«Песня о буревестнике» 📚 краткое содержание поэмы М. Горького, анализ, главные герои, основная тема и мысль, жанр произведения

Анализ произведения Горького Песня о Буревестнике сочинение

Горький известен среди российских и зарубежных читателей, как настоящий драматург, способный затронуть сердца читателей.

В произведении «Песня о Буревестнике», сам Буревестник олицетворяет народ, его могущественную силу, которую он может пробудить в любой момент. В Царской России пробуждается самосознание. Перед читателем предстает образ бушующего моря, описывающего силы и волнение народа и широких масс, волнения среди них нарастают, они готовы бороться за справедливость и за смену государственной власти, не готовой отдавать бразды правления посторонним людям.

Революционные движения начинают набирать обороты, а автор четко улавливает волнения, происходящие среди населения страны. Они поднимаются постепенно, стабильно нарастают и не убывают. Словно сгущающиеся тучи на месте, они становятся все более темными, скоро должна разразиться настоящая буря, способная разрушить любое судно, отправляющееся в дальнее плаванье.

Более раннее произведение Горького, рассказывающее о революционных волнениях, было запрещено цензурой. Но «Песню о Буревестники» сочли достаточно спокойным и мирным произведением, мало кто задумывался о глубоком смысле, вложенном в повествование о буревестнике.

Буревестник сравнивается с вывшей силой, способной контролировать силы природы, а точнее контролировать направления народных движений. Он готов выйти из битвы победителем, ввязаться в любую авантюру, несмотря на то, что могут пострадать тысячи людей, он ввязывается в борьбу. Автор призывает бороться за собственную свободы и искать лучшей жизни.

Буревестник обладает смелым характером, который позволяет ему, даже в жестокую бурю стремиться к собственной цели и проходить через бури. Автор описывает жестокую природную стихию, сгустившиеся черные тучи, гром и молнии, которые не становятся преградой для достижения поставленной цели, изменить сложившуюся в обществе ситуацию.

Песня стала одним из любимых произведений Ленина, он прекрасно понимал значение написанных строк и их сильную движущую силу, поэтому он даже посвятил несколько статей, связанных с политической агитацией.

Сочинение по поэме Песня о Буревестнике

Основной персонаж произведения представлен писателем в образе лирического героя, изображенного в качестве птицы, буревестника, олицетворяющего человека, свято верящего в жизненные идеалы и способного ради них на самопожертвование.

Сюжетная линия произведения выстроена в описании преддверия надвигающегося ненастья в виде приближающейся бури, в потемневшем небе непогоды которого выражает радость смелый буревестник, жаждущий вступить в открытую схватку с сильными тучами и воющим ветром, не боясь блеска громовых молний.

В качестве противопоставления гордой птице писатель использует контрастные образы чаек, гагар и пингвинов, ужасающихся приближающемуся шторму, страшащихся надвигающимся переменам в погоде. В образах испуганных, хаотично прячущихся представителей птичьего семейства автор описывает большую часть общества, не приветствующих грандиозные перемены в самосознании, привыкших вести спокойную, сытую, размеренную, беззаботную жизнь и рассчитывающих на скорое наступление хорошей погоды, которое вернет их в обычное состояние.

Оживленное настроение буревестника, не скрывающего своего эмоционального настроя, желающего долгожданной сильной бури, пугает остальных птичьих обитателей. Образ бесстрашной птицы воплощает революционные идеи писателя, изображающего посредством аллегории истинных свободолюбивых народных избранников, ратующих за свободы и права простого народа, представленного в качестве поднимающихся морских волн.

Надвигающиеся грозные тучи вместе со воем ветра воплощают в описании автора представителей верховной власти в виде царя и его окружения, выражающих гнев непокорностью подчиненных народных масс и готовых к их уничтожению.

Буревестник в произведении является отождествлением некоего высшего существа, предводителя, способного к управлению, борьбе и победе над сильной стихией и грянувшей бурей, в которой он черпает неиссякаемость собственных сил. Герой восторгается грозовыми звуками, смело раскрывая крылья и летя навстречу разбушевавшейся стихии, как будто очищается под ударами молний и обновляется, достигая черных туч, прося небо разверзнуться все сильнее.

Произведение наполнено эмоциональными переживаниями, имеющими скрытый подтекст с неприкрытым призывом о необходимости изменения государственного управления и общественного самосознания.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Песня о Буревестнике

Популярные сегодня темы

Главными положительными героями русской народной сказки Гуси лебеди являются дети. Старшей сестренке родители наказали присмотреть за младшим братом, пока они будут работать.

Антон Павлович Чехов стал одни из величайших русских авторов. Его рассказы отличаются едкой и очень точной сатирой над обществом, в окружении которого жил писатель. В своей пьесе «Вишневы сад»

Читайте также:
Сочинение Детская спортивная школа по картине А. Сайкиной

Наполненное трагичности и мировоззренческой оценки справедливости действий повествование Владимира Короленко «Дети подземелья» в самом деле, можно называть примером реальных дружеских отношений и сострадания.

Произведение М. М. Пришвина «Выскочка» повествует о появлении в доме осенним днем собаки охотничьей породы, которой дали кличку Бия. Именно так называется одна из рек Сибири, откуда и прибыло это животное

В разных литературных произведениях есть множество героев, с помощью которых автор выстраивает сюжет, но при этом сами эти герои не очень запоминаются из-за своего редкого появления.

«Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького

Максим Горький известен большинству русских и зарубежных читателей не только как основатель соцреализма и автор романа «Мать», но и как величайший драматург. Однако раннее его творчество, которое принято называть неоромантическим, по-прежнему привлекает к себе внимание своей неповторимой экзотикой. Тут тебе и цыгане с их жестокими нравами, тут тебе и Девушка, встречающая Смерть и побеждающая ее, а еще аллегорические образы Сокола и Буревестника.

В «Песне о Соколе» традиционно противопоставляют образы обывателя и борца за свободу. В прежние времена такой борец ассоциировался с революционером. Сейчас можно дать множество трактовок, лишенных революционной идеологии. Да и образ Сокола воспринимается как образ отдельного борца, гибнущего в неравной борьбе. «Песня о Буревестнике», созданная в 1900-е годы ХХ века, содержит неприкрытый намек нам приближающуюся революцию. Еще со времен Николая Некрасова буря символизировала восстание, бунт, коих в XIX было немало. Таким образом, фразеология революционной публицистики, использованная Горьким, усиливает революционное звучание.

«Песню о Буревестнике» можно разделить на три части. Первая часть представляет описание моря и приближение бури, во второй Буревестник предвосхищает ее, а в третьей части буря наконец разразилась. Дважды повторяет Горький в первой части слово «реет» и в то же время говорит о Буревестнике, что он, «стрелой взмывая к тучам», кричит. Это «взмывание» так стремительно, потому что таит в себе напряженную взволнованность, прорывающуюся даже в гневном, но радостном крике.

Интересно, что чайки тоже быстро движутся – «мечутся над морем». Но как различается смысл этих слов: «мечутся» и «взмывая». Растерянность, страх, бессилие, выраженные в слове «мечутся», усиливаются слуховым образом – «стонут». Буревестник вызывающе кричит, и в этом крике такая сила, что, несмотря на шум волн, «тучи слышат» этот страстный и победный крик; чайки же могут только стонать в ужасе.

Пингвина автор характеризует словами «глупый» и «робко». Он не говорит про него, что он прячется; сказано, что он «прячет тело жирное в утесах». Этим подчеркивается его страх за самое для него драгоценное – за жирное тело, ко всему остальному он равнодушен. В этом образе автор воплотил некий антиидеал: мещанскую, обывательскую бездуховность, размеренно-тусклое, приземленное существование, страх за свою примитивную жизнь.

Если в начале «Песни» море – «седая равнина», то во второй части море волнуется все с большей силой, и волны вздымаются так высоко, словно рвутся навстречу грому. В первой части ветер собирает тучи, а во второй – ветер бросает волны с размаху в дикой злобе на утесы. В третьей части море «гневно ревет», а ветер так усиливается, что теперь воет.

Буревестник тоже испытывает метаморфозы: сначала он сравнивается со стрелой, взмывающей к тучам, во второй части «носится, как демон – гордый, черный демон бури». В конце он не просто кричит – он «и смеется, и рыдает», будучи уверенным, что тучи не скроют солнца. При этом он не только жаждет бури, он возвещает своим криком о ее наступлении и о грядущей победе.

Буревестник олицетворяет революционную силу народа, его пробуждающееся в царской России самосознание. В образе бушующего моря воплощается нарастающее возмущение широких масс, в образе туч – силы реакции. Уловив сущность развивающихся в России событий, проникнув в их глубину, Максим Горький в своей «Песне о Буревестнике» в художественно ярких и эмоционально волнующих образах говорит о растущем в стране революционном движении.

Тот факт, что названия героев (и Сокола, и Буревестника) написаны с заглавной буквы, свидетельствует об аллегоричности песен писателя. Аллегория, однако, используется в басне, чтобы высмеять общественные пороки, но у Горького аллегорические образы становятся символами. Писатель использует новую революционную символику, недостаточно знакомую царским цензорам и поэтому непонятую ими.

Читайте также:
О, как убийственно мы любим - анализ, история, тема и идея

После появления «Песни о Буревестнике» в журнале «Жизнь» самого Максима Горького стали называть «буревестником» и «буреглашатаем» революции. В дальнейшем произведение было включено в сборники революционных песен и стихов, издаваемые за границей. Эта «Песня» у большевиков на долгие годы стала эффективным средством революционной пропаганды, призывающим к борьбе с самодержавием, поэтому распространялась через нелегальные издания. Ее перепечатывали и перечитывали в рабочих кружках и в кружках учащихся.

Кроме призыва бури, революции, в произведении звучит и другой мотив – вечная тема одиночества. Здесь отвага смелого и честного героя противопоставлена обывательской трусости и ограниченности серой жизни.

Максим Горький — Песнь о буревестнике

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.

В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.

Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.

И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах… Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!

Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.

Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.

Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает… Он над тучами смеется, он от радости рыдает!

В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!

Ветер воет… Гром грохочет…

Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.

— Буря! Скоро грянет буря!

Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:

— Пусть сильнее грянет буря.

Давайте послушаем стихотворение М. Горького «Песнь о буревестнике». Читает Аркадий Бухмин.

Анализ стихотворения М. Горького «Песнь о буревестнике»

Произведение М. Горького «Песнь о буревестнике» необходимо рассматривать неотделимо от исторического фона времени его появления. «Песня о Буревестнике» написана в ответ на кровавый разгон студенческой демонстрации у Казанского собора в Санкт-Петербурге 4 марта 1901 года.

Стих очень символичен, и поводом к его написанию стала назревавшая революция на фоне кризиса царской империи в России. По сути стих является олицетворением предреволюционной ситуации в России и реакции на предстоящие события разных слоев общества.

Стих является финальной частью революционного произведения «Весенние мелодии», после проверки цензурой был опубликован лишь он и впоследствии стал агитационным произведением накануне организации революций 1905 и 1917 годов. «Песнь о буревестнике» — талантливое стихотворение, в котором мастерски, ярко и мощно изображена картина накануне морского шторма.

Композиция, размер и жанр

«Песнь о буревестнике» написана традиционным четырехстопным хореем, но построение стиха необычное, близкое к прозе. Характерно отсутствие строф.

Композиция четко не выражена, но тематически делится на четыре части. В первой описана картина природы — приближающейся бури на море, вторая посвящена характеристике поведения разных птиц в преддверии стихии, третья описывает морскую стихию и Буревестника, в четвертой автор доводит картину до кульминации – буйства стихии и пророчества Буревестника о скорой буре.

Читайте также:
Анна Павловна Шерер - характеристика, описание внешности, атмосфера

Описание начинающейся бури на море постепенно переходит в выделение на ее фоне главного образа стиха – бесстрашного буревестника, пытающегося выбиться из темной пучины и не боящегося действовать против устоявшихся традиций и устоев. Яркие картины морской стихии сменяются описанием характеров людей, символично представленных в виде птиц.

С необычным размером написания связан и жанр произведения. «Песнь о буревестнике» считается поэмой в прозе.

Образы и тропы

Одним из самых ярких образов, описанных в стихе, является море. Яркая образность фраз автора схожа с талантливыми работами Айвазовского, посвятившего свое творчество морской тематике. Через буйство ветра, рвущиеся волны и грохот грома автор передает картину бушующего моря. Причем, почти без применения средств художественной выразительности, за исключением олицетворения в финале: «ревущее гневно море».

Буревестник считается центральным образом поэмы в стихах и идеалом характера для автора. Именно в его волнении читатель видит радостное предвкушение стихии, которая сметет все на своем пути. Именно ему присуще «наслажденье битвой жизни», именно бесстрашный буревестник жаждет кардинальных перемен и возвещает об этом криком.

Данный образ автор характеризует при помощи мощных сравнений: «как черный демон бури», «черной молнии подобный». В нем заключается главная движущая сила стихии. Но за этим предводителем еще стоят гряды волн, которые ветер обрушивает с размаху на утесы.

В птичьих образах пингвина, гагар и чаек М. Горький изобразил разные слои обществ и людей, не готовых к переменам, которых малейшие потрясения страшат и выбивают из колеи. Чайки и гагары «стонут» от ужаса и страха, эти образы олицетворяют мещан и купцов, боявшихся революции.

В образе пингвина – люди, затаившиеся в страхе перед волнениями в обществе.

Для выразительности пейзажа автор применяет метафоры: «над седой равниной моря», «пена гнева», «стонут волны». Яркие эпитеты также наполняют новым смыслом строки: «глупый пингвин», «дикая злоба», «гордый буревестник», «чуткий демон».

Интересные факты

«Песнь о Буревестнике» была положена на музыку П. Н. Ренчицким.

С произведением Горького буквально и визуально перекликается песня из мультфильма «В синем море, в белой пене…».

По сюжету мультфильма «Буревестник» ученица читает стихотворение Горького, слова которого становятся реальностью. Посмотрим этот российский мультфильм.

Анализ произведения Песня о Буревестнике Горького сочинение

История создания

Произведение «Песня о буревестнике» написано в 1900- е годы. Оно было напечатано в журнале «Жизнь» и представляло из себя заключительную часть из «Весенних мелодий». К сожалению, данное произведение было запрещено цензурой и публикации и вскоре стало самостоятельной «Песней…»

По жанру данная «Песня о Буревестнике» относится к лирическим произведениям, ведь песня – это творение, выражающее чувство. Однако, в ней есть и эпическое содержание. Таким образом её можно считать и притчей. Образы, символы и герои песни, а также использование «эзопова языка», говорят нам о лиро-эпической природе произведения.

Сюжет и тема

Сюжет произведения прост. Над бушующим морем реет буревестник. Он словно не видит приближающейся угрозы. Ведь на море надвигается буря. Наоборот, смелая птица словно радуется ненастью, он кричит. В этом крике энергия, сила, стремление к битве и уверенность в победе. Другие птицы чайки тоже кричат. Но их крик – стон, они бояться непогоды, в ужасе мечутся, но найти спокойствие не могут. Также пугает гром ударов и гагар. Они не хотят бороться и побеждать. В этом для них нет наслаждения жизни. Также и пингвин, он прячет своё жирное тело в утёсах, надеясь переждать непогоду. Ему и не понять, что волны будут бить в утёсы и снесут всё вокруг. Поэтому автор называет его глупым. Его не волнует ничего, лишь бы ему было хорошо. Только одни Буревестник летает над морем. Тучи всё сгущаются и мрачнеют, волны всё сильнее бьются о скалы. Грохочет гром, но гордая птица не прячется, она носится как стрела, как чёрная молния. Он знает, что после бури опять выйдет солнце, и тучи будут бессильны. В конце произведения отважная птица сравнивается с пророком. Он кричит, чтобы буря грянула сильнее и быстрее. Как видим, произведение состоит из символов. Буревестник – народ, который уже созрел для борьбы с тиранией. Буря – это схватка между народом и деспотичной властью, тучи – представители тирана и он сам.

Читайте также:
Евгений Онегин цитаты о любви главных героев романа А.С. Пушкина

Тема – предвестие революции, призыв на борьбу за свободы и права людей. Ещё одна тема – одиночество Буревестника. Никто из птиц не поддерживает его, все в страхе перед бурей – битвой прячутся.

Главные герои

Буревестник – смелый, отважный, стремящийся к победе. Он одинок, энергичен, силён и неукротим, не знает страха, однако и безрассуден. Что ждёт потом, после бури – гибель и разрушение? Не зря Горький сравнивает его с демоном. Хотя автор и сочувствует герою, называя его гордый, чуткий, но всё же демон – враг рода человеческого. Чайки – трусливые, жалкие герои, они бояться всего, что нарушает привычный ритм жизни. Гагары – спокойные, важные, но недалёкие. Они не будут сражаться за то, что им «недоступно» для понимания. Пингвины – самолюбивые, трусливые, эгоистичные, главное для них – сохранить себя. Тучи – тёмные, мрачные, они олицетворение гнёта и несправедливости. Власть их не всесильна.

Композиция

Произведение выстроено последовательно. Оно не делится на части. Но автор использует в нём повторы. Он усиливает действия и признаки. Чем сильнее грохочет море и надвигается буря, тем быстрее летает птица и громче кричит.

Вариант 2

Целая буря разыгрывается в строках «Песни о буревестнике» М. Горького. Они полны эмоций и чувств. А главное – в них автор представляется смелого и независимого лирического героя. Его образ воплощен в птице буревестнике. Она летает над волнами и жаждет этой бури, в то время, как другие начинают искать укрытия.

Образы, представленные писателем в этом произведении, можно наблюдать и в обычной повседневной жизни. Чайки, гагры и пингвины – это большая часть людей, привыкшая вести размеренный образ жизни и не приветствующая перемен, особенно – грандиозных. Как и в песне, в жизни такие люди, почуяв приближение чего-то такого, что может все кардинально изменить, стараются избежать этих событий и просто спрятаться от них. Они никогда сами не будут способствовать переменам. Ведь им и так хорошо.

Совсем иначе ведет себя буревестник. Он рад надвигающейся буре, которая обещает перемены. Он жаждет ее всем своим смелым сердцем. В образе этой птицы воплотил Горький идеал настоящего революционера, способного бесстрашно сражаться за свою идею и вести за собой народ. Это – настоящий герой.

Именно революционный настрой звучит в песне. Главный герой ее силен и смел. Не зря в образе этой птицы, изобразил автор бесстрашных борцов за свободу, верой и правдой служащих идее. Он подчеркивает в каждой строке эмоциональный настрой буревестника. Он давно ждал этой бури. И вот, теперь она, наконец, надвигается. Он хочет лишь, чтобы она разразилась сильнее. В этом его полете над волнами выражено долгое ожидание и восторг от того, что давно задуманное вот-вот грянет.

Но, все это перепугало других обывателей. В их образе запечатлел писатель противников революционных действий, которые были довольны сполна своей сытой и беззаботной жизнью. А предстоящая буря, переворот, пугают их.

Противопоставил им в песне Горький не только буревестника, олицетворяющего ярких деятелей революции. Эта птица – предводитель. А за ним стоит простой народ. Его изобразил здесь писатель в образе волн. С приближением бури все сильнее и сильнее поднимаются они на встречу грозному врагу.

Присутствует здесь и сам противник. В образе грозных туч предстает царская власть. Они гневны и готовы уничтожить непокорных. Грохочет гром все сильнее. Но бесстрашен перед этой грозой буревестник, за спиной которого бьется целая стихия – народ.

Очень красочно и эмоционально изобразил М. Горький эти события. Передано и напряжение, витавшее накануне событий, и настрои его участников.

Анализ рассказа Песня о Буревестнике

Несколько интересных сочинений

Скрип вместе со своими братьями и сестрами вылупился из яйца в теплом мамином гнездышке. Им было видно только маленькое пятно света из своего гнезда на берегу реки.

У большинства людей искусство ассоциируется с работами великих художников былых времен. На ум приходят сразу же Микеланджело, Леонардо да Винчи, Пикассо, Сальвадор Дали. Поистине это великие творцы своего дела

Читайте также:
Как неожиданно и ярко - анализ стихотворения Тютчева, мысль и тема

Основным персонажем произведения является человек по имени Иван, представленный писателем в образе особенного представителя человечества, считающегося среди окружающих дураком.

Наталья Савишна – старушка -служанка в доме главного героя. Она работает горничной и няней вот уже 60 лет. В молодости она работала служанкой в барском доме.

Рассказ «Случай с Евсейкой» Максим Горький написал в 1912 году для учеников начальных классов.

Краткое содержание Горький Песня о буревестнике

Используя форму аллегории, автор захватывающе ведет повествование о надвигающейся революции. Народ уже не может жить по-старому и готов подняться на борьбу за новое будущее.

Над морем витают тучи, оповещающие о предстоящей буре. Но, несмотря на это, над ним кружится гордая птица Буревестник. Он то низко подлетает к морю, задевая его крылом, то поднимается к тучам. Его крик говорит о том, что он не боится бури, он горд, весел и радостен от того, что эта буря может принести. Своим криком он пытается призвать к буре, которая изменит жизнь к лучшему.

Буревестник смел и отважен, он готов вступить в схватку со штормом и одержать победу. Он радостен в своем порыве и счастлив от того, что грядут жизненные перемены.

В это время чайки, ощущая надвигающуюся бурю, стонут и готовы спрятаться от происходящего, залечь на дно моря, не скрывая своего ужаса перед предстоящей стихией. Они трусливы, как и пингвин, который прячется в утесе, и гагары, которые испугались раскатов грома. Они не хотят происходящего и боятся его, заботясь только о себе. Им не хочется перемен, лишь бы все было так, как есть и они не пострадали при этом. Эти образы Горький противопоставил лидеру борьбы Буревестнику. В жизни много таких людей, которые свое благополучие не променяют на борьбу за идеалы лучшей жизни для всех.

Гром гремит еще страшнее, а волны рвутся навстречу тучам. Буря надвигается еще сильнее, раскаты грома пугают других обитателей моря, только не Буревестника, который готов бороться в этой стихии и вести за собой других. Он хочет, чтобы буря грянула еще сильнее. И море, в образе волн которого выступает народ, как бы слыша призывы гордой птицы, бушует еще сильнее, волны еще выше поднимаются навстречу грому, как народ поднимается навстречу своему врагу.

Буревестник одинок в своем порыве, но он призывает своей смелостью к борьбе за лучшую жизнь, он смеется над тучами и рыдает от радости предстоящих перемен, он готов выступить на борьбу и победить.

Буревестник уверен, что тучи не могут скрыть солнца, что наступят солнечные дни. И тучи в его крике чувствуют уверенность в победе.

Его не беспокоит судьба тех обитателей моря, которые не хотят перемен и думают, что буря уляжется и все будет как прежде. Нет! Буревестник уверен, что буря грянет еще сильнее и от нее не уйти, не скрыться. Так автор заканчивает произведение, сравнивая Буревестника с пророком победы, который кричит: «Пусть сильнее грянет буря!».

В «Песне о Буревестнике» изображено стремление к преобразованию и смелость в преодолении препятствий на пути к лучшей жизни, а также бесстрашию героев-одиночек противостоит трусость и лицемерие бездуховных людей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

  • Бывшие люди
  • В людях
  • Варвары
  • Васса Железнова
  • Воробьишко
  • Встряска
  • Дачники
  • Дед Архип и Лёнька
  • Дело Артамоновых
  • Дети солнца
  • Детство
  • Егор Булычов и другие
  • Жизнь Клима Самгина
  • Коновалов
  • Легенда о Данко
  • Легенда о Ларре
  • Ледоход
  • Макар Чудра
  • Мальва
  • Мать
  • Мещане
  • Мои университеты
  • Мой спутник
  • На дне
  • Несвоевременные мысли
  • Пепе
  • Песня о буревестнике
  • Песня о Соколе
  • Про Иванушку-дурачка
  • Рождение человека
  • Самовар
  • Сказка Случай с Евсейкой
  • Сказки об Италии
  • Старуха Изергиль
  • Страсти-мордасти
  • Супруги Орловы
  • Фома Гордеев
  • Челкаш

Песня о буревестнике. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Пендрагон, король Англии, воспылал любовью к жене герцога Корнуэльского Игрейне. Известный маг и чародей Мерлин сказал, что поможет королю заполучить Ингрейну, но при одном условии, Пендрагон передаст ему ребенка

Читайте также:
Размазня - краткое содержание рассказа Чехова, основная мысль

В этом произведении трагический характер, но в контрасте с провинциальной местностью. Герой приглашен на званный вечер к одному холостяку. Там он встречает несколько интересных личностей.

1945 год. В семье Джордахов, проживающих в Порт-Филиппе, давно нет ни любви, ни уважения друг к другу. У главы семьи своя пекарня, но он полон ненависти ко всему окружающему. Жена видит свои проблемы в муже, считая

Семья собралась за столом к ужину. Отец где-то задерживался. Старший из детей, Ефим, услышал жужжание аэроплана. Вдобавок пропал свет. В эти неспокойные времена, когда шла постоянная борьба между

Действие происходит в XI веке, в Шотландии. Ведьмы организуют шабаш недалеко от поля битвы. Макбет и Банко, два полководца, получившие победу в этом бою, появляются.

«Песня о Буревестнике»: романтический идеал Горького

К творчеству Максима Горького можно относиться по-разному, однако отрицать его талант – преступление против русской литературы. Невзирая на то, что писатель предписывают обвинения в слепом служении большевикам, многие его гениальные произведения занимают почетное заслуженное место в сокровищнице отечественной литературы.

Писатель обладал магической способностью наполнять простые строки на бумаге бурей эмоций и переживаний, которые никого не оставляют равнодушным. К числу таких произведений относиться и знаменитая «Песнь о Буревестнике».

История написания

«Песня о Буревестнике» написана в ответ на кровавый разгон студенческой демонстрации у Казанского собора в Санкт-Петербурге 4 марта 1901 года. Писатель в это время был связан с московской организацией «Искры», вел революционную пропаганду среди студентов и рабочих и выступал инициатором широких общественных протестов против преследования студентов. «…В сердце у меня горят зори весенние и дышу я во всю грудь», — писал он весной 1901 года Л. Н. Андрееву.
Первоначально стихотворение являлось частью сатирического рассказа «Весенние мелодии», где разные слои общества были изображены в виде птиц. Песнь «О Буревестнике» здесь принадлежит Чижу, представляющему молодое поколение. Цензура запретила издавать рассказ целиком (полностью «Весенние мелодии» были нелегально напечатаны нижегородскими радикалами на гектографе), но не распространила запрет на песню чижика. результате стихи были опубликованы в журнале «Жизнь» как самостоятельное произведение. Перед отправкой в печать Горький изменил финальную фразу: вместо «Ждите! Скоро грянет буря!» поставил «Пусть сильнее грянет буря!».

17 апреля Горького и его закадычного друга — поэта С. Г. Скитальца — арестовали, а затем выслали из Нижнего Новгорода. Проводы писателя вылились в массовую демонстрацию. мае журнал «Жизнь» был закрыт.

Отрывок, характеризующий Песня о Буревестнике

Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы. – Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера. Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей. – Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его. Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах. – Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных. – На вторую сотню, – отвечал казак. – Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском. Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова. С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился. От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие. Французская армия в той же пропорции таяла и уничтожалась от Москвы до Вязьмы, от Вязьмы до Смоленска, от Смоленска до Березины, от Березины до Вильны, независимо от большей или меньшей степени холода, преследования, заграждения пути и всех других условий, взятых отдельно. После Вязьмы войска французские вместо трех колонн сбились в одну кучу и так шли до конца. Бертье писал своему государю (известно, как отдаленно от истины позволяют себе начальники описывать положение армии). Он писал: «Je crois devoir faire connaitre a Votre Majeste l’etat de ses troupes dans les differents corps d’annee que j’ai ete a meme d’observer depuis deux ou trois jours dans differents passages. Elles sont presque debandees. Le nombre des soldats qui suivent les drapeaux est en proportion du quart au plus dans presque tous les regiments, les autres marchent isolement dans differentes directions et pour leur compte, dans l’esperance de trouver des subsistances et pour se debarrasser de la discipline. En general ils regardent Smolensk comme le point ou ils doivent se refaire. Ces derniers jours on a remarque que beaucoup de soldats jettent leurs cartouches et leurs armes. Dans cet etat de choses, l’interet du service de Votre Majeste exige, quelles que soient ses vues ulterieures qu’on rallie l’armee a Smolensk en commencant a la debarrasser des non combattans, tels que hommes demontes et des bagages inutiles et du materiel de l’artillerie qui n’est plus en proportion avec les forces actuelles. En outre les jours de repos, des subsistances sont necessaires aux soldats qui sont extenues par la faim et la fatigue; beaucoup sont morts ces derniers jours sur la route et dans les bivacs. Cet etat de choses va toujours en augmentant et donne lieu de craindre que si l’on n’y prete un prompt remede, on ne soit plus maitre des troupes dans un combat. Le 9 November, a 30 verstes de Smolensk». [Долгом поставляю донести вашему величеству о состоянии корпусов, осмотренных мною на марше в последние три дня. Они почти в совершенном разброде. Только четвертая часть солдат остается при знаменах, прочие идут сами по себе разными направлениями, стараясь сыскать пропитание и избавиться от службы. Все думают только о Смоленске, где надеются отдохнуть. В последние дни много солдат побросали патроны и ружья. Какие бы ни были ваши дальнейшие намерения, но польза службы вашего величества требует собрать корпуса в Смоленске и отделить от них спешенных кавалеристов, безоружных, лишние обозы и часть артиллерии, ибо она теперь не в соразмерности с числом войск. Необходимо продовольствие и несколько дней покоя; солдаты изнурены голодом и усталостью; в последние дни многие умерли на дороге и на биваках. Такое бедственное положение беспрестанно усиливается и заставляет опасаться, что, если не будут приняты быстрые меры для предотвращения зла, мы скоро не будем иметь войска в своей власти в случае сражения. 9 ноября, в 30 верстах от Смоленка.]

Читайте также:
Эпические жанры литературы ℹ определение, виды, свойства и особенности, основные черты и признаки, повествовательные формы и примеры произведений

Значение

Выход журнала с «Песней о Буревестнике» вызвал переполох среди жандармов. Далее приводилась полностью «Песня о Буревестнике» и говорилось о «сильном впечатлении», произведённом ею в литературных кругах. После выхода «Песни о Буревестнике» самого автора стали называть «буревестником» и «буреглашатаем». «Песня» была одним из поводов к запрещению журнала, — номер, в котором она напечатана, оказался последним. Однако на этом распространение произведения не закончилось. «Песня о Буревестнике» была включена в сборники революционных стихов и песен, выходившие за границей. Ставшая в годы первой русской революции боевым паролем, «Песня о Буревестнике» вызывала ненависть в лагере реакции. передовых кругах русского общества «Песня о Буревестнике» была принята как пламенная революционная прокламация; произведение широко распространялось через нелегальные издания.

Большевистская пропаганда многократно использовала образы «Песни о Буревестнике», отчего, зачастую, произведение воспринимается только в политическом и временном контексте. Однако, в стихотворении, кроме призыва бури, звучит вечная тема одиночества отважного героя и противопоставление этой отваги обывательской трусости и ограниченной серой жизни.

«Песня о Буревестнике» являлась одним из эффективных средств революционной пропаганды, призывающим на борьбу с самодержавием.

Краткое содержание

Между бушующими волнами и грозовыми тучами гордо кружится буревестник, похожий на яркую чёрную молнию. Бесстрашная птица то подлетает к морской воде, задевая её крылом, то поднимается в небо, издавая громкий крик радости. Отчаянный, свободолюбивый и смелый буревестник не боится надвигающегося шторма, он продолжает свой полёт, изящно порхая между тучами и волнами. Ветер усиливается, море закипает белой пеной, как бы предупреждая всё живое о надвигающейся угрозе. В крике буревестника слышится:

  • жажда страстной схватки со стихией;
  • зов надвигающегося шторма;
  • уверенность победы над силами природы;
  • восторг от непогоды.

Бесстрашная птица получает истинное удовольствие от лицезрения поседевшего моря. Тем временем стихия разгорается всё больше. Чайки мечутся, они готовы скрыть свой ужас перед штормом на морском дне. Гагары стонут, они не в силах испытать наслаждение битвой жизни, ведь гром ударов лишь внушает страх. Оробевший пингвин пытается спрятать своё неуклюжее тело в утёсах. Лишь гордый буревестник смело реет над волнами, мрачными от пены.

Читайте также:
В чём трагедия Печорина в романе Лермонтова Герой нашего времени

Слышится стон морских гребней, которые терпят поражение в попытках борьбы с ветряной стихией. Свободный ветер обнимает волны и кидает их на утёсы. Дикий гнев превращает в множество мелких брызг прекрасные изумрудные громады. Волны поют и рвутся вверх, они будто стремятся на небо, откуда слышны раскаты усиливающегося грома.

Смелая птица носится, как демон бури: она то плачет, то хохочет. Смех её адресован тучам, а рыдания раздаются от радости. Несмотря на сильную усталость, буревестник продолжает верить в то, что тучи никогда не сумеют скрыть солнце, так как оно гораздо сильнее их. Тем не менее ветер с громом не унимаются, они ни на мгновенье не прекращают свой дикий вой и грохот. Над пропастью бесконечного моря небо сверкает ярким пламенем. Вода ловит и гасит стрелы молний, падающих вниз. Как огненные змеи, они вьются и тонут, будоража своими всполохами.

Отважная птица ничего не боится. Она продолжает летать между молниями, предвкушая солнечные лучи, спасительные для всего живого, и свою победу. Бесстрашного буревестника не остановить, он призывает сильную и могучую бурю, зля тучи, море и ветер.

Критика

Антон Чехов критиковал Горького за «Песню о Буревестнике», кстати, сталинские репрессии коснулись и рядовых граждан, сомневающихся в литературном значении этого произведения, так, по воспоминаниям Олега Волкова:

Сел я за великого пролетарского писателя, — рассказывал Иван Сергеевич. — Вернее, как сформулировано в обвинении, за его дискредитацию. Это я так неудачно свои именины отпраздновал. Были гости, все свои, между прочим: друзья по работе, старые приятели. Зашёл заговор о Горьком… Нечистый и дёрнул меня сказать — не нравится мне, мол, его язык: вычурный, много иностранных слов… Да ещё приплел Чехова, назвавшего «Песню о Буревестнике» набором трескучих фраз.

— «Погружение во тьму»

Ссылки

  • Викитека. Песня о Беревестнике
  • Сб. «Революционный путь Горького», Центрархив. М. — Л., 1933, стр.50—51.
  • Е. Ярославский. См.: «Революционный путь Горького», М.— Л., 1933, с. 8 — 9
  • https://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/475a9f17.pdf
Это заготовка статьи о литературе. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Максим Горький
Произведения Библиография Максима Горького
Романы Горемыка Павел (1894) • Фома Гордеев (1899) • Трое (1900) • Мать (1906) • Жизнь ненужного человека (1907) • Исповедь (1908) • Дело Артамоновых (1927) • Жизнь Клима Самгина (1925—1936)
Рассказы Макар Чудра (1892) • Старуха Изергиль (1894) • Челкаш (1895) • Двадцать шесть и одна (1899) • Сказки об Италии (1911—1913) • По Руси (1923)
Пьесы Мещане (1901) • На дне (1902) • Дачники (1904) • Дети солнца (1905) • Враги (1906) • Васса Железнова (1910) • Егор Булычов и другие (1931)
Поэзия Песня о Соколе (1899) • Песня о Буревестнике (1901)
Автобиографические повести Детство • людях • Мои университеты
Статьи по теме Литературный институт имени А. М. Горького • Среда • Знание
Читайте также:
Стихи про август ☀ короткие четверостишия про летний месяц для детей, красивые стихотворения про август и лето известных русских поэтов

горький песня о буревестнике, м горький песня о буревестнике, песня о буревестнике, песня о буревестнике горький, песня о буревестнике кратко, песня о буревестнике мультфильм

Краткий анализ стихотворения Пушкина «Арион» по плану

1. История создания

Стихотворение «Арион» было написано в 1827 году, спустя 2 года после того, как произошло восстание декабристов, а судьба всех его участников была решена.

Несмотря на то, что связь Пушкина с «Северным обществом» была общеизвестна, доказать её формально не удалось. Друзья, как могли, оберегали Пушкина от подозрений, хотя поэт всецело разделял их взгляды.

Судьба сохранила Пушкина, в день восстания он не был на Сенатской площади, но на допросы по делу декабристов поэта вызывали неоднократно.

Даже в 1827 году Пушкин не мог высказаться открыто и напечатал «Ариона» в «Литературной газете» Дельвига без подписи.

2. Литературное направление

Так как стихотворение представляет собой чистую аллегорию, его можно назвать символистским, хотя формально символизм в России развился только в конце 19 века.

За аллегорией спрятаны следы вполне реальных исторических событий.

3. Род

Данное стихотворение – лирическое. Оно отражает глубоко личный для Пушкина вопрос о праве на борьбу за свободу, транслируя его индивидуальный опыт.

4. Жанр

Жанр произведения — гражданская лирика. Само стихотворение написано в виде притчи, иносказания.

5. Проблематика

Стихотворение «Арион» раскрывает проблему отношения Пушкина к восстанию декабристов.

Более широко её можно интерпретировать как проблему отношений поэта и власти.

6. Тематика

В стихотворении затронута тема божественного избранничества, особой роли поэта в мире, а также тема верности идеалам свободы.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что борцы за свободу стали жертвами исторической бури, их сломала машина самодержавия.

Лишь один из плывших на корабле, божественный Арион, остался цел. Судьба сохранила его, чтобы он остался верен свободе хотя бы в своих гимнах. Певец поёт «гимны прежние» и не боится новых бурь.

8. Пафос

Стихотворение написано с сожалением о тех, кто плыл на одном корабле с певцом. Пушкин много думал о том, не честнее ли было разделить с друзьями их трагическую участь.

Образ Ариона становится ответом на этот вопрос. Каждый должен делать то, для чего он рождён. У поэта свой гражданский подвиг, который заключается в верности избранному идеалу свободы.

9. Система образов

Образы античного мифа напрямую связаны с ближайшим окружением Пушкина. «Нас было много на челне», — говорит поэт о декабристах и сочувствующей им молодёжи.

Он называет кормщиком Кондратия Рылеева, литератора, вдохновителя движения, главу «Северного общества». Среди ближайших друзей Пушкина формально членами «Тайного общества» состояли М. Лунин, М. Орлов, И. Якушкин и другие.

Суровый приговор не пощадил организаторов восстания. Рылеев был казнён вместе с четырьмя другими лидерами движения: П. И. Пестелем, С. И. Муравьёвым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым и П. Г. Каховским. Остальные были приговорены к каторжным работам.

Мечта о свободе стоила друзьям многого, но певец свободы, тот через кого она обрела свой голос, уцелел. Поэт сравнивает себя с легендарным древнегреческим певцом, которого спас из пучины приплывший по его зову дельфин.

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами стихотворения выступают Арион и его друзья-аргонавты.

За этими образами скрываются фигуры декабристов, которые жаждали свободы, словно легендарного золотого руна.

11. Лирический герой

Лирическим героем стихотворения является Арион, который является метафорическим воплощением самого автора. Он ощущает трагедию произошедшего через постигшее его одиночество.

В первой строфе он говорит от лица некой общности: «Нас было много на челне». Затем поэт описывает бурю и гибель друзей.

После чудесного спасения он остаётся один. Жизнь сама по себе теперь для него не ценна. Она важна лишь потому, что Арион сохранит память о потерянном содружестве в своих гимнах, не предаст мечту о свободе и вдохновит на борьбу новые поколения.

Читайте также:
Отношения помещика Собакевича и Чичикова в поэме Мертвые души

12. Сюжет

Сюжет стихотворения символически пересказывает миф о чудесном спасении древнегреческого певца Ариона.

Образ поэта, на зов которого приплыл дельфин, переосмыслен Пушкиным в контексте его личной судьбы. Как Арион уцелел в буре, так и он остался невредим после дела декабристов. Это можно объяснить только божественным вмешательством, защитившим своего питомца от расправы.

Герой стихотворения сушит одежды под скалою, радуясь спасенью, но не думает изменять своих гимнов. Он всегда будет петь о свободе, даже рискуя навлечь на себя новый порыв бури.

13. Композиция

Стихотворение обладает линейной композицией.

Текст разбит на три части:

  • в первой говорится о корабле и множестве мореплавателей, пустившихся в опасный путь,
  • во второй описана буря и страшная участь пассажиров,
  • третья часть повествует о чудесном избавлении Ариона от гибели.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Схема рифм выглядит так: АББА ВГГГВ ДДЕ ЖЖЕ. Формально это одна из разновидностей рондо (15-стишие).

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения представлена аллитерациями с шипящими и свистящими согласными. Сочетания «сч», «чл», «чн» передают волнение говорящего, создают атмосферу тайного сговора.

Ассонансы с итоговыми «и», «у», «ы» рождают настроение преодоления трудностей. Ариону пришлось тяжело, но он выстоял и продолжит петь.

В стихотворении преобладают сложные предложения, в которых описываются отношения корабельщиков со свирепой стихией.

Противительные союзы «а» в составе сложносочинённых предложений подчёркивают особую участь «таинственного певца», выброшенного грозой на берег.

Словарный состав стихотворения почти полностью относится к общеупотребимой лексике, но встречаются в нём и старославянизмы:

  • кормщик – это капитан корабля, стоящий на корме;
  • чёлн – судно;
  • риза – одежда пловца.

Эти слова настраивают на высокий лад, подчёркивают иносказательность сюжета.

16. Средства художественной выразительности

Основное средство воздействия на читателя – аллегоричность поэтического языка.

В данном стихотворении нет эпитетов и сравнений, но есть ряд метафор, выходящих на уровень символа:

  • «грузный чёлн» — союз единомышленников,
  • «парус» — вдохновляющие идеи декабризма,
  • «мощны вёсла» — действия, поступки,
  • «кормщик умный» — руководитель восстания,
  • «пловцам я пел» — был вдохновителем декабристов,
  • «гроза» — государственная кара,
  • «гимны прежние» — вольнолюбивые стихи.

17. Значение произведения

В стихотворении «Арион» Пушкин выразил личное отношение к идеям декабризма, подчеркнув свою духовную общность с борцами за гражданскую свободу России.

Не побоявшись прозрачности выбранной аллегории, новый Арион доказал, что даже в самое опасное время не изменит мечте об освобождении страны от крепостного рабства.

18. Актуальность

Актуальность стихотворения состоит в его проблематике. Как и прежде, творческие люди могут выбрать путь покоя и самодостаточности, не затрагивая в своих произведениях социальные темы, а могут стать выразителями самых острых и больных вопросов современности.

Пушкин жил мечтой о свободе и платил за это собственной судьбой: бесконечными ссылками, постоянными ограничениями, происками цензуры.

Поэт должен быть верен выбранному пути, чтобы дать миру вдохновляющие образы и идеи.

19. Моё отношение

Стихотворение «Арион» кажется мне одним из самых таинственных произведений Пушкина. Не зная об отношении поэта к декабристам, разгадать его смысл непросто.

Я восхищаюсь смелостью и честностью автора, не побоявшегося заявить о том, что своим творчеством он продолжает дело только что казнённых государственных преступников.

Пушкин жил так, как писал, и сам верил в то, о чём пишет. Именно поэтому люди верят его поэзии и прислушиваются к его урокам.

20. Чему учит

Стихотворение «Арион» учит смелости и верности. Какие бы испытания ни посылала нам судьба, нельзя предавать друзей и мечты, которые были для вас священными.

У каждого на земле своё предназначение, надо уметь услышать в себе зов призвания и не отступать от выбранного пути.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: