевна – няня Митрофана.

Госпожа Простакова

Простакова – самый яркий отрицательный персонаж, да и вообще наиболее выдающееся действующее лицо пьесы. Она хозяйка деревни Простаковых и именно госпожа, полностью подавив слабовольного супруга, устанавливает барские порядки и принимает решения.

Вместе с тем она абсолютно невежественна, лишена манер, часто груба. Простакова, как и другие члены семейства, не умеет читать и презирает науку. Образованием Митрофанушки мать занимается только потому, что так положено в новосветском обществе, но истинной ценности знаний не понимает.

Помимо невежества, Простакова отличается жестокостью, лживостью, лицемерием, завистливостью.

Единственное существо, которое она любит, это ее сын Митрофанушка. Однако слепая несуразная любовь матери только портит чадо, превращая его в копию себя в мужском платье.

Господин Простаков

Митрофан

Сын Простаковых, недоросль. В семье его любовно называют Митрофанушкой. А, между тем, этому юноше уже пора выходить во взрослую жизнь, но он абсолютно не имеет о ней представления. Митрофан избалован материнской любовью, он капризен, жесток по отношению к прислуге и учителям, напыщен, ленив. Несмотря на многолетние занятия с учителями, юный барин беспросветно туп, он не выказывает ни малейшего стремления к учебе и знаниям.

Скотинин

Софья

Стародум

Милон

“Не хочу учиться, а хочу жениться”: проблема воспитания в повести

Ключевой проблемой произведения является тема провинциального дворянского воспитания и образования. Главный герой Митрофанушка получает образование только из-за того, что это модно и “так заведено”. На самом деле ни он, ни его невежественная матушка не понимают истинного назначения знаний. Они должны делать человека умнее, лучше, служить ему на протяжении жизни и приносить пользу обществу. Знания добываются трудом и никогда не могут быть насильно помещены в чью-либо голову.

Домашнее образование Митрофана – это пустышка, фикция, провинциальный театр. За несколько лет горе-ученик не овладел ни чтением, ни письмом. Шуточный тест, который устраивает Правдин, Митрофан с грохотом проваливает, но из-за своей глупости не может понять даже этого. Он называет слово дверь прилагательным, потому что ее дескать прилагают к проему, науку историю путает с историями, которые ему в изобилии рассказывает Вральман, а слово “география” Митрофанушка даже выговорить не может… слишком мудреное.

Чтобы показать гротескность образования Митрофана, Фонвизин вводит образ Вральмана, который учит “по-французски и всем наукам”. На самом деле Вральман (фамилия-то говорящая!) никакой не учитель, а бывший кучер Стародума. Он с легкостью обманывает несведущую Простакову и даже становится ее любимчиком, ведь исповедует собственную преподавательскую методику – не заставлять ученика ничего делать через силу. С таким рвением, как у Митрофана, учитель с учеником попросту лодырничают.

Смысл названия: две стороны медали

У названия пьесы есть прямое и переносное значение.

Прямое значение названия Недорослью в старину называли подростков, юношей, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу.

Переносное значение названия Недорослью также именовали глупца, невежду, недалекого и необразованного человека, вне зависимости от его возраста. С легкой руки Фонвизина именно эта негативная коннотация и закрепилась за словом в современном русском языке.

Всякий человек перерождается из несовершеннолетнего юнца во взрослого мужчину. Это взросление, закон природы. Однако далеко не каждый превращается из темного недоросли-недоучки в образованную самодостаточную личность. Для такого преобразования нужно приложить усилия и упорство.

Место в литературе: Русская литература XVIII века → Русская драматургия XVIII века → Творчество Дениса Ивановича Фонвизина → 1782 год → Пьеса “Недоросль”.

  • Автор: Д. И. Фонвизин
  • Произведение: Недоросль
  • Это сочинение списано 895 063 раз
Читайте также:
Коробочка Мертвые души - описание образа, характеристика

Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов.

Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими авторскую позицию. Образованные, наделённые только положительными чертами, они являются идеальными — не могут творить беззакония, им чужда ложь и жестокость.

Охарактеризуем подробнее каждого из персонажей:

Герои Характеристика Речь персонажа
Отрицательные персонажи
Госпожа Простакова Центральный отрицательный персонаж, представительница крепостного дворянства. Изображена необразованной, невежественной и злобной бабой, которой принадлежит вся власть в семье: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Она убеждена в том, что образование излишне и даже вредно: «Без науки люди живут и жили». Двуличная особа: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, даже агрессивно, а к людям, от которых зависит её положение, пытается подольститься. Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. «Презлойфурией, которой адский нрав делает несчастье целого дома» называет её Правдин. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства — сын Митрофанушка, «друг сердешный», «душенька». Поэтому в финале её даже жаль, ведь и он отворачивается от неё. Тришке — «скот», «мошенник», «воровская харя», «болван»; Еремеевне — «бестия», «каналья», «собачья дочь».Стародуму — «благодетель».»Что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не сможем».«Плуты, воры, мошенники! Всех велю прибить до смерти.»
Скотинин Ещё один резко отрицательный персонаж, обладатель скотоподобной фамилии, самовлюблённый и жестокий. Единственная страсть — свиньи и всё, что с ними связано, придаёт его образу некое подобие животного. «Я от роду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки».«Люблю свиней…»«В деревеньках ваших водятся ли свинки?»« Я и своих поросят завести хочу».«…как чорта изломаю… будь я свиной сын…»«Эко счастье привалило».«Я бы те … за ноги,да об угол», «Ах ты чушка проклятая!» — Митрофану.«Да вишь как развизжалась» — о сестре.
Митрофан Недоросль шестнадцати лет, сын провинциальных помещиков. Его имя «говорящее», ведь Митрофан в переводе с греческого — «похожий на мать». Такой же двуличный: тиран по отношению к домашним, униженно просит прощения у Стародума в финале. Обладает несомненной хитростью. Например, сон, где «матушка бьёт батюшку». Воспитание зависит от быта, среды, условий формирования человека. Митрофан, выросший в невежественной семье, сам невежественен, глуп и ленив. Митрофанушка — не только полный невежда, питающий отвращение к учению, но и эгоист, для него не существует ничего значимого, кроме собственных интересов. «Невежда без души — зверь», по словам Стародума. Грубый и жестокий по отношению к крепостным, учителям, няньке, отцу. «Он хотя и шестнадцати лет, достиг уже до последней степени своего совершенства и далее не пойдет», — говорит о нём Софья. «Чушка проклятая», как называет его дядя, — конечный итог деградации дворянства при уродующем душу воспитании. Исторически «недорослем» считался молодой дворянин, не получивший от учителя письменного удостоверения о выучке. Его не принимали на службу, не разрешалось вступать в брак. Образ «недоросля», благодаря комедии, стал нарицательным: обычно так говорят о глупых и невежественных людях. Еремеевне — «старая хрычовка»; дяде — «Убирайся, дядюшка; проваливай»; «гарнизонная крыса» — учителю Цыфиркину..«Пострел их побери и с Еремеевной» — об учителях.«Не хочу учиться, хочу жениться».«Все к чорту!»
Простаков Человек безвольный и слабый. О нём точно нельзя сказать, что он «глава семьи». Во всём подчиняется супруге и боится её. Предпочитает не иметь своего мнения — сцена с шитьём кафтана: «При твоих глазах мои ничего не видят». Неграмотный «бесхребетный подкаблучник», в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, «как надлежит родителю». «Он смирен», — говорит о нём Правдин.
Положительные персонажи
Правдин Государственный чиновник, направленный для проверки положения в имении Простаковых. Произвол, по его мнению, является непростительным пороком. Тирания заслуживает наказания. Поэтому правда восторжествует и имение у жестокой и деспотичной Простаковой будет отобрано в пользу государства. «Из подвига сердца моего неоставляю замечать злонравных невежд, которые, имея над людьмисвоими … власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».«Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается…особливое старание о воспитании».
Софья Племянница Стародума. Приличная, добрая, умная девушка. В переводе с греческого имя её «мудрость». Честная и образованная. «Бог дал тебе всеприятности твоего пола,… сердце честного человека», — говорит ей Стародум. «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть… Нельзя не любить правил добродетели… Они — способы ксчастью».«Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных».
Стародум Дядя и опекун Софьи. Выполняет роль резонёра, высказывающего мысли автора. Его имя говорит, что он воспитан в эпоху Петра и придерживается её идеалов, когда при дворе служили верно и честно, не лебезя перед «сильными мира сего». И своё состояние и положение он честно заслужил: был на военной службе, служил и при дворе. Обладает прямодушием и нетерпением к несправедливости. Человек, наделённый властью, по его мнению, не должен ни в коей мере нарушать права других людей. «Просвещение возвышает одну добродетельную душу».«Наличные деньги не наличные достоинства».«Начинаются чины — перестаёт искренность».«Имей сердце, имей душу — и будешь человек во всякое время».«Достоинство сердца неразделимо».«Главная цель всех знаний человеческих — благонравие».
Милон Красавец-офицер, жених Софьи. Несмотря на молодость, уже принимал участие в военных действиях, где геройски себя проявил. Скромен. «Молодой человек больших достоинств», «вся публика считает его честным и достойным человеком», по словам Стародума. «Я влюблен, и имею счастье быть любим».«Я полагаю истиннуюнеустрашимость в душе, а не в сердце…»
Второстепенные персонажи
Цыфиркин В прошлом солдат, поэтому дорожит понятиями долга и чести: «За службу деньги брал, а по-пустому не бирал и не возьму».Грубоватый, но прямолинейный и честный. «Праздно жить не люблю», — говорит он. «Прямым добрым человеком» назван Стародумом. «Здешни господа добры командеры!», «здесь беглый огонь в суткисряду часа по три».«Здравствовать сто лет, да двадцать,да еще пятнадцать, несчетны годы».
Кутейкин Недоучившийся семинарист с «говорящей» фамилией: кутья — обрядовая каша, обязательное святочное и поминальное блюдо. Человек, несомненно, хитроватый, о чём свидетельствует выбор текста при обучении Митрофана: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков», «сиречь животина, скот». Жаден к деньгам, старается не упустить своего. Церковно-славянская лексика: «тьма кромешная», «горе мне грешному», «звах бых», «приидох», «убояся бездны премудрости».
Вральман Немец Адам Адамович — бывший кучер Стародума. Человек — проходимец, о чём и говорит его фамилия, выдаёт себя за учёного, который может научить «по-французски и всем наукам», а сам мешает другим учителям. Обладатель лакейской души, старается понравиться Простаковой, нахваливая Митрофана. Сам невежественен и бескультурен. «Умарить хотят репенка!»«Шиучи с стешними хоспотами, касалосьмне, што я фсе с лошатками».
Еремеевна Нянька Митрофана. Искренне служит в доме Простаковых, любит своего воспитанника Митрофана, но вознаграждена за свою службу так: «По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день». «… я б с ним поломалась…я б и клыков беречьне стала».»…как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно».
Читайте также:
Мертвые души - краткое содержание по главам, история создания

Комедия «Недоросль» была создана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. Центральной проблемой произведения выступает порицание дворянского воспитания тех времен. Пьеса содержит признаки классического стиля. Типичной литературным приемом является употребление говорящих имен и фамилий, которые четко отражают характер персонажа. Название пьесы отражает суть указа Петра I, где и оговаривалась невозможность дворян, не имеющих образования, служить и жениться. Актуальность проблематики произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ.

Второстепенные персонажи

Няня Еремеевна

Скотинин

Комедию можно считать собранием анекдотичных ситуаций и рассказов той поры, которые отражают уровень невежества дворянского сословия. Список героев представлен как противопоставление светлого темному. Анализ положительных персонажей не дает ярких эмоций, но выражает авторскую позицию. Основные конфликты отражают борьбу здравого смысла с невежеством. Перечень характеристик действующих лиц пьесы не утратил своей актуальности и в наши дни. Проблематика произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ. Особенностями произведения является то, что благодаря собирательному образу героя, читатель может представить себе трагичность и комичность ситуации.

СочиненияГлавные герои «Шинель» характеристика персонажей повести Гоголя списоком

СочиненияГлавные герои «Судьба человека» характеристика списка персонажей рассказа Шолохова

Особенности написания

Идея написания произведения такого рода появилось у Фонвизина в конце 1778 года после его длительного пребывания во Франции. Там он посещал многие концерты и пьесы и знакомился с французской философией. Комедия «Недоросль» написана в 1782 году во время расцвета такого литературного направления, как классицизм, поэтому содержит свойственные этому периоду черты.

В пьесе существует чёткое подразделение героев на положительных и отрицательных, персонажи наделены «говорящими» фамилиями, господствует проблема осуждения дворян и дворянского строя. Целью комедии является наставление и поучение.

Главные герои «Недоросль» характеристика положительных и отрицательных персонажей комедии Фонвизина

Комедия «Недоросль» была создана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. Центральной проблемой произведения выступает порицание дворянского воспитания тех времен. Пьеса содержит признаки классического стиля. Типичной литературным приемом является употребление говорящих имен и фамилий, которые четко отражают характер персонажа. Название пьесы отражает суть указа Петра I, где и оговаривалась невозможность дворян, не имеющих образования, служить и жениться. Актуальность проблематики произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ.

Читайте также:
Ирония в литературе - определение, примеры скрытой насмешки

Главные герои

Митрофанушка

Стародум

Простакова

Правдин

Сочинение: Роль второстепенных персонажей в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

(412 слов) Второстепенные персонажи в комедии «Недоросль» играют важную роль в создании атмосферы. Читатель четче понимает характер главных героев. Второстепенные персонажи необходимы для более глубокого и полного понимания картины. Такими героями в пьесе являются воспитатели.

Первая на очереди — няня Митрофана, Евремеевна. Она как вторая мама постоянно ухаживает и воспитывает Митрофана. Через образ Евремеевны показана покорность и терпимость. На протяжении сорока лет, в которые няня усердно работала, она получала лишь «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Она настолько привыкла к этому дому и к своему образу жизни, что не уходит, а наоборот, продолжает оберегать и защищать Митрофана. Из обычной няни она превратилась в рабыню, которая не имеет чувства собственного достоинства. Она сама превратила свою жизнь в рабство, а ее хозяева не способны компетентно оценить ее работу. Ее образ вызывает сочувствие.

Другие учителя в комедии показаны воплощениями невежества и безграмотности. Вспомним, кто обучал Митрофана математике. Бывший солдат Пафнутьич Цыфиркин с одной стороны, любил трудиться и не признавал жизнь в свое удовольствие, но с другой, он взялся за дело, в котором ничего не смыслит. Цыфиркин отказался от денег, так как он не смог обучить своего подопечного элементарной арифметике. Он — плохой учитель, но зато добрый и честный человек. Это вызывает уважение в глазах положительных героев.

Учитель русского и церковнославянского языков, Сидорыч Кутейкин обучал Митрофана грамотной речи. Но сам Кутейкин так и не доучился в семинарии, так как попросил освободить его от обучения. Кутейкин — расчетливый и хитрый. В отличие от Цыфиркина, он отличается жадностью к деньгам. В речи Кутейкина проскальзывают церковнославянские слова, которые остались еще со времен обучения. Митрофана он не любил за его глупость и лень.

Не обошлось и без учителя истории Вральмана. По его словам, помимо истории он может обучить недоросля многими иностранным языкам. О его характере сразу может сказать интересная и с виду немецкая фамилия. Вот только первый слог «врал» указывает на его натуру. На самом деле, Вральман никакой не учитель, а лишь кучер, который работал у Правдина три года. Вральман попал на эту работу лишь из-за глупости семьи Простаковых, которые не увидели в нем обычного обманщика, а лишь слепо следовали модной тенденции нанимать иностранных учителей.

Таким образом, через второстепенных персонажей показан колорит всего общества в пьесе «Недоросль». Только им Простакова говорила правду, что больше вызывало у читателя негативное отношение к ней. А Митрофан, в подражании матери, постоянно ругает своих учителей и чуть ли не поднимает руку. Они по нелепой случайности оказались в этом доме и вынуждены терпеть все происходящее. Они страдают, но не уходят, так как им некуда больше податься.

Автор: Полина Цимкина

Второстепенные персонажи

Няня Еремеевна

Скотинин

Комедию можно считать собранием анекдотичных ситуаций и рассказов той поры, которые отражают уровень невежества дворянского сословия. Список героев представлен как противопоставление светлого темному. Анализ положительных персонажей не дает ярких эмоций, но выражает авторскую позицию. Основные конфликты отражают борьбу здравого смысла с невежеством. Перечень характеристик действующих лиц пьесы не утратил своей актуальности и в наши дни. Проблематика произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ. Особенностями произведения является то, что благодаря собирательному образу героя, читатель может представить себе трагичность и комичность ситуации.

СочиненияГлавные герои «Шинель» характеристика персонажей повести Гоголя списоком

СочиненияГлавные герои «Судьба человека» характеристика списка персонажей рассказа Шолохова

Какую роль в комедии «Недоросль» играют второстепенные персонажи?

К второстепенным персонажам в комедии «Недоросль» относятся крепостные госпожи Простаковой и учителя Митрофанушки. Какова их роль?

Образы Еремеевны и Тришки служат в комедии для того, чтобы обличить крепостное право. Фонвизин — противник крепостного права, поэтому он вводит этих второстепенных персонажей для того, чтобы показать, как развращает оно крепостников и унижает крепостных. Госпожа Простакова бьет своих крепостных, дает им подзатыльники, всячески наказывает и обзывает их.

К Тришке она обращается: «Выйди вон, скот!», а Еремеевну называет «бестией», «собачьей дочерью». Простакова не считает своих подданных людьми, они для нее бессловесные рабы. Да и Митрофанушка, по примеру матери, также обращается с ними. К примеру, Еремеевну он называет «старой хрычовкой», несмотря на то что она относится к нему, как к родному ребенку. Вместе с тем, мы видим, как преданно Еремеевна выполняет свой долг, как искренне заступается за Митрофанушку перед Скотининым и как готова «на месте издохнуть», лишь бы «дитя не выдать». За все сорок лет ее службы Простаковой, она ни разу не видела барской милости, только подзатыльники, пинки и грубые упреки. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Читайте также:
"Выстрел" 📚 краткое содержание повести А.С. Пушкина, история создания, анализ произведения, смысл названия, тема, характеристика главных героев, жанр

Это положение безысходности Еремеевны показывает безвыходное положение всех крестьян, находящихся под гнетом их помещиков.

Образы же Кутейкина, Вральмана и Цыфиркина служат для того, чтобы показать невежество главной героини, которая даже не понимает, зачем нужны учителя. Для нее самый плохой учитель — это тот, кто заставляет ее «кровинушку» трудиться (решать задачи, учить правила и т.д.), поэтому отношение ее к Кутейкину и Цыфиркину практически не отличаются от ее отношения к крепостным. Она позволяет своему сыну хамить учителям, считает, что все науки «дурацкие» и барину совершенно не нужны. Однако, совсем по-другому она относится к Вральману, потому что он знает, как нужно «устроиться» в этой жизни. Благодаря тому, что он любезничает с Простаковой, не утруждает Митрофанушку, он пользуется барской милостью. Эта благосклонность Простаковой к Вральману в очередной раз подчеркивает ее невежество, ведь оказалось, что Вральман служил лакеем у Стародума, поэтому ничему толковому и не смог бы научить Митрофанушку.

Таким образом, становится понятно, что роль второстепенных персонажей в комедии Фонвизина «Недоросль» достаточно велика. Благодаря им, в комедии обличается крепостное право и высмеивается невежество главной героини.

Полезный материал по теме:

  1. Какую роль играют второстепенные персонажи в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
  2. Добро и зло в комедии «Недоросль»
  3. Вопросы и ответы к комедии «Недоросль»
  4. Воспитание и образование в комедии «Недоросль»
  5. Характеристика Стародума из комедии «Недоросль»

Характеристика главных героев «Недоросль»

Комедия Фонвизина «Недоросль» написана в лучших традициях российского классицизма. В соответствии с классицистическими канонами, действующие лица в произведении четко разделены на положительные и отрицательные, а их имена и фамилии емко характеризуют и обнажают основные черты персонажей. Однако, в отличие от традиционных образов классицистических пьес, герои «Недоросля» лишены шаблонности, чем и привлекают современных читателей и зрителей.

К положительным действующим лицам относятся Правдин, Софья, Стародум и Милон. Каждый из них поддерживает идеи Просвещения, считая основными человеческими ценностями добродетель, честность, любовь к родине, высокую мораль и образованность. Их полной противоположностью изображены отрицательные герои – Простаковы, Скотинин и Митрофан. Они являются представителями «старого» дворянства, которое всеми силами хватается за устаревшие идеи крепостного и феодального устройства. Их основными ценностями являются деньги, положение в общественной иерархии и физическая сила.

В пьесе Фонвизина «Недоросль» главные герои делятся на своеобразные дуальные пары, в которых автор изображает людей со схожими социальными ролями, но изображая их в зеркальном искажении. Так, кроме пары «детей» – Софьи и Митрофана, можно выделить «воспитателей» – Стародум и Простакова, «женихов» – Милон и Скотинин, а также «владельцев» – Простаков и Правдин.

Митрофан – недоросль и главный герой комедии – избалованный глупый юноша шестнадцати лет, за которого все всегда делала мать, няня или слуги. Переняв от матери любовь к деньгам, грубость и неуважение к родным (Простакова готова обмануть родного брата, лишь бы уладить выгодный для нее брак), а от отца полную безвольность, он ведет себя как маленький ребенок – не хочет учиться, тогда как женитьбу находит веселой забавой. Полной противоположностью Митрофану является Софья. Это образованная, умная и серьезная девушка с непростой судьбой. Лишившись в раннем возрасте родителей и живя на попечении у Простаковых, Софья не перенимает их ценности, а, по сути, становится «белой вороной» в их обществе (Простакова даже возмущается, что девушка умеет читать).

Простакова предстает перед читателями с одной стороны как необразованная, хитрая женщина, которая ради наживы готова практически на все, а с другой – как практичная хозяйка и любящая мать, для которой счастье и беззаботное будущее ее сына стоит превыше всего. Простакова воспитывала Митрофана так, как воспитывали ее, поэтому и могла передать и показать собственным примером устаревшие, давно исчерпавшие себя идеи и ценности.

Читайте также:
"Леди Макбет" краткое содержание пьесы Уильяма Шекспира, история создания, анализ произведения, характеристика и описание главных героев, сюжет, основной смысл

У Стародума совершенно иной подход к воспитанию – он не относится к Софье, как к маленькому ребенку, беседуя с ней на равных, наставляя ее и советуя исходя из собственного опыта. В вопросе замужества мужчина не берется окончательно решать за девушку, так как не знает, свободно ли ее сердце. В образе Стародума Фонвизин изображает свой идеал родителя и воспитателя – авторитетной сильной личности, которая сама прошла достойный путь. Однако анализируя систему персонажей «Недоросля» с точки зрения современного читателя, стоит отметить, что образ Стародума как воспитателя тоже не идеален. Все время, пока он отсутствовал, Софья была лишена родительской опеки и предоставлена самой себе. То, что девушка научилась читать, ценит мораль и добродетель скорей заслуга ее родителей, которые привили ей это еще в малом возрасте.

Кратко «Пересолил» А. П. Чехов.

Очень краткий пересказ рассказа «Пересолил».

В произведении говорится о поездке землемера Глеба Гавриловича Смирнова в генеральское имение для проведения межевания. На одной из почтовых станций он находит попутную подводу, договорившись с извозчиком отправляются в путь.

В дороге главный герой, испытывая чувство страха от наступающей темноты, густого леса по сторонам, неразговорчивого извозчика по имени Клим. Чувство страха растет, и Смирнов, чтоб как-то запугать извозчика, начинает рассказывать Климу о том, что у него якобы имеется оружие, а также о схватках с бандитами, в которых всегда выходит победителем.

Однако землемер перегибает палку: извозчик воспринимает все сказанное всерьез, его охватывает ужас, и Клим на ходу спрыгивает с телеги и скрывается в лесу. Поняв, что без хозяина телеги с лошадью из чащи леса не выбраться, Глеб Гаврилович начинает звать извозчика, объяснять, что врал со страху. Мужик наконец-то верит, попутчики вновь отправляются в дорогу.

Главные герои и их характеристика:

  • Клим – крепкого телосложения, рябой и угрюмый крестьянин. Одет в рваный армяк и лапти. Занимается извозом.
  • Глеб Гаврилович Смирнов – землемер, по характеру спокойный, но несколько трусливый.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Станционный жандарм – скучающий на службе.

Краткое содержание рассказа «Пересолил» подробно.

На небольшую станцию под названием Гнилушки приехал землемер Глеб Гаврилович Смирнов, он направлялся для проведения межевания в генеральское имение Девкино. Глебу Гавриловичу нужно было проехать до места назначения на лошадях верст 30–40.

Землемер обратился к станционному жандарму, где ему найти почтовых лошадей. На что станционный жандарм, зевая сообщил, что доехать можно только на попутной телеге.

Глеб Гаврилович поплелся за станцию и после долгих поисков наконец-то нашел угрюмого крепкого детину по имени Клим, который согласился довести землемера до места назначения. В повозку была запряжена лошаденка, молодая, но тощая, неухоженная.

Шла она очень медленно, но возница уверил пассажира, что через некоторое время лошадка побежит так, что не остановишь.

Смеркалось, когда телега выехала со станции. Было тихо, холодно и морозно. В пути Смирновым овладела тревога: местность безлюдная, мрачная, густой непроглядный лес, извозчик ненадежный, подозрительный.

Страх начинал одолевать Глеба Гавриловича, и чтобы как-то успокоиться, землемер начал расспрашивать Клима. Не было ли здесь ранее разбойных нападений на проезжих людей. Бог миловал, ответил извозчик, но Глеба Гавриловича это не успокоило, и он начал врать, что взял с собой три револьвера, поэтому его ничто не страшит.

Обратив внимание на то, что телега внезапно повернула налево, Смирнов испугался еще больше и добавил: «Люблю с разбойниками драться!», а потом рассказал вымышленную историю о том, как на него напали трое.

Одного он якобы убил, а двое сейчас на каторге в наказание за преступление. Извозчик молчал, а Смирнов выдумывал дальше, что он одной рукой может задавить такого же здоровяка, как Клим. А потом добавил, что он человек государственный, поэтому если кто захочет ему плохое сделать, тот перед судом ответит.

Вдруг лошадь поехала очень быстро, что безмерно испугало землемера, а Клим постоянно оборачивался на Смирнова. «Наверное, замышляет что-то», мелькнуло в голове Глеба Гавриловича.

Тогда землемер сказал, что не советует торопиться, гнать коня, потому что за ними едут четыре товарища, которые вот-вот их догонят и продолжал, они ребята коренастые и у каждого по пистолету.

Извозчик не преставал оглядываться на Смирнова и его это зацепило, вконец испугавшись землемер решил продемонстрировать вознице свои револьверы и для наглядности начал шарить в карманах. В это время Клим буквально свалился с телеги и на четвереньках побежал в чащу с криками о помощи.

Глеб Гаврилович не ожидал такого поворота событий. Он остановил лошадь, уселся поудобней на телеге и стал думать, как ему быть дальше. Перспектива просидеть в темном лесу, на морозе, всю ночь его не прельщала.

Читайте также:
Собакевич - характеристика героя, жизненные цели, любимые занятия

Смирнов стал звать мужика, называл его ласково Климушкой, но тот отозвался только часа через два. Смирнов долго объяснял извозчику, что пошутил про пистолеты, драки, друзей. Тот наконец-то вышел из чащи, вернулся к телеге и сказал пассажиру: «Барин, я чуть не умер от страха».

Поняв друг друга, спутники сели в телегу и поехали дальше. Смирнова уже не пугали темнота, мрачность пейзажа, сам возница.

Кратко об истории создания рассказа «Пересолил».

Произведение «Пересолил» А. П. Чехов написал в 1885 году. Рассказ вскоре был опубликован в сатирическом журнале «Осколки» и получил положительную оценку критиков.

Краткое содержание Пересолил Чехова

На станции “Гнилушки” оказался замерщик Смирнов, чтобы доехать до усадьбы необходимо было найти повозку. Он обратился с просьбой о помощи к жандарму, тот направил к мужикам, ждущим, как бы подработать!

После некоторых усилий ему попался огромный мужик. Сама лошадь была очень худым, хоть и молодым животным. На четвёртый раз повозка двинулась с места. Темнело. Вдалеке виднелись какие-то объекты, наверно деревня?

Вокруг стояла тишина и держался мороз. Нет ни человечка, глухо. А морда возничего не понравилась нашему землемеру. И он спросил, как зовут извозчика? Оказывается, Климом. Не шалят здесь в округе? А то у меня три револьвера. И дерусь с разбойниками лихо! Испуганный землемер полностью напугал извозчика своими речами!

Испугался извозчик и сиганул в лесную, заснежённую, тёмную чащу. Стал барин думать, что делать? Дорогу он не знает!

И ну просить на весь лес, что пошутил, что сам боялся, вот и запугивал. Прошло два часа, охрип барин. А испуганный мужик не откликается! Понял наш Клим, что бандит уехал бы давно. Вернулся Клим и поехали они далее. Извинился барин, осознал, что переборщил с запугиванием!

Сказал мужик, что если знал, что так напугается, то ни за что не повёз барина. Так молча и доехали до деревни!

Подробный пересказ

Глеб Смирнов едет на дальнюю усадьбу по работе, он служит землемером.

Прибыв на станцию «Гнилушки», ему необходимо сменить лошадей, так как до места назначения ему ещё далеко. Но, как оказалось, почтовых лошадей здесь найти невозможно.

Жандарм советует ему обратиться к мужикам авось кто и согласится подвезти.

Землемер отправляется искать попутчика. Потеряв много времени, Смирнову с большим трудом удалось договориться со здоровенным оборванным мужиком.

Забравшись в телегу, землемер и возница по имени Клим, отправляются в дорогу.

Когда они выехали со станции, уже вечерело. В темноте смутно чернели деревья, стога прошлогоднего сена. По другую сторону от телеги расстилалась бескрайняя равнина. Кругом стояла глухая тишина, было очень холодно.

Кутаясь в шинель, землемер начал побаиваться безлюдной пустынной дороги, он поинтересовался у возницы, не бывает ли опасно на этой дороге. Клим отвечал, что опасаться нечего, на дорогах у них спокойно.

Когда совсем стемнело, и их телега свернула в сторону, Смирнову стало еще страшнее, и чтобы припугнуть возницу, которого он все сильнее и сильнее боялся, землемер начал хвалиться.

Смирнов рассказал Климу, что имеет три пистолета, что он очень храбрый и сильный, и не страшится опасности. Рассказал, что однажды он справился один с несколькими разбойниками.

Клим с опаской стал оглядываться на землемера. А того уже понесло во все тяжкие, землемер начал разливаться соловьем, какой он нужный, что начальство ценит и оберегает, и по всему пути следования находятся урядники, которые оберегают Смирнова как зеницу ока.

Бедный возница с перепугу все чаще начал оглядываться на своего неугомонного пассажира.

Тут они въехали в лес, землемер вовсе разволновался от страха и пуще прежнего принялся запугивать своего извозчика. Он начал рыться в своих карманах, сообщив Климу, что хочет показать ему пистолеты.

И тут произошло совсем неожиданное – Клим соскочил с телеги и изо всех сил помчался в глубину леса. Он кричал седоку, чтоб тот забрал лошадь вместе с телегой, но только бы не трогал самого Клима.

С огромной скоростью возница исчез в лесу.

Немало удивленный таким оборотом дела, землемер остановил лошадь, и, придя в недоумение, стал думать, как ему теперь быть.

Ехать дальше самому было невозможно, так как дорога ему неизвестна, да и могли бы предположить, что он украл коня вместе с повозкой.

От страха провести всю ночь в холодном лесу, он начал кричать и звать Клима. Так он кричал, пока не сорвал голос до хрипоты, и когда уже перестал надеяться на возвращение Клима, он услышал его тихий голос.

Читайте также:
«Ореховая ветка» краткое содержание сказки Л. Толстого для читательского дневника, описание главных героев, основная мысль и тема

Смирнов вновь стал просить Клима тронуться в дальнейший путь. Кое – как Клим осмелился выйти из леса и вернуться к лошади. Разобравшись, что их обоюдные страхи были напрасны, Клим и землемер поехали дальше.

Когда лошадь тронулась с места, землемер снова закутался в шинель и погрузился в молчание. Ни дорога, ни возница его больше не пугали.

Персонажи рассказа Антона Павловича Чехова испугались друг друга, что и привело к такому недоразумению. Чехов высмеивает глупую трусость, и беспочвенное недоверие к человеку, что и приводит к взаимному непониманию сложившейся ситуации.

Если углубиться в историю, то в рассказе Чехова описываются крепостнические привычки и чинопочитание, раболепство маленького человека перед своим господином.

Надо учиться оставаться быть честным не только перед окружающими людьми, но, в первую очередь, перед самим собой и изживать в себе трусость и раболепство, которые, в свою очередь, порождают другие пороки, так же не приводящие ни к чему хорошему.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Пересолил. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Рассказ повествует нам о судьбе одной семьи, в которой отца, за долги посадили в тюрьму. В этой тюрьме и родилась его младшая дочь, которую звали Эми. Она всю свою жизнь прожила в тюрьме

В этом произведении рассказывает дьяк о приключениях своего деда, которому пришлось с нечистью в карты играть. Все началось с того, что гетман поручил казаку доставить к царице грамоту.

Петя и Шура летом жили с родителями на даче. Это был маленький лесной домик. Однажды ближе к вечеру взрослые ушли. Мальчики остались вдвоём.

На сцене сидят мистики и поодаль Пьеро, который ожидает свою возлюбленную Коломбину, а мистики ожидают Смерть. В итоге появляется дева в белых одеждах с заплетенной косой за спиной.

В этом рассказе действия происходят в детском лагере, где отдыхает много детишек. Но среди них есть мальчик, который особенно выделяется среди всех ребят. Этого мальчика зовут Селюжонок. Он худощавый, маленький и юркий непоседа, хулиган

Краткое содержание Чехов Пересолил для читательского дневника

Год: 1885 Жанр: рассказ

Главные герои: землемер Смирнов и крестьянин Клим.

Этот рассказ повествует о том, как двое взрослых, довольно крепких и здоровых мужчин нафантазировали себе ужасы друг о друге во время поездки через лес. Один из героев – крестьянин, который взялся подвезти землемера. Оценив телосложение крестьянина, землемер решил, что тот вполне может угрожать его безопасности и даже жизни. Чтобы уберечь себя от опасности, он стал рассказывать мужику небылицы о собственной мощи и силе. Испугавшись, мужик спрятался в лесу, и землемеру долго пришлось звать его, чтобы ехать дальше

Это произведение представляет собой насмешку над трусливыми людьми, которые, не умея оценить истинное положение вещей, пугаются собственных фантазий.

Читать краткое содержание рассказа Пересолил Чехова

Данный рассказ принадлежит к циклу ранних произведений писателя. Они просты, оптимистичны и полны добрым юмором. Рассказы А. П. Чехова раннего периода описывают простые, на первый взгляд, события, описанные Чеховым, выражают весьма глубокие мысли и наводят читателя на далеко идущие выводы. Рассказ «Пересолил» отражает значительное число проблем как общественных, так и человеческой личности.

Главный персонаж рассказа – землемер, которого зовут Глеб Смирнов. Он приехал на станцию Гнилушки. Станция, как и отражает ее название, полуразрушена и не ухожена. Глеб Смирнов приехал сюда по просьбе генерала Хохотова, для того, чтобы сделать работу по межеванию земли. Почтовых лошадей, разумеется, нет на этой станции, а землемеру ехать еще около сорока верст до нужного места.

Глебу Смирнову ничего не остается, как подойти к местным жителям и просить их о помощи. За небольшое вознаграждение он уговаривает одного их мужиков отвезти себя до поместья генерала Хохотова.

Мужик очень молчаливый, плохо одет, но, при этом, очень здоровый и крепкий. У мужика была очень худая лошадь, которая не сразу поехала, и пришлось долго ее погонять. Судя по всему, мужик был из бедноты, забитый, неразвитый и не слишком умный.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Что значит быть гражданином своей страны?» 🖊 определение и значение, рассуждение о позиции человека, примеры законопослушного человека

Действие произведения происходит в вечернее время. Глеб Смирнов смотрел, как постепенно темнеет, смотрел на унылую грязную дорогу, слушал скрип телеги, и его все больше и больше стала охватывать тревога. Незнакомые места его не радовали, и постепенно ему стало очень страшно.

Возница, по имени Клим, молча погонял лошадь. Землемеру стало еще страшнее, ведь он не знал этого мужика, а ехать предстояло по темноте. Опасаясь грабителей, которые могут встретиться в дороге, землемер стал спрашивать Клима о том, могут ли они быть в этих местах.

Мужик угрюмо отмалчивался, и Глеб Смирнов стал подозревать, что он и есть разбойник. Он смотрел на могучую спину Клима и думал о том, что, имея такое телосложение, вполне можно промышлять грабежом и убийствами в лесу, куда, собственно, и направлялась повозка. Землемер все больше и больше беспокоился. В мыслях он живописал себе ужасные преступление, увечья и даже смерть.

А когда телега заехала в лес, струсивший землемер стал врать Климу о том, что в кармане у него оружие, что он даже мечтает встретить разбойников, потому что очень силен в драке. Говоря о своей физической силе, он дрожал от страха и даже не замечал того, что сам Клим боится его ничуть не меньше.

Долго еще грозился Глеб Смирнов, а когда он полез в карман, чтобы якобы показать Климу свой револьвер, тот не выдержал, спрыгнул с телеги и спрятался в лесу.

Глеб Смирнов только услышал хруст веток и шум удаляющихся шагов. Из зарослей леса Клим стал кричать землемеру, чтобы тот забрал себе и лошадь, и телегу, оставив ему жизнь.

Тут Глеб понял, как сильно испугал мужика. Он сидел один в телеге, посреди леса, а его возница скрывался от него в кустах. Землемер понял, что теперь им грозит настоящая опасность, поскольку обоим придется проводить ночь в лесу, вместо того, чтобы доехать до места.

Землемер стал звать Клима, уверяя его, что никакого револьвера у него нет, и что сам он просто пошутил. Глебу Смирнову пришлось долго кричать и звать мужика, до тех пор, пока он не охрип.

Наконец Клим понял, что он напрасно испугался землемера и что Глеб Смирнов не представляет для него опасности, и подошел к телеге. Он проворчал, что барин очень сильно напугал его, что, зная о таком повороте судьбы, ни за что не согласился бы везти его, и незадачливые путешественники продолжили путь.

Читать краткое содержание Пересолил. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

  • Анна на шее
  • Аптекарша
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька Жуков
  • Вверх по лестнице
  • Вишневый сад
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов (пьеса)
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата номер 6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Черный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Картинка или рисунок Пересолил

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Серёжа вместе с родителями переехал жить в новую двухкомнатную квартиру. Комнату с балконом заняли папа и мама. Мальчику же досталась комната без балкона, поэтому он очень огорчился. Папа пообещал смастерить кормушку для птиц

Роман «Кентавр» представляет собой умелое переплетение реальности и мифологии. Главные герои произведения отец и сын Колдуэлл, Джордж и Питер. Писатель сравнил Джорджа с кентавром Хироном

В балладе перед читателем предстает романтическая картина, наполненная фольклорными мотивами. Начинается произведение со святочных гаданий девушек. Рисуется образ верной и любящей героини – Светланы

В первый раз, автор столкнулся с этим волком в 1882 г. Он увидел зверя из окна поезда. Смелый и решительный волк стоял, окруженный сворой собак. Они ощетинились, но боялись подойти близко. Спустя некоторое время

В одной деревне жил да был ребенок по имени Петр. Сирота, одна только бабушка у него и была. А когда он был совсем маленьким, была и сестра, но в осеннюю пору она сильно застудилась и померла

Читайте также:
«Помощь идет» краткое содержание книги Б. Житкова для читательского дневника, главные герои, основная мысль и тема произведения

Краткое содержание А.П. Чехов «Пересолил»

  1. Основные персонажи
  2. Очень краткий пересказ
  3. Краткое содержание рассказа
  4. Знакомство с Климом
  5. Дальняя дорога
  6. Что вышло из хвастовства трусливого землемера
  7. Как развеялись обоюдные страхи
  8. Основная идея рассказа

Рассказ Пересолил», краткое содержание которого излагается ниже, был написан Чеховым в 1885 году, но читается так, словно создан лишь вчера. Чтобы сполна насладиться тонким чеховским юмором и реалистичными картинками русской жизни, рекомендуется читать рассказ в полном объеме. На это потребуется всего 5-8 минут.

Основные персонажи

Главных героев в этом произведении А.П. Чехова всего два. Познакомимся с ними:

  • Глеб Гаврилович Смирнов – землемер;
  • Клим — крестьянин, подрабатывающий извозом.

В рассказе также эпизодически появляется является станционный жандарм, направивший Смирнова искать попутную телегу.

Очень краткий пересказ

Глеб Гаврилович должен добраться с железнодорожной станции до некой усадьбы. Однако расстояние слишком велико, пешим ходом не дойти. Смирнов нанимает крестьянина Клима отвезти его в усадьбу. Дорога проходит по пустынным местам, а день клонится к вечеру. В сердце Смирнова вкрадываются подозрения насчет намерений возницы.

Чтобы тот и не думал его грабить, Глеб Гаврилович пускается во все тяжкие, рассказывая, что у него якобы есть револьверы, а еще он недавно уложил трех бандитов и тому подобное. Когда же пассажир намекнул, что к нему должны присоединиться четыре товарища – тоже вооруженные, перепуганный крестьянин бросил вожжи и удрал в лес. Пришлось Смирнову два часа кликать своего возницу, уверять, что он «пересолил» и просить вернуться. В конце концов, крестьянин вернулся, и оба они продолжили путь.

Краткое содержание рассказа

Глеб Гаврилович Смирнов прибыл на захолустный полустанок под красноречивым названием Гнилушки. Уже одно имя населенного пункта свидетельствует о дремучести этого места. Однако выбора у героя не было, ведь его ждала работа. Генерал Хохотов, владелец обширного поместья, ждал его у себя. Ведь Смирнова наняли для межевания земельных угодий. А эта усадьба находилась в деревне Девкино, до которой было верст тридцать от станции Гнилушки, где сошел с поезда Глеб Гаврилович. С этого и начинается рассказ А.П. Чехова «Пересолил», краткое содержание которого в сжатом виде мы изложили выше.

Знакомство с Климом

Землемер обратился к станционному жандарму с вопросом, где тут можно нанять почтовых лошадей. В те времена такие повозки исполняли роль современных рейсовых автобусов. На это блюститель порядка ответил, что такой общественный транспорт в Гнилушках отсутствует, но местные поселяне иногда подрабатывают извозом.

Долгое время он не мог найти извозчика, согласного ехать в отдаленную деревню. Наконец, Глеб Гаврилович наткнулся на Клима. Автор, намекая на причину страхов нашего героя, описывает извозчика, как «здоровеннейшего мужика, рябого, угрюмого, одетого в дырявую сермягу и рваные лапти». Тот согласился везти барина «куда ему нужно».

Дальняя дорога

Когда телега, в которую была впряжена плохонькая лошаденка, тронулась в путь, уже смеркалось. Дорога шла через пустоши, на которых не было ни души, а потом сворачивала в темный лес. Одного краткого взгляда на плечистую спину угрюмо ссутулившегося возницы хватило, чтобы в сердце трусливого землемера закрался страх.

Может, Клим вовсе не крестьянин? А вдруг это – разбойник, который сейчас завезет его в чащу, ограбит и убьет? Для перестраховки землемер стал плести всякие небылицы. Дескать, он имеет три револьвера, а недавно пристрелил трех разбойников, и остался совершенно безнаказанным, благодаря своим связям. Ведь он на короткой ноге с полицейскими и судьями.

Что вышло из хвастовства трусливого землемера

В рассказе Чехов не раскрывает того, что творилось в душе бедного возницы. Но содержание произведения дает нам возможность понять, как все было. Слушая такие речи, он подумал, что его пассажир – вовсе не добропорядочный барин, а проходимец, который решил его убить, чтобы завладеть лошадью и телегой. Извозчик сам испугался своего пассажира, и все время на него оглядывался. Глеб Гаврилович же, сочтя это поведение доказательством неблагонадежности угрюмого извозчика, начал хвастаться пуще, и даже решил показать ему свои револьверы.

Ямщик испуган рассказом Смирнова

Поэтому, когда Смирнов сказал ему сбавить ход (дескать, его догоняют четверо вооруженных револьверами товарищей), нервы у крестьянина совсем не выдержали. Он спрыгнул с телеги и устремился в чащу, куда глаза глядят, вопя во все горло, чтобы барин забирал коня, но оставил его в живых.

Как развеялись обоюдные страхи

Итак, оставшись в лесу один, Смирнов понял, что наделал. Он стал думать, что предпринять дальше. Ехать одному невозможно, поскольку землемер не знал дороги. Оставаться в лесу в надежде встретить кого-то? Можно замерзнуть до смерти.

Читайте также:
Левий Матвей - характеристика персонажа Мастер и Маргарита

Тогда Смирнов стал взывать к извозчику, убеждая того вернуться, и принять все происшедшее, как неудачную шутку. Но звать ему пришлось так долго, что он потерял голос. Наконец, прятавшийся в зарослях Клим решил, что барин не бандит, иначе его бы давно уже и след простыл. Так, он вышел из лесу и выслушал извинения Смирнова. Дальнейший путь они проделали в абсолютном молчании.

Основная идея рассказа

Краткое содержание рассказа «Пересолил» еще раз доказывает тот простой факт, что трусость и бахвальство – вечные спутники. Чем хвалиться выдуманными подвигами, нужно преодолеть страх. Только так можно вызвать уважение к себе.

Краткое содержание «Пересолил»

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 91.

Рассказ «Пересолил» Чехова был написан в 1885 году. Оказавшись посреди леса один на один с возницей, трусливый землемер решает, что тот — разбойник. Чтобы изменить ситуацию в свою пользу, он сам представляется опасным бандитом, чем до смерти пугает своего извозчика.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пересолил», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

  • Смирнов Глеб Гаврилович — землемер, трусливый, но находчивый мужчина.
  • Клим — здоровый мужик, угрюмый, простой, доверчивый.

для самых крутых –

Краткое содержание

Получив очередной заказ на межевание, землемер Глеб Гаврилович Смирнов прибыл на станцию «Гнилушки». Но, чтобы добраться до имения генерала Хохотова, ему нужно было ещё преодолеть немалый путь — около сорока вёрст на лошадях.

Смирнов поинтересовался у станционного жандарма, где можно раздобыть почтовых лошадей. К своему ужасу он узнал, что оказался в настоящей дыре, и « тут за сто вёрст путевой собаки не сыщешь ». Жандарм посоветовал приунывшему Смирнову отправиться на станцию, где « на дворе иногда бывают мужики, возят пассажиров ».

После долгих поисков землемеру удалось отыскать « здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти », который согласился отвезти его в усадьбу.

Лошадёнка у возницы оказалась тощей и слабой и с большим трудом тронула с места телегу. Выехав со станции, Смирнов увидел в сгущавшихся сумерках бескрайнюю замёрзшую равнину. Он не на шутку испугался, подумав, что « не ровен час — нападут и ограбят, так никто и не узнает, хоть из пушек пали… Да и возница ненадёжный…» .

Смирнов поинтересовался у Клима о безопасности дороги, и тот заверил, что здесь « не шалят ». Но этот ответ не удовлетворил землемера, который решил подстраховаться и как бы между делом сказал, что « взял с собой три револьвера ».

Когда стемнело, возница неожиданно повернул телегу налево, чем очень встревожил землемера. Он принялся рассказывать Климу, что очень любит « с разбойниками драться », и даже одного из них убил собственными руками. Эти речи пугали возницу, но Смирнова было уже не остановить. Он страстно рассказывал, что настолько силён, « что разбойник без рук, без ног останется, но ещё и перед судом ответит ». Не забыл он упомянуть и о своей дружбе с важными людьми: судьями, исправниками и урядниками.

Тем временем телега въехала в густой чёрный лес. Чтобы ещё больше впечатлить Клима, землемер сказал ему, будто их вскоре догонят четыре его товарища, вооружённые до зубов. Он даже сделал вид, будто хочет показать свой пистолет, но в этот миг возница неожиданно « вывалился из телеги и на четвереньках побежал к чаще ».

Землемер, не ожидавший такого поворота дел, остановил телегу и задумался. Осознав, что не сможет сам добраться до усадьбы, он принялся звать убежавшего извозчика и успокаивать его. Лишь через два часа Клим, убедившись в правдивости его слов, вышел из леса. Он признался, что испугался до смерти, но после этого небольшого происшествия Смирнову стало легко на душе — « дорога и Клим ему уже не казались опасными ».

Заключение

Автор демонстрирует, как в сложной, неоднозначной ситуации люди перестают здраво мыслить и оказываются в плену собственных страхов. В здоровом мужике землемер видит беспощадного разбойника, в то время как сам он видится простому крестьянину опасным горожанином со связями. Лишь преодолев собственную трусость, они способны разглядеть друг в друге обычных людей.

После ознакомления с кратким пересказом «Пересолил» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: