Последняя любовь – анализ, основная тема и идея, стихотворный размер

Последняя любовь анализ

Небольшое по объему стихотворение под названием Последняя любовь Тютчев написал в поздний творческий период. Его можно назвать автобиографическим. Ведь в данном стихотворении автор отображает собственные переживания. Разобраться во всех его особенностях поможет анализ стиха Последняя любовь Тютчева.

Последняя любовь Тютчев анализ

Краткий анализ стихотворения выглядит следующим образом:

✔️ создан в период с 1852 до 1854 года;

✔️ в произведении поднимается столь важная тема, как любовь в самом глубоком и ее представлении. Пережить столь сильное чувство удастся лишь зрелым людям;

✔️ данное произведение состоит из трех частей, несущих разный смысл;

✔️ стих относится к такому жанру, как элегия.

Какова идея стихотворения Последняя любовь Тютчева и основные его особенности следует рассмотреть более подробно.

История создания

Отдельного внимания заслуживает история создания Последняя любовь Тютчева. В период его написания автор уже состоялся, как поэт, был зрелым мужчиной. Он искренне полюбил Елену Денисьеву, совсем юную по сравнению с ним девушку. Ему в тот период уже исполнилось 47 лет. Его же возлюбленной было всего 24.

Отношения начали развиваться очень стремительно, но пару все осуждали. Обусловлено это прежде всего тем, что у Тютчева тогда уже была семья. Роман с юной особой воспринимался, как что-то ненормальное. При этом чувства девушки к поэту оказались невероятно сильными и она смогла принести в жертву свое положение в социуме, лишь бы быть рядом с милым сердцу человеком.

Данные отношения длились на протяжении четырнадцати лет. Роман закончился лишь тогда, когда Елена скончалась. Она родила Тютчеву вне брака троих детишек, постоянно мучилась по причине того, что находилась в обществе в оскорбительном положении. Ее жизнь оборвалась из-за чахотки. Оставшуюся жизнь поэт испытывал чувство вины перед Еленой. Исходя из этого становится понятно, кому посвящено Последняя любовь Тютчева.

Поэт написал немало произведений, посвященных своей любимой. Все они были объединены в один цикл, который известен под названием Денисьевский. В него вошло и стихотворение Тютчева, которое называется Последняя любовь.

Тема и композиция

Тема Последней любви Тютчева понятна – это любовь. Этим нежным, искренним чувством пронизана каждая из строчек данного произведения. Правда, в данном случае речь идет не о юношеской страсти и переживаниях, характерных для молодых людей, а о зрелых чувствах.

Лирический герой в данном случае проявляет нежные чувства. В основе его любви лежит желание проявлять заботу и внимание, оберегать свою любимую. Правда, это далеко не дружба, которой присуща не романтика, а самая что ни на есть настоящая любовь, испытываемая мужчиной по отношении к женщине.

Эти чувства автор преподносит как небесный дар. Правда, они обречены и во всем стихотворении прослеживается безнадежность и некая тоска. Герой бережет любовь, понимая, что подобные взаимные чувства больше не смогут повториться.

Стих по количеству строф условно разделяется на три части. В каждой из них мысль является законченной. Например, в первой автор размышляет об испытываемой любви. Он сравнивает ее с зарей, которая освещает путь по жизни. Во второй герой является отрешенным, говорит о грядущей старости, которой избежать не удастся. Ему хочется, чтобы время хоть не на долго остановилось. Таким образом он сможет еще хоть немного насладиться данными чувствами.

В последней строфе отражается основная мысль Тютчева Последняя любовь. Поэт говорит о том, что какими ни были бы преграды, поставленные временем, у человека есть возможность искренне любить даже в зрелом возрасте.

Жанр и средства выразительности

Данное произведения автор написал в жанре элегия. Это своеобразная песня, обладающая грустным содержанием. Средства выразительности Тютчев в произведении Последняя любовь использует разные. Например, возвышенную интонацию ему удается сделать за счет частого применения буквы О. С помощью постоянных повторов, произведение становится музыкальным и лирическим.

Также в стихотворении отмечается множество эпитетов. Благодаря им произведение приобретает образность и максимальную выразительность.

Основная идея стихотворения

Идея стихотворения Последняя любовь Тютчева заключается в том, что искреннюю любовь люди могут испытать в любом возрасте. Чем же позже при этом проявятся данные чувства, тем более тяжело окажется воспринять разницу между разочарованием и наслаждением.

Последняя любовь послушать стихотворение

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Последняя любовь»

Автор: Guru · 22.01.2021

Все лирические произведения Ф.И. Тютчева, их около трехсот, легко собрать в одной книге, но, по мнению Афанасия Фета, этот один сборник по содержанию и уровню мастерства может превзойти несколько томов творений иных литераторов.

История написания произведения

Стихотворение «Последняя любовь» было создано Тютчевым в период с 1852 по 1854 год. Поэт пользовался успехом у женщин, в течение жизни у него были и серьезные, продолжительные романы, и мимолетные увлечения, сопровождаемые легким флиртом. Самый первый серьезный роман возник у него еще в юношеском возрасте. Девятнадцатилетний Тютчев воспылал любовью к Амалии Крюденер. И хотя их отношения не привели семейному союзу, чувство к ней поэт испытывал на протяжении всей жизни.

Брак Федора Тютчева с Элеонорой Петерсон состоялся в 1826 году. Автор был уверен в этой женщине, в ее чувствах; к ней он испытывал восхищение и признательность. У супругов родились 3 прекрасных дочери.

Через 7 лет, в 1833 году, у поэта начались отношения с замужней дамой Эрнестиной Дернберг. Жена догадывалась об этом, но держалась достойно и сдержанно. Скандал из-за этого случился только раз, без участия Федора Ивановича, между самими женщинами. Это привело к тому, что Элеонора Федоровна вскоре ушла из жизни. Тютчев очень горевал, тосковал и мучился, переживая ее смерть. Он даже стал седым. Однако уже некоторое время спустя Тютчев и Дернберг вступили в брак и были обвенчаны. В этом семейном союзе родились 3 детей: дочь и 2 сына.

Следующий серьезный роман поэта начинается в 1850 году, когда он знакомится с подругой старшей дочери Еленой Денисьевой, и продолжается около 14 лет. Заканчиваются эти отношения, когда Елена Александровна умирает. Девушки учились в одном классе, и жена Тютчева не обращала внимание на интерес мужа к подруге их дочери. Она уже смирилась с кратковременными увлечениями супруга другими женщинами. Но через год Елена уже родила поэту ребенка.

Стих «Последняя любовь» входит в «Денисьевский цикл». Все произведения данного цикла рассказывают о непростой любви автора, уже зрелого мужчины, к юной девушке. А он называет это чувство и губительным, и одновременно светлым и спасительным.

Читайте также:
На пути, Чехов: читать онлайн бесплатно

Данное стихотворение относится к третьему периоду творчества поэта. От других стихов цикла его отличает мрачное, упадническое настроение. Произведение полно трагичности, отчаяния, сожаления и безысходности. Потому что Тютчев уже был пожилым человеком, а его любимая – молодая и красивая женщина.

Жанр, размер, направленность

Стихотворение написано в жанре элегии. Оно полно драматичных ноток, раскрывает душевное состояние автора, его терзание и сожаление.

Творческое направление автора – романтизм, и рассматриваемое произведение только лишь доказывает это. В стихотворении большое внимание отводится чувствам, эмоциям лирического героя, делается особый акцент на раскрытие его внутреннего мира.

Как и во всех романтических творениях чувства здесь важнее рассудка и разума. Кроме того, все творчество поэта Федора Тютчева в литературных кругах относят к искусству чистому – лирике, имеющей направленность на любование красотой пейзажей, на упоение чувствами, на созерцание прекрасного в окружающем мире.

В самом начале стиха стоит междометие «о», и это указывает на открытость души романтического персонажа, на его высокую эмоциональность и откровение автора перед читателями.

Во внешности героя в произведении не говорится ничего, но читателям близок и понятен его внутренний мир, вся гамма чувств раскрывается перед ними. В этом прослеживается романтическая направленность стиха.

Написано произведение в четырехстопном ямбе с пиррихиями. Имеет перекрестную рифмовку и чередующиеся мужскую и женскую рифмы.

Композиция

Стихотворение «Последняя любовь» разделено по смыслу на три части, и в состав его входят три строфы. Каждая смысловая часть (строфа) состоит из четверостишья.

В первом четверостишии после восклицания Тютчев говорит о поздней любви, как о более «нежном и суеверном» чувстве, сравнивает его с «прощальным светом», с зарею. Глагол «сияй» повторяется, и это указывает на то, что автор делится своей радостью и восторгом от видения света, но эпитет «прощальный» о многом говорит. Автор сожалеет, что скоро свет погаснет, и жизнь без любви станет темной, безрадостной и пустой.

Во второй части стиха рассказывается о том, что жизнь героя – это небо, охваченное тенью, это тяжелый, утомляющий прошедший день, вечером ставший прекрасным от озарения любовью. Здесь Тютчев также использует прием повторение.

Третья часть – это утверждение автора о том, что, несмотря на то, что человек на протяжении жизни меняется, его душа остается такой же молодой, способной любить и надеяться.

В последних строках говорится, что последняя любовь – это « и блаженство, и безнадежность». Так поэт выражает свое отчаяние.

Образы и символы

В образе лирического героя в стихотворении «Последняя любовь» выступает сам автор, и это произведение посвятил он своей возлюбленной, в нем затрагиваются реальные события их жизни. Герой уже многое повидал, испытал все в своей жизни, что можно, и тут его озарило новое чувство любви.

Тютчев, как и лирический герой, снова видит свет, жизнь наполняется смыслом. Но герой стиха уже относится к этому хрупкому чувству не так, как раньше в пору молодости. Он трепетно бережет его, боится потерять, не хочет, чтобы исчез, погас «прощальный свет» последней любви. И так же, как и автор, герой с головой погружается в это последнее чувство.

Образ любви в произведении Тютчев ассоциирует со светом, зарей. Свет – это, правда, истина, и он побеждает тьму. Человеку, как свет миру, нужна и необходима в любом возрасте любовь.

В стихотворении также присутствует образ зари. А она символизирует Христово пришествие, то есть, значит, свет вытеснит, победит тьму и будет сиять вечно, как и чувство любви на склоне жизни, которое усиливается и разрастается, наполняя жизнь смыслом и озаряя ее.

В произведении есть упоминание о западе. Запад – это символ среднего возраста, в этом возрасте находился Тютчев, когда у него был роман с Еленой Денисьевой. Отсюда можно утверждать, что герой стихотворения и поэт являются одним лицом, то есть Тютчев имеет в виду себя.

Оксюмороном «вечерний день» автор выражает свою радость на закате жизни.

Темы, проблемы, настроение

Основной темой лирического произведения является тема любви. Это стихотворение так же, как и другие его шедевры любовной лирики, проникнуто открытостью, эмоциональностью, чувственностью.

Все стихотворения «Денисьевского цикла» автор посвятил Елене Александровне Денисьевой, своей последней любви. В них можно заметить и пылкость чувств, и радость, и тревогу, и отчаяние.

Можно утверждать, что проблематика стихотворения заключена в переплетениях самых разных чувств и понятий, таких как любовь, нежность, отчаяние, бессилие перед обстоятельствами, страх, волнение. Поэт использует прием противопоставления, контраста: так юность противостоит старости, а закат дней контрастирует с ярким светом зари.

Стихотворение проникнуто благодарностью, надеждой, радостью, страхом, а также мудростью романтического героя.

Основная идея

Главной мыслью произведения «Последняя любовь» является ответ на его проблематику. После долгих колебаний автор приходит к решению – любить, хотя в тексте не пишет об этом напрямую.
Герой стихотворения – человек достаточно мудрый, опытный; он принимает такое решение осознанно, обдуманно, потому что любовь, в его понимании, — это свет, это дыхание — без них невозможно человеку жить. Также любовь оберегает, окрыляет и поддерживает нас. Именно поэтому он не отказывается от нового, неожиданно возникшего чувства.

Художественно-выразительные средства

В своем произведении Федор Иванович Тютчев использует различные изобразительно-выразительные средства, которые делают его стиль и мастерство уникальными, высокопрофессиональными, глубоко и тонко передающими его чувства и эмоции. Это следующие средства и приемы:

Лексические повторы «сияй, сияй», «продлись, продлись» и другие.

Оксюморон – «вечерний день».

Инверсированный порядок слов в произведении — «нежней мы любим и суеверней».

Олицетворение – «бродит сиянье», «полнеба обхватила тень».

Эпитеты – «прощальный свет», «последняя любовь» и другие.

Метафоры – «на склоне лет», «скудеет кровь», «заря вечерняя».

Также в стихотворении имеется риторическое восклицание: «О, ты,
последняя любовь!»

Все эти художественно-выразительные особенности помогают автору раскрыть свою душу перед читателем, показать всю глубину и остроту его чувств, передать его настроение.

«Последняя любовь» — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

Одно из наиболее известных произведений Федора Ивановича Тютчева — «Последняя любовь». Анализ стихотворения требуется старшеклассникам при подготовке к уроку литературы. Он также будет интересен поклонникам творчества русского поэта. Наполненные глубоким драматизмом строки отражают глубину чувств автора, которому довелось испытать полную гамму романтических переживаний в зрелые годы жизни.

Об истории создания произведения

Лирическое стихотворение написано поэтом в 1852—1854 гг. Оно вошло в «Денисьевский цикл» и стало одним из самых ярких произведений в творчестве автора. Строки, посвященные последней любви, наполнены прощальным и ускользающим светом. Они адресованы Елене Денисьевой — юной воспитаннице Института благородных девиц, с которой поэта свела судьба.

Читайте также:
Краткое содержание земля родная - читать пересказ книги Лихачева

На момент встречи мужчине было 47 лет, а девушке его мечты — 24 года, и она дружила с дочерьми Федора Ивановича. Разница в возрасте не стала помехой для развития отношений. Поэт не думал, что в зрелом возрасте способен на столь глубокие и долгие чувства. Роман между ним и Еленой развивался быстро и стал предметом общественного осуждения, поскольку у Тютчева была семья и связь на стороне являлась аморальной.

Отношения пары продлились почти 15 лет, до момента роковой гибели Елены от скоротечной чахотки. Возлюбленная поэта все годы страдала от своего оскорбительного положения, но не выразила сожаления и укора. Она родила Тютчеву трех внебрачных детей. О своем счастье поэт рассказывает в стихотворении «Последняя любовь». Анализ произведения помогает увидеть всю гамму чувств, испытанных поэтом. Возлюбленную он сравнивает с зарей, которая осветила его путь.

Последняя любовь позволила поэту обрести новый смысл жизни, пробудила вдохновение, которое давно его покинуло. Благодаря Елене он вновь ощутил красоту мира, яркость красок природы, обратился к пейзажной лирике.

В стихотворении о поздней любви он описывает справедливый мир таким, каким видит его в счастливый период жизни. Он не хочет, чтобы клонился к закату день и также не желает завершения жизни. Тепло возлюбленной согревает его, наполняет душу светлыми чувствами.

Благословение небес иль мука

Фёдор Иванович уже был солидным отцом семейства, но он по-прежнему не мог устоять перед красотой, и время от времени его охватывали вихри страстей. Мимолётные романы с дамами из высшего общества всегда волновали Эрнестину: подобные увлечения светскими львицами могли разрушить карьеру мужа.

Встреча, изменившая судьбу

Девушка из обедневшего дворянского рода благодаря заслугам своей тётушки училась в Смольном институте. Елену Денисьеву даже считали кандидаткой на роль фрейлины императорского двора. И это казалось вполне реальной перспективой по многим причинам:

  1. У вдумчивой и серьёзной девушки был природный ум, она получила хорошее образование.
  2. Изящная и грациозная брюнетка была весьма обаятельна. Её карие глаза и выразительное лицо привлекали внимание и юношей, и более старших светских львов.
  3. Все перечисленные достоинства дополняли манеры — безукоризненные, прекрасно усвоенные юной смолянкой.

Поначалу девушка даже бывала в доме Тютчевых в качестве подруги дочерей. Она видела, что в этой семье царят аристократическая холодность и сдержанность, у каждого как будто была своя отдельная жизнь. Участие в совместных чаепитиях, чтениях в гостиной, выездах на балы и в театр бывали регулярно, но эти очень интеллигентные люди по-прежнему словно закрывались от всех в собственных переживаниях, как в защитном коконе.

Хозяйка дома не просто любила мужа. Эрнестина его обожала, и её глаза старались ловить каждый взгляд, а тёплое слово уже делало женщину счастливой.

И когда супруги познакомились с подругой дочерей Тютчева от первого брака, жена не очень волновалась. Она полагала, что юная и наивная барышня вскоре наскучит её Теодору. Но судьба распорядилась иначе, и план рухнул.

Увлёкшись Лелей, сорокасемилетний поэт неожиданно для себя был потрясён, когда понял, что девушка ответила на его чувства так страстно и самоотверженно. Камергер Тютчев был пленён юной смолянкой настолько, что даже подыскал и снял квартиру для встреч с красавицей.

Тайна вскоре вскрылась, породив грандиозный скандал. Барышня оказалась беременной, и это накануне выпуска! Ни о каких придворных назначениях не могло быть и речи. От неё отвернулся свет, и проклял родной отец.

Жизнь на две семьи

Утешение Денисьева находила в молитвах и Боге. Оказалось всё очень непросто, но рядом была тётушка, несколько подруг и Он, любимый и единственный (для Лели это было главным). Весь смысл существования для Елены теперь был в Тютчеве, и красавица была готова не только сегодня, всю жизнь ждать и любить его. Через два месяца у них родилась девочка.

Поэт оказался в непростой ситуации: одновременно в его судьбе оказались две женщины. Одну он называл любимой, своим счастьем, не мог жить без неё. И прекрасно понимал, что не способен ответить с такой же силой на чувства Елены. Но она была в силах прощать — и прощала:

  • своё долгое ожидание во время частых отлучек камергера;
  • редкие (раз в неделю) совместные обеды;
  • эгоизм и вспыльчивость, а потом даже иногда появлявшуюся холодность;
  • существование на две семьи.

На второй чаше весов была его другая жизнь: преданная жена, дочери — фрейлины при дворе, карьера дипломата камергера. Отказаться от всего этого Тютчев не мог, да и не хотел.

Елена была уверена, что перед Господом они едины и духом, и телом, а значит, она жена самая настоящая, даже более, чем его две официальные. Денисьева принимает для себя решение: такой брак — это Божье соизволение. Поэт сумел внушить ей, что по церковным правилам он не имеет права более венчаться, и создание совместной семьи невозможно.

Однако быть на положении полужены, родить любимому человеку троих детей и по-прежнему быть парией для людей своего класса сложно. Тем более — почти пятнадцать лет. Временами добрая и высококультурная Елена, не в силах сдерживаться, срывалась, и чем дальше, тем более частыми были проявления её отчаянного протеста против существующего положения. Тютчев понимает, что её упрёки справедливы, но в отношениях наметилось охлаждение.

И снова чахотка. Уже второй раз болезнь, с которой не справляются врачи, уносит жену поэта. На сей раз гражданскую. Вслед умирают дочь и сын Елены.

И только тогда к Тютчеву приходит полное осознание, что для него означала эта женщина. Он остаётся пленником её всепоглощающей любви и понимает, что в душе возникла пустота. И её уже не заполнить. Смириться с потерей поэт не сможет, и воспоминания о ней будут бередить душу до самой смерти.

Основная тема

Каждая строчка произведения наполнена сильными и светлыми чувствами. В них мало эмоций и порывов, свойственных бурной юности. Зато много глубины и искренности. Умудренный опытом поэт желает заботиться о возлюбленной, оберегать ее от житейских невзгод. Его отношение к Елене больше, чем дружба и человеческое участие. Он любит не пылко и страстно, но очень глубоко.

Читайте также:
Тихон Кабанов ☑ характеристика героя в пьесе А.Н. Островского "Гроза", описание образа, сравнение с Борисом, взаимоотношения с женой и матерью, протест персонажа

Последняя любовь — подарок, которым судьба одарила лирического героя. Он понимает, что она обречена и никогда не повторится, поэтому старается беречь чувство и с наслаждением проживает каждый день. С одной стороны, он ощущает блаженство. С другой — осознает, что все может быстро кончиться, страдает от безнадежности положения, в котором находится.

Каждая строчка стихотворения пронизана сильным и нежным чувством. Однако это не страстные и неистовые любовные переживания юности, а гораздо более глубокие и проникновенные эмоции зрелости.

В основе любви немолодого уже человека лежат нежность, доброта, внимание, желание заботиться и оберегать свою возлюбленную. Но, все же, это не дружеские отношения, лишенные романтизма, а подлинная любовь мужчины к женщине.

Лирический герой понимает, что этот подарок небес – последняя любовь – так или иначе обречена, и в произведении сквозит тоска и безнадежность. Он суеверно бережет его, поскольку столь сильное взаимное чувство никогда более не повторится.

Литературные особенности

Свои чувства поэт выразил в литературном жанре «элегия». Стихотворение о последних чувствах наполнено грустью и тоской. В нем слышна мольба о том, чтобы смогло остановиться время. Несмотря на использование автором четырехстопного ямба и перекрестной рифмы, оно легко читается и быстро запоминается. Подобные приемы стихосложения позволяют сделать акцент на исповедальном характере произведения.

Каждая строчка в стихотворении читается с возвышенным произношением благодаря использованию частицы «о». Эпитеты придают ему выразительность и образность, а лексические повторы — музыкальность и легкость. Элегия позволяет читателю воспринимать стих как любовное послание, а литературные приемы располагают читателя, вызывают его доверие.

Композиция и характеристика

Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь» помогает понять душевные метания автора. Ему довелось испытать нежные чувства в зрелом возрасте и осознать, что они намного нежнее и суевернее, чем в молодые годы. Имея за плечами опыт двух браков, он с удивлением открывает в себе новые черты характера, о которых ранее не подозревал. Любовь описана Федором Ивановичем как вечерняя заря, осветившая его путь и придающая сил для творчества.

Стихотворение зрелого поэта звучит по-особенному. Вначале может показаться, что оно написано амфибрахием. Однако последнее слово перебивает ритм и нарушает слаженное звучание. Размышления немолодого лирического героя, у которого в «жилах стынет кровь», укладываются в несколько строф:

  1. В первом четверостишии он размышляет о любви в зрелые годы. Сравнивает чувство с зарей, осветившей путь.
  2. Во второй строфе угадывается, что поэта тревожит скорая неизбежная старость. Ему нужно еще немного времени, чтобы насладиться чувством, и об этом он готов просить у судьбы.
  3. В третьем куплете отображена основная идея произведения. Несмотря на преграды, которые ставят перед человеком время, он способен искренне любить в любом возрасте.

Анализ стихотворения «Последняя любовь» Ф. И. Тютчева

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Последняя любовь» — одно из наиболее выдающихся по чистоте и возвышенности романтического чувства произведений. Оно написано в 1852-1854 годах уже немолодым поэтом и точно отражает авторскую концепцию любви — благородного и самоотверженного чувства.

Последняя любовь не такая страстная и неистовая, как в юности. В основе ее простая человеческая нежность, доброта, внимание, бережное отношение людей друг к другу. В то же время это не просто дружба, а переживание, не лишенные романтической окрашенности. Последняя

любовь обречена на скорую конечность, поэтому Ф. И. Тютчев в финальной строфе пишет о безнадежности.

Но в то же время эта безнадежность сопряжена и с блаженством. Это оксюморонное сочетание, сопряженное в единый мелодичный образ при помощи звукового удвоения , придает финальному аккорду стихотворения настроение светлой печали. По жанру «Последняя любовь» — элегия . Возвышенную интонацию произведению придает частица «О», как будто обрамляющая текст стихотворения . Неповторимый художественный эффект привносят также ритмические перебивы.

Они создают доверительную интонацию, что, в свою очередь,

усиливает исповедальный характер всего произведения. Центральным мотивом стихотворения становится мотив света, представленный следующими образцами: «прощальный свет», «заря вечерняя», «сиянье»). Во второй строфе оппозиция «тень» — «сиянье» сопрягается в оксюморонном словосочетании «вечерний день».

На проблемно-тематическом уровне эта игра света и тени словно созвучна борьбе жизни со смертью. И в этой борьбе последняя любовь придает лирическому герою силы противостоять конечности, продлить жизненный путь вопреки старости и немощи, тому, что «скудеет в жилах кровь».

Лирический герой затаивает свое чувство.

Он суеверен и бережет его, так как понимает, что полюбить вновь уже не сможет никогда. Любовь хрупка и трагична, как сама жизнь. Бывает, что любовь между людьми проходит сама собой. Ее часто разрушают ссоры и обиды, но в них хотя бы виноват сам человек.

Однако есть одно непреодолимое обстоятельство, которое нельзя предотвратить, — вечная разлука, смерть одного из любящих. Таким образом, любовь всегда одновременно и счастье, и трагедия. Биографически стихотворение связано с любовью поэта к Е. А. Денисьевой и входит в так называемый Денисьевский цикл.

Л. Н. Толстой, высоко ценивший Ф. И. Тютчева как поэта, о буквами «Т. Ч.» .

Примечательно, что и по тематике, и по настроению стихотворение «Последняя любовь» перекликается с произведением П. А. Вяземского «14 января в Вене»: «Моя вечерняя звезда, Моя последняя любовь! На вечереющий мой день Отрады луч пролей ты вновь!».

Но в то же время эта безнадежность сопряжена и с блаженством. Это оксюморонное сочетание, сопряженное в единый мелодичный образ при помощи звукового удвоения , придает финальному аккорду стихотворения настроение светлой печали. По жанру «Последняя любовь» — элегия . Возвышенную интонацию произведению придает частица «О», как будто обрамляющая текст стихотворения . Неповторимый художественный эффект привносят также ритмические перебивы.

Средства выразительности

В своих произведениях Тютчев представляет человека одновременно слабым и величественным. Хрупкий перед непредсказуемой мощной стихией, он важен внутренней силой и твердостью духа. Эта двойственность выражена в стихотворении с помощью параллелизма, который можно заметить в сопоставлении природы и человеческой жизни.

Для передачи выразительности образов автор использует эпитеты — «вечерний», «прощальный», «последний». В переносном значении он применяет метафоры «бродит сиянье», «полнеба охватила тень».

Лиричность и музыкальность строк достигается благодаря лексическим повторам слов «продлись» и «помедли». Они же выражают страстное желание влюбленного мужчины на то, что «блаженство» будет долгим.

Краткий разбор для конспекта по литературе

Перед проведением анализа стихотворения «Последняя любовь» ученикам 10 класса следует ознакомиться с его содержанием. Текст не утратил актуальности и сегодня. Как у Заболоцкого и других последователей поэта, в нем нельзя найти ответы на многие жизненные вопросы. Однако читатель осознает, что ждать счастливых перемен можно в любом возрасте. Если судьбе угодно, любовь придет в поздние годы, и мир засияет новыми красками. Разбор произведения в тетради можно провести кратко по следующему плану.

  1. История написания. Произведение создано в 1852—1854 годах и посвященного Елене Денисьевой.
  2. Жанр. Элегия.
  3. Тема. Чувство любви, которое возможно глубоко прочувствовать только в зрелом возрасте.
  4. Композиция. Условно поделена на три части, в каждой из которых скрыт определенный смысл.
  5. Стихотворный размер. Четырехстопный ямб, перекрестная рифма.
  6. Главная мысль. Любовь может посетить в любом возрасте. Чем позже это происходит, тем острее воспринимается разница между наслаждением и безнадежностью.
Читайте также:
Свои и чужие краткое содержание миниатюры Теффи - читать онлайн

Стихотворение Тютчева о последнем романтическом чувстве в жизни — образец любовной лирики. В нем нет пылкой страсти, юношеских порывов, ревности и трагического финала. При этом хорошо отображены откровения и мысли взрослого мудрого мужчины.

Трагедия Катерины в драме Гроза Островского сочинение

Центральным лицом драмы А.Н. Островского «Гроза» – является Катерина. Именно на ее противостоянии «темному царству» и построено само произведение. В этом и есть основная трагедия Катерины

Чтобы читатель понял, почему возник конфликт между главной героиней и царством невежд и деспотов, нужно внимательно проанализировать представления героини о жизни. Катерина рассказывает о своих юных годах, о своей жизни. Она не знала проблем, ей нравилась ее жизнь, все было в гармонии, она жила в идеальном мире патриархальных отношений.

Катерина не задумывалась о том, чтобы противопоставить себя обществу, так как она не отделяла себя от этой общности. Катерина жила в своей маленьком мире, где царил безусловный нравственный идеал. Но, выйдя замуж за Тихона, Катерина переходит в другой мир, основанный на насилии, принуждении, мир, в котором царит обман и жестокость.

Героиня готова всем сердцем любить свою свекровь, верит, что муж станет для нее защитником и опорой. Однако, Тихон совсем не подходит на роль главы семейства, он не готов оказывать хоть какую-либо поддержку своей жене.

Даже посещение церкви уже не может спасти героиню, она уже не чувствует того восторга, который испытывала ранее. По мере развития сюжета, религиозное настроение героини только усиливается. Катерина не может молиться как раньше, ей мешает огромное несоответствие между требованиями религии и ее внутренним греховным состоянием.

Катерина ощущает страх перед своим стремлением к воле, ее мучают противоречия, жить по правилам она не может, а нарушить их также не хочет.

Жизнь героини стала тягостной, она полна тревожных мыслей. Катерина терпит и пытается найти утешение в своих мечтах, но жесткая реальность постоянно возвращает ее в мир страданий и насилия.

Катерина живет в такой обстановке, которая вынуждает ее врать и обманывать. Но героиня не может так жить. Именно то, что Борис не похож на остальных окружающих людей, и влечет ее к нему. Грех тяготит Катерину, именно поэтому она так боится грозу, ей кажется, что скоро придет расплата. И чтобы хоть как-то избавиться от этого, она выбирает покаяться за содеянное. Что остается героине? Только смириться, стать кроткой, быть рабыней, во всем соглашаться и так доживать свои дни. Но характер Катерины не таков. Для нее лучше смерть, нежели такая жизнь. Именно через смерть и освобождается Катерина от всей домашней тирании, от свекрови и мужа и от такого общества. И похоже жизнь и была трагедией Катерины, а смерть избавлением.

Вариант 2

Катерина является основной героиней драмы «Гроза». Она была супругой Тихона и невесткой Кабановой. Главная идея поэмы – это конфликт Катерины с представителями «темного царства». Причину конфликта автор указал в конце трагичной поэмы посредством жизненных представлений Катерины.

Автор описал характер девушки и ее жизненный путь вплоть до замужества. В поэме были описаны патриархальные отношения в 19 столетия. До замужества Катерина рано вставала, жила свободно, умывалась водой из родника. Потом она принималась за домашние дела и слушала нарекания в церковных книгах. В поэме нет принуждения и насилия. Для Катерины нравственным идеалом была идиллическая гармония в семье. Несмотря на собственные суждения об идеале девушка жила во времена грубости, тщеславия, принуждения и насилия. Чувствительная Катя улавливает такие явления в имении Кабановых. Услышав рассказ о жизни Кати до замужества, сестра Тихона никак не удивилась. Поскольку жизнь Кати никак не изменилась после замужества.

Героиня вышла замуж по воле родителей. Замужество девушка приняла как должное. Девушка была готова любить и почитать мужа, свекровь и других членов семьи. Свекровь она воспринимала как родную мать, а супруга господином. Но Тихон не был главой семьи. Жизнь девушки резко изменилась. Из радостного дома она попала в жестокую и лживую семью. Катерина не радовалась посещению церкви как раньше. Ее внутреннее греховное состояние мешало ей полноценно молиться. Она боялась себя и стремления к свободе. Девушка не могла любоваться красотой природы как прежде. Катя терпела и мечтала о лучшей жизни. Хотя ее мысли, и жестокая действительность мешали ей мечтать.

В имении Кабановых Катерине пришлось обманывать и притворяться. Девушку влекло к Борису, который был совсем другим. Однообразная жизнь, безразличие со стороны супруга, оскорбления толкали девушку на измену. Катя не хотела и не умела хитрить и лицемерничать. Прегрешение стало для нее тяжелым камнем на сердце. Девушка побаивалась грядущей грозы и посчитала свою жизнь тяжким возмездием за совершенные проступки. Катя не хочет жить с грехом на душе. Она решает покаяться в грехах. Девушка призналась Тихону и свекрови.

Кате остается покориться воле семьи и постоянно угождать Кабановой и стать рабыней супруга. Девушка была гордой и не хотела для себя такой жизни. Она приняла решение умереть, зная, что совершит грех. В своей участи Катерина никого не винила, но и не хотела так жить. В последние моменты жизни перед ее глазами промелькнули все домашние кошмары. Катерина не хочет больше быть жертвой жестокой свекрови и бездушного супруга. Она не желает жить взаперти ото всех. Единственным решением для нее стала смерть.

Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе

Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Город Калинов – чистый вымысел автора.

Читайте также:
Антитеза - определение, значение слова, виды, роль в русском языке

Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.

Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.

В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.

Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.

Отличительная черта Катерины – честность. Не умея лицемерить и изворачиваться, она призналась в совершённом грехе. Ей, выросшей в свободе и любви, тяжело находиться в царстве лжи и лицемерия. В обществе, где вместо любви и уважения взамен предлагают бесконечные унижения, ей не нашлось места. Сделав выбор в пользу свободы, Катерина идёт на берег реки. Ей не страшна смерть. Она видит в ней своё полное освобождение от всего ненавистного.

Также читают:

Картинка к сочинению Трагедия Катерины в драме Гроза

Популярные сегодня темы

По жанровой направленности произведение представляет собой постмодернистскую прозу в сочетании с элементами экзистенциальной литературы.

Сны, которые видит во сне человек, передают психологическое состояние самого человека. Очень много писателей используют такой прием для того, чтобы более точно и ярко описать внутреннее состояние главных

В рассказе Чехова «Хамелеон» есть важный персонаж по имени Прохор. Необходимо отметить, что простой повар занимает в рассказе определенное место, так как конфликт, в котором участвуют герои истории, разрешился при помощи Прохора.

Наступает сентябрь, самый первый и тёплый осенний месяц. Природа ещё не отошла от летнего тепла, первые дни погода почти не меняется. Дни совсем тёплые, ночи прохладные

В наше время жизнь невозможна без применения компьютерных технологий. Данная техника стала практически родным человеком, ячейкой общества. Многие люди, просыпаясь первым делом, проверяют свою почту.

Трагедия Катерины в драме Гроза Островского сочинение

С какого же момента началась трагедия Катерины? С того самого, как она оказалась в доме Кабановых. С того самого, как стала жить по их законам. Хотя обычаи в их доме и были такие же, как в ее родном, вот только здесь они выполнялись будто бы по принуждения.

В родных краях девушка жила вольно и свободно. Могла весь день беззаботно слушать рассказы да пение странниц. Никогда не выполняла тяжелую работу. Но как только девушка перебралась в дом мужа, ей стало казаться, будто она уже не может дышать полной грудью, негде стало ей разгуляться.

Причиной стали натянутые отношения между свекровью и невесткой. Кабаниха, любящая жесткие правила и порядок, постоянно цеплялась к Катерине, доводила ее. Причина была в том, что она слишком ревновала своего любимого сына к другой женщине. Ведь после свадьбы любовь Тихона стала доставаться не только ей, а еще и Катерине.

Но насколько была сильна любовь мужа? Хватало ли ее свободолюбивой героине? Казалось бы, можно найти утешения у родного и любимого мужа, можно попросить у него защиты от его жесткой матери. Но не тут-то было. Тихон оказался бесхарактерным мужчиной, неспособным перечить матери. Нельзя чувствовать себя за ним, как за каменной стеной.

Ну и что взять с такого мужа? Ей хотелось острых ощущений и сильных чувств. Был ли он любим Катериной на самом деле, если взгляд девушки пал на Бориса, который показался ей особенным в этом мире? Но и с ним бедной не повезло. Эгоистичный Борис не думал ни о ком, кроме себя. Беспокоился лишь об общественном мнении, которое могло сложиться, заведи он интрижку с замужней женщиной.

Получила ли поддержку Катерина от Бориса? Нельзя так сказать. Парень отказался брать ее с собой, когда отправлялся в Сибирь. Он лишь пожелал скорейшей смерти девушке, чтобы она долго не мучилась.

Измученная угрызениями совести героиня решается признаться в измене Тихону и Кабанихе. Через время Тихон говорит девушке, что прощает ее, потому что видит, как она страдает от этого.

Но Катерина понимает, что остальные осудят ее, что не будет ей спокойного житья. Она не хочет возвращаться в дом, где все стало ей противно, где так ущемляют ее свободу, где сердце ее не чувствует спокойствия и умиротворения. Героиня не хочет жить в мире, где никто не может понять ее чувств, поэтому решает освободить свою душу, бросившись в реку.

Трагедия Катерины заключается в том, что близкие люди не хотели ее понять, поддержать, что они только лишь ущемляли свободу ее действий и души.

Вариант 2

Катерина является основной героиней драмы «Гроза». Она была супругой Тихона и невесткой Кабановой. Главная идея поэмы – это конфликт Катерины с представителями «темного царства». Причину конфликта автор указал в конце трагичной поэмы посредством жизненных представлений Катерины.

Автор описал характер девушки и ее жизненный путь вплоть до замужества. В поэме были описаны патриархальные отношения в 19 столетия. До замужества Катерина рано вставала, жила свободно, умывалась водой из родника. Потом она принималась за домашние дела и слушала нарекания в церковных книгах. В поэме нет принуждения и насилия. Для Катерины нравственным идеалом была идиллическая гармония в семье. Несмотря на собственные суждения об идеале девушка жила во времена грубости, тщеславия, принуждения и насилия. Чувствительная Катя улавливает такие явления в имении Кабановых. Услышав рассказ о жизни Кати до замужества, сестра Тихона никак не удивилась. Поскольку жизнь Кати никак не изменилась после замужества.

Читайте также:
Мцыри - краткое содержание поэмы, история создания, анализ

Героиня вышла замуж по воле родителей. Замужество девушка приняла как должное. Девушка была готова любить и почитать мужа, свекровь и других членов семьи. Свекровь она воспринимала как родную мать, а супруга господином. Но Тихон не был главой семьи. Жизнь девушки резко изменилась. Из радостного дома она попала в жестокую и лживую семью. Катерина не радовалась посещению церкви как раньше. Ее внутреннее греховное состояние мешало ей полноценно молиться. Она боялась себя и стремления к свободе. Девушка не могла любоваться красотой природы как прежде. Катя терпела и мечтала о лучшей жизни. Хотя ее мысли, и жестокая действительность мешали ей мечтать.

В имении Кабановых Катерине пришлось обманывать и притворяться. Девушку влекло к Борису, который был совсем другим. Однообразная жизнь, безразличие со стороны супруга, оскорбления толкали девушку на измену. Катя не хотела и не умела хитрить и лицемерничать. Прегрешение стало для нее тяжелым камнем на сердце. Девушка побаивалась грядущей грозы и посчитала свою жизнь тяжким возмездием за совершенные проступки. Катя не хочет жить с грехом на душе. Она решает покаяться в грехах. Девушка призналась Тихону и свекрови.

Кате остается покориться воле семьи и постоянно угождать Кабановой и стать рабыней супруга. Девушка была гордой и не хотела для себя такой жизни. Она приняла решение умереть, зная, что совершит грех. В своей участи Катерина никого не винила, но и не хотела так жить. В последние моменты жизни перед ее глазами промелькнули все домашние кошмары. Катерина не хочет больше быть жертвой жестокой свекрови и бездушного супруга. Она не желает жить взаперти ото всех. Единственным решением для нее стала смерть.

Влюбленность главной героини

Душевное состояние Катерины в пьесе «Гроза» усугубляется с появлением Бориса — молодого человека, приехавшего из Москвы ради получения богатства в наследство. У девушки сразу возникли чувства к нему. Героиня всегда чувствовала, что она хочет любить и отдавать кому-то свою любовь. Их чувства быстро вспыхнули и стремительно развивалась.

С самого начала зарождения любви Катя внимательно прислушивается к себе: она чувствует, словно начинает заново жить, с ней происходит нечто неведанное ранее. Но все же изначально она старалась гнать прочь мысли о Борисе и приводила себе аргументы против молодого человека:

  1. «Я не хочу его знать!».
  2. Но спустя мгновенье Катя признается, что о чем бы она ни думала, молодой человек все равно стоит у нее перед глазами. Она пытается осилить себя, но не в силах его прогнать.
  3. Девушка остается верной своему мужу, собственному характеру и моральным устоям. Она решает: «Уж лучше я буду терпеть, пока терпится».

Но после грубого обращения Тихона терпение Кати обрывается. Она оскорблена его поведением. Прощаясь с мужем перед его отъездом, девушка боится оставаться наедине с искушением встретиться с Борисом, но понимает, что этого не миновать.

Возможно, именно горечь неволи и несчастной жизни с мужем толкнула Катю на столь опрометчивый шаг. Она решается пойти в сад, где ее ждал любимый. С одной стороны, ей было все равно, что об этом подумают люди, но с другой, даже подойдя к калитке, она сомневалась, стоит ли оно того. Однако Катерина пренебрегает христианскими законами и решается на измену. Ее встречи с возлюбленным закончились с приездом мужа.

Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе

Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Город Калинов – чистый вымысел автора.

Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.

Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.

В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.

Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.

Отличительная черта Катерины – честность. Не умея лицемерить и изворачиваться, она призналась в совершённом грехе. Ей, выросшей в свободе и любви, тяжело находиться в царстве лжи и лицемерия. В обществе, где вместо любви и уважения взамен предлагают бесконечные унижения, ей не нашлось места. Сделав выбор в пользу свободы, Катерина идёт на берег реки. Ей не страшна смерть. Она видит в ней своё полное освобождение от всего ненавистного.

Читайте также:
Анна Павловна Шерер - характеристика, описание внешности, атмосфера

Несколько интересных сочинений

  • Польза и вред интернета сочинение рассуждение эссе
    Интернет появился в нашей повседневной жизни относительно недавно, однако это не помешало ему прочно укорениться во множестве сфер деятельности и стать технологией, которую использует практически половина
  • Сочинение Моя любимая сказка Царевна-лягушка 5 класс
    Все мы с самого раннего детства слышали множество сказок. Большая часть из них всегда несет в себе поучительный урок. Бывает, что в некоторых сказках данный урок необходимо поискать
  • Анализ боя Мцыри с барсом
    Анализируя поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» первое, что приходит на ум- это бой главного героя с барсом. Данный эпизод в произведении является ключевым и полностью раскрывает его смысл-свобода ценнее жизни в неволе.
  • Сочинение Как мы однажды лепили снежную бабу 5 класс
    Зима – это, то время года, которое каждый человек ждет с определенным трепетом и предвкушением. Дети надеются, что зима принесет много снега, новогодние праздники с подарками
  • Характеристика и образ Вожеватова в пьесе Бесприданница Островского сочинение
    Один из главных героев пьесы «Бесприданница» Островского А. Н. является Вожеватов Василий Данилыч. Молодой человек является представителем очень состоятельной европейской фирмы, любит одеваться по-европейски

Знакомство с героями

Изучая произведение, можно проследить все особенности жизненного уклада того времени. Здесь явно улавливается конфликт патриархата и желания свободы (в мыслях, в действии).

В такой непростой для России период живет Катерина Кабанова. Символично и место, где находится главная героиня при первой встрече. Берег Волги также прекрасен и невинен, как и образ девушки. Она религиозна, нежна, чувственна… Никакие богатства мира не заменят ей моральной чистоты души. Описание может быть бесконечно. Но рядом с ее непорочностью идет свободолюбие, которое и «сыграло злую шутку» в пьесе.

Супруг Катерины Тихон Кабанов — безвольный и бесхарактерный человек. Его главное удовольствие — возможность выпить, поэтому на понимание и сочувствие переживаний жены у него совершенно нет времени.

Борис — приезжий в город Калинов. К нему и вспыхнули любовные чувства у героини.

Душевная драма Катерины (по пьесе Островского «Гроза»)

Истинная трагедия человека — непонимание и неприятие окружающего мира. От-сутствие гармонии между внешним и внутренним миром заставляет нас страдать, лишает опоры и уверенности. Главная героиня драмы Островского «Гроза» не может понять и принять законов жестокого мира, в котором живет. Она непохожа на всех, кто ее окружает. Она непосредственна, наивна, искренна. Катерина не может понять и принять ханжества и лицемерия, без которых приспособиться к нравам И порядкам купеческой среды невозможно.

Катерина не умеет притворяться. И это качество делает ее особенно уязвимой. Никто не протягивает ей руку помощи. «Темное царство» гнетет и мучает девушку, приносит ее в жертву. Кто мог бы встать на сторону Катерины? Слабый и безвольный муж? Варвара? Или кто-то другой? Увы, все озабочены только тем, как бы защитить самого себя, спрятаться от окружающих, стать невидимым и неслышимым, чтобы обеспечить себе душевное спокойствие. А у Катерины нет даже намека на душевное спокойствие. Девушка буквально задыхается от тесных оков, в которых оказалась. Конфликт с «темным царством» накаляется, и в результате происходит настоящая трагедия. Катерина страдает еще и потому, что ее настоящая жизнь сильно отличается от жизни в родительском доме. В детстве она была окружена заботой и любовью, чув-ствовала себя свободной и абсолютно счастливой. Экзальтированная и романтичная девушка оказалась в буквальном смысле «не приспособлена» к реальной жизни. Она хотела бы видеть мир ярким и красочным, но «темное царство» не соответствует ее желаниям. Катерина от природы отличается легким, покладистым характером. Она жизнерадостна, нуждается в новых впечатлениях и положительных эмоциях. Но серая, унылая, однообразная жизнь заставляет Катерину страдать, чахнуть. После замужества Катерина из жизнерадостной, пылкой девушки превращается в бессловесное и бесправное существо. Она лишена возможности открыто проявлять свои чувства. Мрачная, безрадостная жизнь заставляет девушку искать для себя хоть что-то хорошее, пытаться заполнить пустоту в душе. Катерина старается найти в себе хоть какие-то теплые чувства по отношению к мужу. «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но, увы, Кабаниха сама пресекает в девушке робкие попытки заполнить пустоту в душе чувством к мужу. Фраза свекрови «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься» ясно свидетельствует о том, что любые проявления искренних человеческих чувств в «темном царстве» запрещены. Однако разве можно запретить человеку мечтать, чувствовать, надеяться? Пока мы живы, такие стремления будут радовать и согревать нас. Именно поэтому несчастная и одинокая Катерина продолжает искать для себя хоть немного тепла, которого она была лишена так долго. Любовь к Борису — это не только протест против порядков в патриархальной среде, это попытка хоть чем-то украсить свою пустую и однообразную жизнь. Эмоциональная и открытая девушка обладает богатым воображением. Она видит Бориса совсем не таким, каков он есть на самом деле. Она сознательно приукрашивает образ возлюбленного, наделяет его теми чертами, которые совсем не были свойственны тому. Любовь позволяет Катерине хоть на некоторое время ощутить себя счастливой. Но по меркам «темного царства» любовь — это преступление. Катерина это прекрасно понимает, очевидно, поэтому заранее чувствует свою неминуемую гибель. Во многом это можно объяснить тем, что, ощутив себя свободной и счастливой, Катерина уже не может вернуться к прежней жизни. Глоток свободы как нельзя лучше показал ей убогость и бесправность ее обычного положения. Катерина говорит Борису: «Ты меня загубил». Но эту фразу нельзя считать простым упреком, Катерина вкладывает в нее гораздо более глубокий смысл. Борис невольно перевернул всю жизнь несчастной девушки, после чего она не видит своего будущего. Катерина религиозна, считает, что за любой грех обязательно последует расплата. Именно поэтому она так боится грозы. Явление природы воспринимается ею как Божья кара. Почему Катерина признается свекрови и мужу в своем грехе? Да потому что она мысленно примирилась с самым худшим. Дальнейшее существование представляется ей бессмысленным. Она подавлена, растоптана. И поэтому не считает нужным скрываться далее. Можно сказать, что у Катерины начисто отсутствует инстинкт самосохранения. Она не видит смысла жить дальше. «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо». Самоубийство Катерины — это ее вызов обществу и одновременно попытка спасти себя от позора, вырваться из пут отчаяния. Она оказалась совсем одна, никто не проявил ни капли сочувствия к ней. Ее душевная драма оказалось слишком тяжелой, чтобы смириться с дальнейшими тяготами пустой и никчемной жизни.

Читайте также:
Загадки про цифры для детей в стихах с ответами

Образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза”: описание характера, жизнь и смерть Катерины Кабановой

Катерина.
Художник С. В. Герасимов

Катерина Кабанова является главной героиней драмы “Гроза” А. Н. Островского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, жизни и смерти героини в цитатах.

Смотрите:
– Краткое содержание пьесы “Гроза”
– Все материалы по пьесе “Гроза”

Краткая характеристика и история жизни Катерины в “Грозе”

Катерина Кабанова является молодой женщиной, открытой и свободолюбивой по характеру. Родители воспитали ее в любви и свободе, так что девочка жила счастливо и не знала печали.

Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по любви, Катерина становится очень несчастна. Свекровь Катерины, злая старуха Кабаниха, обижает безответную Катерину. Ее муж Тихон не только не заступается за нее, но и сам нередко обижает ее.

Однажды Катерина влюбляется в молодого мужчину Бориса, племянника купца Дикого. Катерина тайно встречается с ним, пока муж находится в другом городе. Будучи не в силах врать мужу, Катерина рассказывает ему правду об измене.

Образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского, описание в цитатах

“Так это молодая Кабанова, что ль. “ (действие 3 сцена 2 явление 2)

“Это вы, Катерина Петровна. “ (действие 3 сцена 2 явление 3)

“. Что, красавицы? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. ” (барыня — Катерине, действие 1 явление VIII)

“. с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь. ” (Кабанов о своей жене Катерине, действие 2 явление IV)

“. видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота. “ (барыня о Катерине, действие 4 явление VI)

“Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю. ” (Катерина о себе, действие 1 явление V)

“Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу. “ (Катерина о себе, действие 2 явление II)

“. отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. “ (действие 1 явление VII)

“И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…” (действие 1 явление VII)

“Ты какая-то мудреная, Бог с тобой. “ (Варвара о Катерине, действие 2 явление II)

“Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что. “ (Варвара о Катерине, действие 4 явление III)

“Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять. “ (действие 2 явление II)

“Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. “ (Катерина о себе, действие 1 явление VII)

Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова.

Варвара. Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена.

Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” (действие 2 явление II)

Варвара. А ведь ты, Катя, Тихона не любишь.

Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень.

Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь одного человека. (действие 2 явление II)

“Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это. “ (действие 2 явление VIII)

Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина. Напраслину то терпеть кому ж приятно!” (действие 1 явление V)

“Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты. ” (Катерина о свекрови, действие 1 явление V)

Муж Катерины, Тихон, говорит, что любит ее, но при этом обижает ее, чаще всего по указанию своей злой матери Кабанихи:

“Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. “ (Варвара о Тихоне, действие 1 явление VI)

“А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. “ (действие 5 явление I)

“Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще. “ (действие 2 явление II)

“Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.

Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Таково хорошо было. “ (действие 1 явление VII)

“А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. “ (действие 1 явление VII)

История любви Катерины и Бориса

Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис, племянник местного купца Дикого. Катерина влюбляется в Бориса, но считает эту любовь грехом, который ей никогда не замолить:

“Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем. “ (Катерина о своей измене мужу, действие 3 явление III)

“Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю. “ (действие 1 явление VII)

“Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы. “

По словам Бориса, у Катерины ангельская улыбка, когда она молится в церкви:

А то в церкви вижу, на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится. ” (Борис о Катерине, действие 3 сцена 2 явление 2)

Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому. ” (действие 4 явление VI)

“И все то десять ночей я гуляла…

С Борисом Григорьичем.” (Катерина о себе, действие 4 явление VI)

При этом Катерина думает не только о себе и своих проблемах, но и о своем возлюбленном Борисе. Девушка чувствует за собой вину за то, что она “ввела Бориса в беду”. Катерина даже просит прощения у Бориса, хотя сама она пострадала от этого скандала куда больше, чем Борис:

“За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор! Да! Себе бесчестье – ему вечный покор.” (действие 5 явление II)

“Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.” (действие 5 явление III)

Катерина считает, что Борис — ее единственная возможность обрести счастье, увидеть какую-то радость в ее несчастной жизни:

“Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую нибудь я и видела… Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила.” (действие 5 явление II)

Тем временем Борис под давлением дядьки Дикого собирается срочно уехать из города. В их прощальную встречу несчастная Катерина просит его взять ее с собой, но Борис отказывается, так как он слишком боится своего дядьку Дикого, который может лишить его наследства за непослушание:

Борис. Далеко, Катя, в Сибирь.

Катерина. Возьми меня с собой отсюда!

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом то тем проститься, где мы с тобой виделись.” (действие 5 явление III)

Оставшись без любимого и его поддержки, убитая горем Катерина совершает страшный поступок — бросается в Волгу и погибает:

“Женщина в воду бросилась!” (действие 5 явление V)

Критика об образе Катерины в пьесе “Гроза”

Самая основная и глубокая сторона ее внутренних мучений — это греховность ее любви, строгая религиозность ее натуры. Последним определяющим мотивом ее смерти . служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства. “

Читайте также:
Свои и чужие краткое содержание миниатюры Теффи - читать онлайн

(С. З. Бураковский, книга “А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся”, 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, жизни и смерти Катерины Кабановой в цитатах из драмы.

Драма “Гроза” — “глоток свежего воздуха”

Школьное сочинение

В заключительной части статьи “Луч света в темном царстве” критик-демократ Н.А. Добролюбов пишет, что, по его мнению, “Гроза” есть самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского. В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее”. Это “что-то”, по мнению критика, “фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства”, и “характер Катерины, рисующийся на этом фоне”, от которого веет “новой жизнью”, открывшейся “в самой ее гибели”.

Добролюбова поразила в первую очередь необыкновенная своеобразность характера Катерины Кабановой, в котором нет ничего ” внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически”. Это проявляется, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме матери. Оказывается, воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабанихи: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились. Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: “Да ведь и у нас то же самое”. Но разницу сама героиня определила так: “Да здесь все как будто из-под неволи!” Катерина не принадлежит к натурам буйным, всегда чем-то недовольным, стремящимся к разрушению. Наоборот, характер ее “созидающий, любящий, идеальный”, поэтому она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении. Грубые и суеверные россказни странниц, подобных Феклуше, превращаются в ее сознании в “золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения. “

Из своей юности Катерина вынесла только то, что не противоречило ее естественному стремлению к красоте, гармонии и счастью. “В рассказах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце”. В душе она строила свой идеальный мир, “посвященный добру и наслаждению”, но что такое настоящее добро и истинное наслаждение для человека, она не могла определить. Этот светлый “период детства, для многих тянущийся долго, очень долго, но все-таки имеющий свой конец”, закончился для Катерины с приходом ее в дом свекрови.

Читайте также:
Краткое содержание земля родная - читать пересказ книги Лихачева

В сумрачной обстановке новой семьи, под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям и ее светлым чувствам. Катерина инстинктивно ищет света, воздуха, хочет помечтать, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, но вынуждена подчиняться условностям, которые накладывает положение замужней женщины. В доме свекрови в Катерине постоянно подозревают “нечистые, развратные замыслы”. Окружающая обстановка поддерживает и развивает в ней страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, “что сохранилось от ее воспоминаний”. Катерина боится за каждую свою мысль, за самое простое чувство она ждет наказания: “ей кажется, что гроза убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки. Все против Катерины, даже ее собственные понятия о добре и зле”. По мнению Добролюбова, все это должно было “заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви — или же научиться обманывать людей и совесть. “. Но “Катерина не такова, — считает критик, — развязка ее любви при всей домашней обстановке — видна заранее еще тогда, когда она только подходит к делу. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы”.

Такая любовь и такие чувства не могли ужиться в стенах кабановского дома с его притворством и обманом.

Катерина боится лишиться возможности видеться со своим возлюбленным, говорить с ним, наслаждаться звездными летними ночами и новыми для нее чувствами. Но приехал муж и она вынуждена таиться, хитрить, а это для нее невыносимо: “. дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся на галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу. “

После такого признания Катерине остается только покориться, отречься от самостоятельной жизни и стать “беспрекословной угодницей” свекрови и “кроткою рабою” своего мужа. “Но нет, не таков характер Катерины, — снова подчеркивает критик, — не за тем отразился в ней новый тип, создаваемый русской жизнью, — чтобы сказаться только бесплодною попыткой и погибнуть после первой неудачи “. Эта женщина уже не сможет возвратиться к прежней жизни. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей открыто, “законно и свято”, “при свете белого дня”, “перед народом”, то и жизнь для нее не имеет смысла.

“Грустно, горько такое освобождение, — пишет Добролюбов, — но что делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то “Гроза” и производит на нас впечатление освежающее. “

Другой критик, Д. И. Писарев, в статье “Мотивы русской драмы” оспорил такую трактовку образа Катерины. “Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. — утверждает он. — Только живая самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют тьму, уничтожают глупые пороки. ” “Светлым явлением. “, продолжает критик, должно считать “. только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания. ” И вот как характеризуется протест Катерины против кабановских понятий о нравственности: “Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством” которое является совершенно неожиданным для нее самой”.

Аргументы Писарева в этом споре многим могут показаться вескими и убедительными. Многие согласятся, что образ Катерины” каким его видит Добролюбов, слишком уж идеализированный, что он переоценил силу характера героини Островского и значение ее протеста. Но нельзя забывать, что статья Писарева была написана в начале 1864 года.

Революционная ситуация окончилась, крестьянские волнения шли на убыль, массовые выступления студенческой молодежи прекратились, а многие участники демократического движения были заключены в тюрьмы или сосланы на долгие годы. Писарев же, оставаясь верным революционно-демократическим идеалам, и в новых условиях искал пути продолжения дальнейшей борьбы. В статье “Мотивы русской драмы” он резко критикует “темное царство”, выражает глубокое сочувствие страданиям народа, но в качестве тактики борьбы демократических сил предлагает развитие и распространение тех знаний, которые наиболее полезны для общества, которые формируют мыслящую молодежь, готовую к активной борьбе.

А на 1860 год, когда писал свою статью Добролюбов, в России приходился пик революционно-демократического подъема и яростного сопротивления самодержавной власти. Именно в этой грозовой атмосфере увидел Добролюбов в Катерине ростки самосознания, развитие народного стремления к свободе, начало того движения”, которое должно было привести народ к непосредственному выступлению. Слова, которые Островский вложил в уста своей героини: “Что домой, что в могилу — все равно!”, прозвучали тогда в русской литературе впервые. Неграмотная Катерина Кабанова, которая и слов-то таких: “человеческое достоинство”, не знает, предпочла гибель бесконечному унижению. И демократическая печать встрепенулась: наконец-то! Начался, наконец, необратимый, как тогда казалось, процесс всенародного освобождения, если даже такая добрая и кроткая девушка осмелилась утвердить собственный выбор между возможностью быть (или даже умереть) свободной или униженно существовать.

В “темном царстве” российской действительности блеснул, наконец, для критика-демократа луч надежды на победоносный ход неизбежной в России революции. Это потом оказалось, что вовсе она не так близка. Вот почему Добролюбов называл “самое решительное” произведение Островского “глотком свежего воздуха” и утверждал, что в нем “есть что-то освежающее и ободряющее”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: