Понтий Пилат – характеристика прокуратора Иудеи в романе Булгакова

Понтий Пилат – характеристика прокуратора Иудеи в романе Булгакова

Место в системе образов. Является одним из ярких персонажей романа о Понтии Пилате, написанного Мастером.

Должность. Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, наместник римского императора в Иудее: “. пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. ” “. того, в лице которого говорит римская власть. ” “. римский прокуратор отпустит человека. “

Внешность: “. В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой. ” “. в белом плаще с кровавым подбоем вышел в колоннаду иродова дворца. ” “. белый плащ с баг-ряной подбивкой возник в высоте. ” “. прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясываю-щий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сан-далии..” “. стал босыми ногами нашаривать сандалии. ” “. Пилат усмехнулся одною щекой, оска-лив желтые зубы. ” “. на желтоватом его бритом лице. ” “. на желтоватых щеках Пилата. ” “. Пилат накинул капюшон на свою чуть лысеющую голову. ” “. рванул пряжку с ворота плаща, и та упала на песок. ” “. заметил прокуратор, и тонкий, длинный палец с черным камнем перстня поднялся вверх. ” “. неподвижный в кресле человек, бритый, с издерганным желтым лицом, человек в белой мантии с красной подбивкой. “

Служба. Понтий Пилат на службе руководит армией, разбирает судебные дела и т.д.: “. Все время тасовать войска, читать доносы и ябеды, из которых к тому же половина написана на тебя самого! Согласитесь, что это скучно. О, если бы не императорская служба. “

Положение в обществе. Принадлежит к сословию “всадников” – привилегированному сосло-вию в Древнем Риме: “. это я тебе говорю – Пилат Понтийский, всадник Золотое Копье. ” “. всадника с золотым копьем. “

Богатый: “. У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат. “

Происхождение. Сын короля-звездочета и дочери мельника: “. тебя – сына короля звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы. ” “. помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат. “

Дороманная история. Служил трибуном легиона, то есть командиром легиона. Он сам участ-вовал в боях: “. Так много лет тому назад в долине дев кричал Пилат своим всадникам слова: «Ру-би их! Руби их! Великан Крысобой попался!» Он еще повысил сорванный командами голос, вы-кликая слова так, чтобы их слышали в саду: – Преступник! Преступник! Преступник. “; “тепе-решний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе. “

Живёт и служит в Кесарии в Иудее. В Кесарии находится его резиденция: “. в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора. ” “. От всей души желаю, чтобы они скорее кончились, – энергично добавил Пилат. – Я получу возможность наконец вернуться в Кесарию. “

Отношение к Иешуа. Приезжает по долгу службы в Ершалаим – город в его подчинении в Иудее. Здесь он знакомится с бродягой Иешуа: “. две кентурии, которые пришли вместе с проку-ратором на праздники в Ершалаим. ” “. пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта двенадцатого молниеносного легиона. ” Понтий Пилат ненавидит город Ершалаим, но вы-нужден посещать его по службе: “. Ненавидимый им город. ” “. Ненавистный город, – вдруг почему то пробормотал прокуратор. ” “. Я бываю болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать. ” Характер Понтия Пилата Понтий Пилат – жестокий правитель: “. жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне. ” “. Это меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно. ” “Знает народ иудейский, что ты ненавидишь его лютой ненавистью. ” “. ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат. “

Читайте также:
Бесприданница - краткое содержание по действиям и явлениям пьесы

Надменный: “. Брови на надменном лице поднялись. ” “. говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику. “

Грозный, суровый: “. лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны. “

Карьерист. Ради карьеры он совершает нехорошие поступки, например, казнит Иешуа: “Неу-жели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из за человека, совершившего преступление про-тив кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи? “. На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! – сорванный и больной голос Пилата разросся. “

Восхищается императором, которому служит.

Храбрый воин, но в деле Иешуа он ведёт себя, как трус: “. Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя великана. ” “. Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. ” (о трусости Понтия Пилата).

Вспыльчивый: “. гнев вспыльчивого прокуратора. ” “. гнев прокуратора почему то улетел так же быстро, как и прилетел. “

Волевой: “. ужас, но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло. “

Умный: “. ты производишь впечатление очень умного человека. ” “. Прокуратор, как всегда, тонко понимает вопрос. “

Серьёзный. Он следит за тем, что и где говорит: “. Мы привыкли к тому, что римский прокуратор выбирает слова, прежде чем что нибудь сказать. ” “. Мальчик ли я, Каифа? Знаю, что говорю и где говорю. “

Обладает сильной интуицией: “. я обязан предвидеть все. Такова моя должность, а пуще всего я обязан верить своему предчувствию, ибо никогда оно еще меня не обманывало. ” “. у ме-ня предчувствие, говорю я вам! Не было случая, чтобы оно меня обмануло. “

Замкнутый, разочарованный в людях: “. ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. “

Образ жизни. Ведёт пустую, скудную жизнь: “. Твоя жизнь скудна, игемон. “

Друг. У Понтия Пилата есть единственный друг – его собака Банга: “. Ведь нельзя же, согла-сись, поместить всю свою привязанность в собаку. ” “. твоя собака, единственное, по видимому, существо, к которому ты привязан. ” “. Так оба они, и пес и человек, любящие друг друга, встре-тили праздничную ночь на балконе. “

Говорит на трех языках: по-арамейски, по-латыни и по-гречески: “. потом тихо спросил по арамейски. ” “. Прокуратор обратился к кентуриону по латыни. ” “. Пилат заговорил по гречески. “

Страдает от сильных головных болей, мигрени: “. непобедимая, ужасная болезнь гемикра-ния, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения. ” “. у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. ” “. страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти. “

После казни Иешуа. После казни Иешуа мучается от угрызений совести. Он плохо спит: “. Я сплю плохо, – прокуратор усмехнулся, – и все время вижу во сне лунный луч. Так смешно, вооб-разите. Будто бы я гуляю по этому лучу. ” “. какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи. ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было. “

Наказание. В наказание за смерть Иешуа получает бессмертие. С тех пор он две тысячи лет мучается от бессонницы: “. более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную сла-ву. ” “. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. “

Читайте также:
Загадки по русскому языку для школьников

Финал. В конце концов Воланд (сатана) дарит Понтию Пилату свободу и прощает его: “. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын коро-ля звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат. “

Поделись с другом в социальной сети

Понтий Пилат — образ и характеристика героя романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова роман «Мастер и Маргарита» является одним из самых известных и монументальных произведений. Этот роман стал последним в творчестве писателя и остался неоконченным. Прошло более 20 лет со дня смерти автора, прежде чем сочинение было опубликовано. Его структура нетипична: «роман в романе» или «текст в тексте». Роман включает в себя две сюжетные линии: Мастера и Маргариты, Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Они органично переплетаются между собой. Михаил Булгаков ознакомился со многими историческими и художественными документами, чтобы характеристика образа Понтия Пилата выглядела правдиво.

Характер персонажа

Понтий Пилат — один из самых ярких и неординарных героев романа. Пятый прокуратор Иудеи живёт в собственном имении в Кесарии и обладает привилегированным положением в обществе как наместник римского императора Тиберия. Благодаря своему статусу, а так же военным заслугам, игемон (правитель) очень богат и могущественен.

По происхождению Пилат — сын короля-звездочёта и дочери мельника. В молодости он служил трибуном (командиром) легиона и был храбрым воином, считал трусость одним из самых страшных человеческих пороков. Однако со временем его храбрость, как и вера в людей, иссякли. Заняв пост прокуратора, он взял на себя управление армией и стал вершить судьбы людей. Со временем правитель становился все более жестоким, все сильнее разочаровывался в людях. Сам Пилат говорил Иешуа, что люди называют его свирепым чудовищем, и он с ними согласен. Автор характеризует героя как жестокого тирана, которому не ведомо сострадание.

Надменный, вспыльчивый и вместе с тем умный и проницательный, игемон скучает на своей службе, но очень ею дорожит. Это всё, что у него есть. Персонаж бесконечно одинок. У него неприятная внешность и подорванное военной службой здоровье: он страдает сильными головными болями и думает о смерти. И лишь верный друг, собака Банга, поддерживает правителя в такие минуты.

Встреча с Иешуа Га-Ноцри

По долгу службы наместник императора приезжает Ершалаим. Он ненавидит этот город и говорит, что бывает болен каждый раз после его посещения. Там он встречает бродягу-философа Иешуа Га-Ноцри, которого приводят к прокуратору на суд и обвиняют в «нелепых речах, смущающих народ». Прокуратор, разобрав дело, пришел к выводу, что бродяга невиновен. Но правитель все-таки подписал смертный приговор в надежде, что преступника освободят по случаю праздника Пасхи. Но чуда не происходит. На свободу отпускают другого человека, и даже теперь, когда всё ещё есть возможность спасти Иешуа, прокуратор уступает напору первосвященника и утверждает смертный приговор.

Герои являются своеобразными антиподами друг друга. Бездомный Иешуа верит, что нет злых людей на свете, всемогущий прокуратор же уверен в обратном. Они оба очень проницательны. Бродяга чувствует головную боль правителя и чудесным образом исцеляет её. Игемон поражен: никто до этого момента не понимал его страданий. Иешуа ощущает ещё одиночество и внутреннее разочарование прокуратора в людях. Понимая, что суда ему не избежать, он готов идти на жертву ради истины, готов за неё умереть. Жестокому правителю совсем непонятны мотивы поступков бедняка. Он уверен, что люди не стоят таких жертв. Хотя внутри себя Пилат сочувствует бедняку и хочет ему помочь, он не может пойти против кесаря и спасти Иешуа.

Осознание вины

После казни философа прокуратора мучают угрызения совести и бессонница. Он осознает, что струсил и поступил не по совести. Пытаясь загладить свою вину, Понтий Пилат приказывает убить Иуду, предавшего Иешуа. Но месть не приносит облегчения душе наместника, он продолжает страдать.

Читайте также:
«Огурцы» краткое содержание рассказа Н. Носова для читательского дневника, анализ произведения, характеристика главных героев, основная мысль и тема

Сатана наказывает Пилата. Герой обречен в течение двух тысяч лет каждое полнолуние страдать от бессонницы, а в остальное время — видеть один и тот же сон. В нём он продолжает давно начатый разговор с философом Иешуа, надеясь оправдать свой поступок и получить прощение. Но эти сны приносят ещё больше страданий, и герой ещё больше терзается угрызениями совести. В конце концов, Иешуа просит Воланда помиловать прокуратора. Мечта игемона о встрече исполняется: разговаривая, он и бродяга-философ уходят в Вечность.

Вывод

Раскрывая образ Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита», Михаил Афанасьевич Булгаков поднимает проблему ответственности за свои действия, говорит о важности принятия правильного решения. Каждый человек волен поступать по совести, отбрасывая сомнения и мелочные страхи. В случае принятия неверного решения, грешнику грозит суровая кара. Выход из таких ситуаций есть — это осознание своей ошибки и искреннее раскаяние. Даже такой человек, как пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат, может быть прощён, если раскается. В таком случае совершенно не важно, что именно совершил человек. Важно лишь становление на путь истинный. К этому выводу нас и приводит автор.

Характеристика образа Понтия Пилата может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Понтий Пилат (Мастер и Маргарита) – характеристика, образ, смысл в романе

Главный герой произведения Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» в своем романе описывает события, происходящие в Ершалаиме. Важный образ в этой сюжетной линии – Понтий Пилат, который является своеобразным антиподом Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат «Мастера и Маргариты» – один из самых неоднозначных образов во всей русской литературе.

Положение в обществе

Понтий Пилат является пятым прокуратором Иудеи. Персонаж принадлежит к избранному сословию. Автор несколько раз указывает на то, что в руках у героя находятся жизни многих людей, так как в нем «говорит римская власть». Во время своей службы Понтий Пилат руководит римской армией и занимается различными судебными разбирательствами. Вследствие всего этого Понтий Пилат – очень богатый и привилегированный человек. Кесария – место жительства героя. Ему приходится посещать Ершалаим, в котором и произошла встреча Пилата с Иешуа Га-Ноцри, хотя он до безумия ненавидит этот город. В отношении к Ершалаиму и в отношении в собственной службе в целом показан характер героя.

Характер

Образ Понтия Пилата исследователями рассматривается неоднозначно. Так происходит из-за характера этого принципиального человека.

Писатель несколько раз называет прокуратора «жестоким», и сам Пилат признает это: «я свирепое чудовище». Герой привык, что его считают таким, это подчеркивает его возможность быть властителем судеб. Понтий – вспыльчивый и грозный человек, который не может помиловать Иешуа из-за своей службы и боязни ее потерять.

Несмотря на весь грозный и надменный вид, прокуратор оказывается боязливым и замкнутым человеком. Трусость – вот главный порок героя, как указывает на это Га-Ноцри.

Однако причиной всему этому было одиночество героя.

Проблематика

Характеристика Понтия Пилата неоднозначна, потому что герой – не столько ужасный властитель, сколько одинокий и никем не понятый человек. Смысл одиночества Понтия Пилата заключен в том, что люди вокруг видят только его высокое положение в обществе, они не видят в нем настоящего человека, Пилат абсолютно никем не понят. Как правильно замечает Га-Ноцри, жизнь Пилата скудна, у него никого нет, кроме собаки Банги. В нее герой «поместил всю свою преданность». Он перестал верить в людей, считая их всех злыми.

Встреча Пилата с Га-Ноцри стала переворотной в жизни героя. Несмотря на противоположные взгляды героев, и Понтий, и Иешуа нашли друг в друге интересных собеседников.

Читайте также:
«Песня о буревестнике» 📚 краткое содержание поэмы М. Горького, анализ, главные герои, основная тема и мысль, жанр произведения

Однако интерес к Иешуа не мотивирует Пилата спасти его от казни. Он был уверен, что оправдают именно Га-Ноцри, поэтому не сделал попытки освободить его.

Хотя он не попытался спасти Га-Ноцри от гибели, за это он начал испытывать угрызения совести. Он все больше убеждался в том, что его должность не приносит ему счастья, а, наоборот, приносит только боль и разочарование. Понтий Пилат пытается загладить свою вину перед Иешуа, которого казнили как настоящего преступника, и заказывает убийство Иуды, предавшего Га-Ноцри. Однако это не спасает героя от дальнейших мучений совести. Понтий Пилат признает свою ошибку только после смерти Иешуа и соглашается с ним в том, что он обладает самым страшным пороком – трусостью, которая и стала причиной казни Га-Ноцри. Страх, который был непосредственно связан с властным положением Пилата, руководствовал им, когда решалась судьба простого человека. Ведь Пилат понимал: если он освободит Га-Ноцри и защитит его, он тем самым пойдет против власти. Однако в этот момент решалась судьба не только Иешуа, но и судьба самого Понтия Пилата, который, казнив Га-Ноцри, обрекает себя на вечное страдание и раскаяние.

В финале произведения Понтий Пилат получает свободу от ненавистного ему бессмертия, которое герой получил за то, что казнил Иешуа. Прощение – вот главная мысль всей истории Пилата и Га-Ноцри. Даже та ошибка, которую совершил прокуратор Иудеи, может быть прощена. Главное – раскаяние Понтия Пилата, которое помогло ему признать свою ошибку.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Понтий Пилат», рассмотрит образ Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова, его характер и его властное положение в обществе, которое обрекает героя на одиночество.

Москва и москвичи в романе «Мастер Маргарита»

Введение

Москва в «Мастере и Маргарите» Булгакова не зря выбрана основным местом действия романа. Вторым служит Ершалаим. В древнем городе несет свои светлые идеи Иешуа, в Москве 30 годов – «гастролирует» Воланд, сокрушаясь, «что люди совсем не изменились».

Москва была в то время культурным центром, сердцем страны. Соответственно, и ее жители воплощали основные черты современников писателя, возможно именно потому Булгаков выбрал ее городом, где напишет свой великий роман мастер и куда совершит визит Воланд и его свита.

Москва как место действия

Изображение Москвы в романе происходит в двух плоскостях: Москва, как место действия, и Москва сатирическая, овеянная легким юмором, показана будто наизнанку. Изображая городские пейзажи, Михаил Булгаков берет лишь те краски и полутона, которые способны не просто очертить декорации, а и подчеркнуть настроение, атмосферу романа и его героев. Это и цвета, и ощущения, и даже запахи, как запах сирени, что перекочевывает из древнего Ершалаима в современную Москву.

Вспомним начало романа. Это май 30-х годов. Но уже стоит безумная жара. Действие начинается в «час небывало жаркого заката». Жара и раскаленная Москва вызывают ощущение тревоги, ожидание неких событий, которые не заставляют себя долго ждать.

А при встрече мастера с Маргаритой, Булгаков описывает мрачный проулок, «грязную желтую стену», тысячи идущих чужих людей, чтобы показать темное мрачное одиночество главных героев, в котором они пребывали до встречи.

Описание Москвы подчеркивает настроение героев и тонкий юмор писателя. Например, в описании «Грибоедова», как прозвали Массолитовцы пресловутый Дом Грибоедова, не может не вызвать улыбку «на дверях первой же комнаты» рисунок – «карась, попавшийся на уду».

Изображение представителей Массолита и варьете

Создавая декорации для своего романа, писатель не жалеет и красок юмора, иногда переходящего в сатиру, а иногда превращающегося в дружескую насмешку, сочувствие.

Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита» совсем не скрывает своих недостатков и несовершенств. Так, бывший дом великого Грибоедова – теперь дом Массолита, где определяют писатель человек, или нет по наличию удостоверения, а в доме Герцена так и вовсе сделали ресторан.

Читайте также:
Высказывания о Тургеневе - современники о русском писателе

Представители «Ассоциации литературы»: Берлиоз и Латунский, другие критики и «великие литераторы», настолько приземлены, что когда дело доходит до разговора о доме литературы вспоминают не творчество, а гастрономические излишества в виде «порционных судачков» и «яиц-коккот» да привилегии, что дает им «членский билет с золотой широкой каймой».

Мастер вспоминает этот мир критиков и литераторов с ужасом. Он, принесший им свой роман, в который вложил душу, в ответ получает низкопробную критику и насмешки, поле которой, ослабевший рассудком, сжигает свой роман.

Образ Москвы в «Мастере и Маргарите» проникается нотами осуждения и сатиры, когда Булгаков показывает людей искусства и массовой культуры – представителей варьете Лиходеева, Варенуху, Римского. Степа Лиходеев пьяница и лжец. За сою подлую натуру он будет наказан Воландом, что внезапно перенесет его в Ялту, а Варенуха и вовсе станет вампиром. Но, не смотря на то, что эти персонажи понесли справедливое наказание, их образы вызывают грусть. Казалось бы, в самом центре великой страны представители культуры должны быть людьми как минимум моральными и одухотворенными. А на деле же мы видим шайку подлецов и трусов, которых интересует лишь свое теплое местечко да забавы.

Образы москвичей в романе

Москва и москвичи в «Мастер и Маргарита» довольно сильно контрастируют с мастером и его внутренним миром. При этом, практически нет различий с людьми Ершалаима. И сейчас, и две тысячи лет назад, люди все так же желали обогащения, шли на поводу толпы и стремились не пропустить зрелища.

В московских главах и гастролях Воланда москвичи поддаются на искушения и ведут себя так, как и ожидает Воланд. Как ни странно, его это совсем нее радует, даже наоборот, «темных дел мастер» грустно взирает на то, как сходит с ума казавшаяся приличной публика варьете.

Господа вызываются в драку за падающие деньги, приличные благовоспитанные дамы бросаются надевать невиданные заморские платья, которые окажутся иллюзией. При чем. Где то на уровне подсознания люди осознают, что все это проделки умелого фокусника, но все равно идут на поводу своих желаний.

Михаил Булгаков в своем фантасмагорическом романе удивительно виртуозно чередует бытовые сцены с монументальными сценами Ершалаима и бала Воланда. Так, летящая Маргарита заглядывает в окно коммунальной кухни, где за не вовремя выключенный свет ссорятся женщины. Мистическое сплетается с реальными ежедневными событиями, образы дьявола и его свиты теряются в толпе обычных москвичей. Пожалуй, словами Воланда с ноткой грусти «Люди как люди, такие же, как и раньше» говорит о жителях Москвы сам автор.

В заключение

В романе «Мастер и Маргарита» Москва 30 годов выступает основным местом действия. Город и его герои не только становятся фоном для событий романа, но и принимают участие в нем.

В изображении города Михаил Булгаков использует и сатиру, и юмор, осуждение и теплые ноты.

Здесь живет и творит мастер, здесь он встречает Маргариту, которая станет его «тайной женой и музой». Сюда прибывает Воланд, чтобы раскрыть москвичам глаза на их низменные желания. Москва в романе «Мастер и Маргарита» будто выступает отдельным персонажем. Она живет, дышит сиренью и «абрикосовой водой», меняет свое настроение вместе с героями.

Московские главы романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

События самого знаменитого произведения Михаила Булгакова разворачиваются в двух местах — древнем Ершалаиме, где проповедует свои идеи бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, и Москве 30-х годов, куда является с гастролями Воланд. Быт советских людей, их проблемы, стремления и предрассудки как нельзя лучше отражены в московских главах романа «Мастер и Маргарита».

Читайте также:
Образ Бэлы в романе Герой нашего времени - характеристика героини

Столица как место действия

Начинается действие на закате майского дня — раскалённый, неестественно жаркий воздух тревожит персонажей, доставляет им дискомфорт и заставляет терзаться нехорошими предчувствиями, которые в самом скором времени оправдываются. Встрече же Мастера с Маргаритой сопутствует описание мрачного проулка с грязной жёлтой стеной и тысяч людей, равнодушно проходящих мимо главных героев.

В литераторском доме на самом деле нет литературы — там царит бесконечная бюрократия, и писатели желают не творить, а получать побольше дохода.

Булгаковскую Москву населяют закоренелые скептики и атеисты, не признающие авторитетов, помимо советской власти, и отмахивающиеся от всего, что нельзя объяснить с точки зрения разума.

Их умы занимает погоня за материальными благами — престижными дачами, походами в изысканные рестораны и, конечно же, деньгами. Московский мир в романе «Мастер и Маргарита» пуст и бездуховен — квартирный вопрос испортил людей и занимает их гораздо больше, чем забота о духовном развитии.

Воланд грозой проносится над столицей, жестоко наказывая алчность, подлость и несправедливость. В то же время он наблюдает за городом, как пытливый исследователь, проверяя, насколько преобразились граждане за прошедшие годы. На сеансе чёрной магии, который проводят ассистенты Князя тьмы, москвичей проверяют деньгами, и каждый из них охотно поддаётся искушению, подтверждая предположение о том, что в мире ничего не меняется. Описание Москвы в «Мастере и Маргарите» подчёркивает происходящее на страницах, отражая в равной степени настроение героев и тонкую иронию автора.

Представители культуры и власти

Презентация читателю московских реалий не обходится и без подробных описаний проживающих в городе людей, в особенности представителей власти и культуры.

Казалось бы, этим гражданам полагается быть как минимум моральными, но на деле они представляют собой шайку подлецов, озабоченных лишь собственными интересами.

Многочисленные герои второго плана лживы, порочны, лицемерны и фальшивы, за что в итоге и несут заслуженную кару:

  • Самое жестокое наказание выпадает на долю председателя МАССОЛИТа Берлиоза, который, будучи очень эрудированным и грамотным человеком, абсолютно лишён человечности и духовности. Он приучает молодых авторов мыслить штампами и пытается подогнать их творчество под шаблоны, одновременно внушая собственное атеистическое мнение. Берлиоз попадает под трамвай и лишается головы, как и предсказал таинственный незнакомец на Патриарших прудах.
  • Степан Лиходеев — чиновник, паразитирующий на руководящей должности, охочий до выпивки и женщин — отправляется в Ялту прямо из квартиры. Когда Степан Богданович возвращается в Москву и проходит лечение в психиатрической клинике, его взгляды на жизнь кардинально меняются — директор Варьете становится замкнут и осторожен с алкоголем, особенно в обществе посторонних. Вместе с ним наказание постигает финдиректора Римского и администратора Варенуху.
  • Алчного председателя жилтоварищества Никанора Босого обвиняют в незаконном хранении валюты, в которую превратились деньги, взятые им у Коровьева. В итоге председатель лишается рассудка и отправляется в сумасшедший дом.
  • Известному литературному критику Латунскому, написавшему разгромную статью о романе Мастера, удаётся отделаться малой кровью, поскольку его карает не Воланд, а Маргарита — она с наслаждением громит квартиру человека, погубившего её возлюбленного.

Стилистические приёмы

В московских главах «Мастера и Маргариты» прослеживается чёткое сравнение с ершалаимскими — и в первом, и во втором случае общество строится не на моральных устоях, а на внушаемых властью идеологических установках. Для изображения жизненных устоев граждан Булгаков использует приёмы философской, социальной и политической сатиры, продолжая традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Кроме того, автор удачно оперирует и некоторыми другими понятиями:

  • Эпанафора. Именно с помощью этого приёма московские главы соединяются с ершалаимскими. Наглядной иллюстрацией может служить цитата, завершающая первую главу и одновременно открывающая вторую: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…».
  • Гротеск. Работники, вынужденные против собственной воли участвовать в хоре, надрываются, исполняя «Священный Байкал», лжец Варенуха превращается в вампира, а трусливый сосед Маргариты Николай Иванович становится боровом.
  • Фантастика. Среди примеров можно упомянуть оторванную голову конферансье Бенгальского и огромного кота, пытающегося передать деньги за проезд в трамвае.
  • Градация. Постепенное нагнетание событий можно наблюдать в главе номер девять, в которой Никанор Босой рассматривает заявления людей, претендующих на освободившуюся жилплощадь.
  • Сарказм. Язвительные насмешки в произведении наблюдаются чаще всего — с их помощью писатель разоблачает какие-либо пороки персонажей и противопоставляет положительных героев отрицательным.

Кроме того, важнейшую роль в сюжетной и идейной композиции романа играют массовые сатирические сцены, демонстрирующие читателю образ толпы.

Таких эпизодов немного, однако именно они формируют картину современного общества, позволяя взглянуть на него с позиции общечеловеческих ценностей.

Читайте также:
Краткие вредные советы - читать книжку онлайн за несколько минут

Конспект урока «Изображение Москвы и московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

«Мастер и Маргарита» – роман не только сатирический и философский, это роман «городской». И он останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова-писателя, не только как гимн человеку нравственному и бесстрашному – Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому – Мастеру, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая теперь неизбежно воспринимается с учетом этого великого произведения». Наша задача – представить образ булгаковской Москвы 30-х годов, раскрыть сатирический пласт повествования в произведении.

Скачать:

Вложение Размер
конспект 22.93 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ .

Тема: «Изображение Москвы и московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

– создать условия, при которых учащиеся смогут определить основную цель появления московских глав в романе,

-развивать умение анализировать эпизоды, определять художественно-выразительные средства языка;

– развивать умение анализировать явления общественной жизни;

– формировать в учащихся правильное отношение к коррупционным явлениям;

– воспитывать чувство ответственности за свои поступки, умение анализировать свои действия,

-совершить видеоэкскурсию по булгаковским местам Москвы, заполнить лист самооценки.

– Прочитайте запись на доске, определите, о чем пойдет речь на уроке?

«Мастер и Маргарита» – роман не только сатирический и философский, это роман «городской». И он останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова-писателя, не только как гимн человеку нравственному и бесстрашному – Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому – Мастеру, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая теперь неизбежно воспринимается с учетом этого великого произведения». (Б. В. Соколов (1991 г.)

(предполагаемые учащимися варианты)

Наша задача – представить образ булгаковской Москвы 30-х годов, раскрыть сатирический пласт повествования в произведении.

1.Актуализация знаний. Проблемный вопрос:
– С какой целью прибывает Воланд со своей свитой в Москву? (см. главу 12. Воланд прибыл в новую Москву за справкой о состоянии “московского народонаселения” и шире — всего современного человечества. Причем его, “конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая… — Аппаратура! — подсказал клетчатый. — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?”.

В свое время, мы помним, Базаров, герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”, требовал: “Исправьте общество, и болезней не будет”. И вот общество в новой Москве “исправлено”, стало “другим”, но достаточно ли этого для того, чтобы и человек стал другим?

Хозяин земли не мог не посетить Москвы, претендовавшей когда-то на роль третьего Рима, Москвы – сердца страны, провозгласившей новые принципы жизнеустройства, новые моральные и культурные ценности, – по сути, построение рая на земле для живых людей, обещанный Христом Новый Иерусалим. Воланд явился, чтобы воочию убедиться в истинности заверений, сделать выводы из фактов: не судить, не наказывать, а узнать из первоисточника.

2..Реализация домашнего задания:

Сообщение по теме: «Москва как место действия».(Создание художественного образа Москвы 30-х годов 20 века. Задания построены таким образом, чтобы учащиеся, работая в группах, изучили основные топонимы, к которым обращается писатель, прошли маршрутами героев романа, заполнение маршрутного листа.)

Видеоэкскурсия по булгаковским местам Москвы.Сообщения обучающихся о Москве30-х гг. 20. века с комментариями эпизодов из текста романа. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

3.Образы москвичей в романе.

Люди, с которыми он сталкивается, не вызывают у него гнева: они настолько мелочны и ничтожны, что рождают лишь брезгливость, желание избавиться от их назойливого любопытства, пресечь их корыстные стремления.)

– Обратимся к героям, внутренние пороки которых доведены до видимого явного результата, обнажены. За что наказаны москвичи?

Глоссариум по эпизодам романа (работа группами – выборка слов, словосочетаний, характеризующих те или иные ситуации, раскрывающие характер и интересы москвичей). Например,

Глава 5. Дело было в Грибоедове. ( Вдали от шумных улиц и площадей, на окраине Москвы, расположился старинный двухэтажный дом с решётками на окнах. На небольшой заасфальтированной площадке прямо перед домом с раннего утра выстраивалась очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста. Одни записывались, чтобы улучшить собственное благосостояние, другие желали завести новые знакомства и тоже вставали в очередь, третьи присоединялись из любопытства. Этот пчелиный рой копошился, непрерывно передвигался, но безуспешно. На дубовой двери висела табличка с изображением покосившегося дома: “Квартирный вопрос. Приём с 11 до 12”, — и, что немаловажно, — огромный железный замок. Жгучую зависть вызывает не только полученное бесплатное жилье, но и предел мечтаний – дача в Перелыгино, которых только 22 на три тысячи массолитовцев. Писатели, стоящие в очереди, обеспокоены тем, что уже половина двенадцатого, а прием еще не начинался.)

Глава 9. Коровьевские шутки. (Никанор Иванович Босой по своему усмотрению распоряжается освободившейся жилплощадью погибшего Берлиоза, предложенные Коровьевым «пять новеньких банковских пачек» благополучно избавляют его от «муки», продолжавшейся до начала первого часа дня)

Глава 18. Неудачливые визитеры. (Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза, будучи деловым человеком, узнав о смерти племянника, понял, что такая удача выпадает нечасто и, невзирая ни на какие трудности ,решил унаследовать квартиру. Равнодушный к смерти племянника, он строит планы хотя бы временно прописаться в трех комнатах покойного.).

4. Заполнить таблицу по ходу выступления.

За какой порок наказан Воландом и его свитой?

Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Произведение Булгакова было написано в 1937 году, но опубликовать его удалось только в 1966 году. Автор описывает параллельные миры, которые переплетаются между собой, а также различных персонажей. Кроме этого, представлены Москва и москвичи. В романе «Мастер и Маргарита» затрагиваются темы творчества, любви, веры, добра и зла. Читатель наблюдает за судьбами героев и их образом жизни. Проблемы, раскрываемые в книге, актуальны по сей день.

  1. Анализ произведения
  2. Краткий пересказ
  3. Продолжение фрагмента
  4. Описание столицы и ее горожан
  5. Город как место действия
  6. Представители МАССОЛИТа и театра
  7. Образы москвичей

Анализ произведения

В романе представлены две сюжетные линии: история о Понтии Пилате, любовь Мастера и Маргариты. А также в нем показаны два города — Ершалаим и Москва.

Краткий пересказ

Два человека гуляли на Патриарших прудах и обсуждали существование Христа. Этими людьми были Берлиоз и Иван Бездомный. Они встретили мага, который путешествует вместе со своей свитой. К ней относятся:

  • кот Бегемот;
  • Гелла;
  • Коровьев;
  • Азазелло.

Мага звали Воланд, как окажется в дальнейшем, это сам Сатана. Он подтвердил, что Христос когда-то существовал, заодно сообщил, что Берлиоз совсем скоро останется без головы, а Бездомный попадет в психлечебницу. Эти события произошли на самом деле.

Воланд заселился в квартире вместе с Лиходеевым. Он был директором театра. Маг заключил сделку с этим человеком, что он даст концерт в Варьете. Чтобы получить квартиру, Коровьев подкупает председателя жилищного кооператива, которого немного позже схватили власти за хранение валюты.

Маг дает представление в театре, при этом испытывает своих зрителей. Сначала он осыпал их деньгами, потом предложил женщинам сменить наряды на новые. После концерта купюры превратились в обычные бумажки, а одежда исчезла.

Продолжение фрагмента

В психлечебнице Бездомный знакомится с Мастером, который ушел с работы после выигрыша в лотерею, поселился в подвале и стал работать над своей книгой о Понтии Пилате и Иешуа. Позже писатель познакомился с Маргаритой и полюбил ее.

Мастер хотел напечатать свою рукопись. Он отнес ее в редакцию, но там отказались выпускать в свет это произведение из-за пропаганды христианства. Мастер был разочарован отказом и решил сжечь свое творение, но возлюбленная успела спасти книгу, вытащив ее из печи.

Позже Маргарита ушла домой, чтобы поговорить с мужем. Она забрала роман с собой. Через какое-то время Мастера забрали непонятные люди. Вернувшись домой, он обнаружил других жильцов, что привело к его помешательству. Герой оказался в психиатрическом отделении.

Тем временем Азазелло принес Маргарите приглашение на бал и крем. Он сообщил, что если девушка придет на бал, то получит информацию о своем возлюбленном. Маргарита натерлась кремом и обнаружила у себя способность летать на метле. Она решила отправиться на бал, где Воланд выполнил свое обещание и Мастер и Маргарита встретились.

Бал закончился пожаром, маг стоял на крыше здания и смотрел на Москву. Он мысленно прощался с ней. Вдруг рядом с ним появился Левий Матвей, который сказал, что, по его мнению, пара заслужила покой, и предложил забрать их с собой. Мастер и Маргарита в это время были в квартире, а Азазелло наливал им вино. Оказалось, что оно было отравлено. Любовная пара упала, а в этот же момент на Арбате умирает женщина и безымянный больной в лечебнице. После этого пара унеслась вдаль вместе с Воландом и его свитой.

Описание столицы и ее горожан

В древнем Ершалаиме Иешуа представлял свои светлые мысли и идеи. В Москве же давал концерты Воланд в течение 30 лет. Маг считает, что за эти годы москвичи совсем не изменились, несмотря на то, что город был культурной столицей.

Город как место действия

Москва в романе изображается в нескольких плоскостях. С одной стороны, это город, где происходят действия героев, а с другой — сатирическая столица, показанная наизнанку. Булгаков описывает прекрасные городские пейзажи. Этим он не только очерчивает декорации, но и подчеркивает настроение героев, атмосферу, в которой они находятся. Автор пытается передать читателю даже ощущения и запахи.

Роман начинается с мая 30-х годов. В это время стоит безумная жара. Встреча Мастера и Маргариты описывается мрачно, герои проходят мимо грязной стены через проулок. Вокруг них идут тысячи совершенно незнакомых и чужих людей. Так писатель хочет показать одиночество главных персонажей.

Описание Москвы в романе «Мастер и Маргарита» подчеркивает настроение героев, а также булгаковский юмор. Примером может стать эпизод, где описывается Дом Грибоедова. Двери в помещении содержат странные записи и рисунки, которые вызывают улыбку у читателя.

В литературном доме на самом деле нет литературы, а только формальности да бумаги с бланками.

Представители МАССОЛИТа и театра

Юмор писателя периодически переходит в сатиру. Иногда он насмехается над своими героями или сочувствует им. Образ Москвы в романе не скрывает недостатков. Так, Грибоедовский дом стал МАССОЛИТом, где определить наличие писательского таланта можно только по наличию удостоверения.

Критики приземленные. Если дело доходит до беседы о литературном доме, то они вспоминают не творчество, а лишь гастрономические излишества и привилегии, которые дает им членский билет. Для Мастера мир критиков ужасен, особенно их отказ и насмешки. Он вложил всю душу в свою рукопись, а ее отвергли эти низменные люди.

Автор показывает людей искусства и культуры, например, представителей театра Лиходеева (пьяницы и обманщика), Варенуху (вампира), Римского. За свое непристойное поведение они будут наказаны. Это вызывает грусть у читателя, ведь в центре культурной столицы должны быть моральные и одухотворенные творческие личности, но на деле оказалась только шайка подлецов, обманщиков, трусов, которые заинтересованы лишь в своем насиженном месте и выгоде.

Образы москвичей

Описание Москвы и москвичей в московских главах «Мастера и Маргариты» сильно контрастирует с Мастером и его духовным миром. А вот при сравнении с людьми Ершалаима различий практически нет. Можно с уверенностью сказать, что люди того времени и современники всегда хотели обогатиться, поэтому шли на поводу у толпы.

Московские жители соблазнились деньгами и новой одеждой. Этого от них и ждал Воланд. Его не радовало такое положение дел. Он грустно смотрел на то, как сходит с ума публика театра, которая со стороны казалась довольно приличной. Люди дерутся за деньги, кидаются на невиданные платья. Они идут на поводу своих желаний. Может быть, люди понимают, что все это слишком нереально, но не могут устоять.

В произведении Булгакова переплетаются бытовые сцены с эпизодами Ершалаима и бала Воланда. Мистика сплетается с настоящими каждодневными событиями, а образы Сатаны и его свиты теряются на фоне обычного московского общества.

Цитата, которую Воланд произносит, вот так характеризует москвичей: «Люди как люди, такие же, как и раньше». Жителям Москвы Булгаков приписывает следующие черты:

  • жадность и любовь к деньгам;
  • жажда легкой наживы;
  • неверность;
  • легкомыслие.

Вот на каких реалиях строится образ москвичей. Воланд считает, что проблема жителей столицы — квартирный вопрос, он-то и испортил людей. Это на самом деле так, эта проблема отодвинула все важные качества человека на задний план. Примером может стать дядя Берлиоза, который приехал в Москву не на похороны племянника, а для получения наследства в виде квартиры номер 50.

В московских главах «Мастера и Маргариты» автор рассматривал определенные пороки человека на отдельных персонажах. Например, Никанор Босой, который оказался взяточником, или Степан Лиходеев, оказавшийся лентяем и алкоголиком. Воланд убивал тех, кого нельзя было исправить, но те, у кого была душа, находились в психбольнице, где излечивались.

Маргарита с Мастером были непорочными людьми. Их смерть была во благо, так как эти персонажи не могли жить среди порочных личностей. Они покинули тела, но их души соединились в ином мире.

Таким образом, можно сказать, что читатель видит мелочных и корыстных москвичей, которые ставят материальное благополучие гораздо выше духовных качеств и нравственных ценностей. Есть люди, которых можно исправить, а кто-то безнадежен. Но каждый человек должен самостоятельно прийти к этому и осознать свои пороки. Маг со своей свитой только может помочь в этом, остальные действия — за человеком.

Роман востребован и в наши дни. По данному произведению сняли фильм и сериал, в школе дети проходят его на уроках литературы, делают презентации. Это доказывает актуальность булгаковского романа, а также социальных проблем, раскрываемых в нем, в современном обществе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: