Полтава – краткое содержание поэмы, история создания, план, сюжет

А.С. Пушкин «Полтава»: описание, герои, анализ поэмы

История создания


(Полтавская битва. Мозаика М. Ломоносова. Академия наук. С.-Петербург. 1762–1764)
Свою неоднозначную поэму Пушкин написал в течение 1828 года. Уже само название отсылает читателя к Полтавской битве, произошедшей в 1709 г. В работе над текстом автор неоднократно обращался к различным историческим документам, молдавским легендам, народным песням Украины. В результате во время изучения поэмы сразу чувствуется влияние песенных и сказочных мотивов, которые во многом помогают раскрыть личности персонажей.

Считается, что «Полтава» имеет личное посвящение дочери генерала Раевского – Марии Волконской. Эта женщина известна тем, что была одной из тех смелых жён, которые отправились в ссылку вслед за декабристами.

Изначально своё произведение Пушкин назвал «Мазепа». Название было изменено буквально за несколько дней до выхода текста в печать. Сам писатель объяснил причину такой перемены тем, что боялся восприятия поэмы как плагиата Байрона, написавшего поэму с таким же названием.

Подробнее: А.С. Пушкин «Полтава»: история создания поэмы

Суть: о чем?

1709 год. Действие происходит на Украине в городе Полтава. Кочубей — генеральный судия — живет богато, но гордится не своими лугами и мехами, а прекрасной дочерью Марией. К ней шлют женихов с России и Украины, но она всем отказывает. Шлет к ней сватов и ее крестный отец — сам гетман Мазепа. Как выяснится позже, она не принимала женихов, потому что ждала возможности воссоединиться с Мазепой, поскольку любовь их была взаимна.

Родители выступают против: «Бесстыдный! старец нечестивый! .. «. Мария бежит из дома к гетману. Кочубей, подстрекаемый своей женой, пишет на Мазепу донос самому Петру I. Кочубей и его товарищ Искра отправляют гонца в столицу, в шапке его донос. Царь считает информацию ложной, поскольку помнит гетмана, преданно служащего родине более двух десятилетий, и велит казнить двух невинных людей. Казнь совершается в лагере Мазепы. Мария узнает о казни отца от пришедшей накануне матери, просящей ее повлиять на решение гетмана. Утром они с матерью не успевают попасть на представление.

Сам Мазепа, активно переписывавшийся со шведским королем Карлом XII, готовит заговор против Петра. В разгаре Северная война, Карл готовит нападение, но не через Смоленск на Москву, а через Украину, поскольку с этой стороны имеет поддержку в лице собирающихся сменить руководство казаков. Перед сражением Петр узнает о предательстве, вызывает в Москву семьи Кочубея и Искры, пытается загладить вину. После чего выезжает к Полтаве. Начинается битва, русские одерживают верх, Мазепа и Карл, чудом оставшийся в живых, убегают с горсткой уцелевших слуг.

Анализ. Сюжетная линия

Действие поэмы происходит в украинском городе Полтава. Согласно композиционном развитию, произведение делится на три песни:

  • В первой песне автор рассказывает о Марии, дочери судьи Кочубея и крестнице Мазепы – украинского гетмана. Иван Мазепа сватается к Марии, но родители не согласны на такой исход событий, ведь они не только родственники, но и люди разных возрастных категорий. Впрочем, сама Мария влюблена в гетмана и убегает к нему. Её отец жаждет мести. В этой части поэмы также описываются некоторые части Великой Северной войны.
  • Вторая песнь повествует о попытке Кочубея устранить Мазепу. Здесь автор затрагивает тему того, что многие украинцы хотели перейти на сторону Швеции и отторгнуть Россию. В числе таких людей был и Мазепа. Узнав о планах гетмана, Кочубей находит потенциального доносчика и отправляет сообщение императору Петру I. Правитель не верит доносу, а Мазепа требует казни клеветников. Кочубей попадает в темницу и через некоторое время его казнят, а Мария и её мама не успевают предотвратить это скорбное событие. Вторая часть поэмы больше других основана на реальных материалах, за исключением сюжетной линии с самой Марией.
  • Третья песня раскрывает читателю глаза на соглашение Мазепы со шведами, которое воспринималось русскими как измена. Здесь также уделено внимание самой Полтавской баталии. Гетман понимает, что силы с противником не равны, но возвращаться к Петру I, прося его о помощи, он не желает. Потерпев поражение, Мазепа сбегает, а через некоторое время сталкивается с Марией, сошедшей с ума. Гетман пребывает в печали, но двигается дальше в путь.

Подробнее: А.С. Пушкин «Полтава»: краткое содержание по песням поэмы

Важные детали и выводы при анализе поэмы «Полтава»

Петру в поэме «Полтава» противопоставлен шведский король Карл XII. Обычно отмечают приём контраста, использованный Пушкиным при изображении двух полководцев. Раненый Карл явился на поле боя «несомый верными слугами, в качалке, бледен, недвижим». Его медлительные движения противопоставлены одухотворённой решимости Петра. Тем не менее Пушкин не умаляет достоинства противника. Карл назван «героем», войско послушно каждому ему движению: неслучайно «слабым манием руки на русских двинул он полки».

Примечательно, что после победы Петр угощает в своём шатре не только «своих вождей» (полководцев и соратников), но и «вождей чужих» (генералов шведской армии). Такой поступок говорит о великодушии, душевной щедрости и истинном могуществе царя. Ведь только по-настоящему сильный человек способен уважительно относиться к побеждённому противнику.

Анализируя эпилог поэмы «Полтава», можно увидеть, что Пушкин ещё раз подчёркивает важную для него мысль: справедливость и важность деяний Петра Первого проверена временем, он остался в народной памяти как герой. Победы Петра стали «огромным памятником», воздвигнутым им не ради собственной славы, а во славу России.

Читайте также:
Лексический повтор - определение, виды приема, примеры

Надеемся, что представленный выше анализ поэмы «Полтава» Пушкина оказался полезным для вас, и эту информацию вы сможете учесть, когда будете читать произведение или краткое содержание поэмы «Полтава». Наш литературный блог создан с целью собрать анализы известных произведений и характеристики персонажей. Посетите его.

Главные герои

Пётр I

Противоречивое восприятие «Полтавы» литературоведами связано с тем, что представленные образы, прототипами которых выступали реальные люди, получились достаточно однобокими. Мазепа выступает злодеем и изменником, а Пётр I – настоящим героем. При всем этом собственное отношение Пушкина к императору было далеко не положительным. Рассмотрим психологические портреты основных персонажей произведения:

Полтавская битва – один из самых успешных военных походов в годы правления Петра Великого. Согласно сюжету поэмы, поступки правителя мотивированы исключительно интересами государства. Писатель создает великий и ясный образ, при этом подчеркивая дерзость и напряженность личности во время военных действий. На протяжении всех событий Пётр сохраняет веру в победу и вдохновение, подаренное собственной страной. Пушкин обрисовывает императора как умного полководца и просто благородного человека.

Подробнее: Пётр I: характеристика и образ героя

Мазепа

Учитывая первоначальное название поэмы, логично предположить, что тема национального освобождения – одна из главенствующих в тексте. Мазепа рассматривается в произведении согласно историческим источникам, то есть не как патриот своей малой родины, а как жадный до власти человек, страшащийся на деле настоящей свободы. Это предатель царя, корыстный и хитрый гетман, портрет которого обрисовывается Пушкиным буквально с первых строк. Критики отмечают, что именно образ Мазепы был первым авторским характером, рассматриваемым исключительно с отрицательной точки зрения.

Подробнее: Гетман Мазепа: характеристика и образ героя

Мария Кочубей

Из всех основных персонажей именно эту девушку Пушкин описывает максимально подробно в своих стихах. Он уделяет внимание её внешности, а также точно передает душевные переживания героини. Мария – рассудительная и скромная девушка, которая осознает свою силу и всегда стремится к настоящей истине. Мария готова на широкие поступки ради своей любви, хотя при этом она испытывает огромное уважение к своим родителям. Невозможность выбора, необъятное страдание из-за разности физических и душевных чувств оканчивается для героини плачевным образом.

Кочубей

Отец Марии выступает антагонистом Мазепы. В поэме Кочубей не просто генеральный судья, но еще и отец, поступками которого руководят сильные эмоции, жажда добиться желаемого. Не справившись с душевными переживаниями, Кочубей очень быстро переходит на темную сторону, находясь в постоянном ожидании мести Мазепы. Несмотря на это, образ Кочубея вызывает сочувствие и симпатию читателя, потому как все свои страдания он переживает благородно и покорно.

Карл XII — король Швеции

Показан Пушкиным как храбрец и честолюбец, который заранее осознает своё поражение, но все равно стремится к захвату власти. По сути, это лжегерой, который безответственен и труслив.

Анализ образа Петра Первого в поэме «Полтава» Пушкина

Образ Петра привлекал внимание Пушкина как значительная и неоднозначная фигура в российской истории. Однако в поэме «Полтава» Пушкин сосредоточил внимание на ратных подвигах царя, его роли в формировании военного могущества государства.

Анализ поэмы «Полтава» показывает, что Петр Первый изображен как бесстрашный полководец, настоящий герой и защитник Отечества. В решительные минуты боя он появляется перед войском и смело ведёт его за собой. Пушкин подчёркивает, что царь сражается за правое дело: он выходит из шатра «свыше вдохновенный», сподвижники слышат: «За дело, с Богом!» «Звучный глас Петра» воодушевляет войско. Описание царя говорит об отношении самого Пушкина:

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Короткие, рубленые фразы отражают стремительность, динамичность образа Петра, его грозную красоту и силу. Полки встречают Петра криками «ура». Вдохновляющую энергию царя Пушкин подчёркивает глаголом «промчался» и сравнением «могущ и радостен, как бой». Продолжим анализ поэмы «Полтава».

Историческое описание сражений


Александр Сергеевич большое значение придавал достоверности описания исторических событий. Поэма сопровождается примечаниями, а также списком исторических документов, указывающих на правдивость событий, которые описал в своем произведении Пушкин. «Полтава» (отрывок «Полтавский бой» является самым ярким, запоминающимся и патриотичным) написана в приподнятом настроении, некоторыми своими чертами поэма напоминает стиль украинских дум, народных песен или исторических сказаний.

Краткое содержание “Полтава” Пушкина по частям (песням), краткий пересказ

Мазепа.
Иллюстрация
К. И. Рудакова

Краткое содержание поэмы “Полтава” Пушкина по частям (песням): краткий пересказ

Песнь первая

Действие поэмы начинается в 1704 году.
Недалеко от Полтавы в своей усадьбе живет богатый и уважаемый Кочубей – генеральный судья Войска Запорожского. Старик гордится своей красавицей-дочерью Марией и надеется выдать ее замуж за достойного человека.

Однако Мария влюблена в старого гетмана Мазепу, который является ее крестным отцом, а также другом ее отца Кочубея. Мазепа сватается к Марии, но ее родители отказывают. После этого девушка сбегает из дома с Мазепой.

Кочубей тяжело переживает побег дочери и хочет отомстить Мазепе. Несчастный Кочубей и его соратник, полковник Искра, пишут донос царю Петру I на Мазепу: они сообщают, что каварный Мазепа собирается предать Петра I и перейти на сторону шведов, против которых воюет Россия. Молодой казак, безответно влюбленный в Марию, отвозит этот донос в Москву.

Читайте также:
Характеристика Грушницкого в романе Герой нашего времени

Получив донос, царь Петр отказывается верить в предательство Мазепы, которому очень доверяет. Петр I приказывает наказать “обманщиков” Кочубея и Искру. Мазепа заточает Кочубея с Искрой в тюрьме и требует их казни.

Тем временем Мария продолжает жить с Мазепой. Девушка не подозревает о том, что ее возлюбленный хочет казнить ее отца.

Песнь вторая

Мария страдает от холодности Мазепы. Тот признается девушке, что ведет себя так, потому что задумал бунт против царя Петра I, чтобы добиться независимости Украины. Мазепа заручился поддержкой Польского и Шведского королей. Мария поддерживает Мазепу и готова идти на казнь вместе с ним, если нужно.

Тем временем Кочубей в Белой Церкви в лагере Мазепы ждет казни, которая должна быть утром. Ночью к нему приходит Орлик (соратник Мазепы) и требует рассказать, где тот хранит свой клад. Кочубей отвечает, что у него в жизни было три клада: его честь, честь его дочери и месть. Он просит Орлика оставить его в покое.

Мазепа готовится к казни Кочубея и переживает о том, как Мария воспримет казнь отца. Старик понимает, что это станет для нее страшным ударом.

В ту же ночь мать Марии тайно пробирается к дочери в команту. Женщина сообщает, что Мазепа собирается казнить Кочубея. Мария не понимает, как такое возможно. Ей кажется, что она сходит с ума. Мать просит Марию предотвратить казнь.

Утром 14 июля 1708 года соратники Мазепы казнят Кочубея и Искру. После казни Мазепа обнаруживает, что Мария исчезла из замка. Девушку нигде не могут найти.

Песнь третья

Осенью 1708 года Мазепа притворяется смертельно больным, чтобы отвести от себя подозрения. Тем временем его сообщник, шведский король Карл XII, поворачивает войска на Украину. Хитрый Мазепа тут же “выздоравливет” и переходит на сторону шведов, чтобы выступить против Петра.

Узнав о предательстве Мазепы, Петр I назначает нового гетмана Украины (им становится Иван Скоропадский). Царь также возвращает из ссылки семьи Кочубея и Искры. Петр I со своими войсками двигается к Полтаве, чтобы сразиться со шведами и войсками Мазепы.

Накануне битвы Мазепа признается своему соратнику Орлику, что сомневается в том, что Карл XII победит Петра. Мазепа также говорит, что когда-то царь Петр нанес ему обиду, за которую Мазепа мстит сейчас.

Утром 27 июня (8 июля по нов. стилю) 1709 года происходит Полтавская битва. Петр I и раненый король Карл XII наблюдают за боем. В это время тот самый казак, влюбленный в Марию, пытается напасть на Мазепу, но его тут же убивают.

Наконец Полтавская битва завершается победой русских. Царь Петр празднует свой успех. После поражения Карл XII и Мазепа бросаются в бега. Они проезжают мимо усадьбы Кочубея и ночуют неподалеку от нее. В эту ночь к Мазепе является Мария. После казни отца девушка сошла с ума и каким-то образом вернулась в Полтаву. Мария ведет странный разговор с Мазепой, а затем убегает.

На утро Мазепа и Карл уезжают из Украины в Турцию. Там Мазепа вскоре умирает. Позже король Карл возвращается в Швецию и погибает в бою с норвежцами.

Это было краткое содержание поэмы “Полтава” А. С. Пушкина по частям (песням): краткий пересказ произведения.

Затерянный город — образ и характеристика в драме А.Н. Островского «Гроза»

Свежий взгляд на российскую действительность

Явным новаторством стал продемонстрированный зрителю образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Драматург, родившийся в купеческом московском районе, досконально знал мир, презентованный им зрителю, населенный мещанами и купцами. Самодурство купцов и нищета мещан достигли совершенно уродливых форм, чему, конечно же, способствовало пресловутое крепостное право.

Реалистичная, словно списанная с жизни, постановка (вначале — в Петербурге) дала возможность закопавшимся в будничных делах людям вдруг со стороны увидеть мир, в котором они живут. Не секрет — беспощадно-уродливый. Беспросветный. Действительно – «темное царство». Увиденное было потрясением для людей.

Взгляд автора на городскую жизнь

Образ затерянного города в пьесе «Гроза» позволяет Островскому продемонстрировать читателю реалии жизни в России XIX столетия. Автор произведения вырос в провинциальном купеческом районе. На основе своего жизненного опыта Александр Николаевич выделял следующие особенности жизни в небольших населенных пунктах Российской Империи:

  • произвол чиновников, купцов и иных представителей высших сословий;
  • нищета мещан и крестьян, приехавших на заработки;
  • крепостное право, тормозившее развитие общества и экономики.

Перед написанием пьесы Островский посещал большое количество городов России, включая Ярославль, Кострому и Тверь. Калинов представляет собой собирательный образ, в котором читатель мог узнать родной населенный пункт.

Благодаря пьесе «Гроза» многие люди начинали задумываться о ситуации в стране, что способствовало изменению сознания жителей России. По этой причине произведение стало предметом спором между многими литературными критиками, включая Николая Добролюбова и Дмитрия Писарева.

Усредненный образ провинциального города

Не только лишь со столицей ассоциировался образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Автор, работая над материалом для своей пьесы, целенаправленно посещал целый ряд населенных пунктов России, создавая типовые, собирательные образы: Кострому, Тверь, Ярославль, Кинешму, Калязин. Таким образом, городской житель увидел со сцены широкую картину жизни средней полосы России. В Калинове российский горожанин узнавал мир, в котором он жил. Это походило на откровение, которое нужно было увидеть, осознать…

Читайте также:
Мертвые души - краткое содержание по главам, история создания

Было бы несправедливым не отметить, что Александр Островский украсил свое произведение одним из самых замечательных женских образов в русской классической литературе. Прототипом для создания образа Катерины для автора послужила актриса Косицкая Любовь Павловна. Ее типаж, манеру говорить, реплики Островский просто вставил в сюжет.

Не оригинален был и выбранный героиней радикальный протест против «темного царства» — суицид. Ведь не было недостатка в историях, когда в купеческой среде человека «живьем съедали» за «высокими заборами» (выражения взяты из рассказа Савела Прокофьича городничему). Сообщения о подобных самоубийствах периодически появлялись в современной Островскому прессе.

Калинов как царство несчастных людей

Образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза» действительно был подобен сказочному «темному царству». В нем жило очень мало по-настоящему счастливых людей. Если простые люди беспросветно работали, оставляя на сон всего часа три в сутки, то работодатели пытались закабалить их еще в большей степени, чтобы еще более обогатиться на труде несчастных.

Зажиточные же горожане – купцы — отгородились от сограждан высоченными заборами и воротами. Однако, по словам того же купца Дикого, нет за этими запорами счастья, ибо отгородились «не от воров», а чтобы не было видно, как «богатые… поедом едят домашних». А еще они за этими заборами «грабят родственников, племянников…». Избивают домашних так, что те «пикнуть не смеют».

Город Калинов в пьесе “Гроза” Островского: образ города, быт и нравы обитателей

Город Калинов и его обитатели. Художник С. В. Герасимов

Город Калинов является одним из центральных образов в знаменитой пьесе “Гроза” А. Н. Островского.

В этой статье представлено описание города Калинов в пьесе “Гроза” Островского: образ города в цитатах, описание быта и нравов обитателей.

Смотрите:
Краткое содержание пьесы “Гроза”Все материалы по пьесе “Гроза”

Город Калинов в пьесе “Гроза” Островского: образ города, быт и нравы обитателей

“Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.”

“Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите.”

Главными представителями дикости, невежества и жестокости в городе Калинов являются две яркие личности: купец Дикой и Кабаниха.

Купец Дикой – богатый и влиятельный, но невежественный и жестокий человек. Так например, Дикой убежден, что гроза посылается людям в наказание и что громоотводы не нужен. Это более чем невежественный подход:

“Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться.” (слова Дикого)

Очевидно, что купец Дикой успешно ведет свое хозяйство и хорошо считает деньги, но этим его кругозор и ограничивается. Нет сомнений, что остальные купцы в городе похожи на Дикого.

Малограмотный Дикой, например, называет электричество “елистричеством”. Судя по всему, он, как и большинство обитателей города, не знает об открытии электричества:

Дикой (топнув ногой) . Какое еще там елестричество!

Обитатели Калинова в своем большинстве – это малообразованные купцы, мещане и крестьяне. Даже богатые обитатели Калинова, которым доступны книги и газеты, не отличаются образованностью.

“Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!”

“Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки.”

“А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. “

“А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. “

Борис . А вы умеете стихами? Вы бы и написали. Это было бы интересно.

Кулигин . Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят.

“Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать – много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.”

1-й . А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.

Женщина . Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны.

1-й . А что, братец ты мой! Ведь это так точно!

“А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены…”

“. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет.”

“А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часок-другой, ну и гуляют парочками.”

Это было описание города Калинов в пьесе “Гроза” Островского: образ города в цитатах, описание быта и нравов обитателей.

Читайте также:
Стихи о героях России - подборка о людях, совершивших подвиги

Апологеты «темного царства»

Очевидно, что вовсе не самостоятельным является образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Самым богатым горожанином выступает купец Дикой Савел Прокофьич. Это типаж неразборчивого в средствах человека, привыкшего унижать простых людей, недоплачивать им за работу. Так, в частности, сам он рассказывает об эпизоде, когда к нему с просьбой одолжить деньги обращается мужичок. Савел Прокофьич сам не может объяснить, почему тогда он пришел в бешенство: обругал, а затем едва не пришиб несчастного…

Он также является настоящим тираном для своей родни. Его супруга ежедневно умоляет посетителей не злить купца. Его домашнее буйство заставляет домашних прятаться от этого самодура по кладовкам да чердакам.

Отрицательные образы в драме «Гроза» дополняет также богатая вдова купца Кабанова — Марфа Игнатьевна. Она, в отличие от Дикого, «ест поедом» своих домашних. Причем Кабаниха (таково ее уличное прозвище) старается полностью подчинить своей воле домочадцев. Ее сын Тихон полностью лишен самостоятельности, представляет собой жалкое подобие мужчины. Дочь Варвара же «не сломалась», однако изменилась внутренне кардинально. Ее принципами жизни стали обман и скрытность. «Чтобы все было шито-крыто», — как сама утверждает Варенька.

Невестку же Катерину Кабаниха доводит до суицида, вымогая соблюдения надуманного старозаветного порядка: кланяться входящему мужу, «выть на людях», провожая супруга. Критик Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» пишет об этом издевательстве так: «Грызет долго и неотступно».

Образ затерянного города в пьесе А.Н. Островского «Гроза» (1860)

Печальные действия драмы «Гроза» происходят в городе Калинове. Это купеческая среда с пыльными от ветхости, но твёрдыми патриархальными устоями. Калиновцы по-разному воспринимают правила проживания в городе и их можно поделить на три категории.

К первым следует отнести тех, кому жить в подобных условиях вполне комфортно, ко вторым тех, кто придерживается нейтрального отношения к городу, формируют его среду и являются её неотъемлемой частью. Третьи находятся в меньшинстве и не могут свыкнуться с местными обычаями, от того страдают от пребывания в Калинове.

К последней категории относится главная героиня Катерина, для которой жизнь в городе обратилась тюремным заключением без права на освобождение. Ей есть с чем сравнивать, героиня успела привыкнуть к свободе в детстве и безмятежной юности. Лишь после замужества она очутилась в Калинове, супруг стал для неё каменной стеной в дурном смысле этого выражения, а сварливая свекровь — жестоким надзирателем, от глаз которого не скроется ни один шаг. В похожей ситуации находится и Борис, прибывший в эти места «извне». В его доме должность тирана занимает Дикой, который так же, как Кабаниха, властвующая над Катериной, является непосредственной частью города. Любовь двух этих несчастных есть результат их борьбы с традиционализмом и патриархальностью, но ввиду незрелости душ героев, их битва проиграна. Из города этому союзу не удаётся вырваться. Самоубийство Катерины всего лишь слабый полный отчаяния вызов обществу. Кабаниха и Дикой относятся ко второму типу горожан. Они задают общую атмосферу, управляют событиями, поддерживают сложившиеся веками устои. К первому типу можно отнести Кулигина, который воспринимает всё поверхностно, не пропуская через себя. Прекрасно осознавая тягость ситуации в городской среде, он легко в ней уживается и наслаждается пейзажами. К примеру, восхищается грозой, сотрясающей небо как магическим природным явлением, в отличие от Катерины, сопоставляющей раскаты грома с закатом своей жизни. Сюда же можно отнести странницу Феклушу, побывавшую в разных уголках земли и нашедшую Калинов мирным пристанищем, почти что раем, без суеты и лишних волнений.

Художественное действие пьесы ограничено рамками Калинова. От того город этот имеет прямое воздействие на всех персонажей повествования. Одних он своей статичностью и степенностью губит, других умиротворяет. Калинов резко контрастирует с рекой, на берегу которой расположился. Волга полна движения, а город предпочитает сон близкий к коматозному состоянию. Вода, как известно, это жизнь. Так автор подчёркивает обречённость существования таких городов, как Калинов, и таких горожан, как калиновцы. Сатирой высмеяно местное население за их невежество и не желание открыться новому. Люди, населяющие затерянный в былых временах городок, темны, а сам город, что древний лес, сопротивляющийся наступающей цивилизации.

Читайте также:
Описание степи в повести Гоголя Тарас Бульба - роль природы

Островский – Колумб купеческой жизни

Характеристика драмы «Гроза» давалась в прессе начала XIX века. Островского называли «Колумбом патриархального купечества». Его детство и юность прошли в населенном торговцами районе Москвы, а будучи судебным служащим, он не однажды сталкивался с «темной стороной» быта различных «Диких» и «Кабаних». То, что раньше было скрыто от общества за высокими заборами особняков, стало явным. Пьеса вызвала существенный резонанс в обществе. Современники признали, что драматический шедевр поднимает большой пласт проблематики русского общества.

Вывод

Читатель, знакомясь с творчеством Александра Островского, непременно открывает для себя особый, не персонифицированный персонаж — город в драме «Гроза». Этот город создал настоящих монстров, угнетающих людей: Дикого и Кабаниху. Они – неотъемлемая часть «темного царства».


Примечательно, что именно эти персонажи всеми силами поддерживают темную патриархальную бессмысленность домостроя в городе Калинов, лично насаждают в нем человеконенавистнические нравы. Город как персонаж произведения Островского статичен. Он словно замер в своем развитии. Вместе с тем ощутимо, что «темное царство» в драме «Гроза» доживает свои времена. Рушится семья Кабанихи… Высказывает опасения о своем психическом здоровье Дикой… Горожане понимают, что красота природы Поволжья диссонирует с тяжелой моральной атмосферой города.

Город Калинов в пьесе “Гроза” Островского: образ города, быт и нравы обитателей

Город Калинов и его обитатели.
Художник С. В. Герасимов

Город Калинов является одним из центральных образов в знаменитой пьесе “Гроза” А. Н. Островского.

В этой статье представлено описание города Калинов в пьесе “Гроза” Островского: образ города в цитатах, описание быта и нравов обитателей.

Смотрите:
– Краткое содержание пьесы “Гроза”
– Все материалы по пьесе “Гроза”

Город Калинов в пьесе “Гроза” Островского: образ города, быт и нравы обитателей

“Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.”

“Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите.”

Главными представителями дикости, невежества и жестокости в городе Калинов являются две яркие личности: купец Дикой и Кабаниха.

Купец Дикой – богатый и влиятельный, но невежественный и жестокий человек. Так например, Дикой убежден, что гроза посылается людям в наказание и что громоотводы не нужен. Это более чем невежественный подход:

“Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться.” (слова Дикого)

Очевидно, что купец Дикой успешно ведет свое хозяйство и хорошо считает деньги, но этим его кругозор и ограничивается. Нет сомнений, что остальные купцы в городе похожи на Дикого.

Малограмотный Дикой, например, называет электричество “елистричеством”. Судя по всему, он, как и большинство обитателей города, не знает об открытии электричества:

Дикой (топнув ногой) . Какое еще там елестричество!

Обитатели Калинова в своем большинстве – это малообразованные купцы, мещане и крестьяне. Даже богатые обитатели Калинова, которым доступны книги и газеты, не отличаются образованностью.

“Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!”

“Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки.”

“А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. “

“А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. “

Борис . А вы умеете стихами? Вы бы и написали. Это было бы интересно.

Кулигин . Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят.

“Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать – много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.”

1-й . А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.

Женщина . Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны.

1-й . А что, братец ты мой! Ведь это так точно!

“А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены…”

“. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет.”

“А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часок-другой, ну и гуляют парочками.”

Это было описание города Калинов в пьесе “Гроза” Островского: образ города в цитатах, описание быта и нравов обитателей.

Читайте также:
Стихи о неизвестном солдате - сборник о погибших в ВОВ

Образ затерянного города в Грозе Островского

Автор произведения Гроза, Александр Островский, родился в городе Москве, и уже с самого детства был близко знаком, с тем что такое знатное купечество. Именно поэтому он, пытался изобразить в своих произведениях, более детально и подробно, каким оно является на самом деле. Но чтобы более детально описать, всё что он знает, он решил изучить купечество более глубоко, для этого он отправился путешествовать по ряду городов, а в конце своего путешествия, наконец смог наиболее точно и подробно рассказать о том, какое оно является на самом деле. Самое подробное описание, можно встретить в его знаменитом произведении Гроза.

В начале произведения, мы знакомимся с главным городом, в котором происходит все действия, под названием Калинов. Данный город, находится на берегу великой реки Волги. Несмотря на окружающие красоты, люди в этом городе живут очень несчастно и бедно. Они всё время, вынуждены работать и претерпевать пренебрежительное отношение к себе. Они находятся в подчинении, своих господ и вынуждены следовать всех их прихотям. Из-за темного и жестокого места, ему дали название темного царства.

Счастье богатых людей, состоит лишь в том, чтобы набивать свои карманы деньгами, для этого они обманывают своих знакомых, родных, друзей. Большинство города находятся в рабстве, у господ. А так как те, являются жестокими, в управлении над своими служащими, они заставляют их работать, целыми днями и целыми ночами. Окружающие красоты их не волнуют, так как они отгородились от окружающего их пейзажа, высокими стенами, внутри которых они уничтожают морально и нравственно, всех своих домочадцев и служащих.

Жители данного города, не желают учиться чему-то новому и даже богатые люди, имеющие доступ к высокому образованию, считают что обучаться чему-то новому, неправильно. Большинство жителей считает что старые традиции и обычаи превыше всего.

Так например, главный персонаж тёмного царства Дикой, не считает, что образование, является хорошим времяпровождением, наоборот ему нравится, то как он живёт. А тёмное образ города, подталкивает его на темные мысли, так например он считает что гроза, это не наказание, а благословение. Для того чтобы получить свою выгоду, он готов пойти на всё, он без зазрения совести обманывает как своих знакомых так и друзей. Однако не только один, он такого мнения, большинство купцов, данного города, считают также.

2 вариант рассуждения

Создатель пьесы Островский появился на свет в провинциальной Москве и с пеленок был в курсе того, как живет и чем дышит купеческое сословие. Он поставил себе творческую задачу показать его жизнь во всем многообразии от особенностей быта до общечеловеческих ценностей. Но, конечно, автор на этом не успокоился и отправился в социальную экспедицию по городам и весям, чтобы составить настоящую исследовательскую работу по жизни людей в провинции. Все его изыскания вылились в пьесу «Гроза».

Местом действия послужил небольшой городок на берегу Волги под незатейливым названием Калинов. Затхлая атмосфера провинциального «мегаполиса» никак не согласуется с красотой волжских пейзажей. У людей , будто каждый день понедельник ,- как спел бы Миронов. Все их бытие состоит из каждодневной потребности раздобыть кусок хлеба для себя и для своих детей. Относительно небольшое количество богатеев живут в достатке. Притесненные люди, в поисках заработка, вынуждены наниматься к этим богатеям на работу. Трудодень – очередное унижение, трудодень – оскорбление. В литературоведении даже прижилось традиционное название для этого города – «темное царство».

Интересы зажиточной части города весьма примитивны и состоят лишь в том, чтобы заработать очередную копеечку, обманув при этом бедняка. Это самое натуральное рабство как в Древнем Риме. Помещики и купцы не отличаются сердечностью и жестоко обращаются со своими подчиненными. Вся эта красота природы – лишь чепуха в их больном восприятии мира. В своих поместьях он давно поставили высоченные стены лишь бы любоваться собой любимым.

Большинство населения городка считают образование, чем-то из ряда вон выходящим, в негативном ключе, естественно. Зачем учиться и стараться? Все и так прекрасно, лишь бы это крестьянское «быдло» работало и приносило денежки. Говоря более официально, их образ жизни носит консервативный уклад.

Углубляясь в повествование, один из персонажей, Дикий, вовсе не думает, что образование – это весомый повод тратить на него время. Его все устраивает, лишь бы покушать было что-то и повод поиздеваться над обычным работягой. Для него самая обычная гроза – это знак свыше. Ради собственного блага он готов продать чуть ли не мать родную. Вот каков этот человек. Таких персонажей нужно осуждать и не допускать в нормальное общество. К сожалению, не он один правит балом в «темном царстве», еще много подлецов и гордецов имеют право называть себя «калиновцами».

Читайте также:
Андрей Болконский - характеристика образа кратко, жизненный путь

Также читают:

Картинка к сочинению Образ затерянного города в Грозе

Популярные сегодня темы

Сказка Путаница Корнея Ивановича Чуковского, в которой, происходят невозможные, не сопоставимые противоположные и противоречащие вещи. Так может быть только, потому, что у Корнея Чуковского было свое виденье

Сергей Александрович – это известнейший русский поэт Серебряного века литературы. Его творчество приходится на начало 20 века, но пользуется любовью всех людей даже сегодня.

Главный герой произведения – извозчик Иона Потапов. У него горе – умер единственный сын. Отец толком и не знает от чего, вроде, как от горячки. Бедному родителю и поделиться горем не с кем.

Вопросом о смысле жизни люди задаются с древних времен. Философы, художники пытались найти его в своем творчестве. Зачастую, смысл жизни человека состоит в поиске смысла жизни.

В произведении Женский разговор автор затрагивает проблемы подрастающего поколения. Главное место отводится откровениям Натальи, которая повествует о нравственности, безгрешии, счастье.

Образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Образ затерянного города в Грозе

Автор произведения Гроза, Александр Островский, родился в городе Москве, и уже с самого детства был близко знаком, с тем что такое знатное купечество. Именно поэтому он, пытался изобразить в своих произведениях, более детально и подробно, каким оно является на самом деле. Но чтобы более детально описать, всё что он знает, он решил изучить купечество более глубоко, для этого он отправился путешествовать по ряду городов, а в конце своего путешествия, наконец смог наиболее точно и подробно рассказать о том, какое оно является на самом деле. Самое подробное описание, можно встретить в его знаменитом произведении Гроза.

В начале произведения, мы знакомимся с главным городом, в котором происходит все действия, под названием Калинов. Данный город, находится на берегу великой реки Волги. Несмотря на окружающие красоты, люди в этом городе живут очень несчастно и бедно. Они всё время, вынуждены работать и претерпевать пренебрежительное отношение к себе. Они находятся в подчинении, своих господ и вынуждены следовать всех их прихотям. Из-за темного и жестокого места, ему дали название темного царства.

Счастье богатых людей, состоит лишь в том, чтобы набивать свои карманы деньгами, для этого они обманывают своих знакомых, родных, друзей. Большинство города находятся в рабстве, у господ. А так как те, являются жестокими, в управлении над своими служащими, они заставляют их работать, целыми днями и целыми ночами. Окружающие красоты их не волнуют, так как они отгородились от окружающего их пейзажа, высокими стенами, внутри которых они уничтожают морально и нравственно, всех своих домочадцев и служащих.

Жители данного города, не желают учиться чему-то новому и даже богатые люди, имеющие доступ к высокому образованию, считают что обучаться чему-то новому, неправильно. Большинство жителей считает что старые традиции и обычаи превыше всего.

Так например, главный персонаж тёмного царства Дикой, не считает, что образование, является хорошим времяпровождением, наоборот ему нравится, то как он живёт. А тёмное образ города, подталкивает его на темные мысли, так например он считает что гроза, это не наказание, а благословение. Для того чтобы получить свою выгоду, он готов пойти на всё, он без зазрения совести обманывает как своих знакомых так и друзей. Однако не только один, он такого мнения, большинство купцов, данного города, считают также.

Свежий взгляд на российскую действительность

Явным новаторством стал продемонстрированный зрителю образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Драматург, родившийся в купеческом московском районе, досконально знал мир, презентованный им зрителю, населенный мещанами и купцами. Самодурство купцов и нищета мещан достигли совершенно уродливых форм, чему, конечно же, способствовало пресловутое крепостное право.

Реалистичная, словно списанная с жизни, постановка (вначале — в Петербурге) дала возможность закопавшимся в будничных делах людям вдруг со стороны увидеть мир, в котором они живут. Не секрет — беспощадно-уродливый. Беспросветный. Действительно – «темное царство». Увиденное было потрясением для людей.


Усредненный образ провинциального города

Не только лишь со столицей ассоциировался образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Автор, работая над материалом для своей пьесы, целенаправленно посещал целый ряд населенных пунктов России, создавая типовые, собирательные образы: Кострому, Тверь, Ярославль, Кинешму, Калязин. Таким образом, городской житель увидел со сцены широкую картину жизни средней полосы России. В Калинове российский горожанин узнавал мир, в котором он жил. Это походило на откровение, которое нужно было увидеть, осознать…

Было бы несправедливым не отметить, что Александр Островский украсил свое произведение одним из самых замечательных женских образов в русской классической литературе. Прототипом для создания образа Катерины для автора послужила актриса Косицкая Любовь Павловна. Ее типаж, манеру говорить, реплики Островский просто вставил в сюжет.

Читайте также:
Робинзон Крузо - краткое содержание по главам, характеристика

Не оригинален был и выбранный героиней радикальный протест против «темного царства» — суицид. Ведь не было недостатка в историях, когда в купеческой среде человека «живьем съедали» за «высокими заборами» (выражения взяты из рассказа Савела Прокофьича городничему). Сообщения о подобных самоубийствах периодически появлялись в современной Островскому прессе.

Несчастные люди

Исследователи считают, что образ Катерины был списан с артистки Любовь Павловны Косицкой. Писатель наделил главную героиню той же манерой речи и внешностью. Самое ужасное, что способ ухода из жизни, выбранный Катериной, был обыденным для того времени. До Островского часто доходили новости об очередной жертве, замученной за «высокими купеческими воротами».

У бедняков не было времени тиранить своих близких. Им приходилось работать от зари до зари, и многие спали не больше 3 часов в сутки. Купцам жилось не так тяжело, и бо́льшую часть свободного времени они проводили за своими любимыми занятиями — наставлениями, которые щедро раздавали близким. Некоторые не останавливались на этом и пускали в ход кулаки. Жертвы, доведённые до безумия, бросались в Волгу. Чаще всего таким способом сводили счёты с жизнью девушки, недавно вышедшие замуж.

Вокруг каждого дома можно было увидеть высокий забор. За ним творилось страшное, и говорят, что для того и заводили злых собак, чтобы никто не смел войти без предупреждения и увидеть, как льются слёзы бедных невесток, жён и детей. По выражению современников, домашние таких тиранов «не смели пикнуть».

Калинов как царство несчастных людей

Образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза» действительно был подобен сказочному «темному царству». В нем жило очень мало по-настоящему счастливых людей. Если простые люди беспросветно работали, оставляя на сон всего часа три в сутки, то работодатели пытались закабалить их еще в большей степени, чтобы еще более обогатиться на труде несчастных.

Зажиточные же горожане – купцы — отгородились от сограждан высоченными заборами и воротами. Однако, по словам того же купца Дикого, нет за этими запорами счастья, ибо отгородились «не от воров», а чтобы не было видно, как «богатые… поедом едят домашних». А еще они за этими заборами «грабят родственников, племянников…». Избивают домашних так, что те «пикнуть не смеют».

Похожие материалы:

Michael Kors | Madara | Percy&Reed | Майкл Корс | мадара | Перси Энд Рид | город | археология | раскопки | История | Гватемала | Ирак | Турция | Индия | Камбоджа | Перу | Италия | США | Иордания

Статьи

  • Расти коса до пят: Какую резинку для волос выбрать? 14 ноября 2015, 00:00
  • Укладка а-ля круассан 13 февраля 2021, 00:00
  • Десять фильмов Наоми Уоттс 28 сентября 2021, 00:00

Видео

  • Sexy-образ от Michael Kors 26 сентября 2014, 11:00
  • Glam-образ от Michael Kors 26 сентября 2014, 11:00
  • Новый мужской аромат Michael Kors for Men 03 марта 2015, 17:30

Апологеты «темного царства»

Очевидно, что вовсе не самостоятельным является образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Самым богатым горожанином выступает купец Дикой Савел Прокофьич. Это типаж неразборчивого в средствах человека, привыкшего унижать простых людей, недоплачивать им за работу. Так, в частности, сам он рассказывает об эпизоде, когда к нему с просьбой одолжить деньги обращается мужичок. Савел Прокофьич сам не может объяснить, почему тогда он пришел в бешенство: обругал, а затем едва не пришиб несчастного…

Он также является настоящим тираном для своей родни. Его супруга ежедневно умоляет посетителей не злить купца. Его домашнее буйство заставляет домашних прятаться от этого самодура по кладовкам да чердакам.

Отрицательные образы в драме «Гроза» дополняет также богатая вдова купца Кабанова — Марфа Игнатьевна. Она, в отличие от Дикого, «ест поедом» своих домашних. Причем Кабаниха (таково ее уличное прозвище) старается полностью подчинить своей воле домочадцев. Ее сын Тихон полностью лишен самостоятельности, представляет собой жалкое подобие мужчины. Дочь Варвара же «не сломалась», однако изменилась внутренне кардинально. Ее принципами жизни стали обман и скрытность. «Чтобы все было шито-крыто», — как сама утверждает Варенька.

Невестку же Катерину Кабаниха доводит до суицида, вымогая соблюдения надуманного старозаветного порядка: кланяться входящему мужу, «выть на людях», провожая супруга. Критик Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» пишет об этом издевательстве так: «Грызет долго и неотступно».

Образ «затерянного города» в драме Островского «Гроза»

В классической драматургии, несомненным представителем которой является А. Н. Островский, принципы построения любого произведения определяются единством трех условий, а именно: времени, места и действия. Что касается времени оно занимает двенадцать дней драматургической жизни героев. Место, где происходят основные события драмы “Гроза”, Островский определил достаточно точно некий город Калинов, в пространстве которого буквально развертываются трагические хитросплетения сюжета пьесы. Во всяком случае, из пяти действий только одно, второе, происходит в интерьере комнаты дома Кабановых, остальные же имеют публичный, городской характер. Чтобы убедиться в неслучайности авторского замысла, стоит внимательнее присмотреться к ремаркам пьесы, прислушаться к ее героям.

Итак, российская провинция. Волга. Лето. Город, где все рядятся в русские одежды и живут странными обычаями. В общественном саду на берегу реки сидит местный изобретатель-самоучка Ку-лигин и от полноты чувств, видимо, поет, любуясь заречными сельскими видами, райскими красотами, и от вида их радуется его душа. Так начинается драма. Здесь, по высокому берегу Волги проходит граница между чудом заволжской природы и городом, местом, где сосредоточено зло и несчастье. Недаром тонкая и трагичная Катерина хочет стать птицей и улететь в дивные красоты и дали, которые наблюдает ее измученная бытом и злонравием родных душа.

Читайте также:
Гелла - характеристика персонажа из романа Мастер и Маргарита

А вот что говорит про городскую жизнь и обычаи наблюдательный Кулигин: “жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие”. Слово “жестокие” он употребляет дважды. Видно, и сам немало натерпелся уже и почти смирился.

Действительно, что-то страшное и недоброе постоянно совершается здесь. Недаром Островский дает прямое указание, может быть слишком прямое, на то, чем город является на самом деле. В декорации четвертого действия мы видим сводчатую галерею старинной, начинающей разрушаться постройки, кусты, арки, за которыми все еще виден берег Волги. Откуда взялась сия классическая руина в захудалом городишке, не ясно, пожалуй, и самому автору. Однако она ему чрезвычайно необходима.

Из разговоров горожан ясно, что стены постройки расписаны. Что же это за роспись? “Это геенна огненная!” восклицает один из горожан. И вот здесь, в этой огненной “геенне”, собираются жители города, а вместе с ними и герои драмы, пытаясь укрыться от грозы. И здесь у росписей адских мук достигают своего накала страсти, и Катерина опускается на колени перед фреской, чтобы замолить свои грехи, и в ужасе вскакивает, разглядев зловещие росписи…

Словно весь город прячется здесь, молится и боится, словно все они собрались в одном месте, и трагическая фигура Катерины в центре, и блаженный Кулигин, пророчествующий о благодати грозы. Это кульминация. Это четкое определение нравственной географии пространства драмы. Это царство несвободы, судьбы, о которой беспрестанно хлопочут и твердят герои драмы.

Свобода, покой, любовь там, за Волгой. Недаром ночами уходят туда влюбленные Кудряш и Варвара. Недаром вся истинная, человеческая жизнь происходит под покровом ночи, когда засыпают тяжелым сном все эти Кабановы, Дикие, Феклуши.

Удивляется Борис: “Точно сон какой вижу! Эта ночь, песни, свидания! Ходят обнявшись”. Но чему удивляться в этом перевернутом месте, так напоминающем Дантов “Ад”. Однако наступает день и все простое, разумное, естественное погружается в небытие.

Теперь стоит сказать несколько слов о местном климате, который представляет собой явление необычное, если не сказать странное. Во всяком случае, за время действия драмы происходит три грозы. Невозмутимый же Кулигин доводит до нашего сведения, что здесь бывали также северные сияния, которыми следовало любоваться, и кометы, которым следовало радоваться как “обновке на небе”. Сообщив все это и без того ошеломленным калиновцам, он уводит своего приятеля Бориса из расписанных фресками руин в грозу и в громы, и тот уходит за ним со словами: “Здесь страшнее!”

Катерина бросается с обрыва в Волгу. Происходит это в том самом месте, где любит сидеть Кулигин и любоваться сельскими видами. Она как бы растворяется в пейзаже Заволжья, там, где любовь и свобода. Об этом прозревает Тихон Кабанов. Вот они, последние ключевые слова драмы: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”

Островский – Колумб купеческой жизни

Характеристика драмы «Гроза» давалась в прессе начала XIX века. Островского называли «Колумбом патриархального купечества». Его детство и юность прошли в населенном торговцами районе Москвы, а будучи судебным служащим, он не однажды сталкивался с «темной стороной» быта различных «Диких» и «Кабаних». То, что раньше было скрыто от общества за высокими заборами особняков, стало явным. Пьеса вызвала существенный резонанс в обществе. Современники признали, что драматический шедевр поднимает большой пласт проблематики русского общества.

Популярные сочинения

  • Что такое жестокость — сочинение рассуждение
    Что такое жестокость? Это грубое, бесчеловечное отношение к кому-либо, намеренное причинение ему физического или морального вреда. К сожалению, я думаю, каждый человек в своей жизни хоть раз сталкивался
  • Сочинение Герои произведения Записки охотника
    Замысел сборника «Записки охотника» получился невзначай, в конце 1846 года, в то время когда несколько известных деятелей в области литературы Н. Некрасов, В. Белинский, И.И. Панаев получили право
  • Сочинения по картинам Остроухова
    Остроухов — описания картин

Вывод

Читатель, знакомясь с творчеством Александра Островского, непременно открывает для себя особый, не персонифицированный персонаж — город в драме «Гроза». Этот город создал настоящих монстров, угнетающих людей: Дикого и Кабаниху. Они – неотъемлемая часть «темного царства».


Примечательно, что именно эти персонажи всеми силами поддерживают темную патриархальную бессмысленность домостроя в городе Калинов, лично насаждают в нем человеконенавистнические нравы. Город как персонаж произведения Островского статичен. Он словно замер в своем развитии. Вместе с тем ощутимо, что «темное царство» в драме «Гроза» доживает свои времена. Рушится семья Кабанихи… Высказывает опасения о своем психическом здоровье Дикой… Горожане понимают, что красота природы Поволжья диссонирует с тяжелой моральной атмосферой города.

Характеристика города Калинова и его обитателей в пьесе «Гроза»

Островский в пьесе «Гроза» отражает достоверную картину национальных нравов и быта российского человека в XIX веке. Критик Добролюбов назвал описанный в произведении город Калинов и его обитателей «темным царством» — в нем властвуют дикие и жестокие люди, которые не желают меняться к лучшему и не позволяют делать это другим. Время словно уснуло в этом городе, в нем царит мрачная атмосфера безысходности.

  1. Краткое содержание произведения
  2. Образ города
  3. Особенности нравов жителей
Читайте также:
Мертвые души - краткое содержание по главам, история создания

Краткое содержание произведения

Место, которое описывает сочинение, — город Калинов. Его обитатели — это купеческое сообщество со своим укладом и привычками. Островский сосредотачивает свое внимание на четырех персонажах, которые наиболее ярко характеризуют среду этого общества.

  • Катерина — чуткая девушка.
  • Кабанов Тихон — муж Кати.
  • Кабаниха — глава семейства Кабановых.
  • Борис — приезжий из Москвы.

Пьеса повествует о судьбе несчастной девушки Катерины, которая воспитывалась в небогатой семье, но в любви. Позже юную особу отдают замуж за нелюбимого человека, она попадает в немилость к своей свекрови Кабанихе. Муж героини обожает её, но в силу собственного мягкого характера не может противостоять властной матери. Привычный несчастливый уклад жизни героев меняет случай, а именно приезд образованного молодого человека по имени Борис.

Катерина влюбляется в новую личность их населённого пункта, но страшиться своих чувств. Она не хочет изменять мужу, который в это же самое время должен уехать из посёлка. Варвара, сестрица супруга Катерины, помогает ей организовать свидание с Борисом, чтобы разобраться в своих чувствах.

Пара проводит вместе ночи напролёт. Катерина после возвращения мужа домой упоминает о своём грехе, признаётся ему во всём. Тихон может простить супругу, но не его мама. Какой разразился в имении скандал! Тем временем Борис уезжает в Сибирь и не соглашается взять любимую с собой. У него другие приоритеты.

Катерина не находит иного выхода, она идёт топиться в реке. Все жители видят это, но никто не помогает бедной влюблённой женщине, даже её муж. Чего только стоит её последний монолог!

Образ города

Калинов, который неоднократно упоминается в пьесе, может выступать самостоятельным действующим лицом. Если говорить кратко, то он расположен в красивом месте на берегу речки Волга. Отношения между самими калиновцами невозможно назвать простыми. Покой повсюду, нарушить тишину немыслимо. Поскольку ничего практически не происходит в обыденности. Дни просто сменяются днями.

Личная жизнь горожан в драме — вот тема для слухов и различных сплетён. «Старые» взгляды каждого человека носят собственный вполне специфический характер. Части речи и отдельные высказывания говорят о многом. Таких людей (с похожей характеристикой) можно было встретить практически везде. Но мало кто смог противостоять нравам общества.

Особенности нравов жителей

Островский во многих своих произведениях затрагивает тему человека, его взглядов, особенностей и технического прогресса в целом. Однако именно город Калинов в пьесе «Гроза» показывает проблему пороков остро. Местные жители всеми силами стремятся сохранить привычный уклад бытия, тормозят развитие науки и не принимают ничего нового. Здесь приветствуется:

  • обман закона и людей;
  • грубости и колкости;
  • бедность и непроизвольная жестокость;
  • патриархальность.

Каждый житель затерянного городка, будь то купец или же мещанин, показан недалёким человеком. Гулять люди вечерами не выходят, везде замкнуто. В порядке вещей рано запирать ворота домов, а вот действия в богатом поместье и вовсе находятся под множественными замками. Покой жителей оберегают псы, которых спускают калиновцы с цепи специально. Бедный человек не лезет в чужие дела. Он много работает.

Калинов не стоит называть заброшенной местностью. Сюда просто добраться из Москвы, приходит бульварная пресса и различные печатные материалы, однако, население жилого пункта не слишком тянется к образованию, не любит читать, игнорирует сообщения извне. Всю информацию местные жители получают по слухам и пересказам других людей. Последние новости люду рассказывает странница Феклуша, которая плетёт всевозможные небылицы о змеях и необычных личностях на всей планете, показывая всё в миниатюре.

Здесь дом Кабанихи кажется всем раем, поскольку в нём всегда тихо и спокойно, не происходит ничего необычного вовсе. Грозы жители селения воспринимают не как простое явление природы, а как кару небесную. В этом, увы, Катерина не отличалась от остальных мещан.

Самые «требовательные и бескомпромиссные» жители Калинова — Дикий и Кабаниха. Богатый купец постоянно скандалит со всеми вокруг, жадничает и строит козни против честного люда, чтобы нажиться на нищих ещё больше.

Кабаниха же является лицемерной личностью, которая постоянно травит своих домашних, попрекает их куском хлеба. Но при этом подаёт милостыню другим. Она не предоставляет сыну вольность, мешает строить собственное счастье и даже спасти любимую Катерину от неминуемой гибели. Противостоять привычному укладу бытия хотят две молодые особы: сама главная героиня и сестра её мужа. Однако без должной поддержки ничего у девушек не получается.

Описание характеров жителей города позволят понять атмосферу, в которой вынуждены жить более слабые люди, не способные противостоять жестоким нравам, царящим в городе, но стремящиеся к лучшей жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: