Повесть о настоящем человеке – краткое содержание, анализ, сюжет

Повесть о настоящем человеке: краткое содержание книги Полевого

Борис Полевой написал свою знаменитую повесть в 1946 году, в тяжёлое послевоенное время. В основу широко известного в СССР и России произведения лег подвиг реального лётчика Алексея Мересьева, за свой подвиг удостоившегося звания Героя Советского Союза.

О чем книга

Борис Полевой писал о сильном человеке с несгибаемой волей, о настоящей дружбе, любви к Родине и истинном патриотизме. Читая «Повесть о настоящем человеке», каждый проникается силой духа Мересьева, сумевшего преодолеть огромную личную трагедию, снова встать на ноги и вернуться в ряды лётчиков для продолжения защиты Родины.

Автор сумел описать человека, обладающего теми качествами, которые позволили ему добиться практически недостижимой цели — подняться на истребителе в воздух без ног.

В своём произведении Полевой воспевает такие качества личности, как:

  • сила воли
  • любовь к родине
  • порядочность
  • честность
  • упорство в достижении цели

Основные герои

В своём произведении Борис Полевой описывает несколько героев, каждый из которых является яркой, самодостаточной личностью и играет значительную роль в происходящих событиях.

  1. Алексей Мересьев — смелый летчик-истребитель, который после крушения его самолёты 18 дней добирался с перебитыми ступнями по зимнему лесу до линии фронта. В итоге лётчик лишился ног и летел с протезами.
  2. Комиссар Семён Воробьин — смелый и отважный человек, который, даже находясь при смерти, не терял присутствия духа и воли к жизни.
  3. Григорий Гвоздев — обгоревший танкист, с которым Алексей знакомится в госпитале.
  4. Профессор медицины Василий Васильевич — именно он спас жизнь Мересьеву, ампутировав в госпитале поражённые гангреной ноги лётчика.
  5. Ольга — любимая девушка Алексея Мересьева.
  6. Клавдия Михайловна — медсестра в госпитале, полюбившая Комиссара Воробьина.
  7. Анюта — возлюбленная танкиста Гвоздева, студентка медицинского университета.

Краткое содержание

В настояще время произведение Полевого — один из признанных шедевров классической советской литературы. Последовательность событий в книге такова:

  • Бой с врагом.
  • Лечение в госпитале.
  • Лечение в санатории. Мересьев убеждает врачей направить его в школу переподготовки лётчиков.
  • И снова в бой.

Если проводить анализ сюжета произведения, то его можно разбить на несколько основных частей, каждую из которых можно охарактеризовать как самостоятельный рассказ. Но в каждом из них прослеживаются переплетения судеб как основных героев произведения, так и новых лиц, с которыми автор знакомит читателя. Во всех частях можно проследить силу воли главного героя, его долгий, полный боли и препятствий путь к достижению своей основной цели — возвращению в небо, к полётам, к боям с врагом за свою Родину, за близких, за свою любовь.

Бой с врагом

Сопровождая штурмовые самолёты, истребитель Мересьева попал в «Двойные клещи» и был подбит вражеским истребителем. При падении самолёта Алексея выбросило из кабины, но удар смягчили мягкие еловые ветки, на которые и упал лётчик. Очнувшись, лётчик обнаружил неподалеку от себя медведя. Пристрелив его из табельного пистолета, оказавшегося в кармане своего комбинезона, лётчик пытается встать на ноги, чтобы начать путь к своим.

Сориентировавшись на местности, Мересьев понимает, что находится недалеко от Черного леса в 35 километрах от фронтовой линии. Попытавшись встать, он ощущает сильную боль в ногах и, стянув унты, обнаруживает, что его ступни ног раздроблены. Помощи лётчику ждать было неоткуда. Поэтому единственным спасением в этой сложной и опасной ситуации было встать и идти в сторону линии фронта.

В первый день своего путешествия он находит нож и банку тушёнки, которая являлась его единственным запасом пищи на всю дорогу. На третий день, продрогнув до костей, он обнаруживает в кармане самодельную зажигалку и первый раз греется в тепле у костра. После того как кончается еда, обессилевший лётчик передвигается уже ползком, перекатываясь с боку на бок и питаясь найденными листьями клюквы.

В итоге полуживого лётчика находят жители сожжённой немцами деревни и переправляют его в родную эскадрилью для последующей отправки в госпиталь.

Лечение в госпитале

Мересьев попадает в московский госпиталь. Однажды знаменитый профессор медицины, проходя по коридору, узнаёт, что лежащий там лётчик 18 дней старался самостоятельно с перебитыми ногами ползком выбраться из немецкого плена. После этого Мересьева переводят в палату, предназначенную для высшего офицерского состава.

Вместе с ним в этой палате лежат ещё три человека. Один из них — танкист, Герой Советского Союза Григорий Гвоздев, который сильно обгорел в бою с врагом. Гвоздев был тяжёлым больным, не интересовавшимся абсолютно ничем. Он просто ждал наступления смерти и желал ее. За раненными ухаживала медицинская сестра, симпатичная женщина Клавдия Михайловна.

Профессор предпринимал все возможное, пробовал различные методы лечения, но Мересьев не шёл на оправку. Наоборот, пальцы на ногах лётчика почернели и началась гангрена. Тогда для спасения жизни лётчика, врачами принимается единственно правильное решение — ампутировать ноги до середины икры. Алексей стойко борется с таким тяжёлым ударом судьбы, перечитывая письма от своей матери и невесты Ольги, которым он не находит сил признаться в том, что у него больше нет ног.

В палату к Мересьеву селят ещё одного пациента — комиссара Красной армии Семена Воробьёва. Несмотря на тяжёлую контузию, этот сильный духом человек сумел растормошить своих соседей, вернуть им желание жить. С приходом весны обгоревший танкист Гвоздев также оживает и оказывается весельчаком и балагуром. Воробьёв организовывает для Григория переписку с молодой студенткой медицинского университета Грибовой Анной, в которую танкист потом влюбляется.

Читайте также:
Григорий Данилович Римский - образ и характеристика героя

Для Мересьева авиация являлась смыслом жизни и без ног он чувствовал себя потерянным и бесполезным. И когда Комиссар показал ему статью о лётчике Первой мировой войны Карпове, который смог управлять самолётом без ступни, Алексей сначала сомневался в собственных силах. Но со временем, убеждённый Комиссаром и уверовавший в собственные силы, лётчик начинает активно готовиться к возвращению в авиацию. Но самому Комиссару становится хуже — каждое движение доставляет ему сильную боль, но он старается не показывать виду. У его постели ночью дежурит медицинская сестра Клавдия Михайловна, которая успела полюбить Комиссара.

Первого мая Комиссар умирает. И именно его смерть сподвигла Мересьева принять окончательное решение встать на ноги и вернуться в свою эскадрилью. Он с ещё большим упорством стал заниматься гимнастикой и осваивать протезы. А после того как выписавшегося танкиста Гвоздева начала искать Анюта, Мересьев принял решение после первого сбитого им самолёта в бою сообщить в письме Ольге о том, что с ним произошло.

Лечение в санатории

Летом 1942 года Мересьева выписывают из госпиталя и направляют в санаторий ВВС долечивать раны. В санатории Алексей просит медсестру Зиночку научить его танцевать вальс и ежедневно прилежно посещает уроки танца. По прошествии некоторого времени лётчик уже хорошо танцевал и участвовал во всех вечерах танца. И никому не было заметно — какая боль скрывается за лёгкой улыбкой танцующего Мересьева.

Алексей получает письмо от Ольги, где девушка пишет ему, что оскорблена недоверием Алексея и что ему не было бы прощения, если не война. Также Ольга сообщает, что занята на работах по копке противотанковых рвов под Сталинградом. В то время ситуация под Сталинградом волновала каждого из отдыхающих в санатории и в итоге военные потребовали срочной выписки и отправки на фронт.

На комиссии отдела комплектования ВВС Мересьеву сначала собирались категорически отказать, но он сумел уговорить военврача Мировольского посетить танцы, организованные в санатории. Там военврач с удивлением увидел, как танцует безногий лётчик и дал Мересьеву заключение о возможности переподготовки и дальнейшей отправки на фронт.

Прибыв в Москву, Мересьев упорством и долгими хождениями по кабинетам добился, чтобы его отправили в лётную школу. После пятимесячного обучения Мересьев блестяще сдал экзамен начальнику лётной школы и отправился в школу переподготовки лётного состава, где Алексея обучали до ранней весны в совершенстве управлять самым современным на тот момент истребителем ЛА-5.

И снова в бой

После прибытия Мересьева в штаб полка, его оформили в эскадрилью капитана Чеслова. И в первую же ночь лётчик Мересьев уже принял участие в легендарном сражении на Курской дуге.

Теперь Алексей летал на новом истребителе ЛА-5 и участвовал в сражениях с фашистскими одномоторными пикировщиками Ю-87. В день у Мересьева было по нескольку боевых вылетов и письма от Ольги он читал изредка, ночами. Но Мересьев не спешил открывать Ольге правду — он не считал Ю-87 стоящим противником.

Наконец, во время одного из боевых вылетов Алексею удалось сбить три современных истребителя «фоке-вульфа» и спасти своего ведомого. После этого боя он был назначен командиром эскадрильи и написал Ольге правду об ампутированных ногах.

В эпилоге своего произведения Полевой также рассказывает о том, как в дальнейшем сложилась судьба героического лётчика: он получил звание Героя Советского Союза, женился на Ольге и у них родился сын.

Краткий пересказ «Повести о настоящем человеке» не сможет передать ту широкую гамму чувств, охватывающих любого при прочтении этого произведения. Поэтому настоятельно рекомендуем вам прочитать саму книгу.

Борис Полевой, “Повесть о настоящем человеке”: анализ произведения

В 1946 году из-под пера Бориса Николаевича Полевого вышла «Повесть о настоящем человеке». Это одна из тех историй, которые принято рассказывать совсем отчаявшимся людям. Анализ «Повести о настоящем человеке» покажет, что нет ничего невозможного и не так просто сломить личность, у которой есть вера в свои силы и желание жить вопреки всему.

О чем будет повесть?

Сюжет «Повести о настоящем человеке» Полевого Б. Н. основан на реальных событиях, произошедших с летчиком Алексеем Маресьевым, Героем Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны в одном из воздушных боев его самолет был сбит. Летчик получил серьезные травмы, из-за которых ему в госпитале ампутировали ноги. Для многих такой поворот стал бы концом всему, но Алексей не сдался. Благодаря своему упорству и несгибаемой силе воли он не только не отчаялся, но вернулся в ряды действующих боевых пилотов.

Безногий военный летчик… Для нас, современных людей, это что-то на грани фантастики. Нам, гражданам, живущим в мирное время, тяжело понять, как можно после такой катастрофы снова лезть на рожон, снова сражаться с врагом, вновь и вновь защищать Родину.

Издания, награды, отзывы

Книга «Повесть о настоящем человеке» от корки до корки пропитана гуманизмом и настоящим, безмерным, советским патриотизмом. В свое время это произведение удостоилось Сталинской премии. Более восьмидесяти раз книгу издавали на русском языке, около пятидесяти раз была выпущена повесть на языках народов Советского Союза и почти сорок раз ее издавали за рубежом.

Русская писательница Елена Сазанович в одном из своих эссе написала, что эта повесть завоевала весь мир. Такая русская и такая советская, простая и сложная, понятная и немыслимая. Мир, далекий от советской реальности, восторженно принял ее. Только до 1954 года общий тираж насчитывал 2,3 миллиона экземпляров. Эта история стала популярной не только потому, что рассказывала о легендарном подвиге или учила мужеству. Прежде всего, это история о том, что каждый человек имеет шанс на жизнь, даже когда шансов уже нет. Главное знать, для чего ты существуешь в этом мире.

Читайте также:
Кутейкин - характеристика героя Недоросль, описание и образ персонажа

Время действия

Анализ «Повести о настоящем человеке» стоит начать с рассмотрения времени, когда происходят события. Не сложно догадаться, что это Великая Отечественная война. Время, омытое реками крови, изувеченное тысячами трагедий, сквозь мрак которых проступал неуверенный огонек героизма. Словами невозможно описать тот подвиг, что совершил народ. Отстаивая честь, достоинство и свободу своей Родины, солдаты, словно забывая о страхе, сражались до последнего.

Каждый, кто был на передовой, каждый, кто прикрывал тыл, каждый, кто заботился о раненых, – герой. И «Повесть о настоящем человеке» рассказывает нам об одном из таких героев, мужество и упорство которого стали легендой. Алексей Маресьев – это настоящий Человек, с большой буквы. Он стал олицетворением русского характера, берущего свои истоки с беззаветной преданности Родине.

Герой истории

«Повесть о настоящем человеке» Полевого рассказывает историю А. П. Маресьева. Такой человек действительно существовал. Он родился в 1916 году, работал токарем. В 1929-м вступил в ряды ВЛКСМ, принимал активное участие в строительстве Комсомольска-на-Амуре. В 1939 году в новом городе был создан аэроклуб с летной школой, недолго думая Маресьев подал туда документы. Хотя учиться и работать было сложно, но ему удалось успешно окончить летную школу и связать свою дальнейшую судьбу с летной авиацией. Начало Великой Отечественной он встретил в качестве летчика-истребителя. За время, проведенное в небе, сбил четыре вражеских самолета, когда ранней весной 1942 года в небе над Новгородом подбили его самолет и сам летчик оказался тяжелораненым.

Именно с этого момента ведет рассказ Борис Полевой в своей повести, меняя фамилию настоящего героя Маресьева на персонажа Мересьева.

Содержание сюжета

Итак, в содержании «Повести о настоящем человеке» говорится о том, что самолет военного летчика Мересьева был подбит и упал в чащу леса. Летчика тяжело ранили, его ноги в буквальном смысле были раздробленными, и он оказался в тылу врага. Восемнадцать долгих дней ему пришлось пробираться к своим. Желание жить позволило превозмочь невыносимую боль, голод и холод. Автор пишет, что Алексей не мог подумать ни о чем другом, кроме как о жгучей боли. Он делал неуверенные шаги, а когда не осталось сил идти, пополз. Им двигало только одно желание – снова оказаться в строю и сражаться за свою Родину.

Его спасли мальчики из лесной деревушки Плавни. Когда началась война, жители ближайших деревень вынуждены были поселиться в лесных окопах, которые сами и вырыли. Они страдали от голода и холода, но все же сохранили человечность и отзывчивость. Все они прониклись трагедией летчика и помогали, кто чем мог.

Самые сложные эпизоды – это жизнь Мересьева в военном госпитале. Из-за долгого пребывания на морозе в ногах развилась гангрена, поэтому врачам пришлось ампутировать ступни до голени. В этот период начинает съедать Алексея отчаяние. Для него жить – значило летать и сражаться, вот только летчику без ног невозможно даже думать о таких вещах. Иной раз герой задумывался, стоило ли ему вообще ползти столько дней, если бы он знал, что все так закончится?! В пистолете ведь еще оставалось три патрона!

Надежда

Но бывают в жизни встречи, которые меняют ее к лучшему. Тяжело больной комиссар Воробьев внимательно и с заботой отнесся к герою. Благодаря ему у Алексея появилась надежда, и началось настоящее сражение с собой и своей слабостью. При анализе «Повести о настоящем человеке» можно понять, что сил летчику придало неутолимое желание уничтожить врага, и ради этого он хотел как можно быстрее вернуться в строй. Он научился не только пользоваться протезами, но и сел за штурвал самолета.

Кульминационный момент – это первый полет Мересьева. Инструктор Наумов, видя радость пилота, просто не может дать команду «На посадку!». В глаза Алексея читается не просьба, а требование. Требование летать. И снова фронт. Решающее сражение с немецким асом. Победа далась Мересьеву нелегко, но «он впился в цель всей своей волей» и таки победил врага.

Даже без анализа «Повести о настоящем человеке» можно уверенно сказать, что это рассказ о выдержке, непоколебимом мужестве и любви к Родине. В трудные послевоенные годы эта история многих возвращала из пучины отчаяния. Борису Полевому таки удалось достучаться к каждому читателю и показать, что в самых нежизненных ситуациях можно жить и выжить. И более того, даже в нечеловеческих условиях всегда можно оставаться человеком.

Краткое содержание Полевой Повесть о настоящем человеке кратко и по главам

Произведение «Повесть о настоящем человеке», написанное советским писателем Борисом Николаевичем Полевым, повествует о нелёгкой судьбе военного лётчика.

Самолёт, которым управлял Алексей Мересьев, был сбит фашистскими орудиями и упал в лес. Лётчику удалось выжить, но при падении у него очень сильно пострадали ноги. Хотя Алексей оказался во вражеском тылу, он принял решение добраться до советских войск. Мужчина пополз в сторону фронта.

Больше двух недель Алексей полз, претерпевая голод и жажду. Один раз ему пришлось убить медведя, напавшего на него. Ценой невероятных усилий мужчина дополз до людей, которые накормили его и обработали раны. Оказалось, что у Алексея обморожены ноги. Затем отважный лётчик был отправлен в тыловой госпиталь, где ему ампутировали пострадавшие конечности.

Читайте также:
Мифология Древнего Рима - о возникновении, основные боги и существа

После операции мужчина стал думать о том, чтобы совершить самоубийство. Ведь он не представлял себе жизни без полётов. Спас его Сергей Воробьев — комиссар, который несмотря на свои ранения старался помочь всем. Сергей принёс и показал Алексею заметку в газете о русском лётчике, который продолжил полёты после ампутации ступней. Это известие придало сил Алексею.

После того, как ему подобрали протезы, он стал усиленно тренироваться. Алексей, несмотря на боль, стал ходить, затем бегать и прыгать. На лечении в санатории, куда его направили после госпиталя, мужчина даже стал танцевать.

Старания Алексея привели к нужному результату. При прохождении медицинской комиссии, все присутствующие были удивлены сообщением о том, что у мужчины нет ног. Как исключение из правил, врачи дали разрешение о том, чтобы лётчик продолжил полёты.

Алексей прибыл в учебный полк, где вновь учился управлять самолётом. Затем отважный лётчик вновь стал участвовать в воздушных боях. Ему удалось сбить больше десятка вражеских самолётов.

Борис Николаевич Полевой доказывает, что человек может достигнуть своей цели, если этого очень захочет.

Краткое содержание Повесть о настоящем человеке по частям

Часть 1

Шла Великая Отечественная война. Зимним днем 1942 года военный летчик Алексей Мересьев вступил в неравный бой с фашистскими самолетами. Его собственный самолет получил пушечный удар и начал рассыпаться в воздухе. Пока он еще мог лететь, пилот пытался увести машину с вражеской территории, больше всего он боялся фашистского плена.

Вот самолет начал падать, и, казалось, смерть неминуема. Но ветви сосны, в которые упал Алексей, спружинили, не дав летчику разбиться.

Когда Мересьев пришел в сознание, он не смог сразу понять, жив ли. Летчик услышал около себя чье-то дыхание. Оказалось, это медведь-шатун. Зверь был худой и голодный. Когда он хотел броситься на человека, пилот застрелил его из пистолета.

Алексею нужно было пробираться к своим. Он надеялся, что фашистов поблизости нет. Когда пилот начал вставать на ноги, он почувствовал сильную боль в ступнях. Но летчик знал – и на сломанных ногах надо идти. Он выломал две палки и отправился в нелегкий путь.

Кроме изувеченных ног Алексея мучил голод. Он растянул банку тушенки на неделю трудного пути, а потом питался лишь корой с деревьев да ягодами, найденными под снегом.

Когда силы совсем покинули мужественного человека, и он не мог уже ни идти, ни ползти, пилота нашли в лесу два мальчика. Дети позвали взрослых, и те привезли летчика в землянку.

В бору в землянках жили русские крестьяне, деревню которых сожгли немцы. Мересьева поселили у деда Михайло, однако все жители выхаживали летчика. День ото дня Алексею становилось все хуже. Дед Михайло сообщил о нем командиру эскадрильи, в которой служил Мересьев. Как оказалось, в зимнем лесу пилот провел восемнадцать дней.

Вскоре на военном самолете Алексей отправился в столичный госпиталь.

Часть 2

В госпитале стало ясно, что у Мересьева гангрена, а это означает, что стопы придется ампутировать. Пилота пугала перспектива остаться без ног, он даже не хотел, чтобы его мать и невеста узнали об этом.

В палате с Алексеем было еще трое раненых. Один из них – Григорий Гвоздев, танкист, обгоревший в танке. Состояние его было очень тяжелым, лейтенант был весь перевязан бинтами.

Спустя несколько дней в палату Мересьева добавился новый раненый. Его звали Семеном Воробьевым. Новенький, которого все называли комиссаром, к любому находит свой подход. С его приходом атмосфера в палате стала менее мрачной.

Избежать операции не удалось, стопы Алексею ампутировали. После этого состояние летчика было подавленным. Умерла надежда вернуться за штурвал самолета. Он так и не признался родным, что больше у него нет ног.

Однажды комиссар принес Алексею газету со статьей, в которой писали о пилоте, летающем на самолете с одной ногой. Когда Мересьев проворчал, что тому легче, у него нет лишь одной стопы, Воробьев ответил: «Ты советский человек». После этого уныние Алексея стало проходить, он поверил, что сможет снова летать.

Комиссар Семен Воробьев, который всех подбадривал и поддерживал, постепенно угасал. Первого мая его не стало. На похоронах комиссара кто-то сказал: «Настоящего человека хоронят». Мересьев решил, что тоже будет настоящим человеком.

Алексей твердо решил быть пилотом и упорно шел к цели. Он разработал комплекс специальных упражнений, которые делал, превозмогая боль. Потом начал осваивать ходьбу на протезах.

Своей невесте он предложил позабыть его, так и не сообщив ей о своем несчастье.

Часть 3

Долечиваться Мересьев отправился в подмосковный санаторий для летчиков. Там поначалу не поняли, какой может быть летчик без ног, но потом узнали, что он ходит на протезах. В санатории он начал учиться танцевать. В этом ему помогала Зиночка, медсестра. На первых порах танцы доставляли ему лишь муки, но, благодаря таким тренировкам, ощущение, что протезы сковывают культи ног, уменьшилось.

Пришло письмо от Ольги, в котором она писала, что копает окопы. Она отчитала Алексея за то, что тот не хочет разделить с ней свои беды. Оля спрашивает, неужели он отступится от нее, случись с ней что-нибудь. С этих пор молодые люди стали часто писать друг другу.

Врач, член комиссии, прибывшей в санаторий, не собирался брать Мересьева в авиацию, пока тот не станцевал. Но только спустя несколько месяцев, преодолев множество препятствий, Алексей попадает в тренировочную школу для летчиков. Наумов, инструктор Мересьева, составил для него специальную программу обучения.

Читайте также:
Сочинение Печорин — лишний человек, рассуждение об образе

Проучившись пять месяцев, Алексей должен был продемонстрировать свое умение полковнику. Командир был восхищен мастерством пилота и предложил ему место инструктора. Но Алексей сказал, что собирается воевать. Узнав, что у летчика вместо ног протезы, полковник оценил его подвиг.

Еще несколько месяцев Алексей тренировался в школе переподготовки. Там он оттачивал навык управления истребителем.

Часть 4

Летом 43-го Алексей приехал в полк для прохождения военной службы. Первый его боевой вылет совпал с битвой на Курской дуге. Ольга служила в саперных войсках, она была командиром взвода и уже имела орден Красной Звезды.

В одном из боев Мересьев уничтожил три вражеских самолета. За это он был назначен командиром эскадрильи.

После войны Алексею Мересьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Они поженились с Ольгой. Они жили счастливо и растили сына.

Эта книга учит мужеству, умению не опускать руки. В ней говорится о настоящем человеке, добившегося невозможного благодаря своей воле.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Полевой – Повесть о настоящем человеке. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Ранним утром Индюк разбудил жену и потребовал, чтобы она назвала его самым умным среди остальных птиц. Индюшка подтвердила. Тогда он заявил, что его мало уважают соседи. Особенно обижал Гусак своим молчанием.

Корабль бросил якорь у берегов жаркой Африки. Климат материка давал о себе знать: со стороны пустыни Сахары дул горячий ветер. Моряки чувствовали себя на корабле словно в душной бане. Всем хотелось освежиться в море.

Главными героями произведения представляются маленький мальчик и обычная лесная птица. Однажды мальчик обнаруживает гнездо, расположенное в ветвях дерева

В марте, когда природа еще не освободилась от зимнего сна, голодная пожилая волчица, чтобы прокормить свой выводок отправляется к человеческому жилью. Она хочет утащить из хлева ягнёнка

Повествование ведётся от первого лица, в нём рассказывается от том, что семилетний мальчик остаётся без отца с молодой мамой, которой ещё не исполнилось, даже двадцати пяти лет. Он также рассказывает, о том, как любила его мама, однако, были такие моменты

Сочинение Почему Печорин лишний человек

На первых порах 19 столетия начинают проявляться работы, основной темой которых является конфликт человека и общества. Появляется современный образ – “лишнего человека”, отвергнутый, и не только, людьми.

В произведении “Герой нашего времени” как раз и появляется этот образ по имени Григорий Александрович Печорин. Он происходит из влиятельной семьи дворян, из-за чего с самого детства всегда был окружен богатыми людьми. Но вскоре ему надоело богатое общество с бессмысленными потехами за деньги, то есть различные баллы, обеды, маскарады и так далее. Григорий был заинтересован больше в науке.

Внутренний мир Печорина пустовал, причиной этому было его развитие. С рождения он был вынужден жить пустой жизнью и его будущее было тоже пустым. Он писал в своем дневнике, что если он был скромен – его обвиняли в лжи; он стал скрытным, так как никто не дарил ему ласки; он стал злым, так как его оскорбляли; он был готов полюбить всех, но никто его не понял и он стал ненавидеть всех.

В произведении Печорина показывают, как жертва дворян. В результате этого с ранних лет он становился бездушным, грубым и эгоистичным человеком, он каждый раз понемногу отодвигался от общества.

В течении всего произведения Печорин старается бороться с пустотой внутри. Однако его попытки оказываются неудачными. Все что он затевал было провальным. Печорин это знает и мучается из-за этого. Его муки показываются в нескончаемом противостоянии между гуманизмом и цинизмом. Все эти страдания он написал в дневнике, в своей внутренней борьбе он лишал себя всем нужным для существования. Вот эти все страдания сделали его “лишним человеком” среди людей.

Еще Печорин измучен в моральном аспекте. Он не хочет знакомиться с людьми, беседовать с интересными собеседниками. У Печорина нет близких друзей, также ему никто не нравится. Печорин оправдывается тем, что дружба не опирается на равноправности, а на страхе лишиться свободы. В результате этого можно умозаключить, что Печорин придает внимание только своей свободе. Он так любит свободу, что грезит властью и хочет подчинить себе все и всех.

Доктор Вернер и Вера являются ближайшими людьми Печорина. С доктором они похожи своим одиночеством, душевной неустроенностью и складом ума. Вера — это первая девушка в мире, которую он любит восхищенно и благородно, но вскоре у них возникают препятствия, которые он не в силах решить. В его сердце всегда борются огненная страсть и ледяное безразличие. Эгоизм Печорина проявляет его безрезультативность во всем, так как он не делает ни добра, ни зла, уделяя внимание своим стремлениям и проблемам. Это говорит о том, что он замкнулся в себе.

Вариант 2

Григорий Печорин – главный персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Автор вложил в этого героя образ всей русской молодежной интеллигенции 19 века. Образ является собирательным, и Григорию Печорину Лермонтов присваивает статус «лишнего» человека. Необходимо разобраться, почему именно так.

Печорин – представитель дворянской интеллигенции. По своей натуре он человек очень деятельный, обладающий огромной жизненной силой и энергией. Однако герой не может найти свое место в жизни. Любое дело, за которое бы не брался Печорин, вскоре бросается им. Несмотря на молодой возраст и душевные силы, Григорий перестает увлекаться тем, чем увлекается большинство молодых людей. Он бросил занятия литературой, ему наскучили развлечения и светское общество. От безысходности своего положения герой попросту пускается в странствие.

Читайте также:
Милон - характеристика героя в комедии Недоросль, черты, образ

Как человек с деловой направленностью, Печорин мог бы вложить силы и время в важное дело. Но он не может найти свой жизненный путь. Растрачивая себя понапрасну, Печорин разочаровывается в самой жизни, а ведь для него она только начинается. Неудовлетворенный тем, как живет, герой причиняет боль и другим людям, окружающим его. По вине Печорина умирает Бэла и погибает Грушницкий. Всюду, где ступает нога Григория Печорина, происходит горе.

Однако нельзя сказать, что Печорин сам сделался таковым. Общество – вот причина его духовного опустошения. Ведь именно в обществе герой пытался сохранять честность и душевную доброту. Однако бездуховное и опустошенное общество не верила и доброту не понимало. Печорину пришлось стать тем, кем он стал.

Мечась от одного к другому, от эгоизма до безусловной любви к окружающим, Печорин противоречит сам себе. Жгучее желание действий и в то же время их ничтожность не дают покойной жизни герою. Он всякий раз анализирует собственные поступки, что, впрочем, не приносит никаких положительных результатов. Несмотря на активную деятельность, Печорин попросту становится неспособным положительно повлиять на ситуацию. Это делает его лишним и одиноким, где бы он ни находился. Не зря автор приводит Печорина к смерти. Ведь такому человеку нет места в жизни.

Не зря роман носит название «Герой нашего времени». В Печорине показан не один лишь человек, а вся молодежь девятнадцатого столетия. С богатым внутренним миром, но с опустошенностью души и безразличием к жизни.

Почему Печорин лишний человек

Несколько интересных сочинений

Григорий Мелехов – один из центральных персонажей в эпическом произведении М. Шолохова «Тихий Дон». Роман-эпопея является настоящей энциклопедией народной жизни

Пьеса начинается не совсем оптимистично, история о тяжелой жизни молодой девушки, которая в собственном доме не чувствует себя комфортно. Это и есть она – наша главная героиня.

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимаются различные проблемы, в том числе и касательно творчества, творческого пути, роли творца.

В роман «Мастер и Маргарита» встроен еще один роман о временах древнего города Ершалаима. Роман, написанный мастером о Понтии Пилате. Иешуа Га-ноцри является главной фигурой в этом романе, наравне с Пилатом.

Образ поэта и тема самой поэзии занимает большое место в творчестве Пушкина. Конечно, это важная и близкая Александру Сергеевичу тема.

Печорин лишний человек и почему сочинение 9 класс

В начале 19 века в русской литературе создаётся новый образ человека идущего порознь с привычными моральными устоями в обществе. Человека, мысли и поступки которого, воспринимаются иначе. Да и сам для себя такой человек; вечный скиталец в непроглядном тумане загадок и вопросов.

Пушкин изобразил таковой портрет в своём произведении «Евгений Онегин», где главный герой отдавал предпочтения лишь увеселениям жизни и полному отсутствию к её улучшению, да и вовсе, к каким то стремлениям.

У Лермонтова в этой роли выступает Григорий Печорин, потерявший малейший проблеск надежды в этом чужом для него мире. Он вырос в богатой дворянской семье окружённый изобилием и светским обществом. Не обделён был и мужской привлекательностью и вместе с тем, был очень сообразителен. Пользовался популярностью у лиц противоположного пола, на что сам герой смотрел с холодным равнодушием.

Довольно частое явление, когда на светских приёмах, Печорин зевал от скуки, смотря на всеобщую какофонию праздности, надменным, и ленивым взглядом. Наверняка можно предположить, что большая доля его бед вызвана, или скорее мотивирована скукой. Всю свою жизнь он ищет, чем можно заполнить эту гнетущую пустоту, куда можно направить свои силы и в чём раскрыть потенциал. Он отправляется прямиком под чеченские пули, предполагая, что игра со смертью разбудит в нём азарт в жизни. Но позднее обнаруживает, что привык и к этому.

Пламенное желание действовать и холодное бесстрастие. Вот между чем мечется герой. В нём не умерли чувства, но сам он их спрятал, дав себе обещание руководствоваться лишь рассудком. Но время от времени сердце всё же берёт верх над разумом и тогда он даже не задумываться и не жалеет последствиях. Ему нет дела до того, что он приносит людям несчастья, а иногда даже горе и смерть. Он ставит всё это на жертвенный алтарь, в своих триумфальных попытках обрести смысл жизни. «Верно, было мне назначение высокое, потому что чувствую в себе силы необъятные».

Лермонтов в своём произведении раскрывает проблему общества того времени. В самом названии произведения возможно, автор выразил иронию. Люди, не нашедшие себе пристанища в социальном строе. Люди, не способные противится собственным убеждениям и моральным оценкам становились – умными ненужностями. И как подметил Белинский в своей статье «Герой нашего времени – это грустная душа нашего времени».

Вариант 2

Русская литература 19 века создала новый образ человека своей эпохи, который конфликтует с обществом, а общество отвергает его. Такой образ создал и Лермонтов в романе «Герой нашего времени».

Название романа подсказывает нам, что его герой был типичным представителем своего времени, времени бездуховности и жестокого политического преследования людей передовых взглядов после разгрома восстания декабристов. В это время у молодежи не было возможности осуществить свои планы и идеи, поэтому в их сознании появлялось неверие и сомнение. Все эти черты, присущие целому поколению, автор и отобразил в образе главного героя произведения, которым есть Печорин.

Читайте также:
Шинель Гоголь - анализ, краткое содержание, тема, история создания

Печорин – это основной герой произведения, который проходит через все 5 глав романа. Он – «лишний человек» своей эпохи, но почему он стал таким? Почему он не нужен обществу?

Родился Григорий в богатой дворянской семье. Детство у него было радостным и безоблачным. Но в характере мальчика с ранних лет зарождались грубость, жестокость, лицемерие. Он впоследствии сам понимал это, записывая в дневник. С дневника Григория мы узнаем, что когда он говорил правду, ему не верили, вот и научился врать. Его не жалели, оскорбляли, вот и появились такие черты характера как злопамятность, ненависть ко всему окружающему и внутренняя пустота.

Юность также не принесла Печорину удовлетворения. Ему быстро наскучили балы и другие праздные события светской жизни с пустыми разговорами ни о чем. Он стал постепенно отдаляться от людей, теряя веру в жизнь. Печорин решил заняться наукой, много читает, но это занятие ему быстро становится скучным.

Можно сделать вывод, что среда, в которой он рос и заложила в его личность все пороки. Но с этими пороками он пытался бороться, хотя эта борьба была нерешительной и сводилась к нулю. Все, чтобы он не начинал делать, было обречено на провал и он очень страдает от этого.

Психологически он также слаб: боится заводить новые знакомства, общаться с умными людьми, иметь друзей, ибо в его понимании все это ограничит свободу. В нем идет внутренняя борьба между добром и злом. Его свободолюбивая натура боится потери независимости, поэтому он подчиняет все своей воле, даже любовь. Он замкнулся в себе и для него чужды добрые дела и поступки. Два человека ему близки – Вернер и Вера, но даже в отношении к ним он не может перебороть себя.

Главная трагедия Печорина в том, что он мог изменить свою жизнь, но его действия при этом были ничтожны. Он приносил только несчастья окружающим, нигде не мог найти применения своим силе и таланту, поэтому везде был лишним человеком. В конце романа Печорин осознает, что не мог найти свое место в жизни, он стал здесь лишним.

Рассуждение для 9 класса

Вообще, есть в литературе такая теория о «лишних» людях. И это не только Печорин! Онегин, например… Эти герои чувствуют себя вне общества, они не могут ощутить радости, любви, сделать что-то полезное, а для этого вдохновиться, загореться чем-то.

Действительно, Печорин видится лишним… Без него многим было бы лучше, он вносит только разрушение и раздор в жизни окружающих. Например, он точно разрушил жизнь Бэлы, внес ещё больший разлад в отношения между местным – горным населением и русскими. Пытался он внести разлад в жизнь контрабандистов, в отношения княжны и Грушницкого… Но и сам он не очень доволен этим – не счастлив. Если бы ему казалось всё это нормальным, то он стал бы злодеем, а он страдает. Говорит, что пытается найти себя, но ни в мирной жизни (в столице), ни на войне (на Кавказе), ему это не удаётся. Ему быстро всё надоедает! И все – тоже… Но он упрям и самолюбив, поэтому готов совершать назло, чтобы доказать самому себе.

Печорин сам отделяет себя от остального общества, не строит близких отношений. Даже в дружбе ведёт двойную игру! Он мог бы помочь Грушницкому и подружиться с княжной, а не влюблять её в себя (зачем-то). Мог бы оставить Бэлу в покое или, если уж вроде влюбился, то иметь совесть и силы продолжить их отношения. Григорий мог бы найти старшего друга и советчика в лице Максима Максимовича – мудрого и доброго, но отстранился от него. Сделал в итоге так, что стал этому человеку просто отвратителен!

Григорий Александрович видит, что не такой – без развитых чувств. Но вместо того, чтобы их развивать, он предпочитает осуждать себя. Ему бы остановиться! Прекратить следовать за своим эгоизмом! Печорин не находит себе цели – дела, всё ему кажется пустым, он ведь смеется над чувствами людей. Всем, что он делает, он издевается над людьми. Общество ещё не совсем его отвергло, но сделало бы это из-за его эгоистичных поступков.

Как и Онегин, он наблюдает за людьми, как будто они играют в театре. Никто не спорит, что наша жизнь – это игра, но ведь люди на самом деле испытывают чувства. Любят, страдают… А вот он сам не особенно понимает, как это – чувствовать. Опять же он знает этот свой «грех», но ничего не может сделать. Теперь бы его послали на курсы по развитию эмоционального интеллекта! Этому тоже можно научиться, было бы желание! И на тренинге нашли бы ему цель жизни, дело… Но в те времена он просто стал лишним! Тогда только появлялись такие люди.

Также читают:

Картинка к сочинению Печорин лишний человек и почему

Популярные сегодня темы

В своём произведении «В дурном обществе» Короленко затрагивает очень сложную тему – тему социального неравенства. Этой темой интересуются не только великие поэты и писатели, как прошлого

Читайте также:
Мальчики, Чехов: читать онлайн бесплатно

В своем произведении Лев Николаевич постарался показать весьма продуманную и интересную историю, в которой было бы можно разобраться в человеческой сути. Благодаря не оканчивающейся зацикленной композиции, автору удалось отобразит

Оказывается, в романе у Печорина есть двойники. Кто они? И зачем Лермонтов вводит их в роман? Чтобы глубже проникнуть во внутренний мир Печорина, понять его поступки. Чтобы читателю стал понятен образ Печорина.

М.Е. Салтыков-Щедрин в романе «История одного города» описал много персонажей, которые хотя и поражали своими странностями, но управляли городом Глуповым.

Материнская любовь это самая чистая и настоящая любовь, которая есть на этом свете. Любовь проявляется в заботе, ласке матери к своему ребенку. Это любовь, которая практически не требует отдачи

Почему Печорин «Лишний человек»? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Выполнила ученица 10 класса МКОУ «Никольская СОШ» Новоусманского района Воронежской области Саяпина Ирина Павловна

Проверила учитель русского языка и литературы Гордиенко Оксана Владимировна

Почему Печорин «Лишний человек»?

(по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся поэт и прозаик XIX века. Несчастливое детство, ранняя смерть матери, бесконечные распри между отцом и бабушкой – все это отразилось на творчестве писателя,придавая ему настроения грусти , одиночества и глубокого самоанализа .

Не смотря на то что Лермонтов прожил всего 27 лет , он достиг больших успехов и смог встать на одном уровне со своим кумиром – Александром Пушкиным . Условно творчество Михаила Юрьевича можно поделить на 3 периода : ранний (1828-1832 г.) , переходный (1833-1836г.) и зрелый (1837-1841 г ); переломным моментом между которыми является смерть Пушкина , имеющего особое влияние, как на личность , так и творчество Лермонтова .

Под впечатлением первой ссылки на Кавказ Михаил Юрьевич в 1837 году начинает работать над первым психологическим романом «Герой нашего времени». В центре произведения сложная и противоречивая личность – Григорий Печорин. Автора интересуют не столько события, сколько внутренний мир героя . Изображению и раскрытию образа Григория способствует особая композиция романа , состоящего из 5 частей , каждая их которых имеет собственное заглавие и сюжет . Лермонтов намеренно нарушает хронологический порядок глав , следующих друг за другом по принципу более глубокого проникновения в мир Печорина . сперва оценка действиям главного героя дается самим автором , затем оценка извне , то каким его видят современники . Но настоящим Печорин предстает в главах «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист », в которых происходит самораскрытие героя , его самоанализ , проявление способности видеть насквозь других людей и в какой то степени умение манипулировать ими . В предисловии Михаил Юрьевич называет Печорина «безнравственным человеком », а позже и сам герой назовет себя «нравственным калекой » «Герой Нашего Времени – портрет не одного человека : это портрет из пороков всего нашего поколения в полном их развитии »- отмечает писатель.

Печорин по типу героев является «лишним человеком». Герой данного типа – не просто отвергнутый обществом человек , это люди , которые не могут найти себе места в мире . Эти герои всегда находятся в конфликте с современным для них обществом , они способны видеть пороки других людей , но не способны им противостоять .

Печорин молодой человек из дворянской семьи. Сперва юноша наслаждается тем, что можно купить за деньги , вскоре ему это надоедает. Григорий попадает в высший свет, любовь светских красавиц раскаляла в нем самолюбие и воображение, но сердце героя оставалось пустым . Печорин решает обучаться наукам , но и это для него становится скучным . Герой находится в постоянном движении ,надеясь хоть где-то найти себе место . Вскоре его переводят на Кавказ, в нем селится надежда , что «скука не живет под чеченскими пулями», но уже через месяц близость смерти становится привычкой и герой теряет последнюю надежду . Жизнь Григория Александровича становится пустее день ото дня и он старается убедить себя , что путешествия по Америке , Аравии , Индии наскучат ему не так скоро. В главе «Максим Максимыч» герои находят странности в Печорине: «в дождик , в холод целый день на охоте ;все зябнут ,устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет ,уверяет, что простудился ; бывало , по целым часам слова не добьешься , зато уж иногда как начнет рассказывать , так животики надорвешь со смеха». Также про него говорили : «Его холодный металлический взгляд. Глаза не смеялись – признак злого нрава или постоянной грусти»- одна из главных черт «лишнего человека», герой постоянно хандрит. «Его походка была небрежна и ленива, но он не размахивал руками при ходьбе »- верный признак того ,что он скрытен . Черты скрытности и эгоизма проявляются при встрече Печорина с бежавшим к нему после длительной разлуке штабс-капитаном . Максим Максимыч хотел кинуться на шею Григорию , но тот довольно холодно, но с приветливой улыбкой протянул ему руку. Сколько бы герои не просили Печорина остаться с ними , хотя бы еще часа на два, Печорин в спешке решил их покинуть . О себе герой говорит , что у него несчастный характер , сам несчастен и приносит его другим . Ведь по его вине была убита Бела , от его руки погибает Грушницкий, люди вокруг него не могут быть счастливы. Также Григорий Александрович говорит о двойственности своей натуры: «Во мне два человека, один делает ,другой мыслит и судит ».

Печорин не боится давать оценку обществу, при этом постоянно анализирует самого себя, он мыслитель и тонкий психолог . В своих пороках он винит общество, в котором он вырос . в главе «Княжна Мери », Григорий делится с героиней: «Все читали на моем лице признаки дурных чувств ,которых не было; но их предполагали и они родились ; моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом». Печорин чувствует себя выше других людей, в глубине сердца давно умерли чувства, в нем родилось отчаяние .

Читайте также:
«Песня о буревестнике» 📚 краткое содержание поэмы М. Горького, анализ, главные герои, основная тема и мысль, жанр произведения

Именно все это и делает Печорина «лишним человеком», который появился раньше своего времени.

Сочинение на тему: «Почему Печорин — лишний человек» — рассуждение о трагедии героя

Причина индивидуальности

Григорий отличается эгоистичностью натуры. Печорин объясняет такое состояние внутренней пустотой. Почему юноша стал смотреть за людьми со стороны, как за актерами сценических представлений? Жизнь мальчишки была пустой и однообразной. Все поступки интерпретировались, по мнению Григория, неправильно, на свое усмотрение. Его анализировали такие же пустые люди, развращенные ленью и достатком. Мальчик хотел быть скромным, его пытались в чем-то изобличить, он стал скрывать свои чувства и мысли.

Не получая ласки и искренней заботы, он становится злым и жестоким. Юноша верил в любовь и ждал ее, но от непонимания стал ненавидеть женщин и мужчин. Постепенно Григорий отодвигается от дворянского общества, не находит настоящих друзей среди военных. Он начинает ощущать себя «лишним человеком». Наблюдая со стороны за происходящим, проводя постоянные эксперименты, где в центре стоят человеческие отношения, он становится проницательным циником, знающим наперед результат своих действий.

Разносторонние интересы

Печорина нельзя считать лишним по причине не умения найти свое предназначение из-за недостатка ума. Григорий умен и развит. Он мог быть дать обществу много полезного, но видя суть дворянского разобщения, интерес теряется ко всему. Печорин увлекается литературой, остывает к ней, становится завсегдатаем столичных вечеров, но и привычные развлечения молодежи ему становятся тяжелы и скучны. Печорин начинает странствовать по стране. Григорий везде пытается найти применение своим силам и интересам, но его «эгоистичная натура» причиняет горе людям, оказывающим у него на пути. Бэла, Ундина, Мери – женщины, страдающие от действий Печорина. Жалко слепого мальчика, оставшегося с нищей старухой без средств для существования. Тема лишних людей перекликается с развитием новой молодежи.

Образ «лишних людей» в русской литературе 19 века (на примере Евгения Онегина и Григория Печорина)

Русская классическая литература признана во всем мире. Она богата многими художественными открытиями. Одним из этих открытий является образ «лишнего человека», «изобретенный» русскими писателями 19 века. Самыми известными «лишними людьми» в русской литературе стали Евгений Онегин из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и Григорий Александрович Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Евгений Онегин – представитель аристократии. Он вырос и воспитывался по всем правилам «хорошего тона». Онегин блистал в свете. Он вел богемный образ жизни: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Его времяпрепровождение ничем не отличалось от жизни «золотой молодежи» того времени. Но Онегину все это очень быстро надоело. Ему стало скучно и на балах и в театре: «Нет рано чувства в нем остыли, Ему наскучил света шум…». Это первый штрих к портрету «лишнего человека». Герой стал чувствовать себя лишним в высшем обществе. Он становится чужд всему, что его так долго окружало. Онегин пытается заняться какой-либо полезной деятельностью («зевая, за перо взялся»). Но барское восприятие и отсутствие привычки к труду сыграли свою роль. Герой не доводит до конца ни одно их своих начинаний. В деревне он пытается заняться устройством жизни крестьян. Но, проведя одну реформу, благополучно бросает и это занятие. И здесь Онегин оказывается лишним, неприспособленным к жизни. Лишний Евгений Онегин и в любви. В начале романа он не способен любить, а в конце его отвергают, несмотря на духовное перерождение героя. Сам Онегин признается, что «в любви он инвалид», неспособный испытывать глубокие чувства. Когда же он наконец понимает, что Татьяна – его счастье, та не может ответить герою взаимностью. После дуэли с Ленским в подавленном состоянии Онегин покидает деревню и начинает странствовать по России. В этих путешествиях герой переоценивает свою жизнь, свои поступки, свое отношение к окружающей действительности. Но автор не говорит нам, что Онегин начал заниматься какой-то полезной деятельностью, стал счастливым. Финал «Евгения Онегина» остается открытым. Нам остается лишь догадываться о судьбе героя. Образ Печорина – главного героя романа «Герой нашего времени» — одно из главных открытий М.Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин – представитель своей эпохи, вернее, лучшей части дворянской интеллигенции 20-ых годов 19 века. Но и он не может найти себя, своего места в жизни. Изначально Григорий Александрович наделен большими способностями. Он умен, образован, талантлив. На протяжении всего романа мы наблюдаем за жизнью, мыслями, чувствами этого героя. Он смутно ощущает, что светская жизнь с ее пустыми развлечениями его не устраивает. Но Печорин не осознает, чего он хочет от жизни, чем он хочет заниматься. Больше всего этому герою мешает жить скука. Он борется с ней, как может. Одно из главных развлечений для Григория Александровича – любовные приключения. Но ни одна женщина не может придать смысл жизни Печорина. Единственная женщина, которую герой по-настоящему ценит, – это Вера. Но и с ней Печорин не может быть счастлив, потому что боится любить, не умеет этого делать (как и Евгений Онегин). Григорий Александрович склонен к самоанализу, размышлениям гораздо больше, чем Онегин. Печорин анализирует свой внутренний мир. Он пытается найти причину своего несчастья, бесцельности жизни. Герою не удается прийти ни к какому утешительному выводу. В пустых развлечениях он растратил все свои силы, свою душу. Теперь у него нет сил на сильные эмоции, переживания, на интерес к жизни. В конце концов, герой погибает, следуя его же предсказаниям. Онегин и Печорин во многом похожи. Оба они дворянского происхождения, оба от природы наделены недюжинными способностями. Оба блестящие кавалеры, светские франты, разбивающие женские сердца. Но это для них – скорее дело привычки, чем истинная потребность. В душе оба героя чувствуют, что это им совсем не нужно. Они смутно хотят чего-то настоящего, искреннего. И Печорин, и Онегин хотят найти применения своим большим возможностям. Каждый из героев по-своему стремится к этому. Онегин больше действует (пробовал писать, хозяйствовать в деревне, путешествовал). Печорин же больше склонен к размышлению и самоанализу. Поэтому о внутреннем мире Григория Александровича мы знаем гораздо больше, чем о психологии Онегина. Но если на возрождение Евгения Онегина мы можем еще надеяться, то жизнь Печорина заканчивается трагически (он умирает от болезни по дороге). Он умирает несчастным человеком с нереализованными способностями и болью в сердце. Оба героя, несмотря на успех у женщин, не находят счастья в любви. Во многом это объясняется тем, что они большие эгоисты. Часто чувства других людей для Онегина и Печорина ничего не значат. Для обоих героев ничего не стоит разрушить мир других, любящих их, людей, растоптать их жизнь и судьбу. Печорин и Онегин во многом похожи, многим различаются. Но главная их общая черта – это неспособность героев реализовать себя в своем времени. Поэтому оба они несчастны. Имея большие внутренние силы, Евгений Онегин и Григорий Печорин не смогли принести пользы ни себе, ни окружающим людям, ни своей стране. В этом их вина, их беда, их трагедия…

Читайте также:
Сочинение про Новый год ✒ описание и история новогоднего праздника, рассуждения о красивых семейных традициях и обычаях в России

Умение управлять и руководить

Печорин стремится найти в жизни острые ощущения, чтобы понять смысл и почувствовать новые яркие моменты. Он не боится чеченских пуль, идет на дуэль, зная о незаряженном пистолете, входит в дом убийцы Вулича. Пули перестают его пугать, дуэль он подводит к трагическому результату для Грушницкого, пьяный казак не справляется с Печориным. Григорий понимает, что сам руководить своей судьбой и способен играть судьбами других. Он признается, что «было мне высокое предназначение».

Печорин чувствует «в себе силы необъятные», но не находит им применения. Герой своего времени, если исходить из названия повести «Герой нашего времени», становится лишним человеком. Как и почему такое возможно? Это признак времени. Люди, умные, деятельные и энергичные, уходят от общества, становятся нелюдимыми или жестокими, изменить собственные убеждения они не в силах, но и изменить окружающее не могут. Герой времени – «грустная душа» эпохи, по мнению В.Белинского, тип людей, отвернувшихся от общества.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению. Вместо того, чтобы творить добро, помогать окружающим, он играет ими, и игры эти, как правило, заканчиваются трагически. Именно такой конец получила история с горянкой Бэлой, выкрасть которую Печорин подговорил её брата. Добившись любви свободолюбивой девушки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой мстительного Казбича.

Игра с княжной Мери тоже не привела ни к чему хорошему. Вмешательство Печорина в её отношения с Грушницким имело результатом разбитое сердце княжны и смерть на дуэли Грушницкого.

Умение анализировать

Блестящее умение анализировать Печорин демонстрирует в разговоре с доктором Вернером (глава «Княжна Мери»). Он совершенно точно логически вычисляет, что его персоной интересовалась княгиня Лиговская, а не её дочь Мери. «У вас большой дар соображения», – отмечает Вернер. Однако этот дар опять-таки не находит достойного применения. Печорин, возможно, мог бы делать научные открытия, но в изучении наук он разочаровался, потому что увидел, что в его обществе знания никому не нужны.

Независимость от мнения окружающих

Описание Печорина в романе «Герой нашего времени» даёт многим повод обвинить его в душевной чёрствости. Нехорошо, казалось бы, поступил он по отношению к старому приятелю Максиму Максимычу. Узнав, что его сослуживец, с которым они вместе съели не один пуд соли, остановился в том же городе, Печорин не поспешил встретиться с ним. Максим Максимыч был очень расстроен и обижен на него. Однако виноват Печорин, по сути, только в том, что не оправдал ожиданий старика. «Неужели я не тот же?

Храбрость

Храбрость и бесстрашие – это свойства характера, благодаря которым можно было бы сказать «Печорин – герой нашего времени» без какой-либо двусмысленности. Они проявляются и на охоте (Максим Максимыч был свидетелем, как Печорин «ходил на кабана один на один»), и на дуэли (он не побоялся стреляться с Грушницким на заведомо проигрышных для него условиях), и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося пьяного казака (глава «Фаталист»).

Самолюбие

Печорина нельзя назвать тщеславным, падким до похвал, но он достаточно самолюбив. Его очень сильно задевает, если женщина не считает его лучшим и отдаёт предпочтение другому. И он всеми силами, любыми способами стремится завоевать её внимание. Так произошло в ситуации с княжной Мери, которой сначала понравился Грушницкий. Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Читайте также:
Тихое утро краткое содержание рассказа Ю. Казакова

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли. Будь у него достойное дело, это стремление быть первым позволило бы ему достичь огромных успехов. Но ему приходится давать выход своим лидерским задаткам таким странным и разрушительным образом.

Эгоизм

В сочинении на тему «Печорин – герой нашего времени» нельзя не сказать и о такой черте его характера, как эгоизм. Он не очень печётся о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, для него имеет значение лишь удовлетворение собственных потребностей. Печорин не пощадил даже Веру – единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил. Он подставил её репутацию под удар, побывав у неё ночью в отсутствие мужа. Яркой иллюстрацией его пренебрежительного, эгоистичного отношения является загнанный им любимый конь, так и не сумевший догнать карету с уехавшей Верой. По дороге в Ессентуки Печорин увидел, что «вместо седла на спине его сидели два ворона». Более того, Печорин иногда наслаждается страданиями других. Он представляет, как Мери после его непонятного поведения «проведёт ночь без сна и будет плакать», и эта мысль доставляет ему «необъятное наслаждение». «Есть минуты, когда я понимаю Вампира…» – признаётся он.

Итог жизни лишних людей

Печорин погибает. Автор пытается донести до читателя несколько важных истин. Человек должен иметь цель. Бессмысленное прозябание приводит к гибели физической или моральной. Какая страшнее, непонятно. Часть людей живут, не принося пользы обществу, но их и не интересует это. Такие люди празднуют, веселятся, кажется, ведут яркую интересную жизнь. На деле это однообразие, завершающее разложение души. Печорин мог стать лидером движения молодежи к лучшему, но он принимает образ скучающего в буре. Нет сопротивления, нет и развития. Жизнь останавливается. Герои превращаются в никчемных наблюдателей, не желающих помочь, разрушающих и медленно умирающих.

«Лишние люди» появляются в любую эпоху. Одни рождаются раньше времени, другие живут прошлым веком. Написать сочинение «Печорин – «лишний человек» можно, взяв за основу предложенный рассуждения.

Поведение Печорина – результат влияния обстоятельств

Но можно ли назвать это дурное свойство характера врождённым? Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Вот что сам он поведал княжне Мери: «…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой».

Оказавшись в окружении, не соответствующем его внутренней сущности, Печорин вынужден ломать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот откуда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его внешность. Автор романа рисует портрет Печорина: смех при несмеющихся глазах, дерзкий и одновременно равнодушно-спокойный взгляд, прямой стан, обмякший, как у бальзаковской барышни, когда он сел на скамью, и другие «нестыковки».

Печорин и сам осознаёт, что производит неоднозначное впечатление: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». А правда в том, что под влиянием внешних обстоятельств его личность претерпела настолько сложные и уродливые деформации, что отделить в ней плохое от хорошего, настоящее от ложного уже невозможно.

В романе «Герой нашего времени» образ Печорина является нравственным, психологическим портретом целого поколения. Сколько его представителей, не найдя в окружающих отклика «души прекрасным порывам», были вынуждены приспособиться, стать такими же, как все вокруг, или – погибнуть. Автор романа Михаил Лермонтов, чья жизнь оборвалась трагически и преждевременно, был одним из них.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Герой нашего времени»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Герой нашего времени»
  • для самых любопытных — Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
  • для самых крутых — Читать «Герой нашего времени» полностью
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: