Письмо к женщине – анализ, основная тема и мысль, жанр

«Письмо к женщине» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – кому посвящено, образы, жанр

По мнению литераторов «Письмо к женщине» можно без преувеличения назвать ярчайшим примером любовной лирики Сергея Есенина. Стихотворение звучит как покаяние, обращённое к любимой. Но кроме наболевшего в его строках отражена увлечённость поэта судьбой родной страны. Автор словно иллюстрирует с помощью стихов одну из инновационных Доктрин Советского Союза — личное равно общественному. Достаточно внимательно прочитать краткий анализ «Письмо к женщине» по плану, чтобы выполнить разбор этого произведения на уроках литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Письмо к женщине.

История создания: стихотворение написано в 1924 и является обращением к бывшей супруге поэта Зинаиде Райх

Тема стихотворения: любовь к женщине и к родной стране

Композиция: в стихотворении выделены и разделены отточием две эмоционально полярные части — «прошлое» и «настоящее»

Жанр: письмо-поэма в стихах

Стихотворный размер: вольный ямб

Метафоры: «в ударе нежных чувств», «Земля (Россия) — корабль»

Эпитеты: «грустная усталость», «яростный попутчик»

Сравнения: «Я был, как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком»

Повторы: «Но вы не знали, что в сплошном дыму…»

Просторечия и вульгаризмы: «пьяный угар», «рвота»

История создания

Как и вся лирика Есенина, «Письмо к женщине» основано на реальных событиях и подразумевает обращение с исповедью к реальной женщине. Кому посвящено произведение, не для кого не секрет — Есенин писал к бывшей жене Зинаиде. В 1924 году она уже стала супругой Мейерхольда и была достаточно счастлива в браке. Новый муж любил детей Есенина как своих. Поэт же продолжал испытывать чувство вины перед детьми и их матерью. В качестве поэтического покаяния появилось «Письмо к женщине», где «тогда», о котором говорится в первой части, относится к 1919 году, а «сейчас», описанное во второй, к 1924 году. К этому же времени из творчества поэта постепенно пропали библейские образы.

Это поэтическое обращение филологи называют «поэмой» и причисляют его к качественно новому периоду литературной деятельности Сергея Есенина, когда он переосмыслил свои взгляды относительно будущего России. Название стихотворения звучит интимно и, несмотря на то, что имя адресата в нём не озвучивается, очень персонально. Оно посвящено теме поиска себя, который происходит на фоне реформ и перелома в стране. Благодаря форме письма, произведение звучит очень искренне. Поэт, он же лирический герой, обращается к некогда любимой женщине, при этом размышляет о прошлом, настоящем и будущем, своем собственным и своей Родины.

В стихотворении «Письмо к женщине» до последней строки идёт переплетение двух линий: взаимоотношения с женщиной и со своей родной страной. С женщиной, не желавшей понять и принять его бушующей души, поэт расстался. С обновившейся Родиной, напротив, стал находить «общий язык».

Главное, о чём хотел сказать поэт — он возмужал, признал свои ошибки в полной мере, раскаялся. Он просит прощения у женщины и признаёт свои заблуждения на общественном уровне: «Слава рулевому!»

Композиция

В стихотворении выделены 2 части. Поэт отделил их, противопоставил эмоционально и содержательно: «теперь» и «тогда». Между частями невооружённым взглядом можно заметить строгий контраст. В первой лирический герой скандалист, ведущий «шальную жизнь», а во второй он же, но преобразившийся, способный философствовать и размышлять о найденном смысле жизни.

Стихотворение написано в жанре письма. Если для прозы такое построение в 20-м веке было не ново, то в поэзии письмо получило популярность как раз в период Серебряного века. Есенин разностопным ямбом и перекрёстной рифмовкой добился ощущения прямого обращения и непосредственного рассуждения, а разделяя строфы лесенкой выгодно оттенил, подчеркнул ключевые слова. Таким образом, ненавязчиво концентрируя внимание читателя на наиболее важных моментах.

Средства выразительности

В стихотворении «Письмо к женщине» кроме необычного построения, автор использовал различные средства выразительности:

  • Для передачи настроения служат сравнения: «…Я был, как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком»;
  • Метафоры: «Земля (Россия) — корабль», «в ударе нежных чувств»;
  • И эпитеты: «грустная усталость», «прямая гуща», «яростный попутчик»;
  • Болезненное состояния народа подчёркнуто вульгаризмами и просторечиями: «….Ну кто ж из нас на палубе большой, не падал, не блевал и не ругался?…», «пьяный угар», «рвота»;
  • Важность и значимость определённых моментов выделены повторами: «Но вы не знали, что в сплошном дыму…» (дважды в тексте);

В завершении своего послания поэт просит прощения и с горечью признаёт, что не нужен, той к которой писал, желает счастья и подписывается простым знакомым:

«Письмо к женщине» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – кому посвящено, образы, жанр

История создания

Литературоведы считают произведение Есенина «Письмо к женщине» одним из самых ярких образцов любовной лирики этого поэта.
С одной стороны, творение глубоко личное: автор обращается в нем не к какому-то обобщенному женскому образу, а к бывшей супруге Зинаиде Райх, брак с которой был тяжелым для обоих партнеров.

Читайте также:
Комедия Недоросль - смысл названия, в чём заключается трагизм

С другой стороны, поэт затрагивает не только любовную тему, но и социальную, говоря про новую власть и ее особенности.

Произведение многопластовое, непростое. Написано было в 1924 году, когда автор переживал тяжелый душевный кризис.

По форме напоминает покаяние, в котором поэт признает собственные ошибки и понимает, что вернуть уже ничего невозможно.

Лирический герой, настроение

Анализ стихотворения «Письмо к женщине» требует понимания, кто является лирическим героем произведения. Можно ли полностью идентифицировать его с личностью Есенина, несмотря на то, что тот подписывает текст своим именем. Нет никакого упоминания о том, что автор «Письма» – поэт или же имеет хоть какое-то отношение к творчеству. «Роковые» события застают его уже сложившейся личностью, в то время как самому Есенину на момент революционных перемен было всего 22, а произведение написано в 29 лет. Это позволяет прийти к пониманию, что перед нами не сам поэт, а некое эпическое воплощение человека, ищущего свой путь на переломе исторических свершений.

У героя тонкая душа, не выдержавшая проверку на прочность. Он проходит через мучения, но «избегает падения с кручи». Настроение его меняется со временем, когда общественные преобразования становятся понятны. Главный лейтмотив гражданской лирической темы – тот факт, что всегда большое видится на расстоянии и принимается людьми спустя время. Находясь вдали от Родины, поэт сумел понять перемены. Но называя себя «попутчиком» Советской власти, автор подчёркивает свою некую отстранённость и даже чужеродность происходящим событиям. В этом есть определённая самоирония и политическая незрелость.

Автор написал это произведение, во-первых, чтобы рассказать о своих чувствах и о новом восприятии жизни. О том, что было тогда и что стало теперь. Ощущается истинное раскаяние, попытка объяснить свое внутреннее состояние в ту разгульную пору и в настоящее время, когда страсти улеглись.

Во-вторых, Есенин старался осмыслить и те социальные перемены, которые случились в жизни страны. Ведь поменялась власть, поменялось общество вокруг. Родились новые идеалы и взгляды.

Все это отражается в ткани произведения, где на основе личной трагедии автор раскрывает и то, что произошло в родной стране.

Система образов

Главный образ произведения — это образ женщины — художественной проекции бывшей супруги поэта Райх, ведь именно к ней обращается Есенин.

Она рисуется холодной, не понимающей, и автор открыто говорит «меня вы не любили», хотя ее называет любимой. Мы понимаем, что речь идет о безответных чувствах и тяжелых отношениях, в которых не было счастья.

Однако стихотворение наполнено и другими образами, иначе это был бы не имажинизм. Перед нами предстает корабль, попавший в бурю. Это и сам Есенин, не знающий и не понимающий, куда ведет его рок, и стремительно меняющаяся страна, охваченная революцией.

Автор рисует и образ загнанной лошади, с которой сравнивает самого себя – вот такой он был, ничего не понимающий, спешащий любить и чувствовать.

Есенин проводит невероятные сравнения, описывая свою жизнь как корабельный трюм, куда он спустился, чтоб не видеть кошмара и грязи происходящего наверху.

Вообще, все стихотворение – это один большой развернутый образ того, что происходило с автором в последние несколько лет.

Сюжет

Сюжет построен на рассказе о прошлом и анализе того, что происходит теперь.

Автор пытается объяснить любимой женщине, ушедшей от него, что он всегда пытался найти себя, не мог понять, что происходит вокруг – оттого и вел разгульный образ жизни, пропадая в кабаках.

Он сравнивает себя с кораблем, мечущимся в волнах бури. Но этот образ гораздо более глубок. Ведь и вся страна, подобно кораблю, переживала такой же мощный шторм.

Любимая женщина и Родина – две составляющие сюжета, тесно переплетенные друг с другом. И если с первой, не желавшей его понимать и принимать, лирический герой разорвал отношения, то со второй, такой же непредсказуемой и в чем-то неверной, он пытается примириться.

У женщины поэт искренне просит прощения, раскаиваясь и признавая ошибки. У Родины прощения не просит, но признает, что все перемены были правильными, и это выражается в восклицании «Слава рулевому!».

Темы и проблемы

  • Любовь и разлука. Лирический герой сожалеет об утраченном чувстве, горько сетует на то, что стал «ни капельки не нужен», что она и не любила его, и не осознавала, как он страдает за судьбу отечества. Ему и обидно, и больно, потому что он осознает свою вину перед дамой сердца, которая покинула его, основываясь на несходстве их характеров. Они были противоположны, причем настолько, что после неудачного романа с поэтом красавица предпочла «серьезного и умного мужа». Однако такой страсти в ее жизни уже не будет, она от нее устала, как и тот, кто посвящает ей прощальные строки.
  • Революция. Страну Есенин сравнивает с кораблем: народу он определил место в трюме (кабаке), рулевой и матросы – «крепкие» люди, видимо, большевики, захватившие власть и направившие страну «в гущу бурь и вьюг» (в гражданскую войну, надо полагать). Он же не знает, куда ему примкнуть, в этом и причина его внутреннего кризиса. Он, видимо, из тех, кто «крепок в качке оставался», раз не хочет «смотреть людскую рвоту», то есть самому ему на палубе не плохо, но видеть то, как тяжело другим, он не в силах. В кабаке он пытается забыться, как и многие потерянные сами для себя люди, не нашедшие правды ни на одной из воюющих сторон.
  • Новая власть. «Лошадь, пришпоренная смелым ездоком» — это прямое указание на давление, которое испытывает поэт в новой России. Чиновники стремились подмять искусство под свою идеологию, и Есенин чувствовал это принуждение на себе, когда начала заявлять о себе «линия партии», когда появилась цензура, когда стихотворения и поэмы стали делаться «на заказ» в канун праздников и памятных дат. Не случайно он называет себя «попутчиком» и с иронией сообщает, что воздает хвалу рулевому. В такой ситуации Сергей Александрович осознавал свою беспомощность и заливал это осознание алкоголем. «Шальная жизнь» облегчала его груз ответственности: с балагура и пьяницы власти и спросить было нечего. Отсюда его упреки в адрес возлюбленной: она не знала, каково ему выносить этот гнет. Даже свою критику власти он глубоко упрятал в любовное послание – настолько закрутились гайки к 1924 году.
Читайте также:
Стихи на 9 мая - о войне до слез советских поэтов, о героях России

Средства художественной выразительности

Автор использует множество средств художественной выразительности:

  • эпитетов : «шальная жизнь», «людское сонмище».
  • метафор: «развороченный бурей быт», «морская гладь».
  • сравнение: «как лошадь, загнанная в мыле».

Также поэт использует прием антитезы, ярко противопоставляя первую часть стихотворения второй.

Чтобы подчеркнуть глубину морального падения лирического героя, Есенин использует такие просторечные слова и выражения, как «пьяный угар», «рвота». Это добавляет произведению эмоциональности.

«Письмо к женщине» С.Есенин

«Письмо к женщине» Сергей Есенин

Вы помните, Вы всё, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне. Вы говорили: Нам пора расстаться,

Что вас измучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, А мой удел — Катиться дальше, вниз. Любимая! Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском Я был как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком. Не знали вы, Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму — Куда несет нас рок событий. Лицом к лицу Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье. Когда кипит морская гладь — Корабль в плачевном состояньи. Земля — корабль! Но кто-то вдруг За новой жизнью, новой славой В прямую гущу бурь и вьюг Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой Не падал, не блевал и не ругался? Их мало, с опытной душой, Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я, Под дикий шум, Но зрело знающий работу, Спустился в корабельный трюм, Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был — Русским кабаком. И я склонился над стаканом, Чтоб, не страдая ни о ком, Себя сгубить В угаре пьяном.

Любимая! Я мучил вас, У вас была тоска В глазах усталых: Что я пред вами напоказ Себя растрачивал в скандалах. Но вы не знали, Что в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, Что не пойму, Куда несет нас рок событий…

Теперь года прошли. Я в возрасте ином. И чувствую и мыслю по-иному. И говорю за праздничным вином: Хвала и слава рулевому! Сегодня я В ударе нежных чувств. Я вспомнил вашу грустную усталость. И вот теперь Я сообщить вам мчусь, Каков я был, И что со мною сталось!

Любимая! Сказать приятно мне: Я избежал паденья с кручи. Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик. Я стал не тем, Кем был тогда. Не мучил бы я вас, Как это было раньше. За знамя вольности И светлого труда Готов идти хоть до Ла-Манша. Простите мне… Я знаю: вы не та — Живете вы С серьезным, умным мужем; Что не нужна вам наша маета, И сам я вам Ни капельки не нужен. Живите так, Как вас ведет звезда, Под кущей обновленной сени. С приветствием, Вас помнящий всегда Знакомый ваш Сергей Есенин.

Анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине»

В жизни Сергея Есенина было множество женщин, однако далеко не ко всем он испытывал теплые и нежные чувства. Среди них – Зинаида Райх, первая супруга поэта, которую он бросил ради своего нового увлечения. Примечательно, что Есенин расстался с этой женщиной в тот момент, когда она ожидала второго ребенка. Впоследствии поэт раскаивался в своем поступке и даже взял на себя обязательства финансово обеспечивать бывшую супругу и двух детей.

Читайте также:
Братья Карамазовы краткое содержание - читать онлайн бесплатно

В 1922 году Зинаида Райх повторно выходит замуж за режиссера Всеволода Мейерхольда, который вскоре усыновляет детей Есенина. Однако поэт не может себе простить того, как поступил со своей супругой. В 1924 году он посвящает ей стихотворение-покаяние под названием «Письмо к женщине», в котором просит у бывшей жены прощение. Примечательно, что из контекста этого произведения следует, будто бы именно Зинаида Райх настояла на разрыве отношений с Есениным, хотя после развода с поэтом она вынуждена была некоторое время лечиться в клинике для душевнобольных, так как расторжение брака стало для нее настоящим крахом. Впрочем, знакомые этой пары утверждали, что уже в тот момент Райх умело пользовалась своими актерскими способностями, разыгрывая сцены, одну из которых и описывает в своем стихотворении поэт. «Вы говорили: нам пора расстаться, что вас измучила моя шальная жизнь», — отмечает Есенин. И, судя по всему, именно подобные фразы укрепили его в намерении развестись. Кроме этого, по воспоминаниям очевидцев, поэт не мог простить свое избраннице давний обман: Райх солгала, что до свадьбы у нее не было мужчины, и подобное лукавство стало первым шагом к разрыву отношений. Есенин не терзался ревностью, хотя и признавался, что ему было больно узнать правду. Однако постоянно задавался вопросом, зачем же эта женщина скрыла правду. Поэтому неудивительно, что в стихотворном послании к ней звучит следующая фраза: «Любимая! Меня вы не любили». Она не является случайной, потому что слово любовь является для поэта синонимом доверия, которого не было между ним и Зинаидой Райх. В этих словах нет упрека, а присутствует лишь горечь от разочарования, так как Есенин только теперь осознает, что связал свою жизнь с совершенно чужим для него человеком. Он действительно пытался строить семью и рассчитывал на то, что она станет для него надежным убежищем от житейских невзгод, Но, по словам поэта, оказалось, что он «был, как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком».

Понимая, что его семейная жизнь рушится, поэт был уверен, что «корабль в плачевном состоянии» и скоро пойдет ко дну. Под морским судном он подразумевает себя самого, отмечая, что пьяные скандалы и дебоши являются следствием неудачного брака. Его будущее предрешено Зинаидой Райх, которая пророчит поэту смерть в пьяном угаре. Но этого не происходит, и спустя годы Есенин в стихотворении хочет рассказать бывшей супруге, каким он стал на самом деле. «Сказать приятно мне: я избежал паденья с кручи», — отмечает поэт, подчеркивая при этом, что стал совершенно другим человеком. Со своими нынешними взглядами на жизнь автор чувствует, что уже вряд ли стал бы мучить эту женщину изменами и упреками. Да и сама Зинаида Райх изменилась, о чем Есенин говорит открыто: «Не нужна вам наша маета и сам я вам ни капельки не нужен». Но поэт не держит зла на эту женщину, которая нашла свое счастье в жизни. Он прощает ей и обиды, и ложь, и презрение, подчеркивая, что судьба развела их в разные стороны. И в этом не следует никого винить, так как у каждого из них – свой путь, свои цели и свое будущее, в котором они никогда уже не смогут быть вместе.

Анализ “Письма к женщине” Сергея Есенина

Сергей Есенин – личность магическая. Выходец из крестьянской семьи, он был не только знатоком народной души, но и удивительно тонким лириком, пропустившим через своё сердце главную свою любовь – к Родине, которую застал в один из самых переломных моментов её истории. Тема статьи – «Письмо к женщине» Есенина, анализ которого будет состоять из трёх аспектов: историко-биографического, лингвистического и литературоведческого.

Сведения об авторе, история создания

В стихотворении переплелось личное, почти интимное, и общественное – осмысление отношения к Советской власти и новым временам. Литературоведы часто называют произведение поэмой, столь большую нагрузку несёт оно по значимости в творчестве поэта. Год его написания – 1924-й. Это произошло незадолго до смерти (1925), когда Сергей Есенин уже впитал в себя трагическое мироощущение имажинистов и сумел передать как душевное смятение, так и изменение своего восприятия перемен в стране, называя себя «попутчиком» нового строя.

Анализ стиха «Письмо к женщине» невозможен без понимания, к кому обращается поэт. Большинство исследователей творчества Есенина считают адресатом Зинаиду Райх, единственную женщину, которую тот искренне любил. Она была его венчанной женой, с ней он официально расстался в 1921 году. Но фактически оставил её уже в конце 1919-го ради нового увлечения. В то время, когда актриса ждала его второго ребёнка – сына Константина.

Читайте также:
Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита - анализ, описание

В 1922-м Райх вышла замуж за режиссёра, чьё имя известно каждому любителю театра – Всеволода Мейерхольда. Тот взял на себя все заботы о детях Есенина. Через два года поэт пытается разобраться в случившемся и словно просит прощения у женщины. Когда-то Зинаида Райх бросила поэту, что того ждёт смерть «в пьяном угаре». Его стихи – это ответ той, чьё пророчество, по его мнению, не сбылось.

Жанр и тематика произведения

Открытое письмо как форма поэтического произведения – это жанр, характерный для Серебряного века. Великий А. Пушкин писал посвящения, С. Есенин – обращение, назвав его «письмом» и ведя диалог с некогда любимой женщиной. Аналогичный приём использовал В. Маяковский, чуть позже – А. Вознесенский. Это привносит в произведение лиризм и позволяет автору раскрыть читателю свою душу, передать мироощущение.

Анализ «Письма к женщине» позволяет увидеть, что стихи начинаются с воспоминаний и носят очень личный характер. По сути, это поэтическое покаяние. Сцена расставания является отправной точкой, а вопрос автора начинается с того, помнит ли это событие любимая женщина. И сам же утвердительно отвечает, что, конечно, да. Слишком много страданий это принесло обоим.

Но за лирическим произведением виден мощный пласт общественных событий. Поэт говорит о России в эпоху грандиозных революционных перемен, сравнивая её с морским кораблём, испытывающим сильную качку. Во время таких переломных моментов более всего страдают люди, которые не всегда выдерживают проверку на прочность. Эта линия относит произведение к лучшим образцам гражданской лирики.

Сюжет и композиция

Не все лирические произведения имеют сюжетную линию. Здесь же она чётко просматривается. Все события выстраиваются в два временных блока: «тогда» и «теперь». Анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине» требует знания содержания. Краткий перечень описываемых событий предлагается далее:

  • Расставание. Причём инициатором была женщина, бросавшая резкие слова в адрес поэта, стоявшего у стены. Этот факт вызвал у ряда исследователей сомнения, что стихи посвящены Зинаиде Райх. Ведь всем известно, что инициатором разрыва был сам Есенин. Но стихи не являются автобиографическим фактом. Это, скорее, эмоциональное восприятие пережитых событий.
  • Ответ поэта на предъявленные обвинения в «шальной жизни». Объяснения касаются душевного разлада и той трагедии, которая случилась в стране: известная и понятная Родина ушла в безвозвратное прошлое, а на её место пришло нечто новое и неизведанное. Россию поэт сравнивает с кораблём во время качки, а себя – с лошадью, «загнанной в мыле».
  • Горестные размышления о том, что женщина не понимала его, а значит, не любила по-настоящему. Именно тревожные события загнали поэта «в трюм», или в кабак, где он решил сгубить себя «в угаре пьяном».
  • Осознание произошедших перемен. Теперь поэт в ином возрасте, когда всё чувствует и понимает по-другому. Он приветствует изменения в стране и словно отчитывается перед любимой женщиной, утверждая, что её страшные предсказания не сбылись. С новой властью он готов идти «до Ла-Манша».
  • Финальная часть – очень личная. Она напоминает пушкинские строки «Я вас любил…», ибо поэт просит прощения у любимой женщины. Он принимает, что у неё другая жизнь, серьёзный муж, а он отныне стал для неё просто знакомым.

Лирический герой, настроение

Анализ стихотворения «Письмо к женщине» требует понимания, кто является лирическим героем произведения. Можно ли полностью идентифицировать его с личностью Есенина, несмотря на то, что тот подписывает текст своим именем. Нет никакого упоминания о том, что автор «Письма» – поэт или же имеет хоть какое-то отношение к творчеству. «Роковые» события застают его уже сложившейся личностью, в то время как самому Есенину на момент революционных перемен было всего 22, а произведение написано в 29 лет. Это позволяет прийти к пониманию, что перед нами не сам поэт, а некое эпическое воплощение человека, ищущего свой путь на переломе исторических свершений.

У героя тонкая душа, не выдержавшая проверку на прочность. Он проходит через мучения, но «избегает падения с кручи». Настроение его меняется со временем, когда общественные преобразования становятся понятны. Главный лейтмотив гражданской лирической темы – тот факт, что всегда большое видится на расстоянии и принимается людьми спустя время. Находясь вдали от Родины, поэт сумел понять перемены. Но называя себя «попутчиком» Советской власти, автор подчёркивает свою некую отстранённость и даже чужеродность происходящим событиям. В этом есть определённая самоирония и политическая незрелость.

Изобразительные средства

Анализ «Письма к женщине» раскрывает необычность построения стихотворения. Это несколько вольный ямб, создающий впечатление сиюминутного рассуждения автора. Читатель словно присутствует при непосредственном написании героем письма, когда тот не слишком заботится о форме изложения. В то же время строфы разбиваются лесенкой, позволяющей выделять ключевые слова и концентрировать внимание на значимых моментах: «любимая», «Земля – корабль», «простите мне», «лицом к лицу лица не увидать».

Читайте также:
Судьба Григория Мелехова в романе "Тихий дон", жизненный путь главного героя, характер и отношение к войне, предопределенность трагической судьбы

Поэт использует яркие сравнения, метафоры, позволяющие придать произведению максимальную выразительность: «кабак – трюм», «быт, развороченный бурей», лирический герой – «загнанная лошадь». Красочные эпитеты словно рисуют картинку происходивших событий: «шальная жизнь», «яростный попутчик», «пьяный угар», «светлый труд». Но даже в этом примере видно, какими разными красками поэт рисует время «тогда» и «теперь».

Для передачи болезненного состояния людей, которые попали в «шторм» революционных перемен, автор использует просторечия и вульгаризмы. Наиболее яркие – «блевал», «людская рвота», «сонмище людское». Анализ «Письма к женщине», как и любого другого произведения, требует личного отношения читателя к литературному труду.

В заключение

Время перемен – это всегда проверка на прочность. Её не выдерживают многие, а наблюдать человеческую слабость очень непросто. Лирический герой, человек тонкой душевной организации, запутался в происходящих революционных переменах, спрятавшись в кабаке. Анализ “Письма к женщине” приводит к пониманию, что любимая не приняла и не поняла его состояния, она выбрала иной путь. В этом её право. Но именно перед ней отчитывается герой, который пережил метания и принял новую жизнь. Он не «сорвался с кручи», но всё равно вызывает искреннее сочувствие, потому что у любимой им женщины другая жизнь, новый муж. У них нет совместного будущего, и это вызывает лёгкую грусть. Большие события стали причиной ещё одной разбитой судьбы.

Образ и характеристика Чичикова — героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Николай Васильевич Гоголь в своей поэме «Мёртвые души» первым из русских писателей показал нового «героя времени» — приобретателя. Это особый тип русского человека, появившийся в эпоху вступления России на путь капиталистического развития. Образ Чичикова стоит в центре поэмы и является связующим для образов других героев этого произведения.

Портрет Чичикова: описание внешности, возраст, одежда

Центрального персонажа поэмы автор обезличил, не представил портрета его внешности, отметив только, что этот господин «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок». Такая усреднённая внешность дополняется тем, что возраст Чичикова тоже средний: об этом герое «нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Этот господин в дороге носил картуз, на шее у него была повязана шерстяная косынка радужных цветов. Собираясь на вечеринку к губернатору, он надел фрак брусничного цвета с искрой (это был его любимый цвет для фрака).

Речевая характеристика

Чичиков знает, как нужно разговаривать с людьми, чтобы получить от них то, что ему нужно. На губернаторской вечеринке он всех очаровал именно своей речью и вежливыми манерами. Даже спорил он, играя в карты, очень приятно, например, говорил не «вы пошли», а «вы изволили пойти» и тому подобное.

Говорил Чичиков степенно, «ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует», мог поддерживать разговор на любую тему.

Происхождение. Воспитание. Образование. Род занятий

Биография Чичикова представлена в последней главе первого тома поэмы. Имя Чичикова — Павел Иванович, по происхождению он дворянин. Детство его прошло скучно, без друзей. Отец его был небогатым помещиком, сначала сына обучал он сам, а затем отвёз Павлушу в город к родственнице и устроил учиться в училище. Прощаясь, отец дал ему наказ не повесничать, угождать учителям и начальникам, водиться только с теми товарищами, которые побогаче. «Береги и копи копейку… всё прошибёшь на свете копейкой», — это было самое главное наставление отца Павлуши. Этот наказ он помнил всю жизнь и старался ему следовать. Финансовая карьера Чичикова началась с полтины меди, данной ему отцом. Мальчик пустился на разные спекуляции, например, во время занятий продавал подороже пряники и булки голодным одноклассникам. Павлуша накопил 5 рублей, зашил их в мешочек и стал копить в другой.

В училище Павел угождал учителю, на занятиях сидел очень благонравно, тихо, так как учитель любил тишину. С успехом окончив училище, Чичиков поступил на службу в казенную палату. Там он смог получить доверие начальника, стал ухаживать за его некрасивой, немолодой дочерью. Когда начальник выхлопотал ему очень выгодное место на службе, Чичиков перестал ухаживать за его дочерью и уже не говорил о свадьбе.

На службе он пускался в сомнительные сделки, однажды попался, и ему пришлось переехать в другой город. Он смог устроиться в таможню и разбогател, участвуя в контрабанде. На него донесли, он попал под суд, но ему удалось сохранить часть денег и с помощью лести и взяток избежать уголовного суда.

Затем Чичикова осенила идея скупать мёртвые души, то есть тех крестьян, которые числились по ревизской сказке, но уже умерли. Он решил их купить на выезд в Херсонскую губернию, где земли отдавались даром. Эти мёртвые души он хотел заложить в опекунский совет как живые и получить за это крупные деньги. С тех пор Чичиков ездил по России в те места, которые пострадали от неурожаев, смертности, несчастных случаев, и скупал мёртвые души. К тому времени он имел чин коллежского советника, «чин не слишком большой и не слишком малый».

Характер

Н. Г. Чернышевский о Чичикове сказал, что «это характер самый трудный». Действительно, его характер не исчерпаешь одним определением, и этим Чичиков отличается от других персонажей, описанных в поэме.

Читайте также:
Наставление отца Чичикова в поэме Мертвые души

Чичиков удивительно многолик и гибок: он льстив, вкрадчив, но когда нужно, настойчив, высокомерен. Чичикову присущи и положительные, и отрицательные черты характера. К положительным можно отнести следующие:

  • целеустремлённость;
  • энергичность;
  • способность к быстрым, решительным действиям;
  • общительность;
  • знание людей;
  • любознательность;
  • осмотрительность, осторожность;
  • практичность, бережливость;
  • здравый смысл;
  • терпение, усердие.

Многие хорошие качества его личности трансформируются в отрицательные. Например, целеустремлённость и практичность в этом герое превращаются в плутовство, общительность — в лесть, знание людей — в использование их слабостей для своих целей. Все свои качества Чичиков использует для достижения главной жизненной цели — стать богатым любой ценой. Он безнравственный, нечистый на руку человек. Для собственной выгоды он не признаёт никаких морально-нравственных преград, и это приводит к омертвению его души.

Смысл жизни Чичиков видит в приобретательстве. В погоне за богатством этот человек утратил понятия о порядочности, совести, чести, в нём нет «живой» души.

Заключение

Образ Чичикова, который по определению Гоголя, «подлец-приобретатель», — это образ человека с богатейшими потенциальными возможностями. Они не могут реализоваться без нравственной основы, без высокой цели, поэтому и Чичикова можно назвать мёртвой душой.

Характеристика образа Чичикова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Что такое воспитание на примере чичикова. Жизненный путь Чичикова (по поэме Гоголя «Мертвые души»). Годы в училище

Детские воспоминания

По сути, у маленького Павлуши даже не было настоящей семьи: всё, что он помнил – всегда больной, недовольный отец, который заставлял сына заниматься грамотой и чистописанием, часто ругал и наказывал мальчика. О матери Павлуши ничего не известно из повествования, а отец не умел или не желал проявлять чувств по отношению к сыну, редко разговаривал с ним. Лишённый ласки и любви ребёнок рос нелюдимым и замкнутым.

Будучи уже совсем взрослым, Чичиков так и не научится чувствовать к людям привязанность, ведь он не видел этого в собственной семье. Убогая обстановка в простом доме, которым владел обедневший дворянин – отец Павлуши – способствовала формированию такого же ограниченного внутреннего мира мальчика. В воспоминаниях Павлуши остался неуютный дом, убогая обстановка и отчуждённость единственного родного человека – отца. Кратко детские годы Чичикова можно охарактеризовать, как тяжёлое и безрадостное время, которое оказало серьёзное влияние на его характер.

Детство Павла Ивановича Чичикова

Мировоззрение человека формируется еще в юном возрасте, поэтому многие его поступки в зрелом возрасте можно объяснить, хорошо изучив биографию. Чем руководствовался, зачем собирал мертвые души, чего этим хотел добиться — на все эти вопросы отвечает Детство героя нельзя назвать счастливым, его постоянно преследовали скука и одиночество. Ни друзей, ни развлечений не знал в юные годы Павлуша, он делал однообразную, нудную и совершенно неинтересную работу, выслушивал упреки больного отца. Автор даже не намекнул о материнской ласке. Из этого можно сделать один вывод — Павел Иванович желал наверстать упущенное, получить все те блага, которые ему были недоступны в детстве.

Но не стоит думать, что Чичиков бездушный сухарь, думающий лишь о своем обогащении. Он был добрым, активным и чутким ребенком, тонко воспринимающим окружающий мир. Тот факт, что он часто убегал от няни, дабы исследовать невиданные ранее места, указывает на любознательность Чичикова. Детство сформировало его характер, научило добиваться всего самостоятельно. Отец учил Павла Ивановича копить деньги и угождать начальникам и богатым людям, а он эти наставления воплощал в жизнь.

Детство и учеба Чичикова были серыми и неинтересными, он всячески пытался выбиться в люди. Сначала он угождал учителю, чтобы стать любимым учеником, затем пообещал начальнику жениться на его дочери, чтобы получить повышение, работая на таможне, убеждает всех в своей честности и непредвзятости, а сам на контрабанде наживает себе огромное состояние. Но все это Павел Иванович делает не со злого умысла, а с единственной целью — воплотить в жизнь детскую мечту о большом и светлом доме, заботливой и любящей супруге, кучке веселых ребятишек.

Отъезд в город и отцовский наказ

В один из дней отец увёз мальчика в город, чтобы устроить в училище. Они остановились у дальней родственницы, что позволяло отцу значительно сэкономить на жилье, которое необходимо на время получения образования. Перед отъездом домой он дал сыну наставления для дальнейшей жизни. Именно в нём раскрывается философия жизни “чичиковых”.

Читайте также:
«Кондуит и Швамбрания» краткое содержание книги Льва Кассиля, анализ произведения, главные герои повести

Нужно заметить, что отец не особо верил в ум и талант своего чада, поэтому прямо наказал сыну в школе угождать начальству и тогда даже без особого дарования в науках он будет всегда первым. Вместо слёз при расставании родитель сухо изложил основные законы жизни современного общества: дружить с теми, кто побогаче, не угощать других, а вести себя так, чтобы угощение предлагали тебе сами. Важным момент – беречь деньги, они открывают все двери. После этого он уехал и больше уже никогда не виделся с сыном. Он умер, когда Павлуша заканчивал училище.

Отношение автора к герою

Есть предположение, что в последующих томах Гоголь планировал перевоспитать Чичикова, заставить его раскаяться в своих поступках. Павел Иванович в поэме не противопоставляется помещикам или чиновникам, он — герой капиталистической формации, «первонакопитель», который пришел на смену дворянству. Чичиков — умелый делец, предприниматель, который ни перед чем не остановится для достижения поставленных целей. Афера с мертвыми душами не удалась, но ведь и наказания никакого не понес Павел Иванович. Автор намекает, что в стране есть огромное число вот таких вот чичиковых, и останавливать их никто не желает.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

  • Собакевич — характеристика героя романа «Мертвые души»
  • Коробочка («Мертвые души»): характеристика по плану
  • Отношение Чичикова к Манилову. Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» была написана в конце 40-х годов XIX века. В этом произведении Гоголь изображает общество России того времени, все недостатки самодержавно-крепостнической России. Главным героем поэмы является дворянин Павел Иванович Чичиков. Вышел он из столбовых или личных дворян — это нам не известно. Получил он скромное образование, но за счет своих «прекрасных» способностей продвигался по службе, хотя долго на одном месте не засиживался.

Родители Павла Ивановича Чичикова принадлежали к разорившемуся

Дворянству и жили далеко от города в своем заброшенном имении. Все свое детство Чичиков провел у себя дома — «никуда не езживал и не хаживал». Жизнь его шла очень тускло и незаметно. Отец, больной человек, всегда говорил ему: «Не лги, послушенствуй старшим и носи добродетель в сердце».

Так и прошло девять лет. Одним весенним утром на старенькой кляче отец отвозит Павлушу в город, учиться в классы. Отсюда и начинается самостоятельная жизнь нашего героя.

Перед отъездом отец Павла Ивановича дал ему наставление на всю жизнь. Они стали «молитвой» его жизни: «Смотри-же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат, а если уже пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Береги и копи копейку, она не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой.» Эти наставления отца Чичиков никогда не забывал в жизни, он следовал им везде и всегда, они стали целью и стимулом его никчемной жизни, ибо в сердце этого человека с детства вошли только корысть, деньги и себялюбие.

С другого же дня Павлуша начал ходить в училище. Особенных способностей к какой-нибудь из наук у него не было, но зато оказались у него совершенно иные способности, с практической стороны. С первого же дня он начал исполнять наставления отца: дружил только с богатыми, был первым любимчиком, «на уроках сидел он так смирно, что никто не мог так просидеть и минуты — за это его очень любили учителя. Со звонком он вскакивал, подавал учителю портфель, а потом раз пять встречался ему в коридоре, здоровался и низко кланялся».

С первых же дней Чичикова заинтересовал и материальный вопрос. Он начинает копить деньги. То слепит из воска фигурку и выгодно продаст ее или на базаре или среди товарищей, то накупит пряников и ждет, пока у товарищей желудок стянется, а потом уж «четыре шкуры сдерет» за него. Деньги складывал он в мешочек. Когда набиралось их до пяти рублей, Чичиков сшивал его и начинал копить в другой.

Когда наш герой вышел из училища, он сразу же принялся за работу. День и ночь он работал, спал в канцелярских комнатах на столах, обедал со сторожами, но при этом всегда сохранял опрятность.

Чичикова заметило начальство, и его направили к одному старому повытчику под руководство. Все время Павел Иванович угождал своему наставителю и стал «сыном» ему. Он обещал жениться на дочери повытчика. Старый чиновник дал рекомендацию Чичикову, и тот тоже получил чин повытчика. Это и нужно было Павлу Ивановичу. Он перестал ходить к своему «покровителю» и не думал о женитьбе на его дочери. Чичиков стал знаменитым чиновником. На службе он брал взятки, да и казна не оставалась без внимания нашего героя — он добрался и туда. Теперь ходил он очень модно и богато одетым. Но вдруг, на место прежнею начальника-тюфяка был прислан новый человек военный, Строгий, враг взяточников и всего, что зовется неправдой. Он быстро разобрался в делах, и Чичиков был выгнан со службы.

Читайте также:
Сочинение Нет уз святее товарищества по произведению Тарас Бульба

Через некоторое время Чичиков поступает на службу в таможню. Там он тоже «грабит» людей и государство, но при этом работает очень хорошо. Начальство говорит о нем: «Это черт, а не человек.»

При проверке дел в таможне было найдено множество недостатков. Многие чиновники были арестованы. Видя это, Чичиков сам уходит со службы. «У него остается тысяч десять деньгами, небольшая бричка, два крепостных человека», — все, что сумел «сколотить» такими усилиями себе Павел Иванович.

Прошло время. Чичиков опять живет в «нищенских условиях, ходит в одном сюртуке и носит грязные рубашки». Однажды ему повезло, и он устраивается на службу поверенным, где снова проводит свои аферы и скрывается.

Опять Павел Иванович в дороге. Так и приводит она его в место действия романа. Здесь Чичиков решил прокрутить еще одно дельце: он хочет скупить у помещиков умерших крепостных, мертвые души, которые числятся по ревизской

После знакомства с городом, его отцами-чиновниками, посещения всевозможных обедов и балов, Чичиков отправляется в путешествие по помещикам, чтобы привести в исполнение свой замысел по покупке мертвых душ.

Первым из помещиков Чичиков посещает Манилова, слащавого, сентиментального человека, всегда мечтающего о различных небылицах. Потом он посещает тупоголовую помещицу Коробочку, Ноздрева — лихача и кутилу, Собакевича — крепкого хозяина, Плюшкина — скрягу и морально мертвого человека. Во всех этих домах Чичиков ведет себя по-разному, приобретая любыми путями и средствами мертвые души. Манилов просто дарит их нашему герою «из любви и уважения к нему». Коробочка продает души только потому, что боится нечистой силы, которой припугнул ее наш делец. Собакевич тоже продает умерших крестьян, но не из боязни, а из-за своей выгоды. И Плюшкин продает крестьян «боясь за каждую копейку». Только у Ноздрева ничего не приобретает Павел Иванович, а вместо того чуть не попадает под руку пьяного помещика, затем по той же причине и поспешно покидает город N.

Вот и все, что известно нам о жизни нашего героя. Прочитав поэму Гоголя, мы можем сказать о ее главном герое как о человеке низком и подлом, изворотливом и беспринципном. Да, это не идеал для подражания. Но …Павел Иванович Чичиков — типичный представитель нового вида буржуазного дельца крепостнической России первой половины XIX века.

Нельзя только самому Чичикову ставить в вину его поведение (хотя оно в большой степени зависит от самого человека). Здесь значительную роль играет само время, ход истории.

Н. В. Гоголь показал в «Мертвых душах» лицо России того времени, когда деградирует дворянство как класс, когда на первое место в жизни приходят новые люди — дельцы-приобретатели, люди, чьи помыслы низки, в чьем сердце не осталось ничего человеческого, кроме наживы, личной выгоды.

В своей поэме писатель разоблачает крепостническую Россию (Чичикова, помещиков, чиновников), жизнь которой измеряется только деньгами, где покупают мертвых, где продаются живые. И правят всем этим «мертвые души» — люди без души и сердца. «Куда же мчишься ты, Русь-тройка, к чему стремишься, если ты мертва и живут у тебя только мертвые?» — задает вопрос Гоголь своим читателям. Свою поэму Гоголь и писал, стараясь оживить Россию и оградить ее от Чичикова и ему подобных.

Поэма «Мёртвые души» включает в себя три звена. Третье из них целиком посвящено рассказу о детстве и жизни ключевого персонажа — П. И. Чичикова.

Годы в училище

Учёба давалась мальчику хорошо, хотя особых успехов он не достиг, зато точно понял, что нужно делать, чтобы иметь отличные отметки. Учитель требовал тишины, дисциплины и умения сидеть ровно, не двигаясь. Павлуша быстро научился этому мастерству, даже когда дети щипали его, он держался невозмутимо. Его тетради были аккуратными, вещи опрятны и чисты, а все мысли направлены на преумножение “капитала”, который оставил ему отец.

Чтобы долгими вечерами потратить время с пользой, Павлуша надрессировал мышь, которую поймал в доме, таким образом, что она выполняла некоторые команды. Он продал её в школе за очень хорошие деньги. Такая изобретательность мальчика обусловлена его желанием заработать во чтобы то ни стало. Он пробовал себя в творчестве – сваял фигурку снегиря из воска, раскрасил её и выручил за такую поделку приличные для ребёнка деньги. Свои сбережения мальчик зашивал в мешочки и прятал, чтобы не потратить. Отличаясь наблюдательностью и предприимчивостью, Павлуша зарабатывал также на том, что замечая тех одноклассников, которые очень проголодались, предлагал им купить у него пирожок. Друзья с радостью соглашались.

Читайте также:
Смысл названия пьесы "Гроза" ℹ образная символика, текст сочинения 10 класс, многозначность названия произведения Островского

Детство героя научило его совсем недетским вещам: экономии, отказу от лакомств, поиску способов заработка, умению угождать, льстить, быть неискренним. Дружить Чичиков так и не научился, открытость и доброта не входили в его привычки, скорее даже мешали. Не имея никаких родственников, без поддержки и дружеских отношений, мальчик руководствовался собственными принципами, которые стали основой его жизни и во взрослом возрасте. Этот период закончился вместе с учёбой и известием о смерти отца, его небольшое наследство стало стартовым капиталом в начале взрослой жизни Павла Ивановича.

Автор уделяет целую главу для описания истории жизни Чичикова, чтобы читатель мог понять, почему герой стал таким безнравственным, лицемерным, меркантильным, неспособным на дружеские отношения и любовь.

Настоящее «Я» персонажа

Можно было бы подумать, что Павел Иванович — прекрасный психолог и актер, поскольку он с легкостью подстраивается под нужных ему людей, мгновенно угадывает их характер, но так ли это на самом деле? Герой так и не смог приспособиться к Ноздреву, потому что бесцеремонность, наглость, фамильярность ему чужды. Но и здесь он пытается приспособиться, ведь помещик невероятно богат, отсюда и обращение на «ты», хамский тон Чичикова. Детство научило Павлушу угождать нужным людям, поэтому он готов переступить через себя, забыть о своих принципах.

В то же время с Собакевичем Павел Иванович практически не притворяется, потому что их объединяет служение «копейке». И с Плюшкиным имеет некоторую схожесть Чичиков. Персонаж сорвал со столба афишу, прочитав ее дома, сложил аккуратно и положил в ларчик, в котором хранились всякие ненужные вещи. Такое поведение очень сильно напоминает Плюшкина, склонного к накопительству разного хлама. То есть сам Павел Иванович не так уж и далеко отошел от тех же помещиков.

Краткая биография Чичикова в поэме «Мертвые души» Гоголя

Биография главного героя Павла Ивановича Чичикова отодвинута автором в конец поэмы. Читатель узнает обо всех похождениях помещика в городе NN, но еще не знает, как могли появиться в голове мужчины такие мысли, откуда пришла странная идея покупки «мертвых душ».

Происхождение героя

Павлуша Чичиков родился в семье обедневшего дворянина. Неизвестно, какого происхождения были родители: столбовые дворяне или личные. По словам Гоголя, «темно и скромно» было происхождение предприимчивого человека. Удивительно, что классик ничего не говорит о матери Павла. В этом есть глубинный смысл. Сложно представить характер матери, которая могла создать такое бездушное и скрытное существо. Можно порассуждать, отчего могла женщина уйти так рано из жизни, почему не оставила в душе святости и уважения к загробной жизни.

Отец – бедный и больной мужчина. У семьи нет дворянского привычного особняка. Герой живет в старом крестьянском домике. В нем все маленькое: окна, комнаты (горенка). Убогость интерьера легко представить: окна не отворялись ни летом, ни зимой. Как и когда обеднела семья? Ближе всего – образ Манилова. Безделье, возможно, привело к потере поместья.

Иван Чичиков постоянно вздыхал, ходил по комнате и плевал в песочницу, стоявшую в углу. Других описаний дома, где провел детство Павлуша, нет. Отношения между отцом и сыном были напряженными. Больной старец не умел быть ласковым. Он ведет себя строго и жестко, возможно причиной этому была болезнь, а может обида на судьбу и недостаток средств.

Годы учебы

Как и положено дворянам, в определенный возраст отец отправил сына в городское училище. Значит, какие-то финансы у отца все же были. Павел получает возможность вырваться из нищеты, получив образование. Отец оставил сына у родственницы и уехал в деревню, больше они не виделись. Жизнь у родни, хотя и дальней, позволила мальчику научиться экономии и бережливости.

Павел учится прилежно. У него нет таланта и гениальности отличника, но есть усердие, терпение и практичность. Особые умения мальчика:

    Смирно сидит на лавке.

Не выказывает остроумия.

Умело соблюдает тишину.

Не шевелит глазами, не двигает бровями, даже когда его щипают.

Подает треух учителю.

Кланяется перед педагогом, по несколько раз попадаясь на пути.

Чичиков начинает зарабатывать. Сначала лепит снегиря из воска, затем продает. Павел дрессирует мышь и также продает ее.

Умение выслужиться перед учителями помогает успешно окончить училище.

Характер юноши можно было различить уже здесь. Когда строгий учитель был выгнан, ученики собрали для него немного денег. Павел дал пятак серебра, от которого отказались товарищи. Учитель, узнав об этом, произнес фразу:

Карьера Чичикова

Павел ставит цель заработать достаточное количество денег для достойного будущего своей семьи. Он проходит через взлеты и падения:

Казенная палата. Должность досталась с трудом, но это были первые шаги чиновничьей службы. Начальником здесь был старый повытчик, к которому никто не смог найти подхода. Юноша перебрался к нему в дом, смог понравиться дочери. Отец поверил и выбил для «будущего зятя» выгодное место. Как только «дело удалось», Чичиков съехал от человека, которого уже называл «папенькой», причем сделал это скрытно и быстро. Обманутый мужчина произнес ту же фразу, что и учитель:

Читайте также:
"Белые ночи" краткое содержание повести Ф.М. Достоевского, история создания, анализ произведения, характеристика главных героев, жанр, сюжет, основная мысль и проблематика

«Хлебное местечко». Здесь появляется возможность брать взятки. Смена начальника приводит к падению карьеры.

Мелкие должности в другом городе. Чичиков старается показать себя бескорыстным и трудолюбивым. Такое отношение к службе заметило начальство.

Место в таможне. Чичиков получает за усердие чин коллежского советника. Получив власть, он связывается с преступной группой, занимающейся контрабандой. Нечистое дело принесло отличный доход, но результат плачевен. Чичиков теряет должность и место в таможне, а деньги конфискованы.

После потери сотен тысяч рублей Павел Иванович снова начинает карьеру. У него осталось 10 тысяч рублей, слуга Петрушка, кучер Селифан и бричка. Новая служба – юридическая помощь по разным вопросам. В этот период его и посещает идея покупки «мертвых душ».

Детство Чичикова: семья, происхождение, воспитание, образование

Воспитание Чичикова.
Художник А. Лаптев

Детство и семья, происхождение и образование являются важными деталями в образе господина Чичикова.

Детство Чичикова и вся его биография подробно описываются в 11-ой главе поэмы “Мертвые души”.

Ниже представлено описание детства, семьи, происхождения и образования Чичикова в поэме “Мертвые души” Гоголя.

Детство и семья Чичикова, происхождение, воспитание, образование героя

“. Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает. “

“. кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме. “

“. В наследстве оказались четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сертука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег. Отец, как видно, был сведущ только в совете копить копейку, а сам накопил ее немного. Чичиков продал тут же ветхий дворишко с ничтожной землицей за тысячу рублей, а семью людей перевел в город, располагаясь основаться в нем и заняться службой. “

“. Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве. “

“. Маленькая горенка с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето. “

“. отец, больной человек, в длинном сюртуке на мерлушках и в вязаных хлопанцах, надетых на босую ногу, беспрестанно вздыхавший, ходя по комнате, и плевавший в стоявшую в углу песочницу. “

Воспитание Чичикова.
Художник М. Шагал

Известно, что отец был суров к маленькому Павлуше и не проявлял к нему теплых чувств:

“. При расставании слез не было пролито из родительских глаз. “

“. знакомый, но всегда суровый голос: «опять задурил!», отзывавшийся в то время, когда ребенок, наскуча однообразием труда, приделывал к букве какую-нибудь кавыку или хвост. “

“. вечно знакомое, всегда неприятное чувство, когда вслед за сими словами краюшка уха его скручивалась очень больно ногтями длинных протянувшихся сзади пальцев. “

“. вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память . “

Автор ничего не рассказывает о матери Чичикова. Возможно, она умерла при родах или когда Чичиков был маленьким.

Образование Чичикова

Воспитанием и образованием Чичикова занимался его отец, который серьезно повлиял на мировоззрение сына.

Когда Чичиков подрос, отец отвез его в город к старой родственнице. Город находился в трех днях езды от деревни Чичиковых. В городе маленький Чичиков поступил в училище:

Павлуша Чичиков и учитель.
Художник А. Лаптев

“. на третий день утром добрались до города [. ] Тут жила родственница их, дряблая старушонка [. ] Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища. “

“. Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию [. ] Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. “

“. В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно. “

После училища Чичиков поступил на службу и начал свою карьеру. В карьере господина Чичикова были взлеты и падения – в основном, из-за его хитрости и желании быстро и нечестно заработать большой капитал.

Это было описание детства, семьи, происхождения, воспитания и образования Чичикова в поэме “Мертвые души” Гоголя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: